Презентация на тему: М.Горький. Пьеса «На дне»
Описание слайда:
Учитель русского языкаи литературыМОБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл.Заливина Ирина БорисовнаКласс: 11Тема урока: М.Горький. Пьеса «На дне». «Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!”?
Описание слайда:
Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы “На дне”. Наверху надпись Горького: “Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха”. 1902
Описание слайда:
«Бугровская ночлежка»:Обитатели приюта «Бугровская ночлежка» послужили прототипами героев пьесы М.Горького. Приют построил в 1880-1883 гг. А.П.Бугров, предприниматель и меценат.
Описание слайда:
«Бугровская ночлежка»:Ныне ночлежка признана объектом культурного наследия религиозного значения. До 2014 года в здании будет располагаться министерство социальной политики Нижегородской области. Как сообщают в Мингосимущества, здание сохранит свой первоначальный облик.
Описание слайда:
АктерОдин из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни.
Часто вспоминает свое прошлое, пытается цитировать классиков, но ему мало что удается вспомнить. Лука утешает его, рассказывая тому про бесплатную лечебницу для алкоголиков. А. надеется, перестает пить и начинает копить деньги на дорогу.
Но жизнь его заканчивается трагически. Он повесился, когда понял, что уже навряд ли может спастись.
Описание слайда:
БаронРаньше он был бароном, имел достаточно высокое социальное положение. Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники.
Описание слайда:
Проблема реального выхода из положения связана с образом слесаря Клеща. Он хочет вернуться к “нормальной” жизни посредством упорного, честного труда. Сначала гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу.
Персонаж отличается особой черствостью. Его умирающая жена не вызывает у него никакого сочувствия.
На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он первый отвечает репликой: “Заныла!” В конце пьесы он оставляет мечты о работе, примиряется с “бездельничающими босяками”, пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное “неделание”.
Описание слайда:
Настя«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», В окружающей ее жизни Н.
не видит ничего светлого. «Надоело мне… лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене.Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.
Описание слайда:
В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно. Позиция Бубнова – это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания.
На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: “шум – смерти не помеха…”. Он считает, что “все люди на земле – лишние…”. С точки зрения героя, именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека. Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека.
Бубнов уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.
Описание слайда:
Жена Клеща. Она находится умирает, но на «дне жизни» так мало осталось человеческого, сочувствия нет, нет уважения к смерти.Ложь Луки для Анны является спасением, обретением надежды на лучшую жизнь на том свете.
Описание слайда:
Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. – любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П.
признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.
Описание слайда:
КостылевыЭто хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. Ему «54 года, содержатель ночлежки»,лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия.
Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого “хозяина жизни”. У жены К. Василисы нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию.
Она “умная баба”, умеет приспосабливаться к любой обстановке.
Описание слайда:
Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем — распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона.
Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет – хорош! Кто закон терял — пропал!..
Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.
Описание слайда:
Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Лука утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Он прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Также Лука рассказывает притчу о “праведной земле”.
Лука хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Персонаж исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно.
Ночлежники вспоминают о Луке, высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.
Описание слайда:
Ему «лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки становится известно его имя: «Веселый ты, Костянтин… приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным.
Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки. “Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…” Он осуждает и утешительную ложь: “Ложь – религия рабов и хозяев…
” “Правда – бог свободного человека!” “человек – вот правда!” “Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!”
Описание слайда:
Лука и Сатин
Описание слайда:
Информационные ресурсы:А.М.Горький «На дне».https://www.litra.ru/characters/work/woid/00025101184773069488Слайд 2. А.М.Горький.https://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9&pos=42&uinfo=sw-1576-sh-938-fw-1351-fh-598-pd-0.800000011920929&isize=medium&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fs3.smi2.
net%2Fimg%2F120x90%2F1163149.jpegСлайд 3. Макет ночлежки. https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D0%B0&pos=0&isize=medium&uinfo=sw-1576-sh-938-fw-1351-fh-598-pd-0.
800000011920929&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.a4format.ru%2Findex_pic.php%3Fdata%3Dphotos%2F422190d3.jpg%26percenta%3DСлайд 4. Бугровская ночлежка.https://images.yandex.
ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%BD%D0%B5&pos=16&isize=medium&uinfo=sw-1261-sh-750-fw-1036-fh-544-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F3808%2Flady-may2006.d0%2F0_5c7e9_c5fad363_XL Слайд 5. Бугровская ночлежка.https://images.yandex.
ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%91%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D0%B0%C2%BB&img_url=http%3A%2F%2Fboris.thinks.ru%2Fpub%2Fblog%2Fnn%2Fimg_0964.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=13&noreask=1&source=wiz
Описание слайда:
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/mgorkijj-pesa-na-dne.html
А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс. – презентация
1 А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс
2 История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20- летних наблюдений над миром «бывших людей».
3 Смысл названия пьесы Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца». Почему «На дне»? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.
4 Новаторство А.М.Горького Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.
5 Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы. Жанр произведения Акт II. Художник Д. Шмаринов.
6 Проблематика драмы Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»? Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
7 Конфликт пьесы Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда? Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
8 Обитатели ночлежки Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
9 Клещ и Анна Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены. Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть». Акт I. Художник С. Гонков.
10 Барон Разорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик. Барон: «А…ведь зачем- нибудь я родился… а?» Барон В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.
11 Актер Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков- Задунайский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией. Актер Э. Рейхер. Спектакль “Kleines Theater”, Берлин.
12 Настя Проститутка. Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего, где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви». Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь». Настя О. Книппер. Московский Художественный театр.
13 Васька Пепел Вор. Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы. «…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…» Васька Пепел И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия..
14 Бубнов Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!» Двор ночлежки. Карандашная зарисовка М.Горького
15 Сатин Бывший телеграфист. Шулер. Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Сатин Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин.
16 Лука Имя – двойственность образа: Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый». Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя. Лука И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра
17 Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы Философи я Луки Философ ия Сатина Философи я автора
18 Философия Луки Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». Акт II. Художник С. Гонков.
19 Философия Сатина Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты. Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» «Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!» Акт IV. Художник С. Гонков.
20 Философия автора А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. Композиция пьесы разоблачает философию Луки.
21 Кто прав? Чья философия побеждает? Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. А.М.Горький Вечный вопрос?.. А.М.Горький
22 Использованные материалы: Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – (Серия «Средняя школа»);
Источник: https://www.myshared.ru/slide/489306
Спектакль «На дне»: Слова Горького, музыка «Бони М» – и полное отсутствие смысла
Неизвестно и то, обсуждали ли они темы своих новых работ друг с другом, но случилось так, что оба привезли в Петербург истории, действие которых разворачивается в богатой столичной тусовке.
Но если «Содержанки» – это сатира на сегодняшнюю московскую жизнь, и обсуждать тут пока нечего, так как публике, что характерно – исключительно гламурной, показали лишь первую серию, то «На дне» – это то самое «На дне», о котором сразу подумали те, кто учился в советской школе.
Да-да, это ужасно скучная пьеса Горького, из которой в памяти у большинства остались лишь слова: «Человек – это звучит гордо». И действие которой, кто помнит, разворачивается в ночлежке.
Но не дает покоя современным режиссерам, извините за каламбур, современность. Особенно современность, отягощенная богатством и гламуром. И вот уже Юрий Грымов переносит действие пьесы в роскошный особняк, сооружает на сцене соответствующие интерьеры, одевает героев в модные костюмы и при этом – не изменяет ни одного слова пьесы, ну если только несколько сокращает ее.
Задумка, конечно, интересная и остроумная: «днище» Рублёвки – это что-то новенькое. Но где гламурная жизнь обитателей особняков, а где «униженные и оскорбленные» герои Горького? Поэтому полуторачасовой спектакль рассыпается на части, теряет смысл и в принципе оставляет тягостное впечатление.
И хотя некоторые «умные» критики говорят что-то о клиповости мышления режиссера (как известно, одно время Грымов снимал рекламные ролики и музыкальные клипы), обычная публика, особенно та, что понятия не имеет о горьковской пьесе, откровенно мучается.
И никакие режиссерские уловки не могут ее взбодрить.
А уловок этих – на любой вкус. Современные костюмы и музыка в постановках классики – это уже общие места. Грымов же пошел дальше. И вот уже носитель одной из главных идей пьесы – «добренький» старичок Лука – превращается в… массажиста-стилиста, фитнес-тренера и психотерапевта в одном флаконе.
Этот смазливый юноша с характерными ужимками, в белой майке и в джинсах с поясом в стразах, каких сегодня на любом телевизионном канале в передачах типа «помоги женщине стать красивой» – пруд пруди, доносит до окружающих слова, которые Горький предназначал абсолютно для другого типажа.
А главное – слова эти абсолютно ничего не значат в данном контексте. Они теряются и обесцениваются.
И это главная претензия к режиссеру. Может, не стоило клясться в любви к классике и говорить, что текст Горького для него – святое, а сделать так, чтобы хоть кто-то в зале понял, о чем эта пьеса. Хотя даже те, кто знал, о чем пьеса, не поняли, о чем спектакль.
Иногда только вдруг прорезались какие-то отдельные вспышки смысла – в основном, когда вор Васька Пепел выяснял отношения с женщинами. Всё остальное – тонуло в необязательных, ненужных словах и «клиповости» подхода. Вышли одни персонажи, посидели в кожаных креслах, выкрикнули горьковские фразы и уступили место другим.
Что, «клиповость» уже отменяет то, на чем держится театр, – отклик в зале, сочувствие, сопереживание, да хотя бы просто интерес к героям? Видимо, по мнению Грымова, отменяет. Даже актерскую игру в спектакле невозможно оценить, потому что нельзя играть то, что не имеет смысла.
И нет никакой зацепки, которая могла бы подсказать – клеймит все-таки режиссер гламурных обитателей особняков или они тоже «звучат гордо»?
И в общем, это странно. Потому что в своих лучших фильмах, таких как «Му-Му» и «Казус Кукоцкого», Юрий Грымов демонстрировал совсем другие режиссерские качества. Но почему-то решил, что в театре про них надо забыть и главное здесь – шокировать и развлекать.
И шокирует – выпустив на сцену в роли Татарина темнокожего актера и попытавшись сделать его самым положительным персонажем. И развлекает – включив в финале, после тех самых слов о человеке, которого надо уважать, «Бони М» и кидая в воздух блестящее конфетти.
Хотя, кажется, «Бони М» в финале включают, чтобы публика аплодировала, иначе аплодисментов можно и не дождаться. Потому что шок и попса – это не то, за чем обычно идут в театр.
В Москве, кстати, вокруг грымовского спектакля случился скандал – директор одной из школ уволил учительницу, которая сводила на него класс. Создатели спектакля уверены – это из-за того, что их творение очень смелое, а директор – ретроград.
Но закрадываются сомнения.
Может, директор тоже посмотрел спектакль и понял, что его нельзя смотреть – ни учителям, ни детям – просто потому, что он плохой? И если учительница этого не понимает, то ей не надо учить детей и заниматься их культурным воспитанием?
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Источник: https://www.interessant.ru/culture/spiektakl-na-dnie-slo-1
Cостоялась премьера спектакля по пьесе Максима Горького «На дне»
Россия, Москва
“На дне” – пьеса в четырех действиях А. М. Горького; варианты первоначальных названий – “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”. Сочинение 1902 года. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена к постановке только МХТ; премьера – 18. XII. 1902 года. (реж. Станиславский и Немирович-Данченко, худ.
Симов; Костылев – Бурджалов, Василиса – Муратова, Наташа – Андреева, Медведев – Грибунин, Пепел-Харламов, Клещ – Загаров, Анна – Савицкая, Настя-Книппер, Квашня – Самарова, Бубнов – Лужский, Сатин-Станиславский, Актер – Громов, Барон – Качалов, Лука – Москвин, Алешка – Адашев, Кривой Зоб – Баранов, Татарин-Вишневский).
К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
К.С.Станиславский:
Спектакль имел потрясающий успех.
Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и особенно великолепного Луку — Москвина, превосходного барона — Качалова, Настю — Книппер, Лужского, Вишневского, Бурджалова и, наконец, — самого Горького.
Очень было смешно смотреть, как он, впервые появляясь на подмостках, забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, как он улыбался от смущения, не догадываясь о том, что надо вынуть папиросу изо рта и кланяться зрителям.
«Ведь вот, братцы мои, успех, ей-богу, честное слово! — точно говорил себе в это время Горький. — Хлопают! Право! Кричат! Вот штука-то!»
Горький стал героем дня.
За ним ходили по улицам, в театре; собиралась толпа глазеющих поклонников и особенно поклонниц; первое время, конфузясь своей популярности, он подходил к ним, теребя свой рыжий подстриженный ус и поминутно поправляя свои длинные, прямые волосы мужественными пальцами сильной кисти или вскидывая головой, чтоб отбросить упавшие на лоб пряди. При этом Алексей Максимович вздрагивал, раскрывал ноздри и горбился от смущения.
«Братцы! — обращался он к поклонникам, виновато улыбаясь. — Знаете, того… неудобно как-то… право!.. Честное слово!.. Чего же на меня глазеть?! Я не певица… не балерина… Вот история-то какая… Ну, вот, ей-богу, честное слово…»
Среди многих последующих дореволюционных и советских исполнителей “На дне” во МХАТе (в хронологическом порядке): Хмелев, Раевский (Костылев), Шевченко (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова, Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов, Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон), Артем, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (Актер), Тарханов, Шишков, Грибов (Лука). Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. С участием петербургских актеров прошло два чтения пьесы “в лицах”: в 1903 – в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса – Стрепетова, Наташа – Музиль-Бороздина, Пепел – Аполлонский, Настя – Потоцкая, Бубнов – Санин, Сатин – Дальский, Барон – Далматов, Лука – Давыдов). До 1905 года постановки пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей. Тем не менее “На дне” поставил в 1903 году Вятский городской театр, киевские театры Соловцова (режиссер Ивановский, Сатин – Неделин, Лука – Борисовский) и Бородая (режиссер Соколовский, Пепел – Муромцев, Барон – Людвигов), Нижегородский театр (антреприза Басманова), петербургские театры – Василеостровский театр, театр Некрасовой-Колчицкой, Новый театр Неметти (Актер – Орленев); Ростовский-на-Дону театр (Пепел – Орлов-Чужбинин), труппа под руководством Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество Новой драмы в Херсоне (режиссер и исполнитель роли Актера – Мейерхольд), Красноярский театр (1903-05). В последующие годы “На дне” ставили:
Оренбургский (1904). Екатеринбургский (1906, 1910, 1914), Костромской (1906, 1908) театры, украинская труппа в Гадяче (1908, режиссер и исполнитель роли Барона – Г.
Юра), Воронежский театр (1908), грузинский театр в Тифлисе (1908, режиссер и исполнитель роли Луки – Гуниа), Тифлисская труппа армянского артистического общества (1908, режиссер Капанакян, Василиса – Меликян, Настя – С.
Адамян, Сатин – Севумян, Барон- Мамнконян, Лука – Аветян), Екатеринодарский и Харьковский театры (1910, режиссер Синельников), Общедоступный театр, Петроград (1912, режиссер Гайдебуров), Казанский (1912), Нижегородский (1915) и другие театры».
Ссылка на источник:
https://www.runivers.ru/Runivers/calendar2.php?ID=361925&month=12&year=2015
Источник: https://chrontime.com/sobytiya-costoyalas-premera-spektaklya-po-pese-maksima-gorkogo-na-dne
Нижегородский театр драмы представит премьеру спектакля «На дне» (ФОТО)
Премьера спектакля «На дне» по пьесе Максима Горького состоится в Нижегородском государственном академическом театре драмы в начале следующего года – 6 января.
Публика сможет увидеть ее также 15 и 17 декабря, когда пройдут предпремьерные показы .
О том, как рождались образы и почему среди множества произведений нашего знаменитого земляка была выбрана именно эта пьеса, рассказали создатели постановки.
Напомним, репетиции спектакля начались в театре в сентябре. Поставил его московский режиссер Валерий Саркисов. Он же работал над музыкальным оформлением и сценографией.
«В 2018 году будет отмечаться 150-летие со дня рождения Максима Горького, и директор театра Борис Кайнов предложил мне поставить одну из его пьес.
Я выбрал „На дне“, так как считаю это произведение одним из лучших, не имеющим аналогов в мировой литературе. Оно затрагивает вечные темы, и мы с удовольствием взялись за эту работу.
Примечательно, что спектакль родился в Нижнем Новгороде — там же, где и сама пьеса», — поделился Валерий Саркисов.
Создатели спектакля утверждают, что сюжет будет далек от хрестоматийности. Знакомая всем со школьной скамьи классическая пьеса предстанет в новом свете благодаря режиссерским находкам. К примеру, в спектакле прозвучат джазовые композиции Дюка Эллингтона.
«Идея родилась спонтанно. Когда я перечитывал пьесу, я решил „передвинуть“ сюжет ближе к нам по времени. Так вместо балалайки и гармошки появилось нечто другое, соответствующее определенному социальному срезу. Сам джаз пришел „снизу“. Сейчас он считается классикой, но изначально это была танцевальная музыка, которая играла в клубах», — рассказал Саркисов.
Художественное оформление спектакля, по словам режиссера, также родилось случайно. На создание декораций его вдохновили… обычные трубы, на которые он обратил внимание, проходя мимо место проведения работ по прокладке водопровода.
«На мой взгляд, получилось очень точно. Костюмы же создал московский художник Андрей Климов. Мы давно с ним сотрудничаем, у нас сложилось взаимопонимание и его работа вызывает доверие», — отметил Саркисов.
В спектакле занята почти вся труппа театра драмы, в том числе и молодые артисты. Создатели постановки сознательно «понизили» возрастную планку, тем самым также приближая героев к современности.
«Мне кажется, что «На дне» — это некое безвременье. Неважно, когда происходят события. Мы расширяем временной круг,” — подчеркнул заслуженный артист России, исполнитель роли Сатина Сергей Блохин.
Режиссер также отметил, что, создавая спектакль, старался сохранить юмор, о чем многие его предшественники порой забывали, делая акцент на философской составляющей.
«Я посмотрел много спектаклей по пьесе „На дне“, но юмор там был отброшен в сторону. У нас же будет много веселых и забавных сцен, и актеры делают это легко. Для меня самого это стало неожиданностью. Я надеюсь, что наш спектакль заинтересует зрителей, и, придя домой, они захотят вновь перечитать книги Горького», — сказал Валерий Саркисов.
Напомним, ранее театр драмы представил премьеру спектакля «Осеннее танго».
Фото автора
Источник: https://www.vgoroden.ru/novosti/nizhegorodskiy-teatr-dramy-predstavit-premeru-spektaklya-na-dne-foto-id264788
Спектакль «На дне» в зеркале критики и отзывов зрителей
Как мы уже сообщали, Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина принял участие в VIII Российском театральном фестивале имени М. Горького (Нижний Новгород). В этом году он был посвящён 150-летию писателя и драматурга и носил название − «Максим Горький. Классика и авангард».
БГАДТ имени М.С. Щепкина представил на фестивале спектакль «На дне» М. Горького в постановке народного артиста РФ Валерия Беляковича, посвятив показ памяти безвременно ушедшего из жизни Мастера. Нижегородская публика, хорошо знакомая с творчеством В.
Беляковича (в течение нескольких сезонов он руководил городским театром «Комедiя», поставив на его сцене ряд спектаклей, в том числе и «На дне») горячо приветствовала белгородский спектакль. Отзывы на него не замедлили появиться в социальных сетях.
Приводим некоторые из них.
Татьяна Кузнецова:
«Меня сегодня захлестнуло. И вчера захлестнуло. Вчера на спектакле Белгородского театра «На дне».
Наверное, потому, что три часа сложнейшей, с шекспировскими страстями, пьесы одномоментно взяли под уздцы и протащили меня по спектаклю.
И пусть театроведы говорят, что им не понятно, что хотел сказать Белякович. Мне было понятно все. Зрительское восприятие вчера было очень эмоциональным».
Irina Vinterle:
«Второй день фестиваля и первый день конкурсной программы. Спектакль, которого я ждала, и который я знаю, поскольку смотрела несколько лет назад в Театре на Юго-Западе. Постановка «На дне», которую я люблю, и – обидно! – не видела, когда она шла в нашем театре «Комедiя». Белгородцы, вы определенно привезли нам в этот день счастье.
Художественный руководитель Белгородского академического драматического театр имени М.С. Щепкина Виктор Слободчук перед началом спектакля сказал несколько слов о режиссёре, Мастере, Валерии Романовиче Беляковиче. И добавил – «сегодня мы будем играть и для вас, и для него». В тот момент, когда появились свет, дым и зазвучало «Завоевание рая» Вангелиса, у меня в глазах стояли слёзы.
В Белгородском театре очень сильная труппа, в каждом – столько огня и таланта. Актёр (Игорь Ткачёв) – это грандиозная харизма.
Едва уловимо проступает роскошный декадентский характер: опустившийся алкоголик, умудрившийся сохранить изящество. Жесты, речь, салонная манерность – несчастный артист Серебряного века.
Никогда раньше не думала об Актёре в таком ключе – в контексте времени, к которому он принадлежал.
Сатин (нар. арт. РФ Виталий Стариков) – это мощь и сила. Какие разительные перемены, какая эволюция от первой реплики «Кто бил меня вчера?» до «Человек – это звучит гордо!». Этот Сатин по-настоящему народный, цельный, за ним действительно пойдут люди, если позовет, ему – поверят.
Он призывает с верхушки двухэтажных металлических нар не к революции, но к переменам, к лучшей жизни. А получается революция. Какой контекст обретают финальные слова «Дурак, такую песню испортил!..» Слова, что на пустыре Актёр удавился, врезаются не в «Солнце всходит и заходит», а в настоящую песню перемен.
И да, это всё портит, и многое ставит под сомнение, когда рядом с идеалами и боевым настроем – нелепая смерть.
Лука (засл. арт. РФ Иван Кириллов) – как правило, самый непонятный персонаж пьесы. Впервые я посмотрела на Луку и подумала: с каждым героем он говорит на его языке.
Что, если Луки на самом деле нет? (интересно, а есть такие постановки, где Луки «как бы нет»?) Он – внутренний голос каждого. Как надежда, но не та, которая умирает последней, а та, что убивает.
Надежда, которая была выпущена последней из ящика Пандоры.
Барон (засл. арт. РФ Виталий Бгавин) – сплошное очарование, одновременно милый и жалкий. Я уже подсмотрела, что в «Куклах» Виталий Бгавин играет герцога Альдукара, я хочу это видеть!
А основная характеристика Васьки Пепела (Дмитрий Гарнов) – опасность.
Да, он именно что опасный, и об этом тоже интересно думать и с точки зрения самой истории, и с точки зрения времени, эпохи. На самом деле, можно рассуждать и писать обо всех героях, потому что в этом спектакле интересен абсолютно каждый.
Тот случай, когда нет «маленьких ролей».
В сцене танца, когда музыка смолкла, я увидела настоящую актерскую радость. Музыка смолкла, остались только аплодисменты. Темп нарастал – и аплодисменты нарастали. Да, взяли! Чужую, незнакомую (и очень непростую публику) – взяли!
Я смотрела и думала – как же сильно я все это люблю. Музыку – Вангелиса и «Цыганское регги» Бреговича, которые историю о ночлежке мгновенно превращают в эпос. Декорации, вернее, практически их отсутствие. Двухэтажные нары – и все, этого вполне достаточно.
В театре вряд ли найдется что-то, что я любила бы сильнее и горячее, чем режиссуру Валерия Романовича Беляковича. На его спектаклях я чувствую себя счастливой, я чувствую себя – как дома. И вот что удивительно.
В антракте, да и после самого спектакля, я иногда думала: «А эту роль в Юго-Западе играл Валерий Афанасьев, он вот так делал… А Пепел у Наумова был такой… А у нас (ну, то есть, в Комедiи) кто кем был? Сатин – Андрей Алексеевич Ярлыков, Пепел – Михаил Булатов…» Но, конечно, думала не в смысле лучше/хуже.
Я вспоминала с ощущением тепла, с нежностью, как вспоминают старых друзей. И в этом еще один феномен и гений спектаклей Валерия Беляковича. Учишься пониманию тонкостей, и тому, насколько одна и та же фраза, в одном и том же спектакле, может быть разной.
Я не хочу ничего знать, я хочу верить, что Валерий Романович «оттуда» видит, какое счастье дарят его спектакли».
winterle_i:
«Не знаю, что сказать. Белгородский театр им. Щепкина привез в Нижний Новгород спектакль «На дне» в постановке Валерия Романовича Беляковича. Это счастье.
Руководитель театра сказал перед началом спектакля – сегодня мы играем и для вас, и для Валерия Романовича.
И после этих слов и на первых минутах спектакля, когда вот это все – стихи, музыка Вангелиса, – у меня в глазах стояли слезы.
Труппа театра – вы потрясающие! В каждом – столько силы, огня, таланта. Я сидела в первом ряду, и я видела настоящую актерскую радость. В сцене с танцем музыка в какой-то момент смолкла, остались лишь аплодисменты.
Темп нарастал, и аплодисменты тоже, и было видно – взяли! Чужую, незнакомую, сложную публику – взяли! О каждом можно говорить хоть до утра, о фантастической харизме Актера, о мощи характера Сатина, об обаянии Барона… В театре вряд ли найдется что-то, что я любила бы сильнее и горячее, чем режиссуру Валерия Романовича.
На его спектаклях я чувствую себя счастливой, я чувствую себя – как дома. Я не хочу ничего знать, я хочу верить, что он «оттуда» видит, знает, какое счастье дарят его спектакли».
koshelevayusha:
«Спасибо вам огромное за этот спектакль!!! Очень понравилось, просто нет слов! Стильно, современно, ярко. Вы такие все красивые, большие молодцы! Был и смех, и слёзы. Желаем вам только победы на фестивале, БРАВО!»
enigmasnape:
«Театр должен быть живым. Невольно в голове начинает прокручиваться финальный монолог Пигмалиона. Тут уж ничего и не поделать. Сегодня светло на душе. Хорошо.
Спасибо БГАДТ за то, что привезли спектакль Валерия Романовича. Вот это я буду считать подарком к фестивалю. Потрясающая труппа. Обычно я выделяю кого-нибудь, но в этот раз, мне пришлось бы переписать сюда всю программку.
Приезжайте с гастролями, мы будем ждать».
Татьяна Кривчикова:
«Такие артисты хорошие, а я без цветов и без денег…
Спектакль пролетел на одном дыхании, несмотря, что длился три часа времени. Отличный свет, минимум декораций, много музыки и море эмоций в процессе и по итогу.
Пока смотрела, по обычаю своему параллельно соображала кому бы могла (чисто теоретически на этот раз) задарить цветок, и насчитала не меньше четырех человек. Но… Жаль, что это не гастроли и нельзя прийти, например, завтра и снова их увидеть и отблагодарить сразу за все…
Если приедут когда-нибудь ещё, пойду на них не задумываясь».
В сетевом издании «Столица Нижний» от 18 октября 2017 года Светлана Чернова сравнивает спектакли «На дне» Белгородского и Нижегородского театров драмы. В частности, о нашем спектакле журналист пишет:
«В белгородском «На дне» сразу виден узнаваемый почерк режиссера: четкая декламация, обращение артистов скорее к залу, чем к коллегам по сцене, резкие, широкие движения актеров, минимум декораций, художественное оформление, предполагающее множество интерпретаций. От этого спектакля изначально ждешь чего-то необычного, авангардного, нового.
Ночлежка в постановке Беляковича — это своеобразный замкнутый мир со своими законами, обычаями, с праведниками и подлецами, со своими лидерами и аутсайдерами. И этот маленький мирок будто помещен в некое абстрактное пространство.
Кажется, что перед зрителями разворачивается своеобразный кастинг на выход из духовного и социального дна.
В то же время сценография устроена так, будто все жители ночлежки заколочены в железную клетку и обитают в какой-то тюрьме, на двухъярусных нарах, продолжающихся со сцены во все четыре стороны».
На обсуждении, которое состоялось после фестивального показа спектакля, выступили члены жюри. Театральные критики и театроведы, выразив свои соображения по поводу художественного метода режиссёра В.
Беляковича и жанровой природы спектакля, единодушно отметили высокий профессионализм труппы белгородского театра.
Приводим мнение о спектакле одного из членов жюри − декана театроведческого факультета Российского государственного института сценических искусств (ЛГИТМиК), доцента кафедры русского театра, кандидата искусствоведения, театрального критика Евгении Эдуардовны Тропп:
«Я видела вас сегодня впервые, впечатления свежие, потому что сравнить не с чем. Я присоединяюсь с радостью к коллегам, которые говорят об очень сильной труппе. Почему мне особенно это приятно, потому что мой дедушка был из белгородской деревни.
Так что я встретилась сегодня практически с земляками. Почему я об этом говорю? Ваш темперамент, очень мощный, открытый, солнечный, он подходит природе этого зрелища, почти шоу. В нашем болотном, прохладном Питере это было бы очень фальшиво.
У вас же это совершенно чистые ноты.
Эта эстетика не так уж часто встречается — именно в таком сгущённом виде. Пластические, хоровые массовые сцены, почти арии у каждого персонажа, — всё это история достаточно особенная. Нужно это уметь, уметь существовать в очень условном ключе, пластическом и обобщённом.
Из этого вычитывается смысл: люди выступают какой-то общей массой, роевой жизнью. Так проще — и петь хором проще, и ритм общий захватывает — частушечный, страстный, страшный. А когда человек остаётся один — ему нужно решить что-то про себя. Тут и возникает драматизм, и решается он по-разному.
Каждая актёрская «ария» пропета и в общем ключе, и достаточно индивидуализированно.
Мне кажется, здесь персонажи необычные. Совершенно фантастический Лука с победительной улыбкой. Хоть и говорит он о вере и даёт каждому какой-то манок, за которым герой должен идти, было в нём что-то страшноватое. Не скажу дьявольское, но какое-то искушение.
То, что он предлагает, это не простой ход, это искушение, которое кто-то выдерживает, а кто-то нет. Или, скажем, Барон. Здорово придуман персонаж — с бывшей роскошной косынкой, которая превратилась в какую-то жалкую тряпочку.
И эти очки, и ощущение собственной потерянности, и юмор, и ирония — артисту много удалось включить красок в эту роль, при том, что одеяло он на себя не тянул. Как и никто не тянул, но у каждого были особенные интонации. Например, персонаж Актёр.
Когда он говорит о себе: «удавился», у тебя щемит в груди. И можно про каждого так рассказывать.
Мне показалось, что мужчины решены более индивидуально, а женщины в этом мужском мире даны в более обобщённом ключе, как страдающие от этих мужчин. Каждая по-своему страдает.
Кто-то превращается в Василису, бой-бабу, хотя она, по-моему, тоже несчастная, жалкая и не жуткая. Совершенно живущая в мире фантазий Настя, которая уже почти обезумела.
Мне показалось, что женские персонажи, несмотря на энергичную, мощно сыгранную Квашню, − это всё страдающие женщины в мужском безумном мире.
Финальное − «Актёр удавился» − накладывается в спектакле на монолог Сатина о человеке. Это не так, как в пьесе.
Здесь есть некое осознанное решение, что в момент пафоса, воодушевления и чувства, что вот мы сейчас все объединимся и будет классно, «человек — это звучит гордо», возникает совершенно другая нота, и она какая-то мучительно диссонансная. За такие моменты я спектаклям всегда наиболее благодарна.
То, что этот спектакль воздействует уже по после того, как режиссёра нет на свете, это уникальный, странный момент театра. Мы присутствуем при том, что творение живёт отдельно от художника. Это и страшно и в какой-то мере здорово.
Но я присоединяюсь к тому, что самые приятные впечатления у меня остались не столько от языка этого спектакля, который мне не очень близок, сколько от знакомства с труппой, с каждым из вас. Это приятное, хорошее знакомство. Спасибо вам».
Комментируя итоги фестиваля, директор Нижегородского государственного академического театра драмы имени М.
Горького Борис Кайнов отметил: «Белгородский театр приезжает в Нижний Новгород второй раз, но в этом году он привез спектакль, который поставил (царствие ему небесное) Валерий Белякович, и наш зритель, который видел этот спектакль (ведь решение осталось тем же, что и в нашем театре – действующие лица, костюмы, музыкальное оформление), принял его с восторгом. Этот спектакль – прекрасная память о человеке, который прочитал Горького по-своему».
27.10.2017, 964 просмотра.
Источник: https://beltheatre.ru/news/1330/
Рецензия на пьесу Максима Горького «На дне»
Рецензия на пьесу Максима Горького «На дне», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Алёна Субботина. Другие работы Алёны.
Пьеса «На дне» создана на рубеже эпох и отразила в себе острые социальные проблемы и противоречия. Помимо этого пьеса полна философского смысла и поднимает вечные вопросы, над которыми бьются ни одно столетие.
Самое название произведение говорит за себя. И с каждой прочитанной страницей ты видишь людей, которые достигли своего предела падения. Жаль только Максим Горький в своей пьесе не говорит, как люди опускались все ниже и ниже. Что именно спровоцировало их падение. И самое главное кем они были? Кем были все эти люди, которые собрались под одной крышей?
Максим Горький показывает ужас народа, который оказался в подвешенном состоянии – старый мир рушится, а нового мира ещё нет. Наверное, это самое страшное, когда не видишь своего будущего.
Читая эту пьесу, я вместе с автором задавала себе вопросы, на которые нельзя ответить четко и прямо: что есть истина? Что добро и зло? Нужно ли человеку сострадание? Нужна человеку правда? Есть у людей предназначение? И еще очень много вопросов, которые рассматривают герои пьесы – пусть и не прямо, но говорят об этом, да и их поступки говорят сами за себя.
«На дне» — отражение социального строя, политической ситуации и образа жизни и мышления людей перед первой русской революцией. Если вы хорошо знакомы с историй, то читая это произведение многие вещи не просто понятны, но и дополняют сухие исторические факты, которые изложены в учебниках. Начинаешь понимать, что толкнуло людей на кровавые расправы.
На страницах книги вы встретите персонажей, которые представляют собой ожившие пороки, они показывают насколько низко, опустилось общество. А самое страшное начинаешь понимать, что проблемы прошлого прошли через столетие и всё также преследуют людей, всё также разрушают изнутри каждого из нас.
Но даже в той непроглядной тьме, где оказались герои, появляется лучик надежды. И снова появляются вопросы: сможет выбраться человек со дна? Поддержит его надежда? Что дает человеку эта надежда? Нужно жалеть человека? Может ли верить человек в будущее и себя?
На эти вопросы вы не найдете ответы в репликах персонажей, так как их ответы слишком общие или туманные. И вам самим придется ответить или хотя бы постараться найти ответ в глубинах своего разума и души.
Прочитав «На дне» многое становится ясным и есть над чем задуматься.
Это произведение необходимо прочитать каждому, чтобы знать, как жили наши предки и чтобы понять, куда катиться общество нашего времени.
Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.
Автор рецензии: Алёна Субботина.
Источник: https://buklya.com/na-dne-maksim-gorkij.html