Иллюстрации к поэме “демон” лермонтова (рисунки, картинки)

Михаил Александрович Врубель

Версия для слабовидящих

Врубель М.А. Автопортрет. 1904 — 1905. Бумага, угольный карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Александрович Врубель (5 [17] марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Особое место в творчестве М.А. Врубеля занимает поэзия М.Ю. Лермонтова, многими своими устремлениями близкая мироощущению художника.

Романтический пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагический образ Демона), гуманизм, протест против подавления личности, убежденность в высоком назначении искусства (тема Пророка) — все это находило отклик в произведениях М.А. Врубеля. Лермонтовская тема появляется у него в 1884 — 1885 годах и проходит через всю жизнь.

Обратите внимание

Первым был рисунок «Голова пророка» (карандаш). Возникновение темы Пророка у Врубеля обычно связывают с А.С. Пушкиным. В действительности как пушкинский, так и лермонтовский «Пророк» дали художественный стимул для появления этого образа.

Над иллюстрациями к стихотворениям Пушкина художник начал работать позже (в 1898 — 1899 годах), и все картины на эту тему отражают момент встречи будущего пророка с шестикрылым серафимом. От лермонтовского стихотворения идет образ одинокого Пророка, совершающего предначертанный ему подвиг.

Врубель М.А. Пророк. 1898. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

К 1884 — 1885 годам относится и замысел неосуществленной картины «По небу полуночи ангел летел» на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» (карандашный эскиз).

Тема Демона имеет исключительное значение для Врубеля.

Первый вариант «Демона» (1885 — 1886 годов) не сохранился. В 1887 — 1888 годах художник создает первые варианты скульптурного Демона. В его представлении, это — «…

дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Врубель М.А. Голова Демона. 1889. Бумага, прессованный уголь, сангина. Государственная Третьяковская галерея

Врубель М.А. Голова Демона. 1890 — 1891. Бумага, смешанная техника

В 1890 году появляется картина «Демон сидящий», впервые представленная в 1903 году на выставке «Мира искусства» (масло). Известен и эскиз к этой картине (акварель, белила, карандаш). Но это еще не тот «монументальный» Демон, какого Врубель мечтает написать, а, по его словам, лишь «демоническое».

Врубель М.А. Демон сидящий. Эскиз. 1890

Врубель М.А. Демон сидящий. 1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

«Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Лермонтова — его юношеским стих. «Мой демон» (1829; «…

средь ве́тров онемевших, / Сидит уныл и мрачен он») и одной из ранних редакций поэмы «Демон» (1833 — 1834): «Как часто на вершине льдистой / Один меж небом и землей / Под кровом радуги огнистой / Сидел он мрачный и немой». В 1889 году внимание художника привлекла «Песня про … купца Калашникова».

Известна только одна иллюстрация М.А. Врубеля к этому произведению — «Кирибеевич на царском пиру» (цветная акварель; частное собрание).

Важно

В том же 1889 году, по предложению П.П. Кончаловского, редактора юбилейного Собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, Врубель начинает серию иллюстраций для этого издания (1891, издание И.Н.

Кушнерев). В первом томе были помещены 3 иллюстрации к лирике поэта — «Русалка» (черная акварель), «Еврейская мелодия» (черная акварель; частное собрание) и «Журналист, читатель и писатель» (черная акварель). В последней иллюстрации Врубель придал трем безымянным персонажам конкретные черты В.Г. Белинского, И.И.

Панаева и самого М.Ю. Лермонтова, создав один из интереснейших посмертных портретов поэта. Во втором томе издания были помещены иллюстрации к поэмам «Демон», «Измаил-Бей» и роману «Герой нашего времени».

Врубель М.А. Русалка

Врубель М.А. Еврейская мелодия. 1890

Врубель М.А. Журналист, читатель и писатель

К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» — заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила; карандаш, первоначальный эскиз; Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя»; черная акварель, белила), «Летящий Демон» — заставка (черная акварель; местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня!»; черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель). Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня!» (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон».

Врубель М.А. Тамара и Демон. 1890 — 1891. Бумага, черная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея

Глубокое проникновение в поэзию М.Ю. Лермонтова позволило художнику создать серию иллюстраций, передающих пафос поэмы; мощь и трагичность Демона Врубеля соответствуют лермонтовскому образу. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы.

Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником.

Работая над иллюстрациями в основном черной акварелью, скупо вводя белила, тушь, сепию, Врубель добивается удивительной живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности. Иллюстрации М.А.

Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени.

Врубель М.А. Летящий Демон. 1899

Совет

К поэме «Измаил-Бей» М.А. Врубель выполнил сюиту из трех иллюстраций (все воспроизведены во втором томе Кушнерева): «Старик-чеченец» (черная акварель), «Прощание Зары с Измаил-Беем» (черная акварель, белила, сепия), «Труп Измаил-Бея» (черная акварель).

В центре этой сюиты — сцена прощания, трагизм разлуки. С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. Художником была задумана иллюстрация и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» (местонахождение оригинала неизвестно; не воспроизводилась).

Врубель М.А. Прощание Зары с Измаил-Беем. 1891

Врубель М.А. Старик-чеченец

К «Герою нашего времени» М.А.

Врубель выполнил 4 иллюстрации (вошли во второй том Кушнерева): к «Бэле» — «Казбич и Азамат» (два варианта: первый — черная акварель, белила; второй — черная акварель), к «Княжне Мери» — «Печорин» (черная акварель), существовал также более ранний вариант (черная акварель), «Княжна Мери и Грушницкий у источника» (черная акварель, белила), «Дуэль Печорина с Грушницким» (черная акварель, белила).

Врубель М.А. Казбич и Азамат. 1890 — 1891

Врубель М.А. Княжна Мэри и Грушницкий. 1890 — 1891

Лучшая иллюстрация Врубеля к роману — сцена дуэли. Построенная как мизансцена сложного драматургического произведения (расстановка фигур, позы, жесты), она помогает понять смысл трагического финала. В образе Печорина Врубель раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия.

Врубель М.А. Дуэль между Печориным и Грушницким. 1890 — 1891

Иллюстрации Врубеля не были оценены и поняты современниками и подверглись безжалостной критике (Пепо, С. Васильев). Редактору П.П. Кончаловскому при поддержке немногих художников (прежде всего К.А. Коровина, Л.О. Пастернака и В.А. Серова) с трудом удалось добиться включения врубелевских иллюстраций в издание Кушнерева.

К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге. В 90-е гг. создан декоративный барельеф «Голова Демона» (полихромная майолика).

Лицо с заострившимися чертами, с напряженным, ожесточенным выражением, — ближе всего этот Демон образу последней редакции поэмы: «И вновь остался он, надменный, / Один, как прежде, во вселенной / Без упованья и любви!..».

Врубель М.А. Голова Демона. 1890. Раскрашенный гипс. Государственный Русский музей

С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова.

В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» (масло), для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона.

Обратите внимание

В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. «Демон поверженный» — гневный, но обессиленный, с переломанными крыльями, на которых он уже не может взлететь, — не лермонтовский образ. У М.Ю.

Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч…

Врубель М.А. Демон поверженный. 1902

Весной 1902 года картина была представлена на 4-й выставке «Мира искусства». И это произведение художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы. Положительный отзыв принадлежал М. Судковскому. Высокая оценка картины была дана и Ал. Бенуа.

Через всю жизнь пронес художник и другой лермонтовский образ — Пророка.

Вновь вернувшись к нему в 1904 году, он создает станковое произведение, поражающее глубиной и силой (уголь, карандаш, белила, акварель; второй вариант — уголь, карандаш, белила). Именно этот трагический образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве Врубеля.

Не случайно он имеет сходство с автопортретом, написанным также в 1904 году (итальянский карандаш, уголь, мел; другой вариант — уголь, сангина).

Врубель М.А. Голова Пророка. 1904 — 1905. Бумага на картоне, уголь, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея

Произведения Врубеля на лермонтовские темы воспроизводятся в изданиях сочинений поэта, монографиях о художнике, альбомах. Лучшие из них факсимильно воспроизведены в альбоме «Врубель. Рисунки к произв. М.Ю. Лермонтова» (1964).

Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 94 — 95.

Источник: http://tarhany.ru/lermontov/kalendar_pamjatnih_dat/160_let_so_dnja_rozhdenija_russkogo_hudozhnika_mihaila_aleksandrovicha_vrubelja

Михаил Врубель: рисунки и наброски

Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета – все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».

Так, пелена снега оживляется лишь узкой проталинкой и темными ветками деревьев. Этот простой мотив на рисунке передается прихотливыми отрывистыми штрихами, образующими фантастический узор. На расстоянии штрихи сливаются и создают полное ощущение снежной фактуры. Будто видны тени на сугробе, но снег изображен поверхностью листа, совершенно не тронутой карандашом.

Дворик зимой. 1903-1904

Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен – от темных к светлым.

В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Врубелевская «демоническая пристальность» (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение – род слепоты к посюстороннему, третируемому как «мелочи будничного».

Важно

В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение.

Читайте также:  Мораль басни "мыши" крылова (анализ, суть, смысл)

Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы. Вывод этот таков:

«Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего – ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе».

Михаил Александрович Врубель, 1897 год.

Дерево у забора. 1903-1904

Надгробный плач. 1887

Кровать. Из цикла Бессоница, 1904-1905

Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани…). 1890-1891

Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884

Белая азалия с листьями. 1886-1887

Портрет В. С. Мамонтова. 1890-1891

Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905

Голова пророка. 1904-1905

Тамара и Демон. 1890-1891

Тамара в гробу. 1890-1891

Тамара в гробу. 1890-1891

Обручение Марии с Иосифом. 1881

Шестикрылый серафим

Глова Демона. 1890-1891

Голова Демона на фоне гор. 1890-1891

Левая рука художника. 1882-1883

Свидание Анны Карениной с сыном. 1878

Раковина. 1904

Раковина. 1904

Платье. 1900

Портрет В. А. Усольцевой. 1905

Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905

Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904

Герман и Елецкий, 1901. Эскиз костюмов к опере П.И.Чайковского «Пиковая дама»

Пленные печенеги, 1896. Эскиз костюма к опере А.Н.Серова «Рогнеда»

Автопортрет. 1883

Тамара и Демон. 1890-1891

Журналист, читатель и писатель.

Русалка плыла по реке голубой.

Демон, смотрящий в долину

Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904

Голова Демона.

Женская голова (Э. Л. Прахова). 1884-1885

Автопортрет. 1904

Демон летящий.

Роза в стакане. 1904

Демон смотрящий

Белая азалия без стебля. 1886-1887

Портрет Валентина Серова. 1885

Портрет Н. И. Забелы-Врубель. Жена художника Врубеля. 1905

Портрет доктора Ф. А. Усольцева. 1904

Танец Тамары. 1890-1891. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон».

Автопортрет. 1885

Портрет молодого человека. 1903-1904

Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Демон и Ангел с душой Тамары.

Демон стоящий.

Демон у ворот монастыря.

Белая азалия с листьями. 1886-1887

Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской Михаила Врубеля в Венеции. 1885

Демон у стены монастыря.

Измаил-Бей. Кирибеевич.

Автопортрет. 1905

Источник: https://cameralabs.org/11303-mikhail-vrubel-risunki-i-nabroski

Демонический союз художника и поэта: иллюстрации Врубеля к поэме Лермонтова — Papaha

В 1891 году Репин, Суриков, Васнецов и другие выдающиеся художники того времени объединились для создания уникального в своем роде юбилейного сборника произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

По предложению редактора книги Петра Кончаловского для иллюстрирования поэмы «Демон» был приглашен молодой и малоизвестный на тот момент художник Михаил Врубель.

Критики называли работы Врубеля уродливыми, нелепыми и даже бездарными, но позднее признали, что художнику удалось передать магический образ падшего ангела, влюбленного в грузинскую девушку.

Врубель и Лермонтов сливаются воедино, предлагая нам войти в волшебный мир любви и искушения, греха и добродетели, страдания и избавления.

Демон летящий, 1891

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой

Голова демона на фоне гор, 1891

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял

Демон смотрящий, 1891

И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали

Демон, смотрящий на танец Тамары, 1891

В скале нарублены ступени;
Они от башни угловой
Ведут к реке, по ним мелькая,
Покрыта белою чадрой,
Княжна Тамара молодая

К Арагве ходит за водой.

Демон летящий, 1891

И Демон видел… На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук –
И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!..

Несется конь быстрее лани или скачущий всадник, 1891

Скакун лихой, ты господина
Из боя вынес, как стрела,
Но злая пуля осетина

Его во мраке догнала!

Тамара и демон, 1891

Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет
И на тебя украдкой взглянет, –
К тебе я стану прилетать;
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы

Сны золотые навевать

Свидание Тамары и Демона

Совет

Но и в монашеской одежде,
Как под узорною парчой,
Все беззаконною мечтой
В ней сердце билося, как прежде.
Пред алтарем, при блеске свеч,
В часы торжественного пенья,
Знакомая, среди моленья,

Ей часто слышалася речь.

Тамара в гробу, 1891

Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Белей и чище покрывала

Был томный цвет ее чела.

Демон и Ангел
с душой Тамары, 1891

В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых,
И душу грешную от мира

Он нес в объятиях своих.

Ознакомиться с полным текстом поэмы можно здесь

Лиана Хапаева

Источник: https://papahastories.ru/demonicheskiy-soyuz-hudozhnika-i-poeta-illyustratsii-vrubelya-k-poeme-lermontova/

Рисунки современных художников к произведениям М.Ю. Лермонтова

холст на картоне/энкаустика 50см x 70см 2008 г.

Серия “Элегия”-Мотив поэзии М.Ю.Лермонтова “…но мне милей страдания земные…”

бумага/гуашь 30см x 30см 2008 г.

ватман/тушь, перо 31см x 20см

ватман/тушь, перо 31см x 20см

ватман/тушь, перо 31см x 20см

ватман/тушь, перо 31см x 20см

ватман/тушь, перо 31см x 20см

ватман/тушь, перо 31см x 20см

ватман/тушь, перо 31см x 20см

ватман/тушь, перо 31см x 20см

ватман/тушь, перо 31см x 20см

ватман/тушь, перо 31см x 20см

бумага/смешанная техника 54см x 70см 2009 г.

бумага/см.техника 70см x 54см 2010 г.

бумага/см.техника 55см x 70см 2009 г.

бумага/см.техника 55см x 70см 2010 г.

бумага/см.техника 55см x 137см 2010 г.

бумага/см.техника 135см x 55см 2010 г.

бумага/см.техника 135см x 55см 2010 г.

холст/масло 30см x 60см

холст/масло 39см x 28см 2011 г.

холст/масло 50см x 60см 2012 г.

бумага/акрил 29.7см x 21см 1998 г.

Источник: http://museumtarhany.blogspot.com/2013/11/blog-post.html

Тамара и Демон — 1890-1891 Михаил Врубель

Октябрь 19, 2012

„Мое искусство будит души. Оно зовет от мелочных будничных дел к величавым образам” М. Врубель

Тамара и Демон
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

1890-1891; 66,5х50 смбумага, черная акварель, белила

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В первый год московской жизни Врубель познакомился с Петром Кончаловским — литератором, переводчиком, пайщиком издательства И.Н. Кушнерова. По его заказу художник исполнил ряд иллюстраций для юбилейного издания произведений Лермонтова, среди которых выделяются иллюстрации к «Демону».

Каждый из рисунков, выполненный черной акварелью, в руках мастера приобретающей богатство многокрасочной палитры, тяготеет к картине, поскольку обладает сюжетно-образной завершенностью, не свойственной иллюстрации. Самые большие рисунки — почти в лист или пол-листа ватмана — Врубель исполнил для показа сцен роковых свиданий Демона и Тамары.

В вошедшей в книгу иллюстрации — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно!…» — художник изображает их встречу в монастырской келье. Описанию этой встречи посвящены кульминационные главы поэмы Лермонтова. Врубель понимал этот момент как краткий апофеоз взаимной страсти героев, в котором нет ни торжества злого духа, ни предчувствия гибели Тамары.

Видение издателями лермонтовского героя было заурядным, невозможным для Врубеля. Это привело к тому, что часть рисунков не попала в издание 1891 года, а часть вошедших в него носит следы давления тех, кто утверждал работы.

Среди стилевой пестроты иллюстраций, выполненных известными русскими художниками, врубелевские выделяются подлинной глубиной постижения лермонтовских образов.

Между тем критики больше всего поносили именно Врубеля за якобы непонимание Лермонтова или отступления от него, за безграмотность и неумение рисовать.

Голова Демона

1890-1891; 23х36 смбумага, черная акварель, белила

Киевский музей русского искусства

Как ни странно, среди всех произведений Лермонтова именно иллюстрирование «Демона» стало для Врубеля самым трудным. Главная сюжетная пружина поэмы — романтическая линия страсти Демона — не могла не привлечь внимания Врубеля.

Обратите внимание

Художник чувствовал и родство своего Демона с героем Лермонтова, и его независимость от литературного прототипа.

Поэтому, следуя сюжету поэмы, художник пользуется ею как подспорьем для выражения ведущих тем собственного творчества — вечных метафизических загадок любви, смерти, бессмертия.

«Голова демона», по замыслу Врубеля, должна была стать заглавной к поэме. В этом рисунке получился сложный «портрет» трагического героя — образ мятущегося духа, «ищущего примирения обуревающих его страстей».

Это не скорбящий и страдающий Демон, он полон энергии мысли и чувства, ищет решения поставленных им самим нечеловеческих вопросов бытия, жгущих внутренним пламенем страсти.

В лице, соединяющем мужской и женский облики, современников больше всего поразили губы Демона, словно обожженные внутренним огнем.

(1856-1910) Михаил Врубель

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/077-wrobel/tamara-i-demon.php

Иллюстрации и картины М.А.Врубеля к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»

М.А.Врубель. Летящий Демон. 1899

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой;

М.А.Врубель. Танец Тамары. 1890-1891

В последний раз она плясала.
Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала.
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,

И незнакомая семья.

М.А.Врубель. Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани…). 1890-1891

Несется конь быстрее лани.
Храпит и рвется, будто к брани;
То вдруг осадит на скаку,
Прислушается к ветерку,
Широко ноздри раздувая;
То, разом в землю ударяя
Шипами звонкими копыт,
Взмахнув растрепанною гривой,
Вперед без памяти летит.

На нем есть всадник молчаливый!
Он бьется на седле порой,
Припав на гриву головой.
Уж он не правит поводами,
Задвинув ноги в стремена,
И кровь широкими струями
На чепраке его видна.

Скакун лихой, ты господина
Из боя вынес, как стрела,
Но злая пуля осетина

Его во мраке догнала!

Тамара и Демон. 1890-1891

На беззаботную семью
Как гром слетела божья кара!
Упала на постель свою,
Рыдает бедная Тамара;
Слеза катится за слезой,
Грудь высоко и трудно дышит;
И вот она как будто слышит
Волшебный голос над собой:
«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
Твоя слеза на труп безгласный
Живой росой не упадет:
Она лишь взор туманит ясный.

Ланиты девственные жжет!
Он далеко, он не узнает,
Не оценит тоски твоей;
Небесный свет теперь ласкает
Бесплотный взор его очей;
Он слышит райские напевы…
Что жизни мелочные сны,
И стон и слезы бедной девы
Для гостя райской стороны?
Нет, жребий смертного творенья
Поверь мне, ангел мой земной,
Не стоит одного мгновенья

Твоей печали дорогой!

Тамара и Демон. 1890-1891

И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам;
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал.

Тамара в гробу. 1890-1891

Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Белей и чище покрывала
Был томный цвет ее чела.
Навек опущены ресницы…
Но кто б, о небо! не сказал,
Что взор под ними лишь дремал
И, чудный, только ожидал
Иль поцелуя, иль денницы?
Но бесполезно луч дневной
Скользил по ним струей златой,
Напрасно их в немой печали
Уста родные целовали….
Нет! смерти вечную печать

Ничто не в силах уж сорвать!

Важно

В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых,
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих.
И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.

Издалека уж звуки рая
К ним доносилися — как вдруг,
Свободный путь пересекая,
Взвился из бездны адский дух.

Он был могущ, как вихорь шумный,
Блистал, как молнии струя,
И гордо в дерзости безумной
Он говорит: «Она моя!»
< …>
«Исчезни, мрачный дух сомненья! —
Посланник неба отвечал: —
Довольно ты торжествовал;
Но час суда теперь настал —
И благо божие решенье!
Дни испытания прошли;
С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.

Узнай! давно ее мы ждали!
Ее душа была из тех,
Которых жизнь — одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех:
Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои…
Она страдала и любила —

И рай открылся для любви!»

И Ангел строгими очами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнув крылами,
В сиянье неба потонул.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

Демон сидящий. 1890

Демон поверженный. 1901

Демон поверженный. 1902

Демон поверженный. 1902

Демон (сидящий). 1890

Голова Демона на фоне гор. 1890

Голова Демона. 1890-1891

Источник: https://www.bookcase.kz/2009/05/16/artbook/illyustracii-i-kartiny-vrubelya-k-poehme-lermontova-demon

Демоны М.А. Врубеля

“Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль….

Ты знаешь, за эти почти 6 месяцев я изорвал около 1000 листов бумаги и все уничтожил” – так писал Михаил Александрович Врубель своей супруге известной оперной певице Надежде Ивановне Забеле-Врубель в конце 1902 года. Иллюстрировать собрание сочинений М.Ю. Лермонтова Врубелю предложили в 1891 году.

Однако мысль о создании образа Демона появилась у художника намного раньше.

Работа над «демонической» темой началась по утверждению биографов М.А. Врубеля уже в 1885 году.

  В подтверждении этому служат слова самого художника в письме к сестре: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое»». Такая долгосрочная перспектива свидетельствует о хорошо продуманной идее.

Осенью 1886 года Врубель показывая отцу первые наброски, говорил   – Демон – дух не столько злобный, сколько скорбный и страдающий, но при всем том дух властный, величавый. Первый демон Врубеля был написан в 1890 году в студии С. И. Мамонтова.

«Демон сидящий» –  на этой картине в меланхоличном оцепенении изображен искусительно-прекрасный герой, созерцающий золото заката в окружении сине-лиловых миров мрака.

На его щеке мерцает жемчужная слеза – Демон словно скорбит о хрупкости земного мира и вспоминает отторгнутый им мир небесной красоты. Реальность вокруг него охвачена фантастическими метаморфозами, будто превращенная в камень или сталактиты. Кристаллические цветы отбрасывают холодные блики и осыпаются аметистами. Демону Врубеля свойственна внутренняя раздвоенность. Он не носитель коварства и зла. Демон олицетворение вечной борьбы мятущегося человеческого духа. Духа, который ищет примирения переполняющих его страстей. Духа, который в познании жизни не находит ответа на свои вопросы и сомнения ни на земле и  ни на небе.   После работы над «Демоном сидящим» Врубель принимается за иллюстрации к Лермонтову, которые изначально принесли ему довольно скандальную известность (особенно иллюстрации к поэме «Демон»). (Иллюстрации к поэме Лермонтова “Демон”: Свидание Тамары и Демона (Акварель), Тамара и Демон (Золотая акварель) Демон летящий, Демон, смотрящий в долину) Эти работы конгениальны поэзии Лермонтова, они полны экспрессии. Иллюстрации, выполненные черной и золотой акварелью с добавлением белил, создают впечатление богатой красочной палитры. Изощренная «кристаллическая» техника рисунка во многом говорит о сложившейся манере и вершине графического мастерства художника.  

«Голова Демона на фоне гор» вторая  картина с изображением Демона, написанная Врубелем в том же году.

И снова Врубель изображает не абстрактное существо, не черта, который по-гречески означает рогатый, не дьявола – клеветника, а Демона – что означает душа. Здесь Демон в отличие от «сидящего» полон чувства и энергии мысли. Он с некоторой тоской и настороженностью вглядывается в неведомое пространство, в мир в котором ему нет места. Демон будто ищет решения жгущих пламенем страстей им самим поставленных нечеловеческих вопросов касающихся собственного бытия. В тоже время во взгляде его чувствуется философское созерцание.  

 «Летящий демон» (1899 год) – работа, которая ознаменовала собой возвращение художника к волновавшей его всю жизнь теме Демона.

Картина, за которую Врубель взялся в пору своего творческого подъема со всей страстью, по неясным причинам была оставлена и незакончена. Возможно, образ, прорисовываемый на картине, не устраивал художника.

Михаил Александрович не дорожил своими набросками и работами.

«Летящий демон»  – полон движения и стремительности, он летит над вершинами гор навстречу мрачному небу. Картина длинная и почти абстрактная. С высоты его полёта земля видится мозаикой геометрических пятен. Облик «летящего» Демона, его лицо и фигура –  схожи с «сидящим». Он всё тот же молодой титан, однако, лишенный юношеской лиричности – он повзрослел и еще больше разочаровался. Его полёт бесцелен. Руки мускулистые и сильные деформированы и будто неуместны – не нужны существу, которое не знает как применить их.

Совет

В 1901 году Врубель лихорадочно и напряженно начинает работать над картиной «Демон поверженный», с многократными переписываниями и множеством предварительных эскизов. Врубель больше не отпускал своего героя.

Художник видел его лежащим в горной пропасти. Судя по эскизам – это должен был быть  образ бунтаря. Демон не лермонтовский, совершенно необыкновенный. Поза лежащая вниз головой, будто он скатился со скалы. Могучий, мужественно прекрасный низвергнутый в каменную бездну, его крылья поломаны. Уже, после того как картина была выставлена на очередной выставке «Мира искусства», Врубель снова и снова переписывал лицо «поверженного Демона» на глазах у публики. И в вихре каждодневно сменяющихся образов мелькали и исчезали лица необыкновенной красоты, чередуясь с ожесточенными и страшными. Сегодня лик падшего дик и жалок, с мучительно искривленным ртом. Лиловый сумрак затопит низринутого в ущелье, но сверкает венец, розово сияют вершины гор, искрятся и мерцают поломанные крылья (с тех пор краски картины потемнели).   Судьба Михаила Александровича Врубеля трагична. Слепота и безумие.

Александр Бенуа, наблюдавший, как Врубель нервно переписывал «Демона поверженного», уже висевшего в выставочном зале и открытого для публики, вспоминал потом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре.

Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым.

Его безумие явилось логичным финалом его демонизма».

 

Источник: http://co-a.com/coa/demony-ma-vrubelya.html

Михаил Врубель: рисунки и наброски

Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета – все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».

Так, пелена снега оживляется лишь узкой проталинкой и темными ветками деревьев. Этот простой мотив на рисунке передается прихотливыми отрывистыми штрихами, образующими фантастический узор. На расстоянии штрихи сливаются и создают полное ощущение снежной фактуры.

Будто видны тени на сугробе, но снег изображен поверхностью листа, совершенно не тронутой карандашом.
Дворик зимой. 1903-1904

Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра.

На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен – от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка.

Врубелевская «демоническая пристальность» (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение – род слепоты к посюстороннему, третируемому как «мелочи будничного». В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение.

Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы.

Вывод этот таков:

«Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего – ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе».
Михаил Александрович Врубель, 1897 год.
Дерево у забора. 1903-1904
Надгробный плач.

Обратите внимание

1887
Кровать. Из цикла Бессоница, 1904-1905
Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани…). 1890-1891
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884
Белая азалия с листьями. 1886-1887
Портрет В. С. Мамонтова. 1890-1891
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан.

1905
Голова пророка. 1904-1905
Тамара и Демон. 1890-1891
Тамара в гробу. 1890-1891
Тамара в гробу. 1890-1891
Обручение Марии с Иосифом. 1881
Шестикрылый серафим
Глова Демона. 1890-1891
Голова Демона на фоне гор. 1890-1891
Левая рука художника. 1882-1883
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878
Раковина.

1904
Раковина. 1904
Платье. 1900
Портрет В. А. Усольцевой. 1905
Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905
Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904
Герман и Елецкий, 1901. Эскиз костюмов к опере П.И.Чайковского «Пиковая дама»
Пленные печенеги, 1896. Эскиз костюма к опере А.Н.Серова «Рогнеда»
Автопортрет.

1883
Тамара и Демон. 1890-1891
Журналист, читатель и писатель.
Русалка плыла по реке голубой.
Демон, смотрящий в долину
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904
Голова Демона.
Женская голова (Э. Л. Прахова). 1884-1885
Автопортрет. 1904
Демон летящий.
Роза в стакане.

1904
Демон смотрящий
Белая азалия без стебля. 1886-1887
Портрет Валентина Серова. 1885
Портрет Н. И. Забелы-Врубель. Жена художника Врубеля. 1905
Портрет доктора Ф. А. Усольцева. 1904
Танец Тамары. 1890-1891. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Автопортрет. 1885
Портрет молодого человека.

1903-1904
Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени»
Демон и Ангел с душой Тамары.
Демон стоящий.
Демон у ворот монастыря.
Белая азалия с листьями. 1886-1887
Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской Михаила Врубеля в Венеции. 1885
Демон у стены монастыря.
Измаил-Бей. Кирибеевич.
Автопортрет. 1905

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник: http://interesno.cc/article/11044/mihail-vrubel-risunki-i-nabroski

Лермонтов Врубель Блок Демон. Иллюстрации Михаила Врубеля к поэме Михаила Лермонтова «Демон» – презентация

1 Лермонтов Врубель Блок Демон

2 Иллюстрации Михаила Врубеля к поэме Михаила Лермонтова «Демон»

3 “Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснились толпой Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила обменяться с ним…”

4 “Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на скаку, Прислушается к ветерку Широко ноздри раздувая, То, разом землю ударяя, Шипами звонкими копыт, Взмахнув растрепанною гривой, Вперед без памяти летит…”

5 “В последний раз Она плясала, Увы, заутра ожидала, Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне, И незнакомая семья…”

Важно

6 “Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби меня!” – И он слегка Коснулся жаркими устами К её трепещущим губам… Соблазна полными речами Он отвечал ее мольбам. Могучий взор смотрел ей в очи, Он жёг ее во мраке ночи…”

7 “Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томный цвет ее чела. Навек опущены ресницы… Но кто б, о небо, не сказал, Что взор под ними лишь дремал, И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль Денницы…”

8

9

10 Два «Демона» Александра Блока

11 ДЕМОН Прижмись ко мне крепче и ближе, Не жил я – блуждал средь чужих… О, сон мой! Я новое вижу В бреду поцелуев твоих! В томлении твоем исступленном Тоска небывалой весны Горит мне лучом отдаленным И тянется песней зурны. На дымно-лиловые горы Принес я на луч и на звук Усталые губы и взоры И плети изломанных рук. И в горном закатном пожаре, В разливах синеющих крыл, С тобою, с мечтой о Тамаре, Я, горний, навеки без сил… И снится – в далеком ауле, У склона бессмертной горы, Тоскливо к нам в небо плеснули Ненужные складки чадры… Там стелется в пляске и плачет, Пыль вьется и стонет зурна… Пусть скачет жених – не доскачет! Чеченская пуля верна. 19 апреля 1910 Памяти М.Врубеля

12 ДЕМОН Иди, иди за мной – покорной И верною моей рабой. Я на сверкнувший гребень горный Взлечу уверенно с тобой. Я пронесу тебя над бездной, Ее бездонностью дразня. Твой будет ужас бесполезный – Лишь вдохновеньем для меня. Я от дождя эфирной пыли И от круженья охраню Всей силой мышц и сенью крылий И, вознося, не уроню. И на горах, в сверканье белом, На незапятнанном лугу, Божественно-прекрасным телом Тебя я странно обожгу. Ты знаешь ли, какая малость Та человеческая ложь, Та грустная земная жалость, Что дикой страстью ты зовешь? Когда же вечер станет тише, И, околдованная мной, Ты полететь захочешь выше Пустыней неба огневой, – Да, я возьму тебя с собою И вознесу тебя туда, Где кажется земля звездою, Землею кажется звезда. И, онемев от удивленья, Ты узришь новые миры – Невероятные виденья, Создания моей игры… Дрожа от страха и бессилья, Тогда шепнешь ты: отпусти… И, распустив тихонько крылья, Я улыбнусь тебе: лети. И под божественной улыбкой, Уничтожаясь на лету, Ты полетишь, как камень зыбкий, В сияющую пустоту… 9 июня 1916

13 Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым еще нет названия и которые служат лишь знаком, символом того, что таит в себе Падший: И зло наскучило ему. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени. (А. Блок. Об искусстве).

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1241478/

Описание сюжета картины Врубеля «Демон сидящий»

Художник: Михаил Александрович Врубель Название картины: «Демон сидящий» Картина написана: 1890 г. Холст, масло.

Размер: 114 × 211 см

Многие критики, упоминая творчество Михаила Врубеля, а в особенности его «демонов», не могут не вспомнить о том наследии, которое художник оставил после себя.

Его творчество стало знаковым в ту эпоху, эпоху становления отечественного символизма, оно, как и произведения русских классиков литературы и музыки, олицетворяет стремление творческой личности к чему-то прекрасному, к эфемерной, неосязаемой духовной красоте.

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в Омске. Его отец, строевой офицер, настаивал на том, чтобы Михаил получил престижное образование, посему будущий художник был отправлен в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет.

Пытливая творческая душа Врубеля никогда не тяготела к юридическим наукам, что, однако, не помешало ему окончить университет с золотой медалью. Затем, Михаил был призван в армию и, отслужив воинскую повинность, получил звание бомбардира запаса.

Осенью 1880 года Врубель был принят на обучение в Императорскую академию художеств.

Совет

Работы Михаила Александровича были пронизаны оригинальностью и символизмом, еще со времен его обучения творческому мастерству. Именно эти качества принесли художнику незыблемую славу и признание.

Изначально, «демоны» Врубеля были всего лишь иллюстрациями, которые художник приурочил к выходу юбилейного издания сочинений русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича.

В 1891 году, Михаил Александрович исполнил около 30 рисунков к данному собранию, большая часть которых отражала поэму «Демон».

Наиболее известными картинами, которые художник в будущем перенес на холст, были «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Иллюстрация «Демон сидящий» была нарисована художником в 1890 году. Хранится она и по сей день, в Государственной Третьяковской галерее.

Собственно там же хранится и аналогичная работа на холсте, которая датирована тем же годом.

Писал ее Михаил в доме известнейшего в те времена мецената, Мамонтова Саввы Ивановича, который симпатизировал многим знаменитым художникам того времени: Серову, Васнецову, Коровину.

Сюжет картины был навеян художнику после прочтения им произведения М.Ю. Лермонтова «Демон». Несмотря на то, что демоническая природа нарисованного создания видна невооруженным взглядом, сам посыл картины далек от устаревших догм.

Обратите внимание

Обычно, говоря о демонах, особенно в условиях жестких религиозных канонов того времени, человеку представляется образ потустороннего зла, чего-то до безумия глупого и жестокого. Демон Врубеля совсем другой, собственно как и демон Лермонтова.

Вообще, вышеупомянутые творцы были едины во многих своих идеях, и, если Михаил Александрович Врубель стал флагманом движения символизма среди художников, то Михаил Юрьевич взял на себя ту же роль, только в своем писательском ремесле.

Идея, как картины, так и описанного образа, в целом едина. Перед нами предстает не кровожадный клыкастый монстр, а гораздо более утонченное создание.

Сам Врубель, говоря о герое своего произведения, описывал его так: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым».

Символ данной картины очевиден, он во многом совпадает с представлениями о демонах античного философа Платона, который считал этих созданий «посредниками между людьми и богами, который помогает человеку преодолеть свой жизненный путь, дабы постичь красоту смерти, а вместе с ней, и высший замысел».

Очевидно, что печальный взгляд героя картины и его направление вдаль, его поза, которая пронизана отчаянием, все это указывает на вполне человеческую первородную сущность демона. В то же время, подоплекой для нахлынувших эмоций становится внеземное, эфемерное начало героя картины.

Одинокий, познавший все то, что делает простого человека счастливым изо дня в день, демон не может найти более покоя в мире живых. Оттого и печальный взгляд вдаль, куда-то в сторону закатного солнца, в поисках ответов, нахождение которых не дает удовлетворения, а лишь побуждает к новым поискам. Создание ищет освобождения, перерождения своей сущности. Кто этот демон?

Очевидно, что сам образ картины собирательный, и исследователи сходятся во мнении, что сам Лермонтов завуалировал в герое своего произведения всех деятелей отечественного искусства. Эту тематику подхватил и Врубель. Согласитесь, кто как не творческий человек становится для простого люда светочем в темноте.

Важно

Кто, как не писатель, художник, композитор, своими произведениями подталкивает «незрячих» к истине. «Демон» Врубеля – это, на самом деле, он сам, и не только он. Этим же демоном был Лермонтов. Этим же демоном можно считать Пушкина, Толстого, Чайковского.

Этот демон – человек, познавший природу прекрасного, старающийся принести ее в каждый дом, претерпевая при этом одну неудачу за другой.

Говоря о художественном исполнении картины, нельзя не упомянуть ее уникальный стиль. Она написана с присущими Врубелю характерными чертами. Особенно бросается в глаза эффект кристаллических граней, что делает картины больше похожей на витражную живопись или панно. «Демон» Врубеля как будто высечен из камня.

Художник смог добиться такого исполнения благодаря использованию при создании работы мастихина (специального ножа), нанося им плоские мазки по полотну. В своей картине Михаил Александрович успешно сочетал живопись и ваяние.

Наличие кристаллических форм в работе Врубеля тоже неслучайно, с их помощью художник подчеркнул природу образа, его мистичность, многогранность.

Данную картину можно считать одной из самых знаменитых работ Михаила Александровича. Серия была продолжена в 1899 году, когда художник написал картину «Демон летящий». В 1902 году, будучи тяжело больным, Врубель, стоически принявший удары судьбы, заканчивает писать третью картину – «Демон поверженный». На этом полотне главный герой находится на грани гибели, как и сам художник.

Источник: https://5sec.info/kartiny/mixaila-vrubel-demon-sidyashhij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector