Краткое содержание “повести о петре и февронии муромских”: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении

Краткое содержание повести о Петре и Февронии Муромских для читательского дневника | Литерагуру

История Петра и Февронии — настоящий пример крепких отношений, которым не страшны невзгоды. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. И даже смерть не смогла разлучить их.

Такую историю, описанную вкратце, необходимо всем иметь под рукой, ведь основные события в книге, ее богатый деталями сюжет пригодятся для аргументации в разнообразных сочинениях.

Так что кратчайшее содержание повести для читательского дневника – не спасение для нерадивых учеников, а клад для дальновидных и находчивых школьников.

(483 слова) В городе Муром правил князь Павел. К жене его часто наведывался змий-искуситель. Задумал князь убить его, и попросил свою супругу спросить у существа, знает ли оно, от чьей руки ему суждено погибнуть.

Обратите внимание

Она исполняет просьбу мужа и узнает, что змия может убить брат Павла, которого зовут Петр, с помощью Агрикова меча. Герой все рассказал брату, и тот, не задумываясь, решил расправиться с нежеланным гостем.

Однажды Петр пришел в церковь, и там один юноша показал ему, где находится этот меч.

Во время очередного визита Петр удивился, что Павел может так быстро перемещаться по комнатам. Сначала его брат сидел в своих покоях, а уже через несколько секунд оказался у жены. Павел рассказал, что змий может превращаться в него. Петр убил змия, но был забрызган его ядом. На теле появились язвы.

Петр стал искать того, кто мог бы вылечить его. Больного перевезли в Рязанскую область. Слуга нашел дом, в котором жила знахарка Феврония. Женщина поставила условие: она вылечит его, если после выздоровления Петр возьмет ее в жены. Герой согласился.

Тогда она приказала ему идти в баню и там намазать лечебной мазью все язвы, за исключением одной. Он прислал ей лен и сказал, чтобы она соткала рубаху, пока он моется. А она передала ему полено с просьбой превратить его в токарный станок.

Так, герой понял, что имеет дело с умной девушкой.

Петр выздоровел и отправил Февронии подарки. Он надеялся, что дарами сможет откупиться от девушки. Он не хотел жениться. Однако через некоторое время язвы снова начали появляться, и больному пришлось вернуться к Февронии. Он окончательно выздоровел и принял решение жениться на спасительнице.

После смерти князя Павла, ему на смену пришел править Петр. Бояре относились к Февронии с презрением и заявили Петру, что не желают видеть ее княгиней. Они  предложили ей уехать из Мурома. Правитель не хотел оставлять жену и отправился вместе с ней.

По дороге, когда один путник возжелал Февронию, она приказала ему зачерпнуть воды с одной и с другой стороны реки и выпить. Он заявил, что вкус один и тот же. А она в ответ молвила, что и дамами так: не стоит изменять в поисках новых ощущений, все, что ты видишь в другой девушке, есть в твоей законной супруге.

Важно

Петр и Феврония проплыли почти половину пути и остановились  на ночлег на берегу. Наутро пришли вельможи, которые попросили их вернуться.

Видя свою приближающуюся старость, князь и княгиня просили Бога умереть в один день. Тогда же они приняли монашество. Петр был наречен Давидом, а Феврония — Ефросиньей. Бог услышал их молитвы и исполнил просьбу: оба умерли 25 июня.

Но похоронили их поодиночке. А общий гроб, который был приготовлен князем и княгиней еще при жизни, остался пустым. На следующий день Давид и Ефросинья чудесным образом оказались именно в том гробу, который был предназначен для двоих.

Люди пытались разлучить их и перезахоронить каждого в отдельном гробу, но безуспешно. Наутро они все равно оказывались вместе. Тогда было принято решение похоронить Петра и Февронию в церкви Рождества  Богородицы, согласно их последней воле.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-o-petre-i-fevronii-muromskih-dlya-chitatelskogo-dnevnika/

“Повесть о Петре и Февронии Муромских” в кратком содержании

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет “от Петрова плеча, от Агриковамеча”.

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил,’что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной.

Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок.

Совет
Совет

Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

[/su_box]

Наутро он проснулся здоровым – на теле была лишь одна язва, – но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии.

Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества.

А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Фев-ронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Обратите внимание
Обратите внимание

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

[/su_box]

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух.

Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем – что ждать больше не может.

Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида – у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию – в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились “в едином гробе”. Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Источник: https://home-task.com/povest-o-petre-i-fevronii-muromskix-v-kratkom-soderzhanii/

Краткий пересказ повести о Петре и Февронии Муромских

5-9 класс

В городе Муроме правил князь Павел. Вот стал к его жене летать змей в образе Павла и соблазнять ее. Жена поведала об этом мужу. В следующий прилет змея она выведала о кончине его: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У Павла есть брат Петр, который находит Агриков меч в церкви, на алтаре, и убивает змея. На теле Петра остались незаживающие язвы. Петр посылает слуг в Рязанскую землю, где, по слухам, живут хорошие лекари. Один из слуг князя заходит в крестьянскую избу, в которой сидит девушка — Феврония. Заговорив с ней, он удивляется ее уму.

Например, она говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». На вопрос, что это значит, Феврония отвечает: «Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши.

Важно

А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами». Молодой человек рассказывает о болезни князя, и крестьянка берется его вылечить, но с тем условием, что Петр возьмет ее в жены. Она отдает слуге князя мазь и велит мазать все раны на теле, кроме одной.

Это впоследствии дает ей возможность заставить князя выполнить уговор. Петр хочет проверить ум крестьянки и посылает ей пучок льна с просьбой соткать из него рубаху, портки и полотенце. В ответ на это девушка отсылает князю маленькую чурочку, прося сделать из нее ткацкий станок и все необходимые для работы инструменты.

Находчивость Февронии удивляет Петра, но жениться на ней он не собирается. Он возвращается в Муром и вновь заболевает от оставшейся одной раны. Петру приходится жениться на Февронии.

Ответить

Максим61rus / 04 сент. 2013 г., 20:39:12

“Повесть О Петре и Февронии Муромских”

Вопрос №4:В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования. Какое чудо совершалось неоднократно после смерти Петра и Февронии? В чём смысл этого чуда? Можно ли говорить о том, что оно является символом? Какие ещё эпизоды можно считать символическими?

Напишите пожалуйста ответы на вопросы! Выручите! Заранее спасибо!!!

Вы находитесь на странице вопроса “Краткий пересказ повести о Петре и Февронии Муромских“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/875164_kratkij-pereskaz-povesti-o-petre-i-fevronii-muromskih/

Краткое содержание Повести о Петре и Февронии Муромских (*Общие критические статьи)

Существует замечательная муромская “Повесть о Петре и Февронии”. Ее герои – исторические лица, которые княжили в городе Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

В этой популярной в свое время повести историчны только имена. Жили два брата – Петр и Павел. Павел правил своим городом, а Петр – своим уделом.

Как-то, когда Петр приехал проведать брата, он заметил глубокую печаль в его лице.

Совет

Зашел к княгине и видит – рядом с ней сидит второй Павел. Смутился Петр, вернулся, стал спрашивать брата, как это понимать. А Павел ему ответил, что у княгини сидел не он, а змий в его образе. Прилетает он в дом, ударится оземь, примет образ Павла и идет в покои княгини, там они целуются-милуются.

Больно стало Петру за брата, и он спросил: отчего умрет змей окаянный? Брат ответил: “От Агрикова меча, от Петрова плеча”. Понял Петр, что это он должен уничтожить змия. Но где достать Агриков меч? Он молился, молился, и было ему видение. Овладел Петр Агриковым мечом, вступил в кровавый бой со змием и разрубил его мечом.

Но вот беда – кровь окаянного, брызнув, попала на Петра, и тот покрылся струпьями.

Никакое лечение не помогало.

Отправили отроков искать лекаря. Один из них забрел в чей-то двор, зашел в избу, там девица ткет, а перед ней заяц прыгает. Стал он ее расспрашивать. Она отвечает, что зовут ее Февронией, что, если были бы в доме уши и глаза, она бы встретила его как следует, что отец с матерью “поидоша в заем плакати”, а брат через ноги в лицо смерти своей смотрит.

Удивился отрок чудным речам, попросил объяснить, о чем это она. Девица сказала, что “уши” – собака, “глаза” – ребенок; будь они в доме, она была бы предупреждена о его приходе и переоделась бы.

Родители пошли оплакивать покойника (когда придет их черед помереть, и по ним будут плакать), а брат – древолаз, мед снимает с деревьев, многие так лазали и расшибались.

“Чудная девица, – подумал отрок, – а вдруг она и князя нашего вылечит”. А она говорит, что смогла бы, если князя привести к ней. Отрок возмутился: как она смеет требовать к себе князя! Но Феврония сказала, что князя нужно привести к ней и, если он будет смиренен в ответах, то выздоровеет.

Читайте также:  История создания романа "обломов" гончарова: творческая история произведения

Вернулся отрок, доложил князю, тот поехал к Февронии. Посылал сначала к ней слугу. Слуга посулил Февронии богатую награду. Но та заявила, что князь должен на ней жениться. Князь обещал. Феврония дала ему мазь и велела после бани смазать ею все струпья, кроме одного.

Он так и сделал, очистился, но жениться на мужичке не захотел и через некоторое время снова весь покрылся нарывами. Пришлось ехать к Февронии. Она снова дала ему мазь. Он опять очистился, но на этот раз женился на Февронии, и стали они княжить.

Обратите внимание

Однако боярам очень не нравилась Феврония с ее крестьянской простотой и привычками. Стали они ее донимать, обвинять в нарушении чина – ничего не вышло, уж больно умна была Феврония.

Тогда просто попросили: “Отоидеши, амо же хощеши!” Она согласилась уйти, но только с князем. Они отчалили на корабле.

А в Муроме тем временем начались беспорядки, борьба за власть. “Мнози бо вельможа во граде погибоша от меча”. Оставшиеся в живых стали умолять князя вернуться в Муром и по-прежнему “державствовать” в нем. Петр и Феврония вернулись.

Шло время, состарились они, приняли пострижение, но уговорились умереть в один день и час и чтобы их похоронили в одном гробу. Но не сразу им удалось осуществить задуманное. То она работу должна закончить, то он делом занят. Но наконец сговорились и померли, как хотели.

Однако люди уложили их не вместе, а как привыкли – каждого в свой гроб. Гроб с телом Петра поместили в Муроме в церкви Богородицы. А гроб с телом Февронии – “вне града”, в женском Воздвиженском монастыре. Наутро оба гроба оказались пустыми, а тела усопших супругов “обретоста в едином гробе”. И так дважды.

Пришлось примириться, похоронить их вместе. Так были они погребены, а чуть позже причислены к лику муромских святых.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-o-petre-i-fevronii-muromskix-obshhie-kriticheskie-stati/

“Повесть о Петре и Февронии Муромских”: краткое содержание

Развитие агиографического жанра приводит в 40-е гг. XVI в. к созданию оригинального памятника, воспринявшего как особенности житийного жанра, так и фольклорные элементы. Речь идет о произведении, которое, бесспорно, относится к числу шедевров древнерусской словесности.

Автором произведения, как установлено сравнительно недавно, был псковский священник и публицист Ермолай-Еразм. “Повесть о Петре и Февронии” предназначалась, судя по всему, для включения в грандиозный агиографический свод — «Великие Минеи-Четьи».

Однако митрополит Макарий руководствовался строгими нормативными требованиями. Оригинальное житие Ермолая-Еразма не соответствовало этим критериям, существенно расходилось с классическим каноном жития и потому не вошло в агиографическую “энциклопедию” Макария.

В книжной традиции оно бытовало независимо от «Миней-Четьих».

Важно

Житие было посвящено муромским местночтимым святым: князю Давиду (Петру) и его жене Ефросинье (Февронии), которые жили, вероятно, в XIII в. и были канонизированы на соборе 1547 г. как «новые чудотворцы» (реальные исторические прототипы княжеской четы точно не установлены).

“Повесть о Петре и Февронии Муромских” представляет собой небольшой ансамбль, состоящий из четырех новелл. Первые три связаны друг с другом причинно-следственным способом, четвертая присоединяется логико-хронологическим.

Существенно, что именно первые три части содержат сюжеты, имеющие в основе устные предания, а последняя восходит к традициям собственно агиографии.

Краткое содержание “Повести о Петре и Февронии Муромских”

Первая часть играет роль своеобразной экспозиции. Здесь повествуется о том, что к жене муромского князя Павла стал наведываться нечистый дух в облике “летящаго змия”. Княгине удалось выведать секрет «змия»: он может умереть только от “Петрова плена и Агрикова мена”. Избавителем должен выступить брат князя Павла, Петр.

Герою помогает чудесный отрок, который указывает на место, где хранится оружие. В алтарной скважине между «керамидами» храма главный герой находит чудесный меч и в назначенный день является в палаты Павла, чтобы убить нечистого. Но «змий» принимает облик Павла, и только с помощью хитрости Петру удается уничтожить демона. Однако оборотень “окропи блаженного князя Петра кровию своею”.

Тело князя покрылось язвами. С этого момента он ищет исцеления.

Ему стало известно, что в Рязанской земле много искусных врачей. Именно туда едет сам князь. Один из его отроков приходит в село Ласково на безлюдный крестьянский двор. В доме перед слугой князя предстает «видение чюдно»: в комнате сидит прекрасная девушка-ткачиха, а «пред нею же скача заец».

Разговор слуги и крестьянки Февронии строится по канонам сказочной прозы. Мудрая простолюдинка задает загадки, на которые слуга не в силах ответить. Феврония берется исцелить князя. Единственным условием договора становится непременная женитьба Петра на Февронии.

Князь недоумевает: «Како князю сущу древолазца дщи пояти себе жену!» Однако надеется на свою хитрость и соглашается с требованиями Февронии. Одновременно он пробует испытать мудрость девицы и велит ей из пучка льна соткать одежду и “убрусец”. Крестьянка в ответ просит невыполнимого: соорудить из лучины, отколотой от малого поленца, ткацкий стан.

Князь дивится мудрости Февронии. Она исцеляет его с помощью чудесной мази, но предусмотрительно оставляет одну язву незалеченной.

Князь выздоровел и готов наградить мудрую девушку, отправляя ей дары. Тем не менее, на женитьбу он не согласен. Феврония отвергает дары князя. Петр возвращается в Муром.

Совет

Однако незалеченная язва становится причиной того, что страшная болезнь повторяется, и от одного “струпа” образуется множество новых ран.

На этот раз Петр принимает условия целительницы, и Феврония становится муромской княгиней.

После смерти Павла Петр наследует престол в Муроме. Бояре князя по наущению своих завистливых жен начинают преследовать Февронию как безродную и недостойную великой чести. Гонители недовольны тем, что княгиня ведет себя за столом, словно крестьянка, собирая в ладонь хлебные крошки.

Князь снова решил испытать мудрую женщину. Однажды Петр «приим ю за руку и, развед, виде ливан добровонный и фимиян». Так совершается первое чудо: крошки сверхъестественным образом превращаются в руке княгини в ладан и фимиам. Преследования бояр тем не менее не прекращаются.

Они требуют от князя изгнать Февронию из города. Княгиня готова подчиниться гонителям, но при этом просит выполнить только одно условие: «Дадите мне его же, аще аз воспрошу у ваю». Безумные бояре, «не ведуще будущаго», соглашаются.

Феврония готова покинуть город, но только вместе с князем Петром.

Желание своей супруги Петр считает вполне законным, объясняя свое решение оставить Муром необходимостью жить согласно евангельским заповедям: муж не может без достаточных на то оснований изгнать жену; лучше отказаться от власти, чем нарушить Божественный порядок.

Супруги покидают Муром на судах, спускаясь по Оке. На ладье Феврония чудесным образом разгадывает злой умысел недоброго человека, а во время остановки, на берегу, благословляет поврежденные деревца. Утром деревца процвели и украсились пышной листвой.

Этому эпизоду предшествует важная в смысловом отношении сцена: на какое-то время Петр усомнился в правильности своего решения, но Феврония успокаивает его.

Обратите внимание

Мудрой женщине известно будущее: “Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Промысленик всему, не оставит нас в низшете быти!”.

Между тем в Муроме бояре начали междоусобную брань. Они не поделили власть. Народ Мурома просит князя и княгиню вернуться. Так истинный ум и знание сокровенных тайн Божьих побеждает безрассудство и злой умысел. Петр и Феврония становятся добрыми покровителями города, правят “бес порока”, снисходят к мольбам несчастных.

В последней новелле Ермолай-Еразм рассказывает о чудесной кончине благоверных супругов. Незадолго до смерти Петр и Феврония принимают постриг. Князь удаляется в мужскую обитель, а княгиня подвизается в женском монастыре.

Как истинные праведники, герои повести знают час своей кончины. Петр первым готовится к смерти. Он отправляет к блаженной Февронии, нареченной Ефросинье, весть: “Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе”. В это время бывшая княгиня вышивает священный покров («воздух») для храма.

Она просит Петра, во иночестве Давыда, подождать: работа еще не завершена. Во второй и в третий раз благоверный Петр отправляет посыльного в женский монастырь.

Феврония успела завершить только лики святых, но на этот раз она прекращает работу и, воткнув в покрывало иглу и обмотав вокруг иглы нить, отходит к Богу одновременно со своим бывшим супругом.

Чудесное провидчество и верность находят продолжение и после смерти. Святые завещали похоронить себя в одном месте, но люди нарушили их волю.

Тела святых положили в отдельные гробы, но на следующий день тела оказываются в общем, заранее подготовленном гробу. Чудо повторяется, и люди уже не смеют перечить Божественной воле.

Важно

На этом заканчивается “Повесть о Петре и Февронии Муромских” (краткое содержание).

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

Источник: http://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/obshhie_stati/povest_o_petre_i_fevronii_muromskikh_kratkoe_soderzhanie/81-1-0-488

Повесть о Петре и Февронии Муромских – краткое содержание?

“Повесть о Петре и Февронии” является одним из шедевров древнерусской литературы и хотя ее автором называют Еразма-Ермолая, на самом деле автором этого произведения является сам русский народ, ведь литературный вариант повести был создан на основе устных народных преданий.

Вот краткое содержание повести:

Дело было в городе Муром, где правил князь Павел. Повадился летать в его княжество дьявол в образе змея, впрочем змеем он представлялся только жене Павла, а для других был вылитым князем Павлом, так что все думали, что это сам князь находится со своей супругой.

Жена не стала скрывать от мужа прилеты змея и князь попросил у нее узнать, как можно змея извести. Оказалось, сделать это можно только мечом Агриковым и плечом Петра. Петром оказался брат князя, а меч находился в церкви. Взял Петр меч и убил змея, однако и сам пострадал – от змеиного яда его тело покрылось язвами и струпьями, он заболел проказой.

И было явлено ему видение, что излечит его может только дочь древолаза. Отвели тогда Петра в земли Рязанские на излечение. Там в деревне Ласково познакомился он с Февронией, дочерью древолаза-бортника. Дала Феврония Петру хлебной закваски и велела помазать все язвы, кроме одной, пообещав что он исцелится, но в благодарность будет должен на ней жениться.

Петр же мучимый сомнениями решился испытать Февронию и предложил ей сделать из пучка соломы полный набор одежды, на что Феврония предложила Петру сделать ткацкий станок из одного полена. Петр убедился в мудрости Февронии и намазался закваской. Все язвы быстро зажили, но Петр не захотел жениться на Февронии и уехал.

Последняя же язва быстро разрослась и Петр вновь покрылся страшными язвами. Это заставило Петра вернуться к Февронии и взять ее в жены.

Тут умирает князь Павел и его место занимает Петр. Бояре оказываются недовольны незнатной супругой князя и наговаривают на нее. Однако Феврония с честью выходит из всех испытаний, и даже крошки со стола у нее в руке становятся благовониями.

Бояре стояли на своем и потребовали выгнать Февронию, но Петр ушел вместе с супругой, отказавшись от княжения. Когда Петр и Феврония плыли на корабле, Феврония постыдила человека, который взглянул на нее с вожделением будучи женатым, сказав, что как одинакова вода по оба борта корабля, так и одинаково женское естество.

Совет

Феврония продолжала творить чудеса и из подрубленных для костра молоденьких деревцев вырастила большие дерева.

В это время пришли к Петру и Февронии бояре из Мурома и стали умолять вернуться и править ими, ибо царили в Муроме смуты и раздоры после отплытия законного князя. Согласились супруги и стали править справедливо. Вскорости решили они просить бога об одновременной смерти и для этого приняли монашеский постриг.

Петр в монашестве получил имя Давида, а его супруга – Ефросинья. Будучи в монастыре Ефросинья занималась вышиванием специальных покровов для алтаря – воздухов, на которых она изображала святых.

Дважды просил ее Петр в письмах что время пришло умирать и ему уже сил нет терпеть, но Феврония отвечала, что еще не успела дошить воздух, и только на третий раз она согласилась умереть, хотя и не успела вышить одежды последнего святого.

Петр и Феврония умерли в один день, 25 июня, но сперва их похоронили в разных местах. Однако наутро их тела оказались в едином гробу, который они заранее приготовили для себя, выточив его из цельного камня.

Их снова попытались перезахоронить по-отдельности, но тела святых снова оказались вместе и никто больше не стал противится воле Петра и Февронии и они были захоронены в одном гробу у стен соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/146451-povest-o-petre-i-fevronii-muromskih-kratkoe-soderzhanie.html

Повесть о Петре и Февроний Муромских читать полностью или кратко

Автор: Ермолай – Еразм

Год издания книги: 1547

Книга Ермолая – Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» наравне с «Повестью временных лет» считается одним из лучших образцов древнерусского творчества. Написана она была после канонизации в святые Петра и Февронии на Московском соборе.

Сами же главные герои повести предположительно жили в Муроме и умерли в 1228 году.

Полное название произведения «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии».

Сюжет «Повести о Петре и Февронии Муромских» кратко

В «Повести о Петре и Февронии Муромских» читать можно о событиях, разворачивающихся в городе Муроме. Правит в этом городе князь Петр. Велел дьявол крылатому змею летать к жене Петра на блуд. Перед всеми змей показывался в обличии Петра, а перед женой его в истинном обличии.

Рассказал жена князя о том, что силой овладел ею змей. Но князь не знал, что делать. И велел он тогда жене расспросить змея, как его погубить. Хитростью женщина выспросила у змея какова будет его смерть. Змей уверял, что погибнет от «Петрова плеча и от Агрикова меча».

У князя был брат Петр, но где взять Агриков меч некто не знал.

Брат князя любил в одиночестве ходить по церквям. В одном из таких походов к нему подошел отрок и предложил показать Агриков меч. Петр не раздумывал и достал его из алтарной стены между плит. Об этом он рассказал брату, и все стали ждать подходящего момента. И момент этот не преминул случится. Каждый день Петр ходил к брату своему и снохе дабы отдать им поклон.

Обратите внимание

И вот однажды он зашел к брату, а от него пошел к снохе. Но Петр уже был там. Тогда вернулся он в покои брата и велел ему некуда отсюда не выходить. Взял он меч Агриков и ударил им змея. Змей приняла свое естественное обличье, но перед смертью обрызгал Петра своей кровью. И на тех местах где попала кровь змея появились у Петра язвы страшные.

Читайте также:  Критика о пьесе "бесприданница" островского: отзывы современников

Не один врач не мог совладать с этими язвами.

Далее в «Повести о Петре и Февронии Муромских» кратком содержании вы узнаете, как познакомились главные герои. Отправился Петр в землю рязанскую, где было много хороших врачей. Один из княжеских отроков забрел в село Ласково и зашел в дом древолазов.

Так называли собирателей меда, которые лазали за ним по деревьям. В этом доме он встретил Февронию, которая очаровала его своей мудростью и словами. Рассказа он ей о беде Петра и девушка согласилась помочь. Но только с одним условием.

Коль вылечит она Петра быть ей его женой.

Пренебрежительно отнеся к словам девушки главный герой «Повести о Петре и Февронии Муромских». Дал обещание, но женится на дочери древолаза не собирался. Девушка же взяла плошку хлебной закваски дунула на нее три раза и велела князю истопить баню. А те места, которые покрыты язвой, помазать закваской, кроме одной.

Слишком просто это показалось князю и велел он передать девушке пучок льна. Из него он велел пока он будет в бане сшить ему сорочку и одежду, и платок. Слуга передал слова Петра девушки. Та же велела отрубить чурбачок от поленца и смастерить из него ткацкий стан, пока она вычешет пучок льна. Подивился Петр таким словам и велел передать, что это невозможно.

Тогда и Феврония велела передать, что из пучка льна рубахи даже не сшить.

В точности выполнил наказы Февронии Петр. И уже на следующий день исцелился. Послал он дары девушке, которая Феврония не приняла, а сам отправился в Муром.

Но от той одной язвы, которую он не помазал, пошли у него новые и стало их как прежде. Вернулся тогда он вновь к девушке и просил вылечить его вновь. Феврония ничуть не обидевшись поставила те же условия.

На этот раз Петр вылечился и взял девушку в жены. Возвратились они в Муром и жили они благочестиво.

Важно

Далее в «Повести о Петре и Февронии Муромских» читать можно о том, как князь Павел умер и его место на престоле занял Петр. Но сословие Февронии обижало жен бояр. Тогда стали они на нее клеветать, что мол крошки собирает со стола. Но когда князь решил проверить это, то в руках жены обнаружился ладан благоухающий.

Тогда стали бояре князя просить выбрать себе новую жену. Но Петр велел боярам спросить этого у Февронии. И когда во время пира все бояре как один стали просить Февронию уйти, то она сказала, что уйдет только вместе с князем. Бояре обрадовались. Ведь каждый видел себя самодержцем.  Петр же не решился рушить законы божьи.

Быстро собрали бояре корабли и Петр с Февронией отплыли по Оке. Вместе с ними отплыл один человек, жена которого была на этом же корабле. Посмотрел он на Февронию с помыслом, но святая сразу этот помыслы поняла.

Велела она ему отпить воды сначала правого борта лодки, а затем левого. И спросила какая вода вкуснее. Ответил тот человек что одинакова. «Так и естество женское одинаково» — ответила ему Феврония. К вечеру они пристали на ночлег.

Повар обрубил несколько маленьких деревцев, чтоб поставить чан. Святая подошла и сказала, что на утро это будут большие деревья. Так и случилось. А еще утром пришли гонцы из Мурома. Просили они князя вернуться.

Ведь устроили бояре, как в книге Бориса Акунина «Вдовий плат», резню страшную, пытаясь сесть на престол. Вернулся князь Петр и Феврония в Муром и правили мудро.

Когда же пришла им пора благочестивого представления стали молить Петр и Феврония, что умереть в один день. И даже заказали себе сделать из одного камня два гроба с тонкой перегородкой.

В то время главная героиня «Повести о Петре и Февронии Муромских» работала над ликами святых для храма пречистой Богородицы. Пришло ей известие от мужа, что он скоро помрет и просит ее вернуться. Феврония просила подождать. И так два раза.

Совет

На третий раз она отправилась к мужу и умерли они в один день 25 июня.

Но люди решили нарушить завет князя. Им соорудили отдельные гробы и поставили их в отдельных частях города. Но на утро оба тела лежали в их двойном гробу. Тогда люди еще раз разделили Петра и Февронию, но на утро они вновь были вместе. Так и остались они вместе в городском храме пресвятой Богородицы.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» на сайте Топ книг

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Тем не менее это позволило произведению занять высокое место в нашем рейтинге лучших книг осени 2016, а также быть представленным среди лучших исторических книг. И скорее всего мы еще не раз увидим этот образец старославянской письменности на страницах нашего сайта.

На сайте Топ книг «Повесть о Петре и Февронии Муромских» читать онлайн вы можете здесь

Источник: https://top-knig.ru/povest-o-petre-i-fevronii-muromskix/

Анализ “Повести о Петре и Февронии Муромских” | Инфошкола

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Национально-историческая основа повести. Повесть о Петре и Февронии представляет собой классический образец историко-биографической древнерусской повести XVI века. Местом, где жили герои повести и где происходили события, были станинный русский город Муром и рязанские земли.

События, послужившие основой повести, произошли в первой половине XII века, а написана повесть была в конце 40-х годов XVI века вьдающимся священнослужителем и писателем Ермолаем Еразмом.

Он создал это великое произведение к канонизации новых Чудотворцев Муромских — князя Петра (в монашестве нареченного Давидом) и княгини Февронии (в монашестве нареченной Ефросинией).

С тех пор день этих святых отмечается 25 июня. Связь повести с фольклором.

В сюжете «Повести» соединились два основных сказочных сюжета — волшебная сказка о борьбе со змеем и новеллистическая сказка о мудрой крестьянской девушке, выходящей замуж за знатного человека и подвергающейся трудным испытаниям.

В повести описывается честная, праведная жизнь муромского князя Петра и его жены Февронии, простолюдинки по происхождению. Их жизнь и в конце ее монашеский постриг сближают повесть с жанром жития святых и придают ей нравоучительный характер.

Повесть как бы вырастает из фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц. В повести воплотилась глубокая мысль, идущая от самого начала народного понимания равенства людей перед правдой.

Так, в сказке крестьянский сын Иван женится на царевне, а простая девушка выходит замуж за царевича. Поэтому женитьба князя Петра на Февронии имеет корни в русском фольклоре и в то же время говорит о зарождавшихся изменениях в русском обществе.

Подвиг Петра выражает древнейший мифологический, сказочный и позже былинный мотив змееборства.

Обратите внимание

Убивая змея, герой побеждает зло и тьму. Змей изображен в повести как оборотень, его способность превращаться в человека подчеркивает исконное лукавство дьявола. Показательно, что Петр убивает змея, как богатырь, мечом-кладенцом.

Феврония воплощает в повести сказочный образ мудрой девы. Композиция повести.

По своей структуре и составу «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является образцовой для своего жанра: в начале повествуется о подвигах героев, затем следует повествование об их жизни, включая рассказ о торжестве их добродетели над жизненными испытаниями, затем описывается их смерть и, наконец, чудо, совершающееся после смерти. Сюжет повести. Сюжет повести о Петре и Февронии отличается от традиционного житийного сюжета следующими признаками: Нет страданий за веру, мученической кончины героев; Нет связи с историей.

В центре повести крестьянская девушка Феврония, согласившаяся излечить княжича Петра, заболевшего от пролившейся на него змеиной крови. В награду за это Феврония требует, чтобы княжич женился на ней: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую.

Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».

Попытка излеченного князя нарушить свое обещание кончается неудачно: Феврония предусмотрительно велела смазать все его язвы (полученные от змеиной крови), кроме одной, и для окончательного излечения Петру приходится выполнить свое обещание: «Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.

И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стьщом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится».

Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней».

После смерти брата Петр занимает престол Муромского княжества.

Когда мятежные бояре решают изгнать княгиню-крестьянку из Мурома, она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой то, что она попросит.

Важно

Бояре соглашаются, и княгиня просит «токмо супруга моего князя Петра». Петр следует за нею: «Когда приспел вечер, пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег.

Блаженный же князь Петр задумался: «Что теперь будет, коль скоро я по своей воле от княженья отказался?»

Предивная же Феврония говорит ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех не оставит нас в беде!» В конце концов Петр и Феврония благополучно «державствуют» в Муроме; по «преставлении купнем» (одновременной смерти) и раздельном погребении они оказываются все же воссоединенными «в едином гробе»: «Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды.

И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией». Идейное содержание повести. В образах Петра и Февронии, ставших мужем и женой, выражен народный идеал супружества: праведная и добрая сила жениха соединена с ясностью души, чистотой помыслов невесты.

Соединение этих качеств образует нерасторжимый духовный союз мужа и жены, торжествующий и в жизни, и в смерти: «Когда подошло время их благочестивого преставления, умоляли они Бога, чтобы им умереть в одно и то же время. И завещали они положить их обоих в одном гробу.

И велели они сделать в одном камне два гроба, имеющих между собою одну перегородку.

Сами же они одновременно облеклись в монашеские одежды. И назван был блаженный князь Петр во иночестве Давидом, преподобная же Феврония названа во иночестве Ефросинией.

В те времена преподобная и блаженная Феврония, названная Ефросиньей, вышивала своими руками для храма пречистой соборной церкви воздух, на котором были изображены лики святых.

Совет

Преподобный же и блаженный князь Петр, названный Давидом, прислал к ней, говоря: «О сестра Ефросинья! Хочет уже душа моя отойти от тела, но жду только тебя, чтобы вместе умереть». Она же ответила: «Подожди, господин, когда дошью я воздух для церкви святой».

Он же вторично послал к ней, говоря: «Немного подожду тебя». И в третий раз прислал он, говоря: «Хочу уже умереть и более не жду тебя».

Она же последние узоры воздуха того святого вышивала, одного только святого риз не вышила; вышила же лицо, прекратила она работу, воткнула иглу свою в воздух и обернула ее ниткой, которой шила.

И послала она ко блаженному Петру, названному Давидом, весть об одновременном преставлении. И, помолившись, предали они святые свои души в руки Божии июня в 25-й день». Образ Февронии. «Героиня повести — дева Феврония.

Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности.

Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урою ее противники сами догадываются о своих ошибках.

Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана… Феврония подобна тихим ангелам Рублева.

Она «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость — не только свойство ее ума, но в такой же мере — ее чувства и воли.

Обратите внимание

Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе.

Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея.

В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой.

Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю… Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей.

В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра» (Д. С. Лихачев. Великое наследие). Художественное своеобразие повести.

«Очарование «Повести» — в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц… Отметим и сдержанность повествования, как бы вторящего скромности проявления чувств.

Жест Февронии, втыкающей иглу в покрывало и обвертывающей вокруг воткнутой иглы золотую нить, так же лаконичен и зрительно ясен, как и первое появление Февронии в повести, когда она сидела в избе за ткацким станком, а перед нею скакал заяц.

Чтобы оценить этот жест Февронии, обвертывающей нить об иглу, надо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний — действие в них происходит как бы в сукнах.

В этих условиях жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, которое она шила для «святой» чаши» (Д. С. Лихачев. Великое наследие). Повесть в оценке литературоведов.

«О времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских» идут споры.

Важно

Одни исследователи относят ее к XV веку, другие — к началу XVI века. Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV века, вероятнее, что «Повесть» в каком — то неизвестном нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный вид «Повесть» приобрела, как это доказала сейчас Р. П.

Читайте также:  Иллюстрации к повести "бедная лиза" карамзина (картинки, рисунки)

Дмитриева, под пером Ермолая Еразма — писателя, работавшего в середине XVI века. «Повесть о Петре и Февронии» представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повести» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность» (Д. С. Лихачев.

Великое наследие).

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-povesti-o-petre-i-fevronii-muromskix/

Краткое содержание Повесть о Петре и Февронии Муромских

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агриковамеча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч. Однажды Петр пришел к брату.

Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия.

Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной.

Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок.

Совет
Совет

Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

[/su_box]

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии.

Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества.

А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом. Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Обратите внимание
Обратите внимание

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

[/su_box]

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух.

Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может.

Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Петр — муромский князь, один из главных героев «Повести». Имя героя является вымышленным, так как «Повесть» создавалась Ермолаем-Еразмом на основе местной народной легенды.

В научной литературе принято считать, что в легенде за вымышленными именами муромских князей следует видеть реальных исторических; лиц. Чаще всего имена П.

Важно

и его брата Павла (также один из героев «Повести») соотносят с двумя братьями — Владимиром и Давидом, правившими в Муроме после смерти их отца князя Георгия с 1175 по 1203 г. С 1203 (после смерти Владимира) по 1228 г.

на княжеском престоле был младший брат Давид, а затем княжество перешло к его сыну Юрию. Согласно другой точке зрения, князя П. из «Повести» отождествляют с князем Петром, жившим в начале XVI в., который являлся родоначальником бояр Овцыных. Имя этой исторической личности известно только по родословной, составленной не ранее конца XVI в.

«Повесть» делится на четыре части. П. является действующим лицом во всех четырех частях. В первой части рассказывается история о том, как к невестке П. (жене его брата Павла) стал ходить змей в образе ее мужа. П., достав Агриков меч, убил змея, но его кровь, попав на тело П., вызвала тяжелую болезнь. П. покрылся язвами и струпьями.

Этот эпизод «Повести» основан на фольклорном сюжете змееборчества Но наряду со сходством между князем П. и героями волшебных сказок можно обнаружить и различия. Например, князь П. не проходит предварительного испытания, а Агриков меч находит в церкви благодаря ангелу, явившемуся к наму в виде отрока. Главный герой «Повести» не проявляет своих черт (храбрость, ловкость, доброта).

Напротив, является чудо, что, разумеется, ближе к житийным, нежели сказочным канонам. Другое отличие: герой сказки не колеблется, вступая в борьбу. П. же сомневается, так как змей принимает облик любимого брата. Поэтому герою «Повести» приходится сначала точно выяснить, где в это время находится князь Павел. И наконец, вместо вознаграждения, положенного герою волшебной сказки, князь П.

получает болезнь. Такое завершение первой части мотивирует дальнейший ход повествование.

Во второй части главным действующим лицом является Феврония. Князь П. отправляется на поиски лекаря, и его слуга, случайно попав в деревню Ласково (сохранилась в Рязанской обл. до настоящего времени), встречается там с крестьянской девушкой Февронией.

Феврония задает мудрые загадки слуге князя и остроумно отвечает на невыполнимые просьбы князя П. Затем Феврония соглашается вылечить П. с условием, что он возьмет ее в жены после выздоровления. Князь П., вылечившись, забывает о своем обещании и поэтому заболевает снова.

Он вынужден опять обратиться к Февронии, и та окончательно вылечивает его, после чего главные герои женятся. Эта часть «Повести» также сопоставима с некоторыми сказочными сюжетами (в частности, с сюжетом о мудрой деве).

Совет

Но при написании «Повести» автор, очевидно, использовал и местную легенду, которая до сих пор сохранилась в Рязанской обл., о том, как крестьянка деревни Ласково вышла замуж за муромского князя.

Муромские бояре, недовольные тем, что крестьянка стала княгиней, выгоняют Февронию из города. Получив разрешение взять «самое дорогое», Феврония уводит с собой мужа. Оставшись без князя, бояре не могут справиться с управлением княжеством и просят Февронию вернуться.

Последняя часть «Повести» связана со смертью князя и княгини. Постригшись и поселившись в монастыре, супруги договорились умереть в один день и завещали похоронить их в одном гробу. Чувствуя, что умирает, П. послал к Февронии сказать, что время пришло.

Его жена вышивала воздух (покров на сосуд со святыми дарами на престоле в церкви) и попросила мужа не умирать, пока она не закончит дело. П. еще раз послал сказать, что ждать больше не в силах. Тогда Феврония, не дошив воздух (т. е. отложив богоугодное дело), умерла вместе с мужем, в один час.

Их похоронили раздельно, в мужском и женском монастырях, но на следующее утро обнаружили, что тела их лежат в одном гробу. Люди несколько раз пытались положить их отдельно, но затем поняли, что это Божественное чудо, и похоронили П. и Февронию вместе. В последнем рассказе подводится итог взаимоотношений между П. и Февронией.

Благодаря мудрости, такту, благородству Февронии супруги прожили счастливую жизнь и в конце ее пришли к полному согласию. Здесь ведущим персонажем является Феврония, а П. как бы в очередной раз подвергает ее испытанию: она должна выбрать между прямым служением Богу (вышивание воздуха) и любовью к земному человеку, верностью своему слову.

И в целом в «Повести» П. как герой не отличается активностью, а лишь совершает ошибки, которые исправляются благодаря мудрости Февронии.

Феврония — главная героиня «Повести». Необычность ее заключается прежде всего в том, что она, являясь героиней жития, сама действует исключительно активно.

Обратите внимание

На первый план выдвигаются ее личные достоинства: ум, благородство, кротость, благодаря которым она самостоятельно с честью выходит из различных жизненных коллизий и конфликтов. Ф. — один из немногих персонажей др.-русск.

литературы, которые поднимаются вверх по социальной лестнице (опять же только благодаря личным достоинствам, и прежде всего уму), нарушая при этом средневековые представления об иерархии: дочь древолаза (собирателя дикого меда) становится женой князя (в подобные ситуации достаточно часто попадают герои фольклора, но не литературы). Но странным образом изменение общественного положения героини не нарушает общей гармонии в мире людей. Напротив, сама Ф. создает эту гармонию вокруг себя.

В первой части «Повести» Ф. не участвует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. Обычно в этой сказке повествование построено на том, что человек высокого социального статуса (царь, князь, барин) вынужден решать какую-либо трудную задачу. Неожиданно эту загадку решает девушка-крестьянка.

Царь или барин состязаются с ней в мудрости, мужчина в итоге признает превосходство женщины над собой и берет ее себе в жены. На сюжетном уровне «Повесть» и сказка похожи, но в «Повести» речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве: Ф.

держит свое слово и исцеляет князя, а тот нарушает его, заранее решив обмануть дочь древолаза. Желая откупиться от Ф., князь Петр посылает ей дары, но Ф. отвергает их. После этого следуют повторная болезнь Петра и его полное исцеление. Таким образом, высокомерие Петра оказывается побежденным кротостью и благородством Ф.

В «Повести» обращает на себя внимание не только сам факт исцеления, но и то, каким образом оно совершается: Ф.

лечит Петра специальной мазью (исцеление наступает в результате использования мази, а не благодаря Провидению, что нетипично для средневековой литературы и, видимо, отражает новый взгляд на самостоятельность личности человека), т. е. она не только мудра, но и обнаруживает знахарские знания и способности.

В третьей части «Повести» описывается конфликт между муромскими боярами и Ф. Здесь можно провести фольклорную сюжетную параллель: мудрая дева, выйдя замуж, нарушает запрет мужа не вмешиваться в его дела, за что тот выгоняет ее, разрешив взять самое дорогое.

Важно

Героиня уводит с собой мужа и объясняет, что поступила так, как он ей разрешил. Таким образом, она еще раз доказывает свою мудрость, и конфликт между супругами мирно разрешается.

В сказке напряженность создается тем, что героиня должна остроумно переиграть своего партнера.

Конфликт же.Ф. с боярами возникает из-за того, что они недовольны крестьянскими привычками Ф. Князь Петр самоустраняется от решения этого конфликта, предоставив жене решать их дальнейшую судьбу. Правда, он вскоре начинает сомневаться в правильности своего поступка — оставления княжества ради жены.

Ф., в отличие от героини сказки, должна не перехитрить мужа, а убедить его преодолеть сомнения. Следовательно, повествование держится на описании взаимоотношений между главными героями, где Петр всегда проявляет отрицательные качества или пассивность, а Ф. разрешает любую ситуацию самостоятельно.

В четвертой части, когда герои умирают, Ф. опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Ф. держит свое обещание умереть в одно время с Петром).

Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности.

Этим актом подтверждается правильность поступков героев и их святость.

Герои «Повести» и сюжет ее в несколько искаженном виде упоминаются, например, в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Источник: https://school-essay.ru/povest-o-petre-i-fevronii-muromskix.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector