Характеристика мальчиков из рассказа «бежин луг» тургенева в таблице: образы героев, портреты детей, описание внешности и характера (список)

“Бежин луг” описание мальчиков по плану 1) Портрет 2)Его роль 3)История 4)Поведение 5)Характер 6) Отношение к нему

Федя — самый старший из мальчиков, ему около 14 лет. Он хорошо сложен, с красивыми чертами лица, со светлыми волосами и голубыми глазами. Одет он богато: на нём новый армяк, подпоясанный голубым пояском, на котором висит гребешок, сапоги по размеру. Он — лидер компании, держит дистанцию, поддерживает разговор, хотя сам историй не рассказывает. 

Павлуша — на вид ему не больше 12 лет, одет в заплатанные штаны и простую домотканую рубаху. Он не красив: у него большая голова, большой рот, чёрные волосы всклочены, лицо рябое.

Но ему больше всех симпатизирует автор, потому что он смелый, в нём есть внутренняя сила: он не боится таинственных звуков и шорохов, успокаивает мальчиков, объясняет происходящее с реальной, а не мистической точки зрения, ходит за водой.

Обратите внимание

Он рассказывает историю, как в селе ждали “светопрестановление” (конец света), но вместо Тришки (антихриста) появился бочар Вавила, который нацепил на голову новый жбан. Его история, в отличии от других, смешная. Он погибает, упав с лошади.

Илюша — внешность у него непримечательная, он подслеповат и потому щурится, вид у него озабоченный. Он лучше других разбирается в суевериях и объясняет ими все события.

Он рассказывает большое количество историй: про домового, который ночью гремел на рольне, об утопленнике, на могиле которого сидел барашек, об Ульяне, которая пошла в родительскую субботу на паперть и увидела на дороге сначала мальчика Ивашку, а потом саму себя, о лешем, который всю ночь водил мужика по лесу, об Акулине, которая бросилась в воду от несчастной любви и которую “испортил” водяной.

Костя — ему около 10 лет, он задумчив, печален, лицо заострено к низу и напоминает беличью мордочку. У него большие пронзительные глаза, которые словно хотят что-то сказать. Он тщедушен, одет бедно. В компании над ним подтрунивают, автор называет его “трусишкой”. Он рассказывает историю о том, как слободский плотник видел в лесу русалку, которая смеялась и звала его к себе. 

Ваня — самый младший мальчик, ему лет семь, он всё время лежит под рогожкой, лишь изредка высовывая кудрявую русую голову. Автор сначала даже не замечает его.

Роль его незначительна, он практически не участвует в разговоре, лишь иногда прислушивается, когда говорят о чём-то важном. Он ещё совсем ребёнок, его привлекает красота ночного неба: звёзды он сравнивает с роем пчёл.

Федя разговаривает с ним ласково, обещает ему гостинец.

Источник: http://VashUrok.ru/questions/bezhin-lug-opisanie-malchikov-po-planu-1-portret-2-ego-rol-3-istoriya-4-povedenie-5-harak-34f1700e-3679-4ba1-9556-81835637eb07

Конспект урока: ” Характеристика мальчиков из рассказа И.С.Тургенева “Бежин луг””

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Образы крестьянских мальчиков.

Цели урока:

образовательные: раскрыть образыкрестьянских мальчиков; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

За­да­чи: закрепить навыки работы над порт­рет­ной ха­рак­те­ри­сти­кой литературного героя; по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; вы­яс­нить, как ис­то­ри­и, рас­ска­зан­ные маль­чи­ка­ми, ха­рак­те­ри­зу­ют их; раз­ви­вать вни­ма­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды; вос­пи­ты­вать вни­ма­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока: презентация к уроку Microsoft Power Point, билет на вход, билетик на выход, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners, портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Обучающиеструктуры (Educare): Corners, Single Round Robin, Mix Pair Share, билетик на выход.

Тип урока: комбинированный

«Читая рассказ, словно наяву любуешься

мальчишками- каждый из них – характер, в каждом

неповторимая душа…»

И. Смольников « Середина столетия»

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие гостей, партнера по плечу, по лицу.

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель читает стихотворение И. З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер.За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите с партнёром по лицу:

Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Отвечает участник №3 стол №2, №4 стол №1.

Обсудите с партнёром по плечу:

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

Отвечает участник №1 стол №3, №2 стол №4.

Сингл Раунд Робин. Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №4.

4.Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.

Важно

Каждый из вас получил сегодня билетик на вход (приложение №1), раскройте его. Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет)

-А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

– Что можно узнать по портрету?

– Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Тексты (на листах А4, который свёрнут конвертиком, чтобы не было видно номера)

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

-Определите, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

5. Углы. Corners (ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного им варианта ответа)

А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите портрет своего героя. Пройдите к нему.

– Зачитайте ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны ли вы, что правильно определили героя?

– Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек).

– Почему?

-А теперь разверните ваш билет на вход. Вы увидели номер группы, куда вы отправляетесь для дальнейшей работы.

-А теперь работаем дальше. Вам дана таблица. (приложение № 2) Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.

6.Выступления (3 минуты)

7.Закрепление материала (микс-пэа-шэа).

Потанцуем! Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка прекратилась, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

Вопрос учителя (5 секунд, чтобы его обдумать):

1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

Отвечают ученики, у которых светлее глаза.

Музыка.

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?

(Федя. По одёжде)

Отвечают ученики, у которых темнее волосы

Музыка.

3) Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

Отвечают ученики, старшие по возрасту.

Музыка.

4)Что готовили мальчики?«Картошку»

Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.

-Поблагодарим друг друга.

Читайте также:  Вера алмазова в рассказе "куст сирени" куприна: образ и характеристика

8 Билетик на выход (приложение № 3). Выполнение задания по кругу ( задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу и по лицу.) Обсуждение в группах.

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?

Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут. 3.

Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе.

Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

– Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Совет

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

– Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

Как вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 века? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

(С од­ной сто­ро­ны, са­мо­стоя­тель­ные с пе­лё­нок впи­тав­шие всё рус­ское: от­но­ше­ние к при­ро­де, по­ве­рья, при­ме­ты, жи­вой ум. С другой сто­ро­ны, тя­жё­лый труд, от­сут­ст­вие воз­мож­но­сти учить­ся.)

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

– Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

10.Оценки за урок (приложение №4):

До свидания, ребята. Всего доброго!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-harakteristika-malchikov-iz-rasskaza-isturgeneva-bezhin-lug-1434404.html

Таблицы и задания к уроку по рассказу И.С.Тургенева “Бежин луг”

Таблица 1  «Истории, рассказанные мальчиками»

Рассказы Кто рассказал С кем случилось? Когда?
1.    Рассказ о домовом Илюша С ним и его товарищами на рольне
2.    Рассказ о русалке Костя Со слободским плотником Гаврилой
3.    Рассказ про оборотня (барашек) Илюша С псарем Ермилой «Намеднись» на Варнавицах
4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче Илюша С дедушкой Трофимовичем
5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу Илюша С бабкой Ульяной В прошлом году в родительскую субботу
6.   Рассказ о небесном предвиденье Павлуша С крестьянами деревни Шаламово
7.   Рассказ о Тришке (антихристе) Илюша Небыличка!
8.   Рассказ о Тришке Павлуша С бочаром Вавилой и крестьянами Шаламова
9.   Рассказ о голосе из бучила Костя С ним самим Вчера вечером
10. Рассказ о мужике и лешем Илюша С мужиком из его деревни «На днях»
11. Рассказ о водяном Илюша С дурочкой Акулиной
12. Рассказ о мальчике Васе Костя С мальчиком из его деревни
13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь Павлуша С ним самим Только что

Таблица 2

Характеристика героя литературного произведения

План:

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в конфликте.
  3. Портрет. Внешний облик, как он дан автором.
  4. Речевая характеристика.
  5. Черты характера.
  6. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  7. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  8. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения.
  9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Задания группе

  1. Составить план рассказа.
  2. Составить характеристику мальчика.
  3. Пересказать (или прочитать по ролям, проинсценировать) рассказанную им историю (или истории). 
  4. Рассказать свою необыкновенную историю.
  5. Сделать иллюстрацию.

1 группа

Илюша

2 группа

Павлуша

3 группа

Костя

4 группа

Федя

Весь класс (по группам) участвует в передаче содержания этих рассказов, соблюдая их особенности, а также характеризует мальчиков, выражая собственное отношение к героям.

Вопросы к классу:

  1. Какой рассказ показался наиболее интересным?
  2. У какой группы получился самый интересный пересказ? А своя история?
  3. Почему писатель все-таки называет эти рассказы поверьями? Как вы это объясните?
     

Нашли ошибку? Выделите ее курсором мыши и нажмите комбинацию Ctrl+Enter.

Источник: http://director.edu54.ru/node/268082

Презентация по литературе Словесная характеристика мальчиков по произведению” Бежин луг”

Слайд 1

С ловесные портреты крестьянских детей из рассказа « б ежин луг »

Слайд 2

Ф ЕДЕ БЫЛО ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ . Э ТО БЫЛ СТРОЙНЫЙ МАЛЬЧИК , С КРАСИВЫМИ И ТОНКИМИ, НЕМНОГО МЕЛКИМИ ЧЕРТАМИ ЛИЦА, С КУДРЯВЫМИ БЕЛОКУРЫМИ ВОЛОСАМИ, СВЕТЛЫМИ ГЛАЗАМИ И ПОСТОЯННОЙ ПОЛУВЕСЕЛОЙ, ПОЛУРАССЕЯННОЙ УЛЫБКОЙ . О Н ПРИНАДЛЕЖАЛ, ПО ВСЕМ ПРИМЕТАМ, К БОГАТОЙ СЕМЬЕ, В ПОЛЕ ОН ВЫЕХАЛ НЕ ПО НУЖДЕ, А ТАК, РАДИ ЗАБАВЫ .

О ДЕТ ОН БЫЛ ХОРОШО В ОТЛИЧИИ ОТ ОСТАЛЬНЫХ МАЛЬЧИКОВ . Н А НЕМ БЫЛА ПЕСТРАЯ СИТЦЕВАЯ РУБАХА С ЖЕЛТОЙ КАЕМКОЙ ; НЕБОЛЬШОЙ НОВЫЙ АРМЯЧОК, НАДЕТЫЙ ВНАКИДКУ . Н А ГОЛУБЕНЬКОМ ПОЯСЕ У НЕГО ВИСЕЛ ГРЕБЕШОК, А ЕГО САПОГИ БЫЛИ С НИЗКИМИ ГОЛЕНИЩАМИ . В О ВРЕМЯ РАЗГОВОРА С МАЛЬЧИКАМИ ОН ВЕЛ СЕБЯ ДЕЛОВИТО, ЗАДАВАЛ ВОПРОСЫ, ВАЖНИЧАЛ .

ФЕДЯ

Слайд 3

П АВЛУША БЫЛ МАЛЬЧИК НЕКАЗИСТЫЙ . ГЛЯДЕЛ ОН ОЧЕНЬ УМНО И ПРЯМО, ДА И В ГОЛОСЕ У НЕГО ЗВУЧАЛА СИЛА . У него были черные , всклоченные волосы , серые глаза . Широкие скулы , бледное , рябое лицо , большой , но правильный рот , вся голова огромная , как говорится .

Обратите внимание

С пивной котел , тело приземистое , неуклюжее . О деждой своей он щеголять не мог : вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов .

С ам п авел , смышленый , умный мальчик , только слушает истории о « нечисти » , Рассказывает о реальных событиях , происходивших в его деревне во время солнечного затмения. ПАВЛУША

Слайд 4

И люше было двенадцать лет . У него было довольно незначительное лицо : горбоносое ,Вытянутое , подслеповатое. Оно выражало какую-то тупую , Болезненную заботливость ; сжатые губы его не шевелились . Сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня .

Е го желтые , Почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки , которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши .

Н а нем были новые лапти и онучи , толстая веревка , три раза перевитая вокруг стана , тщательно стягивала его опрятную черную свитку . и люша

Слайд 5

к осте было десять лет . О н привлекал внимание своим задумчивым и печальным взором . Е го лицо было невелико , худо , в веснушках , книзу заострено ; губы едва было можно различить ; но странное впечатление производили его большие , черные , жидким блеском блестевшие глаза ; они , Казалось , хотели что-то высказать на его языке .

О н был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно . К остя очень суеверный , верит в водяных и русалок , о которых рассказал остальным ребятам . « а втор назвал к остю трусишкой за страх перед волками , сопоставляя его с п авлом » , Но к остя был добрым мальчиком . О н очень жалел ф еклисту , Мать утонувшего в аси .

Читайте также:  Герои повести "бедная лиза" карамзина: главные и второстепенные персонажи (список)

к остя

Слайд 6

В ани было семь лет. У него были кудрявые русые волосы , Маленькое свежее личико с большими тихими глазами . О н постоянно лежал на земле , смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу . В аня был робок и молчалив . О н не рассказывал никаких историй потому что был слишком мал . О днако он смотрел на небо и восхищался звездами. в аня

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/01/26/prezentatsiya-po-literature-slovesnaya-harakteristika

Харктеристика образов мальчиков (“Бежин луг”) – Федя, Костя, Павел

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Разное / Харктеристика образов мальчиков (“Бежин луг”) – Федя, Костя, Павел

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    В повести Тургенева “Бежин луг” повествование ведется от лица охотника Ивана Петровича. Ближе к ночи он, заблудившись, забрел на Бежин луг, где встречает пять деревенских мальчишек. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика свои особенности и замечает их даровитось.     Самый старший из них – Федя.

Он из богатой семьи, а в ночное он выехал ради забавы. Одет он был отлично от всех остальных мальчиков: ситцевая рубаха с каемкой, армячок, собственные сапоги. Также у него был гребешок – редкий предмет у крестьянских детей. Мальчик стройный, нетрудящийся, с красивыми и мелкими чертами лица, с белокурыми волосами, “белоручка”.

Федя по-хозяйски лежал, оперевшись на локоть. Во время разговора он вел себя деловито, задавал вопросы, важничал. покровительствующе разрешал мальчикам делиться историями.
    Затем охотник замечает Павлушу, который, стоя на коленях, варил картошки. Его внешность была неказистой: огромная голова, непричесанные волосы, бледное лицо, неуклюжее тело.

Важно

Но Иван Петрович восхищается его “смелой удалью и твердой решимостью”, когда он, безоружный, ночью поскакал один на волка и нисколько этим не хвастался. Уделил внимание и его одаренности: глядел Павлуша очень умно и прямо, “да и в голосе у него звучала сила”. На одежду автор обратил внимание в самую последнюю очередь. Состояла она из простой рубахи и портов.

Павел ведет себя спокойнее и храбрее всех: после страшной истории, рассказанной Костей, он не побоялся, а успокоил мальчиков и перевел разговор на другую тему. Сам Павел, смышленый, умный мальчик, только слушает истории о «нечисти», рассказывает о реальных событиях, происходивших в его деревне во время солнечного затмения.

    Десятилетний Костя привлек внимание охотника задумчивым и печальным взглядом его черных блестевших глаз. Лицо Кости маленькое, худое, сам он низкий. Мальчик очень суеверный, верит в водяных и русалок, о которых рассказал остальным ребятам. Он подражает взрослым, в своей речи часто говорит “братцы мои”.

Автор назвал Костю трусишкой за страх перед волками, сопоставляя его с Павлом. Но Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Одет он так же бедно, как Павел.

Добавил: nukalka

146766 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.

Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00481171210932600661

Урок литературы в 6 классе по ФГОС. И.С.Тургенев “Бежин луг”:образы крестьянских мальчиков,их портреты,рассказы,духовный мир

Урок литературы в 6в классе по ФГОС

И.С.Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков,

их портреты, рассказы, духовный мир.

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений об И.С.

Тургеневе как великом русском писателе, о жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;

ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка рисунков «Мы – художники-иллюстраторы рассказа «Бежин луг»»; эпиграф урока записан на доске: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» (В.Г.Белинский).

Интернет-ресурсы: к уроку литературы иллюстрации ФА.Ф.Пахомова к рассказу «Бежин луг» – режим доступа: http://www.literatura5.narod.ru/turgenev_paxomov.html

Основные понятия и термины: портрет в литературе.

Сценарий урока.

  1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

  1. (Слайд № 1)Вступление в урок. Создание настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа «Бежин луг». Совместно с учителем трое учащихся разыгрывают стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Учитель: Летний вечер.

Ученик 1: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

Учитель: И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

1: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

2: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

3: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Учитель: Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

  1. Определение темы и целей урока.

– Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

– Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).

– Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).

– Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания ).

3. Знакомство с темой урока. (слайд №2 ).

– Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

II. Изучение нового материала

1. Работа в группах.

– У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)

– А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

– Что можно узнать по портрету?

– Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Тексты на листах А4

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

– Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

– Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

– Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

– Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление

автора

Мое мнение о мальчике

– Спасибо за ответы.

Вывод: (Слайд №3)Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

– Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)

– В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)

2. (Слайд №4)Инсценирование отрывка (со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»)

– Как открылись вам мальчики в этом отрывке?

– Обратимся к словам эпиграфа. Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую симпатию и интерес, почему?

– Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

– обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)

3. (Слайд №5)Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

– Что же вы услышали из уст мальчишек?

– Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?

4. Сообщение учащегося «Иллюстрация А.Ф. Пахомова к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»».

5. Презентация и защита собственных иллюстраций.

III. (Слайд №6)Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какие выводы из нашего сегодняшнего разговора можно сделать? (высказывания уч-ся)

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какую тему разговора вы хотели бы продолжить?

(В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером).

– А теперь я хотела бы услышать, как вы оцениваете свою работу на уроке? (в группе и свою личную), заполните лист самооценки.

Моя самооценка и оценка работы группы

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Домашнее задание.

  1. Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

  2. Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

Костя

Федя

Павлуша

Ваня

Илюша

Федя

Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские.

Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

2 пара

Павлуша

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

3 пара

Ильюша – некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

4 пара

Совет

Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.

5 пара

Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

-Вы очень хорошо поработали, видно, что читали произведение, а вот внимательно или нет, мы сейчас узнаем. Сейчас мы поиграем в викторину «Кто быстрее и правильнее».

Короткий вопрос – быстрый ответ.

-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)

-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)

-Кто был назван трусишкой? (Костя)

-Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)

– Как звали слободского плотника? (Гаврила)

-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)

-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)

-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)

– Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)

– Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)

-Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)

-Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)

-Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)

-Лукавый, удивительный человек? (Тришка)

-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)

-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)

-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)

– Почему не кричит леший? (он немой)

– Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/

-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)

-Как звали сестру Вани? (Анюшка)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-litieratury-v-6-klassie-po-fgos-i-s-turghieniev-biezhin-lugh-obrazy-kriest-ianskikh-mal-chikov-ikh-portriety-rasskazy-dukhovnyi-mir

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector