«Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина
Первые строки романа в стихах «Евгений Онегин» легли на бумагу в мае 1823 года во время кишиневской ссылки. В основном произведение было окончено в сентябре 1830 года, но работу над текстом Пушкин не прекращал до своей трагической дуэли. Можно сказать, что это был труд всей его жизни, который Александр Сергеевич назвал «подвигом».
За семь лет несколько раз менялся замысел произведения, менялся и сам автор.
Если в первых главах чувствуется сильное влияние романтизма на творчество Пушкина, то в конце романа поэт предстает перед читателями реалистом.
В целом «Евгений Онегин» – картина русской жизни, где представлены Петербург, Москва и провинция, а также все сословия – от высшего света до крестьянства.
Роман «Евгений Онегин» в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Внимательно его читая, можно узнать меню ресторанов того периода, репертуары театров, народные обычаи, светские манеры, капризы моды и многое другое.
Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в «Евгении Онегине» было девять глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные ее части под названием «Отрывки из путешествия Онегина».
Для своего произведения поэт разработал особую стихотворную строфу, которая получила название «онегинской». В ней четырнадцать строк, написанных четырехстопным ямбом: три четверостишия и заключительная пара.
Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку и задает тему, второе с парной рифмовкой эту тему развивает. В третьем четверостишии с опоясанной рифмой наступает кульминация фрагмента, которая получает завершение в итоговом двустишии.
Онегинской строфой написано все произведение, кроме песни девушек, писем Татьяны и Евгения.
Пушкин беседует с читателем непринужденно, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удается разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.
Поражает разнообразие рифм в романе:
- традиционные: любовь – кровь;
- глагольные: хранила – ходила;
- составные: и я – меня;
- с иностранными словами: дыша – entrechat;
- и даже с инициалами: стекле – О. да Е.
Пушкин почти не прибегает к метафорам и гиперболам, применяя в основном эпитеты. И этого оказывается достаточно для создания неповторимых картин русской природы, описания балов, театральных представлений, деревенского быта и городской жизни.
В романе есть три главных героя: Онегин, Татьяна и Автор. Причем, образ Автора не следует ассоциировать с самим Пушкиным. В нем отразились многие черты поэта, но все же – это литературный персонаж. Перед читателем предстает образ человека мудрого, жизнелюбивого, чуть ироничного, доброго и обаятельного. Он выступает свидетелем описываемых событий, а иногда – их участником.
Поэт создал роман о своем современнике, типичном молодом дворянине. Портрет Онегина легко узнаваем.
Модные гостиные того времени были заполнены такими молодыми людьми: скучающими франтами с острым умом и холодным сердцем.
Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведет светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную.
Особенность Евгения в том, что такое бесцельное существование его не устраивает. «Томясь душевной пустотой» он отгораживается от света, пытается что-то изменить в своей жизни. Чтение, пробы пера, хозяйственные реформы в поместье показывают его стремление быть полезным. Но Онегин с детства не приучен к работе: «труд упорный ему был тошен». Поэтому он так и остался скучающим созерцателем.
Отвергнув ложные ценности светского общества, Евгений не нашел для себя ценности подлинные – любовь и дружбу. Столкнувшись с настоящими чувствами, он не может их распознать, не выдерживает испытания дружбой Ленского и любовью Татьяны.
Вступив в борьбу с общественным мнением, Онегин остается от него зависимым. Его недостойное поведение на именинах Татьяны – холодный расчет и тщеславие, а согласие на дуэль – следствие эгоизма и страха перед сплетнями.
Только убийство Ленского пробуждает в Онегине человеческие чувства, а любовь к Татьяне – завершает перерождение героя.
Романтическая восторженность и наивная вера в дружбу, а также благородство отличают Ленского от рационального скептика Онегина. Но у этих героев есть и нечто общее.
Пылкий идеалист Ленский, как и Евгений, получил европейское воспитание. Он тоже чувствует себя лишним в провинциальном обществе, бежит от него. Вовсе не случайно эти молодые люди сошлись.
Оба – незаурядные личности, поэтому им интересно друг с другом.
Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина. Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальным характером. Татьяна – «русская душою», воспитанная на народных традициях и обычаях, представляется автору «милым идеалом». Она любит природу, старинные сказки и предания, следует народным обрядам.
Эта простая провинциальная барышня, воспитанная на романах, наделена «сердцем пламенным и нежным», высокой нравственностью, чувством долга и сильной волей. Татьяна, как и Онегин, чувствует себя чужой в водовороте провинциальных мелких интриг и сплетен. Она «странная» и совсем не похожа на свою сестру – милую простушку Ольгу.
Как чистая и открытая девушка стала изысканной светской дамой, Пушкин не показывает. До последнего монолога «новая» Татьяна остается загадкой. Жаль, что ей так и не удается понять Онегина, поверить в его любовь. Фальшь и мелочность высшего света смогли отравить даже ее, заразить той болезнью, от которой мучительно избавлялся Евгений.
Пушкин стремится представить своих героев реальными персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известные места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневные темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.
Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленные недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы «превосходным образом воспитать в себе человека».
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»
-
Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина
-
Образ Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
По произведению: «Евгений Онегин»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/768-evgenii-onegin-analiz
“Евгений Онегин”: анализ, характеристика героев, главная мысль и отзывы :
Русская реальность 20-х годов XIX века предстает перед читателем в романе великого поэта действительности Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”. Это произведение имеет очень большое значение в мировой литературе. Автор смог в нем соединить воедино романтизм и реализм, юмор и элегию, правду и мечту.
Прекрасные стихи соединились с лирическими отступлениями и передали удивительные картины русского национального бытия. Пушкин тонко описывает городскую действительность Москвы и Петербурга, деревенский быт, времена года. Энциклопедией русской жизни назвал великий критик Белинский роман “Евгений Онегин”.
Анализ произведения продемонстрирует вам его значимость и грандиозность.
Как создавался роман?
Анализ “Евгения Онегина” Пушкина доказывает, что роман создавался на протяжении нескольких периодов творчества поэта. Сам гений говорил, что работа над книгой длилась чуть более 7 лет. Роман публиковался частями по мере написания, а в 1833 году появилось полное издание. Пушкин все время до этого вносил какие-то поправки в текст.
В итоге у мастера получился шедевр, состоящий из 8 песен, или частей, и приложения “Отрывки из путешествия Онегина”. Пушкиным была написана еще одна глава, но так как она содержала некоторые опасные политические намеки, связанные с декабризмом, автору пришлось ее сжечь.
Начинал работу над книгой поэт, находясь в ссылке на юге (в Одессе), закончил работу в деревне Болдино.
Направленность и жанровое своеобразие произведения
“Евгений Онегин” является реалистическим романом с социально-психологическим направлением. Написан он в стихотворной форме. Подобного произведения в русской литературе того времени еще не было. Александр Сергеевич отступил от романтических канонов и придал своему творению больше реалистичности.
Что же хотел показать в своей книге А.С. Пушкин? Читатель видит молодого человека, Евгения Онегина, типичного героя того времени. Рядом с ним поэт рисует еще несколько образов, их характеры, поведение, ситуации, в которые они попадают.
Этим самым автор объясняет различные социальные проблемы. Формирование взглядов и характера героя происходило под воздействием различных событий в светском обществе.
Детальное и тщательное описание поступков персонажей позволяет назвать роман социально-бытовым.
Любовная история произведения лишена привычной романтичности. Пушкин показывает взаимное чувство, которое героям приходится искоренить под воздействием внешних обстоятельств.
Кроме мира героев произведения (Евгения, Татьяны, Ленского) в романе четко прослеживается мир автора – рассказчика, который отражается в лирических отступлениях.
Это позволяет отнести произведение к лиро-эпическому роду.
Краткий анализ “Евгения Онегина” Пушкина
Шедевр Александра Сергеевича начинается обращением к читателю, где он характеризует свое произведения, называя его главы полусмешными, полупечальными, простонародными и идеальными. Познакомьтесь с сюжетом и кратким анализом “Евгения Онегина” по главам:
- Предисловие. Хандра. Евгений Онегин – главный герой, наследник богатой семьи, родился в Петербурге. Отец его быстро промотал свое состояние. Читатель видит Евгения, спешащего к своему дядюшке в деревню. Юноша был воспитан французскими гувернерами, мог вскружить голову любой красотке. Он целыми днями заботился о своей внешности и посещал балы. Некоторое время Евгений пробовал писать стихи, но у него ничего не получилось. После смерти дяди к нему перешло большое имение: земли, леса, заводы.
- Поэт. Евгений поселился в живописной деревне, наводил порядки в имении. Поначалу он ни с кем не общался, но потом у него появился новый знакомый Владимир Ленский. Он был наделен мечтательностью и романтичностью, писал стихи. Они сдружились, хотя были совершенно разными. Вскоре Евгений заметил, что Владимир влюблен. Его избранницей было Ольга Ларина, дочка дворян, живших неподалеку от Онегина. Евгений узнает, что у Лариных есть и старшая дочь Татьяна. Сестры были полной противоположностью друг другу. Веселая и легкомысленная Ольга противопоставлена грустной и мечтательной Татьяне.
- Барышня. Ленский все время проводит у Лариных, знакомит Евгения с сестрами Лариными. Онегину больше понравилась романтичная Татьяна. Девушка, прочитавшая много книг, влюбляется в Евгения. Татьяна пишет письмо Онегину с признанием в своих чувствах.
- Деревня. Онегин тронут невинным признанием Татьяны, но отказывает ей, потому что не считает себя готовым к семейной жизни. Он советует девушке быть осторожнее с мужчинами. Рассказчик оценивает такой поступок Евгения благородным. Татьяна очень переживает из-за отказа Онегина, а тот уединился в своем имении.
- Именины. Ленский сделал Ольге предложение и готовится к свадьбе. Ленские приглашают Евгения на именины Татьяны. Перед этим девушка видит вещий сон, в котором Онегин убивает Ленского. Взволнованная Татьяна на вечере не знает, как вести себя перед Евгением. Тот заметил это растерянное поведение девушки и сердится на Ленского, который его туда привез. В знак мести Евгений ухаживает за Ольгой, а она кокетничает с ним. Ревнивый поэт вызывает Онегина сразиться на дуэли.
- Поединок. Анализ 6 главы “Евгения Онегина” очень важен для общего понимания всего романа. Евгений осознает свой подлый поступок, но все же соглашается на поединок. Онегин стреляет первым и убивает Владимира. Погиб поэт, который мог бы прославиться на весь мир.
- Москва. Ольга не долго тужила за Ленским и вскоре вышла замуж. Татьяна все еще любила Онегина. Через некоторое время ее увозят в Москву, чтобы выдать замуж. Ее мужем стал один генерал.
- Странствие. Большой свет. Онегин несколько лет путешествовал по свету. По возвращению на одном из балов в столице он встретил Татьяну, которая превратилась в светскую даму. Он влюбляется в нее и пишет несколько писем с признанием. Изменившаяся Татьяна все еще любит его, но выбирает честь семьи и мужа. Роман заканчивается трогательным прощанием между героями.
Зеркальность композиции романа
Александр Сергеевич для создания своего шедевра использовал прием зеркальной композиции. Такой способ раскрывает духовное становление Онегина и Татьяны. В начале произведения читатель видит влюбленную Татьяну, страдающую от неразделенных чувств. Автор всячески поддерживает, сочувствует и симпатизирует своей героине.
В конце романа всем открывается влюбленный Евгений, но Татьяна уже вышла замуж. Теперь автор сопереживает Онегину. Все повторяется в зеркальной последовательности. Примерами эффекта бумеранга являются два письма: одно от Татьяны, другое от Онегина.
Еще одним примером зеркальной симметрии является сон Татьяны и ее замужество. Медведем, спасшим ее во сне, стал ее будущий муж.
Основные темы и проблемы
В романе “Евгений Онегин” Александр Сергеевич показал типические натуры своей эпохи в их формировании. Читатель видит представителей разных прослоек общества: столичный высший свет, провинциальное дворянство, простых городских жителей и крестьян. Изображая реалистические образы дворянства, Пушкин затрагивает следующие темы:
- образование;
- воспитание;
- семейные отношения;
- культурные традиции;
- любовь;
- дружба;
- политика;
- обычаи и нравы;
- исторические вопросы;
- мораль.
Роман насыщен лирическими отступлениями, где ярче всего видны размышления автора о жизни. Пушкин рассуждает по поводу литературы, театра, музыки. Автор раскрывает важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы:
- цель и смысл жизни;
- настоящие и ложные ценности;
- губительность эгоизма и индивидуализма;
- верность любви и долгу;
- быстротечность жизни;
- ценность мгновений.
Главная мысль и пафос
Роман Пушкина назван именем главного героя, это говорит о значимости этого персонажа в книге. Задачей автора было создать героя того времени. И он это сделал.
Пушкин показывает, что счастливая жизнь ждет только мало думающих, мало знающих людей, которые не стремятся ни к чему духовному и высокому. Людей, имеющих чуткую душу, ждут страдания.
Одни, подобно Ленскому, гибнут, другие томятся в бездействии, как Онегин. Таким, как Татьяна, предначертано молча страдать.
Пушкин винит во всем не героев, а ту среду, в которой формировались их характеры. Она прекрасных, благородных и умных людей сделала несчастными. Московское и петербургское высшее общество писатель рисует критически. Для его изображения Пушкин использует сатирический пафос.
Герой своего времени – Евгений Онегин
Онегин представляет высший петербургский свет. Он вырос эгоистичным, не приучен к труду, его обучение проходило шутя. Все свое время он тратит на светские развлечения.
Это привело к тому, что он не смог понять чувств юной Татьяны, ее душу. Жизнь героя так и не сложилась, как бы он того хотел.
Причина такого несчастья в том, что он не понял простую истину – счастье рядом с преданным другом, верной женщиной.
Анализ героя “Евгения Онегина” доказывает, что на его преобразования повлияли многие события, особенно смерть Ленского. Внутренний мир Онегина в конце книги стал намного богаче.
Татьяна Ларина – милый идеал поэта
С образом Татьяны Лариной у Пушкина связаны представления о русском национальном характере. Русская душою она впитала все традиции и обычаи семейства Лариных. Героиня выросла среди русской природы на сказках и преданиях своей няни. У героини очень тонкий внутренний мир и чистая душа.
Татьяна – сильная личность. Даже в конце романа она остается простой и естественной. Свою любовь она приносит в жертву нравственной чистоте, верности долгу, искренности в отношениях.
Владимир Ленский
Еще один представитель дворянства, Ленский, выступает юным романтиком-мечтателем. Автор сочувствует этому герою, восхищается им, иногда грустит и улыбается. Владимир стремится к героизму, живет воображаемым миром. Он очень пылкий, порывистый и далек от действительности.
Святыми понятиями для Ленского являются любовь, благородство и честь. В героическом порыве Владимир погибает во время нелепой дуэли с другом.
Отзывы современников
Большинство читателей восхищаются гениальным романом в стихах “Евгений Онегин”. Многие отмечают особую рифму, словарный запас, идейный замысел книги. У некоторых при чтении определенных моментов наворачиваются слезы. Роман Пушкина входит в школьную программу, но не помешает перечитать его самостоятельно.
“Евгений Онегин” подходит для прочтения романтичным особам и закоренелым циникам. Кого-то интригует в романе любовь, кого-то несправедливость, некоторых изображение истинной жизни.
Источник: https://www.syl.ru/article/356330/evgeniy-onegin-analiz-harakteristika-geroev-glavnaya-myisl-i-otzyivyi
Анализ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Читая роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», я заинтересовалась кругом чтения его героев: хотелось понять, какую роль играли книги в жизни Татьяны, Онегина, Ленского. В своей работе я попытаюсь разобраться в том, что значили книги для любимой пушкинской (и моей) героини, какую роль они сыграли в ее жизни.
В самом начале романа мы узнаем о мечтательной, романтичной девушке, которая ждет своего героя (а кто не ждет его в этом возрасте?) Нам всем свойственно мечтать о высокой любви, о рыцаре на белом коне, о свиданиях и красивых отношениях, о счастье. Нас притягивает ореол таинственности, исключительности.
Мы создаем собственный мир и никого туда не пускаем. Так и Татьяна, по словам В. Г. Белинского, «создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший её внутренний огонь, что её ум ничем не был занят» И мир свой Татьяна создает под воздействием тех книг, которые она читала.
О том, что читала Татьяна, говорится впервые во второй главе:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Герои романов французских писателей стали ее кумирами, научили героиню верить в мечту, ждать, надеяться на счастье, и, когда она впервые увидела Онегина, сердце подсказало ей – это ОН.
Татьяна совсем не знает Онегина: она видела его один только раз, да ещё слышала неодобрительные разговоры «расчетливых соседей». Она знает лишь, что Евгений не такой, как все вокруг, – этого оказывается достаточно, чтобы заинтересоваться, а потом полюбить.
Но ведь надо же знать, кого любишь! А Татьяна не знает людей – за исключением соседей, она никого не видела, – мужчины знакомы ей только по романам, вот поэтому она и наделяет Онегина лучшими качествами любимых литературных героев.
Кто же они? Читая роман, узнаю:
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон,—
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились,
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,—
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя.
Здесь опять упомянуты герои и героини Ричардсона и Руссо (Грандисон и Клариса, Юлия Вольмар и ее возлюбленный), а также Вертер (герой романа Гете), Дельфина (из одноименного романа м-м де Сталь) и ныне никому не известные Малек Адель и де Линар.
Ю. М. Лотман считал, что Татьяна в первых главах романа читает Байрона: «Себе присвоя Чу-жой восторг, чужую грусть, Татьяна и Онегину отводит роль одного из известных ей героев британской музы». Британская муза – это, конечно, творения Байрона и его последователей, романтические книги, которые оказали большое влияние на формирование внутреннего мира пушкинской героини.
Крут чтения Татьяны был «в прошедшем веке запоз-далый» (как ее отец). И вот в третьей главе Пушкин противопоставляет читанным ею произведениям те, что «нынче» овладели умами:
Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой
Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.
А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
«Отроковица», сон которой «тревожит» Байрон,— отнюдь не Татьяна. Эта фраза, собственно, означает: «Теперь и девочки читают Байрона». А Татьяна живет литературными образами прошлого века. Они и ввели ее в заблуждение: Онегина она приняла за героя Ри-чардсона!
Следующий раз о «круге чтения» речь заходит в гла-ве седьмой, когда Татьяна посещает пустой дом Оне-гина. Какие же книги она читает на этот раз? Напоминая, что было сказано о герое в первой гла-ве, Пушкин пишет:
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
Татьяна, оставшись одна «в молчаливом кабинете»
Онегина, принялась за книги.
. Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
Да, только здесь Татьяне открылись творенья Бай-рона и других современных авторов. И она читает книги, которые читал он, хранящие следы его чтения, по-новому воспринимая человека, с которым ее столкнула судьба.
Хранил и многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Следы его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.
Начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава бога-
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?.
Уж не пародия ли он?
Это очень горькие раздумья. Неужели тоска, разочарование Онегина – действительно, только подражание байроновским героям? Не думаю. Онегин, в отличие от Татьяны, не подражал героям книг – он пытался понять самого себя. Татьяне кажется, что книги Байрона и французских писателей, найденные ею в кабинете Онегина, вполне исчерпывают и растолковывают характер их владельца.
Но, на мой взгляд, Татьяна, при всей тонкости ее души, не смогла понять Онегина, не смогла сделать правильные выводы из пометок героя на полях книг. Вот поэтому она и останавливается на горькой мысли: «Евгений – чужих причуд истолкованье,пародия». Исследователь В. Я.
Лакшин считает, что посещение Татьяной кабинета Онегина и чтение его книг помогает ей лучше понять его характер.
Обращаясь к седьмой главе, автор анализиру-ет то место, где Татьяна «в келье модной» начинает понимать Онегина после знакомства с его книгами. В. Я.
Лакшин сближает эволюцию отношения Пуш-кина к Александру Раевскому («почти прототипу» Онегина) с эволюцией отношения героини к герою: «Как будто заодно с Татьяной и сам Пушкин прошел этот путь понимания — от безоглядного увлечения своим Мельмотом, «демоном» к мысли: не составляет ли он пародии на демонизм?» Он считает, что «движение романа — это высвобождение из книж-ности, проверка модных литературных отражений реальностью, поправка жизни к книжному ее вос-приятию. Книги усилили некогда в глазах Татьяны обаяние Онегина, книги же были и ключом к его ха-рактеру, освободившим героиню от его чар».
Таким образом, круг чтения героини Пушкина помогает нам лучше понять самою Татьяну, проникнуть в ее внутренний мир, понять ее мысли, почувствовать биение ее сердца.
Источник: https://www.hintfox.com/article/analiz-romana-a-s-pyshkina-evgenij-onegin.html
Пушкин «Евгений Онегин» – краткий анализ – Русская историческая библиотека
Значение романа Пушкина «Евгений Онегин» (см. его краткое содержание на нашем сайте) в русской литературе очень велико. Он попал в руки русской публике, когда она еще дочитывала сентиментальные повести Карамзина, увлекалась романтическими героями Марлинского, а изображения русской жизни видела лишь в произведениях писателей, вроде Булгарина.
Понятен восторг, с которым русское общество встречало каждую новую главу «Евгения Онегина». В прекрасных стихах, вперемешку с лирическими отступлениями, нарисованы удивительно художественные картины национальной жизни. Юмор и элегия, романтизм и реализм, правда и мечта – все в этом романе сплелось в одну причудливую цепь…
Александр Сергеевич Пушкин. Портрет работы В. Тропинина, 1827
Описания городской жизни Петербурга и Москвы, деревни (типы помещиков, семья Лариных, зима, осень и весна в деревне) – все это было новшеством в русской литературе первым опытом нарисовать поэзию русского быта… До Пушкина никто не рискнул бы изобразить, например, сцену разговора Татьяны с няней.
Ведь в такой беседе было мало «интересного» для писателя, любящего эффекты сентиментализма и романтизма. Только великий «поэт действительности» мог понять красоту и поэзию этого маленького незамысловатого эпизода.
Нужно быть великим знатоком жизни и человеческого сердца, чтобы в одной эпитафии на могиле старика Ларина нарисовать всю его душу и беспорывную, тихую жизнь.
Пушкин. Евгений Онегин. Аудиокнига
Сцены чисто бытовые написаны в «Евгении Онегине» широко и ярко. Русская жизнь 1820-х годов, и столичная, и деревенская, предстала здесь перед читателем, нарисованная мягкими, спокойными тонами. Здесь нет протеста, нет проповеди, нет сатиры.
Поэт сумел любовными глазами, без всякой злобы посмотреть на современную ему жизнь. Он не мог освободиться только от легкого чувства грусти, оттого весь роман, особенно благодаря лирическим отступлениям автора, производит впечатление огромной «элегии».
Это прекрасно передано Чайковским в его опере…
Единственным диссонансом звучат строфы, посвященные в последних главах романа «высшему обществу».
Литературный анализ показывает, что по форме «Евгений Онегин» напоминает поэмы Байрона «Чайльд-Гарольд», «Беппо» и «Дон Жуан». В этих произведениях «роман в стихотворной форме» тоже переплетался с лирическими отступлениями – таким образом, получалось лиро-эпическое произведение. Но в настроении между байроновскими и пушкинским произведениями мало сходства.
Судя по намерениям, с которыми приступил Пушкин к сочинению своего романа, он сперва хотел сделать из «Евгения Онегина» сатиру на русскую жизнь. Если бы он осуществил это желание, получилось бы произведение, близкое к байроновскому «Дон Жуану». Но Пушкин дал, в итоге, не «сатиру», а «элегию».
Он внес в свое творение столько любви к героям, что далеко отошел от своих первоначальных замыслов.
Большое значение для «Евгения Онегина» имели также роман Руссо «Новая Элоиза» и романы госпожи де Сталь.
Руссо удалось проанализировать в своём романе психологию любви. Его произведение, особенно по стилю, надолго сделалось образцовым для всех европейских романистов, бравшихся за изображение любви. На письмах Татьяны и Евгения сказалось влияние стиля тех писем, которыми обменивались герои Руссо Юлия и Сен-Пре.
Очень близка Татьяна также и к Дельфине, героине одного романа г-жи Сталь – и по характеру, и по судьбе. Роман г-жи Сталь есть не что иное, как картина женской души, подробная, мелочная. «Анализ психологии женской души» – главное содержание этого романа.
Но и другая сторона в этом произведении, «философская», не менее важна.
Роман посвящен изображению борьбы одинокой, талантливой личности с безличной, бесформенной, но страшной силой – «общественным мнением», составленным из предрассудков, сплетен, мелких интриг.
В лице пушкинской Татьяны тоже отчасти изображена борьба личности со средой. Татьяна «дика, печальна, молчалива», она чуждается беззаботного веселья сверстниц. Она жалуется, что её «никто не понимает», одинокая, она «должна молча гибнуть».
Жизнь Татьяны в Москве, а потом в петербургском свете, является «немым» протестом против «среды». Правда, Татьяна уже не смотрит исподлобья на общество, которое ее окружает, но ощущает душевное отторжение от «ветоши маскарада», «постылой жизни мишуры»…
Если мы припомним те жалобы на «общественное мнение», которые слышатся не раз от самого Пушкина (когда он говорит о воспитании Онегина, о жизни его в свете, рассказывает о вызове его на дуэль), то должны будем признать, что на роман Пушкина следует смотреть, как на художественное выражение протеста против деспотизма общественного суда. В этом заключено определённое «социальное» значение «Евгения Онегина». Вопрос об отношении личности к обществу ярко ставится поэтом в «Кавказском Пленнике» и «Цыганах».
Подробнее – см. в статье Пушкин «Евгений Онегин» – анализ.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3413-pushkin-evgenij-onegin-kratkij-analiz
Анализ «Евгения Онегина» А.С. Пушкин
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Анализ «Евгения Онегина» А.С. Пушкин
Скачать сочинение |
Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его «воздушная громада» (А. Ахматова) требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей.
При чтении первой главы Пушкин сам подсказывает вопрос, вокруг которого должно быть сосредоточено наше внимание: «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В итоге чтения первой главы обнаруживается противоречие: при всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею.
И у нас возникает вопрос: Почему Онегин, «забав и роскоши дитя», «к жизни вовсе охладел»? Вторая глава, посвященная портретным характеристикам героев и взаимоотношениям их со средой, рождает новый вопрос: почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским, хотя они похожи друг на друга, как лед и пламень? Третью главу принято считать завязкой конфликта.
Но вряд ли Пушкин, с его художественной энергией, растянул бы экспозицию на две главы. Пушкин начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя, странности его хандры при внешнем благополучии условии жизни. Вторая глава ведет к «перемене мест» – смене среды. Однако в усадьбе герой скучает почти также, как в столице.
Третья глава – лишь следующий шаг сюжета: герой сталкивается не с деревней, как раньше, но с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее в Татьяне чувство к Онегину и первый поступок её любви – письмо – и составляют центр главы.
Естественно спросить себя: почему любовь проснулась в Татьяне так неожиданно? И почему Татьяна решилась написать письмо Онегину? Четвертая глава открывает реакцию героя на любовь.
Одинаково ли оценивают объяснение Онегина в саду Татьяна и автор романа? За чем Пушкин в этой главе рисует «святую жизнь» Онегина и «картину счастливой любви» Ольги и Ленского?
При чтении пятой главы нас вопросы о том, почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина с Ленским, в чем сходство именин со сном Татьяны.
В сюжете романа пятая глава оказывается новым испытанием героя: что окажется сильнее – желание внутреннего покоя, основанное на сознании превосходства над другими, или сочувствия к чужой любви, снисходительность дружбы? Шестая глава обнаруживает мнимость онегинского «чувства превосходства».
Это развязка того поединка с обществом, который смутно наметился в хандре у Онегина и разрешился убийством юного поэта, друга. Онегин выжил лишь физически, нравственно он сломлен: предрассудки среды, им презираемым. Оказались сильнее его искренних желаний и затаенных чувств.
Почему друзья стали врагами и сталкиваются поединке? Кто виноват в дуэли и ее трагическом исходе? Седьмая глава нам представляется паузой, усиливающей колебания нас в оценке Онегина. Общий мотив главы, построенной на двух событиях (посещение Татьяны дома Онегиных и её приезд в Москву), подчеркивает отсутствие героя: «его здесь нет».
Это усиливает загадочность, неопределенность фигуры главного героя. Потерпевший нравственную катастрофу, он как будто должен быть безоговорочно осужден нами. Сомнение, одолевающие Татьяну («Уж не пародия ли он?»), повергающие ее в равнодушное оцепенение, казалось бы, еще более способствует осуждению Онегина.
Но Пушкин, верный художественной объективности, восьмой главой опровергает поспешные наши заключения, обнаруживает неверность его «прогноза». Гуманизм Пушкина не позволяет торопливо осудить героя, который в финале романа окажется свободным на искреннее чувство, глубокое сострадание. После чтения седьмой главы зададимся вопросом: Изменили ли смерть Ленского, отъезд Онегина, неоднократные посещения его дома, переезд в Москву отношение Татьяны к герою?
Восьмая глава обнаруживает в Онегине возможности, которые за ним прежде не было. Это взлет героя, в котором открылась самозабвенная, непосредственная и поэтическое чувство. Но оно привело его тем не менее к трагическому тупику. «Уход в любовь», как холодное призрение к обществу, помысли Пушкина, не может быть спасительным. В этом развязка внутренней мысли романа. Но все-таки приходится решать вопросы: Любит ли Онегин Татьяну, и от чего она отвергает его.
44769 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Анализ «Евгения Онегина» А.С. Пушкин
Смотрите также по произведению “Евгений Онегин”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00041601184864151138
Тема и идея романа — Евгений Онегин — Пушкина
Тема и идея романа “Евгений Онегин” Пушкина. В романе «Евгений Онегин» автор изобразил русскую жизнь первой четверти XIX века. В.Г.Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни».
Идея «Евгения Онегина» — оценить распространённый в дворянском обществе тип современного молодого человека, который не может найти достойного применения своим способностям в окружающей жизни, так как привычные для дворянского круга жизненные цели его не устраивают, кажутся недостойными и мелкими. По этой причине подобные молодые люди оказываются «лишними» в обществе.
Слайд 19 из презентации «Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин»»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ».
Скачать всю презентацию «Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин».pptx» можно в zip-архиве размером 2446 КБ.
Евгений Онегин
«Пушкин Евгений Онегин» — А. С. Пушкин. Очерки. И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. В каком произведении А.С. Пушкина мы уже встречались с симметричным построением сюжета? Не то. не то, избави боже! Пушкин издавал роман главами, по мере написания. Сюжет. О вы, почтенные супруги! А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Роман в стихах.
«Евгений Онегин игра» — Царскосельский Лицей. Подведем итоги: Евгений Онегин Владимир Ленский Татьяна Ларина Ольга Ларина. Пушкин друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». К какому направлению в литературе Пушкин окончательно переходит в романе «Евгений Онегин».
«Уроки по Пушкину Евгений Онегин» — Роман «Евгений Онегин». Анна Ахматова. Подведение итога урока. Вступительное слово учителя. Геройный мир романа. Урок-пролог к изучению романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин». Композиция романа. План урока. А.С.Пушкин.
«Роман Онегин» — Блиц — опрос. На каком языке было написано письмо Татьяны Онегину? Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Писарев. Какого экономиста читал Онегин? Художественный метод в искусстве и литературе. Литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале 19 столетия.
«О Евгении Онегине» — Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини Татьяны выступает Анна Керн. Владимир Ленский — сам Пушкин или скорее его идеализированный образ. Роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин». Автограф Пушкина — автопортрет с Онегиным на набережной Невы. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 году.
«Евгений Онегин роман» — Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию образа героя. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека.
Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе Пушкина «Евгений Онегин». Почему Евгения Онегина считают «лишним» человеком? План исследования: Результаты работы Таблица.
Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия».
Всего в теме «Евгений Онегин» 14 презентаций
Источник: https://rus-poetry.ru/tema-i-ideya-romana-evgenij-onegin-push/
Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
«Евгений Онегин» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Первые строки романа в стихах «Евгений Онегин» легли на бумагу в мае 1823 года во время кишиневской ссылки. В основном произведение было окончено в сентябре 1830 года, но работу над текстом Пушкин не прекращал до своей трагической дуэли. Можно сказать, что это был труд всей его жизни, который Александр Сергеевич назвал «подвигом».
За семь лет несколько раз менялся замысел произведения, менялся и сам автор. Если в первых главах чувствуется сильное влияние романтизма на творчество Пушкина, то в конце романа поэт предстает перед читателями реалистом. В целом «Евгений Онегин» – картина русской жизни, где представлены Петербург, Москва и провинция, а также все сословия – от высшего света до крестьянства.
Роман «Евгений Онегин» в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Внимательно его читая, можно узнать меню ресторанов того периода, репертуары театров, народные обычаи, светские манеры, капризы моды и многое другое.
Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в «Евгении Онегине» было девять глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные ее части под названием «Отрывки из путешествия Онегина».
Для своего произведения поэт разработал особую стихотворную строфу, которая получила название «онегинской». В ней четырнадцать строк, написанных четырехстопным ямбом: три четверостишия и заключительная пара. Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку и задает тему, второе с парной рифмовкой эту тему развивает. В третьем четверостишии с опоясанной рифмой наступает кульминация фрагмента, которая получает завершение в итоговом двустишии. Онегинской строфой написано все произведение, кроме песни девушек, писем Татьяны и Евгения.
Пушкин беседует с читателем непринужденно, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удается разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.
Поражает разнообразие рифм в романе:
- традиционные: любовь – кровь;
- глагольные: хранила – ходила;
- составные: и я – меня;
- с иностранными словами: дыша – entrechat;
- и даже с инициалами: стекле – О. да Е.
Пушкин почти не прибегает к метафорам и гиперболам, применяя в основном эпитеты. И этого оказывается достаточно для создания неповторимых картин русской природы, описания балов, театральных представлений, деревенского быта и городской жизни.
В романе есть три главных героя: Онегин, Татьяна и Автор. Причем, образ Автора не следует ассоциировать с самим Пушкиным. В нем отразились многие черты поэта, но все же – это литературный персонаж. Перед читателем предстает образ человека мудрого, жизнелюбивого, чуть ироничного, доброго и обаятельного. Он выступает свидетелем описываемых событий, а иногда – их участником.
Поэт создал роман о своем современнике, типичном молодом дворянине. Портрет Онегина легко узнаваем. Модные гостиные того времени были заполнены такими молодыми людьми: скучающими франтами с острым умом и холодным сердцем. Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведет светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную.
Особенность Евгения в том, что такое бесцельное существование его не устраивает. «Томясь душевной пустотой» он отгораживается от света, пытается что-то изменить в своей жизни. Чтение, пробы пера, хозяйственные реформы в поместье показывают его стремление быть полезным. Но Онегин с детства не приучен к работе: «труд упорный ему был тошен». Поэтому он так и остался скучающим созерцателем.
Отвергнув ложные ценности светского общества, Евгений не нашел для себя ценности подлинные – любовь и дружбу. Столкнувшись с настоящими чувствами, он не может их распознать, не выдерживает испытания дружбой Ленского и любовью Татьяны. Вступив в борьбу с общественным мнением, Онегин остается от него зависимым. Его недостойное поведение на именинах Татьяны – холодный расчет и тщеславие, а согласие на дуэль – следствие эгоизма и страха перед сплетнями. Только убийство Ленского пробуждает в Онегине человеческие чувства, а любовь к Татьяне – завершает перерождение героя.
Романтическая восторженность и наивная вера в дружбу, а также благородство отличают Ленского от рационального скептика Онегина. Но у этих героев есть и нечто общее. Пылкий идеалист Ленский, как и Евгений, получил европейское воспитание. Он тоже чувствует себя лишним в провинциальном обществе, бежит от него. Вовсе не случайно эти молодые люди сошлись. Оба – незаурядные личности, поэтому им интересно друг с другом.
Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина. Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальным характером. Татьяна – «русская душою», воспитанная на народных традициях и обычаях, представляется автору «милым идеалом». Она любит природу, старинные сказки и предания, следует народным обрядам.
Эта простая провинциальная барышня, воспитанная на романах, наделена «сердцем пламенным и нежным», высокой нравственностью, чувством долга и сильной волей. Татьяна, как и Онегин, чувствует себя чужой в водовороте провинциальных мелких интриг и сплетен. Она «странная» и совсем не похожа на свою сестру – милую простушку Ольгу.
Как чистая и открытая девушка стала изысканной светской дамой, Пушкин не показывает. До последнего монолога «новая» Татьяна остается загадкой. Жаль, что ей так и не удается понять Онегина, поверить в его любовь. Фальшь и мелочность высшего света смогли отравить даже ее, заразить той болезнью, от которой мучительно избавлялся Евгений.
Пушкин стремится представить своих героев реальными персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известные места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневные темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.
Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленные недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы «превосходным образом воспитать в себе человека».
Источник: https://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4068-analiz-evgenij-onegin-pushkin
Анализ романа Пушкина «Евгений Онегин» на Сёзнайке.ру
«Евгений Онегин» роман в стихах, который Пушкин писал на протяжении восьми лет своей жизни. Он стал вершиной его творчества и настоящим сокровищем русской литературы.
В произведении автор противопоставляет друг другу два различных мира: светское общество Петербурга и деревенское дворянство. Первая, шестая, седьмая и восьмая главы романа описывают столичную жизнь дворян.
Особое внимание уделяется моде, светским раутам, балам, театру и прочим развлечениям скучающей молодежи. Детально выписаны изысканные блюда французской кухни, предметы туалета и одежде современников Пушкина.
Люди праздные, вечно находящиеся в состоянии скуки, ищущие приключений, склонные к азартным играм и любовным интригам. Главный герой человек такого общества.
Ему свойственны такие же пороки, как и всем, но его отличает пылкая, честная душа и живой ум, ему явно наскучило бессмысленное существование бездельника, что-то есть в нем такое, за что поэт его любит: «С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты».
Со второй по шестую главы романа посвящены описанию быта сельских помещиков. Это другая жизнь, где люди привыкли довольствоваться малым. Пушкин с любовью описывает спокойную девственную природу, смену времен года, пейзажи сельской жизни. Онегин видит сельскую жизнь так: «нет ни улиц, ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов». Ему в деревне так же скучно, как и в пышной столице.
Татьяна Ларина нежная романтичная душа в ней нет ни капли жеманства или притворства. Она дитя природы и неразлучна с ней, встает перед рассветом, предупреждая восход зари. Такой предстает наша лирическая героиня в первой части романа.
Она посвящает все свое время не вышиванию, как другие девушки ее круга, а чтению любовных романов и мечтает о любви. Онегин предстает перед ней как настоящий герой, которого искало ее сердце.
Но мог ли Евгений полюбить такую простую деревенскую девочку? Он избалованный вниманием светских красавиц и высшего дворянства не сумел оценить задумчивой, скромной, влюбленной, бедной девочки, он не видит себя супругом и отцом, его не пленяют семейные картины.
Онегин тронут ее посланием, но он ее не любит и решает, честно ей об этом сказать, проявив при этом «души прямое благородство».
Судьбы героев переворачивает убийство на дуэли Ленского. Онегин осознал весь ужас содеянного преступления и уезжает в долгое странствие, но и там его преследуют призраки прошлого. А Татьяна покидает деревню и едет в Москву. Странная, провинциальная девушка неожиданно для всех покоряет Москву.
Искренность, чистота и загадочность, все те качества, которые увидел, но не оценил в Татьяне Евгений Онегин, превратили ее в светскую даму, но не сделали счастливой. Такой Татьяну встречает Онегин и влюбляется со всей пылкостью своей души в этот новый и совершенный для него образ. Но он любит не ту простую, бедную деревенскую девушку, а новую величественную княжну.
Татьяна это понимает и отказывает, хоть и признается, что по-прежнему любит его.
Это грустная история о том, как разбиваются мечты, как легко сделать ошибку, но тяжело ее исправить. Любовь иногда становится невозможной из-за страха что-то изменить в своей жизни.
Но автор, чтобы сгладить тягостное ощущение от прочтения наполнил страницы такими живыми, светлыми картинами описаний природы, городских пейзажей, самобытной культуры и обычаев.
Каждый может найти такой отрывок в произведении, который навсегда останется в его памяти.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10964—-l-r