Мораль басни “дерево” крылова (анализ, суть, смысл)

Краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом»: легендарные смыслы Крылова

Меню статьи:

Точная дата написания басни «Свинья под дубом» не известна. Однако, по всей видимости, Иван Крылом завершил произведение в один из декабрьских дней 1822-го или же 1823 года.

Опубликована же басня была в 1825 году, выйдя в «Северной пчеле» – одной из российских газет. В этой статье мы представим краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом».

Но перед тем как перейти непосредственно к тексту басни, хотелось бы обратиться – ненадолго – к личности автора.

Баснописец Крылов

Иван Крылов – автор множества произведений, среди которых выделяются сатирические, публицистические и поэтические тексты. Однако наиболее всего писатель известен баснями. В «портфолио» Ивана Крылова числится больше 230-ти басен, которые выходили в виде сборников. Всего таких сборников известно 9 – все вышли при жизни автора.

Крылов нередко заимствовал идеи басен. Например, при чтении некоторых произведений легко заметить схожесть с текстами Лафонтена – известного французского баснописца, легендарного древнегреческого автора Эзопа, а также таких авторов древности, как Федр и Бабрий.

Обратите внимание

Что касается басни «Свинья под дубом», то идея этого произведения явно заимствована у Эзопа (который затронул похожую тему в «Пешеходах и Яворе»).

Схожие мотивы встречаются также в текстах Лессинга (а именно в произведении «Дуб и Свинья»). Среди других авторов, которыми, вероятно, вдохновлялся Крылов, – Базилевич и Папышев.

Что такое басня?

Басня – как литературное произведение – относится к разряду дидактических произведений. То есть басни всегда несут некий воспитательный, поучительный, нравственный смысл. Выводы произведений характеризуются моральным оттенком. Моралью называется завершение басни, нравоучительное заключение.

Особенность этого жанра литературы – действующие лица. В баснях нередко в качестве главных героев представлены животные и растения. Также персонажами выступают вещи, наделенные человеческими чертами. Метафорический и аллегорический характер басен позволяет высмеивать, раскрывать человеческие пороки.

Басня – древний жанр, который появился еще в древнегреческой культуре. Наиболее известный баснописец из Древней Эллады – это, безусловно, Эзоп. В римской культуре в историю вошло имя Федра. Жанр басни наличествует как в европейских культурах, так и в восточных. Например, в Индии басни собраны в целостное произведение под названием «Панчатантра».

В России басня получила удивительную популярность, породив целую плеяду именитых авторов-баснописцев. Среди них: Сумароков, Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Кантемир, Тредиаковский, Полоцкий и другие. Но легендарным является имя именно Ивана Крылова, ведь изречения из произведений писателя давно обрели крылатый характер.

Краткое изложение содержания басни о свинье под дубом

Как и полагается классической басне, «Свинья под дубом» представляет главную героиню – свинью, которая кормится около старого дуба. Дерево – древнее, пережившее несколько веков.

С дуба нападало много желудей, а, как известно, желуди – излюбленная пища свиней. Поэтому животное часто навещает дерево, в надежде найти лакомство у корней дуба.

Увлекшись поеданием пищи, свинья начала рыть древесные корни.

Заметив, что свинья портит дуб, ворон, который любил сидеть на ветвях дерева, постарался объяснить глупому животному, что оно причиняет дереву вред. Однако свинья сказала, что не тревожится этими проблемами.

Важно

После ворона, увещевать свинью попытался сам дуб. Дерево обратилось к животному, объясняя, что порча корней – это выражение неблагодарности за щедрость, ведь дуб не жалел для свиньи желудей. Свинья не понимает, откуда берутся желуди.

Происхождение лакомства – не небо, а именно дуб. Однако животному не суждено понять этой мудрости, потому что физиология свиньи не предусмотрела этого: свинья не способна поднять голову вверх, чтобы увидеть, откуда падают желуди.

Донести истину до животного не удалось: свинья продолжила портить корни дуба.

В чем мораль произведения Ивана Крылова?

Заключение басни Крылова – это четыре строки, которые несут главный смысл произведения. Свинья – это символ невежества, существа, порицающего ученье, противостоящего науке и просвещению. Такое существо отрицает влияние и само наличие науки, не замечая, как пользуется ее плодами.

Образы басни – аллегорическое описание человеческих пороков, склонности к лени, невежеству, нежеланию подняться над собственными недостатками. Люди, отличающиеся невежеством и темнотой, порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении.

Однако эти же люди упорно не замечают (или не хотят замечать) того, что цивилизация и блага, которыми они пользуются, – это результаты прогресса, распространения науки и образования.

Крылов хочет сказать больше: свинья портит дуб, представляет опасность для дерева. Расшифровывая эту метафору, мы бы могли сказать, что люди, не осознающие собственного невежества и глупости, причиняют вред цивилизованному обществу и культуре в целом.

Невежественный человек, который портит то, чем пользуется (как свинья роет корни дуба), не осознает также нанесения вреда – себе и потомкам. Более того, драматизм ситуации заключается в том, что глупые невежды чувствуют гордость за собственную темноту, со временем теряя способность прислушиваться к мудрым советам и мнениям других людей.

Анализ басни о свинье и дубе

Образ свиньи

Свинья – это, прежде всего, аллегория невежественности, глупости, лени и неблагодарности. Лень не позволят человеку понять ценность знаний, поэтому такие люди относятся к попытке просвещения агрессивно и неуважительно.

Свинья видит только то, что находится под самым ее носом, но то, что лежит дальше носа, не увидит никогда. Косность способствует стабильности точки зрения свиньи на вещи.

Свинья не меняет мнения по поводу оценки собственного поступка.

Разумеется, выбор Крылова пал именно на свинью не случайно. Это животное наделено любопытной физиологической особенностью. Свиньи способны держать голову прямо, однако не могут поднять рыла вверх. Эта специфика свиньи усиливает авторский посыл: Крылов описывает человека, не только не желающего познавать новое, но и утратившего к этому способность.

Образ ворона

Мудрый персонаж в басне Крылова. Ворон первым старается наставить свинью на путь истинный, однако попытка вразумить невежду, просветить глупое животное не увенчалась успехом. Ворон – наивный и доверчивый. Ворон – это образ типичного человека просвещения, философа.

Впитав мудрость Древней Греции, ворон считает, что человек, знающий, что такое добро, не способен на плохие, злые поступки. Однако это не так. Также читатель заметит, что Крылом делает акцент на необходимости различения двух процессов: иногда можно слушать, но не слышать.

Слушать и слышать – это разные вещи, разные процессы.

Образ дуба

Дуб в басне Крылова проявляет наибольшую, наивысшую мудрость. Дуб не наивен. Вековое дерево многое повидало за годы, столетия жизни, поэтому осознает, что пытаться наставить свинью на путь истинный – дело гиблое.

Дуб не пытается увещевать животное, не верит в возможность донесения до свиньи знания. Дерево лишь выкрикивает истину, горькую правду, без надежды на исправление ситуации.

Через уста дуба изрекается мораль – суть басни о дубе и свинье.

Хотя Крылом обращается к легкости и шуткам, чтобы продемонстрировать страшнейший порок человека эпохи Просвещения – глупость, все же басня явно носит грустный, пессимистичный характер.

Совет

Крылов вывел на сцену повествования не только образы ругающих, порицающих науку, но также тех, кто оказывает препятствия движению прогресса. Литературный критик Водовозов прекрасно выразился о том, какой смысл автор басни поместил в центр произведения.

Критик писал, что образ свиньи вызывает отвращение. Свинья – это аллегория человека, наевшегося из приготовленной кормушки. После насыщения свинья портит источник пищи, не понимая, что вредит себе.

Схожий смысл раскрывает в пьесе «Недоросль» и другой российский писатель – Фонвизин.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-krylov/svinja-pod-dubom.html

Басня Крылова «Листы и Корни» — анализ и краткое содержание

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас».

Герои

Корни и листы

Краткое содержание

Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров.

Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые.

А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.

Мораль

Самое важное может быть совсем не то, что на виду.

Анализ басни

История создания

Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

Смысл названия

В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

Основная тема

Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.

Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие.

Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя.

Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.

Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.

Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл.

Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения.

Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

Проблематика

В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.

Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.

Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Композиция

Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

Чему учит автор

Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

Источник: https://spadilo.ru/basnya-krylova-listy-i-korni/

Басня Крылова «Ворона и лисица»: анализ басни, лесть как основной элемент событий в басне. Сравнение жизненных ситуаций с примером в басне Крылова «Ворона и лисица»: использование и распознание лести

Пример лести в басне «Ворона и лисица», сравнение аспекта лести в реальной жизни и басне.

Читайте также:  Критика о пьесе "бесприданница" островского: отзывы современников

Поэтом и баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым написано больше 200 басен. Все стихотворные рассказы пропитаны жизненной мудростью. Смысл каждой басни заставляет задуматься и помогает вынести важный поучительный урок. Рассматривая различные жизненные ситуации, можно сделать правильные выводы на будущее.

С помощью персонажей басни затрагиваются проблемы общества и нравственности. Образы животных помогают точнее воплотить и раскрыть все стороны человеческого характера.

Басня «Ворона и лисица»

В 1808 году вниманию читателя представлена басня «Ворона и лисица». Сюжет этого произведения известен с древности и переписан многими зарубежными и русскими писателями. Басня Крылова отличается более точным и остроумным описанием героев. Их образы более реалистичны.

Основная задача автора, показать, к чему приводить лесть. Нельзя слепо доверять человеку, иначе станете жертвой его обмана. Крылов очень часто сталкивался с подобным проявлением. Лесть была неотъемлемой частью высшего общества.

Это качество часто высмеивалось в популярных литературных произведениях.

Басня

  • Крылов очень ярко изображает характеры героев. Чтобы как можно точнее раскрыть их многогранность, писатель использует большое количество красноречивых прилагательных.
  • Структура басни разделена на две части. Таким образом автор акцентирует внимание на задумке произведения. В четверостишии изложена поучительная мораль рассказа. Одна из фраз басни стала крылатым выражением: «Вороне где-то бог послал кусочек сыру».
  • Лесть очень часто присутствует в диалогах между людьми. Небольшое преувеличение в словах не оказывает пагубного влияния. Но когда лесть чрезмерна, то можно столкнуться с неприятными последствиями. Человек, который падок на сладкие речи, как правило, глуп и самодоволен.
  • Главными героями басни выступаю ворона и лисица. Перед лисой стоит задача – любыми способами заполучить желанный кусочек сыра. Выбрав хитрую тактику, она добивается своей цели. Ворона становится жертвой обмана.

Крылов раскрывает в них отрицательные качества. Ворона олицетворяет человеческую глупость. Во многих литературных произведениях сказочный персонаж вороны подразумевает вещую птицу.

Поэтому Крылов в шуточной форме называет ее Вещуньей. Недальновидность птицы оставляет ее без обеда. Пойдя на поводу у хищницы, ворона проявляет слабость.

Всего на секунду расслабилась и тут же угодила в мастерски расставленный капкан.

Ворона и Лисица

Крылов подчеркивает неповоротливость птицы – она не взлетает, а громоздится на дерево.

В начале басни ворона представлена красавицей и отменной певуньей:

“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!…”.

В конце басни автор, при помощи сатиры, перечеркивает ее красивый образ:

Обратите внимание

“Ворона каркнула во все воронье горло”.

Восклицательный знак после каждого обращения подчеркивает интонацию и старания рыжей плутовки. Эмоциональные высказывания оказывают двойное воздействие на собеседника.

  • В образе лисы с первых строк просматривается ехидность, вкрадчивость и осторожность. Она представлена, как воплощение хитрости и ума. Понимая, что сила и ловкость в борьбе с вороной неуместны, лиса борется за лакомый кусочек другим способом.
  • Ее льстивая речь звучит словно приятная музыка. Каждое движение лисы подчеркивает ее коварность и изворотливость. Неспокойное движение хвоста и сладкая речь плутовки настораживают. Своей чрезмерной похвалой лиса мастерски очаровывает тщеславную ворону.
  • Лиса поставила перед собой цель и упорно не отступала, пока не получила результат. Ее настойчивость достойна уважения. Лиса позиционируется автором, как отрицательный герой. В своих действиях она пользуется коварными методами. Для нее на первом месте личные желания и интересы. Героиня готова заполучить желаемое любой ценой.
  • Выбрав нечестный способ, лиса одержала победу. Ее выигрышное положение как бы противоречит морали басни. Ведь если лесть — это плохо, то почему лиса оказалась победительницей?! Выходит, что есть ситуации в жизни, когда все средства хороши. Наверняка у читателей складывается разное впечатление об этом персонаже.
  • Так же происходит и в жизни. Льстецов не интересуют чувства собеседника. Наглая лесть часто звучит как высмеивание. Но человек, который льстит, может угодить в собственную ловушку. Ведь умный и образованный собеседник способен сразу заметить льстивую похвалу.
  • Ворону нельзя отнести ни к отрицательным, ни к положительным героям. Она не удосужилась обдумать услышанное и в этом ее большая глупость. Понимая, что перед ней хищная хитрая лиса, ворона все равно прислушивается к сладким речам. Лесть ослепляет ее и подкупает. Потеряв бдительность, ворона попадает в ловушку. Лакомый кусочек сыра достается лисе.

Ворона и Лисица

Происходящие события в басне доказывают, что если вам льстят, то собеседником преследуются корыстные цели. И как только льстец добивается желаемого, то все обещания растворяются в воздухе.

Автор подчеркивает, что льстец всегда сможет подобрать нужные слова и добиться расположения: «… И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

» Поэтому нужно уметь трезво и хладнокровно оценивать события.

В таком случае вас сложнее будет сбить с толку. Каждому человеку приятно, когда его хвалят. Но получая комплименты в свой адрес, научитесь фильтровать услышанное. За льстивыми речами друга могут скрываться хитрые намерения. Ворона и лисица — басня, написана с целью изменить читателя в лучшую сторону.

Как распознать лесть в разговоре?

В различных жизненных ситуациях каждый из нас сталкивается с лестью. Одним нравится получать комплименты, другие воспринимают их в штыки. В обоих случаях важно научиться различать искренние слова от лживой лести.

  • Чем больше вам нравится слушать похвалу, тем слабее ваша защита. С помощью приятных слов можно легко манипулировать человеком. Часто расположения собеседника добиваются в своих корыстных целях. Возможно, это способ благодарности за совершенный вами поступок.
  • Или вас хотят побудить к конкретным действиям. Нужно попытаться распознать мотивацию человека. В случае получения заслуженной похвалы, нужно понимать человек искренен или просто ищет способ заслужить ваше доверие, чтобы использовать в дальнейшем.
  • Поведение льстеца легко читается со стороны. Заинтересованный взгляд, тембр голоса и манера общения – неотъемлемыми помощники подобной тактики. Искренние душевные слова сопровождают эмоции другого характера. Разумная похвала вдохновляет человека и придает уверенности в собственных силах.
  • Бывают случаи, являющиеся исключением из правил. Иногда, преувеличенная похвала идет во благо. К примеру, вы стали случайным участником мероприятия. Вам необходимо проявить расположение к малознакомому лицу. Немного лести в этом случае может спасти ситуацию.

Слова бывают льстивые

Обращайте внимание от кого исходит похвала. Однозначно не стоит ожидать ничего хорошего от своих неприятелей. Лесть можно использовать для прикрытия ваших проступков. Стоит задуматься, где вы промахнулись.

Лесть человека, зависящего от вас, подразумевает новые просьбы и желания. Не позволяйте влиять на вас таким способом. Ваша задача вывести человека на чистую воду.

Понимая реальные намерения собеседника, вы сможете выбрать достойную тактику.

Лесть условно можно разделить на несколько видов:

  • Утонченная лесть – такой вид используют внимательные и опасные личности, желающие добиться вашего расположения.
  • Грубая лесть – исходит от явных подхалимов и хамов. Такой вид лести необходимо пресекать, иначе беседа оставить неприятный осадок. Отвечайте человеку такой же манерой общения.
  • Дежурная лесть – такой вид лести часто используют для подхалимажа. Она уместна как на работе, так и в домашней обстановке. У некоторых людей дежурная лесть становится привычным образом жизни.
  • Шуточная лесть – часто озвучивается в непринужденной обстановке и не несет в себе двойной смысл. Такая лесть часто звучит в компаниях из нескольких человек.
  • Лесть с сарказмом – такая лесть исходит от жестоких людей, которые хотят уязвить собеседника. С таким человеком необходимо сражаться его же оружием.

Каждый сам решает, как реагировать на различные виды лести. Проявляя спокойствие, вы обескуражите собеседника. Ведь его задача вызвать у вас конкретную реакцию. Не получив от вас никакой реакции, интерес к вашей персоне поутихнет. Если вы начнете подыгрывать льстецу, то усилите желание угодить вам. Отвечая хитростью на хитрость легче распознать человеческие намерения.

Слова из лести

Агрессивная реакция на комплименты будет выглядеть глупо с вашей стороны. Не стоит давать понять собеседнику, что его намерения для вас прозрачны и понятны. В таком случае человек отстраниться от вас.

Самый приемлемый способ — это умеренная ответная реакция по сложившейся ситуации. Подарите собеседнику аналогичные эмоции. Не стоит упрекать человека в его манере общения.

Каждый вправе сам выбрать свою модель поведения.

Как умело использовать лесть?

Использовать лесть в своих корыстных целях следует с большой осторожностью. При правильной технике этим методом можно умело воздействовать на человека. Нельзя льстить всем подряд. Лесть уместна для достижения конкретной цели.

Льстить только для того, чтобы понравится, очень примитивно и глупо. Постоянное применение подобной тактики вызовет к вам недоверие и настороженное отношение со стороны окружающих.

  • Лесть всегда должна быть уместна, иначе рискуете нарваться на агрессивную реакцию. Собеседник, у которого нет к вам интереса, проигнорирует вашу похвалу. Самодостаточный и самоуверенный человек также пропустит любую лесть мимо ушей.
  • Если вы хотите добиться расположения человека и найти уместный способ манипулирования, то для начала необходимо понаблюдать за его поведением. Личное общение позволит предусмотреть наперед возможную реакцию человека.
  • Попробуйте рассмотреть в собеседнике качества, которые являются его преимуществом перед остальными. Слова похвалы подбирайте исходя из круга его интересов. Лесть приходится к месту, когда человек слышит то, что он хочет. Подчеркивайте стремления и достоинства, выражайте восхищение совершенными делами. Чем глупее человек, тем большего эффекта вы добьетесь.

Умелое использование лести

Похвала очень уместна в рабочем процессе и является неотъемлемой частью карьерного роста. Начальство очень любит, когда восхищаются их решениями. Если вы хотите, чтобы ваша лесть не прошла мимо ушей слушателя, находите в человеке такие достоинства, которые не замечают другие. Таким образом вы выделитесь на фоне остальных.

Лесть имеет не только отрицательные, но и положительные стороны. Она помогает вызвать расположение и поднять самооценку. С ее помощью устанавливается теплые взаимоотношения. Лесть является легким инструментом для эффективного достижения определенных результатов.

Видео: Басня «Ворона и лисица»

Источник: https://heaclub.ru/basnya-krylova-vorona-i-lisica-analiz-basni-lest-kak-osnovnoj-element-sobytij-v-basne-sravnenie-zhiznennyh-situacij-s-primerom-v-basne-krylova-vorona-i-lisica-ispolzovanie-i-raspoznanie-lesti

Анализ басни Крылова «Свинья под дубом» Помощь по литературе

Баснописец И. А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.

Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И. А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни.

Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей.

Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.

В роли главного героя в данном произведении выступает свинья. которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной.

Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть…

прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.

Важно

Противоположный по значению персонаж — это ворон. который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества.

Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут.»

Читайте также:  Лирическое отступление "русь! русь! вижу тебя..." из поэмы "мертвые души", глава xi (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.

«Невежда так и в ослепленье

Бранит науку и ученье.»

Свинья поела желудей и легла спать под дубом. Когда проснулась начала рыть корни дуба. И не понимает свинья, что желуде растут на дубе.

Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4076_analiz_basni_krylova_svinya_pod_dubom.htm

Урок литературы в 6 классе по теме “Мораль басни И.А. Крылова “Листы и Корни”

Урок литературы в 6 классе

Тема: Мораль басни И.А. Крылова «Листы и корни»

Цели урока: познакомить учащихся с моралью басни И.А. Крылова «Листы и Корни»

Задачи:

Предметные:  знать биографию баснописца И.А. Крылова, сформулировать мораль басни,  знать понятия   басня, мораль, аллегория.

Метапредметные:

  Коммуникативные: научиться слушать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  Регулятивные: научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

  Познавательные: уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику текста

Личностные: уметь составлять сообщение, презентации, устные и письменные высказывания на русском языке; сознание необходимости постоянного совершенствования речи, пополнения словарного запаса для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке; научиться  уважать труд других людей; выстроить свое понимание таких нравственных категорий, как отрицательные и положительные качества характера человека.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная (фронтальная)

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, учебники

Ход урока:

I. Организационный момент.

Начинаем урок, на котором мы откроем еще одну страницу литературы. Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно используем все богатство и красоту русского языка в своей устной и письменной речи. Как именно выполнять различные задания каждый из вас выбирает сам.  Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет послушна.

II.  Целеполагание урока учащимися.

Итак, вы знаете, что у каждой работы должна быть цель.

– Какова ваша цель работы на этом уроке?

(познакомиться с И.А. Крыловым,  научиться правильно говорить и писать на русском языке, узнать, о чем говорится в басне «Листы и Корни»,  что такое мораль, басня, аллегория)

– Что вы хотите узнать, сделать на этом уроке?

(Ответы детей)

III. Актуализация знаний.

1.      Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

2.       Разделите страницу на два столбика, запишите в одной колонке слова, характеризующие положительные качества человека, в другой – отрицательные.

Прочитайте то, что вы написали. (Чтение слов, запись на доске)

– Скажите, а где в литературе, в произведениях какого жанра, мы можем встретить пересечение этих человеческих качеств? (Версии детей)

-Совершенно верно, в баснях.

– Ребята, а кого считают главным баснописцем России? (Иван Андреевич Крылов)

– Что нам известно о нем?

-Какие басни Крылова вы знаете?

2. Сообщение заранее подготовленного ученика по биографии Крылова (лучше сопроводить презентацией)

– Какие основные понятия литературы встретились вам в этом сообщении?

3. Работа со словарями, справочниками (теория литературы)

– Найдите значения этих слов и запишите в тетрадь

Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах или в прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

Баснописец –  тот, кто пишет басни

Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.

Мораль – нравоучительный смысл.

Вот эти понятия тесно взаимосвязаны, так как все они относятся к жанру басни

IV. Изучение нового материала.

Кто такой И.А. Крылов и что такое басня мы узнали. И сейчас посмотрим и прочитаем, каков жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова:

        – Первую басню И.А. Крылов написал в 11 лет;

        – Книги басен Крылова расходились огромными тиражами, переиздавались 3-4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.

        – Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, а говорил о тех, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся);

        – Персонажи басен – животные, растения, предметы

        – Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики;

        – Строчки разной длины, помогает передать разговорную речь.

Словарная работа.

Перед чтением басни познакомимся со следующими словами:

Зефир – теплый, легкий ветер

Толковать – говорить

Чтение  учителем  басни «Листы и корни» (или использование аудиофайла с художественным чтением)

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладой укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаетесь с нами». –

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», –

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?» –

Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те, – им снизу отвечали, –

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы – Корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,

Не станет дерева, ни вас».

Обсуждение и анализ басни.

– Кто герои басни?

– Что говорят листья? А корни?

– По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать?

– Какие из перечисленных качеств (которые были записаны в тетрадях в начале урока) присущи листьям? Корням?

– Какой иносказательный (аллегорический) смысл заключен в басне?

– Какова ее мораль?  Чему она учит нас?

(В басне «Листы и корни», как явствует из ее названия, Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими трудами – о барах и мужиках, и крестьянстве и дворянстве. Сложных сюжетов он не любил и предпочитал простые и ясные позиции. Так и начинается басня:

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали…

Крылов отмечает густоту и зеленость листьев. Этого было достаточно, чтобы Листы могли загордиться и говорить о себе «Не правда ли, что мы краса долины всей…».

В этой басне Крылов отмечает несомненные достоинства Листов – покрытое листвой дерево дает тень, под ветвями приятно танцевать, слушать пение соловья. Однако нельзя забывать о тех, кто неустанно работает, трудится, надо сочувствовать им и по возможности облегчать их положение.

Листья и Корни – составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного.

В басне скрыт глубокий смысл – часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности).

Основная мысль басни: часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности

Мораль басни:

  Без участия скромных, трудолюбивых, мужественных людей не спорится (не делается) ни одно дело;

  Все разногласия «кто главнее» лишены смысла.

– На кого  вы хотели бы быть похожими?

V. Закрепление.

1.Работа с иллюстрациями

Перед нами три картины: дерево, люди светского общества – дворяне, простые люди – крестьяне.

Посмотрите на дерево: здесь герои басни Листы и Корни.

-Кто подразумевается под Листами, а кто под Корнями?

Посмотрите на людей на первой картине.

-Что они делают?

– Посмотрите на вторую картину. Что вы видите в ней?

– Что они делают? Почему они работают? Что они получают за свою работу?

– Кто пользуется их трудом?

Вывод: дворяне, как листья питаются корнями, пользуются трудом крестьян – рабочих. А труд крестьян не виден, как и корни дерева. Как листья не могут существовать без корней, так и дворяне не могут жить без труда крестьян. 

2.Чтение басни по ролям (групповая работа):

Совет

1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость, высокомерие, надменность листьев.

2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность, достойное спокойствие, уверенность корней.

Сделать вывод: кто из героев понравился, а кто не понравился, почему.

VI. Рефлексия.

Оценить свою работу

Продолжить фразу «Сегодня на уроке…»

Было интересно…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Было трудно…

Я научился…

Я смог…

VII. Домашнее задание.

1.      Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному чтению.

2.      Составить синквейн со словами листы и корни(1 существительное,

                                                                                  2 прилагательных,

                                                                                  3 глагола,

                                                                                   пословица

                                                                                  1 существительное)

3.     

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=185666

Какая мораль в басне Крылова Листы и корни?

Какая мораль в басне Крылова Листы и корни?

  • Мораль басни заключается во всем тексте, то есть она не концентрируется на чем-то одном, а захватывает все целиком.
    Итак,в чем же заключатся мораль в басне И. Крыловаquot;Листы и корниquot;? В этой басне листья и корни одного дерева спорят друг с другом, кто из них важнее и чей труд важнее. Они работают в паре. В жизни,к сожалению, случается такие же ситуации, когда один из группы ставит себя и свой труд выше других. После этого случаются конфликты, которые лишены смысла, потому что работая в паре (группе) достичь результата можно только усердно трудясь каждому – иначе ничего не получится.
  • Мораль в басне Крылова quot;Листы и корниquot; в основном в последних строчках басни.

    Крылов подметил, что какая бы новая власть не пришла, а народ остатся вс тот же.
    Власть может меняться каждый год, а народ нет. Народ это корень, а власть это листочки.
    Пока живут эти корни, будет жить общество, государство и власть правящая.

  • Мораль этой басни очень актуальна в современной России. Когда мы смотрим телевизор мы вилим как политики и различные артисты , да и те кто находится рядом с ними, козыряют своими нарядами, домами , яхтами и т.д. Но все это проходяще и если у них нет нормальных детей, то они как листья рано или поздно опадут. А корни это трудовой народ который их кормит и живет можно сказать как корни во тьме и грязи. Но именно благодаря ему и живут эти нахлебники.
  • Басня quot;Листы и корниquot; была написана в 1811 году, но и сегодня она актуальна. Каждый извлекает из нее свою мораль, это наглядно видно – сколько высказалось авторов, столько и мнений. Как я понимаю, листы и корни – это разные сословия, слои общества. Листы – высшее общество, красота, блеск. Во времена Крылова это было дворянство, в наше время люди шоубизнеса, бизнесмены, всякие разные депутаты и прочие quot;сливкиquot;. А корни и во времена Крылова, и в наше время – это народ трудяга, на плечах которых и держится государство. Не будет трудового народа, всей этой quot;верхушкеquot; нечем будет подпитываться. Без корней все quot;сливки обществаquot; никто.
  • Когда писатель Крылов писал эту басню в мире не было пластической хирургии или современной политики, поэтому глупо валить вс на искусственную красоту или власть.
    Мораль в этой басне проста и очевидна: корни дерева прячутся в земле и их важных функций внешне не видно, в то время как листья украшают дерево. Но без корней не будет ни ствола, ни листьев, ни веток, ни самого дерева.
    То же можно сказать и про хлеборобов и пекарей – без хлеборобов пекари не смогут испечь вкусный хлеб, так как не из чего будет печь.
    Или взять генерала армии, разве был бы он генералом, если бы у него не было рядовых солдат? Нет.
    Мораль: важны все части и функции любого вещества, какой-либо вещи, какого-либо существа и т.д., чтобы полноценно существовать.
  • quot;Листы и корниquot; – еще одна басня великого писателя, в которой поднимается тема хвастовства. Только теперь в роли хвастунишек выступают гордящиеся своей красой зеленые листья. Когда в их беседу с ветром вклиниваются корни, листья их возмущенно обрывают – как вы мол смеете влезать, копающиеся в грязи. Но корни за словом в карман не лезут и сообщают зарвавшейся листве, что не только питают ее, но и в отличии от нее не облетают на зиму, а если погибают, то и все дерево гибнет. Мораль же этой истории в том, что вся красота этого мира построена на труде и чтобы хвастать этой красотой надо иметь на то право, которое дает только труд создателя. Неплохо бы помнить об этом тем, кто делает кучу пластических операций и подтяжек и считает, что становится красивее всех.

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/kakaya-moral-v-basne-krilova-listi-i-korni/

Мораль басни крылова осел

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале.

Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Обратите внимание

Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками.

Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

Самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также мораль для удобства и лучшего запоминания философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение.

Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения.

После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива.

Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические.

Важно

Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова лучше начинать читать ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.

Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом.

Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости.

Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром.

Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти.

Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

Басня Осёл и соловей

Осел увидел Соловья

И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?”

Тут Соловей являть свое искусство стал:

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры;

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

“Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился”,

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.

Избави бог и нас от этаких судей.

Мораль басни Осёл и соловей

Басня Осёл и соловей — анализ

В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека — мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится.

Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт.

Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше.

Совет

Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо.

Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Басня Ларчик

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: “Ларец с секретом,

Так; он и без замка;

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою”.

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдается:

“Не тут, не так, не там!” Механик пуще рвется.

Потел, потел; но, наконец, устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

Мораль басни Ларчик

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

Басня Ларчик — анализ

«Ларчик» — это знаковое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларчик обычно начинается с конца, с фразы «А ларчик просто открывался». Этими словами Крылов говорит, что не стоит слишком усложнять поставленные задачи, не попробовав решить их самым простым способом.

Но в данном контексте немалое значение имеют и длительные потуги опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это – олицетворение попыток понимания самого Крылова. Писатель утверждает, что не нужно тщательно подбирать ключ к его басням – чаще всего, он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой вариант прочтения этого произведения. Писатель так и не дал читателю конкретно понять – как именно был открыт ларец? Из этого вытекает еще одна мораль басни Крылова Ларчик — единственно верного решения не имеет ни одна проблема, каждое дело требует особенного подхода. Читатель сам должен понять – действительно ли ларчик не имел замка, или механик просто не смог его найти.

Басня Листы и корни читать

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

“Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаетесь с нами”.

“Примолвить можно бы спасибо тут и нам”,-

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

“Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?” —

Листы, по дереву шумя, залепетали.

Им снизу отвечали,-

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас”.

Мораль басни Листы и корни

Мораль басни Крылова «Листы и корни» — в последних строках. В разговор вступают Корни, о которых несправедливо забыли. Они напоминают заносчивым листьям, что именно из корней всему дереву поступает питание, а каждой «новою весной лист новый народится» — то есть, власть меняется, а народ – всегда остается на своем месте. Пока живы корни – будет живо и общество, государство.

Басня Листы и корни — анализ

Анализ басни Крылова «Листы и корни» начинается с разбора персонажей. Листы, которые перешептываются с Зефирами («зефир» — это теплый весенний ветер) олицетворяют верхушку общества. Во времена Крылова это, прежде всего – дворянство, купечество, духовенство. А Корни – это простой народ, крестьяне и рабочие, производящие пищу и всевозможные блага.

«Высший класс», оторванный от народа, поверхностный, высокомерный, занимается самолюбованием, похвальбой. Листья считают, что именно они – основа жизни Дерева. Но на самом деле они – лишь часть системы, которая бы не смогла существовать без других ее элементов.

Источник: https://rus-poetry.ru/moral-basni-krylova-osel/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]