Один день из жизни Обломова сочинение
В самом начале данной поэмы автор показывает окружающим самый простой и непримечательный день главного героя Обломова.
Проснувшись после ночи утром, Илья Ильич мыслил лишь об одном, что нужно подыматься с постели, но стоит заметить он не спешит вставать, так как понимает, что ему предстоит выполнить довольно большое количество нужных дней.
Ещё находясь на своем довольно широком диване в самом любимом одеянии в своей части квартиры, которая являлась для него практически всем. Это была и спальня, и столовая, и кабинет, и приёмная для встречи гостей и друзей. Именно в этой комнате он чувствует себя комфортно, уютно и самое главное спокойно.
После того, как он всё же решил подняться с кровати и приступить к завтраку, он решил пригласить своего слугу Захара, чтобы помог ему одеться и обуться.
Утренний конфликт, который возник между хозяином и его слугой по поводу нечистой комнаты, и их будущем переезде впервые откровенно открываются характеры героев.
Захар как слуга выполнял все задания своего хозяина, но делал это нехотя и спустя рукава, стараясь лишний раз не попадаться на глаза хозяину , чтобы не получить новые задания. Кстати стоит сказать, что и Обломову лень что-то решать и давать какие-то новые задания.
Обычный день Обломова, который похож один на другой, не меняет своего постоянного течения даже в те моменты, когда заходят различные гости и посетители.
Сегодня три гостя, которые пришли в гости к Обломову по сути своей являлись просто знакомыми, которые решили пригласить Обломова на прогулку, либо куда-то в гости.
Все эти персонажи кажутся главному герою, так как они похожи на Штольца и они каждый по-своему стараются вывести Илью Ильича из состояния «обломовщины», но они не интересны главному герою, и общается он с ними практически из вежливости, и пытается своим видом показать им, чтобы они быстрее покинули его дом.
Абсолютно инымиперсонажами становятся Алексеев и Тарантьев, они интересны главному герою, и он с удовольствием с ними общается. Два этих героя очень аккуратно относились к “обломовщине” и именно это привлекало Илью Ильича к общению с ними.
Однако, несмотря ни на что единственным человеком, который мог по-настоящему повлиять на главного героя, этого его лучший друг Штольц, именно он мог заставить его двигаться и выполнять даже самые элементарные человеческие действия и поступки.
Изобразив один день из жизни этого героя, типичного представителя того времени, автору удалось показать всю трагедию, в которой ежедневно существуют жители так называемой “Обломовки”.
Один день из жизни Обломова
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Мобильный телефон
Мобильный телефон позволяет быть всегда на связи, делиться свежими новостями с друзьями и сообщать родителям о том, что с тобой все в порядке. Мобильные телефоны упростили нашу жизнь. - Сочинение Что значит для меня моя родина 4 класс
Я живу в очень большой стране, где есть моря, леса, горы, степи, большие и маленькие реки и озера. В ней живут люди разных национальностей и народностей. История моей родины имеет очень глубокие многовековые корни. Знакомясь с ней, я понимаю, что моя - Сочинение на тему Образ жизни моей семьи
В моей любимой семье четыре человека-это родители, я, моя младшая сестренка. Также у нас есть бабушки и дедушки, но они живут отдельно от нас. - Сочинение на тему Детство счастливая пора ЕГЭ 7 класс
Детство является самым счастливым периодом жизни. В детстве и продукты вкуснее, и предметы кажутся больше, и определенные моменты жизни становятся ярче. - Сочинение на тему О днях недели 5 класс
Каждый день недели у меня всегда расписан. Я делаю план своих действий и стараюсь не откланяться от выполнения намеченных событий. - О чем мечтают герои комедии Ревизор сочинение 8 класс
Герои «Ревизора» тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Главный герой комедии Хлестаков вначале мечтает вкусно покушать, голодный он. Вот и заглядывает всем в тарелки. Это чиновник низшего ранга с копеечной зарплатой, живущей на отцовские капиталы.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/odin-den-iz-zhizni-oblomova
Один день – вся жизнь (по роману И.А.Гончарова “Обломов”)
урок литературы в 10 классе
Тема: « Один день – вся жизнь» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
Цель:
сформировать представления о причинах деградации главного героя .
Задачи:
образовательные:
рассмотреть внутренние и внешние причины, которые влияют на изменения, происходящие в судьбе героя.
развивающие:
развитие умений и навыков анализа литературного текста;
развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ;
воспитательные :
воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.
Тип урока:комбинированный.
Ход урока:
Учитель: «Обломов» – это роман одного героя, написанный Гончаровым, носящий обличительный характер.
В нем автор впервые попытался понять типичную русскую душу, может, даже оправдать национальные пороки, ведь это роман о герое, который предстает перед нами как личность глубокая, как характер незаурядный, до конца верный своей идее и поэтому устраняющийся в жизни.
О чем повествуется в романе? В первой его части?
Ученик: Об одном дне героя.
Учитель: Почему автор выбрал именно этот день, что происходит за это время?
Ученик: Типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты, раскрывающее дела в имении, нарушают привычный распорядок.
Учитель: Как этот день повлияет на дальнейший ход событий, для чего автору был необходим именно этот день, мы попытаемся понять сегодня на уроке.
Нам предстоит совершить путешествие в мир другого человека, познакомиться с мастерством писателя, пройти путь к более глубокому пониманию главного замысла автораНезадолго до урока мы разделились на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам, сегодня на уроке проведем защиту ваших творческих проектов.
Учитель: Образ Обломова дан в развитии, автор раскрывает нам его судьбу и окружающую его жизнь, быт на протяжении 37 лет: с 7 лет до смерти.
В образе Обломова Гончаров дал художественную оценку всей распадающейся жизни крепостной России. Эта оценка приобрела в романе символическое значение как «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни» – обломовщина.
Обломовщина, слившаяся с крепостным правом, явилась ключом к разгадке многих явлений русской жизни.
Группа №1 комментирует изображение на экране.
-В нескольких комических эпизодах изображается «возлежание» Обломова. Показывается, как барин лежит на диване, как он пытается вставать, как нога не попадает в туфлю; вяло ищет письмо, пришедшее из деревни, но уже несколько дней затерявшееся в складах одеяла. Диван, туфли, халат – символы образа жизни Обломова.
– Паутина на стенах; зеркала в пыли, пятна на коврах, забытое полотенце на диване – все говорит о запущенности, безразличности героя к своему быту. Многие могут сказать о человеке, о его умственных интересах, занятиях, книги, которые он читает.
А что читает Обломов? «Лежали 2-3 развернутые книги, валялась газета, но страницы покрылись пылью, пожелтели…». Обломов привык к такому убранству своей комнаты. Иногда зовет Захара, чтобы тот убрал, но тот перепирается с ним.
И все это лишь подчеркивает полное бездействие барина.
-Обломов на диване. Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит, полулежа на диване в расслабленной позе. Герой облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой.
В XIX веке эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчинам из аристократического общества принято было спать с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX века, мужчины, как и женщины, надевали ночную сорочку.
Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, отороченными ручным шитьем.
-Обстановка комнаты героя. Гончаров со свойственным ему искусством описывает, живописует кабинет: «Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной…» Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нем был халат…» Халат.
Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время.
В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.
Обобщение..
Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальные ассоциации, наблюдения автора «Все запылилось…». Обширная сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за денег.
«Пошлость пошлого человека» Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова «Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает!» Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателей. Однако внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова.
За «внешним» человеком обнаруживается «внутренний».
Учитель: Откуда же истоки такой жизни? Где она берет начало? Что за волшебная сказка показывает нам идеальную жизнь? Что за мир, взрастивший Илью Ильича?
Ученик: Это благословенный уголок земли, маленькое, укромное пространство, заботливо оберегаемое ласковыми объятиями неба «от всяких невзгод». («Сон Обломова» глава 9).
Группа №2. Ученик читает «Сон Обломова».
Анализ текста.
– Именно в Обломовке в далекие детские годы сложилась важная и во многом определяющая черта характера Ильи – поэтическая мечтательность.
Гончаров подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. «И поныне русский человек…» (стр. 56).
Эти традиции сыграют печальную роль в последующей жизни героя, превратившись отчасти в черты обломовщины. Но они же сохранят в Обломове естественность и свободное состояние души.
– «Сон Обломова» является смысловым ключом к пониманию всего произведения «Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга.
Круг имеет отношение к фамилии Ильи Ильича и к названию деревни, где прошло его детство. Слово обло – круг, окружность (отсюда облако) Но автор, видимо, имел значение другое. Это значение обломка. В самом деле, ведь обломовское существование – это обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни.
Обломовка – это всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» – обломок Эдема
-Вынесенное из глубины детства и отрочества чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окружающей действительности.
Именно поэтому служба, лишённая человеческого взаимоотношения, друзья, мечтающие только о карьере, женщины, не способные любить, отталкиваются Ильей, как чуждые его отторгаются нравственными идеалами.
Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа человеку».
- Обломова, тонко чувствующего, сохранившего внутреннее достоинство, не все увидели в романе. Виной тому не сам Обломов, а обломовщина, как уютный халат обволакивающий его.
Учитель: Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека.
Он так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.
Со страниц романа звучит вопрос:
«Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос будоражит не одно поколение читателей.
Дискуссия.
– Частичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опоздании на уроки, на мероприятия, на условленные встречи.
– Часто люди ограничиваются планом какой-нибудь работы, не доведя ее до осуществления.
– Человек, живущий в мечтах и видящий недостатки в нашей жизни и свои недостатки, разочаровывается и в людях, и в себе. Он берётся то за одно, то за другое дело и ничего не доводит до конца и наконец, перестает бороться за жизнь, погружается в лень, апатию. Таков именно Обломов. Такие люди есть и среди нас.
– Если к таланту и мечтам присоединить упорный труд, человек сможет достичь многого. Для достижения цели нужно выработать привычку к систематическому труду.
– Халат, туфли, диван – символы обломовской лени.
Обломов: «Отчего я … такой?»
Штольц: «Точно ком теста, свернулся и лежишь…»
Подведение итогов.
-Что такое обломовщина?
-Докажите, что именно обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни.
Домашнее задание:
Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»
Самоанализ урока
«Создание киносценария «Один день из жизни Обломова»
(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
Это завершающий этап изучения романа И.А.Гончарова «Обломов», который нацелен был на подведение к понятию: что такое обломовщина?
На начальном этапе я разделила класс на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам с целью защитить свои творческие проекты, которые лягут в основу классного проекта–сценария.
Инновационность такого занятия заключается в том, что предложенная активная форма урока обеспечивает процесс усвоения новых знаний в рефлексивном взаимодействии ученика и учителя. Критерием эффективности занятия стал технологический процесс, построенный на системе обратной связи.
Целевая установка перед уроком была направлена на творческую самостоятельную работу учащихся с текстом романа: записать основные положения, осмыслить полученную информацию согласно установке; анализ материала в группах.
Такая форма подачи учебной информации активизировала творческую мысль учащихся, которая проявлялась в оригинальности, в умении решать нестандартно.
На уроке я выделила 4 этапа:
1-й этап – подготовка и проведение урока;
2-й этап – активная проработка инновационного материала через деятельностную рефлексию;
3-й этап – организация коммуникативной рефлексии (диалог с собой);
4-й этап – введение через урок нового материала на основе размышлений.
Этот урок позволил организовать работу в трёх видах деятельности (предметной, общении и творчестве).
Использование учителем разных форм организации учебной деятельности: фронтальной, индивидуальной и групповой – способствует успешной включённости каждого учащегося в учебный процесс, ведению дискуссии как на уровне группы, так и на уровне класса; умению учащихся аргументированно говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов, осуществлять рефлексивный анализ своей деятельности.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности через работу с текстом в данном типе урока реализовано полностью.
Источник: https://infourok.ru/odin-den-vsya-zhizn-po-romanu-iagoncharova-oblomov-763799.html
Образ и внешность Обломова в романе
Искусство и развлечения 31 декабря 2014
Вовсе не случайно Иван Александрович Гончаров писал свой знаменитый роман “Обломов”, признанный современниками классикой уже после издания, через целых десять лет. Как он сам писал о нем, этот роман – о «его» поколении, о тех барчуках, которые приезжали в Петербург «от добрых мамочек» и пытались сделать там карьеру.
Им, чтобы действительно сделать карьеру, следовало изменить свое отношение к труду. Сам Иван Александрович прошел через это. Однако многие поместные дворяне и во взрослой жизни оставались бездельниками. В начале XIX века это не было редкостью.
Художественно-целостное отображение представителя вырождающегося в условиях крепостного права дворянина для Гончарова стало главной идеей романа.
Илья Ильич Обломов – типичный персонаж в начале XIX века
Внешность Обломова, сам образ этого поместного дворянина-лодыря вобрал в себя столько характерных черт, что стал нарицательным. Как свидетельствуют воспоминания современников, во времена Гончарова даже неписанным правилом стало не называть сына “Ильей”, если такое же было и имя его отца…
Причина в том, что таким людям не нужно трудиться, чтобы обеспечить себя хлебом насущным. Им можно и не служить, ведь капитал и крепостные ему уже обеспечивают определенный вес в обществе.
Это – помещик, владеющий 350 душами крепостных, однако абсолютно не интересующийся сельским хозяйством, которое его кормит, не контролирующий вора-приказчика, который его безбожно грабит.
Дорогая мебель красного дерева покрыта пылью. Все его существование проходит на диване. Он заменяет ему всю квартиру: гостиную, кухню, прихожую, кабинет. По квартире бегают мыши, водятся клопы.
Внешность главного героя
Описание внешности Обломова свидетельствует об особой – сатирической роли этого образа в русской литературе.
Сущность его в том, что он продолжил классическую традицию лишних людей в своем Отечестве вслед за пушкинским Евгением Онегиным и лермонтовским Печориным. Илья Ильич имеет облик, соответствующий такому образу жизни.
Свое нестарое полное, но уже рыхлое тело, он одевает в довольно заношенный халат. Его взгляд – мечтателен, его руки – неподвижны.
Видео по теме
Главная деталь внешности Ильи Ильича
Не случайно, многократно описывая внешность Обломова по ходу романа, Иван Александрович Гончаров акцентирует внимание именно на пухлых его руках, с небольшими кистями, совершенно изнеженных. Этот художественный прием – мужские руки не занятые работой, – дополнительно акцентирует пассивность главного героя.
Мечты Обломова никогда не находят своего реального продолжения в делах. Они – его личный способ лелеять свою лень. И занят ими он с самого пробуждения: показанный Гончаровым, например, день из жизни Ильи Ильича, начинается с полуторачасового неподвижного мечтания, естественно, при этом не слезая с дивана…
Положительные черты Обломова
Впрочем, следует признать, что Илья Ильич более добр, открыт. Он дружелюбнее, чем великосветский франт Онегин, или же фаталист Печорин, приносящий окружающим лишь беды. Он не способен из-за пустяка рассориться с человеком, а уж тем более вызвать того на дуэль.
Гончаров описывает внешность Обломова Ильи Ильича в полном соответствии с его образом жизни. А проживает этот помещик вместе со своим преданным слугой Захаром на выборгской стороне в просторных четырехкомнатных апартаментах. Полный, рыхлый 32-33 -летний лысеющий шатен с каштановыми волосами, достаточно приятным лицом и с мечтательными темно-серыми глазами.
Такова внешность Обломова в кратком описании, которую нам представляет Гончаров в начале своего романа. Этот потомственный дворянин из когда-то известного в губернии рода, двенадцать лет назад приехал в Петербург делать чиновничью карьеру. Начинал с чина коллежского секретаря.
Затем по нерадивости отправил письмо вместо Астрахани в Архангельск и, испугавшись, уволился.
Его облик, безусловно, располагает собеседника к общению. И неудивительно, что ежедневно к нему заходят гости. Внешность Обломова в романе “Обломов” нельзя назвать непривлекательной, она даже в какой-то степени выражает недюжинный ум Ильи Ильича. Однако в нем нет практической цепкости, целенаправленности.
Впрочем, лицо его выразительно, оно отображает поток непрерывный мыслей. Он произносит дельные слова, выстраивает благородные планы. Уже само описание внешности Обломова приводит внимательного читателя к выводу, что его одухотворенность – беззуба, а планам никогда не дано сбыться. Они будут забыты, не дойдя до практического исполнения.
Однако на их место придут новые идеи, столь же оторванные от действительности…
Внешность Обломова – зеркало деградации..
Сытая безбедная жизнь поместного дворянина, который, по сути, паразитирует на труде крепостных убила в нем любую трудовую активность. Его нисколько не смущает такой уклад жизни. К нему Илью Ильича с детства приучили родители.
Его не интересует сфера труда, сфера сельскохозяйственного производства – в принципе.
Хозяйство, ведомое в его фамильной Вотчине Обломовка разворовывается приказчиком и псевдодрузьями – жуликами Иваном Михеевичем Мухояровым и Михеем Тарантьевым.
Заметим, что даже внешность Обломова в романе “Обломов” могла бы быть совершенно иной, – получи он другое домашнее воспитание… Ведь он был энергичным, любознательным ребенком, не склонным к полноте.
Как и положено для своего возраста, он интересовался происходящим вокруг него. Однако маменька приставила к ребенку недремлющих нянь, не дающих ему брать ничего в руки.
Со временем Илья Ильич также воспринял любой труд, как удел низшего класса, мужиков.
Внешности противоположных персонажей: Штольца и Обломова
Почему наблюдатель-физиономист придет к такому выводу? Да потому, что, например, внешность Штольца в романе “Обломов” – совершенно другая: жилистая, подвижная, динамичная. Андрей Ивановичу не свойственно мечтать, он вместо этого, скорее, планирует, анализирует, формулирует цель, а затем работает на ее достижение…
Ведь Штольц, его друг с юных лет, мыслит рассудочно, имея юридическое образование, а также богатый опыт службы и общения с людьми.. Происхождение его – не столь знатное, как у Ильи Ильича. Его отец – немец, работающий приказчиком на помещиков (в нашем теперешнем понимании – классический наемный менеджер), а мать – русская женщина, получившая хорошее гуманитарное образование.
Он с детства знал, что карьеру и положение в обществе следует зарабатывать трудом.
Диаметрально противоположны в романе эти два персонажа. Даже внешность Обломова и Штольца совершенно разные. Ничего похожего, ни одной сходной черты, – два совершенно разных человеческих типажа.
Первый – прекрасный собеседник, человек открытой души, однако лентяй в последней ипостаси этого недостатка. Второй – деятельный, готовый помогать друзьям, попавшим в беду. В частности, он знакомит своего друга Илью с девушкой, способной “вылечить” его от лени – Ольгой Ильинской.
Кроме того, он наводит порядок в помещичьем сельском хозяйстве Обломовки. А после смерти Обломова усыновляет его сына Андрея.
Отличия в способе изложения Гончаровым внешности Штольца и Обломова
Различным образом мы узнаем черты внешности, которыми обладает Обломов и Штольц. Внешность Ильи Ильича автором показана классическим образом: со слов рассказывающего о нем автора.
Черты облика Андрея Штольца мы узнаем постепенно, со слов других персонажей романа. Именно так мы начинаем понимать, что Андрей обладает худощавым, жилистым, мускулистым телосложением.
Его кожа – смугла, а зеленоватые на цвет глаза – выразительны.
По разному относятся и к любви Обломов и Штольц. Внешность их избранниц, а также и отношения с ними у двух героев романа различны. Обломову достается жена-мать Агафья Пшеницына – любящая, опекающая, не утруждающая. Штольц женится на образованной Ольге Ильинской – жене-соратнике, жене-помощнике.
Не удивительно, что этот человек, в отличии от Обломова, разбазаривающего свое состояние.
Внешность и уважение людей, связаны ли они?
Внешность Обломова и Штольца по-разному воспринимаются людьми. Размазня-Обломов словно мед притягивает мух, – влечет к себе мошенников Михея Тарантьева и Ивана Мухоярова.
Он периодически ощущает приступы апатии, ощущая очевидный дискомфорт от своей пассивной жизненной позиции. Собранный, дальновидный Штольц подобного упадка духа не испытывает. Он любит жизнь.
своей проницательностью и серьезным подходом к жизни пугает негодяев. Не зря, после встречи с ним “пускается в бега” Михей Тарантьев. Для
С помощью авторских цитат наглядно представим внешность Обломова и Штольца (таблица 1):
Заключение
Внешность Обломова Ильи Ильича вполне вписывается в концепцию «лишнего человека, т.е личности, которая не может себя реализовать в обществе. Те способности, которыми он обладал в юности, были впоследствии загублены. Вначале –неправильным воспитанием, а затем – бездельем.
Прежде шустрый мальчонка обрюзг к 32 годам, потерял интерес к окружающей жизни, а к 40 годам заболел и умер. Иван Гончаров описал типаж дворянина-крепостника, имеющего жизненную позицию рантье (деньги ему регулярно достаются трудом других людей, а трудиться самому – такого желания у Обломова не возникает.
) Совершенно очевидно, что люди, обладающие подобной жизненной позицией будущего не имеют.
В то же время энергичный и целеустремленный разночинец Андрей Штольц добивается в жизни очевидных успехов и положения в обществе. Его внешность является отражением его деятельной натуры.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/129407/
7 секретов романа «Обломов»
18 января 2017Литература
Луна и гроза, кофе и сигары, профессия Штольца и чин Обломова — объясняем, что хотел сказать Иван Гончаров с помощью не всегда заметных читателю деталей
Автор Кирилл Зубков
Обломов. Иллюстрация Константина Тихомирова из журнала «Живописное обозрение стран света». 1883 год© goncharov.spb.ru
1. Тайна грозы
В главе «Сон Обломова» автор описывает благодатную обломовскую погоду:
«Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества».
На первый взгляд этот фрагмент кажется почти случайным. Обращает на себя внимание разве что упоминание Ильина дня: «известное предание в народе» — это поверье, что в Ильин день нельзя работать, чтобы не убило громом.
Вспомним, что главного героя романа зовут Илья Ильич — и он не хочет работать не только в свой день ангела, но и вообще никогда.
Впрочем, гроза в этом отрывке объясняется не только с помощью народного поверья об Илье-пророке как покровителе грома — то есть глазами человека, верящего в «известное предание». Гроза подается одновременно и рационально.
Точка зрения жителя Обломовки, который верит в «известное предание», как бы сопоставляется с точкой зрения рационалиста Штольца: этот герой еще не появился на страницах романа, но его голос, скептически оценивающий народные суеверия, уже звучит. Такая двойная точка зрения будет определять повествование и дальше.
2. Тайна слова «луна»
Рассказчику нравится Обломовка, но он не видит в ней ничего поэтичного:
«Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мирного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев. А в этом краю никто и не знал, что за луна такая, — все называли ее месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».
Поэтический образ луны в «обломовском» сознании отсутствует, и нам сообщают об этом не случайно. В романе многократно упоминается ария «Casta diva» из оперы Беллини «Норма».
Сначала Обломов мечтает, как ее будет исполнять его будущая жена, а затем эту каватину исполнит Ольга Ильинская, после чего Обломов признается ей в любви.
Название арии переводится на русский как «Пречистая богиня», но посвящена она вовсе не Богородице, как иногда утверждают, а богине луны. Об этом помнит и сам Обломов:
«…как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне…»
Итак, любовь Обломова к Ольге ассоциируется с романтическим образом луны — которого, однако, не знали в патриархальной Обломовке. Неудивительно, что история их отношений заканчивается печально.
3. Тайна любви Обломова к Ольге
Расставшись с Ольгой, Обломов впадает в оцепенение:
«Снег, снег, снег! — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. — Всё засыпал! — шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном».
Почему герой не мог твердить ни о чем, кроме снега? Потому что любовь Обломова к Ольге развивается в соответствии с временами года.
Герои встречаются в мае, и символом их любви становится ветка сирени — с нею Обломов несколько раз прямо сравнивает свои чувства.
Пика интенсивности отношения достигают летом, а осенью Обломов, подавленный многочисленными житейскими трудностями, стремится избежать встреч с Ольгой, притворяется больным и так далее.
Когда они расстаются, идет снег: годовой природный цикл завершен, и с этим ничего нельзя поделать. Таким образом, и в своей любви герой опять оказывается порождением родной деревни — места, где «годовой круг» повторяется «правильно и невозмутимо».
4. Тайна кофе и сигар
Размечтавшись, Обломов описывает идеальную, как ему кажется, жизнь своему единственному другу Штольцу.
«До обеда приятно заглянуть в кухню, открыть кастрюлю, понюхать, посмотреть, как свертывают пирожки, сбивают сливки. Потом лечь на кушетку; жена вслух читает что-нибудь новое; мы останавливаемся, спорим… Но гости едут, например ты с женой. После обеда мокка, гавана на террасе…»
Что значит упоминание кофе мокка и кубинских сигар? Чтобы понять это, обратим внимание на реакцию Штольца: тот внимательно слушает друга, но с самого начала уверен, что даже в мечтах Обломов не может придумать ничего лучше Обломовки: «Ты мне рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов».
Штольц явно неправ. Традиционный, «обломовский» уклад жизни не может удовлетворить главного героя, а мечту его «обломовскими» словами даже не описать: кофе, сигары, террасы — все это следы учебы в университете, прочитанных книг.
Обломов, как бы он ни был ленив, образованный петербуржец и далеко ушел от Обломовки.
5. Загадки восточной войны
Обломов читает газеты и узнаёт, «…зачем англичане посылают корабли с войском на Восток…».
Что за военные действия на Востоке имеются в виду? Скорее всего, англо-китайские «опиумные войны», последствия которых Гончаров лично наблюдал во время своего пребывания в Китае и описал во «Фрегате „Паллада“». Однако дело даже не в этом. Отправка английских войск на Восток упоминается как минимум четырежды в разных местах романа, а ведь его действие длится несколько лет.
Получается, что не только главный герой застрял как бы в застывшем времени, где ничего не происходит, но и мировые новости (а герои романа очень любят обсуждать новости) все время одни и те же. Газеты, казалось бы обязанные следить за последними известиями, сообщают о как будто бесконечно повторяющихся событиях. Не один Обломов — весь мир никак не может сдвинуться с точки.
6. Тайна коллежского секретаря
Вот как рассказчик представляет нам Обломова:
«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».
Коллежский секретарь — это чин X класса, то есть не самый низкий. Как Обломов мог получить такой чин? А вот это действительно не очень понятно, причем даже комментаторам Полного собрания сочинений Гончарова, которые и обнаружили эту загадку.
Можно предположить, что Обломов окончил университет кандидатом, то есть с особым успехом, и получил этот чин сразу после выпуска (вот только учился Обломов не особенно прилежно). Если же Обломов не был кандидатом, у него должен быть чин XII класса — губернский секретарь.
Но мы знаем, что герой «прослужил кое-как года два», а значит, не мог успеть выслужить два чина. Более того, в черновиках романа Обломов прямо назван губернским секретарем. В общем, правдоподобного объяснения у чина Обломова нет. Остается предположить, что здесь действует какой-то другой принцип.
Именно X класс был у гражданской жены Обломова, вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной (жены и вдовы чиновников считались в том же чине, что и мужья). Возможно, это совпадение — ироничный намек на своеобразное «родство душ» Обломова и Агафьи Матвеевны.
7. Тайна Штольца
Штольц предлагает Обломову не «погибать молча», сидя сиднем, а бежать куда-то и заняться делом:
«Куда? Да хоть с своими мужиками на Волгу: и там больше движения, есть интересы какие-нибудь, цель, труд. Я бы уехал в Сибирь, в Ситху».
А каким делом занимается сам Штольц? В романе постоянно говорится о некой бурной деятельности, которую ведет Штольц, но без всякой конкретики: непонятно, должен ли читатель догадаться сам, чем занимается Штольц, или разгадки попросту нет.
С одной стороны, вполне возможно, что эта деталь подчеркивает многосторонность Штольца: он может делать буквально все что угодно, поэтому не очень важно, в чем конкретно состоит его деятельность.
С другой стороны, как заметила литературовед Людмила Гейро, разбросанные по тексту романа упоминания мест, где часто бывает Штольц, совпадают со списком районов, где добывали, покупали и продавали золото. Если это так, то Штольц — золотопромышленник.
Интересно, что Ситха, куда хочет отправиться Штольц, находится на Аляске, но это как раз ничего не говорит о его связях с добычей золота: во время написания романа о существовании на Аляске запасов драгоценного металла еще не было известно.
Источники
Теги
Шпаргалка
XIX век
7 секретов
Антропология, Литература
Столоверчение, гипноз, видения и русская литература XIX века
Источник: https://arzamas.academy/mag/395-oblomov
Сочинение: В чем состоит трагедия жизни Обломова по роману И.А. Гончарова Обломов
Автор: Гончаров И.А.
В чем состоит трагедия жизни Обломова?
Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века.
Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его.
В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались.
Можно сказать, что главные герой болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось».
Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
Даже его внешность подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело.
Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его. Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие.
Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию.
А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
Обломовщина – это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим.
Идеал жизни для Ильи Ильича – это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Там он будет проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов – лишний человек. Его образ жизни не укладывается ни в какие человеческие рамки. Мне кажется, что физическое движение Обломова почти полностью отсутствует.
Но такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры.
Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни.
Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и не о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет большую роль в судьбе Ильи Ильича.
Именно от такой жизни и отказался Обломов. Ведь по своей сути он добрый, благородный человек.
Недаром Штольц называл его «золотым сердцем». Обломов был неглупым человеком, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. В нем изначально очень много хороших качеств. В дальнейшем, когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги.
Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать.
Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
Иногда мне кажется, что обломовщина не исчезла и в 21 веке. Многие люди боятся будущего, боятся деятельности. Они пытаются взвалить свои дела на кого-нибудь другого, а если не на кого, то пускают все на самотек и предпочитают вообще ничем не заниматься. Мы удерживаем синицу в руке, не пытаясь даже взглянуть на журавля в небе.
Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка.
Источник: https://www.yurii.ru/ref10/particle-289470.php
Мотив движения и покоя в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Сочинения по литературе: Мотив движения и покоя в романе И. А. Гончарова «Обломов» Роман Гончарова “Обломов” является второй частью его знаменитой трилогии, открывает которую роман “Обыкновенная история”. Роман “Обломов” назван по имени главного героя – Ильи Ильича Обломова-помещика, жившего в Петербурге спокойной и размеренной жизнью.
Илья Ильич являет собой оригинальный тип: его распорядок дня не наполнен различными поездками по делам, он нигде не служит; вы не встретите его на балах, танцующего с хорошенькими барышнями, или на светских вечерах, играющего за столом в вист.
Мало того, Обломов крайне редко выходит на улицу, чтобы просто прогуляться, – он спит до полудня, затем, лежа на диване, подолгу сладостно рассуждает о чем-то отдаленно-возвышенном. Обломов — это своеобразный символ статичности в романе. Он настолько неподвижен и постоянен, что ничто на свете не может его расшевелить, заставить активно действовать, творить.
К нему часто заезжают гости, зовут его с собой, чтобы развлечься и “интересно” провести время (Волков, Судьбинский), но при одной мысли, что ему придется куда-то ехать, не снимать целыми днями сапоги, Обломов содрогается.
Возникшая необходимость переезда на новую квартиру не дает ему покоя. Но будучи не в состоянии решить эту проблему, он пытается забыть о ней, отложить на потом.
Когда же Захар, верный слуга Обломова и в какой-то степени копия своего хозяина, напоминает ему, что необходимо подыскать новое место для жилья, Илья Ильич срывается: “Молчи, Захар, слышишь, молчи! Я говорил тебе, чтоб ты не напоминал мне об этой квартире!
Смотри мне”. Не удается и любви изменить Обломова. Сначала кажется, будто он на самом деле в корне преобразился.
Действительно, он ежедневно читает новые газеты и журналы, занимается делами своего имения, которое пришло в упадок из-за нечестных управляющих, ходит к своей любимой, Ольге Ильинской, он не спит теперь даже после обеда и не ужинает.
Правда, вскоре выясняется, что все это ему в тягость и требует от него огромных усилий.
Поэтому Обломов отказывается от Ольги и возвращается к прежней жизни: опять появляется старый восточный халат, который, как верный слуга, нежно и бережно облегает тело хозяина, не стесняя движений, опять Илья Ильич спит после обеда, снова он занялся чревоугодием, редко стал выходить из квартиры на Выборгской стороне. В своих мечтах Обломов куда-то устремляется. Но куда? Он постепенно опускается все ниже и ниже, все меньше требований предъявляет своей будущей жизни.
Лучший друг Обломова, Андрей Штольц, является полной его противоположностью. Сын русской дворянки и немецкого бюргера, он с детства был непоседой, ездил с отцом на фабрику, на несколько дней уходил из дома на охоту.
Его всегда все занимало и интересовало, поэтому неудивительно, что он отлично учился. И в зрелом возрасте Андрей постоянно путешествует по Европе, участвует в какой-то торговой кампании, находясь в Петербурге, посещает светские вечера и балы.
Андрей постоянно в движении: когда бы мы его ни встретили, он всегда что-то делает, куда-то собирается или откуда-то приезжает.
Андрей и Илья очень любят друг друга несмотря на то, что они совершенно разные люди, и Андрей, как и Ольга, постоянно пытается вызволить Обломова из его неподвижности. Он даже берется вести дела Ильи Ильича в деревне и добивается улучшения в его хозяйстве.
После реформ Штольца Обломовка действительно начинает приносить доход. Штольц выступает в романе реформатором, он сведущ и в экономике, и в политике, и в светской жизни. Он приветствует все новое, постоянно что-то модернизирует.
На их фоне резко выделяется Ольга Ильинская. Это прямая, честная девушка. Ольга не только сама постоянно развивается, но и заставляет шевелиться Обломова.
Илья Ильич полюбил ее, и это чувство стало каким-то рычагом, который вывел его из неподвижного состояния.
Вместе с Ольгой он посещает театры, балы, гуляет в саду – отказывается от своего прежнего образа жизни. Но похоже, что Ольга не любит его. Ей нравится быть спасительницей умирающей души. Ольга видит не Илью Ильича, а тот образ, который они придумали со Штольцем.
Обломов же, наверное, испугавшись энтузи азма Ольги, отказывается от идеи жениться на Ольге, спрятавшись на Выборгской стороне. Штольц и Ольга считают себя обязанными помогать Обломову, постоянно указывают ему на какие-то недостатки, винят за бездеятельность.
Но Обломов остается верен своим принципам и по-прежнему олицетворяет покой и неподвижность в романе.
Он полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну, мещанку, у которой снимает квартиру, женится на ней и. наконец, обретает долгожданный покой. Агафья Матвеевна также, по сути, является статичным персонажем, хотя она и проводит весь день в движении. Она видит смысл жизни в служении другим людям (в буквальном смысле этого слова).
Ее дни протекают в уборке дома, приготовлении различных яств для мужа и детей.
Лишь после смерти Ильи Ильича мы можем заметить, как изменилась Агафья Матвеевна, каким ярким светом озарил ее тусклую жизнь этот, казалось бы, малоподвижный человек.
Таким образом, Гончаров показал в своем романе переплетение судеб героев динамичных и героев, олицетворяющих покой. Автор показывает внешнюю статичность или, напротив, активность своих героев.
Гончаров как бы говорит нам, что суетливые движения нередко скрывают пустоту жизни (Волков, Тарантьев, Судьбинский), а в ленивце может биться “золотое” сердце, отзывающееся на чужую боль и страдания.
Источник: https://historylib.net/motiv-dvizheniya-i-pokoya-v-romane-i-a-goncharova-oblomov/