Проблематика повести Куприна «Поединок»
В повести «Поединок» Куприн показал ужасающее состояние бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы. По своим чисто человеческим качествам офицеры купринского «Поединка» – люди очень разные. Почти каждый из них обладает минимумом «добрых» чувств, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием.
Но «добрые» чувства эти до неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками. Пусть командир полка Шульгович (этот, по словам Л. Н.
Толстого, «прекрасный положительный тип») под своим громоподобным бурбонством скрывает заботу об офицерах или подполковник Рафальский любит животных и всё свободное и несвободное время отдаст собиранию редкостного домашнего зверинца,- никакого реального облегчения, при всем своем желании, принести они не могут.
Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военной касты.
Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной касты. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях человека освобождения от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.
Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы, честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку.
Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна.
Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие.
Отношение автора к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство и благородное безмолвие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична.
Ромашов – «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям.
Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению.
После встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорблённым», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим.
Рекомендуем почитать ►
Магазин «Все для счастья» (произведение-раздумье)
Ромашов потрясён силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа.
Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен. В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н.
Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и обличительный авторский голос (монологи Назанского).
Куприн пользуется излюбленным приёмом Толстого – приёмом подстановки к главному герою героя-резонера. В «Поединке» Назанский является носителем социальной этики.
Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств. Писатель показывает, что офицерство, независимо от своих личных качеств, – всего лишь послушное орудие бесчеловечно категорических уставных условностей.
Кастовые законы армейского бытия, осложненные материальной скудостью и провинциальной духовной нищетой, формируют страшный тип русского офицера, получивший непосредственное воплощение несколько позднее, в рассказе «Свадьба», в образе подпрапорщика Слезкина, который презирал все, что не входило в обиход его узкой жизни или чего он не понимал. Слезкины, бег-агамаловы, осадчие ревностно выполняют военную обрядность, но на людей более тонкой душевной организации вроде Ромашова служба производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. От отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны как таковой. Отчаянное человеческое «не хочу!» должно, по мысли юного подпоручика. уничтожить варварский метод – решать споры между народами силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».
Рекомендуем почитать ►
Пересказ романа Майн Рида «Белый вождь»
Эта проповедь миротворческих идей вызвала сильные нападки «справа» в ожесточенной журнальной полемике, разгоревшейся вокруг «Поединка». Особенно вознегодовали военные чины, увидевшие в повести Куприна пацифистские идеи и «пропаганду разоружения».
«Поединок» стал крупнейшим литературным событием, прозвучавшим более злободневно, чем свежие вести «с маньчжурских полей» – военные рассказы и записки «На войне» очевидца В. Вересаева или антимилитаристский «Красный смех» Л.
Андреева, хотя купринская повесть описывала события примерно девятилетней давности.
Благодаря глубине поднятых проблем, беспощадности обличения, типичности персонажей, «Поединок» во многом предопределил дальнейшую трактовку военной темы. Его воздействие заметно и на «Бабаеве» С. Сергеева-Ценского (1907), и даже на более поздней антивоенной повести Е. Замятина «На куличках» (1914).
Появившись в годы революционного подъема, «Поединок» не мог не оказывать на читателей, в том числе офицеров, сильного идейного влияния. «Великолепная повесть! – заявил в беседе с корреспондентом «Биржевых ведомостей» М.
Горький, – Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление… В самом деле, изолированность наших офицеров – трагическая для них изолированность, Куприн оказал офицерству большую услугу.
Он помог им до известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм». Незадолго до этого интервью, 18 июня 1905 года, группа петербургских офицеров послала писателю сочувственный адрес за высказанные в «Поединке» мысли.
В октябре того же года Куприн, отдыхавший в Крыму, выступил на студенческом вечере с чтением отрывков из своей повести. За кулисы пришел морской офицер и стал выражать благодарность писателю за «Поединок». Знакомый Куприна, врач Е. М.
Аспиз, вспоминал: «…Александр Иванович, проводив этого офицера, долго смотрел ему вслед, а потом обратился к нам со словами: «Какой-то удивительный, чудесный офицер». Через месяц, когда вспыхнуло восстание на крейсере «Очаков», возглавленное лейтенантом П. П.
Шмидтом, писатель но фотографиям из газет узнал в руководителе восстания разговаривавшего с ним «чудесного офицера».
Рекомендуем почитать ►
Роль пейзажа в лирике Некрасова
Источник: https://getsoch.net/problematika-povesti-kuprina-poedinok/
Анализ повести “Поединок” Куприна (сочинение)
В центре повести А.И. Куприна «Поединок» — судьба юного подпоручика Юрия Ромашова, который постепенно приходит к осознанию своего «я» в жестокой и абсурдной действительности. Он чист, даже ребячески наивен.
Всё, свойственное его возрасту — грёзы о счастье, любви, жажда прекрасного, — болезненно обостряется в пошлой обстановке заштатного полка, в постоянном общении с ограниченными и грубыми офицерами, которые, будучи в большинстве своём мелкими неудачниками, всю свою злобу вымещают на солдатах.
На этом фоне исключением выглядит Назанский — полковой «философ», талантливый, но, увы, спившийся человек.
В своих прочувствованных монологах (единственным их слушателем является Ромашов) он упрекает товарищей-офицеров за то, что они униженно тянут лямку и готовы выполнить любой приказ, не задумываясь о смысле происходящего. Однако главную вину офицерской касты он видит в другом: «Это то, что мы слепы и глухи ко всему».
О горькой солдатской доле Куприн говорит с такой же жестокой силой, как и о пороках офицерства. Одним из лучших эпизодов в повести является, на мой взгляд, сцена разговора Ромашова с замордованным, обезумевшим от побоев солдатом Хлебниковым. Спасая его от самоубийства, Ромашов осознаёт пустячность собственных переживаний в сравнении с отчаянием рядовых армии.
В атмосфере унижения и пошлости Юрий Ромашов живёт ожиданием своего «звёздного часа», испытывая мучительное чувство «своего одиночества и затерянности среди чужих». Прекрасное и светлое он черпает из своих утончённых переживаний — влюблённости в Шурочку Николаеву, наслаждения «волшебным пожаром» вечерней зари, ощущения творческой энергии весенней земли.
Всё тягостное — позорный провал роты Ромашова во время смотра, грубые сцены в офицерском клубе и на плацу — поступает извне. Честолюбивые побуждения героя, который видел себя в мечтах ловким и ладным офицером, командиром лучшей из рот, терпят крах. Постепенно он приходит к выводу о том, что «существует только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд».
Понимание этого позволяет Ромашову по-иному взглянуть на своих сослуживцев, осознать драматичность их судеб.
Он неожиданно для себя обнаруживает, что человечность, способность к состраданию присущи и пьянице Веткину, и поклоннику звериных инстинктов Бек-Агамалову, и создателю «стройной системы» порабощения Осадчему.
Все они вынуждены гасить в себе искренние порывы, подчиняться жестоким армейским нравам, жить не по своей воле.
Двойственное впечатление производят даже единственно близкие Ромашову люди — Шурочка Николаева и Василий Наганский. Незаурядный интеллект Назанского обречён на угасание. Женственная и расчётливая Шурочка растрачивает свои дарования, по существу, впустую. Сам Куприн и осуждает их, и сожалеет об их бесславной судьбе в сложившихся бесчеловечных условиях.
Писатель широко раздвигает временные и пространственные границы повествования: в его представлении офицеры отдельного полка связаны со всеми людьми одной трагедией — трагедией «запутанного и угнетённого сознания».
С моей точки зрения, это один из главных мотивов произведения.
На фоне безысходной, казалось бы, действительности, где даже самые талантливые личности ощущают себя потерянными, чуткое, доброе, утончённое жизнеощущение Юрия Ромашова является подтверждением того, что гуманные основы мира не утрачены.
Большой смысл вложен писателем в мотив юности. С молодостью героя тесно связана авторская мысль о преображении жизни. Поэтому так страшна бессмысленная гибель юноши, до последнего мгновенья страстно желавшего правды и красоты, ведущего поединок с пошлостью и подлостью.
Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/kuprin_a_i/analiz_povesti_poedinok_kuprina_sochinenie/22-1-0-1814
Проблематика повести А. И. Куприна «Поединок»
Проблематика повести А. И. Куприна «Поединок». Повесть «Поединок» — одно из произведений А. И. Куприна, посвященных русской армии.
Современники Куприна отмечали, что автор четко и точно очертил в «Поединке» социальные проблемы русской армии начала 1900-х гг.: проблему непонимания и отчужденности между солдатами и офицерами, проблему тягот семейной жизни в гарнизоне, недостаток образования и ограниченность офицеров.
На страницах повести царит безысходность. Герои обречены, как обречена и сама армия. Главный герой произведения подпоручик Ромашов не находит смысла в самом существовании армии. Учения, уставы, казарменная повседневность кажутся ему и его однополчанам абсолютно бессмысленными.
В повести два плана: история любви и дуэли подпоручика Ромашова. Главный герой искренне предан эгоистичной и расчетливой Шурочке и нелепо погибает в конце повести.
В произведении представлена богатая галерея лиц и характеров провинциальной армейской среды: от жалкого и забитого Хлебникова до «ницшеанца» Назанского; от тупого и трусливого Николаева до вспыльчивого и бесстрашного Бек-Ага- малова.
Каждый портрет убедителен настолько, что за ним сразу видишь живого человека с присущими только ему чертами.
Герои «Поединка» предстают перед читателями как отчаявшиеся люди. Осадчий воспевает «радость прежних войн, веселую и кровавую жестокость».
На- занский мечтает о чем-то хорошем, мучаясь тяжелыми алкогольными кошмарами.
Шурочка, женщина очаровательная, образованная, терпеливо подготавливает своего мужа к поступлению в Академию Генерального штаба и хладнокровно подводит любящего ее Ромашова под дуло пистолета.
Сострадание в повести возникает не только в сцене ночного разговора Ромашова с солдатом Хлебниковым на откосе железной дороги. Сострадание мы видим в поступках подпоручика, в разговоре солдат, вспоминающих сказки Петровской эпохи. В остальные же моменты Ромашова продолжает преследовать «чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни».
Обличительный пафос повести сразу был отмечен критиками. М. Чуносов писал: «Давно уже не выходило на русском языке романа, который сразу бы завладел бы читателем с такой силой, как роман Куприна “Поединок”, посвященный армейской жизни во всей ее ужасной и трагической неприглядности».
«Поединок» изображает трагедию человека, перерастающего рамки, в которое заключает его общество. И в своем стремлении вырваться из этого круга человек либо опускается, как опустился муж Шурочки, либо погибает, как Ромашов.
Источник: https://prepodka.net/problematika-povesti-a-i-kuprina-poedinok/
2.Критика общественных институтов в повести а.И. Куприна «Яма». Система образов и проблематика повести а.И. Куприна «Поединок»
В 1909 г. в
арцыбашевской «Земле» появилась первая
часть большой повести Куприна «Яма»
(вторая часть вышла в 1915 г.). В повести
сказалось явное нисхождение купринского
реализма к натурализму. Произведение
состоит из сцен, портретов, деталей,
характеризующих жизнь обитательниц
публичного дома.
И все это вне общей
логики развития характеров. Частные
конфликты не сведены к общему конфликту.
Повесть отчетливо распадается на
описания отдельных подробностей быта.
Произведение построено по характерной
для Куприна схеме, здесь еще более
упрощенной: смысл и красота – в жизни
природы, зло – в цивилизации.
Куприн как
бы олицетворяет в своих героинях правду
«естественного» бытия, но правду
поруганную и извращенную мещанским
миропорядком. В описании их жизни Куприн
теряет ощущение жизненных противоречий
конкретной русской действительности
того времени.
Абстрактность мысли
автора ограничила критическую силу
повести, направленной против социального
зла.
Несмотря на
то, что автор характеризует продажных
женщин, как ленивых, истеричных особ,
глупых, по-детски беспомощных, озлобленных,
он все-таки пытается их оправдать, виня
в их гибели жестокость и бесчеловечность
общества, подлость и беспринципность
мужчин. Не менее волнуют и мысли
А.И.Куприна об отношении общества к
этому явлению.
Финал у
повести трагический,тяжелый:все героини
погибают.
В 1905 году в
сборнике «Знание» (№ 6) была опубликована
повесть «Поединок», посвящённая М.
Горькому. Герой повести подпоручик
Ромашов, которому Куприн придал
автобиографические черты, также пытался
написать роман о военных.
Появившись
во время русско-японской войны и в
обстановке нарастания первой русской
революции, произведение вызвало огромный
общественный резонанс, поскольку оно
расшатывало один из главных устоев
самодержавного государства –
неприкосновенность военной
касты.
Художественный рассказ (и вместе
с тем документ) о тупой и сгнившей до
сердцевины офицерской касте, об армии,
державшейся только на страхе и унижении
солдат. В повести «Поединок» Купринпоказал
ужасающее состояние бесправной солдатской
и опустившейся офицерской массы. По
своим чисто человеческим качествам
офицеры купринского «Поединка» – люди
очень разные.
Почти каждый из них обладает
минимумом «добрых» чувств, причудливо
перемешанных с жестокостью, грубостью,
равнодушием. Но «добрые» чувства эти
до неузнаваемости искажены кастовыми
военными предрассудками. В повести
несколько тематических линий: офицерская
среда, строевая и казарменная жизнь
солдат, личные отношения между людьми.
Полковник Шульгович, капитан Слива,
капитан Осадчий — люди разные, но все
они — ретрограды армейского воспитания
иобучения.
Молодых офицеров, кроме Ромашова,
представляют Веткин, Бобетинский,
Олизар, Лобов, Бек-Агамалов. Как воплощение
всего грубого и бесчеловечного среди
офицеров полка выделяется капитан
Осадчий.
Человек диких страстей, жестокий,
полный ненависти ко всему, сторонник
палочной дисциплины, он противопоставлен
главному герою повести подпоручику
Ромашову.
На фоне опустившихся, грубых
офицеров и их жён, погрузившихся в
«амуры» и «сплетни», кажется необычной
Александра Петровна Николаева, Шурочка
Она привлекательна, умна, эмоциональна,
но и рассудительна, прагматична.
Шурочка
как будто бы правдива по натуре, но лжёт,
когда её интересы требуют этого. Николаева
она предпочла Казанскому, которого
любила, но который не смог бы увезти её
из захолустья. Близкий ей по своему
душевному строю «милый Ромочка», любящий
её горячо и бескорыстно, увлекает её,
но оказывается тоже неподходящей
партией.
Образ главного героя повести
дан в динамике.
Ромашов, пребывая сначала
в кругу книжных представлений, в мире
романтической героики, честолюбивых
стремлений, постепенно прозревает. В
этом образе с наибольшей полнотой
воплотились черты купринского героя —
человека, обладающего чувствами
собственного достоинства и справедливости,
он легко раним, часто беззащитен.
Куприн
пользуется излюбленным приёмом Толстого
– приёмом подстановки к главному герою
героя-резонера. В «Поединке» Назанский
является носителем социальной этики.
Образ
Назанского неоднозначен: его радикальное
настроение (критические монологи,
романтическое предчувствие «светозарной
жизни», предвидение грядущих социальных
потрясений, ненависть к образу жизни
военной касты, способность оценить
высокую, чистую любовь, почувствовать
красоту жизни) вступает в противоречие
с его собственным образом жизни.
Единственным спасением от нравственной
гибели является для индивидуалиста
Назанского и для Ромашова бегство от
всяких общественных связей и обязательств.
В противоположность
другим офицерам Ромашов по-человечески
относится к солдатам. Служба гнетёт
его. Ромашов приходит к мысли об отрицании
войны. Ромашов — это тип пассивного
мечтателя, мечта его служит не источником
вдохновения, не стимулом для
непосредственного действия, а средством
ухода, бегства от действительности.
Пережив
душевный кризис, он выходит на своеобразный
поединок с этим миром. Дуэль с незадачливым
Николаевым, которой завершается повесть,
становится частным выражением
непримиримого конфликта Ромашова с
действительностью.
Преданный своей
возлюбленной, по-своему очаровательной,
жизнелюбивой, но эгоистически расчётливой
Шурочке, Ромашов погибает.
Проблематика
«Поединка» выходит за рамки традиционной
военной касты. Куприн затрагивает и
вопрос о причинах общественного
неравенства людей, и о возможных путях
человека освобождения от духовного
гнета, и о проблеме взаимоотношений
личности и общества, интеллигенции и
народа.
Кастовые
законы армейского бытия, осложненные
материальной скудостью и провинциальной
духовной нищетой, формируют страшный
тип русского офицера, получивший
непосредственное воплощение несколько
позднее, в рассказе «Свадьба», в образе
подпрапорщика Слезкина, который презирал
все, что не входило в обиход его узкой
жизни или чего он не понимал.
Билет 10
Источник: https://StudFiles.net/preview/4343927/page:16/
Анализ идейно-художественного своеобразие повести А.И.Куприна “Поединок”
стр.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
2. ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКО-ОФИЦЕРСКОГО МИРА В ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ПОЕДИНОК» . . . . . . . . . . 6
3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
4. Список использованной литературы . . . . . . . . . 45
ВВЕДЕНИЕ
А.И.Куприн – один из выдающихся мастеров русской реалистической прозы. Его художественный метод определяется как «последовательный» или «традиционный» реализм, наиболее непосредственно развивающий традиции классической литературы 19 столетия. По словам Ю.В.
Бабичевой, «этот метод органически сочетает в себе суровое отрицание трезво проанализированной социальной действительности и высокий полёт мечты, в принципе осуществимой, но ещё не осуществлённой» (2, 393). Как художник А.И.Куприн был силён, когда ставил и разрешал на материале живой современности остроактуальные общественные проблемы.
Шедевры его пера – «Молох», «Олеся», «Поединок» – стали весьма вескими аргументами в научном споре о концепции «кризиса» реализма на рубеже веков.
Особенность художественного
дарования А.И.Куприна – повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа. Ценность его творчества в художественно убедительном раскрытии души своего современника, взволнованной и потрясённой социальной действительностью и загадками человеческого бытия.
На сегодняшний
день проведено достаточно подробное изучение проблематики и поэтики произведений А.И.Куприна в работах П.Н.Беркова, В.А.Афанасьева, Ф.И.Кулешова и многих других авторов. Но творчество писателя по-прежнему продолжает вызывать большой исследовательский интерес.
Нравственные и социальные проблемы, поднимаемые на страницах купринских рассказов и повестей, актуальны и по сей день. Но, будучи сегодня одним из самых читаемых, А.И.
Куприн пока остаётся одним из самых непрочитанных писателей начала 20 века, что и обусловило актуальность данной курсовой работы.
ЦЕЛЬ работы – на материале анализа повести «Поединок» попытаться показать своеобразие изображения армейско-офицерского мира в творчестве А.И.Куприна.
Цель курсовой работы определила следующие исследовательские ЗАДАЧИ:
1) познакомиться с биографическими трудами, научными и критическими работами, посвящёнными различным аспектам творчества А.И.
Куприна;
2) обратить внимание на жизненный опыт А.И.Куприна как основу реализма писателя;
3) проанализировать проблематику произведений А.И.Куприна, объединённых общей армейской, военной темой, обратив внимание на особенности изображения армейско-офицерского мира в повести «Поединок»; сделать акцент на духовном убожестве армейско-офицерского мещанского мира;
4) дать характеристику ключевым образам повести «Поединок», представляющим различные стороны армейской среды;
5) охарактеризовать взаимоотношения офицерства и солдатской массы в произведении А.И.Куприна;
6) проанализировать поэтику заглавия повести «Поединок».
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – армейско-офицерская среда в повести А.И.Куприна «Поединок».
ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ — повесть «Поединок», а также рассказы на военную тему, послужившие своего рода подготовкой, эскизами к анализируемой повести А.И.Куприна.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ курсовой работы послужили труды таких известных исследователей творчества А.И.Куприна, как П.Н.Берков, В.А.Афанасьев, А.А.Волков, Ф.И.Кулешов, Ю.В.Бабичева и другие.
Ссылки на цитируемую научную и критическую литературу даны в тексте курсовой работы в
скобках (первая цифра обозначает порядковый номер в списке использованной литературы, вторая – страницу).
СТРУКТУРА: курсовая работа состоит из введения, где обоснована цель, определены задачи, объект и предмет исследования, основной части, посвящённой анализу в избранном аспекте повести А.И.Куприна «Поединок», заключения, где подведены основные итоги работы и сформулированы выводы, и списка использованной литературы, включающего 15 названий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ курсовой работы связана с тем, что результаты предпринятого исследования могут быть использованы в процессе преподавания русской литературы 20 века.
ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКО-ОФИЦЕРСКОГО МИРА
В ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ПОЕДИНОК»
В творчестве А.И.Куприна
довольно видное место занимают произведения, объединённые военной тематикой. В 1903 году в издательстве «Знание» вышел сборник рассказов А.И.
Куприна, посвящённых жизни армейской среды.
Произведения эти отличались жестокой правдивостью: солдатская казарма и офицерский быт; бессмысленная муштра и высокомерие офицеров, за которым таятся умственное убожество и душевная чёрствость.
Один из рассказов сборника – «Дознание» (первоначальное заглавие – «Экзекуция»). Текст произведения отчётливо делится на две части: сцену «дознания» (его начальство поручило произвести подпоручику Козловскому) и – экзекуцию, произведённую над татарином Байгузиным по приговору полкового суда.
В центре внимания автора – мысли и чувства Козловского во время дознания. Сюжетную основу рассказа составляют переживания главного героя, испытывающего чувство жгучего стыда. Это чувство овладевает всеми героями-интеллигентами А.И.Куприна, когда они сталкиваются с жизнью народа.
Козловский начинает постигать грубость, цинизм и официальную «мораль» своих сослуживцев-офицеров. Так, когда Козловский взволнованно обратился к ротному командиру со словами о помиловании солдата, он «сначала удивился, а потом расхохотался» (10, 121).
А Рыжий офицер, недовольный экзекуцией, говорит: «Отдали б мне этого татарина, я б ему показал! А то не дерут, а щекочут!» После таких речей у Козловского «перед глазами поплыл красный туман» (10, 127).
Те же интонации
звучат и в рассказе «Поход».
Один из офицеров говорит: «Бить их, подлецов, нужно, вот что! Прежде у нас и Суворовы были, и Севастополь, а почему? Потому что десятерых засекали, а из одиннадцатого делали солдата… Эх!» – и ему вторит другой офицер: «Теперь прямо – пансион благородных девиц; гуманисты какие-то пошли, либералы.
Попробовали бы эти либералы с нашими скотами повозиться, небось у самих руки бы опухли от битья». И «они ещё долго тянут этот разговор, точно стараясь не уступить друг другу в равнодушной жестокости к солдату, в презрительном отношении к своему делу» (10, 136).
Все эти рассказы были своего рода подготовкой, эскизами к большой повести А.И.Куприна «Поединок», над которой он начал работать в 1902-1903 г.г., поддерживаемый М.Горьким (которому он, кстати, посвятил первое издание произведения).
«Поединок» – «главный девятый вал» А.И.Куприна (3, 135) – одна из самых правдивых и волнующих книг русской литературы начала 20 века. Повесть А.И.Куприна, как и произведения В.В.Вересаева (“На войне”, “Рассказы о войне“), Л. Андреева (“Красный смех”), С.
Сергеева–Ценского (“Бабаев”), была откликом на поражение царской власти в войне с Японией и отражала недовольство народных масс самодержавием – прямым виновником бесславия России, гибели тысяч русских солдат. Повесть создавалась в острое для России время: следовали одно за другим поражения русской армии в Манчжурии, был разгромлен русский флот при Цусиме.
Это последнее горестное и позорное для России событие определило необычайно “громкое” звучание повести Куприна. Из зарисовок быта захолустного армейского гарнизона вставала картина разложения как всей армии, так и государственной системы России.
Хотя писатель начал повесть до русско-японской войны, хотя об этой войне в произведении не говорилось ни слова, и действие повести “Поединок“ происходит в девяностые годы, читатели все же воспринимали ее как непосредственный отклик на происходящие события, как художественное объяснение причин поражения русской армии на полях и сопках Манчжурии.
От творческой истории этой повести неотделимо имя А.М.Горького. Поощряя Куприна на создание повести «Поединок» Горький говорил: «Такая повесть теперь необходима.
Именно теперь, когда исключенных за беспорядки студентов отдают в солдаты, а во время демонстрации на Казанской площади студентов и интеллигенцию избивали не только полиция, но под командованием офицеров и армейские части …» (цит. по: 7, 125). Известно также, что А.И.Куприн много раз бросал «Поединок», недовольный своей работой.
Но, как вспоминал он, «Горький, прочитав написанные главы, пришел в восторг и даже прослезился. Если бы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил» (7, 127).
Влияние Горького, по словам А.И.Куприна, определило «все буйное и смелое» в повести (7, 56) .
Напечатана была повесть
в 1905 году в шестом сборнике “Знание“, который вышел в свет в дни
разгрома русского флота при Цусиме. Правдивое изображение А.И.Куприным отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат приобретало важный смысл.
«Удивительно ли, – писала 22 мая 1905 года газета «Слово», что полк, жизнь которого описывает автор, окончательно провалился на смотру… Удивительно ли, добавим, что мы проваливаемся на большом кровавом смотру на Дальнем Востоке, хотя и знаем, что смотрит на наши войска не только вся Россия, но и весь свет» (цит. по: 8, 135).
О том, насколько значима была повесть для периода максимального революционного подъема 1905 года, говорит и развернувшаяся вокруг нее полемика.
На страницах “Русского инвалида“, “Военного голоса“, “Разведчика“ неистовствовала реакционная военщина; повесть Куприна оценивалась как фактор «подпольной пропаганды, в которой простой народ натравливается на войско, солдаты – на офицеров, а эти последние на правительство» (8, 157).
Черносотенцы, атакуя А.И.
Куприна за его якобы «злостно тенденциозный… памфлет на военных», негодовали против сборников «Знания», которые «вычеркивают у нас из списка жизнеспособных одно сословие за другим» (8, 161).
«Поединок» вызвал новую волну нападок на М.Горького. «Герой г.
Куприна… мыслит по-горьковски со всеми его специфическими вывертами и радикализмом», – подчеркивали «Московские ведомости», пользуясь случаем приписать М.Горькому ницшеанские взгляды.
По мнению «Русского вестника», близость к «великому» Максиму испортила «Поединок» «тенденциозными проповедническими страницами», а в основе «злобно-слепой критики армии» лежит тот же рецепт Максима Горького: «Человек! Это звучит гордо» (цит. по: 7, 88).
Предостерегая читателя от “развращающих“ картин «Поединка», охранительная печать утверждала, что Куприн не только «заносит секиру над всеми военными и именно как над сословием, но вообще пропагандирует какую-то социальную нивелировку с упразднением всяких классовых и сословных различий» (цит. по: 8, 89).
С другой стороны, либералы пытались всячески ослабить остроту выступления Куприна, уподобив его повесть роману «Из жизни маленького гарнизона» немецкого беллетриста Бильзе, стоявшего за частичные реформы в армии при сохранении ее основ.
Демократическая общественность и критика, приветствуя «Поединок», стремилась прежде всего раскрыть его революционный смысл.
«Военное сословие – лишь часть огромного бюрократического сословия, заполонившего русскую землю…» При чтении повести «вы начинаете интенсивнее ощущать гнет окружающей жизни и искать из нее выхода», – писал «Вестник и библиотека самообразования» (цит. по: 8, 95).
Отмечая реализм повести, обнажившей «всю жалкую подкладку военного дела», газета «Наша жизнь» указывала, что иная армия немыслима «в бюрократическом государстве, где связана воля и мысль народа».
«Вся суть, – подчеркивал демократический журнал «Образование», – не в картинах быта, а в том соре, который накопился с годами в жизни общества, остановил его развитие и должен быть выброшен прочь» (цит. по: 8, 98).
Социал-демократический литературный журнал «Правда» приветствовал освободительный дух повести, в которой «трепещет и бьется пульс целой эпохи, рвущейся из мрака безличия и покорности – к свету».
Даже либеральная «Русская мысль» должна была признать радикализм разоблачений Поединка: « его бич и его удары… направлены …не в Леха, не в Агамалова и Осадчего, а бьют и казнят проклятый строй, систему, общий дух и рабский склад всей жизни» (8, 127).
Итак, в центре внимания А.И.Куприна «язвы, поражающие офицерскую среду», нуждающиеся в «радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни» (5, 87). Жизнь армии мирного времени и то, как показана эта жизнь, вызвали бурю негодования, восторга и раздражения у современников писателя.
Попробуем разобраться, как же раскрывается в произведении армейская среда. «Поединок» в творчестве А.И.Куприна был итоговым, синтезирующим произведением. Как уже было отмечено выше, в нём нашли более глубокую разработку темы, затронутые писателем в предыдущих произведениях. «Ночлег», «Поход», «Ночная смена», «В казарме» – все это воспринимается как наброски к повести. В рассказах о жизни армии, написанных на протяжении десятилетия (1894 – 1904), А.И.Куприн говорит об отдельных событиях армейской жизни.
В биографии А.И.Куприна много общего с биографией М.Горького. Ему также пришлось перепробовать много профессий, не случайно в его произведениях встречаются представители различных классов русского общества, в том числе и армейских профессий – офицеров, солдат. В описании их чувствуется хорошее знание жизни, основанное на личном, жизненном опыте. Особенно хорошо А.И.Куприн знал военную среду, так как в ней он провел отроческие и юношеские годы.
Окончив в 1890 году Александровское училище, А.И.Куприн в чине подпоручика прибыл в Проскуров для прохождения службы в 46 Днепровском пехотном полку. В полку А.И.Куприн прослужил четыре года, из них два года в Проскурово и два – в Волочинске. И в Проскурово, и в Волочинске круг интересов офицеров ограничивался службой, карточной игрой, кутежами. Книг и газет они не читали, события, происходившие в России, их совершенно не интересовали. Среди офицеров процветали невежество, дикость, бескультурье. В полку между молодыми офицерами была распространена довольно наивная, смехотворная игра: обучать денщиков разным диковинным, необыкновенным вещам… Подпоручик Епифанов любил задавать своему денщику мудреные, пожалуй, вряд ли ему самому понятные вопросы. «Какого ты мнения, – спрашивал он, – о реставрации монархического начала в современной Франции?» И денщик, не сморгнув, отвечал: «Точно так, ваше благородие, это выходит очень хорошо».
Источник: https://referat911.ru/Literatura/analiz-idejnohudozhestvennogo-svoeobrazie-povesti-aikuprina/224263-2439347-place1.html
Анализ повести А.И. Куприна “Поединок”. Мотив самосознания личности в повести
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
АНАЛИЗ ПОВЕСТИ А.И. КУПРИНА “ПОЕДИНОК”
МОТИВ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОВЕСТИ
В “Поединке” А.И. Куприн показал разложение царской армии. Но проблематика повести шире: взаимоотношения личности и общества, причины неравенства людей и возможные пути освобождения от этого.
Герой повести, молодой поручик Ромашов, задумывается о неправильных отношениях между людьми. Постепенно рассеиваются его иллюзии, Ромашов прозревает. Сначала он делит всех на “людей черной и белой кости”, но по мере духовного роста начинает думать о порочности армии и строя общественных отношений вообще.
Ромашова мучит разврат офицерства, забитость солдат. Осмысление армейских порядков меняет его взгляд на жизнь. Начинается духовное пробуждение героя. Судьба солдат волнует правдоискателя Ромашова.
Честолюбивые стремления занять высокое положение в обществе сменяются разочарованием, депрессией, но это угнетенное чувство заставляет героя познать самого себя.
Анализируя происходящее, он не видит смысла в существовании армии: армия без войны – это абсурд, надо, чтобы люди поняли ненужность войны, и тогда армия не будет нужна. Ромашов осознает, что стал частью этой “машины”, пытается отгородиться от офицеров, уединиться. Он “точно созрел, сделался старше и серьёзнее”.
/ Анализ повести “Поединок” /
Далось ему такое “взросление” нелегко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой. В сцене ночного разговора с солдатом Хлебниковым на откосе железной дороги Ромашов проявляет сострадание, но уже в следующих строках “чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни” снова преследует поручика.
Ощущение духовного падения преследует и Шурочку, но она приспосабливается к мещанскому благополучию. Это ее высший идеал, и она вовсе не родственная Ромашову натура. Она жертвует любовью и жизнью Ромашова ради своего эгоизма. Ромашов же – “естественный человек”, он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, наивен.
Необходимость немедленного действия заставляет его активно сопротивляться.
После встречи с Хлебниковым в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, поскольку в нем он видит избавление от мученической жизни. Сам Ромашов только что думал о самоубийстве лишь как о способе что-то доказать окружающим. Ромашов впервые задумывается о судьбе простого народа.
/ Анализ повести “Поединок” /
В “Поединке” слышится и обличительный голос автора (монологи Назанского). Романтическое предчувствие “светозарной жизни”, предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность Назанского оценить любовь противоречат его образу жизни.
Но тех, кто пытается пойти против этой системы, ожидает нелегкая судьба. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды.
Дуэль с Николаевым – следствие нарастающего конфликта героя с военно-офицерской кастой.
“Поединок” появился во время русско-японской войны, в дни разгрома русского флота при Цусиме, вызвав огромный общественный резонанс, поскольку произведение расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военных. Проблематика “Поединка” выходит за рамки традиционной военной повести. Позорная реальность русско-японской войны подтверждала пафос повести Куприна. “Поединок” высоко оценили М. Горький, В.В. Стасов, И.Е. Репин, К.И. Чуковский, Ф.Д. Батюшков.
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
Источник: https://samopodgotovka.com/index.php/literatura/33-kratkoe-soderzhanie-literaturnykh-proizvedenij-11-klass/328-analiz-povesti-a-i-kuprina-poedinok-motiv-samosoznaniya-lichnosti-v-povesti.html
Смысл названия повести А. И. Куприна “Поединок”
Повесть “Поединок”, созданная Куприным в период русско-японской войны и в атмосфере подъема русского революционного движения, вызвала огромный общественный резонанс, поскольку именно в этом сравнительно небольшом по объему произведении писатель сумел разоблачить и выставить напоказ все те негативные стороны жизни неприкосновенной и глубоко почитаемой военной касты, которая всегда считалась передовой частью самодержавного российского государства. Таким образом, своим “Поединком” Куприн нанес ошеломляющий удар не только по диким армейским нравам, но и по всем порядкам царской России. Кстати, за чтение повести в Севастополе Куприна посадили в тюрьму, а потом выслали из Крыма.
Но проблематика произведения выходит далеко за рамки традиционной военной повести.
В “Поединке” автор затрагивает актуальные вопросы того времени о причинах неравенства людей в обществе, выдвигая на первый план проблему взаимоотношений отдельной личности и общества, интеллигенции и народа и отыскивая пути освобождения человека от духовного гнета, указывая на ничтожность и большой вред общественного влияния на формирование личности.
В центре повествования – судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции, оторвавшейся от народа. Разве несчастная любовь к Шурочке является причиной духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова и Назанского? Конечно, нет. Личная трагедия в жизни этих героев лишь ускоряет печальный финал. Непосредственно казарменной жизни в повести отведено не более пятидесяти страниц. Это две сцены, рисующие будни полка, большая сцена смотра корпусным командиром. Но с ними тесно связаны эпизоды, показывающие отношения Ромашова и его денщика Гайнана, эпизоды бесед с солдатом Хлебниковым, сочувствие к татарину, не понимающему русского языка Именно здесь ставится вопрос об отношении интеллигенции к народу. Автор показывает затхлый мир армейской провинциальной жизни. Вспомним, как в самом начале повести командир Шульгович подвергает Ромашова домашнему аресту за “непонимание войсковой дисциплины”. Герой чувствует себя униженным, и его юношеское самолюбие рисует в воображении сладкие картины мести: вот он заканчивает академию, становится блестящим офицером, а перед ним заискивает Шульго-вич, которого он учит, как надо вести маневры. Потом ему представляется война, и Ромашов показывает, каким следует быть храброму офицеру. Но это все лишь мечты, а действительность – это грязный, заброшенный городок, скука, ограниченные и тупые офицеры, нищая и однообразная жизнь, где лишь вокзал – одно из мест, куда можно пойти отвлечься от серых будней. Пошлость, грубость и пьянство среди офицеров, насилие и жестокость по отношению к солдатам – все это губит положительное в героях “Поединка”. Именно беспробудные попойки от скуки и мрачной службы толкают Ромашова туда, куда он не должен был бы ходить, то есть к женщине, которая и станет непосредственной виновницей его гибели. Ромашов погибает, на грани гибели Назанский и другие подобные им офицеры, которые не могут вырваться из круговорота полковых будней. Все они страдают от собственного бессилия, так как, несмотря на высокие личностные и патриотические идеалы, ничего не в силах изменить. Вспомним хотя бы слова Назанского, в которых звучит вера в положительность человека и в женскую красоту, любовь и преданность: “Никогда не надо делать человека даже в мыслях участником зла, а тем более грязи. Я думаю о нежных, чистых, изящных женщинах, об их светлых слезах и прелестных улыбках, о целомудренных матерях, о женщинах, идущих ради любви на смерть, о прекрасных, невинных и гордых девушках с белоснежной душой”. Назанскому автор дал будто бы все: ум, силу, красоту, горячее стремление к правде. Казалось бы, ему и быть страстным борцом за человеческое счастье, но, как и Ромашов, он плывет по течению, в итоге – замыкается в себе и теряет всякое стремление противостоять действительности. Так и не находят герои счастья и смысла в жизни. Офицеры пытаются вырваться из мещанской трясины, но чаще всего эти порывы заканчиваются трагически (капитан Слива и Назанский спиваются, Ромашов гибнет). Название повести весьма символично, о реальном поединке читатель узнает только из эпилога, в котором приводится отрывок из протокола дуэли Ромашова с мужем Шурочки Николаевым, откуда и становится ясно, что герой смертельно ранен. За что погибает герой? За любовь? Вряд ли. Скорее всего, поединок – попытка активного протеста, проявление сильной воли и бесстрашия, тогда как смерть героя – это единственный способ не мириться с отвратительной жизнью и уйти из нее, оставаясь верным своему идеалу. Поединок мыслится автором гораздо шире: это поединок любви настоящей, искренней и пошлой, сниженной до плотского удовлетворения. Поединок – это борьба низких, ложных, тщеславных устремлений с чистыми, высокими и глубоко нравственными порывами человеческой души. Но основной поединок в повести – поединок самого писателя с суровой действительностью, с неприемлемыми условиями реальной жизни, которые давят на человека, мешают ему быть свободным, независимым от обстоятельств, сохранять прежде всего свою духовную свободу. В повести выражается попытка человека активно противостоять, не поддаваться негативному общественному влиянию и устройству жизни в целом, сохранить верность самому себе, преданность своим идеалам, остаться гуманным, честным и духовно возвышенным человеком.
Но дело в том, что главная мысль Куприна – изобразить трагедию и духовно бессильных интеллигентов, не пожелавших мириться с пошлостью и тупостью армейской среды, не нашедших в себе сил для общественной борьбы. Их борьба – неудачная попытка преодолеть собственное бессилие, осознание собственной слабости и невозможности что-либо предпринять.
(No Ratings Yet)
Loading…
Москаль чарівник скорочено.
Ви зараз читаєте: Смысл названия повести А. И. Куприна “Поединок”« Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”Кайдашева сім’я (скорочено) – Нечуй-Левицький Іван »
Источник: https://ukr-lit.com/smysl-nazvaniya-povesti-a-i-kuprina-poedinok/