Образ и характеристика гриши разлюляева в пьесе “бедность не порок” островского

Презентация на тему: А.Н.Островский “Бедность не порок”

Описание слайда:

А.Н.ОстровскийБедность не порокПрезентацию подготовилаУченица 9 класса МБОУ «Лицей г. Отрадное»Смирнова Роксана2012 год

Описание слайда:

А.Н.ОстровскийБедность не порокСодержание пьесыАнализ произведенияГерои пьесы

Описание слайда:

Островский родился 31 марта 1823 года в семье воспитанника духовной академии. Отец выбился в чиновники, дед был священником. В 1831 году, когда ему не было еще 9 лет, умерла мама. В 1835 году отец пишет в московскую гимназию письмо-прошение о принятие молодого Островского в гимназию. Поступил он сразу в 3 класс и учился с умеренным успехом.

Островский успешно занимался с учителем музыки, умел читать ноты, что помогло ему в дальнейшей жизни. В его семье все любили читать и ему это чувство прививалось с самого раннего детства. Получив доступ к отцовской библиотеке он стал заядлым читателем. Больше всего он люби читать Пушкина, Грибоедова.

Обратите внимание

В 40-м году закончил гимназию и получил право поступать в университет без экзаменов.

Описание слайда:

Скрепя сердце, Островский написал прошение о поступлении в Императорский Московский университет на юридическое отделение. Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго курса перестал посещать занятия. Деканат университета решает оставить его для повторного курса. Но в это время он уже работал в своем театре. Сам театр его вдохновлял.

Островский считал, что в театре его жизнь. Едва ли не все деньги перепадающие от отца, он тратил на билеты в театр. В 43-ем году он провалил экзамены в университете и был отчислен. 19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем.

Находясь в суде, разбирая различные дела, он написал первый рассказ «От великого до смешного один шаг».

Описание слайда:

И впервые в конце поставил дату. В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!». Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество пьес, книг Островского. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа.

Обратите внимание

Пьесы Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из величайших его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев. В биографии Александра Николаевича Островского почетное место занимает театральное дело.

Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Описание слайда:

Бедность не порокБедность не порок» (первоначальное название «Гордым Бог противится») — комедия в трёх действиях Александра Николаевича Островского. Написана в 1853 году.

Это гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.

Важно

 Премьера состоялась в Малом Театре 25 января 1854 г при деятельном участии Островского.

Описание слайда:

Тема, идея пьессыПроблемы выбора жизненного пути, власть денег, зависимость от внешних обстоятельствГерои преодолеваютпрепятствия, совершают поступки, приводят аргументы, отстаивая свою позицию, терпят временные неудачи, но надеются на лучшее. Слабый герой становится сильным, самодостаточным.

Описание слайда:

Действующие лицаГордей Карпыч Торцов, богатый купец.Пелагея Егоровна, его жена.Любовь Гордеевна, их дочь.Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся.Африкан Савич Коршунов, фабрикант.Митя, приказчик Торцова.

Яша Гуслин, племянник Торцова.Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца.Анна Ивановна, молодая вдова.Маша и Лиза подруги Любови Гордеевны.Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова.

Арина, нянька Любови Гордеевны.

Описание слайда:

Действующие лицаСреда купеческаяМотив – чувства Мити и его невесты взаимныНеравенство

Описание слайда:

Содеожание пьесы1 действие2 действие3 действие

Описание слайда:

1 действиеОбъемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

Описание слайда:

2 действиеДействие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта.

Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной.

«Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

Описание слайда:

Совет

Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим.

«Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым.

Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги.

Описание слайда:

Новая комедия господина Островского “Бедность не порок” была его новым сценическим триумфом и в то же время сигналом жесточайших обвинений, какие только выпадали на долю нашему автору. Комедия эта, в свое время служившая предметом таких сильных споров, принадлежит к числу недостаточно оцененных даже друзьями г.

Островского, даже теми людьми, которые… ни на шаг не отступали в своей симпатии к его светлому дарованию. Поэтому мы приглашаем всех внимательных и беспристрастных судей перечитать ее сызнова, на свободе, медленно и не увлекаясь никакими наперед составленными воззрениями.

В произведении этом они найдут неоспоримые недостатки постройки, слишком крутую и прихотливую развязку, некоторую бедность комических положений, но погрешности эти с избытком выкупятся разительными, первоклассными красотами. …

По крайней мере изо всех его произведений подобную поэзию находим мы лишь в трех, кроме комедии нами названной, то есть в комедии “Бедная невеста”, в драме “Не так живи, как хочется” и в “Воспитаннице”.

Описание слайда:

Совет

Во множестве сцен и подробностей разлита поэзия, нами указанная, поэзия здоровая и сильная, от которой Русью пахнет, в самом лучшем смысле этого выражения.

Она сказывается в отношениях Любима Торцова к бедному мальчику, его пригревшему, в раздирающем душу прощании молодых любовников под глазами плачущей матери в отдаленном уголку дома, в милом и симпатическом лице бойкой вдовы Анны Ивановны и наконец в капитальной сцене всего произведения, которая обнимает собою святочный вечер в доме Торцова, устроившийся в отсутствии грозного хозяина. Святочный вечер в “Бедность не порок” у нас как будто перед глазами. До сих пор, вспоминая его, словно переносишься в детские годы и оттого испытываешь сладкую теплоту на сердце. Как мила и приветлива старушка хозяйка, которая сама когда-то любила плясать и хорошо пела песни, покуда суровый муж не полез в бары, и старушки гостьи, так весело глядящие на поющих девушек, и хлопотунья Анна Ивановна, всегда веселая и покладистая, и эти девушки с подблюдными песнями, и коза с медведем, и все эти чистые радости, оттененные страхом, что вот сейчас все кончится и наступит неожиданная катастрофа…

Описание слайда:

Обратите внимание

Откинемте же рутинную высокомерность, которая гнездится во всех нас, как бы мы просты ни были, позабудем то, что до сей поры в изображениях купеческого быта видали мы лишь грязь и безнравственность, постараемся взглянуть на участников этой святочной беседы, как следует русскому человеку глядеть на хороших русских людей, и тогда, может быть, с глаз наших спадет завеса, скрывающая от нас такую простую и так близкую нам поэзию! О недостатках разбираемой комедии мы уже сказали вкратце, и ввиду красот, какими они выкупаются, на них сетовать невозможно, но тем не менее мы считаем долгом указать на один из сказанных недостатков, ибо он мелькает в нескольких последующих трудах г. Островского и тем заставляет предполагать в даровании нашего автора одну складку, от которой он может и должен освободиться. Погрешность, о которой идет речь, есть крутое и прихотливое обращение с интригой пьесы; обращение, может быть, еще имеющее некоторое значение на театре, но неприятно поражающее в чтении. Гордей Карпыч Торцов, столько времени занятый дурными делами и промыслами, столько лет мучивший свою семью, пренебрегавший родным братом и грубо попрекавший Митю его бедностью, вследствие небольшой побранки и просьб Любима вдруг обращается на путь добрый, раскаивается в своем прошлом, наконец дает неожиданно благополучный поворот всей истории любовников.

Описание слайда:

В другом, даже очень даровитом писателе, мы могли бы отнести такой грех к бедности драматического соображения, но можно ли подумать что-нибудь подобное про автора “Бедной невесты” и комедии “Свои люди — сочтемся”.

Есть заслуги, после которых непозволительна тень сомнения в ценителе; есть успехи, после которых малейшее слово осуждения должно быть взвешиваемо десять раз и потом только выговариваться.

Погрешность художественной отделки? Но как обвинить в нехудожническом деле того писателя, у которого в малейших произведениях, ускользающих от нас по своему объему и объему статьи нашей, всюду виден ум сильного мастера и ряд неожиданных сценических соображений? Вернее будет предположить, что пьеса, нами разбираемая, поступила на сцену и в печать слишком скоро, не прочитанная лишний раз автором. Небольшая подготовка развязки, несколько приготовительных фраз Гордея Торцова, несколько заранее высказанных объяснительных черт его характера, могли бы сгладить всю шероховатость, на которой мы теперь поневоле останавливаемся. Такое нетрудное дело мог бы выполнить драматург только что талантливый — у г. Островского, быть может, самая сказанная подготовка явилась бы рядом метких выражений и мастерских подробностей.
Описание слайда:

Гордей Карпыч ТорцовПелагея Егоровна ТорцоваЛюбовь ГордеевнаМитяЛюбим ТорцовАфрикан Савич КоршуновЯша ГуслинГриша Разлюляев

Описание слайда:

Значение фамилии Торцов:«Торец” в словаре Ефремовой1) Деревянный брусок, бревно со стороны своего поперечного разреза.2) Поперечная – короткая – сторона, грань чего-л.3) Короткий, обычно шестигранный брусок поперечно разрезанного бревна для мощения улиц.4) разг. Мостовая из таких брусков.

Обратите внимание

5) Поперечный разрез бревна, бруса, а также вообще поперечная грань балки, доски, стола, книги (боковой, верхний или нижний срез её листов). 6) Жарг.

Лицо Значение имени ГордейТолковый словарь Ожегова: Гордость – завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими.

Описание слайда:

Важно

Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Имя ее издавна было распространено на Руси, оно и является ее главной характеристикой. Пелагея – приверженка старорусских традиций, «закидоны» мужа она не понимает и не принимает.

Описание слайда:

Ее имя – словно неоновый указатель на ее чувства к Мите. Впрочем, отчество тоже играет важную роль – как ни крути, от отца в ней тоже немало. Да-да, та самая гордость, но не возведенная в ранг гордыни, в отличие от ее отца.

Описание слайда:

Митя. Просто Митя. Примечательно, что автор не дает нам ни его имени, ни отчества. Этим он словно подчеркивает простоту и скромность данного персонажа. В комедии никто не называет его полным именем, все используют именно это уменьшительное.

Описание слайда:

У этого персонажа говорящими являются как имя, так и фамилия. Любим – потому что его все любят, уважают, сочувствуют. Торцов – потому, что ранее он был очень похож на брата Гордея, вел такой же образ жизни. Таким образом, через фамилию автор подчеркивает сходство братьев.

Описание слайда:

Здесь наблюдается очевидная дисгармония между его именем и отчеством. Савва – исконно русское имя. Значение имени Савва Имя Савва – теплое, мягкое, и его обладатель тоже щедр на душевное тепло, которое он дарит и родным, и друзьям, и просто незнакомым людям, нуждающимся в этом тепле.

Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может. Савва – прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Он чужд мелочности, интриг и склок.

Важно

Он тянется к знаниям, рано проявляет интерес к литературе, но не дешевым детективам, а к той, что дает пищу его уму. Свою цельность он сохраняет и в браке, не размениваясь на мимолетные интрижки.

Бескомпромиссность этих мужчин, верность принципам нередко оборачиваются им во вред – их карьера никогда не движется по накатанной дороге. Там, где не мешало бы пригнуться, чтобы гроза прошла мимо, Савва будет стоять во весь рост.

Описание слайда:

Совет

Островский не обидел своим вниманием и второстепенных персонажей. Фамилия Яши говорит нам об его главном увлечении – музыке. Имя же его подчеркивает его простоту и свойский характер.

Описание слайда:

Гриша обладает, пожалуй, самой нелестной фамилией во всей комедии. Его фамилия говорит о том, что он любит поболтать, но болтовня его пустая, за ней ничего не стоит – ни смысла, ни готовности к действиям.

Описание слайда:

«Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал он в «москвитянинский» период.

Читайте также:  Образ и характеристика лонгрена в повести-феерии "алые паруса" а. грина: описание внешности и характера

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/anostrovskijj-bednost-ne-porok.html

Битва цивилизаций. Бедность не порок

Всем известно, что классика – это те произведения, которые, будучи созданы в разное время, преодолевают границы времени, и остаются значимыми навсегда. Лучшие произведения классической литературы с течением времени становятся еще более актуальными. Именно к таким произведениям можно отнести одну из ранних пьес А. Н.

Островского «Бедность не порок». Внешне, казалось бы, это простая история о том, как отец-самодур захотел отдать свою дочь за богатого старика, но затем вовремя одумался и соединил жизнь Любови Гордеевны с любимым ею, но бедным приказчиком Митей. Однако серьезный анализ пьесы, а тем более просмотр спектакля наводят на более глубокие размышления.

Нам посчастливилось в Рождественский вечер 7 января посмотреть спектакль по этой пьесе в Государственном Академическом Малом театре в постановке замечательного режиссера Александра Коршунова.

Следует сказать, что в этот прекрасный зимний вечер была особая атмосфера: начались святки, публика шла на этот традиционно святочный спектакль как на праздник. В зале был аншлаг. Малый театр остался одним из немногих коллективов подлинно реалистического искусства, оазисом русской культуры, русского духа.

Островский всегда занимал в его репертуаре основное место. Недаром Малый театр также носит название Дом Островского.

Пьеса «Бедность не порок» имеет более чем 160-летнюю традицию в Малом театре. Роли в этом спектакле в разное время исполняли самые выдающиеся актеры: П. М. Садовский (друг Островского, которому он и посвятил эту пьесу), М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая, О. О. Садовская, Е. Д. Турчанинова, Н. К.

Яковлев, В. Н. Рыжова, Т. П. Панкова. Новая постановка осуществлена А. Коршуновым в 2006 году. В спектакле бережно сохраняется язык и стиль Островского, и в то же время он является очень современным.

Главной идеей спектакля, на наш взгляд, является столкновение двух цивилизаций – Русской и Западной (англо-саксонской).

Обратите внимание

Эту идею можно найти как в тексте пьесы, так и в талантливой игре актеров. Олицетворением русского мира является Пелагея Егоровна, жена богатого купца Гордея Карпыча Торцова.

Эта роль талантливо исполнена актрисой Татьяной Лебедевой.

Вокруг нее собираются близкие по духу люди: дочь Любовь Гордеевна, нянька Арина, бедный приказчик Митя, племянник Яша Гуслин, молодая вдова Анна Ивановна и другие.

Ключевыми словами Пелагеи Егоровны является фраза: «Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русский-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были». Именно здесь выражен менталитет русского народа: приверженность коренным основам своей культуры, жизнь в русле Традиции.

Своеобразным ренегатом, поправшим родную культуру, является Гордей Карпыч Торцов. Мощно и ярко эта роль представлена в исполнении Дмитрия Кознова. Островский вскрывает для нас и причину духовного падения Гордея Карпыча. Как это часто бывает у талантливого драматурга, она скрыта даже в его имени – это гордость.

Пелагея Егоровна объясняет Мите: «Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит!» Вследствие этой гордыни Гордей Карпыч, связавшись с фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым, живущим по стандартам Западной цивилизации, попирает родные устои.

«И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось.

Уж я так думаю, что это враг его смущает!» — такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Гордость, как это известно из православного вероучения, является «матерью всех грехов».

Есть в пьесе и еще один герой, который на сцене не появляется, действует косвенно, но существование его очень важно для понимания сути конфликта – это англичанин, директор фабрики, принадлежащей Африкану Савичу. Та же Пелагея Егоровна говорит: «Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином все пьют.

Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да!» Таким образом выстраивается вся «порочная цепочка»: англичанин, пьянствуя с Африканом Савичем, прививает ему свои «ценности», а тот «отравляет» ими впавшего в гордость Гордея Карпыча. Помутнение разума доходит до того, что Гордей Карпыч решил отдать свою дочь замуж за старика Африкана Савича.

Важно

На пороге этого страшного, греховного события заканчивается второе действие пьесы. Однако у зрителя уже есть доброе предчувствие – святочный спектакль не может закончиться плохо, какие-то добрые силы должны вмешаться и восстановить справедливость. Одной из таких добрых сил в спектакле является брат Гордея Карпыча – Любим Карпыч Торцов.

Опять же в имени зашифровано его ключевое свойство – любовь к людям. Это своеобразный юродивый: пьяница, опустившийся на дно жизни, однако не утративший совесть и чувство справедливости. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым.

И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его очей. Он вдруг начинает видеть ситуацию совсем другими глазами, понимает, что чуть не совершил тяжкий грех: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия».

Только смирившись, утратив гордыню, вернувшись к коренным понятиям своей культуры, веры, он смог трезво оценить ситуацию. Не случайно первоначальным названием пьесы было «Гордым Бог противится» — по известному библейскому выражению. Вот почему Любим Карпыч является ключевой фигурой, и неизменно любим публикой. Исполняет эту роль сам режиссер – Александр Коршунов.

В его игре много эмоциональной окраски, жизненной мудрости и юмора. Ставшая за полтора столетия хрестоматийной фраза «шире дорогу — Любим Торцов идет», произносимая артистом вызывает бурные аплодисменты в зале.

Следует отметить и других исполнителей. Это, прежде всего, Любовь Ещенко, играющая роль Любови Гордеевны. В ее исполнении этот образ лирический, нежный, но с твердым характером.

Когда Митя предлагает ей бежать с ним под венец, не дожидаясь отцовского благословения, даже Пелагея Егоровна на минуту колеблется – не отпустить ли их? Но Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити.

Послушание и смирение – одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации.

Совет

Сергей Тезов исполняет роль Африкана Савича сдержанно, аскетично. Только по отдельным чертам можно догадаться, что у него внутри. Свои истинные чувства он скрывает под маской деловитости и напускной веселости.

Роль молодой вдовы Анны Ивановны исполняет яркая и самобытная Ирина Жерякова.

Может быть, это лучшая исполнительница данной роли за всю историю (по крайней мере, если сравнивать с прежними постановками, которые зафиксированы на видео – и аудиопленку).

Это широкая натура, которая не прочь от души повеселиться, однако глубоко сочувствующая переживаниям Любови Гордеевны. Это понятно не только из ее слов, но из взглядов, жестов, тембра голоса, которым она запевает печальную свадебную песню.

Один из ярких образов – роль Лизы, подруги Любови Гордеевны, которую исполняет талантливая Ольга Жевакина. Роль по тексту невелика, состоит в основном из коротких фраз в нескольких сценах, однако молодая актриса вложила в нее весь свой комедийный талант, многие ее фразы вызывают смех и аплодисменты в зрительном зале.

Один из наиболее талантливых актеров молодого поколения – Сергей Потапов – играет Гришу Разлюляева, сына богатого купца. Фамилия героя говорит сама за себя. Он никогда не унывает, отличается безудержным весельем.

Превосходные вокальные данные, необыкновенная пластика, мощный темперамент, искрометный юмор Сергея Потапова вывели эту второстепенную роль на первый план. Почти каждая сцена с Гришей Разлюляевым вызывала бурную реакцию публики. Но самое главное, что характеризует артиста – это глубокое русское национальное начало, которое так органично для Малого театра.

Думается, что такого же духа был великий актер Николай Капитонович Яковлев, блиставший на подмостках Малого театра в первой половине 20-го века.

Отдельно следует сказать о пластическом рисунке спектакля. Взять хотя бы один пример: на протяжении всего действия Гордей Карпыч в исполнении Дмитрия Кознова высокий, крупный, в своей гордости как бы хочет стать еще больше – часто поднимает вверх руки. Но когда прозревает при помощи Любима Карпыча, то становится на колени рядом с ним, как бы умаляется, показывая этим свое смирение.

Обратите внимание

Можно было бы много говорить о прекрасном художественном и музыкальном оформлении, о святочных и свадебных песнях – не стилизованных, а воспроизведенных талантливыми артистами с этнографической точностью, о темпераментной пляске, о современном ритме спектакля, о реакции зрителей на каждую реплику, талантливую находку режиссера, актеров. Это создавало необыкновенно светлую, праздничную атмосферу спектакля. Но главное, чему учит нас Островский и авторы этого замечательного спектакля, что только тогда русский народ может выстоять и победить в битве цивилизаций, когда не отказывается от своих корней, придерживается Традиции, заветов отцов и дедов. В этом спектакле русские люди выстояли в столкновении с Западным миром, главный герой вернулся в лоно своей культуры при помощи юродивого брата через смирение и покаяние. После спектакля зрители выходили с просветленными лицами, у некоторых были слезы радости на глазах. Думается, что этот урок не должен пройти для нас даром.

Вадим Грачев для «Русской народной линии» и издания «Эксклюзив».

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Василиса Мелентьева: разочарование от Островского

Источник: https://ekskluziv-smi.ru/bitva-tsivilizatsiy-bednost-ne-porok/

Своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»)

Купеческий мир в ранних комедиях А.Н.Островского(«свои люди – сочтёмся»).

Островский начал свою писательскую деятельность как сатирик. Предметом своей сатиры он избрал купечество. Это сословие привлекало русских драматургов ещё в 18в. Уже в 1-ой пьесе – «картина семейного счастья», опубликованной в 1847г.в газете, но запрещённой в том же году драматической цензурой для постановки в театре, Островский выступ.

как обличитель торгово-промышленной буржуазии, создав жизненно правдивые образы, наделив их индивидуализированной, колоритной речью. Особенности, наметившиеся в «картине семейного счастья», драматург развил и углубил в следующей комедии – «свои люди – сочтёмся!», законченной в 1849 г.и тогда же запрещённой для сценического представления.

В центре комедии – образ купца Большова. Богатство, нажива ставятся им превыше всего, перед блеском золота отступают у него и совесть, и честь, и религия. Рисуя Большова, Остр.показывает, что стремление к наживе любыми средствами, в частности и ложным банкротством, – типичная черта в нравах торгово-промышленной среды.

Читая объявления о банкротстве купцов, Большов замечает, что их не перечитаешь до следующего дня. Большов не только хищный стяжатель, но и самодур, деспот, грубо попирающий естественные права, чувства и желания окружающих, своей дочери(за кого велю, за того и пойдёт).

Из поколения в поколение переходят купеческие жульничество и мошенничество, составляющие основу быта и нравов «тёмного царства». Островский прибегает к интересному приёму ступенчатого изображения характеров купеческой среды: мальчик Тишка, живущий в доме Большова, набивая руку на мелком плутовстве, повторяет путь главного приказчика Подхалюзина, кот.

явным мошенничеством овладевает состоянием своего хозяина. Атмосфера разнузданного хищничества, самодурства и обмана, присущая купеческой среде и соответствующая всему самодержавно-крепостническому строю, нравственно уродует и калечит людей. свидетельство тому – Липочка, дочь Большова.

Чёрствая, бездушная, она жестока, деспотична, груба с матерью и совершенно равнодушна к слёзным просьбам отца, попавшего в тюрьму. Зараза жестокости коснулась и Тишки, издевающегося над обманутым Рисположенским. Сатирическое изображение купечества приобретало в «своих людях» такую глубину и силу обобщения, что становилось обличием всей самодержавно-крепостнической системы.

Важно

Остр.ярко проявил в комедии способность заглядывать в самую глубь души человека, «отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов» и подмечать «не только образ его мыслей и поведения, но самый процесс его мышления, самое зарождение его желаний».

Его замечательное искусство сказалось и в том, что характеры, переживания и поступки действующих лиц воссоздаются в глубокой обусловленности соц.средой и внешними обстоятельствами. В пьесе «нет ни злодеев, ни извергов, а все люди очень обыкновенные, как все люди» и их преступления, поражающие нас, «вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств», среди кот.они живут и действуют.

своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»).

Попав в реакционно-славянофильскую среду, Остр.увлекается патриархальной стариной. Новые взгляды Остр.наиб.отчётливо проявились в 3-х пьесах: «не в свои сани не садись»(1853), «бедность не порок»(1854) и «не так живи, как хочется»(1855). В них драматург ставит и решает главным образом уже не соц-е, имущественные, а морально-бытовые в-сы.

В пьесе «не в свои сани не садись» Остр.создал во многом идеализированные образы положительных купцов Русакова и Бородкина как хранителей патриархально-народных, религиозно-нравственных обычаев и традиций. В пьесе «бедность не порок»явно приукрашивается быт купеческой семьи Торцовых. Идеализируя обычаи и нравы старины, Остр.стремился показ.

Читайте также:  Все герои романа "капитанская дочка" пушкина в таблице: характеристика главных и второстепенных персонажей (список)

, что Гордей Торцов, подражая «всякой моде», теряет образ и подобие человека. Пагубное действие цивилизации подчёркивается в этой пьесе и образом Любима Торцова, кот.погиб, изменив старинным традициям, прельстившись новшествами. Как и в пьесе «не в свои сани не садись», Остр.

нигде не показал различия между ложной цивилизацией и истинным просвещением и этим самым противопоставил патриархальные нравы и традиции образованности и цивилизации вообще. В пьесе «не так живи, как хочется» нашла отражение идея религиозного примирения с жизнью. Влияние реакционно-славянофильских идей на Остр.

было серьёзным, но всё же не настолько сильным, чтобы коренным образом изменить его идейно-эстетические позиции. Это влияние ослабило творческие позиции драматурга, но не превратило его в реакционного писателя. Остр.

привлекали любовь членов «молодой редакции» к народной песне, глубокий интерес к отечественному языку, ко всему русскому, но он никогда не разделял полностью их определяющих идейных положений. Входя в этот кружок, он сохранил свои основные позиции писателя – демократа и остался верен важнейшим принципам критики Белинского.

Это и определило то, что ведущее место в пьесах 1852-1855 годов принадлежит не реакционно-славянофильским тенденциям, а жизненной правде, типическим образам.

Совет

В пьесе «»не в свои сани не садись такими образами являются: помещик Вихорев, кутила и мот, ищущий богатую невесту, чтобы поправить своё расстроенное состояние; сестра Русакова, невежественная, с притензиями на образованность, кот.она видит в подражании моде, и беспрестанно «гуляющий» содержатель трактира Маломальский.

В комедии «бедность не порок» типичным лицом предстаёт фабрикант Коршунов, прожжённый мошенник, жестокий стяжатель, развращённый сластолюбец, скрывающий своё истинное лицо под маской цивилизованности. С огромной силой Остр.раскрывает в этом образе бесстыдного-грабительскую сущность поднимавшейся в то время промышленной буржуазии.

Ни в одной из предшествующих пьес Остр.не судил таким беспощадным судом представителей буржуазии, каким он судил здесь Коршунова. Правдивы в комедии «бедность не порок» и образы бедного, честного приказчика Мити, дурашливого, избалованного купеческого сына Разлюляева, доброй няньки Арины.

Жизненно верны самодурство и невежество богатого купца Гордея Торцова, безответная покорность и забитость его жены и дочери и вся история Любима Торцова. В комедии «бедность не порок» органически слиты острая сатира, мягкий юмор, сердечная лирика и высокие гражданские чувства. Соединяя высокое с комическим, Остр.вдохновенно раскрывает в комедии поэтическую одарённость русского народа, красоту его душевного облика, простоту нравов, сердечность простых людей. народные песни, игры естественно вплетаются в развитие действия, происходящего в рождественские праздники. Всем этим, а также критикой купеческого стяжательства и самодурства, активной защитой справедливости комедия приобрела огромную популярность.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s231t9.html

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «Бедность не порок»

Вступительное слово о драматурге опирается на краткий
очерк жизни и творчества, открывающий главу об Островском в учебнике литературы
для 9 класса.

Сообщения учащихся конкретизируют те разделы этого слова, которые
непосредственно относятся к созданию комедии «Бедность не порок». С марта 1850
года Островский стал одним из основных сотрудников журнала «Москвитянин».

Вокруг драматурга начали собираться молодые люди, которые прославляли русскую
песню и даже пьянство прощали как страсть русской души, не знающей меры.

Идеи «москвитян» принято считать разновидностью
славянофильства, сосредоточенного вокруг идеи национальной самобытности,
сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества.

Поэтический
образ мира народной культуры и нравственности, созданный в пьесе «Бедность не
порок», своим обаянием, чистотой противостоит самодурству, но недостаточно
защищен от его дикости.

Прекрасны, поэтичны, очень подлинны в пьесе картины
святочного веселья.

Осенью 1853 года Островский читал написанную им комедию
«Бедность не порок» в разных московских домах. «Успех последней моей
комедии, — писал Островский, — превзошел не только ожидания, а даже
мечты мои».

25 января 1854 года комедия была представлена на сцене
Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима
Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право
направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее»,
соединяя высокое с комическим, даже сатирическим.

Обратите внимание

Таким является в пьесе
изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так:
«Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть
кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все
домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…» (по
С. Дурылину, в. Лакшину, Л. Дудко и Л.

 Нежурко).

Опережающие
вопросы и задания

Организация предварительного чтения пьесы «Бедность не
порок», подготовка выразительного чтения по лицам сцен из комедии, сообщений
учащихся, а также ответы на вопросы.

1-й
урок.
Вступительное слово о драматурге. Значащие имена и
фамилии. Чтение и анализ отдельных сцен 1-го действия. Определение
композиционной роли прочитанных сцен.

2-й
урок.
Обзорная беседа по содержанию 1-го и 2-го действий с
выразительным чтением по ролям заранее подготовленных фрагментов пьесы. В чем
основной конфликт комедии? Обсуждение названия произведения и его жанра.

3-й
урок.
Учащиеся самостоятельно анализируют образы пьесы на
основе ранее выполненных письменных работ. «Мне поручена роль…» (Как вы
себе представляете данного героя и как бы вы его играли на сцене?)

Обобщающая
беседа по групповым заданиям:

— 1-й ряд — «Пьесы
Островского — пьесы жизни».

— 2-й ряд — «Народность
драматургии Островского».

— 3-й ряд — «Островский —
чародей языка». Завершающее слово учителя.

Индивидуальные
предварительные задания:

— Подготовьте воспроизведение песен из комедии
«Бедность не порок».

— Выразительное чтение монолога Любима Торцова из
3-го действия.

— Чтение фрагмента из стихотворения
Ап. Григорьева «Искусство и правда» (от слов «И вот пришла пора
другая…» до слов «Но с русской чистою душой»).

— Островский скрыто прокомментировал своих
героев — дал им говорящие имена и фамилии, например Самсон Силыч Большов,
Тигрий Львович Лютов. Он играл сочетаниями несоединимых качеств: Тихон Кабанов,
Платон Зыбкин и т. д.

 Ответьте на вопросы: как вы объясняете то, что
одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому — Гордей? Какие
качества людей подсказываются именами и фамилиями — Африкан Коршунов,
Любовь, Гуслин, Разлюляев?

После чтения фрагментов текста пьесы уместна беседа,
основу которой могут составить следующие вопросы и задания:

— Как вы думаете, почему пьеса начинается со сцены,
где Егорушка рассказывает Мите о делах в доме Торцовых: ведь Митя должен знать
об этом не хуже его? Каким образом драматург посвящает нас в отношения Любы и
Мити?

— Как называется та часть произведения, которая
знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их
взаимоотношения, но где еще нет завязки действия, не обозначился конфликт,
определяющий содержание пьесы? Зачем Островский создает такую развернутую
экспозицию? Что мы узнали о персонажах пьесы после 1-го действия?

— Пусть школьники озаглавят важнейшие эпизоды 2-го и
3-го действий, определив завязку, развитие, кульминацию и развязку действия
комедии, например: действие 2, явление 5 («Ну-ка, тряхнем стариной!»),
явление 6 («Сам приехал!»), явление 10 («Ты, дура, сама не понимаешь
своего счастья»); действие 3, явление 1 («Налетел ястреб, как снег на
голову…»), явление 8 («Я бы, кажется, всякую моду подражал!») и
т. д.

Беседа по 2-му и 3-му действиям завершается обобщающими
вопросами:

— В чем проявляется самодурство Гордея Карпыча? Чем
его поведение отличается от поведения Коршунова? Кто из героев пьесы в
наибольшей степени воплощает замысел автора? Почему эта не всегда веселая пьеса
названа комедией? Как бы вы определили характер смеха, который вызывают
Коршунов и Гордей Торцов? Почему в устах Гордея и Коршунова не звучат песни,
пословицы, прибаутки?

— Н. Добролюбов назвал произведения Островского
«пьесами жизни». Как вы понимаете это определение? Зачем, по вашему мнению,
драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других
персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет
пьесы?

— Драма — это изображение жизни в формах самой
жизни. Покажите на примерах из пьесы «Бедность не порок», как Островский
изображает установившийся порядок жизни.

— Прочитайте ремарки автора к явлению 10 действия
2-го, относящиеся к Любе. Почему там повторяется глагол «кланяется»?

— Чем объяснить случайность развязки пьесы? Что,
собственно, так подействовало на Гордея в монологе его брата? Не хочет ли автор
показать, что торжество добра есть подчас счастливый случай в этой среде?
Поведение Гордея неразумно. Согласны ли вы со словами: «Где же взять
разумности, когда ее нет в самой жизни, изображаемой автором»?

Важно при анализе пьесы подчеркнуть, что Островского
интересует прежде всего жизнь русского общества, русского
человека. И.

 Тургенев видел силу таланта Островского в его близости к
русской жизни: «Ни в одном из наших писателей русский дух не веет с такой
силой, не играет так, как в Вас». Островский и сам это понимал.

В письме
Некрасову он утверждал: «Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты,
мы только двое знаем его (народ. — Авт.), умеем
любить его сердцем и чувствовать его нужды, без шаблонного западничества и без
детского славянофильства».

Народность понималась Островским всегда конкретно, вместе
с тем широко. Именно поэтому он так высоко ценил драму как род литературы:
«Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы». Драмы
пишутся не только для образованных, но для всего народа и зависят от зрителя
больше, чем роман от читателя.

Важно

Замечено, что именно зритель и читатель, как и автор, и его
герой Любим Торцов, с радостью смотрят на ушедший почти сказочный мир
человеческого единства, воплощенный в мотиве народного праздника, и с горьким
сознанием, что мир этот ушедший не устоял перед натиском новых хищнических
деловых отношений.

— Кто из героев пьесы в своем духовном облике и
жизненном поведении олицетворяет линию народной песни? Кого из персонажей пьесы
назвали «песенной героиней»? Обоснуйте с помощью текста утверждение, что вся
душа Любови «как бы пропета, прокомментирована лирическими песнями».

— С каким героем прежде всего связано авторское
отношение к жизни? Почему именно пьяница Любим Торцов воплощает пробуждающееся
чувство сопротивления самодурству? Почему Любим считает, что «…кабы я беден
был, я бы и человек был»? Как в пьесе проявляется любовь драматурга к русским
нравам и обычаям? Как выражается в ней талантливость людей из народа?

Ап. Григорьев в своих стихах приветствовал Любима
Торцова как наиболее полное выражение русской души:

Любим Торцов пред ней живой Стоит с поднятой головой, Бурнус напялив обветшалый, С растрепанною бородой. Несчастный, пьяный, исхудалый, Но с русской чистою душой.

 Метко сказано, что театр Островского — речевой
театр. Следует спросить учеников, как они понимают утверждение:
«Островский — чародей языка»? Часто отвечают, что у него в пьесах
красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически
говорит тот, кто в душе поэт.

А у одной из его героинь в роли всего
263 слова, нет ни одного глагола, 60 раз повторяется слово «уж». У Островского
каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их
характеристики.

Предложите учащимся объяснить особенности речи тех персонажей,
которых они избрали для чтения по ролям.

Справедливо отметил И. С. Тургенев речевое
мастерство А. Н. Островского: «Эдаким славным, вкусным, чистым
русским языком никто не писал до него… Ах, мастер, мастер этот бородач!..»

Театральный режиссер нашего времени Л.

Додин обратил
внимание на современность, даже злободневность драматургии Островского:
«Островский — один из немногих отечественных драматургов, максимально
учитывающих возможности и способности театра.

К тому же наше время походит на
эпоху Островского с ее грубостью, инфантилизмом и ограниченностью, со
стремлением „урвать”… когда обмануть и унизить ничего не стоит».

И еще одно — главное — выделил в
творчестве Островского писатель И. А. Гончаров: «Вы один достроили
здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов,
Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть
свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться
„театр Островского”.

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/load/prepodavanie_literatury_metodicheskie_sovety/prepodavanie_literatury_v_9_klasse_metodicheskie_sovety/a_n_ostrovskij_bednost_ne_porok/109-1-0-2159

А. Н. Островский «Бедность не порок»

Презентацию на тему А. Н. Островский «Бедность не порок» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 27 слайдов.

Слайд 1

А.Н.Островский Бедность не порок

Совет

Презентацию подготовила Ученица 9 класса МБОУ «Лицей г. Отрадное» Смирнова Роксана 2012 год

Слайд 2

Оглавление

А.Н.Островский Бедность не порок Содержание пьесы Анализ произведения Герои пьесы

Слайд 3

Островский родился 31 марта 1823 года в семье воспитанника духовной академии. Отец выбился в чиновники, дед был священником. В 1831 году, когда ему не было еще 9 лет, умерла мама. В 1835 году отец пишет в московскую гимназию письмо-прошение о принятие молодого Островского в гимназию. Поступил он сразу в 3 класс и учился с умеренным успехом.

Читайте также:  Образ и характеристика бояна в "слове о полку игореве": описание в цитатах для сочинения

Островский успешно занимался с учителем музыки, умел читать ноты, что помогло ему в дальнейшей жизни. В его семье все любили читать и ему это чувство прививалось с самого раннего детства. Получив доступ к отцовской библиотеке он стал заядлым читателем. Больше всего он люби читать Пушкина, Грибоедова.

Обратите внимание

В 40-м году закончил гимназию и получил право поступать в университет без экзаменов.

Александр Николаевич Островский

Слайд 4

Скрепя сердце, Островский написал прошение о поступлении в Императорский Московский университет на юридическое отделение. Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго курса перестал посещать занятия. Деканат университета решает оставить его для повторного курса. Но в это время он уже работал в своем театре. Сам театр его вдохновлял.

Островский считал, что в театре его жизнь. Едва ли не все деньги перепадающие от отца, он тратил на билеты в театр. В 43-ем году он провалил экзамены в университете и был отчислен. 19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем.

Находясь в суде, разбирая различные дела, он написал первый рассказ «От великого до смешного один шаг».

Слайд 5

И впервые в конце поставил дату. В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!». Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество пьес, книг Островского. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа.

Обратите внимание

Пьесы Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из величайших его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев. В биографии Александра Николаевича Островского почетное место занимает театральное дело.

Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Слайд 6

Бедность не порок» (первоначальное название «Гордым Бог противится») — комедия в трёх действиях Александра Николаевича Островского. Написана в 1853 году.

Это гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами. Премьера состоялась в Малом Театре 25 января 1854 г при деятельном участии Островского.

Слайд 7

Тема, идея пьессы

Проблемы выбора жизненного пути, власть денег, зависимость от внешних обстоятельств

Герои преодолевают препятствия, совершают поступки, приводят аргументы, отстаивая свою позицию, терпят временные неудачи, но надеются на лучшее. Слабый герой становится сильным, самодостаточным.

Слайд 8

Действующие лица

Гордей Карпыч Торцов, богатый купец. Пелагея Егоровна, его жена. Любовь Гордеевна, их дочь. Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся. Африкан Савич Коршунов, фабрикант. Митя, приказчик Торцова.

Яша Гуслин, племянник Торцова. Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца. Анна Ивановна, молодая вдова. Маша и Лиза подруги Любови Гордеевны. Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова.

Арина, нянька Любови Гордеевны.

Слайд 9

Среда купеческая Мотив – чувства Мити и его невесты взаимны Неравенство

Слайд 10

Содеожание пьесы

1 действие 2 действие 3 действие

Слайд 11

Объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

1 действие

Слайд 12

Важно

Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта.

Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной.

«Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

2 действие

Слайд 13

Совет

Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим.

«Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым.

Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги.

3 действие

Слайд 14

Новая комедия господина Островского “Бедность не порок” была его новым сценическим триумфом и в то же время сигналом жесточайших обвинений, какие только выпадали на долю нашему автору. Комедия эта, в свое время служившая предметом таких сильных споров, принадлежит к числу недостаточно оцененных даже друзьями г.

Островского, даже теми людьми, которые… ни на шаг не отступали в своей симпатии к его светлому дарованию. Поэтому мы приглашаем всех внимательных и беспристрастных судей перечитать ее сызнова, на свободе, медленно и не увлекаясь никакими наперед составленными воззрениями.

В произведении этом они найдут неоспоримые недостатки постройки, слишком крутую и прихотливую развязку, некоторую бедность комических положений, но погрешности эти с избытком выкупятся разительными, первоклассными красотами. …

По крайней мере изо всех его произведений подобную поэзию находим мы лишь в трех, кроме комедии нами названной, то есть в комедии “Бедная невеста”, в драме “Не так живи, как хочется” и в “Воспитаннице”.

Анализ произведения

Слайд 15

Совет

Во множестве сцен и подробностей разлита поэзия, нами указанная, поэзия здоровая и сильная, от которой Русью пахнет, в самом лучшем смысле этого выражения.

Она сказывается в отношениях Любима Торцова к бедному мальчику, его пригревшему, в раздирающем душу прощании молодых любовников под глазами плачущей матери в отдаленном уголку дома, в милом и симпатическом лице бойкой вдовы Анны Ивановны и наконец в капитальной сцене всего произведения, которая обнимает собою святочный вечер в доме Торцова, устроившийся в отсутствии грозного хозяина. Святочный вечер в “Бедность не порок” у нас как будто перед глазами. До сих пор, вспоминая его, словно переносишься в детские годы и оттого испытываешь сладкую теплоту на сердце. Как мила и приветлива старушка хозяйка, которая сама когда-то любила плясать и хорошо пела песни, покуда суровый муж не полез в бары, и старушки гостьи, так весело глядящие на поющих девушек, и хлопотунья Анна Ивановна, всегда веселая и покладистая, и эти девушки с подблюдными песнями, и коза с медведем, и все эти чистые радости, оттененные страхом, что вот сейчас все кончится и наступит неожиданная катастрофа…

Слайд 16

Обратите внимание

Откинемте же рутинную высокомерность, которая гнездится во всех нас, как бы мы просты ни были, позабудем то, что до сей поры в изображениях купеческого быта видали мы лишь грязь и безнравственность, постараемся взглянуть на участников этой святочной беседы, как следует русскому человеку глядеть на хороших русских людей, и тогда, может быть, с глаз наших спадет завеса, скрывающая от нас такую простую и так близкую нам поэзию! О недостатках разбираемой комедии мы уже сказали вкратце, и ввиду красот, какими они выкупаются, на них сетовать невозможно, но тем не менее мы считаем долгом указать на один из сказанных недостатков, ибо он мелькает в нескольких последующих трудах г. Островского и тем заставляет предполагать в даровании нашего автора одну складку, от которой он может и должен освободиться. Погрешность, о которой идет речь, есть крутое и прихотливое обращение с интригой пьесы; обращение, может быть, еще имеющее некоторое значение на театре, но неприятно поражающее в чтении. Гордей Карпыч Торцов, столько времени занятый дурными делами и промыслами, столько лет мучивший свою семью, пренебрегавший родным братом и грубо попрекавший Митю его бедностью, вследствие небольшой побранки и просьб Любима вдруг обращается на путь добрый, раскаивается в своем прошлом, наконец дает неожиданно благополучный поворот всей истории любовников.

Слайд 17

В другом, даже очень даровитом писателе, мы могли бы отнести такой грех к бедности драматического соображения, но можно ли подумать что-нибудь подобное про автора “Бедной невесты” и комедии “Свои люди — сочтемся”.

Есть заслуги, после которых непозволительна тень сомнения в ценителе; есть успехи, после которых малейшее слово осуждения должно быть взвешиваемо десять раз и потом только выговариваться.

Погрешность художественной отделки? Но как обвинить в нехудожническом деле того писателя, у которого в малейших произведениях, ускользающих от нас по своему объему и объему статьи нашей, всюду виден ум сильного мастера и ряд неожиданных сценических соображений? Вернее будет предположить, что пьеса, нами разбираемая, поступила на сцену и в печать слишком скоро, не прочитанная лишний раз автором. Небольшая подготовка развязки, несколько приготовительных фраз Гордея Торцова, несколько заранее высказанных объяснительных черт его характера, могли бы сгладить всю шероховатость, на которой мы теперь поневоле останавливаемся. Такое нетрудное дело мог бы выполнить драматург только что талантливый — у г. Островского, быть может, самая сказанная подготовка явилась бы рядом метких выражений и мастерских подробностей.

Слайд 18

Герои пьесы

Гордей Карпыч Торцов Пелагея Егоровна Торцова Любовь Гордеевна Митя Любим Торцов Африкан Савич Коршунов Яша Гуслин Гриша Разлюляев

Слайд 19

Гордей Карпыч Торцов

Значение фамилии Торцов: «Торец” в словаре Ефремовой 1) Деревянный брусок, бревно со стороны своего поперечного разреза. 2) Поперечная – короткая – сторона, грань чего-л. 3) Короткий, обычно шестигранный брусок поперечно разрезанного бревна для мощения улиц. 4) разг. Мостовая из таких брусков.

Обратите внимание

5) Поперечный разрез бревна, бруса, а также вообще поперечная грань балки, доски, стола, книги (боковой, верхний или нижний срез её листов). 6) Жарг.

Лицо Значение имени Гордей Толковый словарь Ожегова: Гордость – завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими.

Слайд 20

Важно

Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Имя ее издавна было распространено на Руси, оно и является ее главной характеристикой. Пелагея – приверженка старорусских традиций, «закидоны» мужа она не понимает и не принимает.

Пелагея Егоровна Торцова

Слайд 21

Ее имя – словно неоновый указатель на ее чувства к Мите. Впрочем, отчество тоже играет важную роль – как ни крути, от отца в ней тоже немало. Да-да, та самая гордость, но не возведенная в ранг гордыни, в отличие от ее отца.

Любовь Гордеевна

Слайд 22

Митя. Просто Митя. Примечательно, что автор не дает нам ни его имени, ни отчества. Этим он словно подчеркивает простоту и скромность данного персонажа. В комедии никто не называет его полным именем, все используют именно это уменьшительное.

Митя

Слайд 23

У этого персонажа говорящими являются как имя, так и фамилия. Любим – потому что его все любят, уважают, сочувствуют. Торцов – потому, что ранее он был очень похож на брата Гордея, вел такой же образ жизни. Таким образом, через фамилию автор подчеркивает сходство братьев.

Любим Торцов

Слайд 24

Здесь наблюдается очевидная дисгармония между его именем и отчеством. Савва – исконно русское имя. Значение имени Савва Имя Савва – теплое, мягкое, и его обладатель тоже щедр на душевное тепло, которое он дарит и родным, и друзьям, и просто незнакомым людям, нуждающимся в этом тепле.

Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может. Савва – прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Он чужд мелочности, интриг и склок.

Важно

Он тянется к знаниям, рано проявляет интерес к литературе, но не дешевым детективам, а к той, что дает пищу его уму. Свою цельность он сохраняет и в браке, не размениваясь на мимолетные интрижки.

Бескомпромиссность этих мужчин, верность принципам нередко оборачиваются им во вред – их карьера никогда не движется по накатанной дороге. Там, где не мешало бы пригнуться, чтобы гроза прошла мимо, Савва будет стоять во весь рост.

Африкан Савич Коршунов

Слайд 25

Совет

Островский не обидел своим вниманием и второстепенных персонажей. Фамилия Яши говорит нам об его главном увлечении – музыке. Имя же его подчеркивает его простоту и свойский характер.

Яша Гуслин

Слайд 26

Гриша обладает, пожалуй, самой нелестной фамилией во всей комедии. Его фамилия говорит о том, что он любит поболтать, но болтовня его пустая, за ней ничего не стоит – ни смысла, ни готовности к действиям.

Гриша Разлюляев

Слайд 27

«Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал он в «москвитянинский» период.

Спасибо за внимание!

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/14258-a-n-ostrovskiy-bednost-ne-porok.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]