Характеристика герасима в рассказе “муму” тургенева: описание внешности и характера

Образ и характеристика Герасима в рассказе Тургенева «Муму»

Категория: Сочинения по рассказу “Муму” (Тургенев И.С.) Actionteaser.ru – тизерная реклама

Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих.

Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был.

Все, что ни делал этот «славный мужик», совершалось им просто и искренне, от всей души. Работать — так работать, любить — так любить.

Нежными и трогательными были чувства великана Герасима к Татьяне, которую по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника.

Обратите внимание

После горького разочарования в любви глухонемой безоглядно привязался к найденной им собачке:«ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Но и эта безобидная привязанность была разрушена своенравной барыней. И все же горести и беды не сломили могучего богатыря.

Герасим оставил город, принесший ему столько горя, и вернулся в родную деревню — к земле, деревенскому быту, ко всему, что всегда было дорого его сердцу. И в этом его сила и его победа над превратностями судьбы крепостного крестьянина. 

У лісі біля річки ростуть берізки. Стрункі, високі, зелені. Свої віти вони опустили вниз.

Ось віє вітерець і берізки тихо шелестять своїми листочками. Здається, вони щось обговорюють.На гілочках дерев у ніжні сережки і красиві яскраві листочки. А кора у беріз яскраво біла, наче блискуча. Це прекрасне дерево неможливо сплутати ні з одним іншим.З приходом осені берези покриваються золотом. Тепер їх листя не яскраво-зелені, а жовті та помаранчеві. Вони поступово, немов яскравий сніг, сиплються на з

Деревенская проза началась в 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в своих произведениях сумел сказать правду о состоянии послевоенной деревни и развеять искаженное понятие о ней.

Постепенно сложилась школа писателей, придерживающихся в своем творчестве одного направления: писать о русской деревне.

Термин «деревенская проза» долго обсуждался, ставился под сомнение, но в конечном итоге закрепился, обозначив тематику и художественно-стилевое явление в русской литературе второй полов

Образ Ромашова дан в повести в динамическом развитии. Поначалу герой пребывает в мире книжных представлений, романтической героики и честолюбивых стремлений. В классе читается небольшой отрывок из главы II (начало отрывка – “Блестящий офицер генерального штаба…

“, окончание – “Но тотчас же, слабо и виновато улыбнувшись самому себе в темноте, он съежился и продолжал путь”). Постепенно молодой офицер прозревает, и открытие реального мира становится решающим в его судьбе. Пережив душевный кризис,

Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года.

Важно

Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк.

Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения. Жуковский пишет: Наполним кубок круговой! Дружнее

Данте родился во Флоренции в 1265 г. Поэт происходил из старинного дворянского рода. Однако семья Данте давно утратила феодальный облик; уже отец поэта принадлежал, как и он сам, к партии гвельфов. Достигнув совершеннолетия, Данте записался в 1283 г.

в цех аптекарей и врачей, который включал также книгопродавцев и художников и принадлежал к числу семи «старших» цехов Флоренции.

Данте получил образование в объеме средневековой школы, которое признавал скудным и стремился восполнить изучением фран

Одним из основных направлений в комедиях Мольера является осмеяние разбогатевших буржуа и критика стремительно деградировавшей аристократии. Так, в своем произведении «Мещанин во дворянстве» он создает образ мещанина Журдена, который во что бы то ни стало желает стать дворянином.

Эта страсть захватывает все мысли героя, становясь навязчивой идеей и толкая его на смешные, неразумные поступки. В основу сюжета Мольер положил общую тенденцию, все больше укоренявшуюся в обществе XVII века. Для этого

С проблематикой «Полтавы» во многом непосредственно связана последняя, наиболее художественно зрелая и идейно глубокая поэма Пушкина «Медный Всадник».

Совет

В «Медном Всаднике» снова ставится тема преобразовательной деятельности Петра, снова и еще более остро поднимается вопрос об отношении личного и общественного, частных целей и интересов и больших государственных дел, исторического подвига. Но ставится и решается все это па другом – и более Сложном, диалектически противоречивом – материале.

Однако

Вопрос греха и добродетели — один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, где грань, за которой добродетель становится грехом.

Лучшие образцы такого анализа можно найти, в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно из самых известных

Магазин “Все для счастья” (Сочинение-рассуждение) Зашла я однажды в магазин “Все для счастья”. С удивлением рассматривала всевозможные товары, теснились на ее полках, и, наконец, выбрала себе аж четыре вещи.

Сейчас я расскажу вам о них.

  Оповідання про війну О. П. Довженка — це великої сили твори, які в ті грізні роки допомагали людям вистояти і перемогти. Багато з них про ре­альних людей і невигадані події, бо письменник сам пройшов дорогами війни. Мене дуже вразило оповідання «Воля до життя».

А слова: «Є воля — є людина! Нема волі — нема людини! Скільки волі, стільки й людини» примусили й мене замислитися над своєю волею і вчинками. Я був вражений тим бажанням жити і боротися за своє життя зране­ного Івана Карналюка. Наві

Сейчас смотрят:{module Тургенев:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-turgeneva-i-s/sochineniya-po-rasskazu-mumu/14582-obraz-i-kharakteristika-gerasima-v-rasskaze-turgeneva-mumu.html

Характеристика Герасима из повести Муму

Повесть «Муму», написанная Тургеневым в начале 50-х, не принимала цензура. Критики посчитали сюжет безобидного произведения щекотливым, неуместным в печати. Читатели могли проникнуться жалостью к главному герою, мужику темному, необразованному, а это недопустимо. Тем не менее повесть вышла в 1854 году.

Барыню окружала многочисленная дворня. Среди челяди примечательных личностей не было. Исключением стал Герасим, характеристику которому автор дает весьма подробную. Сложен он был по-богатырски: высок, крепок. Однако глухонемой с рождения.

Герасим отличался от прочих дворовых невиданной силой, благодаря чему и попал к барыне. Когда-то она забрала его из деревни, где он жил одиноко в маленькой избушке. Трудился Герасим за четверых.

Постоянное молчание придавало рабочему процессу некую торжественность.

Одиночество

Не родись Герасим глухим, всякая девка пошла бы за него. Но такой изъян поставил крест на семейной жизни. Это очень важный момент в характеристике Герасима. Герой повести обречен на одиночество.

Читайте также:  Краткое содержание повести "белый бим черное ухо" троепольского: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении

Итак, мужика, отличавшегося небывалой силой и старательностью в работе, привезли в Москву, переодели и определили дворником. Городская жизнь ему не понравилась: он привык к деревенскому быту.

Характеристика Герасима: молчаливый, трудолюбивый. И, как уже было сказано, очень одинокий. Любой другой человек привыкает к новой обстановке благодаря общению. У Герасима такой возможности не было. Он за два-три часа выполнял всю свою работу, которая по сравнению с крестьянской казалась ему слишком легкой, а затем растерянно останавливался посреди барского двора и глядел на проходящих.

Обратите внимание

Давая характеристику Герасиму, автор говорит: «он был похож на степенного гусака». Дворник любил порядок, всегда блестяще выполнял свои обязанности, но без лишней суетливости.

Примерно спустя год после того, как Герасим прибыл в Москву, произошел случай, который лег в основу сюжета повести «Муму». Образ Герасима раскрывается в кульминации.

Но прежде стоит рассказать об одной из героинь произведения Тургенева.

Татьяна

Среди дворни была маленькая, пугливая женщина, не видевшая за свою жизни ничего хорошего. Герасима она боялась. А тот проникся к ней глубоким чувством. И появился у Татьяны, на ее же беду, заступник.

Будучи, как и все немые, весьма догадлив, Герасим чувствовал, когда над Татьяной насмехались. Дворовые боялись его, а потому и при нем не позволяли себе шуток в адрес безобидной, пугливой женщины. Герасим уже мечтал о том, как женится на Татьяне. Однако барыне однажды пришло в голову выдать Татьяну замуж за Капитона – горького пьяницу и бездельника. Что и было исполнено.

Вероятно, в тот день, когда Татьяна вышла замуж за башмачника Капитона, Герасим распрощался с мечтой о женитьбе. И позже нашел у пруда маленького щенка. Не каждая мать заботится так о своем ребенке, как Герасим заботился о собачонке.

В его душе, видимо, было немало нерастраченной любви и нежности. Сперва Муму являла собой болезненную, слабую дворняжку. Но стараниями Герасима превратилась в ладную собачонку с длинными ушами и пушистым хвостом. Стоит сказать, что это была очень умная собака. Оно попусту не лаяла и не скулила, была со всеми приветлива. Однако любила только Герасима.

Однажды она увидела на своей клумбе собачонку и тут же потребовала принести ее в дом. Но Муму, в отличие от приживалок и лакеев, лицемерить не умела. Она не стала вилять хвостом перед барыней, забилась в самый дальний угол, а когда та подошла к ней, зарычала. Это, казалось бы, незначительное событие изменило судьбу Герасима.

Барыня приказала избавиться от собаки. Сперва дворецкий отнес Муму подальше от дома. Хозяин долго искал свою собаку, обошел чуть ли не всю Москву. Но не нашел. Муму сама вернулась к своему благодетелю. Однако Барыня настаивала, требовала избавиться от собаки раз и навсегда. Тогда глухонемой взял своего питомца, отнес к реке и утопил.

Он вернулся в свою каморку, что недалеко от барского дома, но надолго здесь не задержался. Спешно собрал свои пожитки и отправился в деревню. Беглого дворового не стали возвращать в Москву. В деревне Герасим работал так же исправно. Однако крестьяне говорили, что после Москвы он сильно изменился. Отныне он не интересовался женщинами и никогда не заводил собак.

Источник: https://www.aktivno.net/post/harakteristika-gerasima-iz-povesti-mumu

Открытый урок по литературе Портрет как средство характеристики героя. Образ Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»

Открытый урок на тему:

«Портрет как средство характеристики героя. Образ Герасима

по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Убушаева Светлана Анатольевна

Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева “Муму”

Цель:

1.Дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;

показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;

2.Показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Ход урока

I.Вступительное слово учителя

Ребята, послушайте историческую хронику, которую подготовили Бадмаева Наталья и Манджиева Татьяна:

Манджиева Татьяна:

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево Орловской губернии жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей.

Важно

Но приметила его барыня Варвара Петровна Лутовинова, восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках.

Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Бадмаева Наталья:

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки спасенную как-то зимою, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Но только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.

— Вы правы, действительно, это прототипы рассказа Тургенева «Муму»: (Слайд 1)Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.

– Давайте вспомним, что обозначает слово «прототип»? (Словарь)

(Реальное лицо, которое послужило автору основой для создания литературного героя.)

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

На этот вопрос мы с вами попытаемся ответить в ходе урока.

Кроме этого, нам необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и ,надеюсь, вы будете активно работать на уроке.

II. Проверка знаний.

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?

Басхаев Эльвег:

В 19 веке в России люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы».

Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы богател хозяин. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю.

Я хозяин»!

– Тем и страшно было крепостное право, что у помещиков была возможность делать все, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми.

– Что означают слова «челядь», «дворовые», «холопы»? (Словарь)

(Это синонимы, они обозначают крепостных крестьян).

III. Работа по теме урока.

А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима. (Слайд 2)

– Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Читайте также:  Цитаты из романа "воскресение" л. толстого

Ниже:

Образ Герасима.

1. Составление плана.

Мы составим подробный план, который нам поможет дать полную характеристику Герасима.

Совет

Откройте учебники на стр. 209, найдите в тексте описание портрета Герасима. Прочитайте.

– Что необычного было в Герасиме?

1. Необычайная сила Герасима. Запишите.

– Как Герасим относился к крестьянскому труду? Прочитайте.

Как назовем этот пункт плана?

2. Любовь к крестьянскому труду. Запишите.

– Какие новые обязанности появляются у Герасима в городе? Найдите в тексте.

– Как назовем этот пункт плана?

3. Новые обязанности Герасима. Запишите.

– Как складываются у Герасима отношения с дворовыми? Прочитайте.

– Как назовем этот пункт плана?

4. Отношения с дворовыми. Запишите.

– После какого случая Герасима стали бояться и чужие? Прочитайте.

– Как назовем этот пункт плана?

5. Как Герасим проучил воров. Запишите.

– Кто из вас сможет рассказать о Герасиме по составленному плану?

2. Работа со сравнениями в характеристике Герасима.

– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

«Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». Стр. 210.
Объясните это сравнение.

«Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть». Стр. 210.

Как вы понимаете это сравнение?

«Пойманный зверь».
– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Клетка, желание вырваться на свободу).– В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).

«Степенный гусак» Стр. 211
– Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная, Герасим чувствовал к ним уважение).(Слайд 3)Запишите в тетрадь эти сравнения.

– Какие черты характера мы можем добавить нашему описанию?

(Слайд 4)

Сильный, злой, ловкий, умелый, ленивый, находчивый, трудолюбивый, бессердечный, глупый.

– Выберете те черты характера, которые соответствуют Герасиму.

(Слайд 5)

3. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.

– Как звали девушку, которая понравилась Герасиму? ( Татьяна.) (Слайд 6)

– Какие знаки внимания он ей оказывал?

-Чем закончилась история любви Герасима к Татьяне?

– А знала ли барыня, что Татьяна нравится Герасиму?

-Почему дворецкий Гаврила не сказал ей об этом? (Гаврила боялся ей сказать)

-Как Гавриле удалось осуществить приказ барыни – женить Капитона на Татьяне? Найдите и прочитайте. (Татьяне было приказано притвориться хмельной, а Герасим терпеть не мог пьяниц). (стр. 221)

– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

-Расскажите об отношении Герасима к Татьяне.

– Какой можно сделать вывод? (Слайд 7)

Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

4. Герасим и Муму.

-Какой случай помог Герасиму скрасить одиночество?

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…

Так в его жизнь вошла Муму. (Слайд 8)

Посмотрите отрывок из мультфильма «Муму».

– Какие новые заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой»?

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5. Герасим и барыня.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…

А сейчас мы с вами прочитаем диалог барыни с Гаврилой по ролям. Стр. 229

– Какой была барыня? (Слайд 9)

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Она считала, что ей должны подчиняться не только люди, но и животные).

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? (Потому что он не хочет, чтобы глумились, над дорогим ему существом, этим облегчив ее участь.) (Слайд 10)

Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Герасим сам решает выполнить приказ барыни.

6. Гибель Муму.

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что сделал Герасим после того, как выполнил приказ барыни? (видео, ухода в деревню)

7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241).

– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

– Какой можно сделать вывод? (Слайд 11)

Вывод: . Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.

Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

(Автор концовкой рассказа выражает свою надежду на то, что крепостные крестьяне, подобно Герасиму, не станут больше терпеть гнет и унижение, и повиноваться своим господам.)

– Так давай те ответим на главный вопрос: Почему Герасим сразу не забрал Муму и не ушел вместе с ней?

(Потому что он дал слово барыне, она была для него превыше всего, и чувство долга, не позволило ему совершить обман.) (Слайд 12)

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право.

V. Домашнее задание.

Составьте устное сочинение-описание на тему «Герасим в рассказе «Муму».

VI. Оценки за урок

VII.Рефлексия.

Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-literature-portret-kak-sredstvo-harakteristiki-geroya-obraz-gerasima-po-rasskazu-isturgeneva-mumu-835234.html

Образ герасима

Обобщающий и
закрепляющий разбор событийного
содержания рассказа «Муму» в связи с
развитием устной речи учащихся подводит
непосредственно к характеристике его
персонажей. Центральным образом «Муму»
является Герасим: он проходит через все
части произведения. Поэтому очень важно
именно на нем сосредоточить самую
существенную часть работы.

Цель такого занятия
— раскрыть характер Герасима, показать
трагизм его положения, уяснить значение
труда в его жизни и идейный смысл всего
образа.

Объяснив
и записав на доске и в тетрадях тему
урока — «Характеристика Герасима»,
ставим перед собой задачу иыяснить
предварительно социальное положение
Герасима.

Кто
такой Герасим?
На
этот вопрос дети находят ответ в самом
тексте рассказа. Герасим — это тягловый
мужик, т. е.

такой крепостной крестьянин,
который выполнял повинность по
принудительной обработке участка земли,
на котором жил и работал. В рассказе
говорится, что Герасим ныл «самым
исправным тягловым мужиком».

Установив
общественное положение Герасима,
переходим к описанию
его внешности.
Для
этой цели используем репродукцию с
рисунка художника П. Боклевского
«Герасим».

Герасим
изображен во весь рост. Он стоит на фоне
небольшой части двора. К его ногам,
обутым в большие кожаные сапоги с
приспущенными голенищами, доверчиво
прижалась крошечная Муму. Все это
позволило художнику резче и ярче выделить
могучую фигуру немого дворника.
Выразительно запечатлены на рисунке
величавость и статность, гордость и
мужественность Герасима. Лицо его
серьезно и сурово.

Читайте также:  Тема материнской любви в комедии "недоросль": отношение простаковой к сыну митрофану

Лоб пересечен глубокой
складкой между бровями, быть может, это
след от назойливых тяжелых дум о
пережитом. Крепко сжатые губы и энергичный
подбородок обрамлены черными с проседью
усами и бородою. Густые темные волосы,
выбивающиеся из-под черного картуза,
подчеркивают худощавое лицо дворника.

Обратите внимание

Большие трудовые руки, сцепленные над
метлою, и широкие плечи, при тонком
стане, свидетельствуют о могучей силе
немого дворника. Художник-реалист
изобразил Герасима в полном соответствии
с идейным замыслом Тургенева.

Глядя на
изображение Герасима, нельзя не поверить
автору, что, «одаренный необычной силой,
он, Герасим, работал за четверых» и что
«постоянное безмолвие придавало
торжественную важность» не только «его
неистомной работе», но и всему его
неотразимо прекрасному и поистине
богатырскому облику. Некоторые учителя
рисунок П. Боклевского заменяют рисунком
того же названия художника В. Ермолова.

Но у Боклевского образ Герасима более
соответствует замыслу Тургенева, хотя
в основном оба художника-иллюстратора
удачно воспроизводят серьезность,
торжественность, величавость и суровость
всего внешнего облика Герасима. Находим
подтверждение вызванного картиной
впечатления и в самом тексте первой
части рассказа.

Тургенев говорит о
Герасиме, что «постоянное безмолвие
придавало торжественную важность его
неистомной работе». Автор называет
Герасима «грозным дворником» и отмечает,
что «вообще Герасим был нрава строгого
и серьезного». В конце рассказа Тургенев
еще раз повторяет, что Герасим «важен
и степенен». Отмеченные наблюдения
записываем в тетрадь. Выписываем также
из текста портретные детали.

Рост и
телосложение: «Герасим мужчина двенадцати
вершков роста, сложенный богатырем и
глухонемой от рождения». С помощью
хрестоматийного словаря уясняем, что
значит «двенадцати вершков роста».
Выписываем следующие портретные детали:
«одаренный необычайной силой», «огромные
ладони», «твердые мышцы… плечей».
Отмечаем особенность грамматической
формы «плечей» вместо «плеч».

Спрашиваем:
в чем проявлялась богатырская сила
Герасима? Дети отвечают по тексту: «он
работал за четверых»; на пашне, «казалось,
один, без помощи лошаденки, взрезывал
упругую грудь земли»; в сенокос
«сокрушительно действовал косой»; в
молотьбу «проворно и безостановочно
молотил трехаршинным цепом»; во время
поездки за водой, если где-нибудь
застревала телега, «он только двинет
плечом — и не только телегу, самое лошадь
спихнет с места»; дрова ли примется…
колоть, топор так и звенит у него, как
стекло, и летят во все стороны осколки
и поленья».

Обращаем
внимание учащихся на то, что «богатырство»
Герасима Тургенев подчеркивает также
и описанием его вещей: кровать у него
была «истинно богатырская», сундук
«дюжий», стул «прочный и приземистый»,
стол тоже «крепкого свойства».

Познакомившись
с внешностью Герасима, изучаем его
характер
по
ходу истории его жизни. Вызываем одного
из учащихся для краткого устного
пересказа содержания первой части
произведения. На доске и в тетрадях
делаем подзаголовок: «Черты характера
Герасима».

Важно

Объясняем, что характер —
это внутренние качества человека, они
обнаруживаются в его поступках и
поведении.

Ставим на обсуждение вопрос:
о каких поступках Герасима говорится
в первой части рассказа? Систематизируя
наблюдения и соображения учащихся,
обращаем их внимание па поведение и
поступки героя:

1) скучает по
деревенской жизни,

2) с большим трудом
привыкает к городской,

3) очень много
работает,

4) ревностно
исполняет свои обязанности,

5) во всем любит
строгий порядок.

Какие
черты характера Герасима отразились в
его поведении и поступках? Дети отвечают
в предложенном порядке. Формулируем
выводы о характере Герасима:

1) любовь к деревенской
жизни,

2) неприязнь к
городской жизни,

3) любовь к труду
и огромная трудоспособность,

4) честность и
усердие при исполнении обязанностей,

5) строгость и
серьезность нрава.

Дома
учащиеся повторяют объясненное и
разобранное на уроке, обращая внимание
на основные поступки Гера­сима.

На новом уроке
продолжаем характеристику Герасима.

Вспоминаем: на
основе каких поступков какие черты
характера мы раскрыли на предыдущем
уроке?

Ставим
вопросы: что нового мы узнали о Герасиме
во второй части рассказа? Мы узнали из
нее о любви Герасима к Татьяне. Какие
черты характера обнаружил Герасим в
своем увлечении Татьяной? В итоге
обсуждения этого трудного вопроса
приходим к заключению, что в увлечении
Герасима Татьяной обнаружились следующие
черты его характера (записываем их как
продолжение предыдущего):

6) способность к
сильному и глубокому чувству,

7) внимание к
любимому человеку,

8) способность
постоять за друга.

Обсуждаем
вопрос: что нового мы узнали о Герасиме
из третьей части рассказа? Мы узнали о
том, как Герасим нашел Муму и как он
привязался к ней. Вот эта дружба Герасима
с Муму явилась самым главным событием
в его жизни. В течение года он жил этим
чувством и был по-своему счастлив. Муму
скрасила одинокую жизнь Герасима.

Она
стала для него радостью и утешением.
Муму же за малейшее проявление
человеческого чувства к ней со стороны
Герасима отвечала ему преданностью.
Она даже по-своему заботилась о нем. Она
терпеливо ожидала его возвращения из
барского дома. Ночью сторожила его сон.
Днем помогала в работе, приводя за повод
лошадь для поездки за водой.

Муму стала
истинным другом Герасима.

— Какие же черты
характера выказал Герасим во время
своей дружбы с Муму?

— Самое
главное — это чувство жалости к несчастным
и обиженным, Муму была в несчастье, и
Герасим ее пожалел: он спас ее от смерти,
вернул к жизни и вырастил. Герасим был
человеком с чутким, жалостливым сердцем.
Он из чувства жалости полюбил и Татьяну,
которая, как и он, была несчастна, всеми
гонима и забита.

Совет

Кроме того, история
Герасима с Татьяной и Муму обнаружила
в нем потребность к общению с живыми
существами: Герасим сильно тяготился
своим одиночеством. Человек по природе
существо общественное. А Герасим всю
жизнь был одинок.

Теперь
учащиеся легко ответят на вопрос: что
явилось тяжелым горем в жизни Герасима?
Дети поймут, что самым ужасным несчастьем
для Герасима стало его вынужденное
расставание с Муму.

Дети расскажут о
безутешной печали Герасима после гибели
Муму и о его молчаливом, но решительном
протесте против произвола и деспотизма
барыни, выразившемся в его самовольном
уходе из города в деревню.

В этом сказалось
человеческое достоинство Герасима, его
гордость, возмущение против крепостного
права.

В
центре рассказа Тургенева — образ
Герасима. В нем автор и выразил наиболее
рельефно основную идею своего произведения.
Образ Герасима явно противопоставлен
и барыне, и всей ее челяди. Герасим всех
их превосходит своими нравственными
качествами, своей духовной и физической
мощью. Он один из всех действующих лиц
рассказа способен на сострадание к
ближнему.

Не только из чувства одиночества
полюбил он Татьяну и подружился с Муму.
В них он увидел наиболее беспомощных и
обиженных. Он же один среди всей дворни
поднялся до протеста против насилия и
произвола барыни. Источником нравственной
стойкости Герасим? и его физической
мощи был труд. Недаром Тургенев так
опоэтизировал труд Герасима.

Изображением
поэзии труда он начал и закончил свое
глубоко оптимистическое произведение.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1790692/page:6/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]