Анализ эпизода Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка Пушкин
События крестьянской войны 1773-1775 годов долгое время волновали умы образованных людей. А.С. Пушкин живо интересовался народным движением и национальным самосознанием.
Поэт изучил много исторических трудов о времени крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Большая часть материала была использована им при создании исторического труда «История Пугачёва».
Роман «Капитанская дочка» – это художественное осмысление событий 18 века.
Произведение относится к реалистическому направлению, однако Пушкин не отказывается окончательно от романтических традиций. Один из важных эпизодов романа – сон Петра Гринёва – наполнен различными символами.
Во сне главный герой приезжает проститься с больным отцом, но вместо него в постели обнаруживает чернобородого крестьянского мужика. Матушка говорит, что это посаженый отец Петра. В этой фразе слышится предречение будущих событий.
Именно простой мужик Емельян Пугачёв, грубый и неотёсанный, поможет Гринёву с его отношениями с Машей Мироновой. Предводитель крестьянского восстания продолжает воспитывать в Петре Андреевиче те же качества, о которых в своём завете ему говорил отец. Пугачёву важнее, чтобы люди с ним были честными, а не лицемерными.
Гринёв смог заслужить расположение бунтовщика не лестью и подхалимством, а верностью своим принципам и словам.
Сон Петра Гринёва предвещает и многочисленные жертвы. После отказа просить благословения и целовать ручку у посаженого отца в комнате появляются кучи мёртвых тел. Также затем произойдёт и в реальности.
Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, приведёт к тому, что в огромном количестве будут гибнуть не только военные, но и ни в чём неповинные люди.
Отказавшись преклонить колено перед самозванцем, погибает комендант крепости Иван Кузьмич и его супруга, родители Маши.
Можно сказать, что в образе мужика с чёрной бородой и топором в руке, который видится Петру Гринёву во сне, воплотились и безмерная сила русского бунта, и могучий национальный характер русского народа. Сон имеет пророческий характер, поскольку в нём содержится предсказание того, чем может обернуться неконтролируемая мощь народного движения.
← Критика о романе Капитанская дочка
← Анализ произведения Станционный смотритель (суть, смысл и идея)↑ ПушкинИстория создания произведения Дубровский →
Исторические события в произведении Капитанская дочка →
- Сочинение Первый раз в музее 6 класс
Сегодня самый лучший день в моей жизни, вместо скучных уроков мы идем в музей. На это уйдет целый день. Большинство моих одноклассников уже неоднократно ходили туда, но для меня это первый раз. Они неоднократно рассказывали, как там интересно - Почему доктор Старцев стал Ионычем? сочинение по Чехову
Дмитрий Ионыч Старцев – главный герой повести А.П.Чехова «Ионыч». В начале произведения сообщается, что совсем недавно его назначили врачом в Дялиже, который находился в близи небольшого городка С. В С. Старцев познакомился с семьей Туркиных - Сочинение про Рождество
Раз в год мы с семьей отмечаем праздник Рождество. Этот праздник приносит веселье и радость и поэтому мне он очень нравится. - 11 класс ЕГЭ
- Про семью
Семья – мое самое любимое слово. Я часто смакую его на кончике языка, повторяю вновь и вновь. Особенно когда близких людей нет рядом со мной, когда я за тысячи километров от дома
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-ehpizoda-son-petra-grineva-iz-romana-kapitanskaya-dochka
Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
Почему глава начинается народной песней?
Это эпиграф к главе, в котором отражено основное содержание главы, а также авторская оценка происходящего. Через эту песню передается состояние души Петра Гринева, впервые оказавшегося в чужой стороне.
«Сторона незнакомая» — его ждут неизвестные приключения, может быть, испытания. Песня печальная, создает соответствующий настрой у читателя: что-то произойдет, не совсем спокойно на душе.
Как характеризует Гринева разговор с Савельичем? Какой характеру Савельича?
Это тот разговор расположен в начале главы: Гринев жалеет о том, что обидел старика. Он извиняется перед Савельичем. Это говорит о нем как о добром человеке, он относится к Саве- льйчу как к человеку, а не как к слуге. Это тоже высокая оценка его человеческих качеств.
Савельич имеет характер своеобразный: заботу о Петре он считает важнейшим делом, не боится брать ответственность на себя, имеет свое мнение, не боится его высказывать.
Он мало походит на слугу, больше на старшего товарища.
Дорога, буран, дорожный… Расскажите об этом.
Дорога в литературе часто ассоциируется с жизненным путем человека. Ту часть дороги, которую в этот момент проходит Петр Гринев, автор показывает печальною пустыней. Неуютно на ней, неизвестно, что ждет впереди.
Буран, изображенный в этой главе, предупреждает о возможных потрясениях. Буран все поглотил, налетев внезапно, быстро. Чуть не привел к гибели героя, но именно в этот момент происходит встреча Гринева с вожатым — Пугачевым.
Повествование лаконично, глаголы, передающие динамику действия, помогают представить картину. Мы вновь понимаем, что обстановка вокруг неспокойная.
Вожатый хорошо ориентируется в обстановке. «Сторона мне знакомая», — говорит он. Очевидно, он здесь свой человек. Он спокоен, знает, что делать и куда ехать. Внешность его не была особенно примечательной, рассказчик выделяет выражение лица: «довольно приятное, но плутоватое».
Сцена спасения Петра Гринева повторяется в произведении, это необходимо автору для того, чтобы показать переплетение судеб людей. Если при этом они поступают по-человечески, то их отношения всегда благополучны.
Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петра Гринева?
Сон — известный литературный прием. Основное назначение этого приема — показать подсознание героя, именно оно чащб всего помогает герою (и читателям) понять, что происходит в его’душе, какие события будут происходить дальше. Во сне Петр увидел, какую роль сыграет в его жизни провожатый (посаженый отец, у которого нужно целовать руку). Нежелание Петра делать это.
Жестокие действия провожатого, множество мертвых тел. Всё это произойдет в романе дальше, читатель не знает об этом, но атмосфера тревожности сгущается
Опишите портрет вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем иносказательность?
Портрет вожатого показан таким, каким его увидел рассказчик. Некоторые детали (худощав, но широкоплеч, живые большие глаза, глаза бегали, выражение лица приятное, но плутовское) говорят о том, что при довольно обычной внешности внутренний мир героя необычный: он содержит что-то тревожное, непонятное.
Говорит он загадочно. Использует пословицы. Его речь понятна только хозяину, но не понятна Гриневу. Ясно только, что вожатый говорит о каком-то противостоянии («заткни топор за спину: лесничий ходит»), рассказывает вожатый и о том, что он бродил по этим местам, подвергался опасности («швырнула бабушка камушком — да мимо»). Хозяин понимает о чем речь, это, очевидно, единомышленник вожатого.
Как отблагодарил Гринев вожатого?
Он отдал вожатому свой заячий тулуп, потому что тот был плохо одет. Это было сделано искренне, из чувства благодарности, которое должен иметь в душе каждый человек.
Чем интересен разговор Гринева с генералом?
Он интересен тем, что генерал плохо знал русский язык, был немцем. Из-за этого возникла комическая ситуация: Петр Гринев толкует ему поговорку «держать в ежовых рукавицах» нарочито ошибочно («обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли»). На самом деле поговорка имеет обратное значение: обходиться строго.
Но генерал, читая дальше, догадывается о неверном толковании. Может быть, этим обосновано его решение отправить Гринева в Белгородскую крепость, тем самым круг сужался: встреча с Пугачевым — бунтовщиком становилась неизбежной.
На этой странице искали :
- почему глава начинается народной песней
- чем интересен разговор гринева с генералом
- как отблагодарил гринев вожатого
- опишите портрет вожатого его таинственный разговор с хозяином
- почему глава начинается народной песней как характеризует гринева разговор
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-razbor-vtoroj-glavy-proizvedeniya-kapitanskaya-dochka.html
Сны и сновидения героев Пушкина
А дальше начинается кошмар. “Комната полна была мертвецами. Луна сквозь
окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные полузакрытые глаза и
высунувшиеся носы…
” Все это были клиенты, приглашенные им попировать в отместку
сапожнику, булочнику, переплетчику, которые задели его: «пей за здоровье своих
мертвецов». И опять все кажется в порядке и нет ничего неожиданного.
Но такие сны
так просто не кончаются: отставной сержант гвардии Петр Петрович Курилкин,
которому гробовщик
продал свой гроб и не без обмана: сосновый за дубовый, –
напомнив о себе, “простер ему костяные объятия”.
Гробовщика это задело, он оттолкнул
Курилкина, а тот, несчастный, не выдержал, упал и рассыпался.
И вот конец: мертвецы,
заступаясь за Курилкина, набросились на гробовщика – “оглушенный их криком и почти
задавленный, сам упал он на кости отставного сержанта и лишился чувств”.
Сон Адрияна – это метафора неправедной жизни – с ложью и обманом,
сословными предрассудками, по которым бедняк и на том свете стесняется своего
рубища и не участвует в общем бале мертвецов. Такая жизнь хуже смерти, и поэтому
Адриян лишается чувств.
Пробуждение после хмельного бредового сна тяжело: “С ужасом вспомнил Адриан все
вчерашние происшествия. Трюхина, бригадир и сержант Курилкин смутно
представились его воображению. Он молча ждал, чтобы работница начала с ним
разговор и объявила о последствиях ночных приключений”.
Ему страшно первому начать разговор – вот следствие сна! И он даже спорит с
ней, но где-то внутри уже рождается совершенно противоположное чувство – радость:
это был лишь сон, и еще полдня впереди.
И впереди жизнь! Именно потрясение от сна
дает герою ощущение, что живому человеку место среди живых. Все происшедшее в
повести и есть пробуждение совести Адрияна от неправедной жизни…
Поэтому рассказ
заканчивается предвкушением самовара и чая с дочерьми.
3
Сновидение Григория из «Бориса Годунова»
Это необычное сновидение прекрасно подтверждает романтический и страстный
характер авантюриста, предвещает скорое будущее:
“Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню: с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне, и страшно становилось
И, падая стремглав, я пробуждался…”
“Проклятый сон” снится в третий раз, поэтому так отчетливы в нем детали и
эмоции. И опять падение, как в “Метели”, во сне Марьи Гавриловны.
Но там было
темное, бездонное подземелье, куда летела она (с земли вниз, под землю) с
“неизъяснимым замиранием сердца”, а здесь падение с крутой лестницы, с башни (с
высоты на землю), в людской муравейник с чувством стыда и страха.
«Сновидения – это ведь моменты пробуждения…
мы видим свою жизнь вне
времени, видим соединенным в одно то, что разбито по времени; видим сущность своей
жизни: степень своего роста», – писал в своем дневнике Л.Н. Толстой.
Действительно, во
сне самозванца отразилась его сущность – он человек, играющий со своей судьбой и
судьбами других людей, он “глядит в Наполеоны”, и перевоплощение – непременный
атрибут его игры.
Для него нет ПРАВДЫ, он легкомысленно воспринимает своего духовного
руководителя Пимена, человека, с которым живет в одной келье. Не услышанное, ложно
понятое слово правды Пимена о народном грехе, о своем грехе вне его ведома
подвигает молодого честолюбца выдать себя за убитого Димитрия, делает Григория
“бичом Божьим”.
Падение с огромной высоты во сне символизирует его человеческое, личностное
падение. Перед нами герой – фанатик, роль которого, начатая с пробуждения и с
рассказа о преследующем его сне, сном и заканчивается.
4
Сон Петра Гринева из повести “Капитанская дочка”
Говоря о снах героев Пушкина, нельзя пройти мимо замечательного сна в повести
“Капитанская дочка”. Ко времени сна герой уже встретил своего вожатого, и
мимолетный сон демонстрирует будущие встречи, перекрещение судеб. “Мне казалось,
буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне…
Вдруг увидел я
ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы…С беспокойством выпрыгнул я из
кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце… “Тише, – говорит она мне, – отец
болен, при смерти, и желает с тобой проститься”. Пораженный страхом, я иду за нею в
спальню …
Что ж? Вместо отца моего вижу – в постеле лежит мужик с черной бородою,
весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке: “Что это значит? Это
не батюшка.
И с какой мне стати просить благословения у мужика?” — “Все равно,
Петруша, – отвечала мне матушка, – это твой посаженный отец; поцелуй у него ручку, и
пусть он тебя благословит…” Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели,
выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать…
и не мог;
комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых
лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, подойди под мое
Бросается в глаза явная абсурдность “сюжета” сновидения: “отец оказывается
мужиком с бородой”, он весело “поглядывает”, вскакивает с постели и машет топором.
Сновидение наполнено нарастающими и эмоциональными переживаниями героя:
беспокойство, страх, ужас и недоумение.
Финал сна Гринева схож с финалом сна
Григория: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения.
Интересно, что переживания героя отражаются в природных явлениях (“буран еще
свирепствовал”).
“Буран” – в контексте повести – весьма многозначительный образ,
связанный не только с чувствами Гринева, но и с историческими событиями того
времени.
Здесь так же, как и во сне Григория, поведение “сновидца” пассивно:
случайный приезд домой ( на самом деле Гринев едет из дома), подчинение
обстоятельствам, невозможность убежать от мужика с черной бородой, образ которого,
кстати, возникает
не случайно: сну предшествовала встреча
с вожатым, который
впоследствии окажется Емельяном Пугачевым – царем-самозванцем (во сне он
фигурирует как отец-самозванец).
Мать Гринева называет мужика “посаженым отцом”,
это опять-таки не случайно – достаточно вспомнить, какую роль Пугачев сыграет в
судьбе Гринева и Маши Мироновой.
Гринев признает, что это “сон в котором до сих пор
он видит нечто пророческое, когда соображает с ним странные обстоятельства своей
жизни”.
В этом сне Пугачев благословляет, направляет Петрушу, оберегает на жизненном
пути. Сколько раз он прощает его и в реальной жизни! Ему больно, что Гринев не
оправдал его доверия, как больно отцу за сына, но Пугачев все равно отпускает его
вместе с невестой на все четыре стороны, по-христиански. Как пишет М. Цветаева,
отпускает “изнутри своей волчьей любви”.
Л. Толстой считал. Что “в зеркале снов можно увидеть внутренний мир
персонажа” В “Капитанской дочке” сон Гринева – осколок от зеркала, мимолетное
видение под вой ветра и ритма раскачивающейся кибитки. Но как важен он для
понимания глубинных смыслов произведения.
И топор, и мертвецы – страшная
символика, которая воплотится в реальный бунт со всеми его последствиями.
Во сне
Гринев бежит от махающего топором мужика, в реальности – не приемлет стихии
“русского бунта”, “бессмысленного и беспощадного”, он умеет разглядеть в грозном
бунтовщике Пугачеве незаурядную личность и отдать должное его справедливости и
великодушию.
Вчерашний дворянский недоросль, “домашний мальчик”, он
предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга, чести, отказывается от
компромиссов с Пугачевым и в трудной ситуации стремительно меняется, вырастает
духовно и нравственно.
5
Сон Татьяны из романа «Евгений Онегин»
«Чудный сон» Татьяны изучен вдоль и поперек и с точки зрения народной гадательной символики, и как сон – предзнаменование будущих событий. Это сон
влюбленной девушки, и все в нем значимо, тем более что рассказчик уж так
неравнодушен к своей героине (об этом свидетельствует обилие уменьшительно-
ласкательной лексики: « ручкой оперлась», « с ножки милой» башмачок слетел и т.д.)
Сон Татьяны – это не только плод ее девичьего воображения, но результат долгой
упорной работы измученного сердца. Обращение ко сну помогает Пушкину объяснить
всю горечь участи своей героини. В этом смысле сои даже не предупреждение, а
Суеверная Татьяна верит в то, что ее сон сбудется, потому что идут Святки, время
чудес, время гаданий.
Первый образ сна – снеговая поляна, «печальная мгла» вокруг и «дрожащий
гибельный мосток», который среди безмолвия, скуки, одиночества, окружающих
Татьяну в жизни, символизирует единственный верный путь в будущее. Несмотря на
обилие символики, сон наполнен и реальными деталями: зимний лес с клоками снега на
соснах, нагие липы, осины, березы, занесенные снегом кусты, убогий шалаш, наконец
Онегин, Ленский и Ольга.
Сон Татьяны не бредовое виденье, как в рассказе «Метель», а реалистичное,
наполненное ясностью и смыслом постижения сути происходящего с героиней в жизни.
Это зеркало, гротесковое, утрированное, но зеркало будущего сельского бала – именин
Татьяны, который станет роковым в судьбах героев романа.
В ее сне нет мистической силы, подавляющей сознание и эмоции; в нем глубина,
поэтичность, мудрость простой созерцательной души, отважность и целомудрие,
естественность своих порывов – все то, что составляет природу Татьяны.
Любовь становится мощной силой ее познания, ее нравственного роста. Она сама
сотворила себе веру, сама сделала свой выбор, и сон помогает ей постичь свой
внутренний мир.
Глава третья
Поэтика сновидений
Поэтика снов и сновидений составляет отдельную область изучения. Ведь автор
пытается через эти описания передать душевно – чувственные особенности героев:
Адриан Прохоров пьян и озлоблен, потому что унизили; Марья Гавриловна вся в
противоречиях: и хочется, и боится; Гринев еще слишком близок к дому, но уже
пережил буран в степи, страх,
Микротексты сновидений отличаются особой фонетикой, лексикой, синтаксисом.
В них часты умолчания, инверсии, повторы, которые создают загадочную,
таинственную, мистическую атмосферу; метафоры, синонимы, символы, перифразы –
все это нити, из которых создается полотно сна как текстового эпизода.
Сон несет и поток звуковых и слуховых ассоциаций, цветовую гамму, которые
усиливают эмоциональный настрой читателя. Например, сон Татьяны черно-белый, но
именно эта строгость придает ему серьезность, тревожность. Постоянно повторяющиеся
цвета будто усиливают страх: белый снег – бурый медведь, ярко светится окошко –
Сны Прохорова и Гринева – цветные, динамичные, там льется красная кровь,
мелькают мертвецы, много движения. Почти все сны Пушкина полны диалогов, споров,
криков людей и природного шума: метель воет, медведь ревет, мосток дрожит, поток
кипит, шумит, клубит…
Несколько слов нужно сказать и о построении снов. Композиционная структура
их отличается дробностью, фрагментарностью, особой ритмичностью. Они несут
связующую функцию в сюжете, соединяя в одно то, что в действительности разбито по
времени и пространству.
Одним словом, мир снов и сновидений героев Пушкина необычайно богат и
врастает в текст произведений, как дерево в почву.
Список используемой литературы.
1. Порудоминский
В. В. Особенно оживленная деятельность
мозга. Сны и
сновидения в духовных исканиях Толстого //Человек. – 1997. – № 6
2. Руднев В.
П. Культура и сон// Даугава. – №
3. – Рига, 1990.
3. Зуев Н. “Повести Белкина” А. С. Пушкина как одна из вершин философской
прозы. В сб. “Наш Пушкин”. М.: Деком, 2003.
4. Лотман Ю.
М. Роман А. С. Пушкина “Евгений
Онегин.” Комментарий. Л., 1983.
Источник: https://freepapers.ru/9/sny-i-snovideniya-geroev-pushkina/10663.101230.list2.html
Конспект урока по Литературе “Характеры и герои в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”
Наша кнопка
Скачать материал
Цели и задачи для учителя:
- создать условия для работы с текстом и отбора необходимого для анализа материала;
- учить выявлять способы и средства характеристики героев;
- развивать умение делать умозаключения и выводы как устные, так и письменные;
- развивать внимательное отношение к слову, учебную самостоятельность, активную читательскую позицию;
- способствовать социальной адаптации учащихся, вовлекая их в формы коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Цели и задачи для учащихся:
- путем аналитического чтения отобрать материал для характеристики литературных героев;
- уметь находить средства создания образа, его характеристики;
- уметь определять авторскую позицию и средства ее выражения;
- уметь формулировать собственное высказывание (устное и письменное).
Оборудование: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (тексты любого издания), иллюстративно-раздаточный материал к повести А.С. Пушкина из альбома «А.С. Пушкин», карточки-задания для групп, клише для подготовки связного сообщения о героях повести
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся
– Почему повесть «Капитанская дочка» А.Пушкина можно смело назвать исторической? Какое событие из истории России нашло в ней отражение? (Рассказывает о крестьянском восстании 1772-1774 годов под предводительством Емельяна Пугачева)
– Назовите имена исторических лиц, являющихся и героями повести. (Емельян Пугачев, Екатерина II)
– Вспомните «пророческий сон» Петра Гринева в гл.II.
Почему рассказчик не смог его забыть и как он сбылся? (Гриневу приснился незнакомый мужик с черной бородой (Пугачев), который размахивает топором и ласково приглашает Петрушу под свое благословение.
Сон не только поразил Гринева, но и оказался пророческим: Петр Андреевич стал участником подавления бунта под предводительством казака и получил его благословение на любовь и брак с Машей Мироновой раньше, чем от родителей)
II. Вступительное слово учителя
– Дальнейшие события, описанные Петром Гриневым в его дневнике, подробно знакомят нас с характерами, судьбами героев, их тесным переплетением с жизнью самого рассказчика. Кого из героев повести, положительно повлиявших на течение жизни и судьбу Гринева, вы могли бы назвать? (Емельян Пугачев, Маша Миронова)
– Сегодня в ходе самостоятельной работы вам предстоит обобщить материал по характеристике этих героев и создать связный рассказ о них. Для этого мы разделимся на две группы (можно по желанию), каждая из которых получит задания для работы с текстом и клише, которые помогут вам при подготовке на последнем этапе.
III. Задания для исследования группам
- Отобрать для анализа соответствующие вопросам эпизоды.
- Перечитать эпизод. Ответить на поставленные к нему вопросы, заполняя предложенную в карточке таблицу.
- Записать с опорой на клише вывод в виде мини-сочинения.
IV. Самостоятельная работа групп. В случае затруднения учитель корректирует работу детей в нужном направлении.
1-я группа «Образ Емельяна Пугачева»
Карточка № 1а
Обратите внимание на портрет, речь, поведение героя в следующих главах и отразите свои наблюдения в таблице
Эпизод из главы
Портрет
Речь
Поведение
Черты характера
Авторская позиция
Карточка № 2а
Вынесите в тетрадь выводы, опираясь на данное клише (Текст-опора, в котором необходимо вставить недостающие фразы)
Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо, ________________________. Однако в романе он не тождествен своему историческому прототипу, т.к. дан в восприятии героя романа –____________________________. Как персонаж Пугачев появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Емельяна П.
физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он ________________________________________________. С появлением в романе Пугачева возникает тревожная, загадочная обстановка.
В главе «Вожатый» перед нами предстает человек, внешность которого выразительна, своеобразна, но обманчива: ___________________________________________________________________________________.
Его речь пестрит народными пословицами и поговорками, намеками и иносказаниями: ____________________________________________________________________________. В его поступках и отношении к герою повести можно отметить__________________________________________________________________________.
Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений.
В главах «Пугачевщина» и «Приступ» перед читателем предстает не «бродяга», а _______________________________________. В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца.
В одних эпизодах он ____________________________, в других – __________________________________________.
В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: ___________________________________________________________. Эта деталь необходима для создания его динамичного портрета.
В восприятии Гринева, Пугачев – человек – стихия, который представляется ему [человеком] _____________________________, посланным самой судьбой в каждый поворотный момент его жизни.
Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом.
С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.
2-я группа «Образ Маши Мироновой»
Карточка № 1б
Обратите внимание на портрет, речь, поведение героя в следующих главах и отразите свои наблюдения в таблице
Эпизод из главы
Портрет
Речь
Поведение
Черты характера
Авторская оценка
Карточка № 2б
Вынесите в тетрадь выводы, опираясь на данное клише (Текст-опора, в котором необходимо вставить недостающие фразы)
С особенной теплотой в повести обрисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, ______________________________________________, по определению матери.
Первое впечатление об этой героине у Петра Гринева сложилось на основе______________________________________________.
Однако более близкое знакомство с добросердечной и простой семьей капитана Миронова помогает главному герою заметить, что Маша -_______________________________________________, которая смогла пробудить в его душе первое трепетное чувство. Это обыкновенная русская девушка,_______________________________________.
Жила Маша______________________; женихов в деревне не было. Бесприданница, у которой только и есть, «что частый гребень, да веник, да алтын денег», легко разбирается в людях: __________________________________________.
Маша способна на __________________________________________________, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами, привитыми семейным воспитанием. Она готова ___________________________________________________________.
____________________ и ______________________________ натурой показана Маша Миронова, начиная с главы «Осада города». Она вырастает в ________________________________________________ героиню.
Именно поэтому роман назван в честь нее «Капитанская дочка».
V. Прослушивание и обсуждение полученных письменных сообщений
– Можно ли сказать, что созданы уже полные картины образов обсуждаемых нами сегодня героев? (Нет, потому что отработана только часть повести)
VI. Итог
– Какие средства характеристики героев помогли вам в создании мини-сочинения?
– Возможна ли объективная характеристика героя без учета авторской позиции и работы с «живым словом»?
VII. Домашнее задание
- Монологический ответ по прослушанной на уроке теме (Возможна работа по клише).
- Отметить материал для характеристики Гринева и Пугачева в главах VIII-XII.
Предполагаемые ответы учащихся
1. Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Однако в романе он не тождествен своему историческому прототипу, т.к. дан в восприятии героя романа – Петра Андреевича Гринева.
Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».
С появлением в романе Пугачева возникает тревожная, загадочная обстановка. В главе «Вожатый» перед нами предстает человек, внешность которого выразительна, своеобразна, но обманчива. Его речь пестрит народными пословицами и поговорками, намеками и иносказаниями. В его поступках и отношении к герою повести можно отметить добросердечность, открытость, чувство благодарности.
Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений.
В главах «Пугачевщина» и «Приступ» перед читателем предстает не «бродяга», а «великий государь». В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца.
В одних эпизодах он властный и грозный государь, в других – милосердный спаситель.
В повести постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необходима для создания его динамичного портрета.
В восприятии Гринева, Пугачев – человек-стихия, который представляется ему [человеком] исключительным, посланным самой судьбой в каждый поворотный момент его жизни.
Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом.
С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.
2. С особенной теплотой в повести обрисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, «трусихи», по определению матери.
Первое впечатление об этой героине у Петра Гринева сложилось на основе характеристики, данной Швабриным. Однако более близкое знакомство с добросердечной и простой семьей капитана Миронова помогает главному герою заметить, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка», которая смогла пробудить в его душе первое трепетное чувство.
Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в деревне не было. Бесприданница, у которой только и есть, «что частый гребень, да веник, да алтын денег», легко разбирается в людях: она распознает в Швабрине неискреннего позера, лицемера и изменника.
Маша способна на глубокую и искреннюю любовь, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами, привитыми семейным воспитанием. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей Гринева.
Сильной и решительной натурой показана Маша Миронова, начиная с главы «Осада города». Она вырастает в смелую, способную отстоять свое право на счастье с любимым человеком героиню. Именно поэтому роман назван в честь нее «Капитанская дочка».
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок
Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-harakteri-i-geroi-v-povesti-as-push.html
Сочинение: Тема Судьбы в романах Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич – Биография и творчество
Капитанская дочка
История проходит через
Дом человека, через его частную жизнь.
Ю.М.Лотман
Восстание дворян на Сенатской площади в С.-Петербурге.
14 декабря 1825. Это событие стало наивысшим моментом декабристского движения и началом его конца. После разгрома восстания, А.С.Пушкин предпринимает попытки переосмыслить происходящие события и их роль в судьбе дворян, среди которых были его друзья.
В 30 годах XIX века Пушкин наиболее часто обращается к теме восстаний и задумывается об их влиянии на судьбы не человечества вообще, а отдельно взятой личности.
Этому способствовали ряд произошедших в те годы событий: французская революция 1830 года, холерные бунты в России, восстания военных поселений в Новгороде и Старой Руси.
И именно в это время судьба как бы подсказала Пушкину неожиданный сюжет, который, казалось, помогал решению проблемы, так остро поставленной восстанием, потерпевшим поражение.
17 февраля 1832 года Пушкину доставили подарок Николая I «книгу» – многотомное «Полное собрание законов Российской империи», – присланную в помощь его занятиям историей Петра I.
В двадцатом томе поэт обнаружил множество материалов, связанных с восстанием Пугачева: манифесты Екатерины II, ее именные указы, «наставления», а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств дел пленных мятежников – Пугачева и его товарищей.
Среди этих официальных документов особое внимание Пушкина привлекла «Сентенция 1775 года января 10. О наказании смертною казнею изменника, бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников. С присоединением объявления прощаемом преступником».[1]
В «Сентенции» довольно подробно рассказывалось о ходе восстания и его участниках. Там-то и обнаружил Пушкин неожиданное и взволновавшее его сообщение о дворянине, перешедшем на сторону Пугачева.
Мысль, интересовавшая Пушкина, была подтверждена историческим фактором – дворянин из «хорошего», то есть родового дворянства перешел на сторону
Пугачева и участвовал в народном восстании. Тогда-то и возник замысел исторического произведения (повести? романа?) о дворянине – пугачевце.
Первый план не стал основой задуманного произведения – явно не доставало фактического материала. Пушкин вновь вернулся к замыслу о дворянине – пугачевце и в 1833 году составил новый план.
В первых числах февраля 1833 года Пушкин обращается с просьбой к военному министру А.И.Чернышеву разрешить ему познакомиться в архивах военного министерства с документами второй половины XVIII века. Первые материалы из канцелярии Чернышева Пушкин получил в конце февраля. Изучение их позволило внести существенные изменения в замысел романа о дворянине пугачевце.
К 22 мая он уже закончил ее черновой вариант. В июле Пушкин попросил разрешение выехать в Казанскую и Оренбургскую губернии, мотивируя свою просьбу желанием ознакомиться с местами, которые должны быть описаны в подготавливаемом им романе.
7 августа поездка была разрешена, И Пушкин получил четырехмесячный отпуск. 18 августа он выехал в Петербург.
1 октября, после посещения Казанской и Оренбургской губернии, Пушкин прибыл в
Болдино, где и завершил свою работу над «Историей Пугачева».
Но и после этого Пушкин не приступил к написанию романа. Только через год, в октябре-ноябре 1834 года, или даже 1834-1835 годах, Пушкин записывает новый план романа.
В этом плане совершенно снята проблема перехода дворянина-офицера на сторону Пугачева. За ним сохранилась лишь функция свидетеля. Некоторые из названных в плане событий уже довольно близки к «Капитанской дочке».
Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью.
Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности.
Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь жениха. Но интересна во всем этом роль случая, судьбы!
C того времени как Гринев попадает на службу в Оренбург, жизнь провинциального дворянина смыкается с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике В.
Скота, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле Гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который выводит заблудившихся путников к жилью.
Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым.
Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Гринева и поворотов его судьбы.
Попав в Белгородскую крепость в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронева, 18-летнюю Машу и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, прибывает в отчаянии. (Естественно, Маша, в конце концов, поселится у родителей
Гринева, а Швабрин перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя злого гения).
Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельевича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца и милует барчука за минуту до смерти.
(Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком), мало того отпускает на все четыре стороны.
Отправившись в Оренбург, дабы поторопить освобождение белгородской крепости, Гринев случайно узнает, что Маша, спрятанная белгородской попадьей, теперь в руках предателя Швабрина.
Петр Андреевич пытается уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, он самостоятельно отправляется в пугачевское логово.
Попадает в засаду и случайно остается жив.
Причем Гринев случайно оказывается в руках Пугачева именно в тот момент, когда тот прибывает в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белогородову не удается «попытать» дворянина.
Пугачев тронут рассказом о девушке насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогородскую крепость, и даже узнав, что Маша-дворянка, невеста Гринева, не меняет своего милостивого решения.
Отпущенные Пугачевым, Гринев, Маша, Савельевич попадают в засаду правительственных войск (сюжетная вариация на тему эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается Зурин, которому Гринев еще по пути к месту службы до бурана, проиграл сто рублей « на бильярде».
Отправив Машу в отцовское имение, Петруша остается в отряде после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина и не может отвести от себя обвинение, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу.
Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском селе; случайно не узнает царицу и простодушно рассказывает обо всем. Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова. Случайно Гринев присутствует на казни Пугачева.
Случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которой скрывается сам
Пушкин.
Тема судьбы прослеживается, как мне кажется, следующим образом:
– во-первых, стечение случайных обстоятельств в жизни героев
– во-вторых, судьба представлена, как некая стихия, природная или историческая, здесь эту роль природной судьбы выполняет метель.
Метель (метель)- смятение, мятеж, смута; волнения переживания, испуг, страх.
Эта самая метель у Пушкина – прозаика – и станет судьбоносной для Петра
Гринева. Это та самая метель, которая показывает читателю, что в данный момент мир находится в состоянии метели, ясно одно: заблудившемуся путнику не миновать беды. Что или кто там виднеется в дали? Божий храм, как в повести «Метель»? Нет … «волк или человек», «пень или волк».
Пушкинский мотив в метели как литературная традиция появляется «в произведениях писателей XIX, XX веков. (Блок «Двенадцать», Булгаков «Белая гвардия», Пастернак «Доктор Живаго»).
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?»
«Кто не знает? Пень иль волк?».
Пушкин «Бесы» [2]
– в-третьих, немало важна роль вещего сна- предсказателя судьбы.
Сон Петра Гринева (глава Вожатый)- вещий, пророческий сон весь трагизм дальнейших событий. «Мужик с черной бородой» размахивающий топором,- предвестник кровавых расправ Пугачева, и тот же мужик, ласково зовущий под свое благословение,- быть может, добрый знак для самого Гринева.
Пугачев сыграл спасительную роль в судьбе Гринева, проявляя
«государеву» милость так же, как Екатерина II проявила милость к его дальнейшей судьбе. Пугачев тоже вовлечен в тот круг добра, о котором постоянно напоминает автор романа.
Светлая вера Пушкина в добродетель человека способствовала тому, что
Пугачев в романе показан противоречиво, несколько идеализированно. Поступки его непредсказуемы: добро и зло, злодеяние и милость. Мы можем себе задать вопрос! «Почему, жестоко расправившись с комендантом крепости, его женой, со всеми, кто не присягнул «государю», Пугачев проявляет явную благосклонность к Гриневу?».
Мятежника в офицере поразила смелость, верность дому, его страстное желание защитить возлюбленную, пусть даже ценой собственной смерти, его подверженность сердечному влечению, а не рассудку – все те качества, которых не было у самого Пугачева.
Из метели появится Пугачев, мятежный характер раскрыт в романе: метель положила определенную трагическую предрешимость судьбы.
Таким образом, судьба Гринева соотнесена с изображаемыми историческими событиями: подавление пугачевского бунта в России. Характер героя дается через призму восприятия или фигуры Пугачева от их первой встречи в дороге во время бурана и до последнего кивка головой Гриневу с Лобного места на красной площади.
Пугачев играет в судьбе Гринева и его любимой Маши Мироновой огромную роль, не однажды спасая обоих от смерти. Великодушное отношение Пугачева к Гриневу не может не расположить доброго и отзывчивого молодого человека.
«Ты мой благодетель»- говорит Гринев в минуту эмоционального порыва. Но в основе отношения Петра Гринева к Пугачеву лежит не благодарность, а бескорыстная искренняя симпатия (впрочем, взаимная).
И Гренев, классический враг Пугачева, не может не признать его обаяние: «Зачем не сказать истины?
В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему».[3]
Пушкин видит роковую неизбежность борьбы, понимает историческую обоснованность крестьянского восстания, отказывается видеть в его руководителях «злодеев». Но он не видит пути, который от идей и действий любого из борющихся лагерей вел бы к тому обществу человечности, братства и вдохновения, туманные контуры которого возникли в его сознании.
В «Капитанской дочке» Пугачев наделен достаточной властью, чтобы самостоятельно и вопреки своим сподвижникам спасти и Гринева и Машу
Миронову.
Пушкин начинает ценить в историческом деятеле способность проявить человеческую самостоятельность, не раствориться в поддерживающей его государственной бюрократии, законах, политической игре.
Прямое, без последующих звеньев, обращение Маши к Екатерине II, доступность и человечность, который не ставить между жизнью и собой мертвой фикции закона, независимость Пугачева от мнения своих «пьяниц», которые «не пощадили бы бедную девушку», обеспечивают счастливые развязки человеческих судеб.
«Гринев – не рупор идей Пушкина. Он русский дворянин, человек XVII века, с печатью своей эпохи на челе. Но в нем есть нечто, что привлекает к нему симпатию автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью.
В нем видны черты более высокой, более гуманной человеческой организации, выходящей за пределы его времени»[4]. Отсвет пушкинской мечты о подлинно человеческих общественных отношениях падает на Гринева. В этом глубокое отличие Гринева от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени.
Гринев у пугачевцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь врага, у правительства – как друг Пугачева. Он не «пришелся» ни к одному лагерю. Швабрин – к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками (дуэль), с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугой Пугачева.
Швабрин морально ниже, чем рядовой дворянин Зурин, который, воспитанный в кругу сословных представлений, не чувствует их бесчеловечность, но служит тому, в справедливость чего верить.
Для
Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы подняться над «жестоким веком», а сохранить в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.
Таким образом, в романе «Капитанская дочь» Пушкин показывает как бы стихия, случайность, сон, не вмешивались в судьбу – человек сам творец своей судьбы.
———————– [1]Макагоренко – Пушкин – Москва 1995 c.15 [2] Пушкин собрание сочинения. Москва – 1949 c.560 [3] Пушкин собрание сочинения. Москва-1949.c.569
[4] Макагоренко – Пушкин в школе 1995 г. Москва.c.Источник: https://neuch.ru/sochineniya/text/1333.html
«Капитанская дочка» История создания произведения – PDF
Тест для 8 класса по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 1. В 30-е годы XIX-го века А. С. Пушкин обращается к истории своего Отечества, что было вызвано событиями культурно-исторической жизни современной Подробнее
Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 1-2 глава «Сержант гвардии», «Вожатый». 1. Какое значение имеет имя главного героя? 2. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении Подробнее
Сочинение по капитанской дочке на тему любовь на страницах повести пушкина Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Пугачев как предводитель Впервые на страницах повести Пугачев появляется во Подробнее
Пугачевщина и пугачев на страницах капитанской дочки сочинение Капитанская дочка А.С.Пушкина Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А. С. Каким мне больше всего запомнился Пугачев на страницах повести
Давыдова Галина Михайловна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 19» ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Игра проводится Подробнее
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа 2 города Димитровграда Ульяновской области» Исследовательская работа на тему: Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы 2016-2017 Подробнее
20 сентября 2017 Хаустова Д.А. Система смарт-заданий на уроках литературы при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Печать Хаустова Дарья Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Подробнее
Реферат на тему образы символы в повести капитанская дочка реферат, Выбирай! (По повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) А. С. Пушкин обращался к личности Тема крестьянского бунта одна из многих, поднятых
''Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека'' В. Г. Белинский Литературное творчество Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. С его сказками мы Подробнее
Золотой век дворянства. При Екатерине II дворяне приобретали разного рода привилегии, поэтому ее эпоху называют «Золотым веком» дворянства. 8398575362731 Правление Екатерины II (1762-1796). Екатерина II Подробнее
«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Н.В. Гоголь Проблемный вопрос: Что Подробнее
Презентацию подготовила ученица 8 В класса Болкунова Анастасия Петр Андреевич Гринев – не только герой повести, но и повествователь, от лица которого ведется рассказ, Гринев-рассказчик – пожилой человек, Подробнее
Казакова Ирина Николаевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Кумирская средняя общеобразовательная школа» Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кумир УРОК-ВИКТОРИНА “ЛИТЕРАТУРА Подробнее
ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». 8-й КЛАСС З. А. Смолькина, г. Москва В предлагаемой разработке представлен тестовый материал и комментарии к ответам, которые могут быть полезны
Примерное календарно-тематическое планирование по русской литературе для VII класса учреждений общего среднего образования (2017/2018 учебный год) VII класс (I четверть) (53 часа в год) Петровская, Л. Подробнее
Томская епархия Русской Православной Церкви Администрация Томской области Мэрия г. Томска Совет ректоров вузов г. Томска Институт развития образовательных систем РАО Томский Областной Институт ПКРО Православное Подробнее
Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Литературная дуэль. Эту игру можно провести после прочтения и подробного изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» как внеклассное Подробнее
Краткое содержание Том III Часть вторая «Война и мир» Толстой… Изрядно выпив, Ростов предлагает тост за доброго, обворожительного и великого человека, за Александра… Сочинение почему Дубровский стал
Подробнее
o o o o Изучение образа Пугачева в разных исторических и литературных источниках Сравнительная характеристика образов из документальных и художественных произведений А.С.Пушкина Выяснение причин, по которым Подробнее
Сочинение на тему в чем идейный смысл финала евгений онегин Евгений Онегин Пушкин в кратком изложении: краткое и полное содержание, сочинения, аудиокниги. Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин. Подробнее
Тема: Маша Миронова нравственный идеал А.С. Пушкина Цель: 1) Обучающая: создать условия для раскрытия смысла названия повести, эпиграфа, раскрыть нравственную стойкость и душевную красоту М. Мироновой; Подробнее
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Методика изучения произведения Н.Б.Тралкова филолог, методист, доцент https://tralkova.info https://michitaem4.blogspot.ru Исторический фон работы А.С.Пушкина Подробнее
Сочинение на тему мое впечатление о повести капитанская дочка Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Образ Маши Мироновой Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина Капитанская дочка
Программа курса «ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ» Цели: подготовить иностранных студентов начального этапа обучения к занятиям по гуманитарному профилю в условиях русской Подробнее
Интегрированный урок По литературе (пробный проект). История + литература Эти два предмета хорошо соединяются вместе, когда изучаемый исторический период отражен в литературном произведении, входящем в Подробнее
Мини сочинение на тему образ хлестакова в комедии ревизор Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга, молодой человек, героев, хочется читать и перечитывать эту комедию, и от души смеяться над Подробнее
Сочинение образ ивана грозного в поэме лермонтова восприятие, анализ, оценка (3-ий вариант сочинения). Поэма М. Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и понятен интерес Лермонтова
Подробнее
МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год https://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 8-9 классы Задание 1 1. Подробнее
Короткова Г.А. учитель, гимназия АО «Талап» ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ПО МЕТОДИКЕ Ж.А.КАРАЕВА Как показывает наш опыт, при изучении такого сложного для учеников произведения, как Подробнее
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета По литературе к концу 8 класса обучающиеся должны знать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные Подробнее
Тематическое планирование по литературе, 8 класс Учитель Пургаева С.Н. урока Кол-во часов Содержание урока I четверть Введение. Русская литература и история. Устное народное творчество. 3 2 В мире русской
Итоговое сочинение «Честь и бесчестие» Щербакова Е.В. МАОУ СОШ 2 Г. Реж Честь и бесчестие В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать Подробнее
Предпосылки движения декабристов Великая французская революция Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву». Самодержавие и крепостное право Идеи просветителей XVIII века Отечественная война 1812г. Подробнее
// “Земли родной минувшая судьба”. (Исторические произведения А. С. Пушкина) Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/64694919-Kapitanskaya-dochka-istoriya-sozdaniya-proizvedeniya.html