Образы жителей Матеры (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»)
Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» – одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Распутин показывает затопление деревни-острова и переселение людей на новые земли.
На страницах повести мы встречаемся со множеством героев: это и Дарья, и старик Богодул, и Настасья, и другие жители Матеры.
Вообще, в произведении очень много героев. Все они делятся на «отцов» и «детей». «Отцы» – это старшее поколение: Дарья, Настасья, Катерина, Сима, Богодул, Егор.
Это люди, которые не могут порвать связи с родной землей, оставить ее. Они выросли на ней, и любовь к земле впитали с молоком матери.
«Дети» – это молодежь, которая легко оставила деревню, где она родилась и выросла. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Мы понимаем, что столкновение взглядов двух поколений неизбежно. У каждого из них своя правда: старики не хотят покидать землю, родной дом, места, где все знакомо, а молодым хочется узнать что-то новое, им не сидится на одном месте.
Главной героиней повести является Дарья Пинигина. Это старуха восьмидесяти лет, сохранившая ясный ум и память. Именно к ней все идут за советом, потому что ощущают силу, исходящую от нее. И Катерина, и Сима, и другие старики поддерживают Дарью во всем, что она говорит и делает. Они как бы идут за ней, не претендуя на главную роль.
Всех стариков объединяет желание дожить свой век на Матере. Они являются носителями традиций, которые складывались на острове двести-триста лет. И все они переживают по поводу того, что их дети не чтят эти традиции так, как подобает. Многие из «молодежи» не понимают стариков, не понимают, зачем те цепляются за землю.
Кроме того, стариков тревожит желание молодых «жить не оглядываясь», «облегченно», бешено нестись по течению жизни. «Пуп не надрываете, а душу потратили», – говорит Дарья своему внуку Андрею.
Она не против техники, которая облегчает труд людей, но она против машин, с помощью которых человек ощутил себя царем природы. «Поцарюет, поцарюет, да загорюет….», – говорит Дарья.
Только в единстве друг с другом человек может добиться лучших результатов и в жизни, и в труде.
Все старики в повести являются носителями нравственных народных ценностей. И они пытаются научить этому своих детей. Они пытаются научить их любить свою землю, свой дом, своих предков.
Но слова стариков не доходят до сознания молодежи. И по отношению самого автора, по тому, как он описывает своих героев, мы понимаем, что Распутин полностью на стороне «стариков».
Эти герои описываются с любовью и с уважением, даже о непутевом Богодуле у нас создается приятное впечатление.
И напротив, молодые люди в повести обрисованы в весьма жесткой манере, у них очень простые характеры, они не даются в развитии, их переживания не описываются.
Лишь внука Дарьи, Андрея, автор наделил более или менее сложным характером. С одной стороны, он уже не чувствует себя частью земли, частью дома, где родился и вырос, не чувствует себя ответственным за свой род. Ему хочется суеты большой стройки. АНдрей до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является главной ценностью в жизни: родной очаг, землю, память об умерших.
И, в то же время, в Андрее еще не умерло единство с природой, связь с ней. С родственниками его объединяет работа на сенокосе, где Андрей с радостью соглашается помочь отцу. Он не поддерживает и Клавку, радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. К тому же Андрей, не соглашаясь с Дарьей, все же ищет бесед с ней, ему важно знать ее мнение о сущности и предназначении человека.
Другие представители молодого поколения показаны очень мало и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов, за свой жизненный принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» был лишен даже своего имени и превратился в «Петруху».
Писатель, видимо, обрывает здесь имя балаганного персонажа Петрушки, а с другой стороны, создает новое слово – «петрухать» по сходству с глаголом «громыхать», «трухать» (бояться). Петруха издевается над матерью, которая вырастила его одна и жила, надеясь, что он образумится. Но этот герой первым спалил избу, не подумав о том, где будет жить все это время мать.
Отвергнутый и деревней, и матерью, Петруха старается новым бесчинством, хулиганским поступком привлечь к себе внимание, чтобы хотя бы так утвердится в народе и в жизни.
Отрицательно изображены в повести «официальные лица». У них не только «говорящие» фамилии, но и емкие символические характеристики: Воронцов – турист, беззаботно шагающий по земле, нигде не ищущий пристанища, Жук – цыган, то есть человек без родины, без корней.
Противопоставление «официальных лиц» и стариков основывается и на речевой характеристике героев. Если речь стариков выразительна, образна, хотя литературно и неправильна, то речь Андрея и Павла правильна, но сбивчива.
А Воронцов, Жук и им подобные вообще говорят рублеными, не по-русски построенными фразами: «Понимать будем или что будем?», «Тут с вашей стороны непонимание» и другое.
В финале повести обе стороны сталкиваются, и автор показывает нам, с кем остается правда. Воронцов, Павел, Петруха заблудились в тумане. Все, что им остается, – это по-детски звать на помощь маму.
Таким образом, мы видим, что Распутин в своей повести показал нам разрыв между поколениями, глобальное непонимание, которое может привести к катастрофе. Не допустить этого – основная цель Распутина и его произведения.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/rasputin-v/proshchanie-s-materoj/7086-obrazy-zhitelej-matery-po-povesti-v-rasputina-proshchanie-s-materoj
«Прощание с Матерой» — краткое содержание и анализ
В повести «Прощание с Матерой» анализ помогает уловить объективное отражение субъективной действительности, оценить место и роль человека в современном мире, влияние научно-технического прогресса на природу и взглянуть по-новому на проблему взаимопонимания в обществе и семье.
Оглавление:
- Валентин Распутин «Прощание с Матерой»
- Краткое содержание по главам
- Какие проблемы поднимает автор в произведении
- Анализ произведения
- Характеристика героев
- Заключение
Валентин Распутин «Прощание с Матерой»
Валентин Распутин родился в 1937 году на реке Ангара, как и главные герои повести «Прощание с Матерой». Малая родина писателя – поселок, расположенный недалеко от Иркутска. Произведения Распутина автобиографичны и пронизаны любовью к родному краю.
Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937 — 14 марта 2015)
Работа над «Прощанием с Матерой» была окончена в 1976 году. Истории создания предшествовал очерк об участи деревни в зоне подтопления вверх и вниз по течению.
Краткое содержание по главам
В кратком пересказе передается картина конца существования деревни Матера. В рассказе автор описывает судьбы жителей, ищущих ответы на извечные вопросы о смысле жизни, взаимоотношении поколений, нравственности и памяти.
Глава 1
Описывается последняя весна деревни и острова, носящих одно название, Матера. В воздухе царит дух неопределенности: некоторые жилища опустели, в других сохраняется видимость обычной жизни.
За трехсотлетнюю историю деревня повидала и бородатых казаков, и арестантов, и бои колчаковцев, и партизан. Сохранилась на острове и церквушка, и мельница обеспечивает жителей, в последние годы даже прилетает самолет. И вот со строительством электростанции наступило последнее время для Матеры.
Глава 2
Обычный день старые жительницы деревни проводят в разговорах за самоваром у Дарьи. Старухи вспоминают прошлое, но мысли всех заняты будущим. Всех страшит перспектива городской жизни в тесных квартирах, лишенных души. Настасья с Егором, похоронившие всех четверых детей, должны были первые перебраться в город, но все откладывали.
Старуха Сима не знает, как сложится ее жизнь с пятилетним внуком. Не так давно ее немая дочка Валька загуляла и пропала. Сама же Сима оказалась в Матере случайно, пытаясь устроить свою жизнь с местным дедом Максимом. Но сватовство не удалось и теперь старуха живет в избенке на нижнем краю с внуком Колькой.
В дом приходит старик по прозвищу Богодул и выкрикивает о чужих, хозяйничающих на кладбище.
Глава 3
На кладбище за деревней двое рабочих по распоряжению санэпидстанции готовят к сожжению спиленные могильные памятники и кресты.
Прибежавшие старухи и Богодул, а затем и все жители препятствуют разорению. Не помогают уговоры председателя Воронцова и товарища Жука из отдела по затоплению.
Жители выпроваживают чужаков и восстанавливают порушенные памятники.
Глава 4
Рассказывается история появления в деревне Богодула и его отношения с местными старухами.
На утро после переполоха с кладбищем Дарья с Богодулом пьет чай, вспоминает прошлое, родителей и опять возвращается к переселению. Мысли гонят старуху из дома. Она оказывается на горе и оглядывает родные окрестности. Ее охватывает предчувствие конца и собственной ненужности. Жизнь прожита, а так и не понята.
Глава 5
Вечером к Дарье приезжает теперь старший пятидесятилетний сын Павел. Первый сын погиб на войне и похоронен в неизвестных краях, младший сын в военные годы погиб на лесоповале и похоронен в Матере в закрытом гробу. Старшая дочь умерла в Подволочной во время вторых родов, а другая дочь живет в Иркутске. Еще один сын живет в леспромхозе недалеко от родной деревни.
Разговор заходит о туманном будущем и о становлении хозяйства на новом месте. Молодежь торопится избавиться от деревенского жилья и получить деньги. Новая жизнь привлекает Клавку Стригунову и Никиту Зотова, по прозвищу Петруха.
Глава 6
Ночью Матеру обходит таинственный хозяин, маленький зверек, домовой острова. Хозяин обегает спящую деревню, зная, что скоро настанет конец всему и остров перестанет существовать.
Глава 7
Проходит две недели, и в среду Настасья и дед Егор покидают деревню. Старуха планирует приехать копать картошку осенью и переживает за свою кошку. Проходит тяжелое прощанье с односельчанами, и старики отплывают на лодке вниз по реке.
Глава 8
Ночью за два часа сгорела Петрухина изба. Перед этим он переправил мать Катерину жить к Дарье. Подавленные люди наблюдали за огнем, предполагая, что избу поджег сам Зотов.
Видел все и Хозяин, и видел будущие пожары, и дальше…
Глава 9
Павел редко навещает мать, оставшуюся с Катериной. Его одолевает работа и печаль по пропадающей богатой родной земле.
Ему тяжело дался переезд, в отличие от жены Сони, быстро освоившейся в городе.
Он переживает за мать, не представляющую жизни вне Матеры.
Глава 10
После пожара Петруха пропал, оставив мать без всего на Дарьино попечение. Катерина родила сына от женатого односельчанина Алеши Звонникова. Легкостью и разговорчивостью сын пошел в отца, но все у него было на пустом месте. К сорока годам Петруха так и не остепенился, за что мать винила себя.
Глава 11
На Матере начинается последний сенокос, собравший полдеревни. Всем хочется продлить эти счастливые дни.
Неожиданно возвратился Петруха и вручил матери 15 рублей, а после укоров с ее стороны, прибавляет еще 10. Он продолжает кутить то в поселке, то дома.
Начинаются дожди.
Глава 12
В первый дождливый день к Дарье приезжает внук Андрей, один из трех сыновей Павла. Он торопится все успеть в жизни, везде побывать и хочет поучаствовать в большой стройке ГЭС на Ангаре. Но пока соглашается остаться и помочь в сенокосе и переносе могил.
Глава 13
Наступили дождливые дни, усиливающие тревожное состояние людей. В распогодившийся с утра день все пришли к Павлу, как к бригадиру, справиться о работе. Но вновь полило, и люди разговорились. Афанасий Кошкин, Клавка Стригунова, Вера Носарева, Дарья, Андрей вновь говорят о судьбе Матеры.
В один из дней приезжает Воронцов с представителем из района Песенным. Председатель сообщает на собрании, что к половине сентября остров должен быть очищен, а двадцатого приедет комиссия.
Глава 14
Андрей сообщает бабушке, о чем говорилось на собрании. Дарья не может смириться с участью острова и говорит об этом с внуком. Она вспоминает о смерти, но подняв глаза видит проглянувшее из-за туч солнце. Ее лицо светлеет, ведь кругом продолжает бить ключом жизнь.
Глава 15
Дожди прекращаются, и люди приступают к работе. Дарья волнуется за уехавшего сына и отправляет Андрея разузнать в чем дело.
Шел август, все вокруг спело, в лесах появилось множество грибов.
Глава 16
Приехали из города на уборку хлеба, а позже другая бригада переправляла с соседней Подмоги скот. Затем остров Подмога, очищая, подожгли. Чужие спалили мельницу, потом по просьбе Клавки ее избу.
Дарья и Катерина, вернувшись с прощания с горевшей мельницей, обнаружили на крыльце напуганных Симу с Колькой. Ночевали все вместе.
Глава 17
Вечерами у Дарьи ведутся долгие разговоры обо всем. Катерина огорчена из-за сына, получающего деньги за поджог чужих изб. Сима по-прежнему мечтает о каком-нибудь старичке, она считает, что вместе жить было бы легче.
Глава 18
Хлеб убрали, и приезжие, к радости местных, уехали. На совхозную картошку привезли школьников. Приехали леспромхозовские мужики жечь лес.
Картошки уродилось много, приехали Павел и Соня с хохотушкой подругой Милой. Урожай собрали, Настасья так и не приехала, убрали и ее огород. Все потихоньку перевозились. За коровой Павел приехал последний, а до могилок очередь так и не дошла.
Дарья идет на кладбище прощаться с родными и наблюдает вокруг дымы от пожаров.
Глава 19
Очищая остров рабочие принимаются и за царский листвень. Но не под силу людям с ним совладать, и остается дерево непреклонно стоять среди разрушений.
Глава 20
Дарья в последний раз приводит в порядок избу: белит потолок, стены, подмазывает русскую печку. В последнее утро сама белит забытые ставни. Во всей Матере остаются только старухи и Богодул.
Последнюю ночь Дарья проводит дома одна в убранной и украшенной пихтовыми ветвями избе. Наутро она дает поджигателем разрешение зажигать, а сама уходит из деревни. Вечером приплывший Павел находит ее у царского лиственя. Приехала Настасья.
Глава 21
Старик Павел оставляет на два дня старушек на острове, чтоб потом забрать всех вместе на катере. Ночь проводят в колчаковском бараке у Богодула. Настасья рассказывает о житье в городе и о том, как умер от тоски дед Егор.
Глава 22
К вернувшемуся из Матеры Павлу Мироновичу приходят Воронцов с Петрухой. Председатель ругается из-за того, что не привезли людей и велит тотчас собираться за стариками.
На Ангару опустился туман, заставляя моториста Галкина идти на малых оборотах. В ночи катер никак не может найти остров, они блуждают в тумане, кричат и зовут оставшихся на Матере.
Старики просыпаются и слышат в начале прощальный вой Хозяина, а потом шум мотора.
Повествование обрывается.
Какие проблемы поднимает автор в произведении
На страницах книги Распутин наглядно демонстрирует проблематику современного мира. Это экологические вопросы и обеспокоенность о дальнейшем пути цивилизации, о цене научно-технического прогресса. Автор поднимает нравственные проблемы, отрыв от малой родины и конфликт поколений.
Анализ произведения
Распутин написал о реальных исторических событиях через призму восприятия деревенских обывателей. В жанре философской притчи автор описывает колоритный быт и судьбы жителей Матеры.
Он приводит аргументы в пользу семейственности, связи с корнями, малой родиной и старшим поколением.
Характеристика героев
Герои повести – люди, связанные с Матерой и наблюдающие последние месяцы существования острова:
- Дарья – старожил деревни, уже и сама не помнящая точно свой возраст, рассудительная сильная женщина, объединяющая стариков. Хотя она живет одна, потеряв мужа, сгинувшего на охоте в тайге, когда ему едва перевалило за пятьдесят, у нее крепкая семья. Дети почитают мать и всегда зовут к себе. Дарья чувствует себя частью Матеры, глубоко переживая из-за невозможности повлиять на ход событий. Для нее важна семейственность и связь поколений, поэтому она тяжело переживает неосуществленный перевоз могилок родных;
- Катерина – подруга Дарьи, безропотно переносящая удары судьбы и выходки непутевого сына. Она никогда не была замужем и любила одного мужчину, чужого мужа и отца своего Петрухи. Катерина всегда старается оправдать сына и всех окружающих, надеясь на исправление и проявление лучших качеств;
- Настасья – соседка и приятельница Дарьи, не находящая себе места вне Матеры. Ее судьба не легка, она пережила своих детей и сосредоточилась на муже, про которого под старость лет стала рассказывать небылицы. Возможно, выдумывая несуществующие недуги и несчастья Егора, она пытается оберегать единственного оставшегося родного человека. Чудить она начала после смерти четверых детей, двое из которых не вернулись с войны, один провалился под лед с трактором, а дочь скончалась от рака;
- Сима – младшая подруга Дарьи, оказавшаяся в деревне случайно с внуком Колькой. Услужливая и тихая женщина, самая младшая из всех старух. Жизнь у нее сложилась не просто, она рано осталась одна на руках с немой дочкой. Мечты на тихую семейную жизнь не осуществились, дочь Валька стала гулять с мужчинами и пропала, оставив сына на попечение матери. Сима безропотно переносит беды, продолжая верить в отзывчивость и доброту людей;
- Богодул – единственный мужчина в компании старух, прибившийся в деревню из чужих краев. Сам себя называет поляком, говорит мало, больше на русском мате, за что, видимо, назван был богохулом. А деревенские переделали в Богодул. У Богодула характерная внешность: лохматые волосы и заросшее лицо с мясистым кочковатым носом. Ходит он круглый год босиком, на заскорузлых огрубевших ногах, медленной и тяжелой походкой, с согнутой спиной и задранной головой с красными, налитыми кровью глазами;
- Егор – муж Настасьи становится первой жертвой разлуки с островом. В городе он умирает от тоски, оторванный от малой родины. Егор – мужчина основательный и вдумчивый, он глубоко таит свою грусть и переживания, постепенно отгораживаясь от людей и от жизни;
- Павел – сын Дарьи, стоящий между молодым поколением, бегущим из деревни, и стариками, не имеющими сил расстаться с родными корнями. Он пытается приспособиться к новой жизни, но выглядит растерянным и пытающимся примирить окружающих;
- Соня — жена Павла, легко и с радостью перенесла переезд в новый поселок городского типа, с удовольствием переняла городские привычки и моду;
- Андрей – сын Павла, видит в уничтожении Матеры человеческую силу и мощь, стремящуюся к прогрессу. Он ищет активных действий и новых впечатлений;
- Петруха – сын Катерины, беззаботный, ищущий веселья и легкой жизни. У него нет связи с малой родиной, он с легкостью расстается с домом и имуществом, не думая о будущем и окружающих людях.
Заключение
Произведение несет в себе глубокий нравственный смысл и требует вдумчивого, осмысленного прочтения. Цитаты из книги проникнуты многолетней народной мудростью. «…Жизнь, на то она и жизнь, чтоб продолжаться, она все перенесет и примется везде…».
Источник: https://1001student.ru/literatura/proshchanie-s-materoj-soderzhanie.html
“Прощание с Матерой”
Краткое содержание “Прощания с Матерой” Распутина позволяет узнать особенности этого произведения советского писателя. По праву оно считается одним из лучших, что удалось создать Распутину за свою карьеру. Книга впервые была издана в 1976 году.
Сюжет повести
Краткое содержания “Прощания с Матерой” Распутина позволяет познакомиться с этим произведением, не читая его целиком, всего за несколько минут.
Действие повести разворачивается в 60-х годах XX века. В центре повествования деревня Матера, которая находится посередине великой русской реки Ангары. В жизни ее жителей грядут перемены. Советский Союз строит Братскую ГЭС. Из-за этого всех жителей Матеры переселяют, а деревня подлежит затоплению.
Главный конфликт произведения заключается в том, что большинство, особенно те, кто прожил в Матере не одно десятилетие, не хотят уезжать. Практически все старики считают, что если они уедут из Матеры, то предадут память своих предков. Ведь в деревне находится кладбище, на котором похоронены их отцы и деды.
Главная героиня
Краткое содержание “Прощания с Матерой” Распутина знакомит читателей с главной героиней по имени Дарья Пинигина. Несмотря на то, что избу через несколько дней собираются сносить, она ее белит. Отказывается от предложения сына перевезти ее в город.
Дарья до последнего стремится остаться в деревне, не хочет переезжать, потому что не представляет свою жизнь без Матеры. Она боится перемен, не хочет, чтобы в ее жизни хоть что-то менялось.
В похожей ситуации находятся практически все жители Матеры, которых пугает переезд и жизнь в большом городе.
Завязка повести
Краткое содержание “Прощания с Матерой” Распутина начнем с описания величественной реки Ангары, на которой стоит деревня Матера. Буквально на ее глазах прошла немалая часть российской истории.
Казаки поднимались вверх по реке, чтобы ставить острог в Иркутске, постоянно на острове-деревне останавливались торговые люди, сновавшие туда и обратно с товаром.
Мимо нередко провозили арестантов со всей страны, которые находили пристанище в том самом остроге.
На берегу Матеры они останавливались, готовили незамысловатый обед и следовали дальше.
На целых два дня здесь развернулось сражение между партизанами, штурмовавшими остров, и армией Колчака, которая держала оборону в Матере.
Особая гордость деревни – собственная церковь, которая стоит на высоком берегу.
В советское время ее приспособили под склад. Также есть своя мельница и даже мини-аэропорт. Два раза в неделю “кукурузник” садится на старом пастбище и отвозит жителей в город.
Плотина для ГЭС
Кардинальным образом все меняется, когда власти принимают решение строить плотину для Братской ГЭС. Электростанция важнее всего, а значит, несколько окрестных деревень будут затоплены. Первая на очереди – Матера.
Повесть Распутина “Прощание с Матерой”, краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает, как местные жители воспринимают новость о неминуемом переезде.
Правда, жителей в деревне немного. В основном остались только старики. Молодежь переехала в город на более перспективную и легкую работу.
Те же, кто остался, теперь думают о предстоящем затоплении, как о конце света. Этим переживаниям коренных жителей и посвятил Распутин “Прощание с Матерой”. Очень краткое содержание повести не способно передать всю боль и грусть, с которой старожилы переносят эту новость.
Они всеми путями противятся этому решению.
Поначалу никакие уговоры не могут их убедить: ни властей, ни родственников. Их призывают к здравому смыслу, но они наотрез отказываются уезжать.
Их останавливают родные и обжитые стены домов, привычный и размеренный образ жизни, который не хочется менять. Память о предках.
Ведь в деревне старое кладбище, на котором похоронено не одно поколение жителей Матеры. К тому же, неохота бросать множество вещей, без которых здесь было не обойтись, а в городе они окажутся никому не нужны. Это сковородники, ухваты, чугуны, кадки, да мало ли в деревне полезных приспособлений, которые в городе давно заменили блага цивилизации.
Стариков пытаются убедить, что в городе их поселят в квартиры со всеми удобствами: холодной и горячей водой в любое время года, отоплением, за которое не нужно переживать и вспоминать, когда последний раз топил печку. Но они все равно понимают, что с непривычки на новом месте им будет очень тоскливо.
Деревня погибает
Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.
При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается.
Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.
Дарья прощается с избой
У Распутина в “Прощании с Матерой”, читать краткое содержание вы можете в этой статье, старожилы прощаются со своими домами по-особому.
Главная героиня Дарья перед тем, как уезжать, тщательно выметает всю избу, убирается, а потом еще и белит хату на предстоящую счастливую жизнь. Уже уезжая с Матеры, больше всего расстраивается из-за того, что вспоминает, что где-то забыла подмазать свое жилище.
Распутин в произведении “Прощание с Матерой”, краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывает страдания ее соседки Настасьи, которая не может взять с собой кошку. Животных не разрешают брать с собой на лодку. Поэтому она просит Дарью подкормить ее, не задумываясь, что и сама Дарья уезжает всего через несколько дней. Причем насовсем.
Для жителей Матеры все вещи, домашние животные, с которыми они провели столько лет бок о бок, становятся будто живыми. В них отражается вся жизнь, проведенная на этом острове. А когда приходится окончательно уехать, то нужно обязательно тщательно прибраться, как убирают и прихорашивают покойника, перед тем, как отправить на тот свет.
Стоит отметить, что церковь и православные ритуалы поддерживают не все жители деревни, а только старики. Но обряды не забыты никем, они существуют в душах как верующих, так и атеистов.
Санитарная бригада
Подробно у Валентина Распутина в “Прощании с Матерой”, краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается предстоящий визит санитарной бригады.
Именно ей поручено сровнять с землей деревенское кладбище.
Дарья выступает против этого, объединяя за собой всех старожил, которые так еще и не уехали с острова.
Они представить себе не могут, как можно допустить подобное бесчинство.
Они посылают проклятья на головы обидчиков, призывают на помощь Бога и даже вступают в реальный бой, вооружившись обычными палками. Отстаивая честь своих предков, Дарья боевита и напориста. Многие смирились бы с судьбой, оказавшись на ее месте. Но ее не устраивает создавшееся положение.
Она судит не только чужих людей, но и своего сына с невесткой, которые не задумываясь бросили все, что было нажито в Матере, и перебрались в город при первой возможности.
Бранит она и современную молодежь, которая, по ее мнению, покидает знакомый ей мир ради далеких и неизвестных выгод. Чаще всех остальных она обращается в Богу, чтобы он ей помог, поддержал ее, вразумил окружающих.
Самое главное, она не желает расставаться с могилами предков.
Она убеждена, что после смерти встретится со своими родственниками, которые обязательно ее осудят за такое поведение.
Развязка повести
На последних страницах повести сын Дарьи Павел признает свою неправоту. Краткое содержание рассказа Распутина “Прощание с Матерой” нельзя заканчивать без того, что конец произведения заостряет внимание на монологе этого героя.
Он сокрушается, что от людей, которые тут жили несколько поколений, потребовалось столько напрасных трудов. Напрасных, потому что все, в конечном счете, будет уничтожено и уйдет под воду.
Против технического прогресса, конечно, выступать бессмысленно, но человеческое отношение все же важнее всего.
Самое простое – не задаваться этими вопросами, а плыть по течению, как можно реже задумываясь, почему все так происходит и как устроен окружающий мир.
Но ведь как раз желание докапываться до истины, выяснять, почему так, а не иначе, и отличает человека от животного, – заключает Павел.
Прототипы Матеры
Писатель Валентин Распутин детские годы провел в селе Аталанке, расположенном в Иркутской области на реке Ангара.
Прототипом деревни Матера, предположительно, стал поселок Горный Куй, находившийся по соседству. Все это была территория Балаганского района. Именно его затопили в ходе строительства Братской ГЭС.
Источник: https://www.syl.ru/article/329651/proschanie-s-materoy-kratkoe-soderjanie-proschanie-s-materoy-rasputina-v-osobennosti-analiz-i-harakteristiki
Сочинения на тему Краткое содержание повести В. Распутина «Прощание с Матерой» по литературе
Матера является островной деревней, которая расположена на берегу Ангары. Ее история насчитывает уже более 300 лет. Много пришлось пережить Матере: стоять на торговом пути, принимать у себя на ночлег торговых.
Именно здесь проходили бои с Колчаком, останавливались обозы с арестантами. Ранее в деревне была своя церковь, да и сейчас она есть, но она выполняет функции склада. Также здесь есть свой аэропорт, откуда люди летают по делам в город.
Однажды по местности разнеслась весть о выселении всех жителей. На Ангаре начали строить плотину для электростанции, поэтому совсем скоро деревня со всеми поселениями на берегу будет затоплена. Жители по-разному воспринимают известие. Многие не желают покидать свои дома.
Им тяжело и жалко оставлять свое хозяйство и вещи, которые в городе не нужны, да и жизнь в деревне, которая стала для них уже давно простой и понятной. Безусловно, в городе жизнь гораздо проще, ведь там множество удобств для комфортной жизни.
Но нет главного в городе, к чему так привыкли люди деревенские – широт и величия природы, ангарских просторов, шума реки и неторопливых бесед у самовара.
Через время жители постепенно начинают покидать свои дома. Тяжелее всего оставлять свой дом одиноким пожилым женщинам. Они молча смотрят на сжигание деревни, при этом ничего не делают, чтобы предотвратить возгорание соседних домов. Позже женщины обсуждают происходящее и предполагают, что все загорелось случайно.
Одна из героинь до последнего оставалась в деревне. Это женщина по имени Дарья. Она баба «с характером», боевая и решительная. Вокруг нее объединяются все слабые и нерешительные жители.
Героиня не просто дает словестный отпор всем обидчикам, но и может напасть на них с палкой. Ее характер не позволяет ей бездейственно наблюдать, как рушится ее прежняя жизнь.
Она ругается со своим сыном Павлом и его женой, винит их в том, что они покидают деревню.
Сама Дарья перед отъездом из дома, приводит его в порядок, белит и убирает. Ее действия напоминают ритуал, схожий на проводы покойника. Остальные жительницы деревни также растеряны.
Им тяжело покидать родной дом и живность. Настасья беспокоится о своем коте и даже просит кормить его. Кроме того, все жители переживают за кладбище, где похоронены их предки.
Им сказали, что перед затоплением приедет санитарная бригада и уничтожит его.
Многие не хотят покидать родной дом и деревню. Даже молодежь, которую так ругала Дарья, в конце переживают из-за происходящего. По завершению рассказа Павел говорит о том, что ему тяжело понять то, «что сотворили с поселком».
Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/460
Краткое содержание Прощание с Матёрой Распутина
Матера – это остров на Ангаре. Деревня, расположенная на нем, носит то же название. Наступившая весна станет последней для деревни – из-за строившейся плотины вниз по реке острову суждено уйти под воду. Народ помаленьку начал переселяться из деревни. Часть огородов сажать не стали, три семьи уже перебрались в город.
Матера стала другой: с виду все на месте – дома стоят, куры кудахчут, но думы людей уже не связаны с родной деревней. Кто-то перевозит вещи с острова, другие живут тут лишь наездами. Только старики не спешат прощаться с деревней, они сохраняют в Матере привычный уклад.
Многое пришлось повидать деревне на своем веку: мимо нее проходили казаки для постройки Иркутского острога, везли по воде каторжан, останавливался на острове торговый люд. Не избежала Матера наводнений, пожаров, голода, разбоя.
Были в деревне и церковь, приспособленная под склад , и своя мельница. В последнее время для перевозки людей в город стал летать самолет. И, казалось, всегда будет жить деревня, которой уже больше трех веков, но постройка электростанции решило ее судьбу. И вот уже скоро поднявшаяся вода поглотит Матеру.
Старики , собравшись вечером у самовара обсуждали свое предстоящее житье на новом месте.
Настасья должна покинуть остров уже скоро, тат как ее муж Егор при распределении согласился на город, в котором и строилась электростанция.
У Симы не было ни родни, ни собственного дома, и ей предстояло отправиться в дом пристарелых. У Дарьи, самой старой жительницы Матеры, были сын и невестка, уже перебравшиеся в новую квартиру и навещавшие мать раз в неделю.
Вдруг в их посиделки вторгся старик по прозвищу Богодул. Он с возмущением сообщил собравшимся о том , что какие-то люди разоряют деревенское кладбище. Старухи вскочили, и поспешили на погост. Картина, представшая перед их глазами, разъярила их – молодой здоровый мужик выламывал кресты, спиливал железные оградки.
Дарья, подобрав с земли сучковатую палку, ударила вандала и гневно начала кричать, что бы он немедленно убирался. Мужик, растерявшись, выронил свою ношу.
Вышедший из кустов другой мужик пояснил ,что они из санитарной бригады, расчищают территорию.
Сбежавшиеся на шум жители чуть не утопили «санитаров», глядя на оскверненное кладбище, но председатель сельсовета объяснил людям, что они действовали по постановлению.
Приехавший на моторке сын Дарьи Павел рассказывает о строящемся для переселенцев поселке. Оказывается, это новое поселение совсем не приспособлено для проживания деревенских людей. Он сожалеет о том, что придется затопить лучшие, удобренные и обихоженные земли.
Павел увозит в город Егора и Настасью. Егору очень жаль бросать вещи, которым в городе не будет применения.
Но не все сожалеют о покидаемой деревне. Молодой бездельник, Петруха, поджигает собственный дом, чтобы быстрее получить за него деньги. Вместе с домом сгорают все продуктовые запасы его матери, Катерины, и нужные ей вещи. Катерина, лишившись избы, стала жить у Дарьи.
Наступает время сенокоса, жители Матеры, оставшиеся и уже уехавшие, объединяются вновь. Деревня словно оживает. После сенокоса начинается уборка картошки, но сроки уже поджимают – уже скоро остров будет затоплен . Совхозную картошку необходимо собрать.
Картофель собран, выкопали даже с огорода Настасьи и Егора, но их самих никак не могут дождаться.
А дома почти все уже сожгли, спалили и мельницу. Да и народ почти весь уехал. Собралась уезжать и Дарья. Перед тем, как ее дому предстояло быть сожженным, она его прибрала, побелила, как будто покойника перед захоронением.
Вот приехала на остров и Настасья. Она рассказала, что Егор умер. Дарья посоветовала Настасье взять к себе Симу с внуком и та согласилась.
Так и закончилась история острова и деревни под названием Матера.
Эта повесть учит любви и преданности своей малой родине.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Носов Кукла
Почти все любители порыбачить создают себе определённое место. И используют именно его. Не далёко, возле речной глади, они сооружают укрытие от проливных ливней. В форме крыши. - Краткое содержание Алексин Саша и Шура
Герой повести, Саша Петров, впервые поехал один на поезде из Москвы в Белогорск к дедушке. Мать попросила людей в купе присмотреть за ним. Женщина с сыном Веником, ровесником Саши, охотно согласилась. - Краткое содержание Заводной апельсин Энтони Бёрджесса
В романе Энтони Бёрджесса рассказывается о достаточно далеком будущем, которое автор представляет в достаточно мрачных тонах. По версии автора будущее должно было выглядеть очень ужасным. - Краткое содержание Вольтер Простодушный
Однажды вечером приор де Керкабон и его незамужняя сестра вышли на прогулку. Они вспоминали несчастную жизнь своего брата и его жены, которые уплыли в Канаду много лет назад. О их дальнейшей судьбе ничего не было известно. - Краткое содержание Крюкова Хрустальный ключ
Произведение российской писательницы Крюковой Хрустальный ключ повествует об уникальной истории, случившейся с главной героиней Дашей. Она приезжает к своей бабушке на летние каникулы
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/rasputin/proshchanie-s-matyoroj-kratko
37. В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Герои повести
«Прощание…»
1976 г., это время упадка и разрухи советской
деревни. В основу сюжета положил реальную
историю о строительстве гидроэлектростанции
на реке Ангара, в результате которого
оказались затопленными несколько
окрестных деревень. Жителям деревни
Матёра пришлось переселиться.
Но кроме
проблемы вымирания деревни В. Распутин
в поднимает и ряд других проблем:
взаимоотношение поколений, память и
забвение, совесть, поиск смысла жизни.
Главная героиня – старуха Дарья.
Эта
носительница многовековых традиций не
в силах навсегда расстаться с обжитым
местом, ведь в избе, которой она прожила
всю свою долгую жизнь, жили еще ее дед
и бабка. В этих старых стенах прошло ее
детство, тяжелое время войны. Другие
старики также остаются верными родной
Матере.
Молодое же поколение, живя
будущим, совершенно спокойно расстается
с родными местами. Так происходит распад
семьи, за которым, по мнению автора
логически последует крушение народа и
всей страны.
И оттого Матеру можно
считать не только названием одной
деревни, но и символическим наименованием
страны и образа матери-земли, в целом.
Слова Дарьи: «У кого памяти нет, у того
нет и жизни». «Прощание с Матерой» очень
ярко показывает великое значение
традиций в жизни каждого человека.
38. «Тихая» лирика н.М. Рубцова
“Тихая
лирика” возникает на литературной
сцене во второй половине 1960-х годов как
противовес “громкой” поэзии
“шестидесятников”. Николай Рубцов
(1936-1971). Вологодской земле посвящены
стихотворения Рубцова, ставшие шедеврами
русской лирики: «Я буду скакать по холмам
задремавшей отчизны…
», «Журавли»,
«Видения на холме», «В горнице», «Старая
дорога», «Привет, Россия — родина
моя!..», «Ночь на родине», «Тихая моя
родина», «Звезда полей», «Русский
огонек». Темы: Родина, природа, любовь,
деревня, космос. и мотивы лирики поэта
тесно перекликаются между собой. Вместе
они образуют неповторимое единство.
Поэзия Рубцова задумчивая, нежная,
зовущая к размышлению. Крестьянское
селение, земля связаны с космосом. Нельзя
однозначно назвать лирику Рубцова
«тихой». В ней отразилась широкая русская
натура, задушевность, искренность. Никто
не сумел проникнуть в народную жизнь
так глубоко и проникновенно, как Н.М.
Рубцов.
«Звезда его полей» продолжает
освещать нашу жизнь.
Купавы.
Как далеко дороги пролегли!Как широко раскинулись угодья!Как высоко над зыбким половодьемБез остановки мчатся журавли!В лучах весны – зови иль не зови! –Они кричат все радостней, все ближе…Вот снова игры юности, любвиЯ вижу здесь… но прежних не увижу. | И обступают бурную рекуВсе те ж цветы… но девушки другие,И говорить не надо им, какиеМы знали дни на этом берегу.Бегут себе, играя и дразня,Я им кричу: – Куда же вы? Куда вы?Взгляните ж вы, какие здесь купавы! –Но разве кто послушает меня… |
39. И.А. Бродский. Художественное своеобразие лирики
Иосиф
Александрович Бродский (24 мая 1940 года,
Ленинград, СССР — 28 января 1996 года,
Нью-Йорк, США) — поэт, переводчик. Был
в ссылке, затем выгнан из СССР, лауреат
Нобелевской премии по литературе 1987 г,
поэт-лауреат США в 1991—1992 г.
Поэзия
Иосифа Бродского сложна и отличается
высокой культурой. Большое влияние на
его творчество оказала А. А. Ахматова.
В своей лирике он обращается к античности,
библейским темам, любви, тоски по родине;
к вечным темам, библейским, в его
творчестве возникают темы любви, родины;
смерти, добра и зла.
Бродский
— поэт уникальный. Вклад его в русскую
литературу, культуру неоценим. Он изменил
течение и тональность русского стиха,
придав ему другое звучание. Иосиф
Бродский — поэт-изгнанник. Не разрешили
вернуться на Родину, тосковал по
Петербургу.
Ни
страны, ни погоста
не
хочу выбирать,
на
Васильевский остров
Я
приду умирать.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4542593/page:6/
Система образов в повести “Прощание с Матерой” Распутина В. Г
Вновь перед нами “старинные старухи” с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Сима. Среди имен эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи — Аксиньи (быть может, дань уважения героине “Тихого Дона”).
Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, дано полусимволическое имя Богодул (от слова Богохул?). У всех у них за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи.
“Греть и греться” — эти слова старухи Симы в разных вариантах повторяют все любимые герои писателя.
В повесть включен ряд эпизодов, поэтизирующих такую общую жизнь — жизнь миром. Один из смысловых центров повести — сцена сенокоса в одиннадцатой главе. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой.
Очень точно подметил отличие жизни материнцев от суетной деятельности строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: “Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде как работаете для жизни”.
Работа для любимых персонажей писателя не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и — шире — всего человеческого племени. Вот почему не умел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший то же самое дочери.
Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, “строй, которому нет конца”, не может смириться, что их могилы уйдут под воду — и она окажется одна: порвется цепь времен.
Именно поэтому для Дарьи и других старух дом не только место для жилья и вещи — не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. Дважды расскажет Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья.
Двадцатая глава повести, в которой повествуется о том, как Дарья через силу белит свой уже обреченный назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, — точное отражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывания покойника, отпевания и погребения.
“Все, что живет на свете, имеет один смысл — смысл службы”. Именно эта мысль, вложенная писателем в монолог загадочного зверька, символизирующего хозяина острова, руководит поведением старух и Богодула.
Все они осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. Земля, по их мнению, дана человеку “на подержание”: ее надо беречь, сохранить для потомков. Отсюда и восприятие всего, что на земле живет и растет, как своего, кровного, родного.
Нельзя поэтому не убрать картофель, нельзя не скосить траву.
Распутин находит очень точную метафору для выражения раздумий Дарьи Васильевны о течении жизни: род — это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые.
И старухам отнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие на смену.
Вот почему Дарья Пинигина все время размышляет о смысле жизни, об истине; вступает в спор с внуком Андреем; задает вопросы умершим.
В этих спорах, размышлениях и даже в обвинениях — и праведная торжественность, и тревога, и — непременно — любовь. “Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла”, — рассуждает Дарья.
“Кто знает правду о человеке: зачем он живет? — мучается героиня. — Ради жизни самой, ради детей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?.. Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает.
И ведет он себя так, будто с него первого началась жизнь и им она навсегда закончится”.
Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о “полной правде”, о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков — тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.
В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку “самому докапываться до истины”, жить работой совести.
Сильнее всего и автора, и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей “жить не оглядываясь”, “облегченно”, нестись по течению жизни. “Пуп не надрываете, а душу потратили”, — бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, облегчающих труд людям.
Ho неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит. “Человек — царь природы”, — убеждает бабушку Андрей. “Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет”, — ответствует старуха.
Только в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом может смертный человек победить смерть, если не индивидуальную, то родовую.
Космос, природа — полноценные действующие лица повестей В. Распутина. В “Прощании с Матерой” тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь являют собой светлую часть жизни, благодать, дают перспективу развития. Ho они же в тон мрачным мыслям стариков и старух, вызванным трагическими событиями повести, создают атмосферу тревоги, неблагополучия.
Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах “Прощания с Матерой”. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (читателю ясна этимология слова: мать — родина — земля), противостоят запустение, оголение, истечение (одно из любимых слов В.
Распутина). Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. “Темь пала” на Матеру, утверждает писатель, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом. Именно здесь, предваряя последнюю повесть В.
Распутина, появляется эпизод пожара, а перед этим событием “звезды срываются с неба”.
Носителям народных нравственных ценностей писатель противопоставляет современных “обсевков”, нарисованных в весьма жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной наделил писатель более или менее сложным характером.
С одной стороны, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков (не случайно он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней перед отъездом).
Его манит суета большой стройки, он до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является извечными ценностями.
И в то же время, показывает Распутин, “минутное пустое глядение на дождь”, завершивший семейную дискуссию, “сумело снова сблизить” Андрея, Павла и Дарью: не умерло еще в парне единство с природой. Объединяет их и работа на сенокосе.
Андрей не поддерживает Клавку Стригунову (для писателя характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям), радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров.
Более того, ни в чем не соглашаясь с Дарьей, он почему-то ищет бесед с ней, “ему для чего-то нужен был ее ответ” о сущности и предназначении человека.
Другие антиподы “старинных старух” показаны в “Прощании с Матерой” совсем иронично и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов за свой принцип “лишь бы прожить сегодняшний день” лишен народным мнением своего имени — превращен в Петруху.
Писатель, с одной стороны, видимо, обыгрывает здесь традиционное имя балаганного персонажа Петрушки, лишая его, правда, той положительной стороны, которая все-таки была у героя народного театра, с другой — создает неологизм “петрухать” по сходству с глаголами “громыхать”, “воздыхать”. Пределом падения Петрухи является даже не сожжение родного дома (кстати, это сделала и Клавка), а издевательство над матерью. Интересно отметить, что отвергнутый деревней и матерью Петруха стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы хоть так, злом, утвердить свое существование в мире.
Исключительно злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни “официальные лица”. Писатель снабжает их не только говорящими фамилиями, но и емкими символическими характеристиками: Воронцов — турист (беззаботно шагающий по земле), Жук — цыган (т. е. человек без родины, без корней, перекати-поле).
Если речь стариков и старух выразительна, образна, а речь Павла и Андрея — литературно правильна, но сбивчива, полна неясных для них самих штампов, то Воронцов и ему подобные говорят рублеными, не по-русски построенными фразами, любят императив (“Понимать будем или что будем?”; “Кто позволил?”; “И никаких”; “Вы мне опять попустительство подкинете”; “Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим”).
СИМВОЛИКА ФИНАЛА. В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане (символика этого пейзажа очевидна) Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов “затих”, “сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой”.
Все, что остается им делать, — подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: “Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!” Впрочем, делает, по словам писателя, “глухо и безнадежно”. И прокричав, вновь засыпает. Уже ничто не может разбудить его (вновь символика!).
“Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана”.
А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого “недетское, горькое и кроткое понимание”, возносятся на небеса, равно принадлежа и живым и мертвым.
Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о царском листвене, символе неувядаемости жизни. Пожогщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В.
Распутин дважды (в 9-й и 13-й главах) скажет, что как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом безответственные “ответственные за переселение”, построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, — “жизнь… она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой”. Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом — еще одно его назначение во вселенной.
Источник: https://www.slavkrug.org/sistema-obrazov-v-povesti-proshhanie-s-materoj-rasputina-v-g/