Иван бездомный в романе “мастер и маргарита” булгакова: образ, характеристика, описание (иван понырев)

Иван Бездомный в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова: образ, характеристика, описание (Иван Понырев)

Иван Бездомный в ресторане “Грибоедов”.
Художник Николай Королев

Иван Бездомный является одним из ярких второстепенных персонажей выдающегося романа  “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Юный поэт Иван Бездомный (Понырев) становится одной из жертв сатаны Воланда и его свиты.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Ивана Бездомного в романе “Мастер  Маргарите”, описание внешности и характера, а также ответ на вопрос о том, почему у Ивана Бездомного такой псевдоним.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по “Мастер и Маргарита”


Настоящие имя героя – Иван Николаевич Понырев. “Бездомный” является его псевдонимом:
“…поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный…”

Иван Бездомный является известным поэтом. Его фотография и стихи печатаются на первой странице “Литературной газеты”:
“…известный поэт Иван Бездомный…”
“…Иван Николаевич Бездомный – известнейший поэт…”
“…Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта…”

Иван Бездомный – член литературного общества “МАССОЛИТ” (это – вымышленная организация):

“…исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался…”
“…Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного…”

Возраст Ивана Бездомного – 23 года:

“…Мне двадцать три года, – возбужденно заговорил Иван…”

Иван Бездомный – это еще юноша, мальчик:

“…этот мальчик, Иван Бездомный…”
“…Она смотрела на лежащего юношу…”
“…встретиться с этим молодым человеком…”

Внешность Ивана Бездомного:

“…плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках…”
“…уставив на него свои бойкие зеленые глаза…”
“…Рыжеватый, зеленоглазый…”

У Бездомного сиплый голос:

“…Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный…”

Бездомный любит выражаться вычурно и фигурально:
“…На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально…”

Он является малообразованным, невежественным человеком:

“…Ну вы, конечно, человек девственный, – тут гость опять извинился…”

“– …ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?

– Бесспорно, – согласился неузнаваемый Иван…”

Иван Бездомный имеет вредные привычки (он курит папиросы и любит выпить):

“…мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились…”
“…Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный…”
“…Нет, выпивал, но не так, чтобы уж…”
“…А тут еще алкоголизм…”

Иван – холостой мужчина:

“…Холост, – испуганно ответил Рюхин…”

Бездомный является атеистом: он не верит в Бога. Также он не верит в дьявола:

“…Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз…”
“…Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз…”

Поэт Бездомный – человек, способный сочувствовать и сострадать:

“…молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему.

Он умеет держать свое слово:

“…Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду…”

Бездомный любит трогать предметы без надобности:
“…По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее…”

Однажды поэт Иван Бездомный и литератор Берлиоз знакомятся с сатаной Воландом:
“…Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед!..” (о Воланде)

Воланд наказывает Ивана Бедомного за то, что тот не верит ни в Бога, ни в дьявола:
“…Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах…”
“…Вы были одним, по‑видимому, из первых, кто от него пострадал…”

После встречи с Воландом и смерти Берлиоза Бездомный сходит с ума:
“…И вы и я – сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс – и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва…”
“…Товарищ Бездомный успокойтесь! Вы расстроены смертью всеми нами любимого Михаила Александровича… нет, просто Миши Берлиоза…”

Бездомного помещают в сумасшедший дом:

“…меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом!..”

Иван Бездомный лежит в комнате (палате) №117 в сумасшедшем доме:

“…Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, – распорядился врач, надевая очки…”
“…Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы…”

Доктор ставит Бездомному диагноз – шизофрения:

“…Двигательное и речевое возбуждение… Бредовые интерпретации… Случай, по‑видимому, сложный… Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм…”

В сумасшедшем доме Иван Бездомный лежит в соседних комнатах с Мастером. Мастер лежит в 118-ой палате, а Бездомный – в 117-ой:

“…в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки…”

Бездомный знакомится с Мастером и клянется ему, что больше не будет писать стихи:
“…Нет, – тихо ответил Иван, – я больше стихов писать не буду…”
“…вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему‑то неприятными…”
“…– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…” В конце романа автор рассказывает о том, как складывается судьба Ивана Бездомного. Известно, что Иван больше не пишет стихов, как и обещал Мастеру:

“…плывет над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем…”

Иван становится профессором истории и философии. Теперь он работает под своей настоящей фамилией Понырев:

“…лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев…”
Иван Николаевич женится. Появляются ли у него дети – неизвестно:

“Его жена притворяется, что не замечает его состояния…” 
Хотя Иван Николаевич и вылечивается от своего сумасшествия, но он все-таки продолжает быть “жертвой луны”. Каждое полнолуние Иван выходит на улицу, чтобы посетить Патриаршие пруды и двор, где жила Маргарита:

“Да, это еще одна жертва, вроде меня.” (Иван о себе и Николае Ивановиче, соседе Маргариты)

“Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием.” 

“И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды.”

“Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек…” 

Проведя полнолуние на улице, Иван возвращается домой совершенно больным человеком. В эту ночь за ним ухаживает жена. Находясь в бреду, Иван видит во сне Понтия Пилата и Иешуа. Так проходит каждое полнолуние в жизни героя:

“И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться.” 

“После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом.” Иван Николаевич Понырев носит псевдоним “Бездомный” неспроста. Во времена Булгакова такие громкие, говорящие псевдонимы были популярны среди народных поэтов. Пример тому – поэт Демьян Бедный и др. 
Такие псевдонимы, как “Бедный” или “Бездомный”, указывают на народные корни поэта, его простое происхождение, возможную “нищету” и “бездомность”. Иван Понырев очевидно воплощает в себе образ “крестьянского” поэта, человека “из низов”, поэтому выбирает себе такой псевдоним. По словам исследователей, Булгаков также предполагал дать Ивану такие псевдонимы, как Антоша Безродный, Иванушка Безродный и др.

Псевдоним “Бездомный” взят Булгаковым из жизни: такой псевдоним использовал коллега Булгакова по газете “Гудок”. По другой версии, это псевдоним самого Булгакова времен его работы в газете “Гудок”.


Это был образ и характеристика Ивана Бездомного в романе “Мастер  Маргарите” Булгакова, описание внешности и характера героя, а также ответ на вопрос, почему у Ивана Бездомного такой псевдоним.

Смотрите: Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/12/Ivan-Bezdomnyj-Ponyrev-Master-i-Margarita-Bulgakov.html

Образ и характеристика Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита Булгакова

“Мастер и Маргарита” – нетленный роман М.А. Булгакова, чудом не оставшийся “в столе” и явивший миру ярких, неоднозначных, запоминающихся персонажей и не только.

Одним из героев произведения является автор стихотворений и член МАССОЛИТа Иван Понырев, пишущий под псевдонимом Иван Бездомный.

Наше знакомство с поэтом происходит на Патриарших прудах, где он, страдая от жары, неспешно прогуливался с Мишей Берлиозом, председателем вышеупомянутого литературного учреждения.

Михаил Александрович мягко, но твердо дает понять Ивану, что тот не прав, что Иисус в его рассказе получился как живой, а ведь между делом никакого Бога, да и Дьявола тоже, в природе не существует.

Обратите внимание

Зная, к чему приведет их беседа, возможно, он бы пресек этот опасный разговор  на Патриарших прудах: Внезапная смерть Миши, помещение самого поэта  в клинику для людей, страдающих расстройствами психики, и пророческие слова “Шизофрения. Как и было сказано.”

Оказавшись в вынужденном заточение, Бездомный начинает размышлять, обдумывать, постепенно мир предстает перед ним в совсем ином свете. И этому факту немало способствуют его ночные разговоры с соседом по несчастью, номером сто восемнадцать.

Благодаря Мастеру, Иван понимает всю никчемность прежнего существования и что “кропать стишки” – вовсе не его призвание, потому как они “откровенно плохие”. Что-то в душе его переворачивается с тех памятных событий после встречи с “Иностранцем” на Патриарших. Из больницы доктора Стравинского он выходит уже совершенно иной личностью.

Впоследствии становится сотрудником Института истории и философии, Иваном Николаевичем Поныревым.

Но каждый год, с приходом весеннего полнолуния, наш герой начинает нервничать, он беспокоен. Засиживаясь допоздна на той памятной лавочке, разговаривает сам с собой, тревожно смотрит на луну и воспоминания сами собой оживают. Возвращается домой он совершенно больным и засыпает тревожным сном, в котором терзается тем же самым вопросом, мучающим пятого прокуратора Иудеи.

Но его страхи и душевные терзания развеиваются: казни не было, этим всё и закончилось и никто его больше не потревожит до следующего полнолуния.

Что хотел донести до нас автор через образ поэта, для чего столкнул обычного среднестатистического человека с нечистой силой? Может, чтобы он и мы вместе с ним что-то переосмыслили для себя. Покопались в себе, в своем мировоззрение.

Важно

Испытав эмоциональный шок, пройдя через страдания, герой  словно прозрел. Он стал духовно развитым человеком.

Читайте также:  Иллюстрации к поэме "мертвые души" гоголя художника а. агина (рисунки, картинки, портреты героев)

Булгаков, как Мастер, обращается к читателю, к Ивану – духовный поиск – это единственно возможное доказательство истинного человеческого бытия.

Сочинение про Ивана Бездомного

Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить. Иван часто писал стихи на заказ и состоял в писательском сообществе Массолит.

В самом начале, можно сказать, что Иван ничем не примечательный образ, возможно, даже неприметный. Герой был полностью погружен в свою работу атеистического характера о Иисусе Христе, которая по его мнению, должна была стать главной в его жизни.

Именно с него и беседы с Берлиозом начинается роман. 

В тот день он впервые и повстречал Волонда, который предсказал гибель критика, друга Берлиоза. Увидев, как предсказание сбылось, его товарищ погиб под колесами трамвая, у Бездомного происходит помутнение рассудка , в состоянии эффекта его отправляют в психиатрическую больницу.

В больнице его ждали новые знакомства, которые вскоре перевернули его жизнь. Именно в больничных стенах он знакомиться с Мастером, которые рассказывает о своей книге о Пилате и Иешуа.

Познакомившись с мастером, жизнь поменялась полностью: он начинает интересоваться только историей Пилата и забывает о реальной жизни. Образ и характер героя своеобразен.

Данная сюжетная линия захватывает с самого начала, что невозможно оторваться. В этом и было мастерство Булгакова.

Все, что навалилось на Бездомного в такой короткий срок, полностью изменило его мировоззрение. Случай с Берлиозом чуть не довел его до полного сумасшествия, а знакомство с Мастером уверило его в том, что гении еще существуют.

Совет

Некоторые считают, что Бездомный – один из главных героев романа. Ведь в нем автор надеялся на то, что человек из светского общества, в итоге сможет переродиться.

Бездомного можно описать, как рыжего молодого человека, с яркими зелеными глазами. Всегда был полностью погружен в свои дела, ничего не замечая вокруг. Многие считали Бездомного необразованным и недалеким парнем.

А все почему? Возможно, что он был из светского общества и позиционировал себя именно так. Себя парень считал атеистом, не верующего ни в Бога, ни в Дьявола. Всегда держал свое слово и был человеком чести.

А так же имел простое, человеческое сочувствие.

← Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита
← Характеристика и образ Геллы в Мастере и Маргарите↑ БулгаковХарактеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита →
Образ и характеристика Наташи в Мастере и Маргарите →

  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье 5 класс
    Картина Ромадина Вербы в половодье является пейзажем. Художник изобразил природу ранней весной, когда тает лёд на речках. Воды становится очень много, и она заливает все вокруг.
  • Сочинение Дед Гришака в романе Тихий Дон Шолохов образ и характеристика (Григорий Коршунов)
    Роман «Тихий дон» Шолохова – это повествование о жизни простых казаков, их трагических судьбах, живущих в постоянной борьбе и, конечно же, о любви. Каждый герой занимает важное место в произведении.
  • Сочинение Традиции и новаторство в комедии Горе от ума Грибоедова
    Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.
  • Сочинение Влияние родителей на становление личности ребенка
    Становление личностью – неотъемлемый процесс в жизни любого человека. На формирование личности оказывают влияние различные факторы: школа, окружение, интересы ребёнка.
  • Образ и характеристика Аси в повести Тургенева Ася сочинение
    Главной героиней повести является юная семнадцатилетняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Получив в раннем детстве крестьянское воспитание, после смерти матери девочка попадает в дом отца

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/obraz-i-harakteristika-ivana-bezdomnogo-v-romane-master-i-margarita

Иван Бездомный в романе “Мастер и Маргарита”: характеристика образа :

Иван Бездомный – герой романа «Мастер и Маргарита», на судьбу которого встреча со свитой Воланда оказала влияние скорее благоприятное, нежели губительное. Он оказался в психиатрической лечебнице, в дальнейшем сменил род деятельности, перестал сочинять стихи, увлекся историей, стал профессором.

Характеристика

Иван Бездомный – член МАССОЛИТа. В отличие от своих коллег, он был посвящен в тайну Мастера, осведомлен о муках Понтия Пилата. Характерная черта этого героя – невежество. За неё он и был наказан. Однако наказание это было не столь жестоким, как то, например, что настигло Берлиоза.

В начале романа «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный – неприметный образ. И в некотором роде непривлекательный. Ведь он не только «Бездомный», но и «бездумный». Иван – последний ученик Михаила Берлиоза, внимающий его верным с идеологической точки зрения замечаниям.

Автор к этому персонажу относится с некоторой долей симпатии. А потому позволяет ему исправиться, избавиться от глупости и самоуверенности. В эпилоге несколько абзацев посвящено Ивану. Читатель видит, что это уже совершенно другой человек. Вспомним о событиях, произошедших в судьбе поэта.

Встреча на Патриарших

В романе Булгакова две сюжетные линии. Каждая из них развивается самостоятельно. Действия и первой, и второй происходят в мае, но в разные эпохи. Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите» – первый житель Москвы тридцатых годов, встретившийся с Воландом, если не считать Берлиоза, погибшего под колесами трамвая.

Однажды поэт сочинил антирелигиозную поэму, посвящённую Иисусу Христу. На Патриарших прудах Иван Бездомный встретился с Михаилом Берлиозом, дабы обсудить произведение.

По мнению председателя МАССОЛИТа, поэма молодого литератора требовала доработок. В ней автор высмеял Иисуса Христа, представил его перед читателями в образе отрицательного героя.

А должен был доказать, что личности этой и вовсе не существовало.

Председатель МАССОЛИТа читает малообразованному коллеге небольшую лекцию на тему мировой истории и культурологии. Тем временем мечтает о поездке в Кисловодск, которую совершить ему, как известно, не суждено. В диалог Берлиоза и Ивана Бездомного неожиданно вмешивается незнакомый иностранец, после чего в Москве начинают происходить невероятные события.

В «грибоедове»

После встречи с Воландом и его приспешниками Иван пытается разобраться в случившемся. Он совершает беспорядочные поиски злодеев, что ни к чему не приводит, затем отправляется в «Грибоедов».

В ресторан Иван является со свечкой в руках и иконкой на груди, говорит грубости коллегам, проявляет агрессию.

У литераторов складывается впечатление, что после трагических событий, произошедших с Михаилом Берлиозом, сознание молодого человека помутилось.

Шизофрения

После рассказа о встрече с профессором, который некогда беседовал с Понтием Пилатом, а позже завтракал с Кантом, Бездомного окружающие принимают за сумасшедшего и заключают в психиатрическую лечебницу. Впрочем, здесь же оказываются и прочие герои, в том числе и председатель товарищества.

Вернемся к первой главе романа. Читателю известно, что временное безумие Ивана есть не что иное, как наказание за глупость, дерзость, самоуверенность.

«Взять бы этого Канта, да в Соловки», – выкрикивает возмущенно Бездомный, не ведая о том, что философа уже более ста лет нет в живых.

Затем задира-поэт задает странному собеседнику вопрос, дерзость которого выходит за всякие рамки приличия, предусмотренного правилами общения с силами потустороннего мира.

«Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.

Знакомство с Мастером

В первые дни пребывания в психиатрической лечебнице Иван начинает прозревать. В клинике поэт знакомится с Мастером, который здесь оказался из-за Понтия Пилата. Впрочем, как и Иван Бездомный.

Разница лишь в том, что молодой сочинитель о пятом римском прокураторе Иудеи узнал от эксцентричного профессора-консультанта. Мастеру никто ничего не рассказывал.

Всё, что он написал в романе, – его догадки и предположения, которые впоследствии оказались предельно достоверными.

Обратите внимание

Мастер Ивану поведал о своей жизни. Бывший поэт узнаёт о том, что его новый знакомый знает пять языков, является историком по образованию, когда-то работал в одном из столичных музеев.

Однажды он выиграл крупную сумму, после чего снял комнату в хорошем районе и начал работу над романом о Понтии Пилате.

Иван, конечно, узнает и о женщине, с которой его ночной собеседник встретился однажды на Тверской.

Раздвоение Ивана

Имени своего Мастер не называет. Но это не столь важно. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного. Он осознал, что его произведения чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. Прежний Иван не отличал добра от зла, не имел собственной точки зрения. Всё, что он делал, было продиктовано обществом.

О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.

«Мельмот Скиталец»

Роман Михаила Булгакова, как и прочие его произведения, наполнен реминисценциями. Это вовсе не значит, что творчество русского писателя сводилось к перепевам традиционных литературных мотивов.

Его произведения были актуальными, затрагивали самые болевые точки современного ему общества. Не утратили они злободневности и сегодня.

В образе Ивана Бездомного литературоведы видят сходство с персонажем романа «Мельмот Скиталец», написанного Чарльзом Мэтьюрином.

Герой этого произведения тоже оказывается в психиатрической лечебнице. В отличие от Бездомного, он еще и продает душу дьяволу. Персонаж Мэтьюрина отправлен в сумасшедший дом, причем происходит это после безрассудной погони за посланцами Сатаны и рядом странных поступков. В лечебнице он сперва буйствует, затем становится покорным, полагая, что именно так ему будет легче бежать.

Профессор Иван Понырев

Стоит сказать, что в ранней редакции романа Булгакова в психиатрической лечебнице к Ивану является не Мастер, а сам Воланд. Бездомный имеет общие черты с героем английского писателя.

Но его образ более глубокий. После встречи на Патриарших Иван словно очищается. У него были слава, положение в обществе.

От всего этого он отказался после того, как узнал от Мастера историю о Понтии Пилате.

Истина открыта для каждого, у кого хватает мужества ее искать. Возможно, эта мысль стала основной при создании образа Ивана Бездомного. Бывший поэт, конечно, не написал продолжения романа об Иешуа. Более того, о том, что он услышал от Мастера, впоследствии благополучно забыл. Однако он исправился, стал лучше, искреннее.

Александр Безыменский

Прототипов Ивана Бездомного множество. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод.

Читайте также:  Графини хрюмины в "горе от ума": образы, характеристики, описание (бабушка и внучка хрюмины)

Многие критики считают прототипом Бездомного Александра Безыменского – поэта, популярного в двадцатые годы. Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию.

Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским.

Роль персонажа в сюжете

По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нём автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться. Однако в Спасителя Бездомный верит лишь в дни, когда в Москве происходят события, связанные непосредственно с появлением Сатаны и его приспешников.

Поэты-самородки, взращенные революцией, по мнению Булгакова, слишком далеки были от понимания связи человека с христианскими идеями. А то, что они смогут когда-нибудь стать творцами новой национальной культуры, есть не что иное, как утопия.

Источник: https://www.syl.ru/article/330958/ivan-bezdomnyiy-v-romane-master-i-margarita-harakteristika-obraza

Характеристика и образ Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

В романе образ сумасшедшего поэта играет достаточно важную роль. Сначала он «оттеняет» Берлиоза, а после самого Мастера, как я понимаю.

С самого начала книги мы встречаемся с Иваном Бездомным. Он бодр и весел, он весело спорит со своим приятелем. Тут же Булгаков поясняет, что этот высокий парень довольно простой наружности – поэт. И его фамилия – псевдоним модный. После революции при строительстве социализма даже поэты должны были стать простыми – из народа. Вот они и должны были все стать «убогими, бездомными».

И сочинять не о розах и любви, а о благородном труде колхозника, например. Такой поэт, видно, сам может стать к станку на заводе, но он все свои силы бросает на сочинение идеологических поэм. Это образ – немного пародия на всех тех поэтов. Кроме того, Бездомный не так опытен и образован, как его собеседник.

Важно

У парня не хватает такта, он начинает злиться в разговоре с Воландом, не проявляет нужной тонкости…

Наверное, за это он оказывается в сумасшедшем доме. Кто поверит, что он видел кота, который ходит на двух лапах?! Никто больше не верит Бездомному, а он продолжает доказывать свою правоту. Наверное, немного и правда сходит с ума.

Мне жаль его становится. Не в его поэтическом и социальном самодовольстве, но в его страданиях. Он практически бьется головой о стену, его закручивают в смирительную рубашку, на успокоительное сажают.

Он такой немного мученик, но он и сам виноват.

Потом он разговаривает в этой больнице с Мастером. Бездомный наивно не может понять, почему Мастер в этой клинике практически добровольно. Но Иван уже более спокоен, он уже стыдится своих «громких и восторженных» стихов. Только в уединении больницы он сумел посмотреть на себя со стороны…

В нём много энергии, но она немного «дурная». Он соблазнился льготами поэтическими, а там ему бы, может, лучше просто на завод – к обычным людям. Бесхитростным, как и он сам.

Я считаю, что он хороший человек, но просто соблазнился и запутался.  

Сочинение Иван Бездомный и его духовная эволюция

Произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается сценой диалога, участие в котором принимают поэт Иван Бездомный и председатель МАССОЛИТа Берлиоз. Темой их беседы был вопрос существования Бога. В этом вопросе Берлиоз придерживается сугубо атеистической точки зрения, доказывая Ивану, будто Иисуса Христа никогда не было в реальности.

Последствия этой беседы становятся для Бездомного крайне плачевными. Во-первых, Ивану пришлось стать свидетелем ужасной гибели Берлиоза, а во-вторых, оказаться пациентом клиники для душевнобольных.

В больнице к герою приходит прозрение – он встречает Мастера, узнает подробности его романа, в результате чего осознает собственную бездарность и спешит по совету своего соседа отказаться от сочинительства.

Совет

Завершив лечение, Иван становится сотрудником Института истории и философии и возвращает себе настоящую фамилию – Понырев.

Но даже спустя время каждое полнолуние безумие охватывает героя с новой силой. Иван снова встречается с Мастером, Пилатом и Га-Ноцри. Он снова начинает мучиться вопросами, которые так сильно когда-то тревожили Мастера и до сих пор не отпускают Понтия Пилата.

Всякий раз Иван наблюдает лунную дорогу, по которой идут два человека – один из них прокуратор Иудеи Пилат, другой казненный по его приказу Иешуа Га-Ноцри.

Первый умоляет второго о заверении, что казни не было, и получает от молодого человека ответ: «Это тебе померещилось…Клянусь».

Иван испытывает то же умиротворение, которое охватывает прокуратора после слов Га-Ноцри. Мастер, который вскоре является к Ивану, уверяет его, что этим все и кончилось, и до следующего полнолуния его никто не потревожит.

Впервые эти вопросы коснулись Бездомного на Патриарших прудах, однако в тот момент неподготовленный ум героя не был готов к такой информации.

По замыслу автора, герой имеет прямое отношение к событиям, происходящим в Москве и Иудее, что описываются в романе. Писатель показал человека нового времени, который стал жертвой сомнения, боли, искупления вечности. Он словно оказался распятым между временами.

Примечательно, что Иван единственный из всех главных действующих лиц остался на Земле.

Этот герой играет важнейшую роль в романе Булгакова.

Обратите внимание

Те испытания, что пришлись на его судьбу, вызваны вовсе не встречей с Сатаной, а тем хаосом, что царил в его душе и сознании, как в сознании и душах большинства людей того времени.

С помощью фигуры Бездомного автор доносит читателю мысль о том, что поиск истины требует совместный усилий души, бодрствования и сознания. По этой причине писатель проводит ассоциативную аналогию между «единственным учеником» Мастера и Левием Матвеем.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/harakteristika-i-obraz-ivana-bezdomnogo-v-romane-master-i-margarita

Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается с того, что председатель МАССОЛИТа Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, будто Иисуса Христа никогда не было в действительности. По сути, Берлиоз убеждает своего юного коллегу в том, что Бога нет и не может быть.

    Последствия этого разговора для Бездомного оказываются весьма плачевными – он становится свидетелем гибели Михаила Александровича и попадает в клинику для душевнобольных. Именно здесь этого персонажа настигает прозрение – встреча с мастером, знакомство с его романом заставляет Бездомного понять свою бездарность и необходимость отказаться от «стихоплетства».

В итоге, выйдя из клиники Стравинского, герой превращается в сотрудника Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева.
    Но раз в году, в весеннее полнолуние, безумие все-таки навещает героя. И тогда он вновь встречался с мастером и героями его романа – Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом.

И тогда его вновь начинают мучить вопросы, тревожившие в свое время мастера, до сих пор уничтожающие Пилата.     Раз в год Понырев видит на «широкой лунной дороге» двух спутников. Один из них «в белом плаще с кровавым подбоем», с лицом, то надменным, то умоляющим.

Он просит о клятвенном заверении, что «пошлой казни» не было, и получает его от молодого человека «в разорванном хитоне и с обезображенным лицом: «Это тебе померещилось… Клянусь».
    И тогда умиротворение человека в плаще переходит на Ивана. Явившийся мастер уверяет: «Этим и кончилось, мой ученик». И автор обещает, что «до следующего полнолуния профессора не потревожит никто.

Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат».
    Впервые Понырев столкнулся с этими вопросами на Патриарших прудах, однако необтесанный ум героя был просто не в состоянии «переварить их». Вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту от него осталась лишь голова…

А некий иностранный консультант только что ясно, по-русски говорил, что Иисус существовал, был казнен, что есть седьмое «самое надежное» доказательство существования дьявола, и в то же мгновение – исчез. Весь мир юного поэта рухнул в те минуты на Патриарших.

Важно

    Так для чего же Иван Бездомный узнал об Иешуа, встречался с Воландом? Чтобы страдать раз в году от непроясненной тоски и снова впадать в покой беспамятства?
    Совершенно ясно, что, по замыслу писателя, этот герой причастен к событиям в России и Иудее, описанным в романе.

Булгаков показывает, что новое время создало нового молодого человека, но, волею судьбы, в него вошли боль и сомнения, грех и искупление вечности. От этого он ощутил себя разъятым, распятым между временами. И смог измениться, но лишь настолько, насколько позволила ему его натура.

    Фигура Ивана Бездомного чрезвычайно важна в романе уже потому, что этот герой, в отличие от других ведущих персонажей, остался на Земле. Испытания, через которые он прошел, вызваны не встречей с демоническими силами, а с хаосом, царящим в его душе и голове, как в головах и душах большинства людей 20 века века.

    Булгаков показывает, что и над Поныревым тяготеет «древний Пилатов грех», и ему не под силу прямой выбор между добром и злом, и он достоин сочувствия и милосердия. Он способен лишь инстинктивно отталкиваться от демона зла и искушений, поэтому он так быстро сломался и послушно подчинился заведенному распорядку жизни.

    В финале, однако, тема Ивана Бездомного звучит как «пророчество надежды». Ведь его по-прежнему влечет к мастеру и Иешуа, его томит неясная, болезненная тоска. Она пробуждает в нем, как и в римском прокураторе, беспокоящую память то ли о долге, то ли о вине, то ли о самом главном, по небрежности утраченном, смысле.
    Таким образом, Иван Бездомный – один из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель отправляет этого персонажа в путь искания, познания истины, которая не может быть известна и понятна кому-то одному из людей, а подвластна лишь высшему началу.

    С помощью фигуры Бездомного Булгаков показывает, что искания истины требуют совокупных усилий сознания, пробуждения души и неустанного бодрствования. Именно поэтому автор романа протягивает ассоциативные связи от «единственного ученика» покинувшего Землю мастера к евангелистам и Христу, сравнивая Понырева с Левием Матвеем.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

  • Краткое содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Читайте также:  История создания "левши" лескова: интересные факты о написании и публикации

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00504541283529981565

Иван Бездомный

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» – таинственное и мистическое произведение советской литературы.

Каждый герой повествования подробно описан и имеет незаурядный функционал в сюжете. Многослойность литературного произведения позволяет каждый раз с новой стороны рассматривать героев.

Иван Бездомный – специфичный персонаж, образ которого анализируют критики и исследователи литературы.

История создания

Персонаж, чья история жизни типична для советского литератора до появления мистических персонажей, пишет поэму, посвященную Иисусу Христу. Роман начинается с описания встречи с Берлиозом. Поэт становится участником дискуссии, а затем свидетелем трагической гибели Берлиоза. Погоня за Воландом и его спутниками приводит Бездомного в психиатрическую больницу.

Михаил Булгаков

По предположениям литературоведов, существует сразу несколько личностей, которых можно было бы назвать прототипами для булгаковского героя.

В двадцатые годы ХХ века на театральных подмостках прогремела постановка «Дни Турбиных».

Критики спектакля, среди которых был поэт и литератор Александр Безыменский, анализировали спектакль, выявляя недочеты.

В романе Булгакова в сатирическом формате изображена недомолвка, произошедшая между Безыменским и Маяковским. Этой сценой стала критика Сашки Рюхина Бездомным, в которой поэт называл оппонента бездарем.

Александр Безыменский и Владимир Маяковский

В диалоге, произошедшем на Патриарших прудах, Воланд предсказывает Бездомному сумасшествие.

Совет

Этот мотив перекликается с сюжетом романа Мэтьюрина «Мельмот Скиталец», в котором персонаж встречается с человеком, чья душа продана дьяволу. Герою также предсказывают лечение в больнице для душевнобольных.

Его имя – Стентон. Его наравне с остальными считают прототипом Бездомного.

Литературоведы узрели в «Мастере и Маргарите» мотивы произведений Иоганна Гете. Черты характера Студента схожи с характеристикой Бездомного, особенно когда речь заходит о самоуверенности. Как Студент спорит с Мефистофелем, так и Бездомный имеет смелость сомневаться в существовании Воланда.

Иван Бездомный

Существуют альтернативные версии в вопросе поиска прототипов Бездомного. Поэта часто сравнивают с литератором Иваном Приблудным. Он входил в число приближенных к Есенину и имел репутацию балагура.

Популярность Приблудного объяснялась не литературным талантом, а дружбой с известными личностями. Поэта сравнивают и с Демьяном Бедным, а некоторые усматривают схожесть с Сергеем Есениным. Псевдоним Бездомный звучен и имеет массу ассоциаций.

Одновременно с этим он схож с фамилиями предполагаемых прототипов. Настоящая фамилия героя – Понырев.

«Мастер и Маргарита»

Иван Бездомный – отнюдь не главный герой повествования, но его биография и судьба будоражат фантазию читателей. Член МАССОЛИТа беседует однажды у Патриарших прудов с председателем данной организации Берлиозом и с появлением Воланда перестает правильно воспринимать происходящее.

После безумной погони за Воландом, Коровьевым и Бегемотом Иван оказывается в сумасшедшем доме, где врачи ставят поэту диагноз «шизофрения».

Кадр из фильма: Иван Бездомный, Берлиоз и Воланд

Многогранность личности героя становится одним из важных лейтмотивов произведения.

С течением действия Иван преображается, и причиной этому становится смена приоритетов и мировоззрения. В большой мере на него влияет встреча, произошедшая в больнице. Познакомившись с мастером, поэт обсуждает с ним Понтия Пилата, Левия Матвея, Иешуа и любовные перипетии, связанные с Маргаритой.

Интересным моментом для человека, пишущего стихи, была история издания романа и злоключения, связанные с этим мероприятием.

Иван Бездомный представляет элиту московского литературного сообщества, мира, который ненавистен мастеру и самому Булгакову в его лице. После знакомства с мастером жизнь обретает для Ивана новый смысл. Она централизуется на Понтии Пилате, а не на современных реалиях.

Смерть Берлиоза и ряд сопутствовавших ей событий изменили мировоззрение героя. Его понятия обрели точный облик.

Атеист, обретающий силу личности в финале произведения, Бездомный из безрассудного вертопраха преображается в зрелого взрослого мужчину с убеждениями и приоритетами.

Экранизации

В фильме Юрия Кары, выпущенном в 1994 году, роль Ивана Бездомного сыграл Сергей Гармаш. Образ получился глубоким и драматическим. Гармашу удалось ярко и трогательно передать становление человеческой личности в предлагаемых Булгаковым обстоятельствах.

Сергей Гармаш в образе Ивана Бездомного

В сериале «Мастер и Маргарита», выпущенном Владимиром Бортко в 2005 году, роль Бездомного исполнил актер Владислав Галкин.

Владислав Галкин в образе Ивана Бездомного

Его возраст не совпадал с персонажем (во время съемок актеру исполнилось 33 года), но зато внешность соответствовала описываемой эпохе.

Артист тонко и живо изобразил героя, запомнившись зрителям харизмой, обаянием и достоверной игрой.

Цитаты

Поэтическая деятельность предполагает литературную осведомленность и лирический духовный склад. Иван Бездомный ни внешне, ни внутренне не вызывает подобных ассоциаций.

Иван Бездомный на сцене театра

Неспособный в споре апеллировать к рассуждениям оппонентов, Бездомный отмахивается от лишней информации и не хочет философствовать.

«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!», – восклицает литератор, толком не зная, кто такой Кант и в чем состоит его философия.

На вопрос мастера, как он воспринимает свои стихи, неожиданно для себя Бездомный отвечает, что они «чудовищны».«Обещаю и клянусь!», – говорит поэт, решая больше никогда не писать стихов.

Этот жест – самый честный в его жизни по отношению к литературе и к нему самому.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/3187-ivan-bezdomnyi.html

Сочинение: Образ Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”

В чем состоит роль Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”? Как этот образ помогает по­нять иных персонажей?

Писатель проводит в романе важную для него мысль о том, что власть в своих качествах и проявлениях соот­ветствует запросам, возможностям и потребностям лю­дей.

Могут сменяться имена и титулы властителей, но чтобы изменить суть власти, требуется духовное обнов­ление человека.

Обратите внимание

К этому призывал наивный, слабый и непобедимый странствующий проповедник Иешуа сво­их учеников – простых и бесхитростных.

Один из таких людей, Иван Бездомный-Понырев, проходит через все произведение, участвует во всех ключевых сценах современной части. Ему одному среди рядовых, не обладающих особыми качествами людей, открывается содержание истории Пилата и Иешуа.

Ма­стер перед уходом назвал его своим учеником, но при этом потребовал не писать больше стихов. Значит, име­лось в виду ученичество не как продолжение писатель­ской работы, завершение, например, истории о Пилате, а нечто иное. Иван из писателя стал историком.

А Ма­стер был историком и зарабатывал на хлеб в музее до

того, как судьба дала ему возможность писать. Мастер только мечтал о славе. Иван от известности, которая у него уже была (фото на первой полосе центральной газеты), ушел в полную безвестность.

Судьба Ивана Николаевича Понырева потому столь важна и так подробно описана, потому ему посвящены последние страницы произведения, что он представляет обыкновенных, никакими особыми талантами не одаренных людей. Он один из тех, кто мог бы оказаться в толпе попирающих духовные истины.

Для этого были все предпосылки и были учителя на этом пути – со смертью Берлиоза их количество не уменьшилось. Но Иван, пройдя череп потрясение и страдание, сумел стать иным, оставшись обыкновенным, рядовым. Он обрел духовные потребности, муки, озарения. Он стал человеком.

Может быть, обращение на последних страницах закатного романа к образу обычного, но духовно ищуще го человека – это обращение Булгакова к читателю. Завет мастера должен в таком случае привести к мыс ли о непростом, но необходимом духовном поиске как единственно возможном основании подлинно человеческого бытия.

Глоссарий:

  • иван бездомный в романе мастер и маргарита
  • образ ивана бездомного в романе мастер и маргарита
  • судьба ивана бездомного

(Пока оценок нет)
Loading…

Проблема роли родины в жизни человека.

Сочинение: Образ Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”

Categories: Сочинения по литературе

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-obraz-ivana-bezdomnogo-v-romane-master-i-margarita/

9. Место и роль Ивана Бездомного в системе персонажей романа м.Булгакова «Мастер и Маргарита»

В
судьбе поэта Ивана Бездомного,
превратившегося к финалу романа в
профессора Института истории и философии
Ивана Николаевича Понырева, Булгаков
как бы дал ответ на предположение одного
из видных мыслителей Трубецкого, который
в 1925 г.

в статье “Мы и другие”,
высказывал надежду, что “положительное
значение большевизма может быть в том,
что, сняв маску и показав всем сатану в
его неприкрытом виде, он многих через
уверенность в реальность сатаны привел
к вере в Бога».

Но, помимо этого, большевизм
своим бессмысленным (вследствие
неспособности к творчеству) ковырянием
жизни глубоко перепахал русскую целину,
вывернул на поверхность пласты, лежавшие
внизу, а вниз – пласты, прежде лежавшие
на поверхности.

Важно

При
встрече с Иваном, тогда еще Бездомным,
Воланд призывает поэта сперва поверить
в дьявола, рассчитывая, что тем самым
И. Б.

убедится в истинности истории
Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, а затем
поверит и в существование Спасителя. В
полном соответствии с мыслями Н. С.
Трубецкого поэт Бездомный обрел свою
“малую родину”, сделавшись профессором
Поныревым, как бы приобщаясь тем самым
к истокам национальной культуры. Однако
нового И. Б. поразила бацилла всезнайства.

Этот человек, поднятый революцией на
поверхность общественной жизни, сначала
– известный поэт, после – известный
ученый. Он пополнил свои знания, перестав
быть тем девственным юношей, который
пытался задержать Воланда на Патриарших
прудах.

Но
в реальность дьявола, в подлинность
истории Пилата и Иешуа И. Б.

верил, пока
сатана и его свита были в Москве и пока
сам поэт общался с Мастером, чей завет
И. Б. выполнил, отказавшись в эпилоге от
поэтического творчества. Но подобным
же образом Степан Богданович Лиходеев
по рекомендации Воланда перестал пить
портвейн и перешел на одну только водку,
настоянную на смородиновых почках.

Иван
Николаевич Понырев убежден, что нет ни
Бога, ни дьявола, а он сам в прошлом стал
жертвой гипнотизера. Прежняя вера
оживает у профессора только раз в год,
в ночь весеннего полнолуния, когда он
видит во сне казнь Иешуа, воспринимаемую
как мировую катастрофу. Видит Иешуа и
Пилата, мирно беседующих на широкой,
заливаемой лунным светом дороге, видит
и узнает Мастера и Маргариту. Сам же И.
Б. к подлинному творчеству не способен,
а истинный творец – Мастер – вынужден
искать защиты у Воланда в последнем
приюте.

Так
проявился глубокий скептицизм Булгакова
относительно возможности перерождения
к лучшему тех, кто был привнесен в
культуру и общественную жизнь Октябрьским
переворотом 1917 г. Автор “Мастера и
Маргариты” не видел в советской
действительности таких людей, появление
которых предсказывали и на которых
надеялись князь Н. С.

Трубецкой и другие
евразийцы. Взращенные революцией,
вышедшие из народа поэты-самородки, по
мнению писателя, были слишком далеки
от ощущения “религиозной связи
человека и нации с Творцом Вселенной”,
и утопией оказалась идея, что они смогут
стать творцами новой национальной
культуры.

“Прозревший” и превратившийся
из Бездомного в Понырева Иван ощущает
подобную связь лишь во сне.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4049017/page:6/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector