Образ и характеристика князя игоря в “слове о полку игореве”: описание игоря святославича для сочинения в цитатах

Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве

Образ князя Игоря в “Слове о полку Игореве”

Автор: Древнерусская литература

Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве». Однако это произведение не перестаёт нас удивлять.

Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас – людей, живущих уже в двадцать первом веке?

«Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом.

Автор «Слова…» осуждает эгоизм русских князей, раздоры и местническую политику.

На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря показано, к чему приводит их нежелание отстаивать общерусские интересы.

Обратите внимание

Игорь идет в поход на половцев один, никого не слушая, а потому и терпит поражение.

Он самостоятельно отправляется в поход из-за славы, князь, безусловно, любит свою родину, но желание личной славы правит им, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:

Солнце ему тьмою путь заступало;

Ночь стонами грозы птиц пробудила,

Свист звериный встал, Взбился див —

Кличет на вершине дерева,

Велит прислушаться…

Но все же автор симпатизирует Игорю, ведь он действительно отважный, храбрый, настоящий воин, который готов умереть за землю русскую:

Скрепил ум силою своею

И поострил сердце свое мужеством;

Исполнившись ратного духа,

Навея свои храбрые полки

На землю Половецкую

За землю Русскую

Но эгоизм и безрассудство князя, привели к междоусобной борьбе, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. В конечном результате это привело к междоусобицам, к раздорам, к потере единства Руси как государства и к нашествию половцев на русскую землю.

Однако центральный эпизод даёт иной поворот – плач Ярославны юной, жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины, она оплакивает пленение мужа, скорбит о павших русских воинах. В песне она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и присветлое солнце» – ее плач – олицетворение плача всей земли русской.

И все же когда Игорь вернулся в Киев, к тому моменту в душе героя происходит переворот, он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он готов принять участие в совместной битве против половцев, а значит, эгоистические стремления Игоря оказывается побеждены разумом.

Именно потому и завершается все повествование радостным приветствием не только князю Игорю, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за русскую землю. Этим автор выражает мысль о необходимости единения.

Источник: https://botanim.ru/content/obraz-knyazya-igorya-v-slove-o-polku-igoreve-567.html

Образ князя Игоря. Образ князя Игоря в “Слове о полку Игореве”

Не каждому дано постичь всю глубину мудрости произведения «Слово о полку Игореве». Созданный восемь веков назад древнерусский шедевр до сих пор можно смело называть памятником культуры и истории Руси. В «Слово о полку Игореве» жанр определить – не главное, важен язык, на котором написано произведение.

Некоторым может показаться, что в летописи рассказывается об одном человеке, но это не так.

Князь Игорь Святославович

Характеристика образа князя Игоря довольно интересна. Его описывают смелым, честным, прекрасно осведомленным человеком. Про него нельзя было сказать, что он сначала делает, а потом думает.

Князь просчитывал каждый свой шаг, но, к сожалению, предупреждения и уговоры мудрых людей, окружавших Игоря, не остановили его. Мудрости, так необходимой Игорю, ему не хватало. Герой, к сожалению, ею не обладал.

Несмотря на все это, Игорь не был глуп и понимал, что на поле боя его ожидает смерть.

Мнение историков

Как и в большинстве случаев, мнения ученых-историков не столь однозначны. «Слово о полку Игореве» не было исключением. Перед нами вновь два противоборствующих лагеря. На одной стороне – те, кто считает Игоря настоящим героем-патриотом, непоколебимо оборонявшим свою землю.

Они считают, что летопись отображает всю Русь, а образ князя Игоря олицетворяет собой всех князей, правящих на Руси. Другие, наоборот, представляют его бездумным и безрассудным князем. Поход Игоря был заведомо обречен на провал, смысл такой жертвенности не ясен.

Важно

Но все же в одном историки сходятся, Игорь так и не состоялся как мудрый политик, но воинской доблести ему было не занимать.

Есть еще и третий лагерь, он не такой многочисленный, как первые два, но не упомянуть о нем было нельзя. Третье мнение заключается в том, что князь Игорь был истинным корыстолюбцем, решившим просто-напросто прославиться как герой-освободитель, защитник русской земли, и тем самым потеснить своей возросшей популярностью великого князя Святослава.

Поэтизация образа

Поэтизация и характеристика образа князя Игоря автором несла сугубо политический характер, в поэме «Слово о полку Игореве» ясно наблюдается призыв к объединению разрозненных русских княжеств.

Автор древнерусского шедевра прекрасно понимал, что княжья междоусобица на Руси не ведет ни к чему хорошему, лишь к внешнеполитической нищете и коллапсу. Таким образом автор стремится сплотить князей, напомнить им об их родственных связях.

В летописи активно обсуждаются все приверженцы раздробленности и междоусобицы, а также один из их зачинателей — князь Олег.

Для того чтобы эффект был ярким и красочным, он (автор) наделяет Игоря качествами доблестного воина и рыцаря. Ведь в произведении «Слово о полку Игореве» жанр – поема. Князь способен на великий поступок, на любую жертву, для него нет ничего сложного в том, чтобы совершить подвиг. Все действия и поступки князя Игоря совершаются только во благо Руси.

Он не лишен красноречия и, как любой полководец, перед боем красивыми, мужественными и полными отваги словами воодушевляет свою дружину. Позиция Игоря достаточно ясна — лучше погибнуть в бою чем быть в неволе: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».

Таков образ князя Игоря.

Присмотревшись к эпитетам, которыми наделяет князя автор, можно с уверенностью сказать, что именно он думает об Игоре. Автор отождествляет образ князя Игоря с соколом, называет его «солнце красное».

На пути князя встречается отряд половцев, и его воины с легкостью, разбив их, приносят ему победу. Конечно, много добычи русичи получили после победы: дорогие аксамиты, золото, паволоки, красивых половецких девушек угнали в плен.

В летописи сказано «добычи было настолько много, что коврами, кожухами, драгоценными камнями и даже золотом прокладывали себе путь через реки, болота и различные топкие места». Эта ситуация, как считает князь Игорь, показывает, насколько он бескорыстен и благороден.

Ведь он пришел победить врагов, а не наживой тешиться. Подтверждением его слов является тот факт, что из всех богатств он взял себе только боевые знаки врагов.

Благодаря этому эпизоду можно сделать вывод, что для Игоря важна не личная выгода, а, прежде всего, борьба с врагами русских. Золото и другие богатства слишком мелки и ничего для него не значат. Он выше всех этих забот. Таково описание князя Игоря.

Поражение

Благородство князя проявляется в последнем сражении, но одновременно тут видна его недалекость как стратега и тактика. Следующая битва была просто сокрушительной для русичей. Когда Всеволод, брат Игоря, начал испытывать сложности во время боя, он тут же идет на помощь к нему, совершенно не думая о последствиях, так как жаль ему брата своего.

Несмотря на все – героический поступок Игоря, мужество Всеволода и доблестных русских воинов, сражение проиграно, а самого Игоря уводят в плен. Вот так своим поступком он сделал смерть воинов напрасной. Многие историки думают, что характер князя Игоря и погубил его.

Решение сложное, но иногда стоит выбирать между правильным и героическим поступком

Побег

Несмотря на то что князь, совершив безрассудный поступок, подставил под удар Русь, а вместе с нею и весь славянский народ, автор по-прежнему придерживается образа князя как положительного героя. Автор скорбит, описывая поражение в битве.

Свое личное отношение к главному герою «Слова» он показывает не только при описании поражения, а еще и во время побега князя из плена. Автор переполнен искренним ликованием, ведь после возвращения Игоря на родину с ним ликует и весь народ русский.

Сила любви

Конечно же, автор «Слова» не мог не упомянуть о любви. Описание князя Игоря как покорителя женских сердец в летописи, конечно, отсутствует. И о том, что он испытывает чувства к какой-то персоне, ничего конкретно не сказано.

В летописи рассказано о том, как его любят, сильно и искренне, таких образов в «Слове о полку Игореве» достаточно. Автор создает настолько мощный образ любви, что, кажется, его можно потрогать и прочувствовать.

В тексте сказано: любовь настолько огромна, что она преодолевала большие расстояния и проникала в стан к половцам, и именно она помогла сбежать в итоге князю.

Ярославна

Описывая любовь, автор имел в виду Ярославну, законную супругу князя. Плач Ярославны об Игоре наполнен нежностью и теплотой. Говоря об этих эмоциях, автор дает понять читателю, что таких чувств заслуживает только достойный человек. Князь Игорь заслуживает такую любовь, которую испытывает к нему его жена Ярославна.

Читайте также:  Критика о поэме "медный всадник" пушкина: отзывы о произведении

Отношение к герою «Слова»

Так каким был образ князя Игоря? Относиться к этому человеку можно по-разному. Можно осуждать его и считать, что в бою он поступил эгоистично, и благодаря его поступку погибло много соотечественников-русичей, причем напрасно.

Можно осуждать его стратегические и тактические способности, а также высмеивать его недальновидность и безрассудство. Но также не стоит забывать и о хороших чертах характера, о его доблести, вере и отваге, несломленной воле и патриотизме.

Да и не может плохой человек заслуживать искренней и нежной любви от такой прекрасной женщины, как Ярославна.

Совет

Сколько людей – столько и мнений. Трудно сказать, кого именно из реальной жизни хотел описать автор в своем шедевре. Но то, что образ князя в нем положительный, понятно с первой строки. Князь Игорь – истинный борец с врагами русских, защитник Руси. Без сомнения, основной посыл автора – прекращение феодальной войны русских князей и дальнейшее их воссоединение под общим знаменем.

Великим человеком был князь Игорь. Произведение древнего летописца сильно впечатлило многих. Этого отрицать никто не будет. Человеку свойственно ошибаться, так что не нам судить о поступках древнерусского князя.

Источник: https://4u-pro.ru/obrazovanie/literatura/publikacii-i-napisanie-statej/obraz-knyazya-igorya-obraz-knyazya-igorya-v-slove-o-polku

Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве», без сомнения, является достоянием русской культуры. Оно отразило в себе главное бедствие своего времени – слабость государственного единства. Однако, важно отметить, что «Слово…» – удивительно поэтичное и глубокое произведение. Основа произведения – поход Игоря Святославича на половцев.

С небольшими силами, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, он отправился в далекий поход. На мой взгляд, автор «Слова..» восхищается храбростью и смелостью Игоря, однако князь слишком молод, и, возможно, этот поход был не совсем обдуманным поступком.

Начнем же, братья, Повесть сию От старого Владимира До Нынешнего Игоря, В коем отвага переспорила разум… Даже солнечное затмение – плохое предзнаменование – не остановило князя. Игорь «как тьмою солнца и у воинов души затмились». Но желание князя «изведать Дону Великого» было сильнее «пророчества высших сил».

Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, так и не удалось. Ему советовали возвратиться домой, но он не мог на это пойти, он не мог вернуться без победы. Первое столкновение войск горя с половцами было успешным. На следующий день половецкие полки стали наступать на княжескую дружину:
Половцы идут!…

И ото всех сторон – От Дона и от моря – Русскую рать обступили! Дети бесовы Кликом поля перегородили. Но и тут отважный Игорь «не поворотил дружины». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.

Высажен Игорь-князь Из седла золотого

Да и в седло рабское! Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо.

Игорь все же бежит от половцев:

Коней до полуночи Свистнул Овлур за рекою – Велит князь рузумети: «Князю Игорю – пора!» Нелегко было князю решиться на побег, ибо не таким он видел свое возвращение на землю русскую. Но этим, я думаю, автор «Слова….» хотел показать, насколько сильна любовь к русской земле и стремление в родные края.

На мой взгляд, поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя».

Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабло из-за феодальной раздробленности. Я думаю, что Игорь, несмотря на поражение, был настоящим героем, так как он всем сердцем желал благополучия родной земле. Он молод и силён, полон надежд и стремлений.

«Тяжко и голове, Лишенной плеч, А зло и телу Без головы», – Русской земле – без Игоря! Возвращение Игоря стало радостью для всего народа. Вернувшись домой, князь идет к святой Богородице, которая, является символом всей земли русской. Русь, хоть и раздробленная, остается духовно сильной и богатой, поскольку в сердце каждого человека живет любовь к родной земле.

Князь Игорь – истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин. По-моему, поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.

Образ Родины в “Слове о полку Игореве”

Пожалуй, нет в русской литературе произведения более загадочного, чем “Слово о полку Игореве”. Найденное совершенно случайно среди забытых рукописей в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным, оно сразу же привлекло к себе внимание ученых и поэтов.

Первых – совершенно новым взглядом на русскую историю, а точнее, на один ее эпизод, вторых – необыкновенным лиризмом, особой напевностью и, конечно же, своим патриотическим настроем. “Слово о полку Игореве” буквально пронизано горячей любовью к родине. Кем бы ни был автор “Слова о полку Игореве”, мы знаем, что этого человека глубоко волновало будущее Руси.

Обратите внимание

С болью и горечью он говорит о разладе между князьями, об усобицах, терзающих Русскую землю и делающих ее беззащитной перед набегами врагов. “Слово о полку Игореве” посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением.

Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю. “Слово о полку Игореве” с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси. Следствием его была слабость обороны от внешних врагов, что красноречиво показал поход князя Игоря.

XII век – времена, далекие от нас. Но, несмотря на это, мы можем представить себе всю сложность этой эпохи. Феодальная раздробленность, которая достигла в ту пору своего расцвета, совершенно ослабила государственное управление.

Каждый удельный князь стремился только захватить как можно больше земель соседей, не гнушаясь для этого самыми грязными путями, вплоть до объединения с прямыми врагами Руси – половцами. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало.

Отголоски этого явления наблюдаются в самом “Слове…” Игорь Святославович отправился в поход на половцев с небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом. Своим необдуманным поступком он перечеркнул недавние удачные походы Святослава, поставив Русь в крайне сложное положение, открыв врагам доступ к русским землям.

“Слово о полку Игореве” – произведение небольшое, но, вместе с тем, необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является вся Русская земля, и в повествование “Слова…” также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере до Тмутаракани на Черном море, от Волги на востоке до Галича на западе.

Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием “Слова…” Поэтому невозможно выделить отдельно образ Русской земли, ибо вся она находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Очень примечательны в этом отношении пейзажные зарисовки, хотя это название во многом условно.

В древнерусской литературе не было принято писать картины природы, давать ей какую-либо характеристику. Функция пейзажа вполне определена – она теснейшим образом связана с судьбою действующих лиц и всегда проявляется в действии.

Когда Игорь только выступил в поход, его встречало солнечное затмение – плохая примета, предвестник грядущей беды. Саму битву сопровождают бури, громы, а поражение русских оплакивает вся природа: “деревья с тугою к земле преклонились”

А печальный рефрен “О, русская земля! Уже за шеломянемеси! ” (О, русская земля!Уже ты за холмом!) подчеркивает не только горячую любовь автора “Слова…” к родной земле, но и боль от сознания того, что ошибка уже совершена. Автор не раз обращается к образу Русской земли, когда хочет подчеркнуть необходимость единения. Он настойчиво призывает князей выступить “за землю Русскую, за раны Игоревы”. Упоминания различных князей, географических названий, а также использование двух временных пластов (прошлого и настоящего) придает “Слову…” эпическую величественность.

Это тем более удивительно, что поход Игоря был делом вполне обычным, даже тривиальным. Но автор, а он, по всей видимости, был участником тех событий и мог наблюдать их воочию, придал своим поэтическим талантом этому рядовому происшествию общерусское значение. Форма “Слова…

” позволила ему выразить и свое отношение, свой взгляд на проводимую политику. Чувствуется, что это не просто придворный поэт, любимец какого-либо князя, а человек, близкий к народу, переживающий за судьбу своей родины, бесконечно любящий ее.

Важно

Возможно, кое-кому из нас стоит поучиться у этого необыкновенного человека, оставившего замечательный пример патриотизма в гениальнейшем творении – “Слове о полку Игореве”.

Читайте также:  Княгиня тугоуховская в комедии "горе от ума": образ, характеристика, описание

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/18838.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Князь Игорь в «Слове о полку Игореве»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       «Слово о полку Игореве» – произведение, актуальное на протяжении многих веков. Князь Игорь здесь является центральной фигурой — однако главная мысль автора не о нем, а о Родине, её защите, важности единства для борьбы с врагом. Образ Игоря точно передает ключевую мысль автора.

       С первых же слов Игорь раскрывается как храбрый и удалой князь, автор желает «рассказать про деяния» своего героя и «воспеть его». Описывая князя, поэт использует фразы «разум, полный сил», «мужество избрал опорой», «ратный дух». Это говорит об уважении и признании Игоря. 

     Желая освободить русские земли от половцев, князь собирает дружину во главе с собой и своим братом Всеволодом. Пренебрегая знаками природы (тьма закрыла солнце и началось затмение, пробудившее испуганный рев зверей и крики птиц), Игорь ведет войско на половцев. Но враг не дремлет: половцы уже слышали о набеге и встречают русское войско.

       Жажда славы, соединенная с желанием освободить Родину, не следуя голосу разума, приводит к беде: выиграв первую битву и захватив половецких девушек и золото, войско Игоря всё же терпит поражение. Половцы идут на Русь, а сам Игорь попадает в плен.

       Храбрый и мужественный князь Игорь, каким нам рисует его автор, поддавшись слепому безрассудству, не только не достигает своей цели, но и ухудшает положение соотечественников: враги вновь совершают набеги и берут дань с каждого двора. Важность единства здесь подчеркнута и поведением прочих князей: «и растет крамола меж князьями, и не видно от князей добра». То есть спасать Родину и помогать Игорю никто не желает.

       Далее мы уже не слышим хвалебных речей в адрес князя Игоря — автор сетует на новые бедствия, указывая: «Вот ведь кто с дружиною бесстрашной разбудил поганых для войны». Игорь с братом испортили то, чего так отважно добивался их отец Святослав. Игоря клянут и преждевременно хоронят.

       Через речь Святослава автор передает ту суть произведения, которую демонстрирует поступок Игоря: эгоистически пожелав славы и не вовремя напав на врага, братья опорочили былую боевую славу отца и своей неоправданной удалью навели беду на Русь. Проявляется междоусобная вражда между князьями — это ещё больше ослабляет государство. 

       Однако автор неспроста в начале говорит о князе как о мужественном и храбром воине — Игорь сбегает из вражеского плена, чтобы всё же спасти родные земли.

Совет

Важность присутствия князя на Родине чувствуется в строчках: «Мрак стоит над русскою землей: горько ей без Игоря одной».

Князь возвращается домой, и автор вновь славит его и дружину — осознав необдуманность и глупость прошлого похода, Игорь готов собрать войско против половцев и освободить Родину. 

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/421-sochinenie-na-temu-knyaz-igor-v-slove-o-polku-igoreve.html

Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

  1.  1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского.
  2. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря.
  3. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской.
  4. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.

«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России.

Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по – разному позволяют думать о моральном облике князя.

Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал.

Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.

В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения.

Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств.

Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.

Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости.

Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».

Обратите внимание

Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей.

Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным.

Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов:

«Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»

Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.

Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей.

Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода».

Источник: http://www.wlgdh.com/obraz-knyazya-igorya-v-slove-o-polku-igoreve/

Образы князей в “Слове о полку Игореве”

Образы князей в “Слове о полку Игореве”. Памятник дает богатейший материал по истории Руси XI -XII вв. В яркой образной форме безымянный автор характеризует правителей многих земель и городов, своих современников и князей, живших много лет назад. В “Слове” упомянуто более четырех десятков князей и княгинь.

Конечно, ведущее место принадлежит фигуре Игоря Святославича. Литературное произведение обессмертило имя этого князя. Один из удельных правителей второй половины XII в. занял в памяти потомков место наряду с самыми выдающимися деятелями эпохи Древней Руси.

Немалую роль в этом, безусловно, сыграли и последующие отклики на “Слово” в литературе и искусстве нового времени. Реальные военно-политические деяния и заслуги Игоря гораздо скромнее.

Игорь Святославич (христианское имя Георгий) – историческое лицо (вспомним, что литература средневековья почти не знала вымышленных персонажей).

Новгород-северский князь родился 2 апреля 1151 г. Он был сыном черниговского правителя Святослава Ольговича. Дед Игоря – известный князь-крамольник, родоначальник черниговских Ольговичей – Олег Святославич (в “Слове” назван Гориславичем), который был неизменным противником Владимира Мономаха. Вторая половина XII в.

Важно

была временем обостренного соперничества князей, периодом междоусобиц и раздробленности Руси. Новгород-северский князь участвовал в этих распрях, не отставал от своих соседей в желании укрепить свое положение, расширить владения. Он был женат на дочери могущественного Ярослава Владимировича Галицкого.

Автор “Слова” дает тестю Игоря весьма лестную характеристику: ” Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своемъ златокованнемъ столе, подпер горы угорскыи (венгерские, то есть Карпаты) своими железными плъки, заступивъ королеви путь, затворив Дунаю ворота, меча бремены (то есть тяжести чрезъ облакы, суды рядя до Дуная.

Грозы твои по землямъ текутъ, отворяеши Киеву врата”. Столь силен по мысли создателя “Слова” этот правитель юго-западной Руси.

За гиперболизированной передачей военной силы мудрого (отсюда, видимо, происходит прозвание “Осмомысл”) князя, незыблемости его политического положения, поэтической характеристикой широты его юрисдикции и стратегического положения земель, стоит реальная действительность той поры. Осмомысл умер в 1187 г., автор же обращается к нему как к живому, что позволяет исследователям использовать эту дату как одну из возможных хронологических вех при датировке памятника.

Читайте также:  Образ и характеристика тамары в поэме "демон" лермонтова: описание в цитатах

После смерти старшего брата (1180) Игорь стал держателем Новгород-Северской земли. Подобно деду, прибегавшему в междоусобицах к помощи половцев, Игорь в 1181 г. в союзе с ханами Кончаком и Кобяком участвовал в борьбе князей на стороне Святослава Всеволодовича. Но когда в 1184 г. киевский князь организовал большой коалиционный поход в степи, новгород-северский князь не присоединился к полкам Святослава Всеволодовича, а пошел на половцев весной следующего года в окружении своих ближайших родственников. Поэтическим откликом на этот трагический поход и явилось “Слово”. Опрометчивая экспедиция князей Ольговичей завершилась небывалым дотоле поражением русских и пленением всех князей, последовавших за Игорем. Знатные пленники – Всеволод Святославич Курский и Трубчевский (родной брат Игоря), Владимир Игоревич Путивльский (сын Игоря), Святослав Ольгович Рыльский (племянник Игоря) достались разным ханам. Сам Игорь оказался в руках своего недавнего союзника Кончака. Судя по всему, еще в пору совместных походов с половецкими ханами Игорь и Кончак решили поженить своих тогда еще малолетних детей. Так что инициатор похода в степи 1185 г. оказался в руках у своего свата. Простые дружинники практически все погибли в безводных степях. Поражение значительно ослабило южные рубежи Руси, чем не преминули воспользоваться кочевники. Поход Игоря начался в апреле 1185 г. В его начале ничто не предвещало беды. Но 1 мая, когда полки Игоря уже углубились в степи, произошло солнечное затмение. Подобные астральные явления оценивались в древности с провиденциальных позиций, как предвестие беды, им придавалось символическое значение. Несмотря на уговоры дружинников вернуться, Игорь решает продолжить движение по вражеским землям. Желание славы “ему знамение заступи”. В первом бою русичи одержали победу, захватили богатую добычу: “Съ зарания въ птокъ потопташа поганыя пълкы Половецкыя, и рассушась стрелами по полю, помчаша красныя девкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты (дорогие ткани)”. Однако во второй битве на берегу Каялы (до настоящего времени не существует единого мнения о местонахождении этой гибельной реки, не исключено, что под Каялой древний автор подразумевал некое нравственное понятие, место покания, расплаты за прегрешения) в кровопролитной битве, длившейся три дня, Игоревы полки были наголову разбиты объединенными силами нескольких ханов. Оказавшись в плену у своего недавнего союзника и свата Кончака, Игорь пользовался относительным почетом и свободой. Воспользовавшись этим, князь вскоре сумел бежать с помощью половца по имени Овлур. Автор “Слова” описывает прибытие беглеца в стольный город Киев, где новгород-северский неудачник надеялся получить заступничество и помощь других князей. После событий 1185 г. Игорь Святославич прожил еще семнадцать лет. Но дальнейшая его судьба уже не интересует создателя “Слова”. Из летописей известно, что в 1198 г. Игорь стал Черниговским князем. Умер он в декабре 1202 г. До первого появления монголо-татар, роковой для Руси и половцев битвы на Калке оставалось чуть более двадцати лет.

Сын Игоря Владимир, которому во время похода было всего четырнадцать лет, женился в плену на дочери влиятельного хана Кончака. Необычна в этом браке лишь сама ситуация – свадьба пленника и дочери победителя.

Вообще же династические браки русских князей с половчанками к концу XII в. стали достаточно обыденным явлением.

По летописным сообщениям, юный Игоревич на следующий год после поражения вернулся на Русь с женой и “дитятей”.

Игорь Святославич не узнал о трагической судьбе трех других своих сыновей, которые уже после смерти отца вступили в жестокую борьбу за обладание Галицкими землями. В 1211 г. Роман, Святослав, и Ростислав были схвачены и повешены галицкими боярами. Безымянный автор изображает Игоря мужественным воином. И хотя князь не показан в бою (описана отвага в сражении его брата Всеволода Буй Тура), отчаянная храбрость героя и всех Ольговичей неоднократно подчеркивается: “Храбрый Святославич”, “Олегово храброе гнездо”, “храбрый полк”, “храбрые русичи”. Даже в “золотом слове” Святослава Всеволодовича (“Тогда великыи Святъслав изрони злато слово с слезами смешано”), где киевский князь укоряет Игоря за то, что тот свел на нет его усилия по борьбе со степью, содержится отчетливое признание отваги участников сепаратного похода: “Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена”. Великий князь призывает отомстить за раны Игоря. Симпатия автора к новгород-северскому князю, “иже истягну умъ крепостию своею и поостри сердца своего мужеством”, безусловна. Не даром в роковые минуты затмения Игорь говорит своим воинам: “Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти… Хощу главу свою приложити, а либо испити шеломом Дону”. Особую роль в характеристике князя играет мотив братолюбия, нежной привязанности его ко Всеволоду. Младший брат тоже демонстрирует преданность и любовь к инициатору похода: “Одинъ брат, один светъ светлый ты, Игорю, оба есве Святъславличя!”. Однако поражение Игоря стало причиной новых набегов кочевников. Поэтому, наряду с признанием отваги Ольговичей и их предводителя, автор “Слова” осуждает недальновидность Святославича. Жажда славы приводит героя к драматическим переменам в судьбе. Князь пересел “из седла злата, а въ седло кощиево” (рабское). По мысли автора, своим поступком новгород-северский князь пробудил горе, беду и “коварство”, которые усыпил Святослав Киевский. Поражение Игоря – повод для поэтических раздумий автора обо всей Русской земле, раздираемой распрями эпохи раздробленности (“И нача князи про малое “се великое” млъвити, а сами на себе крамолу ковати”). В борьбе с половецкой угрозой необходимо объединение усилий правителей всех земель. Выражают свое отношение к опрометчивому поступку Игоря и представители окрестных народов. “Кают” русского князя “немцы, венедици, греци и морава”. Сама природа словно бы противится намерениям князя, предупреждает его. Так, опираясь на народно-поэтические традиции, создатель “Слова” показывает всю пагубность поступков Ольговичей. В результате поражения все объято печалью, тоска разливается по Русской земле, “въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми”, “ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось”. Все изменяется, когда Игорь бежит из плена. На смену печали приходит радость (“страны ради, гради весели”), а силы природы помогают недавнему узнику, Бог указывает беглецу путь домой. Столь же контрастна и световая образность. Тьма солнечного затмения, черные тучи угрозы, мрак поражения (“оба багряная стлъпа погасоста” – имеются в виду два брата Святославича) сменяются в образном строе “Слова” светом в тот момент, когда Игорь оказывается на свободе: “Солнце светится на небесе, Игорь князь въ Русской земли”. Финал произведения радостен. Все приветствуют возвращение Святославича, который славится автором вместе с остальными участниками похода. Безусловно, одним из наиболее ярких образов “Слова”, да и самым известным для читателей, благодаря литературе и искусству XIX-XX вв., является Ярославна. Жена Игоря, дочь Ярослава Владимировича Осмомысла именуется в тексте по отчеству, как и жена Всеволода Буй Тура (“красная Глебовна”). С конца XVIII в. считается, что имя Ярославны – Ефросинья. У Игоря Святославича было пятеро сыновей и дочь. Как уже отмечалось, три Игоревича погибли в начале XIII в., пытаясь завладеть Галичем. События этой драмы становятся не совсем ясными и объяснимыми, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Ярославна – вторая жена Игоря, а все дети князя – ее пасынки.

Образ тоскующей по мужу Ярославны – одно из ярчайших поэтических достижений безымянного создателя “Слова”. Им, по сути, открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве.

В Ярославне воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси.

Совет

В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы (такой она предстает перед читателем на страницах “Повести временных лет”), Ярославна – носительница лирического, женственного начала. Она воплощает в себе мир, любовь, семейные узы.

Традиции средневекового искусства подразумевали особый религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В “Слове” же, напротив, торжествует народное начало, восходящее к фольклору. Так, автор обратился к особому жанру – плачу (плач русских жен, плач Ярославны).

Плач русской княгини – весьма важный элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Ярославна, стенающая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир, географически расположен ближе с половецкой степи), заклинает силы природы.

В троекратном обращении к ветру (“О ветре, ветрило!”), Днепру (“О Днепре, Словутицю!”) и солнцу (“Светлое и тресветлое слънце!”) звучит и упрек (“Чему, господине, мое веселие по ковылию развея?”), и призыв о помощи (“Взълелей, господине, мою ладу къ мне”).

Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Ярославны, начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяние, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче княгини, жалобы которой уподобляются крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину.

Печальный голос Ярославны летит над землей, он слышен на Дунае: “Полечу, – рече, – зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукав въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле”.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1878648-6.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector