Сергей платонович мохов в романе “тихий дон”: образ и характеристика

Художественные особенности мужских и женских характеров в романе Шолохова «Тихий Дон». Пути автора к постижению психологической и духовной достоверности

Мужские образы: Митька Коршунов и Мишка Кошевой (см. выше)

Главный мужской образ – Григорий Мелехов. Он соединил в себе всю сложность казачьего мира, все узлы противоречия мятежного времени.

В Григории автор подчеркивает черты Мелеховых: «младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра… как у бати, вислый коршунячий нос…в улыбке было у них обоих общее, звероватое».

Образ Григория связан с естественной свободой природного бытия. Григорий выступает как правдоискатель, противник грабежей и расправ над пленными.

Женские образы

Аксинья необыкновенно красива. Вот как описывает ее Шолохов: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки.

Обратите внимание

На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…» У героини красивая и гордая походка: даже ведра с водой она носит по-особому – очень величаво и грациозно.

Автор ничего не утаивает из жизни Аксиньи: ни то, что ее, шестнадцатилетнюю, изнасиловал пьяный отец, ни того, что потом бил муж. Молодость ее была поругана надругательством отца и истязаниями мужа. Любовь для героини – это своеобразный выход из беспросветного прошлого, вот почему она вся отдается своему чувству.

Одним из постоянных определений человеческой сущности Аксиньи, ее борьбы за счастье становится в романе эпитет «гордая». У Аксиньи «гордое» лицо, презирая хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

После ссоры с Мелеховыми она не здоровается с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо». Неоднократно повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых существенных черт характера Аксиньи. Аксинья гордится не только своей яркой, волнующей красотой.

Гордость ее выражает постоянную готовность отстаивать свое человеческое достоинство, показывает жизненную стойкость, силу и благородство характера.

Как только в Аксинье пробуждается материнские чувства, все порочное и вызывающее в ней исчезает, и это сказывается на отношении ее к миру и другим людям.

Так, Аксинья заботится о деде Сашке так же трогательно, как в свое время это делала Наталья по отношению к деду Гришаке.

Однако Аксинье придется еще долго изживать своеволие, пока она, наконец, не откажется от желания завладеть Григорием любой ценой и не искупит, хотя бы частично, свой грех перед Натальей, заменив мать детям Григория.

Если Наталья опускала голову под ударом судьбы, укоряла себя за то, что не могла изменить ход событий, то Аксинья встречала опасность с высоко поднятой головой, вступала в борьбу за счастье.

Аксинья доказала всей своей жизнью любовь и верность Григорию: «И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в Чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо…»

Важно

Чисто донской характер Натальи привлекал всех нравственной чистотой, даром внимания и доброты к людям. Уважал её Пантелей Прокофьевич: казак вспыльчивый, скорый на словесную брань, он ни разу не повысил на неё голос. Любила и берегла её Ильинична, доверчиво делилась сердечными тайнами Дуняша, в «трудные» времена обращалась к ней за советом даже распутная Дарья.

Наталью в качестве будущей «берегини» и продолжательницы духовных и родовых устоев казачьего дома выбирает Ильинична, которую все исследователи творчества Шолохова назвали «казачьей мадонной». Понятия о смысле жизни «донских мадонн» по-христиански человечны, благородны и некрикливо-созидательны.

Главная черта таких женщин – бескорыстное, по велению сердца подчинение личных интересов общесемейным или общественным.

В силу возвышенности своей натуры они способны взять на себя даже тяжкий крест вины за несовершенство других, готовы на любовь и сострадание к самым разным людям, даже к тем, кто причинил им боль.

Молча, затаенно она переживает свое горе, надеясь, что Григорий рано или поздно вернется к ней. Прощает ему все, ждет его. Все хуторские сплетни и пересуды вызывают на ее сердце тупую, ноющую боль, но и это она сносит терпеливо. Любовь ее смиренно-страдальческая.

Достаточно вспомнить ее письмо мужу: «Григорий Пантелеевич! Пропиши мне, как мне жить, и на вовсе или нет потерянная моя жизня? Ты ушел из дому и не сказал мне ни одного словца. Я тебя ничем не оскорбила… Думала, сгоряча ты ушел, и ждала, что возвернешься, но я разлучать вас не хочу.

Пущай лучше одна я в землю затоптанная, чем двое. Пожалей напоследок и пропиши…»

После оскорбительного ответа Наталья решает покончить жизнь самоубийством и только чудом выживает, изуродовав себя на всю жизнь.

Совет

Оплотом семьи Мелиховых является мать Григория, Петра и Дуняшки – Ильинична. Это пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка – подросток.

Образ Ильиничны в романе – это чистый образ материнства, образ «донской мадонны».

Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим.

После возвращения Мишки Кошевого, убийцы ее сына и жениха ее дочери, она встречает его словами: “Душегуб ты! Душегуб! Ступай отсюда, зрить на тебя не могу!” Но время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку – та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин,– проснулась в сердце Ильиничны. Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства, которое делает мудрее и умнее воюющих.

Другие женские персонажи: Дарья, Елизавета Мохова, Дуняша
Дарья Мелехова
Если борьба идей жертвенности и своеволия создает в образах Аксиньи и Натальи постоянное напряжение борьбы за счастье, то в образе Дарьи, погрязшей в блуде, М. Шолохов открыто, выпукло выделяет мотив нечистоты как главной черты ее характера.

При первом появлении Дарьи упоминаются лишь «икры белых ног». Дарья чужда семье Мелеховых. Она дорого заплатила за свое легкомыслие. Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, решилась Дарья на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее: «Прощайте, бабоньки!».

Елизавета Мохова В романе есть женский образ, который в плане следования по стезе зла

Это образ Елизаветы Моховой, которая росла, «как в лесу куст дикой волчьей ягоды». Она продолжает ряд женских характеров, реализующих себя вне дома и семьи.

Сестра Григория – Дуняша, еще один женский образ романа. Мы впервые видим ее подростком. Взрослея, Дуня становится красивой гордой казачкой с мелеховским характером. Сила этого характера также раскрывается в любви.

Полюбив Мишку Кошевого, она не поддается на уговоры и угрозы отца, брата и матери, и не хочет думать больше ни о ком. На глазах героини происходят все несчастья семьи. Дуняша теряет отца, мать, брата, Наталью, племянницу, принимает все эти потери очень близко к сердцу.

Именно Дуня принимает на себя материнские обязанности после смерти Натальи. Нужно продолжать жить, несмотря ни на что. И не терять любовь в сердце.

Находясь во взаимосвязи с образами героев, картины природы часто подчиняются задаче изображения внутреннего мира героя, играют фоновую роль, создают для развития сюжета необходимую обстановку, нужную атмосферу. Так неистовство и сила любви Аксиньи подчеркивается в романе тем, что почти все сцены происходят на фоне буйно цветущей природы.

Обратите внимание

Мы видим ее с Григорием у Дона, в ярких подсолнухах, в хлебном поле, в степи. Показателен в этом отношении также эпизод гибели Аксиньи. Похоронив ее, Григорий увидел над собой «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

Черный диск солнца — образ необычный, он передает трагическое состояние героя, для которого со смертью возлюбленной действительно померк дневной свет.

Интересен и удивителен язык писателя в описании природы. Здесь звучит и народная речь, и фольклорные элементы. Читатель встречает пословицы, поговорки, приметы, постоянные эпитеты, диалектные слова, многочисленные олицетворения и метафоры.

Все это гармонично сочетается с книжной лексикой и придает повествованию неповторимый колорит.

Для создания речевой характеристики героев пословицы и поговорки вводятся в язык романа в диалектном оформлении, типичном для донского говора: «Сбился со своего шляху!»; «И дальше своего носа ничего зрить не может»; «Бирюка бояться – в лес не ходить» и так далее.

Источник: https://cyberpedia.su/16x4d59.html

Краткое содержание романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» (Книга 1, часть вторая)

Книга первая

Часть вторая

I

Автор знакомит читателя с Сергеем Платоновичем Мо­ховым, крупным купцом и владельцем мельницы. Предста­витель старинного купеческого рода, Мохов обрисован как алчный эксплуататор, безразличный к окружающим хищ­ник.

Иными качествами обладает его сын Владимир, одна­ко и он заражен ложной гордостью за «славу фамилии» — имя Моховых для него священно и нажитые Моховыми бо­гатства он считает справедливым вознаграждением свыше.

Именно поэтому Владимир доносит отцу на тех работников мельницы, которых возмущает мизерная плата за их труд.

II

Митька Коршунов встречает Елизавету Мохову, дочь купца Сергея Платоновича, когда та каталась на пруду. Де­вушка просит сводить ее порыбачить, на что Митька согла­шается. Елизавета нравится ему, поэтому он в тот же вечер упрашивает деда освободить его завтра от всяких дел и от­пустить на рыбалку.

Ранним утром, с первыми петухами, дед Гришака разбудил Митьку, и тот поспешил к дому Мо­ховых. Разбудив Елизавету, парень отвел ее к реке. Здесь они отдались страсти. Митька принялся упрашивать Ели­завету выйти за него замуж, а затем решил идти к ее отцу свататься. На хуторе между тем все уже говорили о «грехе» Моховой дочери.

Митька пришел к Мохову сам, поскольку отец свататься к купцу наотрез отказался. Мохов прогнал Коршунова прочь, спустив на него собак.

III

Течение жизни на хуторе вошло в привычное русло, од­нако у многих было неспокойно на душе. Степан перестал колотить жену, Наталья пришлась ко двору в семье Меле­ховых. Но этот покой был мнимым. Аксинья все желала из­бавиться от мужа и приворожить Гришку. Григорий тоско­вал по Аксинье и был равнодушен к Наталье. Наталья опла­кивала свою участь.

IV

Важно

На воскресном базаре в станице один из хуторян (Фе­дот Бодосков) повстречал горожанина, который сам подо­шел к нему с расспросами о хуторской жизни. Любопыт­ный незнакомец поначалу насторожил Федота, но затем ка­зак разговорился с горожанином.

Тот назвался торговым агентом Штокманом, потомком обрусевших латышей, и со­общил, что намерен открыть на хуторе слесарную мастер­скую. Федот довез Штокмана до хутора, где слесарь оты­скал себе подходящую избу.

Здесь Штокман какое-то время жил тихо, совершенно безвылазно.

V

Григорий с Натальей пошли на пахоту, а Петро с Да­рьей — на мельницу, молоть зерно и веять муку. У мельни­цы кто-то из хохлов попытался нарушить очередь, что вы­звало общую свалку. В суматохе досталось и Сергею Павловичу, которого резанул ножом Митька.

Драка принимала чудовищные размеры, пока старый хохол не пригрозил под­жечь мельницу. Казаки отступили, дали хохлам собраться и уехать прочь. Поначалу разгоряченные казаки думали пу­ститься в погоню, но неожиданно появился Штокман, кото­рый отвлек их непонятным разговором.

Между тем Григо­рий, пробыв на пахоте до ночи, устроился в поле на ночлег. Он сказал Наталье, что не сможет полюбить ее.

VI

Стычки между казаками и украинцами стали в тех кра­ях частыми. Чтобы пресечь беспорядки, на хутор прибыл следователь. Его внимание привлек одним из первых сле­сарь Штокман, который, как оказалось, бывал в ссылке. Следователь решает убрать этого человека с хутора.

VII

С началом зимних холодов на майдане «случился сход»: атаман созвал казаков, чтобы обсудить предстоящие дележ и порубку хвороста.

Атаман на сходе назначил день для порубки, а заодно объявил о том, что молодым пора ехать в станицу давать присягу. Казаки, поговорив о том о сем, расходились.

Совет

Всех изрядно посмешил Авдеич по прозвищу Брех, который вечно сочинял различные небылицы о своей службе в Петербурге.

VIII

Старый Пантелей заметил, что Наталья грустит и изо дня в день становится все бледнее и слабее. Он заподозрил, что виной тому Григорий, и принялся срывать злобу на обо­их сыновьях. В четверг семейство Пантелея стало сбирать­ся на порубку хвороста.

В лесу Мелеховы наталкиваются на Степана Астахова, у которого поломались сани. Степан воз­вращается домой, оставляя жену сторожить сани. Григорий отбивается от остальных, чтобы побыть с Аксиньей наеди­не.

Она признается, что не видит себе жизни без него.

IX

Штокман совершенно освоился на хуторе, приглашал много гостей. К нему стали захаживать Христоня и другие казаки: сначала — чтобы поиграть в карты, а потом — что­бы почитать интересные книжки.

Штокман давал им Не­красова, Никитина, а вскоре предложил тетрадку с изложе­нием истории донского казачества. Казаки увлеченно чита­ли про Стеньку Разина, Емельяна Пугачева.

Бурю обсужде­ний у них вызвал рассказ о современном рабском положе­нии казачества. Штокман готовил своих гостей к знаком­ству с марксизмом.

X

В станице Вешенской собралось пятьсот молодых каза­ков с разных хуторов — все давали присягу. Григорий как бы и не слышал, что говорили поп с урядником: казак все думал об Аксинье и о жене. Вернувшись домой, он узнает, что Наталья собралась уходить от Мелеховых.

Читайте также:  Крестьяне коробочки в поэме "мертвые души": описание в цитатах

Пантелей грозит сыну, что выгонит его из дома, если Наталья от них уйдет. Григорий согласен и на это, он напоминает отцу, что женился против воли. Гришка ушел из дома и заночевал у друга — Михаила Кошевого, заодно попросив его сходить к Астаховым и вызвать для него Аксинью под каким-либо предлогом.

Обратите внимание

Встретившись с Аксиньей, Григорий предло­жил ей бросить мужа и жить с ним. Женщина согласилась.

XI

Мелехов пошел к Мохову просить работы. Купец отка­зал Григорию, но бывший в гостях у Сергея Павловича офи­цер сказал, что его отцу — Николаю Алексеевичу Листницкому — нужен кучер.

Григорий согласился, узнав в офице­ре сотника, которого однажды обогнал Митька Коршунов. На следующий день Григорий появился в Ягодном, име­нии Листницких, где говорил с хозяином. Тот согласился принять Григория с «женой».

Аксинье предстояло работать стряпухой.

XII

Григорий вновь назначил встречу Аксинье: весточку о том передала соседка Машутка. Когда Степан ушел играть в карты, Аксинья собрала одежду, выбралась из избы и ки­нулась к Дону.

Там ее ждал Гришка, который повел женщи­ну степью к новому жилью. Неожиданно ей становится нехо­рошо, мучает боль в животе.

Между тем Степан, вернувшись домой, обнаруживает исчезновение жены и решает бежать в погоню, но затем отказывается от своих замыслов.

XIII

Этот день у Коршуновых выдался скверным. С утра по недогляду слуги Гетько бык-пятилетка распорол кобыле- матке шею рогом. Мирон едва всех угомонил и сам зашил кобыле рану, обработанную отваром дубовой коры. Не успел он окончить это трудное дело, как появилась Наталья, ко­торая со слезами на глазах просила отца пустить ее обратно домой, потому как муж от нее сбежал.

XIV

Григорий и Аксинья быстро втянулись в круговорот дел. Григорий ходил за лошадями, помогая старому конюху Сашке, а Аксинья мыла полы и кормила птицу. Хозяйский сын, сотник, проявлял к Аксинье большой интерес и неред­ко заходил к ней перекинуться словцом. Григорий, как по­казалось женщине, приревновал ее к офицеру.

XV

Важно

Наталья вернулась к домашним делам у родителей, но это мало ее отвлекало от тяжелых дум. Она все боль­ше чахла. Ее сильно напугал Митька, прельстившись на ее красоту. На улице довелось Наталье встретиться с Пан­телеем, которого она по привычке назвала «батей». Пан­телей звал Наталью в гости, плакал, жалея ее, и обещал проучить сына.

XVI

Под Пасху у Штокмана собиралось совсем мало лю­дей. Казаки большей частью готовились к предстоящим сельским работам. Постоянными гостями в слесарной ма­стерской оставались только работники мельницы, вклю­чая давно уволенного оттуда Давыдку-вальцовщика.

Ра­бочие много говорили об ожидаемой войне с Германи­ей, Штокман обрисовал им ситуацию в мировой полити­ке. Заодно слесарь выяснил, что поблизости есть баптист­ский завод, на котором работают 400 человек.

Тем вре­менем у Коршуновых случилось несчастье: Митька, оты­скав своего отца на Пасху в церкви, сообщил ему, что На­талья умирает.

XVII

В один из дней, выполняя господское поручение, Григо­рий едва не потерял коней во время переправы через разлив­шуюся реку. К счастью, ему хватило сил удержать вожжи и вывести упряжку на берег, а затем доехать до ближайше­го жилья. Хозяин оказался радушный, и кони были спасе­ны.

Когда Григорий доехал до Ягодного, то честно обо всем рассказал старому Листницкому. Тот остался доволен каза­ком и велел ему готовить коней к выезду на охоту.

На охо­те Григорий с хозяином травят матерого волка, убить кото­рого удается только благодаря помощи неизвестно откуда взявшегося Степана Астахова.

XVIII

Наталья Коршунова не находила себе покоя в отцов­ском доме. Ей сильно нездоровилось. Бабы ее жалели — кто по-настоящему, кто притворно, и все изводили своим лю­бопытством.

Совет

Парни на улице говорили вслед грубые слова, разнося слухи, будто Наталья сама своим бесчестным пове­дением вынудила Григория бросить ее.

Не выдержав этого, молодая женщина на Пасху решила покончить с собой и, уединившись в сарае, кинулась на косу.

XIX Материал с сайта //iEssay.ru

Астахов, когда застал Мелехова на охоте, захотел по­говорить с ним. Степан долго не мог найти слов, и Григо­рий решил, что тот намерен драться.

Но Степан сказал, что в этот раз бить не станет и вообще связываться с ним боль­ше не намерен, вот только при случае убьет. Григорий отве­тил, что не боится Степана, хотя на самом деле был немно­го напуган встречей с ним.

На вопрос Астахова об Аксинье Гришка сказал, что она по бывшему мужу не скучает, и по­скакал вслед за хозяином.

XX

Только когда Аксинья ходила на шестом месяце, она рискнула признаться Григорию, что беременна. Она с жа­ром заверяла, что ребенок от него, а не от Степана. На это Мелехов как-то сухо отвечал, что воспитал бы и чужо­го.

Его отношение к Аксинье стало напряженным и отча­сти отчужденным. Срок уже подходил к концу, а женщи­на по-прежнему ходила на разные работы. Во время покоса у нее начались схватки. Перепуганный Григорий, утешая Аксинью грубыми окриками, спешно повез ее с поля.

Но не успел: женщина разрешилась прямо в телеге.

XXI

Настало время Григорию отправляться на службу на че­тыре года. Старый генерал, хозяин, напутствовал молодо­го казака наказом служить исправно, как отец и дед, кото­рых весьма уважал. Проводить сына приехал Пантелей, ко­торому было как-то неловко в присутствии Аксиньи.

Обратите внимание

И все же он счел своим долгом дать сыну седло и мундир, которые хранил для него. Смягчился Пантелей и к Аксинье, когда узнал, что она родила девочку лицом точь-в-точь в Меле­ховых. Сама Аксинья плачет, жалуется на жизнь, говорит, что трудно ей будет четыре года без Григория.

Когда Панте­лей с сыном покинули Ягодное, разговор зашел о Наталье. Отец рассказывает, как ее отходили и как она живет теперь. Григорий сухо отвечал, что к жене не вернется — не может бросить ребенка. Пантелей вновь засомневался, что ребенок от Григория, чем сильно взволновал сына.

Прибыв в стани­цу Вешенскую, Григорий прошел медосмотр, показал коня ветеринару, сдал взятые с собой вещи офицерам для провер­ки. Командование зачислило его в армию, в 12-й полк.

На этой странице материал по темам:

  • отношения митьки коршунова и елизаветы моховой тихий дон
  • тихий дон григорий на медосмотре
  • лиза мохова тихий дон
  • тихий дн книга 1 по частям краткое содержание
  • агент штокман

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/sh/sholohov/kratkie-soderzhaniya-pereskazy/tihij-don/kratkoe-soderzhanie-romana-m.-a.-sholohova-tihij-don-kniga-1-chast-vtoraya

Шолохов М.А. “Тихий Дон” Мысль семейная в романе

   Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья.

Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы.

И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. 
    Род, семья — святые понятия для казаков.

Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской. 

    Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем.

Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело…

От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там? 

    Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков.

Важно

Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.

Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

    Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую.

Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю».

Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

    Действия романа охватывает период в десять лет.

Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

    Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни.

Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор».

Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына.

Совет

Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице.

Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых — это общая участь, общая драма всего казачества. 

    Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд.

Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Тема семьи в романе

1.Вступление. Композиция романа: повествование начинается и заканчивается изображением мелеховского куреня. История страны и история семьи. Толстовская традиция в изображении крупных исторических событий через призму семейных отношений.
2.Семья Мелеховых.
    а) Черты родового сходства в семейном портрете.

Семья как единый организм. Крепкая дружба между членами семьи (Григорий и Петр, Григорий и Дуняшка, Дуняшка и Наталья). Значение предыстории мелеховского рода в композиции романа.
    б) Традиции и этические нормы, на которых основывается существование казачьей семьи. Культ стариков, власть отца, строгость в отношении к детям.

Послушание (женитьба Григория на Наталье). Понятие семейной чести. Отношение к женщине в семье.
    в) Трудовая жизнь семьи: эпизод лугового покоса, рыбной ловли. Любовь к земле-кормилице как объединяющее начало.
    г) Отношение к государевой службе. Гордость отца за воинскую доблесть сына. Сборы на службу – дело чести всей семьи.

    д) Разрушение семьи в эпоху грозных исторических катаклизмов.

Читайте также:  Татьяна в рассказе "муму" тургенева: образ, характеристика, описание, отношения с герасимом

3. Заключение. Гражданская война как разрушение семейного единства. Трагический финал романа (Григорий с сыном на пороге опустевшего мелеховского куреня), утверждающий бесчеловечность братоубийства и святость семейного родства.

Роман заканчивается весной, что символизирует начало новой жизни.

Какие семьи изображены в романе Тихий Дон?

Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы — все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье имение Ягодное расположено неподалеку.

Некоторые семьи имеют предыстории, например Мелеховы. Автор объясняет, откуда «повелись в хуторе горбоносые, диковато­красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — турки». 

Женщина-мать – хранительница домашнего очага, оплот морали казачьего дома – почиталась казачеством. Ильинична – идеальный образ женщины-казачки. Она подчиняется своему мужу: не перечит его хозяйственным решениям, выслушивает его брань. Но её роль в семье не ограничивается заботами о быте и распределении женских обязанностей по дому.

Ильинична – главный источник той любви, которая питает жизненную силу семьи. Ильинична – самый трагичный и в тоже время очень сильный женский образ. Нелюбимая в молодости мужем, жестоко им битая, Ильинична заставила Пантелея Прокофьевича уважать и ценить себя. Это удалось ей благодаря терпению, она никогда не пыталась отказаться от казачьего бытия или подвергнуть его критике.

Обратите внимание

Ильинична – самый яркий образ хранительницы народной философии, воплощённой в жизни и отношении к ней. Для всех членов семьи Мелеховых Ильинична – огромный моральный авторитет. Дуняша, решившая выйти замуж за Кошевого, долго пытается получить одобрение Ильиничны на этот брак. Ильинична достаточно строга с детьми и невестками, особенно, когда речь идет о моральных вопросах.

Всю жизнь сдерживала она, как могла, склонную погулять старшую невестку.

При всей строгости нравственной оценки поступков детей и невесток, старшие Мелеховы не отрекаются от них. Стремятся уберечь от ошибок, защитить. Даже после самоубийства Дарьи, когда поп Виссарион отказывается хоронить её на кладбище, Пантелей Прокофьевич противится этому.

Молодые Мелеховы признают власть родителей не потому, что боятся потерять наследство, а потому, что уважают семейную иерархию. Однако младшее поколение в казачьей семье не было безгласым. Сложные внутрисемейные проблемы решались на семейном совете. Мелеховы не только открыто советуются, но и прибегают к секретничанию.

С глазу на глаз поучает Пантелей Прокофьевич Григория из-за связи с Аксиньей. Также тайно разбирается он и с загулявшей невесткой Дарьей. Секретничают между собой Наталья с Дарьей, Ильинична с Натальей, Петр с Григорием. Самые тайные разговоры ведутся за пределами дома.

В этом проявляется подспудное стремление оберегать чистоту семейного очага от всяческих «нечистых» обстоятельств.

Рухнувший под натиском революции и гражданской войны уклад похоронил надежду главного героя вписаться в мир, в мире же утраченной гармонии он жить не захотел: именно этим объясняется его решение вернуться домой, не дожидаясь амнистии. Как и положено герою, Григорий Мелехов разделил судьбу своего народа.

Сначала семейные связи определяются традиционными со­циально-бытовыми условиями: брак Григория и Натальи породнил семьи Мелеховых и Коршуновых. Молодые казаки дружат между собой, даже молодой Листницкий участвует в скачках с «хуторски­ми ребятами».

Но совсем редким для хуторских нравов был уход Григория из семьи с любимой женщиной в наемные работники к Листницким.

Важно

Старшее поколение связано общим «служивским» прошлым; так, отставной генерал Листницкий — сослуживец Прокофия Мелехова. Только Моховы и Листницкие заметно отделяются социальными барьерами от остальных.

Когда Митька Коршунов «обгулял» Лизу Мохову, его повинное сватовство с презрением отверг ее отец. Первая мировая война, кажется, только сплотила представи­телей разных семейств. Большинство молодых казаков воюет, все на одной стороне. И когда Григорий первый в хуторе заслужил геор­гиевский крест, это была радость для всего Татарского.

Но меняется психология людей, вынужденных убивать. Евгений Листницкий по­зволяет себе соблазнить Аксинью, так как на фронте «рисковал жиз­нью»: «Мне все можно!»

Трагически изменились взаимоотношения между людьми, ког­да началась гражданская война.

Михаил Кошевой (красный) уби­вает Петра Мелехова, сжигает дома богатых хуторян, в том числе и Коршуновых, убивает деда Гришаку. Митька Коршунов, служащий в карательном отряде, в отместку задушил старую мать Кошевого, сжег его домишко вместе с детьми сестры Михаила — Марьи.

Расстрелян хуторской атаман Мирон Коршунов, который совсем не­давно помог Кошевому, как единственному кормильцу, освободиться от военной службы. Но на войне люди проявляются по-разному. Митька Коршунов признается: «Люблю войну!» Григорий (если исключить месть за брата) не расстреливал пленных, был против мародерства, за что его понижали в звании.

Степан Астахов, которого Григорий спас во время боя, признался, что трижды стрелял ему в спину, мстя за Аксинью. Кошевой руководствуется только прямолинейной политической догмой: «Какая она, политика, злая, черт!.. Он (Григорий) мне — как брат». Но «под разговор и зарезать можно». Григорий думает иначе: «Ежли все помнить — волками надо жить».

Для Дуняшки, Ильиничны, Натальи кровное родство — непреходящая ценность. К концу повествования из шести семей (Моховы уехали за Донец, Степан — в Крым) в живых остались сестра и сын главно­го героя и трое казаков среднего поколения: председатель ревкома Михаил Кошевой, еще не вернувшийся с войны Митька Коршунов и Григорий Мелехов. В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_mysl_semejnaja_v_romane/85-1-0-911

Краткая характеристика героев романа «Тихий Дон»

Cлайд 1

Краткая характеристика героев романа «Тихий Дон»

Cлайд 2

Аксинья Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. Аксинья – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан Астахов взял Аксинью в жены и постоянно попрекал жену в ее «грехе». Степан очень любил Аксинью, яростно ревновал ее. В порыве бешенства он избивал жену до полусмерти. Уже будучи женой Степана, Аксинья встретила свою любовь – молодого Григория Мелехова. В отношениях с ним героиня хочет «за всю жизнь горькую отлюбить». Ради Григория она не побоялась дурной славы в станице, ушла от мужа и стала жить с любимым. Любовь героини меняется со временем. Поначалу ее чувство было эгоистичным. Своей любовью Аксинья мстила за жизнь в заточении у Степана, за свое высушенное сердце. До определенного момента в описании красоты Аксиньи преобладало слово «порочный». С рождением дочери красота героини изменилась. У нее появляются «похорошевшие глаза», «уверенно-счастливая осанка». Аксинья тоже, как и Наталья, на протяжении всего романа борется за Григория. После смерти маленькой дочери она снова уводит Мелехова из семьи. Но теперь ее любовь из эгоистичной превращается в жертвенную. Она думает в первую очередь о Григории, испытывая к нему «почти материнскую нежность». Аксинья пригревает Мишатку, сближается с Ильиничной, а после смерти Натальи добивается любви ее детей. Будучи до конца преданной Григорию, Аксинья не оставляет его во все время его метаний. В конце романа героиня погибает от красногвардейской пули. Дети и любовь – последнее, о чем будет думать Аксинья.

Cлайд 3

Григорий Мелехов Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть. Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом. Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Cлайд 4

Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя. На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне. Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными

Cлайд 5

Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле: «– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании. – Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал. – Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!» Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору. С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она – толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета»

Cлайд 6

Дарья Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшего брата Григория. Ленивая и циничная женщина, она, в то же время, очень обаятельна. Дарье все время достается от Ильиничны за лень и неряшество. Но героиня никогда не унывает, пропуская все замечания мимо ушей. Кроме всего прочего, Дарья распутна. В отсутствие мужа она не брезгует изменять Петру. Гражданская война повлияла на судьбу и этой женщины. Она потеряла мужа, которого убил их сосед, большевик Мишка Кошевой. Да и самой Дарье пришлось стать убийцей. Героиня хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова, а после, осознав содеянное, напивается и валяется в полном беспамятстве. Несмотря на все отрицательные качества, Дарья не лишена нравственности. Заразившись сифилисом, она заплывает на середину реки и сознательно тонет.

Cлайд 7

Ильинична Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Несмотря на возраст, сохранила «дородный стан», величавую походку – «гусыней плавает» по двору и дому. Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей. Ильинична – очень сильная женщина. Узнав о смерти мужа, эта «твердая старуха» и «слезинки не выронила», а лишь замкнулась в себе. Она великая труженица, «хлопотунья», с утра до вечера проводящая в работе. Смысл ее жизни – в труде ради семьи. Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. Ильинична до последнего своего дня ждала Григория, готовила ему еду на случай приезда, выходила встречать за околицу: «- Гришенька, родненький мой!.. – помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: – Кровинушка моя!..»

Читайте также:  Герои повести "белый бим черное ухо", главные и второстепенные персонажи, краткая характеристика, описание (список)

Cлайд 8

Именно материнское чувство делает Ильиничну мудрее и умнее воюющих. Она понимает, что и «белые», и «красные» – люди, чьи-то любимые сыновья, которые должны радовать своих матерей, а не стрелять друг в друга. Поэтому Ильинична осуждает жестокость и насилие: «Ты Бога-то…Бога, сынок, не забывай! – говорит она Григорию. – Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…» И., ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, и к нему испытывает материнскую жалость: посылает дерюжку, штопает одежду, кормит.

Cлайд 9

Листницкий Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую войну, во время революции встал на сторону белых. Именно в его имении работали до войны Григорий с Аксиньей. Листницкому нравилась Аксинья, и некоторое время у них был роман. Именно Листницкий видит в последний раз императора после его отречения от престола: «Листницкий почти бежал мимо изумленно оглядывавшихся на него людей. В глазах его падала от края черной папахи царская рука, в ушах звенел бесшумный холостой ход отъезжающей машины и унизительное безмолвие толпы, молчанием провожавшей последнего императора». Лишь один Листницкий пробует разорвать кольцо унизительного безмолвия народа. Он благородный человек, полностью сохраняющий преданность императору и царской России, борющийся за нее. Когда рушатся его прежние идеалы, Листницкий крайне болезненно это переживает.

Cлайд 10

Мишка Кошевой Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью, большой эмоциональностью, максимализмом. Приняв позицию «красных», герой полностью посвящает свою жизнь борьбе с белыми, врагами народа. Теперь Кошевой не видит в людях своих земляков, друзей, соседей. Он делит людей на «своих» и «врагов». Кошевой – фанатик своего дела. Он безжалостно убивает людей, заглушая муки совести фразой «Все мы душегубы». Злоба и месть Кошевого распространяются на семьи воюющих, на стариков и детей. Он жестоко убивает деда Гришаку, сжигает множество домов своих врагов: «с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской». Кошевой ухаживает за сестрой Григория Мелехова Дуняшкой. Она соглашается на брак с ним, несмотря на то, что Кошевой убил ее старшего брата Петра.

Cлайд 11

Наталья Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова. Наталья – «дюже красивая» девушка. У нее смелые серые глаза, смущенная и сдержанная улыбка, открытый взгляд. Наталья очень трудолюбива: у нее «большие, раздавленные работой» руки. Даже став матерью двоих детей, героиня сохранит ладную, степенную фигуру и «широкую рабочую спину». Родители поженили Григория и Наталью. Мелеховы сразу приняли невестку в свою семью. Наталья покорила Ильиничну и Пантелея Прокофьича своими душевными качествами, трудолюбием.

Cлайд 12

Героиня всю жизнь любила одного человека – своего мужа. Стеснительность и целомудрие не позволили ей до свадьбы даже поцеловаться с Григорием. В первые месяцы после свадьбы любовь Натальи была холодна и медлительна, ее чувства были глубоко скрыты. Только рождение детей позволило героине раскрыться. Наталья стала увереннее, «расцвела и похорошела диковинно», ее лицо «радостно зарумянилось». Наталья научилась согревать своей любовью. Всю себя Наталья посвятила детям и мужу. «Всю жизнь вбивала в детей», – пишет о ней Шолохов. Чувство огромной любви к мужу Наталья пронесла через всю жизнь. Несмотря на нелюбовь Григория, на его отношения с Аксиньей, при встрече с мужем Наталья неизменно испытывала «взволнованную радость». Хотя Григорий принес жене много горя. Из-за его нелюбви она пыталась покончить с собой, и осталась калекой. Из-за его нелюбви Наталья и умерла. Героиня не захотела родить ребенка от мужчины, который ее не любит. В отчаянии она решилась на аборт и умерла от потери крови.

Cлайд 13

Понтелей Прокофьевич Мелехов Понтелей Прокофьевич Мелехов – отец Григория Мелехова. Коренной казак, он не мыслит своей жизни вдали от крестьянского труда, родной Донщины. Понтелей Прокофьевич преданно любит свою семью, детей. Он по-детски гордится достижениями Григория – командира повстанцев, искренне радуется появлению двух внуков – продолжения мелеховского рода. Во времена беспорядков Понтелей не теряет своего главного качества – хозяйственности. Он тащит в дом все, что плохо лежит, что стало «бесхозно». Он даже вывозит откуда-то пулемет и прячет его для «нужд хозяйства». Понтелей умело «калечит» лошадей, чтобы их не забрали проходящие части. Тем самым герой по-крестьянски борется за сохранность своего дома, привычной трудовой жизни, своей семьи. Война отняла у Понтелея детей и земляков. Старший сын Петр убит «красным» соседом Мишкой Кошевым, младший сын Григорий в бегах, дочь Дуняшка хочет выйти замуж за убийцу брата.

Cлайд 14

Спасая хозяйство, Понтелей приходится со всем «добром» ходить в «отступы», пережидая там бесчинства воюющих. В конце жизни, не выдержав испытаний, выпавших на его долю, Понтелей впадает в полное равнодушие. Он начинает ругать свое «добро», потерянное или отобранноеза время войны, – печальный знак сломленности героя. Понтелей смутно догадывается: «Какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью». В итоге герой умирает, заболев тифом, далеко от дома, в потоке беженцев, спасающихся от войны.

Cлайд 15

Мирон Григорьевич Коршунов Мирон Григорьевич Коршунов – богатый казак, отец Натальи Коршуновой, друг и сват Пантелея Прокофьевича. Мирон – труженик, крепкий хозяин. Один из самых богатых крестьян на хуторе. Благосостояния герой добился своим трудом, любовью к земле, хозяйственностью, практической смекалкой. Он считает, что человек должен вознаграждаться по своему труду. Поэтому герой чувствует себя глубоко оскорбленным и униженным, когда советская власть начинает всех уравнивать. Мирон не понимает, почему его соседи, которые не хотят или не умеют работать, должны получить часть его «добра», нажитого потом и кровью? Почему он, заработавший все своим горбом, теперь считается извергом и должен лишиться всего? Не вынеся этой трагедии, Мирон умирает в результате расказачивания.

Источник: https://bigslide.ru/literatura/497-kratkaya-harakteristika-geroev-romana-tihiy-don.html

Тихий Дон читать онлайн

Тихий Дон

Рейтинг: (4.33)

Дед Гришака, торжествуя, глянул на соседа: тот, уронив на грудь огромную угловатую голову, уснул под шум, уютно всхрапывая.

Часть вторая

I

Сергей Платонович Мохов издалека ведет свою родословную.

В годы царствования Петра I шла однажды в Азов по Дону государева баржа с сухарями и огнестрельным зельем. Казаки «воровского» городка Чигонаки, угнездившегося в верховьях Дона, неподалеку от устья Хопра, ночью напали на эту баржу, стражу сонную перерезали, сухари и зелье разграбили, а баржу затопили.

По цареву приказу из Воронежа пришли войска, «воровской» тот городок Чигонаки сожгли, казаков, причастных к разбойному на баржу нападению, нещадно в бою разбили, а взятого в плен есаула Якирку и с ним сорок казаков перевешали на плавучих виселицах, и для устрашения низовых волновавшихся станиц были пущены качели те вниз по Дону.

Лет десять спустя на том месте, где раньше дымились курени Чигонацкой станицы, поселились пришлые казаки и те, что уцелели от разгрома. Вновь выросла и опоясалась боевыми валами станица. С той-то поры и пришел в нее из Воронежского указа царев досмотрщик и глаз – мужик Мохов Никишка.

Совет

Торговал он с рук разной, необходимой в казачьем обиходе рухлядью: черенками для ножей, табаком, кремнями; скупал и продавал краденое и два раза в год ездил в Воронеж, будто за товаром, а на самом деле доносил, что в станице пока-де спокойно и казаки нового злодейства не умышляют.

От этого-то Мохова Никишки и повелся купеческий род Моховых. Крепко поосели они на казачьей земле. Пообсеменились и вросли в станицу, как бурьян-копытник: рви – не вырвешь; свято блюли полуистлевшую грамоту, какой жаловал прадеда воронежский воевода, посылая в бунтовскую станицу.

Может, сохранилась бы она и до наших времен, да в большом пожаре, еще при деде Сергея Платоновича, сгорела вместе с деревянной шкатулкой, хранившейся на божнице. Дед разорился, промотал все состояние, играя в карты; снова поднялся было на ноги, но пожар слизал все, и Сергею Платоновичу пришлось начинать сызнова.

Похоронив параличного отца, он со щербатого рубля повел дело. Начал скупать по хуторам щетину и пух.

Лет пять бедствовал, жулил и прижимал казаков окрестных хуторов на каждой копейке, а потом как-то сразу вырос из Сережки-шибая в Сергея Платоновича, открыл в станице галантерейную лавчушку, женился на дочке полусумасшедшего попа, взял немалое за ней приданое и открыл мануфактурный магазин. Вовремя начал Сергей Платонович мануфактурное дело.

Из левобережных станиц, где бесплодна и жестка песчаная с каменным суглинком земля, на правую сторону Дона по распоряжению войскового правительства стали переселяться казаки целыми хуторами.

Выросла и обросла постройками молодая Краснокутская станица; на рубеже с бывшими помещичьими землями, по рекам Чиру, Черной и Фроловке, над степными балками и логами, гранича с украинскими слободами, повылупились новые хутора. За товаром ездили верст за пятьдесят и больше, а тут вот она – лавка со свежими сосновыми полками, туго набитыми пахучим красным товаром.

Широко, как трехрядную гармонь, развернул Сергей Платонович дело, помимо красного товара торговал всем, что надо в сельском немудром хозяйстве: кожевенный товар, соль, керосин, галантерея. В последнее время даже сельскохозяйственными машинами снабжал. С Аксайского завода косилки, сеялки-рядовки, плуги, веялки, сортировки чинным порядком стояли возле зеленостворчатой, прохладной в летнюю пору лавки. В чужом гаманце трудно деньгу считать, но, видно, немалую прибыль давала торговля смекалистому Сергею Платоновичу. Через три года открыл он хлебную ссыпку, а на другой год после смерти первой жены взялся за постройку паровой мельницы.

Обратите внимание

В смуглый кулачок, покрытый редким, глянцевито-черным волосом, крепко зажал он хутор Татарский и окрестные хутора.

Что ни двор – то вексель у Сергея Платоновича: зелененькая с оранжевым позументом бумажка – за косилку, за набранную дочери справу (подошло время девку замуж отдавать, а на Парамоновской ссыпке прижимают с ценой на пшеницу, – «Дай в долг, Платонович!»), мало ли за что еще… На мельнице девять человек рабочих; в магазине семеро да дворовой челяди четверо – вот их двадцать ртов, что жуют по купеческой милости. От первой жены у него осталось двое детей: девочка Лиза и мальчик – на два года моложе ее, вялый, золотушный Владимир. Вторая жена – сухая, узконосая Анна Ивановна – оказалась бездетной. Вся запоздалая, невылитая материнская любовь и скопившаяся желчь (вышла она за Сергея Платоновича на закате тридцать четвертого года) вылились на оставшихся детишек. Нервный характер мачехи влиял не по-хорошему на воспитание детей, а отец уделял им внимания не больше, чем конюху Никите или кухарке. Дела и поездки съедали весь досуг: то в Москву, то в Нижний, то в Урюпинскую, то по станичным ярмаркам. Без догляда росли дети. Нечуткая Анна Ивановна не пыталась проникать в тайники детских душ, не до этого было за большим хозяйством, – оттого и выросли брат с сестрой чуждые друг другу, разные по характерам, не похожие на родных. Владимир рос замкнутым, вялым, с исподлобным взглядом и недетской серьезностью. Лиза, вращавшаяся в обществе горничной и кухарки, распутной, виды видавшей бабы, рано глянула на изнанку жизни. Женщины будили в ней нездоровое любопытство, и она – тогда еще угловатый и застенчивый подросток, – предоставленная самой себе, росла, как в лесу куст дикой волчьей ягоды.

Стекали неторопливые годы.

Старое, как водится, старилось; молодое росло зеленями.

И вот как-то за вечерним чаем несказанно удивился Сергей Платонович, глянув на дочь (Елизавета, к тому времени окончившая гимназию, успела выравняться в видную, недурную девушку); глянул, и блюдце с янтарным чаем запрыгало в руках: «На мать-покойницу похожа. Господи, вот сходство! Лизка, а ну, повернись!» – Проглядел, что дочь с самого детства разительно напоминала мать.

…Владимир Мохов, гимназист пятого класса, узкий, болезненно-желтый паренек, шел по мельничному двору. Они с сестрой недавно приехали на летние каникулы, и Владимир, как всегда, с приездом пошел на мельницу посмотреть, потолкаться в толпе осыпанных мучной пылью людей, послушать равномерный гул вальцов, шестерен, шелест скользящих ремней. Ему льстил почтительный шепот завозчиков-казаков:

– Хозяйский наследник…

Осторожно обходя кучи бычачьего помета и подводы, рассыпанные по двору, Владимир дошел до калитки и вспомнил, что не был в машинном отделении. Вернулся.

Возле красной нефтяной цистерны, стоявшей около входа в машинное, вальцовщик Тимофей, весовщик, по прозвищу Валет, и помощник вальцовщика, молодой белозубый парень Давыдка, засучив по колено штаны, месили большой круг глины.

– А-а-а, хозяин!.. – с насмешливым приветом обратился к нему Валет.

26

Загрузка…

Источник: https://bookocean.net/read/b/6371/p/26

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]