История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (судьба Матрены Тимофеевны Корчагиной)
Большая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» под названием «Крестьянка» посвящена русским женщинам. Странники, ищущие счастливого человека среди мужчин, в этой части произведения решили обратиться еще к женщине, и по совету жителей одной из деревень, они обратились к Матрене Корчагиной.
Исповедь этой женщины покорила их прямотой и глубиной рассказа о прожитых годах. Для этого автор использовал в рассказе героини и метафоры, и сравнения, и народные песни и причитания. Все это в устах Матрены звучит грустно и печально. Но счастлива ли она и какова история ее жизни?
Детство Матрены было безоблачным. Родилась она в хорошей трудолюбивой крестьянской семье, где не было раздоров. Ее любили и берегли родители. Рано повзрослев, она во всем стала им помогать, тяжело работая, но все-таки находила время и для отдыха.
Свою юность она также вспоминала с теплотой, ведь была красивой и энергичной и все успевала: и поработать и отдохнуть. Много парней засматривалось на Матрену, пока не нашелся суженый, за которого ее выдали замуж. Мать, оплакивая дочь, причитала, что не сахар ей будет в замужестве, в чужой стороне и чужой семье. Но такова женская доля.
Все так и случилось. Матрена попала в большую неприветливую семью, за ее словами «с девичьей холи в ад». Ее там не любили, заставляли тяжело трудиться, обижали, да и муж часто поколачивал, ведь в те времена бить женщин было обычным делом.
Но Матрена, имея сильный характер, мужественно и терпеливо сносила все тяготы своей подневольной жизни. И даже в этих непростых жизненных обстоятельствах она умела быть счастливой.
Вот привезет муж в подарок платок, да прокатит на саночках – и радуется она этим моментам.
Наибольшим счастьем было для Матрены рождение первенца. Вот тогда она была по-настоящему счастлива. Но это счастье было недолгим. По недосмотру старика, ребенок погибает, а во всем обвиняют мать. Где же брала она силы пережить все это? Но она пережила, как пережила еще немало горя и унижения.
В своей непростой крестьянской жизни она гордо борется и не впадает в отчаяние. Каждый год рожает детей, отдавая им всю свою любовь.
Она решительно заступается за сына и принимает на себя его наказание, она смело идет просить за мужа, чтобы не взяли его на войну.
Оставшись в 20 лет сиротой, ей не на кого уже надеяться и некому ее пожалеть. Вот и выработались в ее характере мужество и стойкость.
Два пожара, эпидемии, голод и другие несчастья выпали на ее нелегкую долю. Но твердости и силе духа этой русской женщины можно только позавидовать. Даже, когда умерла свекровь и Матрена стала хозяйкой, ей не стало легче жить, но она уперто боролась за выживание и она победила.
Такая вот история жизни Матрены. Вот такие они, русские женщины, были когда-то на Руси!
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/istoriya-zhizni-matreny-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho
Характеристика Матрены Тимофеевны (Кому на Руси жить хорошо)
Героев в поэме «Кому на Руси жить хорошо» много. Часть из них проходят мимо. Про них сказано вскользь. Для других автор не пожалел места и времени. Они представлены подробно и всесторонне. Образ и характеристика Матрены Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо» – это один из таких персонажей. Женское счастье – вот что хотели найти в Матрене странники.
Биография главного женского персонажа
Матрена Тимофеевна Корчагина выросла в семье простых крестьян. Когда она встречает странников, ей всего 38 лет, но она почему-то называет себя «старухой». Так быстро пролетает жизнь крестьянки. Бог одарил женщину детьми – у нее 5 сыновей. Один (первенец) погиб.
Почему рождаются только сыновья? Наверное, это вера в появление на Руси нового поколения богатырей, честных и сильных как мать.
По словам Матрены, она была счастлива только в семье отца. Ее берегли, охраняли сон, не заставляли работать. Девушка ценила заботу родных, отвечала им лаской и трудом.
Песни на свадьбе, причитания над невестой и плач самой девушки – это народный фольклор, который передает реальность жизни.
В семье мужа все изменилось. Страданий было так много, что не всякая женщина смогла бы их вынести. Ночью Матрена обливалась слезами, днем стелилась как трава, голова потупилась, гнев в сердце спрятался, но копился.
Женщина понимает, так живут все. Филипп относится к Матрене хорошо. Но отличить хорошую жизнь от жестокости сложно: порет жену плеткой до крови, уходит на заработки, оставляет одну с детьми в ненавистной семье. Не требует девушка к себе много внимания: шелковый платочек и катание на саночках возвращают ее к веселому пению.
Призвание русской крестьянки – растить детей. Она становится настоящей героиней, мужественной и крепкой. Горе идет по пятам. Первый сын – Демушка погибает. Его не смог уберечь дед Савелий. Власти издеваются над матерью. Они терзают тело ребенка у нее на глазах, картины ужаса остаются в памяти на всю жизнь. Другой сын отдал овцу голодной волчице.
Матрена защитила мальчика, встав вместо него на наказание. Материнская любовь сильна:«Кому терпеть, так матери!». Корчагина встала на защиту мужа. Беременная пошла к губернатору с просьбой, не забирать его в солдаты.
Внешность женщины
Некрасов описывает Матрену с любовью. Он признает ее красоту и удивительную привлекательность.
Одни черты для современного читателя не свойственны красоте, но это только подтверждает, как изменилось отношение к внешности за века:
- «осанистая» фигура;
- «широкая» спина;
- «плотная» телом;
- корова холмогорская.
Большинство характеристик – это проявление нежности автора. Красивые темные волосы с проседью, крупные выразительные глаза с «богатейшими» пышными ресницами, смуглая кожа. Румяные щеки и ясные очи.
Какие яркие эпитеты подбирают окружающие для Матрены:
- «писаная кралечка»;
- «наливная ягодка»;
- «хорошая…пригожая»;
- «бело личико».
- Женщина опрятна в одежде: белая ситцевая рубаха, короткий вышитой сарафан.
Характер Матрены
Главная черта характера – трудолюбие. Уже с детских лет Матрена любит работу и не прячется от нее. Она умеет ставить стога, трепать лен, молотить на риге. Хозяйство у женщины большое, но она не жалуется. Всю силу, которую получила от Бога, отдает работе.
Другие черты русской красавицы:
Откровенность: рассказывая странникам свою судьбу, она ничего не приукрашивает и не скрывает.
Искренность: женщина не кривит душой, всю судьбу открывает с молодости, делится переживания и «греховными» делами.
Свободолюбие: в душе остается желание быть вольной и свободной, но правила жизни меняют характер, заставляют быть скрытной.
Смелость: приходится часто женщине становиться «бабой дерзкой». Ее наказывают, но «спесь и непоклончивость» остаются.
Верность: жена предана свою мужу, в любых ситуациях стремится быть честной и верной.
Честность: Матрена сама ведет честную жизнь и учит своих сыновей быть такими. Она просит их ни воровать, ни обманывать.
Женщина искренне верит в Бога. Она молится и утешает себя.
Ей становится легче в разговорах с Матерью Божьей.
Счастье Матрены
Странников отправляют к Корчагиной из-за прозвища – губернаторша. Редко кто мог из простой крестьянки стать известной в округе с таким титулом. Но принесло ли прозвище истинное счастье? Нет. Народ ославил ее счастливицей, но это только один случай из жизни Матрены. Смелость и упорство вернули в семью мужа, жить стало легче. Детям не пришлось больше ходить побираться по деревням, но сказать, что Корчагина счастлива нельзя. Матрена понимает это и пытается объяснить мужикам: среди русских простых женщин нет счастливых, и не может быть. Сам Бог отказал им в этом – потерял ключи от радости и воли. Богатство ее – озера слез. Испытания должны были сломить крестьянку, душа должна была стать черствой. В поэме все по-другому. Матрена не умирает ни духовно, ни физически. Она продолжает верить, что ключи от женского счастья найдутся. Она радуется каждому дню и вызывает восхищение мужиков. Ее нельзя признать счастливой, но и несчастной никто не посмеет назвать. Она настоящая русская крестьянка, самостоятельная, красивая и сильная.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1452-harakteristika-matreny-timofeevny-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
Характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (Корчагина Матрена Тимофеевна)
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», поэт использовал множество образов. Одним из самых ярких и запоминающихся, является образ Матрены Корчагиной, простой русской крестьянки. В ее нелегкой судьбе отражается доля всех русских женщин, испытавших все тяготы жизни крестьянского народа.
Самое счастливое время для нее было тогда, когда она, без печали и забот, жила при родителях, которые любили и холили Матрену. Хотя ей, как и всем крестьянским детям, с детства приходилось трудиться, помогать своим родителям, это была самая счастливая пора ее жизни.
Время шло, и Матрену выдали замуж. Хорошо хоть, за любимого человека. В чужой семье ей пришлось несладко. Любил ее только муж, а его родители и сестры только и знали, что унижать и оскорблять безропотную девушку.
Тут ей приходилось работать с утра до ночи, и никогда она не слышала доброго слова. Всегда ее попрекали куском хлеба, не давая ни минуты отдыха. Матрена света белого не видела, все гнула спину на семью своего мужа.
Только дед Савелий относился к ней по-человечески, жалел ее, помогал, как мог.
Наконец, у Матрены родился ребенок, как она была счастлива! Но не долго продлилось это материнское счастье, Матрене все так же приходилось трудиться в поле, а за ребенком присматривал дед Савелий.
Однажды, старик уснул, и не доглядел за ребеночком, его съели свиньи. Убивалась молодая мать, горько плакал Савелий, винясь перед Матреной, ушел в монастырь, лишь бы вымолить материнское прощение.
Тяжело и горько стало Матрене, и ребенка она потеряла, и единственный человек, который ей сочувствовал ей, ушел из дома.
Несмотря ни на что, Матрене никто не давал отдыха, и она продолжала вкалывать, не видя ни ласки, ни сочувствия. Такова была судьба всех русских крестьянок, не имеющих ни право голоса, ни собственного мнения.
Матрене еще повезло, Филипп любил свою жену, и не занимался рукоприкладством. Он ударил Матрену только раз, и то по велению своей матушки.
Это было в диковинку, побои мужа были в порядке вещей, и все женщины молча сносили их.
Нелегкая судьба Матрены. Но она не склонилась и выстояла, и продолжает жить. Это и есть образ России, униженной и оскорбленной, но не сломленной, гордой и великой. В жизни Матрены было много несчастий, иногда бывали счастливые минуты, это и есть жизнь человеческая. Матрена живет, и надеется, что впереди – счастливая жизнь, что и на ее долю выпадет доброе, светлое счастье.
История Матрены Корчагиной
Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.
Долго думала эта тридцативосьмилетняя, красивая на вид, трудолюбивая женщина о том, что ответить странникам, и счастлива ли она. Уже и стемнело, когда Матрена, наконец, решилась рассказать о своей жизни без утайки, чтобы и самой найти ответ на этот вопрос.
Детство у нее было беззаботным и радостным. Родители не могли налюбоваться ею, любили и оберегали от невзгод. Рано приученная к труду, она помогала во всем родителям и ей нравилась такая жизнь. Да и в юном возрасте у девушки было много счастливых дней, пока ее не выдали замуж и муж увез из родных мест.
Матрена попадает в совершенно противоположную среду, в дом неприветливой семьи, где ее унижают, обижают, нагружают тяжелой работой.
Муж постоянно на заработках и не заступается за нее, а иногда и поколачивает. Но Матрена очень терпелива и стойкая, она не сдается и, подчиняясь такой жизни, стойко переносит все невзгоды.
Ее сильный характер еще больше закаляется, а душевная стойкость не дает себя сломать.
Даже в таких суровых условиях Матрена находит радостные моменты в жизни. И когда родился первенец, счастливее ее трудно было бы отыскать.
Но тяжелая работа заставляет бросать сына на попечение старика, и когда Демушка трагически погибает, а ее обвиняют в гибели сына, горю нет предела.
Но и это она стойко переживает, радуясь рождению других детей, ради которых она и продолжает жить и сносить все тяготы.
Матрена гордая женщина, которая не уступает домогательствам управляющего. Она жертвует собой ради счастья детей и мужа. Она принимает на себя наказание за проступок старшего сына, который будучи подпаском потерял овцу.
Покорная во всем, она все же решительно борется за свое счастье, вступаясь за мужа, чтобы его не отослали в солдаты. Этим она завоевывает уважение к себе окружающих и прозвище «Губернаторша». Ее даже начали уважать в семье мужа.
В селе Матрену считают счастливой. Но счастлива ли она? Рассказав странникам всю свою жизнь, она осознала, что в ее жизни были счастливые моменты, но те муки и ненастья, которые она пережила, не делают ее счастливой.
В свои 38 лет она выглядит как старуха, волосы с проседью напоминают о жизненных невзгодах, а ключи от счастья, как она считает, находятся у самого Бога.
В образе Матрены автор отобразил жизнь русских крестьянок той поры.
Вариант 3
Некрасов написал огромное количество разных произведений, в которых описывает непростую жизнь простой женщины – труженицы. Именно поэтому она и кажется более реалистичной, чем все остальные герои.
Матрена родилась и выросла в крестьянской семье и была этому очень даже рада. Она всегда вспоминает с радостью свое детство.
Вот только детства у нее практически не было, а все потому что как только она немного подросла, то стала во всем помогать своим родителям и многие заботы взяла на свои хрупкие плечи. А поскольку она была очень красивая, то за ней постоянно бегало огромное количество парней.
И вот однажды родители сообщили ей о том, что совсем скоро она выйдет замуж и переедет от них. И когда она перебралась к мужу, вся ее юность закончилась, и настали совсем другие времена.
Теперь здесь ей нужно было работать не только за себя, но и за своего мужа, да и помогать ему нужно было очень много. Кроме этого родителям мужа она сразу же не понравилась, и поэтому они издевались над ней и заставляли работать сверхмеры.
Но, не смотря на это, Матрена никогда ни на кого не обижалась и даже в такие суровые будни всегда находила место для радости и веселья. Конечно, муж старался сделать все для того чтобы жена была счастливой. И вот однажды он подарил ей платок, который был соткан из шелка. А потом прокатил на санях.
Этот момент радости Матрена никогда не забудет, и будет всегда хранить у себя в сердце.
Конечно, были моменты, когда ей очень сильно доставалось от мужа и родственники мужа всегда находились на стороне мужа. Но не было такого, чтобы об этом узнали ее родители, ведь она ни с кем ничем никогда не делилась и все держала в себе.
Немного погодя у них родился сын, и Матрена была этому моменту очень рада. Каждый день она находилась рядом с ним. Даже когда ей нужно было отправляться в поле, она брала своего ребенка с собой.
И за это ей частенько попадало от свекрови, которая хотела сама заботиться о внуке, но невестка никак не хотела его у них оставлять. И вот однажды наша главная героиня оставила ребенка и пошла, работать в поле, но когда вернулась домой, то услышала грустную весть.
Оказывается, пока ее не было ребенок заболел и умер. А свекровь не смогла вовремя оказать ему помощь.
Немного погодя к ним в деревню приехала милиция. Они были уверены в том, что Матрена специально избавилась от сына, ведь он мешал ей трудиться, и требовал постоянно заботы.
Спустя еще некоторое время у них родились еще дети, и женщина их также сильно любила. Конечно, дети также проказничали и отец был зол на них. Но вместо того чтобы бить их, Матрена всегда просила бить ее, но детей ее не трогать.
Из всего вышесказанного нельзя сказать точно, кому же на Руси жилось хорошо, ведь у каждого человека были и хорошие моменты и плохие. Да и Матрена не очень-то была несчастна. Ведь рядом с ней находились всегда ее дети, которые радовали ее и приносили счастье.
← Образ и характеристика Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо
← Оболт-Оболдуев в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовОбраз князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо →
Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо →
- Образ и характеристика Гурова в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение
Одним из центральных персонажей рассказа Чехова «Дама с собачкой» является Дмитрий Дмитрич Гуров. Это импозантный и обаятельный мужчина средних лет, приехавший отдохнуть в Ялту. - Братья наши меньшие сочинение
Каждому человеку доводилось слышать такую фразу, как братья наши меньшие. Но кто они? Догадаться, конечно, не сложно – это любимые всеми животные. Видимо это выражение стало популярным в те годы - Сочинение Тема любви в рассказе Чистый понедельник Бунина
Освещая тему любви в своих рассказах, Бунин И. А. раскрывает всю глубину своего таланта, умение психологически точно показать состояние души героя в самый напряженный момент жизни. - Сочинение Трагическая судьба Герасима из рассказа Муму 5 класс
Главный герой – это Герасим, который принадлежал барыне. Барыня жила в Москве, а Герасим вырос в деревне, он был очень необщительным, потому что с рождения был глухонемым - Сочинение Как помирить отцов и детей? (итоговое)
Это сложный вопрос, конечно… Не одно поколение думало об этом. Но я считаю, что всё-таки его можно решить. Самое интересное, что старшие быстро очень забывают, как были молодыми. Может быть, они понимают, что и сами ошибаются
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/harakteristika-matreny-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho
Образ Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” :
Одним из изучаемых в российских школах произведений русской литературы является поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – пожалуй, наиболее известная в творчестве писателя.
Множество исследований посвящено анализу данной поэмы и ее главных героев. А между тем есть в ней и второстепенные персонажи, представляющие отнюдь не меньший интерес.
Например, крестьянка Матрена Тимофеевна.
Николай Некрасов
Прежде чем говорить о поэме и ее героях, нужно хотя бы вкратце остановиться на личности самого писателя.
Человек, известный многим в первую очередь как автор «Кому на Руси жить хорошо», за свою жизнь написал множество произведений, а творить начал с одиннадцати лет – с момента, как перешагнул гимназический порог.
Учась в институте, он писал стихи на заказ – копил деньги на издание первого своего сборника стихотворений. Выйдя в свет, сборник потерпел неудачу, и Николай Алексеевич решил обратить свое внимание на прозу.
Он писал рассказы и повести, издавал несколько журналов (например «Современник» и «Отечественные записки»).
В последнее десятилетие своей жизни сочинил такие сатирические произведения, как уже неоднократно упомянутая поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Современники», «Русские женщины» и другие.
Он не боялся обнажать страдания русского народа, которому глубоко сочувствовал, писал об их бедах и судьбах.
«Кому на Руси жить хорошо»: история создания
Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность.
Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски – поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится.
Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.
Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.
Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом – этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция – они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.
По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова.
Однако еще три части писатель создать успел – в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»).
Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора – и то с цензурными помарками.
Краткое содержание
Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились – и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях.
Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело – так и не решили.
Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор – домой ни шагу.
Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем – в городе Клину – женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая – что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.
Дальше писателем задумывалось еще много встреч, но, как уже упоминалось выше, смерть нарушила его планы. Именно поэтому поэма как будто обрывается…
Персонажи
Главные герои поэмы – обычные крестьянские мужики: Пров, Пахом, Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор.
На своем пути они успели встретить как таких же крестьян, как и они сами (Матрена Тимофеевна Корчагина, Прошка, Сидор, Яков, Глеб, Влас и другие), так и помещиков (князь Утятин, Фогель, Оболт-Оболдуев и так далее).
Матрена Тимофеевна является едва ли не единственным (и при этом очень важным) женским персонажем произведения.
Матрена Тимофеевна: характеристика героя
Прежде чем говорить о Матрене Корчагиной, нужно вспомнить, что Николая Алексеевича на протяжении всей его жизни волновала судьба русской женщины.
Женщины вообще – а крестьянской и подавно, ведь она, мало того, что была бесправной крепостной, так еще и являлась рабой своему мужу и своим сыновьям.
Именно к этой теме Некрасов стремился привлечь общественное внимание – так и появился образ Матрены Тимофеевны, в чьи уста писатель вложил главные слова: о том, что «ключи от женского счастья» давным-давно потерялись.
С Матреной Корчагиной читатели знакомятся в третьей части поэмы. Странствующих мужиков приводит к ней молва – дескать, именно эта женщина и является счастливой. Характеристика Матрены Тимофеевны проявляется сразу в ее приветливости к незнакомым людям, в добросердечии.
Из ее последующего рассказа о своей жизни становится ясно, что человек она удивительно стойкий, терпеливо и мужественно сносящий удары судьбы. Образу Матрены Тимофеевны придается некоторая героичность – и немало способствуют этому ее дети, которых она любит всепоглощающей материнской любовью.
Она, помимо прочего, трудолюбива, честна, терпелива.
Матрена Корчагина – верующий человек, она смиренна, но при этом решительна и отважна. Она готова пожертвовать собой ради других – и не просто пожертвовать, а даже, если понадобится, отдать жизнь. Благодаря своей смелости Матрена спасает мужа, забранного в солдаты, за что получает всеобщее уважение. Больше никто из женщин не осмеливается на подобные поступки.
Внешность
Внешность Матрены Тимофеевны описана в поэме следующим образом: ей приблизительно тридцать восемь лет, она высокая, «осанистая», плотного телосложения. Автор называет ее красивой: большие строгие глаза, густые ресницы, смуглая кожа, в волосах – уже рано появившаяся седина.
История Матрены
История Матрены Тимофеевны рассказана в поэме от первого лица. Она сама приоткрывает завесу своей души перед мужиками, так страстно желающими узнать, счастлива ли она и если да, то в чем ее счастье.
Жизнь Матрены Тимофеевны можно было назвать сладкой лишь в девичестве. Родители любили ее, она росла «как у Бога за пазухой». Но крестьянок рано выдают замуж, вот и Матрене пришлось еще, по сути, подростком, уехать из отчего дома.
А в семье мужа к ней отнеслись не слишком ласково: свекор и свекровь невзлюбили, да и сам супруг, обещавший не обижать ее, после свадьбы переменился – однажды даже поднял на нее руку.
В описании этого эпизода лишний раз подчеркивается терпеливость образа Матрены Тимофеевны: она знает, что мужья бьют своих жен, и не жалуется, а смиренно принимает произошедшее. Впрочем, она уважает мужа, возможно, отчасти даже любит его – недаром же спасает от воинской службы.
Даже в нелегкой замужней жизни, где у нее множество обязанностей, а несправедливые упреки сыплются как из ведра, Матрена находит повод для радости – и об этом тоже рассказывает своим слушателям.
Приехал ли муж, привез ли новый платочек, прокатил ли на санках – все вызывает у нее восторг, и обиды забываются. А когда рождается первый ребенок – истинное счастье приходит к героине.
Образ Матрены Тимофеевны – это образ настоящей матери, безоглядно любящей своих детей, растворяющейся в них. Тем тяжелее пережить ей утрату, когда крошечный сын погибает по нелепой случайности.
Многое в жизни к своим тридцати восьми годам пришлось пережить этой крестьянской женщине. Однако Некрасов показывает ее не сдавшейся судьбе, сильной духом, выстоявшей наперекор всему. Душевные силы Матрены Корчагиной кажутся поистине невероятными.
Она в одиночку справляется со всеми напастями, ведь ее некому пожалеть, ей некому помочь – родители мужа ее не любят, собственные родители живут далеко – а затем она теряет и их.
Образ Матрены Тимофеевны (который, кстати, по некоторым источникам, списан с одной из знакомых автора) вызывает не только уважение, но и восхищение: она не поддается унынию, находя в себе силы не только жить дальше, но и радоваться жизни – хоть и редко.
В чем счастье героини
Сама Матрена не считает себя счастливой, прямо заявляя об этом своим гостям. По ее мнению, среди «баб» счастливиц не найти – слишком тяжелая у них жизнь, слишком много трудностей, горестей и обид им достается.
Тем не менее людская молва говорит о Корчагиной именно как о счастливице. В чем счастье Матрены Тимофеевны? В ее силе духа и стойкости: она стойко перенесла все беды, выпавшие на ее долю, и не роптала, она жертвовала собой ради близких ей людей.
Она воспитала пятерых сыновей, несмотря на постоянные унижения и нападки, она не озлобилась, не потеряла чувство собственного достоинства, сохранила в себе такие качества, как доброта и любовь.
Она осталась сильным человеком, а слабый человек, вечно недовольный своей жизнью, не может быть счастлив по определению. К Матрене Тимофеевне это точно никак не относится.
Критика
Цензура воспринимала произведения Николая Алексеевича «в штыки», но коллеги отзывались о его трудах более чем благосклонно. Его называли человеком, близким к народу – а потому знающим, как и что об этом народе рассказать.
Писали, что он «умеет творить чудеса», что его материал «искусен и богат». Поэму «Кому на Руси жить хорошо» называли новым и оригинальным явлением в литературе, а самого ее автора – единственным, кто имеет право именоваться поэтом.
Интересные факты
- Николай Алексеевич плохо учился в школе.
- По наследству ему передались любовь к картам и охоте.
- Любил женщин, за всю жизнь имел немало увлечений.
Данная поэма является действительно уникальным произведением в русской литературе, а Матрена – синтезированным образом настоящей русской женщины широкой души, из тех, про кого говорят – «и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит».
Источник: https://www.syl.ru/article/359657/obraz-matrenyi-timofeevnyi-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-jit-horosho
Образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание внешности и характера, портрет (Матрена Тимофеевна Корчагина)
Меню статьи:
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ключевым своим моментом содержит поиск семью мужчинами-крестьянами людей, жизнь которых бы была счастливой. Однажды они знакомятся к некой крестьянкой – Матреной Тимофеевной Корчагиной, которая рассказывает им свою печальную историю жизни.
Возраст и внешность
На момент повествования Матрене 38 лет, но сама женщина считает себя старухой. Матрена довольно красивая женщина: она осанистая и плотная, лицо ее уже заметно поблекло, но все еще сохраняло следы привлекательности и красоты. У нее были большие, ясные и строгие глаза. Их обрамляли красивые густые ресницы.
Волосы ее уже заметно тронула седина, но еще можно было узнать ее цвет волос. Кожа ее была смуглая и грубая. Одежда Матрены подобна одежде всех крестьян – она простая и опрятная. Традиционно ее гардероб состоит из белой рубахи и короткого сарафана.
Характеристика личности
Матрена обладает значительной силой, «корова хохломская» – такую характеристику дает ей автор. Она трудолюбивая женщина. В их семье большое хозяйство, о котором, в основном, заботится Матрена.
Не обделена она и умом и смекалкой. Женщина может четко и ясно высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса, здраво оценить ситуацию и принять нужное решение.
Она честная женщина – и этому же учит и своих детей.
Всю свою жизнь после замужества Матрена вынуждена была терпеть унижение и различные трудности в работе, но она не утратила основные качества характера, сохранив в себе стремление к свободе, но при этом воспитала дерзость и резкость.
Жизнь женщины была очень трудной. Матрена потратила немало сил и здоровья, работая на семью мужа.
Она стойко терпела все горести и несправедливое отношение к себе и своим детям и не роптала, со временем ее ситуация улучшилась, но вернуть утраченное здоровье уже было невозможно.
Не только физическое здоровье пострадало от жизненных тяжб – за это время Корчагиной было выплакано немало слез, как она сама говорит, «можно набрать три озера». Иронически она называет их немыслимым богатством всей жизни.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Гриши Добросклонова в поэме Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Религия и истинная вера в Бога позволили Матрене не сойти с ума – по словам самой женщины, она находит утешение в молитве, чем больше она предается этому занятию, тем легче ей становится.
Однажды решить ее сложности жизни Матрене помогла губернаторша, поэтому люди, запомнив этот случай Матрену в простонародье начали называть тоже «губернаторшой».
Жизнь Матрены до замужества
Матрене повезло с ее родителями – они были хорошими и порядочными людьми. Отец ее не пил и был образцовым семьянином, мать всегда заботилась о домашнем уюте и благополучии всех членов семьи. Родители оберегали ее от тягостей судьбы и старались сделать жизнь дочери как можно проще и лучше. Сама Матрена говорит, что она «жила как у Христа за пазухой».
Замужество и первые горести
Однако пришло время и, как и всем взрослым девушкам, ей пришлось покинуть отцовский дом. Однажды к ней посватался приезжий человек, печник по профессии. Матрене он показался милым и хорошим человеком и она согласилась стать его женой.
По традиции после замужества девушка переезжала жить в дом родителей мужа. Так случилось и в ситуации Матрены, но здесь юную девушку ждали первые разочарования и горести – родня очень негативно и враждебно приняла ее.
Матрена очень тосковала по родителям и по прежней жизни, но обратного пути у нее не было.
Семья мужа оказалась большой, но не дружной – так как они не умели доброжелательно относиться друг к другу, то Матрена не стала для них исключением: ее никогда не хвалили за хорошо выполненную работу, а всегда придирались и бранили. Девушке ничего не оставалось, как терпеть унижение и грубое отношение к себе.
Матрена была первым работником в семье – ей приходилось раньше всех вставать и позже всех ложиться. Однако никто не испытывал чувства благодарности к ней и не ценил ее работу.
Отношения с мужем
Неизвестно, как воспринимал сложившуюся неблагоприятную ситуацию в рамках своей новой семьи Матренин муж Филипп – вполне вероятно, что из-за того, что он вырос в таких условиях, то для него такое положение вещей было нормальным.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, которая вышла из-под пера талантливого поэта-классика Николая Алексеевича Некрасова.
В целом же Матрена считает его хорошим мужем, но при этом и таит на него обиду – однажды он ударил ее. Вполне вероятно, что такая характеристика их отношений со стороны Матрены была очень субъективной и значимость своего мужа она рассматривает с позиции – бывают еще хуже, поэтому мой муж на фоне таких абсолютно плохих мужей очень даже хороший.
Дети Матрены
Появление детей с новой семье не заставило себя долго ждать – на Казанскую Матрена рождает своего первенца – сына Демушку. Однажды, мальчик остается под присмотром деда, которые недобросовестно отнесся к порученной ему задаче – в результате мальчика загрызли свиньи.
Это принесло немало горя в жизнь Матрены, ведь мальчик для нее стал лучиком света в ее неприглядной жизни. Однако бездетной женщина не осталась – у нее еще родилось 5 сыновей. Имена старших упоминаются в поэме – Федот и Лиодор.
Семья мужа также не радостно и не приветливо отнеслась к детям Матрены – они часто били малышей и бранили их.
Новые перемены
На этом тяготы жизни Матрены не закончились – через три года после замужества умерли родители – женщина очень болезненно переживала эту потерю. Вскоре ее жизнь начала налаживаться.
Умерла свекровь и она стала полноценной хозяйкой дома.
К сожалению, обрести счастье Матрене не удалось – к тому времени ее дети стали достаточно взрослыми, чтобы их забрали в армию, поэтому в жизни ее появились новые огорчения.
Таким образом, Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме Некрасова стала сборным символом типичной крестьянки, которая все вытерпит и все вынесет на своем горбу.
Несмотря на такое трудолюбие и неистовство в работе, Матрена не стала счастливой – окружающие, в частности ее ближайшие родственники, придирчиво и несправедливо к ней относятся – они не ценят ее работу и не осознают ее подвига по отношению к ним.
Такое положение вещей не ускользает от женщины, но ее терпение и оптимизм не знают границ.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho-matrena-korchagina.html
Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины. Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово.
И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой. На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате.
«Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка».
К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину. Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить.
Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».
Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д.
, характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа.
Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую.
Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.
Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни.
«Сонливая, дремливая, неурядливая!» – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь.
К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».
В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам.
Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.
Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!».
Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.
Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью.
Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.
Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына.
Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога.
Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.
Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой.
За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей.
Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.
Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.
Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/obraz-matreny-timofeevny.html
Матрена Тимофеевна
Сочинение Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» написано более века назад. Поэма дает яркую характеристику бед и испытаний, через которые пришлось пройти русскому народу, и рисует то, как выглядит счастье для простых мужиков. Произведение озаглавлено извечным вопросом, на протяжении столетий терзающим каждого из нас.
Повествование предлагает читателю ознакомиться с оригинальной историей. Ее главными героями стали крестьяне, собравшиеся определить сословие, в котором живет счастливый человек.
Проводя анализ всех чинов, мужики знакомились с рассказами персонажей, наиболее счастливым среди которых оказался семинарист Григорий Добросклонов. Значение фамилии героя в этом случае немаловажно.
Счастьем для студента было не материальное благосостояние, а покой и мир на землях родины и благополучие народа.
История создания
Николай Некрасов
Поэма создавалась в период с 1863 по 1877 год, и в ходе работы неоднократно менялись персонажи и сюжетный замысел сочинения. Произведение не было завершено, так как автор скончался в 1877 году, но «Кому на Руси жить хорошо» считается цельным литературным опусом.
Некрасов знаменит четкой гражданской позицией и выступлениями против социальной несправедливости. Он неоднократно поднимал в творчестве проблемы, тревожащие русское крестьянство.
Писатель осуждал обращение помещиков с крепостными, эксплуатацию женщин и принуждение детей к труду. После отмены крепостного права в 1861 году долгожданное счастье для простых людей не наступило.
Проблему несвободы сменили другие вопросы, касающиеся перспектив самостоятельного ведения крестьянского быта.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Образы, раскрывающиеся в поэме, помогают проникнуть в глубину задаваемого автором вопроса. Некрасов демонстрирует разницу между счастьем в понимании помещика и простого мужика.
Богачи уверены, что главным в жизни является материальное благосостояние, а бедняки почитают за счастье отсутствие лишних бед.
Духовность народа описывается посредством Ермила Гирина и Гриши Добросклонова, которые мечтают о всеобщем довольствии.
Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» определяет проблемы сословий, выявляя алчность и жестокость богачей, безграмотность и пьянство среди крестьян. Он верит, что, осознав, в чем заключается истинное счастье, все герои произведения приложат усилия к его достижению.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна Корчагина – действующее лицо в произведении. В юности она была по-настоящему счастлива, так как это время ее жизни было поистине беззаботным.
Родители любили девочку, а она стремилась во всем помочь своей семье. Как и другие крестьянские дети, Матрена была рано приучена к труду.
Игры постепенно вытеснялись бытовыми заботами и хлопотами, но быстро взрослеющая девушка не забывала и о досуге.
Внешность Матрены Тимофеевны
Эта крестьянка трудолюбива и активна. Ее внешний вид радовал глаз статностью и настоящей русской красотой. Многие парни имели виды на девушку, и однажды к ней посватался жених.
На этом юная и счастливая жизнь до замужества подошла к концу. Воля сменилась укладом, царящим в чужой семье, о чем горюют родители Матрены.
Мать девушки, понимая, что муж не всегда защитит дочку, оплакивает ее будущее.
Жизнь в новом доме и впрямь сразу не задалась. Золовки и родители супруга заставляли Матрену много работать и не баловали ее добрым словом. Единственными радостями красавицы были подаренный мужем шелковый платок да прогулка на санях.
Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Отношения в браке нельзя было назвать гладкими, ведь в то время мужья частенько бивали жен, а девушкам не к кому было обратиться за помощью и защитой.
Будни Матрены были серыми и однообразными, полными тяжкого труда и попреков родственников. Олицетворяя идеал величавой славянки, девушка безропотно сносила все тяготы судьбы и проявляла могучее терпение.
Родившийся сын раскрыл Матрену с новой стороны. Любящая мать, она дарит своему ребенку всю нежность, на которую способна. Счастье девушки было недолгим.
Она старалась проводить с малышом как можно больше времени, но работа занимала каждую минуту, и ребенок был обузой. Дед Савелий присматривал за сыном Матрены и однажды не доглядел. Ребенок погиб. Его кончина стала трагедией для молодой матери.
В те времена подобные случаи происходили часто, но становились невероятным испытанием для женщин.
Приехавшие в дом полиция, лекарь и становой порешили, что Матрена в сговоре с дедом, бывшим каторжником, специально погубила малыша. Было решено провести вскрытие для установления причин гибели мальчика. Для девушки это становится большим горем, ведь теперь ребенка нельзя похоронить без поругания.
Образ Матрены Тимофеевны
Образ Матрены – это портрет настоящей русской женщины, стойкой, волевой и терпеливой. Женщины, которую не в силах сломить жизненные перипетии. Спустя время у Матрены вновь появляются дети. Она любит и оберегает их, продолжая трудиться на благо своей семьи.
Материнский инстинкт Матрены Тимофеевны настолько силен, что ради детей героиня готова на все. Это подчеркивает эпизод, когда сына Федотушку хотел наказать помещик. Осанистая женщина легла под розги, принося себя в жертву вместо собственного ребенка. С таким же рвением она вступается и за мужа, которого хотят забрать в рекруты. Народная заступница дарует спасение семье Матрены.
Жизнь простой крестьянки непроста и полна горя. Она пережила не один голодный год, потеряла сына, постоянно переживала за дорогих сердцу людей.
Все существование Матрены Тимофеевны положено на то, чтобы бороться с несчастьями, встающими на ее пути. Трудности, выпавшие на ее долю, могли бы сломить дух. Зачастую женщины вроде Матрены рано погибали из-за тягот и бед.
Но те, кто оставался в живых, вызывали гордость и уважение. Образ русской женщины в лице Матрены воспевает и Некрасов.
Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Писатель видит, как она вынослива и терпелива, сколько силы и любви хранит ее душа, насколько заботливой и нежной может быть простая работящая женщина. Он не склонен называть героиню счастливой, но гордится тем, что та не унывает, а выходит победительницей в борьбе за жизнь.
Цитаты
В царской России жизнь женщины была чрезвычайно сложной. К 38 годам сильная и величавая Матрена Тимофеевна уже звала себя старухой. На ее долю выпало много бед, с которыми женщина справлялась самостоятельно, поэтому она осуждает мужиков, затеявших искать счастливиц среди баб:
«А то, что вы затеяли,Не дело — между бабамиСчастливую искать!»Матрена Тимофеевна
За стойкость и силу духа героиню стали звать «губернаторшей», ведь далеко не каждая женщина отваживалась на такие геройские действия, которые предпринимала Матрена. Новое прозвище женщина заслужила по праву, но это наименование не принесло счастья. Главная радость для Корчагиной отнюдь не в народной славе:
«Ославили счастливицей,Прозвали губернаторшейМатрену с той поры…Что дальше? Домом правлю я,Рощу детей… На радость ли?Вам тоже надо знать!»
Глава, в которой героиня открывает мужикам глаза на ошибку, называется «Бабья притча». Матрена Тимофеевна признается, что не способна признать себя и других крестьянок счастливыми. На их долю выпадает слишком много гнета, испытаний, гнева помещиков, злости со стороны мужей и родственников, превратностей судьбы. Матрена считает, что среди женщин нет счастливиц:
«Ключи от счастья женского,От нашей вольной волюшкиЗаброшены, потеряныУ бога самого!»
Фото
Источник: https://24smi.org/person/6395-matrena-timofeevna.html
Образ Матрены Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”
В основном в поэме истории жизни крестьян предстают в кратком рассказе односельчан, странников. Но одна судьба разворачивается перед читателем подробно. Это история Матрёны Тимофеевны Корчагиной, рассказанная от первого лица.
♦ Почему в центре внимания автора, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки?
Причина в мировоззрении Некрасова. Для поэта женщина — мать, сестра, подруга — средоточие национальной жизни. Её судьба — воплощение судьбы родной земли. Уже в портрете героини подчёркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота: «осанистая женщина», «глаза большие, строгие, ресницы богатейшие» и суровость, строгость, крепость всего облика крестьянки.
Матрёну Тимофеевну называют счастливицей. Сама она, услышав об этом, «Не то чтоб удивилася… / А как-то закручинилась». Справедливо ли дано ей народом такое прозванье? Давайте разберемся.
1. Юность героини. Замужество.
Замужество героини по всем меркам удачное: семья зажиточная; любящий, не злой, не больной и не старый муж. Но счастливой не назовёшь эту жизнь. Не внешний враг, а суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку.
Постепенно Некрасов раскрывает связь этого уклада с общим устройством страны. Среди рабов молодой женщине негде искать защиты. Даже в своей семье не укрыться ей от приставаний барского управителя.
Из всех рабов она самая последняя, самая бесправная.
2. Гибель первенца.
Не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий женщину-работницу оставить младенца под присмотром столетнего старика. Интуитивно понимая это, мать прощает Савелию гибель сына, делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств контрастируют с бездушием и корыстолюбием чиновников.
3. Провинность Федотушки.
Некрасов не идеализирует крестьянскую общину. Ожесточённые нуждой и тяжёлым трудом люди не могут оценить душевного порыва ребёнка, проникшегося жалостью к изголодавшейся волчице.
Мать, спасая Федотушку от наказания, сберегает не только его здоровье, но и чуткую, добрую душу мальчика. Материнская жертва сохраняет в сыне человека, а не раба. Не боль, а жестокое оскорбление спустя много лет помнится Матрёне Тимофеевне.
И снова неотомщённая обида выпевается, выплакивается ею в песне.
4. Тяжёлый год. Губернаторша.
За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются сила характера, решительность и твёрдая воля. Ради детей, чтоб не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, идёт она спасать мужа от рекрутчины. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы.
Но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но эти награды не могут изгладить пережитые муки из памяти и сердца. И новые горести поджидают крестьянку: «…Рощу детей… На радость ли?..
/ Пять сыновей! Крестьянские / Порядки нескончаемы — / Уж взяли одного!»
Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же задумаемся ещё раз, почему выделяют, считают счастливою Матрёну Корчагину.
Зададимся вопросом: удалось ли судьбе сломить крестьянку? Стала ли Матрёна Тимофеевна рабой среди всеобщего рабства?
Автор убедительно показывает, что крестьянка не сломлена житейскими бурями. В них закалилась суровая красота её могучей души. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Сила её проявляется не в буйной удали, не в разгуле, не в кратком героическом порыве, а в каждодневной борьбе с тяготами жизни, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.
Рядом с Матрёной Тимофеевной слабым кажется даже «богатырь святорусский» дед Савелий. Авторское отношение к этому герою двойственно, в нём соединяются восхищение и горестная усмешка. Богатырство Савелия не то чтобы бесполезное, а бесперспективное. Ему не дано повлиять на будущее, как не дано уберечь Дёмушку.
Бунтарский порыв корежских мужиков, закопавших живьём немца Фогеля, не решает вопросов русской жизни, а искупается слишком дорогой ценой. «Недотерпеть — пропасть! / Перетерпеть — пропасть…» — это точно знает дедушка, но как определить границу терпения, он не знает. Своим неловким богатырством Савелий выброшен из мирской жизни, лишён в ней места.
Потому его сила оборачивается слабостью. Потому и корит себя старик:
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?
Под розгами, под палками
По мелочам ушла!
И тем не менее на фоне многих крестьянских образов дед Савелий выделяется ясностью и силой разума, цельностью натуры, свободой духа. Он, как и Матрена Тимофеевна, до конца не становится рабом, сам строит свою судьбу.
Так на примере этих двух персонажей убеждает нас автор в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.
Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. – М.: 2014
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/obraz_matreny_korchaginoj_v_poehme_komu_na_rusi_zhit_khorosho/76-1-0-2293