Анализ рассказа “возвращение” а. платонова: суть, смысл, идея

А.П.Платонов. “Возвращение”

I Вызов

II

Реали-зация смысла.

I

Рефлексия

1. На экране начало слайдовой презентации. 1 слайд.

Звучит музыка. Слова учителя:

– Часто ли мы задумываемся о счастье? Наверное, у каждого из нас своё представление о нём. Многие писатели пытались ответить на вопрос, что такое счастье. Среди них Андрей Платонов.

Уч-ль читает титры с экрана:

– Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом.

– Мне кажется, эти слова можно отнести к платоновским героям, и,

в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа, о котором сегодня пойдёт речь, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить « от силы растущего сердца». Но в начале герой этого не знает, как, впрочем, не знаем и мы.

2. Как нам раскрыть хотя бы малую толику непростого платоновского мира? Лучше начать с самого писателя.

2 слайд.

Поразмышляем над псевдонимами

А.Платонова.

3 слайд

– Вот такие емкие псевдонимы были у писателя, который создал рассказ, по которому наш урок. 4 слайд.

3. Рассказ имеет сложную судьбу, об этом обязательно нужно сказать.

4. Целеполагание.

– Определим цель и задачу урока.

5 слайд.

1.Работа по содержанию рассказа с помощью приёма «круг ассоциаций».

– Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

– Расширьте круг ассоциаций.

– А теперь сделайте вывод о том, что же такое возвращение.

2. Анализ эпизодов. Приём «Двухчастный дневник». Эпизод «Иванов и Маша». 6,7,8,9,10,11

слайды сменяются

во время ответа уч-ся.

– Не вызывает ли поступок Иванова осуждение? (Элемент дискуссии).

3. Анализ эпизода «Встреча с родными».

– «Мать – это родина, народ, женское начало, душа, … природа. Отец – это начало мужское, духовное, идеальное. И они не должны существовать отдельно, потому что тогда возникают дисгармония и трагедия».

Женя постарается показать нам, что в семье Ивановых дисгармония, разлад.

Сменяютя 12,13,14,

15,16 слайды во время

ответа уч-ся.

– Сделайте вывод из анализа эпизода.

4. Анализ эпизода «Ссора с женой».

Слайды 17, 18, 19, 20.

5.Анализ финального эпизода «Возвращение»

Слайды 21,22,23.

Сделаем вывод:

  • о каком возвращении говорит заглавие?
  • кто смог прекратить ссору, произошедшую между мужем и женой?
  • что помогло восстановить гармонию?

Слайды 24 «Любовь не отнимает»

25 «Любовь не разлучает»

26 «Свеча»

6. Итог урока:

– Слово сердце повторяется в тексте около 15 раз, от него, согревающего своим теплом, «действительно должно приходить счастье» и именно такое сердце «просыпается» в груди Иванова, человека, вернувшегося к себе.

1.Дома: Слайд 27

  • прогнозирование «Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);
  • письмо герою (Иванову, Петрушке…);
  • эссе «Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение»

2. Рефлексия: составление синквейна.

Слайд 28

Темы: сердце, возвращение, любовь, Петрушка, Настя, герои, Семен Евсеич.

3. Слайд 29:

– на экране 3 смайлика, соответствующие различному настроению, они пронумерованы, учитель просит уч-ся выбрать смайлик, который отражает их внутреннее состояние после общения с рассказом Андрея Платонова.

4.Выставляет оценки за урок, благодарит детей за работу.

Смотрят презентацию.

Реализация индивидуального домашнего задания. Уч-ся даёт толкование псевдонимов писателя, обращаясь к кластеру, который был составлен самостоятельно.

Меремьянина Н. рассказывает об истории публикации рассказа.

Формулируют цель: Цель урока:

познакомиться с рассказом А.Платонова «Возвращение» (герои, сюжет, идея).

Задача урока:

развить умение анализировать текст, раскрывать его суть через портрет, пейзаж, заглавие.

Называют ассоциации, записывают их на маркерной доске цветными маркерами, в соответствии с тем, какой цвет, по их мнению, соответствует данной ассоциации.

Куда? С кем? От О

По чего? чём?

чему? Лю Как Домой Война бовь пройдёт

встреча

Делают вывод:

– Это путь домой после долгой разлуки, путь с войны, ожидание радости, любви и тревога о том, как произойдёт встреча.

(Зверев М. получает лист для индивидуальной работы, на котором в течение урока составляет краткую характеристику главных героев).

Индивидуальное задание

Обратите внимание

Квасова А. делится мыслями, чувствами по прочтении эпизода. Дневник был подготовлен дома.

Высказывают своё мнение, соблюдая корректность.

Колоскова Е. анализирует эпизод.

Делают вывод: война действительно внесла в семью трагедию – Петрушка лишён детства, Настя не знает отца.

Панина Н.

Вывод: душа Иванова никак не может «оттаять», он берёт на себя право судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить.

Казарцева О.

Анализируя эпизод, уч-ся уделяет внимание частям:

– утро в доме Ивановых

– Иванов решил уехать к Маше

– «Его сердце ожесточилось…»

Выразительное чтение эпизода на фоне музыки.

Делают вывод (можно обратиться к кластеру, который был составлен на основе ассоциаций):

  • автор имеет ввиду возвращение героя к себе, к своей семье;
  • ребёнок, ставший взрослым и мудрым, смог помирить взрослых людей, своих родителей, он нашёл в себе силы понять отца и простить его;
  • гармонию восстановила любовь.

Выбирают одно из заданий,

записывают в дневник.

Создают синквейн, зачитывают по желанию.

Уч-ся выбирают смайлик и озвучивают свой выбор.

Зверев Миша сдаёт лист с записями, которые он делал в течение урока, работа будет оценена после проверки.

Источник: https://multiurok.ru/files/a-p-platonov-vozvrashchieniie.html

Тема: Анализ рассказа А. Платонова «Возвращение»

Тема: Анализ рассказа А. Платонова «Возвращение».

Цели:

– раскрыть идейное содержание, увидеть эволюцию главного героя;

– развить навыки работы с текстом, умение через сюжетное содержание раскрыть идейный замысел писателя;

– учиться вдумчиво читать, воспитывать чувство ответственности за тех, кто находится рядом с тобой, умение понять и простить другого.

Ход урока

1. Слово учителя.
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» публикуется рассказ А. Платонова «Семья Иванова». И волна жесткой критики обрушивается на писателя. 4 января 1947 года на страницах «Литературной газеты» появилась разгромная статья под названием «Клеветнический рассказ Платонова», в которой В. Ермилов охарактеризовал произведение как «гнуснейшую клевету на советских людей, на советскую семью».

Главный герой Платонова – солдат, возвращающийся с войны, но это не герой-победитель, а обыкновенный человек с изломанной войной душой, с черствым сердцем, человек честолюбивый и тщеславный. А.

Платонов по-новому говорит о трагедии войны: он обратился к оборотной стороне победы, приковав внимание читателя не к радости, к незаживающим душевным ранам народа, нанесенным войной.
2.

Вопросы для выявления особенности идейного содержания рассказа

– Что мы узнаем о главном герое рассказа? (Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил всю войну, возвращается домой. «На вид ему было лет тридцать пять, кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет, серые глаза…»).

– Почему, встретившись на перроне с «Машей-дочерью пространщика», Иванов отодвигает встречу с родными? (он боится возвращаться домой, «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей»).

– Что объединяло Машу и Иванова? (они оба возвращаются домой после войны, «единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека», оба чувствуют себя «осиротевшими без армии»).

– Как живут дети и жена Иванова в ожидании его возвращения? («Любовь Васильевна три дня подряд выходила ко всем поездам, отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, на четвертый день послала на вокзал детей, чтобы они встретили отца, если он приедет днем, а к ночному поезду она опять вышла сама»).

– Кто встречает Иванова? В чем особенность встречи? (Встречает его Петруша, которого отец называет Петр Алексеевич, отец сына не сразу узнал, диалог между ними совсем не близких людей, Петруша берет вещевой мешок отца и несет его, а отец идёт следом).

Какими мы видим детей Иванова?

Петруша. Ему шел уже 12 год, это серьезный подросток, «маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно», он в доме хозяин, дает наставления матери и сестре. Петруша хозяйственный, всю работу мужскую по дому выполняет сам.

Велит Насте каждый день заниматься, писать палочки.

Старается есть меньше всех, «боится, что если начнет есть помногу, то Настя тоже, глядя на него, будет много есть, а ему жалко», он хочет, чтобы родителям «больше досталось», дает указания отцу сходить «в райсовет и военкомат, чтобы скорее карточки на него получить», заботится обо всех.

Настя. Ей 5 лет. Маленькая Настя не помнит отца и отталкивает его от матери по возвращении Иванова домой как чужого. Настя беспрекословно слушается брата, который был все эти 4 года за отца.

«У нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась на Петрушку». Когда мать плачет, Настя «обхватила ногу матери руками, прижалась лицом к ее юбке и исподлобья сурово посмотрела на отца», она говорит: «А мама плачет, и я буду».

Девочка заботливо оставляет кусок пирога для дяди Семена, оборачивает его салфеткой и кладет под подушку.

– Почему Петруша такой взрослый? (Раннее взросление Петруши объясняется его жизнью без отца, который был на войне. У мальчика не было детства, всю тяжесть забот он кладет на свои плечи. Петруша похож на маленького старичка. И перед ним его отец робеет.

Читайте также:  Анализ повести "поединок" куприна: суть, смысл и идея произведения

Для него характерны рассудительность, постоянный учет дел, «нужд» дома, семьи. Он указывает сестре, матери, отцу и даже огню в печи. Так не должно быть. Петруша занял место отца.

На это указывает и тот факт, что Иванов к нему обращается: «Здравствуй, Петр Алексеевич», дальше – «Петр». А мать – «Петруша»).

– Ночной разговор Иванова и Любови Васильевны. Чьими глазами мы его видим? (Семейная драма Иванова предстает перед нами в восприятии Петруши. Для Платонова, художника, мыслителя, философа, была важна детская точка зрения на происходящее.

В горькой исповеди женщины, пытающейся объяснить грешному мужу мотивы своей измены, выражена глубина человеческой трагедии, в которой виновата война, явившаяся причиной страшного отчуждения людей, их отрешенности от привычного хода жизни. Речь Любы нерешительна, тускла.

Важно

Уличить ее в нелогичности, непоследовательности, слушая ее сбивчивую речь, совсем не трудно. Особенно, если слушать Любу отчужденным сердцем. Интуитивно Люба сердцем понимает, что никто, кроме сына, свидетеля ее минувшей жизни и ее мук, правильно не поймет.

Но нельзя не почувствовать и правоту Любы, так нуждающейся в годы своих четырехлетних мытарств в тепле, поддержке, без которых пришла бы к ней смерть, а значит и гибель детей).

3. Чтение текста по ролям.

Со слов «Алеша, ты не шуми, дети проснутся…» до слов «…а я тоже человек, а не игрушка».

– Чего не может простить Иванов своей жене? Почему? Какой выход он видит? (Слушая рассказ Любы о Семене Евсеевиче, согревавшемся у их очага рядом с детьми, о своей муке одиночества и минутной слабости, Иванов ведет себя как человек, думающий только о себе. Автор мастерски рисует обольщение героя своим «я».

(«Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить еще хочу». «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя») Не желая идти следом за сердцем, Иванов бездушно судит Любу («Стерва ты, и больше ничего»). Конечно, тяжело узнать об измене после кровавых фронтовых испытаний.

Иванов пестует в душе гордыню и ложное чувство оскорбленного самолюбия, ложное потому, что сам грешен и боится в этом признаться. Он воспринимает все случившееся с женой сердцем очерствелым, слепым.

Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом («Ничего без расчета не бывает»). Вынужденное взросление детей кажется ему противоестественным, странным. Душа его покрылась толстой коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью.

Выход Иванову видится один – уйти из дома. Этот путь для него единственный, потому что понять другого человека – это труд души. Встретившись со своей семьей, он оробел. Ему страшно, хотя он в этом и не признается).

– Как рассказ Петруши о Харитоне повлиял на Иванова? (Из уст ребенка звучит нравственный укор ревнивому отцу: «У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие». Петруша рассказывает отцу о Харитоне из инвалидной кооперации, который оправдал поступки своей жены-изменщицы тем, что выдумал массу фронтовых любовных приключений.

Эта история воспринимается как мудрая житейская притча, зовущая грешников к смирению. Она явилась толчком к подлинному, а не мнимому возвращению Иванова из искаженного фронтового пространства в русло естественной человеческой жизни.

Эта притча-укор заставила отца устыдиться своей тайной мысли о Маше, своей случайной знакомой («Иванов с удивлением слушал историю, что рассказывал ему Петруша и думал: он и про Машу мою скажет сейчас»).

Совет

Финал рассказа. Самый драматичный и кульминационный момент рассказа.

3. Чтение учителем.

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессиливших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем… Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».

Источник: http://zodorov.ru/urok-russkogo-yazika-v-6-klasse-g-r-bulegenova–shkola-licej-1.html?page=3

Почему рассказ Платонова назван «Возвращение»?

Главная › Книги

Рассказ А.Платонова «Возвращение» первоначально имел название «Семья Ивановых», как бы подсказывая читателю, что главными героями рассказа являются люди из одной семьи. Однако название «Возвращение», под которым мы сегодня знаем знаменитое произведение Платонова, наиболее емко передает глубокий философский смысл рассказа.

На первый взгляд тема возвращения в рассказе лежит на поверхности – Алексей Алексеевич Иванов, капитан гвардии, возвращается домой после войны. В литературе послевоенного времени было много таких произведений, расписывающих в самых радужных красках возвращение к родным воинов-защитников, окруженных ореолом героизма и благородства.

Однако впервые у А.Платонова появляется совершенно иное осмысление послевоенной жизни, за которое автор подвергся жесточайшей критике во времена сталинского режима.

Главный персонаж Иванов совсем не похож на идеального героя — честного, благородного, самоотверженного. Это человек, душа которого надломлена войной, сердце зачерствело, а разумом руководят тщеславие и честолюбие.

Платонов в своем рассказе обнажает обратную сторону победы, тяжелые раны, нанесенные войной каждой семье, раны, которые трудно излечить.

Иванов отвык от домашней жизни, семьей и домом на четыре года ему стали война и сослуживцы, он не готов к возвращению. Не случайно поезд, который должен отвезти его на родину задерживается на 3 дня, а потом Алексей сходит с него с попутчицей Машей, оттягивая свой приезд домой.

Дома он чувствует себя чужим и бесполезным, Иванов понимает, что нужно взять жизнь жены и детей в свои руки, и принимать самостоятельные решения, а не выполнять служебные приказы.

Обратите внимание

Это пугает его, он думает только о своем болезненном эго и, выгораживая себя и свое желание бросить дом и связанные с ним трудности, он делает виноватыми жену и детей – в том, что жена поддалась минутной слабости и не была верна, старший сын всем заправляет и командует в доме, а маленькая дочь не признает отца и предпочитает ему дядю Семена.

Вот каким оказалось для Алексея возвращение после войны. Таким ли видел он его в своих мечтах? Наверняка нет, да и не состоялось для него возвращение по-настоящему, сердцем и разумом он не смог вернуться, поэтому ему видится только один выход – бросить семью и уехать.

Почему рассказ Платонова назван «Возвращение»? Когда поезд, в котором уезжает от своих родных Иванов, трогается, он видит из окна, что двое его ребятишек отчаянно, спотыкаясь и падая, пытаются угнаться за составом и жестами призывают его вернуться к ним. Только теперь он смог преодолеть свое самолюбие и коснуться жизни «обнажившимся сердцем», в этот момент наступило духовное прозрение и состоялось настоящее возвращение Иванова к самому себе и к своему дому.

Источник картинки: libex.ru 

Источник: http://setadra.ru/2012/07/pochemu-rasskaz-platonova-nazvan-vozvrashhenie/

Андрей Платонов Возвращение Нравственная проблема рассказа

Андрей Платонов. «Возвращение» . Нравственная проблема рассказа.

Фильм • https: //yandex. ru/video/search? film. Id=4388843550246920767&text=%D 0%B 2%D 0%BE%D 0%B 7%D 0%B 2%D 1% 80%D 0%B 0%D 1%89%D 0%B 5%D 0%BD%D 0%B 8%D 0%B 5%20%D 0%BF%D 0%BB%D 0%B 0%D 1%82%D 0 BE% D 0%BD%D 0%BE%D 0%B 2%20%D 1%81%D 0%BC%D 0%BE%D 1%82%D 1%80%D 0%B 5%D 1%82%D 1%8 C%20 %D 1%84%D 0%B 8%D 0%BB%D 1%8 C%D 0%BC&noreask=1&path=wizard

Платонов «Возвращение» https: //interneturok. ru/literatura/ 8 -klass/literatura-hh-veka/rasskaz -andreya-platonova-vozvraschenie

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920 -х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Несмотря на хроническую нужду, она обладала незлобивым, кротким характером и вносила в семейные отношения доброту и сердечность.

Учился Андрей сначала в церковноприходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. “У нас семья была. . . 10 человек, а я старший сын – один работник, кроме отца. Отец же. . . не мог кормить такую орду”, писал он впоследствии в своих воспоминаниях. В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской сумы, и горечь безвозвратных утрат ( голодной смертью умерли младшие братья и сестры), участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию. « Я жил и томился, – писал А Платонов в 1922 году жене и другу М. А. Платоновой, – потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. »

В 1918 году пошел учиться в Воронежский политехникум. Он работал инженером, мелиоратором, журналистом. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга – сборник очерков “Электрификация”, где утверждалась мысль, что “электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года. “

Читайте также:  Анализ сказки "добродетели и пороки" салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл, суть, мораль, главная мысль

В 1922 г. увидела свет его вторая книга — сборник стихов «Голубая глубина» . В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга «Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники : «Луговые мастера» и «Сокровенный человек» .

С лета 1942 года Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» . Подолгу бывал Андрей Платонов на передовой, устраиваясь в блиндажах с командирами рот или батальонов. Изучал фронтовой быт, солдатский язык, окопные песни, частушки, шутки. Вот что писал о нем сослуживец: « Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою Родину. Был он мягок и прост в обращении, умел найти слово для каждого – будь то генерал, солдат, старуха- крестьянка или ребенок. Говорил глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно.

Важно

Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны… Когда случалось останавливаться на ночлег в крестьянской хате, Платонов проникался заботами хозяев: запросто нарубит дровец, подберет на дворе не у места брошенную лопату, достанет воды из колодца…»

Рассказ «Семья Иванова» ( «Возвращение» ) – один из шедевров малой русской прозы. Написан в конце лета 1945 г. , опубликован в 1946 в журнале «Новый мир» . В. Пузырьков. «Впереди мир»

«Возвращение» • Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какие эпизоды запомнились? • Кто герои рассказа?

Андрей Платонович Платонов (1899– 1951 гг. ) Рассказ первоначально назывался «Семья Иванова» . После публикации в журнале «Новый мир» , автор не только изменил его название, но и поменял сам ход событий.

Жанр произведения психологический рассказ.

Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, возвращается с войны.

Тема разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.

Идея рассказа • В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу. • Нужно быть выше губительных страстей: ревности, эгоизма, жестокости, мести и т. п. • Взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей.

• Дети также ответственны за судьбы взрослых. По мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чём неповинные, несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискажённом свете мир. «Гений детства в соединении с опытом зрелости обеспечивает успех и безопасность человеческой жизни» . (А. Платонов)

Значение имён героев

Композиция рассказа • Экспозиция. Демобилизация капитана Иванова из армии. Встреча с Машей. • Завязка действия. Возвращение Алексея Иванова домой.

• Развитие действия. Встреча Иванова с женой и детьми. Решение скорее приняться за дело. Обед в кругу семьи. Откровенный разговор с женой Любой. Решение оставить семью и вернуться к Маше. Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.

• Кульминация. Нравственное прозрение Иванова (катарсис). «Обнажившееся сердце» . • Развязка действия. Окончательное возвращение Иванова.

n n n Что роднит Иванова и Машу? Как они расстались? Как встретились Иванов и его жена – Любовь Васильевна?

Автор не объясняет читателю, почему Маша и Иванов понимали друга, а даёт возможность поразмыслить, догадаться. Андрей Платонович Платонов (1899– 1951 гг. )

Автор даёт возможность читателю подумать: что пришлось пережить мальчишке в свои неполные двенадцать лет, почему он так сухо разговаривает с отцом. Андрей Платонович Платонов (1899– 1951 гг. )

Совет

Иванов, увидев жену, просто подошёл, обнял и стоял так, не веря в счастье своего возвращения.

Маленькая Настя отталкивает отца от матери, она не помнит его. Для неё он чужой человек.

Петруша покрикивает на Настю: — Настька!. . . Опомнись, кому я говорю! Это отец наш, он нам родня!

Отец, наблюдая за родными людьми, удивляется. Странен и непонятен был ему этот родной дом: в сердце радость, а осознание этой радости не приходит.

Иванов не может поверить, что чужой человек приходит в его дом, к его детям, читает Насте книжки. И не просто приходит — отогревается рядом с детьми.

Зачем нам время, если тебя нет? . .

Ночной разговор отца с матерью Петруша слышал, потому что привык спать чутко. Ему очень жалко мать.

Герою больно и трудно понять эту жизнь без войны. Он ещё не осознал, что именно война изменила его семью. Тяжесть горя легла на плечи Любы, Петрушки, Насти.

Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь!

Любовь Васильевна любит мужа, поэтому разговаривает с ним откровенно, надеясь на понимание. Он тоже любит жену, но без войны ранен в самое сердце.

Обратите внимание

Мотив дороги у Платонова — это путь поиска смысла жизни, путь поиска точки, в которой можно

Главный герой не понимает своих родных, не хочет принимать их правду.

Душа должна работать, «перерабатывать» жизненный материал. Вместо этого капитан Иванов бежит.

Тот, который побольше, не оставлял маленького. Если маленький уже не мог бежать, ребёнок постарше волочил его за собой. На перепутье они остановились на какое-то мгновение и снова побежали, теперь — за пассажирским поездом. У большего ребёнка одна нога была обута в валенок, а другая — в калошу, ребёнок падал, поднимался и снова бежал.

Глядя на бегущих детей, Иванов вдруг почувствовал своё сердце, которое обнажилось, начало жить. Он узнал своих детей.

Что произошло с Алексеем Ивановым? Момент возвращения. Он понял, что значит для него семья.

Писатель Андрей Платонов ведёт читателя по дороге возвращения к жизни, к любви сердца. Андрей Платонович Платонов (1899– 1951 гг. )

Возвращение Какое? ► Долгое, тревожное, счастливое ► Откуда? С фронта ► К кому? К семье, к детям, к себе ► К чему? К дому, к миру, к любви ► Вечные образы Возвращение блудного сына ►

Смысл заглавия ВОЗВРАЩЕНИЕ с войны домой к миру в семью к жене и детям к себе прежнему доброму и человечному

Важно

Название «Семья Иванова» подчёркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения.

Мотивы, звучащие в рассказе: • «возвращение» ; • «дом» и «дорога» ; • «память сердца» и «свет жизни» .

«Прежде он [Иванов] чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем» . А. Платонов.

Источник: https://present5.com/andrej-platonov-vozvrashhenie-nravstvennaya-problema-rasskaza/

Анализ «Котлован» Платонов

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьезно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приему обратился и А.

Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают ее в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко.

Облегчить подготовку к уроку, посвященному «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идеи его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР ее впервые опубликовали в 1987 г.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализированное произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако, даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А.

Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации.

В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

Читайте также:  Лакей петрушка в поэме "мертвые души": образ, характеристика, описание (слуга чичикова)

В СССР «Котлован» напечатали в 1887 г.

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Совет

В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода.

Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме.

Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян.

Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет помогает произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести.

Обратите внимание

Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острии перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

В«Котловане» анализ стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна.

Она основана на речи Сталина, произнесенной зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр произведения – повесть, направление -антиутопия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи.

провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/kotlovan/analiz-proizvedeniya-platonova.html

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Слайд 1

Рассказ «ВОЗВРАЩЕНИЕ» (1946)

Слайд 2

Рассказ Андрея Платонова под названием “Возвращение” (1946) не был опубликован при жизни писателя, Фадеев назвал рассказ “лживым и грязноватым”, “перерастающим в злопыхательство”, даже “ выползшей на страницы печати обывательской сплетней”, Ермилов же охарактеризовал рассказ как произведение наполненное “мраком, цинизмом, душевной опустошенностью”, “гнуснейшей клеветой на советских людей”. По словам последнего, Платонов всегда любил “душевную неопрятность”, обладал “пакостным воображением”, у него тяга ко всему “страшненькому и грязненькому”, в духе дурной “достоевщины”, он превратил даже 11-летнего героя “в проповедника цинизма”

Слайд 3

Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какую мысль посылает читателю автор?

Слайд 4

1.Значение названия рассказа. Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов. 2.

Важно

Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию. 3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь , наиболее ярко характеризующую героев 4.

Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.

Слайд 5

Значение названия рассказа Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение.

Слайд 6

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЙНА МИР ВОКЗАЛ ДОРОГА МАША – дочь пространщика ВОЛЯ ПРОСТРАНСТВО Запах листьев СКУКА ДОМ ЛЮБОВЬ жена ДЕТИ Петр и Настя ОГОНЬ ПЕЧЬ ВЕЩИ Запах дома ЖИЗНЬ Убывал из армии Вышел вслед за Машей Откладывал час свидания с семьей Экспозиция Завязка Развитие действия Развязка Уезжал далее Обещал помнить Уехал Приехал Не сразу узнал ребенка Умылся Почувствовал тихую радость Рассматривал предметы Дышал запахом Что-то мешало чувствовать радость всем сердцем Взял мешок Сидел на вокзале Кульминация Сердце ожесточилось Посмотрел назад Закрыл глаза Почувствовал жар в груди Узнал все Почувствовал жизнь обнажившимся сердцем Сошел с поезда

Слайд 7

Композиция рассказа: Рассказ строится на антитезе (война – мир) и перевернутом вечном сюжете. Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной.

Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям. В момент кульминации – все меняется.

Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.

Слайд 8

Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире) Идея рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.

Слайд 9

Составить синквейн

Слайд 10

Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»

Слайд 11

Совет

Экранизация рассказа: «Возвращение» (1961) «Отец»( 2007) «Возвращение» А.Звягинцева

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/06/02/urok-issledovanie-tema-pochemu-sostoyalos-vozvrashchenie-k

«Возвращение» (А. Платонов)

Цитата: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».

Проблематика: нравственная (проблема перехода от войны к миру, проблема совести и ответственности).

Смысл названия: Андрей Платонов поднял в этом рассказе важную тему — эмоциональный износ после войны. Физически герой рассказа Иванов возвращается домой, но он перестал ощущать любовь к жене и нежность к детям. Его душевное возвращение происходит только в финале рассказа.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: неповторимость рассказов Андрея Платонова обусловлена его вниманием к духовной стороне личности.

И очень часто духовность находит отображение в образах детей. Не стал исключением и рассказ «Возвращение»: двенадцатилетний Петрушка помогает своему отцу многое понять и прочувствовать.

Время и место действия: действие рассказа происходит после Великой Отечественной войны в родном городе главного героя.

Действующие лица

  • Алексей Алексеевич Иванов — отец семейства, вернувшийся с войны.
  • Любовь Васильевна Иванова — жена Алексея, мать двоих детей.

  • Пётр Алексеевич (Петрушка) Иванов — двенадцатилетний сын Алексея и Любови Ивановых, не по годам серьёзный мальчик.
  • Анастасия Алексеевна (Настя) Иванова — пятилетняя дочь Ивановых.

  • Мария — знакомая Алексея Иванова.

Краткое содержание

Алексей Иванов после войны едет в родной город. По дороге он знакомится с девушкой Машей, сближается с ней и два дня проводит в родном городе Маши. После он всё же отправляется домой.

Алексея встречает на вокзале его сын Петрушка. Сын ведёт Иванова домой.

Чувствуется, что члены семьи отвыкли от Алексея: жена не знает, о чём с ним говорить, а маленькая Настя даже плачет — она забыла отца.

Любовь Иванова упоминает в разговоре, что к детям приходил Семён — знакомый Ивановых. Алексей начинает подозревать, что жена была ему неверна. Позднее он подробно расспрашивает Любовь Васильевну. Жена отвечает, что с Семёном у неё ничего не было.

От тоски она однажды сошлась с инструктором районного комитета, но на самом деле любит только своего мужа Алексея. Иванов отталкивает жену и сообщает о намерении уйти из семьи. Он хочет уехать к Маше, с которой провёл два дня.

Ни жена, ни дети не будят в нём никаких чувств.

Утром Иванов одевается, идёт на вокзал и садится в поезд. Тем временем Петрушка замечает, что отца нет. Он одевает Настю и ведёт девочку искать отца.

Алексей проезжает мимо своего дома и видит, как Пётр торопится за поездом и тащит за руку маленькую сестру. В нём просыпаются замороженные, но не убитые войной чувства, и он торопливо сходит с поезда, чтобы пойти навстречу своим детям.

Экранизации

«Возвращение» (СССР, 1968, телеспектакль); «Возвращение» (Россия, 1997, телеспектакль-чтение).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как изначально назывался рассказ Андрея Платонова «Возвращение»?

Ответ. «Семья Иванова».

В чём смысл названия рассказа «Возвращение»?

Ответ. Это тройное возвращение: в начале рассказа солдат Иванов приходит с войны домой, а в финале — возвращается (физически и душевно) к жене и детям, в результате чего происходит третье возвращение — Иванов возвращается к себе, обретает прежние человеческие качества.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquovozvracshenieraquo_a_platonov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector