Басни Крылова. Иван Андреевич Крылов и его творчество :
Басня – один из древнейших литературных жанров. Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы.
Из истории басен
Первым баснописцем считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI-V ст. до н. э. У римлян знаменитым автором сатирических произведений был Федр (I век н. э.). XVII столетие подарило Франции и всему миру талантливого баснописца Жана де Лафонтена. В России самым известным сочинителем нравоучительных поэтических произведений был Иван Андреевич Крылов (1769-1844).
Поэт написал за свою жизнь 236 басен, которые при нём были выпущены в 9 сборниках. В своих сатирических творениях Иван Андреевич затронул всю Россию: от простых мужиков до вельмож и царя. Некоторые басни Крылова по своим сюжетам перекликаются с произведениями Эзопа и Лафонтена.
Есть в его творчестве и полностью оригинальные истории, содержание которых не встречалось нигде ранее.
Герои повествований
Каждому русскому человеку с детства знаком Иван Крылов. Басни его написаны доступным языком с использованием фразеологизмов, поговорок и пословиц. Их сюжеты отличаются достоверностью происходящего и затрагивают злободневные темы.
Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми.
Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Досталось от творчества Ивана Андреевича и императору Александру I: он не в самом лучшем виде представлен в образе царя зверей, льва, в баснях «Пёстрые овцы» и «Рыбья пляска».
В противовес знати и богатым людям Крылов сочувствует беднякам, страдающим от беззакония и крепостного права.
Особенность творений поэта
Басни Крылова – короткие сатирические литературные творения, отличающиеся увлекательным сюжетом, динамичностью, реалистичными диалогами, психологической достоверностью образов героев.
Одни из его сатир описывают бытовые сценки («Купец», «Два мужика»), другие являются аллегориями («Дикие козы»), третьи – памфлетами («Щука», «Пёстрые овцы»). Есть у Крылова и рассказы в стихотворной форме («Мот и Ласточка»).
Уникальность басен поэта заключается в том, что, несмотря на свой более чем солидный возраст, они не потеряли актуальности и сегодня. И это неудивительно, ведь человеческие пороки с течением времени не меняются.
Характеристика «Квартета»
Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось.
Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах.
Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.
Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки.
Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом.
Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.
Несколько слов о «Лебеде, раке и щуке»
Рассматривая басни Крылова, нельзя оставить без внимания его известное сатирическое творение «Лебедь, рак и щука» (1814). В сюжете произведения прослеживается тонкий намёк на события, происходящие в те времена в России – возмущение российского народа раздором, царившим в Государственном совете.
Начинается басня с короткого трёхстрочного назидания, смысл которого заключается в простой истине: если среди друзей нет согласия, тогда за что бы они ни взялись, ничего у них не получится. Именно во вступлении Крылов и выразил мораль басни.
Далее следует само повествование о том, как щука, рак и лебедь впряглись в воз, однако так и не смогли сдвинуть его с места, ведь каждый из них тянул его в свою сторону. Басня является одним из наиболее известных творений поэта, она стала популярной ещё при его жизни и остаётся таковой по сегодняшний день.
Последняя строчка басни «а воз и ныне там» превратилась в крылатую фразу, символизирующую отсутствие единства в мыслях и действиях, а главные персонажи стихотворения стали героями многочисленных карикатур.
Содержание и мораль «Вороны и лисицы»
В современную школьную программу всегда входит Иван Крылов. Басни его отличаются простотой восприятия и поэтому понятны детям всех возрастов. С особым интересом читает подрастающее поколение «Ворону и Лисицу», написанную автором в 1807 году.
На создание произведения Крылова вдохновило творчество Эзопа, Федра, Лафонтена и прочих баснописцев, которые уже использовали похожий сюжет с лисой и вороной. Краткое содержание басни следующее: ворона где-то достала кусок сыра и взлетела на дерево, дабы съесть его.
Пробегающей мимо лисе лакомство пришлось по душе, и она захотела выманить его у птицы. Сев под дерево, плутовка начала просить ворону спеть, всячески расхваливая её вокальные способности. Птица поддалась на льстивые речи, каркнула и сыр выпал из её клюва. Лиса схватила его и удрала.
Мораль басни звучит в первых её строчках: с помощью лести человек всегда добьётся своего.
Другие известные басни
Мораль басен Крылова понятна каждому. В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.
Мораль басни «Мартышкины очки» в том, что люди, не разбирающиеся в деле, за которое берутся, выглядят смешно. В сатирическом произведении в образе мартышки высмеиваются невежды, а очки отождествляются со знаниями. Люди, не понимающие ничего в науке и берущиеся за неё, своей глупостью только смешат окружающих.
Несмотря на то что басни Крылова короткие, в них очень чётко отображено отношение автора ко всевозможным человеческим недостаткам. Как ни странно, но по истечении двух столетий, прошедших со времён написания произведений поэта, в обществе ничего не изменилось, поэтому их можно и сегодня использовать в качестве нравоучительных историй и воспитывать на них подрастающее поколение.
Источник: https://www.syl.ru/article/169738/new_basni-kryilova-ivan-andreevich-kryilov-i-ego-tvorchestvo
Актуальность басен и. а. крылова
Актуальность басен и. а. крылова
1 вариант
Басни И. А. Крылова известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лично для меня они привлекательны тонким юмором, афористичностью, глубоким пониманием человеческой сущности, умелым изобличением пороков и недостатков общества, мудрыми выводами.
У читателя создается впечатление, что призвание автора – выражать наболевшие мысли и чувства всего народа. В своих произведениях он мастерски раскрывает такие проблемы, как борьба добра и зла, правды и лжи, искренности и лицемерия, порядка и беззакония, честности и коварства, справедливости и беспринципности.
Герои Крылова – животные, птицы, насекомые, но они олицетворяют собой людей. Ведь не секрет, что и в нашем обществе частенько встречаются хитрые лисы, невежественные ослы, легкомысленные стрекозы или хвастливые сороки.
И еще. Знакомясь с поучительными творениями баснописца, понимаешь, что за все эти годы мы не слишком-то изменились. Именно это и определяет актуальность и востребованность басен Крылова.
До тех пор, пока человек не сумеет отказаться от всего плохого, будут нужны люди, напоминающие о добром и светлом, помогающие выбрать новый путь.
2 вариант
В баснях Крылова – быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г. Белинского, в баснях выразилась “целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род”.
Во многих баснях Крылова показана тяжелая жизнь крестьян, страдающих от неправедного суда, произвола, тяжелой барщины и оброка. Простые люди нигде не находят правды, с них везде берут взятки, никто не помогает им в беде. Такое нередко встречается и сейчас.
В басне “Волки и Овцы” речь идет о том, что в учрежденном совете сидели Волки, смирненько ходившие около стад, когда “бывали сыты”. Волки “заседание в глухом лесу открыли”, “судили”, думали, рядили и, наконец, придумали закон, что если Волк станет обижать Овцу,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас
Представить.
Крылов отмечал роль народа в развитии страны (“Собака и Лошадь”).
Подчеркивая, что в крепостнических условиях не может развиваться талант народа, Крылов требовал внимания к голосу масс, высказывался против монополии дворян в управлении страной (“Дикие Козы”, “Собака и Лошадь”, “Листы и Корни”). Действительно, в одиночку нельзя управлять страной и нельзя не учитывать мнение народа.
Затрагивал Крылов и вопросы о роли труда и просвещения в развитии общества, что очень важно и сейчас, в XXI веке.
В басне “Огородник и Философ” ставится вопрос о ценности реального знания, о связи труда с наукой.
Басня “Листы и Корни” указывает на огромное значение тех, кто кормит общество, басня “Пруд и Река” говорит о ценности труда: талант без деятельности пропадает, как высыхает и зарастает осокой пруд.
Тема труда занимает большое место в баснях Крылова: осмеивается праздность Стрекозы (“Стрекоза и Муравей”) и Мух (“Пчела и Мухи”), паразитизм Пауков (“Паук и Пчела”), а всем противопоставляется работящая и хлопотливая Пчела, которая трудится на общую пользу:
..А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть.
“Без труда не выловишь и рыбку из пруда” – и сейчас актуально звучит эта русская народная пословица.
Д. Бедный говорил о неувядаемой силе творчества Крылова: “Басня была основным оружием Крылова. Отточенное Крыловым оружие служит нам и сегодня в борьбе со всеми теми силами, которые мешают нашему созидательному труду… Крыловская поэзия – алмаз, сверкающий в драгоценной короне великой русской литературы”.
Многие выражения баснописца прочно вошли в наш разговорный язык на правах пословиц и крылатых выражений, которые актуальны до сих пор: “А Васька слушает да ест”; “Слона-то я и не приметил”; “Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку”; “Как Белка в колесе”; “А воз и ныне там”; “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет”; “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”
В баснях Крылова все очень реально, только выражено в соответствии с произведениями народного творчества. В. Г. Белинский отмечал: “В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”.
Персонажи с их индивидуальными чертами в баснях Крылова выступают естественно, как в жизни: лев – не просто зверь, а грозный царь, лжец – какой-то дворянин, а может быть, и князь.
Читаешь басни Крылова – и многие из действующих лиц напоминают нам наших знакомых, а нынешние события повторяют давно известные ситуации из его произведений.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/aktualnost-basen-i-a-krylova/
Иван Крылов. Критика. Язык басен Крылова
А.С. Бедняков
Народность басенного творчества Крылова нужно понимать не только в том, что его басни были доступны широким народным массам, и не только в том, что в языке басен мы находим черты, сходные с формальными особенностями народного языка, — басни его народны потому, что в них поэт-баснописец является выразителем народного сознания, в них воплотились ум и сердце народа, его острая сметка, подлинная «мудрость самого» народа», как говорил Гоголь.
Цель настоящей работы — показать черты народности в морфологической структуре басенного языка Крылова.
Великий баснописец исключительно тонко использует словообразовательные средства языка, широко привлекая их то из живой народной речи, то из произведений русского фольклора — песен, пословиц поговорок, сказок, причем эта народная стихия в структуре его слова характерна не только для диалогов действующих лиц, но и для речи самого автора.
Одна из отличительных особенностей народной речи — это чрезвычайное богатство суффиксов, причем еще Востоков в своей «Грамматике» отмечал, что «суффиксы смягчительные (денек, солнышко, водица), увеличительные и уничижительные принадлежат просторечью».
О богатстве уменьшительных суффиксов в русском языке говорил Чернышевский, сравнивая в этом отношении русский народный язык не только с отечественным литературным языком, но и с греческим, латинским и новыми европейскими языками.
Не менее богаты в народном языке суффиксы увеличительные, пренебрежительные, суффиксы с собирательным значением и др.
Второй характерной чертой приемов словообразования в русском языке, особенно в народном, является своеобразное использование приставок в целях картинности и изобразительности действия в глаголе.
Перейдем к рассмотрению приемов суффиксации и префиксации в языке басен Крылова.
II
Суффиксы имен существительных, наречий, глаголов и прилагательных
Народный характер языка басен Крылова подчеркивается обилием уменьшительных и увеличительных суффиксов в именах существительных, причем самые различные оттенки значений вкладываются баснописцем при выборе им тех или иных суффиксов этой группы в зависимости от целеустремленности повествования: тут и различные оттенки иронии, начиная от легкой насмешки и кончая бичующим сарказмом; выражение сочувствия автора, его симпатии к слабым, обиженным героям; лесть с оттенком заискивания перед сильнейшими или с оттенком хитрости лукавых героев; передача фамильярного тона; значение ласкательности и пренебрежения и т. д. Эти суффиксы, выражающие категорию оценки, составляют наиболее многочисленную группу в языке басен, что вытекает из самого характера синтетического жанра басни.
Суффиксы уменьшительные, придающие оттенок иронии:
1) Но кончик хвостика лисица замочила, И ко льду он примерз. («Лиса».)
2) Натешился, наелся кот, И кумушку проведать он идет. («Щука и Кот».) 3) Поймала кошка соловья, В бедняжку когти запустила И, ласково его сжимая, говорила: «Соловушка, душа моя!» («Кошка и Соловей».)
Суффиксы ласкательные, с оттенком заискивания:
«… скажи скорее, Кто здесь из мужичков добрее … Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?» («Волк и Кот».)
Суффиксы ласкательные, с оттенком лести:
1) «Как, милый петушок, поешь ты громко, важно!» «А ты, кукушечка, мой свет, — Как тянешь плавно и протяжно…» «Тебя, мой куманек, век слушать я готова». («Кукушка и Петух».)
2) «Ну, что за шейка, что за глазки!,. Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!.. Спой, светик, не стыдись. Что ежели, сестрица, при красоте такой И петь ты мастерица («Ворона и Лисица».)
Суффиксы ласкательные, с оттенком фамильярности:
«И, полно, куманек,
Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей». («Щука и Кот».)
Суффиксы ласкательные, с оттенком сочувствия:
1) А Белочка моя нередко голодает И скалит перед Львом зубки свои сквозь слёз.. («Белка».)
2) Поймала кошка соловья В бедняжку когти запустила… («Кошка и Соловей».)
Суффиксы ласкательные, с оттенком хитрости:
Лисица птицам говорит, На камушке против гнезда сироток сидя: «Не киньте, милые, без помощи детей; Хотя по зернышку бедняжкам вы снесите, Хоть по соломинке к их гнездышку приткните; Вы этим жизнь их сохраните…»(«Добрая Лисица».)
Суффиксы увеличительные:
«… послушай-ка, дружище, Ты, сказывают, петь великий Мастерище». («Осел и Соловей».)
Суффиксы ласкательные:
1) «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай!» («Демьянова уха».)
2) «Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» («Демьянова уха».)
Суффиксы уменьшительно-ласкательные:
1) «Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Еще хоть ложечку».(«Демьянова уха».)
2) Дуб держится — к земле Тростиночкаприпала.(«Дуб и Трость».)
3) «Какие бабочки, букашки, козявки, мушки, таракашки…»(«Любопытный».)
Суффиксы пренебрежительные:
1) А ей они на взгляд Не женихи, а женишонки… («Разборчивая невеста».)
2) Что сходит с рук ворам, За то воришек бьют… («Вороненок».)
Как видно из цитируемых примеров, в группе уменьшительно-ласкательных, увеличительных и пренебрежительных суффиксов, выражающих категорию оценки, наиболее часто встречаются следующие: -ушк- (старинушка), -ок- (воронок), -еньк- (Мишенька), -к- (шейка), -иц- (ушица), -онк- (женишонки), -ишк- ( воришки, часишки), -енок- (курченок).
Те же самые суффиксы мы находим в произведениях народного творчества — песнях, причитаниях, пословицах, загадках, былинах, сказках.
Следует только отметить, что диапазон оттенков различных значений суффиксов в баснях Крылова значительно шире, чем в произведениях какого-либо одного вида фольклора, что объясняется тем, что басня, как синтетический жанр, по своей целенаправленности совмещает в себе самые различные художественные средства и драматических, и лирических, и дидактических произведений.
Широко распространены уменьшительно-ласкательные суффиксы в языке басен Крылова в наречиях, сближая в этом отношении басенный язык с языком произведений фольклорного характера. Примеры:
1) Хозяин стал сводить легонько первый воз… («Обоз».)
2) На ту беду Лиса близехонько бежала. («Ворона и Лисица».)
3) «Нет, кумушка, я видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху». («Лисица и Сурок».)
Интересно отметить, что суффиксы, выражающие категорию оценки, очень редко используются Крыловым в применении к именам прилагательным. Во всех баснях нами отмечено всего только шесть прилагательных с суффиксами –еньк-, -оньк- и один случай с суффиксом -оват-. Примеры:
1) Овечек бедненьких — за что? Совсем безвинно! Дирал бесчинно. («Мир зверей».)
2) «Поешь же, миленький дружочек!» («Демьянова уха».)
3) Бывают и орлы, как видно, плоховаты. («Вороненок».)
Причина этой малой распространенности суффиксов оценочной группы в именах прилагательных, может быть, лежит в том, что имена существительные, с которыми обычно в речи согласуются прилагательные, в басенном языке Крылова в огромном большинстве случаев выступают с тем или иным оттенком эмоциональной окрашенности, беря на себя эту часть языковой выразительности и, очевидно, разгружая в этом смысле имена прилагательные.
Поэтому также, возможно, в языке басен Крылова часто встречаются случаи определений-приложений к существительным, которые, благодаря своей частой повторяемости, воспринимаются как постоянные, устойчивые словосочетания и осознаются как одно слово (это, между прочим, свойственно также и языку фольклорных произведений). Примеры:
1) Чижа захлопнула злодейка-западня. («Чиж и Голубь».)
2) «А этого у нас искусства не видать, К расавицы-сестрицы» («Обезьяны».)
3) «Ох, мой голубчик-куманек» («Лисица и Сурок».)
4) «И что за стать Кротам мешаться в дела Царь-птицы» («Орел и Крот».)
Попутно заметим, что у других баснописцев, предшественников Крылова, суффиксы, выражающие категорию оценки в именах существительных, прилагательных и наречиях, встречаются значительно реже.
Типичным для народной речи является употребление суффиксов собирательного значения. Широко пользуется ими в своих баснях и Крылов. Примеры:
1) «На весь я свет пошлюсь, чье тонее тканьё». («Паук и Пчела».)
2) Бегут: иной с дубьём, Иной с ружьём. («Волк на псарне».
3) Утыкавши себе павлиньим перьем хвост, Ворона с Павами пошла гулять спесиво. («Ворона».)
Довольно часто в баснях Крылова встречаются типичные для простонародного языка многократные формы глагола с суффиксами –ыва-,- ива-, суффиксы –учи-, -ючи- в деепричастиях.
Те и другие формы широко распространены почти во всех видах фольклора (ср.: приналетывает, наезживает, прохаживал, прорыскивал, залетывал, сидючи, глядючи, живучи).
В баснях же предшественников Крылова они буквально единичны. Примеры из басен Крылова:
1) Ослы, не знаю как-то, знали, Что прежде Музы здесь живали… («Парнас».)
2) «Нет, кумушка, я видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху». («Лисица и Сурок».)
3) «Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей». (Щука и Кот».)
4) … пришел и Лев; он, когти разминая И озираючи товарищей кругом, Дележ располагает. («Лев на ловле».)
Употребление Крыловым деепричастий на –учи-, -ючи- является безусловным нарушением современных ему грамматических норм литературного языка. И Востоков, и Греч не находят этим формам места в «слоге возвышенном», относя их к просторечью.
III
Префиксация в языке басен Крылова
Сильным средством яркости и выразительности народной разговорной речи и языка фольклорных произведений в приемах словообразования являются некоторые особенности префиксации, особенно в глаголах.
Народный язык любит использовать различные вариации повторений: повторяется одно и то же слово («Авдотьюшка всплакнула, Васильевна всплакнула…»), удваивается один и тот же корень («шапки пушат-перепуштают», горе-горевать), повторяется одна и та же приставка с различными основами («что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке рассказать»).
Часто приставки в языке фольклорных произведений удваиваются (повыехал, поразойдутся).
Этими же характерными для народного творчества приемами префиксации в глаголах широко пользуется и Крылов, достигая тем самым в языке своих басен яркости и выразительности народной разговорной речи. В его баснях мы находим повторение одной и той же приставки, удвоение приставок и т. д.
В языке басен Крылова, как и в языке фольклорных произведений, наблюдается большая свобода префиксальных сочетаний не только с глагольными основами, но и с основами других частей речи — существительными и прилагательными. Примеры:
1) «Что-ж? Сене от того прибыток вышел мал…» («Два мальчика».)
2) «Да, помнится, что еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил…» («Волк и Ягненок».)
Широко пользуется Крылов приемом повторения одной и той же приставки в префиксальных глагольных образованиях. Например:
1) Пока с ружьем возился он, Они вскричали, встрепенулись, Взвились — и за леса веревкой потянулись. («Охотник».)
2) Запели молодцы… В ушах у гостя затрещало, И закружилась голова. («Музыканты».)
3) Пошли — засели. Натешился, наглея кот, И кумушку проведать он идет. («Щука и Кот».)
Прием удвоения приставок Крылов использует в тех случаях, когда ему нужно внести в глагольные префиксальные образования добавочные эмоциональные оттенки, обычно со значением «немного», «отчасти», «в некоторой степени».
Все эти случаи в «Толковом словаре» под ред. Д.Н. Ушакова имеют пометку «разговорное».
Например: пособрать («Лев»), пораспугал («Осел»), повытаскаю («Бедный богач»), посмолкли («Разборчивая невеста»), позадумалась («Ворона и Лисица»).
Среди приставок, которые Крылов использует для образования производных слов, особенно глаголов, часто встречаются типичные только для разговорной речи или для областного языка и просторечья. Например:
1) Расхвастался о том, где он бывал И к былям небылиц без счету прилыгал. («Лжец».)
2) «Теперь мое прибудет вдвое стадо». («Дикие козы».)
3) Он ни гугу — И щи, и кашу — все приел. («Три мужика.»)
В дополнение к сказанному отметим следующее.
Живому разговорному языку свойственно употребление наречий идиоматического характера. В большом изобилии они встречаются и в языке басен Крылова. Например:
1) А как засел в него дурак, То идол стал болван болваном. («Оракул».)
2) И из гостей домой Пришла свинья свиньей. («Свинья».)
3) А кур час от часу все мене. («Лиса-строитель».)
4) На сходке голоса чин чином собрались. («Мирская сходка».)
Примеры наречий областного языка и просторечья:
1) Он ни гугу — И щи, и кашу — все приел. («Три мужика».)
2) … и стала супротив на каменном столе. («Лев, Серна и Лиса».)
3) «…а вы пришли ее здесь вдостальдопивать».(«Мельник».)
4) «…ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут…» («Кот и Повар».)
5) «Я сроду никого не только не кусал…»(«Крестьянин и Змея».)
Примеры простонародного происхождения и образования притяжательных прилагательных от собственных имен существительных и имен персонажей басен: Лисицыны слова, белкина служба, ослиного приятства.
Отступая от современных ему грамматических норм, Крылов часто употребляет формы сравнительной степени наречий, бытующие только в разговорной речи (дале, боле, мене, богатей, богатее).
Использует Крылов и выразительность кратких форм существительных, типичных для древнерусского языка и просторечья.
1) От рыка грозного окружный лес дрожит. («Лев и Комар».)
2) Зимой ранехонько близ жила Лиса у проруби пила в большой мороз. («Лиса».)
3) Торг слажен, и с того же часа Вступила в караул Лиса. («Крестьянин и Лиса».)
Рассмотренные нами особенностей словообразовательных элементов далеко не исчерпывают всего характера морфологической структуры языка басен Крылова. В ней отложились и черты церковно-книжного языка, и черты карамзинской салонной системы литературного стиля.
Но народная стихия во всех структурных элементах языка басен Крылова — и в лексике, и в фразеологии, и в синтаксисе, и в морфологии — была основной, ведущей.
Они строились на устной языковой практике простого русского народа и явились источником развития русского литературного языка, которое продолжил и укрепил великий Пушкин.
Л-ра: Русский язык в школе. – 1953. – № 5. – С. 36-40.
Биография
Произведения
- Волк и Ягненок
- Лебедь, Рак и Щука
- Мартышка и Очки
Критика
Ключевые слова: Иван Крылов, критика на творчество Крылова, критика на басни Крылова, анализ басен Крылова, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, язык басен Крылова, русская литература
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20151210-o-yazyke-basen-i-a-krylova
Иван Андреевич Крылов: тематические группы его басен
Школьная программа по литературе с Еленой Шумкиной
Здравствуйте, друзья.
Сегодня мы увидим, на какие тематические группы можно разделить басни Ивана Андреевича Крылова…
Тематические группы басен Крылова
Общественно-политические
Например, басни «Лягушки, просящие Царя», «Рыбья пляска», «Пёстрые овцы», «Кошка и Соловей», «Волк и ягнёнок», «Слон на воеводстве», «Кот и повар».
И. А. Крылов – был человеком умеренных политических взглядов, но дар сатирика и просветительская установка творчества принуждали его обращаться к существенным политическим вопросам и проблемам устройства общества. В баснях звучит мысль о том, что власть должна быть могущественной, но рассудительной и справедливой.
Иван Андреевич высмеивал такие отношения власти и её подданных, когда «у сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягнёнок»).
Так, в «Рыбьей пляске» явен намёк на государственного и военного деятеля, графа Алексея Андреевича Аракчеева, которому император Александр I поручил фактическое управление государством, а сам выступал с лицемерными заявлениями о своём сочувствии к либеральным мероприятиям.
Проблема просвещения
Например, «Ларчик», «Любопытный», «Свинья под дубом», «Сочинитель и Разбойник», «Огородник и Философ», «Любопытный», «Обезьяны».
В этих баснях Крылов говорит нам, что бранить науки и ученье – признак глупости и невежества («Свинья под дубом»), но в учёбе, как и во всём остальном, нужна мера, иначе она может оказаться гибельным и привести к безверию («Ларчик»).
Исторические
Например, «Квартет», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Собачья дружба», «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Кукушка и Петух».
В аллегорической форме Иван Андреевич давал свою оценку разным событиям, происходящим в жизни страны.
Так, в басне «Квартет» – «скрыта» реорганизация Государственного совета в
1810 году. В басне «Волк на псарне» аллегорические образы перерастают в символы: Волк – Наполеон, ловчий – Кутузов. «Собачья дружба» высмеивает безуспешные попытки Венского конгресса в 1815 году составить проект Мирного договора. В баснях «Бритвы» и «Булат» Крылов имел в виду события 1825 года. И т. д.
Басни, конечно, написаны по конкретным поводам. Но они могут приобретать и более пространную, вневременную трактовку.
К примеру, «Демьянова уха», «Осёл и Соловей», «Кукушка и Петух» – отражают литературно-журнальную борьбу; как и эпиграммы, они направлены на высмеивание литературных противников, например, писателя, журналиста и издателя Фаддея Венедиктовича Булгарина и русского писателя, издателя, редактора, журналиста, публициста, филолога, переводчика Николая Ивановича Греча («Кукушка и Петух»).
Бытовые
Например, «Два мужика», «Мельник», «Дикие козы», «Добрая лисица», «Стрекоза и Муравей», «Трудолюбивый Медведь», «Чиж и Голубь».
Это басни – наиболее многочисленные.
Обобщают характерные ситуации, случающиеся в жизни, и выводят практические законы, разоблачая общечеловеческие пороки: тщеславие («Гуси»), праздность («Стрекоза и Муравей»), жадность («Трудолюбивый Медведь»), неблагодарность («Волк и Журавль»), лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и очки»), и т. д. Чаще всего главную мысль этих басен можно выразить поговоркой или пословицей: «Не суди о том, чего не знаешь» («Мартышка и Очки»); «Не радуйся чужой беде» («Чиж и Голубь»).
Тематическое разграничение басен Крылова не абсолютно, так как иносказание, при всей конкретности персонажей (многие из них имеют исторические прототипы), создаёт многозначность и разрешает давать разнообразные трактовки. Так, например, басня «Квартет» может восприниматься как протест против человеческой разобщённости в целом, а «Осёл и Соловей» – как сатирическое осмеяние невежества…
До свидания!
Татьяна Белоусова
Источник: https://xn--80aanaqlekhe6d1c.xn--p1ai/blog/331/
Тема сочинения: Актуальность басен Крылова
В баснях Крылова — быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г.Белинского, в баснях выразилась «целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род».
Во многих баснях Крылова показана тяжелая жизнь крестьян, страдающих от неправедного суда, произвола, тяжелой барщины и оброка. Простые люди нигде не находят правды, с них везде берут взятки, никто не помогает им в беде.
Такое нередко встречается и сейчас. В басне «Волки и Овцы» речь идет о том, что в учрежденном совете сидели Волки, смирненько ходившие около стад, когда «бывали сыты».
Волки «заседание в глухом лесу открыли», «судили», думали, рядили и, наконец, придумали закон, что если Волк станет обижать Овцу,
- То Волка тут властна Овца,
- Не разбираючи лица,
- Схватить за шиворот и в суд тотчас представить.
Крылов отмечал роль народа в развитии страны («Собака и Лошадь»).
Подчеркивая, что в крепостнических условиях не может развиваться талант народа, Крылов требовал внимания к голосу масс, высказывался против монополии дворян в управлении страной («Дикие Козы», «Собака и Лошадь», «Листы и Корни»).
Действительно, в одиночку нельзя управлять страной и нельзя не учитывать мнение народа. Затрагивал Крылов и вопросы о роли труда и просвещения в развитии общества, что очень важно и сейчас, в XXI веке.
В басне «Огородник и Философ» ставится вопрос о ценности реального знания, о связи труда с наукой. Басня «Листы и Корни» указывает на огромное значение тех, кто кормит общество, басня «Пруд и Река» говорит о ценности труда: талант без деятельности пропадает, как высыхает и зарастает осокой пруд.
Тема труда занимает большое место в баснях Крылова: осмеивается праздность Стрекозы («Стрекоза и Муравей») и Мух («Пчела и Мухи»), паразитизм Пауков («Паук и Пчела»), а всем противопоставляется работящая и хлопотливая Пчела, которая трудится на общую пользу:
- Народясь труды для общей пользы несть,
- Не отличать ищу свои работы,
- Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
- Что в них и моего хоть капля меду есть.
- «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
и сейчас актуально звучит эта русская народная пословица. Д. Бедный говорил о неувядаемой силе творчества Крылова:
- «Басня была основным оружием Крылова. Отточенное Крыловым оружие служит нам и сегодня в борьбе со всеми теми силами, которые мешают нашему созидательному труду. Крыловская поэзия — алмаз, сверкающий в драгоценной короне великой русской литературы».
Многие выражения баснописца прочно вошли в наш разговорный язык на правах пословиц и крылатых выражений, которые актуальны до сих пор: «А Васька слушает да ест»; «Слона-то я и не приметил»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»; «Как Белка в колесе»; «А воз и ныне там»; «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»; «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
В баснях Крылова все очень реально, только выражено в соответствии с произведениями народного творчества. В. Г. Белинский отмечал: «В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди».
Персонажи с их индивидуальными чертами в баснях Крылова выступают естественно, как в жизни: лев — не просто зверь, а грозный царь, лжец — какой-то дворянин, а может быть, и князь.
Читаешь басни Крылова — и многие из действующих лиц напоминают нам наших знакомых, а нынешние события повторяют давно известные ситуации из его произведений.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Тема сочинения: Актуальность басен Крылова. И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/tema-sochineniya-aktualnost-basen-krylova/