Именины наташи ростовой в романе “война и мир”: читать эпизод именин

Именины Наташи Ростовой Помощь по литературе

«Война и мир» Л. Н. Толстого — одно из величайших произведений мировой литературы. Главная мысль романа вынесена в его заглавие: «мир» как национальное единство противопоставляется «войне» как разрушению и разобщению. (Интересно, что в названии произведения слово «война» стоит на первом месте.

Это неслучайно: победа в Отечественной войне 1812 года на многие десятилетия определила не только судьбу России, но и всей Европы). Данная особенность прослеживается и в композиции произведения: сцены из мирной жизни здесь чередуются с военными эпизодами.

Этот контраст призван еще раз подчеркнуть бесчеловечность войны, ее противоестественность.

Сцены мирной семейной жизни уже в самом начале произведения показывают нам, для чего должен жить человек, в чем смысл его каждодневной жизни, в чем его радость, опора и поддержка. Именно такой атмосферой проникнут эпизод празднования именин в доме Ростовых (том первый, часть первая, главы 18-20).

Обратите внимание

Толстой описывает празднование именин у графини-матери и у маленькой Наташи. В доме собираются гости. Из некоторых моментов мы видим, что финансовое положение Ростовых оставляет желать лучшего, но граф не хочет думать об этом. Тем более, он не смеет отказать в деньгах своей жене.

Вот в гостиной Ростовых собрались гости.

Все ждут прибытия Марьи Дмитриевны, негласного авторитета в их среде. Эта женщина отличалась прямотой, честностью, открытостью. Важно также и то, что она всегда говорила только на русском языке. Это для писателя показатель патриотичности, истинности натуры героини. Кроме того, важно, что Марья Дмитриевна является другом Ростовых.

Значит, и сами они люди, обладающие большой душой, чистые, искренние, светлые. В этом мы будем убеждаться на протяжении всего эпизода, в котором раскрываются характеры графа Ростова, Наташи, Сони, Берга и других. Вот мы видим, что в ожидании Марьи Дмитриевны гости ведут беседы.

Основной темой для разговоров является, безусловно, близкая война с французами. Граф Ростов, как ребенок, наслаждается тем, что свел в споре двух очень разных людей — Шиншина и Берга. Получается очень живой и ироничный разговор, вокруг собеседников собираются люди, смеются, заинтересованно слушают.

Граф наслаждается всем этим, радуется общению, празднику, веселью: «Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников». Данный эпизод дает нам и характеристику офицера Берга, будущего мужа Веры.

Это холодный и расчетливый немец, абсолютно инородный в семье Ростовых, как, впрочем, и Вера.

Берг полностью зациклен на себе, своих интересах и потребностях: «Разговор его всегда касался только его одного… Но как скоро разговор касался… его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием». Этот человек не способен понять другого человека, посочувствовать ему, просто заинтересоваться. Своей холодностью и эгоизмом Берг напоминает мертвеца.

Во время описания праздничного обеда Толстой тонко показывает нам взаимоотношения многих героев, их мысли и чувства, флюиды, витающие вокруг и почти незаметные простому глазу. Так, мы видим взаимоотношения между графом и графиней Ростовыми.

Важно

Эти люди стали одним существом — настолько они сроднились и не мыслят своего существования друг без друга. Внешне же эти отношения проявляются даже несколько смешно: граф, прячась от жены, подливает гостям вино, не забывая при этом себя.

Графиня же «кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос».

Но во всем этом мы видим столько тепла, доброты, родственного чувства, что не можем не улыбнуться, читая эти строки. В данном эпизоде перед нами раскрывается и Соня, безнадежно влюбленная в Николая Ростова и мечтающая выйти за него замуж.

За столом девушка ревнует Николая к Жюли Карагиной, а затем рыдает у Наташи на плече из-за жестоких слов Веры: старшая дочь Ростовых убеждена, что брак Сони и Николая невозможен, прежде всего, потому, что он помешает карьере Николая.

Наташа поддерживает подругу, как может, сопереживает ей до такой степени, что сама начинает плакать, лишь увидев, что Соне плохо.

Толстой не приукрашает свою героиню: «И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела…» Но от таких подробностей мы еще больше любим Наташу за ее непосредственность, искренность, естественность. Вообще, эта девочка переняла все самые лучшие черты своей семьи.

Наташа горячая, озорная, смелая. Она, рискуя навлечь на себя неудовольствие не только матери, но и Марьи Дмитриевны, перебивает разговор взрослых и спрашивает, какое мороженое будут подавать на десерт. А потом смело вступает в разговор с гостьей, и та, горячо любящая этого «казака», прощает ей ее дерзость.

Заканчивается эпизод танцем графа Ростова и Марьи Дмитриевны. Известно, что в танце человек раскрывается и можно понять его характер, натуру, суть. Толстой использует этот прием.

Совет

Он видит в графе Ростове и его партнерше по танцу основу русской нации, воплощение национального характера, лучших сил, которые, вместе с русским народом, и выиграли войну с французскими захватчиками.

Таким образом, эпизод «Именины Наташи Ростовой» дает нам характеристику многих героев романа, намечает дальнейшие сюжетные ходы, позволяет понять отношение самого писателя к своим героям, выявить его идеал семьи, его взгляд на русский характер и русского человека.

Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/3490_imeniny_natashi_rostovoy.htm

::S1226!:: Сочинения – Роль эпизода «Именины Наташи Ростовой» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Салонная петербургская жизнь — образец ненатурального существования, существования формального. В самом начале в изображении салона Л.Н. Толстой отмечает неестественное механическое течение жизни людей, давно забывших о том, что можно находиться вне фальши и пошлой игры.

Здесь говорят “по привычке, как заведённые часы”, здесь заранее берут для себя роль и следуют ей помимо собственного желания. Искренности чувств ожидать здесь было бы странно. Естественность — вот что самое нежелательное для этого круга. Поэтому Анна Павловна с тревогой следит за слишком непосредственным Пьером и внутренне недовольна его горячностью в споре с одним из гостей.

Истина для этих людей не существует, только выгода, личный интерес. “Влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез” — эти мысли князя Василия разделяет едва ли не каждый присутствующий здесь, кроме, разумеется, Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Для последнего “гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество” — “заколдованный круг”, из которого он стремится как можно быстрее вырваться и следовать на войну. Таков высший свет в Петербурге. А что же в Москве?

На удивление (мы помним фамусовскую Москву), обнаруживаем иной полюс жизни в первопрестольной столице. Л.Толстой явно разделяет и противопоставляет Москву и Петербург.

Московская жизнь для него — жизнь усадебная, более близкая естественной, народной, даже когда обитатели усадеб живут в городе (он так и чувствовал себя, ненадолго выезжая из Ясной Поляны в московский дом в Хамовниках).

И характерное явление для Москвы — Ростовы, погружённые больше в стихию душевно-эмоциональную, чем рационального расчёта, мало имеющие представления о рассудочных основах жизни. И неудивительно, что на именинах “матери и меньшей дочери” Ростовых около сотни гостей: “Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду”.

Обратите внимание

Хлебосольство, щедрость, природное добродушие — отличительные черты семейства Ростовых. Вспомним хотя бы живое участие графини в покупке обмундирования сыну бедной подруги — Анны Михайловны Друбецкой.

Граф даже не поинтересовался, для чего понадобились деньги, и велел тотчас же принести их и отдать графине, с нежностью выговаривая: “Вы, графинюшка, мотовка известная, — проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушёл опять в кабинет”. С тем же редкостным чувством понимания он заплатит карточный долг сына Николая.

На этот раз сумма будет куда более значительней, и старый граф едва не умрёт, услышав про сорок три тысячи, но “…да, да, — проговорил он, — трудно, я боюсь, трудно достать… с кем не бывало! Да, с кем не бывало…” Представить в подобной ситуации князя Василия даже невозможно, хотя и он спасал бы Анатоля, но, скорее, не честной уплатой долга, а мерзкими интригами против Долохова. Поражает в старом графе Ростове и то, что, независимо от слухов, он настойчиво передаёт приглашение Пьеру приехать на обед. Мы помним, как холодно и настороженно был встречен он в салоне Шерер, да и здесь, в Москве, его не очень-то жалуют. “Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери”, — как от прокажённого, шарахается от него Марья Львовна Карагина. Но не все, не все…

Курьёзный и нелепый случай с медведем и квартальным вызовет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других — любопытство (преимущественно у молодёжи), а кто и с отеческой ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: “Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шёл”. Ох, больше бы таких грозных наставлений нашему Пьеру, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни. Интересен и сам образ тётушки — графини Марьи Дмитриевны. Она “всегда говорила по-русски”, не признавая светских условностей; надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И как почтительно все встали перед ней, и это отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед “никому не нужной тётушкой” Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.

Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошёл вниманием и будущего мужа Веры — Берга. Об этой паре хочется рассказать отдельно.

“Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно… голос у неё был приятный…” Вера слишком “умна” для этого семейства, но ум её обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома.

От неё веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга — именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику. “Спокойно и учтиво” размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая “ни насмешки, ни равнодушия” окружающих.

Вполне серьёзно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счёт убитых на войне. “Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, — сказал Шиншин, трепля его по плечу”. Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни.

Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. Противоестественно также будет их желание не иметь детей:

“— Одно только, чтоб у нас не было так скоро детей…

— Да, — отвечала Вера, — я совсем этого не желаю. Надо жить для общества”.

Важно

В этом их обоюдном согласии (тогда как для Толстого любовь к детям есть одно из самых естественных свойств человека) — какая-то машинная расчётливость, неприкрытый эгоизм. Так и пройдут они по жизни, извращая подлинное человеческое бытие.

Да, прав был старый граф, говоря: “Что греха таить… Графинюшка мудрила с Верой…” Вот и “намудрила”, что младшая дочь в день своих именин поразительно честно и открыто заявит: “Ты этого никогда не поймёшь… потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет”.

Читайте также:  Критика о пьесе "чайка" чехова, отзывы современников

Этой тринадцатилетней девочке уже дано понять душевную пустоту старшей сестры.

“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка” — такой мы впервые видим Наташу. И с её образом входит в роман тема “живой жизни”.

Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс “Ключ”, станцевать с Пьером. Толстой пишет, что “сущность её жизни — любовь”. В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь.

Конечно, мы не верим ей, когда она “на полном серьёзе” говорит Борису: “Навсегда… До самой смерти”. “И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную”.

“Умна она?” — спросит впоследствии Пьера княжна Марья. “Пьер задумался. “Я думаю, нет, — сказал он, — а впрочем — да. Она не удостоивает быть умной””. “Не удостоивает быть умной”? Поразительно! То есть она изначально отдаётся бессознательному следованию жизни, не снисходя до размышлений о своём месте в ней. Вот Вера и Берг находят своё место — “жить ради общества”.

Все действия Наташи определены требованием её натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определённой частной жизни, ибо она не принадлежит одному семейному кругу, а миру всеобщего движения.

И может быть, и её имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: “Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью”. Она и не пытается понять свою роль, тем самым уже определила её для себя и для других.

“Весь мир разделён для меня на две половины: одна — она и там всё — счастье, надежда, свет; другая половина — всё, где её нет, там всё уныние и темнота”, — скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюблённым взглядом.

“Этот же самый взгляд её иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться, не зная чему”. Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим её натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство её жизни.

Между Наташей-девочкой, с её импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищённой глубокой красотой лунной ночи в Отрадном, и Наташей-матерью, “с радостным лицом” показывающей пелёнку с жёлтым пятном, нет существенного различия, ибо и то, и другое натурально, нефальшиво. Радость матери при здоровье ребёнка так же поэтична, как и первый поцелуй, как и восторг перед необозримостью и неохватностью жизни.

“Как это всё просто и ясно” — ещё раз убеждаемся мы, обращая свой взгляд на глобус-шар, где уже нет уничтожающих друг друга капель, а все они слились воедино, составляя один большой и светлый мир, как в самом начале — в доме Ростовых. И в этом мире остаются Наташа и Пьер, Николай и княжна Марья с маленьким князем Болконским, и “надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе”.

Источник: https://s1226.narod.ru/literature/sochinenia/tols_epizod1.htm

Изложение эпизода из романа «Война и мир»: Именины Наташи Ростовой

“Война и мир” — одна из тех книг, которую нельзя забыть.

“Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота — надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе”, — сказал Л. Толстой в этом романе.

В самом его названии — вся жизнь человеческая. А еще “Война и мир” — модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира — глобус-шар. “Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров”.

Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино.

“Вот жизнь”, — сказал старичок учитель, когда-то учивший Пьера географии. “Как это все просто и ясно, — подумал Пьер, — как я не мог знать этого прежде?”

“Как это все просто и ясно”, — повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого.

Так, эпизод за эпизодом, мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой пре обладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания.

Совет

Именно с этих толстовских представлений о жизни и будет рассмотрен эпизод именин в доме Ростовых.

Курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других — любопытство (преимущественно у молодежи), а кто и с материнской ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: “Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел”. Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру Безухову, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни. Интересен и сам образ тетушки — графини Марьи Дмитриевны.

Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед “никому не нужной тетушкой” Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.

Рекомендуем почитать ►

Лингвистический анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры — Берга.

Об этой паре хочется сказать отдельно. “Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно… голос у нее был приятный…” Вера слишком умна для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет.

женой Берга — именно ему она под стать, этому наивному эго-центрику. “Спокойно и учтиво” размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая “ни насмешки, ни равнодушия” окружающих. Вполне серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счет убитых на войне.

“Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, — сказал Шиншин, трепля его по плечу”.

Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне.

Противоестественно также будет их желание не иметь детей… В этом их обоюдном согласии (тогда как для Толстого любовь к детям есть одно из самых естественных свойств человека) — какая-то машинная расчетливость, неприкрытый эгоизм.

Так и пройдут они по жизни, извращая подлинное человеческое бытие.

Обратите внимание

Да, прав был старый граф, говоря: “Что греха таить… Гра-финюшка мудрила с Верой…” Вот и намудрила, что младшая дочь в день своих именин поразительно честно и открыто заявляет: “Ты этого никогда не поймешь… потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет”. Этой тринадцатилетней девочке уже дано понять душевную пустоту старшей сестры.

“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка” — такой мы впервые видим Наташу. И с ее образом входит в роман тема “живой жизни”.

Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс “Ключ”, станцевать с Пьером.

Толстой пишет, что “сущность ее жизни — любовь”. В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь.

Конечно, мы не верим ей, когда она “на полном серьезе” говорит Борису: “Навсегда… До самой смерти”. “И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную”.

“Умна она?” — спросит впоследствии Пьера княжна Марья. Пьер задумался./Я думаю, нет,” — сказал он, — а впрочем — да. Она не удостаивает быть умной”.

Не удостаивает быть умной? Поразительно! Т0 есть она изначально отдается бессознательному следованию жизни, не снисходя до размышлений о своем месте в ней. Вот Вера и Берг находят свое место — “жить ради общества”.

Все действия Наташи определены требованиями ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участница определенной частной жизни, ибо не принадлежит одному семейному кругу, а миру всеобщего движения.

И может быть, именно ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: “Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью”.

Она и не пытается понять свою роль, тем самым уже определив ее для себя и для других.

“Весь мир разделен для ‘меня на две половины: одна — она и там все — счастье, на дежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота”, — скажет князь Андрей четыре года спустя.

Важно

Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. “Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему”.

Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни.

Между Наташей-девочкой, с ее импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищенной глубокой красотой лунной ночи в Отрадном, и Наташей-матерью, с радостным лицом показывающей пеленку с желтым пятном, нет существенного различия, ибо все это натурально, не фальшиво. Радость матери при здоровье ребенка так же поэтична, как и первый поцелуй, как и восторг перед необозримостью и неохватностью жизни.

Источник: https://www.getsoch.net/izlozhenie-epizoda-iz-romana-vojna-i-mir-imeniny-natashi-rostovoj/

Презентация к уроку литературы в 10 классе “Анализ эпизода «Именины в доме Ростовых» (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)”

Анализ эпизода «Именины в доме Ростовых» гл.7-11, 14-17, часть 1, том 1

Урок литературы в 10 классе

Цель урока

  • Проанализировать эпизод «Именины в доме Ростовых»
  • Выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа

Выводы по гл.6

Какими предстают перед нами любимые герои Л.Н.Толстого князь Андрей Болконский и Пьер Безухов в начале романа?

О чем они мечтают? К чему стремятся?

Как к ним относятся другие персонажи?

Андрей Болконский

Отношение Андрея к жене

Моя жена, — продолжал князь Андрей, — прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!.. Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели… Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу… Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем — вот женщины, когда они показываются так, как они есть”.

Читайте также:  Краткое содержание комедии "недоросль" фонвизина по действиям (пересказ по главам)

Пьер Безухов

Развлечения в доме Курагина

Анатоль Курагин

Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.

Долохов

был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица.

Пари Долохова с англичанином Стивенсоном

Рисунок М. С. Башилова

Москва. 1805 г.

Прием сопоставления и антитезы

Именины в доме Ростовых

Граф И.А. Толстой, дед писателя по отцовской линии, прототип графа Ростова. Неизвестный художник

Графиня Ростова

В чем проявляется контрастность образов?

Встреча гостей

Знаете ли Вы текст романа?

Сколько гостей будет присутствовать на именинах у Ростовых?

Какие взаимоотношения царят между супругами Ростовыми? Докажите примерами.

Знаете ли Вы текст романа?

Кто является главным гостем на именинах у Ростовых? Почему?

Графиня Марья Дмитриевна Ахросимова

Знаете ли Вы текст романа?

Что подарила графиня Мария Дмитриевна Наташе?

… Она достала из огромного ридикюля (ридикюль Марьи Дмитриевны был всем известен обилием и разнообразием содержания) яхонтовые сережки грушками…

О ком и чьи эти слова?

“Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел”.

Пьер. Два первых варианта. Рисунок М. Башилова. 1866. Л. Толстой: «Лицо его хорошо (только бы во лбу придать побольше склонности к философствованию — морщинку или шишки над бровями), но тело его мелко — пошире и потучнее и покрупнее его бы надо… Портрет Пьера, я думаю, не сделать ли лежащим на диване и читающим книгу, или рассеянно задумчиво глядящим вперед через очки, оторвавшись от книги…»

Пьер. Окончательный вариант. Рисунок М. Башилова. 1866. Л. Толстой: «Эта картинка так хороша в своем роде, как только может быть хорошо полное художественное произведение, т.е. что лучше быть не может»

Смерть графа Безухова. Рисунок М. Башилова. 1866.

Кто борется за наследство умирающего

графа Безухова?

Спор из-за наследства графа Безухова. Рисунок М. Башилова. 1866

Наташа глазами Толстого

“ Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка , со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными ручками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”

Блиц-опрос

Какие события произойдут с Наташей за один день именин?

О чем это говорит?

«Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки ».

В обращении со своей матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко”.

Наташа и Борис Друбецкой.

Художник А. Апсит

Наташа и Борис Друбецкой в цветочной. Рисунок М. Башилова. 1866

Борис Друбецкой

Совет

Борис был высокий белокурый юноша, с правильными тонкими чертами длинноватого лица. Спокойный и внимательный ум выражался в приятных серых глазах его, в углах же еще не обросших губ заметна была всегда насмешливая и немного хитрая улыбка, не только не вредившая, но придававшая как бы соль выражению его свежего, очевидно еще не тронутого ни пороком, ни горем красивого лица.

Анна Михайловна Друбецкая с сыном Борисом. Рисунок М. Башилова. 1866

Как поведет себя Наташа за столом во время обеда?

Какой дерзкий поступок совершит?

Как на это среагируют гости?

Танец Данило Купора. Рисунок М. Башилова. 1866.

Л. Толстой: «Графа Ростова и Марью Дмитриевну… нельзя ли смягчить, убавив карикатурности и прибавив нежности и доброты»

Работа с цитатами

Какую характеристику дают Наташе окружающие ее люди?

«порох»,

«казак в юбке»,

«зелье-девка»

«козырь девка»

Наташа Ростова.

Художник К. Рудаков. 1941-1948

Николай Ростов и Соня

Николай Ростов

студент, старший сын графа

«Николай был невелик ростом, широкогруд и очень тонко и хорошо сложен. Открытое лицо, с русыми, мягкими вьющимися волосами вокруг выпуклого, широкого лба, с восторженным взглядом полузакрытых карих выпуклых глаз, выражало всегда впечатление минуты. На верхней губе его уже показались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.»

Николай Ростов.

Художник К. Рудаков.

1941-1948

… я убежден, что русские должны умирать или побеждать…

Соня, племянница Ростовых

Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка, с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черною косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных, худощавых, но грациозных, мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она невольно напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой.

Чем отличается молодое поколение Ростовых от молодежи Петербурга?

Тема разговора за обедом

Говорят ли за столом на именинах о Наполеоне?

Чем эта беседа отличается от разговоров в салоне А.П.Шерер?

Поразмышляем!

Какая атмосфера царит в доме Ростовых?

В чем заключается различие этой атмосферы от духа в салоне А.П.Шерер?

Какие ценности являются главными в этой семье?

Есть ли в семье Ростовых дети, вызывающие читательскую неприязнь?

Домашнее задание

1. Прочитать г. 22 – 25 (до конца части 1)

2. Анализ эпизода «приезд князя Андрея в Лысые Горы»

Знакомство с новыми героями, их характеристика.

3. Чем семья Болконских отличается от семьи Ростовых?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-10-klassie-analiz-epizoda-imieniny-v-domie-rostovykh-po-romanu-l-n-tolstogho-voina-i-mir

Анализ эпизода Именины у Ростовых, Война и мир

Одним из лучших произведений русской классической литературы, несомненно, является роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир», в котором автор с первых страниц подчеркивает противоестественность всяких конфликтов.

Этому способствуют сцены с описанием мирной жизни в кругу родных и близких людей, всегда готовых понять и прийти на помощь.

А понять, какие нравственные ценности больше всего привлекали писателя в людях, поможет анализ эпизода «Именины у Ростовых».

Место сцены в романе-эпопее

Практически вся 1 часть первого тома посвящена знакомству с героями и сложившимися в их домах и обществе в целом устоями.

После описания знати, собравшейся в салоне Шерер, Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых. С этой семьей связана в произведении очень важная для писателя мысль – семейная, как он сам ее обозначил.

И начинается знакомство с Ростовыми и повествование об их дальнейшей судьбе со сцены, в которой собираются вместе родные и знакомые. В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог.

И хотя графиня, уставшая от визитов, бросает: «Ну довольно», ее слова не воспринимаются как нежелание видеть гостей. Это, в большей мере, проявление искренности и простоты – главных достоинств всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры.

Вот в этом-то и заключается главное отличие Ростовых от других “дворянских гнезд”, представленных в романе.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь.

Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера.

Обратите внимание

Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами – здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский – встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя.

Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену.

Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых – анализ эпизода это подчеркивает – говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Начало вечера

Граф всегда, даже в такое сложное для них время, старался устроить все по правилам – к деньгам здесь никогда не относились как к самой главной ценности в жизни.

Приехавшие женщины собрались в гостиной, а мужчины отправились в кабинет хозяина: там им предстояло полюбоваться его замечательной коллекцией трубок и, естественно, обсудить политические новости, главной из которых была война.

Каждый из гостей высказывал свое мнение относительно сложившейся политической обстановки, но делалось это как-то ненавязчиво и без лишних дискуссий. Особо выделялся молодой поручик Берг, который не случайно приехал на именины Наташи Ростовой (дочери) и самой графини: его прочили в женихи Вере.

Часто он предпочитал молчать, наблюдая за происходящим и оценивая обстановку. Теперь же Берг увлек собравшихся рассказом о том, какое выгодное положение занимал в гвардии и как быстро продвигался по службе.

При этом он совершенно не замечал, что интерес к нему скорее был вызван проявлением хвастовства и самолюбования, мало принятых в подобном кругу и вполне уместных у Анны Павловны. Это подчеркнула заключительная фраза одного из гостей, что с таким подходом к жизни Берг везде пойдет. Однако и здесь все происходило естественно, без притязаний на превосходство со стороны кого-либо из гостей или самого графа.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых.

Читайте также:  Анализ эпизода "сон петра гринева" из романа "капитанская дочка" пушкина

Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице – Наташе-“казаку”, сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову.

Важно

Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах.

Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным – уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается – т.е. в целом соблюдались принятые в светском обществе приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом.

Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее.

Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай.

Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына).

Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией.

Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт.

Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета.

Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил.

А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Развлечения после ужина

Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера.

А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны.

Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.

Так Л. Толстой подчеркивает истинно народный характер своих любимых героев в романе-эпопее «Война и мир».

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых.

Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть нравственные идеалы автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в становлении личности.

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.

Источник: https://autogear.ru/article/182/137/analiz-epizoda-imeninyi-u-rostovyih-voyna-i-mir/

�менины в доме Ростовых

Сцены именин перемежаются с главами о смерти графа Безухова (VII–XI – именины у Ростовых, XII–XIII – болезнь графа, XIV–XVII – опять Ростовы, XVIII–XXI – смерть Безухова).

Чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.

Глава XVIII начинается словами: «В то время, как у Ростовых танцевали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безуховым сделался шестой удар».

Совет

Контраст этих сцен – шестой англез и шестой удар – закрепляется словами «в то время, как», которые будут часто повторяться у Толстого, передавая его мысль о многообразии единой жизни.

Вместе с тем эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. � здесь и там – гости.

Фактически вся первая часть первого тома показывает прием гостей: гости у Шерер, и у Ростовых, и у Болконских (князь Андрей с женой – тоже гости в доме старого князя), даже распадающийся «дом Безуховых» испытывает натиск новых для него людей.

Р’РѕРїСЂРѕСЃ

В чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и у Шерер?

Ответ

Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность.

Сопоставление именин в доме Ростовых и салона Шерер позволяет резче оттенить сильные качества одних героев и углубить толстовское разоблачение других.

Р’РѕРїСЂРѕСЃ

С какими аналогичными фактами из жизни петербургского света сопоставляются сцены из жизни Ростовых?

Опишите сбор гостей у Ростовых, цели их приезда, семейный и радостный характер праздника, в противоположность светскости и чопорности вечера у Шерер.

Ответ

Обратите внимание

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна, – это сорокалетняя женщина.

Но та – «общественная энтузиастка», старая дева, не пускающая никаких корней в жизни (это важно для Толстого), а эта – глава семьи, жена и мать двенадцати детей.

Это маленький, но показательный для Ростовых факт.

Р’РѕРїСЂРѕСЃ

Одинаково ли принимают гостей у Шерер и у Ростовых?

Ответ

Для хозяина дома, графа �льи Ростова, а, следовательно, и для всего дома характерна следующая сцена – прием графом «поздравителей», которым он, всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher… за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке».

Его жена и старшая дочь Вера занимали гостей разговором.

Разговор был такой, «который затевают ровно настолько, чтобы при первой же паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee» и т.д.

и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать». Здесь те же условности светского такта.

Важно

� в эту светскую обстановку как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых.

Р’РѕРїСЂРѕСЃ

Расскажите о внешности героев (например, Наташи Ростовой), об их поведении, интересах и взаимоотношениях.

Ответ

«Видно было что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine».

Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. (Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой (гл. X и XI).

Вывод

Это мир светлых и чистых чувств.

Поведение молодых Ростовых контрастно показано Толстым в сравнении с петербургской молодежью (компания Долохова – Курагина), где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (сравните историю с медведем и венчание куклы).

Задание

Приведите примеры искренности и простоты Ростовых.

Перескажите эпизод, как графиня Ростова дает Анне Михайловне Друбецкой деньги на обмундирование Бориса.

Ответ

Анна Михайловна ни о чем не просит приятельницу, как просила у Шерер князя Василия. Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, ее старая приятельница, смущается, предлагая ей деньги.

Совет

Этой сценой заканчивается описание утренних приемов в доме Ростовых. Затем идут сцены вечернего празднования именин.

Р’РѕРїСЂРѕСЃ

Кто «главный гость» у Шерер? У Ростовых?

Ответ

Один из главных гостей у Ростовых – Марья Дмитриевна Ахросимова. Ее ждут, из-за нее не начинают обеда.

Р’РѕРїСЂРѕСЃ

Что же она собой представляет?

Ответ

В обществе ее зовут «le terrible dragon» – драгуном; она знаменита «не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения.

Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее» (гл. XV). В обществе же Анны Павловны, главное лицо – утонченный виконт-эмигрант. Появление подобной Марье Дмитриевне фигуры невозможно в салоне Шерер так же, как невозможны ее разговоры:

«�мениннице дорогой с детками… Ты что, старый греховодник… чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде?…».

За столом у Ростовых так же, как и там, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. «� зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом?..

» «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – говорит еще один друг дома, «дяденька» Шиншин, двоюродный брат графини.

Выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, Наташа танцует с Пьером, который чувствует себя здесь проще, граф-отец и Марья Дмитриевна в конце вечера танцуют Данилу Купора, похожего «на развеселого трепачка», а во всех дверях зала появились «улыбающиеся лица дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

Вывод

Обратите внимание

Эпизод именин в доме Ростовых позволяет судить об их простоте и радушии, естественности поведения, сердечности, взаимной любви в семье, благородстве и чуткости, близости в языке и обычаях народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы.

Литература

Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // �стория русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982.

Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999.

Источник: https://trassa.narod.ru/lekzia/tolstoy/imeniny.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]