Анализ трагедии “Борис Годунов” Пушкина: суть, смысл, идея
“Борис Годунов”. Иллюстрация Е. Кибрик |
“Борис Годунов” является одним из самых известных драматических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.
В этой статье представлен анализ трагедии “Борис Годунов” Пушкина: суть, смысл, идея произведения.
Смотрите:
Все материалы по драме “Борис Годунов”
Все материалы по творчеству Пушкина
(С. Бонди, комментарии к книге “А. С. Пушкин. Драматические произведения”, 1943 г.)
“Борис Годунов” написан Пушкиным в важный для него момент перелома в его творчестве: он знаменует переход Пушкина от романтизма к реализму, к объективности, к истории, к народности… Основный замысел трагедии… показать на историческом примере, как происходят восстания, какие исторические силы играют роль в судьбе государства, какова роль отдельных общественных групп в подобных бурных событиях – роль народа, высших классов и иностранного вмешательства.
Эпоха, выбранная Пушкиным, казалась ему крайне поучительной для понимания современности: Борис Годунов, достигший престол с помощью преступления, напоминал Александра I, также вступившего на престол после убийства его отца, в котором он принимал косвенное участие; аналогичным было и недовольство царем. …
Пушкин вовсе не имел в виду включать историческую пьесу какие-либо намеки на современность… Связь с современностью в замысле Пушкина была не в намеках и иносказаниях, а в том, что, изображения…
события XVII века, он тем самым отвечал на вопросы, которые волновали его самого и его передовых современников, декабристов: как происходят революции в истории? что ими движет? какую роль в них играет народ? чем вызывается их успех? Таков был у Пушкина замысел исторической трагедии.
Пушкин в ней стремился полностью отказаться от всяких литературных и театральных эффектов, от выражения собственного мнения об изображаемых событиях; ему хотелось просто “воспроизвести историческую эпоху и исторических лиц”… Конечно, в полной мере Пушкину не удалось “отказаться от своего образа мыслей, дабы полностью переселиться в век изображаемый”…
Точно также не удалось Пушкину избежать и фактических исторических ошибок: они были вскрыты позднейшей наукой. Создавая свою трагедию, Пушкин нашел образец для нее в драмах Шекспира, преимущественно в… “Ричард II”, “Генрих IV”… Пушкин и самую форму своего “Бориса Годунова” заимствовал у Шекспира.
Он отказался от единства места и времени, ввел в трагедию комические сцены, заменил обязательные пять длинных актов большим количеством маленький сцен и вместо рифмованного шестистопного ямба написал драму белым, нерифмованным стихом, а отдельные сцены – и прозой.
Основным источником для Пушкина при изображении исторических событий царствования Бориса Годунова была “История Государства Российского” Карамзина. Весь ход действия “Бориса Годунова”, речи действующих лиц полны намеками на те или иные события той эпохи, на различные связанные с ними обстоятельства и отношения.
Для того чтобы полностью понимать содержание пушкинской драмы, необходимо знать эти события, обстоятельства и отношения.
Построив свою трагедию на перечисленных событиях, Пушкин в основу ее положил определенную идею, которая состояла в том, что не боярские интриги, не польская интервенция, не слабость сопротивления Бориса…
являются причинами успеха восстания, руководимого Самозванцем, и гибели Бориса Годунова, а народ, его настроение, его участие в этом восстании.
Пушкина упрекали современные ему (а также позднейшие) критики в том, что он неудачно выбрал героем трагедии такое лицо, как Борис Годунов, который с самого начала ведет себя как обреченный, почти не сопротивляется, не борется.
Кроме того, по словам критиков, внимание зрителя и читателя двоится между двумя героями, Годуновым и Отрепьевым, и трудно сказать, кто из них настоящий герой пьесы. Эти упреки несправедливы и основаны на непонимании главной мысли пушкинской драмы.
Ни Борис, ни Отрепьев не являются героями трагедии: ее герой – народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц. Глубокий трагический образ Бориса Годунова, страстного честолюбца, не останавливающегося перед преступлением для достижения намеченной цели, способного на хитрую и сложную интригу – и в то же время умного, искренне желающего делать добро России и ее народу, любящего и нежного отца. Все эти противоречивые качества его характера прекрасно разработаны в ходе драмы.
Ему противопоставлен смелый, веселый, решительный и несколько легкомысленный авантюрист Григорий Отрепьев, привлекательный своей всесторонней талантливостью и простодушием баловня судьбы. Рядом с этими главными лицами Пушкин рисует образы бояр, духовенства, монахов, поляков, простого народа, иностранных офицеров-наемников. Среди них самые замечательные – Шуйский, хитрый и бесцеремонный интриган, “лукавый царедворец”, монах-летописец Пимен, бродяга и пьяница Варлаам с его колоритной народной речью, честолюбивая, холодная авантюристка Марина.
Создав в своей драме целый мир живых людей… показав яркую картину исторической эпохи, насыщенную глубокой и верной мыслью, Пушкин имел все основания быть довольным.
(Источник: С. Бонди, комментарии к книге “А. С. Пушкин. Драматические произведения”, 1943 г.)
Это был анализ трагедии “Борис Годунов” Пушкина: суть, смысл, идея произведения.
Смотрите:
Все материалы по драме “Борис Годунов”
Все материалы по творчеству Пушкина
Источник: https://literaturus.ru/2018/03/analiz-boris-godunov-pushkin-sut-smysl-ideja.html
Анализ пьесы Пушкина «Борис Годунов» | Литерагуру
Мифологический метод исследования в литературе — это способ восприятия, анализа и оценки произведения, где за основу берётся религия и фольклор. Его предтечей была средневековая герменевтика (искусство понимания смыслов и интерпретации текстов) и поздние исследования братьев Гримм в области фольклора.
Зародился Мифологический метод в 30-е годы XIX века в Западной Европе под воздействием Шеллинга и братьев Шлегелей, которые утверждали, что в основе каждой культуры лежит мифология. В России получил распространение в середине XIX века и связан с именами Буслаева, Афанасьева и Проппа.
В эпоху Символизма в XX веке этот метод получил второе рождение в неомифологической школе.
Загадки «Бориса Годунова»
Трагедия Пушкина «Борис Годунов» считается одной из самых сложных в его творчестве, и бытует мнение, что ещё ни одному режиссеру не удавалось поставить её действительно хорошо. Литературоведы посвятили ей множество исследований, но так и не смогли разгадать её загадку.
Есть версии, что в образе Самозванца Пушкин изобразил себя (внешнее и внутреннее сходство), в а образе Бориса — правившего тогда Александра I (они оба цареубийцы), что сцена в корчме на Литовской границе заимствована из оперы Дж.
Россини «Сорока-воровка», а Гришка Отрепьев — это предвестник декабристского восстания («умён, приветлив, ловок», пушкинский Димитрий, кстати, напоминает декабриста хотя бы романтическим возгласом «стократ священ союз меча и лиры!»).
Тема власти в произведении
Главная тема трагедии Пушкина — это власть, к которой стремятся почти все персонажи, они страстно желают заполучить её, проявляя тем самым свою гордыню.
А между тем, по православной традиции, царская власть — это священная обязанность правителя перед Богом и народом, так сказать, крест, который он должен нести.
Но никто из героев не относится к ней подобным образом, а значит, власть Бориса, Димитрия и кого бы то ни было из дворян не может быть богоугодной.
Народ молится Богу за царя, а так как царь отвечает за благоденствие народа, значит, он молится сам за себя.
Таким образом, возникает прочная взаимосвязь Бога, народа и монарха, их взаимоответственность, отсюда и фраза «прогневали мы Бога, согрешили: // Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли».
Следовательно, начало всем описанным бедам народным положило убийство Димитрия, и власть Годунова в основе своей греховна. Интересно, что сам исторический факт убийства царевича не доказан, возможно, поэтому эта мрачная и тем самым притягательная история уже стала нашим национальным мифом.
Образ исторической личности: Димитрий (Лжедмитрий)
Образ Самозванца в трагедии Пушкина целиком пропитан христианской символикой. Во-первых, сразу читается мотив воскресения царевича (а может, и Иисуса, но судя по настроению произведения, писатель слабо верит в его счастливую возможность).
Во-вторых, проводится параллель между истинным Димитрием, принятым «в лик ангелов небесных», и Самозванцем, «неким духом в образе царевича», которого «Тень Грозного усыновила». И если первый ассоциируется с Христом, то второй — явно, с Антихристом.
По церковным преданиям, души умерших приходят не просто так, а в связи с «бесовски мне мечтаниями», а идея Димитрия о самозванстве и его жажда власти вполне подходят под это определение.
К тому же, Гришка в Литве не скупится на несбыточные обещания, как Антихрист в начале своего прихода, когда он казался всем добрым и щедрым.
Образ Бориса Годунова
Образ Бориса обрисован Пушкиным неоднозначно и, в целом, схож с реальной исторической личностью. С одной стороны, это идеальный правитель, заботящийся о народе, ищущий его любви и обладающий «высоким духом державным» (сразу приходит на ум Софокловский Эдип, тоже, кстати, цареубийца).
Он всячески стремится подчеркнуть законность своего престолонаследия и продолжить государственную традицию. Борис трепетно относился к детям, есть исторические свидетельства, что он проводил с ними гораздо больше времени, чем другие правители и находил в этом душевное успокоение.
В пьесе про него говорят: «А он умел и страхом, и любовью, // И славою народ очаровать», и вот здесь мы переходим к отрицательной стороне личности Годунова.
Слово «очаровать» во времена Пушкина употреблялось в значении «околдовать», монах Пимен говорит о Борисе: «Его любимая беседа: кудесники, гадатели, колдуньи» (то, что реальный правитель к ним обращался — факт исторический), а в православии это считается грехом.
К тому же, Борисово алкание власти свидетельствует о том, что его либеральная политика вызвана не любовью к народу, а желанием возбудить к себе его любовь, потешить самолюбие, потому и наступает разочарование: «Вот черни суд: ищи ж его любви!».
Ещё одна деталь: Годунов воспринимает совесть как голос Божий, основу душевного равновесия (Иоанн Златоуст, кстати, говорил о том же), а если она не чиста, «тогда беда! Как язвой моровой // душа сгорит..
» — тут снова параллель с православием: апостол Павел говорил о «сожжённых совестью», а Иоанн Златоуст, что «огнём поедает совесть». В этом же своём монологе Борис упоминает о «мальчиках кровавых в глазах».
Это, известное в те времена, Псковское выражение о крайнем напряжении, связанном с приливом крови, в устах царя звучит практически как признание своей вины.
Идея трагедии «Борис Годунов»
Основная идея пьесы заключается в том, что Бориса погубило его властолюбие. На протяжении всего действия он находится в конфликте со своей совестью, и единственный выход для него — это покаяние, но не в современном понимании этого слова, а в древнегреческом — » перемена мнения» — то есть отказ от престола и пострижение в монахи.
Проблема в том, что Годунов так чужд православия, что даже на смертном одре не спешит каяться: «Повремени, Владыко патриарх, // я царь ещё…», — ему просто некогда — он передает власть сыну и советует, как должно себя вести.
С одной стороны, это демонстрация любви к своему ребёнку, но с другой, «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».
Итак, само стремление Бориса к власти и пути её достижения наложили проклятие на него и на народ русский, но искупление греха невозможно, ввиду его человеческой природы. Воскресение богоугодного царевича тоже недостижимо. И в финальном мрачном «народ безмолвствует» заключается все настроение пьесы и её посыл.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-pesy-pushkina-boris-godunov/
Идея трагедии Борис Годунов | Инфошкола
3 Октябрь 2013 админ Главная страница » Критика Просмотров: 8029
Идейное содержание трагедии «Борис Годунов» необычайно широко и глубоко, оно было очень актуально в те дни, когда она писалась.
во время готовящегося восстания декабристов.
Основные вопросы, поставленные в трагедии: 1) царь и народ; 2) царь и боярство; 3) трагедия народа — решающей силы истории, но на данном этапе темной и несознательной, а потому не могущей добиться улучшения своего положения.
Разрабатывая эти проблемы, Пушкин приходит к важной мысли: народ является основной силой исторического процесса; без его участия и поддержки тщетны все усилия исторических деятелей добиться каких-либо серьезных изменений в жизни государства. Народ же всегда стоит за правду, за справедливость; он против насилия, беззакония, характерных для царской власти. Так трагедия «Борис Годунов» вырастает в решительное отрицание деспотизма царского самодержавия.
Идейное содержание трагедии, как и всякого гениального произведения, величественно и многогранно. Прежде всего, в «Борисе Годунове» великолепно изображены человеческие характеры, определенные законами жизни феодального общества.
Поэт показывает различных людей: умного и мужественного Бориса, пылкого и страстного Самозванца, надменную красавицу Марину Мнишек, хитрого Шуйского, талантливого полководца Басманова. Все эти основные герои, несмотря на различие их характеров, чрезвычайно близки друг к другу.
Их роднит жажда власти, стремление к господству. Заветная цель Годунова — «верховная впасть».
Желание стать «царем на Москве» руководит Григорием Отрепьевым. Вместе с Самозванцем взойти «на трон московский» мечтает и Марина Мнишек. Все поведение Басманова обусловлено честолюбивыми притязаниями. Готовы «народ искусно волновать» во имя своих корыстных целей Шуйский и Воротынский.
Человеческие, искренние чувства и побуждения, отмечает Пушкин, заглушаются, придавливаются страшной силой эгоистической страсти. Борис мог бы быть мудрым правителем, прекрасным семьянином, но честолюбие толкает его на убийства, преступления.
Жажда власти превращает Отрепьева в грязного авантюриста, обманывающего народ и выступающего орудием польских панов.
Сила этой же страсти делает Басманова изменником, Шуйского — расчетливым интриганом. Своекорыстная жажда власти, раскрываемая в трагедии, враждебна народу.
Только тот, утверждает поэт, может быть назван действительным историческим деятелем, кто выражает интересы народа, выполняет его волю. эту мысль, проходящую через всю трагедию, пояснил в свое время Белинский.
«На всех действиях Бориса, — писал он, — даже самых лучших, лежит печать отвержения. Все дела его неудачны, не благодатны, потому что все они выходили из ложного источника.
Любовь его к народу была не чувством, а расчетом, и потому в ней есть что-то ласкательное, льстивое, угодническое, и потому народ не обманулся ею и ответил на нее ненавистью». Не обманулся народ и в отношении Самозванца — это красноречиво показывает последняя сцена трагедии. Таким образом, высшей силой, направляющей ход исторических событий, является народ.
Воссоздавая в трагедии далекие исторические события, Пушкин выдвинул в ней свой общий взгляд на исторические судьбы России, на самодержавие, на взаимоотношения власти и народа. Он поставил в ней важные и злободневные вопросы именно для преддекабрьских дней. Вопросы эти волновали декабристов.
Трагедия в этом смысле отражает известную фазу дворянского периода русского освободительного движения. Сам поэт говорит об этом в наброске предисловия, написанном в форме письма : « … Она (трагедия) наполнена славными шутками и тонкими намеками, относящимися к истории того времени, как наши Киевские и Каменские обиняки. Надо понимать их — это непременное условие».
«Киевские и Каменские обиняки» напоминают о политических разговорах и спорах поэта с декабристами в период Южной ссылки.
Источник: https://info-shkola.ru/idey-boris-godunov/
“Борис Годунов”: значение произведения
Окончив «Бориса Годунова» в 1825 году, Пушкин долго не решался напечатать свою трагедию: ограничиваясь чтением ее в избранном кругу друзей и знакомых.
В 1827 году он поместил отрывок из нее (сцену в Чудовом монастыре) в «Московском Вестнике», но только три года спустя решился приступить к печатанию, и 1 января 1831 года трагедия вышла в свет с посвящением «драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина».
Такое долгое колебание объясняется тем, что Пушкин не был уверен, сможет ли публика оценить по достоинству это произведение, которое он особенно любил и неуспех которого причинил бы ему большое огорчение.
Опасения Пушкина оказались вполне обоснованными. Хотя трагедия имела внешний успех – в первый же день разошлось 400 экземпляров – однако ни критика, ни публика, воспитанные на образцах и традициях классицизма, не оказались в состоянии понять художественную простоту и силу нового произведения.
Отзывы критики были по большей части неблагоприятны для трагедии, а в некоторых прямо говорилось о падении Пушкина, о том, что его талант ослабевает.
Такое отношение критики и высказанное ею непонимание одного из наиболее совершенных художественных произведений Александра Сергеевича очень тяжело подействовало на него.
Впоследствии Белинский, при всем своем эстетическом чутье, не мог в достаточной мере оценить высокое художественное значение «Бориса Годунова», который, по его мнению, лишен был внутреннего единства.
Белинский даже не считал произведение Пушкина настоящей трагедией, которая невозможна без «страстей, борьбы, действия», а видел в нем лишь «эпическую поэму в разговорной форме», а в личности Бориса Годунова – «мелодраматического злодея».
Все эти недостатки произведения Белинский приписывал ему главным образом тому, что Пушкин слишком близко придерживался Карамзина в своем понимании характеров и событий. Но отдельные сцены Белинский ставил очень высоко, называл даже гениальными. Также «глубокой чертой, достойной Шекспира», считал он заключительные слова трагедии: «Народ безмолвствует».
Трагедия «Борис Годунов» значение имеет поистине огромное в истории русской драмы. Слияние поэзии с действительностью, с правдою жизни, составляющее отличительное свойство музы Пушкина, отразилось и на его исторической пьесе.
Русская драма только со времени Александра Сергеевича представляла то, что называется характером: он первый изобразил живые лица, чего не было в произведениях драматургов классицизма, первый стал излагать драму языком, соответствовавшим и духу времени, из которого взят сюжет пьесы, и положению действующих лиц.
В старой трагедии все действующие лица говорят одним и тем же языком, языком автора; у Пушкина не так: старец Пимен говорит у него иначе, чем, например, Григорий; речи Марины полны высокомерия, слова же Ксении и Мамки дышат простотою и задушевностью.
Стремление к правде внушило поэту мысль по примеру Шекспира внести в трагедию и элемент комический (сцена в корчме), чего решительно не допускала классическая теория и что соответствует действительности, а стало быть, и задаче поэзии как отражению жизни.
Трагедия Пушкина воссоздает живыми красками одну из замечательнейших эпох нашей истории и с таким изумительным искусством, что картины эпохи со всеми ее подробностями навсегда сохраняются в воображении читателя. «С внешней стороны, – говорит А. Незеленов, – драма безукоризненно прекрасна.
В ней нет быстрого и страстного развития действия; но спокойный, медленный ход ее событий совершенно соответствует духу изображаемой ею древней русской жизни. Соответствует этому духу и превосходный язык ее, простой, безукоризненный и изящный, на котором так видно влияние летописей и грамот».
Общественно-историческое значение трагедии заключается в том, что Пушкин впервые поставил в ней проблему народа в истории. Народ является основной силой в истории. Исторический деятель, не опирающийся на народ – ничто. Без народа нельзя решать большие исторические и социальные вопросы.
Как «Евгений Онегин» был первым реалистическим романом в истории не только русской, ной мировой литературы, так и «Борис Годунов» стал первой подлинно реалистической исторической трагедией не только в русской, но и в мировой литературе.
Гениальный художник, великий русский национальный поэт силой своего гения поднял на новую ступень одну за другой разные области литературы. Наряду с созданием лирики действительной жизни, наряду с созданием реалистического романа в стихах – Пушкин создал и реалистическую драму.
Различно было отношение современной Пушкину критики к его великому творению, и только теперь оно оценено должным образом.
Непринятие некоторыми критиками «Бориса Годунова» объясняется тем, что Пушкин, как истинный художник, презрел господствовавшую тогда теорию классической драмы с ее обязательным единством времени, места и действия.
По примеру Шекспира он выше всего ставил художественную правду, и в своей драме не следовал установившимся правилам, а сам дал образец совершенного творения и положил начало новой русской драме.
Кроме того, «Борис Годунов» значение имеет и как первое вполне зрелое произведение Пушкина, после создания которого он сам, обыкновенно столь скромный в суждениях о своем гении, сознал его силу и писал: «я чувствую, что могу творить…» – и писал вполне справедливо.
Источник: Пишем сочинения по драме А.С. Пушкина “Борис Годунов”. М.: “Грамотей”, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/boris_godunov_znachenie_proizvedenija/53-1-0-256
«Борис Годунов» – анализ пьесы Пушкина
В трагедии «Борис Годунов» поднимается широкий спектр вопросов: народ и власть, совесть и покаяние, преступление и наказание, любовь и предательство.
Как и все исторические тексты Пушкина («Капитанская дочка», «История Пугачёва, Полтава»), пьеса сохраняет связь с современностью. В 1824 – 1825 гг.
центральный вопрос ответственности власти и роли народа был особенно актуален. Сделав анализ пьесы “Борис Годунов”, мы убедимся в этом.
Историческая основа пьесы Пушкина
Действие пьесы происходит в период правления Бориса Годунова. Молва приписывала ему виновность в смерти царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Говорили, что Борис подослал убийц к семилетнему наследнику, находящемуся с матерью и няньками в городе Угличе.
Боярин Василий Шуйский, проводивший следствие, сделал вывод, что в припадке падучей болезни (эпилепсии) ребёнок случайно заколол себя ножом, которым в тот момент играл. Но современники не поверили подобному объяснению. Историки XX и XXI вв.
склонны считать Бориса Годунова невиновным в смерти царевича, и это интересная деталь в анализе пьесы “Борис Годунов”.
В 1598 г. после смерти последнего царя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, на трон был избран Борис Годунов. Но другие бояре посчитали себя вправе претендовать на трон. К тому же обнаружились ловкие мошенники, выдающие себя за чудом спасшегося царевича. Таковых было три. Наиболее известен Лжедмитрий I, именно он появится в пьесе Пушкина. Всё это впоследствии привело к Смуте.
Образ главного героя пьесы «Борис Годунов»
Теперь, продолжая анализ “Борис Годунов”, поговорим о главном герое. Царь Борис предстаёт в пьесе сложным и неоднозначным персонажем. Он показан умным правителем, стремящимся как можно лучше выполнить свой долг перед народом. Он заботиться о благоденствии людей и о помощи им в дни бедствий.
Об этом мы слышим в монологе «Достиг я высшей власти…» Так, по приказу Годунова были выстроены «новые жилища» пострадавшим от пожаров. На время его правления пришлись засухи, и царь «отворил житницы» голодным. Но все старания «свой народ в довольствии, во славе успокоить» оказались напрасными.
В ответ правитель встречает только ненависть.
Борис показан мудрым, любящим отцом. Он трогательно успокаивает дочь, потерявшую жениха, и обвиняет себя, грехами навлёкшего бедствия на семью. Царь, умирая, даёт важные советы сыну, которого оставляет править в сложный момент.
Понятна ненависть и зависть бояр. Не упустите их роль, если вы даже делаете краткий анализ пьесы “Борис Годунов”. Их роды более знатны, чем род Годунова, но у них не хватило смелости претендовать на престол.
Показателен диалог Воротынского и Шуйского, рассуждающих о том, что в Борисе есть смелость и твёрдость. Неслучайно один боярин замечает, что Годунов правит, как покойный Иван Грозный, только казней нет.
То есть страх и покорность – вот на чём держится отношение к власти у боярской верхушки.
Но почему же народ не доверяет Годунову? Анализ пьесы помогает это понять, ведь стремления царя быть хорошим правителем вполне искренни. Вот здесь и кроется главная мысль пьесы. Борису власть представляется высшим счастьем. Он желает достичь власти ради власти.
На самом деле царское положение – это тяжёлое бремя («тяжела ты, шапка Мономаха»), это долг, божественное избранничество на трудный путь. Но могущество, полученное путём преступления, лишено божьего благословения. А преступная власть не может принести счастья и народу.
Знаменательна в этом смысле сцена с юродивым. Борис, выходя из собора, просит юродивого помолиться за него, на что тот отвечает: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит».
Нечистая совесть – главная причина трагедии Бориса, и искупить свою вину благодеяниями он не может.
Образ народа при анализе «Борис Годунов»
Народ в пьесе Пушкина играет важнейшую роль. В сцене избрания Бориса на царствование народ показан равнодушным к происходящим событиям, наивным и простодушным. Комичен диалог двух участников действа: «Один: Все плачут. Заплачем, брат, и мы.
Другой: Я силюсь, брат, да не могу. Первый: Я также. Нет ли луку?» Они полностью снимают с себя ответственность, им кажется, что боярам лучше известно, что делать: «Один (тихо): О чем так плачут? Другой: А как нам знать? То ведают бояре. Не нам чета».
Выражением народного мнения о преступной власти становятся слова юродивого о царе Ироде. Летописец Пимен, мудрый старец, размышляет о том, что народ разделяет с властителями их грехи и также несёт ответственность за свершившиеся события. Анализ пьесы “Борис Годунов” Пушкина был бы неполным, если бы мы упустили еще одну деталь.
Самой загадочной фразой, имеющей множество толкований, является заключительная ремарка «народ безмолвствует». Самозванец захватил Москву. Бояре перешли на сторону Лжедмитрия. Люди, столпившиеся у крыльца Борисова дома, слышат крики и женский визг внутри. Когда отворяются двери, на крыльцо выходит Моссальский и сообщает, что Фёдор и Мария Годунова «отравили себя ядом».
Все в ужасе молчат. Моссальский требует, чтобы кричали: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует». В этой реплике отразился не только ужас людей, ставших свидетелями только что совершённого преступления. В ней и безысходность ситуации, невозможность вырваться из замкнутого круга. И самое главное – нравственная оценка беззаконных деяний нового правителя.
Помимо того что вы прочитали анализ пьесы “Борис Годунов”, которую написал Александр Пушкин, мы предлагаем вам посетить наш литературный Блог – там вы найдете множество интересных статей.
Скорее всего, вас также заинтересует по теме:
- Краткое содержание “Борис Годунов”
- Биография Александра Пушкина
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/boris-godunov-analiz-pesy-pushkina
Пушкин, “Борис Годунов”: анализ произведения
Историко-эпическая драма «Борис Годунов» была написана в 1825 году в Михайловском. На замысел этого произведения оказало влияние знакомство Пушкина с «Историей государства российского», написанной Карамзиным. В 1826 году, когда Николай I объявил Пушкину о прекращении ссылки, он читал отрывки из этого произведения императору.
Пьесу долго не решались ставить на сцене, считали, что она не постановочная. Впервые драма «Борис Годунов» была представлена на сцене Мариинского театра в сентябре 1870 года.
Тема и проблематика произведения
Тема произведения — искушение властью, показанное на примере Бориса Годунова, сбежавшего келейника Григория Отрепьева и Марины Мнишек, пожелавшей стать царицей. Одновременно в этой драме просматривается идея наказания.
Борис Годунов всю оставшуюся жизнь тяготился свершенным убийством. И когда Лжедмитрий подошел к Москве, страх расплаты за содеянное стал причиной смерти Годунова. Обвинение юродивого только подстегивает, усиливает этот страх.
Композиционное построение драмы
Стиль изложения Пушкин позаимствовал у Шекспира. Все произведение написано белым стихом. Отдельные отрывки изложены в прозе.
В этом произведении Пушкин нарушает главное сценическое правило триединства:
- Нарушено единство времени, которое должно укладываться в 24 часа. События драмы развиваются в течение 7 лет.
- Нарушено единство места. События происходят в Москве — то в царских палатах, то на улице, в Чудовом монастыре, на литовской границе, в Польше. В пьесе 23 сцены.
- Нарушено единство действия. В пьесе показано восхождение Бориса Годунова, рассказывается о его преступлении. Одновременно Пушкин показывает, как завоевывает свой авторитет Лжедмитрий, как он собирает войска.
Трудно назвать главного героя в столь многоплановом произведении. В пьесе насчитывается 80 действующих лиц. Но есть две стороны конфликта — Борис Годунов, который появляется в 6-ти сценах, и Лжедмитрий. Его мы видим в 9-ти эпизодах. Правда, о Борисе и самозванце говорят другие герои пьесы.
В 1598 году, когда умер царь Федор Иоаннович, народ слезно умоляет ближайшего родственника царя и единственного престолонаследника Бориса Годунова принять корону.
Диалог, произошедший между князьями Шуйским и Воротынским, служит своеобразным предисловием, завязкой произведения, из которого читатель узнает о том, что в смерти единственного наследника престола царевича Димитрия виноват Борис Годунов.
И теперь, когда он так близок к своей заветной цели – стать царем, он заперся в монастыре и уже месяц упорствует, отказываясь от шапки Мономаха. Годунов согласится стать царем, но не сразу.
Прошло 5 лет. Пушкин показывает келью в Чудовом монастыре, где беседуют летописец Пимен и юный Гришка Отрепьев. Старец рассказывает Гришке обстоятельства гибели царевича Димитрия, и отмечает, что царевичу примерно столько же лет, сколько и Гришке.
Тогда-то, видать в Гришкиной голове родилась авантюрная идея. Он сбегает из монастыря и добирается через Литву до Польши. Польские паны, имея свои планы на Москву, поддерживают Лжедмитрия, который собирает ополчение для реализации своих планов.
В Самборе ЛжеДмитрий поселяется в замке пана Мнишека, и здесь влюбляется в дочку хозяина — Марину. В порыве страсти он открывает ей, что на самом деле не является наследником престола. Марина осуждает его за слабость и говорит, что будет принадлежать ему только в качестве царицы русского государства.
Еще через год в 1604 Войско Лжедмитрия переходит границу. С целью разоблачить самозванца, Патриарх предлагает перенести останки убитого царевича в Москву. Предложение не находит поддержки у Бориса и его бояр.
В декабре около Новгорода Северского армия Годунова проигрывает ополчению Лжедмитрия, которого поддерживает народ. На соборной площади юродивый бросает обвинение Борису Годунову в убийстве. Эта сцена считается в пьесе кульминационной.
В Москве Борис Годунов умирает, успев благословить Федора на царство. Однако среди приближенных Годунова объявляются предатели, которые душат жену и сына Годунова.
Боярин Мосальский объявляет: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (пауза) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!». Народ безмолвствует.
Последняя строфа служит развязкой трагедии.
Народ играет в драме не последнюю роль:
- слезно умоляет Годунова взойти на царство,
- поддерживает Лжедмитрия,
- народ воюет,
- народ безмолвствует, понимая, что свершилось преступление, когда сын и жена Годунова не по своей воле расстались с жизнью.
Но если вначале пьесы народ равнодушно опирается на мнение своих бояр, то в конце пьесы Пушкин показывает народ, имеющий собственное мнение, и поступающий так, как ему подсказывает совесть.
Источник: https://PoetPushkin.ru/pesy/boris-godunov/boris-godunov-analiz.html
Анализ трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”
Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время его ссылки в село Михаиловское. Она была начата им в декабре 1824 года и закончена в ноябре 1825 года.
«Писанная мною в строгом уединении, вдали охлаждающего света, — вспоминал Пушкин позже, — трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа людей избранных».
Основной замысел «Бориса Годунова» — первой русской реалистической трагедии — был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию, — вопрос о самодержавии и крепостном праве и главным образом об участии самого народа в борьбе за снос освобождение.
Пушкин взял нужный ему материал в только что вышедших X и XI томах «Истории государства Российского» Карамзина.
Там описывались события так называемого «смутного времени» (начало XVII века) — широкое народное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепостное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого).
Главную идею трагедии Пушкин стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные поэтом-историком картины того времени. Свою задачу он видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драматической ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную историческую действительность.
Начало пьесы изображает Москву 1598 года. Только что умер царь Федор Иоаннович, сын Иоанна IV (Грозного), не оставив наследника. В последние годы царствования Иоанна IV возвысился молодой, умный и энергичный Борис Годунов, на сестре которого царь женил своего сына и наследника Федора. После смерти Иоанна (1584 год) значение Годунова еще более возросло.
Царь Федор был по своему уму и характеру совершенно неспособен царствовать. Он тратил все свое время и силы на молитвы и церковные службы, а государством управлял Борис Годунов, получивший титул правителя.
Так как Федор был бездетен, вступить на престол после него должен был его младший брат Дмитрий, бывший еще ребенком. Годунов добился удаления царевича с матерью и другими родственниками из Москвы в Углич.
В 1591 году маленький Дмитрий внезапно умер. Распространились слухи, что он был зарезан по приказу Годунова.
В результате расследования, которым руководил тайный враг Годунова Василий Шуйский, народу было объявлено, что царевич сам зарезался в припадке падучей болезни.
Со смертью Федора надо было выбирать нового царя, так как законного наследника не было. Предложен был престол Борису Годунову; он долго отказывался, очевидно желая, чтобы его избрание было как можно более торжественным и всенародным, и зная об интригах против него знатных бояр и князей. Об этом у Пушкина говорится в первых четырех сценах его пьесы.
Царствование Бориса Годунова (1598-1603) было продолжением его правления в предыдущее царствование.
Он стремился завоевать популярность среди народа, оказывал ему всяческие «милости»; он продолжал укреплять связи с Западной Европой, обручив свою дочь Ксению с датским принцем; посылал молодых людей за границу для обучения, приглашал на службу иностранных знатоков военного дела (сцена «Равнина близ Новгорода Северского»).
Но Бориса преследовали неудачи. В его царствование случился неурожай и страшный голод; в Москве вспыхнул громадный пожар, уничтоживший часть города и лишивший крова множество людей. Датский принц, жених Ксении Годуновой, неожиданно умер. Народ, измученный крепостным правом, виновником которого считал Бориса, копил против него глубокое недовольство.
В последние годы царствования Борис резко усилил репрессии, высылал и сажал в тюрьмы представителей оппозиционных семейств (Романовых, Сицких, Шестуно-вых), окружил бояр шпионами, ввел особую молитву о здоровье царя, которую было обязательно читать за каждым обедом (сцена «Москва. Дом Шуйского»).
Недовольство не утихало. Оно выявилось, когда в Польше появился молодой человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Правительство Годунова объявило, что это бежавший из московского Чудова монастыря монах Григорий Отрепьев. Пушкин верил в правильность этой версии.
Самозванец стал собирать войско для войны с Борисом за «отнятый» у него престол. Началась война, в которой царские войска не хотели сражаться против Самозванца, а народ его поддерживал, потому что рассчитывал на отмену крепостного права. Московские бояре также втайне сочувствовали его борьбе против ненавистного им Годунова.
Скоропостижная смерть Бориса во время этих событий ускорила развязку.
Вступивший на престол юноша Федор, сын Бориса, не имел никакой поддержки. Его главный полководец Басманов перешел со своим войском на сторону Самозванца, а бояре в угоду ему убили и Федора и мать его, вдову Бориса Годунова. Самозванец занял Москву и стал царем.
Но ни Борис, ни Самозванец не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц.
В одной из последних сцен, «Ставка», эту идею прямо выражает приближенный Самозванца Гаврила Пушкин в разговоре с Басмановым. Он говорит:
Я сам скажу, что войско наше дрянь,
Что казаки лишь только села грабят,
Что поляки лишь хвастают да пьют,
А русские… да что и говорить…
Перед тобой не стану я лукавить;
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов ?
Не войском, нет, не польскою помогай,
А мнением; да!мнением народным…
С точки зрения развития этой идеи становится ясен и, казалось бы, разбросанный, непоследовательный ход драмы, чередование ее двадцати трех сцен. Басманов соглашается с суждением Гаврилы Пушкина о решающей роли народа, и оно выражает основную оценку всей исторической ситуации и основной политический вывод самого автора.
В двух последних картинах народ действует как активная, решающая сила: в виде бушующей мятежной толпы в сцене у Лобного места и как моральная сила грозной в своем единодушном молчании толпы в последней сцене.
Народ, увидевший, что и новый царь, Дмитрий, начинает свое царствование с кровавого злодеяния — убийства безоружного юноши и его матери, — отказывается приветствовать этого царя. «Народ безмолвствует…»
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/372-tragediya-as-pushkina-boris-godunov.html
Основная тема трагедии “Борис Годунов”
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Борис Годунов / Основная тема трагедии “Борис Годунов”
Скачать сочинение |
Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
Борис наделён многими положительными чертами.
Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
Что, Ксения, что милая моя?
В невестах уж печальная вдовица!
Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
Безвинная, зачем же ты страдаешь? '
Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
Учись, мой сын, наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни…
Учись, мой сын, и легче и яснее-
Державный труд ты будешь постигать.
Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
Несмотря на все эти качества, народ не любит царя.
Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство.
Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)».
Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками '.
Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин.
Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
рисует Бориса как убийцу Димитрия.
Но, в противоположность
писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
неудачу основать царскую династию Годуновых.
Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы.
Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» и не казаками, а «мнением народным».
Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ – основная, решающая сила истории.
Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
49963 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Борис Годунов / Основная тема трагедии “Борис Годунов”
Смотрите также по произведению “Борис Годунов”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://litra.ru/composition/get/coid/00035201184864159801
Сочинение Анализ трагедии Пушкина Борис Годунов
Писать пьесу «Борис Годунов» Пушкин начал зимой в 1824 и закончил 1825 году. В этот период Пушкин находился в ссылке, в Михайловском. Это был переломный момент для писателя, он уходил от романтизма к реализму.
«Борис Годунов» это первая реалистичная трагедия, для написания Пушкин изучал материал, где были описаны факты о смутном времени. Главная тема в произведении это вопрос самодержавия и крепостного права. Замыслом автора было не использовать исторические данные для острого сюжета, а показать реальные исторические события.
Пьеса начинается с описания Москвы в 1598 году, когда умирает царь Федор, сын Ивана Грозного, не оставив после себя наследников. Незадолго до его смерти возвысился сам Борис Годунов, брат жены Федора. Царь Федор был верующим, и почти все время молился и был не способен царствовать, вместо него этим занимался Годунов, чье значение возросло после гибели Ивана Грозного.
Не имея детей после смерти Федора, на престол должен взойти его брат. Будучи ребенком не способным править, Дмитрий был отправлен Годуновым с матерью в Углич. В 1591 году появляется слух, что царевич погибает по указанию Годунова. После расследования, которым занимался Василий Шуйский, народу объявляют, что царевич Дмитрий во время припадка зарезался сам.
В результате встал вопрос об избрании царя. Бориса Годунова долго уговаривали, он отказывался, зная, что против него строят козни бояре.
Во время царствования Годунов терпит неудачи, в это время происходит неурожай, произошел страшный пожар в Москве. Народ, уставший от крепостного права, набирал недовольство. К концу своего правления Борис стал более жестоким, усилил гонение оппозиционных семей, повсюду отправлял шпионов.
Пиком стало появление Лжедмитрия в Польше. Годунов объявил, что это бежавший монах Григорий Отрепьев. Собрав войско, Лжедмитрий пошел на царя войной, народ его поддержал в надежде на упразднение крепостного права.
В этот период скоропостижно умирает Годунов. В результате главный полководец предает семью Годуновых и переходит на сторону Лжедмитрия, а бояре чтоб угодить ему убивают жену и сына царя.
И Лжедмитрий становиться правителем.
Но у Пушкина главным героем является сам народ, который и решают будущее государства. Именно безмолвие народа показывает, что они не принимают нового царя. В последних сценах трагедии отчетливо видна роль народа. Они как мощная сила и моральная составляющая, за ним стоит последнее слово.
Вариант 2
Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так для различных критиков.
Многие люди, которые пытались снять фильм, по этой трагедии не улавливали саму суть, саму загадку и сложность «Бориса Годунова», поэтому чаще всего фильмы выходили не такими потрясающими как книга. Многие литературоведы писали, что многие моменты из книги напоминают определённых людей в истории, а также события.
Например, что в персонаже Самозванец, Пушкин на самом деле показал себя, в образе Бориса – правителя Александра 1, а Гришка Отрепьев – это некий предвестник восстания декабристов.
Главная тема трагедии «Борис Годунов» – это тема власти и величия, к которой стремятся персонажи повести. Они идут к ней, невзирая на других и на правила приличия, они показывают свой настоящий характер, свою гордость и самолюбие.
Герои забывают о том что царская власть для всех верующих означает, что царь некий посланник Бога, который должен защищать свой народ, от различных бед забыв о своих личных проблемах.
Но не один из героев, не подходит для этого, ведь они все это делают лишь для собственного величия.
Народ великой страны молиться всевышнему за царя, чтобы он правил долго и светло. Подданные подают в отчаянье и начинают презирать себя после того как убили Дмитрия, и на престол зашел Годунов. Самое интересное, что еще неясно, что царевича убили, а также кто это сделал, поэтому многих людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина.
Основная идея трагедии «Борис Годунов», тем, что царя, Бориса погубила его гордыня, ужасный характер, но самое главное властолюбие. Во время всей истории, он конфликтует со своей совестью, и всеми силами пытается выйти из этого конфликта победителем.
Но все заканчивается тем, что он находит выход только в покаянии. Но не в обычном покаянии перед Богом, рассказывая обо всех своих ошибках и неудачах. Для Годунова покаяние – это отказаться от власти, от престола и величия.
Но он не готов каяться перед Богом и лишиться власти, даже перед смертельной опасность, но не готов это делать: «Повремени, Владыка патриарх, // я царь ещё…». Годунов передает свою власть сыну и дает ему советы, что и как нужно делать, когда ты царь.
Можно подумать, что он любит своего ребенка, но даже это делается из собственной гордыни: «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».
В конце понятно, что стремление Бориса к власти, собственного величия над другими людьми сделали его очень гордым и нанесли на него некое проклятие судьбы. Может если бы он отрекся от власти, покаялся Богу, он бы смог жить дальше, но из собственных противоречий, он не смог это сделать.
Сочинение по произведению Борис Годунов
Пушкин одно из своих самых выдающихся произведений находясь в изгнании. Поэт работает над произведением-трагедией «Борис Годунов». Данное произведение было действительно современным по тем времена и освещало проблемы того времени. Поднимался вопрос самодержавия и крепостного права. Самое главное то, что Пушкин рассматривает народ, как полноценного участника в борьбе за освобождение.
В 10 и 11 томах вышла «История государства Российского», которая и стала источником информации для Пушкина. В этих томах было описано «смутное время». В эти времена народ восстал, против закона о крепостном праве.
С трона убрали сына Годунова – Федора, а Борис перед этим событием умер. Поэт, написав свое произведение, показал читателю подлинные действия тех времен.
Пушкин использовал исторический материал не для украшения своего произведения, а лишь с одной целью, показать людям правду.
Нынешний царь Федор не имел детей, поэтому его наследником был брат Дмитрий. Годунов сделал все так, чтобы ему никто не мешал прийти к власти. Из Москвы выдворяют царевича, а Дмитрий как-то странно умер. Теперь нужно было выбрать царя и им стал Годунов. Первые четыре части произведения Пушкина рассказывают об этих событиях.
На троне у Бориса начались неудачи. Во-первых, в государстве был неурожай и соответственно голод, во-вторых горела Москва и много людей остались без дома. Люди устали от такой власти, от крепостного права.
Злость и ненависть к Борису росла. На закате своего правления царь усилил нажим на людей. Людей сажали, изгоняли. Так же Годунов придумал молитву, в которой просилось за его здоровье.
Каждый должен был читать ее за обедом.
Однажды объявился самозванец, который представился как Дмитрий (который погиб). Люди поверили ему, и он начал собирать войско против Годунова. Народ был за него, так как самозванец выступал за отмену крепостного права.
Вскоре умер Борис и это способствовало скорому концу нынешней власти. Место правления занял сын Бориса – Федор. Но, его никто не поддерживал, да и лучший полководец Басманов принял сторону самозванца.
Бояре так же не стояли в стороне им в конце концов убили Федора и его мать. Теперь Москву занял самозванец со своими людьми.
Но, все главные герои произведения не являются его ключевыми фигурами, главным является народ. Именно люди решают судьбу всех героев.
В конце произведения народ превращается в страшную силу, которая крушит все на своем пути. Теперь люди решают свою судьбу и дальнейшую судьбу действующих лиц.
Но, народ не поприветствовал нового царя Дмитрия, ведь они увидели, что тот тоже начал править с убийством безоружного мальчика и его матери.
Анализ 4
Одним из трагических произведений великого писателя А.С.Пушкина является поэма «Борис Годунов», в нее он внес массу трагедий как между героями, но так же и заключил в нее трагедию всего общества. Народ и царь – это основная тема, которая вошла в основу произведения Александра Сергеевича Пушкина “Борис Годунов”.
Сам же Борис Годунов был описан как положительный персонаж, на первый взгляд он казался не только хорошим царем, но и являлся прекрасным отцом и семьянином. Который очень сильно старался поддерживать своих детей во всех историях. Вместе со своей любимой дочерью переживает горе о потере ее жениха. Поддерживает своего сына в его желании получать большие знания в науке.
Он очень умен, его желанием было, принести довольствие народу своему, после получения престола.
Борис был хорошим продуманным политиком, душевным человеком в отношении людей, просчитывал шаги наперёд зная всю обстановку страны. Даже, несмотря на все плюсы и положительные качества, население страны его не особо то и любили.
Думая об укреплении связей и западными европейскими государствами, он просватал свою дочь за шведского королевича. В отношении к народу он продолжает политику некоторых московских монархов, он настаивает на том чтобы каждый крестьянин принадлежал одному помещику и не имел ни каких прав.
Тем самым он полностью переходит к враждебному отношению людей к его персоне.
Борис отличался от своих предшественников, тем что завоевал свои престол не честным путем, он не получил его по наследству, а совершил преступление, убив младенца Дмитрия. Так считали не только народ, но и многие писатели того времени.
Это абсолютно не красило его образ, как правителя, но и очень мучительно терзало его душу, это было лишь маленькой частью огромной трагедии его судьбы.
Активную борьбу с его персоной вели не только бояре, донские казаки и польская шляхта, но и во главе стоял сам народ, это и было основной причиной его трагической кончины.
Тем самым Александр Сергеевич, показывает в своем произведении, если правитель лишится поддержки и уважения своего народа, ухудшая сам свое положение, обманывая крестьян, которые впоследствии его тирании не только возненавидели его, но и считали деспотом. Конечно же ничем хорошим для такого представителя правления как Борис Годунов это закончиться не могло, кроме как смерти от рук тех кого он пытался приручить под собственную власть.
Первое появление этого произведения на свет, где Пушкин, так же являлся героем. Произвело огромное впечатление на общество, которому он впервые его прочитал, кто-то был в недоумении от исходящей импульсивности и в ошеломлении.
И по сей день уникальность этого произведение затягивает читателя в глубину истории, завораживает своим интригующим сюжетом. Образ мыслей писателя не оставляет никого равнодушным, даже критики высказывали свое мнение в воодушевлении.
← История создания драмы Борис Годунов
← Анализ произведения Полтава↑ ПушкинАнализ особенностей литературного языка Пушкина →
Жанр произведения Дубровский →
- Сочинение Что такое бегство от реальности? (итоговое)
В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение
- Как Вакуле удалось преодолеть козни Черта в рассказе Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение 6 класс
План был простой. Небо без луны и звёзд будет чёрным и ничто оттуда не будет освещать землю. Так и получилось.
- Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 класс
Если рассматривать картины знаменитого художника Венецианова, то можно сделать один вполне логичный вывод, этот художник специализировался на написании портретов
- Сочинение Компьютер в моей жизни рассуждение
В наше время жизнь невозможна без применения компьютерных технологий. Данная техника стала практически родным человеком, ячейкой общества. Многие люди, просыпаясь первым делом, проверяют свою почту.
- Сочинение про Лису (описание животного)
С самого детства, мы встречались с образом этого животного, во многих сказках и повестях. В каждой из них, лисица символизирует собой воплощение хитрости и коварства. Стоит вспомнить известную всем сказку
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-boris-godunov