Презентация по литературе на тему “” Образ Матрёны Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по литературе на тему “” Образ Матрёны Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Бесплатно
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ Матрёны Тимофеевны.
2 слайд Описание слайда:
Удивительно реалистичен и ярок образ Матрены Тимофеевны, русской крестьянки. В нем автор соединил все качества и черты, свойственные русским женщинам – представительницам этого слоя населения.
Во многом схожа судьба этой героини с судьбой других крестьянок на Руси.
3 слайд Описание слайда:
Образ Матрёны Тимофеевны. Часть третья «Крестьянка». «Спросите вы Корчагину Матрену Тимофеевну, Она же: губернаторша…» «Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо» «Не то чтоб удивилася Матрена Тимофеевна, А как-то закручинилась, Задумалась она…
» «Покуда Тимофеевна С хозяйством управлялася, Крестьяне место знатное Избрали за избой…»
4 слайд Описание слайда:
«Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я, молодцы.
Отец, поднявшись до свету, Будил дочурку ласкою, А брат веселой песенкой; Покамест одевается, Поет: «Вставай, сестра!…» Идет родная матушка, Не будит – пуще кутает: «Спи, милая касатушка, Спи, силу запасай! В чужой семье – недолог сон! Уложат спать позднехонько! Будить придут до солнышка, Лукошко припасут, На донце бросят корочку: Сгложи ее – да полное Лукошко набери!..
» А на седьмом за бурушкой Сама я в стадо бегала, Отцу носила завтракать, Утяточек пасла. Потом грибы да ягоды, Потом: «Бери-ка грабельки Да сено вороши!» Так к делу приобвыкла я…
И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была» «Опять бела, свежехонька, За прялицей с подружками До полночи поешь!»
5 слайд Описание слайда:
«Да как я их ни бегала, А выискался суженый, На горе – чужанин!» «Гляди мне в очи ясные, Гляди в лицо румяное, Подумывай, смекай: Чтоб жить со мной – не каяться, А мне с тобой не плакаться… Я вся тут такова!» «Впервой я поклонилася – Вздрогнули ноги резвые; Второй я поклонилася – Поблекло бело личико; Я в третий поклонилася, И волюшка скатилася С девичьей головы…»
6 слайд Описание слайда:
Матрена Тимофеевна родилась в большой семье. По-настоящему счастливыми были первые годы ее жизни. Матрена потом часто будет вспоминать беззаботное время, когда она была окружена заботой и любовью родителей. Однако крестьянские дети очень быстро взрослеют. Как только подросла девочка, она начала помогать во всем своим родителям. Игры постепенно забывались, так как на них оставалось меньше времени, крестьянская нелегкая работа выходила на первое место. Но все равно молодость берет свое, и девушка находила даже после трудового дня время для отдыха.
7 слайд Описание слайда:
Вспоминает юность Матрена Тимофеевна. Эта героиня была трудолюбива, хороша собой, деятельна. Новое положение означало конец вольной и свободной жизни Матрены Тимофеевны. Она теперь проживает в чужой семье, в которой отношение к этой девушке далеко не лучшее. Отдавая замуж свою дочь, мать переживает за ее судьбу, горюет о ней. Родительница понимает прекрасно все предстоящие тяготы жизни, которым суждено выпасть на долю ее любимой Матрены. Никто в чужой семье не проявит к девушке участия, сам муж тоже не будет никогда заступаться за жену. Жизнь крестьянки в доме мужа
8 слайд Описание слайда:
Делилась Матрена Тимофеевна горестными раздумьями, не желала менять вольную жизнь в родном доме на незнакомую, чужую семью. Очень непросто складывались отношения с золовками, свекровью и свекром. Матрене в новой семье приходилось усердно работать, при этом не слыша доброго слова в свой адрес. Но даже в этой нелегкой жизни у крестьянки находились простые, немудреные радости: муж подарил ей шелковый платок, прокатил на санях…Вовсе не безоблачно складывались отношения между героиней и ее супругом. Муж в то время имел право избивать жену, если что-то в ее поведении не устраивает его. Никто при этом не встанет на сторону девушки, наоборот, в семье супруга все родственники будут лишь рады посмотреть на страдания Матрены Тимофеевны. Отношение Матрёны с мужем и его родственниками
9 слайд Описание слайда:
Первенец в жизни Матрёны Тимофеевны Нелегкой стала жизнь у этой крестьянки после замужества. Серые, однообразные, похожие друг на друга тянулись дни: ссоры, тяжелая работа, упреки родственников… Но ангельским терпением обладает крестьянская женщина. Она выносит все тяготы, не жалуясь. Лучиком света в жизни Матрёны Тимофеевны стал появившийся на свет младенец. Через него ярче раскрывается образ Матрены Тимофеевны. Теперь эта женщина уже не столь озлоблена на белый свет, поскольку радует и согревает ее любовь к малышу. Но недолгой была радость крестьянки. Однажды недоглядел этот старик Савелий за сыном Матрёны : «Заснул старик на солнышке, Скормил свиньям Демидушку Придурковатый дед!..»
10 слайд Описание слайда:
Жизнь Матрёны после гибели младенца Смерть его была для нашей героини страшной трагедией( «Я долго, горько думала… Гром грянул, окна дрогнули, И я вздрогнула… К гробику Подвел меня старик… Всю ночь до свету белого Молилась я…» Но приходится мириться крестьянам с тем, что дети их часто умирают. Для Матрены эта смерть оказалась тяжелым испытанием потому, что ребенок был первенцем.
11 слайд Описание слайда:
Смерть ребенка и другие тяготы крестьянской жизни не в силах сломить эту женщину. Образ Матрены Тимофеевны – это пример стойкости и терпения. Время проходит, каждый год у нее рождаются дети. И крестьянка продолжает жить, выполнять свою тяжелую работу, растить детей. Самое главное, чем обладает крестьянская женщина – это любовь к детям. Матрена Тимофеевна на все готова, только бы защитить своих чад («Там видимо-невидимо Народу! Я прислушалась И бросилась в толпу. Гляжу, Федота бледного Силантий держит за ухо. «Что держишь ты его?» – «Посечь хотим маненичко: Овечками прикармливать Надумал он волков!» Я вырвала Федотушку, Да с ног Силантья-старосту И сбила невзначай…»
Она готова жертвовать собой ради других, а проявляется эта готовность в том, как Матрена Тимофеевна бросается на защиту своего мужа, которого ожидает рекрутчина. Матрёна Тимофеевна- это сильная женщина, которая переносить все невзгоды и тяготы своей жизни: смерть сына, и побои, и попреки, и голодное время.
13 слайд Описание слайда:
Матрёну Тимофеевну нельзя назвать счастливой крестьянской женщиной. Характеристика этой героини всецело строится на борьбе с несчастьями. Все тяжелые испытания и трудности, выпадающие на ее долю, способны привести человека не только к духовной гибели, но и к физической, сломить его. Редко бывает долгой жизнь крестьянки. Часто умирают эти женщины в самом расцвете своих лет. Но в то же время восхищает её душевной силой. Ведь эта героиня прошла через множество различных испытаний и при этом не оказалась сломлена, что показывает нам Некрасов. Образ Матрены Тимофеевны гармоничен. Эта женщина одновременно предстает терпеливой, выносливой, сильной и заботливой, любящей, нежной. Она вынуждена справляться самостоятельно с бедами и трудностями, выпадающими на долю семьи, и не ждать помощи ни от кого, и при этом работать, жить, продолжать радоваться.
14 слайд Описание слайда:
Речь Матрёны Тимофеевны Говорила Матрена живо и эмоционально. «Что нужно, молодцы?» «Что нужно вам, молодчики?» «Не дело вы затеяли! Теперь пора рабочая, Досуг ли толковать?..» «У нас уж колос сыпется, Рук не хватает, милые» «За Клином огляделась я: Равнина белоснежная, Да небо с ясным месяцем, Да я, да тень моя…» Также в речи прослеживаются повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы и обращения, сравнение с животными.
15 слайд Описание слайда:
Вывод Образ Матрёны Тимофеевны – собирательный образ, воплощающий в себе образы русских женщин, крестьянок в целом. Образ «величавой славянки», наделенный сдержанной и строгой красотой, имеющий чувство собственного достоинства, она решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать. Этот тип крестьянки не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи и брака, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.
Спасибо за внимание!
Бесплатно
Общая информация
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-obraz-matryoni-timofeevni-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho-717598.html
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Образ простой русской крестьянки Матрены Тимофеевны удивительно ярок и реалистичен. В этом образе Н. А. Некрасов соединил все черты и качества, свойственные русским крестьянским женщинам. И судьба Матрены Тимофеевны во многом схожа с судьбой других женщин.
Родилась Матрена Тимофеевна в большой крестьянской семье. Всю жизнь Матрена Тимофеевна вспоминает эту беззаботную пору, когда она была окружена любовью и заботой родителей. Но крестьянские дети взрослеют очень быстро. Поэтому, как только девочка подросла, она стала во всем помогать своим родителям.
Матрена Тимофеевна вспоминает свою юность. Она была хороша собой, трудолюбива, деятельна. Неудивительно, что на нее заглядывались парни. И вот появился суженый, за которого родители отдают замуж Матрену Тимофеевну.
Чужая-то сторонушкаНе сахаром посыпана,Не медом полита!Там холодно, там голодно,Там холеную доченькуОбвеют ветры буйные,Облают псы косматые,И люди засмеют! В этих строках ясно читается печаль матери, которая прекрасно понимает все тяготы жизни, которые выпадут на долю ее замужней дочери.
В чужой семье никто не проявит к ней участия, да и сам муж никогда не заступится за жену.Отношения со свекром, свекровью и золовками складывались непросто, в новой семье Матрене приходилось много работать, и при этом никто слова доброго ей не говорил. Рождение ребенка является тем событием, которое переворачивает всю ее жизнь.
Радость крестьянки от рождения сына не была долгой. Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках. Сначала Матрена Тимофеевна брала с собой ребенка в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей.
И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием. Однажды старик недоглядел – и ребенок погиб.Смерть ребенка – это ужасная трагедия. Но крестьянам приходится мириться с тем, что очень часто их дети умирают. Однако у Матрены это первый ребенок, поэтому его смерть оказалась для нее слишком тяжелым испытанием.
А тут еще беда – в деревню приезжает полиция, лекарь и становой, обвиняют Матрену в том, что она в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием погубила ребенка. Матрена Тимофеевна умоляет не делать вскрытие, чтобы похоронить ребенка без поругания над телом. Но никто не слушает крестьянку.
Она едва не сходит с ума от всего случившегося.Все тяготы тяжелой крестьянской жизни, смерть ребенка все же не могут сломить Матрену Тимофеевну. Проходит время, у нее каждый год рождаются дети. И она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжелую работу.
Любовь к детям – это самое главное, что есть у крестьянской женщины, поэтому Матрена Тимофеевна готова на все, лишь бы защитить своих ненаглядных чад. Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать ее сына Федота. Матрена бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:
Подпаска малолетнегоПо младости, по глупостиПростить… а бабу дерзкуюПримерно наказать!
За что вытерпела наказание Матрена Тимофеевна? За свою безграничную любовь к своим детям, за готовность пожертвовать собой ради других.
Готовность к самопожертвованию проявляется и в том, как Матрена бросается искать спасения для своего мужа от рекрутчины. Ей удается добраться до места и попросить помощи у губернаторши, которая действительно помогает Филиппу освободиться от рекрутчины.
Действительно, крестьянскую женщину никак нельзя назвать счастливой. Все трудности и тяжелые испытания, которые выпадают на ее долю, могут сломить и привести человека к гибели не только духовной, но и физической.Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен.
Женщина предстает одновременно сильной, выносливой, терпеливой и нежной, любящей, заботливой. Ей приходится самостоятельно справляться с трудностями и бедами, которые выпадают на долю ее семьи, ни от кого не видит Матрена Тимофеевна помощи.
Жизнь Матрены Тимофеевны – это постоянная борьба за выживание, и ей удается выйти победительницей из этой борьбы.
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/nekrasov-n-a/12385-obraz-matreny-timofeevny-po-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho
Описание персонажа: Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская…», «Орина, мать солдатская» и во многих других. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой.
Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею.
Как напоминает она тип «величавой славянки», о которой с восторгом писал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».
В беде — не сробеет, — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Матрена начинает свое неторопливое повествование о собственной судьбе, это рассказ о том, за что в народе ее почитают счастливой. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: «за бурушкой сама… в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «подневолье». И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.
Тогда и было счастьице,
А больше вряд когда!
А потом, после замужества, она попала «с девичьей холи в ад». Изнурительная работа, «обиды смертные», несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:
Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.
Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку
Да поздно было звать!..
Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять.
Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятья: «Злодеи! Палачи!» Матрена Тимофеевна хочет найти на «их управу, нр Савелий отговаривает ее: «Высоко Бог, далеко царь… Нам правды не найти».
«Да почему же, дедушка?» — спрашивает несчастная. «Ты — крепостная женщина!» — и это звучит окончательным приговором.
И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится «дерзкой»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя.
Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды.
Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «великую милость»:
Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведали
Филиппушку спасли.
Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей.
Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям. Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать — это те замечательные качества, которые прежде всего подчеркивает Некрасов в русской крестьянке.
Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.
Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» — княгини Трубецкая и Волконская.
Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь.
Лживое, пустое высшее общество для них — лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царят «подленькая месть» и ханжество, мужчины там — «сборище Иуд, а женщины — рабы».
Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости.
Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:
Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили…
Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет.
В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом».
Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест.
Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности.
Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.
«Кто ж защитит тебя?» — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!
Источник: https://rlspace.com/opisanie-personazha-matrena-timofeevna-korchagina-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/
Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – довольно редкое и уникальное в художественном отношении явление. И если вспомнить аналоги, то она может быть сопоставлена разве что с пушкинским романом в стихах.
Общими для них будут монументальность и глубина изображения характеров в сочетании с необыкновенно яркой стихотворной формой.
Сюжет поэмы прост: семь крестьян задались целью узнать, “кому живется весело, вольготно на Руси” и странствуют, пытаясь найти этого человека.
Пройдя много дорог, перевидав многих людей, они решили:
Не все между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Им, как на счастливую, указывают на Матрену Тимофеевну Корчагину по прозвищу Губернаторша. Это крестьянка, слывущая в народе счастливой, Странники находят ее:
Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие.
Сурова и смугла.
Она рассказывает им о своей жизни – полной забот, горя и печали жизни простой русской крестьянки. Матрена говорит, что если и была счастлива, то только до замужества. В чем же заключается это счастье? А вот в чем:У нас была хорошая, Непьющая семья.
Семья была большущая,
Сварливая… попала С девичьей холи в ад!
С мужем Матрена живет в ладу. Он поднял на нее руку лишь раз, да и то по научению своей матери и сестер.
Родился у Матрены сын Демушка – единственная отрада в отсутствии мужа. Но недолго она на него радовалась: сварливая свекровь отправила ее работать, сказав, что за сыном посмотрит дед Савелий. Но недоглядел дел, уснул, разморенный солнышком, а Демушку съели свиньи.
Но на этом все не закончилось, не дали Матрене похоронить сына. Провели следствие, подозревая ее в постыдной связи с дедом Савелием и убийстве Демушки, исполосовали тело мальчика и. не найдя ничего, отдали обезумевшей от горя матери. Очень долго не могла Матрена отойти от этого кошмара.
Она очень скучала по родителям, но они не часто баловали ее своим приездом. Три года пролетели, как один день. Что год, то дети. … Ни думать некогда, ни печалится.
На четвертый год постигло героиню новое горе: умерли родители. Осталось у нее близких людей – Филипп да дети. Но и тут не успокоилась судьба, карая то ее детей, то мужа. Когда сыну Федотушке исполнилось восемь лет, свекор отдал его в подпаски. Однажды пастух ушел, а одну овцу утащила волчица, судя по кровавому следу, только что родившая. Пожалел Федот ее и отдал отбитую им уже мертвую овцу. За это народ в деревне решил его выпороть. Но за сына вступилась Матрена, и помещик, проезжающий мимо, рассудил отпустить мальчика, а мать – наказать.
Далее описывается трудный, голодный год. Вдобавок ко всему, вне очереди забрали в солдаты Филиппа. Теперь уже Матрена, которой до новых родов осталось несколько дней, вместе с детьми не полноправная хозяйка в доме, а приживалка. Однажды ночью она жарко молится в поле и, окрыленная какой-то неведомой силой, спешит в город на поклон к губернатору. Но встречает там лишь его жену. Практически у этой женщины на руках рождается еще один сын Матрены. Помогла героине Елена Александровна, вернув Филиппа и став крестной матерью ребенка, которого сама нарекла Лиодорушкой. Так и получила Матрена свое прозвище – “счастливица”.
Вот обо всем этом и рассказала странникам Матрена Корчагина, считающаяся в народе самой счастливой женщиной:
Ногами я не топтана.
Веревками не вязана,
Иголками не колота…
Вот и все счастье. Но сильнее всего этого “гроза душевная”, которая прошла по героине. Израненную душу наизнанку не вывернешь и людям не покажешь, а потому для всех она – счастливица, а на деле:
По матери поруганной,
Как по змее растоптанной,
Кровь первенца прошла,
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!
Таков образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, губернаторши, слывущей в народе счастливой женщиной. Но счастлива ли она? На наш взгляд – нет, но на взгляд простой крестьянки XIX века – да. Это возвышает Матрену: она не сетует на жизнь, не жалуется на трудности. Ее твердость духа, решительность восхищает читателя.
Образ Матрены Тимофеевны, несомненно, один из сильнейших, показывает истинный характер русской женщины, которая
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/nekrasov-n-a/komu-na-rusi-zhit-khorosho/5152-obraz-krestyanki-matreny-timofeevny-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho
Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ крестьянки Матрены Тимофеевны. У Некрасова много произведений, где он размышляет о судьбах простых женщин («Тройка», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час» и др.). Не случайно в поэме «Кому на Руси жить хорошо» центральная часть повествования отведена одному персонажу — русской крестьянке.
Пожалуй, ни об одной крестьянской женщине Некрасов не писал с такой теплотой и любовью, как о Матрене Тимофеевне. Он предоставляет право героине самой рассказывать о том «счастье», которое выпало на ее долю. Героиня рассказывает странникам о своей жизни и предлагает им самим сделать вывод о том, можно ли назвать ее счастливым человеком.
Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни. Муж ее уезжает на заработки, и Матрена остается совсем одна в чужой ей семье. Радость приносят приезды мужа:
Зимой пришел Филлипушка,
Привез платочек шелковый
Да прокатил на саночках
В Екатеринин день,
И горя словно не было!..
По-настоящему счастлива Матрена после рождения сына Демушки. Но тут ее постигло великое горе: сын погибает. Тяжело пережила она смерть Демушки. Далее в ее жизни происходит много несчастий: преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Дед Савелий не случайно говорит о доле крестьян:
Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга,
А бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая — шелку красного,
А третья — шелку черного,
Любую выбирай!
Но в трудные минуты Матрена Тимофеевна проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору; вырвала Федотушку, когда вздумали наказать его розгами.
Несмотря на трагические обстоятельства своей жизни, она сумела сохранить достоинство, благородство и непокорность. От ее образа веет величавостью. В ней остались неизменными огромная энергия, душевная ясность, трудолюбие, жизнестойкость.
Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевна говорит:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..
По мне обиды смертные
Прошли неоплаченные…
Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело — между бабами счастливую искать!» В последней главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит об общей женской доле:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.
Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскло- йова:
Еще ты в семействе покуда — раба,
Но мать уже вольного сына!
Автор в образе Матрены Тимофеевны воплотил некую грань своего эстетического идеала. В нем заключена духовная красота народного характера.
Источник: https://prepodka.net/obraz-krestyanki-matreny-timofeevny-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/
Образ Матрены Тимофеевны (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Образ Матрены Тимофеевны (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Образ простой русской крестьянки Матрены Тимофеевны удивительно ярок и реалистичен. В этом образе Некрасов соединил все черты и качества, свойственные русским крестьянским женщинам. И судьба Матрены Тимофеевны во многом схожа с судьбой других женщин.
Родилась Матрена Тимофеевна в большой крестьянской семье. Самые первые годы жизни были по-настоящему счастливыми. Всю жизнь Матрена Тимофеевна вспоминает эту беззаботную пору, когда она была окружена любовью и заботой родителей. Но крестьянские дети взрослеют очень быстро.
Поэтому, как только девочка подросла, она стала во всем помогать своим родителям Постепенно игры забывались, на них оставалось все меньше и меньше времени, на первое место встала нелегкая крестьянская работа. Но молодость все равно берет свое, и даже после тяжелого трудового дня девушка находила время для отдыха.
Матрена Тимофеевна вспоминает свою юность.
Она была хороша собой, трудолюбива, деятельна. Неудивительно, что на нее заглядывались парни. И вот появился суженый, за которого родители отдают замуж Матрену Тимофеевну. Замужество означает, что теперь свободная и вольная жизнь девушки закончилась. Теперь она будет жить в чужой семье, где к ней будут относиться далеко не лучшим образом.
Матрена Тимофеевна делится своими горестными раздумьями. Ей совсем не хотелось менять свою вольную жизнь в родительском доме на жизнь в чужой, незнакомой семье.
Уже с самых первых дней в доме мужа поняла Матрена Тимофеевна, как тяжело ей теперь придется.
Отношения со свекром, свекровью и золовками складывались очень непросто, в новой семье Матрене приходилось много работать, и при этом никто слова доброго ей не говорил. Однако даже в такой нелегкой жизни, которая была у крестьянки, находились свои немудреные и простые радости. Отношения между Матреной Тимофеевной и ее мужем далеко не всегда складывались безоблачно.
Муж имеет право бить свою жену, если его что-то не устраивает в ее поведении. И никто не встанет на защиту бедняжки, наоборот, все родственники в семье мужа только будут рады посмотреть на ее страдания.
Такой стала жизнь Матрены Тимофеевны после замужества.
Дни тянулись однообразные, серые, удивительно похожие друг на друга: тяжелая работа, ссоры и попреки родственников. Но крестьянская женщина обладает поистине ангельским терпением, поэтому, не жалуясь, выносит все тяготы, выпавшие на ее долю. Рождение ребенка является тем событием, которое переворачивает всю ее жизнь. Теперь уже женщина не так озлоблена на весь белый свет, любовь к малышу согревает и радует ее.
Радость крестьянки от рождения сына не была долгой. Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках. Сначала Матрена Тимофеевна брала с собой ребенка в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей. И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием.
Однажды старик недоглядел — и ребенок погиб.
Смерть ребенка — это ужасная трагедия. Но крестьянам приходится мириться с тем, что очень часто их дети умирают. Однако у Матрены это первый ребенок, поэтому его смерть оказалась для нее слишком тяжелым испытанием.
А тут еще дополнительная беда — в деревню приезжает полиция, лекарь и становой обвиняют Матрену в том, что она в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием погубила ребенка. Матрена Тимофеевна умоляет не делать вскрытие, чтобы похоронить ребенка без поругания над телом Но никто не слушает крестьянку. Она едва не сходит с ума от всего случившегося.
Все тяготы тяжелой крестьянской жизни, смерть ребенка все же не могут сломить Матрену Тимофеевну. Проходит время, у нее каждый год рождаются дети. И она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжелую работу. Любовь к детям — это самое главное, что есть у крестьянской женщины, поэтому Матрена Тимофеевна готова на все, лишь бы защитить своих ненаглядных чад.
Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать ее сына Федота.
Матрена бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:
“Подпаска малолетнего
По младости, по глупости
Простить…
а бабу дерзкую
Примерно наказать!”
За что вытерпела наказание Матрена Тимофеевна? За свою безграничную любовь к своим детям, за готовность пожертвовать собой ради других. Готовность к самопожертвованию проявляется и в том, как Матрена бросается искать спасения для своего мужа от рекрутчины.
Ей удается добраться до места и попросить помощи у губернаторши, которая действительно помогает Филиппу освободиться от рекрутчины.
Матрена Тимофеевна еще молода, но ей пришлось вынести уже очень и очень много. Ей пришлось пережить смерть ребенка, голодное время, попреки и побои.
Она сама говорит о том, что ей рассказала святая странница:
“Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!”
Действительно, крестьянскую женщину никак нельзя назвать счастливой.
Все трудности и тяжелые испытания, которые выпадают на ее долю, могут сломить и привести человека к гибели не только духовной, но и физической. Очень часто именно так и происходит. Жизнь простой крестьянки редко бывает долгой, очень часто женщины умирают в самом расцвете лет. Нелегко читать строки, повествующие о жизни Матрены Тимофеевны.
Но тем не менее нельзя не восхищаться душевной силой этой женщины, которая вынесла столько испытаний и не оказалась сломлена.
Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Женщина предстает одновременно сильной, выносливой, терпеливой и нежной, любящей, заботливой.
Ей приходится самостоятельно справляться с трудностями и бедами, которые выпадают на долю ее семьи, ни от кого не видит Матрена Тимофеевна помощи.
Но, невзирая на все трагическое, что приходится вынести женщине, Матрена Тимофеевна вызывает неподдельное восхищение. Ведь она находит в себе силы жить, работать, продолжает радоваться тем скромным радостям, которые время от времени выпадают на ее долю. И пусть она честно признается, что счастливой ее назвать никак нельзя, она ни на минуту не впадает в грех уныния, продолжает жить.
Жизнь Матрены Тимофеевны — это постоянная борьба за выживание, и ей удается выйти победительницей из этой борьбы.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/04/17/obraz-matreny-timofeevny-po-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho-0
Образ Матрены Тимофеевны
Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова. В ее образе Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно женский образ был раскрыт Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо” – это образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.
Часть “Крестьянка” в поэме и самая большая по объему, и написана она от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: “за бурушкой сама. в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла”. И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них – помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило “подневолье”. И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.
Тогда и было счастьице,
А больше вряд когда!
А потом, после замужества, она попала “с девичьей холи в ад”. Изнурительная работа, “обиды смертные”, несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды – таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:
Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.
В ее рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожай. Вот как описывает Некрасов горе матери, потерявшей своего ребенка:
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку –
Да поздно было звать.
Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять.
Своим врагам, становому и лекарю, терзающим “тело белое” ее сына, она шлет гневные проклятья: “Злодеи! Палачи!” Матрена Тимофеевна хочет найти на “их управу, нр Савелий отговаривает ее: “Высоко Бог, далеко царь. Нам правды не найти”.
“Да почему же, дедушка?” – спрашивает несчастная. “Ты – крепостная женщина!” – и это звучит окончательным приговором.
И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится “дерзкой”: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя.
Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед.
Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды.
Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала “великую милость”:
Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведали –
Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям.
Однако эти испытания не могут сломить ее духа, она сохранила человеческое достоинство.
Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда “сноха в дому” была “последняя, последняя раба”, “запугана”, “заругана”, пришлось смириться и Матрене Тимофеевне.
Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:
Ходила с гневом на сердце, А лишнего не молвила Словечка никому.
Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале в порыве отчаяния готова все стерпеть:
И тут я покорилася, Я в ноги поклонилася.
Но затем неумолимость “неправедных судей”, их жестокость рождают в ее душе чувство протеста:
В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста!
Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это – женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.
Глава “Крестьянка” почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы (“ползком ползет”, “шумят-бегут, “горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики”), постоянные эпитеты (“буйную голову”, “свету белого”, “горе лютое”), синонимические выражения, слова (“удобрили, ухолили”, “как зыкнула, как рыкнула”).
При построении предложений часто использует восклицательные формы, обращения (“Ой, матушка, ты где?”, “Ой, бедная молодушка!”, “Сноха в дому последняя, последняя раба!”).
В ее речи много поговорок и пословиц: “Не плюй на раскаленное железо – зашипит”, “Рабочий конь солому ест, а пустопляс – овес”; часто употребляет уменьшительно-ласкательные слова: “матушка”, “бледнешеньки”, “камушек”.
Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни – это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрены Тимофеевны, а просто “Крестьянка”.
Этим подчеркивается то, что судьба Матрены Тимофеевны вовсе не исключение из правил, а судьба миллионов таких же русских крестьянок. Об этом же говорит и притча о “ключах от счастья женского”.
И горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна, обращаясь к странникам: “Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!”
Источник: https://schoolessay.ru/obraz-matreny-timofeevny/
Матрены корчагина характеристика героя с цитатами
Матрена Тимофеевна Корчагина – крестьянка. Этой героине посвящена третья часть поэмы.
М.Т. – «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Красива; волос с проседью, Глаза большие строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».
Среди народа о М.Т. идет слава счастливицы. Пришедшим к ней странникам она рассказывает о своей жизни. Ее повествование ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М.Т. для всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать».
В родительском доме М.Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад». Младшая в семье мужа, она работала на всех, как раба. Муж любил М.Т., но часто уходил на заработки и не мог защитить жену. У героини оставался один заступник – дедушка Савелий, дед мужа. М.
Т. повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие.
Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М.Т., беременная и с детьми, сама уподобляется голодной волчице.
Кроме того, у ее семьи забирают последнего кормильца – мужа вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М.Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторше. Та помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М.Т. – Лиодора.
Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из сыновей забрали в солдаты, «дважды погорели…Бог сибирской язвою…трижды посетил». В «Бабьей притче» М.Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!»
/ Характеристики героев / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Матрена Тимофеевна
Смотрите также по произведению “Кому на Руси жить хорошо”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Образ русской женщины, ее судьба занимают особое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда основная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо9raquo; осмыслению женской доли отведена самая большая из всех глав — «Крестьянка9raquo;. Образ Матрены Тимофеевны воплотил в себе черты всех русских женщин, связанных одной судьбой.
Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы, русская женщина остается воплощением мудрости, доброты и любви.
Матрена Тимофеевна Корчагина немолода, и, наверное, не случайно поэт вписал ее образ в самую зрелую, самую благодатную пору природы — время сбора урожая. Ведь возрастная зрелость подразумевает подведение жизненных итогов, переосмысление прожитых лет — своеобразный сбор урожая.
Что же пожинает Матрена Тимофеевна? Некрасов показывает русскую крестьянку во всем ее величии:
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие
Именно ей — рассудительной и сильной поэт доверил рассказ о нелегкой женской доле. Эта часть поэмы, единственная из всех, написана от первого лица. Но голос крестьянки — это голос всего народа, который привык выражать свои чувства песней. Поэтому Матрена Тимофеевна чаще не рассказывает, а поет.
Вся глава основана поэтом на народно-поэтических образах и мотивах. Мы видим традиционные обряды крестьянского сватовства, свадебные плачи и причитания. Слышим народные песни и личная судьба героини представляется судьбой всего русского народа. Тяжелую жизнь прожила Матрена Тимофеевна.
Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка9raquo;, попав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосильная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена.
Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Матрена Тимофеевна, не стала солдаткой:
Я столько благодарна ей,
С той поры, как вымолила свое счастье крестьянка, прозвали ее «губернаторшей9raquo;, «ославили счастливицей9raquo;.
Что дальше? Домом правлю я,
Ращу детей. Не радость ли?
Недоумевают мужики: разве такого счастья они искали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеевна не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда недоволен своей судьбой.
Некрасов один из немногих писателей восхищается в женщине не ее «милой9raquo; слабостью, женственностью, а силой характера русской женщины, ее жизнестойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судьбу самой России.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: https://miyakirb.ru/1091/