Композиция романа “капитанская дочка” пушкина: особенности произведения

Композиция романа “Капитанская дочка” Пушкина: особенности произведения

“Капитанская дочка”.
Художник П. Соколов

Роман Пушкина “Капитанская дочка” является выдающимся произведением русской классической литературы XIX века. 
В этой статье представлен анализ композиции романа “Капитанская дочка” Пушкина: особенности произведения.

Смотрите: Все материалы по “Капитанской дочке”

Ю. М. Лотман о композиции “Капитанской дочки”:


“Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде — суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой, на сей раз, кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.” (Ю. Лотман “Идейная структура «Капитанской дочки»”, 1962 г.)

Д. Благой о композиции “Капитанской дочки”:



“…во всей “Капитанской дочке” нет ни одного… ненужного штриха, ни одной лишней детали.

В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, “проходных” лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий и тугой композиционный узел.

Первые две главы, почти равновеликие по объему…

представляют собой экспозицию: ставят друг подле друга оба главных лица, история отношений которых и оставляет основную внутреннюю тему романа: молодого дворянина Гринева и вождя крестьянского восстания Пугачева.

Это композиционное расположение подчеркнуто названиями глав: “Сержант гвардии”, “Вожатый”.


А в том сне, который видит Гринев, сразу же после встречи с неведомым вожатым… как бы предсказывается “странная” история их будущих взаимоотношений и тем самым образно выражена уже указанная основная внутренняя тема романа.

Следующие семь глав (III – IX) повествуют о приезде Гринева в Белогорскую крепость и о жизни его там. Первые три из этих семи глав (III – V) представляют собой как бы непосредственное продолжение самой первой главы романа – первой части экспозиции. Пугачева здесь нет, и все эти главы не выходят за рамки семейной истории Гринева, перипетий его романа. В них дается подробное описание семейства Мироновых, рассказывается о возникновении чувства Гринева к Маше Мироновой, столкновении его из-за нее со Швабриным, объяснении в любви между раненым Гриневым и Машей. Глава “Пугачевщина” является как бы водоразделом, членящим семь “белогорских” глав на две почти равные половины, отделяющим первые три, чисто “семейные”, главы от других трех глав, в которых романические отношения Гринева и Маши вовлекаются в вихрь исторических событий и политических потрясений… Соответственно меняется и самый темп рассказа. В первых трех белогорских главах описывается то, что происходило в течение почти целого года (с начала зимы 1772 года до октября 1773 года); в трех последних – то, что произошло на протяжении всего около суток. Так же стройно сочленены между собой в композиционном отношении… четыре непосредственно следующие за ними главы (10-ая галва – “Осада города”, 11-ая глава – “Мятежная слобода”, 12-ая глава – “Сирота” и 13-ая глава – “Арест”), которые имеют особенно важное значение для раскрытия основной внутренней темы романа – отношений между положительным героем-дворянином и вождем крестьянского восстания.

Обратите внимание

Контраст двух лагерей – правительства и Пугачева – подчеркивается и композиционно: расположением двух глав – оренбургской (“Осада города”) и бердской (“Мятежная слобода”) – непосредственно друг подле друга. Мало того, этот контраст проводится, но только в обратном порядке, и расположением двух следующих глав – “Сирота” и “Арест”.

После главы “Арест” следует еще одна – и последняя, заканчивающая весь роман, – глава “Суд”.
И, как это почти всегда у Пушкина, начало “Капитанской дочки” гармонически перекликается с концом. В начале романа птенец вылетает из своего дворянского гнезда; в конце романа… он снова в него возвращается.

Между первой и последней главами Пушкин протягивает нити соответствий и даже прямых совпадений. В середине последней главы мы – снова в симбирском поместье Гриневых.

Перед нами опять же старики Гриневы – властный и суровый отец, безропотная, любящая мать; та же обстановка; повторяются и те же характерные детали (чтение отцом Придворного Календаря, упоминание о влиятельном петербургском родственнике, князе Б.).

Но подле стариков Гриневых новое лицо – полюбившаяся им невеста сына – Марья Ивановна Миронова, и нет самого сына, Петруши, осужденного за участие в “замыслах бунтовщиков” и приговоренного к ссылке… В последней главе, как и в первой, батюшка – с Придворным Календарем в руках. Но в первой главе он внимательно читатего его…

В последней главе он рассеянно переворачивает листы… В первой главе – “матушка варила в гостиной медовое варенье”; в последней – в той же гостиной “матушка молча вязала шерстяную фуфайку…”. Совершенно очевидно, что каждая из этих деталей органически связана со свем остальным, полностью соответствует данной ситуации…

Варить варенье матушка должна была именно в первой… главе; наоборот, так естественно, что в последнец главе она вяжет “шерстяную фуфайку”… конечно, для сосланного теперь в Сибирь Петруши….

В первом случае матушка плачет горькими слезами при мысли о разлуке с сыном; во втором случае – радостными слезами, слезами надежды на то, что Марье Ивановне удастся ее замысел – добиться оправдания Петруши. Симметрия… проводится… до самого конца.

Гринев смело явился к… Пугачеву… для спасения своей невесты и достиг этого.

Маша едет к императрице… и… в свою очередь спасает своего спасителя.

И, как всегда у Пушкина, это отнюдь не только внешний композиционный прием. Посредством параллельного развертывания сюжета “Капитанской дочки” Пушкин получает возможность непосредственно сопоставить между собой двух главных антагонистов – вождя крестьянского восстания и дворянскую императрицу, на столкновении которых основана историческая канва романа…

Особенно наглядно сопоставление Пугачева и Екатерианы II в параллельном описании их “резиденций”. С другой стороны, лучшие черты характера Гринева также особенно рельефно проступают на отношениях его с Пугачевым, которого он покоряет своей отзывчивостью и добротой (все тот же эпизод с “заячьим тулупом”)… Наконец, в параллельном эпизоде – встреча Маши с императрицей – по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки…

Важно

Замечательный образ вождя крестьянского восстания и пафос конечного торжества прстых хороших людей – именно эти черты и сообщают историческому роману Пушкина присущую ему глубокую внутреннюю демократичность. 

Наиболее полному и яркому выражению этих черт служат все художественные средства и приемы… среди которых одно из важнейших мест принадлежит продуманной и стройной, сложной и в то же время в высшей степени простой, композиции романа…”

(Д. Благой “Мастерство Пушкина”, 1955 г.)

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/09/kompozicija-roman-kapitanskaja-dochka-pushkin.html

Дайте определение понятию «композиция». Определите особенности композиции произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Композиция- это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла.

Роман “Капитанская дочка” состоит из нескольких набросков из жизни обычного дворянина Петра Гринева, повествующих о самых ярких событиях, произошедших с ним и оказавших на него особенное влияние.

Композиционная структура романа включает в себя четырнадцать глав в форме мемуаров, выстроенных с использованием симметричности, отличается четким, стройным, последовательным изложением, напоминающим сюжеты волшебных сказок в виде напутственных отеческих слов, дальнего пути главного героя, схватки со злым соперником, спасения возлюбленной и царской награды при возвращении домой.

Экспозиция представлена в форме двух первых глав, которые являются равновеликими по объемному содержанию и демонстрируют основной внутренний смысл произведения, изображая главных действующих героев – молодого человека дворянского происхождения Петра Гринева и предводителя народного восстания Емельяна Пугачева.

Завязка- родившееся чувство между Гринёвым и Машей.

Кульминацией можно определить сцену, когда главным героям угрожает смерть, но счастливое их избавление- это развязка всего действия.

Взаимоотношения основных персонажей составляют историческую канву повести, основанную на параллельном столкновении величайших личностей истории императрицы Екатерины Второй и Пугачева.

Писатель ярко подчеркивает контраст правящей власти и восставших крестьян путем расположения стройно сочленных между собой и следующих друг за другом глав, которые излагают события жизненного пути ключевого героя в обратном порядке, а не по порядку.

Совет

Каждой из глав повести, а также произведению в целом, предшествуют эпиграфы, определяющие суть повествования, либо характеризующие героев данного изложения. Однако имеются и вступления, содержащие противоположное суждение автора о Пугачеве, выражающие мнение поэта на предводителя восстания с точки зрения дворянства и опровергающие содержание главы.

Описание природных картин, пейзажей представляются автором в виде реалистичных зарисовок, изображенных в виде сжатых, кратких изложениях.

Именно, используя описание картины во время снежного бурана, писатель знакомит своих основных персонажей, Гринева и Пугачева, друг с другом.

А в сцене, описывающей встречу Маши Мироновой с императрицей, присутствует совсем иная картина в виде прекрасного ясного утра, передающего атмосферу ранней теплой осени с пожелтевшими листочками липы.

В изображении портретных характеристик героев повести также применяется прием контраста, при использовании которого образ Пугачева описывается автором самостоятельно, а Екатерина представляется поэтом в соответствии со знаменитым портретом художника Боровиковского, а не в виде самостоятельных авторских зарисовок.

Все применяемые в произведении художественные литературные приемы и методы позволяют автору выстроить в повести продуманную, стройную композиционную модель повествования, захватывающую читателя с первых строк книги.

Источник: https://multiurok.ru/blog/daite-opredelenie-poniatiiu-kompozitsiia-opredelite-osobennosti-kompozitsii-proizvedeniia-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka.html

Капитанская дочка: художественные особенности | Инфошкола

28 Июль 2013       админ      Главная страница » Критика      Просмотров:   8836

Чрезвычайно ценной художественной особенностью произведения является строгая объективность повествования. Автор совершенно скрывается в нем за личностью рассказчика, бесхитростно и искренно рассказывающего о том, что он видел и пережил.

Язык романа — образец классической простоты, образности, сжатости и живости. В «Капитанской дочке» нашел прекрасное осуществление лозунг Пушкина о создании «краткой и точной» прозы. Обращает на себя внимание прием использования Пушкиным эпиграфов, при помощи которых искусно вскрывается содержание каждой главы романа.

Важной особенностью романа является обилие фольклорного материала, вплетенного в ткань повествования в виде пословиц, поговорок, сказки, разбойничьей песни. Используя этот фольклорный материал, Пушкин удачно передал дух народной стихии, изображенной в романе. В романе есть замечательные образцы пейзажа.

Обратите внимание

Пушкин гениально сочетал в романе занимательность сюжета с исторически-бытовой и психологической правдой повествования.

В «Капитанской дочке» Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа показывается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии, в ее социально-сословных противоречиях.

Рисуя деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает в этой деятельности отражение духа времени. Замечательно, что в последние годы творчества Пушкина его реализм приобретает социальную заостренность.

В «Дубровском», «Капитанской дочке», в «Сценах из рыцарских времен» поэт начинает изображать борьбу классов, противоречия и столкновения крестьянства и дворянства. «Капитанская дочка» вслед за «Арапом Петра Великого» положила начало русскому историческому роману.

Бесспорно, что опыт исторического романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистического исторического романа на русскую тему. Однако Пушкин по глубине своего реализма ушел далеко вперед от шотландского романиста.

В «Капитанской дочке» Пушкин глубже раскрывает социальные противоречия, чем Вальтер Скотт в своих романах.

Своеобразие русской истории, широта и величие национальной жизни русского народа, столь ярко выраженные, например, в эпоху Петра 1, размах и трагический характер стихийных крестьянских движений в России, такие героические события русской истории, как борьба нашего народа почти со всей вооруженной Европой, руководимой Наполеоном, в 1812 году, наконец, острота классовых противоречий в крепостнической России времени Пушкина — все это явилось источником, питавшим более высокий уровень исторического романа Пушкина по сравнению с вальтер-скоттовским романом, хотя некоторые важные художественные принципы Вальтера Скотта были приняты Пушкиным как выдающееся достижение в развитии реализма в области исторического жанра.

Читайте также:  Тема демона и демонизма в творчестве лермонтова

Своеобразие русской исторической действительности нашло особое отражение в композиции пушкинского исторического романа, в характере использования им исторического материала. Особенно реалистичен вымысел «Капитанской дочки».

Вся история приключения Гринева строго и правдиво мотивирована обстоятельствами первой встречи Гринева с Пугачевым во время бурана. Поэтический синтез истории и вымысла в романе отражен в самом его сюжете о судьбе дворянской семьи в обстановке крестьянского восстания.

Важно

Пушкин следовал здесь не за сюжетами романов Вальтера Скотта, как это утверждали некоторые исследователи, а основывался на самой русской действительности.

Драматическая судьба многих дворянских семей весьма типична в период антифеодального, крестьянского движения. Сюжет повести сам по себе отражал существенную сторону этого движения.

В основе содержания исторического романа Пушкина всегда лежит подлинно исторический конфликт, такие противоречия и столкновения, которые являются для данной эпохи действительно значительными, исторически определяющими.

И в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве», и в «Капитанской дочке» Пушкин освещает существенные стороны исторической жизни нации, изображая такие ее моменты, которые вносили большие политические, культурные и психологические изменения в жизнь народных масс.

Этим прежде всего определяется эпический характер, ясность и глубина содержания исторического романа Пушкина, а вместе с тем и его огромная познавательная ценность. Народность исторического романа Пушкина заключается не только в том, что Пушкин делает героем своего романа народные массы.

Лишь в «Капитанской дочке» народ выступает непосредственно как активный участник изображаемых событий.

Однако и в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве» за событиями и судьбой персонажей романов чувствуется жизнь народная, историческая судьба нации, возникает образ России: при Петре – «огромной мастеровой», могучей патриотической силы — в «Рославлеве».

Как подлинно народный писатель, Пушкин изображает жизнь не одной какой-либо общественной группы, а жизнь всей нации, противоречия и борьбу ее верхов и низов. Причем конечный результат исторического процесса Пушкин видит в переменах судеб народных.

Совет

Изображение исторического деятеля в качестве представителя определенных общественных кругов составляет могучую силу Пушкина как художника-реалиста.

В историческом романе Пушкина мы всегда видим и условия, подготовившие появление и деятельность выдающейся исторической личности, и тот общественный кризис, который эта личность выражает.

В «Капитанской дочке» Пушкин раскрывает сначала причины и обстоятельства, породившие движение Пугачева, и только тогда в романе появляется сам Пугачев как исторический герой.

Пушкин прослеживает генезис исторического героя, показывает, как противоречия эпохи порождают великих людей, и никогда не выводит, как это делали романтики, характер эпохи из характера ее героя, выдающейся личности.

Вместе с тем, показывая исторического героя, Пушкин романтически не возвеличивает его, рисует его характер как значительный и в то же время простой, сходный с чертами рядовых участников того исторического движения, которое выдвинуло данную выдающуюся личность.

Личность исторического деятеля предстает в романе Пушкина не персонифицированной идеей, не в виде резонерствующего персонажа, а живой индивидуальностью, человеком со своей судьбой.

Сохраняя всю внешнюю занимательность, сюжет «Капитанской дочки» принципиально отличался от романтического сюжета большинства русских исторических романов 30-х годов, авторы которых стремились ко всему необычному, эффектному, экзотическому. Пушкин ищет сюжет в реальной и социально значительной действительности.

У него необычность — не форма, не прием, она вытекает из самой жизни. Все в атом отношения типично в «Капитанской дочке». В этом романе Пушкин осуществил давний замысел: пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства. И история как бы сама врывается в частную, мирную жизнь, вызывая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.

Обратите внимание

История раскрывается «домашним образом», и в центре ее оказываются обыкновенные, ничем не выдающиеся люди. Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса. Стиль прозы Пушкина отличается исключительной простотой, лаконизмом, точностью и безыскусственностью.

Оценивая «Капитанскую дочку», Гоголь писал, что это «решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде.

Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторною размазнею.

Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурной;  в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее». Проза Пушкина — это проза без нарочитых «блестящих выражений». Предельная сжатость и точность рисунка, эмоциональность и напряженность, быстрота и драматизм развития сюжета — таковы особенности стиля пушкинской прозы.

Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринева и представляет собою как бы взгляд современников Пугачева на крестьянскую войну 70-х годов XVIII в. Такое изложение сообщает повести характер показаний очевидца.

При этом интересно, что автор записок, верный своему сословию дворянин, вынужден против своих классовых взглядов и настроений признать моральное величие Пугачева, его широкую, чисто русскую натуру и почувствовать все душевное превосходство вождя крестьянской войны над представителями господствовавшего класса.

В обрисовке образов Пушкин проявляет все сильные стороны своего реализма, ставя характер человека в зависимость от породившей и воспитавшей его среды.

В повести много действующих лиц, и каждое из них дано впечатляюще, своеобразно, так что они все крепко запоминаются и не смешиваются одно с другим. Повесть написана сжато, точным, ясным и простым языком.

Важно

Как и в других произведениях Пушкина, и здесь неразрывно сочетаются историческая достоверность и жизненная правда.

Источник: https://info-shkola.ru/kapitanskaya-dochka-xudozhestvennye-osobennosti/

Сочинение на тему «Идейно-композиционные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Перед Вами сочинение, посвященное анализу произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Особое внимание в данном сочинении уделяется идейно-композиционным особенностям.

Вы можете также посмотреть и другие сочинения по данному произведению.

Капитанская дочка — идейно-композиционные особенности повести

«Капитанская дочка» отличается такими же стройностью и логичностью композиции, что и роман «Евгений Онегин«.

Композиционной структурой произведения раскрываются основные идеи и проблемы полвести, представляются события и образы героев.

Четкость архитектоники позволяет выделить наиболее важные места в раскрытии противоречивости личности Пугачева, внутреннего мира Гринева, враждующих сторон.

Повесть содержит 14 глав. Первые две заключают в себе экспозицию, знакомство с главными героями, через взаимоотношения которых будет представлен основной внутренний конфликт.

Названия «Сержант гвардии» и «Вожатый» говорят об этом. От этих глав в дальнейшем будут протянуты смысловые нити повести. Интересно, что во 2-й главе Пушкин использует прием «пророческого” сна.

Гринев видит во сне будущее, представленное в аллегорической форме.

Следующие семь глав повествуют о пребывании Гринева в Белогорской крепости. Первые три главы спокойны по своему содержанию по сравнению с последующими, а 4-я глава, «Пугачевщина«, является кульминацией, смысловым центром пребывания Гринева в крепости.

Первые три главы (жизнь Гринева в крепости) относятся по смысловой нити к 1-й главе «Сержант гвардии«.

Далее, в «Пугачевщине» — перемена событий, и следующие три главы («Приступ”, «Незваный гость«, «Разлука«) связаны со 2-й главой «Вожатый«.

Совет

В этих трех главах рассматриваются образ, поступки Пугачева, его устремления, надежды, внутренние качества. В последующих четырех главах (до последней) пересекаются две линии — Пугачев и Гринев. Здесь происходит кульминационный момент в развитии внутренней темы — Гринев обращается к Пугачеву по поводу судьбы Маши Мироновой.

В расположении глав «Осада города» и «Мятежная слобода» также использован композиционный прием.

Контрастно (методом антитезы) противопоставляются принципы, методы правления: генерал отказывает Гриневу в помощи, а Пугачев даже сам лично ее осуществляет.

Следующие главы, «Сирота» и «Арест»  также построены по принципу контраста: Пугачев отпускает Гринева, а официальные власти сажают Гринева в тюрьму.

Последующая глава является развязкой. Действие возвращается в поместье к родителям Гринева. Можно сказать, что композиция кольцевая (как и в «Евгении Онегине»). Пушкин использует симметричные способы развертывания сюжета и действия.

Гринев едет к Пугачеву просить о смягчении участи Маши Мироновой — Маша едет просить о смягчении участи Гринева императрицу. Так же симметрично расположены образы Екатерины и Пугачева. Они представляют собой две разные власти.

Мне кажется, неверно говорить о том, что Пушкин рисует кого- то из них в положительных, а кого-то — в отрицательных тонах. Он только показывает столкновение двух непримиримых сил.

И Пугачев, и Екатерина суровы, а в определенных ситуациях жестоки и непреклонны, но они могут быть великодушны и справедливы. И Пугачев, и Екатерина помогают Гриневу.

Обратите внимание

Основной внутренний конфликт — взаимоотношения Гринева и Пугачева — раскрывается именно во время их встреч, разговоров. Чувство долга побеждает в Гриневе, что Пугачева, как сильную личность, не может не восхищать. Гринев сам замечает реакцию Пугачева на свои ответы, и, может быть, это придает ему силы:

— Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в Фельдмаршалы, в князья. Как ты думаешь?

— Нет,- отвечал я с твердостью. — Я природный дворянин; я присягал государыне…

M. Цветаева назвала эту сцену ’поединком в великодушии, соревнованием в величии’.

Гринев не может изменить долгу (перед Отечеством, перед самим собою), и Пугачев не хочет изменить себе, поэтому идет до конца, возможно, чувствуя свою обреченность (притча о вороне и соколе).

Их судьбы в данном смысле очень схожи: находясь перед выбором, они выбирают долг перед своей совестью. Они понимают друг друга, поэтому Гринев жалеет Пугачева, поэтому Пугачев кивнул Гриневу в последнюю минуту.

Пушкин как бы проводит параллель между суровыми расправами Пугачева и государственным правлением (вспомним заседание военного совета). По существу, народ мстит за себя, на жестокость отвечая еще большей жестокостью. Жестокость порождает жестокость — Екатерина сурово расправилась с бунтовщиками.

Наверное, при написании повести Пушкина интересовали не только вопросы долга, но и проблемы свободы — извечного стремления человеческой души. Каждый волен выбирать между страхом и совестью, предательством и честью.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-ideyno-kompozitsionnyie-osobennosti-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Композиция повести Капитанская дочка

Композиция повести «Капитанская дочка»

Автор: Пушкин А.С.

Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение».

Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А.

Гринёв — рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов ^на пугачёвское восстание как на разбой, а на войско Пугачёва как шайку мошенников.

Важно

Поэтому с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле всё это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву.

Читайте также:  Критика о повести-феерии "алые паруса" грина, отзывы современников

Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II.

Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» — Гринёв и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами.

Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый — воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык.

Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине».

Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему Укреплениях.

Совет

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в Десятой — у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва — живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение.

Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» — закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва.

Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы. Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав.

Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы. Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II.

Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина.

В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и генваре месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно». Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы.

Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый — единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться.

Обратите внимание

Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв — Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым и судьба Гринёва сложилась бы иначе.

В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там — «мрак и вихорь», здесь -— прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова.

Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки.

Это тем более интересно, что всегда верный правде Пушкин на этот раз отступает от неё. У Боровиковского, рисовавшего портрет Екатерины II в 1791 году, она изображена уже стареющей, а встреча Марьи Ивановны с царицей произошла в 1774 году, т. е. когда Екатерине было 45 лет.

Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл Горький. «Как прозаик, — пишет А. М. Горький, — он написал исторический роман «Капитанская дочка», где с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян.

Его рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияния французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина».

Источник: https://MirZnanii.com/a/358465/kompozitsiya-povesti-kapitanskaya-dochka

Готовые школьные сочинения

марта
10 2015

Композиционные особенности повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта.

Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко.

Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов.

Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.

Важно

Ведь исторический трактат «История Пугачевского бунта» воспринимался современниками Пушкина как научный труд. Если «История Пугачевского бунта» — историческое сочинение, то «Капитанская дочка» написана совсем в другом жанре.

Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении, — это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событии. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде «Капитанской дочки» можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке действительно можно было подобным образом описать «пугачевщину» в воспоминаниях, для внуков.

Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением.

Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина.

Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч. ру не уронил своей офицерской чести.

Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. Но он и отвергает восстание «как бессмысленный и беспощадный бунт», кровопролитие.

Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве.

Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев.

«Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…» Образ Гринева дан в динамике: Гринев-юноша, недоросль, и Гринев-старик.

Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве; при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет герою посмотреть на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка.

Совет

Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий. Первая встреча происходит в главе «Вожатый», в следующий раз это уже предводитель мятежников.

Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши.

Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать».

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев.

Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая. Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

» Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев ведет себя по желанию автора. Сам факт выбора рассказчика для передачи исторических событий — большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести «Капитанская дочка».

Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Композиционные особенности повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/kompozicionnye-osobennosti-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Композиция – Повесть «Капитанская дочка» – А. С. Пушкин – Из литературы первой половины XIX века – Сочинение по русской литературе – Подготовка к ЕГЭ – универсальный справочник

Композиция

Повесть построена в форме семейных записок. Такая форма изложения дала Пушкину возможность провести через цензуру произведение, в котором основной (но не единственной) является тема крестьянской революции. В то же время историческая линия (восстание под предводительством Пугачева) переплетается с частной (история взаимоотношений Гринева с с семьей Мироновых, с Швабриным и т. д.).

Важным композиционным элементом «Капитанской дочки» является сопоставление двух миров: народного, во главе которого стоит Пугачев, и дворянского, возглавляемого Екатериной И. Между ними идет борьба, и главные герой «семейственных записок» — Гринев и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим.

Историческая линия. До десятой главы действие подчинено углублению конфликта и демонстрации контраста между дворянским и крестьянским мирами.

Обратите внимание

Первый раз представители этих двух лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачев и оренбургский генерал, начальник края. Вожатый — плоть от плоти народа, он кровно с ним связан. Генерал же оторван от народа, он даже плохо знает русский язык.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа "юшка" а. п. платонова: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении

Удовлетворяя просьбу старика Гринева, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Однако, как вскоре становится ясно читателю, в Белогорской крепости не было ни службы, ни дисциплины.

Это свидетельствует о том, что генерал имел весьма смутное представление о своих подчиненных и о том, что творилось на вверенных ему территориях.

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачева, а в десятой — у генерала. Они также даны контрастно. У Пугачева — живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение.

Совет у генерала нарисован сатирически, и на нем принято совершенно противоположное решение: «всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринев, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Гринев и генерал в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. Первый сам отправился в Белогорскую крепость выручать невесту. А генерал отказал ему в помощи.

При этом речи и действия генерала были совершенно справедливы и обоснованы с уставной точки зрения. Дав Гриневу войска, он нарушил бы правила военной теории; не дав их, он нарушает лишь требования человечности.

Генерал вовсе не жесток: как человек он сочувствует Гриневу, но действует как чиновник.

Важно

Пугачев. В то же время, безусловно, нельзя говорить о том, что Пушкин идеализирует Пугачева, представляющего крестьянский мир.

С одной стороны, предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки ХVIIІ-ХІХ веков, а талантливым и смелым народным вождем.

Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание.

Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять.

Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в «доброго даря». В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно Оспорить мнение своего «государя».

И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью.

Он ассоциирует себя с орлом, который живет «всего-навсего только тридцать три года», но зато пьет «живую кровь».

Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева — предводителя крестьянского восстания.

Совет

Он жестоко расправляется с теми, кого считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным.

Неслучайно в повести изображена трагическая смерть родителей Маши Мироновой, убитых пугачевцами. Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой.

С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.

В период работы над «Капитанской дочкой» Пушкин много размышлял над проблемой крестьянского восстания. Пушкин не верил в целесообразность восстания, возможность его успеха. Устами Гринева он называет его «бунтом бессмысленным и беспощадным».

Неслучайно в окончательной редакции романа на сторону Пугачева переходит не противник знати, а ее типичный, беспринципный представитель Швабрин.

«Старинный» дворянин Гринев, воспитанный в наиболее симпатичных Пушкину традициях своего класса, сберег собственную честь незапятнанной.

Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности.

Маша отправляется к «дворянской» царице и спасает жизнь своего жениха. При этом вовсе не случайно там, где человеческая судьба Маши и Гринева оказывается в соприкосновении с оправданными внутри данной политической системы, но бесчеловечными по сути законами, жизни и счастью героев грозит смертельная опасность.

Так, с точки зрения дворянских законов Гринев действительно виноват в том, что обратился за помощью к бунтовщику Пугачеву, и заслуживает осуждения. Не случайно приговор ему произносит не только дворянский суд, но и родной отец, который называет его «ошельмованным изменником».

Обратите внимание

Показательно, что не позорная казнь, ожидающая сына, составляет, по мнению Гринева-отца, бесчестие, а измена дворянской этике.

Но герои не погибают: их спасает человечность. Машу Миронову спасает Пугачев. Ему нечем опровергнуть доводы Белобородова: политические интересы требуют расправиться с Гриневым и не пощадить дочь капитана Миронова. Но он поступает так, как велят не политические соображения, а человеческое чувство.

Судьба Гринева, осужденного, с точки зрения формальной законности дворянского государства, совершенно справедливо, в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева.

Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «„Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?” — “Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия”».

Тема милости (милосердия) становится одной из основных для позднего Пушкина. Он включил в «Памятник» как одну из своих высших духовных заслуг то, что он «милость к падшим призывал». «Милость» для Пушкина — отнюдь не стремление оправдать деспотизм.

Пушкин мечтает о формах государственной жизни, основанной на подлинно человеческих отношениях.

Поэт раскрывает несостоятельность политических концепций, которыми руководствуются герои его повести, следующим образом: он заставляет их переносить свои политические убеждения из общих сфер на судьбу живой человеческой личности, видеть в героях не Машу Миронову и Петра Гринева; а «дворян» или «бунтовщиков». В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность. Но Пушкин — человек трезвого

политического мышления.

Утопическая мечта об обществе социальной гармонии им выражается не прямо, а через отрицание любых политически реальных систем, которые могла предложить ему историческая действительность: самодержавных и демократических.

Важно

Поэтому так очевидно стремление Пушкина положительно оценить те минуты, когда люди политики, вопреки своим убеждениям и «законным интересам», возвышаются до простых человеческих душевных движений.

Русское общество конца XVIII века, как и современное поэту, не удовлетворяет его. Ни одна из социально-политический сил не представляется ему в достаточной степени человечной.

Частная линия. В произведении, как уже было сказано, соединяются две линии: историческая и частная.

В повесть, помимо крестьянского восстания под предводительством Пугачева, включается повествование об истории любви, ради которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Марья Ивановна Миронова едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье.

Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна — капитанская дочка. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости.

Маша Миронова. Семья Мироновых — простые, но сердечные люди. Их дочь впитала все лучшее от родителей. Маша внешне не представляет собой ничего необычного: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами».

Однако она привлекает скромностью, добротой, чуткостью, естественностью. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку».

Она нравится всем, кто ее встречает: Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице.

Совет

Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи.

Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше было едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша Миронова в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье.

Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями.

Капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли в кровавом водовороте истории. Но Маша вопреки всему осталась в живых; Пушкин «спасает» капитанскую дочку и других своих любимых героев — Гринева и Савельича. Это не просто счастливая случайность. Пушкин дарит Гриневу и Маше простое человеческое счастье, потому что они поступают так, как их родители, — в согласии с нравственной логикой.

Гринев и Швабрин. Одна из центральных тем повести — тема чести и бесчестия. Реализация этой темы прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.

Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин — дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен.

Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако друзьями герои не стали. Одна из причин неприязни — Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами.

Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.

Обратите внимание

Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его подчинено законам дворянской чести. Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки.

Он с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке и т. д. Но главное преступление Швабрина в цепи его постоянных низостей — это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям.

Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры.

Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. После того как Пугачев «помиловал» Гринева, тот должен был поцеловать ему руку, то есть признать в Пугачеве царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает

«испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость. У Швабрина же нет никаких нравственных принципов.

Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане».

Гринев дает свою оценку поступкам Швабрина: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести («Береги честь смолоду»). Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.



Источник: https://scribble.su/ege/universal/80.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]