Критика о повести “детство” горького: отзывы критиков и других современников писателя

помогите!! нужен небольшой отзыв о рассказе Горького “Детство”

Кассандра Мыслитель (8913) 8 лет назад В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство» , в которой, основываясь на собственных фактах биографии, рассказал о становлении личности маленького человека. Это и определило своеобразие жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть.

Рассказ ведется от первого лица, от имени главного участника событий. Это дает возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алеша вспоминает о бабушке как о самом его близком сердцу, самом понятном и дорогом человеке. В повести герой признается в своей нелюбви к деду.

Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М.

Горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек» . События детства переданы писателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера.

Обратите внимание
Важно

Алеша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни» . Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой» .

[/su_box]

В повести одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алеши, выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной» .

Итак, описывая детство, раннюю стадию становления маленького человека, М. Горький создает произведение, своеобразное по жанру – автобиографическую повесть.

zena-85 Оракул (59822) 8 лет назад В повести «Детство» М. Горький рассказал нам, как он попал в дедову семью, которая жила по суровым правилам, установленным дедом – узурпатором. Алеша считал свою мать очень сильным человеком, но именно в детстве его постигло одно из самых сильных разочарований, она так же как и все боялась деда. Это был небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками. «Атмосфера в доме деда царила мрачная» . Он был строгий, жестокий. «Как это пороть? – спросил я. Все засмеялись, а дед сказал: – Погоди увидишь… » Деда боялась вся семья, он быстро входил в ярость, наказывал розгами всех детей в доме, но в нём изредка проглядывает человек добрый. «Вот видишь, я тебе гостинца принёс! Однако не беда, что ты лишнее потерпел, – в зачёт пойдёт! Ты знай: когда свой, родной бьёт- это не беда, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? » Эта доброта быстро исчезала… и не перечь, не то расправа будет розгами. Одна бабушка хорошо знала характер деда и не боялась его, но дед бил бабушку тоже, когда считал, что она лезет не в своё дело. Только к Цыганку старик относился по-другому: кричал на него не так часто и сердито. «- Золотые руки у Иванка, дуй его горой! Помяните моё слово: не мал человек рачтёт! » Несмотря на свой жёсткий и жестокий характер, он иногда выглядел, как маленький капризный ребёнок, например, во время болезни. «- Что мне сахару не даёшь? – капризничал тоном балованного ребёнка спрашивал он бабушку. » Мог быть весёлым, дружески объяснять что-то, шутливо разговаривать. «Наконец он шутливо столкнул меня с кровати. Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибок скажешь, и за это я тебе дам пятак. » Когда деду стукнуло восемь десятков лет, он стал ещё более раздражительным, злым, подозрительным, жадным и совсем потерял стыд. «Всё в доме строго делилось: один день обед готовила бабушка из провизии, купленной на её деньги, на другой день провизию покупал дед, и всегда в его дни обеды были хуже: бабушка брала хорошее мясо, а он – требуху. Чай и сахар хранились у каждого отдельно. Даже масло для лампадки перед образом каждый покупал своё, – это после полусотни лет совместного труда! »

Как не странно, но спустя много лет, и благодаря вашему вопросу, Я вспомнила, эту повесть М. Горького “Детство”,”В люди”, “Мои университеты”.:-)

Katya ❦ Мастер (1588) 2 года назад Сочинение “Портрет бабушки в повести М. Горького “Детство””Детство” – это не просто повесть, а еще и художественная автобиография Максима Горького. Его жизнь с ранних лет не была легкой. Однако среди людей, которые по-настоящему любили мальчика Алешу, и о ком он вспоминает с теплотой, особое место занимает его бабушка.Ее звали Акулиной Ивановной. Судя по описанию, бабушка Алеши не выделялась красотой. Она – очень полная, с большой головой и красноватым рыхлым носом, с большими глазами. Волосы – длинные, густые и непослушные. Зато как привлекательны в ней искренняя, светлая улыбка и плавная, легкая походка! Но особенно мальчику нравилась ее речь – складная, добрая и веселая, немного нараспев. Вообще от бабушки так и веяло теплом и лаской, а ее душа была по-настоящему красивой. Она вся как будто светилась изнутри, излучая любовь. Маленький Алеша хорошо почувствовал это, и с первых дней Акулина Ивановна стала его мудрым и близким другом.Любовь и забота ко всему живому – главные черты бабушки. Именно они наполняли весь дом доброй энергией, смягчая жестокий уклад жизни, установленный дедом. Бабушкина доброта особенно часто направлялась на близких – детей и внуков. Но ее хватало и на посторонних людей. Пример тому – Цыганок, которого подбросили под их калитку. Акулина Ивановна вырастила и воспитала его, как родного.Также бабушка Алеши была очень трудолюбивой, работала по дому с утра и до поздней ночи, заботясь о своей большой семье. При этом она успевала видеть все, что делалось вокруг, уделяла внимание каждому, кто нуждался в этом.Бабушка – смелый и сильный духом человек. Она – единственная, кто не боится сурового деда. А как решительно она действовала на пожаре! Несмотря на ожоги, она отстояла мастерскую от огня.

Бабушка знала много сказок и хорошо умела их рассказывать. В ней жила настоящая народная мудрость, которая стала для Алеши уроком и примером на всю его жизнь.

Дима Добряк Знаток (281) 2 года назад Ивановна стала его мудрым и близким другом.Любовь и забота ко всему живому – главные черты бабушки. Именно они наполняли весь дом доброй энергией, смягчая жестокий уклад жизни, установленный дедом. Бабушкина доброта особенно часто направлялась на близких – детей и внуков. Но ее хватало и на посторонних людей. Пример тому – Цыганок, которого подбросили под их калитку. Акулина Ивановна вырастила и воспитала его, как родного.Также бабушка Алеши была очень трудолюбивой, работала по дому с утра и до поздней ночи, заботясь о своей большой семье. При этом она успевала видеть все, что делалось вокруг, уделяла внимание каждому, кто нуждался в этом.Бабушка – смелый и сильный духом человек. Она – единственная, кто не боится сурового деда. А как решительно она действовала на пожаре! Несмотря на ожоги, она отстояла мастерскую от огня.

Бабушка знала много сказок и хорошо умела их рассказывать. В ней жила настоящая народная мудрость, которая стала для Алеши уроком и примером на всю его жизнь.

Atlas Star Ученик (106) 12 месяцев назад Настя Точка Ученик (145) 7 месяцев назад Qwer Знаток (408) 3 месяца назад В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство» , в которой, основываясь на собственных фактах биографии, рассказал о становлении личности маленького человека. Это и определило своеобразие жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. Рассказ ведется от первого лица, от имени главного участника событий. Это дает возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алеша вспоминает о бабушке как о самом его близком сердцу, самом понятном и дорогом человеке. В повести герой признается в своей нелюбви к деду.

Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М.

Горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек» . События детства переданы писателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера.

Обратите внимание
Важно

Алеша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни» . Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой» .

[/su_box]

В повести одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алеши, выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной» .

Итак, описывая детство, раннюю стадию становления маленького человека, М. Горький создает произведение, своеобразное по жанру – автобиографическую повесть.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/41112048

Максим Горький

Я с февраля месяца безработная. Долгие поиски работы успехом увенчаться не желают, депрессия возникла как будто ниоткуда. И надо же такому случится, что как раз в разгар моих душетерзаний я начала читать Горького. В процессе я начала напоминать себе героя из короткого мультика про жирафа, тонущего в зыбучих песках. Смешного такого жирафа.

Наверное, правильно будет озаглавить рецензию 5 стадий принятия «Клима Самгина».

Стадия 1. Отрицание.
Здесь все просто. Даже слишком просто, ведь Максим Горький – писатель именитый и знаменитый. А прежде всего он знаменит тем, что является основным «идеологом социализма» и главным пролетарским писателем, который поддерживал идеи Ленина и большевиков.

Коммунистами сейчас быть совсем не модно, да и после развала СССР Горький, казалось бы, потерял всё свою “литературную ценность” и уж точно не входит в списки наиболее читаемых авторов.

Отторжение вызывал не только объем текста, ведь размер “Жизни Клима Самгина” превышает “Войну и мир” Толстого, но и официальная рекомендация произведения, как образцового примера социалистического реализма! А я очень, очень не люблю советскую пропаганду и разнообразнейшие обоснования необходимости Октябрьской революции.

Скажите, стоило ли приступать к чтению книги при такой предубежденности к теме и автору? Да и чем меня порадовало начало? Своеобразным языком и частым употреблением слова «чорт» (я не ошиблась в написании, именно так фигурирует в тексте, равно как и «шопот»), потоком сознания о толстовцах, чередой самоубийств и их попыток? И даже знаменитое «А был ли мальчик», что это? К чему?

Нет, это не те радости жизни, которых ожидаешь от книги. Отрицание и еще раз отрицание необходимости читать «Клима Самгина».

Стадия 2. Гнев.
Герои книги, во главе с пресловутым Климом – это какой-то нездоровый срез общества. И если верно толкование критиков, что в образе Клима Самгина Горький вложил очень много подсознательного – то сам факт чтения такой книги выводил меня из себя.

Кто такой Самгин? Это образ человека, одинаково далекого от всех полюсов жизни, но вынужденного жить в таком полярном обществе.

Для меня очень показательной была сцена ареста и предложения сотрудничества с жандармерией, в плане выбора, перед которым стоял Самгин, да и его решение, которое не мораль, а страх.

Совет

Странно, что существуют люди, которые могут думать не только о себе. Мне кажется, что в этом есть что-то безумное. Или – искусственное.

Не отпускало ощущение, что Клим живет в заключении, нет, не тюремном, а в неволе окружающей действительности.

Это жутко, люди! Мне это страшно, когда есть течение и ты вынужден плыть по нему, поскольку слишком слаб для борьбы.
Наверное, именно страх и породил злость.
Злило все – потребительское отношение к женщинам, неразборчивость в сексуальных связях, физиологизм бесконечных «побитых оспой лиц» и некрасиво свисающих маленьких грудей.

Читайте также:  Лиза бричкина в повести "а зори здесь тихие": образ и характеристика, описание и биография в цитатах

Злили эсеры и большевики с их постоянной необходимостью к террору и попытками его обосновать. Злили народники с их поклонами «русскому мужику». И бесконечные пьянки, самовары, мужики, бабы и новые, новые, совершенно случайные люди.

А больше всего злил факт, что мне приходилось порой перечитывать страницы, поскольку я умудрялась читать не читая, а однажды просто… уснула. И не спрашивайте, что мне снилось.

Стадия 3. Торги
Если упал в воду – есть два варианта дальнейших действий, плыть или тонуть. Нельзя бесконечно барахтаться. Так и с книгами, надо либо читать либо оставить это.
Я барахталась. Я мучилась, вот-вот дочитаю первую книгу… вот-вот, совсем немного осталось до конца.

Где-то здесь и наступил переломный момент, когда я готова была отложить «Клима Самгина» в сторону. Да, я искренне пыталась проникнуться духом книги, но не получалось. Возможно, именно поэтому я потратила некоторое время на чтение сопутствующей информации по истории революционной борьбы, разнообразных манифестов, да и об авторе расширяла горизонты.

Я встретила классификацию романа как “роман сознания”, где “Жизнь Клима Самгина” ставили рядом с «В поисках утраченного времени» М. Пруста, «Волшебная гора» Т. Манна, «Человек без свойст» Р. Музиля, «Самосознание Дзено» И. Свево. Оооо, я хорошо помню “Человека без свойств”! Его я не осилила.

Это был торг с самой собой – читать или не читать, забыть или продолжить? И вот тут я натолкнулась на интересный факт.

Есть такая теория, что идею написания книги подкинул Горькому, как это ни странно, Сергей Есенин. За несколько лет до самоубийства он (т.е.

Есенин) написал стихотворение «Черный человек» и прочитал его Горькому, и, как он сам рассказывает, Горький после этого плакал. Я это стихотворение перечитала, чтобы понять слезы Горького. И да, я действительно много поняла.

И наступила стадия 4. Депрессия.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Обратите внимание

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

«Слушай, слушай, —
Бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных

Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой

И лучшей марки.

«Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные

И лживые жесты.

Черный человек
Глядит на меня в упор. И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

«Слушай, слушай! —
Хрипит он, смотря мне в лицо.
Сам все ближе
И ближе клонится. —
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо

Страдал бессонницей.

«Черный человек!
Ты — прескверный гость!
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,

В переносицу…

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах, ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала!
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…

И — разбитое зеркало…

Здесь полностью

Образ “Чёрного человека”, который выдумал свою жизнь, но при этом жизнь обходит его стороной, оказался близок самому Горькому. А как же иначе объяснить появление этого романа? Да, масштабная историческая панорама, множество людей и характеров, возможно, некоторая ностальгия за дореволюционной Россией, где еще можно было сидя за самоваром ругать царя.

А был ли мальчик? А может мальчика-то и не было? Нееет, нельзя написать такое, не подарив главному герою частичку себя. А может наоборот? Может это не автор создает книгу, а книга автора?
Где-то на таких мыслях меня и проняло. Я вспомнила все, что читала о связи образа Клима с образом самого писателя.

Разобралась с тем, что говорит автор устами своих героев об истории, народе, борьбе. И, похоже, что именно Горький объективней всех написал о проблемах, причинах и последствиях Октябрьской Революции. Клим Самгин – это “человек пустой души”, не находящий своего места в жизни. Мне все время казалось, что у него внутри огромная пустота, которую он пытается заполнить.

Самгин изучает людей, разбирает их, как механизмы и находит непригодными, бракованными. Особенно это заметно с женщинами. Это человек, который в любой компании может быть своим, но не из родства душ, а потому как не пытается ни менять что-то ни возражать кому-то.

Он не доверял случайным мыслям, которые изредка являлись у него откуда-то со стороны, без связи с определенным лицом или книгой.

Важно

То, что, исходя от других людей, совпадало с его основным настроением и легко усваивалось памятью его, казалось ему более надежным, чем эти бродячие, вдруг вспыхивающие мысли, в них было нечто опасное, они как бы грозили оторвать и увлечь в сторону от запаса уже прочно усвоенных мнений.

Я поняла Клима, но легче от этого мне не стало. Его отстраненные суждения, его попытки любить, упирающиеся всегда в «А был ли мальчик?». Не было мальчика, Клим, ты все выдумал. И себя, себя ты тоже выдумал.

Стадия 5. Принятие.
“Жизнь Клима Самгина” очень неожиданно ворвалась в мое размеренное существование. Я давно так не ошибалась в первоначальной оценке, и не могла даже предположить, что книга так впечатлит.

У меня осталось после книги куча выписанных цитат и некий осадок на душе, какое-то ощущение незаполненности и неустойчивости мира вокруг. Мутно – да, это нужное слово для описания моего состояния.

И я даже знаю, что повергло меня в такое состояние, это Босх с его “Страшным судом” и Алина Телепнева с ее: “Удрал Володя…”

Полное собрание сочинений Горького продается по 10 грн. за книгу. Мне предложили 18 томов за 150 гривен. В интернет магазине именно столько стоит «50 оттенков серого». Я не призываю сейчас всем дружно читать Горького, нет. Тем более, когда вы зажаты во временные рамки.

Я призываю вас честно оценить свои силы, свои стремления и убеждения, подойти к зеркалу и увидеть своего «черного человека». Иногда лишь познакомившись с ним достаточно близко, можно себя понять.

Я не говорю победить, но не мешало бы для начала разобраться в себе, а только потом учить окружающих своему пониманию мира.

А Вы умеете думать о бесполезности существования?

Источник: https://www.livelib.ru/author/2511/reviews-maksim-gorkij

«Детство», анализ повести Горького

Детство – первая пора в жизни каждого человека. «Все мы родом из детства», – утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба во многом зависит от того, как он прожил свое детство.

Русский писатель Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) тоже считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», а происходит это, так как он помнит свои страдания, а еще потому, что «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю и ценить и отзываться добром на ласку и любовь.

Именно поэтому в 1913 году Максим Горький начал работу над своей знаменитой трилогией, первая часть которой, как и у Льва Толстого, получила название «Детство».

Совет

Это автобиографическая повесть, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему самому пришлось вырасти. Рано потеряв своих отца и мать, уже в 11 лет он оказался «в людях», то есть стал работать у чужих людей, чтобы заработать себе на пропитание.

Это тяжелое испытание, не случайно посвятил он свое произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века.

Когда после смерти отца Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) вместе с матерью и бабушкой оказался в Нижнем Новгороде, в родительском доме своей материи, «странная жизнь», которую он начал здесь, стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».

Мальчик впервые столкнулся с таким понятием, как вражда между родными: он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».

А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Несмотря на то, что Алексей часто сталкивается с несправедливостью, рос он добрым и чутким, ведь его первые девять лет жизни прошли в атмосфере любви, когда он жил в Астрахани с родителями.

Теперь в доме деда ему приходится несладко: он вынужден ходить в школу, учить молитвы, смысла которых не понимает, разбирать по складам Псалтырь. Но есть в доме люди, к которым тянется Алексей.

Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчит большое будущее.

Обратите внимание

Однако не суждено сбыться пророчествам: Цыганок погиб, раздавленный тяжестью дубового креста, который дядя Яков поклялся отнести на своих плечах и поставить на могилу  жены, вечно им битой и раньше времени отправленной на тот свет.  Вся тяжесть креста легла на плечи Цыганка, а когда тот споткнулся, дядья «вовремя сбросили крест», и так погиб подкидыш, который, по словам дедушки, «поперек горла братьям встал», вот они его и уморили.

Череда несчастий в доме Кашириных продолжается: в пожаре сгорает мастерская, у тетки Натальи от испуга начинаются преждевременные роды, и она умирает, а вместе с ней младенец.  Дед продает дом, выделив соответствующую часть наследства сыновьям – Михаилу и Якову.

В новом доме множество постояльцев – тоже способ заработать. Сами Каширины вынуждены ютиться в подвале и на чердаке.  Много интересного и забавного было в доме для мальчика, но порой его душила неотразимая тоска, он весь как будто наливался чем-то тяжким и подолгу жил, «потеряв зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый». Такие ощущения трудно назвать детскими.

В подобной обстановке для любого ребенка важна поддержка взрослых. Мать Алексея, Варвара, в свое время вышла замуж «самокруткой», без благословения отца, так была рада вырваться из удушающей атмосферы семьи, про которую сам дед сказал бабушке: «Народила зверья».

Бабушка же, говоря  о своей непростой судьбе, рассказала, что у нее восемнадцать детей «было рожено», да вот полюбил господь: все брал да брал ребятишек ее в ангелы.

Выжившие же особым счастьем не отличались: Михаил и Яков постоянно грызлись из-за наследства, Варвара, оставшись вдовой, пыталась вновь наладить личную жизнь, оставив сына на попечении бабушки и деда.

Но и второй брак не сложился: муж, много ее моложе, стал ходить на сторону, а мать мальчика, родив еще двух сыновей, превратилась из высокой статной женщины в высохшую старуху, немую, глядящую куда-то мимо, и вскоре умерла от чахотки.

Поэтому особая роль в становлении мировоззрения юного Алеши Пешкова была отведена бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова».

Важно

Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом»,  будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

С дедушкой отношения складывались иначе: Алеше казалось, что тот недолюбливал его и следил за ним своими зоркими и умными глазами.

  После того как Алеша был жестоко наказан дедом и тяжело заболел, дедушка пришел к нему, сел на кровать и рассказал о своей трудной молодости – ему пришлось быть бурлаком.

Тяжелые испытания озлобили деда Каширина, сделали подозрительным, вспыльчивым. Он, маленький, сухонький, даже почти в 80 лет все еще поколачивал бабушку, которая была его крупнее и сильнее.

Много потерь было в жизни Алеши, но общение с хорошими людьми помогало выстоять ему в борьбе за существование. Так один человек со странным прозвищем Хорошее Дело предложил мальчику учиться писать, чтобы потом записывать все, что говорила бабушка.

Возможно, этот эпизод был взят из жизни самого автора, что и послужило толчком к будущему ремеслу писателя.

В любом случае, именно жанр автобиографической повести и рассказ от лица главного героя позволили Максиму Горькому передать всю трагичность жизни маленького человека, вступающего в жизнь и уже в какой-то мере ею отвергнутого.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького

  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького

  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького

  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького

  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького

  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького

  • «В людях», анализ повести Максима Горького

  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького

  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького

  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького

  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького

  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «Детство(Горький)»

По писателю: Горький Максим

Источник: https://goldlit.ru/gorky/508-detstvo-analiz-povesti

Рецензия на повесть Л. Н. Толстого – «Детство»

Рецензия на повесть Л. Н. Толстого – «Детство», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015». Автор рецензии: Березина Софья.

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни».
Отрывок из повести «Детство» Л. Н. Толстого.

Читая этот отрывок, каждый невольно пролистывает пленку лет и возвращается в детство. В голове всплывают образы родных и близких, друзей, учителей. Каждый из нас вспоминает чудесные моменты, навеянные добром и теплом, которые греют нашу душу и не оставляют нас равнодушными.

Вспоминаются детские грезы, которые заставляют улыбку появиться на нашем лице, и слезы радости, невольно скатывавшиеся по нашему лицу, не дают покоя. Детство – самая невинная и невозвратимая пора нашей жизни. Л. Н.

Совет

Толстой передает нам самые тайные, самые сокровенные детские мысли и чувства, мы видим становление личности, критику и осознанность своих действий.

Я хочу поделиться своими чувствами и эмоциями, которые захватили меня буквально с первых минут чтения, те незабываемые часы, проведенные за книгой, не оставили меня равнодушной – все мысли великого писателя подтолкнули меня думать и рассуждать.

Действие начинается в родном доме Николеньки Иртеньева. День для мальчика начался, как обычно. Умывшись, он вместе с учителем Карл Иванычем и своим братом отправляется в гостиную, где завтракает его матушка и остальные живущие в этом доме люди.

Николенька испытывает необыкновенные и светлые чувства к матери: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».

Николенька чувствует необыкновенную потребность в любви и ласке, он придает особое значение этим чувствам.

Отец говорит мальчику, что надо уезжать в Москву, разлука с родным домом, где остались любимые люди, к которым он привык за всю свою жизнь, оставляет отпечаток на сердце Николеньки. Жизнь в Москве внесла совсем небольшие коррективы, к которым мальчик все-таки долго привыкал.

Через полгода пребывания в Москве, приходит письмо от матушки, в котором говорится, что она себя очень плохо чувствует и хочет увидеть своих детей.

В день приезда в родной дом к близкому человеку – матери, мальчик понимает, насколько сильные чувства он к ней испытывает, насколько сильно сердце его стучит при виде родного и любимого человека, но он не теряет надежды на выздоровление матушки. Но судьбу не изменить , и через несколько дней она умирает…

Обратите внимание

Процесс формирования мыслей, чувств, эмоций мальчика – диалектика души, захватывает. Ты следишь за тем, как у Николеньки с каждым годом жизни, в голове возникает буря мыслей, которые его одолеваю в процессе каждого шага, каждого, пускай незначительного действия. Мы – читатели выступаем в роли психолога.

Мы вместе с мальчиком хотим разобраться в этой жизни, понять, что важно, что нужно, кому и чем мы обязаны. Этот трудный, и вместе с тем радостный и беззаботный период – детство, а позже отрочество, являются главными временными частями в нашей жизни.

Мы начинаем задумываться о том, кто мы, что мы, винтики в постоянно бурлящей жизни, или мы предназначены для более важного, ответственного дела.

Меня заинтересовали многие герои этой замечательной и доброй повести. Наталья Савишна – няня Николеньки. В молодости она влюбилась в молодого бойкого офицера, но на ее просьбу выйти замуж отреагировали весьма скептически, и она пообещала своим хозяевам, что больше ни единой мысли не будет у нее о любви и отношениях.

Наталья Савишна показывает нам то, насколько трепетно и нежно может относиться русская женщина к совершенно первоначально чужим людям. Она готова отдать все, что у нее есть, она готова сделать все возможное, только бы угодить и порадовать своих хозяев. Наталья Савишна сыграла очень важную роль в становлении личности Николеньки.

Он впервые испытал чувство совести и стыда за свой поступок , но смог осознать и понять , не у каждого это получается.

Особое чувство вызывала у меня матушка. Л. Н. Толстой не передает все точности внешности, через года он пронес только все самое важное, что осталось у него в памяти , и что вызывает в нем самые светлые и теплые чувства. «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда ее одинаковую доброту. » – так писал Л. Н.

Толстой. Между ними существует особая нить, которая связывает их, которая не обрывается даже спустя много лет, даже когда матушки нет уже на этом свете. Матушка подарила Николеньке самое важное, самое сокровенное – ласку, любовь, нежность, – все это автор пронес с собой через года и не забыл, он помнит ее светлую улыбку, от которой ему становилось хорошо на душе.

Важно

Каждому из нас необходимо крыло матери, под которым мы чувствуем себя в безопасности, под которым мы готовы слагать стихи, петь песни, совершать безумные поступки, только бы хорошо было родному человеку.

Николенька в душе называл свою матушку любимым существом – это словосочетание обнимает своей добротой весь мир… С почтенным уважением Николенька относится к своему первому учителю – Карл Иванычу (тему которого я затронула раньше). Он сыграл очень большую роль в его жизни, Карл Иваныч вызвал у мальчика чувство жалости , чувство сострадания.

Простой немецкий уроженец, который в жизни поведал очень мало радости, его счастьем были дети, которых он учил, он передавал им не только научные знания, но и знания жизни, которые Николеньке не раз помогали в жизни.

Папа Николеньки, несмотря на свой твердый, местами жесткий характер, многому научил своего сына: нельзя потешаться над людьми, нужно быть честным, вести себя достойно, уважать себя и других. Повесть «Детство» сыграла в моей жизни очень большую роль.

Первая роль поведала мне: «Остановись, время идет, часы тикают, опомнись, не беги вперед, у тебя самая прекрасная пора – детство, воспользуйся моментом». Все дети хотят стать взрослыми, очень рано они бросают игрушки и стремительно идут вперед во взрослую жизнь. Вторая роль открыла своим ключиком новую шкатулку в моей голове, где мои мысли стали выстраиваться в тонкую линию, на которой засели осознанные решения «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Рецензия написана в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015»
Автор рецензии: Березина Софья.

Источник: https://buklya.com/detstvo-l-n-tolstoj.html

Максим Горький, “Детство”: отзывы :

Повесть Максима Горького “Детство”, отзывы о которой приведены в этой статье, открывает автобиографическую трилогию автора. Впервые она была напечатана в 1913 году. За ней последовали произведения “В людях” и “Мои университеты”. В этой книге рассказывается о сиротском детстве мальчика Алеши, которое прошло в зажиточной семье его деда Василия Каширина в Нижнем Новгороде.

“Детство”

Повесть Горького “Детство”, отзывы о которой были в основном положительными, начинается со смерти отца главного героя. Он утверждает, что это его первое осознанное воспоминание.

Мальчик еще не понимал до конца, что отца больше нет, но ему запомнился плач его матери Варвары. Незадолго до этого события ребенок сильно болел.

Помогать по хозяйству приехала его бабушка, которую звали Акулина Ивановна Каширина. Бабушка ему запомнилась большой, как медведица, постоянно нюхающей табак.

Совет

В отзывах о книге “Детство” Горького читатели указывают на символичное присутствие в повести жизни и смерти, идущих всегда рука об руку. Прямо в день смерти отца главного героя у его матери начались преждевременные роды.

На свет появился младший брат Алеши, но век младенца был коротким.

После похорон бабушка забрала к себе Алешу с его матерью и новорожденным братом. Они уехали в Нижний Новгород. В отзывах о рассказе Горького “Детство” нередко можно встретить предположение о том, что якобы именно это событие позволяет ассоциировать имя писателя с городом.

Как известно, сегодняшний Нижний Новгород с 1932 по 1990 год носил иное название – Горький.

До места назначения добирались на пароходе. В дороге случилось еще одно несчастье. Маленький брат главного героя умер, не выдержав тягот пути. Бабушка, чтобы хоть как-то отвлечь мальчика, не переставая рассказывала ему сказки.

В Нижнем Новгороде их встретил дед Василий Васильевич. Мальчик признается, что сразу почувствовал в нем врага.

Жизнь в Нижнем Новгороде

В отзывах о книге “Детство” Горького отмечается умение автора добиться реалистичности за счет описания бытовых и сопутствующих деталей.

Например, писатель конкретизирует то, что семья поселилась в большом доме деда, на первом этаже располагалась красильная мастерская, а жилые комнаты находились на втором.

В семье согласия не было.

В отзывах на произведение Горького “Детство” читатели все время отмечают, что определенную роль в этом сыграло и то, что его мать вышла замуж во второй раз, не получив благословения.

По субботам у деда была традиция. Он сек внуков, которые провинились за неделю.

Обратите внимание

Маленький Алеша как-то стал сопротивляться, и дед его засек чуть не до полусмерти. Мальчику даже пришлось отлеживаться в постели. Дед пришел к нему мириться. Только тогда главный герой понял, что бояться его не стоит.

Приятно удивил главного героя Иван Цыганок – парень подставлял руку под розги, когда Алешу секли, поэтому большая часть ударов досталась ему. После этого ребята подружились. Иван был подкидышем, давным-давно бабушка нашла его возле своего дома и взяла на воспитание.

У него были задатки хорошего мастера, дядья даже часто ссорились из-за того, кому он достанется.

Ивану было 17 лет. Он был наивный и добрый. По пятницам парня отправляли за продуктами на базар. Каждый раз он тратил меньше, чем следовало, а привозил намного больше.

Чтобы порадовать скупого деда, он подворовывал. Бабушка постоянно ругала Ивана, так как боялась, что однажды его схватит полиция.

Вскоре Цыганок погиб. Дядька Яков дал обет отнести на могилу жены тяжелый дубовый крест, который лежал во дворе у деда. Нести выпало Ивану.

Он надорвался и вскоре умер от кровотечения.

Бабушкины сказки

В отзывах о повести “Детство” Горького читатели с переживанием описывают период пребывания Алеши в дедовском доме. Отношения между героями становились все хуже, автор ярко это описывает.

Жилось тяжело, и маленького Алешу спасали только бабушкины сказки. Акулина Ивановна была выдающейся женщиной. В жизни она боялась только тараканов.

А когда загорелась мастерская, вывела из объятой пламенем конюшни жеребца.

Важно

Чуть проще стало весной, когда дядья стали жить отдельно от них. В отзывах о “Детстве” М. Горького читатели и критики уделяют внимание тому, насколько непросто складывалась жизнь главного героя в дальнейшем. Например, из-за того, что дед купил большой дом, на первом этаже которого располагался кабак, и большинство комнат он сдавал, Алеше с бабушкой пришлось жить в комнатке на чердаке.

Акулина Ивановна была любима и уважаема многими. К ней часто обращались за советом. Например, она знала множество рецептов лекарств из трав. Судьба ее сложилась непросто. Мать Акулины “обидел” барин. Она выбросилась из окна, выжила, но осталась инвалидом. Девочке с ранних лет пришлось просить милостыню. Со временем мать Акулины Ивановны, умелая мастерица, научила дочку вышиванию.

Конец спокойной жизни

В отзывах о “Детстве” Максима Горького читатели отмечают, что спокойная жизнь главного героя продолжалась недолго. Как-то вечером к ним явился дядька Яков и рассказал, что дядька Михайло идет убивать деда. С тех пор мужчина регулярно приходил к ним, устраивал скандалы. Таким способом он пытался выманить приданое матери Алексея.

Следующей весной дед продал дом и купил новый. Там был сад с остатками когда-то сгоревшей бани. В доме проживало много интересных людей. Например, нахлебник, которого все называли Хорошее Дело. В его комнате была уйма необычных вещей.

Он постоянно что-то изобретал. Именно он научил Алешу правильно излагать события, пропуская все лишнее и неважное. А дед начал учить мальчика грамоте по церковным книгам. В будущем все это пригодилось мальчику в писательском труде.

Дом Овсянникова

В отзывах о “Детстве” Горького читатели отмечают, что важную роль в произведении сыграл дом Овсянникова, располагавшийся по соседству. В щели забора маленький Алеша наблюдал за тремя мальчиками, которые постоянно играли вместе, не спорили и не ругались.

Однажды младший из них упал в колодец. Алеша вместе со старшими бросился на помощь и спас его. Они стали дружить, пока не попались на глаза полковнику, главе дома. Он выставил главного героя за дверь.

Мать Алеши

В отзывах о “Детстве” Горького многие читатели считают, что мальчику повезло вырасти порядочным добросовестным человеком. Алеше было непросто, ведь практически он рос без матери, она нечасто баловала сына визитами. Но однажды мать провела с Алешей под одной крышей целую зиму, обучив арифметике и грамматике.

В то время она часто ссорилась с дедом, который пытался ее снова выдать замуж. Бабушка за нее всегда заступалась, случалось, что дед сильно избивал супругу. Как-то раз маленький Алеша решил отомстить деду, испортив его любимые святцы.

Мать главного героя стала близко общаться с соседкой, супругой военного. Дед же стал проводить у себя дома вечера, на одном из которых даже подыскал дочери нового жениха. Им оказался лысый и кривой часовщик. Молодая и красивая мама Алеши ему, конечно, отказала, но и мальчику уделять больше времени не стала.

Оспа

После святок Алеша тяжело заболел оспой. За ним ухаживала бабушка. На этот раз вместо сказок она рассказывала ему об отце. Он был сыном солдата, дослужившегося до офицера, но за жестокость с подчиненными сосланного в Сибирь.

Там отец Алеши и родился. Мать его вскоре умерла, и парню пришлось долго скитаться, до тех пор, пока тот не пришел в Нижний Новгород. Парень поступил в ученики столяра, а потом прославился по губернии опытным краснодеревщиком.

Мать вышла за отца Алеши замуж против воли деда, который хотел выдать дочь за дворянина.

Отчим

Вскоре мать Алеши все же вышла замуж во второй раз. Ее избранником оказался Евгений Максимов. Мальчик сразу возненавидел отчима. А бабушка от расстройства стала регулярно прикладываться к бутылке крепкого вина. Алеша выстроил себе убежище в заброшенной бане, в котором провел практически все лето.

Осенью дед снова продал дом, объявив, что больше не собирается кормить бабушку. Они поселились в двух небольших комнатках, расположенных в подвале. Вскоре появилась мать Алеши с новым мужем, чтобы просить денег. Они рассказали, что их дом сгорел вместе со всеми вещами. На самом деле отчим проигрался в карты. Дед отказал.

Мать Алеши сняла бедную квартиру и забрала мальчика с собой. Она снова была беременна. А ее новый муж обманывал рабочих. Он за полцены скупал кредитные записки на продукты, которые выдавали на заводе вместе живых денег.

Алеша поступил в школу, где ему тоже не нравилось. Дети потешались над его бедностью, а учителя смотрели свысока. Вскоре мама родила ему брата, который скоро умер, как и прежний ребенок. А отчим завел себе любовницу.

Это стало причиной частых скандалов в семье. Однажды он ногой ударил мать Алеши в грудь. Тогда мальчик замахнулся на Евгения ножом. Мать в последний момент успела его оттолкнуть.

Лезвие только немного разрезало одежду и скользнуло по ребрам.

Возвращение к дедушке

Алеша вернулся к дедушке. Там тоже жилось непросто. Хозяйство было разделено. Даже чай каждый заваривал сам себе, отдельно. Бабушка, чтобы заработать, вышивала и плела кружева. Вскоре она ушла жить в дом богатого купца, которому вышивала покров. Алеша собирал кости и ветошь, грабил пьяных, воровал дрова.

Когда он учился в третьем классе, к ним снова переехала мать с маленьким ребенком, которого звали Николай. Ее муж куда-то пропал. Сама мама тяжело болела. Николай оказался целиком на деде, который из скупости часто недокармливал младенца. Через несколько месяцев мать Алеши умерла. После ее похорон дед отправил Алешу “в люди”.

В завершение

Если обратить внимание на отзывы об этой повести, несложно заметить, насколько часто читатели называют ее “суровой сказкой”. При этом многие отмечают, что, дав такое название своему произведению, Горький пытался провести параллель между одноименной книгой Толстого. Но если “Детство” Толстого приятное и поучительное чтиво, то книга Горького – суровая и шершавая правда жизни.

У большинства читателей в отзывах об этом произведении невольно появляется вопрос, а было ли на самом деле детство у главного героя этого произведения?

Отдельной похвалы заслуживает восхитительный язык автора. Особенно Горькому удаются описания внешности людей, их нравов и эмоций. Все это ярко продемонстрировано в повести “Детство”.

Источник: https://www.syl.ru/article/347412/maksim-gorkiy-detstvo-otzyivyi

Анализ повести М. Горького “Детство”

Вповестях автобиографической трилогии «Детство», «В людях» (1913-1916) и «Мои университеты» (1925) М.Горький изображает героя, способного к духовному саморазвитию. Процесс формирования человека был новым в литературе. В известных произведениях о детских годах С.

Аксакова, Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого основное внимание уделялось изображению внутреннего мира ре­бенка.

Исследователи горьковского творчества считают, что социальная природа героя трилогии, общность судьбы с народом отличают это произведение от других образцов автобиографического жанра.

Совет

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрас­ный период жизни. Это не только история души ребенка, но и русская жизнь в определенную эпоху. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому. Сам писатель много видел и испытал в детстве.

Он писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит; ибо это — живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день.

Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

И есть другая, более положительная причина, побуж­дающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество пре­красных душ, — русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12-й главе, они являются ведущей нитью повести.

Не в хронологическом порядке, последовательно и спокой­но движется повествование: картины, нарисованные писа­телем, возникают как результат наиболее сильных впечат­лений, оставшихся в сознании ребенка от столкновений с действительностью.

Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопо­ставлении со светлым и радостным, что производит наибо­лее сильное впечатление на ребенка.

Так, на смену тяжелому впечатлению от картин траги­ческой смерти отца приходит ощущение счастья от близос­ти с необыкновенным человеком — бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

Обратите внимание

Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечат­лений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние на Алешу оказали те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человечес­кой».

Особенность «Детства» состоит в том, что повествова­ние ведется от лица рассказчика. Такой характер изложе­ния не является новым, но сложность заключается в том, что изображаемое в повести видится и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, расценивающего все с позиций большо­го жизненного опыта.

Именно то обстоятельство, что рас­сказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ, позволяет сделать вывод о том, что Горький пытался вызвать отвращение к «мерзостям жизни» и привить любовь к душевно щедрому, стойкому и талантливому русскому народу.

Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/389-povest-m-gorkogo-detstvo.html

Отзывы читателей о книге «Детство (отрывок из повести)» отзывы и рецензии читателей на книгу автора — Максим Горький — MyBook

Всякий раз, когда я соприкасаюсь с чей-то историей, увековеченной и засведетельственной как автобиографическое повествование, я не раз думаю о том, что это хороший, терапевтический способ, еще раз открыться самому себе, увидеть себя и свою историю со стороны, еще раз проанализировать, а возможно и переосмыслить отношения с родными и близкими; а главное, высвободить свои страхи, болезненные переживания, лишив их таким способом силы воздействия на восприятия и формирования себя, своей идентичности, а может и принадлежности. Иными словами, автобиографическое намерение рождается в результате или на фоне ощущения некоторой неестественности своего положения в мире, ощущения «болезни выхода» из привычной среды. Написание воспоминаний выступает средством излечения, средством возвращения в свой мир, в свою среду. Через оформление воспоминаний происходит определенное очередное примирение с миром и самим собой, человек проходит очередной этап социализации, и такое «свидетельствование о себе» часто выступает попыткой выйти из личностного кризиса.

Применимо ли такое размышление к повести Горького «Детство»? Думаю «да», хотя не вполне уверена, что именно такую цель преследовал писатель, однако не сомневаюсь в том, что автор ясно понимал характер того кризиса, который толкнул его к бумаге. Основу повести, как вы уже поняли, составили факты из жизни М. Горького, а именно детской ее части, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему довелось вырасти и пройти не по-детски взрослую школу жизни.

Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) воспитывался в семье, изначально основанной на взаимном уважении и любви, но вскоре, после смерти отца, Алешина жизнь превратилась в беспокойную и нестабильную, и, начиная с трехлетнего возраста, он впервые соприкасается с таким понятием как вражда между родными. Дом деда, куда его привела бабушка вместе с мамой, оказался местом неприязни и раздора; здесь он впервые сталкивается со злом. Он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Но не только суровый дед шокирует Алёшу. Сильным потрясением было для него знание о том, что его покойный отец был неугоден деду, что мать вышла замуж вопреки родительской воле. Естественно, для впечатлительной детской души слушать, как дедушка пренебрежительно отзывается об отце, только что умершем и потому еще более любимом, было невыносимо больно. Тем более, мальчик не мог понять причины такого отношения. Страх и одиночество, которое Алеша испытывал отныне, еще больше подавляли его чувства, а ощущение неудовлетворенности в самых первостепенных базовых потребностях ребенка, как то любовь, признание, уважение и безопасность закладывали фундамент внутреннего неблагополучия, замкнутости, неуверенности в себе и собственных силах.

В школе, несмотря на успеваемость, Алеша так же столкнулся с отверженностью со стороны одноклассников. Они не принимали его в свой круг лишь потому, что он был «нищ». А из-за того, что бедность не позволяла приобрести учебник, Алеша не мог попасть на урок. Так он лишился дружбы своих сверстников.

Разумеется, все эти переживания оставляли на детской душе глубокие отпечатки. Даже такому сложному детству не пришлось продлиться положенное время. Из-за недостатка дед отказывается обеспечивать юного внука и отправляет его «в люди» (Алеше было всего 11 лет). Но стоит отметить, что за этот период, Алеша стал свидетелем не только бесчеловечности и жестокости, но и познакомился с людьми, безгранично добрыми и открытыми для других (бабушка Акулина Ивановна, мужик по прозвищу Хорошее Дело, подмастерье Цыганок). Он тянулся к ним всем сердцем, впитывал «крохи тепла и заботы», проявленными с их стороны. Но особая роль была все же отведена была бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова». Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом», будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Возможно, именно эти люди и помогли Алеше Пешкову (Максиму Горькому) противостоять «свинцовым мерзостям» и вырасти человеком светлым, не мирящимся со злом.

« Горький считает, что в детство – это важный этап развития любого человека, ведь в это время формируется характер, мировоззрение, психика, создается целостная личность, которая впоследствии станет частью общества. А потому так важно, чтобы возле ребенка были такие люди, которые смогли бы вложить в юное сердце доброту, великодушие, сострадание».

Источник: https://MyBook.ru/author/maksim-gorkij/detstvo-otryvok-iz-povesti/reviews/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]