Ответы@Mail.Ru: Описание лонгрена из повести а. грина алые паруса
Женя Егорова Гуру (3199) 8 лет назад Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая. Как-то во время жестокого шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море.
Единственным свидетелем происходящего оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.
Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели. Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелегкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж еще не вернулся из плавания.
Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.
Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях.
Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков. Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понес его и увлек к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок.
Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в далекую страну. Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнес слух о корабле и заморском принце по всей Каперне.
Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут! » Так она прослыла полоумной. Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределенности каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить свое собственное жизненное предназначение.
Был он решителен и бесстрашен. Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времен Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из черного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю» . Это вино никто не пробовал и не попробует.
«Я выпью его, — сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь!.. » При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.
В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм» .
Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана» : познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года.
Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.
Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели. Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелегкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж еще не вернулся из плавания.
Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.
Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях.
Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков. Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понес его и увлек к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок.
Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в далекую страну. Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнес слух о корабле и заморском принце по всей Каперне.
Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут! » Так она прослыла полоумной. Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределенности каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить свое собственное жизненное предназначение.
Был он решителен и бесстрашен. Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времен Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из черного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю» . Это вино никто не пробовал и не попробует.
«Я выпью его, — сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь!.. » При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.
В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм» .
Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана» : познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года.
Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.
Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели. Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелегкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж еще не вернулся из плавания.
Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.
Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях.
Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков. Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понес его и увлек к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок.
Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в далекую страну. Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнес слух о корабле и заморском принце по всей Каперне.
Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут! » Так она прослыла полоумной. Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределенности каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить свое собственное жизненное предназначение.
Был он решителен и бесстрашен. Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времен Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из черного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю» . Это вино никто не пробовал и не попробует.
«Я выпью его, — сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь!.. » При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.
В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм» .
Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана» : познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года.
Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.
Лонгрен по натуре был достаточно замкнутым и неразговорчивым человеком, а после смерти Мери и вовсе стал нелюдимым. Односельчане его не любили и сторонились, особенно после одного обстоятельства.
Когда трактирщик Меннерс вышел в море на своей лодке, и его штормом унесло в губительные просторы, Лонгрен все видел, но и пальцем не пошевелили, чтобы помочь ему. Лонгрен был очень заботливым и любящим отцом. Ради дочери он работал не покладая рук, мастерил игрушки для городских магазинов.
Когда игрушки уже не раскупали, он решил снова выходить в море. Поначалу рыбачил, а потом ушел служить на почтовый пароход.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/51473080
Характеристика Ассоль из произведения «Алые паруса» — сочинения для 6 класса
- Детство Ассоль
- Встреча со сказочником
- Мечта и Каперна
- Алые паруса
«Алые паруса» Александра Грина очаровывают читателя не только своим романтичным и сказочным сюжетом, но и главными героями. Образ Ассоль в повести воплощает светлую веру в мечту и сказку, доброту и нежность, кротость и любовь.
Детство Ассоль
Ассоль родилась в семье моряка Лонгрена. Мать девочки умерла, когда ей не было и года. Ассоль растил отец. Девочка во всем помогала ему, была послушной и доброй, быстро училась всему. Характеристика Ассоль из произведения «Алые паруса» невозможна без упоминания некоторых моментов ее жизни в Каперне.
В своем раннем детстве героиня страдала оттого, что другие дети по наставлению родителей опасались ее и не играли с ней, так как считали отца девочки убийцей.
Вскоре, выплакав море слез и переборов обиды, девочка научилась играть сама, живя в своем загадочном мире фантазии и мечты. В своем собственном, совершенно отличающимся от реальности мире, Ассоль не утратила способность радоваться и любить.
Ее любовь и доброта распространяются на природу и единственного, кроме отца понимающего ее человека в Каперне – угольщика Филиппа.
Девочка добра, она не помнит обид и злобы, которой ее поливают жители Каперны, она умна и трудолюбива, никогда не отчаивается, а еще умеет мечтать по-настоящему – такова характеристика Ассоль из «Алых парусов».
Встреча со сказочником
Ассоль часто помогала отцу, она относила игрушки в город на продажу и покупала необходимые продукты. Как-то идя через лес, девочка встретилась со старым собирателем легенд Эглем, что рассказал ей о том, как в Каперну приплывет корабль под алыми парусами и навсегда заберет ее отсюда.
«Однажды утром в морской дали сверкнет алый парус… Тогда ты увидишь храброго и красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки». Так говорил старый сказочник, и стала ждать Ассоль алые паруса, всем сердцем поверив предсказанию.
Старый Лонгрен решил не лишать девочки такого подарка, подумав, что она вырастет и забудет сама об этой странной встрече лесу.
Мечта и Каперна
К сожалению, Ассоль живет в очень приземленном месте. Ей очень трудно здесь, потому что и она, и окружение осознают ее отчужденность и особенность.
«Но у вас не рассказывают сказок… не поют песен. А если рассказывают и поют, то это истории о хитрых мужиках и солдатах, грязные, как немытые ноги… четверостишья». – так о Каперне говорит Эгль.
Казалось бы, в таком месте невозможно выжить хрупкой мечте Ассоль, но девушка бережно проносит ее сквозь грязные насмешки, обиды.
И ничего, что ее считают полоумной и зло называют «корабельная Ассоль», Грэю достаточно одного взгляда на нее, чтобы понять, что все рассказы – это гнусная выдумка.
Характеристика Ассоль и Грея совершенно отличается от характеристики жителей городка, оба они совсем с другого мира. В Каперне им не место.
Алые паруса
Маленькая Ассоль, будто безумно дорогую игрушку, хранит предсказание старого собирателя легенд.
И хоть с нее смеются, и считают безумной, девочка не отчаивается.
Когда однажды Ассоль просыпается с кольцом Грея на пальчике, то понимает, что ее Алые паруса уже в пути.
Главная идея произведения в том, что нужно уметь мечтать, не забывать и не предавать свою мечту, и тогда она обязательно сбудется. Описание Ассоль из рассказа «Алые паруса» тому подтверждение.
Характеристика Ассоль из произведения «Алые паруса», описание образа | источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-assol-iz-proizvedeniya-alye-parusa-sochineniya-dlya-6-klassa.html
Конспект урока по Литературе “А. А. Грин. Феерия «Алые паруса» Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль” 6 класс
Конспект урока по литературе в 6 классе.
Серёгина С. И.
учитель русского языка и литературы
ТЕМА: А. А. Грин. Феерия «Алые паруса» Жители Каперны и главные герои:
Лонгрен, Эгль и Ассоль.
ЦЕЛИ: знать автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять
смысл понятия «феерия»;
уметь находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики,
образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность,
музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т. д.;
формировать у подростков интерес к чтению произведений А. Грина.
Попытаться убедить уч-ся, что все прекрасное на земле зависит от нас.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литература. 6 класс», автор В. П. Полухина,
В. Я. Коровина; фонохрестоматия к учебнику « Литература. 6 класс»,
портрет А. С. Грина, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА:
-
Оргмомент.
-
Проверка домашнего задания.
Стихотворение Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…»
Сегодня мы с вами поговорим о писателе Александре Степановиче Грине, его произведении «Алые паруса» и героях: Лонгрене, Эгле и Ассоли. Познакомимся с понятием «феерия», проанализируем первую главу, которую вы прочитали дома.
Грин — это псевдоним, настоящая фамилия — Гриневский.
«Это был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссеченным тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов. Грин был некрасив, но полон скрытого обаяния.» Так описывали его современники.
Писатель родился 11 августа 1880 года в городе Слободском Вятской
губернии.
Отец, дворянин, был сослан в Вятку за участие в польском восстании 1863 года. Мать умерла, когда Грину было 13 лет. С мачехой он не поладил.
В Вятке Грин учился в училище, но из-за строптивого характера не мог ужиться с наставниками и сверстниками. Он вспоминал: «Меня сверстники не любили. Друзей у меня не было».
От одиночества и обид он с детства уходил в мир фантазии и вымысла, грезил о далеких странах, необыкновенных путешествиях, подвигах.
В 1896 году уехал к морю, в Одессу. «С шестью рублями в кармане, слабосильный, не знающий ни людей, ни жизни, я был уверен, что поступлю на пароход и отправлюсь в кругосветное плавание». Но матросом проплавал совсем недолго. Мечта стать моряком рухнула.
Какой мог получиться матрос из хилого юноши с мечтательными глазами! С 16 лет скитался по Руси, испытал голод, болезни, разочарования, работал рыбаком, золотоискателем на Урале, солдатом. Бежал с военной службы. Вел революционную работу среди матросов и солдат Севастополя.
Сидел в тюрьмах, три раза был в ссылке
Его скитальческая жизнь была похожа на трудную жизнь Максима Горького. Именно Горький стал спасителем Грина: он узнал о тяжелом положении писателя, о его болезни, голоде и сделал для писателя все. Грину дали академический паек, редкий в те времена, теплую и светлую комнату.
«Из самого глубокого отчаяния и ожидания смерти Грин был возвращен к жизни рукою Горького»,- писала Нина Николаевна Грин, жена писателя.
В 1924 году переехал в Феодосию, ему хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю. Приморская жизнь была той питательной средой, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы.
Он много писал, преимущественно зимой, по утрам, погружаясь в раздумья так глубоко, что, казалось, глох и слеп. Осенью 1930 года переехал в Старый Крым — город цветов, тишины и развалин.
Здесь он и умер в одиночестве от мучительной болезни — рака желудка и легких.
Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.
Грин создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю Гринландию, полную душистых зарослей и солнца, землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, от которых кружится голова
Где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, — золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, как дети, но прежде всего — моряки.
Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья, где соединялось все, что он считал самым привлекательным в мире: архипелаги легендарных островов, песчаные дюны, заросшие цветами, пенистая морская даль, теплые лагуны, сверкающие бронзой от обилия рыбы, вековые леса, смешавшие с запахом соленых бризов запах пышных зарослей, и, наконец, уютные приморские города.
Почти в каждом рассказе Грина встречаются описания этих несуществующих городов — Лисса, Зурбагана и Гертона.
Грин — писатель-мечтатель.
Замысел повести «Алые паруса» зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из шёлка. «Благодаря солнечному эффекту я увидел морской парус красным, почти алым. Приближение, возвещение радости — вот первое, что я представил себе». «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что, — вспоминал Александр Грин.
— Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Простые жизненные факты разбудили творческое воображение писателя, и родилась чудесная книга – «Алые паруса».
Автор определил жанр своего произведения как феерия.
А что это такое?
. В словаре С.И Ожегова дается такое толкование:
Феерия (от fee— фея) — 1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. 2. перен. Волшебное сказочное действие. — Какое из этих значений соответствует жанру и сюжету произведения, мы ответим в конце урока.
Дома вы начали читать первую главу. (стр. 6-17)
Где происходит действие? (действие происходит в деревне Каперна, расположенной на берегу моря)
Что вы узнали о Лонгрене? Каким человеком он был?
( Матрос, прослуживший десять лет на судне «Орион», сошёл на берег, чтобы воспитывать свою дочь Ассоль, оставшуюся без матери. Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая.
Как-то во время жестокого шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем происходящего оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс.
Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её. Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.
Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелегкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж еще не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь.
Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море. )
Как складывались отношения Ассоль со сверстниками? Кто помог девочке не озлобиться, остаться по-прежнему доброй? (весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека.
Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.
Он учил её «уметь любить»,рассказывал ей «своеобразные фантастические лекции о жизни и людях», поэтому голова её была полна чудесных слов)
-
Прослушивание инсценированного фрагмента (МР3)
Мы продолжим наш разговор после прослушивания отрывка этого произведения. Будьте, пожалуйста, внимательны, постарайтесь представить себе Эгля, Лонгрена и Ассоль.
В тексте феерии есть описание внешности собирателя сказок Эгля. Каким вы увидели Эгля в исполнении актёра?
Эгль понял, что Ассоль живёт в Каперне, где не поют песен и не рассказывают сказок, но всё же рассказал ей чудесную сказку про алые паруса. Почему?
Почему и нищий и жители Каперны говорят не «алые» паруса, а «красные»?
Какое же определение «феерии» подходит к этому произведению? (Жанру и сюжету этого произведения соответствут второе значение слова «феерия»)
-
Индивидуальная работа по карточкам.
Грин в своём произведении использует разнообразные средства художественной выразительности. Определите их в отрывках, которые есть перед вами.
Задание № 1
Определите средства художественной выразительности.
«Два-три десятка детей её возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети в мире, вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания».
Слова для справок: сравнение, эпитет, метафора.
Задание № 2
Определите средства художественной выразительности.
« Отойдя в лес за мостик по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно; паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде; свет, пронизывая материю, лёг дрожащим розовым излучением на белых камнях дна».
Слова для справок: сравнение, эпитет, метафора.
Задание № 3
Определите средства художественной выразительности
« Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи».
Слова для справок: сравнение, эпитет, метафора.
Задание № 4
Определите средства художественной выразительности
«Вырастет, забудет, — подумал он, — а пока…не стоит отнимать у неё такую игрушку. Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых» .
Слова для справок: эпитет, метафора, образ.
-
Заключительное слово учителя
У Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно не существует без другого. Так Грин настойчиво и последовательно готовит читателя к тому, «что чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни».
Вера писателя в жизнь, добро и справедливость, в сильных духом, красивых людей особенно необходимы в наш век «смятения и разлада».
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном.
(Прослушивание фрагмента песни «Ребята надо верить в чудеса»)
-
Подведение итогов. Оценки.
-
Домашнее задание.
Выразительно прочитать по ролям диалог Эгля и Ассоль. Прочесть всё произведение.
Используемая литература:
-
Учебник «Литература. 6 класс», В. П. Полухина и др.; под ред. В. Я. Коровиной. –М.: Просвещение, 2009.
-
Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. М. : Вако, 2009.
-
Грин А.С. Избранное. – М.: Правда, 1985.
-
Паустовский К. Жизнь Александра Грина. – М.: Правда, 1985.
-
www.74448s003.edusite.ru/DswMedia/konspekturokapoliterature
Источник: https://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-literature-a-a-grin-feeriya-alie-parusa-zhiteli-kaperni-i-glavnie-geroi-longren-yagly-i-assoly-6-klass
Исследование по повести-феерии А. Грина «Алые паруса» Задачи: познакомить учащихся с удивительными героями повести
Грина «Алые паруса»
Задачи:
-
познакомить учащихся с удивительными героями повести; - научить выделять в произведении сказочное и реальное;
- ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
-
развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть; - развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
Оборудование:
- аудиозапись морского прибоя,
- электронная презентация
Оформление доски:
- портрет А.Грина;
- иллюстрации к повести «Алые паруса».
Вступительное слово учителя.
УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».
Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату.
То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.
УЧИТЕЛЬ.
Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», – писал Д. Гранин.
УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой.
Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.
УЧИТЕЛЬ. Итак, урок-исследование по повести «Алые паруса». «Любить, мечтать и верить…» Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей.
Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:
Случайна ли встреча Ассоль и Грея?
Почему паруса алые, а корабль белый?
В чем смысл названия повести?
УЧИТЕЛЬ. Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия??
(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)
Беседа по тексту.
В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку.
Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мэри вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге она простудилась, заболела и умерла.
Лонгрен оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством.
– Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен?
– Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?
– За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)
– Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)
– Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»
Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты.
Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу. (Стр. 31)
– В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)
УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.
– А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?
– Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)
– Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?
– Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?
– Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».
– Почему паруса алые, а корабль белый?
– А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем разница?
– Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов
– Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)
УЧИТЕЛЬ. Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина.
– А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (Насмехались, зло шутили, прозвали «корабельная Ассоль».)
– Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй.
– Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)
– Чем был заполнен мир его детства? Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились? Обратите внимание на истории с картинами.
Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание.
Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)
– Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?
– Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)
УЧИТЕЛЬ. Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)
– Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?
– Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «В лавке», гл.4.)
– Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя.
Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям.
Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)
– Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом».
Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса».
Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)
– Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).
– Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?
УЧИТЕЛЬ. По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, – это удивительная сила воображения.
Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим.
И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.
Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)
УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами.
Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».
Рефлексия.
– Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?
– Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?
Домашнее задание. Ответить на вопросы:
«В чём сила этой книги?»
«Из этой книги я узнал(-а) одну истину…»
Источник: https://www.uverenniy.ru/issledovanie-po-povesti-feerii-a-grina-alie-parusa-zadachi-poz.html