Тузбубен в романе “мастер и маргарита” булгакова (туз бубен)

Тузбубен

Контекст

В главе 17 романа «Мастер и Маргарита», Булгаков описывает как «знаменитый Тузбубен» – «остроухий, мускулистый, цвета папиросного пепла пёс с чрезвычайно умными глазами» – был использован секретной полицией НКВД, чтобы найти в «Театре Варьете» следы Воланда и его банды, которые накануне вызвали много волнений. Но «поведение его изумило всех» он зарычал, и затем лег на брюхо. Пёс привёл следовавших за ним к таксомоторной стоянке. Возле нее он след, по которому шел, потерял. После этого Тузабубена увезли.

Прототип

Булгаковскую полицейскую собаку звали Тузбубен, другими словами бубновый туз. Тузбубен – странная кличка для полицейской собаки, но в данном случае нет необходимости искать много объяснений столь странной кличке. Эта кличка – пародия на кличку хорошо известную до революции полицейскую собаку Треф, что также означает карточную масть.

В архиве Булгакова нашли вырезку из газеты «Правда» от 6 ноября 1921 года, рассказывающую о побеге Владимира Ильича Ленина (1870-1924) в Финляндию летом 1917 года. В этой газетной статье описывалось, что к поискам Ленина были привлечены не только контрразведка и полицейские детективы, но и собаки, среди которых был знаменитый полицейский пес по кличке Треф.

Доберман Треф,
прототип для Тузбубен

Обратите внимание

В 1907 году, после посещения школы для полицейских собак в городе Генте в Бельгии, начальник отдела полиции МВД России Василий Иванович Лебедев (1868-1930) опубликовал свою книгу Полицейская собака в Генте. Идеи, которые развивал Лебедев в книге, получили высокую оценку и 21 июня 1909 года в Старой Деревне, недалеко от Санкт-Петербурга, была основана первая в России Полицейская школа собаководства.

Одной из первых собак, отправленных в школу, был Треф – кобель доберман, родившийся в декабре 1908 года в питомнике фон Тюринген в Риге, Латвия, принадлежащий Отто Геллеру.

Трефа тренировал Владимир Дмитриев, руководитель городской районной полиции Москвы.

Треф в возрасте 11 месяцев выиграл первый экзамен для «выпускников» школы 25 октября 1909 года и прославился в России, потому что он внес свой вклад в раскрытие более 1500 уголовных фактов.

Треф в действии

В начале 1920-х годов Дмитриев был бы казнен на Лубянке. Что случилось с Трефом не известно.

Видео

В ТВ-сериале «Мастер и Маргарита» режиссёра Владимира Бортко от 2005 года становится понятно как Тузбубен вёл себя. Бортко называет его не доберман, но овчарка.

Источник: https://m.masterandmargarita.eu/ru/03karakters/tref.html

Cемерка, туз и другие карты в символике романа

Сагит Фаизов

Семерка, туз и другие карты в символике романа. Из цикла «Мастер и Маргарита»*

   Впервые карты в романе появляются на сеансе черной магии, когда Фагот, крикнув: «Три, четыре! – поймал из воздуха колоду карт, стасовал ее и лентой пустил коту. Кот ленту перехватил и пустил ее обратно. Атласная змея фыркнула.

Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал».

    В этом эпизоде М. Булгаков как бы репрезентует карты и их связь с числами в энигматике романа.

Числа три и четыре обозначают число карт в колоде: числовое значение лексемы «три» равно 12, аналогичный показатель лексемы «четыре» равен 23, сумма 12 и 23 равна 35, для так называемой неполной колоды не хватает одной карты.

Важно

Эта недостающая единица будет обозначена на упаковке денег, в которую превратится колода карт, как число 1000 (нули в числовой энигматике имеют факультативное значение).

    Прежде чем попасть в карман гражданина на галерке, колода побывала в кармане Парчевского, завзятого любителя игры в покер. То, что мизансцена с картами начинается с «Три, четыре!», а не с «Раз, два!», подсказывает, что Парчевский «вчера за ужином» или, скорее, после ужина, играл в «лоуболл от двойки до семерки» (3+4=7, перед числительным «три» пропущены два числа).

За названием игры скрывается фамилия супруги Максима Литвинова, наркома иностранных дел СССР, Айви Лоу, а само название в контексте последовательно иронической аттестации Лоу в романе пародирует названия различных игр в мяч**. В эпизодах гибели Берлиоза и визита Ивана Бездомного к «голой гражданке», имевших место в среду, показана более чем двусмысленная роль Айви Лоу в отставке М.

Литвинова. Игра в  лоуболл (на даче у Хустова-Сталина) шла в тот же вечер, когда погиб Берлиоз. Возвращение автора романа к персоне Лоу в ее связи с «дачным кружком» Иосифа Сталина – дополнительная аппрезентация политической интриги вокруг отставки Литвинова с участием его супруги (мнение М. Булгакова).

Многозначительно, что в «лоуболле от двойки до семерки» выигрывает наихудшая комбинация. В комбинацию входит пять карт, разница между 2 и 7 равна 5, конечное числовое значение фамилии Лоу – 5, имени Айви -2.

    В коррелятивной связи с Лоу и лоуболл находится упоминавшийся красочно описанный эпизод с заглатыванием колоды карт – «фыркнувшей атласной змеи» – при посредстве английской лексемы «bolt», включающей в себя такие значения, как «глотать не разжевывая» и «рулон» (материи). Фыркнувшая змея – признак кокетства. (Фагот – фантом Воланда, немца.

)

    Далее карты появляются в эпизоде отдыха свиты Воланда после бала. «Так на чем мы остановились, драгоценная королева Марго? – говорил Коровьев, – ах да, сердце, В сердце он попадает, – Коровьев вытянул свой длинный палец по направлению Азазелло, – по выбору, в любое предсердие сердца или в любой из желудочков».

«Любое предсердие сердца» – намек на двусердечие Маргариты в «любви». Под желудочком подразумевается карта масти треф (крести) – при посредстве немецкой лексемы «das Eichel», – которая обозначает желудь и карту масти треф. Дальняя аппрезентационная область «желудочка» – крест Спасителя.

    Семерка пик – карта, в которую стреляет Азазелло.

Маргарита отметила ногтем угловое верхнее правое очко – область сердца для «карты». Лексема «ногтем» своим конечным числовым значением, равным 9, и область сердца отсылают читателя к ночи с 8 на 9 ноября 1932 г., когда Надежда Сергеевна Аллилуева, супруга Иосифа Сталина, выстрелила себе в сердце из пистолета «Вальтер», запершись в своей комнате в Потешном дворце. Семерка пик в гадании – обман или неожиданность.

Совет

    В словосочетании «любой из желудочков», помимо масти треф присутствует указание на кару туз треф – благодаря числовому значению лексемы «любой», равному 10.

Трансформация 10 в единицу в этой ситуации обеспечена особым маркером – «длинным пальцем»  Коровьева, – единицей, –  вытянутым в сторону Азазелло. Сочетание карты туз треф с семеркой треф в гадании – подарок от друзей, в эпизоде «после бала» – анонс подарка Воланда Маргарите.

Туз треф также сам Воланд, позже он найдет свою оппозицию – пса Тузбубен. В гадании сочетание карт туз треф и туз бубен означает неприятности с властями.

     В эпизод бала М. Булгаков ввел две карты, не называя их. Одна из них джокер, сильнейшая из карт стандартной полной колоды. Она возникает на втором плане как двойник или тень Воланда в той мизансцене, когда Воланд берет в руки превратившуюся в чашу голову Берлиоза.

Как только он это делает, за его спиной возникает шут, каким его изображают на карте джокер – в пестром трико, шапочке с бубенчиками и с насаженной на скипетр головой такого же шута в правой руке***.

Тем самым автор выстраивает некую образную и морально-этическую антитезу словам Маргариты, которые еще предстоит услышать: «Всесилен, всесилен!»

   Вторая карта – королева кубков из карт таро, она же «королева водных престолов» и «заботливая женщина», возникает за спиной Маргариты, когда та приняла из рук Воланда берлиозову чашу с изумрудными глазами и жемчужными зубами.

Так завершилась свадьба наивной Маргариты и «всесильного» шута.

* Публикуемое наблюдение базируется на чтении скрытого текста московских глав романа  – расшифровке вербально-числовой энигматики, охватывающей весь видимый текст произведения М. Булгакова, включая иерусалимские главы.

** См. например, аттестации А. Лоу: Персонажи и персоны мастера: голая гражданка: https://sagitfaizov.livejournal.com/44106.html; Персонажи и персоны мастера: луна среды: https://sagitfaizov.livejournal.com/58255.

html

*** Из одной популярной публикации о картах: «В некоторых колодах используют двух разных джокеров. Черный джокер соответствует карте Глупца из колоды Таро, а красный – карте Мага, который известен также под именем Фокусника.

В колоде Таро Фокусник очень похож на Глупца» https://activebet.ru/blog/other_articles/post/103

Справки о картах при подготовке статьи извлечены из следующих публикаций: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-и Джокер, Игральные карты, Покер); https://arsmagica.org/taro/arkany-taro/mladshie-arkany-taro/koroleva-kubkov; https://taro-gadalka.narod.ru/tolk_2.html; https://www.znakitaro.h16.ru/kartnews19.html

Иллюстрации
Колоды карт. Композиция. Автор Motoraula. Источник копирования: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Carddeck.jpg?uselang=ru
Джокер. Карта. Источник копирования:https://commons.

wikimedia.org/w/index.php?title=File:Joker_black_02.svg&page=1&uselang=ru
Королева с кубком. Карта таро. Источник копирования: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jean_Dodal_Tarot_cups_Queen.

jpg?uselang=ru

Обратите внимание

Фаизов Сагит Фяритович Семерка, туз и другие карты в романе. Из цикла «Мастер и Маргарита». Опубликована 25 ноября 2012 г.

Источник: https://sagitfaizov.livejournal.com/65125.html

Туз и крест

Туз и крест [янв. 16, 2011|12:55 pm] Михаил Безродный
На воровском жаргоне бубновым тузом назывались деталь униформы каторжника и сам каторжник (отсюда обл. «бубнец»). В 1860-е годы это выражение встает на лексикографический учет: «Так, между прочим, мошенники называют приговоренных к ссылке в Сибирь и в каторгу. Мотивом этого юмористического прозвища послужил желтый четырехугольник в виде бубнового туза на спине суконной одежи ссыльно-каторжных арестантов» («Петербургские трущобы», ч. 4, гл. 34), а уже в следующем десятилетии его осваивает фельетонистика: «туза» П. И. Губонина выводят под именем Бубновин («Дневник провинциала», гл. 1), в т. ч. фельетонистика рифмованная: «Ничего не будет нового, Если завтра у него На спине туза бубнового Мы увидим… ничего!» («Современники», ч. 2).Ну и главное. В «Двенадцати» бубновый туз неявно со-противопоставлен наперсному кресту: «Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ?..» (гл. 1) – «В зубах – цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!» (гл. 2; и сразу за этим: «Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!»).То же со-противопоставление, но уже явное, плакатное, у Алданова в «Самоубийце»:… Вот мы с тобой ушли от революции, хотя ушли по разному: ты ушла, так как не была создана для политики, а я ушел потому, что вдруг почувствовал на спине бубновый туз.      – Что такое?     – Недавно я прочел какую-то книгу о нашей Крымской войне И я там вычитал, что, ввиду недостатка в солдатах, русское командование велело выпустить из тюрем арестантов. И они сражались отлично, не хуже ваших солдат. Один из них совершил какой-то геройский подвиг на глазах у знаменитого адмирала, не помню Корнилова или Истомина. Адмирал пришел в восторг и тут же повесил ему на грудь Георгиевский крест: арестант, а русский человек и герой! Так тот воевал и дальше, с Георгием на груди, с бубновым тузом на спине. О, я знаю, как условны и тузы, и ордена, но ведь я говорю фигурально. Большинство тех революционеров, с которыми я работал, могли бы иметь на груди боевой орден за храбрость, а на спине бубновый туз за другие свои особенности…
Comments:
From: kototuj2011-01-16 12:14 pm (Link)

Интересно, а почему бубны тут желтые, а не красные? Чтобы было лучше видно? Или потому что в картах таро эта масть – бубны (пентакли) была желтой?Вот как выглядит бубновый туз, он же туз пентаклей:В самый раз красноармейцу на спину :)Еще желтая звезда Холокоста вспоминается…

From: m_bezrodnyj2011-01-16 12:36 pm (Link)

Желтый и/или красный, не знаю. У Крестовского и, напр.

, Гиляровского – желтый (возможно, этому знаку предшествовал желтый круг: ФМД вспоминает “серые капоты с желтыми кругами на спинах, выданные нам в Тобольске” и реакцию еще не видевшего таких начальства: “Это, верно, какая-нибудь новая форма… Еще проектируется…”), в одних словарях – красный (ССРЛЯ), в других – красный или желтый (Ушаков, БАС).

(Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) – kototuj Развернуть
(без темы) – m_bezrodnyj Развернуть
(без темы) – kototuj Развернуть
(без темы) – m_bezrodnyj Развернуть
(без темы) – hallodri Развернуть
(без темы) – m_bezrodnyj Развернуть
(без темы) – hallodri Развернуть

From: burrru2011-01-16 02:40 pm (Link)

Знаменитый ТузбубенБулгаковскую полицейскую собаку звали Тузбубен, другими словами бубновый туз. Тузбубен – странная кличка для полицейской собаки, но в данном случае нет необходимости искать много объяснений столь странной кличке. Эта кличка – пародия на кличку хорошо известную до революции полицейскую собаку Треф, что также означает карточную масть.В архиве Булгакова нашли вырезку из газеты «Правда» от 6 ноября 1921 года, рассказывающую о побеге Ленина в Финляндию летом 1917 года. В этой газетной статье описывалось, что к поискам Ленина были привлечены не только контрразведка и полицейские детективы, но и собаки, среди которых был знаменитый полицейский пес по кличке Треф.

https://www.masterandmargarita.eu/ru/02themas/h17.html

From: m_bezrodnyj2011-01-16 04:15 pm (Link)

Спасибо. Я как-то не смог добраться там до сведений об авторстве этого комментария, но ясно, что восходит он к версии о том, что (1) Воланд – Ленин и (2) Тузбубен – пародия на кличку Треф (см.: Соколов Б. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: Очерки творч. истории. М., 1991. С. 173; Соколов Б. Булгаковская энциклопедия [на тит. л.: Энциклопедия булгаковская]. М., 1996. С. 259).

С (1) согласиться трудно, с (2) можно, однако вывод о пародийности этой аллюзии – “Пародия отражает булгаковское отношение к революции и революционерам, если вспомнить определение Александром Блоком (1889-1921) главных героев 'Двенадцати' (1918): 'На спину б надо бубновый туз' – такой знак нашивали на одежду осужденным уголовным преступникам” – кажется натяжкой.

(Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) – burrru Развернуть
(без темы) – m_bezrodnyj Развернуть

From: miklukho_maklay2011-01-16 08:28 pm (Link)

Предчувствую в будущем появление работы по поэме “12”, прочитанную целиком через символику карт и карточных игр. Вот, скажем, “12” vs. “21”; Катенька – дама бубен, молодая неверная женщина etc.

Знал бы прикуп – развил бы мысль.

From: m_bezrodnyj2011-01-16 08:45 pm (Link)

Зачем же ограничиваться одной поэмой? У Блока же это, почитай, на каждом шагу. “Стихи о Прекрасной ДАМЕ”, “КОРОЛЬ на площади”, «Земное счастье запоздало На ТРОЙКЕ бешеной своей!” Или вот: “Смотрят девочка и мальчик На дам, королей и червей”.

From: lucas_v_leyden2011-01-16 09:08 pm (Link)

Очень интересно!К словам “ты ушла, так как не была создана для политики, а я ушел потому, что вдруг почувствовал на спине бубновый туз” есть занятная параллель из Георгия Иванова (явно случайная):На старике — халат с бубновым тузом, Ты — гордостью последнею горда. Я равнодушен. Я не верю музам,

И света не увижу никогда.

From: m_bezrodnyj2011-01-16 10:13 pm (Link)

Спасибо! Случайна эта параллель или нет, сказать не берусь: и Г. Иванова, и Алданова я прочитал, увы, поздно и потому “не впитал” так, как следовало бы (и было бы, наверняка, случись это 15-ью годами раньше). Но думаю, что даже внешне более сильное сходство образных конфигураций – крест на груди vs бубновый туз на спине – следствие не влияния Б. на А., а кристаллизации размышл-й обоих о революции в общем словесно-образном растворе. Вообще в посл. время случаи конвергенции кажутся интересней случаев родства.

С большим любопытством наблюдал, как Вы мастерски извлекли поэта из пучин Леты. Меня только смутила рифма “пляски : упряжке” (и это в том же стих-ии, где “колеблет : лепет” и “жатвой : жаждой”). Не “ляжки” ли там (“купидонов ляжки”) на самом деле?

From: lucas_v_leyden2011-01-16 10:30 pm (Link)

По всей вероятности, должно быть именно так, как Вы сказали, но это пока остается на совести вильнюсского корректора.

Перепроверю, конечно, но вроде я обратил на это внимание, списывая, и, следовательно, не сам ошибся.

(Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) – m_bezrodnyj Развернуть

From: hallodri2011-01-17 12:28 am (Link)

>кристаллизации размышл-й обоих о революции в общем словесно-образном растворе

либо общий источник

From: michaelphil2011-01-17 03:46 pm (Link)

Вот еще про Ленина и про бубновый туз))В книге “Встречи с Лениным” Н.В.Валентинов передает слова В.И.: “…Плеханов однажды мне сказал: “Сначала налепим на него бубновый туз, а потом разберемся”. А я считаю, что на всех, кто хочет колебать марксизм, нужно лепить бубновый туз, даже не разбираясь”.И из Салтыкова-Щедрина, очерк “Дети Москвы”: “Все сполна было истрачено на покупку устрашающих машин, тотчас же оказавшихся негодными, и на бесчисленное количество рюмок водки, на дне которых все больше и больше выяснялся образ «червонного валета» с бубновым тузом на спине”. А прямо перед этим в очерке опять обращение к христианской символике: “Из целой массы выкупных свидетельств ни одного клочка не было дано на поддержание славы действительной, той, которая дозволяла нам с полным основанием восклицать: с нами бог! никто же на ны!”

И еще картина Латура “Шулер с бубновым тузом”. Шулер держит туз прямо на спине, видимо, доставая его из-за пояса.

From: m_bezrodnyj2011-01-17 08:40 pm (Link)

Спасибо! Шулер с бубновым тузом за спиной – действит-но, занятная иллюстрация к нашей теме. Вообще же, среди обнаруженных мною примеров употребления словосочетания “бубновый туз” в перен. знач-ии случаев обыгрывания его прямого знач-я встретилось много меньше, чем я ожидал. И лучший (c доп. 'убить карту') – пожалуй, у Горького (“Трое”):- Опять мне бубнового туза влепили! – сказал околоточный. – Его мне бы надо! – сказал Илья серьёзно. – Убейте купца, и дадут! – пообещала ему Татьяна Власьевна, думая над картами.

– Убей, и получишь туза суконного, а пока получи картонного! – бросив Илье две девятки и туза, сказал Кирик и громко захохотал.

Странно также, что мало встретилось случаев комбинации “бубновый (туз)” и “забубенный”, а ведь они, казалось бы, просто созданы для интерференции.(Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) – michaelphil Развернуть
(без темы) – m_bezrodnyj Развернуть

From: andybonhomme2011-01-18 12:08 pm (Link)

Достоин крест иметь, поверьте в этом мне,Но не на шее — на спине.Стало быть, и трефовые тузы нашивались?

Комментаторы пишут “Эп-ма построена на двойном значении слова “крест”: орден и распятие” (sic) (подразумевается, видимо, выражение “нести свой крест”). Но как-то не верится.

From: m_bezrodnyj2011-01-18 09:14 pm (Link)

Сведения о крестообразной нашивке, клейме или татуировке на спине мне не попадались. Да и тот знак, к-й назвали бубновым тузом, ввели, если не ошибаюсь, лишь в пореформенное время, а тот, что ему предшествовал (нашивка в форме окружности), с тузом не ассоциировался. Боюсь, что “нести свой крест” – все-таки единств. подходящее толкование.

(Parent) (Thread) (Развернуть)
К вопросу о ТУЗЕ – sergei_barbos Развернуть
(без темы) – m_bezrodnyj Развернуть
(без темы) – sergei_barbos Развернуть
(без темы) – sgdw Развернуть
(без темы) – m_bezrodnyj Развернуть
Re: Неелов – andybonhomme Развернуть
Re: Неелов – sergei_barbos Развернуть

Источник: https://m-bezrodnyj.livejournal.com/387610.html

Система образов Романа «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита Булгакова — шедевр русской литературы, который можно назвать энциклопедией времен писателя. В нем, как в зеркале, отражается нравы, быт, мораль советской России, где изображаются разные типы и характеры людей, олицетворяя не только лучшие, но и худшие, и даже темные стороны.

Роман Булгакова — это многоуровневый мир с множеством действующих лиц. Этих персонажей связывает в пространстве неуловимая нить. Структура работы писателя сложная и именно через систему образов в произведении Мастер и Маргарита, раскрывается закономерность романа.

Вообще роман писателя очень многолюден. Если верить исследователям, то в нем насчитывается около полутысячи человек, из которых больше ста пятидесяти имеют собственные имена. Остальные герои безымянные и коллективные, примером могут быть сотрудники организации или же зрители Варьете.

Двойники в романе

Читая работу писателя, мы понимаем, что здесь сосуществует два мира, я бы даже сказала три. Это мир Понтия Пилата и Иешуа, то есть древний ершалаимский мир. Это современная для писателя Москва, то есть Москва тридцатых годов двадцатого века. И третий мир — мир вечный потусторонний.

Таким образом можно заметить двойников в романе Мастер и Маргарита, а то и триады персонажей, ведь мы видим три мира. Персонажи из разных миров имеют общие сходства как в поступках, целях и мотивациях, так и порой схожи внешне. Таким образом можно выделить следующие триады лиц, чью схожесть можно назвать неоспоримой.

Итак, это Понтий Пилат, что имеет своих двойников в образах Стравинского и Воланда. Двойниками Афрания являются Федор Васильевич и Коровьев Фагот. Марк Крысобой имеет двойников в образах Арчиба Арчибльдовича и Азазелло. Следующая триада это Банга — Тузбубен — Бегемот. Двойники Иуды — это Алозий Могарыч и Барон Майгель.

У Низы двойниками являются Наташа и Гелла. Соответственно они есть представителями древнего, современного и потустороннего миров.

Самое интересное в том, что в работе среди придуманной системы образов, сложно выделить главных героев. В этом и есть особенность романа.

Скажете, главными героями являются Мастер и Маргарита, ведь их именами и названо произведение? Но эти герои появляются почти в средине всей сюжетной линии, да и не менее значимыми героями здесь являются Воланд и Иван Бездомный.

Важно

К тому же свои герои имеются и в ершалаимском мире, где выделяет автор Иешуа и Понтия.

Как видим, роман многослойный, сложный, но несмотря на это, не ощущается разрозненности. Вся композиция, как и система образов в романе писателя целостная, что создается благодаря тем самым связующим нитям, которые связывают прошлое, настоящее и будущее.

  • система образов в романе мастер и маргарита

Источник: https://sochinyshka.ru/sistema-obrazov-romana-master-i-margarita.html

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мастер Маргарита
Древний ершалаимский мир Московский современный мир Вечный потусторонний мир
Пилат Стравинский Воланд
Афраний Фёдор Васильевич Коровьев-Фагот
Марк Крысобой Арчибальд Арчибальдович Азазелло
Банга Тузбубен Бегемот
Иуда Алозий Могарыч Барон Майгель
Низа Наташа Гелла
Понтий Пилат Стравинский Воланд
В ершалаимских сценах события развиваются действиям П. Пилата. Стравинскому же в клинике вынуждены беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда и его свиты. В московских сценах всё происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в потустороннем мире, проникающий в мир московский, где нарушены моральные и нравственные устои.
Наличие свиты _______»________»____» _______»_____»___»
Пилат пытается спасти Иешуа, но терпит неудачу Стравинский безуспешно пытается спасти Мастера в мире московском. Воланд пытается спасти Мастера, но только в своём потустороннем мире.
Власть ограничена Пилат не способен помочь Иешуа из-за своего малодушия. ______»_____»________» Стравинский не в силах предотвратить земную гибель Мастера и вернуть полное душевное спокойствие Бездомному. ______»_______»_____» Воланд лишь предсказывает судьбу тем, с кем соприкасается и пробуждает дьявольские наклонности у жертв.
«тщательно, по-актёрски обритый, человек лет 45», с «пронзительными глазами» «лет 40 с лишним, гладко выбрит», «разные глаза: правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный»
Внешнее сходство Стравинского и П. Пилата отмечает при первой встрече с профессором И. Бездомный, живо представляющий прокуратора Иудеи по рассказу Воланда. Он также обращает внимание и на то, что директор клиники, как и римский прокуратор, говорит по-латыни.
Афраний Фёдор Васильевич Коровьев – Фагот
«маленькие глазки… под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими веками», в них «светилось незлобное лукавство», начальник тайной стражи «был склонен к юмору». «глазки маленькие, ироничные и полупьяные», и он действительно неистощимый шутник
Очки, усы с бородкой. Пенсне, усики.
Афраний по негласному приказу П. Пилата карает Иуду из Кириафа за предательство смертью. Коровьев наказывает тех, кто прогневил Воланда.
Сходны эпизоды ____»_______»______»
Так, П. Пилат после того как намёками дал понять, что Иуду надо убить, вспоминает, что Афраний однажды одолжил ему денег одарить толпу нищих в Ершалаиме. Этот эпизод придуман прокуратором, чтобы представить переданное начальнику тайной стражи вознаграждение за будущее убийство. Коровьев-Фагот проливает дождь денег в Театре Варьете. Но червонцы, которыми он по воле Воланда одаривает публику столь же мнимые, как и монеты, будто одолженные Афранием Пилату для ершалаимской черни, превращаются в простые бумажки.

                                                                        ПАЛАЧИ

Марк Крысобой Арчиб. Арчибальдович Азазелло
Выполняют палаческие функции Выполняют палаческие функции (только в воображении рассказчика, когда превращается из директора ресторана в пирата.) Выполняют палаческие функции
Оба высокого роста и широкоплечи.
При первом появлении закрывает собой солнце Предстаёт как видение в аду.
Изуродованное лицо, гнусавый голос Изуродованное лицо, гнусавый голос
Широкие кожаные пояса с оружием (у А.А. только в воображаемом облике пирата).
Человеческая жизнь для них ничего не значит
М. Крысобоя, по убеждению Иешуа, злым сделали те, кто изуродовал его, и он не винит кентуриона в своей смерти А.А. совершает только воображаемую казнь. А. убивает Майгеля в потустороннем мире, заранее зная, что через месяц ему всё равно предстоит закончить свой земной путь.

                           ЖИВОТНЫЕ КАК ЛЮДИ

Банга – Любимый пёс П. Пилата, единственное существо понимающее и сочувствующее ему

Тузбубен – Милицейский пёс

Бегемот – Любимый шут Воланда.

                              ЛЮДИ – ЗЛО

Иуда Алозий Могарыч Барон Майгель
Служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы Журналист, осведомляющий публику о новинках литературы. Служащий, в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы.
Предаёт Иешуа Предаёт Мастера Майгель пытается, но не успевает предать Воланда со всеми участниками Бала у Сатаны.
Настигает смерть А.М. выброшен в одних подштанниках из Москвы. Однако возвращается и возобновляет свою деятельность. Настигает смерть

                                                ЖЕНЩИНЫ

Низа Наташа Гелла
Агент Афрания Домработница Маргариты Агент и служанка Воланда.
Заманивает в ловушку Иуду Заманивает на Бал Майгеля, чуть не губит Римского, Варенуху.
Эти же качества присуще Н., пожелавшей сопровождать госпожу даже на Балу у Сатаны. «расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела оказать».

Двойники в романе Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский
Афраний –Фагот-Коровьев – врач Фёдор Васильевич
Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович
Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине
Низа – Гелла – Наташа
Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч
Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин
Пёс Банга-кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен

Иешуа Га-Ноцри – Мастер

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sistema_obrazov_v_romane_m_bulgakova_master_i_margarita/85-1-0-1096

Значение повторяемости событий, образов, фактов в романе М. Булкакова «Мастер и Маргарита»

Значение повторяемости событий, образов, фактов в романе М. Булкакова «Мастер и Маргарита».

Формируя развёрнутое высказывание на предложенную тему, подчеркните, что роману «Мастер и Маргарита» свойственна сложная система соответствий, отражений, сюжетных вариация, получившая в литературоводении определение «зеркальности».

Укажите на такие композиционные принципы булгаковского произведения, как троичность (три сюжетных потока, связанных с московским, ершалаимским и потусторонним мирами), симметрия (в первой части романа – завязка, тайны, казнь, вопросы, обиды, разлуки, поиски Мессии, во второй – развязка, версии, воскресение, ответы, расплаты, воссоединения, обретение Спасителя), а также вставной элемент (роман мастера внутри булгаковского романа).

Поразмышляйте на тем, что так называемые «скрепы» «Мастера и Маргариты» – повторы, завершающие одну главу и начинающие следующую, определяют объективность повествования.

Обратите внимание

Вспомните, как соединяются 1-я и 2-я главы общим предложением: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалеристской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…», как в 19-ой главе Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из романа мастера: «Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…», который перекликается с началом 16-ой главы «Казнь», а в 25-ой – 27-ой главах возлюбленная мастера читает его воскресшие рукописи. Ритмизуют текст фразы автора и персонажей, повторяемые на протяжении повествования, например: «О боги, боги!».

Прокомментируйте совпадения на сюжетном уровне, подчёркивающие глубину философских и нравственных вопросов, поднимаемых писателем. Расскажите о параллелях между Москвой 1930-х гг.

и Ершалаимом, балом у сатаны и праздником в ресторане дома литераторов, казнью Иешуа и исчезновением шайки Воланда из Москвы.

Подчеркните, что календарь произведения контаминирует арест Иешуа и встречу загадочного иностранца с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах.

Совет

Рассмотрите систему образов булгаковского романа, основанную на внутренних соответствиях. Раскройте символический смысл образов тьмы, грозы, лунного света, зноя, расколотого солнца, которые пронизывают повествование, получая новые смыслы в разных сценах романа.

Покажите, в какие дуэты, триады и тетрады объединяются персонажи «закатного романа» М.А.Булгакова. Так, «двойниками» становятся мастер и Иешуа, Берлиоз и Каифа.

В тетрады вписаны «предатели, доносчики»: Алоизий Могарыч, Тимофей Квасцов, Майгель, Иуда; «помощники»: Афраний, Коровьев, врач Фёдор Васильев, Веренуха, «ученики»: Левий Матвей, Иван Бездомный, Александр Рюхин, Никанор Босой и др.

Среди участников триад выделяются женщины – Низа, Гелла и Наташа, животные – Банга, кот Бегемот и пёс Тузбубен и т.д. Лишь Маргарита оказывается единственным персонажем все соответствий.

Важно

Подводя итоги, укажите, что сюжетные и образные переклички между событиями двухтысячелетней давности и ХХ века позволяют раскрыть важнейшие смыслы булгаковского произведения.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

Значение повторяемости событий, образов, фактов в романе М. Булкакова «Мастер и Маргарита».

Формируя развёрнутое высказывание на предложенную тему, подчеркните, что роману «Мастер и Маргарита» свойственна сложная система соответствий, отражений, сюжетных вариация, получившая в литературоводении определение «зеркальности».

Укажите на такие композиционные принципы булгаковского произведения, как троичность (три сюжетных потока, связанных с московским, ершалаимским и потусторонним мирами), симметрия (в первой части романа – завязка, тайны, казнь, вопросы, обиды, разлуки, поиски Мессии, во второй – развязка, версии, воскресение, ответы, расплаты, воссоединения, обретение Спасителя), а также вставной элемент (роман мастера внутри булгаковского романа).

Поразмышляйте на тем, что так называемые «скрепы» «Мастера и Маргариты» – повторы, завершающие одну главу и начинающие следующую, определяют объективность повествования.

Обратите внимание

Вспомните, как соединяются 1-я и 2-я главы общим предложением: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалеристской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…», как в 19-ой главе Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из романа мастера: «Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…», который перекликается с началом 16-ой главы «Казнь», а в 25-ой – 27-ой главах возлюбленная мастера читает его воскресшие рукописи. Ритмизуют текст фразы автора и персонажей, повторяемые на протяжении повествования, например: «О боги, боги!».

Прокомментируйте совпадения на сюжетном уровне, подчёркивающие глубину философских и нравственных вопросов, поднимаемых писателем. Расскажите о параллелях между Москвой 1930-х гг.

и Ершалаимом, балом у сатаны и праздником в ресторане дома литераторов, казнью Иешуа и исчезновением шайки Воланда из Москвы.

Подчеркните, что календарь произведения контаминирует арест Иешуа и встречу загадочного иностранца с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах.

Совет

Рассмотрите систему образов булгаковского романа, основанную на внутренних соответствиях. Раскройте символический смысл образов тьмы, грозы, лунного света, зноя, расколотого солнца, которые пронизывают повествование, получая новые смыслы в разных сценах романа.

Покажите, в какие дуэты, триады и тетрады объединяются персонажи «закатного романа» М.А.Булгакова. Так, «двойниками» становятся мастер и Иешуа, Берлиоз и Каифа.

В тетрады вписаны «предатели, доносчики»: Алоизий Могарыч, Тимофей Квасцов, Майгель, Иуда; «помощники»: Афраний, Коровьев, врач Фёдор Васильев, Веренуха, «ученики»: Левий Матвей, Иван Бездомный, Александр Рюхин, Никанор Босой и др.

Среди участников триад выделяются женщины – Низа, Гелла и Наташа, животные – Банга, кот Бегемот и пёс Тузбубен и т.д. Лишь Маргарита оказывается единственным персонажем все соответствий.

Важно

Подводя итоги, укажите, что сюжетные и образные переклички между событиями двухтысячелетней давности и ХХ века позволяют раскрыть важнейшие смыслы булгаковского произведения.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

Источник: https://cyberpedia.su/4x580e.html

Тест ро роману м. буглакова мастер и маргарита

Автор публикации: Клименко Т.А.

Дата публикации: 2016-04-28

Краткое описание:

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Чей это портрет?

  1. «Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и в чёрных тапочках».

  1. «… ни на какую ногу описываемый не хромал и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях.

    Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему – то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой.

    Словом – иностранец».

3) «С балкона осторожно заглядывал в сторону бритый. Тёмноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».

  1. «Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и чёрными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами.

    Только вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и жёлтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз.

    Кожа щёк налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, парикмахерская завивка волос развилась».

  1. Кто из героев романа «не нуждалась в деньгах», « могла купить всё, что ей понравится», « никогда не прикасалась к примусу», «не знала ужасов житья в совместной квартире?»

  1. Кто из персонажей романа отказался даже от собственной фамилии, «как и вообще от всего в жизни?»

Ответы

  1. Михаил Александрович Берлиоз и Иван Николаевич Понырев.

  2. Воланд

  3. Мастер

  4. Маргарита

  5. Маргарита

  6. Мастер

Проверочная работа на знание текста по роману М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита»

  1. Кто и за что убил Иуду из Кириафа?

  1. Запах, который не выносил Понтий Пилат.

  1. Вторая, кроме Банги, собака в романе.

  1. Почему хозяйкой бала выбрали Маргариту?

  1. Почему Маргарита стала ведьмой?

  1. Средство передвижения у тех, кто ехал на бал Сатаны ?

  1. Какое качество человека не любил Воланд?

  1. Про кого сказано: « … ананасы в теплице».

  1. «Яду мне, яду!» – кто и когда произносит эти слова?

  1. Назовите как можно больше имён писателей, критиков.

  1. Имена исторических деятелей, бывших на балу.

Ответы

  1. Иуда был убит по приказу Понтия Пилата за то, что он предал Иешуа за деньги

  1. Афраний – заведующий тайной службой при прокураторе Понтии Пилате

  1. Туз бубен жила в цирке, её послали искать след Воланда, когда он исчес после представления, она добежала только до площадки такси и остановилась.

  1. Потому что Воланд регулярно в каждой местности, где он побывал, хозяйку бала выбирал по двум признакам: имя Маргарита, по принадлежности к дворянскому сословию

  1. От горя и бедствий. Из – за любви к Мастеру Маргарита была готова на любые жертвы, даже стать ведьмой

  1. Маргарита на метле, а другие на гробах через камин

  1. Абадонна вылез из глобуса. Воланд показал Маргарите его через глобус. Он был в чёрных очках, их нельзя было снимать. Когда приходила пора чьей – то смерти, он снимал очки, и человек умирал. Можно сказать, что он был смотрителем смерти.

  1. Тофана приехала на бал Сатаны в качестве гостьи. Она продавала яд женщинам, которые подливали его в суп своим мужьям, и те умирали.

  1. О писателях Массолита – сказал кот Бегемот.

  1. Понтий Пилат, когда у него сильно болела голова. Во 2 главе, когда он принимал Иешуа

  1. Бездомный, Латунский, Рюхин, Берлиоз, Мастер.

  1. Малюта Скуратов, император Рудольф, королева Марго

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-80838669.html

Методическая разработка уроков литературы по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Задания для индивидуальной работы к уроку № 4.

«Сатирические страницы романа М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

    1. Как соотносятся в романе Иешуа и Воланд?
    2. С какой целью проводится в варьете «Сеанс черной магии»?
    3. За что наказаны Леша Лиходеев, Иван Бездомный?

Карточка-информатор №1

Кто такой Берлиоз (характер, привычки)? Доказательства (отрывки из текста романа).

Карточка-информатор №2

Чиновники и госслужащие в романе. Писатели. Доказательства (отрывки из текста романа).

Карточка-информатор №3

Смысл сеанса черной магии.

Задания для индивидуальной работы к уроку №3

«Любовь и ее воплощение в романе М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

  1. История Мастера. Кому он ее рассказывает? Какой предстает Маргарита в рассказе Мастера? Что значит любовь в понимании Булгакова?
  1. Какой предстает Маргарита на балу у Воланда? О чем говорит сцена прощения Фриды?
  1. Какие идеалы, связанные с темой Маргариты, утверждает автор?

Задания для индивидуальной работы к уроку № 2

«Каждому будет дано по его вере»

  1. Каким предстает в романе Иешуа Га-Ноцри? Есть ли в нем черты бога-человека? Почему Понтий проникся жалостью и состраданием к Иешуа?
  1. Кто такой Понтий Пилат? Почему он не смог спасти Иешуа, как намеревался?
  1. Какой порок считает одним из главных Иешуа, какой – Пилат? Почему?

Тест по роману М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

11 класс

1.Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

а) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

б) Евангелие

в) «Фауст» Гёте

2. Какие цветы были в руках у Маргариты, когда она впервые встретила Мастера?

а) желтые

б) сиреневые

в) красные

3. За что Иешуа Га-Ноцри вынесли смертный приговор?

а) за оскорбление власти кесаря

б) за убийство

в) за сбор податей

4. Найдите соответствие между именами, отчествами и фамилиями героев М.Булгакова:

1) Берлиоз; 2) Бездомный;

3) Лиходеев; 4) Варенуха

а) Иван Савельевич

б) Михаил Александрович

в) Степан Богданович

г) Иван Николаевич

5. Где проживает в Москве Воланд и его компания?

а) Садовая улица, № 302-бис, кв.50

б) Коровьев переулок, № 104-а, кв. 40

в) Канал Грибоедова, д.5, кв. 50

6. В финале романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» о главном герое говорится, что он «не заслужил света». А что «заслужил» Мастер?

а) наказание

б) рай

в) покой

7. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцать восьми». Портрет кого из героев романа «Мастер и Маргарита» приведен?

а) Воланда

б) Мастера

в) Понырева

г) Берлиоза

8. Как звали собаку Понтия Пилата, героя романа М.Булгакова 2Мастер и Маргарита»?

а) Банга

б) Акбара

в) Туз бубен

г) Шарик

9. О чем просит Маргариту, героиню романа М.Булгакова, Фрида на балу у Воланда?

а) о бессмертии

б) о возвращении ей ребенка

в) не подавать ей платок

г) не забывать о ее существовании

10. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

а) соответствие библейскому сюжету

б) подчеркивается внутренняя свобода героя

в) стремление показать Иешуа бедняком

11.Согласно М.А. Булгакову, Иуда из Кариафа

а) повесился

б) убежал из Ершалаима

в) был убит по приказу Пилата

г) был убит Левием Матвеем

12. Кому из героев М.А.Булгакова соответствует следующее описание: «..маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий»?

а) Коровьеву

б) Шарикову

в) Азазелло

г) Воланду

13.Бегемот и Коровьев в ресторане Дома Литератаров записались под фамилиями

а) Пушкин и Гоголь

б) Толстой и Достоевский

в) Бобчинский и Добчинский

г) Панаев и Скабичевский

14.Телеграмма, извещавшая о смерти Берлиоза, полученная Максимилианом Андреевичем Поплавским, была подписана

а) Азазелло

б) Коровьевым

в) Берлиозом

г) Иваном Бездомным

15. «…тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объёмистом ювелирном графинчике…Накрыто, словом, было чисто, умело». Такой «лечебный» завтрак был приготовлен Воландом для

а) Мастера

б) Понырева

в) Лиходеева

г) Римского

16.В эпилоге романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» мы узнаём, что сотрудником Института истории и философии становится

а) Латунский

б) Мастер

в) Понырев

г) Лиходеев

17. Какой порок М.Булгаков считает самым страшным? 18. В каком герое романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея милосердия? 19. Назовите псевдоним, под которым творил поэт Иван Николаевич Понырев, герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

20. В чём заключается смысл эпиграфа к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Источник: https://topreferat.znate.ru/docs/index-8850.html?page=3

М.Булгаков «Мастер и Маргарита». Разминка 1. Годы жизни М.Булгакова. Годы жизни М.Булгакова. 2. Какое образование получил писатель? Какое образование. – презентация

1 М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

2 Разминка 1. Годы жизни М.Булгакова. Годы жизни М.Булгакова. 2. Какое образование получил писатель? Какое образование получил писатель? 3. Годы работы над романом? Годы работы над романом? 4. Как назывался роман в первой редакции? Как назывался роман в первой редакции? 5. Какими языками владел Иешуа Га Ноцри? Какими языками владел Иешуа Га Ноцри? 6. Имя и отчество поэта Бездомного? Имя и отчество поэта Бездомного?

3 7. Сколько членов насчитывала организация МАССОЛИТ?Сколько членов насчитывала организация МАССОЛИТ? 8. Первые слова Маргариты, сказанные Мастеру?Первые слова Маргариты, сказанные Мастеру? 9. Как изменил Мастер свою жизнь после выигрыша?Как изменил Мастер свою жизнь после выигрыша?

4 1891 – 1940 г.г.

5 Киевский университет, медицинский факультет

6 1931 – 1940 г.г.

7 «Великий канцлер»

8 Арамейский, греческий, латынь

9 Иван Николаевич

10 3111 человек

11 «Нравятся ли вам мои цветы?»

12 Купил книг, снял 2 комнаты в подвале маленького дома близ Арбата, начал сочинять роман о Понтии Пилате.

13 Продолжите текст: 1. «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти… и сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том….»

14 1. «…чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.»

15 2. – Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощание? – Нет, ничего, мессир, – с гордостью ответила Маргарита, кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу, – Маргарита глядела на Воланда, глаза ее наполнялись слезами. – Верно! Вы совершенно правы! Так и надо! – гулко и страшно прокричал Воланд. – …

16 2. – Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

Совет

17 3. Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. …по Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько…

18 3. …необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах.

19 Пейзажная пауза: какие растения росли под окнами у Мастера и Маргариты? Ель Клен Дуб Сосна Акация Сирень Липа Береза Жасмин

20 Ответ: Сирень Липа Клен

21 Москва в романе 1. По какому адресу был прописан Степа Лиходеев? По какому адресу был прописан Степа Лиходеев? 2. Кличка собаки, принимавшей участие в 1 следствии по делу Варьете? Кличка собаки, принимавшей участие в 1 следствии по делу Варьете? 3. Чем была озабочена похоронная процессия, следующая за гробом Берлиоза? Чем была озабочена похоронная процессия, следующая за гробом Берлиоза? 4. Что сгорело по воле Воланда в Москве во время пожара? Что сгорело по воле Воланда в Москве во время пожара?

22 Ул.Садовая, д.302-бис, 6 подъезд, 5 этаж, кв.50

23 Тузбубен

24 Куда могла подеваться голова из гроба

25 Дом Мастера, дом Грибоедова, кв.50 в доме 302-бис

26 Мастер и Маргарита 1. Сколько языков знал Мастер? Сколько языков знал Мастер? 2. Какое событие изменило его жизнь? Какое событие изменило его жизнь? 3. Какими словами заканчивается роман? Какими словами заканчивается роман? 4. Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами? Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами? 5. Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой на скамейке, изменила ее судьбу? Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой на скамейке, изменила ее судьбу?

27 Английский, французский, немецкий, латынь, греческий

28 Выиграл 100 тысяч рублей

29 Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат

30 Чтобы он ее нашел, иначе она бы отравилась, потому что жизнь ее пуста.

31 «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!»

32 Нечистая сила в романе 1. О чем узнал буфетчик Варьете Косов во время визита в квартиру 50? О чем узнал буфетчик Варьете Косов во время визита в квартиру 50? 2. Каким образом Козлоногий вызвал для Маргариты автомобиль? Каким образом Козлоногий вызвал для Маргариты автомобиль? 3. Как назывался бал, который ежегодно давал Воланд? Как назывался бал, который ежегодно давал Воланд?

33 Что он умрет от рака печени через 9 месяцев.

34 Сложил из двух подозрительных сучков телефон и позвонил.

35 Весенний бал полнолуния.

36 Евангелиевские главы 1. Кому мерещилась чаша с темной жидкостью и мысль: «Яду мне! Яду»? Кому мерещилась чаша с темной жидкостью и мысль: «Яду мне! Яду»? 2. Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа? Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа? 3. Что больше всего ненавидел прокуратор? Что больше всего ненавидел прокуратор? 4. Имя женщины, в которую был влюблен Иуда? Имя женщины, в которую был влюблен Иуда?

37 Понтий Пилат

38 Вскочить в повозку и ударить его ножом.

39 Запах розового масла.

40 Низа.

Обратите внимание

41 Кому принадлежат слова? 1. «Братья по литературе! Слушайте все! Он появился! Ловите его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед».

42 2. «Он такой же директор, как я архиерей».

43 3. «Сдаюсь исключительно потому, что не умею играть в атмосфере травли и завистничества».

44 И.Бездомный

45 Азазелло

46 Бегемот

47 Портрет 1. Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и сот чаянными кавалерийскими усами.Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и сот чаянными кавалерийскими усами.

48 Портрет 2. Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брюки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки.Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брюки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки.

49 Портрет 3. Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.

50 Портрет 4. Черноглазый красавец с кинжальной бородкой, во фраке. Говорили, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из- за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком.Черноглазый красавец с кинжальной бородкой, во фраке. Говорили, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из- за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком.

51 5. Пенсне треснуло, весь в рванине. Он же клетчатый.Пенсне треснуло, весь в рванине. Он же клетчатый.

52 Бегемот

53 Коровьев

54 Азазелло

55 Арчибальд Арчибальдович

56 Коровьев

57 Загадочная пауза: кто это и почему у него в кармане оказалась куриная кость? Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом однобортном костюме, в лакированных туфлях, с котелком на голове. Удивительно было то. Что из кармана, где обычно мужчины носят платочек, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость.

Важно

58 Азазелло. Он побил дядю Берлиоза жареной курицей. От удара курица разломилась, а в руках Азазелло осталась куриная нога, которую он тут же обглодал, а кость положил в карман.

59 Вспомните костюмы героев: 1. Костюм Бегемота, который должен был поднять настроение Маргарите в первые минуты встречи с Воландом. Костюм Бегемота, который должен был поднять настроение Маргарите в первые минуты встречи с Воландом. 2. Костюм Ивана Бездомного после встречи с нечистой силой Костюм Ивана Бездомного после встречи с нечистой силой 3. Руководящий костюм Прохора Петровича Руководящий костюм Прохора Петровича 4. Бальный костюм Маргариты Бальный костюм Маргариты

60 Выпачканный пылью, на шее белый фрачный галстук бабочкой, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке, усы вызолочены.

61 Босой, разорванная беловатая толстовка, к коей на груди приколота булавкой бумажная иконка с изображением неизвестного святого, полосатые белые кальсоны. В руке зажженная венчальная свеча.

62 Костюм в полоску, при галстуке, из нагрудного кармана торчит самопишущее перо.

63 Туфли из лепестков бледной розы с золотыми пряжками, на голове королевский алмазный венец, на груди тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи.

64 Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинский; Банга; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат. а)герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором б)красота и ее служба силам тьмы в)герои выполняют функцию палачей г)предатели, несущие справедливое наказание д)образ ученика-последователя е)верный друг, безотказный помощник Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира

65 А Г В Е Д Б Пилат Гелла Барон Майгель Тузбубен Левий Матвей Мастер Воланд Алоизий Могарыч Крысобой Иван Бездомный Маргарита Наташа Рюхин Азазелло Банга Профессор Стравинский Низа Иешуа Арчибальд Бегемот Иуда

Источник: https://www.myshared.ru/slide/1108871/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]