Александр Николаевич Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву — цитаты из книги
Судьба главного детища А. Н. Радищева — «Путешествия из Петербурга в Москву» (1789) поистине удивительна.
Неблагонадежное с точки зрения цензуры произведение автор отпечатал в домашних условиях на собственном, специально с этой целью приобретенном печатном станке, но накануне ареста сжег почти весь тираж.
«Путешествие» продолжало свою жизнь в списках вплоть до 1858 года, когда оно было опубликовано за границей А. И. Герценом. В России с произведения был снят цензурный запрет только в начале XX века.
Даже в советскую эпоху, когда Радищев был объявлен «пророком и предтечей революции», «Путешествие» издавали с купюрами — многое смущало в нем официальную власть. Может быть, сегодняшний читатель сумеет отнестись к этому крайне непростому произведению непредвзято и найти в нем не только суровую прозу, но и поэзию.
О природа, объяв человека в пелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. Уснул, и все скончалось. Несносно пробуждение несчастному. О, сколь смерть для него приятна.
А есть ли она конец скорби? — Отче всеблагий, неужели отвратишь взоры свои от скончевающего бедственное житие свое мужественно? Тебе, источнику всех благ, приносится сия жертва. Ты един даешь крепость, когда естество трепещет, содрогается. Се глас отчий, взывающий к себе свое чадо.
Ты жизнь мне дал, тебе ее и возвращаю; на земли она стала уже бесполезна.
Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы.
Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло.
Я человеку нашел утешителя в нем самом. «Отыми завесу с очей природного чувствования — и блажен буду». Сей глас природы раздавался громко в сложении моем.
Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и — веселие неизреченное! — я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных.
На что право, когда действует сила!
Член общества становится только тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает союз общественный, когда становится злодей!
Источник: https://www.citati.su/kniga/aleksandr-nikolaevich-radishchev-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu
Радищев А. Н. – цитаты, афоризмы, высказывания, фразы
Радищев Александр Николаевич – родился 20 августа 1749 года в Москве. Русский писатель, философ, поэт. Автор сочинений – «Путешествия из Петербурга в Москву», «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» и др. Покончил с собой 12 сентября 1802 года в Санкт-Петербурге.
- Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
- Основанием всего естественного познания является опыт.
- Из мучительства рождается вольность. Из вольности — рабство.
- Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое.
- Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе.
- Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.
- У барина на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов.
- Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
- Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?
- Особое свойство человека — беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться.
- Нужда, желание безопасности и сохранности созидают царства; разрушают их несогласие, ухищрение и сила.
- Природа, люди и вещи — воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов.
- Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние и народ право имеет монарха-деспота судить.
- Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях.
- Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.
- Будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые.
- Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
- Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
- Священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, они подстригали ему крылия. да не обратит полет свой к величию и свободе.
- В последний час, когда свет от нас преходить начинает и отверзается вечность, ниспадают тогда все степени, мнением между человеков воздвигнутые. Человек тогда становится просто человек.
- Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа.
Источник: https://aphorism-citation.ru/index/0-120
Первый призыв к борьбе против крепостничества – А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
1. Крепостничество и самодержавие тормозят развитие России
В конце XVIII в. крепостническая Российская империя, казалось, находилась на вершине могущества. Она простиралась теперь от Белого и Балтийского морей на севере до черноморских берегов на юге. Она обладала сильной армией и флотом, прославленными в сражениях. Дворянин чувствовал себя владыкой в своем имении.
Он как хотел расправлялся с крестьянами, продавал их, покупал, дарил, проигрывал в карты.
Но это могущество и процветание дворянской России подтачивались изнутри. Крепостное право задерживало развитие промышленности и сельского хозяйства. Оно препятствовало росту вольнонаемного труда, мешало развитию культуры.
Крепостных людей не допускали в университет.
Изобретения талантливых людей: Ползунова, Кулибина и других – не находили применения.
В Англии и Франции уже произошли буржуазные революции. Там развивался капиталистический вольнонаемный труд, складывался новый класс – пролетариат.
В передовых странах был нанесен удар по абсолютизму, а в России царило самодержавие, заботившееся более всего об интересах дворянства.
Между тем страна была полна сил и развивалась вопреки стеснявшим ее крепостническим путам. Понимание необходимости бороться с крепостным правом и самодержавием овладевало сознанием лучших, передовых людей России.
2. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву»
В 1790 г. Екатерине II принесли только что вышедшую в России книгу с простым заглавием «Путешествие из Петербурга в Москву». Имени автора не было на обложке. Со страниц книги в лицо Екатерины полыхнуло пламя революции.
О чем же было написано в этой книге? Ее автор со страстью и силой говорил о вреде и несправедливости крепостного права.
Он называл помещиков «зверями алчными, пиявицами ненасытными».
Вот что он писал о помещике, жестоко притеснявшем своих крестьян: «Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина. Богатство твое нажито грабежом.
Зовите его вором, сокрушите орудия его земледелия, сожгите его риги, овины и житницы и развейте пепел по нивам, на которых совершалось его мучительство».
Автор призывал к полному уничтожению крепостного права, к освобождению крестьян. Он признавал право крестьян на восстание против помещиков.
«О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем,- писал автор,- разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися (т. е.
вышли) великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие».
Книга направлена против самодержавия. Ее автор – республиканец. Он считал, что верховная власть в стране должна принадлежать народу.
Царь для него был «злодей, злодеев всех лютейший».
Неизвестный автор книги призывал к уничтожению самодержавия.
– Это бунт! – с ужасом воскликнула Екатерина II, прочтя книгу.- Автор – бунтовщик, хуже Пугачева!
Она приказала арестовать продавца книги. От него выпытали имя автора. Выяснилось, что книгу написал А. Н. Радищев.
Александр Николаевич Радищев родился в 1749 г. в семье дворянина. Живя в деревне, он познакомился с бытом крепостных крестьян. Потом учился в Москве и Петербурге, много читал, думал, сопоставлял.
Его послали учиться за границу. Он провел там ряд лет. Он знал четыре иностранных языка, прочел много иностранных революционных книг.
В России он служил простым чиновником в Сенате, а потом в таможне. Здесь его окружали тупые, ограниченные чиновники, взяточники и казнокрады. У Радищева все более вырабатывалось критическое отношение ко всему государственному строю царской России. Особенно большое впечатление на молодого Радищева произвела крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
Постепенно Радищев превратился в революционера-республиканца.
В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. II. Радищев бичевал всю феодально-крепостническую систему в целом, призывал к ее революционному уничтожению.
Екатерина II заключила Радищева в тюрьму. Суд приговорил его к смертной казни. Но Екатерина побоялась привести приговор в исполнение.
Она была знакома с европейскими философами и разыгрывала просвещенную царицу. Что бы сказали о ней в Европе? Она заменила Радищеву смертную казнь десятилетней ссылкой в Восточную Сибирь, в глухой Илимский острог.
Радищев прожил в ссылке шесть тяжелых лет. В Петербурге за него хлопотали друзья, поэтому его удалось освободить раньше срока.
После возвращения Радищев поступил на службу в комиссию по составлению законов. Здесь он написал такой свободолюбивый проект, что начальство пригрозило ему второй ссылкой в Сибирь.
Надломленный и больной Радищев не выдержал – он отравился и умер в сентябре 1802 г.
Александр Николаевич Радищев первым в России выступил против самодержавно-крепостнической системы в целом. Он не ограничился критикой ее отдельных пороков.
А. Н. РАДИЩЕВ ОБ УГНЕТЕНИИ КРЕСТЬЯН ПОМЕЩИКАМИ
Отрывок из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе по нем скользило. Четыре стены, до половины покрытые так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; оконницы, в коих натянутый пузырь, смеркающий в полдень, пропускал свет; горшка два или три (счастлива изба, коли в одном из них всякой день есть пустые шти).
Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть; спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча, как будто в тумане или за завесою кажется. К счастью, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина.
Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. Вот в чем почитается, по справедливости, источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и злоупотребления законов, их шероховатая, так сказать, сторона. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем,- воздух. Да, один воздух! Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет.
Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно! Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны, почти всесилие, с другой – немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме …
Источник: https://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/270-pervyj-prizyv-k-borbe-protiv-krepostnichestva-a-n-radishchev-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu.html
Путешествие из петербурга в москву
Расцвет многосторонней творческой деятельности Радищева, который пишет и в прозе и в стихах, падает на 80-ые годы, время бурного подъема общественной жизни в Европе, революционных потрясений и обострения классовых противоречий в самой России.
Раздумья о судьбах русского народа и родины, публицистический характер его художественного творчества, развивавшего лучшие традиции просветительской литературы, общение с русскими прогрессивными деятелями подготовили создание Радищевым своих лучших произведений: оды «Вольность» и «Путешествия из Петербурга в Москву».
В 80-ые годы Радищев работает над очерком «Слово о Ломоносове», дань гению, которую отдали многие предшественники и современные Радищеву писатели.
Но в отличие от них, рассказывая о жизненной судьбе Ломоносова и его национальных заслугах («В стезе российской словесности – Ломоносов есть первый»), Радищев воссоздает образ человека из народа, творческий гений которого, соединенный с волей, силой характера, глубоким патриотизмом, является залогом возможностей и свершений в будущем русского народа. И недаром «Слово о Ломносове» стало логическим завершением главной темы «Путешествия» – темы народа, его творческих возможностей, его права на завоевание свободы. Понимая значение деятельности гениального преобразователя и реформатора, слава которого «есть слава вождя», Радищев-революционер не может не упрекнуть Ломоносова за то, что тот «льстил похвалою в стихах Елисавете».
Теория народной революции получает публицистическое и художественное воплощение в написанной Радищевым в 1781-1783 гг. оде «Вольность», отрывки из которой также были включены в «Путешествие».
Судьбы родины и народа в центре внимания автора, передового человека, способного сопоставить факты и события исторические с своременностью и прийти к обобщающим философским выводам о закономерности возникновения революции в России, народ которой способен ответить насилием на насилие.
Ода «Вольность» – произведение огромной поэтической и ораторской страстности, свидетельствующее о зрелости революционного мировоззрения Радищева. Он доказывает, что «человек во всем от рождения свободен», вольность осознается как «бесценный дар человека», «источник всех великих дел».
Далее автор отмечает, что мешает этому. В отличие от просветителей XVIII века Радищев, говоря о свободе, имеет в виду не только естественное, но и социальное равенство, которого надо добиваться путем борьбы за права народа.
Страстно обличает он рабство и деспотизм, законы, установленные самодержавной властью, которые являются «препоной свободе»:
Воззрим мы в области обширны,
Где тусклый трон стоит рабства.
Градские власти там все мирны,
В царе зря образ божества.
Власть царска веру охраняет,
Власть царску вера утверждает;
Союзно общество гнетут.
Радищев разоблачает опасный союз царской власти и церкви, выступая против монархии как таковой. Монархию надлежит заменить демократическим строем, основанным на социальном равенстве и свободе. В «царстве свободы» земля будет принадлежать тем, кто обрабатывает ее.
Вера в будущую победу одушевляет поэта, она основывается на изучении опыта своей страны и на примерах западных революций. Ода заканчивается описанием «избраннейшего дня», когда победит революция и обновит «отечество драгое».
Пафос оды – вера в победу народной революции, хотя он понимает, что «не приспе еще година». Философское, публицистическое содержание оды находит соответствующие стилистические формы выражения.
Традиционный жанр оды наполняется революционной патетикой, а употребление славянизмов, придающих торжественное звучание оде, лишь подчеркивает единство художественной формы и содержания.
Императрица Екатерина, прочитав оду, написала: «Ода совершенно и явно бунтовская, где царям грозится плахою». Тема борьбы нашла широкое отражение в «Путешествии из Петербурга в Москву», написанной в 80-ые годы.
Книга поражает широтой охвата событий и лиц, остротой постановки и решения важнейших социально-политических, нарвственных и философских вопросов времени. В посвещении Алексею Михайловичу Кутузову Радищев раскрывает замысел книги: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала.
Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека. И часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».
Радищев – «зритель без очков» учит «прямо взирать» на действительность, ведь только тогда можно понять, что мешает «истинному блаженству».
Впервые основной темой художественного произведения стала тема народа и признание его главной движущей силой истории. Писатель-революционер нарушил традиционный подход писателей к народу, в котором они видели прежде всего забитость и терпение, стремясь пробудить к нему чувство сострадания.
Радищев раскрывает в русском народе новые черты, вызывающие у путешественника чувство восхищения. Он показывает нравственное здоровье и физическую красоту, высокоразвитое чувство собственного достоинства, трудолюбие, талантливость, он раскрывает в народе дремлющие силы, способные вызвать сопротивление насилию.
Д.Д.Благой справедливо писал: «Исключительное внимание Радищева-мыслителя и Радищева-художника к народу, крестьянству и, в особенности, самый характер художественного изображения им людей из народа были совершенно новым и чрезвычайно значительным явлением в нашей литературе»
Эпиграф к произведению взят из «Тилемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», где под чудищем Радищев подразумевает самодержавие, екатерининскую монархию.
Радищев разоблачает самодержавие и лишь во сне путешественник видит то, что хотелось бы ему увидеть в мудром монархе.
Глубоко сочувствуя крестьняству, которое для писателя-революционера является основой общества, Радищев, видя степень бесправия крестьян, восклицает: «Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, называться блаженным?»
Все, что видит путешественник на своем пути: дорожные встречи, наблюдения над жизнью разных сословий, – заставляет его глубоко сочувствовать угнетенному народу и наполняет чуством непримиримой вражды к угнетателям, сознанием необходимости революционной борьбы за освобождение народа, борьбы самого народа.
Революция возникает как неизбежный результат угнетения. Тема революции звучит во многих главах («Чудово», «Городня», «Зайцево», «Черная грязь»). Радищев верит, что революция в России свершится, но для этого нужно время.
«Не мечта сие,– утверждал он,– но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую, я зрю сквозь целое столетие».
По мнению Радищева, русская действительность, объективный исторический процесс и особенности русского национального характера – залог неизбежности революции. «Сатирическим воззванием к возмущению» назвал Пушкин книгу Радищева.
Народ – герой «Путешествия», общение с ним убеждает автора в его светлом будущем. В «Путешествии» много запоминающихся крестьянских образов, олицетворяющих те достоинства, которые раскрыл путешественник в народе.
Это и пашущий крестьянин в главе «Любань», который в беседе с барином держится с достоинством, это и крестьяне в главе «Зайцево», проявившие солидарность и заступившиеся за жениха-крестьянина, мужественно вступившего в борьбу с насильниками.
Это матрос («Чудово»), героически спасающий гибнущих на море, и глубоко увлекательный образ молодого человека, крепостного, получившего по воле старого барина европейское образование, но оставшегося в крепостном состоянии.
В силу своего развития он еще острее, мучительнее воспринимает весь ужас крепостнического существования, предпочитая ему рекрутчину («Городня»).
Воплощением нравственного идеала Радищева стал образ крестьянской девушки Анюты («Едрово»). Естественную красоту и здоровье, благородство, чистоту чувств видит в своей героине путешественник.
Скромность и гордость, строгость и нежность, способность глубоко чувствовать и умение рассуждать, необычайная искренность и цельность натуры – такова Анюта. В ней заключен для писателя идеал народной красоты, рожденной самой природой, и этот идеал стал для него эстетической нормой прекрасного.
Следуя своему методу видения действительности, сей «зритель без очков» далек от идеализации. Порой он видит и среди крестьянок испорченных девушек, однако Радищев подчеркивает, что это результат «губительства неволи», результат развращающего влияния крепостнических отношений, но такие среди крестьянок – редкость.
Сильное впечатление производит констратсное изображение и связанные с ним рассуждения Радищева о девушках из крестьянских и дворянских семей, об их нравах и морали, поражденных окружающей средой.
Нравственной и физической красоте крестьянок, отгороженных от развращающей цивилизации города, противопоставлены барышни, на которых наложила отпечаток ложь и безнравственность, свойственные дворянским кругам. Даже внешность свидетельствует об этом: «На щеках румяна, на сердце румяна, на искренности – сажа».
Ставя проблему прекрасного в искусстве и жизни, он показывает классовое различие понимания прекрасного в искусстве.
В основе творческого метода Радищева лежит показ русской действительности в ее социально-общественном осмыслении.
Знание жизни, стремление проникнуть в глубину социальных противоречий, широта охвата событий, освещенные передовым мировоззрением, делали «Путешествие» реалистической книгой.
Авторскому замыслу подчинена и композиция книги: все происходит как в жизни, встречи с отдельными людьми; жанровые сцены и картины, наблюдаемые путешественником.
Повествование прерывается своеобразными вставными новеллами, в которых встречающиеся с путешественником лица рассказывают о себе, о своей судьбе. Реализм содержания книги, социальная детерминированность характеров (человек – «существо общественное»), передовое мировоззрение автора дают возможность определить творческий метод Радищева как метод «просветительского реализма».
Пафосом негодования звучат слова Радищева в адрес помещиков-крепостников. Радищев первым выступил против крепостного права, называя его «зверским обычаем», приличным только «диким народам». В связи с этим одной из главных задач его книги стала критика крепостничества.
В своих рассуждениях Радищев исходит из просветительской теории естественного права, согласно которой все люди родятся свободными. Радищев производит смелую переоценку роли и значения в русском общетсве дворянства и помещиков. Согласно официальной точке зрения XVIII века, дворянство – цвет нации, ее гордость и украшение.
Екатерина II писала в «Наказе»: «Добродетель с заслугою возводит людей на степень дворянства». Радищев решительно отвергает эту мысль и разоблачает правительственную ложь, считая, что полезность людей определяется их личными заслугами.
Дворянство, по глубокому убеждению Радищева, не цвет, не гордость нации, а паразитическое сословие, незаконно присваивающее себе плоды чужого труда. Помещик из главы «Любани» заставляет крестьян шесть дней в неделю ходить на барщину, а вечерами возить из лесу сено на барский двор.
В главе «Вышний Волчок» помещик, прослывший в округе «великим земледельцем», также беспощадно относится к своим крестьянам. Он варвар и палач, богатство которого нажито грабежом и заслуживает строгого наказания.
Радищев критикует также рекрутчину. В главе «Городня» повествуется о молодом крестьянине, которго госпожа сдала в рекруты за отказ жениться на горничной, соблазненной племянником помещицы.
Солдатчина в XVIII веке была пожизненной, и поэтому проводы в солдаты уподоблялись похоронному обряду. В той же главе другого рекрута оплакивают престарелая мать и невеста.
В «Путешествии» приводятся многочисленные случаи надругательства помещиков над крестьянами.
Автор приходит к мысли о полной бесполезности и даже ненужности «благородного сословия».
Радищев был убежденным республиканцем, сторонником такого государственного устройства, при котором верховная власть избирается и контролируется народом. В «Путешествии» Радищев поставил перед собой задачу развеять тот ложный ореол, которым на протяжении многих веков был окружен царский престол.
В главе «Спасская полесть» описан аллегорический сон путешественника, построенный по принципу просветительского «прозрения», когда герой от заблуждения переходит к правильному взгляду на мир. «Мне представилось, – пишет путешественник, – что я царь, шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то из сих названий нечто, сидящее во власти на престоле».
Главная задача Радищева-просветителя – показать монарха и его окружение в их истинном виде. К правителю подходит женщина по имени Прямовзора, которая снимает с глаз царя «бельма», после чего тот «прозревает».
Автор показывает, что монархическое правление губительно для общества не только действиями, исходящими непосредственно от престола, но и тем, что оно уподобляет себе весь государственный аппарат сверху донизу. Деспотизм не терпит демократии ни в одном учреждении, поэтому любой начальник, большой и маленький, – некоронованный царек.
Поэтому, Екатерина II, прочитав эту книгу, отмечает, что книга наполнена «самыми вредными умствованиями, нарущающими покой общественный, умоляющими должное к властям уважение, стремившимся к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников, начальства, наконец, оскорбительными выражениями против сана и царской власти». Екатерина II назвала эту книгу «восстанием хуже пугачевщины».
Реалистически воспроизводя действительность, Радищев все же не создал глубоко типизированные характеры со всей их противоречивой сложностью, глубиной психологизма и сам, чувствуя это, называл рисуемые им характеры «силуэтами».
В основе творческого метода Радищева лежит показ русской действительности в ее социально-общественном осмыслении.
Знание жизни, стремление проникнуть в глубину социальных противоречий, широта охвата событий, освещенные передовым мировоззрением, делали «Путешествие» реалистической книгой.
«Путешествию» присущи и черты сентиментализма. Антифеодальные тенденции, присущие сентименталистам, внимание к личности человека, его нравственным началам были характерны и для Радищева. И Радищеву свойственно было все увиденное пропускать через призму авторского «я», что способствовало выражению непосредственных чувств автора.
Но от писателей-сентименталистов Радищева отличал «социальный характер эмоций», выражающихся в сочувственном отношении к народу и в сатирическом обличении виновников его бедствий, что придавало книге ярко выраженный публицистический, революционный характер.
Речевая характеристика персонажей определяет стремление Радищева к созданию реалистических характеров.
«Путешествие из Петербурга в Москву» вышло в конце мая 1790 года и сразу приобрело известность. За «Путешествие» Радищев был сослан в Сибирь. После смерти Екатерины II, в 1796 году Павел приказал переменить место ссылки. Радищев стал жить в отцовской деревне Немцово.
После нового дворцового переворота 11 марта 1801 года – убийства Павла и восшествия на престол Александра I, сделавшего поначалу ряд либеральных жестов, – Радищев был окончательно амнистирован и даже привлечен в качестве специалиста в области права к работам комиссии по составлению новых законов.
Радищев принялся за работу с исключительной горячностью. Им был написан ряд «мнений», составлена записка «О законоположении» и подготовлен обширный проект гражданского уложения.
В своих проектах Радищев, оставаясь на почве возможной и осуществимой практической деятельности, не мог, понятно, ставить вопрос о преобразовании России с той широтой и глубиной, с какой он ставил его в своем «Путешествии». Но и эти достаточно умеренные проекты Радищева показались нестерпимо радикальными.
Ему грозили недвусмысленно новой ссылкой в Сибирь. Однако не страх наказания, а глубокое разочарование в надеждах на нового царя, разочарование в возможности осуществления хотя бы даже той минимальной программы преобразований, с которой Радищев выступил в своих законодательных проектах, было основной причиной, вызвавшей роковой исход.
В ночь на 12 сентября 1802 года Радищева не стало: он принял смертельную дозу яда. Политический, мятежно-протестующий характер самоубийства Радищева нагляднее всего виден из одной его записи, сделанной незадолго до смерти: «Потомство за меня отомстит». Именно так оно и было воспринято передовыми современниками.
Лекция 12
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 3080; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: https://poznayka.org/s16185t1.html
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Муниципальное образовательное учреждение
Алданского района
«Средняя общеобразовательная школа № 23г. Томмот» РС(Я)
А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Театрализованный интегрированный
урок – размышление
Учитель
Герасимова
Светлана Васильевна
Открытый урок – театрализованный урок – размышление по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
Цель – углубить знания учащихся о жизни и творчестве Радищева
Задачи:
Образовательная – совершенствовать культуру умственного труда.
Развивающая – способствовать развитию любознательности, выявить характер познавательных интересов учащихся, оценить степень их творческой одаренности.
Воспитательная – воспитывать желание учиться творчески, учиться с увлечением.
Форма урока – урок – размышление, театрализованный урок.
Ход урока.
Эпиграф на доске
«Человек без всякой власти, без всякой опоры дерзает вооружиться против самодержавия, против Екатерины!»
А. С. Пушкин
Один день из жизни А. Н. Радищева.
Когда произносится имя А. Н. Радищева, сами собой являются ставшие привычными определения – «мужественный борец против самодержавия и крепостнического рабства», «пламенный революционный патриот», «достойный пример самоотверженного служения народу».
Портрет Радищева.
С именем Воронцова легенда связывает портрет Радищева, сделанный после его возвращения из Сибири. На портрете Радищев уже немолод. Зачесанные назад седые волосы, открытый высокий лоб. Глубокий, сосредоточенный взгляд больших темных глаз обращен на нас. Портрет мыслителя, философа…
Портрет хранился во Владимирском краеведческом музее, куда он, видимо, попал из Андреевского, имения Воронцова, находившегося неподалеку от Владимира. Вернувшись из ссылки, Радищев, нарушая запрет, тайно приезжал в Андреевское к Воронцову.
Вероятно, тогда и был выполнен неизвестным художником портрет писателя.
А, возможно, портрет Радищева был сделан в последний «петербургский» период жизни писателя, когда ему вернули дворянство, освободили от надзора и по рекомендации Воронцова приняли на службу в комиссию по составлению законов.
Так или иначе, перед нами последний прижизненный портрет Радищева, датируемый периодами с 1797 по 1802 года. Он мог быть заказан Воронцовым или кем-то из членов его семьи в знак признательности.
Всякий кто знаком с творчеством Радищева, с его произведением «Путешествие из Петербурга в Москву», всякий, кто знает, сколько испытал этот человек, послушный голосу своего времени, – согласится, что Радищев заслуживает этих высоких эпитетов.
И все же редко кто стремится за громкими словами разглядеть Радищева – человека, увидеть его лицо не на чеканных медальонных гравюрах, а в обычной домашней обстановке, в трясущейся кибитке или в зале Петербургской таможни, где он и служил, покуда не был арестован.
Много трудных дней выпало на долю Радищева. Но, может быть, самым тяжелым был день 30 июня 1790 года. Предшествовавшие этому дно события были для Радищева тревожными.
Напечатано его «Путешествие…», экземпляры стали распространятся в столице, послышались первые гневные отклики.
Наконец, один экземпляр попал в руки императрицы Екатерины.
Возмущенная императрица исчеркала страницы книги пометками, а о сочинителе отозвалась: «Путешествие из Петербурга в Москву» наполнено самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умоляющими должное по властям уважение, стремящимся к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства; Радищев бунтовщик, хуже Пугачева, Пугачев был казнен. И к смертной казни был приговорен и Радищев» Тем самым Екатерина сама заранее предрешила судьбу Радищева.
Над головой Радищева сгущались тучи. Все яснее становилось, что арест и расправа неотвратимы. Друзья и домашние уговаривали Радищева покинуть Россию, уехать заграницу.
Но спастись самому значило навлечь опасность на всю семью, которая могла оказаться в опале. Трое сыновей и дочь Александра Николаевна после смерти его жены, Анны Васильевны, остались сиротами.
Как же Радищев мог оставить их? К концу июня он окончательно делает вывод – остаться в Петербурге и ждать что будет.
Утро 30 июня. Доверенный слуга Давид Фролов по поручению Радищева жжет в листах оставшийся тираж «Путешествия». Печь накалилась, в кухне жарко. Как вообразить себе, что было написано на лице Александра Николаевича в эти минуты?
Горит его детище, его главный труд, его строки, написанные кровью его сердца. Он пытается успокоить себя – так надо. Вслед за остатками тиража летят в печь личные бумаги и черновики. Теперь надо спешить на таможню, закончить служебные дела. Это был последний день на свободе. Вечером того же дня Александра Николаевича арестовали.
Мне кажется, еще не много, и я увижу его лицо в этот момент. Позади – исполненный долг, книга, которая он знает – прозвучит по всей России. Впереди – допросы, годы ссылки, святая доля страдальца за счастье народное. Впереди и позади много торжественных и много горестных минут.
Мы провели один день с Радищевым и теперь в путь!
«О, дар небес благословенный,
источник всех великих дел,
О, вольность, вольность, дар небесный,
Позволь, чтоб раб тебя воспел!»
Ты хочешь знать кто я? что я? куда я еду?
Тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, не человек!
Так писал осенью 1790 года по дороге в Сибирь Александр Николаевич Радищев. Писал с полным сознанием своей правоты и чистой совестью.
Бурным, противоречивым был 18 век. Рождался капитализм в недрах старого феодального мира. Просветители – ученые и писатели Франции подготовили почву для Великой французской революции, начавшейся в 1789 году.
Революция потрясла Европу, вызвав сочувствие одних и ненависть других. Не могло это сказаться и на России, тесно связанной с Западной Европой в своем развитии.
Радищев был сыном своего века, жестокого и свободолюбивого, устойчивого и стремительного. Все эти впечатления и размышления побуждали Радищева к созданию его главного труда – книги, названной им «Путешествие из Петербурга в Москву».
Жанр путешествия давал автору возможность показать российскую действительность как бы со стороны, глазами наблюдателя. Много дней отдал Радищев этому главному труду своей жизни. В 1789 году он начал печатать свою книгу.
Она состояла из глав, названных по наименованию почтовых станций между Петербургом и Москвой. Посвящая свой труд другу юности Кутузову, Радищев писал: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». В таком тоне и написана вся книга: она обличает одних и сочувствует другим.
Любовь к родине, ненависть к крепостничеству, небывало острый показ тяжелого положения народа сделало эту книгу непохожей на другие и опасной для правительства.
Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своего старшего современника, поэта Тредиаковского «Тилема хида», слегка изменив его: «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй».
Начинаем наше путешествие. (Ученик указывает на карте остановку «Любани», карта прилагается).
В главе «Любани» дается изображение доброго крестьянского труда. Несмотря на знойный полуденный час и праздник – воскресенье, крестьянин пашет свою ниву «с великим тщанием», «соху поворачивает с удивительной легкостью». «Нива, конечно, не господская» – сразу догадывается путешественник. (Разыгрывается сценка).
– Бог помощи, мил человек. Что же ты пашешь попеременно на двух лошадях?
– Барин, мне надо отработать барщину, а в воскресенье работать на себя, чтобы прокормить семью.
– А отдыхать же когда?
– Мы не господа, чтобы нам гулять.
– Вот она тяжесть и непродуктивность такого труда, возмущен, насколько крестьянин бесправен. «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение. Свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения»
Глава (остановка) Зайцево.
Действующие лица: 2 пожилые женщины.
На сих днях совершается брак между 78-летним молодцом и 62-летнею молодкою. Причину столь престарелому спарению отгадать тебе трудненько. Распусти уши, мой друг, и услышишь.
Н: Слух носится, душа моя, что ты собралась замуж. Мне, кажется, солгано. Какой – нибудь насмешник выдумал эту басню.
Ш: Правда совершенная. Завтра сговор. Приезжай пировать с нами.
Н: Ты с ума сошла. Неужели старая кровь разыгралась? Неужели какой молокосос побудился к тебе под крыло?
Ш: Ах! Матка моя! Некстати ты меня наравне с молодками считаешь ветреницами. Я мужа беру по себе…
Н: В нашем возрасте любить нельзя, и не для чего, разве что для денег.
Ш: Я такого и не возьму, который мне мог изменить. Жених мой меня старше 16 годами.
Н: Ты шутишь! Нельзя этому статься.
Ш: По чести правда – Барон Дурындик; приезжай завтра ввечеру, ты увидишь, что лгать я не люблю.
Н: А хоть и так, ведь он не на тебе женится, а на твоих деньгах!
Ш: А кто ему их дает? Я в первую ночь так и не обезумею, чтобы ему отдать все мое имение; уже то время прошло. Табакерочку золотую ему подарю, да так что, по мелочи.
Н: Зачем ему табакерочка твоя?
Ш: А! зато он чин хороший имеет, представляешь, как меня будут называть Ваше высокоблагородие или Ваше превосходительство. Чихну, а он мне здравствуй, мой свет, здравствуй, моя душенька.
Н: Прости, матушка! (Уходит).
Ш: Завтра сговор, а через неделю свадьба. (чихает). Небось не воротится. Толи дело как муж свой будет. (уходит).
Не дивись, мой друг! На свете все колесом вертится. Надеюсь, что и ты много увидишь дурындиных, а без них свет не простоял бы трех дней.
Станция «Вышний волчок».
Вообрази себе, мой друг, что кофе налитый в твоей чашке и сахар, распущенный в оном, лишали покоя тебе подобного человека, что они были причиной превосходящего его силы трудов, причиной его слез, казни и поругания; дерзай, жестокосердный, усладить гортань твою.
– Вид прещения, сопутствовал сему изречению, поколебил меня до внутренности. Рука моя задрожала, и кофе пролился.
В главе «Медное» наглядно показана трагическая судьба крепостных, продаваемых с публичного торга.
– «А у нас то ще было, было (причитает баба). Страшная беда. Молодой то наш барин продал своего бывшего преданного дядьку, который ходил за ним и даже спас от утопления, бросаясь за ним в реку. Продал и бывшую свою кормилицу, и их дочь, обесчещенную им… Горе – то какое, горе».
– Страшная в своей обыденности история. И это «срамное зрелище» никого не трогает! Это обычно!
С необычайным внимание присматривается Радищев к проявлению духовной жизни народа, к народному творчеству, он включает в текст «Путешествия» слова хороводной песни, народные причитания, пословицы.
В главе «Клин»описывается слепой нищий, поющий «народную песнь» среди жадно слушающих крестьян. Вместе с певцом слушатели глубоко переживают то, о чем он поет.
В самых трогательных местах песни слезы текут по щекам певца, громко рыдают женщины в толпе, с грустной и суровой важностью слушают мужчины. Звучит русская народная песня (исполняют учителя).
Песни для Радищева – лучший путь понимания жизни народа, тягчайшие условия которой раскрываются в самом «голосе» – мелодии песен: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее». В песнях найдешь образование души нашего народа.
-Но, любезный читатель, я с тобою закалякался… Вот уже Всесвятское… Если я тебе не наскучил, то подожди меня у околицы, мы повидаемся на возвратном пути. Теперь прости. –Ямщик! Погоняй! Москва! Москва!
Но не пришла ещё година,
Не совершилися судьбы,
Вдали, вдали ещё кончина,
Когда иссякнут все беды.
В книге автор говорит о тяжести рекрутчины и о нелепостях цензуры – словом, изображает разные стороны современной ему жизни, критикуя их резко и сильно. Да, недаром, ознакомившись с этой книгой, Екатерина 2 выразила свои чувства кратко: «Бунтовщик, хуже Пугачева!»
Пушкин впоследствии определил пафос книги Радищева так: «сатирическое воззвание к возмущению». Радищев же рассматривал не как результат частных злоупотреблений, а как неизбежное следствие самодержавия и крепостничества. Автор «Путешествия» и страстным борцом за мир между народами.
С горячим сочувствием относится он к воспеванию Ломоносовым в его одах мира – «возлюбленной тишины», энергично восстает против грабительских воин, навязываемых царям и народам.
Обличает алчных и хищных «завоевателей» , – ярых вепрей, которые опустошают свои и чужие земли, оставляя за собой «пустыню и мертвое пространство». К этим «злодеям человечества» Радищев обращается с гордым предостережением: «Если приобрел пустыню, то она соделается могилою для твоих сограждан».
Автор ясно сознавал новаторское значение своих творческих исканий. Не только в области общественной мыли, но и в художественной литературе ему пришлось:
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и стихах.
Осуждение развращенных нравов самодержавно – крепостнической России неразрывно связано у Радищева с поисками правды и красоты. Высокую красоту писатель находит в нравственном облике труженика, создателя материальных и культурных ценностей. Писатель верил в высокое будущее народа:
О, народ, народ православный!
Твои поздние потомки
Превзойдут тебя во славе.
Все преграды, все оплоты
Сокрушат рукою сильной,
Победят – природу даже –
И пред их могущим взором
Пред лицом их озаренным
Славою побед огромных
Ниц падут цари и царства.
Звучит хор «Славься» (заставка) из оперы «Иван Сусанин» М. М. Глинки.
Радищев видит, что все ужасы крепостничества грозят яростным возмущением крестьян, и оправдывает его возмущение: «Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности, но когда конец положит всему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не приклонился на жестокость.» Во всем этом автор «Путешествия из Петербурга в Москву полностью созвучен нашему времени, да «русский народ очень терпелив»…
Список литературы
- Н. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Москва. Детская литература, 1979 г.
- Ольга Форш «Радищев». Ленинград «Художественная литература», 1986 г.
Приложение 1
Биографическая справка.
27 июня 1790 года Радищев узнал, что его ожидает арест.
30 июня 1790 года писатель был брошен в каземат Петропавловской крепости.
8-11 июля 1790 года был произведен обстоятельный допрос Радищева.
13 июля 1790 года был обнародован приказ Екатерины « о предании Радищева суду и об изъятии «зловещей книги».
24 июля 1790 года палата уголовного суда вынесла Радищеву смертельный приговор.
4 сентября 1790 года императрица подписала указ, согласно которому смертная казнь «милостиво» заменялась Радищеву ссылкой в Сибирь на 10 лет. Ссылка при Екатерине 2 была равнозначна смерти. Больного, закованного в кандалы писателя, повезли в далекий сибирский город Илимск.
12 сентября 1790 года А. Н. Радищев умер.
Приложение 2
Биографическая справка.
Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в семье потомственного дворянина, коллежского асессора Николая Афанасьевича Радищева. Его мать Фекла Степановна Аргамакова происходила из дворян. Александр был старшим из семи братьев.
Его детство прошло в Москве и в имении отца Немцово, Калужской губернии, Кузнецовского уезда. В доме родителей Саша не видел сцен расправы с крепостными, но не мало слышал рассказов о жестоких соседях помещиках. Радищевы были гуманны и сочувствовали крестьянам.
Начальное образование Саша получил в Москве, в доме дяди Михаила Федоровича Аргамакова.
В ноябре 1762 года при содействии Аргамакова был пожалован в пажи и поступил в придворное учебное заведение – Пажеский корпус в Петербурге. Там он подружился с Алексеем Кутузовым.
Осенью 1766 года в числе 20 самых лучших учеников он был послан в Германию для изучения юридических наук. В 1771 году Радищев и его товарищи возвратились а Россию.
В декабре 1771 года Радищев получил в Сенате, высшем административном и судебном органе Российской империи, скромную должность протоколиста. Эта должность противоречила его взглядам.
В 1780 году, будучи помощником начальника петербургской таможни, проявил себя как честный, неподкупный служащий, для которого интересы России превыше всего.
В 1781 – 1783 годах он уже создал несколько глав «Путешествия».
Июнь 1790 – Радищев закончил печатание всего тиража книги (около 650 экз.). В ней было много дополнительных глав, помещенных без разрешения петербургской управы благочиния, т. е. цензуры.
26 июня 1790 – один экземпляр попал в руки Екатерины 2.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/05/20/a-n-radishchev-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu
Идеи и образы «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
София – Тосна –Чудово − Спасская Полесть – Подберезье – Новгород – Зайцево – Крестцы – Яжелбицы – Валдай – Едрово – Хотилово – Торжок – Медное – Городня – Пешк
Основные темы:
– тема судьбы русского крестьянства
– тема крепостного права
– тема самодержавия (оно враг народа, «губитель» его счастья; при её раскрытии используется обличительный пафос)
– тема революции, восстания против существующего строя
– воспитание молодого поколения
Впервые в русской литературе темой книги стала тема народа и признание его главной движущей силой истории.
Жанр путешествия был особенно популярен среди сентименталистов. Писатели-сентименталисты стремились изобразить свои впечатления и чувства, вызванные сменой картин внешнего мира.
Форма путешествия позволила писателю концентрированно рассказать о всевозможных сторонах русской действительности, показать жизнь разных слоёв общества, не связывая себя условностями строгой жанровой формы. Жанр путешествия помог объединить в книге материал, созданный в разные годы, различный в стилевом отношении.
«Путешествие» – обобщение и типизация многочисленных поездок автора по России, а также его косвенного опыта в этой области.
В книге есть и исторические экскурсы, и демографические наблюдения, и политические теории, и фольклорные записи автора. Часть материала «подаётся» от лица встречающихся по пути людей (например, размышления о цензуре и экскурс в историю цензуры, мысли о особенностях русского стихосложения, о значении для России деятельности Ломоносова).
«Путешествие» состоит из 26 глав (12 из которых освещают положение крестьянства), очень разных по объёму. Кроме «Выезда» и «Слова о Ломоносове», все главы носят названия почтовых станций.
Большинство глав состоит из 2 частей: одна – яркий очерк увиденного/услышанного, образная зарисовка дорожного впечатления; другая – размышления автора по поводу виденного, написанные в патетическом, возвышенном тоне. Однако встречаются также главы только очерковые или, наоборот, представляющие собой только социологический трактат.
«Новгород»: портреты купцов. «Карп Дементьич – седая борода, в восемь вершков нижней губы…кланяется об руку…всех величает: благодетель мой…Аксинья Парфентьевна, любезная его супруга.
В 60 лет бела как снег и красна как маков цвет, губки всегда сжимает кольцом…Алексей Карпович, сосед мой застольный…на пятнадцатом году матери дал оплеуху». Радищев далёк от сурового обличения плутней купцов – он лишь иронизирует над хитрецами.
Он сознаёт, что в соществующей социальной несправедливости виноват общественный строй. И персонаже – жертвы этой системы.
Любань». Начинается так: «Зимою ли я ехал или летом, для вас, думаю, равно. Может быть, и зимой и летом» (затем автор всё же пишет, что дело было летом). То есть для описываемой писателем ситуации время года и погода не важны. Изложение конкретных событий переводится в условный и обобщённый план.
Чтобы отдохнуть от дорожной тряски, путешественник останавливает кибитку и заводит разговор с пашущим в воскресенье крестьянином. Предварительно он делает выводы («Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику, который оброку с него не берёт. Крестьянин пашет с великим тщанием.
Нива, конечно, не господская»), свидетельствующие о его глубоком знании жизни и наблюдательности. Далее выясняется, что крестьянин действительно обрабатывает свою землю и только в воскресенье, так как в другие дни должен работать на барщине.
В ответ на лаконичный рассказ пахаря о тягости крепостного гнёта путешественник возражает: «Друг мой, ты ошибаешься! Мучить людей законы запрещают». «Мучить, – отвечает крестьянин, – правда. Но небось, барин, не захочешь в мою кожу».
В совершенно независимом тоне пахаря и его иронично-презрительных словах обнаруживается антагонизм между сочувственно настроенным помещиком-дворянином и крепостным. Правильная книжная речь путешественника противостоит выразительной и свободной от диалектизмов речи крестьянина. Граница между частями главы очень заметна.
От бытового выразительного языка мы переходим в сферу высокого, насыщенного славянизмами стиля: «Разговор сего земледельца возбудил во мне множество мыслей… Углублённый в сих размышлениях, я нечаянно обратил взор мой на моего слугу… Вдруг почувствовал я быстрый мраз, протекающий кровь мою…».
Мысли путешественника переносятся на Петрушку – его дворового человека, который, однако, неплохо живёт в сравнении с дворовыми других помещиков. Но тут путник вспоминает, что и он не всегда справедливо с ним поступает: «Вспомни тот день, как Петрушка пьян был и не поспел тебя одеть. Вспомни о пощёчине. О, если бы он тогда, хоть пьяный, опомнился и тебе отвечал бы соразмерно твоему вопросу!». В этом внутреннем монологе героя заметно чувство классовой вины. Здесь также проявляется стремление автора делать очень широкие обобщения из частного факта.
В некоторых главах очерковые описания минимальны. «Торжок». «Здесь, на почтовом дворе, встречен я был человеком, отправляющимся в Петербург на скитание прошения. Сие состояло в снискании дозволения завести в сём городе свободное книгопечатание.
Я ему говорил, что на сие дозволение не нужно, ибо свобода на то дана всем. Но он хотел свободы в цензуре; и вот его о том размышления…» – очерковая часть.
Далее следуют рассуждения о цензуре и о её назначении, выражающие току зрения Радищева и вложенные в уста человека, встреченного путешественником.
«Едрово». Начинается с короткого, но красочного описания толпы молодых крестьянок. Автор обращает внимание на их физическое здоровье. Он сознаёт связь между здоровьем и красотой.
Это даёт ему повод через несколько строк перейти к сопоставлению представлений и красоте и физическом здоровье, характерных для городских дворянских жителей, с соответствующими представлениями деревенского трудового населения (сопоставление не в пользу горожан).
Очерковая часть начинается после это публицистического вступления. Путешественник рассказывает об Анюте и её жизни. От созерцания и рассуждения мы переходим к живому диалогу.
Заключается глава длинным обобщающим рассуждением о характере Анюты как типичном крестьянском характере и о нравственности крестьян и коротким диалогом между ямщиком – местным жителем – и путником по поводу Анюты.
«Вышний Волочок». Город наводит путника на мысль о несправедливом распределении благ, о социальном неравенстве и о жестокости классовой эксплуатации.
После этого автор рассказывает о бессердечном помещике, издевающемся над своими крестьянами, и завершает свой рассказ патетическим обращением к тирану-помещику и дворянам.
Они призывает дворян уничтожить власть этого кровопийцы над людьми и отнять у него имению.
«Спасская полесть». Царь изображается жестоким деспотом, «одежды которого казались измараны кровью и измочены слезами». Встретившись с жертвой беззакония, путешественник с негодованием размышляет, как «в толь мягкосердное правление, каково ныне у нас, толикие производились жестокости?». Ответом служит «сон» путешественника.
Ему снится монарх, вокруг которого стоят «чины государственный» и восхваляют его «мудрое правление». Во сне путник видит то, что ему хотелось бы увидеть в мудром монархе. Истина в образе «неизвестной странницы» снимает с глаз монарха «толстую пелену» и он видит всё в истинном свете, негодуя не вельмож.
Но прозрение монарха – утопия, и автор понимает это. «Сон» Путешественника − памфлет на Екатерину и её приближённых. Писатель метит в самое уязвимое место режима – несоответствие слов и дел. Ореол величия и славы скрывает чудовищные картины угнетения.
Хулил царский титул: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».
«Зайцево». Рассказ господина Крестьянкина о жестоком мучителе крестьян г. асессоре, который «зрел себя повелителем нескольких сотне себе подобных». «Он был корыстолюбив…жесток от природы, вспыльчив».
Этот помещик отнял у крестьян «всю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе, и то по одному разу в день, а иным давал из милости месячину.
Если который казался ему ленив, то сёк розгами, плетьми…или кошками, смотря по мере ленности». Возмущённые насилием крестьяне (крестьяне проявили солидарность и заступились за жениха-крестьянина) убили асессора и его сыновей-насильников.
Крестьянкин, «человеколюбивый дворянин», будучи председателем уголовной палаты, оправдывает расправу крестьян над их угнетателями. Однако стремление помочь несчастным ни к чему ни приводит.
Медное». Ужасная картина продажи крестьян с торга. Помещик, «зверь лютый», продает своих крепостных «в розницу, разлучая родных». Среди продаваемых – кормилица молодого барина, семидесятилетний старик, старуха восьмидесяти лет, внучка стариков. Картина типична для того времени, и Радищев ещё приводит сообщения из ведомомстей, подтверждающих документальность приводимых примеров.
Мысль о революции, как единственном средстве освобождения крестьян, раскрывается в «Путешествии» не сразу. Радищеву важно убедить читателя в неизбежности такого решения. Поэтому вначале, в главе «Хотилов», в рукописи, написанной «неизвестным» автором, предлагается мирный путь освобождения крестьян «сверху», действиями самодержавного правительства.
Намечается ряд постепенных мер, ведущих к этой цели: освобождение от «рабства» домашних слуг, разрешение вступать в брак без согласия господина, предоставление права выкупа на свободу. Последней ступенью должно быть «совершенное уничтожение рабства».
Тут же показывается и полная несостоятельность только что предложенного решения, поскольку действия монарха определяются не его волей, а корыстными соображениями дворянства. «Известно нам из деяний отцов наших… — пишет автор «проэкта», — что мудрые правители нашего народа… старалися положить предел стоглавому сему злу.
Но державные их подвиги утщетилися известным тогда гордыми своими преимуществами в государстве нашем чиносостоянием, но ныне обветшалыми и в презрение впавшим Дворянством наследственным». Убедившись в несостоятельности своих надежд на монарха, автор проекта обращается к самим дворянам, к их гуманности, к их здравому смыслу.
Но и этот путь также оказывается иллюзорным. Автор прекрасно понимает, что, будучи крупными землевладельцами, помещики заинтересованы в бесплатном крестьянском труде и никогда не согласятся добровольно лишиться его
Но в полной мере революционная мысль Радищева находит свое воплощение в следующей главе «Тверь», где была помещена, с некоторыми сокращениями, ода «Вольность». «Ода, — писала Екатерина II, — совершенно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою… Кромвелев пример приведен с похвалою. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские».
Источник: https://ifreestore.net/5408/6/