Анализ сказки Христова ночь Салтыкова-Щедрина сочинение
Основным лейтмотивом произведения является авторское рассмотрение тематики о любви к ближнему в разрезе социально-психологической трактовки, напоминающей толстовское народное творчество.
Сказка посвящена религиозному пасхальному празднику и отличается проповеднической тональностью изложения, сочетающейся с евангелистской облицовкой образов, понятной для широкого читательского круга, придерживающегося церковных представлений. Повествование проникнуто удивительным внутренним родством нравственной морали с глубинными традициями христианского культурного образа народа.
Сюжетная композиция раскрывает события, происходящие в период пасхальной ночи во время крестного хода на фоне тоскливой и печальной убогости холодного, безмолвного, задавленного пейзажа, в котором двигаются к храму, наполненному звуками церковных колоколов и свечными огнями, и нищий деревенский люд, измученный бедностью и гнетом, и представители зажиточного класса, весело предвкушающие предстоящий праздник. Писатель ярко иллюстрирует атмосферу, царящую в людской толпе, тянущейся к церкви для поклонов божественному воскрешению, которая отличается чуткой, напряженной, тревожной тишиной.
Неожиданно происходит чудодейственное схождение Иисуса Христа к народу, освещенного лучами алеющего восходящего солнца. Господь благословляет воспрявшую от его прихода природу в лице деревьев, птиц и зверей, обещая им теплую весну, пищу и избавление от страшного суда.
Повернувшись к людской толпе и увидев убогих, задавленных жизнью нищих крестьян, Иисус благословляет народ, благодаря за беззаветное служение богу, любовь к ближнему и правильно воспитание подрастающего поколения, обещая новую жизнь, где царит добро, правда и справедливость.
Обратив взор на богатых и зажиточных людях, Господь перечисляет все совершенные ими злые и неблаговидные поступки, указывая спасительное направление от тяжких грехов в виде осознания совершенных деяний и наполнения своих сердец скорбью и состраданиям, приблизив тем самым их к богу.
Пред взором людской толпы в рассветном небе предстает образ повещенного Иуды, которого Иисус вынимает их петли и преподносит благодать в виде вечной жизни, наполненной скитаниями и презрением, поскольку из всех грехов, совершенный поступок Иуды в форме предательства не заслуживает прощения.
Произведение насыщено религиозным пафосным смыслом, передающим размышления писателя о возможности торжества справедливости и веры в людей.
Тема, идея, смысл
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-skazki-hristova-noch-saltykova-shchedrina
Краткое содержание Христова ночь Салтыков-Щедрин
Холод сковал ночную землю и в нем едва слышен говор просыпающихся ручьев. Убог и сиротлив вид кругом, словно все задавлено невидимой кабалой.
Но вот с разных концов равнины понеслись звуки полночных колоколов. Ожили окрестности, по дорогам застучали подводы и тысячи ног деревенских, измученных нищетой и жизнью, людей. Они шли в храм на поклон воскресшему Богу. Поодаль шествовали богатые жители, весело переговаривающиеся и предвкушающие недельное гуляние.
Заалел восток, и тайна разлилась по миру. Воскрес Бог и заполнил собой весь мир.
Вылетели птицы, и звери поднялись из нор, и деревья воспряли. И обещал Господь им весну и тепло, питье и пропитание, и избавление от суда. Благословив природу, Воскресший повернулся к людям.
Вышли вперед нищие и убогие, задавленные бременем жизни. И их благословил Господь за веру беззаветную и за то, что смогли полюбить ближних и учить этой любви своих детей. И обещал Он им скорое избавление от угнетающей тьмы и пришествие новой жизни в царстве добра и правды.
И повернулся Господь к веселящимся и радующимся другим людям: правителям, богатым, убийцам, лицемерам и ханжам. Притихли они, слыша приближение Воскреснувшего.
И обратился Он к ним, перечисляя совершенное зло, и указал путь к спасению – через осознание ужаса своих поступков.
Когда сердца преисполнятся тоской, скорбью и горечью, тогда и тени погубленных отойдут от этих людей, и станут все пред Богом равными.
Рассвет выхватил повешенного Иуду. Но его Господь снял с петли и подарил вечную жизнь в скитаниях и презрении. И до сих пор ходит он по земле, сея смуту и рознь.
Любому греху есть прощение, кроме предательства.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Плавт Хвастливый воин
«Хвастливый воин» – этот термин, введённый ещё в Древней Греции. Так кто же такие, эти хвастливые войны? Это обыкновенные наёмники, которые возвращались после войны с несметными богатствами, рассказывая о своих подвигах. - Краткое содержание Говорящий сверток Даррелла
В сказке Даррелла рассказывается о борьбе детей со страшными василисками в чудесной сказочной стране Мифляндии - Краткое содержание Тургенев Лебедянь
Пять лет назад рассказчик попал в Лебедянь. Там как раз проходила ярмарка и была в самом разгаре. Это было на руку герою – он искал тройку лошадей, и если с двумя всё прошло гладко, то третью он выбрать никак не мог. - Краткое содержание Гайдар Чук и Гек
В Москве с мамой живут два брата Чук и Гек. Их отец работает в тайге и редко приезжает к ним. Вот и этой зимой он приехать не сможет и пригласил свою семью к себе. - Краткое содержание Брэдбери Ржавчина
Рассказ Р.Брэдбери «Ржавчина» – это послание людям, сигнал о том, что мир в опасности. Эту мысль высказывает главный герой, сержант Холлис. Его вызвал к себе полковник, до которого дошли слухи, что Холлис странно себя ведёт.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/saltykov-shchedrin/hristova-noch-kratko
Урок литературы по теме “Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина” (10 класс)
Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Цель: Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить особенности тематики и изобразительных средств сказок. Сделать вывод (или опровергнуть его) о том, что обличение пороков общества сатириком – урок и нашим дням.
Задачи:
1. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения с использованием теоретико- литературных знаний.
2. – развитие логического мышления, речи учащихся;
– умение находить и обрабатывать информацию, способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;
– развитие образного и аналитического мышления, творческих способностей учащихся, читательских интересов.
3. Воспитание толерантности (терпимости) к чужому мнению и личной ответственности за выполнение коллективной работы; формирование эмоциональной компетентности (вызывать сострадание, сочувствие, долг, совесть и пр.)
Оборудование: компьютер, экран, презентация учителя, раздаточный материал (отрывок из рассказа А.И.Куприна «Исполин»)
Его послал бог Гнева и ПечалиРабам земли напомнить о Христе…
Н. Некрасов
Ход урока
-
Запись темы урока (слайд)
-
Постановка целей урока.
Исходя из темы сегодняшнего урока, определите его цели. Чему должны научиться? Какие выводы сделать? Как мы это будем делать? Определение цели и задач урока учащимися (слайд )
-
А) Сообщение новых фактов из биографии писателя, сопоставление и анализ полученной информации.
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (Салтыков) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский р-н Тверской обл.
Родился 27 января, однако через тридцать лет, в 1856 году, он появился на свет ещё раз, но уже как литератор. Был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника Е. В. Салтыкова, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью.
Отношения между членами семьи – равнодушие, разобщенность, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых («Господа Головлевы», 1875-80) и Затрапезных («Пошехонская старина», 1887-89).
В 1836 был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (в то время назывался благородным университетским пансионом), а в 1838 как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей.
Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения сблизился с выпускником лицея М. В. Буташевичем-Петрашевским, оказавшим серьезное влияние на мировоззрение будущего писателя.
С увлечением изучал философские труды французских социалистов-утопистов Шарля Фурье и Сен-Симона, знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского. В 1844 был определен на службу в канцелярию военного министерства, бюрократическая служба его тяготила — Салтыков мечтал заниматься только литературой.
В 1847 начал работу над первой повестью «Противоречия», «повестью из повседневной жизни» — как сам определил ее автор, опубликованную в журнале «Отечественные записки ». В повести явственно слышен отзвук идей петрашевцев, а в противоречивом и сложном образе главного героя Нагибина угадываются черты друзей и единомышленников самого писателя.
Вторая повесть «Запутанное дело» (1848) продолжала и по-своему развивала традиции, с одной стороны, Гоголя и Достоевского, с другой, — представителей натуральной школы.
Рельефно выписанная история своеобразного «маленького человека», обитателя Петербургских низов, имела неожиданный резонанс: выход «Дела» совпал с ужесточением цензурных ограничений после Великой французской революции и организацией секретного комитета под председательством князя Меншикова, в результате повесть была запрещена, а ее автор выслан в Вятку и назначен на должность писца в Губернском правлении.Блестящего выпускника Царскосельского лицея ожидали годы отчаяния, рутинной бумажной работы, мучительной неизвестности относительно своего будущего (в это время начались аресты членов кружка петрашевцев) и внутреннего одиночества. В 1850 круг обязанностей писателя неожиданно меняется, Салтыков становится членом комиссии по подготовке вятской выставки плодов крестьянского труда. Новое занятие дало возможность глубже познакомиться с бытом народа, проникнуть в специфические особенности экономического развития русской провинции. В 1855 получил долгожданное разрешение на возвращение в столицу. Еще во время вятской ссылки произошло важное событие — знакомство с Лизой Болтиной, ставшей женой Салтыкова в 1856, несмотря на активное недовольство родителей писателя. Семилетние наблюдения за неэффективной, а порой преступной работой чиновничьего аппарата, отсталостью и косностью законов, регулирующих экономическую жизнь деревни, скучным и невежественным существованием обывателей нашли отражение в «Губернских очерках» (1856-1857), опубликованных в журнале «Русский вестник » под псевдонимом Щедрин. Время написания очерков было пропитано духом свободы и либерализма: эпоха реформ Александра II вернула независимость и насыщенность литературной жизни, возродила интерес к сатире, оживила надежду интеллигенции на возможность коренных преобразований в устройстве общества и духовном мире человека. В «Губернских очерках» на первый план выходит талант Салтыкова-обличителя, страстного борца со всем отсталым, нечистым, ограниченным, порочным. В 1958-62 свет увидели два сборника: «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», в которых впервые появился город Глупов, собирательный образ современной российской действительности. В феврале 1862 решает выйти в отставку и всецело посвятить себя писательскому и издательскому делу, принимает активнейшее участие в издании «Современника ». Однако в 1866 возвращается на службу на этот раз в должности управляющего пензенской Казенной палатой, где продолжает активно работать над «глуповскими» памфлетами, пополняя коллекцию уродливых образов за счет наблюдений за нравом своих начальников и подчиненных. В 1868 оставляет должность и переходит в журнал «Отечественные записки», а после смерти Некрасова, бывшего главным редактором, становится во главе журнала.В конце 1860-х гг. начинает работу над «Историей одного города» (1970), при этом портрет Глупова, запечатленный в сатирических памфлетах, существенно меняется, обрастая новыми чертами. Раньше корень всех российских бед виделся в дворянских инертности и произволе, теперь к этому прибавились крестьяне с их тупой покорностью и готовностью терпеть этот произвол. Размышляя о причинах такого положения, Салтыков обращается к истории, так формируется основной замысел книги. Талант сатирика и безграничная фантазия породили причудливый гротескно-фантастический мир «Истории», мир страшный и обреченный, населенный монстрами, причем уродливы и градоначальники, и сам народ. Главной задачей, стоявшей перед писателем, было не создание собственно пародии на официальную историографию, несмотря на то что в образах градоначальников отражены характерные черты их прототипов, и каждый глуповский правитель соответствует реальному историческому деятелю, здесь Салтыков поднимается до уровня обобщения, предлагая собирательный образ российского общества с его вневременными пороками (в этом плане нарисованный писателем образ России оказался во многом пророческим). Параллельно работает над публицистическими статьями, в 1870 выпускает сборники рассказав «Признаки времени» и «Письма из провинции», «Помпадуры и Помпадурши» (1873), «Господа Ташкентцы» (1873), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), ставшие заметным явлением не только в литературе, но и социально-политической жизни. В 1878 свет увидел самый серьезный и значительный роман «Господа Головлевы». История семьи Головлевых — это подавляющая своей трагичностью и глубиной история разложения и смерти дворянского семейства, мучительной агонии рода. Писателя интересует процесс распада человеческой личности, одержимой страстью: страстью стяжательства, страстью к алкоголю, словесным запоям. Наряду с социальной проблематикой Салтыков-Щедрин поднимает ряд онтологических вопросов, напрямую касающихся основ духовной жизни человека, как непременного условия жизни физической.Сказки Салтыкова-Щедрина (впервые появились в 1869, но основная их часть была написана в период 1883-86) органично вписываются в сатирическое русло писателя. Этот жанр оказался очень близок художественным методам Салтыкова-Щедрина, таким как гиперболизация образов, гротескное смешение деталей, включение элементов фантастики и фантасмагории, иносказание. При этом активно использует жанр классической народной сказки о животных: за каждым животным у Салтыкова-Щедрина закреплен традиционный набор пороков и отрицательных качеств, дополненный узнаваемыми социальными характеристиками.Роман «Пошехонская старина» (1886) во многом повторяет основные идеи «Господ Головлевых». Однако в композиционном отношении роман намного более сложный и многоплановый: хроника, жизнеописание героев (значительная часть которых представляет собой автобиографию) и эпическая историко-бытовая панорама крепостничества предопределяют три основных уровня построения романа. Кроме того, писатель почти полностью отказывается от сатиры, роман мыслится как исторический документ ушедшей ужасной эпохи рабства и бесправия. Ушла ли эта эпоха? Превратились ли мрачные годы в настоящую «старину»? На эти принципиальные для всего творчества писателя Салтыков-Щедрин дает отрицательный ответ.10 мая (28 апреля по ст. стилю) 1889 года М.Е. Салтыкова- Щедрина не стало.
Б) Работа с отрывком из рассказа А.И. Куприна «Исполин». (слайд )
Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям.
Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые.
Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.
«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и…
Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…»
Вопросы классу:
Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна? Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.)
В) «Сказки для детей изрядного возраста»(слайд )
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина.
Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы.
Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований.
Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык.
В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”.М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
-Сопоставление сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками, нахождение в них общих и отличительных черт. (слайд)
– О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.
– Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина? (слайд)
– Сатирические приемы, используемые в сказках писателем (слайд).
-
Групповая работа: Практическая работа с текстами сказок сатирика, каждая из групп находят приемы сатирического изображения действительности Салтыковым-Щедриным, выступление и защита.
«Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Коняга», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»
В результате работы у групп получаются таблицы, которые можно свести в одну:
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
Проблематика
Художественные особенности
Самодержавие и угнетенный народ
(«Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)
Отношения мужика и барина
(«Дикий помещик», «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил»)
Гротеск (переплетение фантастики и реальности)
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
Эзопов язык (иносказание и метафоричность)
Подлость буржуазии («Либерал»,
«Карась-идеалист»)
Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)
Правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь»)
Гиперболизация
-
Обсуждение результатов работы
-
Рефлексия: Выводом звучат слова Н. Некрасова:
Питая ненавистью грудь,Уста вооружив сатирой,Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Учащиеся возвращаются к эпиграфу урока и находят связующую нить двух отрывков из стихотворений Некрасова, их актуальность на нашем уроке, звучит ответ на вопрос, предложенный в начале урока.
– Являются ли сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина актуальными в наше время? Что позволяет им сохранять актуальность и в наши дни? Достигли ли цели, которую ставили в начале урока?
(Доказали на примере анализа фактов биографии сатирика и его творчества мысль, что обличение пороков общества сатириком – урок и нашим дням.)
-
Домашнее задание: Анализ (подробный) сказки Салтыкова-Щедрина
-
Подведение итогов. Выставление оценок
Примерный план анализа сказки
-
Основная тема сказки (о чем?).
-
Главная мысль сказки (зачем?).
-
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
-
Особенности образов сказки:а) образы-символы;б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
-
Сатирические приемы, использованные автором.
-
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
-
Соединение фольклорного, фантастического и реального
Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-po-teme-problematika-i-poetika-skazok-mesaltikovaschedrina-klass-3091864.html
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. – презентация
1 Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
2 Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год
3 Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» – это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова- Щедрина М.Е. Задание к классу: -Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)? -Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста»? Почему ?
4 Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки Сопоставительный анализ. – Общие черты? – Отличительные черты?
5 Общие черты Сказки Салтыкова- Щедрина Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка Сказки русского народа Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка
6 Отличительные черты Сказки Салтыкова- Щедрина Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному Сказки русского народа Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных
7 СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел- меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь») Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») Художественные особенности Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) Гротеск (переплетение фантастики и реальности) Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) Гиперболизация
8 Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. ирония осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; иносказание, аллегория иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; гипербола чрезмерное преувеличение.
9 Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального
Источник: https://www.myshared.ru/slide/62172/
Проблематика и поэтика сказок М Е Салтыкова-Щедрина
Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. 2/13/2018 2
Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» – это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова. Щедрина М. Е. Задание к классу: – Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)? – Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста» ? Почему ? •
Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки • Сопоставительный анализ. – Общие черты? – Отличительные черты?
Общие черты • Сказки Салтыкова. Щедрина Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка • Сказки русского народа Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка
Отличительные черты • Сказки Салтыкова • Сказки русского Щедрина народа Сатира Юмор Сарказм Гипербола Смешение категорий Победа добра над добра и зла злом Нет положительного Положительный героя Очеловечивание Уподобление человека животных животному
СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА • Проблематика • • • Самодержавие и угнетенный народ ( «Медведь на воеводстве» , «Орелмеценат» ) Отношения мужика и барина ( «Дикий помещик» , «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ) Положение народа ( «Коняга» , «Кисель» ) Подлость буржуазии ( «Либерал» , «Карась-идеалист» ) Трусость обывателя ( «Премудрый пискарь» ) Правдоискательство ( «Дурак» , «Христова ночь» ) • Художественные особенности • Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) • Гротеск (переплетение фантастики и реальности) • Эзопов язык (иносказание и метафоричность) • Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) • Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) • Гиперболизация
Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. • ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; • сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; • гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; • иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; • гипербола — чрезмерное преувеличение.
Примерный план анализа сказки • • Основная тема сказки (о чем? ). Главная мысль сказки (зачем? ). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального
Источник: https://present5.com/problematika-i-poetika-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/
Сказки Салтыкова‑Щедрина: сюжетные линии и образы
Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно.
Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу.
Мне кажется, что для сатиры сказка является практически идеальным жанром, поскольку даже эзопов язык совершенно не затрудняет прочтения и понимания «кто есть кто». Кроме того, иносказание помогает преувеличивать тот или иной порок, что ведет к ситуации гротеска.
В свою очередь гротеск помогает взглянуть на проблему под другим углом и в увеличенном свете. Это помогает осознать всю нелепость ситуации.
Сказка имеет несколько определенных черт. Среди них можно отметить особенность сюжетных линий и сказочных образов. В любой народной сказке присутствует противостояние Добра и Зла.
У Салтыкова‑Щедрина ярко выражена оппозиция «высшие слои общества» – крестьяне или интеллигенция, «угнетатели – угнетенные», но при этом авторская симпатия не всегда на стороне бедных. Автор вообще редко отдает предпочтение какому‑либо герою своих сказок.
Исключением можно считать сказку «Христова ночь». Здесь подвергаются рассмотрению христианские истины и моральные ценности – нет пощады только предателям.
С другой стороны, не везде прослеживается и презрение к персонажам – волки злые и жадные только потому, что «конституция у них такая». Такова изначальная природа вещей, которую нельзя изменить. Автор выступает непредвзятым судьей, всего лишь рассказчиком, который не предлагает конкретного решения, а показывает реальные персонажи в сказочных декорациях.
Еще одним отличием сказки народной от сказки Салтыкова‑Щедрина можно считать правило хорошего конца. В произведениях Салтыкова‑Щедрина конец далеко не всегда благополучный, чаще всего он бывает трагическим.
Почему писатель не пытается создать произведение в соответствии с канонами жанра? Мне кажется, что счастливый конец противоречил бы самим принципам Салтыкова‑Щедрина и не выполнял бы тех задач, которые поставил перед собой автор.
Цель сказок заключается в том, чтобы задуматься над собственными пороками и недостатками, осознать их значительность и масштабность. Только большой страх мог бы хоть каким‑то образом помочь их исправить. Естественно, при счастливом конце весь смысл поставленной задачи теряется.
Персонажи сказок Салтыкова‑Щедрина делятся на животных, которые наделены человеческими качествами в традиции русской народной сказки; людей – представителей современной писателю эпохи, былинные и библейские образы.
Каждый из этих образов очень четко прорисован, автор опирается на ассоциации читателя и, более того, уверен, в правильности прочтения и толкования. Такое доверие со стороны автора вызывает у меня своеобразную гордость.
Язык и стиль сказок поражают своей простотой, которая, как ни парадоксально, делает их еще более трагичными и яркими. Образы, созданные более века назад, сохраняют актуальность и по сей день.
Всегда были и будут те, кто захочет пожить за чужой счет, слабые и пассивные люди, оправдывающие свои пороки долготерпением и выставляющие недостатки достоинствами.
Всегда были и будут вечно уверенные в своей правоте начальники‑самодуры, безропотные подчиненные и просто лентяи, любящие поразмышлять о судьбах человечества, при этом ничего не делая для того, чтобы сделать жизнь прекраснее.
Но в сказках есть и предостережение: не стоит забывать о том, что случается подмена общечеловеческих моральных ценностей на те качества, которые удобнее. Намного легче пройти мимо нуждающегося человека, чем протянуть ему руку помощи. Намного легче осудить человека, чем попытаться его понять. В конце концов, намного легче быть волком, медведем, зайцем, воблой, лисицей или карасем, чем просто человеком.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/skazki-saltykovashhedrina-syuzhetnye-linii-i-obrazy.html
Вечные темы и сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Наша кнопка
Скачать материал
Вечные темы и сюжеты в сказках
М. Е. Салтыкова-Щедрина
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Белкиной Татьяны Алексеевны
Тема Вечные темы и сюжеты в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Цель
Углубление знаний учащихся о сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, о причинах обращения сатирика к этому жанру, открытие в них важного
человеческого смысла.
Оборудование
Портрет писателя, репродукции картин на библейские сюжеты; книги: «Сказки» Салтыкова-Щедрина, Библия, Евангелие. (Презентации, подготовленные учениками по данной теме)
Опережающие задания
- Прочитать сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Коняга», «Дурак», «Пропала совесть», «Деревенский пожар», «Гиена», «Христова ночь», «Рождественская сказка».
- Подобрать иллюстративный материал на тему «Библейские сюжеты в живописи», «Библейские сюжеты в музыке», создать презентации
- Перечитать библейские легенды «Эдем», «Каин и Авель», «Исав и Иаков», «Иов».
- Провести литературоведческую работу на тему «Черты народной сказки в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина», «Особенности сказок Салтыкова-Щедрина».
Класс делится на группы: «литературоведы», «историки», «художники», «музыковеды».
Задания для группы «историков»:
-
Подготовить рассказ о политической и социальной обстановке в стране в пореформенный период.
-
Найти иллюстрации, фотографии, отражающие ту эпоху.
Задания для группы «литературоведов»:
-
Подготовить рассказ об истории создания «Сказок» сатириком.
-
Выписать из сказок элементы фольклора.
-
Найти и выписать из сказок библейские имена, заповеди, определить их роль в тексте.
-
Подобрать крылатые выражения, мудрые изречения, которые могли бы быть использованы в качестве эпиграфа к той или иной сказке Салтыкова-Щедрина.
-
Составить свод правил поведения человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину).
-
Определить связующую нить между «Сказками» и Библией.
Задания для группы «художников»:
-
Подобрать материал о художниках, которые использовали в своих работах библейские сюжеты
-
Подготовить рассказ о картине Николая Николаевича Ге «Тайная вечеря» и отношении к ней Салтыкова-Щедрина.
-
Подобрать иллюстративный материал на тему «Библейские сюжеты на полотнах мастеров живописи».
-
Подобрать иллюстративный материал на тему «Сказки» Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях». Составить рассказ об иллюстраторах сказок.
Задания для группы «музыковедов».
-
Подготовить сообщение «Библейские мотивы в музыке».
-
Записать отрывки из музыкальных произведений, соответствующих теме занятий.
Старясь о счастье других – мы находим своё собственное.
Платон
Самая трудная профессия – быть человеком.
Хосе Марти
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность
перед обществом и самим собой. А. Сент-Экзюпери
Ход урока
Вступительное слово учителя.
«Самая трудная профессия – быть человеком», «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность перед обществом и самим собой», «Стараясь о счастье других – мы находим своё собственное».
В разное время и разными людьми произнесены эти слова, но как много общего между ними; смысл их очень близок нашему времени, нашей действительности. И это неслучайно.
В нашу эпоху активного отношения к жизни эти мысли кажутся ещё актуальнее.
Сегодня на уроке, тема которого «Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е.
Салтыкова-Щедрина», мы попытаемся с вами найти непрерывающуюся связующую ниточку между Библией, сказками Салтыкова-Щедрина и современностью; попытаемся открыть в сказках известного сатирика XIX века важный человеческий смысл, уловить в сатирических образах Щедрина не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слёзы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина вам знакомы, но сегодня я предлагаю вам рассмотреть их в контексте соотношения социального и общечеловеческого.
Обнаружить и постичь многомерность щедринского творчества позволяют многочисленные библейские образы, мотивы, сюжеты, символы, заимствованные Щедриным как из Ветхого, так и из Нового завета.
Они-то как раз и выявляют потаённое и страстное стремление автора «Сказок» войти в душу каждого человека, разбудить в ней дремлющие нравственные силы.
Для того, чтобы понять, что побудило великого сатирика обратиться к жанру сказки, следует вспомнить, что представляла собой политическая и социальная жизнь в России.
Презентация №1 (выступление группы «историков»)
Итак, после множества реформ, проведённых в стране, положение крестьян практически не улучшилось. Салтыков-Щедрин, как истинный сын своего Отечества, не мог пройти мимо такого факта. Но как же высказать свои мысли в век цензуры и надзора?! Выход был найден – сказки, вот тот жанр литературного произведения, который поможет высказать всё то, о чём хотелось не говорить, а кричать.
Презентация №2 (выступление группы «литературоведов»)
Чтобы выразить вечное в текущем, Салтыков-Щедрин использовал в «Сказках» литературные формы, понятные всем людям, ибо библейские сюжеты и мотивы способны образно, ёмко и лаконично передавать важное общечеловеческое содержание.
Библия – это философские размышления о смысле и оправдании человеческой жизни. Поэтому она стала источником идей и сюжетов для всей мировой культуры, в том числе и для Салтыкова-Щедрина.
Возникает вопрос: только ли писатели обращались к библейским сюжетам.
Презентация №3 (выступление группы «художников»)
Презентация №4
Как мы видим, библейские сюжеты привлекали внимание художников разных стран и разных эпох. Это легко объяснить: Библия всегда была, есть и будет сводом нравственных норм, по которым должно жить здоровое общество.
А как же музыка? Мы с вами знаем, что «музыка литературе – сестра родная».
Презентация №5 (выступление «музыковедов»)
Литература, живопись, музыка – все эти виды искусства тесно переплетаются с Библией, ибо цель у них одна – борьба со злом и воспитание доброты в каждом человеке.
По признанию писателя, чтение Евангелия имело «несомненное влияние на весь позднейший склад его мировоззрения. В чём оно сказалось? Будущий писатель понял, что самая великая ценность – человеческая личность.
Он увидел, как сложились общественные отношения в России: большинство людей подавлено и лишено права заявлять о себе. Отныне он становится защитником униженных и оскорблённых», борцом против духовного рабства. В этой неустанной борьбе верным союзником оказывается Библия.
Поэтому щедринская сатира согрета живым огнём любви к человеку.
Обобщающая беседа по содержанию сказок
- Почему это произошло? Чем заинтересовал «сурового сатирика» «несерьёзный жанр»? (Жанр сказки носит притягательный характер. Сказочные образы дольше живут в памяти народа. Запоминается и передаётся из поколения в поколение то, что дорого человечеству).
- Что послужило прообразом в создании сказок? (Народная сказка. Библейские сюжеты)
- Что общего вы увидели в библейском сюжете «Исав и Иаков» и сказке «Дикий помещик»? (Исав предпочёл кушанье первородству, сиюминутную потребность, променяв непреходящую ценность, данную ему природой. Вечное променял на временное, духовное на материальное. Жизненной позицией помещик напоминает Исава).
- Что общего вы увидели между Исавом и помещиком? Что даёт такое сравнение? (Даёт возможность почувствовать и вину и беду героя, заставляет задуматься о своём первородстве)
- Какая общечеловеческая трагедия прослеживается здесь? (Заставляет задуматься о собственной жизни, о нравственной позиции, о духовном мире).
- Все вы хорошо помните героя сказки «Премудрый пескарь». К чему сведена его жизнь?
- Да. Сказка словно обобщает и формулирует нравственный опыт всей жизни, и что самое главное, перед смертью. Это усиливает трагизм повествования.
В чём вы видите этот трагизм? (Страшный суд над собой)
- Соответствовала ли жизнь пескаря заповедям Библии? Докажите это.
- Какие нравственно-философские проблемы затронуты в сказке? (Ответственность человека за свои поступки, нравственное и духовное совершенствование личности)
- «Люби ближнего своего…, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», читаем мы в главе 5 Евангелия от Матфея. Кто из героев сказки «Дурак» живёт в соответствии с этой заповедью? (Иванушка) Докажите это.
- Почему же общество считает его дураком «блаженным»?
- Какое чувство вызывают эти картины у самого автора? (Трагическое ощущение от нравственно извращённого общества, не изменившегося с того дня, когда Иисус пришёл к людям с проповедью любви и кротости. Человечество не выполняет данного обета).
- Можете ли вы привести примеры из произведений современной литературы, в которых звучит этот же трагический мотив?
- Сказка «Деревенский пожар «сопровождается пояснением «Не то сказка, не то быль». Вы согласны с этим? Почему?
- Сюжет сказки перекликается с библейским сюжетом об Иове. Какой характер носит эта перекличка? (Иронический) Почему? (Трагедия современных Иовов страшнее во сто крат: у них нет надежды на благополучный исход).
- Что же здесь сказочное, а что реальность?
- Можем ли мы сказать, что в щедринских текстах сосуществуют два мира: библейский и современный?
- Вечны ли сюжеты щедринских сказок? (Да. Приобретают современный оттенок).
Слово учителя
Итак, мы с вами убедились, что в «Сказках» Щедрина сосуществуют, проникая друг в друга, два мира: библейский и современный. Они взаимопроникают, прорывая время, опережая историческую эпоху, обнажая основы жизни, от состояния коих зависит будущее России. Вечные темы объединяют литературу с живописью и музыкой в решении общечеловеческих проблем.
Закончить наш урок я хочу словами замечательного русского поэта, к сожалению, рано ушедшего из жизни, Николая Рубцова:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста.
…………………..
Пусть она останется чиста
До конца, до тихого креста.
Домашнее задание (по выбору)
-
Провести сравнительный анализ сказок «Пропала совесть» и «Рождественская сказка»
-
Сравнить сказку «Коняга» и библейскую легенду «Каин и Авель»
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок
Источник: https://doc4web.ru/literatura/vechnie-temi-i-syuzheti-v-skazkah-me-saltikovaschedrina.html
Проблематика Сказки Салтыкова-Щедрина – презентация, доклад, проект
Слайд 1
Описание слайда:
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-ЩедринаСлайд 2
Описание слайда:
Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.Слайд 3
Описание слайда:
Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» – это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина М.Е. Задание к классу: Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)? Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста»? Почему ?Слайд 4
Описание слайда:
Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки Сопоставительный анализ. – Общие черты? – Отличительные черты?Слайд 5
Описание слайда:
Общие черты Сказки Салтыкова-Щедрина Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Слайд 6
Описание слайда:
Отличительные черты Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животномуСлайд 7
Описание слайда:
СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь») Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)Слайд 8
Описание слайда:
Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; гипербола — чрезмерное преувеличение.Слайд 9
Описание слайда:
Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального
Описание слайда:
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ЦО № 1828 «Сабурово» Савельева Ольга Александровна Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ЦО № 1828 «Сабурово» Савельева Ольга Александровна
Источник: https://presentacii.ru/presentation/problematika-skazki-saltykovashhedrina
Салтыков-Щедрин “Сказки”
Презентацию на тему Салтыков-Щедрин “Сказки” можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.
Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 20 слайдов.
Слайд 1
М.Е.Салтыков-Щедрин “Сказки”
Слайд 2
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Слайд 3
ПЛАН УРОКА. История создания. Жанровое своеобразие. Основные темы. Проблематика. Художественные особенности.
Слайд 4
История создания
Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Слайд 5
Жанровое своеобразие
В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.
Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы.
Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Слайд 6
Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
Пословицы и поговорки – («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет – В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э.
(в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
Слайд 7
Основные темы
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
Орел-меценат
Слайд 8
Проблематика
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
Премудрый пискарь
Слайд 9
Художественные особенности
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск.
Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).
Медведь на воеводстве
Слайд 10
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск – комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
Слайд 11
Заключение
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы.
Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.
Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.
Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
Слайд 12
«Дикий помещик»
Слайд 13
«Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»
Слайд 14
Слайд 15
«Верный Трезор»
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
«Орел-меценат»
Слайд 19
Домашнее задание
Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета.
Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Слайд 20
Автор разработки: Гизатулина Ольга Ивановна
Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/41900-saltykov-schedrin-skazki.html