Образ и характеристика бориса годунова в трагедии “борис годунов” пушкина: описание в цитатах

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
    Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.

    Борис наделён многими положительными чертами.

Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:     Что, Ксения, что милая моя?     В невестах уж печальная вдовица!     Всё плачешь ты о мёртвом женихе…

    Безвинная, зачем же ты страдаешь? '

    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:    Учись, мой сын, наука сокращает     Нам опыты быстротекущей жизни…     Учись, мой сын, и легче и яснее-     Державный труд ты будешь постигать.

    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.

    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя.

Обратите внимание

Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство.

Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)».

Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками '.    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.

    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин.

Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.     Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже     рисует Бориса как убийцу Димитрия.

Но, в противоположность     писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением     объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его     неудачу основать царскую династию Годуновых.     Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы.

Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным».

Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ – основная, решающая сила истории.     Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».

    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/pushkin-a-s/boris-godunov/4394-obraz-borisa-godunova

Образ Пимена в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»

(Слова Пимена из «Бориса Годунова)

Образ Пимена в произведении А.С. Пушкина

«Борис Годунов»

В 1925 году великим поэтом – А.С Пушкиным была создана трагедия «Борис Годунов». Спустя год Пушкину довелось читать это произведение своим друзьям в столице. И всех, без исключения, ошеломил образ Пимена, который был настолько реалистичным, но в то же время, собирательным, что он просто потрясал воображение. М.Н.

Погодин, описывая свое впечатление от сцены, которая произошла в келье, говорит о том, что образ Пимена в этих обстоятельствах был очень схож с Нестором. Словно этот летописец ожил и говорит устами Пимена.

Конечно же, чудес не бывает.

В келье рассуждал сам Пимен, который по вполне логичным и понятным причинам переживал за будущее России. А кто тогда, в то Смутное и непонятное время, не переживал за свое Отечество? Наверное, только те, кто оставался равнодушным к нему и к своей последующей судьбе.

Важно

Будучи сторонником царской власти, Пимен сокрушался о том, что убили царевича, законного наследника. Как это ни парадоксально, но именно эта сцена явилась образом того, что происходило на Руси в то время, и что было до этого.

Убийства законных наследников и восхождение на трон Бориса Годунова, а также планы маленького человечка Григория в келье, его мысль о том, что можно себя выдать за наследника – все это отражало правдиво и достоверно суть происходящих процессов.

Пимен имел очень богатое прошлое. Наверное, только такие люди, накопившие опыт, в том числе и негативный, могут с глубокой уверенностью говорить о многих вещах. Среди них мысли, определяющих сознание большинства. Пимен – противник Бориса. Как истинный христианин, он противиться лжи и неверию, которое окутало Россию. Послушаем Пимен, что он говорит по поводу «венчания» Бориса на престол?

«О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли».

Образ летописца, который создал Пушкин, играет огромное для читателя значение. Поэт в мыслях Пимена отразил свое отношение ко всему происходящему. Григорий, который явился слушателем Пимена, относится к нему осторожно и почтенно.

Изо всех сил он старается угадать то, о чем пишет Пимен? Ведь, каждое его слово в письме впоследствии будут читать потомки.

И от того, как Пимен изложит суть происходящего в России, зависит понимание исторических реалий того времени современными людьми.

Источник: https://online-urok.ru/obraz-pimena-v-tragedii-a-s-pushkina-boris-godunov/

Как изображен Борис как царь в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”?

“Борис Годунов” знаменует новую стадию в обращении к исторической теме. От предшествующего времени этот этап отличается принципом исторической верности.

Для создания трагедии Пушкин обращался к изучению исторических источников, по которым старался восстановить не столько истинное сцепление обстоятельств, сколько тот колорит эпохи, национальное своеобразие, “дух времени”, который и придавал произведению характер исторической подлинности.

Но само понимание исторического процесса не лишено еще черт исторического романтизма. Известно, что Пушкин хотел в дальнейшем продолжить свою историческую хронику и задумывал написать после “Бориса Годунова” “Лжедмитрия” и “Василия Шуйского”.

Борис Годунов незаурядный государственный деятель. Он хотя и вступил на престол через преступление, но ставил перед собой не только честолюбивые цели. Он искренне хотел блага государству и счастья подданным.

Совет

Он наметил обширные планы преобразования государства. Он вслед за Иваном Грозным ведет прогрессивную политику – политику централизованного государства.

Он опирается не на родовитое барство, а на служивое дворянство, он хочет ценить людей не по их родовитости, а по их уму. Заботится о развитии науки.

И все же, несмотря на его субъективные намерения и даже на определенные щедроты, посулы народу, народ его не принимает, он натолкнулся на глухую стену непонимания народа, народ отвернулся от него. И трагедия Бориса в том, что он остается для народа царем-деспотом, тираном, крепостником.

В знаменитом монологе “Достиг я высшей власти” он наедине с самим собой ставит этот вопрос: чем объяснить, что народ против, терпит неудачи? Сам он видит божий суд, который послал ему наказание за преступление. Мысль, которая будет подхвачена русской литературой: никакие благородные цели не могут быть оправданы и достигнуты аморальными поступками.

В этом же монологе своеобразный ответ и на другую сторону проблемы: почему народ его не поддерживает? Ведь Борис относится к народу как к черни, как к зверю, “они любить умеют только мертвых”. Для народа главный вопрос – это вопрос о крепостном праве, о социальном порабощении, но именно Борис уничтожил Юрьев день.

Он считает, что народ понимает только язык силы, поэтому в стране существуют казни. И вот объективно, из глубины драмы возникает мысль, что дело не в личных качествах Бориса, дело в принципе, в том, что царская власть деспотическая и что во все времена между самодержавием и народом был глубокий разрыв. Аморализм Бориса в повседневной практике царской власти.

И чтобы доказать, что дело не только в личном преступлении, Пушкин показывает судьбу Дмитрия Самозванца – Лжедмитрия (Гришки Отрепьева). Самозванца Пушкин называет “милым авантюристом”. По своим человеческим качествам он во многом отличается от Бориса, он капризен, непостоянен, приспосабливается к условиям. Он является орудием польских аристократов. Вначале народ стекается к нему.

Читайте также:  Прохор петрович в романе "мастер и маргарита": образ, характеристика

Но когда самозванец вступает на престол через убийство Федора и Марии (жены Годунова) и становится игрушкой в руках бояр по сути дела, народ отшатнулся от него. Пушкин заканчивает трагедию многозначительной фразой:

Народ в ужасе молчит. Народ безмолвствует.

Пока самозванец не имел реальной власти. Народ поддерживал его, желая выразить свое неприятие Бориса, народ хранил мечту об идеальном царе, связанную с образом невинно погубленного младенца. Но когда самозванец вступил на престол через преступление, народ понял, что перед ним деспот, тиран.

Обратите внимание

Таким образом, в пушкинской драме показана не только трагическая судьба царей, оторванных от народа, но и трагедия самого народа, победившего и в то же время оказавшегося побежденным вследствие отсутствия у него определенной политической программы, которая позволила бы ему закрепить свою победу.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Как изображен Борис как царь в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”?

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание трагедии Пушкина “Борис Годунов” 20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув “все мирское” и…
  2. “Судьба человеческая, судьба народная” в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов” Эпоха Смутного времени (конец XVI – начало XVII вв.) привлекала внимание русских драматургов как исключительно драматический, переломный этап отечественной истории….
  3. Творческая история трагедии Пушкина “Борис Годунов” В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедий классицизма шестистопный рифмованный…
  4. Краткий сюжет трагедии “Царь Борис” В основе сюжета трагедии “Царь Борис” – бесплодная борьба Бориса с призраком убитого, борьба, приводящая к гибели самодержца нового типа….
  5. Историческая концепция трагедии “Борис Годунов” В литературе о “Борисе Годунове” не раз высказывались соображения о том, что параллельно с “Историей Государства Российского” Карамзина и русскими…
  6. Трагедийность конфликтов и лаконизм формы (“Маленькие трагедии”, “Борис Годунов”) “Маленькие трагедии” – условное название цикла, который составляют четыре драматических произведения: “Скупой рыцарь” (1830), “Моцарт и Сальери” (1830), “Каменный гость”…
  7. Трагедия Пушкина “Борис Годунов”: характеры; особенности историзма; драматургическое новаторство Идейный и литературный замысел и идейное содержание трагедии “Борис Годунов” определили ее художественные особенности: композицию, реализм образов, историзм в воспроизведении…
  8. Художественное отображение национального прошлого народа в поэме “Борис Годунов” Задачи изображения прошлого и настоящего русского народа в духе историзма и реалистически понятой народности, в духе реализма со всей остротой…
  9. Краткое содержание трагедии Толстого “Царь Борис” В день Борисова венчания на престол бояре исчисляют плоды его правления: и пресеченный мор, и завершенные войны, и урожаи. Они…
  10. Тема народа в драме “Борис Годунов” Тема народа проходит через все пьесу. О народе в пьесе не только говорят, но впервые в драматургии Пушкин вывел народ…
  11. Судьба человеческая, судьба народная в поэме “Борис Годунов” Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. “Что развивается в трагедии? Какова…
  12. Царь Эдип Аннотация к трагедии Софокла “Царь Эдип”; Софокл Царь Эдип Аннотация к трагедии Софокла “Царь Эдип” Софокл – великий греческий драматург, подаривший нам одно из самых восхитительных произведений…
  13. Краткое содержание трагедии Толстого “Царь Федор Иоаннович” В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой…
  14. Краткое содержание трагедии Софокла “Царь Эдип” Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том,…
  15. Сюжет трагедии Софокла “Царь Эдип” Сюжет здесь следующий. Юношей Эдип, воспитывавшийся в доме коринфского царя Полиба и считавший себя его сыном, узнает в Дельфийском святилище…
  16. Шедевры драматургии Пушкина – “Маленькие трагедии” В Болдине поэт создает шедевры своей драматургии – “маленькие трагедии”. Пушкин выступил глубоким знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров,…
  17. Борис Гринченко: поэт, прозаик, драматург Борис Гринченко – выдающийся поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик, языковед, фольклорист и этнограф, педагог, публицист, организатор издательского дела, библиограф,…
  18. Почему в галерее “Мертвых душ” плюшкин изображен последним Сочинения по литературе: Почему в галерее “Мертвых душ” плюшкин изображен последним “В ворота гостиницы губернского города N въехала довольно красивая…
  19. Образ и судьба Моцарта в трагедии Пушкина Трагична судьба Моцарта, гения, вынужденного творить в обществе, где царят зависть, тщеславие, где возникают преступные идеи и находятся люди, готовые…
  20. Борис Дмитриевич Гринченко (09.11.1863 – 06.05.1910) Сообщение № 1. Семья Б. Гринченко, детство художника. Родился Б. Гринченко в дворянской семье на хуторе Ольховый Овраг Харьковского уезда….

Источник: https://ege-russian.ru/kak-izobrazhen-boris-kak-car-v-tragedii-a-s-pushkina-boris-godunov/

Характеристика Бориса Годунова в одноименной трагедии Пушкина

  • Борис в трагедии Пушкина – «цареубийца», через кровь Дмитрия пришедший к власти. С огромной психологической и художественной убедительностью рисует Пушкин устами самого Бориса в его знаменитом монологе муки нечистой совести:

    • …беда! как язвой моровой
    • Душа сгорит, нальется сердце ядом,
    • Как молотком стучит в ушах упрек,
    • И все тошнит, и голова кружится,
    • И мальчики кровавые в глазах…
    • И рад бежать, да некуда… ужасно!
    • Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

    В этих терзаниях и мучениях Бориса уже заключено первое наказание за совершенное им преступление. Но в изображении Пушкина Борис не только царь-преступник, но и умный правитель, и любящий отец, и усталый, ощущающий себя глубоко несчастным человек.

    С таким же разнообразием, многосторонностью, как образ самого Бориса Годунова, разработан Пушкиным образ его противника – самозванца, резко противостоящий штампованно «злодейскому» образу, данному Сумароковым в его трагедии «Димитрий Самозванец», которая продолжала сохранять немалую популярность даже еще в лицейские годы Пушкина. Сумароковский образ самозванца был лишен и тени какого бы то ни было правдоподобия – и исторического, и психологического, и художественного.

    Пушкинский самозванец честолюбив, беспринципен.

    Ради осуществления своих личных целей – захвата царского престола – он совершает, и сам сознает это, величайшее преступление перед родиной: ведет на Москву врагов русского народа, польских панов.

    В то же время он пылок, беспечен, полон дерзкой отваги, способен на искреннее увлечение: не хочет «притворствовать» перед Мариной и сам признается ей, что он не Димитрий.

    Так же широко разработан Пушкиным и образ Шуйского, натура которого, по словам поэта, представляет собой «странную смесь смелости, изворотливости и силы характера». Именно таким и выступает «лукавый царедворец» Шуйский в трагедии.

    Наряду с индивидуальными образами Пушкин дает в «Борисе Годунове» и ряд коллективных образов: бояр, воинов, танцующих кавалеров и дам (в сцене «Замок воеводы Мнишка»), поляков, русских (в сценах «Краков. Дом Вишневецкого»,  «Севск»).

      Но  и эти образы не представляют собой только статистов – они подвергнуты Пушкиным своеобразной индивидуализирующей разработке. Особенно значителен во всех отношениях даваемый в трагедии образ народа.

    Пушкин изображает народ не как некую сплошную, безликую, аморфную массу. Народ «Бориса Годунова» не только присутствует на сцене – он живет, действует на ней. И он дифференцирован, он не говорит на один голос. Его отдельные представители чувствуют по-разному.

    Это проявляется и в сцене на Девичьем поле и, в особенности, в заключительной сцене.

    В обрисовке персонажей трагедии Пушкин также глубоко историчен.

    Важно

    Характеры всех действующих лиц развернуты в тесной и непосредственной связи с русской жизнью конца XVI -начала XVII века, с духом той исторической эпохи, «воскресить» которую поэт поставил своей задачей.

    Эта историчность характеров пушкинской трагедии, сочетающаяся с их замечательной психологической правдой, составляет одно из самых существенных свойств реализма Пушкина в «Борисе Годунове».

    Историчности образов поэт также достигал в результате упорного и вдохновенного изучения тех исторических материалов, которыми он мог располагать.

    Пушкин сам свидетельствует об этом на примере образа Пимена: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях».

    Именно такой, обобщенный образ древнерусского монаха-летописца и выступает перед нами в знаменитой сцене в келье Чудова монастыря.

    В открывающем сцену монологе старца Пимена звучит величавое спокойствие человека, умудренного опытом прожитой им долгой, богатой событиями жизни, окидывающего мысленным взором то, чему он был свидетелем, и правдиво заносящего это в свою летопись. Всему этому вполне отвечает внешний облик Пимена, вырисовывающийся из слов Григория:

    Как я люблю его спокойный вид, Когда, душой в минувшем погруженный, Он летопись свою ведет… Ни на челе высоком, ни во взорах Нельзя прочесть его сокрытых дум; Все тот же вид смиренный, величавый.

    Но наряду с этим в Пимене Пушкиным дан отнюдь не образ летописца вообще. Пушкинский Пимен возникает перед нами как вполне определенная, своеобразная личность, которая выросла и сложилась на определенной же исторической почве. Одно его «усердие, можно сказать набожное, к власти царя», как пишет о нем Пушкин («Кто выше их? Единый бог. Кто смеет противу их? Никто…

    Читайте также:  Иллюстрации к роману "война и мир" толстого (картинки, рисунки)

    »), заставило его выбрать пассивную форму протеста, в то время столь распространенную,- уйти в монастырь. Однако в душе Пимена под пеплом тлеет огонь. Совершенно неправильно представлять его человеком, абсолютно бесстрастным ко всему мирскому, одинаково спокойно относящимся и к правым и к виновным, равнодушным к добру и злу.

    Именно так истолковывает Григорий эпически величавый внешний облик Пимена:

    • Так точно дьяк, в приказах поседелый,
    • Спокойно зрит на правых и виновных,
    • Добру и злу внимая равнодушно,
    • Не ведая ни жалости, ни гнева.

    Между тем слова эти, по существу, характеризуют отнюдь не Пимена, а самого Григория, его беспринципность, его готовность для достижения поставленных целей не брезговать никакими средствами, что и проявляется позднее, когда он приводит с собою на Русь интервентов.

    Что касается Пимена, то слова Григория о его равнодушии к «добру и злу» решительно опровергаются последующим ходом сцены.

    Достаточно обратить внимание, как резко меняется эпически величавый тон его речи, когда от рассказа о «страдающей и бурной» душе «грозного царя» и о «святой душе» его «смиренного» сына он переходит к плачевной повести о «злом деле», совершенном «цареубийцей» Борисом. Не равнодушия к злу, а резкого и решительного его осуждения исполнена эта часть речи летописца.

    Впечатление небывалой, невиданной дотоле жизненности воскрешенной Пушкиным эпохи и созданных им образов прямо потрясло наиболее исторически осведомленных и чутких его современников. Вот как вспоминает историк М. П.

    Совет

    Погодин о чтении возвратившимся из ссылки Пушкиным «Бориса Годунова» в обществе многочисленных литераторов: «Первые явления мы выслушали тихо и спокойно… Но чем дальше, тем ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила…

    Мне показалось, что родной мой и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: мне послышался живой голос древнего русского летописателя».

    В то же время, как уже сказано, историческая правда сочеталась в «Борисе Годунове» Пушкина с необычайной реалистичностью, живостью изображения, что создавало у читателей трагедии доходящее почти до осязательной ощутимости впечатление полной реальности всего, что в ней происходит.

    В высшей степени характерен рассказ о том, как воспринял трагедию Пушкина молодой Белинский. «Особенно поразила его сцена «Корчма на Литовской границе»,- передает свидетель-очевидец.

    – Прочитав разговор хозяйки корчмы с собравшимися у нее бродягами, улики против Григория и бегство его через окно, Белинский выронил книгу из рук, чуть не сломал стула, на котором сидел, и восторженно закричал: «Да, это живые; я пидел, я вижу, как он бросился в окно!..»

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Характеристика Бориса Годунова в одноименной трагедии Пушкина, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.       Нравится

  • Источник: http://soshinenie.ru/xarakteristika-borisa-godunova-v-odnoimennoj-tragedii-pushkina/

    Сочинение «Образ Пимена в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»»

    Трагедия Пушкина «Борис Годунов» создавалась в 1825 году. Она впитала в себя свободолюбивые идеалы времени. В ней были воплощены главные идеалы исторического развития — о роли народа в истории, об обреченности власти, которую не поддержал народ. Трагедия «Борис Годунов» была вкладом великого поэта в «дело общее», в дело декабристов.

    Пушкин воссоздает далекое прошлое (XVI — XVII столетия). Это вовсе не значит, что его не интересует современность.

    В событиях эпохи Годунова и Самозванца встают проблемы, волнующие и поэта, и его современников накануне выступления декабристов. Пушкин знает взгляды молодых товарищей на революционную тактику.

    Мысль о военном перевороте без опоры на народ волнует автора трагедии. Волнует его также вопрос об отношении народа к монархической власти.

    Великий русский поэт считает избранный им жанр трагедии наиболее подходящим для постановки исторических и политических проблем. Он решает отобразить роль личности и понимание роли народа в истории, чувствуя великую ответственность драматического поэта.

    Огромным достижением Пушкина я считаю создание характера летописца Пимена. В сцене «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» он в строгой рясе монаха. Рядом находится спящий Григорий, которому Пимен напоминает дьяка.

    Но здесь только видимое сходство: «поседелый», «спокойно зрит». На самом деле это человек иной, вовсе не равнодушный к тому, о чем повествует. Зло он понимает как зло, а благо считает величайшим человеческим счастьем.

    Обратите внимание

    Он с болью говорит Григорию о том, чему был свидетелем: «Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех».

    В прошлом Пимен был участником многих событий, он «воевал под башнями Казани», он «рать Литвы при Шуйском отражал». Летописец, мудрый и неравнодушный человек, имеет свое мнение обо всем. Он противник Бориса:

    О страшное, невиданное горе!

    Прогневали мы бога, согрешили:

    Владыкою себе цареубийцу

    Мы нарекли.

    Как «горе» Пимен воспринимает «венчание» Бориса на престол, как деяние, совершенное против воли Бога и народа.

    Свое человеческое предназначение летописец видит в том, чтобы рассказать потомкам о том, что было: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»

    «Блаженство» находит Пимен в служении Богу, в размышлении, в сосредоточенной работе. Свое «последнее сказанье» он пишет вдохновенно, испытывает радость от творчества. Внутренний облик летописца отличается спокойствием.

    Свой труд Пимен создает во имя высокой цели, поэтому он понимает, что рассказ о трагических событиях должен быть предельно правдивым, сдержанным. Мнение же его определенно: не может быть царем человек, не поддержанный народом, переступивший через убийство.

    В оценке Пимена — восприятие царя подданными.

    Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» «завязывает» сюжет трагедии. Пимен рассказывает Григорию об убийстве царевича Димитрия в Угличе, удовлетворяя его любопытство, называет даже возраст убиенного:

    Да лет семи; ему бы ныне было —

    (Тому прошло уж десять лет.. нет, больше:

    Двенадцать лет) — он был бы твой ровесника
    И царствовал…

    После этого и возникла у Григория мысль объявить себя царевичем Дмитрием.

    В летописце Пушкин отмечал «нечто младенческое и вместе мудрое». Автору важно было подчеркнуть в нем не немощность, а умудренность и непосредственное восприятие.

    Пимен — это образ одновременно реальный и поэтически вымышленный. Летописцев, подобных ему, на Руси было много. Пушкин наделяет героя трагедии творческим началом, что было близко самому поэту.

    Важно

    Когда в 1826 году автор читал свою трагедию московским друзьям, он просто «ошеломил» их образом Пимена, жизненно достоверным и все же вымышленным. М. Н. Погодин вспоминал о своем впечатлении от сцены в келье: «Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена, мне послышался живой голос живого русского летописателя».

    Созданный воображением великого русского поэта А. С. Пушкина образ Пимена имеет огромное значение. Он не только играет прямую роль в развитии событий. Диалог летописца с Григорием напоминает о ходе русской истории, которая проходит перед нами, когда мы читаем слова размышляющего вслух Григория:

    …Я угадать хотел, о чем он пишет?

    О темном ли владычестве татар?

    О казнях ли свирепых Иоанна?

    О бурном ли новгородском вече?

    Источник: http://litsochinenie.ru/obraz-pimena-v-tragedii-a-s-pushkina-boris-godunov.html

    21. «Борис Годунов» а.С. Пушкина как первая в русской литературе реалистическая трагедия

    (пьеса, трагедия)

    Трагедия «Борис
    Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время
    его ссылки в село Михаиловское. Она была
    начата им в декабре 1824 года и закончена
    в ноябре 1825 года.

    Основной замысел
    «Бориса Годунова» — первой русской
    реалистической трагедии — был в высшей
    степени современным.

    Пушкин
    поднимал самый злободневный вопрос,
    волновавший в то время передовую
    дворянскую интеллигенцию,
    вопрос о самодержавии и крепостном
    праве и главным образом об участии
    самого народа в борьбе за освобождение
    .

    Пушкин взял нужный
    ему материал в только что вышедших 10
    и 11 томах «Истории государства Российского»

    Карамзина.

    Там описывались события так
    называемого «смутного времени» (начало
    17 века) — широкое народное восстание
    против царя Бориса Годунова, утвердившего
    (как считал Карамзин, а вслед за ним и
    Пушкин) крепостное право в России,
    восстание, приведшее к свержению с
    престола царя Федора, сына Бориса
    Годунова (сам Борис умер незадолго до
    этого).

    Главную идею
    трагедии Пушкин стремился провести,
    показывая в двадцати трех ее сценах
    подлинные, верно угаданные поэтом-историком
    картины того времени
    .
    Свою задачу он видел не в том, чтобы
    использовать исторический материал
    для создания волнующей, интересной
    драматической ситуации, а в том, чтобы
    точно и верно
    воспроизвести подлинную историческую
    действительность
    .

    Начало пьесы
    изображает Москву конца 16 в . Только что
    умер царь Федор Иоаннович, сын Иоанна
    IV (Грозного), не оставив наследника. В
    последние годы царствования Иоанна IV
    возвысился молодой, умный и энергичный
    Борис
    Годунов
    ,
    на сестре которого царь женил своего
    сына и наследника Федора. После смерти
    Иоанна (1584 год) значение Годунова еще
    более возросло.

    Царь Федор был по
    своему уму и характеру совершенно
    неспособен царствовать. Он тратил все
    свое время и силы на молитвы и церковные
    службы, а государством управлял Борис
    Годунов, получивший титул правителя.

    Так как Федор был
    бездетен, вступить на престол после
    него должен был его младший брат Дмитрий,
    бывший еще ребенком. Годунов добился
    удаления царевича с матерью и другими
    родственниками из Москвы в Углич.

    Совет

    В 1591
    году маленький Дмитрий внезапно умер.
    Распространились слухи, что он был
    зарезан по приказу Годунова.

    Читайте также:  Сравнительная характеристика гринева и швабрина в романе "капитанская дочка" пушкина в таблице с цитатами: сравнение, сходство и различия

    В результате
    расследования, которым руководил тайный
    враг Годунова Василий Шуйский, народу
    было объявлено, что царевич сам зарезался
    в припадке падучей болезни.

    Со смертью Федора
    надо было выбирать нового царя, так как
    законного наследника не было. Предложен
    был престол Борису Годунову; он долго
    отказывался, очевидно желая, чтобы его
    избрание было как можно более торжественным
    и всенародным, и зная об интригах против
    него знатных бояр и князей. Об этом у
    Пушкина говорится в первых четырех
    сценах его пьесы.

    Царствование
    Бориса Годунова (1598-1603) было продолжением
    его правления в предыдущее царствование.

    Он стремился завоевать популярность
    среди народа, оказывал ему всяческие
    «милости»; он продолжал укреплять связи
    с Западной Европой, обручив свою дочь
    Ксению с датским принцем; посылал молодых
    людей за границу для обучения, приглашал
    на службу иностранных знатоков военного
    дела (сцена «Равнина близ Новгорода
    Северского»).

    Но Бориса
    преследовали неудачи
    .
    В его царствование случился неурожай
    и страшный голод; в Москве вспыхнул
    громадный пожар, уничтоживший часть
    города и лишивший крова множество людей.
    Датский принц, жених Ксении Годуновой,
    неожиданно умер. Народ, измученный
    крепостным правом, виновником которого
    считал Бориса, копил против него глубокое
    недовольство.

    В последние годы
    царствования Борис
    резко усилил репрессии, высылал и сажал
    в тюрьмы представителей оппозиционных
    семейств

    (Романовых, Сицких, Шестуновых), окружил
    бояр шпионами, ввел особую молитву о
    здоровье царя, которую было обязательно
    читать за каждым обедом (сцена «Москва.
    Дом Шуйского»).

    Недовольство не
    утихало. Оно выявилось, когда в Польше
    появился
    молодой человек, выдававший себя за
    чудом спасшегося царевича Дмитрия.
    Правительство
    Годунова объявило, что это бежавший из
    московского Чудова монастыря монах
    Григорий
    Отрепьев
    .
    Пушкин верил в правильность этой версии.

    Самозванец стал
    собирать войско для войны с Бори­ом
    за «отнятый» у него престол. Началась
    война, в которой царские войска не хотели
    сражаться против Самозванца, а народ
    его поддерживал, потому что рассчитывал
    на отмену крепостного права. Московские
    бояре также втайне сочувствовали его
    борьбе против ненавистного им Годунова.

    Скоропостижная
    смерть Бориса во время этих событий
    ускорила развязку
    .

    Обратите внимание

    Вступивший на
    престол юноша Федор, сын Бориса, не имел
    никакой поддержки. Его главный полководец
    Басманов перешел со своим войском на
    сторону Самозванца, а бояре в угоду ему
    убили и Федора и мать его, вдову Бориса
    Годунова. Самозванец
    занял Москву и стал царем.

    Но ни Борис, ни
    Самозванец не являются героями трагедии:
    ее герой — народ, который в конечном
    счете и решает судьбу всех действующих
    лиц!!!

    В одной из последних
    сцен, «Ставка», эту идею прямо выражает
    приближенный Самозванца Гаврила
    Пушкин
    в
    разговоре с Басмановым.

    Он говорит: Я
    сам скажу, что войско наше дрянь, Что
    казаки лишь только села грабят, Что
    поляки лишь хвастают да пьют, А русские…
    да что и говорить…

    Перед тобой не стану
    я лукавить;Но знаешь ли, чем сильны мы,
    Басманов ?Не войском, нет, не польскою
    помогай, А мнением; да!мнением
    народным…

    С точки зрения
    развития этой идеи становится ясен и,
    казалось бы,
    разбросанный, непоследовательный ход
    драмы,

    чередование ее двадцати трех сцен.
    Басманов соглашается с суждением Гаврилы
    Пушкина о решающей роли народа, и оно
    выражает основную оценку всей исто­рической
    ситуации и основной политический вывод
    самого автора.

    В двух последних
    картинах народ действует как активная,
    решающая сила: в виде бушующей мятежной
    толпы в сцене у Лобного места и как
    моральная сила грозной в своем единодушном
    молчании толпы в последней сцене
    .Народ,
    увидевший, что и новый царь, Дмитрий,
    начинает свое царствование с кровавого
    злодеяния — убийства безоружного юноши
    и его матери, — отказывается приветствовать
    этого царя. «Народ безмолвствует…»

    Особенности
    трагедии, идейно-худ замысел, композиция,
    реализм

    Трагедия Пушкина
    «Борис Годунов»: характеры; особенности
    историзма; драматургическое новаторство.

    Идейный и
    литературный замысел и идейное содержание
    трагедии «Борис Годунов» определили
    её художественные особенности: композицию,
    реализм образов, историзм в воспроизведении
    эпохи, разнообразие языка.

    Отличительной
    чертой композиции «Бориса Годунова»
    является
    решительный разрыв с правилами
    классицизма.


    Пушкин смело нарушает
    три единства
    ,
    типичные для трагедии классицистов;
    время
    действия охватывает период в восемь с
    лишним лет, место
    действия —
    не только дворец, но и площадь, и
    монастырская келья, и корчма, и поле
    сражения; даже не только Русь, но и
    Польша; действие
    не объединяется вокруг центрального
    героя и единой интриги, чем нарушается
    единство действия, как оно понималось
    классицистами.

    Основное
    столкновение в трагедии — это борьба
    за престол Бориса и Самозванца, борьба,
    в которую втянуты различные общественные
    силы
    .

    Сам
    Пушкин говорит об этом так: «Меня
    прельщала мысль о трагедии без любовной
    интриги, но, не говоря уже о том, что
    любовь весьма подходит романтическому
    и страстному характеру моего авантюриста,
    я заставил Дмитрия влюбиться в Марину,
    чтобы лучше оттенить её необычайный
    характер». Любовь
    в трагедии лишь одно из средств
    характеристики героев, но не пружина,
    движущая события
    .

    В трагедии —
    широкий охват жизни изображаемой эпохи
    ,
    результатом чего явилось необычайно
    большое количество действующих лиц
    (около шестидесяти), притом из самых
    различных
    социальных слоев
    :
    царь, бояре, дворяне, патриарх, монахи,
    казаки, люди
    разных национальностей
    :
    русские, поляки, немцы, французы.

    Вместо обычного
    деления на действия (по правилам
    классицизма—пять) пушкинская
    трагедия разбита на сцены (23)
    ,
    всё время меняющие место действия. Это
    чередование сцен дано в порядке
    последовательности или по контрасту
    .

    Так, например,
    в первых трёх сценах даны разговоры о
    Борисе
    : в
    первой
    двух бояр во дворце, во второй — народа
    на Красной площади, в
    третьей

    «всей Москвы» на Девичьем поле.

    Четвёртая
    же сцена — контраст и в то же время как
    бы итог предшествующим: избранный
    народом Борис обращается с торжественной
    речью к патриарху и боярам, и затем
    краткий разговор
    Шуйского с Воротынским снова возвращает
    нас к их беседе в первой сцене

    и выразительно характеризует их обоих
    и Бориса.

    Новизной в
    построении является введение в качестве
    основного действующего лица народа
    .

    Важно

    Поэтому-то, в противоположность трагедиям
    классицистов, у
    Пушкина трагедия начинается и заканчивается
    без Бориса и Самозванца
    ,
    казалось бы, главных действующих лиц.

    Следует отметить, что, верный правде
    жизни, Пушкин нарушил и ещё одно правило
    классицизма
    чистоту жанра: он соединил в своей
    трагедии и трагические, и бытовые, и
    комические сцены.

    По принципам
    реализма построены и образы трагедии
    .
    Взамен одностороннего изображения
    человеческого характера, свойственного
    писателям классицизма, Пушкин
    даёт широкую и разностороннюю зарисовку
    внутреннего мира своих героев.

    Пушкин часто
    обращался к русской истории, ее самым
    острым и драматичным страницам
    .
    В трагедии Борис Годунов поэт воскресил
    минувший век во всей его истине..

    Борис Годунов
    обрисован Пушкиным всесторонне
    .
    Он прекрасный отец, желающий счастья
    своим детям, справедливый и заботливый
    правитель, думающий о благе народа, но
    почему же везде он терпит поражении.
    ..В самом воздухе витает обвинение, что
    Годунов убийца царевича Дмитрия.

    Бояре
    не решаются высказать это царю, им есть
    что терять, они хотят любыми средствами
    спасти свои привилегии, местничество,
    близость к трону.В
    народе же постоянно бродит недовольство
    своим униженным положением, подчиненностью
    вся и всем
    .

    Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся
    ничем. Правители умеют вовремя остановить
    народ, умаслить его не столько действенными
    мерами, сколько сиюминутными подачками
    и посулами: …бессмысленная
    чернь Изменчива, мятежна, суеверна,
    Легко пустой надежде предана.

    Мгновенному
    внушению послушна, Для истины глуха и
    равнодушна,А баснями питается она.

    Пушкин в трагедии
    Борис Годунов очень точно определил и
    показал народный характер
    .
    Вечно недовольные существующей властью,
    люди готовы подняться на ее уничтожение
    и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и
    только.

    А в результате сами же остаются
    обиженными,
    так как плодами их победы пользуются
    бояре и родовитые дворяне,
    стоящие
    при троне государя.Умудренный опытом,
    Борис понимает, что не стоит правителю
    искать любви у масс.

    Он
    должен лишь быть справедливым, заботящимся
    о благе государства, а всем угодить
    невозможно, всегда найдутся обиженные
    и недовольные. И Годунов пророчески
    говорит: Среди
    мирских печалей успокоить Ничто, ничто…
    едина только совесть.

    Так, здравая, она
    восторжествует Над

    злобою, над
    темной клеветой. Но если в ней единое
    пятно. Тогда беда! Как язвой моровой
    Душа горит, нальется сердце ядом…И
    мальчики кровавые в глазах…Да, жалок
    тот, в ком совесть нечиста.

    Это основная
    мысль трагедии Борис Годунов.

    России необходима крепкая власть, но
    не замешанная на крови, а иначе все
    рассыплется в прах таков неумолимый
    закон жизни.

    Пушкин показывает,
    что движущей силой истории является
    народ, и он же всегда остается в проигрыше
    .
    Плодами его труда пользуются правители,
    выскочки и проходимцы.

    Они всплывают
    из небытия и уходят, а народ
    безмолвствует, так как не в силах что-либо
    изменить самостоятельно
    ,
    а истинных героев,
    самоотверженных борцов за всеобщее
    счастье нет, они, может быть, появятся
    позже
    .

    Пока же народу остается ждать, терпеть,
    надеяться теперь… на Лжедмитрия.

    Источник: https://StudFiles.net/preview/5842025/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector