Ответы на вопрос “Своеобразие конфликта повести А.И. Куприна «Олеся». Характеристика …” – Конспектов.Нет
«Олеся», анализ повести Куприна
“Олеся” – одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории.
В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края.
На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».
Несмотря на то, что произведение было создано молодым автором, оно привлекает литературоведов сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.
Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования.
А здесь, кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими.
Это первый конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.
Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, воспитанные в столь различных условиях не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.
Близость Ивана и Олеси – кульминация повести. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее.
Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет как такое возможно.
Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению.
Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.
Женский образ в рассказе А. Куприна «Олеся»
Она выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, ее всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось даже отправиться жить в лесную глушь, на болота, подальше от селений.
В отличие от крестьян, Олеся никогда не посещала церковь, потому что считала, что волшебная сила ей дана не от Бога. Это еще больше отталкивало от нее местных жителей. Враждебное отношение их воспитывало в ней удивительную душевную силу.
И вот маленькая девочка выросла и стала прелестным цветком.
Олеся — высокая девушка двадцати пяти лет, с красивыми длинными волосами цвета крыла вороны, которые придают особую нежность ее белому лицу.
В больших черных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличается от того, как выглядят деревенские женщины, все в ней говорит о ее неординарности, свободолюбии.
Прелесть ей придает вера в магию, потусторонние силы.
И вот в жизни Олеси появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом понимает, что полюбила его. Олеся пытается потушить любовь в своем сердце. Но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее, чем прежде.
При встрече со своим избранником Олеся говорит: “Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает еще сильнее”. Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради нее девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своими принципами, не побоялась последствий.
Иван Тимофеевич перед своим отъездом предложил Олесе руку и сердце, но она ответила отказом, сказав, что не хочет его обременять своим присутствием, чтобы он ее стыдился. В этом поступке видна дальновидность девушки, она думает не только о сегодняшнем дне, но и о будущем Ивана Тимофеевича.
Однако, несмотря на свою сильную любовь, Олеся неожиданно прощается с любимым, уезжает, оставив в доме на память ему лишь бусы.
Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.
Источник: https://konspektov.net/question/4677027
Характеристики главных героев произведения Олеся, Куприн. Их образы и описание
Характеристики главных героев произведения Олеся, Куприн. Их образы и описание
Иван Тимофеевич
Главный герой и рассказчик повести. Это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. В Полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества. Однако местные крестьяне его быстро разочаровали. Они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные. Подробнее>>>
Олеся
Главная героиня повести, внучка колдуньи. Образ Олеси является олицетворением женственности и великодушия. Её бабушку Мануйлиху в деревне считают ведьмой и все сторонятся. За это они с внучкой вынуждены жить в глухом лесу вдали от людей. У Олеси и ее бабушки, на самом деле, есть особый дар. Они умеют заговаривать раны, исцелять людей, предвидеть будущее, гадать. Подробнее>>>
Мануйлиха
Старая ведьма из повести, бабушка Алены (Олеси). Эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. Скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо гадать и видеть будущее. Внешне, она была похожа на настоящую бабу-ягу из народного эпоса. У нее были впалые щеки, острый подбородок, висячий нос, беззубый рот, холодные глаза и взгляд зловещей птицы. Подробнее>>>
Ярмола
Один из второстепенных персонажей повести, слуга и лесовщик из Полесья. Это один из жителей глухой деревни в Волынской губернии, куда судьба забросила начинающего писателя Ивана Тимофеевича. Он не отличается большим умом или познаниями, но именно у него главный герой надеется узнать какие-то народные легенды и предания для своей работы. Подробнее>>>
Евпсихий Африканович
Полицейский урядник. По закону, должен быть выселить Майнулиху с Олесей из дома, но за взятку от Ивана Тимофеевича (старинное ружьё и продукты), оставил их в покое.
Никита Назарыч Мищенко
Эпизодический персонаж, конторщик соседнего имения (Мариновской экономии), приказчик. Рассказал о происшествии с Олесей, которая пошла в церковь, но была после службы бита местными женщинами, которые считали её ведьмой.
см. также:
Краткое содержание Олеся, Куприн
Сочинения по произведению Олеся, Куприн
Краткая биография Александра Куприна
Характеристики героев и персонажей других литературных произведений
Источник: https://sdamna5.ru/olesya_harakteristiki
«Олеся», анализ повести Куприна
Трагедия двух сердец на опушке леса
“Олеся” – одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории.
В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края.
На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».
Несмотря на то, что произведение было создано молодым автором, оно привлекает литературоведов сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.
Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования.
А здесь, кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими.
Это первый конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.
Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, воспитанные в столь различных условиях не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.
Близость Ивана и Олеси – кульминация повести. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее.
Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет как такое возможно.
Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению.
Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.
История трагической любви интеллигента и колдуньи вдохновила на экранизацию произведения советского режиссера Бориса Ивченко. Главные роли в его картине «Олеся» (1971) сыграли Геннадий Воропаев и Людмила Чурсина. А пятнадцатью годами ранее французский режиссер Андре Мишель по мотивам повести Куприна снял фильм «Колдунья» с Мариной Влади.
См. также:
-
Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»
-
«Гранатовый браслет», анализ рассказа
-
«Куст сирени», анализ рассказа Куприна
-
Александр Иванович Куприн, биография
-
«Поединок», анализ повести Куприна
-
«Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
-
«Белый пудель», анализ рассказа Куприна
-
«Тапёр», анализ рассказа Куприна
-
«Слон», анализ рассказа Куприна
-
«Суламифь», анализ повести Куприна
-
«Allez!», анализ рассказа Куприна
-
«Яма», анализ повести Куприна
-
«Молох», анализ повести Куприна
-
«Изумруд», анализ рассказа Куприна
По произведению: «Олеся»
По писателю: Куприн Александр Иванович
Источник: https://goldlit.ru/kuprin/178-olesya-analiz
Краткое содержание «Олеся» Куприн
Школьники, когда знакомятся с Куприным и его творчеством, всегда изучают произведение Олеся. Давайте познакомимся с ним и мы.
Куприн Олеся
Конечно, не каждому хочется Олесю читать в полном варианте, поэтому мы и предлагаем изучить произведение Куприна Олеся в кратком содержании, а после того, как познакомитесь с сюжетом, внесите свои записи в читательский дневник, чтобы можно было в любой день вспомнить о сюжетной линии произведения. Это поможет и на экзамене и на уроке, если нужно будет написать по произведению Куприна Олеся сочинение.
Итак, чтобы облегчить жизнь школьникам, предлагаем вам работу Куприна Олеся кратко по главам.
Куприн Олеся кратко по главам
Глава 1
В повести Олеся Куприн рассказывает историю об одном барине, Иване Тимофеевиче, от чьего лица и идет повествование. Волей судьбы Иван Тимофеевич попадает в глухую деревню Переброд. Здесь ему скучно и он пробует лечить людей, а также учит грамоте полесовщика. В свободное время ходит на охоту.
Глава 2
Барин узнает от Ярмола о ведьме, которую выгнали из деревни и живет она теперь в лесу. Барину захотелось познакомиться с ней, но Ярмола отказался проводить его к ней, так как не хотел встречи с ведьмой.
Глава 3
Барин отправляется на охоту и теряет ориентир. Заблудившись, он находит домик, который оказался домом все той же ведьмы, с которой ему хотелось познакомиться. Старуха пытается выпроводить Ивана, но тот просит погадать. Пока бабка гадает, в дом входит красивая девушка, которую звали Олеся. Она и показывает барину дорогу домой и разрешает еще раз как-то их навестить.
Глава 4
Весной рассказчик вновь пришел к домику в лесу, где его встретила Олеся. Он вновь хочет погадать, но Олеся говорит, что уже на него гадала и получается, что в него будет влюблена женщина, которой он принесет страдание и позор. Иван не верит, но Олеся говорит, что она много чего видит и без карт и ее гадания сбываются всегда.
Глава 5
Олеся идет проводить мужчину и по дороге показывает свои способности. Прощаясь, мужчина впервые называет свое имя.
Глава 6
Иван Тимофеевич в доме Мануйлихи стал частым гостем. Он разговаривал с Олесей, интересовался ее способностями. Эти встречи сближали их.
Глава 7
К женщине и Олесе приходит урядник, который прогояет из домика их, поэтому, когда пришел рассказчик, он увидел удрученные и грустные лица бабушки и Олеси.
Глава 8
Иван разговаривает с урядником и просит, чтобы тот не выгонял женщин, взамен, барин дарит свое ружье.
Иван Тимофеевич заболевает и проводит в постели шесть дней.
Глава 10
После болезни наш рассказчик вновь идет к Мануйлихе, а возвращаясь домой, Олеся идет провожать барина и они признаются в любви.
Глава 11
Влюбленные встречаются, у них завязался роман и тут рассказчик подумывает о том, чтобы Олеся стала его женой. Девушка отказывается, так как они разные и она не хочет ломать ему судьбу, но барину все равно. Олеся назначает встречу в церкви.
Глава 12
Утром Иван едет по делам. Там он задерживается, а когда приезжает, то в церковь уже не успевает, зато от конторщика узнает, что сельчане побили Олесю, которая явилась на службу. Убегая, Олеся сказала, что все будут плакать. Рассказчик идет в лес.
Глава 13
В доме Иван застает Олесю без чувств, Мануйлиха винит его и говорит, что это произошло из-за него. Олеся очнулась и говорит, что они будут уходить с бабушкой, так как им здесь жизни не дадут.
Глава 14
Ночью был град, который уничтожил урожай. Люди злятся и собираются идти в лес. Об этом Иван узнает от Ярмолы, который и Ивану советует уезжать, ведь люди и о нем плохо говорили. Иван идет в лес, чтобы предупредить женщин, но тех уже не было. Дом был пустой. Бабушка с Олесей уехали, девушка оставила лишь красные бусы, которые стали напоминанием о ней и о их любви.
Куприн Олеся главные герои
В произведении Куприна главными героями являются Олеся — простая девушка, что живет в лесу с бабушкой. Она умеет колдовать и гадать. Добрая, отзывчивая, с большой душой.
Молодой барин Иван Тимовеевич — в деревне на службе, влюблен в Олесю. Это умный и образованный человек, поэтому Олеся и считает, что они не пара.
Мануйлиха — бабушка Олеси и никакая она не колдунья.
Второстепенные герои: Ярмола — слуга и урядник.
- куприн
- олеся куприн краткое содержание
- олеся куприн читать краткое содержание по главам
Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-olesya-kuprin.html
Какие фамилии героев рассказа «Олеся» Куприна?
Иван Тимофеевич Ярмолалесовщик, Мануйлиха Олеся Евпсихий Африканович Никита Назарыч Мищенко Слепой лирник Рябчик Таранчик Иван Тимофеевич — паныч (молодой барин),писатель Ярмолалесовщик, слуга Мануйлиха — старая ведьма Олеся — её внучка Евпсихий Африканович — полицейский урядник Никита Назарыч Мищенко — приказчик, конторщик соседнего имения Слепой лирник — певец, играющий на лире Рябчик — охотничья собака Ярмолы Таранчик — конь Ивана Тимофеевича
Иван Тимофеевич (Ванечка) – рассказчик, городской интеллигент, начинающий писатель. И.Т. по служебным делам оказывается в Полесье. Там, будучи на охоте и заблудившись в лесу, герой встречается с прекрасной Аленой (Олесей, по-полесски).
После этой встречи образ Олеси никак не выходил из головы И.Т.: он находил в девушке врожденное благородство, «изящную умеренность». Привлекала И.Т. и «репутация ведьмы» у девушки, ее «жизнь в лесной чаще».
Но больше всего героя очаровывала «цельная, самобытная натура,…ум» Олеси.
5-9 класс литература ответов 1 Читайте также Beda98 / 15 сент. 2013 г., 19:53:52 Подскажите фамилию героя в рассказе Куприна Чудесный доктор , который помог семье Мерцаловых.
5-9 класс литература ответов 2 Seva32 / 11 нояб. 2014 г., 2:50:52 1.как бы я поступил на месте главного героя в рассказе конь с розовой гривой ? 2.
Какие мысли и выводы возникли у вас после прочтения рассказа конь с розовой гривой?
Подробнее: literatura.neznaka.ru
Иван Тимофеевич Ярмолалесовщик, Мануйлиха Олеся Евпсихий Африканович Никита Назарыч Мищенко Слепой лирник Рябчик Таранчик Иван Тимофеевич — паныч (молодой барин),писатель Ярмолалесовщик, слуга Мануйлиха — старая ведьма Олеся — её внучка Евпсихий Африканович — полицейский урядник Никита Назарыч Мищенко — приказчик, конторщик соседнего имения Слепой лирник — певец, играющий на лире Рябчик — охотничья собака Ярмолы Таранчик — конь Ивана Тимофеевича
Главные герои повести Правда и вымысел: прототипы персонажей Повесть Куприна «Олеся» относится к самым известным произведениям автора. И это не удивительно: необычный сюжет, художественно совершенная, продуманная композиция, широкая система художественных образов способны не только заставить взять в руки повесть, но и дочитать ее до конца на одном дыхании.
НазваниеОлесяЖанрповестьАвторАлександр Иванович КупринЯзык оригиналарусскийНаписан1898Публикация1903 «Олеся» — повесть Александра Ивановича Куприна (1870—1938).
Одно из первых крупных произведений автора написано в 1898 году и опубликовано в газете «Киевлянин». По признанию автора — это одно из самых его любимых произведений.
Главная тема — трагическая любовь городского барина Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси.
Иван Тимофеевич Ярмолалесовщик, Мануйлиха Олеся Евпсихий Африканович Никита Назарыч Мищенко Слепой лирник Рябчик Таранчик Иван Тимофеевич — паныч (молодой барин),писатель Ярмолалесовщик, слуга Мануйлиха — старая ведьма Олеся — её внучка Евпсихий Африканович — полицейский урядник Никита Назарыч Мищенко — приказчик, конторщик соседнего имения Слепой лирник — певец, играющий на лире Рябчик — охотничья собака Ярмолы Таранчик — конь Ивана Тимофеевича
Иван Тимофеевич — главный герой и рассказчик повести “Олеся”. Это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. В Полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества.
Однако местные крестьяне его быстро разочаровали. Они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные. Так, например, он не раз пытался научить грамоте местного парня Ярмолу, с которым вместе иногда ходил на охоту, но все безрезультатно.
Все попытки узнать перебродских людей поближе тоже ни к чему не приводили.
Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся». Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Нет ничего более загадочного, чем человеческая душа. На мой взгляд, высказывание С. Н. Булгакова как нельзя более подходит повести А. И. Куприна «Олеся». Это произведение создано в 1898 году, относится к раннему творчеству писателя. Оно заслуживает самого пристального внимания. Автор ставит сложную проблему, а яркие характеры героев делают повесть увлекательной и запоминающейся.
Подробнее: www.rlspace.com
В произведении Куприна “Олеся” герои встречают свою судьбу, их история красива и трагична.
Эта чудесная повесть находится в списке лучших произведений автора не случайно: оригинальный сюжет, мистические мотивы, красивая история любви, незабываемые образы главных героев.
Рассказ захватывает читателя с первых строк и держит в напряжении до конца повествования. Главные герои “Олеся” вызывают бурю эмоций, их диалоги, картины встреч, финальная сцена – всё западает в душу и заставляет прожить эту историю вместе.
В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.
Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями.
В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью.
Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.
Подробнее: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».
Иван Тимофеевич Ярмолалесовщик, Мануйлиха Олеся Евпсихий Африканович Никита Назарыч Мищенко Слепой лирник Рябчик Таранчик Иван Тимофеевич — паныч (молодой барин),писатель Ярмолалесовщик, слуга Мануйлиха — старая ведьма Олеся — её внучка Евпсихий Африканович — полицейский урядник Никита Назарыч Мищенко — приказчик, конторщик соседнего имения Слепой лирник — певец, играющий на лире Рябчик — охотничья собака Ярмолы Таранчик — конь Ивана Тимофеевича
В трогательной повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» главные персонажи — Иван Тимофеевич и Олеся. Второстепенные персонажи — Ярмола, Мануйлиха, Евпсихий Африканович и другие, менее значительные. Это мистическая история о чистой любви и жестокой людской невежественности, способной разрушить светлое чувство.
Источник: https://chsvu.ru/kakie-familii-geroev-rasskaza-olesya-kuprina/
Александр Куприн – Олеся
Сюжет повести разворачивается в глухой украинской деревне на окраине Волынского Полесья, куда Иван Тимофеевич приехал на полгода из большого города. Одолеваемый скукой, он пытается познакомиться с крестьянами, пробует их лечить, обучает грамоте своего слугу Ярмолу, но всё это оказывается бесполезным. Единственное занятие, которое ему остаётся — это охота.
В один ненастный вечер Ярмола рассказывает Ивану Тимофеевичу, что поднявшийся ветер — дело рук колдуньи, и о том, что в лесу живёт ведьма Мануйлиха со своей внучкой. Через три дня на охоте Иван Тимофеевич, сбившись с пути, попадает в избу к Мануйлихе, где знакомится с молодой девушкой Олесей, которая помогает ему найти обратную дорогу.
Весной, вернувшись в лесную избушку, герой просит Олесю ему погадать. Та предсказывает ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, попытку самоубийства.
Рассказывает, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», шатенки, как и она сама.
Иван Тимофеевич не верит картам и просит её показать свои способности, в ответ Олеся демонстрирует ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. Молодой барин становится частым гостем в лесном доме.
Однажды он застаёт хозяек в унынии, оказалось, что урядник Евпсихий Африканович выгоняет женщин из их дома. Иван Тимофеевич встречается с полицейским и, подкупив его подарком, просит оставить женщин в покое. Гордая Олеся обижается на подобное заступничество и общается с героем прохладнее, чем раньше. Скоро Иван заболевает, и неделю не приходит в гости к Олесе.
После его выздоровления чувства молодых людей вспыхивают с новой силой. Несмотря на протесты Мануйлихи, они тайком продолжают встречаться. Через месяц Ивану Тимофеевичу приходит время возвращаться в город.
Он предлагает Олесе выйти за него и уехать вместе, но Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.
На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья.
Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась всё же пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы.
Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся.
Молодые люди прощаются, Олеся просит её поцеловать.
Ночью случается гроза с градом, испортившая урожай. Утром Ярмола предлагает Ивану Тимофеевичу уехать, так как в деревне считают грозу делом рук ведьмы, а также знают об их связи. Перед отъездом герой ещё раз возвращается в лесную избушку, в которой находит только красные бусы Олеси.
Источник: https://KnigoPoisk.org/books/aleksandr_kuprin_olesya
Повесть а.куприна “олеся” в школьном изучении
Куприн любил «Олесю», хотя
видел недостатки повести и соглашался с
А.П. Чеховым, находившим её
“юношески-сентиментальной и романтической
вещью”. Куприн признавался жене: “…
прав и
Антон Павлович, который считает эту вещь слабой и
указывал мне, что загадочное прошлое старухи
колдуньи и таинственное происхождение Олеси –
приём бульварного романа”. Именно поэтому
писатель не включил «Олесю» в свой первый
большой сборник – «Рассказы», изданный в 1903 году.
Однако несколько лет спустя Куприн на вопрос,
какой из своих рассказов он считает лучшим,
ответил: “Их два: «Олеся» и «Река жизни». Здесь
жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим,
порывы к новому, лучшему. В этих двух рассказах
больше, чем в других моих рассказах, моей души”.
М.
Горький хвалил эту повесть и сожалел, что она не
вошла в сборник «Рассказы». “Эта вещь нравится
мне тем, – говорил он, – что она вся проникнута
настроением молодости. Ведь если бы вы писали её
теперь, то написали бы даже лучше, но той
непосредственности в ней бы уже не было”.
Удивительным обаянием обладает это
произведение, и прежде всего загадочен,
притягателен образ главной героини. В повести
запечатлена душа писателя, задача читателя –
постичь её.
– С какой целью молодой
“паныч” Иван Тимофеевич приезжает в глухую
деревушку Волынской губернии?
“Полесье… глушь… лоно
природы… простые нравы… первобытные натуры, –
размышляет герой, – совсем незнакомый мне народ,
со странными обычаями, своеобразным языком…
и
уж, наверно, какое множество поэтических легенд,
преданий и песен!” Всё это так привлекательно
для начинающего писателя! Но в деревне, кроме
охоты, нечем заняться.
Иван Тимофеевич не может
сойтись с местной “интеллигенцией” в лице
ксендза, урядника и конторщика, не удаётся
установить контакт и с крестьянами.
– Что же нарушает
привычную деревенскую скуку городского
“барина”?
Иван Тимофеевич узнаёт о
существовании ведьмы. “Ведьма живёт в
каких-нибудь десяти верстах от моего дома…
настоящая, живая, полесская ведьма!” Эта мысль
сразу взволновала и заинтересовала его.
“Паныч” решает посетить дом загадочной
ведьмы.
– Какие сказочные элементы
используются в описании Мануйлихи?
Дом её находится в
труднодоступном месте – за болотом: “Это даже
была не хата, а именно сказочная избушка на
курьих ножках”. Хозяйка дома – старуха,
сидящая на полу около печи.
“Все черты бабы-яги,
как её изображает народный эпос, были налицо:
худые щёки, втянутые внутрь, переходили внизу в
острый, длинный, дряблый подбородок, почти
соприкасавшийся с висящим вниз носом;
провалившийся беззубый рот беспрестанно
двигался, точно пережёвывая что-то; выцветшие,
когда-то голубые глаза, холодные, круглые,
выпуклые, с очень короткими красными веками,
глядели, точно глаза невиданной зловещей
птицы”. Мануйлиха не рада непрошеному гостю. Но
внезапно слышится свежий, звонкий женский голос
и на пороге появляется самая загадочная героиня
повести – Олеся.
– Чем привлекателен
портрет Олеси?
Иван Тимофеевич невольно
залюбовался ею: “Моя незнакомка, высокая
брюнетка лет около двадцати–двадцати пяти,
держалась легко и стройно. Просторная белая
рубаха свободно и красиво обвивала её молодую,
здоровую грудь.
Оригинальную красоту её лица, раз
его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было,
даже привыкнув к нему, его описать.
Прелесть его
заключалась в этих больших, блестящих, тёмных
глазах, которым тонкие, надломленные посредине
брови придавали неуловимый оттенок лукавства,
властности и наивности; в смугло-розовом тоне
кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя,
несколько более полная, выдавалась вперёд с
решительным и капризным видом”.
Портрет девушки – это
выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней
есть – и решительность, и властность, и
наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо,
необычно, волнующе.
– Как относятся сельчане к
Олесе и её бабушке?
Простые люди не притесняют
Олесю. Но начальство постоянно унижает и обирает.
– Какой образ Олеси стоит
перед глазами героя в дни ранней весны? Есть ли
здесь намёк на зарождающееся чувство? (гл. IV)
В душу Ивана Тимофеевича
“вливалась… поэтическая грусть”. Образ
Олеси не покидал его. “Мне нравилось…
беспрестанно вызывать в своём воображении её то
суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой
лицо, её молодое тело, выросшее в приволье
старого бора так же стройно и так же могуче, как
растут молодые ёлочки, её свежий голос, с
неожиданными низкими бархатными нотками”. В
облике Олеси, в её движениях и словах герою
видится что-то благородное, “какая-то
врождённая изящная умеренность”. Как не
хватает этой умеренности городским жителям!
Оказывается, настоящее благородство присуще не
обязательно выходцам из богатых, образованных
слоёв общества, но и в глуши Полесья может
вырасти красивая, гордая, таинственная девушка.
Зарождается чувство, ещё не осознанное, но
глубокое, сильное и чистое.
– Как гадание помогает
узнать характер Ивана Тимофеевича? Сбылось ли
предсказание Олеси?
Иван Тимофеевич – человек
хотя и добрый, но слабый, “слову своему не
господин”. Деньгами не дорожит, копить не
умеет. Гадание обещает ему любовь со стороны
какой-то трефовой дамы, темноволосой, как Олеся.
Самой же даме выходит долгая печаль и большое
несчастье. Легко догадаться, что трефовая дама и
есть Олеся. Предсказание сбылось в точности.
– Каким чудесным даром
обладает Олеся?
По лицу она может определить
судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх,
лечить простой водой самые сильные болезни, даже
свалить с ног взглядом. Но никогда Олеся не
использовала свой дар во вред людям.
– Как зарождается любовь: с
первого взгляда или в процессе общения? Что
очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл. VI)
В процессе общения Иван
Тимофеевич и Олеся всё сильнее и крепче
привязывались друг к другу.
“О любви между нами
не было сказано ещё ни слова, но быть вместе для
нас уже сделалось потребностью, и часто в
молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и
одновременно встречались, я видел, как
увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая
голубая жилка у неё на виске”. Иван Тимофеевич
очарован не только красотой Олеси, но и её
цельной, самобытной, свободной натурой, ясным,
детски невинным умом.
– Какое несчастье грозит
Олесе и её бабушке? Чем вынужден пожертвовать
Иван Тимофеевич, чтобы помочь? Как после этого
изменилось поведение Олеси? Что переживает в
этот момент Иван Тимофеевич? (гл. IX)
Олесе и её бабушке грозит
выселение, жадный урядник уже не довольствуется
их скромными подношениями. Иван Тимофеевич без
колебаний отдаёт ему старинное охотничье ружьё.
На время семья Мануйлихи спасена, но гордая Олеся
не может простить покровительства: “В её
обращении со мною не осталось и следа прежней
доверчивой и наивной ласки, прежнего оживления, в
котором так мило смешивалось кокетство красивой
девушки с резвой ребяческой шаловливостью. В
нашем разговоре появилась какая-то
непреодолимая неловкая принуждённость”.
Иван
Тимофеевич удивлён: “Откуда, в самом деле,
могла явиться у простой, выросшей среди леса
девушки такая чрезмерно щепетильная
гордость?” Куприн прослеживает этапы развития
чувства: сначала интерес к необычному облику,
натуре, затем тяга к общению, наконец, период
“смутных, томительно грустных ощущений”.
Сердце героя “привязано тонкими, крепкими,
незримыми нитями” к очаровательной девушке:
“…все мои мысли были заняты образом Олеси, всё
моё существо стремилось к ней, каждое
воспоминание… сжимало с тихой и сладкой болью
моё сердце”.
– Почему развитие любви
показано в тесной связи с картинами природы?
Основная мысль повести:
только вдали от цивилизации, от равнодушного
города можно найти человека, способного любить
бескорыстно, преданно. Только в единении с
природой, в сохранении естественности человек
способен достигнуть нравственной чистоты и
благородства.
– Что несёт с собой болезнь
героя?
Она несёт разлуку. Но
“разлука для любви то же, что ветер для огня:
маленькую любовь она тушит, а большую раздувает
ещё сильней”.
Олеся счастлива, на её лице “в
одно мгновение отразились, сменяя друг друга,
недоумение, испуг, тревога и нежная, сияющая
улыбка любви”. Иван Тимофеевич испытывает
“чистый, полный, всепоглощающий восторг”.
В
глазах Олеси он видит волнение встречи и горячее
признание в любви.
– Кто первым признаётся в
любви и какое предчувствие сопутствует
объяснению?
Первой своё чувство изливает
Олеся. От судьбы не уйти, ощущение тревоги,
предчувствие близкой беды не покидает обоих.
– Целый месяц длится
“наивная, очаровательная сказка любви”.
Какие чувства испытывает Иван Тимофеевич?
(гл. XI)
Выросшая среди леса, не
умеющая даже читать девушка “во многих случаях
жизни проявляет чуткую деликатность и особенный,
врождённый такт”.
“Спокойная, здоровая,
чувственная” любовь порождает мысль о
женитьбе. Но героя пугает то, что Олеся, став его
женой, будет исторгнута из родной среды. Олеся же
боится, что однажды надоест любимому.
К тому же
силён в её душе и суеверный страх перед церковью.
– На какой поступок
решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь и
Ивану Тимофеевичу, и – главное – самой себе?
Олеся преодолела свой страх и
пришла в церковь. Но её ожидали ненависть и страх
крестьян, от которых ей чудом удалось
ускользнуть.
В отчаянии Олеся погрозила толпе и
теперь вынуждена уехать, поскольку первое же
происшествие в селе будет приписано её чарам.
На
память о себе Олеся оставляет нитку дешёвых
красных бус, которые (как и гранатовый браслет в
одноимённом произведении) будут вечно
напоминать о нежной, великодушной любви.
– В чём драма этой любви?
Это красивое, нежное, чистое,
возвышенное чувство. Но слишком много внешних
препятствий для счастья. Влюблённых ждут разлука
и печаль.
Куприн ищет в реальной
жизни людей, исполненных святым чувством любви,
способных подняться над окружающей пошлостью и
бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя
ничего взамен.
«Гранатовый браслет» и «Олеся» –
гимны женской красоте и любви, гимны женщине,
духовно чистой и мудрой, гимны возвышенному
первозданному чувству. Вечная тема любви всегда
волновала и будет волновать сердца людей, но
тайны её способны разгадать немногие.
Среди них
– замечательный русский писатель Александр
Иванович Куприн, произведения которого несут в
себе не только тихую грусть, но и веру в духовное
совершенство человека.
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/load/personalnyj_ugolok_pisatelja/kuprin/povest_a_kuprina_quot_olesja_quot_v_shkolnom_izuchenii/49-1-0-846
Повесть А. И. Куприна «Олеся». Образ главной героини
Нет ничего более загадочного, чем человеческая душа. На мой взгляд, высказывание С. Н. Булгакова как нельзя более подходит повести А. И. Куприна «Олеся». Это произведение создано в 1898 году, относится к раннему творчеству писателя. Оно заслуживает самого пристального внимания. Автор ставит сложную проблему, а яркие характеры героев делают повесть увлекательной и запоминающейся.
Олеся очень похожа на фольклорных персонажей. Она обладает удивительной красотой, помимо того, ей свойственны необычайные таланты. Девушка показана в тесной связи с природой. Даже в самый первый момент знакомства Олеся приносит в дом птиц.
Лесные дикие птицы становятся для нее «ручными». Олеся – настоящая дикарка, но именно это делает ее столь привлекательной. Простые деревенские девушки по сравнению с пей заметно проигрывают.
Сама красота Олеси, естественная и удивительная, с точки зрения деревенских жителей является явным доказательством ее «колдовства».
Нетрудно представить себе, какое восхищение вызывает внешний облик Олеси у главного героя.
Ведь сказочная красавица словно является живым воплощением фольклорных героинь: «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение.
Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати —двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть…»
«Колдовские» способности Олеси и ее бабушки не могут восприниматься читателем как опасные. Ведь нравственная чистота Олеси, которая становится очевидной с момента первого знакомства, не может допустить, чтобы эти удивительные способности были направлены во вред. Но в деревне Олесю воспринимают как ведьму.
Однако насколько более благородной, чистой выглядит Олеся по сравнению с жителями деревни. Тупость, злоба, ограниченность деревенских жителей делают их отвратительными, и читатель невольно проникается этим ощущением. Что касается Олеси, то ей нельзя не восхищаться. Она загадочна, но так прекрасна и притягательна.
Олеся и ее бабка стараются не общаться с жителями близлежащей местности. Своим рассказом о позиции нейтралитета девушка словно пытается отгородиться от окружающих, защититься от их тупой злобы и ненависти: «А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо.
Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли… Да вот еще бабушке чаю, – чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть». Простые люди жестоки в своем стремлении записать всех, кто не похож на них, в «ведьмаки».
И Олеся первым делом стремится спастись от этой неконтролируемой злобы.
Ум Олеси очевиден. Простая, необразованная девушка обладает потрясающей интуицией, прекрасно разбирается во всем, что так или иначе связано с человеческими отношениями. Она понимает, что у нее нет будущего с Иваном Тимофеевичем. Ей больно от этого, но изменить ничего она не может. Барин не может связать свою жизнь с лесной дикаркой, как бы хороша собой она ни была.
Девушка приносит себя в жертву. Требование любимого посетить церковь было опасным для Олеси. Она это прекрасно сознавала. Местные жители не простили бы «ведьме», что она осмелилась посетить церковь. Случайная угроза Олеси вос-принимается местными жителями как явное доказательство ее колдовской силы.
И теперь у девушки и ее бабушки нет возможности остаться на прежнем месте. Им необходимо снова бежать, искать себе новое пристанище. Кто виноват в этом? Олеся никого не винит. Любовь к Ива1гу Тимофеевичу она не воспринимает как наказание, она благодарна ему за те прекрасные минуты, которые подарила судьба.
Девушка-дикарка в значительной иере выигрывает по сравнению с образованным Иваном Тимофеевичем. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала любимой. Он выглядит эгоистичным человеком, думающим только о себе. Сам того не желая, он принес беду своей любимой. А защитить ее у него недостает сил.
Мы понимаем, насколько тяжелым было расставание для Олеси. Ведь она вынуждена убежать, даже не попрощавшись со своим возлюбленным. Она тем самым спасает его, ведь местные жители, заподозрив Ивана Тимофеевича в общении с ведьмами, могли бы быть опасны и для него. Благородство Олеси проявляется во всем.
Она обладает удивительной добротой, мудростью, чистотой.
Повесть Куприна «Олеся» заставляет задуматься о сложных взаимоотношениях между людьми. Кроме того, эта история еще раз доказывает, насколько загадочной и непостижимой может быть человеческая душа.
Источник: https://rlspace.com/povest-a-i-kuprina-olesya-obraz-glavnoj-geroini/
38. Герой-интеллигент в произведениях А. Куприна (Олеся, Молох) » Шпоры для студентов
*В литературе начала века предстала целая галерея героев-интеллигентов. В критике даже закрепились термины — «чеховские интеллигенты», «купринские интеллигенты».
При всех частных различиях их общая черта — душевная чуткость, тактичность, внутреннее благородство.
Но эти качества сочетались с неспособностью на решительный поступок, с неумением противостоять хамству, с неготовностью взять на себя ответственность в нужный момент.*
В 1896 г. Куприн пишет большую повесть “Молох”. В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель показал все это через восприятие интеллигента.
Инженер Бобров болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв.
Конкретным воплощением Молоха в повести является делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли политического деятеля и вождя (“нам принадлежит будущее”, “мы соль земли”).
Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко. Герою повести свойственны двойственность и колебания.
В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Повесть кончается рассказом о бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими.
Главный герой повести — интеллигент Бобров — мягкий, слабовольный человек, правдоискатель, мечтатель. Но он не хочет мириться с насилием, лицемерной моралью, прикрывающей это насилие. Он ратует за чистоту, честность в отношениях между людьми, за уважение к человеческому достоинству.
Он искренне возмущен тем, что личность становится игрушкой в руках кучки собственников и стяжателей. Вместе с тем Бобров стремится понять свою роль в бурном процессе капиталистического развития.
Мучительные поиски приводят Боброва к выводу, что он способствует только тому, что «сотня французских лавочников-рантье и десяток ловких русских пройдох со временем положат в карман миллионы».
Слабый, надломленный человек, раздираемый внутренними противоречиями, Бобров совершенно не способен на протест против социального зла.
Вспышка негодования заканчивается признанием собственного бессилия: «У тебя нет на это ни решимости, ни силы… Завтра же опять будешь благоразумен и слаб». Причина слабости Боброва коренится в том, что он чувствует себя одиноким в своем возмущении несправедливостью, царящей вокруг. Он мечтает о жизни, основанной на чистых отношениях между людьми.
Но как добиться такой жизни? Кто принесет освобождение человечеству? На эти вопросы ни правдоискатель Бобров, много рассуждающий о жизни, ни сам автор не дают ответа.
Куприн подчеркивает вялость, бездеятельность в характере своего героя, человека субъективно честного и благородного.
Автор так описывает Боброва в начале повести: «По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше было посвятить себя кабинетным занятиям, профессорской деятельности или сельскому хозяйству… Его нежная, почти женственная натура жестоко страдала от грубых прикосновений действительности…
Он сам себя сравнивал в этом отношении с человеком, с которого заживо содрали кожу».
Уже в этой первой характеристике Куприн подчеркивает те черты натуры героя, которые могут объяснить слабость его в столкновении с «грубой действительностью». Бобров не ничтожный человек. Интеллигенты в произведениях Куприна обычно люди талантливые, умные, прогрессивно настроенные.
Но они неизлечимо больны пассивностью духа, терзаются собственными бедами и лишь сострадают несчастьям людей, их окружающих. Они становятся как бы «резервуаром» общественных страданий, но вмешиваться в жизнь, избавить людей от мук не в состоянии…
Таков и Бобров. Внешний портрет его типичен для русского интеллигента: «Наружность у Боброва была скромная, неяркая…
Он был невысок ростом и довольно худ, но в нем чувствовалась нервная, порывистая сила. Большой белый прекрасный лоб прежде всего обращал на себя внимание на его лице. Расширенные и притом неодинаковой величины зрачки были так велики, что глаза вместо серых казались черными.
Густые, неровные брови сходились у переносья и придавали этим глазам строгое, пристальное и точно аскетическое выражение. Губы у Андрея Ильича были нервные, тонкие, но не злые и немного несимметричные… усы и борода маленькие, жидкие, белесоватые, совсем мальчишеские. Прелесть его в сущности некрасивого лица заключалась только в улыбке.
Когда Бобров смеялся, глаза его становились нежными и веселыми, и все лицо делалось привлекательным».
Черты характера Боброва проявляются в его отношении к рабочим.
Боброву нестерпимо стыдно, что он видит таких же, как он, людей, но изуродованных каторжным трудом, создающих своими мускулами, кровью условия для того, чтобы господствовало страшное чудовище — капитализм. «Глядя на их упорный труд в то время, когда их тела обжигал жар раскаленных железных масс, а из широких дверей дул пронзительный осенний ветер, он сам как будто бы испытывал часть их физических страданий. Ему тогда становилось стыдно и за свой выхоленный вид, и за свое тонкое белье, и за три тысячи своего годового жалованья».
У паровых котлов он видит кочегаров. Ему кажется, что «какая-то сверхъестественная сила приковала их на всю жизнь к этим разверстым пастям, и они, под страхом ужасной смерти, должны были без устали кормить и кормить ненасытное, прожорливое чудовище…»
В 1898 г. Куприн пишет повесть “Олеся”. Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой “колдуньи”, вне обычных норм крестьянской семьи.
Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари.
История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда.
Олеся красива, умна, обаятельна, бескорыстна, она поразительно отзывчива на всякую мысль, всякое движение души любимого человека. Вместе с тем у нее сильный характер, она тверда в своих решениях, бескомпромиссна в поступках.
Куприн окутывает тайной процесс формирования характера Олеси и даже самое происхождение девушки. Мы ничего не знаем о ее отце, матери.
Ее воспитала темная, неграмотная бабка, о которой известно только, что раньше она жила среди людей и затем была изгнана ими. Никакого одухотворяющего влияния на Олесю она оказать не могла.
А девушка получилась такой замечательной потому,- убеждает читателя Куприн,- что выросла в густых лесах, не зная разлагающего влияния цивилизации.
Олесе противопоставлен интеллигент Иван Тимофеевич – житель большого города. Сначала незаметна, завуалирована душевная ограниченность Ивана Тимофеевича. Он будто мягок, отзывчив, искренен.
Его нельзя назвать дурным человеком, но, как говорит, гадая ему, Олеся: “Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин.
Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь”. на сей раз слабость совсем другого рода, нежели у Боброва: отсутствует цельность и глубина чувства.
Не сам испытывает, а другим причиняет боль Иван Тимофеевич.
Куприн последовательно разоблачает беспочвенность “культуртрегерских” начинаний, столь модных среди интеллигентов 80-90-х годов.
Оказавшись в полесской глуши, Иван Тимофеевич пробует лечить местных крестьян, но очень скоро убеждается, что это ему не по силам; явно непосильной оказывается для него и попытка научить грамоте спутника по охоте – полесовщика Ярмолу: “Отказавшись окончательно от мысли выучить его разумному чтению и письму, я стал учить его подписываться механически”,- признается в конце концов незадачливый наставник. Таких незадачливых, добрых, лишенных твердой воли людей мы часто встречаем у Куприна.
Источник: https://shporiforall.ru/otechestvennaya-literatura-20-veka/38-geroj-intelligent-v-proizvedeniyax-a-kuprina-olesya-molox.html
Анализ повести «Олеся» (А.И. Куприн) | Литерагуру
Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».
История создания
История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.
Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.
Жанр и направление
Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.
По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.
Суть
Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.
Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён.
Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза.
Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.
Главные герои и их характеристика
Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.
- Характеристика Ивана Тимофеевича. Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
- Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны по ссылке.
Темы
- Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
- Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы.
Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы.
Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном эссе.
- Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений.
Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом сочинении.
Проблемы
Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него.
Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии.
Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.
Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа.
У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.
Смысл
Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность.
Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации.
Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.
Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.
Вывод
Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.
Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.
Критика
Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.
К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.
Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.
Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-olesya-a-i-kuprin/