История создания рассказа “человек на часах” лескова: прототипы героев

Лесков «Человек на часах»

Презентацию на тему Лесков «Человек на часах» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 27 слайдов.

Слайд 1

Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина

Н.С. Лесков «Человек на часах»

Слайд 2

«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Н.С Лесков

Слайд 3

Обратите внимание

Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под названием «Спасение погибавшего». В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет. В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И.

Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин. В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».

Слайд 4

Николай Семёнович Лесков

(1831 – 1895) «Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России». (Автор)

Слайд 5

Сюжет

Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года. Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи.

Но он в карауле! После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека. Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду.

Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.

Слайд 6

 Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом?  Каково значение слова анекдот”? Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?

Слайд 7

Император НИКОЛАЙ I

При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему. Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание. Какое?

Слайд 8

Что такое щпицрутены?

Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты – шпицрутены вымачивались в солёной воде.

Слайд 9

Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста – восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.

Слайд 10

Важно

В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.

Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов) за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года

Слайд 12

Композиция рассказа “Человек на часах”

Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341) Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.

343) Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344) Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.

345-355)

Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.

Слайд 13

Кто он – главный герой?

 Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников”? В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост. Какие значения отражает фамилия героя? (И воинскую должность, и воздержание).  Что за человек солдат Постников?  Что говорит о нём автор-повествователь? Найдите и прочитайте в главе 4

Слайд 14

Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту , когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”?  (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)

Слайд 15

Внутренний конфликт – «искушение»

Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает……так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей… …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…

…помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки… …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

Слайд 16

Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым: – спасти человека и нарушить воинскую присягу? – или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.

Слайд 17

Совет

За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает? Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?

Слайд 18

 Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг? Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?

Читайте также:  Цитаты из романа "мастер и маргарита" булгакова: афоризмы, крылатые выражения, мудрые фразы

Слайд 19

И все довольны?

Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?  Чем награждает Свиньин солдата ?  Как принимает эту награду солдат?

Слайд 20

Послесловие: мнение Владыки

…наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания.

Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе… Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.

… Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…

Слайд 21

Из «Поучения Владимира Мономаха»

мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.

Слайд 22

В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»? Ведь Лесков называет героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком» Механическое начало, точность, исполнительность часового механизма и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются во сто крат тяжелее

Слайд 23

Каково отношение автора к произошедшему?

«Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него… Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»”

Слайд 24

 Подведём итоги

Продолжите предложения Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм) Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)

Слайд 25

 Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.

Слайд 26

«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков)

Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? 

Слайд 27

Спасибо за работу

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/12336-leskov-chelovek-na-chasah.html

Человек на часах (1839 г.) рассказ (Лесков Н С)

Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале “Русская мысль” под заглавием “Спасение погибавшего”. Героя рассказа – солдата Постникова писатель относил к “праведникам”, то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову.

В письме к редактору журнала “Исторический вестник” в апреле 1887 года он пишет: “…я советовал бы присоединить к тем двум (“Кадетский монастырь” и “Скоморох”.- Л.

К.) еще “Спасение погибавшего” из “Русской мысли”, ибо он тоже относится к “праведникам”,- не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен… Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик (“Кадетский монастырь”, “Скоморох” и “Погибавший…”)”.

Последний вариант названия рассказа – “Человек на часах” (“Человек на часах (1839 г.)”) — придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения: у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого

Обратите внимание

города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы – человек и его долг.

Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц – Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: “зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге”), является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой – призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения.

Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, “трогательно и ужасно”, хотя ни один из его участников не лишается жизни.

“Ужас” случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти.

Торжество неправды и зла благословляет “владыко”, в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя – ханжи и приспособленца. “Неполная истина не есть ложь”,- утешает “владыко” подполковника Свиньина. “Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком”.

Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонущего в реке человека.

Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду “тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было”.

Миллер Николай Иванович (ум. в 1889 г.) – генерал-лейтенант, инспектор, затем директор Александровского лицея.

Кордегардия – гауптвахта, караульная.

Заливается – здесь: тонет.

…тогда еще не совсем вывелся “гуманизм”…- намек на сохранившиеся в обществе декабристские настроения.

Проницательный владыко – речь идет о московском митрополите Филарете Дроздове.

Источники:

    Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.Аннотация:В книгу вошли: “Леди Макбет Мценского уезда”, “Очарованный странник”, “Левша”, “Тупейный художник” и другие произведения Н. С. Лескова.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/chelovek-na-chasax-1839-g-rasskaz-leskov-n-s/

«Человек на часах», Лесков. Краткое содержание рассказа

Написал рассказ «Человек на часах» Лесков. Краткое содержание познакомит читателя с этим произведением всего за пару минут, оригинал бы пришлось читать намного дольше.

Читайте также:  Мораль басни "змея и овца" крылова (анализ, суть, смысл)

Происходит событие рассказа в 1839 году, в крещенские дни. Герой произведения – солдат Плотников. Он охранял дворец царя Николая, стоя на посту.

«Человек на часах», Лесков

Краткое содержание можно начать с описания трагичного случая, который в результате закончился хорошо. Постников стоял на посту в своей будке. Вдруг он услышал, как кто-то просит о помощи.

Важно упомянуть, что погода в те дни января стояла тёплая, поэтому река Нева не вся замёрзла, на ней были видны полыньи. Именно в такую прорубь и провалился человек, который звал на помощь. Так начинается книга Лескова «Человек на часах». Солдат долго боролся с собой.

Важно

Он был человеком добрым. С одной стороны, в нём боролось чувство долга, которое не позволяло покидать пост. С другой стороны, солдата мучила жалость к человеку, который может утонуть в любое время. В конце концов, он решился и побежал оказывать помощь.

Солдат протянул утопающему приклад ружья и вытащил его. Затем Постников донёс его до берега и передал офицеру, проезжавшему мимо.

Начальство решает, что делать

Офицер приказал пока отправить солдата, покинувшего пост, в карцер, а сам связался со своим начальником, батальонным командиром Свиньиным, чтобы спросить того, что делать в этом случае. Тот прибыл в караульную Зимнего дворца и лично допросил Постникова. После этого он решил ехать к своему начальнику.

Вот так изображает нерадивых бюрократичных людей в своём рассказе «Человек на часах» Лесков. Краткое содержание расскажет о дальнейших перипетиях героев современным языком. Ведь в девятнадцатом веке изъяснялись немного по-другому, поэтому иногда сложно читать полный текст рассказа, на это уйдёт больше времени.

Несправедливая награда и наказание

Свиньин отправился к генералу Кокошкину – своему начальнику. Тот выслушал доклад и велел привезти к нему пристава Адмиралтейской части, куда привезли тонувшего и инвалидного офицера, который его туда доставил. Приказал он привезти к нему и того, который тонул.

Всё троица прибыла не скоро, так как тогда не было ещё телефонов, и распоряжения доставлял посыльный. За это время генерал успел вздремнуть. Видно, что при помощи многих эпизодов в негативном свете бюрократию изображает в своём произведении «Человек на часах» Лесков.

Краткое содержание подходит к финальной части.

Прибывшие сказали, что именно офицер проявил чудеса благородства и спас человека. Сам спасённый точно не помнил, кто ему помог и подтвердил, что это, наверное, был офицер.

В результате псевдоспасителя наградили медалью «За спасение погибавшего». Истинного героя начальство решило наказать двумя сотнями ударами розг. Но Плотников был рад, что его не отдали под суд военного трибунала.

Источник: https://autogear.ru/article/132080/chelovek-na-chasah-leskov-kratkoe-soderjanie-rasskaza/

Рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах»

Тема: «Униженность и бесправие».

(По рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»)

Учитель: Овчинникова Н.А.

  • Вступительное слово учителя
  • История создания рассказа
  • Работа с текстом
  • Название рассказа
  • Жанр
  • Итог урока (Викторина)
  1. Почему этот «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот» привлек внимание писателя?
  2. Что заставило солдата Постникова решиться нарушить присягу? Каковы были его душевные переживания?
  3. Почему бесчестный поступок офицера инвалидной команды не был раскрыт, хотя о нем все знали?
  4. Почему рассказ называется «Человек на часах»?
  5. Почему необходимо, чтобы в человеке торжествовало человеческое?
  1. Познакомить учащихся с историей создания рассказа, с порядками в николаевской армии; выяснить особенности жанра (анекдот)
  2. Развивать умение анализировать текст, умение сравнивать (развитие речи на основе свободных высказываний, обмен мнениями)
  3. Дать понятие о чести, доме, сострадании

В центре записаны тема и эпиграф: «В каждом рассказе вы чувствуете, что основная дума—дума о России» (М.Горький) Портрет Н. Лескова

По краям доски записи:

  1. «Здесь, в это время, и развертывается событие трогательное и ужасное по своему значению…»

  2. Сострадать—разделить боль, страдания, услышать боль другого, понять, помочь, быть человеком.

Искушение—соблазн, желание запретного.

Честь—внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Клянусь честью; Честь ум рождает, а

слово чести; бесчестие и ложь

Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…

…так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…

Страшно слышать, как человек погибает и не подать помощи

…помнит и службу и присягу

за

…ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки… …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которую, последует военный суд
Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Н.С. Лескова.

При изучении рассказа «Левша» мы говорили с вами о том, что писателя тревожит судьба русского народа, поэтому героями многих его произведений становятся простые люди, талантливые, человечные, но бесправные и униженные.

Тема нашего урока так и звучит «Униженность и бесправие» (по рассказу Н.Л. Лескова «Человек на часах»).

Вопрос к классу:

Вымышлены или действительно имели место данные события?

(«Вымысла…в рассказе нет нисколько»)


  1. История создания рассказа.

Впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в апреле 1887 года под названием «Спасение погибавшего».

Фактическая основа засвидетельствована Н.С.Лесковым. С одним из персонажей, генерал-лейтенантом Миллером, Лесков был лично знаком. Он-то и рассказал о чрезвычайном происшествии с часовым, оставившим свой пост ради спасения утопающего в Неве человека.

Сохранивший все собственные имена Лесков не назвал только «владыку», но современники без труда узнали митрополита московского Филарета Дроздова.

Один из них вспоминает: «Говорил он (Ф.Д.) очень тихо, почти шёпотом(этот шёпот Лесков очень удачно назвал «тихоструй»), но не от слабости голоса, а нарочно, с расчётом, желая произвести впечатление вконец изнурённого постом и молитвой»

Читайте также:  Образ и характеристика вулича в романе "герой нашего времени" (спор вулича и печорина)

__Когда и где происходят события?

Выборочное чтение.

Совет

ГЛ.2 «1839 год, зима, Нева. Зимний дворец, рота Измайловского полка, дворцовый караул».

Учитель: Ещё не приступив к повествованию о том, что случилось, Лесков дал определение событию, которое произошло в точно указанном месте. Обратили ли вы внимание на эти слова?

«Здесь, в это время и развёртывается событие… трогательное и ужасное по своему значению»

___Так что же за событие произошло? (Гл.4,абз.1.)

___А что за человек был солдат Постников?(Гл.4, абз.2,6)

Выборочное чтение:

«…из дворцовых господских людей… человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…»

Учитель: Но более подробно в этой главе рассказано о том, что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту.

____Что же он испытал, когда услыхал, что в полынье

«заливается» человек и отчаянно молит о помощи?

Находим ответ на этот вопрос, обращая внимание на переживания солдата: «… приходил от криков, стонов в оцепенение», «в ужасе оглядывался», «стал соображать, как спасти».

Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собою, борьбу, которая длится «получас», за это время «человек истерзался сердцем».

Запись на доске:

1.Сердце Постникова так 1…помнит и службу, и присягу…

и ноет, так и стучит, так

и замирает…

2…так беспокойно на сердце 2…ни под каким предло делается от этих стонов … гом не имеет права покинуть своей

будки…

3.Страшно слышать, как 3…Отлично понимал,

что

другой человек погибает, и не оставить пост подать руку помощи… со стороны часового-

вина,за которую

последует воен-

ный суд.

___Что же с чем борется, вступает в противоречие?

Долг и человечность-основные проблемы рассказа.

___Что победило? (Подтвердить текстом).

Гл.4 «Часовой не выдержал и покинул свой пост»

Гл.5,1,2 абз.

Учитель: Долг нельзя выполнять слепо, в ущерб интересам людей, человечности. Вот какие слова сказал по этому поводу автор: «…на него напало искушение… под влиянием увлечением благороднейшим состраданием».

Попробуем разобраться, что означают эти слова.

Запись на доске:

Сострадать-разделить боль, страдания,услышать боль

другого, понять, помочь, быть человеком.

Искушение-соблазн, желание запретного.

___Почему необходимо, чтобы в человеке торжествовало человеческое?

___Проследим, как реагировало воинское начальство на «содеянное» солдатом?

Выборочное чтение:

Начальство обвиняло Постникова в том, что «он нарушил» присягу, «замарал честь» Измайловского полка, на полк « упала дурная тень».

Гл.6,1 абз.

Гл.7,3 абз.

____О чём стало заботиться начальство после случившегося, и какое решение приняло?

Источник: https://pora.zavantag.com/stati/rasskazu-n-s-leskova-chelovek-na-chasah/main.html

Человек на часах (1839 г.) рассказ – художественный анализ. Лесков Николай Семёнович

Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале «Русская мысль» под заглавием «Спасение погибавшего». Героя рассказа — солдата Постникова писатель относил к «праведникам», то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову.

В письме к редактору журнала «Исторический вестник» в апреле 1887 года он пишет: «…я советовал бы присоединить к тем двум («Кадетский монастырь» и «Скоморох».— Л. К.

) еще «Спасение погибавшего» из «Русской мысли», ибо он тоже относится к «праведникам»,— не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен…

Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик («Кадетский монастырь», «Скоморох» и «Погибавший…»)».

Обратите внимание

Последний вариант названия рассказа — «Человек на часах» («Человек на часах (1839 г.)») -— придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения: у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы — человек и его долг.

Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц — Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: «зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге»), является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой — призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения.

Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, «трогательно и ужасно», хотя ни один из его участников не лишается жизни.

«Ужас» случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти.

Торжество неправды и зла благословляет «владыко», в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя — ханжи и приспособленца. «Неполная истина не есть ложь»,— утешает «владыко» подполковника Свиньина. «Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонущего в реке человека.

Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было».

Миллер Николай Иванович (ум. в 1889 г.) — генерал-лейтенант, инспектор, затем директор Александровского лицея.

Кордегардия — гауптвахта, караульная.

Заливается — здесь: тонет.

…тогда еще не совсем вывелся «гуманизм»…— намек на сохранившиеся в обществе декабристские настроения.

Проницательный владыко — речь идет о московском митрополите Филарете Дроздове.

Источник: https://www.testsoch.info/chelovek-na-chasax-1839-g-rasskaz-analiz-leskov-nikolaj-semyonovich/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]