Иллюстрации к поэме “мертвые души” гоголя художника а. агина (рисунки, картинки, портреты героев)

Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях (от 19 века до 21). Козынченко Н. Куртонина А. Постникова Л. Репренцева Д. Халюта Т. 2011. – презентация

1 Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях (от 19 века до 21). Козынченко Н. Куртонина А. Постникова Л. Репренцева Д. Халюта Т. 2011

2 Цель: проследить жизнь поэмы Гоголя в иллюстрациях разных времен План: 1.Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век) 2. Иллюстрации художников XX века Иллюстрации художников XX века 3.Иллюстрации художников XXI векаИллюстрации художников XXI века 4.ВыводыВыводы 5.Словарь терминов

3 XIX век Иллюстрации к «Мертвым душам», от которых в 1846 году отказался Гоголь, были впервые сделаны Александром Алексеевичем Агиным и гравировались для печати на дереве Евстафием Бернардским. Александр Алексеевич Агин ( ) русский художник. Главная работа 104 иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, гравированные на дереве его постоянным сотрудником Е. Е. Бернардским. Бернардский Евстафий Ефимович ( ) русский гравёр, рисовальщик. Наибольшую известность получила серия ксилографий к поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, гравированная в с рисунков А. А. Агина.ксилографий

Обратите внимание

4 XIX век Иллюстрации Агина не статичны. Сквозь них протекает динамика сюжета. Иные важные эпизоды разыграны в целых цепочках рисунков. В них Чичиков торгуется с Собакевичем, беседует с Плюшкиным, спорит с Ноздревым. За поведением агинского Чичикова следишь как за актером в роли.

5 XIX век У него, вроде бы, естественные, но точные, отработанные жесты. Кажется, что и художник представлял в себе героев Гоголя выведенными на театральную сцену.

6 XIX век Внимательный и умный читатель, Агин нашел для основных персонажей книги отчетливые зримые образы, которые воплотил не только в лицах, но и в особом складе каждой фигуры, в индивидуальной пластике движений и жестов. Строит образ не столько благообразно-округлое лицо Чичикова, сколько его скользящие движения, плавные полупоклоны, являющие совершенную светскость, однако с той ноткой развязности, которая и позволяет ощутить его настоящий характер.

7 Петр Михайлович Боклевский ( ) Развивая традиции сатирической графики 1840-х гг., Боклевский выработал жанр психологически заострённого социального портрета литературного героя. графики XIX век

8 Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров. Все главные или только мелькнувшие в тексте персонажи изображались с одинаковой пристальностью и отделывались с равным усердием.

9 XIX век Как правило, все они статичны. Изъятые из действия, которое мало интересовало Боклевского, они предстают перед нами в виде галереи портретов. Это именно «типы», а не действующие лица.

10 Еще один значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ» предпринял в начале 1890-х годов Петр Соколов. Соколов Петр Петрович ( ) – русский живописец и график.график. XIX век

11 Приезд Чичикова в гостиницу. XIX век Чичиков у Плюшкина Художника интересовали не столько гоголевские «типы», сколько целостная атмосфера книги, жизненная среда персонажей.

Важно

12 XIX век Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа и делает это иной раз даже в тех случаях, когда иллюстрируемый эпизод сам по себе не включает изображения народной жизни В сцене «Чичиков перед шкатулкой», где Соколов с большой убедительностью трактует образ главного героя, художник считает нужным показать на заднем плане и возникающие перед мысленным взором Чичикова образы «беглых» душ.

13 Работы Владимира Маковского были опубликованы в 1902 году в издании «Народной пользы», затем в 1948 году (репродуцировано 25 акварелей) и в 1952 годах (четыре листа иллюстраций) в изданиях Гослитиздата. акварелей XX век

14 Плюшкин Живописец- передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в годах, не предназначая свои работы на роль иллюстраций. XX век

15 В отличие от Боклевского, предпочитавшего «портреты» героев, у Маковского преобладают многофигурные композиции и пейзажи; большое значение придаётся достоверно воссоздаваемым интерьерам. Разговор с Коробочкой.

16 Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов ( ) Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в ( ) Порфи́рий Ники́тич Крыло́в ( ) XX век

17 И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных Из 37 рисунков 10 штриховые, остальные – полутоновые, исполненные черной акварелью. Они выполнены в традиционной для кукрыниксов манере – в жанре карикатуры. Карикатуристом, как помнит читатель, был и Петр Михайлович Боклевский. Но в его психологических портретах героев «Мертвых душ» нет почти ничего от карикатуры. черной акварелью. карикатуры XX век

18 Ноздрев и Чичиков. XX век По мнению искусствоведа Галины Леонтьевны Демосфеновой, «художники поставили перед собой цель как можно сильнее выявить социальный смысл поэмы Гоголя, показать критическое отношение современного читателя к персонажам…

19 Собакевич. XX век Однако при первом взгляде на рисунки становится ясным, что в этом своем стремлении художники переступили границы, доступные иллюстратору, и не учли особенностей гоголевского стиля, что обусловило определенную односторонность иллюстраций». В образах, созданных Кукрыниксами, Демосфенова видит «элементы излишней карикатурности, что сильно мешает восприятию»

Совет

20 Шагал Марк Захарович, график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 векаавангарда Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923– 1930 годах островыразительные иллюстрации к “Мертвым душам» XX век

21 Никто до Шагала не трактовал эту книгу столь гротескно, но притом и так обобщенно и символично. Он не стремился ввести зрителя в эпоху Гоголя архитектура и утварь, костюмы и прически персонажей вневременны и порой фантастичны.

22 XX век Шагал не очень заботился и о зримом облике героев, о цельности их портретных характеристик. Даже Чичиков, переходя из одного листа в другой, будто меняет свои гротескные маски. Ноздрев и Чичиков. На одном из его рисунков мы видим огромного, нависшего над маленьким Чичиковым Ноздрева.

23 XX век Шагал был слишком субъективным, глубоко погрузившимся в свой собственный, фантастически преображенный мир художником, чтобы покорно следовать даже за таким мощным автором, как Гоголь. Точнее будет сказать, что это шагаловская Россия, поставленная в параллель гоголевскому миру «Мертвых душ». Чичиков и Манилов

24 С.А. Алимов написал 16 картин к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Тема гоголевских произведений – одна из основных в творчестве художника. Работая над гоголевским циклом, Алимов проникся идеей нового прочтения классики. Он обратился к литературоведческим трудам, письмам Н.В. Гоголя для полного погружения в личность писателя. XX век Али́мов Серге́й Алекса́ндрович (25 апреля 1938) российский художник мультипликационного кино, график.

25 Чичиков, Селифан и Петрушка XX век Зорко «всматриваясь» в образы-маски, художник мастерскими приёмами придал им богатство индивидуальных черт и почти скульптурную рельефность.

26 У Коробочки XX век … странные, бездуховные персонажи «Мёртвых душ» удивительно кинематографичны. Сергей Алимов рисует образы, полные гротеска, иронии и жалости к нелепым героям гоголевского шедевра, в результате чего создаёт графическую версию поэмы.

27 Рисунки откровенно гротескны. Пропорции на них нарочито изменены. Чтобы передать характер героя, художнику не нужно видеть его лицо. Собакевич, например, изображен во весь рост, но со спины. XX век

Обратите внимание

28 Приезд Чичикова XX век Чичиков же, при первом нашем знакомстве с ним, едва выглядывает из брички.

29 Сергей Чайкун – художник, член МОСХ и Международного Художественного Фонда Родился 5 июня 1954 года в Москве. В 1971 году после окончания Московской средней школы поступил в Московский Архитектурный институт. XXI век

30 Сам Сергей Чайкун так говорил о произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» и своем увлечении к нему: «Для меня Николай Васильевич Гоголь – абсолютный гений. Я “заболел” Гоголем еще в школе… Позже в студенческие годы, планомерно и жадно поглащая всего Гоголя, каждое его произведение, читанное и перечитанное, меня ошеломляло, как и при первом знакомстве». XXI век

31 Живопись С.Чайкуна справедливо трактуется критиками как сюрреалистическая. Но и в живописи художник предпочитает искать свои горизонты, не повторяя уже наработанные алгоритмы великими С.Дали, Р.Магриттом, И.Танги. сюрреалистическая.

32 XXI век Сергей Чайкун как бы ставит себя на место писателя: каждое полотно становится рассказом или романом, написанным воображением художника, и каждая деталь порой играет роль отдельной главы, а композиция в целом создает интригу повествования.

33 XXI век Это повествование притягивает зрителя, заставляет его душу и его зрение работать в попытке расшифровать значения образов-метафор, далеко не сразу осваивая язык художника, логику его мышления, душевный настрой и мелодику цвета.

34 XXI век На этой картине мы видим Чичикова, сидящего в бричке, но видим не прямо, а через колесо этой самой брички. Колесо символизирует замкнутость, невозможность что-либо изменить, бесконечность и повторяемость событий. Все это напрямую связано с Чичиковым, его судьбой, жизненным путем.

35 XXI век Художник, г. Владимир, инженер-строитель- проектировщик. Техника ее работ – компьютерная графика. компьютерная графика. Наталья Владимировна Пластинина

Читайте также:  Лиза бричкина в повести "а зори здесь тихие": образ и характеристика, описание и биография в цитатах

36 “Птица-тройка Русь” (2009) XXI век

Важно

37 Выводы: Поэма Гоголя «Мертвые души» во все времена привлекала художников. И работы выполняли художники разных течений: реализма, авангарда, сюрреализма. Иллюстрации выполнены в разных техниках: ксилография, акварель, черная акварель, компьютерная графика. Иллюстрации написаны в разных жанрах: портрет, бытовые картины, карикатура. А прием, который использовали многие художники, – гротеск. Изображали художники как отдельных персонажей, так и многофигурные композиции, не забывая о пейзажах и интерьерах. Привлекал художников и образ дороги и птицы-тройки.

38 Словарь Ксилография гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры Графика вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Литография способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Торцовая гравюра -способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева

39 Акварель – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики. Черная акварель – живописная техника, использующая специальную акварельную краску черного цвета. Карикатура – жанр изобразительного искусства, в сатирической или юмористической форме изображающий какие-либо социальные, общественно- политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

40 Авангард – (фр. Avant-garde «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически- боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Словарь

41 Сюрреализм – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов..

42 Компью́терная гра́фика область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.

43 Е.Л.Немировский. Иллюстрированные издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя ( Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве ( Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”

44 (Агин 1) (Агин. У Коробочки) (Агин. Плюшкин) (Боклевский. Ноздрев) (Болевский. Собакевич) (Боклевский. Коробочка) (Боклевский. Манилов)

Совет

45 ache/img_1600x1600/02_14.jpg (рамка) ache/img_1600x1600/02_14.jpg (Чайкун) (сайт художника Чайкуна) istorija/006-Illjustratsii.html (Чичиков перед шкатулкой. Соколов) istorija/006-Illjustratsii.html File/foto/9.jpg (Шагал) File/foto/9.jpg b.jpg Пластинина Птица – тройка b.jpg

Источник: http://www.myshared.ru/slide/213567/

104 рисунка к поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”. – СПб., 1893

Подробности Категория: Студенту Опубликовано 23.05.2017 09:58 Автор: Дильбар Просмотров: 12236

А.А.Агин. Портрет работы М.П.Клодта

А.А.Агин родился в Новоржевском уезде Псковской губернии. Его отцом был А.П.

Елагин, псковский помещик, отставной ротмистр кавалергардского полка, участник Отечественной войны 1812 года, матерью – крепостная.

По законам Российской империи внебрачный сын фамилию отца носить не мог, поэтому в соответствии с обычаями того времени он получил фамилию с отброшенными от отцовской первыми двумя буквами.

В 1834-1839 годах А.А.Агин учился в Петербургской Академии художеств по классу исторической живописи у К.П. Брюллова. По окончании Академии художеств Агин получил звание учителя рисования.

Призванием Агина оказалось иллюстрирование современной ему русской литературы, преимущественно сатирической. С 1844 года он иллюстрирует повести и рассказы, публиковавшиеся на страницах петербургской “Литературной газеты”. В середине 1840-х гг.

он проиллюстрировал повесть “Злой человек” Е.П.Гребенки, очерк “Петербургский фельетонист” И.И.Панаева, поэму “Помещик” И.С.Тургенева. Эта работа сблизила его с художником-гравером Е.Е.

Бернардским, который для печати переводил его рисунки в гравюры на дереве.

Вместе они создали иллюстрации к “Мертвым душам” Н. В.

Гоголя, которые имели немалый успех и до сих пор остаются лучшими из всех попыток проиллюстрировать поэму, а за самим Агиным в истории искусства закрепили имя основоположника российской жанровой иллюстрации.

Смелый гротеск сочетается в них с острой наблюдательностью и точностью психологических характеристик, мастерство рисунка – с пластической живостью композиции, придавая сатирическую выразительность и социальную обобщенность образам, созданным художником.

Обратите внимание

В 1844-1845 гг. по заказу Общества поощрения художников Агин создал цикл из 83 рисунков к Ветхому Завету, выполненных в академическом стиле. Альбом “Ветхий Завет в картинах”, ставший первой крупной работой художника, вышел в свет весной 1846 года.

Из других работ Агина получил известность альбом “Петербургские народные типы”.

В конце 1840-х – начале 1850-х гг.  художник исполнил эскизы для барельефов пьедестала памятника И. А. Крылову работы П.К.Клодта в Летнем саду в Санкт-Петербурге.

Всю жизнь Агин нуждался. После закрытия в 1848 году журнала “Иллюстрация”, где он работал, ему пришлось перебиваться мелкими заказами, уроками рисования в купеческих семьях. Современники вспоминают, что он “ходил в сюртуке, воротничок, манишка и манжеты которого были им собственноручно скроены из бумаги”.

В 1853 г. художник переехал в Киев, где преподавал рисование в Кадетском корпусе, а также подрабатывал в театре – бутафором и гримером. Позже нашел приют в Качановке – имении богача, коллекционера и мецената Г.С.Тарновского. Там он и умер.

Е.Е.Бернардский родился в Новгородской губернии в обедневшей дворянской семье. В 1838 году он стал вольноприходящим учеником Петербургской Академии художеств, которую закончил со званием учителя рисования.

Позже Бернардский учился гравированию на дереве в специальной мастерской К. К. Клодта. Бернардский был близок с художниками А. А. Агиным, П. А. Федотовым. Он исполнял гравюры по оригиналам лучших русских иллюстраторов классической литературы. Его называли «русским Гранвилем».

Главным его делом была работа с А.А.Агиным над иллюстрациями к поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Когда из-за возражений Гоголя сорвалась идея украсить ими второе издание поэмы, Бернардский решил издавать их без текста, выпусками по четыре листа, взяв на себя всю организационную работу, включая поиски денег на издание.

В 1845-49 гг. был дружен с петрашевцами. В 1849 г. Бернардского привлекли к следствию по делу группы М. В. Петрашевского. Вскоре он был отпущен под надзор полиции, но два с половиной месяца, проведенные в заключении, тяжело подействовали на художника и негативно отразились на его творчестве.

Важно

В 1870-80-е гг. Бернардский работал в Дирекции императорских строений и садов. Умер в полной безвестности.

Источники:

1.Большая Российская энциклопедия. Т.1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 2.Большая Российская энциклопедия. Т.3. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 3.Бутромеев, В.В. Эпоха становления русской живописи/В.В.Бутромеев. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

4.

Агин, Александр Алексеевич//Зеркало сцены: авторский сайт режиссера и драматурга В.И.Карпа. – Режим доступа: http://vkarp.com/
5.История графики. Агин Александр Алексеевич//Открытый урок – Первое сентября/Издательский дом “Первое сентября”. – Режим доступа: http://festival.

1september.ru/

“Первоначально иллюстрации к «Мертвым душам» Агин и Бернардский задумали издать в виде альбома с небольшими текстами, поясняющими картинки. Всего предполагалось сделать сто изображений.

В этом предприятии Бернардский брал на себя не только гравирование рисунков, но и издательские вопросы.

Параллельно с таким полуавтономным от литературного произведения вариантом иллюстраций у художников возник план предложить Гоголю второе издание поэмы (первое вышло в мае 1842 года) с их рисунками.

16 февраля 1846 года П.А. Плетнёв, с которым велись предварительные переговоры, писал Гоголю в Италию: «Вот и еще дело, на которое отвечай скорее и определеннее. Художник Бернардский желает издать первый том “Мертвых душ” со cтa политипажными картинками и со ста такими же в тексте виньетками. Я видел часть первых: они очень хороши.

Ежели ты согласен позволить ему издание этого тома, он предлагает тебе заплатить вдруг 1500 р. серебром или в два срока 2000 р. серебром с тем, что до истечения трех лет ты не будешь вновь печатать этого тома и позволишь ему теперь вдруг тиснуть 3600 экз. Издание будет выходить еженедельными выпускамии, числом 25 выпусков.

Отвечай немедленно, согласен ли ты на всё это”.

8 марта 1846 года Гоголь, обдумав сделанное ему предложение, написал Плетнёву: «Художнику Бернардскому объяви отказ. Есть много причин, вследствие которых не могу покамест входить в условия ни с кем.

Совет

Между прочим, во-первых, потому, что второе издание 1-й части будет только тогда, когда она выправится и явится в таком виде, в каком ей следует явиться; во-вторых, потому, что по странной участи, постигавшей издание моих сочинений, выходила всегда какая-нибудь путаница или бестолковщина, если я не сам и не при моих глазах печатал. А в-третьих, я — враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен продаваться лицом, и нечего его подслащивать этим кондитерством. Можно было бы допустить излишество этих родов только в таком случае, когда оно слишком художественно. Но художников-гениев для такого дела не найдешь, да притом нужно, чтобы для того и самое сочинение было классическим, приобретшим полную известность, вычищенным, конченным и не наполненным кучею таких грехов, как мое».

Читайте также:  Тема демона и демонизма в творчестве лермонтова

Отказ Гоголя побудил Агина и Бернардского вернуться к первоначальному, с минимальным текстом варианту. Формат иллюстраций художники решили привести в соответствие со вторым изданием «Мертвых душ», которое все-таки вышло в Москве в 1846 году».

Венгеров, А. Жил-был художник один…/А.Венгеров//КомпьюАрт: сетевой журнал. – Режим доступа: http://compuart.ru/article/23289

Печатался альбом в петербургской типографии Эдуарда Праца. Деньги на издание дал богатый купец из Архангельска А.Горяинов. Выходил альбом отдельными выпусками — по четыре листа в каждой тетрадке. Предполагалось, что читатели смогут вклеивать гравюры в издания гоголевской поэмы.

Выглядела книга скромно. На обложке, напечатанной на желтой бумаге, кроме текстовок была воспроизведена гравюра с изображением трех мужчин, один из которых читает «Мертвые души». Говорят, что это герои книги. Но можно предположить, что это портреты художника, гравера и типографа.

В свет вышли 18 тетрадей, содержащих 72 гравюры, затем издание по какой-то причине было прекращено. По мнению биографа А.А.Агина Григория Юрьевича Стернина, виной тому были и цензурные препятствия. Цензорам не понравились рисунки к «Повести о капитане Копейкине», и они запретили их публикацию.

По ст.: Немировский, Е.Л. Иллюстрированные издания “Мертвых душ” Н.В.Гоголя/Е.Л.Немировский//КомпьюАрт: сетевой журнал. – Режим доступа: http://compuart.ru/article/8368


“…Прекрасное предприятие господ Бернардского и Агина — иллюстрация “Мертвых душ” — приближается к концу, и нельзя достаточно нахвалиться добросовестностию обоих художников. Некоторые из политипажей окончены превосходно, так что лучшего трудно желать”

                                                                                                                                                                               Ф.М.Достоевский

“Торцовая ксилография была в то время сравнительно новой техникой репродуцирования …

В России она распространилась как раз в сороковые годы, и широко применялась, в частности, для иллюстрирования модных тогда “физиологических очерков”. Так назывались подробные, пристальные, и обычно более или менее иронические, описания нравов и характеров представителей разных сословий и профессий.

Литература менялась, насыщаясь впечатлениями повседневной бытовой реальности, и вслед за ней к подобным же наблюдениям обратилась книжная графика. Идеализированные образы классицизма вытеснялись выхватываемыми прямо из жизни неприкрашенными социальными типами…

… Внимательный и умный читатель, Агин нашел для основных персонажей книги отчетливые зримые образы, которые воплотил не только в лицах, но и в особом складе каждой фигуры, в индивидуальной пластике движений и жестов. Кубический, деревянный, как комод, Собакевич, размашистый, бесшабашный Ноздрев, но главное — хорошо угаданный главный герой, пружина всего действия, являющийся в большинстве иллюстраций, определили удачу.

Обратите внимание

Строит образ не столько благообразно-округлое лицо Чичикова, сколько его скользящие движения, плавные полупоклоны, являющие совершенную светскость, однако с той ноткой развязности, которая и позволяет ощутить его настоящий характер.

Иллюстрации Агина не статичны. Сквозь них протекает динамика сюжета. Иные важные эпизоды разыграны в целых цепочках рисунков. В них Чичиков торгуется с Собакевичем, беседует с Плюшкиным, спорит с Ноздревым.

За поведением агинского Чичикова следишь как за актером в роли. У него, вроде бы, естественные, но точные, отработанные жесты.

Кажется, что и художник представлял в себе героев Гоголя выведенными на театральную сцену…

… Как и роман, рисунки Агина многолюдны. Мелькнувшие в тексте крестьяне, слуги, чиновники в присутственном месте и прочие запечатлены им с привычной хваткой иллюстратора физиологических очерков…”

 Герчук, Ю. Гоголь. Иллюстраторы и интерпретаторы. От А.Агина до М.Шагала/Ю.Герчук//Наше наследие: историко-культурный журнал. – 2009. – № 9. –
Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8904.php

В 1892 г., когда художника уже не было в живых, был издан полный альбом иллюстраций под заглавием “Сто рисунков к поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Два месяца спустя тираж был допечатан, причем в альбом дополнительно включили еще четыре вновь найденных рисунка.

На это издание откликнулся уже широко известный к тому времени писатель Николай Семенович Лесков (1831-1895), посвятивший ему короткую статью на страницах популярного иллюстрированного журнала “Нива”. Работу А.А.Агина и Е.Е.Бернардского Лесков оценивал очень высоко…

Следующее издание альбома А.А.Агина и Е.Е.Бернардского вышло в свет в 1893 г. Статья Лескова “Об иллюстрациях “Мертвых душ” была включена в книгу в качестве предисловия.

“Приступая к живописному воспроизведению сцен, взятых из такого произведения, как “Мертвые души”, художник должен очень и очень измерить свои силы и пристально изучить и прочувствовать каждую строчку великого писателя, соображаясь с средствами живописи…”

В.Н.Майков

“Путь к соединению в одном издании гоголевской поэмы и агинских рисунков к ней оказался длительным и нелегким.

Важно

Дело в том, что авторское право в России действовало на протяжении 50 лет после смерти писателя, а его наследники свято блюли волю Гоголя, не желавшего видеть свои сочинения иллюстрированными. Свое право наследники использовали с максимильной для себя пользой.

В 1862-1884 гг. они выпустили в свет пять 4-томных «Собраний сочинений», ни в одном из которых не было иллюстраций. «Мертвым душам» в этом издании был отведен 3-й том.

В 1893 г. исключительные авторские права на сочинения Гоголя приобрел петербургский издатель Адольф Федорович Маркс, заплатив наследникам немыслимую по тем временам сумму — 150 тысяч рублей.

При этом его не смутил тот факт, что через девять лет действие авторского права заканчивалось. Марксу рисунки Агина не нравились, к тому же он задумал предпринять собственное иллюстрированное издание «Мертвых душ»… Пришлось ждать 1902 г.

, после которого издавать гоголевские сочинения мог каждый…”

Немировский, Е.Л. Иллюстрированные издания “Мертвых душ” Н.В.Гоголя/Е.Л.Немировский//КомпьюАрт: сетевой журнал. – 
Режим доступа: http://compuart.ru/article/8368

Источник: http://www.sutkt.ru/index.php/studentu/bibl/vystavka-odnoy-knigi/566

Ксилография. Книжная графика. Агин А.А. Рисунки к поэме “Мертвые души”

АГИН Александр Алексеевич (1817-1875) «Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 1846-47 гг. 1892 г. бумага, ксилография, 34х25,4 см гравировал на дереве Е.Е.

Бернадский

Старые мастера работали на доске дерева с продольным распилом, то есть на обычной доске (обрезная гравюра). Работать трудно — волокна дерева сопротивляются ножу.

В конце XVIII века английский гравер Томас Бьюик (1753-1828) изобрел новый, современный способ гравирования — на поперечном срезе ствола, так называемую торцовую гравюру. Бьюик брал не грушевое дерево, как раньше, а более твердые сорта.

Ствол дерева (бук, пальма, самшит) срезается поперек волокон, и так как у этих деревьев ствол тонкий, то, чтобы получить большую доску, склеивают несколько маленьких, тщательно пригоняют их друг к другу и полируют. 

АГИН Александр Алексеевич (1817-1875) «Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 1846-47 гг. 1892 г. бумага, ксилография, 34х25,4 см гравировал на дереве Е.Е. Бернадский

Совет

Работают на такой доске резцом, добиваясь не просто контрастов черного и белого, а постепенных переходов от темного к светлому. Рисунок при такой работе получается четкий и тонкий, виден каждый мельчайший штрих.

Мелкие штрихи лепят объем, сетка белых штрихов хорошо передает воздушную перспективу. Торцовая гравюра не так плоскостна, как обрезная, — в ней есть глубина, светотень, нюансы.

Этот вид гравюры получил огромное распространение в XIX веке — его применяли, главным образом, в книжной иллюстрации.

АГИН Александр Алексеевич (1817-1875) «Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 1846-47 гг. 1892 г. бумага, ксилография, 34х25,4 см гравировал на дереве Е.Е. Бернадский

Имена А. Менцеля, Г. Доре, А. Агина тесно связаны с книгой. Их графику мы хорошо знаем по книжным гравюрам. Однако эти мастера делали только рисунки (часто прямо на доске), а искусные резчики воплощали эти рисунки в дереве.

АГИН Александр Алексеевич (1817-1875) «Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 1846-47 гг. 1892 г. бумага, ксилография, 34х25,4 см гравировал на дереве Е.Е. Бернадский

Торцовая ксилография с удивительной точностью воспроизводит рисунок пером — размашистые росчерки, сетку мелкой штриховки, эффектные сочные пятна.

АГИН Александр Алексеевич (1817-1875) «Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 1846-47 гг. 1892 г. бумага, ксилография, 34х25,4 см гравировал на дереве Е.Е. Бернадский

Обратите внимание

Гравюры Е. Е. Бернардского (1819-1889) с рисунков А. Агина и Г. Гагарина выполнены с таким безупречным мастерством, что гравер превращается здесь в соавтора рисовальщика.

При сравнении сохранившихся рисунков Агина к “Мертвым душам” с гравюрами, выполненными Бернардским, видно, что гравер привнес в эти иллюстрации особую живописность, свежесть и сочность бархатных черных тонов, чеканную четкость линии.

Рисунки Агина в воплощении Бернардского получили новую жизнь, новое художественное качество.

Турова В.В. 'Что такое гравюра' – Москва: Советский художник, 1963 – с.6

АГИН Александр Алексеевич (1817-1875) «Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 1846-47 гг. 1892 г. бумага, ксилография, 34х25,4 см гравировал на дереве Е.Е. Бернадский

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/84003.html

Агин А. А. Сто четыре рисунка к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». — Подарочное издание оригинала 1892 г

  • Купить издание
  • в Избранное

Скидка 5% при оплате заказа картой Visa/Mastercard онлайн

Подарочное издание в наличии

Бесплатная курьерская доставка! По Санкт-Петербургу и Москве в день заказа или на следующий день, по России (1-3 дня)и по всему миру (от 3 дней).

Доставляем в выходные дни и праздники!

Можно изготовить эксклюзивный экземпляр издания в индивидуальном переплете:

Подарочные книги   /   Искусство. Культура. Гравюра

Автор/Редактор: Агин А. А.

Александр Алексеевич Агин (1817–1875) — русский художник, выпускник Петербургской академии художеств, считается родоначальником жанровой отечественной иллюстрации; автор рисунков к произведениям Е. П. Гребенки, И.

И. Панаева, И. С. Тургенева, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина. Однако главной его работой стала сюита иллюстраций к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», гравированная художником Евстафием Ефимовичем Бернардским (1819–1889), работавшим в технике тоновой ксилографии.

По замыслу Агина и Бернардского второе издание «Мертвых душ» должны были сопровождать изображения в тексте и отдельный альбом рисунков. Но Н. В. Гоголь был категорически против печатания поэмы с иллюстрациями. Поэтому в конце 1846 г. рисунки А. А.

Агина со сделанными под ними подписями — цитатами из поэмы — стали выходить самостоятельно, тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой, но издание не удалось закончить из-за нехватки средств. В полном виде сюита Агина была издана лишь в 1892 г., когда художника уже не было в живых. Новый альбом вышел вторым изданием под заглавием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мертвые души”».

Два месяца спустя тираж был допечатан, причем, в альбом дополнительно включили еще четыре рисунка, найденные в собрании библиофила П. А. Ефремова.

Иллюстрируя гоголевскую поэму, Агин выбирал эпизоды, особенно выигрышные и интересные для изобразительного решения. Его палитра разнопланова и разнообразна.

Важно

В его сюите есть поясные портреты героев, есть их изображения вдвоем во время разговора, есть многофигурные композиции, граничащие с бытовыми зарисовками.

Рисунки имели огромный успех и до сих пор остаются лучшими из всех попыток проиллюстрировать поэму.

Оформление подарочного издания:

Формат подарочной книги: 220 x 310 мм
Страниц, иллюстраций: 12 с.; 104 л. ил.

Подарочный кожаный переплет
Издание облачено в эксклюзивный кожаный переплет ручной работы с золотым тиснением; кругленый корешок украшен бинтами и декоративным узором; дизайнерская бумага; каптал и ляссе из шелка, подобранные под общую цветовую гамму. Элитный переплетный материал ведущих европейских фабрик. Великолепная печать на высококачественной дизайнерской бумаге.

Подарочные книги   /   Искусство. Культура. Гравюра

Agin A. A. One hundred and four drawings for the “Dead Souls” poem by N. V. Gogol. – Gift edition of the original 1892

Рекомендуемые подарочные издания:

Живописцы братья Григорий Григорьевич Чернецов (1802–1865) и Никанор Григорьевич Чернецов (1805–1879) получили признание еще при жизни. Их творчество было востребовано, а имена не сходили…

Ученик Брюллова князь Григорий Григорьевич Гагарин (1810–1893) известен картинами из жизни народов Кавказа, иллюстрациями произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и ряда других…

Монументальный труд известного историка искусства Д. А. Ровинского «Материалы для русской иконографии» имеет важное значение для всякого образованного человека. В течение многих лет Ровинский…

Источник: https://neoantiq.com/ru/p/4468–sto-chetyre-risunka-k-poeme/

Иллюстрация к произведению гоголя мертвые души

Иллюстрации А.А.Агина* к поэме “Мертвые души”

Еще при жизни художника, закончившего свой путь учителем рисования в Киевском кадетском корпусе, затворившегося в казарменных дортуарах от славы, голода и творчества, даже будто бы забывшего о великих своих свершениях – эти иллюстрации сравнивали с гольбейновской сюитой “Пляска смерти”. Белинский называл Агина “великим художником”, а Валериан Майков утверждал, что замечательный график в черно-белом своем цикле “понял картинность описаний Гоголя, бездну красок, потраченных на эти описания, и все достоинства его поэмы”.

Легендарные сто рисунков Агина к поэме Гоголя были решены в очень определенном графическом ключе: Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема. И плотную черную заливку – для их костюма и обуви. Как если бы одеяние помещено на манекене, на плоской картонной фигурке.

Серым туманом возникали на стенах агинских интерьеров тени персонажей – причудливые, странные и страшные клубы “пузырей земли”. Тонким рассыпающимся во прах штрихом рисовал художник столы, двери, гнутые стулья, занавеси, люстры – обреченные исчезнуть вещи, двоящиеся в своих отражениях.

И только ключ от кладовой Плюшкина, который тот держал в руках, имел фактуру, объем, как бы большую, чем у хозяина, телесность. Бесконечно интересно вникать в пластический язык Агина, раскрывая для себя все новые детали и оттенки смысла в его рисовании. Вот руки Плюшкина и беседующего с ним Чичикова.

Здесь художник воспользовался вдруг светотенью, захотел дать эти руки не линейно, но объемно. Но как он это сделал? Правая рука Плюшкина лежит под левою, изображенною почти только линией.

И правая рука – тяжелая, со скрюченными в хватательном движении пальцами, а если вглядеться в рисунок – здесь вовсе и не пять только пальцев, из-за вещественности тени кажется, что пальцев по крайней мере десять.

А левая “говорящая” рука Чичикова? Он как-то вытянул ее ее вперед, доказывая и рассуждая, но словно бы протягивает длань, прося подаяния. А остывшее черное жерло камина, куда заглядывает Плюшкин в поисках исчезнувшей четвертки? “Вот погоди-ко: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!” – говорит он Мавре, но кажется, что сам увидал чертей под золою и прахом.

Совет

Агинский Плюшкин – центр иллюстраций к “Мертвым душам”. В этом лице соединяются черты самых разных персонажей – и Чичиков в старости, и Манилов, разуверившийся в “дружбе”, и взявшийся за ум Ноздрев, и чиновники канцелярии, разыскивающие сакраментальное “дельце № 368”, – могут оказаться схожими с эти мертвым жильцом российского захолустья.

Плюшкин, получивший от Чичикова деньги. Помните? “Которые тот принял в обе руки и понес их в бюро с такою же осторожностию, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее”. Плюшкин этого мгновения изображен Агиным в полуфас.

Мы видим только один светящийся алчностью глаз, странно живой на мертвом лице, не на лице – обтянутом кожей черепе. Раскрыты ладони с купюрой, и нам ощутимо дрожание этих рук, в которых художник словно бы пересчитывает косточки, как анатом.

А Павел Иваныч за спиною Плюшкина – только плоская тень в эти секунды, он дан штрихом, как мебель в других картинах.

Но вот и Чичиков обретает объем в знаменитой сцене перед зеркалом. Заглядевшись на себя, он произносит: “Ах ты, мордашка эдакой!” Черная плотная фигура с выпяченным задом стоит перед свечой, освещающей ноздри и подбородок, а в зеркале отражается плоскорукий манекен, чурбак деревянный, одетый в белое, как покойник.

Есть у Агина и еще один Чичиков в объеме – после бала, окончательно скомпрометировавшего Павла Ивановича. Будто даже нечто человеческое является на обтекаемом пустом лице – страдание, отчаяние.

Но это все-таки не человек – муляж. Поднял руки кверху, словно шарниры перевернулись, едва может согнуть деревянные ноги. А фрак его Агин штрихует крест-накрест – в мельчайшую сеть пойман Чичиков.

“Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!”

В раме обложки агинского альбома рисунков к “Мертвым душам” шли прописью гоголевские фразы: “Смерть поражает нетрогающийся мир. И еще сильнее, между тем, должна представиться читателю мертвая бесчувственность жизни”.

Обратите внимание

Эту мертвую бесчувственность художник передал почти исключительно в портрете, ибо ситуации и сцены поэмы Гоголя также были для него лишь средством еще в одном ракурсе, еще с одной стороны показать героев “Мертвых душ”. Иногда он, что называется, “списывал их с натуры”.

Крупным чиновником, принимающим капитана Копейкина, изобразил он николаевского министра финансов Вронченко.

А в сплетниках, перешептывающихся на бале, современники искали сходство с Булгариным, которого Агин окарикатурил еще в соллогубовском “Тарантасе”: в балетной пачке и дамской шляпе плясал на книгах жирный фигляр, описывая круги возле чернильницы.

Разумеется, портретами персонажей невозможно исчерпать бесконечные глубины поэмы Гоголя. Ведь гениальный писатель не только ведет свой “детективный” сюжет. Здесь важнейшую роль играют лирические отступления, размышления о родине, освещенные гневом и любовью, горестные заметы сердца и ума. Здесь легенды и анекдоты, обычаи и судьбы.

В первых листах иллюстрационного цикла Агина к “Мертвым душам появился “карточный стол, тешащий всю Россию”. Именно этот – символический – стол, хоть и изображенный в связи с вистом у полицмейстера, где Чичиков знакомится с Ноздревым. Странное дело – в рисунке Агина вовсе и нет этих двоих.

Здесь больше анонимы, жирные и лысые господа, погруженные в низкую свою страстишку. Бесконечные планы этого рисунка: первый, где вистует прокурор и внимательно разглядывает взятки жандармский полковник. Второй, где беседуют дамы. Третий со сплетничающими гостями. Четвертый, шестой.

Какой-нибудь десятый, где в далекой перспективе будто еще один карточный стол и за ним сутулые оплывшие фигуры “патриотов”, криво повешенные зеркала, картины, люстры.

Источник: http://rus-poetry.ru/illyustratsiya-k-proizvedeniyu-gogolya-mertvye-dushi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector