Николай иванович в рассказе “крыжовник” чехова: образ, характеристика

Анализ рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»

    Рассказ «Крыжовник» входит в «маленькую трилогию» А.П.Чехова, которая посвящена «футлярным людям». У каждого из героев – Беликова, Николая Ивановича Чимши-Гималайского, Алёхина – свой футляр.

Им они закрываются от противоречий окружающего мира.

    Случай из жизни своего брата рассказывает помещику Алехину и учителю Буркину ветеринарный врач Иван Иванович.

В начале рассказа дается его портрет: «освещенный луной у входа в сарай сидел высокий худощавый старик с длинными усами». 

    Рассказ начинается с поэтического описания природы, утреннего дождя. Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам: «И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

    Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями, пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается «обыкновенная» история духовного обнищания человека. С девятнадцати лет Николай Иванович Чимша-Гималайский работал маленьким чиновником, переписывал бумаги.

Обратите внимание

Оба брата выросли на воле, в деревне. Младший из них отличался «кротким, добрым» нравом. Может, именно поэтому он так тосковал по просторам. Постепенно его тоска выросла в манию покупки небольшого имения на берегу реки или озера. Он мечтал, что будет есть щи на свежем воздухе, целыми часами сидеть у забора и глядеть на поле.

Лишь в этих мещанских, ничтожных мечтах он находил единственное утешение.

    В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк.

Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги.

Фактически герой свел ее в могилу, уморив голодом.

    Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том, что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека чудаком»,- говорит Иван Иванович.

В этой связи ему вспомнилось два страшных, трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги, выигрышные билеты, чтобы они никому не достались.

Барышник на вокзале обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять рублей.

    Эти отдельные случаи свидетельствуют о потере человеком собственного достоинства. Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила душу Николая Ивановича, обратила ее в камень.

Обратите внимание

Он приобрел себе собственность, но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на грязную среду.

Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком.

Важно

    Свое приобретение герой торжественно назвал в свою честь – «Гималайское тож». На рассказчика эта усадьба произвела неприятное впечатление. Везде канавы, заборы. Невозможно было проехать. 

    Чехов использует точные бытовые и психологические детали. Ивана Ивановича встретила «рыжая собака, похожая на свинью». Ей было лень даже залаять. Из кухни вышла голоногая «толстая, голоногая кухарка, тоже похожая на свинью». Наконец, сам барин «располнел, обрюзг, – того и гляди хрюкнет в одеяло».

    Главный герой обрисован гротескно. Он уже мало напоминает человека. Брат рассказывает о своей жизни. В день именин он служил в деревне молебен, потом ставил мужикам полведра водки. На этом его благодеяния заканчивались.

«Ах, эти ужасные полведра!- восклицает рассказчик Иван Иванович. – Сегодня толстый помещик тащит мужиков на потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги».

 

    Если раньше его брат и не смел выразить свое мнение, то теперь он бросается словами направо и налево, рассуждает о телесных наказаниях, образовании. Автор прав: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

    Чимша-Гималайский стал считать себя коренным дворянином, хвастался этим. В довершение всего этого величия-ничтожества он дает попробовать выращенный им крыжовник. С «торжеством ребенка» герой с жадностью ел ягоды и повторял: «Как вкусно!».

А на самом деле этот крыжовник был вязким, кислым. Оказывается, А.С. Пушкин прав: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». К этому выводу приходит рассказчик. Но этот случай важен для него не просто как момент жизни, занятная история.

Это мера понимания героем действительности.

    Иван Иванович меняет после встречи с братом свое отношение к жизни, делает глубокие обобщения: «Как, в сущности, много счастливых людей! Какая это подавляющая сила!» Страшно не желание приобрести свое имение, а самодовольство, замкнутость в этой усадьбе.

Пока его брат наслаждается своим безмерным счастьем, кругом «бедность невозможная, темнота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем, во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился».

    Люди привыкли к полному бесправию и равнодушию: «Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами».

По мысли Чехова, один человек не может быть счастлив один среди общих бед и страданий, на трех аршинах земли: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». 

    «Так жить нельзя!» – к такому важному итогу приходит Иван Иванович. Эту мысль поддерживает автор. Он рассказывает случай с братом, надеясь убедить слушателей в том, что «тишина» опасна. Мыслящего человека недостойна успокоенность, удовлетворенность эгоистическим счастьем, невмешательство в ход общественной жизни. Иван Иванович стремится вызвать у своих слушателей беспокойство, жажду справедливости. «Сколько можно смотреть на огромный ров?» – спрашивает слушателей Иван Иванович. Пора менять жизнь, думать не только о насущном, но и о будущем.

Совет

    Автор окружает рассказ героя различными описаниями широкого простора и скучной, неуютной обыденности, описанием комфортной гостиницы в усадьбе Алехина.

От этих контрастов тянутся нити к дисгармонии всей современной жизни, тяготением человека к прекрасному и его узким представлением о свободе и счастье: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!.. Делайте добро».

Эти слова можно было бы сделать главным девизом любого достойного человека.

Читайте также:  Образ и характеристика кулигина в пьесе "гроза" островского

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/kryzhovnik/9670-analiz-rasskaza-a-p-chekhova-kryzhovnik

Чехов А.П. “Крыжовник”

Творчество Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.

К таким рассказам относится и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время было написано это произведение – это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные реформы.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году.

Вместе с рассказом «О любви» он продолжил «маленькую трилогию», куда входит и рассказ “Человек в футляре”.

Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым.

Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался.

В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века.

Обратите внимание

Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность.

Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника.

Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк.

Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

                                                                                  Ответственность героя за выбор жизненной философии
Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.

Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества.

Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени.

Важно

В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.

Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни.

                                                                                        Кризис личности и общества в рассказе
Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум.

И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло.

Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям.

Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни – это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни.

Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос – каждому для самого себя.

                                                                                            Пересказ

Рассказ начинается с поэтического описания природы, утреннего дождя.

Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам: «И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

Совет

    Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями, пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается «обыкновенная» история духовного обнищания человека. С девятнадцати лет Николай Иванович Чимша-Гималайский работал маленьким чиновником, переписывал бумаги.

Читайте также:  Анализ комедии "ревизор" гоголя: анализ сюжета и героев произведения
Обратите внимание

Оба брата выросли на воле, в деревне. Младший из них отличался «кротким, добрым» нравом. Может, именно поэтому он так тосковал по просторам. Постепенно его тоска выросла в манию покупки небольшого имения на берегу реки или озера. Он мечтал, что будет есть щи на свежем воздухе, целыми часами сидеть у забора и глядеть на поле.

Лишь в этих мещанских, ничтожных мечтах он находил единственное утешение.

    В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк.

Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги.

Фактически герой свел ее в могилу, уморив голодом.

    Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том, что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека чудаком»,- говорит Иван Иванович.

В этой связи ему вспомнилось два страшных, трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги, выигрышные билеты, чтобы они никому не достались.

Барышник на вокзале обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять рублей.

    Эти отдельные случаи свидетельствуют о потере человеком собственного достоинства. Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила душу Николая Ивановича, обратила ее в камень.

Обратите внимание

Он приобрел себе собственность, но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на грязную среду.

Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком.

    Свое приобретение герой торжественно назвал в свою честь – «Гималайское тож». На рассказчика эта усадьба произвела неприятное впечатление. Везде канавы, заборы. Невозможно было проехать.

 
    Чехов использует точные бытовые и психологические детали. Ивана Ивановича встретила «рыжая собака, похожая на свинью». Ей было лень даже залаять. Из кухни вышла голоногая «толстая, голоногая кухарка, тоже похожая на свинью».

Наконец, сам барин «располнел, обрюзг, – того и гляди хрюкнет в одеяло».

    Главный герой обрисован гротескно. Он уже мало напоминает человека. Брат рассказывает о своей жизни. В день именин он служил в деревне молебен, потом ставил мужикам полведра водки. На этом его благодеяния заканчивались. «Ах, эти ужасные полведра!- восклицает рассказчик Иван Иванович.

– Сегодня толстый помещик тащит мужиков на потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги». 
    Если раньше его брат и не смел выразить свое мнение, то теперь он бросается словами направо и налево, рассуждает о телесных наказаниях, образовании.

Автор прав: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

    Чимша-Гималайский стал считать себя коренным дворянином, хвастался этим. В довершение всего этого величия-ничтожества он дает попробовать выращенный им крыжовник. С «торжеством ребенка» герой с жадностью ел ягоды и повторял: «Как вкусно!».

А на самом деле этот крыжовник был вязким, кислым. Оказывается, А.С. Пушкин прав: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». К этому выводу приходит рассказчик. Но этот случай важен для него не просто как момент жизни, занятная история.

Это мера понимания героем действительности.

    Иван Иванович меняет после встречи с братом свое отношение к жизни, делает глубокие обобщения: «Как, в сущности, много счастливых людей! Какая это подавляющая сила!» Страшно не желание приобрести свое имение, а самодовольство, замкнутость в этой усадьбе.

Пока его брат наслаждается своим безмерным счастьем, кругом «бедность невозможная, темнота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем, во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился».

    Люди привыкли к полному бесправию и равнодушию: «Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами».

Важно

По мысли Чехова, один человек не может быть счастлив один среди общих бед и страданий, на трех аршинах земли: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

 
    «Так жить нельзя!» – к такому важному итогу приходит Иван Иванович. Эту мысль поддерживает автор. Он рассказывает случай с братом, надеясь убедить слушателей в том, что «тишина» опасна.

Мыслящего человека недостойна успокоенность, удовлетворенность эгоистическим счастьем, невмешательство в ход общественной жизни. Иван Иванович стремится вызвать у своих слушателей беспокойство, жажду справедливости. «Сколько можно смотреть на огромный ров?» – спрашивает слушателей Иван Иванович. Пора менять жизнь, думать не только о насущном, но и о будущем.

    Автор окружает рассказ героя различными описаниями широкого простора и скучной, неуютной обыденности, описанием комфортной гостиницы в усадьбе Алехина.

От этих контрастов тянутся нити к дисгармонии всей современной жизни, тяготением человека к прекрасному и его узким представлением о свободе и счастье: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!.. Делайте добро».

Эти слова можно было бы сделать главным девизом любого достойного человека.

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/chekhov_a_p_kryzhovnik/85-1-0-739

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник» 

Творчество 
Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.

К таким рассказам относится 
и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время 
было написано это произведение – 
это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные 
реформы.

О чем рассказ 
«Крыжовник»?

Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном 
имении. Его заветное желание – 
стать помещиком.

Автор подчеркивает, насколько 
его персонаж отстает от времени, ведь в ту эпоху уже не гнались 
за бессмысленным титулом, а многие дворяне пытались стать капиталистами, чтобы идти в ногу со временем.

Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает 
себе желаемое имение. И исполняет 
еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил 
ее голодом.

Читайте также:  Краткое содержание романа "евгений онегин" пушкина по главам: краткий пересказ

В рассказе «Крыжовник» Чехов 
применяет искусные литературный прием 
– рассказ в рассказе, историю 
о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском 
мы узнаем от его брата. И глаза 
рассказчика Иван Ивановича – 
это глаза самого Чехова, таким 
образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как 
новоиспеченный помещик.

Ответственность героя за выбор жизненной философии

Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его 
ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.

Совет

Ведь за время жизни 
в имении Николай Иванович стареет 
и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит 
к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более 
свободная и справедливая форма 
жизни, постепенно меняется устои общества.

Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его 
первый крыжовник, и он в одночасье 
забывает о важности дворянства и 
о модных вещах того времени.

В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает 
себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.

Иван Иванович раздумывает 
о том, как большинство людей 
предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном 
же счастье. Причем он критикует и 
самого себя, находя у себя такие 
минусы, как самодовольство и желание 
поучать других жизни.

Кризис личности и общества в рассказе

Иван Иванович раздумывает 
о нравственном и моральном кризисе 
общества и личности в целом, его 
беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный 
социум.

И его словами к нам 
обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают 
для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро 
и пытаться исправить зло.

Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами 
своего героя обращается ко всем людям.

Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни – 
это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко 
обыгранным рассказом он просит людей 
не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой 
жизни.

Обратите внимание

Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о 
смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий 
вопрос – каждому для самого себя.

Уровень образования: 
 

основное общее образование

Целевая аудитория: 
 

Учащийся (студент) 

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы):  

Литература

Цель урока:  

1. Раскрыть идейное содержание 
рассказа А.П.Чехова «Крыжовник». 2.

Вырабатывать навыки анализа 
литературного произведения (навыки 
выделения необходимых цитат, 
доказывающих те или иные мысли, 
нахождения ярких языковых средств, 
используемых писателем для выражения 
своей позиции). 3.

Вырабатывать навыки 
рассуждения, учить учащихся доказывать 
свои мысли, выступать. 4. Заставить 
учащихся задуматься над вопросом: чему посвятить свою жизнь; 
вызвать чувство неприятия такой 
жизни, как у героя рассказа 
А.П.Чехова.

Краткое описание: 
 

План-конспект урока по творчеству А.П. Чехова 

Ход урока.

I. Слово учителя.

В конце 19века во взглядах и настроениях 
Чехова появились новые черты. К.С.Станиславский 
говорил о Чехове той поры: «По 
мере того, как сгущалась атмосфера 
и дело приближалось к революции, он становится всё более решительным».

 В это время Чехов стал настойчиво говорить в своих произведениях, что «больше так жить невозможно», что время больших перемен уже близко, что будущее стучится в дверь. Всё больше герои А.П.Чехова задумываются над вопросом: как жить, в чём смысл жизни.

Эта же проблема затрагивается в рассказе «Крыжовник» (из трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О.любви», написанной в 1898году). (Приложение 1)

II. Беседа с учениками.

– В чём особенность произведения?

– Это рассказ в рассказе.

– Рассказ Ивана Иваныча о своём 
брате Николае Иваныче становится 
центральным местом в произведении.
 

Итак, составим кластер и пройдём по жизненному пути Николая Иваныча.

Требование 
к ответу: предложить слово-характеристику и сделать сообщение, связанное 
с текстом. Слова, конечно, должны звучать в определённом порядке (жизненный путь Николая Иваныча) 

– Первое слово: добрый.

«Добрый, кроткий человек.

С девятнадцати лет сидел в казённой палате.

Тосковал. Писал бумаги и думал 
об одном и том же: как бы в деревню…»

– Кроткий.

– Мечтающий.

«Тоска у него мало-помалу вылилась в определённое желание, в мечту 
купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»

Мечта: «есть свои собственные щи, есть на зелёной травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес…»

« Сидишь на балконе, пьёшь чай, а 
на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и …и крыжовник растёт»
 

Жадный.

«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, а всё копил и клал в банк. Страшно жадничал.»

Скупой 

Не умеющий 
жалеть и любить.

«Женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что водились у неё деньжонки. Она у него и хлеба чёрного 
не видала вдоволь; стала чахнуть 
от такой жизни, да года через три 
отдала богу душу». 

Постаревший, располневший, обрюзгший.

Важно

Вот, что увидел Иван Иваныч: «Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью.  Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Самодовольный.

«Н.И. засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, – он не мог говорить от волнения, – потом 
положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который 
наконец получил свою любимую 
игрушку, и сказал:

-Как вкусно!

И он с жадностью ел и всё повторял:

-Ах. Как вкусно! Ты попробуй!

Было жёстко и кисло…    Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел…» 

– Итак, перед нами жизненный 
путь Николая Иваныча.

Человек, который всю 
жизнь шёл к поставленной цели и достиг её. 

Но почему нет восхищения читателей, наоборот, вместе с писателем и рассказчиком нам грустно и тяжело? («Особенно тяжело было ночью. Николай Иваныч не спал, вставал, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке».)

– Грустно и тяжело, потому что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам.

Писателю больно: «Как много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!»

«Надо, чтобы за дверью каждого 
довольного, счастливого человека стоял 
кто-нибудь с молоточком и постоянно 
напоминал бы стуком, что есть несчастные. Что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет 
ему свои когти, стрясётся беда – 
болезнь, бедность, потери, и его 
никто не увидит и не услышит, как 
теперь он не видит и не слышит других».
 

– Читатель должен задуматься: а как живу я? На что тратятся 
мои прекрасные годы? Вижу ли 
я тех, кто рядом со мной, слышу ли их плач и боль. Не течёт ли моя жизнь только 
лишь для меня. Главное, о чём хочет напомнить писатель своему читателю:                           

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Если в 
жизни есть смысл и цель, то смысл 
этот и цель вовсе не в нашем 
счастье, а в чём-то более разумном и великом. 

Делайте добро!» 

– Конечно, главный герой рассказа –  Николай Иваныч.  Но есть в произведении и другие герои.  Какими они предстают перед нами? 

Иван Иваныч и 
Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна. 

Алёхин.  « На нём была белая, давно не мытая рубаха, на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли» (но, заметьте, это не вызывает чувство отвращения и брезгливости – наоборот, он красив в своей работе)

«Горничная, молодая женщина, такая красивая…» (совсем не похожа на кухарку Николая Иваныча)

« Алёхин сел на ступеньке 
и намылил свои длинные волосы  и шею, и вода около него стала коричневой.

-Давно я уже не мылся…- повторил Алёхин конфузливо и 
ещё раз намылился, и вода 
около него стала тёмно-синей, 
как чернила». 

«Иван Иваныч бросился в воду с шумом и поплыл под дождём, широко взмахивая руками, и от него шли волны….   «Ах, боже мой… – повторял он, наслаждаясь. – Ах боже мой…» 

Всех этих героев рассказа объединяет одно: они видят и любят прекрасное, они любят жизнь, энергичны, жизнерадостны, они не замкнулись в своём мирке 
– эти люди противопоставлены 
Николаю Иванычу.    (приём антитезы) Именно они дают уверенность в том, что не задушат нашу жизнь Николаи Иванычи. 

III. Выступление учащихся 
с проектом «Крыжовник или 
земной шар». (Приложение 2 )

-Итак, что же должен 
выбрать, по мнению писателя, человек: 
крыжовник (мелкие житейские проблемы) или жизнь, активную, энергичную, наполненную заботами и тревогами 
о родных, близких, товарищах… 

«Принято говорить, что человеку нужно только три 
аршина земли. Но ведь три аршина нужны 
трупу, а не человеку. Уходить от борьбы, от житейского шума, уходить 
и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». 

– Завершая нашу беседу, хочется 
дать вам напутствие:

Иди, мой друг, дорогою 
добра.

Не умеющий  жалеть и любить 

Постаревший  

Располневшй

Обрюзгший

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/analiz-rasskaza-chehova-kryzhovnik/226164.1787090.s1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector