Иллюстрации к роману “мастер и маргарита” булгакова: картинки, рисунки (художник надя рушева)

Надя Рушева: рисунки к «Мастеру и Маргарите» и произведениям Пушкина

Художница Надя Рушева прожила всего 17 лет. Когда ей было 12, в МГУ состоялась ее первая выставка, а журнал «Юность» опубликовал о ней статью.

За свою недолгую жизнь она создала около 12 тысяч рисунков, в СССР и за рубежом прошло 15 персональных выставок ее работ. Большая их часть сейчас хранится в Государственном музее А.С. Пушкина.

Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем иллюстрации юной художницы Нади Рушевой.

Раскадровка к «Сказке о царе Салтане»

Рисовать Надя Рушева начала в пять лет — отец читал ей сказки, а она в это время переносила на бумагу возникавшие в воображении образы. Первыми ее героями стали персонажи сказок Пушкина.

К «Сказке о царе Салтане» она нарисовала целую раскадровку — как к фильму или анимации. Когда Надя научилась читать сама, она сделала рисунки к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», «Евгению Онегину».

Книги были ее страстью — уже к 15 годам она прочла все трагедии Шекспира.

Минималистичная Татьяна

Татьяна Ларина стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком; девушкой, которая пишет письмо возлюбленному; женщиной, блистающей на балу. Исследователи творчества Нади Рушевой считают, что рисунки к роману «Евгений Онегин» выполнены с оглядкой на графику Пушкина: им также свойственны легкость и минимализм.

Сто рисунков с Гераклом

Еще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Когда Наде было восемь лет, она создала первую серию о подвигах Геракла в ста рисунках.

Одна из ее последних работ — «Аполлон и Дафна» — также создана на мифологический сюжет. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным.

Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных».

Лис в человечьем облике

В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Ей очень нравилась сама сказка, однако не нравилось то, как изобразил своих героев Экзюпери. Лис Наде Рушевой казался некрасивым, а глаза Принца — маленькими «невидящими колечками».

Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом. А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике.

Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу».

Встреча Мастера и его Маргариты

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова был впервые напечатан в журнале «Москва» в 1966–1967 годах. Надя Рушева прочитала его на одном дыхании и тут же начала рисовать.

Отцу казалось, что 15-летняя девочка слишком рано взялась за такую серьезную тему, он говорил, что дочь «вдруг преобразилась и повзрослела». А художница просила его найти всю возможную информацию об авторе и работала над рисунками с упоением, забыв все другие сюжеты.

Обратите внимание

Создав 200 листов, Рушева стала первым художником-иллюстратором книги. Ее любимой сценой стала встреча Мастера и Маргариты, художница рисовала ее множество раз.

Уже после смерти Нади ее отец встретился с вдовой писателя и показал ей рисунки дочери. «Как я грущу, что не знала это необыкновенное существо — Надю Рушеву!» — написала Елена Булгакова после той встречи.

450 Рисунков «Войны и мира»

Прежде чем иллюстрировать «Войну и мир», Надя Рушева побывала в музее «Бородинская панорама», Историческом музее и на самом Бородинском поле, где сделала множество зарисовок. На их основе художница создала 450 рисунков.

Однако она была уверена, что эта работа не окончена, планировала вернуться к «Войне и миру» лет через 10–15 и сделать все вновь. Одним из ее любимых персонажей стала Наташа Ростова.

Художница изображала ее в разных образах и в разном возрасте, экспериментировала с техникой рисунков и их цветовыми решениями.

Светлана Янкина

«Культура.РФ» благодарит Государственный музей А.С. Пушкина за предоставленные иллюстрации.

Источник: https://www.culture.ru/materials/168229/12-tysyach-risunkov-nadi-rushevoi

Лучшие иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»

?

Вадим Алешин (vakin) wrote,
2016-02-18 16:38:00 Вадим Алешин
vakin
2016-02-18 16:38:00 Categories:

  • общество
  • животные
  • искусство
  • Cancel

На основании тщательных социологических опросов моего общественного мнения был составлен рейтинг персонажей «Мастера и Маргариты», лучшим образом воплощенных художниками.
Открывает наш хит-парад римский прокуратор. Пожалуй, я не видел Понтия Пилата, который смог бы составить конкуренцию прокуратору, нарисованному художником Евгения Гритчиным. Все черты Пилата – от силы и величия до брюзгливости и усталости – можно увидеть в этом рисунке.

Великий бал у СатаныЭпиграф к роману:

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»

Лучшего Воланда найти было сложнее. Пожалуй, таковым является Воланд, появившийся на свет благодаря французскому фотографу Жану Лурьё.
“И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.”
“Он был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажная иконка со стершимся изображением известного святого, и в полосатых белых кальсонах. В руке Иван Николаевич нес зажженную венчальную свечу.”
“Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто.”
“Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели.”
При выборе заглавной же пары, наоборот, никаких колебаний не возникло. Мастер и Маргарита, застывшие в вечном объятии, лучше всего удались скульптору Александру Рукавишникову. Мастера, бессильно повесившего руки, обнимает Маргарита в наброшенном на голое тело плаще. Обратите внимание на их ноги: влюбленные парят в воздухе, не касаясь земли.
А вот лучше изображение встречи Мастера и Маргариты, показывающее неизбежность этой встречи, принадлежит Сергею Тюнину.Прокуратор Иудеи и бродячий философКазньБегемот на люстре
Фотохудожник Ретроград подарил нам лучшую в мире Геллу («Разве вы без шпаги пришли?»).
“Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.”
«Незнакомец не дал Степиному изумлению развиться до степени болезненной и ловко налил ему полстопки водки.»
«Тогда потрудитесь получить, — сказал Азазелло и, вынув из кармана круглую золотую коробочку»
«Кот, отставив от глаз бинокль, тихонько подпихнул своего короля в спину»Ну и фото на память…
Совершенно прекрасный Коровьев вышел у Геннадия Калиновского. Смотрите, как он радуется Никанору Ивановичу.
“За столом покойного сидел неизвестный, тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджачке, в жокейской шапочке и в пенсне… ну, словом, тот самый.
– Ба! Никанор Иванович, – заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием. Приветствие это ничуть не обрадовало Никанора Ивановича.”

“Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.”
“Кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи. Две с половиной тысячи человек в театре вскрикнули как один. Кровь фонтанами из разорванных артерий на шее ударила вверх и залила и манишку и фрак. Кот передал голову Фаготу, тот за волосы поднял ее и показал публике, и голова эта отчаянно крикнула на весь театр:
– Доктора!”

“Огонек приблизился вплотную, и Маргарита увидела освещенное лицо мужчины, длинного и черного, держащего в руке эту самую лампадку. Это был Коровьев, он же Фагот. Правда, внешность Коровьева весьма изменилась. Мигающий огонек отражался не в треснувшем пенсне, которое давно пора было бы выбросить на помойку, а в монокле, правда, тоже треснувшем. Усишки на наглом лице были подвиты и напомажены, а чернота Коровьева объяснялась очень просто – он был во фрачном наряде. Белела только его грудь.”
“Комната уже колыхалась в багровых столбах, и вместе с дымом выбежали из двери трое, поднялись по каменной лестнице вверх и оказались во дворике. Первое, что они увидели там, это сидящую на земле кухарку застройщика, возле нее валялся рассыпавшийся картофель и несколько пучков луку. Состояние кухарки было понятно. Трое черных коней храпели у сарая, вздрагивали, взрывали фонтанами землю.”

Фотохудожник Елене Мартынюк.

А здесь в роли Воланда – Александр Ширвиндт.А вот сам председатель жилищного товарищества дома 302-бис Никанор Иванович Босой.
“На ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки.


“Супруга господина Жака уже становилась перед Маргаритою на одно колено и, бледная от волнения, целовала колено Маргариты.– Королева, – бормотала супруга господина Жака.– Королева в восхищении, – кричал Коровьев.– Королева… – тихо сказал красавец, господин Жак.

– Мы в восхищении, – завывал кот.”


“Над черной бездной, в которую ушли стены, загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами над пышно разросшимся за много тысяч этих лун садом. Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес.”

Иллюстрации Бориса Маркевича. Этому художнику вообще удивительным образом удается несколькими небрежными штрихами создавать удивительные рисунки.

“В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан”ИешуаИван в лечебнице доктора Стравинского
«Хрусть – и пополам!»Маргарита летит на балТоргсин
Лунная дорога, открывшаяся перед Пилатом, удалась Николаю Королёву.
«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.»Коровьев взирает на удивленную голову БерлиозаРаздвоение Ивана:

«– Но-но-но, – вдруг сурово сказал где-то, не то внутри, не то над ухом, прежний Иван Ивану новому, – про то, что голову Берлиозу-то отрежет, ведь он все-таки знал заранее? Как же не взволноваться?»

Офорты Виктора Ефименко.

Лучший Берлиоз (да и Бездомный, пожалуй, тоже (да и Воланд, черт возьми, неплох!)) получился на офорте Виктора Ефименко.Бессмертие за трусостьПохищение («Искусствоведы в штатском знают все!»)Фантасмагория №1(«Факт – самая упрямая в мире вещь»)

Ну и в заключение. Сам Михаил Булгаков в окружении героев романа прекрасно нарисован Павлом Оринянским.

Титульный листСедьмое доказательствоПоединок между профессором и поэтомРаздвоение ИванаПрощение и вечный приют

Источник – litvinovs.net

Источник: https://vakin.livejournal.com/1116352.html

Рисунки Нади Рушевой

?

Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
2011-07-03 16:43:00 Игорь Лебедев
kot_begemott
2011-07-03 16:43:00 Categories:
Многие считают её самой талантливой художницей советского периода нашей истории. Скажу больше: талант такого рода мог возникнуть только и исключительно в СССР. Посмотрите внимательно на тематику её творчества. На те идеалы, которых она придерживается. На то, во что она верит. В какой ещё период существования России могла возникнуть такая женская душа?

Её именем названа не только московская школа, где она училась (там же открыт мемориальный музей), но и перевал на Кавказе, и одна из небольших планет. В 1976 году в издательстве “Изобразительное искусство” вышел большой альбом с её рисунками. Её рисунок стал логотипом «Международного Центра Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр”. Есть сообщество в ЖЖ, ей посвящённое: nadja_rusheva, в Сети множество сайтов, связанных с её творчеством (например, https://nrusheva.narod.ru).

Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя. Это классическое выражение талантливого человека. Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

Читайте также:  Критика о комедии "горе от ума" грибоедова, отзывы современников

Да, чуть не забыл: умерла она в возрасте 17 лет.

Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Летом 1952 года семья переехала в Москву.

(Маленький Принц – в период СССР очень любили эту сказку Экзюпери)(Грустный Лис (после расставания с Маленьким принцем))Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать.

В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

(Юный Пушкин и дама его мечты)В мае 1964 года — первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет.

За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. (Балерина Майя Плесецкая) В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко»..

Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.(нарисовано во время отдыха в пионерлагере “Артек”)

В 1969 году на Ленфильме был снят фильм “Тебя, как первую любовь…”, посвящённый Наде Рушевой. Фильм не окончен.

Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.(Самый известный рисунок Нади Рушевой – Наталья Гончарова, жена Пушкина)Похоронена на Покровском кладбище на первом участке. На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».

Важно

Вот ещё её работы:(Укрощение)(Узница)(Два пажа)(Адам и Ева)(Аполлон и Дафна)(Геракл и Деянира)(Иллюстрация к “Войне и миру”)(Иллюстрация к “Войне и Миру”)(Из иллюстраций к Войне и миру”: Пьер Безухов)(Князь Андрей)(Князь Андрей и Наташа перед разлукой)(Бэла из “Героя Нашего Времени” Лермонтова)(Леди Гамильтон)(Смятение)(без названия)(Балерина Майя Плесецкая – Умирающий Лебедь)Предлагаю посмотреть её иллюстрации к “Мастеру и Маргарите” Булгакова:(Коровьев и Кот)(Мастер и Маргарита)(Встреча Маргариты и Мастера)(Мастер и Маргарита в подвале у застройщика)(Над рукописью)(Маргарита преображённая)(Понтий Пилат с псом)(Иешуа)(Маргарита)(Воланд)(Иван Бездомный)(Мольба Фриды)(“Прощайте!”)

Это вам не Обри Бёрдслей.

Источник: https://kot-begemott.livejournal.com/1169948.html

Надя Рушева- 60 лет. Чудеса- узнал только вчера..

?

Без имени (geval_dima) wrote,
2012-02-01 19:05:00 Без имени
geval_dima
2012-02-01 19:05:00 Category: Оригинал взят у kolybanov в Надя Рушева

«…Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам».Надя Рушева

Надежда (Надя) Николаевна Рушева (имя при рождении: Найдан, 31 января 1952, Улан-Батор, Монголия — 6 марта 1969, Москва) — художница-график, автор многих прекрасных рисунков – в том числе к роману «Мастер и Маргарита», по мнению вдовы Булгакова, лучших иллюстраций к этому произведению…

Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-
Рушева.

Родители Нади познакомились в Туве, в августе 1945 года, куда москвича Николая Рушева, театрального художника, отправили в командировку.

Молодого человека привлекал Восток – из этой поездки он привез не только впечатления, но и жену – балерину, девушку экзотической красоты (на старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. ). По тем временам – редкий союз. Осенью 1946 года состоялась свадьба.

В 1950 году молодую семью ждало назначение, в Монгольскую Народную Республику, в театр оперы и балета Улан-Батора, где Николай Рушев – театральный художник, а Наталья Ажикмаа – педагог-балетмейстер. Там произошло и долгожданное событие: 31 января 1952 года на свет появилась дочь Надежда. Местный мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на монгольском означает “Вечно живущая”.
Летом 1952 года Рушевы переехали в Москву. Наталья Дойдаловна оставила балет и полностью посвятила себя семье, воспитанию дочери. Николай Константинович стал работать на Центральном телевидении в редакции театральных постановок художником. Смыслом его жизни стало воспитание дочери. Николай Константинович души не чаял в Наде: много читал ей, делился своими обширными знаниями, умел рассказывать так, что воображение дочки развивалось безудержно, ярко. Он был в курсе её литературных, художественных, музыкальных предпочтений и, конечно, старался познакомить девочку с лучшими представителями мировой культуры.
Вот уже полвека Наталью Рушеву спрашивают, как ей удалось вырастить вундеркинда. И за все эти годы она так и не дала готового рецепта. Просто потому, что его нет. Свою единственную дочку Рушевы воспитывали, не впадая в крайности. Надя не была интровертным и замкнутым вундеркиндом. Напротив, тянулась к людям, новым лицам. Прекрасно двигалась – лихо отплясывала чарльстон, с удовольствием ходила на лыжах, каталась на коньках. Могла стать балериной, как мама, – имелись и грация, и высокий, «балетный» подъем стоп. Но Наталья Дойдаловна не хотела для дочери такой судьбы: «Стоять в массовке – нечего делать, а быть первой – очень тяжело».
Надя начала рисовать с трёх лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать.” Надюша научилась читать только в школе, в семь с половиной. Дома специально не учили, решили, научим рано – дочка будет скучать в классе. Еще мы никогда на нее не давили. Разве можно ребенка заставлять, ведь он же все наоборот сделает! – вспоминает Наталья Дойдаловна- Рисовать она начала, как и все дети, едва научившись держать карандаш. Муж книгу оформляет, рисунок повесит на стену, чтобы лучше рассмотреть, а Надя подойдет и рядом свой прилепит. Что меня в ней всегда удивляло – не по-детски бережное отношение к вещам. Она никогда не рвала книжки, не ломала игрушки.”
В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. Обнаружив в Наде художественный талант, отец не поддался соблазну научить ее рисовать профессионально, не отдал дочь в художественную школу (девочка занималась лишь в студии Дворца пионеров по выходным у педагога Людмилы Алексеевны Магницкой). Он дал развиваться таланту дочери свободно, самостоятельно. Позднее, когда Надя уже во многом сложилась как художник, бывало даже, что он просил ее совета, когда что-то не получалось в рабочих эскизах.
Рисунок. Это был как бы еще и ее собственный язык – загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.Но над рисунком всегда – затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не раз: «Я живу жизнью тех, которых рисую..».Чем она рисовала? Цветными мелками, карандашом.
В возрасте шести – семи лет девочка подружилась с пером – ручкой, которым в первом классе все старательно выводили палочки и крючочки. Художники обычно им не рисуют – слишком хрупкий инструмент, да и поправки – исключаются.. Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для нее это было в равной степени легко она говорила, что только обводит на листах бумаги внезапно проступившие контуры рисунка лица и фигуры, контуры и сюжеты. Она училась в 653 – ей московской школе, любила кататься на лыжах, играть в куклы.
В мае 1964 года — первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. Московский журналист В. Пономарев («Известия») писал 17 апреля 1964 года в своей доброй и чуть ироничной заметке: «Браво, Надя, браво!” – Эти слова написал на одном из рисунков художницы итальянский поэт и сказочник Джанни Родари. Художницу интересует очень многое. Об этом говорят названия разделов выставки: “Русский балет”, “Мир животных”, “Космос и наука”, “Сказки и фантазии”, “Моды вчера и сегодня”, “Эллины и рабы”, “Мир детей”, “Сила и грация”.
За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.
Пришла известность, слава, признание. Правда, гонораров из – за возраста Нади ей почти не платили – не принято было в те времена выплачивать деньги ребенку. Все уходило в карманы вышестоящих устроителей выставок, взрослых дядей и тетенек, в неведомые союзы и комитеты. (Лишь однажды, на скудно выплаченную часть какого – то гонорара, родители Нади смогли купить ей демисезонное детское пальто.) Впрочем, о деньгах никто и не спрашивал, это тоже было не принято в тогдашнем «сверхблагополучном» советском обществе. Но вот любопытный и трогательный штрих. На многих рисунках Надя Рушева изобразила себя в джинсах. На самом деле у нее их не было – семья со скромным достатком не могла позволить себе купить дочери, пусть и «самой лучшей девочке в Союзе» (так писали газеты) очень модную вещь. И Надя позволяла себе изредка мечтать о ней – хотя бы в рисунках!


Автопортреты.

Источник: https://geval-dima.livejournal.com/128753.html

Рука мастера: 15 удивительных рисунков Нади Рушевой

Рисовать Надя начала в возрасте трёх лет – несмотря на то, что её отец был художником, рисованию её никто не обучал. Однажды Николай Константинович читал вслух “Сказку о царе Салтане”, а когда закончил, Надя показала ему 36 иллюстраций, которые успела сделать за это время.

Так и повелось – девочка слушала или читала интересные истории и моментально зарисовывала свои впечатления, создавая целые миры с помощью перьевых ручек, фломастеров и цветных мелков. Рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала набело и никогда не пользовалась ластиком.

“Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести”, – говорила Надя.

В 1963 году её рисунки были напечатаны в “Пионерской правде”, а ещё год спустя состоялись первые выставки – в редакции журнала “Юность” и в “Клубе искусств” МГУ. Наставником девочки стал скульптор – анималист Василий Ватагин. В последующие годы состоялось ещё 15 персональных выставок Рушевой в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.

“Браво, Надя, браво!”, – написал на одной из её работ итальянский поэт и сказочник Джанни Родари. “Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда.

Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства”, – писал о ней доктор искусствоведения Алексей Сидоров.

Широкую известность получили Надины иллюстрации к “Войне и миру”, “Мастеру и Маргарите”, “Маленькому принцу”, произведениям Пушкина и мифам Древней Греции. Ей прочили судьбу книжного графика, хотя сама художница мечтала стать художником-мультипликатором – по окончании школы она собиралась поступать во ВГИК.

5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу, но внезапно потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, но спасти не смогли – 6 марта её не стало. Врачи говорили, что это чудо – дожить до 17 лет с врождённой аневризмой сосудов головного мозга.

Обычно дети с таким заболеванием живут недолго… После себя Надя оставила более 10 тысяч рисунков, однако точное их количество с трудом поддаётся подсчёту – многие из них были раздарены ей при жизни.

19:00 30 января 2014

“Тебя, как первую любовь…” (документальный фильм, 1969)

Совет

Академик РАН Дмитрий Лихачёв писал о ней: “Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа.

Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана”.

“Вечерняя Москва” предлагает вашему вниманию подборку известных рисунков Нади Рушевой.

Артек. Дети загорают на пляже (1967)

Отдыхающая балерина (1967)

Благовещенский монастырь, г. Горький

Автопортрет

Кентаврёнок с венком

Этот рисунок стал логотипом Автономной некоммерческой организации “Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения “Кентавр”, который занимается подготовкой и проведением кинофестиваля “Послание к Человеку”. В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино был открыт памятник Кентаврёнку.

Пушкин и Анна Керн (из серии “Пушкиниана”)

Пушкину, которого Надя называла “самым родным поэтом”, художница посвятила около 300 рисунков.

Наташа и Петя Ростовы помогают раненым (из цикла “Война и Мир”)

Читайте также:  Анализ сказки "самоотверженный заяц" салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл

Траур Наташи (из цикла “Война и Мир”)

Бела (из цикла “Герой нашего времени”)

В 1968 году Надя прочитала полуопальный роман “Мастер и Маргарита” и вскоре буквально завалила свой стол рисунками с портретами героев и сценами из романа.

После того, как её не стало, цикл показали вдове Булгакова Елене Сергеевне и та была потрясена. Оказалось, что перстень на пальце Мастера – точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича, но знать об этом девочка никак не могла.

Впрочем, как и о том, какой была в молодости Елена Сергеевна, ставшая прообразом Маргариты.

Иван Бездомный (1968)

Мастер задумался (1968)

Маргарита преображённая (1968)

Воланд (1968)

Аполлон и Дафна (1969)

Автопортрет

Источник: https://vm.ru/news/233239.html

Иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» художника   Stoneturtle. 

Никогда не разговаривайте с неизвестными 

 

«Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках.

Таким он увидел себя в трюмо, а рядом с зеркалом увидел неизвестного человека, одетого в черное и в черном берете»  
 
А вот и лестница злополучного дома 302-бис. Видимо, по ней только что пронесся удирающий из нехорошей квартиры буфетчик – видите, на площадке лежит оброненный берет с пером. Обратите внимание на тень кота на стене.
 
 
«Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!»  
 
Воспоминания мастера о встрече с Маргаритой. 
 
 
 
 
Болезнь мастера. 
 
 

«Все было кончено, и говорить более было не о чем, Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить, от них нет средства кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата.

Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо.

Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал…» 

 

«Зажмуриваясь, Левий ждал огня, который упадет на него с неба и поразит его самого. Этого не случилось, и, не разжимая век, Левий продолжал выкрикивать язвительные и обидные речи небу. Он кричал о полном своем разочаровании и о том, что существуют другие боги и религии…» 

 
 

Афраний и Пилат 

 

Крем Азазелло 

 

«Огонек приблизился вплотную, и Маргарита увидела освещенное лицо мужчины, длинного и черного, держащего в руке эту самую лампадку. Те, кто имели уже несчастие в эти дни попасться на его дороге, даже при слабом свете язычка в лампадке, конечно, тотчас же узнали бы его. Это был Коровьев, он же Фагот» 

 
 
 

Глобус Воланда.
Кстати, на этом рисунке в образе Воланда изображен Виктор Авилов, прославившийся исполнением его роли на сцене. 
 
 

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве…» 
 
 

«Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять» 

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Ретрограда 

 
Я в восхищении! Эти иллюстрации, по-моему, ничем не уступают знаменитым фотографиям Жана Лурье.

«И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек»
 
 

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»
 
 

А, может, и так
 
 

«Это меня ты называешь добрым человеком?»
 

«Римского прокуратора называть – игемон. Других слов не говорить.»
 
 

«И никто мне ничего не кричал, так как никто меня тогда в Ершалаиме…»
 
 

«Это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье»
 
 

«Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.»
 
 

«Ты не похож на архиерея, Азазелло, – заметил кот»
 
 

«И опять открылась дверь, и вошла та самая… 
– Она! – почему-то с тоской подумал Римский»
 

«Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное: 
– Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль…»
 
 

«Тут в багровом свете от камина блеснула перед буфетчиком шпага, и Азазелло выложил на золотую тарелку шипящий кусок мяса, полил его лимонным соком и подал буфетчику золотую двузубую вилку.»
 
 

«Гелла повернулась, буфетчик мысленно плюнул и закрыл глаза. Когда он их открыл, Гелла подавала ему шляпу и шпагу с темной рукоятью.»
(в этом проекте хороши все актеры, но Гелла… Гелла просто великолепна! Пожалуй, лучшая из всех Гелл, которых мне доводилось когда-либо видеть).
«Так из-за чего же вы попали сюда – Из-за Понтия Пилата, – хмуро глянув в пол, ответил Иван»
 
 

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто.»
 
 

Мастер
 
 

«Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра»
 
 

«Рукописи не горят!»
 
 

«Настала полутьма, и молнии бороздили черное небо. Из него вдруг брызнуло огнем, и крик кентуриона: “Снимай цепь!” – утонул в грохоте. Счастливые солдаты кинулись бежать с холма, надевая шлемы. Тьма накрыла Ершалаим.»
 
 

«На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати»
 
 

«Вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела под собой не лесную тьму, а дрожащее озеро московских огней»
 

«Кот, отставив от глаз бинокль, тихонько подпихнул своего короля в спину»
 
 

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот, – и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.»
 
 
 
«Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану…»
 
 

«Так летели в молчании долго…»
 
 

«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.»

P.S.

Банга в московской коммуналке.

Скульптуры на тему «Мастера и Маргариты» Александра Рукавишникова

 
Если в Москве, гуляя по Новому Арбату, вы решите пройти позади Дома Книги, то сможете обнаружить небольшой дворик, отделенный от улицы решетчатым забором. Это двор мастерской скульптора Александра Рукавишникова, интересующий нас тем, что здесь собраны скульптурные изваяния героев «Мастера и Маргариты». Пока не определено место их установки в городе, хранятся они тут.
Поклонники Булгакова ходят смотреть на них через забор, и в один голос жалуются, что забор этот мешает не только приблизиться к скульптурам, но даже толком их сфотографировать. Мне же повезло. Отправившись взглянуть на скульптуры, я неожиданно обнаружил ворота во двор мастерской открытыми, чем не преминул воспользоваться. Давайте смотреть, что же мне удалось там найти.
Вот неразлучная парочка: клетчатый гражданин жокейском картузе и невысокий толстяк с примусом.
 
 

(Сейчас эта скульптура установлена во дворе булгаковского музея на Садовой, 10)
 
 
 

Поворотись-ка, сынку!
 
 
.
Рожа у толстяка и в самом деле кошачья
 
 

А у Фагота – глумливая.
 
 
 

Заглавной же паре повезло меньше: их окружает буйная зелень, оттого сфотографировать их из-за забора затруднительно. Мне же фортуна улыбнулась, и я со всех сторон смог рассмотреть застывших в вечном объятии Мастера, облаченного в больничную пижаму, и Маргариту в наброшенном на голое тело плаще. Обратите внимание на их ноги: влюбленные парят в воздухе, не касаясь земли.
 
 
 

Увлекательней же всего оказалось разглядывать огромный автомобиль, доставивший Маргариту на Весенний бал полнолуния.
 
 
 

Разглядывать автомобиль можно, похоже, часами, изучая все мелочи и все детали, рожденные фантазией скульптора.
 
 
 

 
Крыло над колесом – это крыло в буквальном смысле
 
 

Автомобиль сплошь покрыт какими-то кабалистическими символами
 
 
 

А вот какие чудесные покрышки у волшебной машины
 
 
 

Капот автомобиля стянут ремнем, словно чемодан
 
 
 

Лобовое стекло обрамляют швейные машинки
 
 
 

А вот, наконец, и сам шофер, в жилетке, галстуке, фуражке и перчатках с пуговками. Пассажирское сиденье в автомобиле – это морская раковина, а салон отделан чешуей.
 

Я обнаружил, что можно забраться внутрь автомобиля и устроиться на сиденье рядом с шофером-грачом.

Обратите внимание

И вот тут меня начала терзать моральная дилемма: с одной стороны, придти без приглашения в мастерскую скульптора, да еще начать лазить по памятникам – безусловное свинство.

С другой же стороны, если я упущу такой шанс, то окажусь круглым дураком и буду жалеть об этом всю жизнь. Последние соображения победили:

 
 
 

 
 
 
 

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Алексея Державина

 

Патриаршие. Ничто, как говорится, не предвещало. Ни таращащий глаза гигантский кот, ни висящий в воздухе клетчатый гражданин, ни видение Ершалаима.

 

Беседа о существовании бога.
 
 
Пилат. За ним инкогнито наблюдает Воланд. 
 
 
 

Га-Ноцри. Мне вообще-то редко нравятся рисунки с его портретом – обычно иллюстраторы пытаются изобразить Иисуса, а не булгаковского Иешуа. Но на этой иллюстрации, по-моему, счастливое исключение. 
 
 
 
 
 
 

Шайка злодеев скрывается от Бездомного в подворотне. Как шикарен Бегемот!
 
 

Вот он – закусывает в комнате Степы Лиходеева. Положительно, шикарен.
 
 
 

Всё, выкинули Степу в Ялту.
 
 
 

А где остальная шайка? Вот Коровьев.
 
 
 

А вот Азазелло.
 
 
 

Ну и, конечно, главное лицо. Улыбчиво и разноглазо.
 
 
 

Никанор Иванович пришел. Ему нужно дать взятку. 
На стене висит предыдущий рисунок в рамочке.
 
 
 

На сцене Варьете. Фагот показывает фокусы с колодой карт. 
 
 
 

Бегемот в соответствии с первоисточником заглатывает карты. Попутно умудряясь откручивать голову конферансье.
 
 
 

Киевский дядя Берлиоза приехал. Пожалуйте с лестницы. 
 
 
 

Бегемот тоже хулиганит. 
 
 
 

А где, собственно, главные герои? Вот мастер. 
 
 

А вот Маргарита. Судя по табличке на стене, она в Мансуровском переулке. Это правильно: любой булгаковед вам расскажет, что именно тут расположен подвальчик мастера. А если попросите, то и покажет: домик цел до сих пор.
 
 
 

Волшебный крем Азазелло. 
 
 
 

Да, про Наташу не забудем.
 
 
 

Знакомимся. Очень приятно, царь.
 
 
 

Живые шахматы, как же без них?
 
 
 
 
 

Теперь полетели осматривать бальные залы.
 
 
 

Готовимся к торжественной встрече гостей.
 
 
 

После бала не забываем сжечь за собой дом.
 
 
 

Убить Иуду, кстати, тоже не забываем.
 
 
 

Напоследок погуляли по Москве.
 
 

Ну, кажется, всё. Можно покидать Москву.
 
 
 

Ничего не забыли? Мастера освободить забыли. Ладно, как-нибудь в другой раз.

Фотоиллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Елены Мартынюк

 
Превосходные работы! Одни их лучших в коллекции.
 
…так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
 
 

Контрамарочку переводчик левой рукой ловко всучил Никанору Ивановичу, а правой вложил в другую руку председателя толстую хрустнувшую пачку. Метнув на нее взгляд, Никанор Иванович густо покраснел и стал ее отпихивать от себя.
– Этого не полагается… – бормотал он.
– И слушать не стану, – зашипел в самое ухо его Коровьев.
 
 
 

И тут случилось, как утверждал впоследствии председатель, чудо: пачка сама вползла к нему в портфель.
 
 
 
 

Cейчас же проклятый переводчик оказался в передней, навертел там номер и начал почему-то очень плаксиво говорить в трубку:
– Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой.
 
 
 

Фагот щелкнул пальцами, залихватски крикнул:
– Три, четыре! – поймал из воздуха колоду карт, стасовал ее и лентой пустил коту. Кот ленту перехватил и пустил ее обратно. Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал.
 
 
 

– Первые! – воскликнул Коровьев, – господин Жак с супругой. Рекомендую вам, королева, один из интересных мужчин! Убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик. Прославился тем, – шепнул на ухо Маргарите Коровьев, – что отравил королевскую любовницу. А ведь это не с каждым случается! Посмотрите, как красив!
 
 
 

Читайте также:  Два периода в творчестве лермонтова

Супруга господина Жака уже становилась перед Маргаритою на одно колено и, бледная от волнения, целовала колено Маргариты.
– Королева, – бормотала супруга господина Жака.
– Королева в восхищении, – кричал Коровьев.
– Королева… – тихо сказал красавец, господин Жак.
– Мы в восхищении, – завывал кот.
 
 
 
 

Уже без всяких признаков хмеля женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите, а та сказала величественно:
– Тебя прощают. Не будут больше подавать платок.
 
 
 

– Все кусается, – вздохнув, заметил Коровьев, – эх, эх… – Он немного еще подумал и пригласил своего спутника: – Кушай, Бегемот.
Толстяк взял свой примус под мышку, овладел верхним мандарином в пирамиде и, тут же со шкурой сожравши его, принялся за второй.
 
 
 

Культурные люди стали на точку зрения следствия: работала шайка гипнотизеров и чревовещателей, великолепно владеющая своим искусством.
 
 
 

Иллюстрации к подарочному изданию «Мастеру и Маргарите»Работы В. Глушенко, С. Борисовой, И. Воронина, В. Румянцева, А. Саморезова для подарочного издания романа.

 
 
 
 

Портрет Бегемота 
 
 
 
 

Воланд
 
 

Он же 
 
 

Литераторы 
 
 

Фагот и трамвай 
 
 

Пилат 
 
 

А это, видимо, первосвященник Каифа 
 
 

Шайка Воланда в квартире Степы Лиходеева: Фагот 
 
 

Бегемот с грибом на вилочке 
 
 

И Азазелло, появляющийся из зеркала 
 
 

Никанор Иванович Босой 
 
 

Сеанс черной магии в Варьете 
 
 

После сеанса 
 
 

Наташа на борове 
 
 

Бегемот отстреливается от милиции 
 
 

Эпилог. Бедный черный кот, доставленный на допрос в ГПУ. Мило. 
 
 

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Сергея Тюнина

 
 
 

Рефреном через все иллюстрации проходит образ перста судьбы
(на картинке нарисованы Патриаршие пруды)
 
 
 

«Громко и радостно объявил: — Вам отрежут голову!»
 
 
 
Прокуратор Иудеи и бродячий философ
 
 
 

Пилат объявляет приговор
  
«Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз»
 
  
«Он появился!» Бездомный с венчальной свечкой ловит консультанта. 
 
 
Довольный Бегемот на подножке трамвая
 
 
Шизофрения, как и было сказано. У бедного Иванушки кипят мозги
 
 
Степу Лиходеева выкидывают в Ялту.
 
 
Вести из Ялты.
 
 
Иван грустит в лечебнице
 
 
Сеанс черной магии.
 
 
Слава петуху!
 
 
А эта картинка, по-моему, вообще одна из лучших иллюстраций к роману, которые я видел: неизбежность встречи Мастера и Маргариты
 
 
Коровьевские доллары
 
 
Раздвоение Ивана
 
 
Казнь
 
 
Иуда пробирается на свидание с Низой
 
 
Погребение
 
 
Сон Никанора Ивановича Босого: повара и «Сдавайте валюту!»
 
 
Пустой костюм
 
 
Гелла в кружевном фартучке
 
 
Особняк Маргариты
 
 
Азазелло подкатывается к Маргарите в Александровском саду   
 
 
 

 Крем Азазелло
 
 
 

Маргарита бьет окна в доме Драмлита, а швейцар свистит
 
 
Волшебный глобус Воланда
 
 
Череп Берлиоза, наполненный кровью барона Майгеля
 
 
Извлечение Мастера
 
 
Бегемот на люстре
 
 
Конец нехорошей квартиры
 
 
Тень от шпаги Воланда
 
 
 

Прощание Мастера с Иванушкой
 

«Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки»:
 
 

Пилат на горном плато

Serge Litvinov

https://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/

 

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43209387860/prev

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

15 мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков, замечательный русский писатель и драматург.

Наша редакция, полная трепетного почтения к гению Булгакова, собрала для вас самые интересные и точные иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита».

Здесь есть и именитые художники-иллюстраторы, и не очень известные широким массам, но не менее достойные внимания авторы. И все это великолепие приправлено бессмертными цитатами волшебного романа. Наслаждайтесь!

Источник: AdMe.ru

© Иван Кулик / © Джейсон Мервин Хиббс

— Извините меня, пожалуйста, — заговорил подошедший с иностранным акцентом, но не коверкая слов, — что я, не будучи знаком, позволяю себе… но предмет вашей ученой беседы настолько интересен, что…

Тут он вежливо снял берет, и друзьям ничего не оставалось, как приподняться и раскланяться.

«Нет, скорее француз…» — подумал Берлиоз.

«Поляк?..» — подумал Бездомный.

Иностранный консультант, профессор черной магии

© Николай Королев / © Иван Кулик

Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец.

© Алексей Державин / © В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов

Необходимо добавить, что на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а… как бы выразиться… заинтересовал, что ли.

Погоня

© Геннадий Калиновский

Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему.

Важно

Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.

Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах.

© Алексей Державин / © Иван Кулик

Никогда не разговаривайте с неизвестными

© Геннадий Калиновский

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..» Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Нехорошая квартира

© Николай Королев / © Алексей Державин

— Я, — вступил в разговор этот новый, — вообще не понимаю, как он попал в директора, — рыжий гнусавил все больше и больше, — он такой же директор, как я архиерей!

— Ты не похож на архиерея, Азазелло, — заметил кот, накладывая себе сосисек на тарелку.

— Я это и говорю, — прогнусил рыжий и, повернувшись к Воланду, добавил почтительно: — Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?

© Алексей Державин / © Геннадий Калиновский

— Каким отделением выдан документ? — спросил кот, всматриваясь в страницу. Ответа не последовало.

— Четыреста двенадцатым, — сам себе сказал кот, водя лапой по паспорту, который он держал кверху ногами, — ну да, конечно! Мне это отделение известно! Там кому попало выдают паспорта! А я б, например, не выдал такому, как вы! Глянул бы только раз в лицо и моментально отказал бы! — кот до того рассердился, что швырнул паспорт на пол.

— Ваше присутствие на похоронах отменяется, — продолжал кот официальным голосом. — Потрудитесь уехать к месту жительства. — И рявкнул в дверь: — Азазелло!

© Геннадий Новожилов / © Алексей Державин

Ночной гость Ивана Бездомного

© Виктор Ефименко / © Николай Королев

— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем… разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.

— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.

— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван.

Тревожные желтые цветы

© Павел Оринянский / © Иван Кулик

Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу… И, вообразите, внезапно заговорила она:

— Нравятся ли вам мои цветы?

© Геннадий Калиновский

Мастер и Маргарита

© Виктор Ефименко / © Николай Королев

Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь.

© Иван Кулик / © В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов

Сеанс черной магии с разоблачением

© Павел Оринянский / © Иван Кулик

Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

© Геннадий Калиновский

— Разве я выразил восхищение? — спросил маг у Фагота.

— Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали, — ответил тот.

— Так что же говорит этот человек?

— А он попросту соврал! — звучно, на весь театр сообщил клетчатый помощник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил:

— Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

Свита Воланда

© Виктор Ефименко / © Николай Королев

Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошел не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове.

© Алексей Державин / © В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов

Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно — жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой.

© В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов / © Джейсон Мервин Хиббс

— Я вижу, вы немного удивлены, дражайший Степан Богданович? — осведомился Воланд у лязгающего зубами Степы, — а между тем удивляться нечему. Это моя свита.

Невидима и свободна

© Николай Королев / © Павел Оринянский

Луна ярко заливала Николая Ивановича. Он сидел на скамейке, и по всему было видно, что он опустился на нее внезапно. Пенсне на его лице как-то перекосилось, а свой портфель он сжимал в руках.

© Геннадий Калиновский

Совет

Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего. Кроме того, она поняла со всей ясностью, что именно случилось то, о чем утром говорило предчувствие, и что она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда.

© Виктор Ефименко / © Николай Королев

Великий бал у Сатаны

© Павел Оринянский / © Алексей Державин

— Где же гости? — спросила Маргарита у Коровьева.

— Будут, королева, сейчас будут. В них недостатка не будет. И, право, я предпочел бы рубить дрова, вместо того чтобы принимать их здесь на площадке.

— Что рубить дрова, — подхватил словоохотливый кот, — я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.

© Геннадий Калиновский

Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится… Я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить, королева.

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

© Геннадий Новожилов / © Алексей Державин

— Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот, — и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

© Геннадий Калиновский

— Вызываю на дуэль! — проорал кот, пролетая над головами на качающейся люстре, и тут опять в лапах у него оказался браунинг, а примус он пристроил между ветвями люстры. Кот прицелился и, летая, как маятник, над головами пришедших, открыл по ним стрельбу.

© Николай Королев / © Иван Кулик

Взяли не того кота

© Иван Кулик / © В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов

Черный кот только заводил мученические глаза. Лишенный природой дара слова, он ни в чем не мог оправдаться. Спасением своим бедный зверь обязан в первую очередь милиции, а кроме того, своей хозяйке, почтенной старушке-вдове.

Она дала самые лестные рекомендации коту, объяснила, что знает его пять лет с тех пор, как он был котенком, ручается за него, как за самое себя, доказала, что он ни в чем плохом не замечен и никогда не ездил в Москву. Как он родился в Армавире, так в нем и вырос и учился ловить мышей.

Кот был развязан и возвращен владелице, хлебнув, правда, горя, узнав на практике, что такое ошибка и клевета.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=767702

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]