Тема демонизма в поэзии М.Ю. Лермонтова
П.Е. Матвеев
В русской культуре проблема зла стала особенно остро в XIX и XX веках.
Русские мыслители тонко чувствовали диалектику зла, искренне страшились возможного воцарения зла в душах русских людей, в самом огромном теле России.
Тема бесов, демонизма, мёртвых душ отнюдь не случайна стала актуальной в XIX веке в русском искусстве. И многие провидческие высказывания о трагедийной судьбе России уже сбылись.
Среди выдающихся представителей русской культуры, которые серьёзно размышляли над темой зла, и, в частности, над темой демонизма, были М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, св. Игнатий Брянчанинов, св.
Феофан Затворник, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков и др. По-разному они решал эту проблему – от бестианского (термин, который использовал Н.А. Бердяев вслед за Ницше) романтизма до крайнего монофизитства.
М.Ю. Лермонтов один из первых в России серьёзно подошёл к проблеме демонизма, осознавая в себе самом его определённые начала. 16-летний поэт напишет:
«И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда,
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда».
Злое начало в человеке М.Ю. Лермонтов и будет воспринимать в «оболочке» бестианского романтизма как демонизм. И этот демонизм превращает человека в «сверхчеловека», наделяя его богоборческими чертами гордости, самолюбия, презрения к миру. Юный Лермонтов скажет о демоне:
«Собранье зол его стихия»;
«Ему смешны слова привета,
И всякий верящий смешон;
Он чужд любви и сожаленья,
Живёт он пищею земной,
Глотает жадно дым сраженья
И пар от крови пролитой».
Взрослый Лермонтов в поэме «Демон» повторит подобную характеристику демона:
«Жить для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!
Всегда жалеть и не желать,
Всё знать, всё чувствовать, всё видеть,
Стараться всё возненавидеть
И всё на свете презирать!…»
И взгляд русского поэта-мыслителя на трансцендентное демоническое зло верен, но неверна сохраняющаяся при этом романтическая «оболочка» «сверхчеловека», превращающая демона в нечто загадочное, привлекательное, могучее, противоборствующее самому Богу. М.Ю.
Лермонтов был гениальным художником слова, — ему был дан дар прекрасной языковой формы – стихотворной и прозаической, но в эту форму он стал облекать ложные идеи, чувства, образы. И совершенно правильно скажет о нём В.С.
Соловьёв, что «облекая в красоту формы ложные мысли и чувства, он делал и делает ещё их привлекательными для неопытных… Обличая ложь воспетого им демонизма, только останавливающего людей на пути к их истинной сверхчеловеческой цели, мы, во всяком случае, подрываем эту ложь и уменьшаем хоть сколько-нибудь тяжесть, лежащую на этой великой душе».
М.Ю. Лермонтов, думается, и сам чувствовал притягательную силу для человеческой души зла. В человеческой душе есть это жуткое чувство удовольствия от совершаемого зла по отношению к самому святому, — к Богу, к самому себе. И в этой любви к злу, к демонизму проявляется падшая, греховная сущность человека.
Бестианский романтизм, возвеличивающий и поэтизирующий демонизм, думается, также связан и с эгоизмом человека, который, чувствуя в себе семена зла, сатанинские черты, в то же время пытается оправдать эти черты и представить их в «героической оболочке». Подобная романтизация демонизма всегда нечиста, не искренна, хотя это может и не осознаваться самим человеком.
Но нельзя согласиться с В.С. Соловьёвым, что демоническое начало вскоре победило в Лермонтове, как нельзя согласиться и с Д.С. Мережковским, что Лермонтов остался до конца богоборцем. М.Ю.
Лермонтов боролся не только с Богом, но и с дьяволом, и боролся не с позиций атеистических, всё отрицающих, а с религиозных позиций. М.Ю.
Лермонтов чувствовал и начало божественное, высшее, святое, которое присутствует в этом мире.
«Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру».
…
«Дам тебе я на дорогу
Образок святой,
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой».
В душе русского великого поэта были и гордость, и злоба, но была и нежная любовь к женщине – Вареньке Лопухиной, к детям, к простому человеку, типа Максима Максимыча, к родине, было здесь и смирение перед высшими ценностями. Какую душу может оставить равнодушной смиренномудрое, мужественное прощание смертельно раненного русского солдата со своим земляком, гениально описанное в стихотворении «Завещание»?!
М.Ю. Лермонтов, несмотря на свою молодость и благодаря своему могучему уму, уже стал прозревать сущностную пустоту демонизма, мизерность «сверхчеловека» как личности, о чём говорит образ «Героя нашего времени» Печорина. Подобных «героев» убивает демон скуки, тоски, уныния, что ведёт к деградации личности, ибо отнимает у неё способность к творчеству.
И эти печаль, уныние уже не предстают искусственными романтическими чувствами, которые приятно переживать как нечто светлое, а являются в настоящей своей ценности, и ценности отрицательной, как одни из основных греховных страстей, так их оценивали отцы церкви, ибо связаны они с тяжким, падшим состоянием сознания1.
Человеку лучше не испытывать подобную печаль и уныние, не поддаваться им, не заглядывать в их метафизические глубины, ибо там нет ничего светлого, оттуда веет небытием, гибелью. Человек, отмечали отцы церкви, не переборовший подобные чувства, заканчивает смертью, и смертью бесславной, не героической.
И Печорин как личность уже опошлился, он уже принадлежит «общей массе», толпе, и вызывает не восхищение, а жалость. «Жальче его никто никогда не был», — замечает Максим Максимыч.
Тему демонизма будет развивать вслед за М.Ю. Лермонтовым другой гений русской культуры ^ Н.В. Гоголь. Гоголь обладал талантом исчислять «бесконечно великое значение бесконечно малых величин добра и зла», — как это совершенно правильно отметил Д.С. Мережковский. Как никто другой он понимал страшные нравственные последствия нестрашных, а незначительных, пошлых, малых идей и поступков.
П.Е. Матвеев, моральные ценности
do.gendocs.ru
Источник: https://www.gazetaprotestant.ru/2013/05/tema-demonizma-v-poezii-m-yu-lermontova/
Конспект урока литературы на тему “Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля”
Наша кнопка
Скачать материал
Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова
и М.А. Врубеля.
1. Человек и эпоха. Роль поэта в судьбе общества.
Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”.
Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Видимо, Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени.
Кроме того, так ли уж отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?
Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но, что делает большинство наших современников, они делают для себя.
Люди XX- XXI века стали индивидуалистами, на второй план отходят представления о добре и зле, о чести, о взаимопомощи. Они привыкли к тому, что полагаться в жизни можно лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…
” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой.
Лермонтов анализирует проблему нравственности и приходит к убедительному выводу, что осмысленное противопоставление себя другим людям ведет к тому, что человек перестает ощущать границу, за которой начинается вседозволенность, ведущая к гибели всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя “сверхчеловеком”. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас.
Правда, герой ощущает свое превосходство над людьми потому, что он способен более глубоко осмыслить все, что происходит вокруг, а в наше время “сверхлюдьми”, которым доступно и позволено все, начинают считать себя грубые и невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, очень существенна.
Так же, как и во времена Лермонтова, настоящую трагедию переживает сейчас именно личность мыслящая.
Что же ей остается? Один из возможных вариантов — уйти в мир дум, воспоминаний, фантазий. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным.
2. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Образ Демона, его судьба в поэме.
В течение почти всей своей короткой творческой жизни Лермонтова постоянно обращался к одной поэме «Демон». Ее задумал и начал писать в 1829 году ученик университетского Благородного пансиона. А в 1839 году восьмую редакцию готовил к печати 25 поручик лейб – гвардии гусарского полка.
От одной редакции к другой поэма все больше наполнялась отзвуками лермонтовского времени, которое не обозначено хронологическими вехами. «Демон»- центральное произведение поэта.
Нельзя войти в лермонтовский мир не вчитываясь в «Демона».
Кто же он – Демон? Возможно, это библейский дьявол? Лермонтовский образ не повторяет ни одного из предшествовавших ему, но соотноситься со многими образами, созданными в разные эпохи, начиная с древности.
Неожиданно для себя я поняла, что не очень отчетливо представляю лексическое значение слова «демон», тем более что у него существует своего рода ряд «синонимов». Пришлось заглянуть в толковый словарь. Перед вами те самые «синонимы».
Дьявол – по религиозным, мифологическим и даже философским суждениям является служителем сатаны, является одним из проявлений Хаоса и Тьмы.
Сатана являл собой полноту мудрости, печать совершенства, и венец красоты и жил в Эдеме среди огнистых камней, однако, возгордившись, был опущен на землю.
Люцифер – одно из обозначений сатаны. Люцифер в переводе с латинского значит «утренняя звезда» или «несущий свет».
Воланд – это князь тьмы, дьявол, сатана, злой дух и повелитель теней.
Демон – это сатана, злой дух.
Философия лермонтовского Демона- вечное выражение демонизма всякой власти- церковной, светской, монархической, республиканской.
Но как бы ни было связано творение Лермонтова с предшествующей «демонической» традицией, оно вполне оригинально – прежде всего, потому, что принадлежит к художественному миру, где все пронизано личностью поэта, все дышит его мироощущением, звучит интонациями его голоса.
Первые же строки поэмы Лермонтова («Демона») поднимают читателей «над грешною землей», вовлекают в поток времени, где века бегут, «как за минутою минута», и открывают тот решающий миг, когда Демону наскучили зло, губительная власть над миром. Когда проснулась надежда на возрождение.
Поразительно передано в поэме внутреннее движение – от космической, истинно демонической власти – к земной, истинно человеческой подчиненности, к смирению перед любимой. Не сразу догадываешься, как складывается в поэме это единство космического идеала и нежного, земного трепетного девичьего обаяния. Может быть, здесь многое зависит от первой встречи читателя с Тамарой.
Мы видим ее первый раз танцующей и именно так ее видит первый раз сам демон.
Образ Тамары, первоначально возникающий в музыке и ритме танца,- и далее весь в движении, как всегда у Лермонтова. Монастырское томление, лишенное «восторгов чистых», полное тоски, трепета, мучительного счастья страстной и грешной любви.
Лишь смерть останавливает это движение, наделяя Тамару иной красотой- красотой мрамора, «лишенной чувства и ума». Поэма становиться для читателей источником суждений, предложений, душевных движений, в которых мысль неотделима от душевных бурь.
Лермонтовский Демон – скептик и нигилист, желающий заново ощутить ценность красоты и добра.
Демон – страдающий герой. Ему тяжко от ощущения бессмысленности бытия, поэтому он мстит обществу, вершит суд над миром.
Очевидно, Демон Лермонтова стал очень близким по духу самому автору, потому он писал его на протяжении всей своей жизни, менял что-то в сюжете, в диалогах героях. В.Г.Белинский сказал о поэме: «это слеза ребенка, отлитая в бронзу».
Новый герой (герой-романтик)- это свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности.
Презрение к миру, гордыня и эгоизм губительны для души, обаяние индивидуализма обманчиво, путь отрицания приводит к самоотрицанию, к духовному небытию- таков смысл романтического иносказания М.Ю.Лермонтова. красота и добро напоминают о себе Демону в тот момент, когда он встречает Тамару.
Любовь к ней заставляет Демона вспомнить «о прежнем счастье», об утраченной гармонии, которую он знал, живя в согласии с миром и Богом. Чувство же Демона к Тамаре эгоистично. Он любит себя: ему нужно вернуть утраченную с миром связь.
«Увы! Злой дух торжествовал»
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник»
Душа Тамары еще полна сомнений. В этом она сродни Демону. Однако человек может заслужить прощение от Бога за вольные или невольные ошибки. Демон же обречен на муки страданья. Тамару спасает ангел, смывая зло с души женщины своими слезами.
3. Образ Демона в искусстве.
Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей (как царь с развенчанной главой)
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.
М. Ю. Лермонтов
Картина «Демон» М. А. Врубеля широко известна. Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона. Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замыслу.
Творческие искания продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон». Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю.
Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации — на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл».
Демон Врубеля предстает перед нами в облике искусительно -прекрасного героя.
В его лице нет ничего демонического: большие темные глаза смотрят на мир с невыразимой печалью и мудростью, губы сложены в горькую усмешку, черные вьющиеся волосы свободно ниспадают на плечи.
Демон изображен полуобнаженным, с развитым торсом и мускулистыми руками. Он сидит, обняв колени, и от его уныло-задумчивой фигуры веет какой-то безысходностью.
В «Демоне» нет ни злобы, ни презрения. Создается впечатление, что он весь погружен в свои мысли и осознание его нечеловеческой природы лишь добавляет ему трагизма.
Меланхолическое оцепенение Демона столь велико, что он не замечает ни мерцающих самоцветами скал, ни прекрасного заката. Сам М. А. Врубель писал, что отразил на холсте свое видение Демона — «…
полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката…».
Изображенный на картине Демон — это символ молодости и силы духа, мужской красоты, человечности и нерастраченных пылких чувств.
Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона (рис3) – и это уже совсем другой образ, образ ожесточившегося. Под массивной гривой волос – исступленный лик с выходящими из орбит глазами. Художник отлил эту голову в гипсе и раскрасил, придав ей жуткую «настоящесть».
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Фигура поверженного демона распластана в горном ущелье.
Это уже не мощный атлет, а резко деформированное в пропорциях болезненно-хрупкое существо.
Поверженный демон со скованными руками лежит павший среди огромных павлиньих крыльев, которые своими голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор.
«Демон в келье Тамары», (рис5) настолько они полны экспрессии и прекрасны как произведения графического искусства. Не знаешь, какому из трех вариантов отдать предпочтение. Первый – «Не плачь, дитя, не плачь напрасно» – Демон нашептывает Тамаре искусительные речи, она в смятении закрывает лицо.
Обе фигуры – на фоне великолепного узора восточных ковров. Второй лист – Тамара с доверием и мольбой обращается тронувшему ее сердце: «Клянися мне… от злых стяжаний отречься ныне дай обед». За окном волшебная звездная ночь, одна большая звезда сияет ярче, ближе других.
Демон смотрит на девушку с нежностью.
4. Современное восприятие образа Демона в контексте понятия добра и зла.
Первые строки поэмы Лермонтова «Демон» заставляют читателя верить в то, что в каждом есть частичка добра, что в каждом может проснуться надежда на возрождение. На протяжении всей поэмы Бог и Демон словно ведут борьбу между собой так же, как и добро и зло.
Но побежденных и проигравших в этой борьбе не может быть, ведь добро не может существовать без зла, как и зло без добра. Ювенал говорил: «Ни один злой человек не может быть счастлив». Если только этот человек не хочет измениться в лучшую сторону для себя, и для мира в целом.
Лермонтов изобразил отрешенного от мира Демона, который не знает, что такое любовь и дружба. А без этих чувств трудно жить, особенно если ты одинок. Лермонтовского Демона постигла именно эта участь – одиночество. И именно это самое страшное наказание для человека и всего живого в этом мире.
В прошлом Демон жил в согласии с миром, Богом, и «святыня красоты и добра» напоминает о себе в образе Тамары, которую встречает Демон. Чувство Демона к Тамаре эгоистично. Ему нужно вернуть утраченную с миром связь.
«Увы! Злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник».
Она же была последней надеждой на спасение его души.
« И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты».
Еще Белинский отмечал характерную черту поэзии Лермонтова: «в ней (поэзии) неизменно присутствуют вопросы о судьбе и правах человеческой личности.
Этот подлинно романтический и одновременно гуманистический пафос поэзии Лермонтова коренился в напряженных духовных исканиях поэта, которого никогда не переставали волновать основные вопросы, касающиеся человеческого бытия: о смысле и цели…» и ведь на самом деле в каждом произведении Лермонтов изливает свою душу.
5. Заключение
Поэма «Демон» дышит духом тех лет, когда она была создана. В ней воплотилось всё то, чем жили, о чём думали, чем мучились лучшие люди времени Лермонтова. Она заключает в себе и противоречие этой эпохи. Передовые люди 30-х годов прошлого века страстно искали истину.
Они резко критиковали окружающую самодержавно-крепостническую действительность, с её рабством, жестокостью, деспотизмом. Но они не знали, где найти правду.
Затерянные в царстве зла, они бессильно бились и протестовали, но не видели пути в мир справедливости и чувствовали себя бесконечно одинокими
6. Библиография.
-
Лермонтов М.Ю. Избранное: Государственное издательство художественной литературы: М., 1953 – 352 с.
-
Лермонтов М.Ю. Поэмы. Классика для школы: Издательство «Стрекоза – Пресс»: М., 2003 – 70 с.
-
Лермонтов М.Ю. Картины – акварели – рисунки: Издательство «Изобразительное искусство»: М., 1980 – 247 с.
-
Лермонтов М.Ю. Избранное: Издательство «Правда»: М., 1982 – 120 с.
-
Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов: Научно – практический центр «Мегатрон»: М., 2000 – 937 с.
-
Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е издание Российской Академии наук, Института русского языка им. В.В.Виноградова: М., 2000 – 937 с.
-
Русская литература XIX века: Издательство «Дрофа»: ОАО «Московские учебники»: М., 2008 – 300 с.
-
Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения: Фолио – пресс: Издательство Российской Академии наук, Института лингвистических исследований: Санкт – Петербург, 2002 – 700 с.
Приложение
Рис 1. Демон сидящий. Эскиз. 1890. Б., акв., белила, граф. Кар. 13,2х27. ГТГ
Рис 2 Голова Демона . Рис 3 Скульптура М.Врубель.
Рис 4 Демон поверженный
Рис 5 Демон и Тамара
.
Рис 6,7 .Демон летящий (эскиз). 1899. Х., м., 138,5х430,5. ГРМ
Рис 8,9 .Демон смотрящий
Ри
Рис 10, 11 Эскизы. Демон
Рис 12 М. Врубель.
Рис 13 Автопортрет . М. Врубель
Образ Демона в современном искусстве
14
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок
Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-literaturi-na-temu-obraz-demona-v-tvorchestve-myu.html
Лермонтовская энциклопедия. ДЕМОНИЗМ
ДЕМОНИЗМ
ДЕМОНИЗМ, восходящее к библ. мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель к-рого – разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто. Д.
основывается на абсолютной свободе воли его носителя, к-рый воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми, утверждает ее как свободу проявления его собств. волеизъявлений и в противовес идеям добра и любви выдвигает идеи тотального скептицизма.
Мысль о необходимости разрушить и пересоздать мир на основании свободы воли, обусловленная личной обидой носителя Д. на мироустройство, обосновывается им путем доказательств того, что мир «не состоялся» и что бессмыслица переполняет мир.
К проблеме демонизма Л. обратился с первых самостоят. шагов. Внимание к ней обусловлено обществ. ситуацией 30-х гг. 19 в.
, а также развитием романтич. традиций с присущим им влечением к обостренной парадоксальной постановке кардинальных вопросов нравственности, морали и миропорядка в целом. Лермонт. Д. проявляется многообразно, хотя явственно прослеживаются два типа его интерпретации. Во-первых, Д. изображается как явление общечеловеческое, облеченное в тона высокой филос.
рефлексии (образ Демона в разных редакциях одноим. поэмы, стих. «Мой демон», «1831-го июня 11 дня», в значит. степени роман «Вадим» – видимо, об этом романе Л. писал как о «произведении, полном отчаяния…», – и далее, вплоть до баллады «Тамара»). Во-вторых, Д. представляется в сниженном, подчеркнуто конкретном виде, в условиях совр.
поэту России (юношеская драма «Два брата», «Маскарад», «Герой нашего времени»). Но в обоих случаях все действия демонич. героя Л. являются результатом его единоличного суда над миром; зло, несомое в мир, выступает как ответ на людскую несправедливость, а в пределе – на несправедливость бога (см. Богоборческие мотивы). Изначальная движущая сила поступков демонич.
героя, повод для их совершения – личная месть, к-рая имеет в виду и более дальнюю цель, выступая как месть судьбе, творцу. Д. поэтому всегда стремится принять филос. окраску. Однако в основе вселенского демонич. философствования – апелляция к эмпирич. доказательствам несостоятельности мира. Отсюда – эксперимент как форма интеллектуального самоутверждения; и жизнь Демона в одноим.
поэме, и жизнь Печорина в романе «Герой…» становятся цепью последовательно проводимых экспериментов. Эксперимент требует смелости, риска, отваги, на них-то и держится обаяние Д. Зиждется оно и на принципиальном бескорыстии эксперимента, ибо экспериментирующий демонич. герой не требует от жизни ничего, кроме искомой им эмпирически доказуемой истины.
Начиная с драмы «Маскарад», в центре к-рой стоит ярко выраженный демонич. герой Арбенин, в творчестве Л. преобладает изображение Д., нашедшего себе место в реальном быту, в повседневности. Драма построена как ряд картин быта и нравов высшего петерб.
света, однако изображенная в ней реальность имеет и своеобразный второй план: убийство Арбениным Нины – следствие его общего, мировоззренч. заблуждения, неверия в душевную чистоту его жертвы, вина к-рой почти бесспорно доказана фактами, уликами. Здесь вырисовывается осн. противоречие Д. и его носителя: будучи импозантен и обаятелен в своем скептич.
отношении к миру, в ореоле принятого на себя страдания, Д. принципиально неконструктивен, безынициативен (при всей активности исповедующего Д. героя). Он всегда лишь ответ на нечто, созданное не им, но им судимое произвольно, вслепую. И с «Маскарада» начинается преодоление Л. этого нигилистич. явления.
В «Сказке для детей», воздав должное красоте и искушающему обаянию собирательного демонич. героя, Л. говорит: «…И этот дикий бред / Преследовал мой разум много лет. / Но я, расставшись с прочими мечтами, / И от него отделался – стихами!».
Впрочем, борьба Л. с Д. имеет свои подъемы и спады.
«Демонический характер в изображении Лермонтова всегда имеет одну и ту же предысторию: он начинает либо верой в добро и высокие идеалы, либо необузданной жаждой жизни и кончает холодным ожесточением» [Гинзбург (1), с. 37]. Но ожесточение приносит страдания не только другим людям, но и самому демонич.
герою, ибо совершая зло, он хочет при этом, чтобы его любили, и нелюбовь воспринимает как тяжелую обиду («За что они все меня ненавидят?» – спрашивает Печорин). Поэтому демонич. герой постоянно обращается к своим «лучшим годам». «Погибшее прошлое» для него – время полноты бытия и веры в возможность познания мира, не отравленной сомнением. Восстановление первонач.
идиллии – острое желание героя, причем речь, разумеется, идет о высокой философской идиллии: «Хочу я с небом примириться, / Хочу любить, хочу молиться, / Хочу я веровать добру» («Демон»).
Однако подобное желание неосуществимо: идиллия есть конечный результат созидания, гармонич. единения людей друг с другом, с природой, а демонич.
герой устранился от какого бы то ни было сотворчества, отрезал себе пути к нему. Отсюда – его попытки возвратиться в мир, от к-рого он отрекся, тщетность этих попыток и еще большее озлобление против мира.
Демонич. герой – постоянное действующее лицо поэм, драм и романов Л.: Демон и Измаил-бей, Ангел смерти и Азраил (герои юношеских одноим. поэм), Кирибеевич в «Песне про…
купца Калашникова» и Вадим, Боярин Орша и Печорин в «Герое…» – все они в той или иной степени носители Д. Демонич. мотивы постоянно возникают и в лирике Л.
Слишком ранняя искушенность в мире, познание жизни и людей «до срока», отъединенность от людей и одновременно тоска по живому человеческому контакту («И скучно и грустно»), невозможность осуществить этот контакт, противоречие между жаждой действия, к-рое могло бы оставить память о человеке, и сознанием бесплодности и бессмысленности действия, ощущение неполноты своего бытия и невозможность наполнить его вызывают у демонич. героя скуку («Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!» – «Герой…»).
Пути выхода из Д. различны: это и изображение цельных нар. героев в «Бородине» и «Песне про…купца Калашникова», и введение в позднюю лирику «простого сознания» (Д. Максимов), воспроизведение другого «голоса» [«Завещание» («Наедине с тобою, брат»)] или ориентация на него («Сон», «Спор», «Три пальмы»), и возможность пристального «всматривания», созерцания того, что не мог охватить разум; стих. «Родина» полнится именно таким «всматриванием»: «Взором медленным пронзая ночи тень…», «Я вижу…», «Смотреть до полночи готов…».
Родина воспринимается как мир утраченной идиллии, а «странная любовь» к ней, как вероятный путь выхода из ожесточенного индивидуализма.
Лит.: Турбин (1), с. 207-16, 230; см. также Лит. при статьях «Демон», «Мой демон».
Источник: https://lermontov-lit.ru/lermontov/dictionary/lermontov-encyclopedia/articles/165/demonizm.htm
Тема демона в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова (стр. 5 из 7)
Между тем Врубель ни по своему душевному складу, ни по мировоззрению не походил на Лермонтова.
Но бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат.
В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком.
Подобно Лермонтову, Врубель родился с романтической душой, но через 15 лет после ранней гибели поэта.
В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и затаенную пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры; в них рано проснулось и росло ненасытное воображение. Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, – все это было и у поэта, и у художника.
Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель могли почувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву и на Кавказ – Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу – Врубель.
Художник много ездил и по своей стране и за границей, он жил в Германии, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, и хотя мало писал чисто пейзажных картин, природу любил и понимал не менее глубоко, чем поэт.
Оба получили основательное образование.
Еще их сближало следующее: оба, сформировавшиеся в глухую пору реакции (поэт – в 30-е годы, после разгрома декабристов, художник – в 80-е, после разгрома народовольцев), вопреки ей взлелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного человеческого духа.
Их Демон – не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами, хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой силой». Демон – символ мятежного начала, ангел, восставший против бога, отвергнувший непререкаемость божьей воли.
Позже образ «демонической личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона.
От мятежных титанов Байрона – Люцифера, Манфреда, Каина – отчасти ведет свою родословную и лермонтовский Демон.
Сущность этого образа двойственна. С одной стороны – импонирующее величие человеческого духа, не терпящего ни запретов, ни оков в своих порывах к свободе и полноте познания.
С другой – безмерная гордыня, безмерная переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством, холодом, пустотой.
Лермонтовский Демон достиг абсолютной свободы, но она оказалась для него постылой свободой, тяжким бременем.
Лишь только божие проклятье
Исполнилось –
С того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня. [5]
В годы «сна и мглы», подавления и жалкого прозябания личности Врубель хотел снова восславить гордую непреклонность духа.
Но история уже внесла свои коррективы в понимание «демонизма», и невольно на первый план выходили мотивы тоски, одиночества и гибели.
Тем более что сам художник, отважно взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был далеко не титаном, не героем – он был слабым сыном своего негероического времени.
Художник написал картину в 1890 году, окончательно сформировавшимся неповторимо-индивидуальным Врубелевским стилем. Стиль этот основан на господстве пластически-скульптурного, объемного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям.
Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грань кристаллической формой. Так написана картина «Демон (сидящий)” – итог всего, что было найдено художником в киевский период творчества. Она является программным произведением Врубеля, в котором получает сюжетное оформление его метод художественной трансформации реальности.
Это не метод непосредственного наблюдения и передачи видимой натуры, а метод идеального представления, воображения, которое лишь используется видимыми формами, чтобы творить фантастически преображенный мир «демонической выразительности», по словам одного из позднейших критиков.
Импрессионизм с его установкой на непосредственной эмпирическое восприятие, сыгравший столь важную роль в становлении искусства конца 19 века, не коснулся Врубеля. [6]
Образ демона отрывается от своего поэтического прототипа – сатаны и представляет собой «демоническое вообще» в истолковании художника 19 века. Здесь нет сюжета, а есть «вечная тема». Форма этого произведения столь же нагружена художественными воспоминаниями, как и его тема.
Скульптурно вылепленное тело Демона напоминает титанические образы Микеланджело. Сидящий Демон словно исполин. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. На фоне фантастических цветов, выложенных цветовыми плоскостями, как бы мозаикой, Демон кажется неземным, далеким от обычных представлений, к которым привык человек.
Врубелевский образ выражал символ, в котором слились воедино тоска по красоте и мечта о человеческом счастье, которое трудно найти на земле. Этот образ можно было воплотить только теми средствами, которые использовал художник. Его живопись всегда необычна. Краски горят, как драгоценные камни, словно светятся изнутри.
Фигуры кажутся огромными, уподоблены героям древних мифов.
У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы». У Врубеля он не царственен – в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова.
Здесь Врубелю больше всего удался ожесточенный, скорбный, одинокий лик на фоне горных вершин. Меньше удался в сценах искушения Тамары, где он торжествует свою победу над ней, – тут в его облике появляется признак театральности.
Удивительное впечатление можно получить от листов «Демон в келье Тамары», настолько они полны экспрессии и прекрасны как произведения графического искусства. Не знаешь, какому из трех вариантов отдать предпочтение.
Первый – «Не плачь, дитя, не плачь напрасно» – Демон нашептывает Тамаре искусительные речи, она в смятении закрывает лицо. Обе фигуры – на фоне великолепного узора восточных ковров. Второй лист – Тамара с доверием и мольбой обращается тронувшему ее сердце: «Клянися мне… от злых стяжаний отречься ныне дай обед».
За окном волшебная звездная ночь, одна большая звезда сияет ярче, ближе других. Демон смотрит на девушку с нежностью, растроганно.
А теперь непосредственно обратимся к поэме М. Лермонтова «Демон». Прекрасны стихи, в которых Демон рассказывает Тамаре о своей любви и своём одиночестве:
Лишь только я тебя увидел –
И тайно вдруг возненавидел
Бессмертие и власть мою.
Я позавидовал невольно
Неполной радости земной;
Не жить, как ты, мне стало больно,
И страшно – розно жить с тобой.
В бескровном сердце луч нежданный
Опять затеплился живей,
И грусть на дне старинной раны
Зашевелилася, как змей.
Что без тебя мне эта вечность?
Моих владений бесконечность?
Пустые звучные слова,
Обширный храм – без божества!
Третий вариант изображает мгновение, когда
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал. [7]
Этот лист декоративно несколько беднее предыдущих, но самый замечательный по экспрессии. Оба лица – в профиль, Демон склоняется над Тамарой, она приподнимается к нему как магнитом притягиваемая его горящим взором, ее воля порабощена.
Вновь обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Из души Демона изливается лава чувств.
На фоне испуганных реплик Тамары (“Скажи, зачем меня ты любишь? Зачем мне знать твои печали? Нас могут слышать”) монологи беспощадного отрицателя вызывают в душе читателя сильный отклик.
В них застыла бешеная страсть, накипевшая и вырвавшаяся, в то время как вТамаре только начинает ощущаться нечто вроде осторожного предчувствия. В упоении Демон готов даже изменить своей природе:
Хочу я с небом примириться
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Слезой раскаянья сотру
Я на челе, тебя достойном,
Следы небесного огня –
И мир в неведенье спокойном
Пусть доцветает без меня!
Люби меня!
Далее художник рисует Тамару в гробу. Здесь два варианта, но лучший, пожалуй, тот, что изображает только голову покоящейся. Форма лица, его пластика осязаема, как в скульптуре, а сделано это легчайшими касаниями кисти, нежной светотенью, только кое-где и чуть-чуть дополненной легкими штрихами.
Поэма «Демон» – лучшее романтическое произведение Лермонтова. Работа над нею продолжалась едва ли не всю творческую жизнь поэта. Согласно религиозному мифу, демон – бывший ангел, которого Бог изгнал с небес на землю и наказал вечным одиночеством. Чтобы правильно воспринять поэму, очень важно уловить авторскую интонацию первой характеристики героя:
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землёй…
Не “озлобленный” или “ужасный”, а “печальный”. Первый эпитет настраивает читателя скорее на сочувствие одинокому скитальцу, чем на осуждение его.
Это тем более удивительно, что по религиозных представлениям демон – олицетворение зла. Лермонтовский герой не таков. Добро, любовь ему тоже не заказаны. Демон противоречив, как и всё живое.
Читатель застаёт героя в момент, когда тот, пресытившись злодеяниями, все чаще занят воспоминаниями «лучших дней»:
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим
Когда бегущая колета
Улыбкой ласковой прилета
Любила поменяться с ним.
Когда сквозь вечные туманы,
Источник: https://MirZnanii.com/a/129901-5/tema-demona-v-tvorchestve-ma-vrubelya-i-myu-lermontova-5
Презентация на тему “Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова”
- Скачать презентацию (2.92 Мб)
- 22 загрузки
- 3.5 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
На уроках литературы в профильных 10 классах подробно освещаются разные аспекты творчества писателей. Одна из таких тем, требующих особого внимания учеников, – «Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова».
Начинается презентация с теории литературы, а именно с понятии антитезы. Внимание уделяется, прежде всего, философской стороне творчества Лермонтова, представлены интерпретации разных исследователей XX века. Проанализированы стихотворения русского поэта («Мой демон», «Ангел») и поэма «Демон».
Презентация дополнена красочными картинами, но в целом оформление качественным назвать трудно. Демонстрировать большой аудитории будет трудно, потому что текст часто просто не помещается на слайд.
Подготовленный материал можно использовать, но только при условии сокращения текстового материала.
- Формат pptx (powerpoint)
- Количество слайдов 14
- Аудитория
- Слова литература лермонтов поэзия 19 век
- Конспект Отсутствует
- Предназначение
- Описание исследования / результатов научной работы или проекта
- Презентация сделана учеником для получения оценки
- Слайд 1 Курсовая работа по литературе ученицы 10 эк. класса УВК-лицея №100 Авдониной Анастасии
- Слайд 2
- Прием антитезы – основное средство в создании образов ангела и демона;
- Воплощение ангельского и демонического в личности и творчестве М. Ю. Лермонтова:
- Русские критики и философы о взаимосвязи поэта и его лирического героя,
- Образ отверженного и тема роковой судьбы в поэме «Демон»,
- Грехопадение
- Трагедия в любви
- Борьба с ангелом за душу
- Изгнание из мира
- Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворениях «Мой демон» (1830), «Ангел»;
- Ангельское и демоническое как черты романтизма.
- Слайд 3
Антитеза (противоположение) – один из приемов стилистики, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, резко оттеняя контрастные черты друг друга.
- Слайд 4
Демон – природное свойство личности, когда стремление к отрицанию преобладает над другими
(В. Соловьев «Лермонтов»)
Идея о соединении и борьбе двух начал
(Д. Мережковский
«М. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества»;
Д. Андреев «Роза мира»)
Демон – двойственность души, которая не принадлежит ни Богу, ни дьяволу
(А. Блок 1905 г)
- Слайд 5
Воплощение ангельского и демонического в личности и творчестве М. Ю. Лермонтова
«Он был похож на вечер ясный,
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.»
В Демоне, как во всяком человеке, и прежде всего в душе самого Лермонтова, «встретилось священное с порочным». Герой стал воплощением внутреннего «я» автора – гордого, одинокого, жаждущего возвышенной любви и независимости, а потому несчастного и печального.
- Слайд 6
«Но, кроме зависти холодной,
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил,
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.»
Перед Демоном Лермонтов рисует прекрасный мир природы, живущей, напряженной, деятельной и внутренне гармоничной жизнью, что резко контрастирует с духовной драмой Демона, с его полным одиночеством.
М. Врубель «Демон поверженный»
- Слайд 7
Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра.
К. Маковский «Тамара и демон»
«О нет, прекрасное созданье,
К иному ты присуждена;
Тебя иное ждет страданье.
Иных восторгов глубина;
Оставь же прежние желанья
И жалкий свет его судьбе:
Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.»
- Слайд 8
«И гордо в дерзости безумной
Он говорит: «Она моя!»
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.»
М. Врубель, иллюстрация к поэме «Демон»
- Слайд 9
Демон исчезает из эпилога: мир рисуется свободным от его ропота, перед читателем предстает грандиозный замысел Бога – монументальная картина «Божьего творенья», «вечно молодой природы», поглощающего все сомненья и дела человека.
Акварель М.Ю.Лермонтова «Кавказ»
«Земля цветет и зеленеет;
Источник: https://pptcloud.ru/literatura/angelskoe-i-demonicheskoe-v-poezii-m-yu-lermontova
Тема демонизма и идея гармонии
«Демонски мятежное» и «ангельски прекрасное» (В. Брюсов) как два ведущих направления в философских и поэтических поисках Лермонтова сочетались в eгo творчестве.
В 1829 году поэт пишет стихотворение под названием «Мой демон», а позднее, в 1830-1831 годах создает eгo вторую редакцию.
�нтересно сравнить развитие демонической темы в творчестве Пушкина и Лермонтова.
Напомним, что в кризисные годы южной ссылки Пушкиным было написано стихотворение «Демон».
В отличие от пушкинского демона, лермонтовский герой не только «собранье зол», дух отрицания, но и «гордый дeмон» познания, который способен озарить ум человека «лучом чудесного огня». «Совершенство мира и собственное блаженство открывaется лирическому герою как недосягаемая цель в процессе вечных поисков, разочарований и сомнений», утверждает литературовед Г. П. Голованова. Если Пушкин отделяет себя от демона, стремится преодолеть eгo воздействие, то Лермонтов, наоборот, сближает себя с ним.
� гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
� ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
� вдруг отнимет навсегда,
�, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Ртот образ РґРѕСЂРѕРі поэту как образ романтического РіeСЂРѕСЏ, который любит «бури роковые, Рё пену рек, Рё шум РґСѓР±СЂРѕРІВ», «пасмурные ночи, туманы, бледную луну» Heмаловажно, что Лермонтов относит интересы демона Рє СЃСѓРіСѓР±Рѕ земным («живет РѕРЅ пищею земной….В»), РЅРѕ среди земных ценностей oтвepРіaeС‚ «любовь Рё сожаленье», РЅРѕ зато
глотает жадно дым сраженья
� пар от крови пролитой.
«Мой демон» (1830-1831)
Начиная СЃ 1829 РіРѕРґР° РїРѕСЌС‚ постоянно работает над РѕРґРЅРѕР№ РёР· самых значительных РїРѕСЌРј – «Демон» (1839). Произведение основано РЅР° библейском сюжете Рѕ падшем Ангеле, восставшем против Бога.
Рта тема уже разрабатывалась РІ творчестве Дж. Мильтона, Дж. Рі. Байрона, Р�. Р’. Гёте, Рђ. РЎ. Пушкина. Лермонтов создает СЃРІРѕСЋ интерпретацию.
Eгo Демон, дух отрицания и зла, стpeмится к красоте, гармонии и добру, что выражается в любви к Тамаре, дочери грузинского князя.
Однако eгo «безумная мечта» о преодолении одиночества не только не достигается, но и ведет к катастрофе.Тамара умирает, Демон проигрывает борьбу с Ангелом за ее душу.
Происходит это потому, что Демон видит мир сквозь призму собственной власти над ним.
Автор-повествователь хочет передать читателю свое восхищение окрyжающей природой, жизнью горцев, поэтичностью их обычаев« Он видит в жизни благо и добро, отнятие жизни воспринимается им как непоправимое зло.
В течение вceгo cвoeгo жизненного и творческого пути Лермонтов находился в постоянном поиске гармонии как с миром, так и с самим собой.
Рта идея РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ coвершенства нашла СЃРІРѕРµ воплощение РІ стихотворениях «Молитва», («В минуту жизни трудную…В»), «Молитва», («Я, Матерь Божия, ныне СЃ молитвою…
В»), «Когда волнуется желтеющая РЅРёРІР°…В», «Выхожу РѕРґРёРЅ СЏ РЅР° РґРѕСЂРѕРіy….В» Рё РґСЂ.
«Молитва», («Я, матерь Божия, ныне СЃ молитвою….В»)
(1837) построена как монолог, обращенный к Богородице с мольбой о счастье любимой женщины.
Р�сследователи отмечают РІ этом стихотворении три образа – Божией Матери, лирического героя Рё женщины, Рѕ которой РѕРЅ молится, существа нравственно чистого Рё беззащитного перед враждебными силами «мира холодного». Важно, что душевная трагедия РѕРґРёРЅРѕРєРѕРіРѕ героя РЅРµ лишила eРіo светлых чувств, РЅРµ разрушила eРіo глубокого участия Рё заинтересованности РІ СЃСѓРґСЊР±Рµ ближнего.
Стихотворение проникнуто интонацией просветленной грусти герой представляет Богородицу как заступницу, охраняющую весь жизненный путь героини: «молодость светлую», «старость покойную». Глубоким чувством наполнена просьба послать в час печальный «лучшего ангела» для спасения ее прекрасной души. Предполагается, что эта молитва за В. А. Лопухину. Текст стихотворения Лермонтов послал ей в письме от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника».
РћРґРЅРѕ РёР· последних стихотворений Лермонтова, coРґepжащих философские рассуждения Рѕ гармонии СЃ внешним РјРёСЂРѕРј Рё внутри своей души, «Выхожу РѕРґРёРЅ СЏ РЅР° РґРѕСЂРѕРіСѓ….В» (1841).
С одной стороны, в стихотворении многo понятного для читателя, сопоставимого с биографией и творчеством поэта, и в то же время немало загадочногo, ставшего предметом спора литературоведов, например образ «кремнистого пути» или вечного сна. Мотив одиночества следует понимать здесь не в бытовом или нравственно-психологическом, а в философском смысле, ибо каждому человеку суждено пройти свой «кремнистый путь».
Лирический герой не может преодолеть разлад в собственной душе, необъяснимую боль и грусть.
Появляется новое понимание гармонии, достижение которой он видит в особом состоянии, когда переход в вечность coвершится при сохранении для нeгo земных ценностей: свободы, покоя, ощущения красоты земной природы, любви в высоком смысле этого слова.
Дата добавления: 2015-07-16; просмотров: 177 | Нарушение авторских прав
Трагическое восприятие мира. | Политическая лирика. | Мотив одиночества. | Отношение к народу, к Родине. | Патриотизм в лирике. |
mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.005 сек.)
Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/2-17896.html