Бумажный змей. Басня Крылова
Басня Бумажный Змей – произведение, которое воспевает свободу и чистоту полета, давшая истинное толкование настоящей легкости и жажде пустого легкомысленного бытия.
Басня способна окрылить всех стремящихся к собственной независимости, которым приходится обивать громоздкие пороги во благо свободы и истинного счастья, при этом ее глубинный смысл заставит задуматься всех пташек высокого полета, не подкрепленных твердой почвой и сильным разумом.
Басня Бумажный Змей читать
Запущенный под облака,
Бумажный Змей, приметя свысока
В долине мотылька,
“Поверишь ли!- кричит,- чуть-чуть тебя мне видно;
Признайся, что тебе завидно
Смотреть на мой высокий столь полет”.
–
“Завидно? Право, нет!
Напрасно о себе ты много так мечтаешь!
Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.
Такая жизнь, мой свет,
От счастия весьма далеко;
А я, хоть, правда, невысоко,
Зато лечу
Куда хочу;
Да я же так, как ты, в забаву для другого,
Пустого
Век целый не трещу”.
Мораль басни Крылова Бумажный Змей
Мораль басни Бумажный Змей вторит многим известным жизненным ситуациям, дающим понять всю суть «пустышек», бездумно порхающим в небе, при этом полностью зависимым от кого-либо (будь то властвующий начальник или корыстный, дающий лживую свободу, любимый человек) и независимых особ, пробивающихся на вершину своего счастья через сломанные ступени и горящие повороты судьбы. Басня дает понять читателю, что всякая свобода дороже мнимого полета на любого рода привязи. В этом заключается главная мысль басни.
Анализ басни Бумажный Змей
Центральной фигурой басни предстает перед нами Бумажный Змей, который, возможно, сам того не понимая, играет с минутным счастьем, находясь, по сути, в «золотой клетке».
Испытывая наслаждение высотой полета, он не думает о «подводных камнях» своего положения и уж тем более не представляет своего реального будущего, полного разочарований жизнью марионетки.
При этом главный герой не упускает шанса поиздеваться над, казалось бы, мелким, но таким свободным и счастливым, мотыльком, который, пусть и не так высоко летит, но зато может сам управлять своей жизнью и ее направлением.
Вот так, легко и просто, Крылов сумел донести до читателя всю прелесть свободы, правды и чистоты, не прикрытой фальшью мнимых достижений со скрытыми веревками, управляющими «полетами».
Крылатые выражения из басни
В настоящее время ни одна из фраз басни не используется вне авторского текста Ивана Андреевича Крылова. Укоренилось лишь жаргонное слово «трещать» (раньше к воздушным змеям крепили трещотки), характеризующее пустую болтовню и трату времени.
Читать все басни Крылова
Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/bumazhnyj-zmej-basnya-krylova/
Пермяк бумажный. Бумажный змей. Пермяк Евгений Андреевич. Мораль басни Бумажный змей
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал.
Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев пускают.А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.Мочало у Пети было. Он его для змея припас.
Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились – вот в чем беда.
Бумажный змей рисунок
Басня Бумажный змей читать текст
Запущенный под облака,Бумажный Змей, приметя свысокаВ долине мотылька,”Поверишь ли!- кричит,- чуть-чуть тебя мне видно;Признайся, что тебе завидноСмотреть на мой высокий столь полет”.
-“Завидно? Право, нет!Напрасно о себе ты много так мечтаешь!Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.
Такая жизнь, мой свет,От счастия весьма далеко;А я, хоть, правда, невысоко,Зато лечуКуда хочу;Да я же так, как ты, в забаву для другого,Пустого
Век целый не трещу”.
Мораль басни Бумажный змей
А я, хоть, правда, невысоко,Зато лечу
Куда хочу;
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Бумажный змей
Главное, не как высоко ты летаешь, а как свободен при этом.
Анализ басни Бумажный змей
Басни Крылова – это реалистичные сцены, без пошлости, грубости, не содержат в себе жестокости, злости и хамства. Люди, животные и даже предметы в баснях говорят простым, ясным и понятным языком.
Басни Крылова имеют свой своеобразный стиль и яркую форму выражения. Их естественность и обыденность отражает ум и мысли человека, его беды и печали, горе и радость, всю необычайность русского характера.
Главный герой басни “Бумажный змей” это воздушный змей, автор целенаправленно взял неодушевлённый предмет, который означает бессмысленную игрушку сделанную только для человеческого развлечения. Таких людей можно встретить везде и повсюду.
Они легко живут, не думают о завтрашнем дне и о смысле своего существования, только болтают бес толку и без остановки. Самое важное если добиваться высоких результатов не нужно этим возвышаться над другими.
Как показывает в басне воздушный змей своё превосходство над мотыльком.
Не главное быть самым идеальным, образцовым и лучшим, чем другие, а важно делать так, как хочется и жизнь будет иметь больше смысла и удовольствия. Так в басне автор раскрывает независимость мотылька, который делает всё, что ему хочется и хоть не летает так высоко, как некоторые, зато “не привязан” ни к кому.
Рассказывает о воздушном змее, который свысока увидел мотылька. И очень рад воздушный змей, что высоко летает. Но мотылек рад что летает свободно. Он не привязан.
Герои басни (персонажи)
Несколько интересных Басен
- Басня Эзопа Голубка и Ворона
Текст и анализ басни Голубка и Ворона
» » » Бумажный змей. Пермяк Евгений Андреевич
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!
Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев пускают.
А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились – вот в чем беда.
Цели урока:
- продолжить знакомство с творчеством Е.А.Пермяка;
- формировать интерес к чтению произведений Е. Пермяка и умение самостоятельно читать, анализировать текст;
- развивать речь, выразительность речи, внимание, воображение, обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство товарищества, дружбы.
Оборудование:
- Выставка книг Е. Пермяка.
- Мочало, дощечки, моток ниток, карточки с этими словами.
- Модель бумажного змея.
- Презентация.
- Тест.
1 слайд (портрет Е.А. Пермяка)
Эпиграф: Живи, не скупись, да с друзьями
делись.(на доске)
а) работа с выставкой книг
– Посмотрите на выставку книг.
– Чем отличаются? (Разные рассказы)
б) работа с учебником
Сегодня мы познакомимся с ещё одним
замечательным произведением этого автора.
Откройте книгу для чтения “Я хочу читать” на
странице 169 и прочитайте название рассказа.
(Бумажный змей)
1) работа с текстом до чтения
– Давайте попробуем догадаться, о чём
будем читать? (предположения детей)
Показать детям макет воздушного змея.
– Кто герои произведения?
(предположения детей)
– Как будут развиваться события?
(предположения детей)
2) Чтение текста детьми вслух по отдельным
смысловым отрывкам.
3) Словарная работа. На доске карточки со
словами:
Сопоставление карточек со словами и предметов.
(Дети читают слова на карточке и показывают
соответствующий предмет)
4) Работа по содержанию.
– Что захотел сделать Боря?
– Чего ему не хватало? (мочала и ниток)
– Объясните выражение “ У всех всё есть, а у
каждого чего – нибудь, да не хватает.”
– Найдите в тексте предложение, в котором
выражена основная мысль.
Физ. минутка
5) Работа с тестом.
(Детям даётся тест по
содержанию произведения. При работе с тестом
учащиеся пользуются текстом).
6) Самопроверка тестирования.
Слайды
№2,3,4.
На доске появляется карточка со словом
Дети объясняют значение этого слова.
Каждой группе даётся индивидуальное задание.
- Нарисовать бумажного змея, каким его видел Боря.
- Нарисовать бумажного змея, каким его представлял Петя.
- Нарисовать бумажного змея, каким его видел Сёма.
- Нарисовать бумажного змея, каким его представляете вы.
Выставка групповых работ.
5. Рефлексия. Создание диафильма по рассказу
“Бумажный змей”
– Сейчас мы с вами выйдем на улицу и попробуем
создать “живые картинки” для нашего диафильма.
Дети по группам создают сцены. Учитель
фотографирует.
Детям предлагается фильм закончить по– своему.
Дети решили, что Петя, Боря и Сёма подружились и
сделали своего бумажного змея. (Дети делают
бумажного змея и запускают его.)
– Что значит “дружить? Если бы дети умели
дружить, изменилась бы их жизнь, настроение?
Объясните значение пословицы “Живи, не
скупись, да с друзьями делись.”
На следующем уроке мы с вами посмотрим фильм,
который у нас получился.
(Слайд – шоу в приложении)
– Спасибо за работу на уроке.
После просмотра фильма дети моего 1”Б” класса
решили, что будут дорожить дружбой. Символ
“Бумажный змей” стал талисманом дружбы нашего
класса. Фильм детям очень понравился.
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был.
И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Сёмы большой моток ниток. Ему есть на чём змей пускать.
Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя своё мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!
Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они ещё не научились. Вот в чём беда.
Как Маша стала большой
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
– Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
– Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
Как Миша хотел маму перехитрить
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
– Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
– Оно, мама, само отломалось.
– А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
– Она, мамочка, сама разорвалась.
– А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
– Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
– Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
– А как? – спросил Миша.
– Очень просто, – ответила мама. – Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождём, когда они это всё сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Первая рыбка
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
– Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причёсывала.
Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.
Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли её туда. Не приняли!
Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.
– Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?
А в детском саду говорят:
– Да как мы её примем, когда она ничего не умеет делать.
Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причёсываться, спать укладываться.
Как узнали об этом в детском саду – сами за Надей пришли. Пришли и увели её в детский сад, одетую, обутую, умытую, причёсанную.
Про нос и язык
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Торопливый ножик
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась.
Неровная. Некрасивая.
– Как же это так? – спрашивает Митю отец.
– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.
– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
– А как? – спрашивает Митя.
– А вот так, – сказал отец.
Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
– Я буду лучшей первоклассницей, – говорит Люся, – потому что мне мама уже школьную сумку купила.
– Нет, я буду лучшей первоклассницей, – сказала Катя. – Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
– Нет, я… Нет, я, – спорит с подругами Леночка. – У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне ещё две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили – охрипли. К подружке побежали. К Маше.
Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша за букварём сидит.
– Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, – ответила Маша. – Некогда мне. Я сегодня должна ещё три буквы выучить.
– А зачем? – спрашивают девочки.
– А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, – сказала Маша и принялась снова читать букварь.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.
Самое страшное
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал.
Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Источник: https://optistore.ru/permyak-bumazhnyi-bumazhnyi-zmei-permyak-evgenii-andreevich-moral-basni/
49 Проблематика басен крылова жанровое новаторство реализм и народность басен
Басня – жанр дидактической литературы,
получившей расцвет в классицизме и
просветительстве. В басне два начала–художественное (рассказ) и логическое
( мораль).Без низ басня как жанр не
существует. Но соотношение между ними
бывает различным, – на первый план
выдвигалась то история, то мораль.
Крылов написал
более двухсот басен. Где причина их
неслыханной популярности и непреходящей
ценности? Несомненно, в их народности
и реализме.
В его басни смело ворвалась проза
будничной жизни без всяких прикрас.
Простой мужик стал тут не только
полноправным, но и наиболее чтимым
героем. Все это оскорбляло вкус ревнителей
господствовавшей в те времена теории
изящного. Историк Каченовский называл
басню «Свинья» «презренным сочинением»
и «смрадом запачканных нелепостей».
По своей проблематике
басни Крылова условно можно разделить
на социально-политические
( «Лев на ловле»; «Слон на воеводстве»;
«Рыбья пляска»), морально-философские
( «Стрекоза и Муравей»; «Огородник и
Философ»; «Листы и Корни») и
социально-бытовые
( «Слон и Моська»; «Свинья под дубом»).
Басни
Крылова народны не только по своему
содержанию, но и по форме их поэтического
воплощения.
Сознательно защищая реализм,
баснописец осмеивает торжественность
классицизма ( «Парнас») и чувствительность
сентиментализма ( «Ручей»).
В его баснях
властвуют не олицетворения отвлеченных
моральных принципов, а конкретно-исторические
типы: крестьяне,
помещики, чиновники, купцы, мастеровые.
Сообщая басням
реально-бытовой
и национально-исторический колорит,
Крылов выступил истинным
новатором.
Басню, этот условный вид, он превратил
в подлинно реалистическую лиро-эпическую
форму, в которой на первый план выдвинул
типические, т. е.
глубоко обобщенные и
в то же время индивидуальные характеры,
жизненные ситуации и события. Их идейный,
нравственно-поучающий смысл ясен,
прозрачен и без предваряющих или
завершающих выводов ( «Музыканты»;
«Прохожие и Собаки»; «Лев и Лисица»;
«Волк и Мышонок»).
Басни Крылова часто
писались по какому-либо поводу, событию,
по, как правило, приобретали расширительный
смысл. По глубине своих обобщений
басенные образы становятся нарицательными.
Реально-символический смысл приобретают
иногда даже заглавия его басен: «Тришкин
кафтан», «Демьянова уха».
Испытывая воздействие
тогда господствовавшей консервативно-реакционной
идеологии, Крылов в ряде басен утверждал
социальную иерархию ( «Лягушка и Вол»;
«Колос»), религию ( «Безбожники»),
довольство малым, но прочным ( «Дерево»;
«Пастух и Море») и критиковал
прогрессивно-демократические,
революционные воззрения ( «Водолазы»;
«Бочка»; «Конь и Всадник»). Так сказывалась
противоречивость идеологии, политическая
ограниченность социальных сил, стоящих
за Крыловым: крестьянских и мещанcко-трудовых,
мелкобуржуазных. Но при наличии явных
противоречий баснописец оставался в
основном верен ведущим идеям того
просветительского демократизма, который
был свойствен ему еще в пору ранней
журналистской и драматургической
деятельности. Пользуясь хитроумной
иносказательностью, применяя эзопов
язык, Крылов в условиях драконовской
царской цензуры в подавляющем большинстве
своих басен выражал определяющие думы,
настроения, стремления и чаяния простого
русского народа.
Естественности,
живости басен Крылова, несомненно,
содействует вольный стих. Меняя количество
стоп в строках, баснописец достигает
необходимой медлительности или
действенности развивающегося события,
эпизода, явления ( «Бумажный змей»).
Проблематика
басен Крылова
Живописный и богатый язык делает
произведения Крылова вершиной
«эволюционного развития» русской басни,
и ставит писателя в ряды мировых
профессионалов этого жанра.
впервые
создал басню
– сценку,
когда у его предшественников главным
в басне была мораль. В его произведениях
морали ничуть не меньше, просто она
умело прячется за искусно построенными
комедийными ситуациями.
В противовес
традиционной схеме жанра, персонажи
басен Крылова похожи на реальных людей,
представляющих разные социальные слои
– от лакея до царя.
Жанр басни под
пером Крылова заметно изменился. В нее
вошло такое глубокое философское,
этическое, социальное содержание,
которое было под стать комедии или
роману. Крылов решал в басне задачи
национального масштаба и серьезного
литературного значения. Басня благодаря
Крылову стала жанром, сравнимым с
большими и «важными», как тогда говорили,
литературными формами.
В
баснях Крылова ожила национальная
история, отлившаяся в проясненные
баснописцем национальные моральные
нормы, и русская нация в них нравственно
осознала себя.
Раздвигая содержательные
границы басни, фабулист не выходил за
пределы жанра и не превращал басню в
сатиру, в лирическое стихотворение или
в бытовую новеллу.
Крылов использовал
внутренние возможности жанра, не нарушая
его строения и строго соблюдал законы,
согласно которым басня состоит из
морального поучения и рассказа.
Он не
отказывается от морали в пользу рассказа
или от рассказа в пользу морали, а
сохраняет и живой рассказ, комедийную
сценку и нравоучительность.
Поэтому
басня Крылова – это художественное
произведение, в котором закреплен способ
народного мышления, сохраняющий признаки
простодушно-лукавого, не прямого
проникновения в суть вещей, и сгусток
народной мудрости, и эпический рассказ,
и драматический эпизод, в котором
персонажи действуют самостоятельно, в
соответствии с их характерами. Через
их непосредственные отношения проступают
зримые черты того общества, в котором
они обитают. В свою очередь, этот мир в
их поведении и их устами выносит себе
приговор. Басня Крылова не столько
указывает на порок, сколько показывает
его.
Не изменяя
классических басенных правил, Крылов
перестраивает соотношение между
рассказом и моралью, наполняет рассказ
живописными подробностями, создает
характеры персонажей и образ рассказчика.
Новаторство Крылова
в жанре басни раздвинуло широкие дали
перед русской литературой, обозначив
и облегчив путь к реализму, к созданию
общенационального литературного языка
и многосторонних типических характеров.
аслуга Крылова
состояла прежде всего в том, что он
освободил русскую басню от абстрактности
ее моралистических устремлений.
Сохраняя
внешние традиционные признаки своей
жанровой структуры (аллегоризм персонажей,
смысловая двуплановость повествования,
наличие моральной сентенции, конфликтность
сюжетной ситуации) , басня Крылова обрела
в то же время новую эстетическую функцию
иносказательного же, но остро критического
изображения совершенно конкретных
социальных пороков современной баснописцу
русской действительности.
Крылов виртуозно
использовал в своем творчестве
литературный прием — аллегорию. Аллегория
пришла в литературу из фольклора, притчи,
сказки, особенно из сказок о животных,
где действовали традиционные персонажи,
— такие как лиса, медведь, заяц, волк.
Каждый из них был заведомо наделен
определенной чертой характера. Прием
аллегории использовали классицисты,
например, в одах. Крылов соединил опыт
использования этого приема разными
литературными жанрами в одно целое.
Басенный муравей — олицетворение
трудолюбия (“Стрекоза и муравей”),
свинья — невежества (“Свинья под
дубом”), ягненок — кротости, как “Агнец
Божий” (“Волк и ягненок”).
Крылов
считал, что искоренить пороки человечества
можно через их осмеяние.
В его баснях
высмеиваются жадность, невежество,
глупость. Новаторство Крылова дало
начало развитию сказочно-политического
жанра в
творчестве многих писателей девятнадцатого
века.
Во всех баснях
автор придерживался трех основных
принципов: народности, демократизма и
реализма.
Народность
басен —
это, прежде всего, народный разговорный
язык и то, что адресатом басен были
широкие народные массы. Автор активно
использовал разговорную лексику, порой
даже просторечия.
Индивидуализация
речи является еще и признаком реализма.
Ведь только у Крылова язык героя так
гармонично слит с характером.
Пословицы и
поговорки, часто используемые в народной
речи, вплелись в текст басни: автор как
бы обыгрывает отдельную поговорку, но
она же — и вывод из данного эпизода.
Многие из них вошли в русский язык:
«Слона-то я и не приметил» , «Хоть
говорится, что дело мастера боится» ,
«А Философ — без огурцов» .
Крылов-баснописец
несказанно обогатил русский язык,
наполнил его множеством афоризмов, («а
ларчик просто открывался» , «а Васька
слушает да ест») , совершенствовал
басенный стих, используя аллегории.
Художественные
средства
— эпитеты,
сравнения, каламбуры
— еще более подчеркнули народность
языка. С помощью языка Крылов впервые
в русской литературе вывел психологию,
мировоззрение простого человека.
Демократизм
басен
выражается в авторском восприятии мира.
Крыловское понимание добра и зла было
поистине народным.
Героями басен были
наряду с вельможами, старостами, воеводами
и простые люди —Реализм
— третий
принцип, которому Крылов, как баснописец,
неизменно следовал.
Он выражается и в
народности,
и в демократизме,
и в характере персонажей, и в высокой
художественности, ведь основной целью
автора было донести басню до широких
масс! В портрете каждого персонажа
преобладала какая-то одна черта,
выраженная удивительно естественно и
убедительно.
В отличие от предшественников
Крылов лишил свои басни мистицизма.
Действующие лица — звери или предметы
— наделялись качествами героев народного
эпоса. Каждый персонаж действовал в
соответствии с той общественной ролью,
которую он олицетворял, то есть
Крылов-баснописец придал своим
произведениям конкретность и правдивость,
У Крылова басня
была обогащена еще и тем, что теперь в
ней на первый план выступил рассказчик,
простодушный и лукавый, повествующий
о житейских сценках, которые сам когда-то
наблюдал.
Он не пытается выставить свою
точку зрения напоказ, а лишь ссылается
на молву, общественное мнение. Часто
рассказчик говорит «мы» , объединяя
себя с читателем.
Народная мораль была
обобщена под пером баснописца, который
и придал ей облик пословицы, поговорки.
Лироэпический
жанр
подразумевал и наличие лирического
героя. В баснях — это умудренный опытом
человек, поучающий и оценивающий героев,
юмористически характеризующий их.
Крылов явился
выдающимся русским баснописцем.
В басню,
наследуя традиции своих предшественников,
он внес русский дух, отразил типичные
черты русского характера и сделал это
с позиций народной морали, поэтому его
герои — это представители русской
нации.
Главное, что сделало его басни
популярными, — это простой русский
разговорный язык, что и позволяет нам
сказать, что выдающийся Крылов-баснописец
стоял у истоков русского реализма.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:46/