символика цвета и света в “Слове о полку Игореве”
19.07.2011
Цвет занимает важное место в поэтической системе «Слова». Представление о цвете автор дает, во-первых, цветообозначающими прилагательными: багряный, белый, бусый, зеленый, серый, сизый, черный, черленый (красный). Бусый, серый и сизый — смешанные цвета, остальные – чистые.
В роли цветообозначающих определений в «Слове» выступают также отпредметные прилагательные серебряный, золотой, жемчужный, кровавый, которые прямо указывают на цвет только в переносном значении (кровавые зори, серебряные берега, струи реки, седина), а в иных случаях – опосредованно.
Кровавые берега и кровавая река – это залитые кровью, а значит, красные от крови. «Серебряное» оружие — сделанное из серебра, но этот эпитет употреблен в ряду цветообозначающих прил.: белая хоругвь, черленая челка, черленый стяг, что делает и его цветообозначением.
Эпитет золотой (а также злаченый, златоверхий и т. п.) обозначает в «Слове» «княжеский» (золото – княжеский атрибут), но с ним связано – через цвет – понятие о ярком свете, подобном солнечному, в одном случае автор «подсказывает» это читателю: Всеволод «посвечивает» своим золотым шлемом.
Метафора «жемчужная душа» построена на сравнении чистой души князя, в одиночестве умирающего на поле битвы, с чистой, светлой, перламутровой белизной жемчуга.
Интересно, что блеск «жемчужной» души не противопоставляется в произведении, как в христианской литературе, «мрачному» телу, а сочетается с блеском «золотого ожерелья» (гривна, знак княжеского достоинства) на шее князя.
Художественную функцию цвета в «Слове» исследователи связывают с оценочной характеристикой «положительный – отрицательный». По мнению М. В. Пименовой, положительная оценка связана в произведении со светлыми тонами, а отрицательная — с темными. Но такая трактовка цветовой символики как и «тёплые – холодные» тона (Накамура) ошибочна
Сводить цветовую палитру «Слова о полку Игореве» к простому противопоставлению их как светлых и темных или теплых и холодных – значит обеднять художественное значение цвета в «Слове». Каждый цвет здесь важен сам по себе и имеет свое значение, закрепленное за ним в символической системе традиций народной культуры.
По мнению исследователей, можно говорить о цветовом коде, реализующемся в текстах традиционной народной культуры, и о круге символичного употребления для каждого цвета. В частности, цвет — один из элементов, при помощи которых создается языческая модель мироустройства.
Каждая из космических сфер имеет «свой» цвет: небесная область богов — белый, земная область людей, мир жизни — красный (природный мир Земли символизировал зеленый), нижний мир делился на водные глубины — синего цвета, и подземный мир, преисподнюю — черного.
Не случайно поэтому обитающая в нижнем мире «нечистая сила» — синего и черного цветов. Это представление нашло отражение и в христианской литературе.
Стремясь резче противопоставить русских и половцев как «своих» и «чужих», автор «Слова» вводит это противопоставление в систему мифологических оппозиций свет/тьма, солнце/тучи, земля/море, земля/поле и т. д. Этому противопоставлению служит также оппозиция черленого (красного) — синего (соответствующая оппозиции земля – море) и золотого – черного (соответствующая оппозиции солнце/тучи).
Красный (как цветообозначение употребляется с XVI в.
, до этого означал «красивый»), по-древнерусски «черленый» или «червленый», маркирующий в мифологии мир людей, мир жизни, в «Слове» связан с русскими (их щиты четыре раза названы «чрълеными»), а синий, маркирующий в мифологии мир «синего моря», подчеркнуто связан с половцами, которые живут «у синего моря», «на синем Дону».
Из всех рек, упомянутых в «Слове», только Дон, половецкая, враждебная для русских река, характеризуется, как и в фольклоре эпитетом «синий». Интересно также, что синий цвет связан с «мертвой» водой, а белый — с «живой». Загадочные «синии молнии» и «синее вино» также имеют символический смысл в «Слове» и соотносятся с половцами.
Источник: https://eruditcity.ru/4729
Цвет в «Слове о полку Игореве»
Необыкновенно богат язык произведения. Вот перечисление некоторых прилагательных:
Багряный, белый, зеленый, серый, сизый, черный, черленый, серебряный, золотой, жемчужный, кровавый. Словосочетания рисуют запоминающиеся образы: кровавые зори, серебряные берега. Кровавые берега и кровавая река — залитые кровью, а значит, красные от крови. «Серебряное» стружие — сделанное из серебра.
Метафора «жемчужная душа» построена на сравнении чистой души князя, в одиночестве умирающего на поле битвы, с чистой, светлой, перламутровой белизной жемчуга. Цвет — один из элементов, при помощи которых создается языческая модель мироустройства.
Каждая из космических сфер имеет «свой» цвет: небесная область богов — белого цвета, земная область людей, мир жизни — красного цвета, природный мир Земли символизировал зеленый цвет, нижний мир делился на водные глубины — синего цвета и подземный мир, преисподнюю — черного цвета.
Не случайно поэтому обитающая в нижнем мире «нечистая сила» — синего и черного цвета. В «Слове…» эпитет «синий» подчеркнуто связан с половцами и несет негативный смысл, в том числе и в выражении «синии молнии», которое употреблено в символическом значении.
Черные тучи, идущие с моря, — это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии — это сверкающие половецкие сабли.
«Синее вино» можно понимать как темное, мутное вино в сне Святослава.. Но кроме того, вино в «Слове…» — символ крови. Кровавое вино — это кровь русских, которой они напоили сватов-половцев на битве-пире. Синее вино, которым поят Святослава, — это кровь половцев. Во сне со Святославом происходит то, что на самом деле происходит с русскими на Каяле).
А с печалью оно смешано потому, что Игорь и Всеволод «нечестно (без чести, без победы, напрасно) кровь поганую пролили». Солнце, золото, русские князья — все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое», «посвечивает» золотой шлем Всеволода, как и другие золотые и позолоченные предметы. Игорь — «свет светлый».
Тучи же, хотящие «прикрыть» четырех князей-солнц, — черные.
Идею света несет в «Слове…», помимо золотого и жемчужно-белого, еще и багряный цвет. Пурпуровый, менее густой, чем червленый, алее, самый яркий и чистый красный цвет. Багряными названы два погасших столпа, символизирующие двух младших русских князей, участвовавших в битве, — Святослава Рыльского и Владимира Путивльского (Игорь и Всеволод названы солнцами).
В «Слове…» рассматриваемое слово в разных случаях имеет разный смысл. «Босый волк» — это волк с серо-беловатой, после весенней линьки, летней шерстью (Игорь бежит из плена летом, поэтому сравнивается не с серым, а с босым волком).
«Босуви врани» — это серые воро́ны с черной окраской головы, горла, крыльев, хвоста, клюва и ног (т. е. серо-черные). «Бусово время» — это, вероятно, в переносном значении — темно-серое, мрачное время.
Исследователи давно обратили внимание на то, что «босуви врани» Сна Святослава перекликаются с выражением «время бусово» в речи бояр, толкующих сон.
Злорадствующие по поводу поражения русских готские «красные девы» предстают во Сне Святослава как каркающие серые вороны: они воспевают мрачное темное время, когда черные тучи половцев прикрыли на Каяле всех четырех князей-солнц, когда тьма одолела свет.
В некоторых случаях автор использует, по определению, «нагнетание» мрачных, темных цветов, например, в символическом описании надвигающихся половецких войск (черные тучи, синии молнии, кровавые, т. е. зловещие, зори), в Сне Святослава (черная паполома, синее вино, синее море, «время бусово»).
Им противопоставлены радостные, светлые картины: картина первого, удачного для русских, боя, где описание трофейного знамени, преподнесенного Игорю, построено на красном, белом, серебряном цвете, картина возвращения Игоря на родину: Донец стелет Игорю зеленую траву на своих серебряных от росы берегах, одевает его теплыми туманами под сенью зеленого дерева.
Источник: https://slavkrug.org/cvet-v-slove-o-polku-igoreve/
Образ природы в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль.
Природа в «Слове о полку Игореве» выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку.
Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она «переживает» за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».
Вспомним описание второй битвы. «…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!» В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения.
За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно.
Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна.
Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь.
Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе».
Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья.
Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения.
Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.
Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, «принести повинную голову» Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.
Источник: https://studopedia.net/12_21483_obraz-prirodi-v-slove-o-polku-igoreve.html
Картины природы в “Слове о полку Игореве”
на символика света и цвета в Слове о полку Игореве. В частности представляет интерес, как автор использует эти символы.
Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак.
Черный цвет и в Слове…, и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы черные тучи и черные вороны.
Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: синее море, синие молнии, синяя мгла, черпали синее вино с горем смешанное. Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.
А белый цвет имеет противоположный смысл добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.
Много сказано в Слове о полку Игореве о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна.
Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении.
Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.
- О Донец! И тебе много славы.
Князя ты на волнах лелеял,
Траву подстилал зеленую
На своих серебряных берегах,
Одевал его теплою мглою,
Тенью зеленого дерева,
Гоголем стерег на воде,
Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: теплою мглою, на … серебряных берегах, траву подстилал зеленую.
И еще одну реку описывает автор Каялу. Река с таким названием до сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.
Т.о. реки, травы, поля и леса, окружающие их это неотъемлемая часть Слова о полку Игореве и играет огромную роль в образе Русской земли.
Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в Слове… основной образ произведения Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.
Лихачева: Автор Слова… рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая Слово…, он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
Образ Русской земли существенная часть Слова… как призыв к ее защите от внешних врагов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Многие ученые говорят о художественном значении Слова…. Неопытному человеку это будет непонятно: ведь в произведении очень сложный и непонятный язык (даже при переводе). Однако понять можно. Дело в том, что автор создал во всем произведении единую картину.
Это поэтическое произведение древности поражает взаимосвязью мира человека и природы.
Слово о полку Игореве – произведение поразительно цельное. Художественная форма Слова…очень точно соответствует его идейному замыслу. Т.е.
образы Слова… способствуют выявлению основной цели идеи единства Руси .
В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она открывает нам мир человека 12 века, рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность.
Интересно то, что свое произведение автор начинает с развернутой метафоры песни поэта, описывающей охоту, а заканчивает торжеством людей на фоне радостной, торжествующей природы. Т.о. автор уделяет большое значение образам природы.
Лишь с их помощью мы можем выяснить мировоззрение людей 12 века, заметить тесную и неразделимою связь природы и человека.
С одной стороны, автор Слова… уделяет огромное внимание образам природы. Поэтому их в произведении очень много. Дело в том, что через них писатель выражает свои эмоции, переживания и чувства, которых у него очень много.
С другой стороны, писателю важны и образы символы в Слове…. Писатель использует их потому, что они выражают мир, в котором живет автор произведения, они отражают его взгляды на жизнь.
Без образов символов для писателя 12 века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем мир писателя, его восприятие к окружающей среде, его мировоззрение и веру.
Это наиболее важный источник установления личности писателя, его образа жизни.
Итак, автор уделяет огромное внимание картинам природы в Слове о полку Игореве, как средство выражения своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности.
Список литературы.
- Преданья старины глубокой. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
- Прокофьев Н.И. Слово о полку Игореве: космические мотивы, зем�
Источник: https://studsell.com/view/62152/40000
Сочинение на тему Образы и символы в «Слове о полку Игореве»»
Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажем, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий.
Без них для писателя 12 века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины. Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение.
«Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».
На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле». В поэме много раз автор говорит о солнце.
Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав.
Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав». Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря. Волки грозно воют по оврагам, Орлы клекотом на кости зверей воют, Лисицы брешут на червленые щиты.
Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека. Тогда по русской земле редко пахари кричали, но часто вороны граяли, трупы между собой разделяя. А галки свою речь говорили – хотели лететь на кормление – уедие.
А в конце произведения автор рассказывает о соловьях, как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени. Соловьи веселыми песнями рассвет возвещают. Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.
Красив также и образ лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится несколько раз, например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет интерес, как автор использует эти символы.
Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные вороны».
Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе. А белый цвет имеет противоположный смысл – добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора.
«Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты». Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна.
Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве. О Донец! И тебе много славы.
Князя ты на волнах лелеял, Траву подстилал зеленую На своих серебряных берегах, Одевал его теплою мглою, Тенью зеленого дерева, Гоголем стерег на воде, Чайками на волнах, чернядью на ветрах. Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую». И еще одну реку описывает автор – Каялу.
Река с таким названием до сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния. Т.о. реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве» и играет огромную роль в образе Русской земли.
Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли.
Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов». Многие ученые говорят о художественном значении «Слова…».
Неопытному человеку это будет непонятно: ведь в произведении очень сложный и непонятный язык (даже при переводе). Однако понять можно. Дело в том, что автор создал во всем произведении единую картину. Это поэтическое произведение древности поражает взаимосвязью мира человека и природы. «Слово о полку Игореве» – произведение поразительно цельное.
Художественная форма «Слова…»очень точно соответствует его идейному замыслу. Т.е. образы «Слова…» способствуют выявлению основной цели – идеи единства Руси ». В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она открывает нам мир человека 12 века, рассказывает о тесной связи между человеком и природой.
Именно это придает произведению большую художественную ценность. Интересно то, что свое произведение автор начинает с развернутой метафоры – песни поэта, описывающей охоту, а заканчивает – торжеством людей на фоне радостной, торжествующей природы. Т.о. автор уделяет большое значение образам природы.
Лишь с их помощью мы можем выяснить мировоззрение людей 12 века, заметить тесную и неразделимою связь природы и человека. С одной стороны, автор «Слова…» уделяет огромное внимание образам природы. Поэтому их в произведении очень много. Дело в том, что через них писатель выражает свои эмоции, переживания и чувства, которых у него очень много. С другой стороны, писателю важны и образы – символы в «Слове…». Писатель использует их потому, что они выражают мир, в котором живет автор произведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов – символов для писателя 12 века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем мир писателя, его восприятие к окружающей среде, его мировоззрение и веру. Это наиболее важный источник установления личности писателя, его образа жизни. Итак, автор уделяет огромное внимание картинам природы в «Слове о полку Игореве», как средство выражения своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности.
Сочинение на тему Образы и символы в «Слове о полку Игореве»»
Другие
Стр. 1
Сочинение на тему Образы и символы в «Слове о полку Игореве»»
Другие
Стр. 2
Сочинение на тему Образы и символы в «Слове о полку Игореве»»
Другие
Стр. 3
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/Cochinenie-laquoobrazy-i-simvoly-v-slove-o-polku-igoreveraquo
Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве»
Художественные средства изображения. Автор «Слова» использует самые разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворение.
Огромность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, льются голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новгороде, стоят стязи в Путивле», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве».
Таким же, как у него самого, обостренным слухом и зрением, способным прозревать пространство, наделяет автор и своих героев: когда Всеславу в Полоцке позвонят к заутрени рано у святой Софии в колокола — он в Киеве уже звон слышал, а когда Олег вступал в золотое стремя в городе Тмутаракани — тот звон слышал, бывало, великий Ярослав, а Владимир Мономах всякое утро уши себе закладывал в Чернигове.
Широкое пространство действия объединяется гиперболической быстротой передвижения в ней действующих лиц.
Всеслав, по выражению автора «Слова», хитростями подперся на коней и скакнул по городу Киеву и доткнулся копьем до золотого престола киевского. Отскочил от него лютым зверем.
В полночь из Белгорода скрылся в синем облаке, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава.
В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры: Владимира Моно- маха нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы, затворил Дунаю ворота.
Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, принимающие участие в судьбе Игоря.
Вся художественная система «Слова» построена на контрастах.
Один из самых острых контрастов, пронизывающих все «Слово», — это контраст книжных элементов стиля с народно-поэтическими. Элементы книжные и устные, переплетаясь, создают своеобразие и разнообразие стиля этого небольшого, но исключительно богатого по форме и содержанию произведения.
Широко представлена в «Слове» и феодальная символика. В военно-дружинной среде определенное символическое значение имели меч (символ войны), стяг, копье, стремя. Выражение «вступить в поход, «понизить стяг» обозначало признать себя побежденным, «испить шлемом воду из какой-либо реки» значило покорить земли на ее берегах.
Но ближе всего «Слово» к народной поэзии. Народны в «Слове» образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, с жатвой. Близок к народному плачу плач Ярославны.
В народных плачах постоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые имеются и в плаче Ярославны. Сон Святослава полон народных поэтических символов. Описание бегства Игоря из плена имеет сказочные мотивы: в сказках нередко герой, спасающийся от преследующего его колдуна, также обращается в животных.
Подобно Игорю, обернувшемуся соколом и бившему гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину, в былине о Волке Всеславьевиче последний, обернувшись соколом, бьет гусей и лебедей для своей дружины. Народного богатыря напоминает Всеволод буй-тур, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами.
Подобно Илье Муромцу, Всеволод буй-тур сражается с врагами и куда поскачет — там лежат поганые головы половецкие.
Народная стихия в «Слове» выражается в характерных для народной поэзии отрицательных метафорах («у Немиги кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов»), в фольклорных эпитетах (чистое поле, острые мечи, каленые стрелы, синее море, черный ворон, красные девы и др.), в некоторых гиперболах, сравнениях и т. д.
Поразительно, что столь небольшое произведение так богато и даже роскошно по языку. Автор «Слова» очень точно и метко подбирает слова и выражения.
Соловьиное пение не прекратилось — оно «уснуло»; синие молнии не просто блестят — они трепещут»; трава не просто полегла — она «никнет». Персты не просто кладут на струны — их «воскладают». Славу можно «расшибить» и «притрепать».
Тоска «разливается». Печаль «течет» посреди Русской земли. Веселье «развеивается по ковылю».
Автор «Слова» очень скуп на эпитеты, но зато употребленные им — метки. Например, такие эпитеты: «жемчужная» душа, «теплые» туманы («иглы»), «живые» струны.
Богато и разнообразно слуховое восприятие автора «Слова». Голоса девиц на Дунае не просто доносятся до Киева — они вьются». Телеги у него не скрипят, а «кричат», как лебеди.
Соловьи «щекочут», их песни «веселые», орлы «клекчут», лисицы «брешут», галки «говорят», кони «ржут», вороны «грают», туры «рыкают», сороки «втроскоташа», дятлы «тектом» поведают путь Игорю, ночью слышен звериный свист (свист степных сусликов) и т. д.
Зрительная четкость образов «Слова» поразительна. Автор «Слова» обладал повышенным чувством цвета, характерным для эпохи высокого развития древнерусской живописи, наступившего в XII веке. Зрительно эффектны образы плавающих в красной крови золотых шлемов, зеленой травы на серебряных берегах Донца, черной земли, политой красной кровью.
Таковы далеко не все художественные средства изображения, используемые автором «Слова о полку Игореве».
Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского художественного слова.
Красотой «Слова»были упоены люди безукоризненного вкуса: Жуковский, Пушкин, Гоголь, а в XX веке — Блок, Бунин, Лихачев и многие другие литераторы.
Источник: https://prepodka.net/hudozhestvenny-e-sredstva-izobrazheniya-v-slove-o-polku-igoreve/
2. Мифологическое значение плача Ярославны
Огромную композиционную роль в «Слове о полку Игореве» играет плач Ярославны. Она обращается с мольбою к языческим божествам с просьбой спасти её любимого мужа. Плач Ярославны представляет в «Слове…» такую же самостоятельную картину, созданную творчеством автора, как и сон Святослава с его Золотым Словом.
Все события автор поставил в своем произведении под высший порядок сверхъестественных явлений. Наяву, в степи, знамением солнца небо предостерегало Игоря от его безумного предприятия, но он его не послушал и через то навлек столько бед на себя и всю Русскую землю.
Далее следует таинственное откровение Святославу в его видениях о несчастной участи Игоря и бесславии Киевской Руси, откровение, заставившее его обратиться ко всем князьям за помощью. Не сила и оружия, но лишь плач или точнее, молитва Ярославны, устроит спасение Игоря и радость Русской земли.
Таково внутреннее отношение плача Ярославны к предыдущим частям «Слова…».
Ярославна изображается здесь в образе зегзицы или кукушки, как и в народном песнетворчестве изображается всякая горюющая женщина.
а) Моление к Ветру.
Ярославна рано плачетъ в Путивле,
На городской стене приговаривая.
Это поправка, которую автор повторяет пред каждым молением.
Ветры называются внуками Стрибога_и потому не удивительно, если здесь Ярославна, обращаясь к Ветру, называет его Господином.
Моление это имеет характер жалобного к нему воззвания, за что он так к ней не милосерд и за что он так жестоко ее наказывает, подвергал таким опасностям её милого друга, и тем самым он лишал её радости.
О, Ветеръ, Ветрило!
Почто, господине, так упорно воешь
Зачем несешь ты
На своихъ легкихъ крыльяхъ.
Хиновскихъ стрелковъ
На воиновъ лады моей
Или тебе мало веять вверху под облаками, Лелея корабли на синем море
Почто, Господине, развеялъ ты
Мое радование по ковыль травъ?
б) Моление к Днепру.
Ярославна плачетъ в Путивле граде,
На городской стене приговаривая:
О, Днепръ Словутичъ!
Она величает его сыном некоего Словуты, быть может, Великана, от которого народная вера производила рождение Днепра, как объясняет она появление и других рек.
В своем молитвенном к нему обращении Ярославна указывает на его могущество:
Ты пробилъ, говоритъ, каменные горы
Сквозь землю Половецкую.
Нужно видеть каменные утесы, которые торчат в порогах из-под воды, чтобы чувствовать величие силы, разрушившей встретившейся ей на пути каменные горы, остатками которых служат эти утесы. Эти утесы дают понимать, какую страшную борьбу вела некогда река с каменными горами.
Далее, она указывает на его благость:
Ты, говоритъ, лелеял на себя Святослава насады
До полку Кобякова.
Она вспоминает одержанную незадолго перед тем победу над половцами великим князем Святославом Киевским вместе с другими князьями, когда Днепр благоприятствовал своими волнами плаванию их насадов и когда они пять дней, по сказанию летописи, искали варваров за Днепром.
Прилелей же, о Господинъ, мою ладу ко мне,
Чтобы не слала я рано к нему слез на море.
в) Моление к Солнцу.
Ярославна рано плачетъ в Путивле, На стене городской приговаривая:
О, светлое и пресветлое Солнце!
Она называет его, также как и Ветер, Господином и выражает пред ним жалобное воззвание, зачем оно так немилосердно к воинам её, обезоруживая их зноем и безводьем на поле брани.
Ты для всех тепло,
И для всех красно;
Почто же, Господине.
Простерло ты свой знойный лучъ
На воинов лады моей
В безводной степи
От насилья не могут стрелять, отъ натуги и стрелы вынимать,
Нуждою их луки свело,
Истомой их тулы заткнуло!
Р.О. Якобсон признавал единение языческих и христианских элементов в «Слове».
Он считал, что «плач Ярославны – иносказательное обращение к христианскому Богу, к Святой Троице; мифологическая триада «небо – воздух – земля» могла получить в «песни» об Игоревом походе христианское осмысление» Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. Л.; М., 1969. Т. 24. С. 32-34).
В.В.
Кусков, признавая, что «плач Ярославны – это прежде всего мольба, заклинание, обращенные к силам природы: ветру, Днепру, тресветлому солнцу», настаивал на библейской основе этого «заклинания»: «При этом в обращениях Ярославны не трудно обнаружить, правда, в преображенном уже виде, ряд поэтических образов, восходящих не к славянскому язычеству, а к Псалтири и учительной литературе. В «Слове» – «мало ли ти бяшеть горе под облакы веяти », «чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крильцю ». В псалме 103: «Полагая облакы в нисхождение свое, ходяи на еотлу ветръную…», , «И възыде на херовим и лете на крилу ветьнюю». В «Слове о полку Игореве»: «Светлое и тресветлое солнце! Всем тепло и красно еси! Чему, господине, простре горячую свою лучю на лады вои в поле безводне жаждею им лучи съпряже, тугою им тули затче» Кусков В. В. Связь поэтической образности “Слова о полку Игореве” с памятниками церковной и дидактической письменности XI-XII вв. // “Слово о полку Игореве”. Памятники литературы и искусства XI–XVII вв. С. 85).1989г.
Источник: https://litra.bobrodobro.ru/4251