Описание деревни обломовка в романе “обломов”: образ, характеристика в цитатах

Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки

Описание деревни Обломовка в романе

   План сочинения   1. Вступление. Своеобразие Гончарова-романиста.   2. Основная часть. Пейзаж и его функции.   — Основные функции пейзажа.   — Характер картин природы в «Сне Обломова».   — Соотнесение времен года и естественного ритма жизни.   — Мотив покоя.

   — Психологическая функция пейзажа в «Сне Обломова».   — Символические природные детали в сценах романа Обломова и Ольги Ильинской.   — Любовь и открытие героями тайной жизни природы.   — Интуитивное прозрение героев.   — Осенние картины природы.   — Финал отношений героев и характерный пейзаж.

   — Картины природы и их роль в жизни Штольца и Ольги.   — Финальный пейзаж романа.

   3. Заключение. Роль пейзажа в романе.

   Живописность стилевой манеры – характерная черта Гончарова-романиста. Его описания – портреты, интерьеры, пейзажи – подробны, обстоятельны, детализированны. И в этом стиль писателя близок стилю Н.В. Гоголя. Попробуем проанализировать пейзажи в романе И.А. Гончарова «Обломов».   Функции пейзажа в произведении различны.

Это и фон, на котором происходит действие, и характеристика душевного состояния героя, и своеобразное обрамление сюжетного хода, и создание особой атмосферы повествования.   Первый пейзаж предстает перед нами в «Сне Обломова». Картины природы здесь даны в духе поэтической идиллии.

Основная функция этих пейзажей – психологическая, мы узнаем, в каких условиях рос главный герой, как формировался его характер, где прошло его детство. Имение Обломова – это «благословенный уголок», «чудный край», затерянный в глубинке России. Природа там не поражает нас роскошью и вычурностью – она скромна и незатейлива.

Нет там моря, высоких гор, скал и пропастей, дремучих лесов. Небо там жмется «ближе… к земле…, как родительская надежная кровля», «солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам».

Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».   Времена года в этом краю соотнесены с крестьянским трудом, с естественным ритмом человеческой жизни.

«По указанию календаря наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром; скинет крестьянин полушубок, выйдет в одной рубашке на воздух и, прикрыв глаза рукой, долго любуется солнцем, с удовольствием пожимая плечами; потом он потянет опрокинутую вверх дном телегу… или осмотрит и ударит ногой праздно лежащую под навесом соху, готовясь к обычным трудам». Все в этом природном цикле разумно и гармонично. Зима «не дразнит неожиданными оттепелями и не гнет в три дуги неслыханными морозами…», в феврале же уже «чувствуется в воздухе мягкое веянье близкой весны». Но особенно чудесно в этом краю лето. «Там надо искать свежего, сухого воздуха, напоенного – не лимоном и не лавром, а просто запахом полыни, сосны и черемухи; там искать ясных дней, слегка жгучих, но не палящих лучей солнца и почти в течение трех месяцев безоблачного неба».   Мир, покой, глубокая тишина лежат на полях, тихо и сонно в разбросанных неподалеку друг от друга деревеньках. В господском имении все погружаются в глубокий сон после разнообразного, обильного обеда. Жизнь течет лениво и неспешно. Та же тишина, спокойствие царят там и в человеческих нравах. Круг забот людей не выходит за рамки простой бытовой жизни и ее обрядов: крестин, именин, свадеб, похорон. Счет времени в Обломовке идет «по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям». Край там «благодатный»: обломовцам не нужно много трудиться, труд они сносят «как наказание».   Вот в этом краю и прошло детство героя, здесь в долгие зимние вечера он слушал сказки няни, былины, страшные истории. В этой атмосфере неспешного течения жизни сформировался его характер. Маленький Илюша любит природу: ему хочется побежать в луга или на дно оврага, поиграть с мальчишками в снежки. Он любопытен и наблюдателен: замечает, что тень в десять раз больше самого Антипа, а тень его лошади накрыла собой весь луг. Хочется ребенку исследовать окружающий мир, «броситься и переделать все самому», но родители холят и лелеют его, «как экзотический цветок в теплице». Так ищущие проявления силы обращаются внутрь, никнут и увядают. И постепенно герой впитывает этот неспешный ритм жизни, ее лениво-размеренную атмосферу. И постепенно становится он тем Обломовым, которого мы видим в Петербурге. Однако не стоит думать, что эта фраза несет лишь негативный смысловой оттенок. И «голубиная нежность» Обломова, и нравственные идеалы его – все это также было сформировано той же самой жизнью. Таким образом, пейзаж здесь имеет психологическую функцию: он является одной из составляющих, формирующих характер героя.

   В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени. Вот они встречаются на дорожке. Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. А он в ответ замечает, что больше любит ландыши, так как они ближе к природе.

Обратите внимание

И еще Обломов невольно просит прощения за вырвавшееся у него признание, приписывая свои чувства действию музыки. Ольга расстроена и обескуражена. Она роняет ветку сирени на землю. Илья Ильич же поднимает ее и на следующее свидание (на обед к Ильинским) приходит с этой веткой.

Далее они встречаются в парке, и Обломов замечает, что Ольга вышивает все ту же сиреневую ветку. Потом они разговаривают, и в душе Ильи появляется надежда на счастье. Он признается Ольге в том, что «цвет жизни опал». И она вновь срывает ветку сирени и подает ему, обозначая ею «цвет жизни» и свою досаду.

В отношениях их появляется доверие, понимание – Обломов счастлив. И Гончаров сравнивает его состояние с впечатлением человека от вечернего пейзажа.

«Обломов был в том состоянии, когда человек только что проводил глазами закатившееся летнее солнце и наслаждается его румяными следами, не отрывая взгляда от зари, не оборачиваясь назад, откуда выходит ночь, думая только о возвращении на завтра тепла и света».

   Любовь обостряет все чувства героев. И Илья Ильич, и Ольга становятся особенно чуткими к природным явлениям, жизнь открывается им своими новыми, неизведанными сторонами. Так, Обломов замечает, что, несмотря на внешнюю тишину и покой, в природе все кипит, движется, суетится. «Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся… Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно повторяет один и тот же звук, может быть зовет другую. Вот две бабочки, вертясь около друг друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск…». Точно так же и Ольга открывает для себя доселе не замеченную тайную жизнь природы. «В лесу те же деревья, но в шуме их появился особенный смысл: между ними и ею воцарилось живое согласие. Птицы не просто трещат и щебечут, а все что-то говорят между собой; и все говорит вокруг, все отвечает ее настроению; цветок распускается, и она слышит будто его дыхание».   Когда Обломова начинают посещать сомнения в истинности чувств Ольги, то этот роман кажется ему чудовищной ошибкой. И опять писатель сравнивает чувства Ильи с природными явлениями. «Какой ветер вдруг подул на Обломова? Какие облака нанес? Должно быть, он поужинал или полежал на спине, и поэтическое настроение уступило место каким-то ужасам. Часто случается заснуть летом в тихий, безоблачный вечер, с мерцающими звездами, и думать, как завтра будет хорошо поле при утренних светлых красках! Как весело углубиться в чащу леса и прятаться от жара!.. И вдруг просыпаешься от стука дождя, от серых печальных облаков; холодно, сыро…» Переживания Обломова, быть может, и надуманны, он по-прежнему любит Ольгу, однако подсознательно начинает осознавать невозможность этого союза, предвидеть конец отношений. И то же самое начинает понимать Ольга своей безошибочной женской интуицией. Она замечает, что «сирени… отошли, пропали!». Любовь заканчивается вместе с летней порой.   Осенние картины природы нагнетают атмосферу отдаления героев друг от друга. Они уже не могут так свободно встречаться в лесу или парках. И здесь мы отметим сюжетообразующее значение пейзажа. Вот один из осенних пейзажей: «Листья облетели, видно все насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно…». Обломов предлагает Ольге не торопиться с объявлением известия о свадьбе. Когда же он окончательно расстается с ней, то выпадает снег и густым слоем покрывает забор, плетень, гряды на огороде. «Снег валил хлопьями и густо устилал землю». Пейзаж этот также символичен. Снег здесь как будто погребает возможное счастье героя.   В финале романа автор рисует картины южной природы, изображая жизнь Ольги и Штольца в Крыму. Эти пейзажи углубляют характер героев, вместе с тем даны в контрастном сопоставлении со «Сном Обломова» в романе. Если зарисовки природы в «Сне Обломова» были подробны, и местами поэтичны, автор будто бы с удовольствием останавливался на характерных явлениях, деталях, то в финале Гончаров ограничивается лишь описанием впечатлений героев. «Часто погружались они в безмолвное удивление перед вечно новой и блещущей красотой природы. Их чуткие души не могли привыкнуть к этой красоте: земля, небо, море – все будило их чувство… Не встречали они равнодушно утра; не могли тупо погрузиться в сумрак теплой, звездной, южной ночи. Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить!..». Мы видим чуткость этих героев к красоте природы, однако является ли их жизнь идеалом писателя? Автор уходит от открытого ответа.   Прост и скромен пейзаж, рисующий картину местного кладбища в финале романа. Здесь вновь возникает мотив сиреневой ветки, который сопровождал героя в кульминационные моменты его жизни. «Что стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его между кустов, в затишье. Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».

   Таким образом, картины природы в романе живописны и разнообразны. Посредством их автор передает свое отношение к жизни, любви, раскрывает внутренний мир и настроение персонажей.

Читайте также:  Тема воспитания в комедии "недоросль": проблемы воспитания и образования

Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”

Источник: https://shpargalkino.com/pejzazh-i-ego-funkcii-v-romane-oblomov-i-a-goncharova/

Сочинение – Обломов, Обломовка, обломовщина в романе Гончарова – Сочинение

Обломов, Обломовка, обломовщина в романе И. А. Гончарова.

Когда знакомишься с человеком, редко что характеризует его так ярко, как то место, где он живет, вещи, которые его окружают, люди, которые ему близки.

Очевидное доказательство этого наблюдения дает роман И.А. Гончарова «Обломов». В нем писатель словно бы намеренно снижает образ главного героя, русского помещика, живущего в патриархальной Обломовке.

На первый взгляд кажется, что здесь и рассуждать-то не о чем, так заражен Обломов ленью, бесполез­ной мечтательностью, практической никчемностью. Эти качества героя подчеркнуты описанием его кабинета, который поражает своей запущенностью и небрежностью.

Идя по стопам Гоголя, ав­тор нагнетает детали: паутина на стенах, пожелтевшая страница забытой книги, грязная тарелка на столе… «Можно было бы поду­мать, что тут никто не живет». Да Обломов словно бы и не живет вовсе, он лежит и… мечтает.

Воплощением его натуры стали два предмета: домашние тапки и уютный халат, который так шел «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу».

Действительно, в очень невыгодном свете предстает на первых же страницах романа его герой. Но не будем спешить с выводами, ведь сам писатель не стремится произнести приговор, а представ­ляет читателю обширный материал для размышлений о герое.

«Отчего я такой?» — задает себе мучительный вопрос Обломов. Где кроются истоки его характера? Как водится, в начале жизни человека, в традициях того края, где он вырос. Все, начиная с природы, окружающей ребенка, и заканчивая увлекательными сказками няни, сформировало Обломова. Так И.А. Гончаров под­черкивает исконно русские, национальные основы его характера.

Описывая природу Обломовки, автор постоянно использует то олицетворения, то сравнения. Небо ближе жмется к земле, чтобы обнять ее покрепче, с любовью; оно распростерлось над головой, как родительская надежная кровля.

Важно

Не здесь ли корни обломовской «голубиной нежности», незлобивости? Эти черты поддерживала и развивала семья, окружившая Илюшу лаской и любовью. Так укреплялось его «честное, верное» сердце.

Но од­новременно эта не знающая границ забота, эта полная зависи­мость от других, от крепостных, выполнявших малейшие жела­ния хозяина, лишили Илью Ильича способности сделать что-либо самостоятельно и умения решать реальные проблемы, жизнь заменялась фантазиями, близкими к няниным сказкам, и герой бессознательно грустил подчас, «зачем сказка не жизнь». В своих мечтах Обломов переносился в мир, где нет ме­ста суете, где правят незыблемые, устойчивые законы, а жизнь течет ровно, широко, подобная не своенравной реке, а спо­койной русской равнине…

Одна из основных забот жителей Обломовки — забота о пище. Стук ножей слышался в доме с утра до вечера.

Какие за­пасы варений, солений там готовились! Какие пеклись пироги, варились квасы! Не напоминают ли эти описания сказочные «молочные реки с кисельными берегами», «скатерть-самобран­ку» и прочие волшебные предметы? И не столько об обильной пище здесь речь, сколько о традиционном русском хлебосоль­стве, о теплоте дома. Не случайно после разрыва с Ольгой Об­ломов придет к хозяйственной Агафье Матвеевне, сам дом ко­торой напомнит герою Обломовку, станет для него маленьким ковчегом домашней жизни.

Воспоминания Обломова о детстве, о доме будут названы «сном». Это состояние неотделимо от Обломовки, где царят «тишина», «невозмутимое спокойствие», и от Ильи Ильича. Сон его обычное состояние, форма мысли, способ жизни.

Но жизнь ли это? И что тогда есть жизнь? Может быть, практич­ность и деловитость коммерсанта Штольца? Или холодность и рассудительность Ольги, которой нравилась ее роль воспитате­ля Обломова? Ответ Ильи Ильича ясен: нет! Он отворачивается от суеты, от погони за призрачными целями, когда человек разменивает себя на пустяки.

«Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей…»

После выхода романа критика разделилась в оценке его ге­роя. Для демократа Добролюбова Обломов стал олицетворени­ем русского крепостничества, патриархальности, символом традиционной русской лени, пассивности. Да, Илья Ильич — дитя Обломовки.

Но введенное Добролюбовым понятие «обло­мовщина» включает в себя весь строй патриархальной русской жизни, в том числе его традиционные национальные устои, со­державшие немало человеческого, бесценного. На умение Гон­чарова показать эти «мирные и незлобивые» стороны народной жизни и не скрыть при этом ни один из ее недостатков обра­тил внимание критик Дружинин.

Совет

«Обломов — ребенок, а не дрянной развратник… Он бессилен на добро, но он положи­тельно не способен к злому делу, чист духом», — делает вывод Дружинин.

Не является ли традиционная русская лень своеоб­разным протестом против бездушия жизни, голого расчета, хо­лодной предприимчивости «деловых людей», появившихся в России? И может быть, не в противопоставлении, а в соедине­нии разумной практичности, осмысленной деятельности с доб­ротой и человечностью, с ладом народной жизни, с природой и заключается ответ на многие вопросы, которые ставит перед нами развитие цивилизации?

Здесь искали:

Источник: https://Sochineniye.ru/sochinenie-oblomov-oblomovka-oblomovshhina-v-romane-goncharova/

Роль пейзажа и образов природы в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Назначение пейзажа (как и многих других художественных приёмов в данном произведении) подчинено основной цели – показать историю возникновения такого человеческого характера, как Обломов, историю формирования его личности и особенности его образа жизни.

В восьмой главе романа автор упоминает о любимой мечте Ильи Ильича – жить в деревне. И картины этой жизни всегда связаны не только «со сладкой едой и сладкой ленью», но и с замечательной сельской природой.

Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…». Обязательно видятся Обломову «вечное лето, вечное веселье» и много еды для гостей с «неувядающим аппетитом».

Почему так? Почему он такой, а «не другой»? Этот вопрос возникает как у читателей, так и у самого героя. Иногда Обломову становится «грустно и больно за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил…».

Особенно страшно становилось, когда в душе вдруг зарождалось «представление о человеческой судьбе и назначении…», и он «болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало…», но «глубоко и тяжело завален клад дрянью».

Понимал Обломов, что надо бы сбросить всё это наносное, весь этот хлам, мешающий жить полнокровно, и … мысль послушно возвращала его в мир, где всё прекрасно, где чудесные картины природы позволяли забыть о тревогах, уйти от беспокоящей душу реальности. Своеобразная, «обломовская» любовь к природе, соединённая с мечтательностью, вносила в жизнь героя успокоение и даже ощущение счастья.

В девятой главе Гончаров рисует мир, где герой романа мог бы жить счастливо, если бы никогда не покидал родную Обломовку. Именно здесь мы находим ответы на многие вопросы и понимаем, почему душой стремился Илья Ильич в этот «благословенный уголок».

Гончаров не сразу начинает главу с описания «чудного края».

Обратите внимание

Он даёт сначала пейзажные зарисовки в виде сменяющих друг друга прекрасных картин, очень контрастных по отношению к природе Обломовки, что также позволяет понять, почему этот край и эта природа способствовали зарождению обломовского характера.

Здесь «нет моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого».

И автор объясняет отрицательный взгляд обывателей на экзотические пейзажи: образы бушующего моря, мощь стихии или вид неприступных скал, грозных гор и пропастей наводят тоску, страх, тревогу на душу, терзая её, и «сердце смущается робостью…». Такая природа не способствует «увеселению» жизненного настроения, не успокаивает, не «убаюкивает», а помогает формированию деятельного и энергичного характера, который способен преодолевать препятствия, бороться с трудностями.

Читайте также:  Критика о повести "шинель" гоголя: отзывы критиков

рекомендовать
Страницы: Страница 1, Страница 2

Источник: https://prozaru.com/2016/01/peyzazh-oblomov/

Обломовка и город Калинов (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и пьесе Н. А. Островского «Гроза»)

Обломовка и Калинов — микромодели русской жизни. Объединяют два эти места замкнутость и от-граниченность от мира, особое течение времени.

Калинов расположен в живописном месте, на бере­гу Волги. Первое действие пьесы проходит летним ве­чером, в общественном саду. Один из героев, Кули-гин, с восхищением произносит: «Чудеса, истинно на­добно сказать, что чудеса!.. Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все на­глядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

По его мнению, наслаждение приро­дой могло бы смягчить жестокие нравы этого города. Но кроме Кулигина никто и не обращает внимания на красоту природы. Жизнь в городе однообразна, замк­нута. Жители невежественны. Они верят в загробную жизнь, считают, что Литва «на нас с неба упала», ве­рят россказням Феклуши о землях, «где все люди с песьими головами».

Феклуша уверяет, что в городе царит «бла-алепие,… красота дивная», жители его «добродетелями, как цветами, украшаются», «все де­лается прохладно и чинно». Она называет Калинов «обетованной землей». Но это взгляд отсталой, неве­жественной странницы, свято верящей в домостроев­ские законы.

А вот как отзывается о заведенных в го­роде порядках Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ни­чего кроме грубости да бедности нагольной, не увиди­те». И жители по его рассказам не такие уж доброде­тельные: «А между собой, сударь, как живут! Торгов­лю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти.

Враждуют друг на друга…» Горо­жане лишены духовности, даже гулять на новый бульвар или не ходят, или ходят с целью показать на­ряды. «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего три часа в сутки А бога­тые что делают? Ну, что бы, кажется им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех ворота, су­дарь, заперты и собаки спущены.

Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслы­шимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ни­чего не видит и не знает, видит только один бог!..

Важно

Ог­рабить сирот, родственников, племянников, заколо­тить домашних так, чтобы ни об чем, что он там тво­рит, пикнуть не смели». 

Обломовку автор тоже называет благословенным уголком, чудным краем, мирным уголком. «Изму­ченное волнениями или вовсе незнакомое с ними серд­це так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную».

«Весь уголок верст на пятнадцать или двадцать вокруг представля­ет ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано…

Правильно и невоз­мутимо совершается там годовой круг».

Обломовка напоминает какое-то государство, жи­вущее по своим собственным законам. «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. В газетах ни разу никому не случилось прочесть чего-нибудь по­добного об этом благословенном уголке… Не наказы­вал господь той стороны ни египетскими, ни просты­ми язвами.

Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты; не водится там ядовитых гадов; саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков…» Самое ужасное в Обломовке — это изба, расположенная на краю обрыва и сам обрыв. «… Глубокая тишина и мир лежат и на полях…

Тишина и невозмутимое спокойст­вие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабе­жей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные пред­приятия не волновали их… Всякий знал там самого себя… Интересы их были сосредоточены на них са­мих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими…

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все дру­гие живут точно так же и что жить иначе — грех».

Единственное, что по-настоящему волновало обломовцев, — это кухня и обед. «Об обеде совещались це­лым домом… Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломов­ке.

Какие телята утучнялись там к годовым праздни­кам! Какая птица воспитывалась!..

Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, ка­кие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Обломовке заклю­чалась в том, чтобы «выходить здоровенького ребен­ка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств…

», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обломовке несет не только физическое, но и в какой-то степени духовное насыщение. Приготовление обеда — это це­лый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суетилось и за­ботилось, все жило такою полною, муравьиною, та­кою заметною жизнью».

Совет

Жители Обломовки «никогда не смущали себя ни­какими туманными умственными или нравственны­ми вопросами… Норма жизни была готова и препода­на им родителями, а те приняли ее тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки… Как что дела­лось при дедах и отцах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обло­мовке.

О чем же им было задумываться и чем волноваться, что узнавать, каких целей добиваться?

Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них ».

Казалось бы, что может быть лучше, чем жить так, как жили обломовцы? Но оказывается, что и такая мирная, спокойная жизнь таит в себе зло. Жители обломовки не хотят волнений, переживаний — следст­вием этого стало то, что никто не оказал помощи му­жику, лежавшему в канаве на окраине деревни.

И стар и млад приняли его за оборотня — настолько не­вежественны люди. Письмо, полученное родителями Ильи Ильича и содержащее просьбу выслать рецепт пива, приводит к панике.

Распечатать его решаются только на четвертый день после получения, а дождал­ся ли ответа Филипп Матвеевич — и вовсе неизвестно.

Обсуждение народных примет и снов, воспомина­ния о былом, игра «в дураки», гадания — вот и все за­нятия жителей имения; «между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все ви­дятся ежедневно друг с другом; умственные сокрови­ща взаимно исчерпаны и изведаны, а новостей извне получается мало».

Обломовка своей замкнутостью похожа на Кали­нов, только в ней жизнь счастлива, а в Калинове — разрушительна.

Обратите внимание

К Обломовке автор относится со сме­шанными чувствами: это и ирония и восторг перед ее тихой жизнью. А Калинов представляется автором миром зла.

Под внешней благопристойностью и без­мятежностью этого города чувствуется скрытый на­кал страстей; в Обломовке же жизнь тиха и может на­скучить.

Конец обоих миров разный. Замкнутость Обломовки разрушается постройкой дороги, связывающей ее с внешним миром. «Начало конца» Калинова связано с самоубийством Катерины и реакцией горожан, сви­детельствующей о внутреннем разрушении этого го­рода.

Источник: https://5litra.ru/soch/192-oblomovka-i-gorod-kalinov-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov-i-pese-n-a-ostrovskogo-groza.html

Тема России в романе «Обломов» с цитатами

Для главного героя книги «Обломов», Ильи Ильича, образ Родины — это образ его родного имения, деревни Обломовки. Он вырос в патриархальной семье помещиков, вдали от цивилизации, сохранив старорусский уклад жизни.

Это значит, что по старой барской привычке даже сапоги Обломову с детства надевает слуга Захар.

Захар Трофимович вздыхает по старине с грустью: «Предания о старинном быте и важности фамилии все глохнут или живут в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков»…

Иной быт и уклад вызывает у Обломова отторжение: он непохож на давно знакомые ему традиции.

Илья с наслаждением вспоминает детство: «И видится ему большая, темная, освещенная сальной свечкой гостиная в родительском доме, сидящая за столом покойная мать и ее гости: они шьют молча; отец ходит молча….Слышит он рассказы снов, примет, звон тарелок и стук ножей, жмется к няне…»

Читайте также:  Сергей платонович мохов в романе "тихий дон": образ и характеристика

Благо Отечества для Обломова заключается в провозглашении громких слов.

Он собирается было «служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатываия неистощимых источников…». Но быстро отказывается от каких-либо действий. Все его замыслы, например, устроить школу в деревне, остаются только фантазиями.

Нет у Обломова настоящего порыва улучшить жизнь общества, наладить быт других, хотя он имеет власть и определенные рычаги влияния — Илья Ильич владеет собственным имением.

В государственной службе герой книги разочаровался, заметив, «что есть такие начальники, которые в испуганном до одурении лице подчиненного, выскочившего им навстречу, видят не только почтение к себе, но….

иногда и способности к службе».

Важно

Таким образом, в романе «Обломов» писатель Иван Гончаров указывает на целый ряд болезней общества тогдашней России. Это и равнодушие к судьбе других, и чиновничьи дрязги, и воровство (таковое процветает в доме Обломова), и мошенничество.

Старая помещичья Россия в образе Ильи Ильича в романе «Обломов» встречается с новой в образе Штольца-предпринимателя. Возникает конфликт старого уклада с новым, ленивого и неспешного старосветского образа жизни с деятельным характером нового времени. Но я уверен, что Обломовы полностью не исчезают. Такие же медлительные и в основном безразличные к обществу люди, как он, всегда были, есть и будут.

Отношение Обломова к к учебе, науке, хозяйству

Главная тема романа «Обломов» И. Гончарова

Сочинение-описание Ильинской из романа «Обломов»

Тема времени в романе «Обломов»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=338

Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова «Обломов» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад.

Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян.

Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не способных к решительным действиям.

«Почему я такой?» – спрашивает самого себя Обломов. Он, тридцатидвухлетний человек, горестно сознает собственную бесполезность в обществе. В начале романа автор подробно описывает детство героя и жизнь в родовой деревне Обломовке, где основным занятием для господ были еда и сон. Илюшу любили, жалели и кормили, но не готовили к взрослой жизни.

В результате вырос добрый большой ребенок, безответственный, не способный позаботиться о себе. Гончаров рисует своего героя человеком «приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Мысль гуляла вольной птицей по лицу, <…> пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».

Переехав в Петербург, Обломов и здесь живет по законам Обломовки. Главный предмет обстановки его квартиры – диван, на котором герой лежит целыми днями в засаленном халате. Кругом пыль, грязь, паутина; старый слуга Захар ленив и распущен.

Барин иногда ругает его, но в действительности они не могут друг без друга: «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, а Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лгать и в то же время благоговеть перед ним». Он, не задумываясь, умер бы за своего барина, а тому и в голову не могло прийти сменить слугу.

Совет

Лежанье не было для Обломова необходимостью, как для больного или уставшего человека. Это было его нормальным естественным состоянием.

Герой и спит, и живет на диване, днем придумывая план усовершенствований жизни крестьян в своем поместье, где не был уже 12 лет. Пользуясь безволием хозяина, староста Обломовки нагло обманывает барина, ссылаясь на постоянные засуху и неурожай.

Малейшие перемены в жизни пугают Обломова. Просто выйти из дому, тем более поехать в деревню и разобраться – выше его сил.

Попытка влиться в общественную жизнь окончилась для него крахом. Кое-как окончив университет, Обломов поступает на службу чиновником, но работа в конторе – бессмысленное перекладывание бумажек – требует от него больших усилий и сосредоточенности. Отправив одно из писем не по адресу, Илья Ильич впал в депрессию, не смог победить чувство вины и больше на службу не являлся.

Обломов – добрый, порядочный, не лишенный ума и способностей человек. Он никогда не согласился бы подличать или лгать ради карьеры. Для него невыносимо изображать кипучую деятельность в конторе, которая не приносит государству никакой пользы. Он не может причинить вреда окружающим, поэтому выбирает безделье как единственный способ существования.

По крайней мере, он не участвует во всеобщем зле, исключив себя из активной жизни. Вредит он только себе. Но главное, он воспитан в традиции, когда труд считался для человека наказанием, мученьем, божьей карой за грехи. Так, родные и слуги с причитаниями провожали Илью в город учиться, как на погибель. За коляской молодого Обломова тянулись возы с продуктами и вещами.

В 32 года он с гордостью заявляет, что никогда сам чулки не надевал!

Иногда к Обломову приходят в гости его знакомые, рассказывают новости, зовут его прогуляться, от чего герой всегда отказывается. Молодой светский щеголь Волков соблазняет Илью Ильича прокатиться на гулянья в Екатерингоф, рассказывает о визитах, перчатках и фраке, об очередной своей влюбленности.

Бывший сослуживец Судьбинский говорит о карьере, выгодной женитьбе, деньгах, квартирах и т. д. Сочинитель газетных статей, «литератор» Пенкин утомляет Обломова перечислением общественных пороков, предлагает почитать его статью «Любовь взяточника к падшей женщине».

Обратите внимание

Мелкий чиновник Алексеев, «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией», один приходит просто посидеть с Ильей Ильичом. Гости взахлеб говорят о своем, жалобы Обломова на старосту и необходимость переезда на другую квартиру они не слышат, и только живущий в крайней нищете Алексеев сочувствует хозяину.

Слушая рассказы знакомых об их бурной жизни, Обломов жалеет их, считая глубоко несчастными. Он понимает истинный смысл поступков. Знакомые радуются, тратя себя на пустоту, суету, которую всерьез считают жизнью.

Гончаров талантливо изображает бессмысленность государственной службы (Судьбинский), пошлость и продажность литераторов всех мастей (Пенкин), бесцельность жизни высшего света (Волков), обезличивание мелкого чиновничества (Алексеев).

В образе Обломова сквозит обреченность. Он добровольно заключает себя в пространство четырех стен, видя, что зло вокруг торжествует. По характеру он не борец. Даже понимая, что его грабят (староста Тарантьев), Илья Ильич не в силах сопротивляться или защищаться. Гончаров в тексте романа прямо называет причину бедствий своего героя – это обломовщина.

Именно она вызывает паралич воли, безответственность, страх перед жизнью, привычку надеяться на чудо или на «авось». Обломовщина превратила жизнь Ильи Ильича в жалкое существование, да и род Обломовых, когда-то сильный и богатый, теперь совсем измельчал и деградировал. Впитав эту разлагающую психологию с ранних лет, герой уже не может жить по-другому.

С детства Илью ограждали от суровых законов жизни, в которой безделье для аристократов было главной привилегией правящего класса. Отсюда все несчастья Обломова, его невостребованность обществом – с одной стороны, и неумение сделать что-либо без посторонней помощи – с другой.

Обломовка с ее нравами – его рай, куда он мечтает вернуться и который он обрел наконец в доме вдовы Пшеницыной, где и умер счастливым.

В статье «Что такое обломовщина?» критик Н. А. Добролюбов проанализировал историческую ситуацию в России и дал оценку герою романа и самому явлению.

Важно

Обломовщина, этот вечный «сон разума» и воли, калечила души людей, делала их ленивыми и безвольными. Критик указывает на типичность образа Обломова. Он писал, что Гончаров хотел добиться, чтобы случайный образ сделать типичным.

Недаром, пытаясь оправдаться, Обломов восклицает: «Разве я один обломовец? Нас легион!»

Изображая русского барина, Гончаров показывает процесс вырождения дворянства и обращает внимание на характерные черты национального характера. Реализм Гончарова замечателен тем, что вместе с положительными качествами писатель безжалостно показывает и отрицательные черты, присущие герою.

Черты обломовщины до сих пор живы у славян: этакое ожидание молочных рек с кисельными берегами при удобном лежании на печи. Добролюбов не соглашается с концовкой романа Гончарова. Он писал, что Гончаров решился похоронить обломовщину.

«Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», – говорит он устами Штольца, и говорит неправду. Обломовка – жива, а «ее триста Захаров всегда готовы к услугам». Роман И.

Гончарова пережил свое время и остался в истории русской литературы именно потому, что изживать в себе психологию обломовщины придется еще не одному поколению русских людей.

Источник: https://resoch.ru/oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-goncharova-oblomov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]