Сочинение «Отношение Захара к Обломову»
Захар — это персонаж романа русского писателя Ивана Гончарова «Обломов», слуга главного героя, помещика Ильи Ильича. Казалось бы, особой роли Захар не играет ни в книге, ни в чьей-либо жизни. Он является второстепенным персонажем, особо ничего и не делает: ворчит, бурчит, отнекивается от своего барина.
Захар Трофимович примечателен лишь тем, что как никто другой, отражает атмосферу обломовского дома: праздность, лень и запустение.
Слуга Обломова носит огромные бакенбарды, сюртук с прорехами. Он не бреет бороды, затаскивает один и тот же серый жилет. Захар следит за барином: помогает одеваться, укладывает спать, подает ему, что бы тот не попросил.
Захар Трофимович служит Обломовым с незапамятных времени: он носил Илью когда-то на руках и нянчил.
Этот человек играет для хозяина роль папочки, но вредного, ворчливого и немного бессовестного. В доме грязь и пыль, со стола Обломова постоянно пропадают деньги. Но чуть что, случись какая неприятность у Захара, он готов бежать к Обломову за помощью.
«Вот я барину скажу!» – кричит он, попав в стычку с другими слугами на улице.
Среди слуг Захар активно жалуется на Обломова, частенько рассказывает о нем небылицы, расписывает во всех красках, как тот ругается на бедненького Захара, как жадничает. «И ведь за всяку безделицу норовит выругать лысым!» – причитает слуга Обломова среди лакеев.
Те относятся к его плачам снисходительно: им известны случаи, когда господа нещадно бьют служанок и слуг.
Захар Трофимович боится, что хозяин сменит его на более образованного лакея, и критикует учение: «Вот, был ученый, да серебро из буфета и спер!»
Женившись на прислуге Обломова Анисье, Захар почти никак не меняется.
«Женился — не переменился!» – пишет о нем автор. Нельзя сказать, что Захар никак не заботится о своем помещике. Он говорит Обломову правду о том, как обворовывают его Тарантьев с Мухояровым, но Илья Ильич не слушает. Поднимает господина с постели, напоминает о делах, пытается пробудить в Илье активность. Он призывает барина экономить, зная, что денежные дела Обломова неважны.
Делает все это Захар в грубой и фамильярной форме: он так привык.
Но сложно сказать, делает ли Захар Обломову добро из гуманности, или же им движет банальная боязнь потерять средства к существованию. Или Захар настолько привык услуживать, что без этого занятия уже себя никак не видит в жизни.
Как Илья Обломов не представляет рядом с собой другого слуги, кроме ленивого неряхи Захара, так и второй не представляет иного барского дома, кроме сонной квартиры Ильи Ильича, где все и всегда должно оставаться по-старому.
Тема дома в романе «Обломов» И. Гончарова – сочинение
Сочинение-описание Ильинской из романа «Обломов»
Отношение Обломова к к учебе, науке, хозяйству
Цитатная характеристика Ильинской в романе «Обломов»
Источник: https://ycilka.com/article.php?id=336
Сочинение на тему: “Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов””
Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов”
В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
Илья Ильич Обломов — человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам… Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”.
Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка — всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий.
Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные крошки.
Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком.
Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи — и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды.
Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара — нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.
Захар и Илья Ильич Обломов — порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.
Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-oblomov-i-zahar-v-romane-ia-goncharova-oblomo.html
Любовь Обломова и Ольги в романе “Обломов”
Роман Гончарова “Обломов” по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова – пример яркой, всеохватывающей, романтичной, но заведомой трагичной любви.
Литературные исследователи по-разному оценивают роль этих отношений в судьбе Ильи Ильича: некоторые считают, что Ольга была для героя светлым ангелом, способным вытащить его из пучин “обломовщины”, другие же указывают на эгоизм девушки, для которой долг стоял выше чувства.
Чтобы разобраться в роли Ольги в жизни Обломова, рассмотрим историю их любви с самого начала и до расставания.
Начало отношений Обломова и Ольги
История любви Обломова и Ольги начинается весной, в период цветения сирени, возрождения природы и появления новых прекрасных чувств. С девушкой Илья Ильич познакомился в гостях, где их познакомил Штольц. С первого взгляда Обломов увидел в Ольге воплощение своего идеала, гармонии и женственности, которые мечтал увидеть в своей будущей жене.
Пожалуй, ростки будущего чувства зародились в душе Ильи Ильича уже в момент знакомства с девушкой: “С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы – не спится, да и только.
И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима”.
Следующая их встреча произошла на даче у Ильинских, когда случайно вырвавшееся у Ильи Ильича “Ах!”, раскрывающее восхищение героя девушкой, и его случайное движение, смутившее героиню, заставили саму Ольгу задуматься об отношении к ней Обломова.
И уже через несколько дней между ними произошел разговор, ставший началом любви Обломова и Ильинской. Их диалог завершился несмелым признанием героя: “Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов. – Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице.
Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный, им глядел не Обломов, а страсть”.
Эти слова нарушили спокойствие в душе Ольги, но юная не опытная девушка не могла сразу понять, что в ее сердце начало зарождаться сильное прекрасное чувство.
Развитие романа Ольги и Обломова
Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от героев, а продиктованное волей высших сил. Первым тому подтверждением стала их случайная встреча в парке, когда оба были рады видеть друг друга, но еще не могли поверить своему счастью.
Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени – нежный, трепетный цветок весны и рождения.
Дальнейшее развитие отношений героев было стремительным и неоднозначным – от ярких вспышек видения в партнере своего идеала и человека, который может стать таким идеалом до моментов разочарования.
В кризисные моменты Илья Ильич отчаивается, боясь стать для юной девушки обузой, опасаясь огласки их отношений, их проявления не по тому сценарию, о котором герой мечтал долгие годы.
Рефлексирующий, чувствительный Обломов еще далеко до окончательного расставания понимает, что Ольгино “Настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая…”, чувствуя, что девушка видит в нем не реального человека, а того далекого возлюбленного, которым он смог бы стать под ее чутким руководством. Постепенно понимание этого становится для героя невыносимым, он вновь становится апатичным, не верящим в будущее и не желающим бороться за свое счастье. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали.
Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?
Чтобы понять, почему взаимоотношения Обломова и Ольги были обречены на расставание, достаточно сравнить характеры персонажей. С Ильей Ильичом читатель знакомится еще в начале произведения. Это уже состоявшийся мужчина тридцати лет, воспитанный “комнатным цветком”, с малых лет привычный к безделью, спокойствию и размеренной жизни.
И если в юности Обломов пытался действовать наравне с активным, целеустремленным Штольцем, то его “тепличное” воспитание и интровертный, мечтательный характер после первой же неудачи в карьере привели к отчуждению от окружающего мира.
На момент знакомства с Ольгой Илья Ильич был полностью погрязшим в “обломовщине”, ему было лень даже встать с постели или написать письмо, он постепенно деградировал как личность, погружаясь в мир неисполнимых мечтаний.
В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира.
Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания.
Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.
Любовь Обломова и Ольги – соединение двух противоположностей, которым не суждено было быть вместе. Чувства Ильи Ильича были скорей любованием, чем истинной любовью к девушке. Он продолжал видеть в ней эфемерный образ своей мечты, далекой и прекрасной музы, которая бы его вдохновляла, не заставляя полностью меняться.
Тогда как любовь Ольги в романе “Обломов” Гончарова была направлена именно на это преобразование, изменение возлюбленного. Девушка не пыталась полюбить Обломова, таким, каким он есть, – она любила в нем другого человека, того, кого она из него может сделать.
Сама Ольга считала себя практически ангелом, который осветит жизнь Ильи Ильича, только вот уже взрослый мужчина хотел простого, “обломовского” семейного счастья и не был готов к резким переменам.
Заключение
История Обломова и Ольги тесно связана с природой – начавшись весной, она заканчивается поздней осенью, укрывая одинокого героя первым снегом. Их любовь не ушла и не забылась, навсегда изменив внутренний мир обоих героев.
Даже через много лет после расставания, уже замужем за Штольцем, Ольга говорит мужу: “Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…”.
Возможно, если бы Обломов был моложе, девушка смогла бы изменить его сущность и сделать из него свой идеал, но истинная стихийная любовь пришла в жизнь героя слишком поздно, поэтому и была обречена на трагичное завершение – расставание возлюбленных.
На примере Ольги и Ильи Ильича Гончаров показал, как важно любить в другом человеке его индивидуальность, а не пытаться изменить его в соответствии с искаженным, иллюзорным образом того идеала, который близок нам самим.
Хронологию отношений двух героев романа Гончарова будет полезно прочитать учащимся 10 класса перед написания сочинения на тему “Любовь Обломова и Ольги в романе “Обломов”.
Источник: https://home-task.com/lyubov-oblomova-i-olgi-v-romane-oblomov/
Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”
Коллекция сочинений: Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”
“Обломов» – вершина творчества И. А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, – ленивый барин, не приспособленный к жизни, не имеющий целей и интересов.
Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Образ Захара выполняет в романе важную идейно-композиционную роль. Слуга не только “отражает» худшее в Обломове, но и определенным образом влияет на процесс нравственного и физического угасания Ильи Ильича.
Захар – крепостной Обломовых. Во время действия романа слуга – пожилой человек, которому за пятьдесят лет. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Леность дана Захару от природы. Он родился и вырос в благословенном уголке, где “все тихо и сонно».
Крестьяне в Обломовке жили счастливой жизнью, ибо думали: нельзя иначе как-нибудь пахать, сеять, жать, продавать. Они были уверены, “что и все другие живут точно так же и что иначе – грех». Лакейская служба развила в Захаре леность, полученную от природы, до крайних пределов. В молодости он был “проворным, прожорливым и лукавым парнем».
Когда Захар стал лакеем, его обязанностью стало провожать господ в церковь и гости. В остальное время слуга дремал в прихожей, сплетничал на кухне, целыми часами стоял у ворот. После того, как он был произведен в дядьки к маленькому Обломову, Захар стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома.
Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.
Захар очень неловок. Все из его рук падает, все в его руках ломается: “Иная вещь… стоит года три, четыре на месте – ничего; чуть он возьмет ее, смотришь – сломалось». Обломов вообще ничего не делает, Захар, в принципе, тоже: он создает только видимость деятельности. Его неловкость – отражение той же неприспособленности к жизни, какая существует у Ильи Ильича.
Одежда – важная деталь в образе Захара, так же, как и в образе Обломова. Одежда меняется, но не претерпевают изменений ее носители. В Обломовке Захар носит ливрею – форменную одежду лакеев, расшитую тесьмой.
В Петербурге на Гороховой ливрею заменяет серый сюртук с медными пуговицами, в котором еще заметны атрибуты форменной одежды слуги, а в доме Пшеницыной Захар будет носить непонятного вида одежду. Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют костюмы Обломова: халат – сюртук – халат.
Удобный халат – символ барства Обломова, это “цепи» для ума, души. Возвращение к халату – путь к деградации личности. У Захара предметы одежды тоже символичны. Ливрея свидетельствует о привязанности к хозяину, раскрывает его рабскую натуру. После смерти Обломова Захар носит шинель без одной полы.
Он как будто потерял свою вторую половину – любимого барина, он как вещь, которая лишилась хозяина. Захар всегда желал быть чьей-то принадлежностью. Это обеспечивало ему кров и кусок хлеба. Таким образом, д етали одежды раскрывают паразитизм существования барина и его слуги.
Главной деталью портрета Захара являются бакенбарды, необъятно широкие и густые, с проседью, “из которых каждой бы хватило на три бороды». Они, как сюртук и ливрея, напоминают о былом величии господского дома. Захар дорожит своими бакенбардами, аристократическим украшением многих слуг, которых он видел в детстве.
Захар женился в пятьдесят пять лет. Его избранницей стала Анисья, “живая, проворная баба». Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: проворностью, легкостью, гибкостью. На фоне Анисьи ярче выделяется беспомощность Захара. Точно так Ольга Ильинская своей живостью оттеняла худшие черты Обломова.
Анисья была умнее мужа, Захар не мог ей этого простить и стремился унизить или обидеть ее. Несмотря на враждебное отношения Захара, Анисья становится его спасительницей. Она сглаживает конфликты между барином и слугой. После смерти Обломова Захар полностью переходит на попечение Анисьи.
Без нее он становится беспомощным: “когда Анисья была жива, так я не шатался, был кусок и хлеба, а как она померла в холеру… братец барынин не захотели меня держать, звали дармоедом». Семейная жизнь Захара представляет неизбежный будничный финал романтической любви Обломова.
Ольга Ильинская не захотела принять Обломова таким, каков он есть, не захотела стать нянькой для него; как Анисья для Захара.
С одной стороны, Захар безгранично предан барину, а с другой, – под влиянием жизни в городе он научился лгать и грубить Обломову, пил с приятелями за его счет, обворовывал Илью Ильича, сплетничал о нем.
Такой образ жизни в другом варианте, на другом уровне вынужден был бы вести Илья Ильич в “высшем свете». В этом отношении Захар – нравственный антипод Обломова. У Ильи Ильича есть ум, хорошие задатки, он восстает против светской суеты, любит одиночество.
Захар же – темный, крепостной мужик, долгие годы рабства развратили его, в нем нет достойных черт.
Этот герой не способен понять чувства барина. Для него Обломов тоже своего рода собственность. Он ревнует его к Ольге Ильинской. Так, накануне приезда девушки Обломов просит Захара уйти из дома, но он глухо отнекивается, отговаривается, лениво глядит в окно.
Своей грубостью, приземленностью Захар разрушает в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы и семейного счастья. Краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими.
Он ясно увидел вдруг, что “тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…» Захар никогда не меняет своих привычек, не выходит за круг своих обязанностей.
Именно Захар препятствует попыткам барина выйти из состояния обломовщины. На сообщение Обломова о намерении поехать за границу Захар иронически замечает: “А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!»
Несмотря на постоянные ссоры слуги и барина, они не могут обходиться один без другого. Без помощи Захара Илья Ильич “не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать».
Захар же “не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним».
Захар – зеркальное отражение Обломова, между ними существует глубинное сходство. Захар воплощает одну из худших черт хозяина – барство, праздность. После смерти Обломова завершается и судьба Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить в других местах.
Автор показывает, как крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его цели в жизни. Обломов не нашел своего пути, ничего не сделал, чтобы сохранить свои лучшие качества. Н. А.
Добролюбов писал об Обломове: “Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».
Источник: https://rlspace.com/obraz-zaxara-i-ego-rol-v-raskrytii-xaraktera-glavnogo-geroya-romana-i-a-goncharova-oblomov/
Образ Захара в романе
Искусство и развлечения 16 февраля 2015
Иван Александрович Гончаров создал свое произведение в 1859 году, всего за два года до отмены крепостного права. Одним из главных является образ Захара в романе “Обломов”.
Этому типу Иван Александрович Гончаров посвятил отдельный очерк под названием “Слуги старого века”, в котором автор вспоминает представителей данного сословия, которых он знал, людей старой закалки, тяжело вживающихся в изменившиеся жизненные условия.
Литературная родословная Захара
У Захара была своя литературная родословная. Она идет от пушкинского слуги Савельича из произведения “Капитанская дочка”.
Несмотря на всю разность характеров этих двух лиц (развращенный петербургской жизнью и ленью своего хозяина Савельич и вечный дядька, для которого Обломов всегда остается неразумным малым ребенком, Захар), их сближает переходящая в одержимость верность не только своим баринам, но также и всему помещичьему роду.
Портрет Захара
Образ Захара в романе “Обломов” характеризует его портрет. Иван Александрович Гончаров так описывает этого слугу.
Это пожилой уже человек, “в сером сюртуке” и такого же цвета жилете с медными пуговицами, с голым черепом, “как полено”, и с густыми и широкими русыми бакенбардами с проседью, каждой из которых хватило бы “на три бороды”.
Изображающий нелепую и смешную внешность портрет Захара дополняется автором и особенным голосом: герой или хрипит, или ворчит, как собака, а не говорит. Данный Богом голос, по словам Захара, он “потерял на охоте”, когда вместе со старым барином ездил туда и когда ему будто бы в горло дунуло сильным ветром.
Видео по теме
Слуга Захар: характеристика
Равнодушие к грязи, пыли и сору отличает этого человека от других персонажей-слуг, изображенных в отечественной литературе различными авторами. Слуга Захар имеет на этот счет свою философию, которая не позволяет ему бороться с клопами и тараканами, поскольку они выдуманы Господом.
Когда Илья Ильич приводит в пример ему семейство настройщика, живущее напротив, тот отвечает аргументами, в которых чувствуется его незаурядная наблюдательность.
Захар говорит о том, что у немцев нет грязи потому, что эти герои “Обломова” голодают, а сюртук с отцовского плеча переходит сыну, поэтому у семьи нет изношенного платья, горой лежащего в шкафах, как в доме у Ильи Ильича.
Этот слуга, при всей своей внешней разболтанности, тем не менее, довольно собран. Так, не дает ему растрачивать барское добро вечная привычка слуг старой закалки – когда жулик Тарантьев, земляк Ильи Ильича, просит того одолжить на время фрак, слуга Обломова Захар тут же отказывает: он ничего больше не получит, пока не вернет жилет и рубашку. Илья Ильич теряется перед его настойчивостью.
Верность Илье Ильичу Обломову
Образ Захара в романе “Обломов” невозможно себе представить без упоминания важнейшей черты этого героя – преданности Илье Ильичу.
Верность своему барину этого слуги, следование давно забытым всем устоям родной Обломовки изображаются особенно ярко в эпизоде, когда Илья Ильич наставляет Захара самым действенным и привычным способом – называя его “жалкими словами”, в частности “ядовитым человеком”.
Слуга в минуту раздражения позволил себе сравнить Илью Ильича с другими, которые переезжают легко с одной квартиры на другую и отправляются за границу. Это вдохновляет Обломова на гордую и грозную отповедь о том, что невозможно сравнивать его с кем-то другим.
Такой ответ задевает Захара больше, чем все ругательства: он ощущает, что переступил некоторую запретную границу, когда уподобил другим людям своего барина.
Печать двух эпох, отразившаяся на образе Захара
Не лишен этот слуга и недостатков, как и другие герои “Обломова”. Иван Александрович Гончаров определяет своего героя термином “рыцарь со страхом и упреком”, принадлежавшим одновременно двум эпохам, которые наложили на этого персонажа свою печать.
От одной к нему по наследству перешла не ведающая границ преданность Обломовке, а от другой, более поздней, – развращенность нравов и утонченность.
Захар любит посплетничать с другими слугами на дворе, при этом зачастую приукрашивая своего хозяина или же выставляя его таким, каким тот никогда не являлся, не отказывается также выпить с приятелями.
Не прочь этот слуга иногда и прикарманить деньги – медные, некрупные, но обязательно забирает себе сдачу, оставшуюся от покупок. Все предметы, к которым прикасается Захар, ломаются, бьются – так, к началу повествования осталось уже очень мало целых вещей в доме Обломова, будь то чашка или стул. Еду этот слуга подает барину, как правило, роняя при этом то вилку, то булку…
Другая черта, на которую указывает Иван Александрович Гончаров, характерна для смешения двух различных эпох: Захар готов был умереть вместо своего барина, расценивая это как свой природный и неизбежный долг, но когда требовалось всю ночь просидеть не смыкая глаз у его постели, если бы от этого зависело здоровье и даже жизнь Ильи Ильича, то непременно заснул бы этот герой произведения “Обломов”. Проблемы связи двух эпох, таким образом, также поднимаются в этом романе.
Нерасторжимая связь с Обломовкой
Со временем отчетливее проявляется нерасторжимая связь между Обломовым и его слугой – как двух последних обитателей и представителей Обломовки, являющейся всего лишь прекрасным сном, каждый из них по-своему хранит в душе святые “преданья старины”, сформировавшей их взаимоотношения, характеры, жизни, конфликты.
Поднимаемые в произведении “Обломов” проблемы во многом обусловлены тем, что противопоставляются два мира – сонный мир родной Обломовки и прозаическая объективная реальность.
Даже когда Захар в середине романа неожиданно женится на кухарке Анисье, намного более чистоплотной, умелой и ловкой, чем он, этот слуга старается по мере сил не подпускать ее к Обломову, сам выполняя привычные обязанности, без которых не может представить своей жизни.
Связь с Обломовым
Существование Захара и в самом деле заканчивается со смертью хозяина, после которой жизнь его превращается в горькое и ненужное прозябание. Вскоре после кончины Ильи Ильича умерла и жена Захара, Анисья, а Агафья Матвеевна Пшеницына, супруга Обломова, не сумела держать в доме Захара при суровом “братце”. Она лишь изредка его подкармливает и дает немного теплой одежды на зиму.
Образ Захара в романе “Обломов” полностью раскрывается в заключительной сцене произведения. В финале Андрей Штольц, друг Ильи Ильича, встречает Захара, почти ослепшего, нищего старика, выпрашивающего милостыню возле церкви. Но предложение этого героя уехать в деревню не соблазняет его: он не может оставить могилу Ильи Ильича без присмотра, ведь только возле нее он находит умиротворение.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/128921/
Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Роман И.А.
Гончарова, основная тема которого – обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя при отсутствии труда и практической деятельности, выстроен как рассказ о жизненном пути Ильи Ильича Обломова с детских лет до смерти.
Самый знаменитый роман писателя, как считается, с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Еще в заслугу Гончарову, по признаниям современников и литературных критиков, ставят то, что роман смог нанести удар по «лишним людям», людям слова, а не дела, столь же, как и Обломов, не способным к действию.
Этот типичный для крепостничества характер обломовщины становится особенно ясен, если обратиться к образу не только Ильи Ильича, но и его слуги Захара. Недаром критика указывала, что Захар – тот же Обломов, они выросли на одной и той же почве и невозможны друг без друга.
Слуга находится при барине с самого его детства: «Он только что проснется у себя дома, как у постели уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч».
Как и самого Илью Ильича, «сонное царство» Обломовки с самого детства приучало Захара к лениво-неспешно-сонному бытию.
Из «Сна Обломова» мы узнаем, что батюшка Ильи, сидя у окна, прикрикивал на Захарку: «А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? Вот я тебе дам бегать!.. Пошел опять в прихожую! И Захарка шел опять дремать в прихожую».
Любовь к дремоте и сну сохранится на всю жизнь не только в хозяине, но и в его слуге.
Конечно, положение заставляло Захарку исполнять свои обязанности, т. е. трудиться. При этом приходилось быть даже расторопным, кидаться исполнять любое желание барчука, не то получишь от старших колотушку.
Но с тех пор как Илюша вырос и стал жить самостоятельно, его слуга «как-то не чувствовал над собой барина».
Поэтому он в какой- то мере даже любил капризы барина, «на которые хотя и ворчал, и про себя и вслух, но которые уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права…».
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Безволие Ильи Ильича, видимо, меняет и характер Захара. Тот становится все ленивее, понимая, какое из приказаний барина стоит выполнять, а о каком можно вообще забыть. Захар очертил себе круг дея¬тельности, за который никогда не переступал.
Утром он ставил самовар, чистил сапоги и то платье, которое барин спрашивал, мел не всякий день середину комнаты и обтирал пыль со стола, на котором ничего не стояло. «Затем он уже считал себя вправе дремать на лежанке или болтать с Анисьей… Никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начертанных им себе занятий».
Для Ильи Ильича жизнь разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. Служба была для него неприятна, и он очень быстро ушел в отставку. Он может себе это позволить: в его распоряжении кроме Захара еще 350 душ крепостных, которые работают на него.
И если дела в имении идут плохо, то только из-за нежелания и неумения Обломова управлять поместьем.
Из этого можно сделать вывод, что, возникнув в помещичьем кругу, обломовщина заразила близко стоящих к нему дворовых людей. Захар «был убежден, что они с барином дело делают и живут нормально, как должно, и что иначе жить не следует».
Это автор подтверждает даже бытовыми зарисовками.
Как Обломова невозможно представить без любимого им халата из персидской материи, так Захар любит свой старый, рваный серый сюртук – «слабое воспоминание ливреи» и не стремится изменить свой внешний вид.
В нравственном отношении барина и его слугу сравнивать не приходится: Илья Ильич обладает чистой душой, открытой высоким чувствам, он уважителен и нежен по отношению к обеим женщинам, кото¬рых любит, он верен дружбе, мы не видим его злословящим в обществе. В этом он выше Захара, у которого полным-полно недостатков.
Он и грязнуля, и неловок, и ворчун, и сплетник, и подворовывает у барина потихонечку, и выпить любит, и с женой своей груб, но при всем том «он был глубоко преданный барину слуга». И в этом его глав¬ное нравственное достоинство, унаследованное от предков.
«Боже со¬храни, чтоб он поставил другого какого-нибудь барина не только выше, но даже наравне со своим!» Барин был для него неотделим от Обломовки, которую Захар любил, «как кошка – свой чердак, лошадь – стойло, собака – конуру, в которой родилась и выросла».
«Старинная связь была неистребима между ними.
Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренно благоговеть перед ним».
Взаимная обусловленность существования Обломова и Захара вы¬ражается и в том, что Захар, будучи рабом Обломова, держит своего барина в рабской зависимости от себя, и в том, что смерть Обломова становится началом гибели Захара.
В финале романа Штольц встречает у церкви полуслепого, оборванного нищего. Штольц признает в нем Захара.
Расспрашивая его, как он дошел до нищенства, он узнает, что Захар, изгнанный после смерти барина из дома братцем барыни, оказался непригодным ни к какому делу: пытался служить у купца буфетчиком, но при своей известной неловкости разбил дорогую посуду и лишился места.
Попав в швейцары к графине, не удержался в ее доме из-за нечистоплотности и склонности к спиртному. Извозчиком быть нет у него уже сил по старости. Штольц предлагает ему кров и стол у себя в деревне, но Захару не хочется уезжать от могилы своего барина: ему все кажется, что тот его зовет.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://sochineniya-na5.ru/obraz-zaxara-i-ego-rol-v-raskrytii-xaraktera-glavnogo-geroya-romana-i-a-goncharova-oblomov-2/
Презентация на тему “«Обломов» – герои романа “
- Скачать презентацию (2.21 Мб)
- 26 загрузок
- 4.4 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация для школьников на тему “«Обломов» – герои романа ” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
- Слайд 2
ВИЗИТЕРЫ ОБЛОМОВА
1.”Явление” господина. Портрет визитера.
2.”Не подходите, не подходите… вы с холода!”
3.Беседа и приглашение в Екатерингоф.
4.Отказ Ильи Ильича.
5.”У меня два несчастья…”
6.Отказ визитера выслушать Обломова.
7.Размышление героя о “несчастном” посетителе. КАКОВА ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ?
ВСПОМНИТЕ, В КАКОМ ПРИЗВЕДЕНИИ АВТОР ИСПОЛЬЗОВАЛ ТАКОЙ ЖЕ ПРИЕМ? - Слайд 3
РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА?
ВОЛКОВ
СУДЬБИНСКИЙ
ПЕНКИН
АЛЕКСЕЕВ ?
Светская жизнь
Карьера
Литературная деятельность
???????????
нахлебник - Слайд 4
«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?»
(«Сон Обломова» ч. 1 гл. IX) Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части.
Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке.Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему?
Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы? - Слайд 6
? И ИЛИ
ШТОЛЬЦ
ОБЛОМОВ ДВИЖЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТРУД
РАЦИОНАЛИЗМ
ПРАКТИЦИЗМ
ЖЕЛАНИЕ ПРЕУСПЕТЬ И СКОЛОТИТЬ КАПИТАЛ
ЛЕЖАНИЕ
ЛЕНЬ И АПАТИЯ
ОТСУТСТВИЕ ТРУДА
МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ
НЕПРАКТИЧНОСТЬ
ЖЕЛАНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ - Слайд 7
КАК ЖИТЬ?
(Спор героев в 3-4 гл. II ч.)
«Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается это все: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое.Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».
«Вся жизнь есть мысль и труд .., труд хоть безвестный, темный, но непрерывный… труд – образ, содержание , стихия и цель жизни…»
- Слайд 8
«слаб … бледен, из него голо выглядывает идея» И. Гончаров
«Штольц – противоядие Обломову» Н. Добролюбов
«Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит,что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная.Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». А. П. Чехов
«… Штольц – неудачная, выдуманная фигура. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком». Д. С. Мережковский 1890г.«А буржуазный пафос Штольца был в тот момент много прогрессивнее для России, чем крепостнический застой… Гончаров утверждает, что такое двухкультурие наиболее перспективно для развития человеческой личности, а стало быть, и её деятельности на благо людей…» В. К. Кантор 1989г.
«… это человек обыкновенный и не метящий в необыкновенные люди, лицо, вовсе не возводимое романистом в идеал нашего времени». А В. Дружинин
КРИТИКА О ШТОЛЬЦЕ - Слайд 9
ОТНОШЕНИЕ АВТОРА
ИНТЕРПРЕТАЦИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ
1. Автор приверженец «штольцевского» отношения к жизни, сочувствующий Обломову, но не разделяющий миросозерцания Ильи Ильича
2.Он (автор) признает и демонстрирует превосходство обломовской созерцательности над ограниченностью рационалиста и прагматика Штольца
3.В романе сосуществуют две «правды» – «штольцевская» и «обломовская» – и та и другая ограничены, не абсолютны, в идеале желателен их синтез
- Слайд 11
« … Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Что привлекло Обломова в Ольге Ильинской? Почему Ольга предпочла Обломова Штольцу? Что помешало взаимному счастью героев?
- Слайд 12
Какая иллюстрация вам кажется достовернее? «Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!»
«Я ЛЮБИЛА БУДУЩЕГО ОБЛОМОВА!» - Слайд 13
«Она так полно и много любила Обломова; любила Обломова — как любовника, как мужа и как барина; только рассказать она это не могла никому… Ей было дано умение просто любить».
Она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». ОЛЬГА
АГАФЬЯ МАТВЕЕВНА - Слайд 14
Прочитать 3 часть романа.
Подготовить сообщения:
Развитие отношений Обломова и Ольги;
Квартира на Выборгской стороне. Образ Пшеницыной.
Захар и Обломов.
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/literatura/geroi-romana-oblomov-ih-otnoshenie-k-glavnomu-geroyu