Характеристика мужика в “повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”: описание героя

Образ мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Образ мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Сказки мы знаем с детства, добрые и поучительные, забавные и страшные.

Всех их объединяет одно: добро непременно должно побеждать зло. Ведь без этого не может обойтись ни одна сказка. Такие волшебные произведения появляются и в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Только наполняются они совершенно другим содержанием.

Главным в повествовании становится не противостояние положительных и отрицательных героев, а сатирическое описание действительности. Писа-гель жил в очень сложное время. В период, когда были написаны первые три его сказки (1860 год), Александр II отменил крепостное право.

Обратите внимание

Но это совершенно не сказалось на быте мужика: он не стал жить лучше. Манифест от 19 февраля остался всего лишь простой бумажкой, которая по-прежнему не давала простым людям никакой свободы. Подобные исторические события и находят отражение в сказочных произведениях писателя. И в центре его внимания находится образ мужика.

Он не показан невежественным или неотесанным. При этом писатель не превозносит простого чело-века из народа до небес, не идеализирует его. Салтыков-Щедрин старается подобрать такие слова и краски, которые позволили бы нам понять истинный образ мужика и мир, в котором он живет.

Интересные его черты и качества писатель подме-| ил и описал в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Уже само название произведения преподнесено в ироничном ключе. Рассматривать его можно с двух сторон. Во-первых, обращает на себя внимание то, что один человек смог прокормить двух.

Во-вторых, точное определение количества генералов тоже невольно вызывает улыбку. Можно даже прочитать название произведение с неким вызовом: прокормил целых двух человек.

Так в самом названии текста писатель говорит о том, что главным героем будет мужик.

С самого начала произведения автор обозначает большую пропасть между двумя мирами: мужика и генералов. Также для описания последних писатель использует сатирические краски. Показано, что они совершенно оторваны от той действительности, в которой живут.

Например, регистратура, в которой служили генералы, получает определение какой-то»: «Служили генералы всю жизнь в какой регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимая. И провели они в этом учреждении всю жизнь, то есть их мир замкнут службой и домом.

Важно

У них нет и никогда не будет никакого жизненного опыта, который помог бы им выжить в других условиях, если бы они случайно выпали бы из этого круговорота  Так повествование преобразуется в сказку — генералы попадают на необитаемый остров.

Автор не дает их точного портрета, но замечает, что когда они очутились на острове, то на них были ночные рубашки и ордена на шее. Несмотря на то то генералы прожили на свете довольно долго, мни не умеют ничего делать.

Так с каждой фразой сатира писателя становится более едкой. Остров оказался не таким уже необитаемым: в лесу полно дичи, в озере рыбы, на деревьях фруктов. И, несмотря на то что им очень хочется есть, они садятся читать «Московские ведомости».

Ведь генералы совершенно не знают, как все это богатство можно побрать и приготовить.

Так в своей сказке М. Е. Салтыков-Щедрин показывает генералов беспомощными и неприспособленными к жизни людьми. Сатирические краски, используемые писателем в повествовании, показывают и внутреннее убожество богатых людей. Все это создает определенную почву для того, чтобы в контрасте показать находчивость и смекалку русского мужика, который тоже появляется в сказке.

Решение о том, что следует найти мужика, чтобы не умереть с голоду, приходит в голову бывшему учителю каллиграфии. Снова проскальзывают в сказке иронические нотки. Генералы совершенно не задумываются о том, что на необитаемом острове никого быть не должно. Но они смогли найти мужика по хлебному запаху.

«Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след». Такой штрих в портрете простого человека очень верно подмечен писателем. Образ мужика непременно соотносится с хлебом. Стоит вспомнить множество русских пословиц и поговорок, связанных с этим продуктом. Например, хлеб всему голова.

Вот такой головой и становится в этой сказке простой человек.

При описании главного героя, кажется, что перед нами предстает некий русский богатырь, который готов защитить правого и наказать обидчика: «…подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина».

Но ему в конечном итоге приходится делать вполне банальные вещи: накормить несчастных и голодных генералов. При этом они были ужасно рассержены, что он спит в то время, когда они хотят есть.

И мужик «зачал… перед ними действовать».

Совет

Сказочные и иронические интонации исчезают из произведения, и мы понимаем, что писатель с грустью смотрит на готовность и старания мужика накормить генералов.

Он показывает, что простой человек сохранил прежнюю психологию, ведь от него никто не требовал помогать и подчиняться генералам. Но он начинает их обслуживать, потому что такое раболепство было заложено у него в крови.

Наверное, должно пройти немало лет с отмены крепостного права, чтобы простой трудящийся человек смог наконец почувствовал вкус свободы.

Но в следующем же абзаце такие печальные нотки словно улетучиваются. Мужик ловко и проворно смог накормить генералов практически с первой же минуты встречи. «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое.

Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю: потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика.

Наконец развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

В этом небольшом отрывке представлен самый полный и красочный портрет простого человека. Благодаря своей смекалке и труду он смог накормить не только себя (помним, что он большой мужичина), но и двух генералов, которые даже не знали, с какой стороны подойти к дереву.

Но в их глазах мужик все равно остается тунеядцем, человеком, живущим за чужой счет. Однако такое определение скорее можно отнести не к простому человеку, а к двум генералам.

Обратите внимание

Так образ мужика становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются отрицательные качества богатых и ленивых людей.

Портрет простого человека по ходу повествования пополняется новыми чертами. Мужик очень быстро смог приспособиться к новым хозяевам: «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

Но смекалка и умение найти выход из любых обстоятельств не позволяют мужику понять, что он может и не работать на генералов. Ведь они находятся на необитаемом острове — далеко от всех правил и норм русской действительности. При этом он сам себя закрепощает: вьет веревку, чтобы его привязали к дереву.

Такая черта простого человека очень тонко подмечена писателем. При хорошем хозяине некоторые крестьяне оставались даже тогда, когда получали вольную. Вскоре мужик строит корабль, устилает его дно лебяжьим пухом и везет генералов домой, в Подьяческую.

В конце произведения появляются грустные и в тоже время сатирические нотки: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Отмена крепостного права не принесла самого главного, она не раскрепостила крестьян духовно.

Они не смогли понять и почувствовать того, что приносил им этот закон. Но, несмотря, на все подобные противоречия сказка М. Е.

Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помогает показать, что генералы на самом деле намного глупее мужика, который смог и в сказочной жизни приспособиться и не умереть с голоду. Писатель не изображает его глупым и неразумным и в то же время не восхваляет.

Мужик сам показывает все оттенки своей натуры: трудолюбие, находчивость, смекалку и пока еще раболепство перед богатыми, которые никак не хотят дать простому человеку вольную не только на бумаге, но и в жизни.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-muzhika-v-skazke-m-e-saltykova-shhedrina-kak-odin-muzhik-dvux-generalov-prokormil/

Образ мужика в «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сатирические сказки — наиболее важное создание М.Е. Салтыкова-Щедрина. Этот жанр помог писателю обойти цензуру и донести свои мысли об основных проблемах, царивших вокруг.

Наиболее популярной сказкой автора стала «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В центре повествования стоят два генерала, очутившиеся на безлюдном острове.

Проживая в столице, те вовсе не знали проблем: работа составила у них лишь одно умение — говорить о своем почтении и преданности вышестоящим лицам. В итоге они получили пенсию, которая позволила им жить спокойной жизнью в сытости и сохранности.

Важно

Но сказочным образом они попадают на необитаемый остров, где находясь среди изобилия ягод, грибов, диких животных и рыбы, чуть не умирают от голода.

Они типичные представители верхушки общества, которые привыкли, что все приносится им будто по мановению волшебной палочки.

А сами они умеют лишь требовать. Сначала складывается впечатления, что это довольно властные, уверенные в себе люди. Однако такое их состояние — лишь фикция.

Они слабы и зависимы. Ведь без посторонней помощи они не могут ни одеться, ни поесть. И сами они понимают эту свою слабость, ведь в критической ситуации бросаются на поиски мужика. Генералы воспринимают мужика как вещь, как нечто само собой полагающееся, что всегда должно быть рядом с ними.

Потому они и с абсолютной уверенностью в успехе, начинают искать мужика. Ведь они здесь, значит и мужик где-то должен быть рядом. И они находят его спящим на улице. И тот начинает на них работать. Автор называет героя мужчинкой. Но, описывая его внешний вид, намеренно подчеркивает его гигантскую силу и стойкость.

Мужчинка он потому, что несмотря на свои физические возможности, он не может дать отпора.

Такое отношение к себе — привычное состояние для простого мужика, которое уже стало передаваться по наследству. Он сам ощущает себя как раб, и не видит иного предназначения своей жизни.

Мужик же сметлив, любое дело у него спорится: он и на дерево за яблоками залезет, и картофель выкопает, и из своих волос ловушки для рябчиков изготовит, потом поймает птиц и приготовит. Салтыков-Щедрин этим восхищен.

Но с нотой горькой иронии автор говорит о поведении мужика как раба.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Совет

Он все время спрашивает генералов о том, довольны ли они или нет, боится лишний раз отдохнуть и просит на это разрешение.

Его услужливость генералам с течением дней только растет и показывается писателем в гиперболизированной форме: например, он варит генералам кашу в пригоршне да строит им настоящий корабль, дно которого выстелено лебяжьим пухом.

Наградой мужика по прибытию в Петербург стала рюмка водки. Это вознаграждение насмешливо противопоставлено всему тому, что сделал мужик для генералов. Но тому больше и не нужно.

В данном произведении Салтыкову-Щедрину удалось мастерски передать необъяснимое сочетание силы и слабости в характере простого русского народа во время самодержавия.

Автор говорит о том, что у простого народа имеется огромный потенциал, но большая его часть не используется и вокруг царит крестьянская пассивность, покорность и служение.

Душа писателя болит за русский народ, он призывает людей посмотреть на себя со стороны и хоть что-то изменить в нормах своей жизни, а значит и в жизни родной стороны.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/06/obraz-muzhika-povest-kak-muzhik-dvuh-generalov.html

Урок литературы в 7 классе “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”

Урок литературы в 7 классе по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

раскрыть значение понятия самостоятельность и выявить его актуальность через анализ текста сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина;

– совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать характеристику героям, сравнить их;

– показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сравнить произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина с народными сказками;

– повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, аллегория, эзопов язык, ирония, иносказание, гипербола, гротеск, фантастика;

– выявить сатирические приёмы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

2) метапредметные:

познавательные:

– ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

– извлекать необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текста;

– уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– уметь структурировать знания;

регулятивные:

– вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью;

Читайте также:  Два периода в творчестве лермонтова

коммуникативные:

– владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами  русского литературного языка,

– уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

– уметь строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

личностные:

– распознавать истинные и ложные ценности; воспитывать самостоятельность как качество, необходимое каждому современному человеку.

Тип урока – урок закрепления

Оборудование – раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Приветствие.

Слайд №1 Дата.

Классная работа.

1) Стадия вызова

На слайде появляется слово «САМ» Слайд 3

– Что вы можете сказать о слове «САМ». Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите, пожалуйста, у себя в тетради. (Местоимение, один, самостоятельность, самодостаточность, самолюбие, самолет, самовар, самокат, самоуверенный и др.)
– Какой оттенок лексического значения объединяет все эти слова? (Кто-то что-то делает сам, то есть без помощи других)

2) Целеполагание

– Как вы думаете, почему сегодняшний урок литературы я начала с местоимения «САМ»?
– Кто может помочь нам разобраться  в этом понятии? (М.Е.

Салтыков-Щедрин и герои его сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
– А почему для разговора о самостоятельности мы, читатели 21 века, взяли произведение, написанное в 19 веке?  (Несмотря на время, произведение продолжает оставаться актуальным. Самостоятельность является важным качеством современного человека.

)
– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Запись темы в тетрадь: «Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

) Слайд4
– Какие задачи вы можете решить для себя на этом уроке?  (На примерах текста сказки Салтыкова-Щедрина выяснить, что  такое самостоятельность, в чем заключается смысл этого  понятия; доказать актуальность  этого качества, столь необходимого каждому современному человеку; дать характеристику героям сказки, сравнить их, выяснить роль художественных приёмов, которые использует автор. )

II. Выяснение значения понятий «самостоятельность» и «зависимость»

3) Слово учителя

– Итак, мы говорим о самостоятельности. В каких  жизненных ситуациях вы уже встречались с этим понятием? (На уроках выполняют самостоятельную работу, самостоятельно идут в школу, самостоятельно что-то готовят, например, яичницу и т.д.)
– Вспомните речевые ситуации.

Какие устойчивые выражения (фразеологические обороты) связаны с этим понятием? (Сам себе голова, сам себе хозяин, сам себе господин, стоит на собственных ногах, живет своим умом, сам собой управляет  и другие).

О чем говорят все эти выражения? – индивидуальное задание Адия Ч..
– Как  вы думаете, а что такое самостоятельность? Какого человека называют самостоятельным? (Человек, который всё делает сам.)
– А вот что говорят по этому поводу толковые словари.

4) Реализация индивидуального задания к уроку (выступление ученика – Алина Д.)

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, «Толковый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой

Самостоятельный – Слайд 5

1. Существующий отдельно от других, независимый. Самостоятельное государство. Жить самостоятельно (нареч.).
2. Решительный, обладающий собственной инициативой, способный к независимым действиям, суждениям. Самостоятельный человек. Самостоятельное поведение.
3.

Обратите внимание

Совершаемый собственными силами, без посторонней помощи или руководства. Самостоятельное сочинение, ученый труд.

– Вы видите, что это слово многозначное. Какое из значений этого слова будет интересовать нас сегодня на уроке?  (2. Решительный, обладающий собственной инициативой, способный к независимым действиям, суждениям.

Самостоятельный человек.)

III. Анализ содержания сказки

– Давайте обратимся к тексту сказки. В тексте произведения автор ни разу не употребил слово «самостоятельный». Но мы-то с вами умеем читать и видеть между строк (а именно этого и добивался Салтыков-Щедрин!).

  1. Образ мужика (//левая графа таблицы в тетради и на доске)

– Назовите главных героев сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.

–  Как вы думаете, в каком герое сказки наиболее ярко проявилась самостоятельность? (Мужик.) – заполнение таблицы

– Найдите описание мужика. Прочитайте отрывок из текста. (стр. 269-270)

– Чем отличается поведение мужика от поведения генералов? (В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на необитаемом острове, мужик спокоен, отдыхает от трудов.)

– Какими качествами он обладает? Докажите примерами из текста.

(Нарвал яблок, добыл картофелину, извлек огонь, сделал из собственных волос силок и поймал рябчика; суп в пригоршне сварил; выстроил корабль, доставил домой.)- зачитывание примеров из текста стр. 270-273, наблюдения записываются в таблицу.

Самостоятельность

Зависимость

Мужик

Приспособленность к жизни

Трудолюбие

Ловкость

Находчивость

Талант

Генералы

Неприспособленность к жизни

Глупость

Невежественность

Тунеядство

Несправедливость

Жадность

Мужик

Рабская покорность

Безропотность

Отсутствие чувства собственного достоинства

– Какой вывод вы можете сделать на основе сказанного? (Самостоятельный мужик может полностью обеспечить себе жизнь на необитаемом острове.) Запишите вывод в таблицу.

(Заполнение левого блока таблицы: запись вывода о самостоятельности мужика.)

2) Понятие зависимости.

– А какое человеческое качество можно противопоставить самостоятельности? (Пассивность, зависимость, подчиненность, беспомощность, бесхарактерность). Давайте возьмем за основу слово «зависимость». Объясните его лексическое значение.

Реализация индивидуального задания к уроку (выступление ученика – Сергей Ж. Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой)

Словарь Сергея Ивановича Ожегова  объясняет это понятие так:

Зависимый – Слайд 6

  1. Находящийся в зависимости. Зависимый человек.

  2. Подчинённый другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы. Крепостная зависимость.

–  А с какими героями сказки соотносимо это понятие?  (Генералы; мужик)

  1. Образы генералов (правый верхний блок таблицы)

– Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? (Проснулись, оказались на необитаемом острове, служили в регистратуре, которую за ненадобностью упразднили зачитать. )

– В каком произведении упоминается необитаемый остров? (Д. Дефо «Робинзон Крузо».)

– Чем отличаются ситуации, описанные в этих произведениях? (Поведение героев различное. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает, генералы беспомощны, чуть не погибают.)

– Приведите примеры несамостоятельности генералов. (Не могут найти, где восток, где запад; не могут нарвать яблок, влезть на дерево, наловить рыбы; думали, что еда на деревьях растет и булки сами родятся.)

– Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какие художественные приемы использует писатель, изображая неприспособленность к жизни генералов? (Аллегория – генерал не может сорвать яблока с дерева, т. е.

он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам. Гипербола Генералы были уверены, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Фантастика – мужик в пригоршне суп варил, генералы проснулись, оказались на необитаемом острове.

)

– Почему же генералы стали такими? (Обстоятельства, лень, неумение и нежелание трудиться; крепостное право, общественный строй.

)
–  К чему, по мнению Салтыкова-Щедрина, может привести такая зависимость, несамостоятельность? (Генералы умерли бы с голоду, хотя были окружены изобилием еды: протяни руку и возьми.

)
– Только ли физическая смерть грозила генералам? (До физической смерти еще далеко, а вот нравственно они уже чуть было не погибли).– Какой эпизод, на ваш взгляд, является тому доказательством? Давайте перечитаем его!

(Выразительное чтение эпизода  «остервенения генералов», стр. 266)-

Какой художественный приём использует автор, описывая сцену «остервенения генералов»? (Гротеск)

– Что такое гротеск? (Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.)

– С какой целью используются в «Повести…» эти приёмы? (Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют и не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику.

)
– О чем говорит такое поведение генералов? К какому выводу вы пришли? (Несамостоятельные, ленивые генералы озверели бы или умерли бы от голода, даже находясь в изобилии. Несамостоятельность приводит  к нравственной и физической гибели.

) Запишите вывод в таблицу. (Заполнение правого верхнего блока таблицы: запись вывода о зависимости, несамостоятельности генералов.)

4) Образ мужика (// правый нижний блок таблицы в карте урока)

– Но зависимость проявляется только в образе генералов? (Нет, также и в образе мужика) – Приведите пример его несамостоятельности. (Сразу подчиняется, выполняет все приказы, не пробует убежать; себе  взял только одно самое кислое яблоко; генералам наготовил, сам не наелся; сам для себя изготовил веревку.)
– Объясните причины такого странного поведения.

От чего зависел мужик? (Веками выработанная привычка подчиняться, крепостное право, общественный строй.)
– И отсюда напрашивается третий вывод. Какой? (Не всегда надо подчиняться, надо проявлять самостоятельность не только в действиях, но и в мыслях.) Запишите вывод в таблицу.

(Заполнение правого нижнего блока таблицы: запись вывода о зависимости мужика.)

– Достойную награду получил мужик за спасение генералов? (Нет. Генералы выслали ему рюмку водки да пятак серебра. Дополняем таблицу о генералах – несправедливость, жадность.)

– Как автор относится к своим героям?

– Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический и сатирический.

Какой же смех используется автором в «Повести…»? (Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты «Московские ведомости» и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – о талантливом народе, о его покорности, отсутствии чувства собственного достоинства.)

– Какова же цель сатиры Салтыкова – Щедрина? (Разоблачить глупость, невежество, никчемность генералов)

– Прямо ли об этом говорит писатель? Как называется такой прием? (Иносказание)

5) Вывод

– Таблица составлена. Обобщим результаты наблюдений. А к чему призывает нас, читателей 21 века, автор сказки  М.Е. Салтыков-Щедрин? Какой  вывод может сделать для себя современный читатель, лично каждый из вас? (Надо быть самостоятельным.

) Для чего надо быть самостоятельным?
– Следовательно, несмотря на то, что сказка была написана почти 200 лет назад, она продолжает оставаться актуальной.

Значит, критикуя события своего времени – крепостное право, показывая, как оно уродует человеческую личность, мудрый писатель верил в будущего читателя – нового, самостоятельно думающего и самостоятельно действующего человека.

IV. Практическая работа с элементами занимательности. Письменный ответ на вопрос. (На выбор. Работа в парах.)

Слайд 7.

Представьте, что вы попали в одну из перечисленных ниже  ситуаций. Напишите, что бы вы почувствовали и что бы вы предприняли, чтобы благополучно выйти из этой ситуации.

Вы один оказались в незнакомом городе, например, заснули в автобусе или поезде и вышли в совершенно чужом городе.

Мама неожиданно уехала в командировку, а папа, допустим, отправился в рейс, и вы остались дома вдвоем с младшим братом или сестрой на несколько дней.

(Опрос нескольких пар. Олег Гатаулин, Андрей Холодков, Саша Есикова, Тимур Турубеков, Татьяна Макарова. Оценки.

)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

– Итак, сегодня на уроке, благодаря сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина, мы с вами затронули вопрос  самостоятельности. Давайте подведем итог сказанному и выясним, как вы поняли, что значит быть самостоятельным и насколько важно это качество для современного человека.
На слайде вы видите «Цветик-семицветик».

Важно

Каждый из лепестков  символизирует какое-то качество характера человека. Среди всех лепестков выберите только те, которые, с вашей точки зрения, раскрывают понятие «самостоятельность».

Слайд 8
(Лепестки: решительность, жадность, инициативность, смелость, ответственность,  независимость, трудолюбие)

– Объясните, почему именно этот лепесток, а значит, это качество, вы выбрали. (Ученики объясняют свой выбор.)

– Подведите итог уроку. Выполнили ли вы поставленные задачи? С какими знаниями вы выйдете с урока? Что показалось трудным?

ОЦЕНКИ!!! (Адия, Соргей, Алина – «5» и др.)

VII. Домашнее задание. Слайд 2

Прочитать сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», отметить реальные и сказочные черты.

Резерв – тест.

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil-259727.html

Изображение русского мужика в сказке Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла.

Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры.

Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает мужика сноровистым, ловким: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

Мужик способен на все: «полез сперва‑наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…» Но не только восхищение вызывает у автора это персонаж.

В то же время он печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя.

Читайте также:  40 вопросов о чичикове из поэмы "мертвые души" с ответами: анализ произведения

Салтыков‑Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

Заканчивается «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» словами: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись мужчина!». Что еще нужно мужику для счастья…

Совет

Салтыков‑Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных людей. Генералы не умели ничего делать, они наивно полагали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», для них было открытием, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет».

Генералы попытались, что‑то сделать сами, но эта попытка не удалась. «Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть.

Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал…» Но зато они знают средство, чтобы жить хорошо, ведь нужно просто найти мужика. Не беда, что остров необитаемый, мужик должен быть везде: «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где‑нибудь спрятался, от работы отлынивает!..

» Салтыков‑Щедрин противопоставляет генералов и мужика. Всю жизнь занимавшиеся никчемной работой генералы всегда считают мужика‑работягу лодырем.

Сказки М. Е. Салтыкова‑Щедрина полны печали о том, что народ слишком забит, темен и терпелив. В то же время он намекает, что силы, стоящие над ним, жестокие, но не такие уж страшные. Произведения Щедрина дороги своей любовью к народу, честностью, верностью идеалам, стремлением сделать жизнь лучше.

Само фантастическое у Щедрина является формой выражения правды жизни.

Фантастичность многих сцен и деталей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» совсем не означает, что сцены и детали возникли совершенно случайно, подчиняясь фантазии писателя. Они построены по строго определенным законам.

Форма сказки – эффективное средство художественного обобщения действительности, способное вскрыть глубинные противоречия жизни и сделать их наглядными и зримыми.

Своим творчеством Салтыков‑Щедрин пытался бороться против зла русской жизни: глупости правительства, покорности народа, взяточничества и пошлости. Он не приемлет того, что мешает развитию России. Главное зло, которое осуждает автор, – крепостное право, губящее как рабов, так и их господ.

Источник: http://resoch.ru/izobrazhenie-russkogo-muzhika-v-skazke-saltykova-shhedrina-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvux-generalov-prokormil/

Генералы и мужик в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыкова-Щедрина

Чем острее сатира, тем выше идеал
писателя.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Цель: посредством анализа системы образов
“Повести…” охарактеризовать авторский идеал
сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Образовательные (система знаний): изучение нового:

  • осмысление идейного содержания произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”;
  • формирование представления об авторской позиции, авторском идеале;
  • способы выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);

повторение изученного:

  • литературная сказка и ее отличие от фольклора,
  • способы создания художественного образа персонажа (имя, место службы, чин, речь, образованность, портрет, художественное пространство, взаимоотношения, отношение к другому персонажу, авторское отношение).

Развивающие(система умений):

формирование новых умений:

  • аргументировать отношение к персонажам произведения (генералам, мужику) автора, читателя;
  • характеризовать авторский идеал писателя-сатирика;

развитие ранее приобретенных умений:

  • характеристика героев и событий на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;
  • уместное и достаточное цитирование художественного текста;
  • выразительное чтение фрагментов эпического произведения;
  • развитие навыков устной монологической речи.

Воспитательные(система
ценностных ориентиров):

  • формирование ценностного представления учащихся о мире и человеке с позиций авторского идеала;
  • овладение учащихся лексикой, выражающей их отношение к нравственным ценностям.

Оборудование: портрет писателя, детские
рисунки персонажей, “Словарь гуманитария”,
карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Какие признаки сказки как жанра вы знаете?

Предполагаемый ответ: Автор сказки – народ,
используется волшебство, сказочный стиль,
наличие зачина и концовки, гиперболы с целью
противопоставить добро и зло, выразить идею.

Чем отличается литературная сказка от
народной?

Предполагаемый ответ: В литературной сказке
автор – конкретное лицо, сказочный стиль
сочетается с канцелярским и создается
комический эффект, используется гипербола и
гротеск, для того чтобы показать, что отсутствует
идеал и положительный герой, используется
сатира, злая ирония.

Дайте определение юмору, иронии, сатире и
приведите примеры из своего читательского опыта.

Предполагаемый ответ: Юмор – веселый, добрый
смех. Ирония – скрытая насмешка. Сатира –
смех злой, гневный.

Какие художественные особенности изображения
ситуаций и героев в сатирической сказке вы
можете назвать?

Предполагаемый ответ: Аллегория, ирония,
сарказм, гипербола, гротеск.

Какие вам известны способы создания образа
персонажа?

Предполагаемый ответ: Способы создания
образа – портрет, пейзаж, поступки героя, его
занятия, взаимоотношения с другими персонажами,
речь героя, отношение автора к персонажу, мое
отношение.

II. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим работу над
“Повестью о том, как один мужик двух генералов
прокормил” М. Салтыкова-Щедрина. Нам предстоит
охарактеризовать авторский идеал: отношение
писателя к миру и человеку посредством анализа
персонажей.

Обратите внимание

Давайте внимательно понаблюдаем за
героями и постараемся понять замысел автора.
Сегодня работать будут две группы учащихся:
первой группе предстоит охарактеризовать
генералов, второй – мужика.

Ребята каждой группы
получили в конвертах карточки с заданием,
которое должны будут выполнить самостоятельно.
Результат своего исследования группы представят
в форме полного устного ответа. Каждое ваше
выступление не должно превышать 2 минут.

На
самостоятельную работу отводится 5 минут. Вам
надо внимательно слушать выступающих товарищей,
чтобы не повторять уже сказанное.

III. Характеристика генералов.

Карточка №1. Имена персонажей.

Каковы имена генералов?

Как в этом проявляется авторский замысел?

Почему автор характеризует генералов как одно
целое?

Предполагаемый ответ: Генералы не имеют имен,
тем самым автор подчеркивает типичность их
образов, отсутствие индивидуальных качеств.

Карточка №2. Место службы персонажей.

Где служили генералы? Перечитай необходимый
фрагмент.

Найди в словаре значение слова
“регистратура”.

Как относится повествователь к таким
“регистратурам”?

Предполагаемый ответ: “Служили генералы всю
жизнь в какой-то регистратуре…” Слово
“регистратура” в словаре обозначает… Автор не
случайно употребляет определение “какой-то”
при слове регистратура, чтобы обобщить подобные
заведения, подчеркнуть типичность, относится к
подобным заведениям иронически.

Карточка №3. Чин персонажей.

Почему не указано, за что герои получили
генеральский чин?

Где и кем еще служил один из генералов? назвать
художественный прием)

Зачем автору понадобилось дать читателю эти
дополнительные сведения?

Предполагаемый ответ: Автор не говорит, за
что получили генералы чин, личные качества
героев тоже не обозначены, указан только чин. Но
мы понимаем, что за бездеятельность чин не дают,
значит, получен он генералами по чей-то
протекции, так как сами заслужить такое высокое
звание они никак не могли.

Один из генералов был
учителем каллиграфии в школе военных
кантонистов, т.е. в школе для солдатских детей,
что должно свидетельствовать о невысоком
интеллектуальном уровне героя, другой “был
поумнее”.

Да и где видано, чтобы генерал
занимался такой деятельностью?! Таким образом,
автор сатирически изображает генералов.

Карточка №4. Речь персонажей.

Какие выражения используют генералы в речи?
Прочитайте фрагменты.

В чем особенность произнесения ими слов?

Как речь характеризует персонажей?

Предполагаемый ответ: “Примите уверение в
совершенном моем почтении и преданности” –
канцеляризм, генералы используют в речи
официально-деловой стиль, что характеризует их
ограниченность, привычка употреблять “с” на
конце слов – выражение почтения.

Карточка №5. Образованность персонажей.

Каков уровень образования генералов? Объясните
свой вывод.

Какой художественный прием использует автор,
характеризуя образованность генералов? С какой
целью?

Какие читательские впечатления о генералах
возникают на основе анализа авторского приема?

Предполагаемый ответ: Генералы не знают
сторон горизонта, для них “булки в том самом виде
родятся, как утром их к кофею подают” – эта
гипербола помогает передать никчемность,
необразованность генералов. Автор изображает их
сатирически.

Карточка №6. Портрет персонажей.

В чем особенность внешнего вида генералов?

Какие предметные детали в описании генералов
выделяет автор и почему?

Какой художественный прием использует автор?

Как вы относитесь к генералам на основе анализа
их внешности?

Предполагаемый ответ: “Сытые, белые да
веселые”, – говорит повествователь,- но нет лиц
– таким образом, использовано обобщение.
Генералы “в ночных рубашках, а на шеях у них
висит по ордену”, орден воспринимается как часть
тела, использован гротеск. Портрет сатирический,
вызывает чувство неприязни к героям.

Карточка №7. Художественное
пространство.

https://www.youtube.com/watch?v=HfbCBuZZjpM

Зачем автор переносит действие на необитаемый
остров?

Чем замечателен остров, на который попадают
генералы?

Что использует автор в описании острова:
жизнеподобие или фантастику? Почему? Объясните
свои впечатления.

Как описание острова помогает автору
охарактеризовать генералов?

Предполагаемый ответ: Автор переносит
действие на необитаемый остров, чтобы генералы
смогли показать себя, проявить себя в поступках,
не зря на острове много еды, воды – он
идеализирован, это рай, но рай, прежде всего, для
желудка, остров фантастический, изобилие,
царящее здесь, передано с помощью гиперболы.
Генералы бездеятельные, белоручки, проявить себя
так и не смогли.

Карточка №8. Поведение персонажей.

Какие действия совершают генералы на острове? С
какой целью?

Как поведение генералов их характеризует?

Предполагаемый ответ: Генералы пытаются
залезть на дерево – но… увы! Бездейственность,
беспомощность, привычка, что все делают за них
другие, автор обличает их пошлость,
небокоптительство, бессмысленность такого
существования.

Карточка №9. Взаимоотношения
персонажей.

Каковы взаимоотношения генералов в начале
сказки?

Как меняются их взаимоотношения и почему?

Приведите соответствующую цитату.

Какие ассоциации, аналогии возникают у вас при
анализе поведения генералов (на кого они похожи в
момент нападения друг на друга)? (назовите
используемый художественный прием)

Предполагаемый ответ: Стоило только
генералам почувствовать сильный голод, как их
почтительность исчезает. Чиновники теряют
человеческий вид и подобно хищникам
набрасываются друг на друга.

“Вдруг оба генерала
взглянули друг на друга: в глазах их светился
зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало
глухое рычание. Они начали медленно подползать
друг к другу и в одно мгновение ока
остервенились.

Полетели клочья, раздался визг и
оханье; генерал, который был учителем
каллиграфии, откусил у своего товарища орден и
немедленно проглотил”. Остервенение генералов
передается автором с помощью гротеска.

Карточка №10. Отношение генералов к
мужику.

Как генералы отнеслись к своей находке, мужику?

Найдите цитаты и объясните их смысл.

Какая мысль посетила генералов при виде разной
провизии?

Найдите цитату и объясните отношение генералов
к мужику.

Почему генералы привязывают мужика?

Как генералы “отблагодарили” мужика?

Выразите свое отношение к генералам.

Предполагаемый ответ: “Встал мужичина:
видит, что генералы строгие. Хотел было дать от
них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в
него”. Мужик – спасение генералов, он тот, кем
они могут распоряжаться, как своей
собственностью, он их спасение.

Важно

Но стоило,
благодаря старанию и умению мужика появиться
разной провизии, как вместо благодарности
генералы пренебрежительно произносят: “Не дать
ли и тунеядцу частичку?” Слово “тунеядец”
выражает здесь иронию: кто же истинный тунеядец?
Но главная “благодарность” впереди: генералы
привязывают мужика, чтобы он не убежал.

Налицо
жестокость, грубость, насилие генералов над тем,
кто им подчиняется.

Обобщение.

Как автор относится к генералам?

Что же за образ предстает перед нами в лице
генералов?

Обобщение учителя: Автор создает обобщенный
образ – аллегорию. Генералы олицетворяют собой
людей от власти, неспособных к действиям, а
способных лишь владеть другими, отдавать
приказания.

IV. Характеристика мужика.

Карточка №1. Имя персонажа.

Каково имя мужика?

Каковы ваши читательские размышления по этому
поводу?

Предполагаемый ответ: Автор не дает имени
мужику, указывая тем самым на то, что образ мужика
– обобщенный образ, типичный, мужик –
представляет русский народ.

Карточка №2. Портрет персонажа.

Как выглядит мужик?

Почему он назван в произведении “громаднейшим
мужичиной”?

Почему в систему образов введен мужик?

Какими свойствами наделен мужик в сказках?

Предполагаемый ответ: Автор называет своего
героя “громаднейшим мужичиной”, т.к. это тот
человек, который все сможет сделать, ко всякой
работе способен, сильный, могучий, ловкий (таким
всегда мужик представлен в русских народных
сказках). В систему образов мужик введен не
случайно: он противопоставлен бездеятельным и
бесполезным генералам.

Карточка №3. Поведение персонажа.

Что умеет делать мужик?

Как выполняет работу, за которую берется?

Как автор выражает свое отношение к мужику
(назовите художественный прием)?

Все ли поступки мужика вам нравятся?

Объясните причины вашего отношения к мужику.

Предполагаемый ответ: Мужик все умеет делать,
работу выполняет быстро и добросовестно. Автор
восхищается его ловкостью, трудолюбием,
гипербола помогает передать изобретательность,
выдумку народа.

Карточка №4. Отношение мужика к
генералам.

Как относится мужик к генералам?

Почему мужик подчиняется генералам? Приведите
соответствующую цитату.

Читайте также:  Мораль басни "голик" крылова (анализ, суть, смысл)

Что предпринял “мужичина”, чтобы выручить
генералов из беды и доставить домой?

Какие качества характера проявил при этом?

Предполагаемый ответ: Мужик безропотно
подчиняется генералам. Чина, оказывается
достаточно, чтобы помыкать мужиком. “Смотрели
генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них
весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не
умерли с голоду, а думали: “Вот как хорошо быть
генералами – нигде не пропадешь!” Мужик строит
корабль, проявляя при этом находчивость,
изобретательность.

Карточка №5. Речь персонажа

Как речь мужика характеризует его?

Предполагаемый ответ: В речи мужика
отразилась извечная привычка русского народа –
безропотно угождать барину.

V. Обобщение.

В отношении каких героев Салтыков-Щедрин
использует юмор, иронию, а в отношении кого –
сатиру? Почему?

Чем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина
отличается от фольклорного персонажа?

Что в поведении мужика вызывает восхищение, а
что – осуждение автора?

Каков смысл финала “Повести…”?

VI. Подведение итогов аналитической беседы.

Почему “Повесть…” была включена автором в
сборник сказок “для детей изрядного возраста”?

Обобщение учителя: “Повесть…” построена на
аллегории, высмеивает пороки современного
автору общества, обличает тупость и
неприспособленность к жизни генералов, смирение,
рабскую покорность всё умеющего мужика. Это
вопросы государственного значения, благополучие
России зависит от отношения к этим порокам
государственной власти.

Почему в названии сказки Салтыковым-Щедриным
намеренно употреблено слово “повесть”?

Обобщение учителя: Используя сказочные
приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает
необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей.

Но
он искусно переплетает фантастику и
действительность, чтобы изучить суть отношений
между властьимущими и народом,
безнравственность властей и раболепие мужика.
Так через отражение пороков проявляется боль
сатирика за сметливый, работящий русский народ.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. М. Е.

Салтыков-Щедрин писал: “Чем острее сатира, тем
выше идеал писателя”. Как вы понимаете его слова?

Обобщение учителя: Салтыков-Щедрин
считал, что сатира должна не разрушать, а
созидать, а писатель должен исследовать жизнь
полнее, чтобы понять, как ее устроить лучше.

Какие нравственные ценности утверждает
сатирик Салтыков-Щедрин?

Обобщение учителя: Автор утверждает
нравственное величие каждого человека,
торжество правды, справедливости, совести,
гуманизм.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-характеристику одного из
героев (1 группа – характеристика мужика, 2 группа
– характеристика генералов).

Источник: http://xn—-ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai/publ/konspekty_urokov/russkaja_literatura/generaly_i_muzhik_v_quot_povesti_o_tom_kak_odin_muzhik_dvukh_generalov_prokormil_quot_m_e_saltykova_shhedrina/6-1-0-183

Анализ “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” | Инфошкола

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и тщ.) пронизано все его творчество. Самыми известными в писательском наследии Салтыкова-Щедрина стали сказки, первые три были написаны в 18б9 году, остальные сказки (еще 23) писатель пишет с 1883 года в течение трех лет.

Темы сказок Щедрина: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др.

Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

Совет

Сказки Салтыкова-Щедрина открывают новый литературный жанр в русской литературе: социально-политическая сатира, написанная в форме аллегории на основе художественных принципов сказок о животных и басен.

При всей окрашенности драматическим колоритом, при всей ощутимости трагического подтекста сказки Салтыкова-Щедрина основаны на комическом, на нарушении меры.

Ведущей формой комедийно-эстетического отношения к действительности у Щедрина становится сарказм. Но эта особенность не исключает, а предполагает у сатирика многообразные оттенки и переходы смеха от горькой шутки и грустного юмора до иронии и гневного обличения.

В мире всеобщего хаоса и абсурда, как показывает писатель, царит нелепость. Поэтому Щедрин так часто вводит в сказки комизм, недоразумения и алогизмы, показывая господство случая и казусов, прихоти, капризов и причуд.

Сатирический текст автор обогащает иронией, которая внешне утверждает то, что на самом деле опровергает.

Щедрин использует и юмористические приемы, реализуя ту разновидность юмора, которая связана с комизмом несбывшегося ожидания или неожиданности.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала…», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано — сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия.

Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

Обратите внимание

Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества. В сказках Салтыкова-Щедрина запечатлена полная картина перемен, происходивших в русском обществе в 1860-1880-е годы.

Проблематика сказки «Дикий помещик».

В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное: «Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют.

Однажды к самой усадьбе подошел медведь, сел на корточках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается. Сенька! — вскрикнул помещик, но вдруг спохватился… и заплакал. Однако твердость души все еще не покидала его.

Несколько раз он ослабевал, но как только почувствует, что сердце у него начнет растворяться, сейчас бросится к газете «Весть» и в одну минуту ожесточится опять.

Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев, от принципов отступил! И вот он одичал.

Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.

Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.

Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел».

Важно

Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам.

Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. В сказке «Дикий помещик» помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя.

Сказка «Дикий помещик» — произведение, направленное против общественного строя, основанного на эксплуатации мужика. Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не может выносить «холопьего духу».

Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. Помещик даже очень обрадовался этому.

Но вот что существенно: с исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя; «…

вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

Сказка «Дикий помещик» показывает неотвратимое разложение помещичьего слоя: в ней изображена фантасмагорическая история превращения человека в дикое звероподбное существо.

Основная социальная проблема, изображенная в союке, заключается в неспособности помещиков принять крестьянские реформы, начать жить в новых условиях, требующих от них трудовой активности и знаний.

Совет

Герой сказки в тупом самоослеплении молит Бога избавить его от мужиков, собираясь жить самостоятельно на свои запасы — леденцы и пряники.

Оставшись один, помещик последовательно проходит все стадии падения: сначала до состояния грязного, обросшего волосами скота и затем впадает в первобытное состояние, у него отрастают когти, он лазает по деревьям, раздирает и пожирает сырой мелкую дичь.

Это свидетельствует об убежденности сатирика в том, что именно народ — созидатель основных материальных и духовных ценностей, он — опора государства, его поилец и кормилец.

Однако, изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его «рою» трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. «…Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья». Проблематика сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» писатель с язвительным остроумием изображает абсурдную ситуацию, основанную на фантастическом приеме, но правдиво отражающую нелепую и вопиющую реальность.

Два отставных генерала чудесным образом во время сна переносятся на необитаемый остров: «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове… Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице на разных квартирах; имели кащый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат.

Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

Обратите внимание

Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, — сказал один генерал, — вижу, будто живу я на необитаемом острове… Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал. Господи! да что ж это такое!

где мы! — вскрикнули оба не своим голосом. И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия.

Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности… Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру».

Остров изобилует плодами, птицей, живностью, но генералы голодают, потому что не знают ничего о жизни и ничего не умеют делать.

Их знания ограничиваются убеждением, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», а умения выражались в единственной знакомой им фразе, служившей им проводником по службе: «Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности». Спасает трутней-генералов от голодной смерти мастер на все руки, способный, но безропотный мужию «Встал мужичина: видит, что генералы строгие.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое.

Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика.

Важно

Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»». Хлестко и насмешливо звучит последняя фраза сказки: «Однако, и об мужике не забыли, выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Сказки Салтыкова-Щедрина в оценке критиков и литературоведов. «…обширна партия «сказок» Салтыкова.

Мы находим здесь и фельетон, и бытовой рассказ, и писательскую исповедь, и трагическую повесть. Недаром сам автор, словно чувствуя условную «сказочность» всех этих очерков, снабдил некоторые из них особыми подзаголовками («разговор», «сказка-элегия», «поучение», «ни-то сказка, ни-то быль» и т. п.).

В свободной и бесконечно разнообразной форме нравоописательного рассказа сатирик словно подводит итоги своим долголетним раздумиям о российской правительственной системе и плачевной обывательской среде, о «диком помещике» и робком «либерале», о сановниках, интеллигентах и крестьянах. И эти долголетние горестные раздумия писателя о сословиях и лицах вырастают, наконец, в грандиозный символ целого народа, воплощенный в потрясающем явлении замученной лошади, в чьем рабочем остове «целая масса живет, неумирающая, нерасчленимая и неистребимая»…» (Л. П. Гроссман).

«С едким сарказмом обрушивался Щедрин на представителей массового хищничества — дворянство и буржуазию, действовавших под покровительством правящей политической верхушки и в союзе с нею.

Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика («Дикий помещик»), генерала («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), купца («Верный Трезор»), кулака («Соседи»), то и это чаще в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д..» (А.С Бушмин).

«Сказка Щедрина так оригинальна, так не похожа на сказки литературные и народные в своем существе, элементы традиции так в ней переработаны, что теряет остроту вопрос, откуда именно позаимствовал Салтыков те или иные элементы художественной формы для своих сказок» (Н. К. Пиксанов). «В фантазии народных сказок Щедрин чувствовал нечто родственное с собственными художественными приемами» (В.Я. Кирпотин).

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-povesti-o-tom-kak-odin-muzhik-dvux-generalov-prokormil/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector