Образ захара в романе “обломов” гончарова: портрет в цитатах

Место и роль образа Захара в романе Гончарова «Обломов» – Сочинение

Образ Захара в романе

Приступая к ответу на вопрос, обратите внимание на то, что следует вести речь о конкретном герое в системе персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов». Сам по себе персонаж не существует в тексте безотносительно чего-либо: он занимает отведённое ему автором место в структуре произведения и выполняет в ней определённую функцию.

Прежде всего необходимо отметить, что Захар играет в романе важную идейно-композиционную роль. Образ слуги усиливает, оттеняет некоторые черты в главном герое.

Подчеркните, что в системе персонажей образы господина и слуги центральные и взаимосвязаны друг с другом.

Захара можно назвать зеркальным отражением Ильи Ильича, поскольку между героями существует глубинное сходство: Захар воплощает одну из худших

черт хозяина — барство, праздность. Покажите это с помощью примеров из текста и прокомментируйте произведение.

Неразрывную связь между героями отмечал ещё Н. А. Добролюбов, комментируя образ Обломова: «Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

Обратите внимание

Образ Захара важен для Гончарова, поскольку, наряду с главным героем, он позволяет раскрыть центральный вопрос романа — суть явления «обломовщина». Автор показывает, что «обломовщина» как особенность мировоззрения, отношения к жизни, порождённая особой социокультурной ситуацией — крепостным правом, характерна не только для представителей господского класса, но и для крепостных.

Подобно Илье Ильичу Обломову, Захар сформировался как личность в уголке, где «всё тихо и сонно», где жизнь течёт размеренно, где все уверены, «что и все другие живут точно так же и что иначе — грех».

Захар — крепостной Обломовых. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведён в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером.

Однако смена в служебном положении Захара создаёт только видимость деятельности.

Обратите внимание на то, что сформированную «обломовщиной» неприспособленность к жизни Гончаров подчёркивает в своём персонаже несколько гиперболизированной неловкостью.

Всё из его рук падает, всё ломается: «Иная вещь… стоит года три, четыре на месте — ничего; чуть он возьмёт её, смотришь — сломалась».

Его неловкость становится отражением неприспособленности к жизни, которая присуща Илье Ильичу.

С помощью образа Захара Гончаров усиливает изображение беспомощности, характерной для Обломова.

В романе говорится о том, что без Захара Илья Ильич «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причёсанным и обутым, ни отобедать».

Важно

Захар же «не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним».

После смерти Обломова завершается и судьба Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить в других местах. Автор показывает, как крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его цели в жизни. В судьбе Захара «обломовщина» также определила драму.

В заключении подведите итоги всего сказанного. Помните, что вывод должен соотноситься с главным вопросом задания.

Здесь искали:

  • место и роль образа захара в романе обломов

Источник: https://Sochineniye.ru/mesto-i-rol-obraza-zahara-v-romane-goncharova-oblomov/

Образ захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа и.а. гончарова «обломов»

10 класс

Сочинения по русской литературе

Образ захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа и.а. гончарова «обломов»

Обломовщина как порождение крепостничества заражала нравственным рабством не только Обломовых, но и окружающих, прививая им свои отрицательные черты. Таков Захар, о котором его барин Илья Ильич Обломов думает: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам».

Создавая образ Захара, Гончаров, как и Гоголь на примере Осипа, Селифана, Петрушки, показывает растлевающее влияние крепостнических нравов на народную среду. Захар — крепостной Обломовых. В романе почти нет упоминаний о его деде и отце, которые также были крепостными.

При первом обозначении в повествовании он представлен как старинный и преданный слуга дома, хранящий верность фамильным портретам, преданиям о старинном быте и важности дома Обломовых.

Примечательно, что жизнь Захара закончилась так же драматично, как и судьба его барина: Захар стал нищим, как нищим духовно и нравственно в конце жизни стал и сам Обломов.

Захар — «рыцарь со страхом и упреком» — парадоксальный двойник Обломова. Образ Захара — настоящая художественная удача писателя. Чтобы лучше понять Обломова, нужно внимательно присмотреться к Захару.

Ярко воссоздан Захар в экспозиции сюжета, со своим ворчанием, с неохотным сползанием с лежанки, с упрямым препирательством по сущим пустякам с Ильей Ильичом. По психологической выразительности он, как и образ центрального героя, лучший в романе.

В характере слуги причудливо и безупречно мотивированно соединены грубость и благоговение перед барином.

Совет

Во время действия романа «Захару было за пятьдесят лет». В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. «Этот рыцарь был и со страхом и с упреком.

Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов».

Писатель наделяет Захара выразительной и комичной внешностью: у слуги «голый, как колено, череп», «необъятно широкие бакенбарды», серый сюртук «с прорехою под мышкой».

Слуга Обломова «любил выпить с приятелями на барский счет», «все бегал к куме подозрительного свойства», норовил «усчитать у барина при какой-нибудь издержке гривенник и непременно присвоить себе лежащую на столе медную гривну или пятак».

Захар и его жена Анисья — семья простых людей. Анисья — мудрая женщина, а у Захара — странное свойство мужчин ни в коем случае не признаваться в том, что женщина может быть умнее.

На какой-либо совет Анисьи Захар всегда указывал жене на кухню и говорил, что это не бабье дело, а потом делал именно так, как она ему говорила. Захар не мог терпеть, когда жена умудрялась поймать выроненную им тарелку.

А Анисья, поставив тарелку на стол, под залпы упреков с усмешкой выходила из комнаты. Она к этому относилась как к должному и чувствовала себя вполне счастливой с Захаром.

Захар постоянно ворчит и брюзжит, он строптив, упрям и неповоротлив, неряшлив, ленив, и свою лень он никак не объясняет и не оправдывает. «Захар неопрятен. Он бреется редко; и хотя моет руки и лицо, но кажется, больше делает вид, что моет…

Обратите внимание

Когда он бывает в бане, то руки у него из черных сделаются только часа на два красными, а потом опять черными». «Он очень неловок: станет ли отворять ворота или двери, отворяет одну половинку, другая затворяется, побежит к той, эта затворяется».

Такая неловкость объясняется тем, что Захар получил воспитание и приобрел манеры в деревне, на покое, просторе и вольном воздухе. Там ничего не стесняло его движений. Он привык служить около массивных вещей, обращаться «все больше с здоровыми и солидными инструментами…

железными дверными скобками и такими стульями, которых с места не своротишь». Попав в город, в стесненное пространство квартиры, Захар не может прямо пройти в отворенную дверь или половину двери, задевает боком, ногой за стол, стул.

Все из его рук выпадает, все в его руках ломается: посуда, подсвечник, лампа, транспарант, пресс-папье. «Иная вещь… стоит года три, четыре на месте — ничего; чуть он возьмет ее, смотришь — сломалась».

Неловкость Захара всегда имеет печальные последствия: если Захар «несет через комнату кучу посуды, то с первого же шага верхние вещи начинают дезертировать на пол» и на другой конец он принесет только одну рюмку или тарелку; если уронит вещь, то всегда нагнется за ней три раза. Собственная неловкость раздражает Захара, и, рассердившись, с бранью и проклятиями он бросает и последнее, что остается в руках.

Захар преклоняется перед барством. Он, как и его барин, немыслимо ленив, и этим «сращен» с Обломовым. «Захар начертал себе однажды навсегда определенный круг деятельности, за который добровольно никогда не переступал».

«Если ему приказывали сделать что-нибудь сверх этого, он исполнял приказание неохотно, после споров и убеждений в бесполезности приказания или невозможности исполнить его». «Никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начертанных им себе занятий».

Преклоняясь перед барством, тем не менее «в кухне, в лавочке, на сходках у ворот он каждый день жалуется, что житья нет, что этакого дурного барина еще и не слыхано: и капризен-то он, и скуп, и сердит, и что не угодишь ему ни в чем…».

Но, несмотря на свою лень, Захар предан хозяину до такой степени, что Гончаров сравнивает это чувство с верностью собаки: «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече с зверем в лесу бросится на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин». «Он бы не задумался сгореть или утонуть за него, не считая это подвигом, достойным удивления или каких-нибудь наград. Он смотрел на это, как на естественное, иначе быть не могущее дело, или, лучше сказать, никак не смотрел, а поступал так, без всяких умозрений».

Важно

В одном из откликов на роман было верно сказано, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками». Характеры и Захара, и Обломова сформировал и лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность крепостнический уклад жизни.

Захар «обращался фамильярно и грубо с Обломовым, точно так же, как шаман… обходится со своим идолом… но все-таки в душе его постоянно присутствует сознание превосходства натуры этого идола над своей».

«Малейшего повода довольно было, чтоб вызвать это чувство из глубины души Захара и заставить его смотреть с благоговением на барина, иногда даже удариться, от умиления, в слезы». Отношения молодого барина и старого слуги — странное, парадоксальное единство, казалось бы, взаимоисключающих начал: рабства и барства.

И рабство, и барство есть и в Обломове, и в Захаре, что сразу заметил Добролюбов. Как и от Обломова, от Захара нельзя ждать евангельского добросердия: Захар, «злобно радуясь», смотрел на избиение четырнадцатилетнего слуги-казачка. Обломов и Захар не могут существовать друг без друга, хотя способны методически изводить один другого: «Они, живучи вдвоем, надоели друг другу.

Короткое, ежедневное сближение человека с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками». «Старинная связь была неистребима между ними.

Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренно благоговеть перед ним».

Захар представляет в романе крепостных Обломовки, он — один из «трехсот Захаров», и автор ввел его образ для обобщения и дополнения образа центрального героя — Обломова. По своей сути внутреннее единство опустившихся слуги и барина трагикомично.

Захар — в некоторой степени отражение Обломова, разновидность обломовщины, и в этом значении образ Захара дополнительно выявляет и обнажает омертвление духовной природы Обломова.

Объективно Обломов виноват и в драматической судьбе Захара, который в конце своей жизни пополнил «большую и разнообразную» толпу петербургских нищих.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/421.html

Роль Захара в романе «Обломов» | Литерагуру

(351 слово)

Свой бессмертный роман «Обломов» И.А. Гончаров посвятил изображению Ильи Ильича Обломова, ленивого и праздного человека, и вместе с тем, раскрыл посредством его образа неизбежный упадок русского дворянства.

Одним из ярких персонажей романа, в полной мере раскрывающих главного героя, стал слуга Обломова Захар. Его роль — это человек-зеркало, человек-отражение своего барина и всех его самых низменных ипостасей.

Захар родом из той же Обломовки, сказочной и оставшейся далеко в прошлом. Он живёт этими тёплыми воспоминаниями, лелеет свои поседевшие бакенбарды – символ прежнего величия господского дома, ныне угасшего. Именно в ту пору жизни герой научился преданности хозяину и взрастил собственную леность до невообразимых масштабов.

Совет

В последующей жизни у Обломова он не изменял старым принципам — много спал, ленился, лгал барину. И всё же никому другому служить не мог, просто не умел. Его неуклюжесть лишь подчеркивала общую неприспособленность этой пары к столичным реалиям. Лишь в одном расходились хозяин и слуга — в вопросах ума и внутренней наполненности.

Читайте также:  Иллюстрации к повести "выстрел" пушкина ("повести белкина"): картинки и рисунки шмаринова, рудакова, гельмерсена

Илья Ильич, несмотря на общую апатичность, человек со светлым умом, начитанный и образованный. Он сторонится светской суеты и предпочитает смиренное одиночество. Захар же просто тёмный крестьянин, которого годы крепостничества развратили и унизили.

По сути, герой не в состоянии понять глубинных чувств своего хозяина, он воспринимает его со своей стороны как собственность, Богом данную. Именно это и объясняет его ревностное отношение к любимому барину.

  В то время как Штольц и Ильинская пытаются вытащить Обломова из омута вечной рутины, Захар наоборот затягивает его ещё глубже, на дно, укутывая старым персидским халатом и приговаривая тёплым голосом: «А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!».

Финальным аккордом в романе «раздаются» отношения Захара и Анисьи. Она, живая и смышленая, становится спасительницей для простого слуги.

Благодаря их странному союзу можно проанализировать, какой бы стала семейная жизнь самого Обломова и Ильинской, если бы она всё-таки приняла его беспомощность.

Вряд ли бы их брак стал счастливым, а романтика разбилась бы о вечные несовпадения в ритмах жизни.

Гончаров совершенно не случайно посвятил столько усилий образу слуги. Через Захара он раскрывает всё то убогое, что есть в Обломове. Они — как продолжения друг друга, погрязшие в устаревших бесчеловечных крепостных порядках, абсолютно несчастные и зависимые друг от друга.

Источник: https://LiteraGuru.ru/rol-zahara-v-romane-oblomov/

Образ Захара в романе И. Гончарова «Обломов»

статьи

школьная программа

В любом литературном произведении существует система второстепенных персонажей. Как правило, их роль заключается в том, чтобы подчеркнуть, высветить те ли иные черты главного героя.

В художественном мире романа «Обломов» важнейшую функцию выполняет так называемое двойничество.

Двойником Ильи Ильича является его слуга, и если главному герою надлежит быть носителем определенных черт национального характера, то и Захар воплощает некоторые качества людей своего сословия.

Обратите внимание

Это действующее лицо появляется уже в первой главе, наполненной художественными деталями, которые позволяют судить о жизни и быте Обломова. Можно сказать, что и слуга главного героя – одна из таких живых деталей.

Он, казалось бы, почти не участвует в действии, у него очень мало реплик. Между тем Гончаров описывает его облик чрезвычайно подробно: лицо, фигуру, движения, а главное – одежду.

Наверное, костюм Захара – в некотором роде средство персонификации: слуга Обломова не может отойти от веками сложившихся привычек подневольного человека.

Патриархальная система барства и рабства наложила свой отпечаток и на господина, и на его подданного.

Иногда Захар напоминает читателю пушкинского Савельича, особенно готовностью «умереть, ежели нужно», за своего хозяина. Но, кроме рабской преданности, в Захаре есть другая черта: он, как и гоголевский Селифан, позволяет себе вольности по отношению к барину (кстати, не только в мыслях – в поступках тоже).

Это свойство благоприобретенное, его можно считать веянием времени. Дружба между Обломовым и Захаром, безусловно, существует, хотя не такая, как между Гриневым и Савельичем. Некое духовное родство вызвано тем, что нравственная болезнь Ильи Ильича заразила и его преданного спутника. Диагноз поставил Гончаров: обломовщина.

Ее симптомы очевидны.

Захар, пожалуй, еще более ленив и инертен, чем его барин, однако он, как и Обломов, прекрасно понимает, сколь губительны последствия страшной русской болезни; именно поэтому он предпринимает попытки как-нибудь излечить горячо любимого барина: иногда он стыдит Илью Ильича, порой жалуется на него Штольцу. Каждый раз его усилия оказываются тщетными, потому что силы воли у Захара с каждым днем остается все меньше, этим он разительно отличается от Савельича.

Плохая черта персонажа гончарского романа – склонность ко лжи. «Дрыхнет… нарезался», – говорит он соседским слугам о своем господине. Обломов обладает различными недостатками, но этот ему чужд.

Важно

Зачем же Захару понадобилось наговаривать на Илью Ильича? Дело в том, что бывший крепостной усваивает новую традицию, укоренившуюся в его сословии: теперь в моде критиковать господ, в этом издержки свободы, которую не могут использовать во благо такие личности, как Захар.

Однако читатель видит не только пороки – он замечает и достоинства, их Гончаров умело подчеркивает в Захаре. Часто в романе Штольц говорит о «золоте души» Обломова. Есть оно и в слуге барина.

За грубой, простоватой внешней оболочкой прячется доброе сердце. Не лишен этот простак и некоторой проницательности: он безошибочного угадывает в Тарантьеве подлеца, Штольца и Ольгу считает искренними друзьями хозяина.

Интуитивно он осознает, что именно они могут спасти его барина.

Подчас Захар кажется нам удивительно тупым и упрямым, в других случаях – довольно умным, хитрым и даже ироничным. Так, например, смешон слуга, похваляющийся «важными» приятелями господина.

Но эту маленькую слабость прощают ему и читатель, и автор, потому что в словах персонажа звучит горькая ирония: он очень точно подмечает, что важные персоны посещают Илью Ильича не по дружбе, их цель – поесть и выпить за чужой счет.

Между Захаром и Обломовым существует тесная духовная связь. В слуге, будто в кривом зеркале, отражаются как достоинства, так и недостатки барина, и это усиливает душевные муки Обломова. «Пуповина», которой они связаны, не рвется даже после смерти главного героя.

Оставшись один, Захар по-настоящему страдает. Он становится одиноким и опустившимся бродягой. Заключительные сцены романа призваны доказать: в России между рабовладельцем и рабом есть связь и родство.

Обломов беспомощен без своего верного слуги – Захар не способен реализовать себя ни в чем, кроме данного ему предназначения.

Совет

Кольцевая композиция произведения способствует реализации авторского замысла и в отношении главного героя, и в отношении второстепенного персонажа.

Образ жизни Захара на Выборгской стороне таков же, как в Обломовке или на Гороховой. Его существование – замкнутый круг.

Чтобы изменить в этом хоть что-либо, надо «корчевать лес», как выразился Добролюбов, то есть необходимо изменить саму российскую действительность, породившую определенные человеческие типы.

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/goncharov-oblomov-obraz-zahara.html

Характеристика Захара(слуги Обломова) в романе

Введение Захар и Обломовка Захар и Ильи Ильич Обломов Заключение

Введение

Роман Гончарова “Обломов” был издан в 1859 году в переломный для российского общества период.

На момент написания произведения, в Российской Империи существовало два социальных слоя – сторонники новых, проевропейских, просветительских взглядов и носители устаревших, архаичных ценностей.

Представителями последних в романе являются главный герой книги Илья Ильич Обломов и его слуга Захар.

Несмотря на то, что слуга является второстепенным персонажем, только благодаря введению автором в произведение этого героя, читатель получает реалистичную, а не идеализированную Обломовым картину “обломовщины”. Характеристика Захара в романе “Обломов” Гончарова полностью соответствует “обломовским” ценностям и образу жизни: мужчина неряшлив, ленив, медлителен, любит приукрасить свою речь и прочно держится за все старое, не желая меняться под новые условия жизни.

Захар и Обломовка

По сюжету романа слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности,

где его приставили к маленькому Илье.
Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения “барин-слуга”.

В Петербург Захар переехал уже в зрелом возрасте.

Все его счастливые годы молодости прошли в Обломовке, а наиболее яркие воспоминания были связаны именно с деревней барина, поэтому мужчина даже в городе продолжает держаться за свое прошлое (как, впрочем, и Илья Ильич), видя в нем все лучшее, что с ним было.

Обратите внимание

Захаров в “Обломове” предстает пожилым человеком “в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”.

Хотя Захар и жил уже долгое время в Петербурге, он не пытался начать одеваться по новой моде, не желал менять свой внешний облик, даже одежду он заказывал по образцу, вывезенному из Обломовки.

Мужчина любил свой старый, истертый серый сюртук и жилет, так как “в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых”.

Сшитая по старой моде одежда становилась для Захара той ниточкой, которая связывала его в настоящем, обновленном, шумном и беспокойном мире с “райским” спокойствием и умиротворением Обломовки, ее устаревшими, но привычными ценностями.

Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами.

Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным.

Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.

Захар и Ильи Ильич Обломов

Захар знал Обломова с самых малых лет, поэтому прекрасно видел его достоинства и недостатки, понимал, когда с барином можно поспорить, а когда лучше смолчать.

Илья Ильич был для слуги связующим звеном между Обломовкой и большим городом: “в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие”.

Воспитанный как преданный слуга своего барина, а не самостоятельная личность, как часть большого дома и рода “без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно”.

Важно

Захар не воспринимал своей жизни в другой ипостаси, не как слуги Обломова, а, например, свободного ремесленника. Его образ не менее трагичен, чем образ Ильи Ильича, ведь в отличие от барина, он не может изменить свою жизнь – переступить через “обломовщину” и двигаться дальше.

Вся жизнь Захара сосредоточена вокруг Обломова и его благополучие, комфорт и важность для слуги являются основным смыслом жизни.

Показательным доказательством является эпизод спора между слугой и Ильей Ильичем, когда Захар уподобил барина другим людям и сам почувствовал, что сказал что-то действительно обидное для Обломова.

Как и в детстве Ильи Ильича, в его зрелые годы слуга продолжает заботиться о своем барине, хотя эта забота иногда и выглядит несколько странно: например, Захар может подать обед на побитой либо немытой посуде, уронить еду и, подняв с пола, предложить Обломову.

С другой стороны, весь быт Ильи Ильича держится именно на Захаре – он знает все хозяйское добро наперечет (даже запрещает Тарантьеву брать вещи Обломова, когда тот не против), всегда готов оправдать своего барина и показать его лучшим (в беседах с другими слугами).

Илья Ильич и Захар дополняют друг друга, так как представляют два основных проявления “обломовских” ценностей – барских и его преданного слуги. И даже после смерти Обломова мужчина не соглашается уехать к Штольцу, желая остаться рядом с могилой Ильи Ильича.

Заключение

Образ Захара в Обломове – это метафора обветшалой Обломовки и устарелых, архаичных взглядов на мир и общество.

Сквозь его нелепый костюм, постоянную лень и своеобразную заботу о барине прослеживается бесконечная тоска по тем далеким временам, когда Обломовка была процветающей помещичьей деревней, действительно райским уголком, полным спокойствия, умиротворения, понимания, что завтра будет так же тихо и однообразно, как и сегодня. Илья Ильич умирает, но Захар остается, как остается и сама Обломовка, которая, возможно, в дальнейшем перейдет сыну Ильи Ильича, но станет уже совершенно другим поместьем.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-zaxara-slugi-oblomova-v-romane/

Образ захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа и. а. гончарова «обломов»

ОБРАЗ ЗАХАРА И ЕГО РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА. В романе И. А. Гончарова «Обломов» парадоксальным двойником главного героя выступает его старинный и преданный крепостной слуга Захар, хранящий верность фамильным портретам, предани­ям о старинном быте и важности дома Обломовых.

Читайте также:  Характеристика герасима в рассказе "муму" тургенева: описание внешности и характера

При первом знакомстве мы встречаемся с пожилым человеком, которому за пятьдесят. В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, а позднее, в Петербурге, стал его камердинером.

От природы Захар был ленив. Он родился и вырос в благословен­ном уголке, где «все тихо и сонно».

Совет

Как и все крепостные Обломо­вых, он был тихого нрава, не подвержен сильным страстям, не стре­мился к отважным предприятиям, а представления о внешнем мире имел самые ограниченные.

Все крестьяне в Обломовке жили такой же тихой счастливой жизнью, так как были убеждены, «что все другие живут точно так же и что иначе — грех».

Лакейская служба развила в Захаре полученную от природы леность до крайних пределов. Мы узнаем, что в молодости он был «проворным, прожорливым и лукавым парнем» (именно таким его помнит Обломов). Когда же он стал лакеем, его обязанностью было провожать господ в церковь и гости. Поначалу он изнывал от скуки, стремился убежать из прихожей, но барин Илья Иванович пресе кал эти попытки.

Все чаще и чаще Захар оставался дремать в при­хожей, сплетничал в людской и на кухне или часами стоял у ворот. После того как он был произведен в дядьки к маленькому Илюше, и вовсе стал считать себя аристократической принадлежностью бар­ского дома, предназначенной для полноты и блеска старинной фа­милии. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.

Захар получил воспитание и приобрел манеры в деревне, на про­сторе и вольном воздухе, где ничто не стесняло его движений, пото­му, попав в город, в стесненное пространство квартиры, он выгля­дит неуклюжим и чувствует себя неловко. Поэтому он старается не «изменить не только данного ему Богом образа, но и своего костю­ма, в котором ходил в деревне».

Писатель наделил Захара выразительной и комичной внешнос­тью. Главной деталью его портрета являются «голый, как колено, череп» и «необъятно широкие» и густые с проседью бакенбарды, «из которых каждой хватило бы на три бороды». Он дорожит свои­ми бакенбардами, аристократическим украшением многих слуг, ко­торых он видел в своем детстве.

Бакенбарды напоминают Захару о его прежней службе и былом величии дома Обломовых, они же за­печатлевают и трагические изменения в его судьбе: «…бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по кому снега ». А вот одежда, несмотря на стремление «не изменить», — самая динамичная деталь в обра­зе Захара.

Она обозначает все этапы его карьеры слуги. В Обломовке Захар носил ливрею — форменную одежду лакеев, расшитую ми­шурной тесьмой. В Петербурге на Гороховой он сменил ливрею на сюртук с медными пуговицами, а в доме Пшеницыной носит непо­нятного вида одежду.

Обратите внимание

Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют костюмы Обломова (халат, прекрас­но сшитый сюртук и снова халат).

Женился Захар в пятьдесят пять лет, «вследствие ли разрыва с кумой или так, по убеждению, что человек должен быть женат». В жены взял «живую, проворную бабу» Анисью из петербургской об­слуги. Анисья добровольно взяла на себя все обязанности по дому и бессознательно разделила судьбу мужа, неразрывно связанную с жиз­нью, домом и особой Ильи Ильича Обломова.

Захар — зеркальное отражение Обломова. «Барин, кажется, ду­мал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! Ты мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет».

Захара вообще от­личают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, непово­ротливость, о которой уже говорилось, а также неряшливость, нео­прятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень.

Раз и навсегда определив для себя круг своих обязанностей, он ста­рался никогда за него не переступать и «никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начер­танных им занятий».

Свое желание отгородиться от новой, столич­ной жизни (которая несет с собой новые обязанности) и свою лень он силится обосновать даже философски. Вот отчего он уподоблен Об­ломову, «сращен с ним».

Захар и Обломов постоянно ссорятся. Конфликты возникают из- за нерадивости и лености Захара, и в такого рода стычках он, как правило, выходит победителем.

Лишь только возникает необходи­мость что-то сделать по дому, Захар доказывает, что это повлечет громадную возню, хорошо зная, что сама мысль о каких-либо дей­ствиях в доме приводит Илью Ильича в ужас. Но Обломова выводит из себя не столько леность слуги, сколько его душевная грубость и нетактичность.

Важно

За свою жизнь Захар не изменил не только своей внешности и привычек, не вышел за круг своих обязанностей, он не изменил также и своей внутренней сути, оставаясь равнодушным к чувствам и переживаниям барина.

Несмотря на способность методически изводить один другого, Захар и Илья Ильич неразрывно связаны, просто немыслимы друг без друга. Без помощи Захара Обломов «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать».

Захар же «не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать .и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Он безгра­нично верен и предан своему барину и всему, что носит имя Обломо­ва. Он, не задумываясь, сгорел бы или утонул за барина.

И Обломовку он любил, « как кошка свой чердак, лошадь — стойло, собака — кону­ру, в которой родилась и выросла».

Именно Захар — первая и последняя инстанция, препятствую­щая Обломову вырваться, выйти из круга обломовщины. Это он сво­ей грубостью и приземленностью разрушил, пусть и невольно, в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы с Ольгой. После слов Захара: «Стало быть, свадьба-то после Рождества будет? …Из­вестно какая: ваша!..

Ведь вы женитесь? …Люди Ильинские еще летом сказывали… Разве я выдумал?» — краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими.

Он ясно увидел вдруг, что «тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Иль­инских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…» После смерти Ильи Ильича Обломо­ва завершается и судьба Захара. Он не может жить в чужом доме, не может служить другому барину.

Такие слуги, как Захар, не под­ходили новому времени и новым господам, которые не прощали слугам неловкости, неопрятности и грубости. Теперь требовались грамотные, проворные, ловкие и умелые лакеи, камердинеры, швей­цары. Время Захаров прошло.

Совет

В одном из откликов на роман Гончарова говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».

Крепостнический уклад жизни сформировал и барина, и его слугу, лишил обоих уважения к труду, воспитал безделье и празд­ность. Захар действительно едва ли не «еще больше Обломов», чем сам Илья Ильич. Ценность этого образа в том, что Захар представ­ляет в романе всех крепостных Обломовки.

Он — один из «трехсот Захаров», и основная его функция состоит в типизации и дополни­тельной обрисовке образа центрального героя. Но при этом он инте­ресен и колоритен и сам по себе. Не случайно ему посвящена в ро­мане особая глава первой части, а критика называла его.

«целой по­эмой» о прошлом России.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-zahara-i-ego-rol-v-raskry-tii-haraktera-glavnogo-geroya-romana-i-a-goncharova-oblomov/

Образ Захара в романе И.А.Гончарова “Обломов”

  «Обломов» – вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры 
критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются 
и привлекательные, и отталкивающие 
черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, – ленивый барин, не приспособленный к жизни, не имеющий целей и интересов.

  Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Образ 
Захара выполняет в романе важную идейно-композиционную роль. Слуга 
не только «отражает» худшее в Обломове, но и определенным образом влияет на процесс нравственного и физического 
угасания Ильи Ильича.

  Захар – крепостной Обломовых. Во время 
действия романа слуга – пожилой 
человек, которому за пятьдесят лет. В молодости служил лакеем в барском 
доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Леность дана Захару от природы. Он родился и вырос в благословенном уголке, где «все тихо и сонно».

Крестьяне 
в Обломовке жили счастливой жизнью, ибо думали: нельзя иначе как-нибудь пахать, сеять, жать, продавать. Они 
были уверены, «что и все другие живут 
точно так же и что иначе – грех». Лакейская служба развила в Захаре леность, полученную от природы, до крайних 
пределов. В молодости он был «проворным, прожорливым и лукавым парнем».

Когда Захар стал лакеем, его обязанностью стало провожать господ в церковь 
и гости. В остальное время 
слуга дремал в прихожей, сплетничал на кухне, целыми часами стоял у ворот. После того, как он был произведен в дядьки к маленькому Обломову, Захар стал считать себя аристократической 
принадлежностью барского дома.

Он одевал утром и раздевал вечером 
барчонка, а остальное время не делал ничего.

  Захар очень неловок. Все из его рук 
падает, все в его руках ломается: «Иная вещь… стоит года три, четыре на месте – ничего; чуть он возьмет 
ее, смотришь – сломалось». Обломов вообще ничего не делает, Захар, в принципе, тоже: он создает только видимость 
деятельности. Его неловкость – 
отражение той же неприспособленности 
к жизни, какая существует у Ильи Ильича.

  Одежда 
– важная деталь в образе Захара, так же, как и в образе Обломова. Одежда меняется, но не претерпевают изменений 
ее носители. В Обломовке Захар 
носит ливрею – форменную одежду лакеев, расшитую тесьмой.

В Петербурге на Гороховой ливрею заменяет серый 
сюртук с медными пуговицами, в 
котором еще заметны атрибуты форменной одежды слуги, а в доме Пшеницыной Захар будет носить непонятного 
вида одежду. Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют 
костюмы Обломова: халат – сюртук – халат.

Обратите внимание

Удобный халат – символ барства Обломова, это «цепи» для 
ума, души. Возвращение к халату – 
путь к деградации личности. У Захара предметы одежды тоже символичны. Ливрея свидетельствует о привязанности 
к хозяину, раскрывает его рабскую 
натуру. После смерти Обломова Захар 
носит шинель без одной полы.

Он как будто потерял свою вторую половину – любимого барина, он как 
вещь, которая лишилась хозяина. Захар всегда желал быть чьей-то принадлежностью. Это обеспечивало ему кров и кусок хлеба. Таким образом, детали одежды раскрывают паразитизм существования барина и его слуги.

  Главной деталью портрета Захара являются бакенбарды, необъятно широкие и густые, с 
проседью, «из которых каждой бы хватило на три бороды». Они, как 
сюртук и ливрея, напоминают о былом 
величии господского дома. Захар 
дорожит своими бакенбардами, аристократическим 
украшением многих слуг, которых он видел в детстве.

  Захар женился в пятьдесят пять лет. Его избранницей стала Анисья, «живая, проворная баба». Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: проворностью, легкостью, гибкостью. На фоне Анисьи ярче выделяется беспомощность Захара. Точно так Ольга Ильинская своей живостью оттеняла худшие черты Обломова.

Анисья была умнее мужа, Захар не мог ей этого простить и стремился унизить или обидеть ее. Несмотря на враждебное отношения Захара, Анисья становится его спасительницей. Она сглаживает конфликты между барином и слугой. После смерти Обломова Захар полностью переходит на попечение Анисьи.

Без нее он становится беспомощным: «когда Анисья была жива, так я не шатался, был кусок и хлеба, а как она померла в холеру… братец барынин не захотели меня держать, звали дармоедом». Семейная жизнь Захара представляет неизбежный будничный финал романтической любви Обломова.

Ольга Ильинская не захотела принять Обломова таким, каков он есть, не захотела стать нянькой для него; как Анисья для Захара.

  С одной стороны, Захар безгранично 
предан барину, а с другой, – под 
влиянием жизни в городе он научился лгать и грубить Обломову, пил 
с приятелями за его счет, обворовывал 
Илью Ильича, сплетничал о нем.

Важно

Такой 
образ жизни в другом варианте, на другом уровне вынужден был бы вести 
Илья Ильич в «высшем свете». В этом отношении Захар – нравственный антипод Обломова. У Ильи Ильича есть ум, хорошие задатки, он восстает против светской суеты, любит одиночество.

Захар же – темный, крепостной мужик, долгие годы рабства развратили его, в нем нет достойных черт.

  Этот 
герой не способен понять чувства 
барина. Для него Обломов тоже своего рода собственность. Он ревнует его 
к Ольге Ильинской. Так, накануне приезда девушки Обломов просит Захара уйти из дома, но он глухо отнекивается, отговаривается, лениво глядит в окно.

Своей грубостью, приземленностью 
Захар разрушает в воображении 
Обломова поэтический идеал свадьбы 
и семейного счастья. Краски в 
романтических мечтаниях Обломова становятся другими.

Он ясно увидел вдруг, что «тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…» Захар никогда не меняет своих привычек, не выходит за круг своих обязанностей.

Именно Захар 
препятствует попыткам барина выйти 
из состояния обломовщины. На сообщение Обломова о намерении поехать за границу Захар иронически замечает: «А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!»

  Несмотря 
на постоянные ссоры слуги и барина, они не могут обходиться один без 
другого. Без помощи Захара Илья Ильич 
«не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать».

Захар же «не умел представить 
себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как 
одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время 
внутренне благоговеть перед 
ним».

Совет

  Захар – зеркальное отражение Обломова, между ними существует глубинное 
сходство. Захар воплощает одну из худших черт хозяина – барство, праздность. После смерти Обломова завершается 
и судьба Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить 
в других местах.

Автор показывает, как крепостнические порядки 
духовно опустошают человека, лишают его цели в жизни. Обломов не нашел 
своего пути, ничего не сделал, чтобы 
сохранить свои лучшие качества. Н.А.

Добролюбов писал об Обломове: «Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется 
власти другого».

Читайте также:  Критика о рассказе "господин из сан-франциско" бунина: отзывы о произведении

Источник: https://stud24.ru/literature/obraz-zahara-v-romane-iagoncharova/102589-304429-page1.html

Реферат: Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа ИАГончарова Обломов

В романе “Обломов”  И.А. Гончаров представил на суд читателей  совершенно новые литературные образы,  новую концепцию романа. Как известно, в  жизни все взаимосвязано, это относится и к  двум образам романа: Захару и Обломову. 

Захар  связан с Обломовым неразрывными узами, его  жизнь немыслима без доброго барина. Этот  образ довольно значим в романе.

Захар —  слуга Ильи Ильича Обломова, крайне  консервативен, носит такой же костюм, что  носил в деревне — серый сюртук. “Дом  Обломовых, был когда-то богат и знаменит в  своей стороне, но потом, бог знает отчего,  все беднел, мельчал и, наконец, незаметно  потерялся между нестарыми дворянскими  домами.

Только поседевшие слуги дома  хранили и передавали друг другу верную  память о минувшем, дорожа ею, как святынею”.  Захар представлял собой “пожилого  человека, в сером сюртуке, с прорехою под  мышкой… в сером же жилете, с медными  пуговицами… и густыми, русыми с проседью  бакенбардами, из которых каждой стало бы на  три бороды”.

Портрет Захара, изображающий  смешную и нелепую внешность, дополняется и  особым голосом: герой не говорит, а ворчит,  как собака, или хрипит. Голос же, данный  Богом, по словам Захара, “он потерял на  охоте с собаками, когда ездил со старым  барином и когда ему дунуло будто сильным  ветром в горло”.

Этому типу Гончаров  посвятил специальный очерк, озаглавленный  “Слуги старого века”, в котором вспоминает  хорошо известных представителей этого  сословия, людей старой закалки, с трудом  вживающихся в новые жизненные  условия.

Литературная родословная Захара идет от  пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”).

Обратите внимание

  При всей разности характеров первого,  развращенного жизнью в Петербурге и  патологической ленью своего барина, и  второго — вечного дядьки, для которого  питомец остается  малым, неразумным ребенком едва ли не на всю  жизнь, сближает их одержимая верность не  только своему барину, но и всему его роду.

  Верность Захара своему барину и всем давно  забытым устоям родной Обломовки воплощена  ярче всего в эпизоде, когда Обломов  наставляет своего слугу привычным и самым  действенным способом — прибегая к “жалким  словам” и называя Захара “ядовитым  человеком”.

В минуту раздражения Захар  позволил себе сравнить Обломова с другими,  которые и с квартиры на квартиру легко  переезжают, и за границу отправляются. Это  вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую  отповедь о невозможности сравнивать его,  Обломова, с кем бы то ни было.

И это  пробирает Захара больше, нежели  ругательства: он и сам чувствует, что  переступил какую-то запретную границу,  уподобив своего барина другим людям. Захар  является пародией на своего барина. У него  те же привычки, что и у хозяина, только  доведенные до абсурда, показанные в смешном,  комическом свете.

С первых же страниц  романа Захар не может не вызвать улыбки  своей внешностью, своей ленью и  неопрятностью. Он чем-то даже напоминает  гоголевские типажи: Осипа — слугу  Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых  душ”. Но Захар — лишь уродливое отражение  образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов  упрекает Захара за неряшливость и день, за  то, что он не убирает пыли и грязи.

Захар  возражает, что “чего ее убирать, если она  снова наберется”. Полное равнодушие к пыли,  сору, грязи отличает этого слугу от других  слуг — персонажей отечественной  литературы. Захар на этот счет составил  собственную философию, не позволяющую  бороться ни с грязью, ни с тараканами и  клопами, раз они выдуманы самим Господом.

  Когда Обломов приводит своему слуге в  пример живущее напротив семейство  настройщика, Захар приводит в ответ  следующие аргументы, в которых видна  незаурядная наблюдательность: “А где немцы  сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут!  Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук  с плеч отца переходит на сына, а с сына опять  на отца.

На жене и дочерях платьишки  коротенькие: все поджимают под себя ноги,  как гусыни… Где им сору взять? У них нет  этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по  годам куча старого изношенного платья или  набрался целый угол корок хлеба за зиму… У  них и корка зря не валяется: наделают  сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней  разболтанности Захар, однако, довольно  собран.

Важно

Извечная привычка слуг старого века  не дает ему разбазаривать барское добро —  когда земляк Обломова, жулик Тарантьев  просит Илью Ильича дать ему на время фрак,  Захар немедленно отказывает: пока не будут  возвращены рубашка и жилет, ничего больше  Тарантьев не получит. И Обломов теряется  перед его твердостью.

Захар не  лишен и недостатков.

Гончаров видит его как  “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал  двум эпохам, и обе положили на него печать  свою. От одной перешла к нему по наследству  безграничная преданность к дому Обломовых,  а от другой, позднейшей, утонченность и  развращение нравов”.

И еще черта,  характерная для смешения двух эпох, на  которые указал Гончаров: “Захар умер бы  вместо барина, считая это своим неизбежным  и природным долгом, и даже не считая ничем, а  просто бросился бы на смерть, точно так же,  как собака, которая при встрече со зверем в  лесу бросается на него, не рассуждая, отчего  должна броситься она, а не ее господин.

Но  зато, если б понадобилось, например,  просидеть всю ночь подле постели барина, не  смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье  или даже жизнь барина, Захар непременно бы  заснул”. С годами все больше и отчетливее  вырисовывается нерасторжимая связь между  Ильей Ильичом и Захаром — последними  представителями Обломовки, являющейся лишь  прекрасным сном.

Они каждый по-своему свято  хранят в душе те “преданья старины  глубокой”, что сформировали их жизни,  характеры и взаимоотношения. Они  давно  знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар  нянчил маленького Обломова на руках, а  Обломов помнит его “молодым, проворным,  прожорливым и лукавым парнем”. “Как Илья  Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни  быть причесанным и обутым, ни отобедать без  помощи Захара, так Захар не умел  представить себе другого барина, кроме Ильи  Ильича, другого существования, как одевать,  кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в  то же время внутренне благоговеть перед ним”.  Даже когда Захар женится в середине романа  на Анисье, кухарке Обломова, значительно  более ловкой, умелой и чистоплотной, он  старается по возможности не допускать ее к  Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы,  без которых не мыслит жизни.

После  смерти Обломова порвалась связь между  Захаром и Обломовым, и жизнь его  превратилась в ненужное и горькое  прозябание. Конец Захара не просто трагичен,  он страшен. Как метко сказал Некрасов в  поэме “Кому на Руси жить хорошо”:

Порвалась цепь великая…

Одним концом по барину,

Другим — по мужику!..

Источник: https://ronl.org/referaty/inostrannye-yazyki/426663/

Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова “Обломов”

Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова “Обломов”

В романе “Обломов” И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.

Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе.

Захар слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне серый сюртук. “Дом Обломовых, был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами.

Совет

Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею”. Захар представлял собой “пожилого человека, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой… в сером же жилете, с медными пуговицами… и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”.

Портрет Захара, изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом: герой не говорит, а ворчит, как собака, или хрипит. Голос же, данный Богом, по словам Захара, “он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло”.

Этому типу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный “Слуги старого века”, в котором вспоминает хорошо известных представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.

Литературная родословная Захара идет от пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”).

При всей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду.

Верность Захара своему барину и всем давно забытым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом прибегая к “жалким словам” и называя Захара “ядовитым человеком”.

В минуту раздражения Захар позволил себе сравнить Обломова с другими, которые и с квартиры на квартиру легко переезжают, и за границу отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни было.

И это пробирает Захара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар является пародией на своего барина. У него те же привычки, что и у хозяина, только доведенные до абсурда, показанные в смешном, комическом свете.

Обратите внимание

С первых же страниц романа Захар не может не вызвать улыбки своей внешностью, своей ленью и неопрятностью. Он чем-то даже напоминает гоголевские типажи: Осипа слугу Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”. Но Захар лишь уродливое отражение образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара за неряшливость и день, за то, что он не убирает пыли и грязи.

Захар возражает, что “чего ее убирать, если она снова наберется”. Полное равнодушие к пыли, сору, грязи отличает этого слугу от других слуг персонажей отечественной литературы. Захар на этот счет составил собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и клопами, раз они выдуманы самим Господом.

Когда Обломов приводит своему слуге в пример живущее напротив семейство настройщика, Захар приводит в ответ следующие аргументы, в которых видна незаурядная наблюдательность: “А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца.

На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни… Где им сору взять? У них нет этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму… У них и корка зря не валяется: наделают сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран.

Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро когда земляк Обломова, жулик Тарантьев просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.

Захар не лишен и недостатков.

Гончаров видит его как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: “Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул”. С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая

Источник: https://geum.ru/doc/work/93803/index.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]