Краткое содержание баллады “светлана” жуковского: краткий пересказ сюжета, баллада в сокращении

Сюжет, герои и проблематика баллады Василия Жуковского «Светлана»

Белинский писал, что муза Жуковского “дала русской поэзии душу и сердце”. Действительно, в творчестве поэта впервые раскрылась глубина и сложность тайной, сокровенной жизни личности, одухотворенная красота чистого человеческого чувства.

Поэт настойчиво противопоставлял внешнему миру с его злом и несправедливостью светлый внутренний мир как единственный источник счастья.

Чувствительность души, любовь к мирной и тихой сельской природе, к уединению, тяга к жизни у скромного “домашнего очага”, восторженная религиозность – все эти черты сентиментализма сочетаются в творчестве Жуковского с настроением тревоги, с обращением к таинственному и фантастическому, с культом мистического, с порывами к «невыразимому», характерными для русского романтизма. Недаром его считают одним из родоначальников этого литературного стиля.

Несмотря на то, что поэт в течение всего творческого пути писал лирические стихотворения, популярность ему принесли прежде всего баллады. Он познакомил читателей с самыми выдающимися образцами этого жанра в европейской литературе: «Кассандрой» Шиллера, «Лесным царем» Гете, «Замком Смальгольм» В. Скотта и многими другими.

Обратите внимание

В «Светлане» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся на национальные традиции народа. Сюжет в балладе трактован в рамках бытовой сцены гаданья девушек «в крещенский вечеров, что дало автору возможность воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев. Поэт стремится передать и некоторые особенности бытовой речи:

Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко, –

обращаются девушки к Светлане.

В начале XIX века гадания утратили свою первоначальную магическую основу, став излюбленной девичьей игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в прошлом было замужество, поэтому вопрос, кто будет ее «суженым», имел большое значение.

Таким образом, уже начальная картина дает возможность автору поставить нужную ему проблему отношения человека к своему будущему, к своей судьбе.

Ее решение осуществляется поэтом на примере судьбы главной героини – русской крестьянки, образ которой выдержан в пастельных тонах:

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

Героиня грустит из-за длительной разлуки с женихом, для нее лишь милым «красен свет, им лишь сердце дышит». Томясь в ожидании, она произносит молитву:

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою, Ангел-утешитель.

А в полночь девушка гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать, как скоро он вернется. В состоянии полудремы невесте кажется, что жених наконец приезжает и увозит ее с собой.

Затем они едут по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то Светлана замечает, что там идет отпевание. После долгого тревожного пути суженый привозит ее в уединенную хижину. Войдя туда, героиня видит гроб, из которого поднимается ее жених-покойник.

Неожиданно появившийся “белый голубочек” защищает девушку от мертвеца.

В основе идеи баллады лежит представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, покойников, которые оживают в гробах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие обычно происходит в особой, полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов или скелеты, ночной лес, горящие деревья.

Важно

В «Светлане» поэтика ужасного присутствует: здесь есть характерный романтический пейзаж – вечерний, ночной, кладбищенский – и сюжет, основанный на таинственном и страшном, но все это заметно смягчается интонацией стиха.

Настроение тревоги, беспокойства и страха запечатлено в эпизодах баллады, рисующих гадание Светланы и ее сон:

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Робость ей волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…

Даже образы, связанные с религиозными представлениями, иногда преображаются во что-то пугающее, отвечающее настроениям ожидания и страха от неизвестности:

Яркий свет паникадил

Тускнет в фимиаме;

На средине черный гроб;

И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!».

В кульминационный момент повествования меняется изначально заданный национальный колорит на типично сентименталистскую ситуацию: «белоснежный голубок», преисполненный исключительной чувствительности по отношению к девушке, смело спасает Светлану от страшного, скрежещущего зубами мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами, как она просыпается и возвращается к исходной реальности. Подобная концовка идеализирует ситуацию, так как получается, что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья возможны лишь во сне. Эта идеализация подкрепляется моралью:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье. Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье.

Все ужасы исчезают и как бы отменяются в своем осуществлении неожиданным пробуждением героини: она заснула во время гадания, все страхи оказались сном, а в реальности жених является к ней живым и невредимым, и счастье встречи любящих становится развязкой сюжета баллады.

Жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств – такова этико-философская проблематика баллады, а романтическая идея произведения заключена в том, что любовь торжествует над смертью. Поэтому идея сюжета заключена в преодолении героиней преграды между этим и потусторонним миром.

Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, откровенную условность авторской позиции.

Чтобы понять значение творчества поэта, достаточно сказать, что балладу «Светлана» и имя героини вспоминал Пушкин, описывая сон Татьяны.

Велико было влияние Василия Андреевича на Баратынского и Лермонтова, Фета и Блока. И сегодня сердца читателей покоряет искренность, задушевность и глубокая человечность его лирических произведений.

Сбылось предсказание А.С. Пушкина, сделавшего к портрету учителя и друга пророческую надпись:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

(2 votes, average: 4.50

Источник: https://school-essay.ru/syuzhet-geroi-i-problematika-ballady-vasiliya-zhukovskogo-svetlana.html

Герои и сюжет баллады Жуковского «Светлана»

Имя Василия Андреевича Жуковского, друга и учителя А.С. Пушкина, вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и полные наивной веры народные предания. Впервые определение баллады как жанра дал В.Г. Белинский.

Он так определил его своеобразие: «В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде, но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя…» Большинство баллад Жуковского — переводные.

Сам поэт так писал о специфике таланта поэта-переводчика: «Переводчик: в прозе есть раб, в поэзии — соперник».

Совет

Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), являющаяся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Используя сюжет немецкого поэта, Жуковский придал иной национальный колорит, перенеся действие в Московскую Русь XVI – XVII веков, дал героине русское имя Людмила, ввел песенные обороты и фольклорные особенности, присущие русскому народу.

Следующая баллада «Светлана», написанная в 1812 году, также на сюжет бюргеровой «Леноры». Но в «Светлане» уже усилен национальный колорит, который создается деталями быта и картинами русской природы.

Поэтому «Светлана» была воспринята читателями как подлинно народное, русское произведение.

Она была построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.

Сюжет баллады «Светлана» напоминает во многом сюжет «Людмилы». Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий:

Год промчался — вести нет:

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Светлана смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви. По дороге в церковь она видит в темноте черный гроб в открытых вратах.

Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки.

Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее от страшного призрака:

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул…

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами…

В этом страшном призраке Светлана узнает своего милого и пробуждается. Это оказался страшный, грозный сон. В финале баллады появляется живой жених. Герои соединяются и играют свадьбу. Все заканчивается хорошо.

Обратите внимание

Оптимистическое звучание баллады расходится с концовкой «Людмилы», в которой умерший жених увлекает невесту в царство теней.

Фантастические события — явление мертвого жениха, путь в его «обитель», оживление мертвеца — отражают борьбу добра и зла. При этом побеждает добро:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье.

Образ Светланы противопоставлен Жуковским как Леноре Бюргера, так и Людмиле. Грустная Светлана, в отличие от отчаявшейся Людмилы, не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, не молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу.

Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. Светлая душа героини оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются.

Отношение автора к тому, что произошло со Светланой, выражается в словах:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана…

Будь, создатель, ей покров!

Светлана в балладе Жуковского поражает нас чистотою своего внутреннего мира. Чистота, кротость, покорность провидению, верность, набожность — вот отличительные черты этого характера.

Само имя героини задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее.

Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее под девушку из народной песни или сказки.

Светлана — один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество.

Важно

Имя Светланы стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную сущность жизни. Оно оказалось своего рода талисманом, защищающим от злых сил.

Образ Светланы вдохновил знаменитого русского художника К. Брюллова на создание картины «Гадание Светланы». Пушкин не раз вспоминал «Светлану», брал из ее стихов эпиграфы, сравнивал свою Татьяну с героиней баллады.

Высокое поэтическое мастерство, романтический национальный колорит баллады привлекли к ней интерес читателей, и она была признана современниками лучшим произведением Жуковского, которого стали называть певцом Светланы.

Анализ литературного наследия Жуковского показывает высокую художественную ценность его поэзии и дает возможность понять, как велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы. Сбылись слова А.С.

Пушкина, сказавшего о Жуковском почти двести лет тому назад:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

Источник: http://vip-gdz.ru/geroi-i-syuzhet-ballady-zhukovskogo-svetlana/

Герои и сюжет баллады В. А. Жуковского “Светлана”

    Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года – с 1808 по 1812 год. Она посвящена Александре Александровне Воейковой (в девичестве – Протасовой) и была свадебным подарком ей.

    Главная героиня – “милая Светлана” – рисуется в окружении таких же “милых” девушек.

Все, что связано с ними, вызывает ласковое отношение поэта: “башмачок”, “песенки”, “локоток”, “крещенский вечерок”, “подружки”, “подруженьки”.

Читайте также:  Капитан копейкин в поэме "мертвые души": образ, характеристика, описание

    Жуковский воспроизводит привлекательный девичий мир, в котором значимы и башмачок, и “серьги изумрудны”, и перстень золотой, а особенно – зеркало. Но эта внешняя сторона жизни не так важна в балладе, как внутренняя. Это грусть о женихе, мечты, гадание, сны, внутренний трепет, разговор со своим “вещим сердцем” о будущем:

    Что сулишь душе моей,

    Радость или кручину?

    Жуковский использует древнее поверье о гадании крестьянских девушек перед Крещеньем. В начале баллады идет перечисление различных гаданий, сопровождаемых подблюдными песнями.

Это и бросание башмачка за ворота, и “прополка” снега, и подслушивание чужих разговоров под окном, и кормление курицы зерном, и литье воска, и многое другое. Все эти гадания имеют одну цель – узнать свое будущее.

А какое будущее нужно незамужней девушке? Конечно, узнать, каков будет ее суженый.

    Первые две строфы баллады тесно связаны с миром фольклора, и это придает ей народный характер. Кроме этого, в балладе содержатся народные предания о злых мертвецах и мотивы русских народных сказок.

Совет

Но, следует отметить, что эта народность носит условный характер. Главный замысел автора – не показать особенность народной жизни, а передать гамму чувств, настроений, переживаний главной героини.

Жуковский стремится постичь психологию души Светланы.

    В целом, построение баллады помогает нам проследить изменчивость настроений героини. Как мир баллады динамичен, так и душевный мир девушки подвижен и полон колебаний.

Светлана то отказывается от крещенских игр, то соглашается принять участие в гадании. Он и боится, и надеется получить долгожданную весть о суженом, и во сне ее одолевают те же чувства.

Стремительная скачка на коне с приснившимся женихом:

    Сели… кони с места враз;

    Пышут дым ноздрями;
    От копыт их поднялась
    Вьюга над санями…

    Все чувства главной героини обострены. Это радость, ожидание, грусть, страх. Сердце Светланы отзывается на любые события. Ей кажется, что является ее жених, увозит ее с собой, они оказываются в заброшенной хижине. 

    Здесь все загадочное начинает приобретать трагический характер. Жених исчезает, Светлана видит в хижине гроб, из которого поднимается мертвец:

    Вдруг… в устах сомкнутых стон;

    Силится раздвинуть он
    Руки охладелы…
    Что же девица? Дрожит…
    Гибель близко…

    Неожиданно появляется белый голубок, который защищает девицу. Все ужасы пропадают с неожиданным пробуждением героини. Все оказывается сном, а в реальности:

    Чу! В дали пустой гремит

    Колокольчик звонкий;
    На дороге снежный прах;
    Мчат, как будто на крылах,
    Санки кони рысью;
    Ближе; вот уж у ворот;
    Статный гость к крыльцу идет…
    Кто?.. Жених Светланы.

    Счастье оказывается возможным. Страшная фантастика разрешается в шутке, в легкой улыбке поэта.

    Это единственная баллада Жуковского, которая лишена трагизма. Теперь провидение не принимает таинственно-мрачной окраски: девушка пытается проникнуть в будущее, увидеть свой жребий. Она ожидает жениха целый год “молчалива и грустна”, но душа ее ясна, согрета добрым чувством, верой в завтрашний день. Страшная картина могильного “венчания” оказалась обманчивым сном.

    Реальная действительность в “Светлане” прекрасна – это возвращение долгожданного жениха.

    Вся баллада выдержана в белом цвете, который побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется именем героини: Светлана – “светлая”. Белый цвет – символ чистоты и непорочности.

    Второй цвет в балладе – темный (“темно в зеркале”, “темна даль”).

    Кроме этого, это произведение наполнено “огоньками”: огонек свечи, свет в церкви, огонек в огне избушки.
    Итак, белый снег, темная ночь и яркие точки огоньков свечей – это своеобразный фон в балладе “Светлана”.

Обратите внимание

    Очарование данного произведения – в образе юной, влюбленной девушки. Ее страхи рассеялись, она ни в чем не виновна. Но поэт предупреждает, что лишь в смирении и покорности судьбе возможно счастье. Смирись и покорствуй провидению! Вера в провидение оборачивается верой в жизнь:

    Здесь несчастье – лживый сон;

    Счастье – пробуждение.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/zhukovskij-v-a/3902-geroi-i-syuzhet-ballady-v-a-zhukovskogo-svetlana

Краткое содержание книги Светлана (изложение произведения), автор Василий Жуковский

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.

Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу.

С робостью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Светлана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги.

Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса!» Оглянулась — милый к ней протягивает руки:

Едем! Поп уж в церкви ждет…
Хор венчальну песнь поёт.

Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.

Они едут ночной степью, тусклая луна освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появляется храм, через открытые двери виден черный гроб — отпевают усопшего.

Светлане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Поднимается метель, ворон вьется над санями и каркает: «Печаль!» Вдруг появляется хижинка, занесенная снегом.

Кони подлетают к ней и… пропадают вместе с санями и женихом.

Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке — стол, накрытый белой скатертью, а на столе — гроб. Светлана падает на колени перед образом Спасителя и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.

Важно

Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спускается к Светлане, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился.

Так и есть — покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнет свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца.

И тот, лишенный силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу.

Глядь, Светлана… о творец! Милый друг ее — мертвец!

Ах! …и пробудилась.

Проснулась Светлана в своей же светлице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поет, встречая новое утро. Но у Светланы тяжело на душе от страшного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому,

Статный гость к крыльцу идет…
Кто?… Жених Светланы.

Развеялся мрачный сон — жених приехал за Светланой, чтобы вести ее к венцу.

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном.

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…

Источник: http://pereskaz.com/kratkoe/svetlana

Краткое содержание – «Светлана» Жуковский В.А

Краткое содержание

«Светлана» Жуковский В.А

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.

Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора.

Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу. С робостью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Светлана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги.

Совет

Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса!» Оглянулась — милый к ней протягивает руки:

Едем! Поп уж в церкви ждет…
Хор венчальну песнь поёт.

Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.

Они едут ночной степью, тусклая луна освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появляется храм, через открытые двери виден черный гроб — отпевают усопшего. Светлане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл.

Поднимается метель, ворон вьется над санями и каркает: «Печаль!» Вдруг появляется хижинка, занесенная снегом. Кони подлетают к ней и… пропадают вместе с санями и женихом.

Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке — стол, накрытый белой скатертью, а на столе — гроб.

Светлана падает на колени перед образом Спасителя и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.

Важно

Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спускается к Светлане, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился.

Так и есть — покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнет свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишенный силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу.

Глядь, Светлана… о творец! Милый друг ее — мертвец!

Ах! …и пробудилась.

Проснулась Светлана в своей же светлице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поет, встречая новое утро. Но у Светланы тяжело на душе от страшного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому,

Статный гость к крыльцу идет…
Кто?… Жених Светланы.

Развеялся мрачный сон — жених приехал за Светланой, чтобы вести ее к венцу.

Обратите внимание

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном.

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…

Источник: https://libaid.ru/katalog/zh/zhukovskij-vasilij/3486-kratkoe-soderzhanie-svetlana-zhukovskij-v-a

Краткое содержание Жуковский Светлана для читательского дневника

В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы. Она удручена тем, что от ее жениха уже давно нет вестей.

И она решатся на страшное гадание с зеркалом. Далее описывается жуткий сон девушки, в котором она видит мертвым своего возлюбленного. Но, завершает произведение счастливый конец.

Проснувшись, девушка, еще под впечатлением увиденного во сне, садится у окна и, вдруг видит, что милый ее жив и здоров и едет к ней.

Таким развитием событий и неожиданно счастливой их развязкой автор хотел сказать, что терпение, вера и смирение вознаграждаются. В этом отражаются черты русского народа, уповающего на свою непоколебимою веру. Все страшное и плохое – это сон, который остается за незримым порогом, когда вера человека и чистота души и помыслов приводит его к победе над этим.

Пересказ

Накануне праздника Крещения собрались девушки, чтобы погадать на своего милого-суженого и узнать свою судьбу. Среди девушек находится и Светлана, но настроение у нее совсем не радостное. Подружки спрашивают, почему она так молчалива и задумчива. Светлана отвечает, что ее угнетает разлука с любимым женихом, который уже год находится где-то в дальних краях.

Девушка садится к столу с зеркалом и свечой, но в зеркале видит лишь темноту. Ей становится страшно от этой темноты и тишины, царящей вокруг. И вдруг Светлана слышит стук и видит в зеркале, что за ее спиной кто-то стоит. Девушка оглядывается и видит своего жениха, который протягивает к ней руки и приглашает поехать с ним в церковь для венчания.

Молодые люди выходят во двор, где их уже ждут сани с лошадьми. Вскоре они оказываются около церкви, где находится множество людей, а посреди зала стоит черный гроб. Не останавливаясь, сани продолжают свой путь.

Важно

Потом на пути им встречается мирная хижина, и внезапно Светлана оказывается около нее одна, жених и кони пропали. На улице кружит метель, девушка перепугана и стучит в двери хижины.

Двери отворяются, и Светлана заходит внутрь.

И здесь посреди избушки девушка видит гроб. Испуганная и измученная, она притаилась в углу. Постепенно вьюга стихла, откуда-то появился белый голубь и сел на грудь Светланы. Но вдруг она замечает, что мертвец в гробу шевелится и пытается встать. Покров с него спал, и девушка узнала в покойном своего милого жениха. Но голубь бросился на грудь мертвецу, и тот замер в своем гробу.

Читайте также:  Грустилов в "истории одного города": образ, характеристика эраста андреевича грустилова

Внезапно Светлана просыпается и видит себя в своей горнице перед зеркалом. Девушка не знает, как понимать этот сон, что он предвещает. Вдруг она слышит звук колокольчика. К крыльцу подлетают сани, и Светлана видит, что из них выходит ее дорогой жених. Он приехал за своей невестой, чтобы отвезти ее в церковь для венчания.

Беда и смерть оказались страшным сном, пробуждение принесло радость и счастье.  Автор призывает верить в Провидение, и тогда сам Создатель будет защитой человеку и все беды пройдут мимо него.

Краткое содержание Баллады Светлана

В самом начале произведения описываются народные гадания девушек крещенским вечером. И только одна из них, Светлана, невесела. Она удручена тем, что от ее жениха уж целый год, как нет никаких вестей. Девушка очень сильно кручинится из-за этого.

Подружки же ее, между тем, забавляются различными гаданиями: кидают башмак за ворота, насыпают зерно курице. Видя тоску  Светланы, они спрашивают, почему она так грустна и предлагают присоединиться к их забавам. На что она отвечает им, что с ней случилось.

Говорит она о своей тоске по милому, рассказывает о недоумении, почему же от него нет вестей. В душу девушки начали уже закрадываться подозрения, что он забыл о ней.

И вот, в итоге, Светлана решается на далеко не безобидное гадание с зеркалом при свечах.

Оставшись ночной порой одна перед ним, девушка хочет узнать, какая судьба уготована ей и сулит ли она для нее встречу с милым.

 Испытывая страх, девушка все же продолжает всматриваться с надеждой в зеркало. И тут ей начинает чудиться, будто кто-то хлопнул замком. А потом она ощутила чье-то присутствие за своей спиной и услышала голос.

Обернувшись, Светлана видит своего долгожданного жениха перед собой, простирающего руки к ней.  Он развевает все ее страхи и сомнения, словами о том, что молитвы ее услышаны и разлуки для них отныне не существует.

И зовет девушку скорее ехать с ним в храм, где уже ждут их попы.

Совет

Вот, Светлана преступает порог, покидая дом вместе с полночным гостем. У ворот ждут их лошади, запряженные в сани. Герои едут вперед. Жених неожиданно делается молчаливым и мрачным. Светлану начинает это настораживать. В ответ на свой вопрос, почему же он стих, девушка получает лишь молчание. Жутко ей, но любовь и вера заставляют всему покориться и безропотно продолжать путь.

Еще страшнее становится девушке, когда они проезжают храм. Ветер, приоткрывший его дверь, показывает ей мрачную картину. Там собрался народ на панихиду по усопшему. Видит девушка там черный гроб и слышит слова священника, предающего покойника могиле.

А жених ее все молчит. Все так же он мрачен. Вот, виднеется хижина, занесенная снегом. Кони мчат молодых прямо к ней. В это время поднимается метель.

Появляется ворон, своим зловещим карканьем предвещая недоброе. А жених все так же бледен и уныл. И тут, достигнув избы пропадают кони вместе с санями и женихом. Как будто и вовсе их не бывало.

Остается Светлана совсем одна в безлюдном и совсем не знакомом ей месте.

Преодолевая жуткий страх, девушка решается постучаться в дверь хижины. И она распахивается перед ней. Картина, представшая взору девушки и здесь была жуткой. На столе стоял гроб, покрытый белым саваном. Успокаивает ее то, что имеются здесь иконы. Помолившись святым образам, Светлана робко и с боязнью забивается в уголок под ними. Влетает в хижину белый голубок. Он не оставляет девушку.

Вдруг, чудится Светлане звук. Это мертвец зашевелился в гробу. Приоткрывается саван и он восстает со своего упокоительного ложа, силясь разжать сцепленные на груди руки. Девушке виден весь его силуэт в полный рост, но лица пока еще она не разглядела.

Тут на помощь приходит голубь. Он садится на грудь покойному, лишая его всей мощи. И, будучи не в силах уже ничем навредить девушке, мертвец грозно сверкает на нее очами, страшно скрежеча зубами. В этот миг Светлана узнает в нем своего возлюбленного.

И тут девушка просыпается. И где же? На том самом месте, где и уснула – за столом пред зеркалом, поведавшем ей такую страшную историю. Все это ночное путешествие оказалось всего лишь сном. Кажется ей теперь, что недобрым знаком было увиденное, что вещает оно ей недобрую судьбу.

Обратите внимание

Пытаясь успокоится, садится Светлана у окна. И тут доносится до нее звон колокольчика. Видит подъезжающие сани к дому. Из них выходит статный молодец и идет на крыльцо. С радостью узнает в нем девушка своего долгожданного жениха.

Остается позади мрачный ночной кошмар. Впереди ждет свадьба крепко любящую своего избранника Светлану

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/zhukovskij/svetlana

Жуковский, «Светлана»: краткое содержание баллады :

Несомненно, это лучшее произведение, которое написал Жуковский. «Светлана», краткое содержание которой мы рассмотрим, поражает мелодичным слогом, чувственными образами и народным духом. А еще положительным зарядом, который ощущаешь после прочтения баллады.

О чем говорится в произведении?

Баллада Жуковского «Светлана», содержание которой известно любому образованному человеку, рассказывает о девичьих гаданиях в Крещенский вечер. Девушки ворожили на суженого, загадывали на будущее, томились в ожидании замужества и неведении. Среди них только Светлана была молчаливая, не пела песен со всеми. Она тосковала за своим милым, который был далеко и почему-то не посылал вестей.

О чем дальше рассказывает Жуковский? «Светлана» (краткое содержание баллады не позволяет прочувствовать в полной мере все переживания героини – для этого стоит прочесть весь текст) описывает, что девушка уединилась. Она решила провести сложный ритуал с зеркалом.

И вот среди темной ночи она зажгла свечу, поставила два прибора и села перед зеркалом. И вдруг она отчетливо услышала, что за ее спиной стоит любимый и зовет ее с собой. Они вышли со светлицы, сели в сани и поехали к попу венчаться. По пути невеста замечает, что жених очень молчалив и бледен, ей становится страшно.

Луна светит над ними, наполняя сердце непонятной тоской.

Но дальше – еще страшнее, утверждает Жуковский. «Светлана», краткое содержание которой не может передать всю магию баллады, пугает. Мороз и мурашки идут по коже.

Сани в видении девушки подъехали к храму, через открытые двери которого виден гроб. Теперь молодая видит хижину, занесенную снегом, а жених пропадает.

Внутри избушки Светлана видит стол, застеленный белоснежной скатертью, на котором стоит все тот же черный гроб.

Что было дальше?

Девушка упала на колени и начала страстно молиться. Сотворив молитву, она садится под иконами в уголке. Она слышит, как во дворе утихает метель, и вдруг в комнату влетел голубок и сел ей на грудь.

Теперь Светлане чудится, что мертвец шевелится и пробует подняться в гробу. Ужас сковывает молодую, но тут голубок, белый, как облако, садится на его тело. Умерший жутко стонет, скрежещет зубами и затихает, не в силах подняться, а затем замирает.

И тут девушка узнает в мертвеце своего любимого.

На этом Светлана пробудилась, понимая, что все это только сон. Но ей тяжело на душе, плохие предчувствия не дают покоя.

Важно

Чтобы хоть как-то отвлечься, она садится возле окошка и смотрит на улицу, на дорогу, заметенную снегом. Тут она замечает сани, несущиеся сквозь метель прямо к ее дому.

В них сидит ее милый – он приехал, чтобы отвезти её под венец. Девушка облегченно вздыхает и протягивает к нему руки.

Жуковский, «Светлана»: главные герои

Два персонажа есть в балладе. Первый – это Светлана. Молодая девушка очень тяжело переживает разлуку с любимым, она печалится от того, что ее милый не дает о себе знать.

Наверное, ее душу терзают сомнения: может, он забыл о ней, или с ним случилась беда. Но у нее сильная вера в Бога и его милосердие. Светлана молится и просит заступничества.

Она верит, что все будет хорошо. И так и случилось.

Второй персонаж – это жених/мертвец. Он олицетворяет в себе и любовь, и чаянья, и тайные страхи. Он пытается полностью завладеть душой девушки, но не в силах победить чистую и невинную Светлану. Третьим персонажем можно считать метелицу. Снежная буря наводит тоску, сгущает краски, придает балладе драматичность.

Вместо послесловия

Очень трогательная баллада, которую написал Жуковский. «Светлана», краткое содержание которой уже читателю известно, близка по стилю к народному творчеству. В ней есть мудрость предыдущих поколений, предостережение, любовь и надежда, радость и горе. Красной нитью через все произведение проходит мысль: только сильная вера способна превратить все несчастья в страшный сон.

Источник: https://www.syl.ru/article/208580/new_jukovskiy-svetlana-kratkoe-soderjanie-balladyi

Краткое содержание баллады «Светлана»

Меню статьи:

В 1813 году журнал «Вестник Европы» (популярное в то время издание, выпускающее по два сборника в месяц) напечатал произведение под названием «Светлана».

Автор – Василий Жуковский, который был не только писателем, поэтом, переводчиком, но также учителем русского языка императрицы Александры и воспитателем наследника престола.

Краткое содержание баллады «Светлана» будет представлено ниже, но перед этим следует прояснить для себя особенности жанра, в котором создано произведение Жуковского.

Литературный ликбез: сущность и характерные черты жанра баллады

В литературной критике баллада считается стихотворным лиро-эпическим произведением. Часто баллада повествует об исторических событиях или же включает сведения о быте и повседневности определенной эпохи. По мнению специалиста по эпической литературе Александра Веселовского, баллада часто носит героический характер, черпает мотивы из мифов и легенд.

Слово «баллада» произошло от старофранцузского языка, в котором означало «танцевальную песню». Время возникновения таких песен – Средневековье. В эпоху Средних веков баллады связывались с народными мотивами, включали элементы фольклора.

Сам жанр появился будто бы на грани рассказа и песен. Конечно, существуют баллады как образец народного, коллективного творчества, однако есть произведения, автор которых известен.

Например, первая литературная баллада написана Робертом Бернсом в XVIII веке.

Любопытно, что литературная баллада ставит в центр повествования человека. И вот произведение Жуковского носит название «Светлана», обращаясь к имени женщины. Примерами зарубежных баллад являются «Лесной царь» или же «Робин Гуд».

Но создателем русской баллады стал, безусловно, Василий Жуковский. Именно этот писатель основал в литературе России балладную традицию. Автор писал уникальные, оригинальные тексты, а также переводил, адаптировал образцы зарубежной литературы.

Так, Жуковский перевел на русский язык произведения Гете, Шиллера и других авторов.

История создания баллады Жуковского

1773 годом датируется произведение Готфрида Бюргера – немецкого автора, тексты которого часто переводил Жуковский. Название баллады – «Ленора».

Василия Андреевича заинтересовало произведение, и он решил адаптировать этот текст в национальной традиции. Поначалу Жуковский называет главную героиню баллады Людмилой – именем, напоминающим по звучанию Ленору.

Совет

Однако позже писатель изменяет название: с этого времени произведение известно как «Светлана».

Читайте также:  История создания поэмы "мертвые души" гоголя: творческая история, замысел

Итак, название «Светлана» закрепилось за балладой в 1812 году. Трансформация содержания баллады произошла в 1831 году: из произведения окончательно исчезли черты, характерные для немецкоязычного оригинала Бюргера.

Посвящение баллады

Писатель создал балладу как подарок на свадьбу племянницы. Незначительное – на первый взгляд – посвящение обращает внимание литературных критиков и ценителей творческого наследия Жуковского.

Центральный персонаж баллады – девушка Светлана, которая тоскует в разлуке со своим возлюбленным. Однако Жуковский задавался целью изобразить не столько женский характер, сколько раскрыть специфику, своеобразие русской жизни.

Множество мелодичных, тонких образов служит именно этой цели: здесь можно назвать мотивы летящего и кружащегося снега, метели за окном, белоснежных крыльев птицы, одинокой свечи, около которой невозможно согреться, молчаливой тоски, грусти.

Кроме внешних образов, Жуковский выводит и нравственные, внутренние мотивы: верность слову и обещаниям, преданность возлюбленных друг другу, вера в Бога.

Баллада имеет посвящение Александре Протасовой – родственнице автора. Жизнь племянницы Василия Андреевича отличалась неординарностью, выпавшими на долю юной девушки тяжелыми испытаниями. Брак Александры не принес девушке радости и покоя, полнясь множеством драм и семейных разногласий. Также девушка тяжело болела. Болезнь завершилась смертью Александры в 1829 году.

Список действующих лиц баллады «Светлана»

Образ Светланы, безусловно, находится в центре произведения. Девушка юных лет, характер которой отличается верностью, кротостью, скромностью и глубокой нравственностью. Светлана – пример личности, в которой внутренняя красота гармонично сочетается с красотой внешней.

Также персонажами баллады, но уже второго плана, выступают подружки главной героини. Подругами Светланы предстает группа незамужних, таких же юных девушек, которые вместе с главной героиней участвуют в гаданиях на суженого.

Обратите внимание

Образом ангела-хранителя для центрального персонажа баллады является голубь с белоснежными крыльями.

Наконец, автор представляет читателю и жениха девушки – статного, благородного юношу, который сдерживает обещание и приезжает за невестой.

Изложение содержания произведения Жуковского

Грусть Светланы

Крещенский вечер собрал в доме группу подруг, решивших погадать на суженого-ряженого. Девушки – радостны и веселы, лишь одна юная красавица отличалась молчаливым и грустным настроением. Светлана не разделяла воодушевленность подруг, предаваясь меланхолическим размышлениям.

Подруги интересуются, отчего печалится Светлана, стараются рассмешить девушку. Юные девицы предлагают Светлане петь песни, но главная героиня не хочет. Причина грусти Светланы – разлука с возлюбленным, который уехал в далекие края.

С того времени, как любимый юноша Светланы уехал, прошел год. Девушка не получала писем или новостей от возлюбленного. Разлука дается героине тяжело, сопровождаясь страданиями и глубокими переживаниями.

Светлана уверена: юноша давно забыл о ней и об обещании вернуться.

Гадания крещенским вечером

Подруги, узнавшие об истории Светланы, считают, что гадания – хороший способ узнать, что же стало с женихом девушки, и почему юноша исчез. Для гаданий накрывается красивый и аккуратный стол.

Наверх стелют белую скатерть. На столе – зеркало, а также горящая свеча, отражающаяся в этом зеркале.

Подруги верят, что в процессе гадания, как только часы пробьют полночь, жених Светланы появится за столом.

Светлана садится перед зеркалом. В душе девушка боится и робеет, но все равно дожидается полуночи. Жуть и тревога охватывает сердце Светланы. Полночь неуклонно приближается, девушка нервничает, сердце ее учащенно стучит. За спиной Светланы слышатся звуки: это голос, тихий, едва уловимый.

«Встреча» с суженым

Голос за спиной Светлана узнала сразу же: голос принадлежал ее жениху. Тогда девушка обернулась и, действительно, увидела перед собой юношу, которого ждала.

Возлюбленный стремился обнять Светлану, говоря, что в церкви все уже готово для венчания, нужно поторопиться. Конечно, красавица дала жениху положительный ответ.

Светлане чудится, что они дет с возлюбленным к церкви для того, чтобы соединить судьбы навек.

В церкви

Но на сердце у девушки скребут кошки: суженый кажется Светлане унылым, грустным, а лицо возлюбленного отливает неестественной бледностью. Вот девушка видит церковь.

В храме Божьем полно прихожан, но люди собрались совсем не на венчание. Посередине церкви стоит гроб, а в покойнике Светлана узнает собственного жениха. Таким образом, выясняется, что люди собрались по трагическому поводу – чтобы отпеть умершего юношу.

Светлана снова оказывается в карете, запряженной быстрыми лошадьми. Карета мчит вперед, приближаясь к маленькому дому, наполовину скрытому в снегах.

Важно

Около дома Светлана остается наедине с собой: нет ни лошадей, ни кареты, ни суженого. Девушка не может вернуться назад, потому что метель насколько сильна, что замела дорогу и следы.

Светлана перекрестилась и постучала в двери хижины. После этого героиня зашла в дом.

В хижине

Внутри избушки девушку ожидает похожая мрачная, жуткая картина. Посередине комнаты Светлана видит гроб. Покойник накрыт белой тканью, внизу гроба поставлена зажженная свеча. В избушке также висит икона, на которой изображен Христос. Светлана молится Спасителю, крепко сжимая в руках нательный крестик.

Между тем за стенами домика метель потихоньку утихла. Прошло достаточно много времени: свеча уже почти догорела. Вдруг Светлана видит, что внутрь избушки залетел голубь – крылья птицы отливали белоснежным светом.

Птица примостилась на груди девушки, обняла Светлану крыльями. Дом погрузился в глубокую тишину. Внезапно героиня заметила, что мертвец подал признаки жизни, зашевелившись в гробу. Девушка подошла к покойнику, убрала с лица белое покрывало. Светлану охватил ужас, потому мертвецом оказался ее суженый.

Умерший юноша силится подняться, но руки покойника окоченели, веки – словно налились свинцом, а попытки заговорить оборачиваются глухими стонами. Светлоглазый голубь сел на грудь жениха Светланы, отобрав последние силы.

Пробуждение и приход нежданного гостя

Кричат первые петухи, возвещая рассвет. На сердце девушки лежит камень: увиденное при гадании не дает Светлане покоя. Будущее представляется красавице-героине мрачным, грустным и безрадостным. Светлана пытается побороть печаль, усаживаясь около окна, чтобы понаблюдать за дорогой, за происходящим за окном.

Внезапно девушка замечает, что около крыльца остановился человек. Фигура у гостя статная, красивая. Гость приехал в санях, и поэтому Светлана еще не успела увидеть лица приезжего господина. Но когда визитер подходит ближе в дому девушки, Светлана вдруг узнает в госте черты возлюбленного жениха. Юноша сдержал слово, вернувшись, чтобы взять любимую Светлану в жены.

Урок баллады

Автор изображает популярную и сегодня традицию гаданий. Однако, по мнению Жуковского, не следует доверять «вещим» снам и принимать за чистую монету предсказания. Жизнь – непредсказуемая вещь и только Бог знает, что ожидает человека в будущем. Вера в Бога спасает души людей, ограждая от плохих событий, горя и бед.

Литературные критики единогласно считают, что «Светлана» – это вершина не только русской балладной традиции, но и пик балладного творчества самого Василия Жуковского. По тексту баллады читатель вполне может изучить культурные особенности России, углубиться в специфику женского характера и мировосприятия.

Особенности и отличительные черты баллады Жуковского

Писатель взял за основу для «Светланы» фольклорный материал. Тема мистики традиционно ассоциируется с творчеством Николая Гоголя, автора «Мертвых душ», «Вия» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Однако пример этой баллады свидетельствует о том, что не только Гоголь любил обращаться к загадочным традициям русской культуры.

Итак, повествование «Светлана» исходит из фольклорно-мифологического материала. Во-первых, Жуковский обращается к универсальному мотиву о «злых покойниках». Эти верования отображения в традициях проводить гадания в святочные (крещенские) вечера.

Особенно сильно девушки любили гадать на суженого-ряженого. Жуковский довольно подробно описывает этот обычай. Сон, гадания, мертвецы, голубь – не что иное, как мифологические универсалии, которые делают балладу понятной и простой для восприятия любого читателя.

Образ Святок

Этнографически детализированным в балладе представляется образ Святок. Это период, который охватывает промежуток времени от Рождества до Крещения.

Христианство киевского варианта (которое и описывает Жуковский) отличается так называемым двоеверием.

Совет

Эта особенность связана со спецификой проведения крещения на Руси, ведь христианская религия здесь укоренилась не естественным путем, а через насильственное обращение язычников в веру в период правления князя Владимира.

В видении Светланы соединились основные языческие архетипы, связанные с тематикой святочного гадания. Так, девушка видит мотивы предчувствия, возмездия и воздаяния, разлуки, воссоединения с возлюбленным. Также важное значение приобретают образы любви, веры в Судьбу, Фатум, Провидение. Бог выступает залогом спасения: искренняя вера в Бога отводит от человека горе.

Философские основания баллады Жуковского

Кроме архаичных, языческих, фольклорно-мифологических элементов, в балладе спрятан и глубокий философский смысл. Писатель работает, прежде всего, в пространстве онтологии и антропологии. Это значит, что Жуковский с помощью поэтического языка, метафор, литературных приемов раскрывает сущность бытия, а также особенности природы человека.

Бытие отличается трагизмом: писатель, размышляя об этом, находится в поле метафизики. Однако этот трагизм нестабилен. Онтология и человеческое подсознание приводит к преобразованиям восприятия бытия как феномена обязательно фатального.

Зеркало воплощает то, что французский философ Жильбер Дюран назвал эвфемизацией. В литературе даже существует такой прием, как эвфемизм. Этот прием заключается в смягчении ужаса.

В балладе средством эвфемизации предстает зеркало, которое показывает девушке отнюдь не реальность, а лишь сон, видимость, иллюзию.

Писатель демонстрирует с помощью широкого круга разнообразных литературных тропом и техник образы хрупкости Жизни, Смерти, роль Провидения в мировоззрении человека.

«Светлана» Жуковского в литературной критике

«Людмила» – предыдущая версия «Светланы» – воспринималась с большим скептицизмом и предубеждением, чем рассматриваемая в этой статье баллада русского писателя. «Светлану» же сразу признали безусловной удачей Жуковского, одним из лучших творений мастера пера.

По словам И. Гнедича, «Светлана» – это мечта, цель подражателей, писателей, намеревающихся создать что-то стоящее в области литературы. В. Кюхельбекер подчеркивал, что в «Светлане» и «Людмиле» виден народный характер, фольклорная основа произведения, что выгодно отличает творчество Жуковского от имитаторов в литературе.

О «Светлане» положительно отзывался и Николай Гоголь, которому тематика баллады, по-видимому, показалась особенно близкой.

Писатель увидел в «Светлане» и «Людмиле» литературное воплощение своеобразия, уникальности славянской культуры, менталитета и мифологии.

Обратите внимание

Гоголь считает, что Жуковский тонко чувствует русскую, славянскую душу, а поэтому баллада – элегическая, глубокая – звонко отзывается в сердцах читателей.

Положительный отзыв на «Светлану» дал также В. Белинский, назвав творение Василия Андреевича шедевром. Баллада произвела на читательскую аудиторию столь сильное впечатление, что Жуковского даже наградили лестным прозвищем – «певец Светланы».

«Людмила» – это переделка, адаптация аналогичной немецкой баллады, как мы говорили выше, а «Светлане» свойственна оригинальность, которая позволяет относить произведение Жуковского к сугубо русской литературе, к оригинальной балладной традиции России.

Главная отличительная особенность «Светланы», как пишет Белинский, заключается в описании характерных культурных обычаев славян. Это святочные вечера, гадания, овеянные мистицизмом. Жуковский уделяет внимание изображению загадочной, сказочной русской зимней природы.

В «Людмиле» же больше чувствуется характерная для немецкой литературы фантастичность, сентиментальность, романтизм.

И. Семенко писал, что «Светлана» опубликована в то время, когда в Российской империи повысился интерес к этнографии. Писатели, ученые занимались сбором фольклорных образцов, песен, документировали обычаи и традиции. Жуковский попал в тон, введя в балладу описание народных обычаев.

Источник: https://r-book.club/best/books/ballada-svetlana.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector