Образ и характеристика владимира в повести “первая любовь” тургенева

«Первая любовь» (главные герои)

Повесть была написана Тургеневым как автобиографический сюжет. Зинаида была в его судьбе. Это его отец увлекся юной барышней. Поэтому Тургенев смог опубликовать свое произведение лишь после смерти матери в 1860 году.

  Критика недружелюбно приняла тургеневскую Зиночку. Д.И. Писареву писал, что не понимает ее характера, а для Добролюбова она была Печориным и Ноздревым в одном лице.

«Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить, — заключил критик.

Главные герои повести Тургенева «Первая любовь»:

Владимир Петрович – холостяк. Основное развитие сюжета происходит, когда Владимиру Петровичу было 16 лет. Тогда он впервые влюбился в соседку княжну Зину Засекину.  Он испытывал блаженство, когда был рядом с нею, безумно ревновал к другим мужчинам, тосковал, когда ее не было рядом. Молодой Владимир забросил занятия, прогулки по окрестностям, перестал кататься верхом.

Марья Николаевна, матушка – на сына не обращала никакого внимания, несмотря на то, что это был единственный сын. Была ревнива, постоянно волновалась или сердилась.

Петр Васильевич, отец – человек изысканно спокойный, самоуверенный и самовластный. К сыну относился равнодушно ласково. Был на 10 лет моложе жены и женился на ней по расчету. К сыну относился отстраненно, воспитанием почти не занимался.

Княгиня Засекина – 50-летняя женщина. Судя по манерам, рождена не в княжеской семье. Во второй половине XIX века были приняты браки между состоятельными купцами и промышленниками с обедневшими дворянами.  Дворянское сословие деградировало.  Княгиня Засекина не отличалась светскими манерами, и даже была неприятной женщиной

Зиночка, дочь Засекиной – барышня 21 года.  Кокетлива. Лицо ее  было тонко, умно и мило. В отличие от матушки она как раз и отличалась светскими манерами, тактом. Не была лишена княжеской надменности.

  Прекрасно говорила по-французски, читала. Зиночка нравилась мужчинам, и прекрасно это знала, и пользовалась этим.

Обратите внимание

  Она быстро заметила, что 16-летний Владимир был влюблен в нее, заигрывала с ним, дразнила, баловала, потешалась над ним.

«Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости; над всем, что она делала, говорила, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, играющая сила. И лицо ее беспрестанно менялось, играло тоже: оно выражало, почти в одно и то же время, — насмешливость, задумчивость и страстность. Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам».

Над Зинаидой довлело неправильное воспитание, ее окружали странные люди; бедность и беспорядок в доме.  Она ощущала свое превосходство над людьми,  пользовалась безграничной свободой. Все это, вместе взятое, выработало в ней   некоторую небрежность ко всему и невзыскательность. «Каприз и независимость», — так охарактеризовал Зиночку Лушин.

Зиночка подтрунивала над поэтом Майдановым, сочувствовала ему, и в то же время заставляла его читать Пушкина.

Но из всех мужчин, окружавших Зиночку, она полюбила Петра Васильевича, отца Володи. Полюбила настолько сильно, что смогла снести от него удар хлыстом. Это больше всего поразило юного Владимира.

Граф Малевский говорил с  легким польским акцентом. Это был красивый и франтовато одетый брюнет с усиками, выразительными карими глазами, тонким  носом и маленьким ртом.

  Он был умен и красив, но в нем чувствовалась фальшь, нечто сомнительное.  Он заработал себе репутацию мистификатора, он мастерски дурачил людей на маскарадах.

  Обладал лисьей хитростью и неосознанной лживостью, впитавшейся во все его существование.

Доктор Лушин отличался правдивостью и прямолинейностью. За эту черту его уважал Владимир Петрович.  Он лучше других знал Зинаиду, и, наверное, больше других любил ее.  На словах был циничным и насмешливым человеком.

Поэт Майданов – высокий молодой человек с худощавым  лицом,  подслеповатыми глазами и длинными черными волосами.  Человек холодный, как все сочинители, живший в своем выдуманном мире. Он уверял Зиночку, а может быть в большей степени самого себя в том, что  обожает ее, воспевал ее в своих стихах.

Отставной капитан Нирмацкий, сорокалетний мужчина,  рябой до безобразия, курчавый как арап, сутуловатый, кривоногий.

Беловзоров, гусар, — красавец гусар с глазами навыкате и белокурыми кудрями был статного и даже богатырского телосложения.  Как военный человек, он всегда носил мундир.  Он предлагал Зинаиде выйти за него замуж.  Зиночка называла гусара «мой зверь». Беловзоров  безумно ревновал Зиночку ко всем

Роман заканчивается тем, что 4 года спустя после описанных событий Зиночка умирает при родах. Владимир окончил Университет, а Зиночка вышла замуж за некоего состоятельного господина Дольского.

Источник: https://litgeroi.ru/po-avtoram/turgenev/pervaya-lyubov-glavnye-geroi.html

Характеристики всех героев произведения Первая любовь, Тургенев. Их образы и описание

­Характеристики всех героев произведения Первая любовь, Тургенев

Владимир

Владимир Петрович – (Володя/ Вольдемар) – главный герой повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Именно от его лица и про его первую любовь ведётся рассказ.

Сначала мы видим взрослого Владимира Петровича, который будучи в гостях, соглашается записать и затем рассказать свою историю первой любви.

Было ему тогда всего 16 лет, и он только-только расстался со своим гувернером-французом. Он с родителями переехал на дачу, где потихоньку готовился к университету. На даче он любил ездить на лошадке и отстреливать ворон из ружья. Подробнее>>>

­

Зинаида

Важно

Зинаида Засекина – княжна, главная героиня повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Мы знакомимся с ней, когда ей 21 год, она ещё не замужем. Она только что приехала с матерью на скромную дачу. Они имеют громкие титулы, но не имеет денег, и живут в нужде. Несмотря на это, она имеет много поклонников, которыми крутит, как пожелает.

Молодой человек, по имени Володя, её сосед, которому всего ещё 16 лет, влюбляется в неё и пополняет ряды поклонников. Обычно, она всех собирает у себя, и они играют в разные игры, такие как фанты или верёвочку, а то и выдумывают свои. Подробнее>>>

­

Отец Володи

Отец Володи (Пётр Васильевич) – красивый, спокойный и самоуверенный мужчина, женившийся по расчёту на матери Володи, которая старше его на 10 лет. Он не любит свою жену, а также сына, практически не занимается его воспитанием, но иногда может поиграть с ним или поговорить.

Когда сыну исполнилось 16 лет, то Пётр завёл роман с его первой любовью – княжной Зинаидой Засекиной, их соседкой по даче. Об этом романе узнала жена Петра Васильевича, но он сумел убедить её простить его, после чего, им пришлось срочно уехать с дачи в город. Подробнее>>>

­

Мать Володи (Марья Николаевна) – второстепенный персонаж, мать Володи и жена Петра Васильевича. Несмотря на то, что Володя был у неё единственный ребёнок, она не обращала на него внимания.

Часто волновалась и постоянно ревновала мужа. Сразу негативно стала относиться к новым соседям Засекиным. Про княгиню сказала, что та очень груба и нахальна, а Зинаиду называла гордячкой и авантюристкой.

Простила мужу измену с княжной Зинаидой.

Княгиня Засекина – второстепенный персонаж, мать Зинаиды. Неприятная и невоспитанная особа. Растратила все свои деньги и сейчас просит всех, чтобы за неё вступились, выпрашивает деньги в долг. ­

Беловзоров – второстепенный персонаж, гусар, один из поклонников Зинаиды. Мог ради неё свернуть горы. Постоянно предлагал ей выйти за него замуж.

­

Малевский – второстепенный персонаж, граф, один из поклонников Зинаиды. Был умный и хорош собою. Володя считал его фальшивкой. Написал анонимное письмо матери Володи, где сообщил о связи её мужа с Зинаидой.

­

Лушин – второстепенный персонаж, доктор, один из поклонников Зинаиды. Прямой и циничный человек, мог сказать правду в лицо, в том числе Зинаиде.

­

Майданов – второстепенный персонаж, поэт, один из поклонников Зинаиды. Любил воспевать её в стихах, собственного сочинения.

­

Нирмацкий – второстепенный персонаж, отставной капитан, один из поклонников Зинаиды.

­

Сергей Николаевич – эпизодический персонаж, вместе с хозяином слушал рассказ главного героя­ Владимира Петровича о его первой любви. Своей первой любви у Сергея Николаевича не было, по его словам он сразу начал со второй.

­

Хозяин – эпизодический персонаж, именно он предложил поделиться рассказами о своей первой любви в его доме главному герою Владимиру Петровичу и­ Сергею Николаевичу, что через 2 недели в его доме и сделал Владимир Петрович. Сам же признался, что его первая и последняя любовь была его нынешняя жена, так что рассказывать здесь нечего.

­

Дворецкий – эпизодический персонаж, слуга у Володиных родителей.

Лакей Федор – эпизодический персонаж, лакей у Володиных родителей.

Слуга Засекиных (Вонифатий) – эпизодический персонаж, ленивый и неопрятный человек.

Служанка Соня – эпизодический персонаж, горничная у семьи Засекиных.

см. также:
Краткое содержание Первая любовь, Тургенев

Краткая биография Ивана Тургенева

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

Источник: http://www.sdamna5.ru/pervaya_lyubov_harakteristiki

Герои повести Тургенева “Первая любовь”: характеристика героев

Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания.

Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать.

Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.

Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви.

Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели.

Совет

Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.

Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды.

Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию.

В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника.

Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).

Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) — главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства.

На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения. Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей).

Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам. Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта.

3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников).

Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.

Обратите внимание

3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни.

Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает.

Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой. Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.

Читайте также:  Критика о поэме "руслан и людмила" пушкина, отзывы современников

Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни.

Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть. В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.

Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя.

Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни».

Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле.

Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…».

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/geroi_povesti_turgeneva_pervaja_ljubov_kharakteristika_geroev/41-1-0-1568

Загадки и тайны первой любви. Урок литературы в 9 классе по повести И.С. Тургенева “Первая любовь”

Загадки и тайны первой любви.

Урок литературы в 9 классе по повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Учитель Мочалина С.Л. МОУ «СОШ №162» г. Омска

I Вступление к уроку

Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858) написана в родовом имении Спасское-Лутовиново. Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче, прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева.

Хорошо известно, что Сергей Николаевич Тургенев никогда не питал страстных чувств к своей своенравной супруге, холодность к ней распространял и на двух своих сыновей. Это было одним из самых мучительных детских воспоминаний Ивана Сергеевича, их отголоски чувствуются в повести. «Первая любовь» – любимое произведение писателя.

«Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он.

II Мотивация учебной деятельности

В романе «Отцы и дети », который вы будете изучать в 10 классе, один из героев подарит любимой женщине кольцо с вырезанным на нем сфинксом и скажет, что сфинкс – это она сама.

Важно

О чём это говорит? Любовь – это чувство, которое таит в себе множество загадок, порой очень мучительных для человека, тем более, если это первая любовь.

Нравится ли вам такая точка зрения, или вы считаете, что в любви нечего утаивать? Сумели вы разгадать все загадки тургеневских героев? Какими они показались вам в своём чувстве? А сам Тургенев как относится к загадочному чувству любви? Попробуем в этом разобраться.

Ш Перейдём к анализу повести

– Почему Тургенев прячется за фигуру рассказчика? Для чего понадобился писателю Владимир Петрович,  этот немолодой человек с проседью в волосах?

Конечно, учащиеся не первый раз сталкиваются с приёмом «рассказ в рассказе». Он усиливает эффект правдоподобия, придаёт большую достоверность повествованию. Но здесь ещё  важна временная дистанция, только она поможет осознать, что же такое было с героем и его чувствами.

В самом деле: разве можно судить объективно и без искажений, когда ты юн и влюблён, когда слеп, а так хочется быть зрячим? Это невозможно в 16 лет! Тургенев мудро улыбается и  вводит  в повествование человека, размышлениям которого можно доверять, – Владимира Петровича.

Володю взрослого, который теперь уже в состоянии разгадать все загадки  своей юношеской любви.

1 Характер княжны Зинаиды

Начнём с её  портрета (гл.2)

– Выберите ключевые слова портрета героини. На чём Тургенев делает акцент?

Пожалуй, не на красоте её черт, а на их  подвижности, живости, изменчивости, на «милых», «очаровательных» движениях. Поэтому в описании портрета много глаголов: «задрожало», «засмеялось», «сверкнули», «поднялись».

Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной.

Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

– В чём особенность портрета у  Тургенева?

За ним виден характер.

-Расскажите, чем он необычен?

Совет

Он такой же, как её портрет: Зинаида всегда разная, она не бывает одинаковой, в ней всё постоянно меняется. На обеде у матери Володи (гл.6) холодная и чопорная, в ней трудно узнать вчерашнюю ветреницу, в шутливых играх со своими поклонниками (гл.7) Зинаида кажется совершенно легкомысленной, но вдруг в гл.

9 мы видим её страдающей, глубоко печальной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Абсолютная свобода самопроявлений, конечно, восхищает, но это только подтверждает, что характер девушки  весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

-Главная загадка героини?

Конечно, в том, кого она любит. Именно эта загадка мучит бедного влюблённого Володю. У княжны много обожателей, может ли она увлечься кем-то из них? Нет, это невозможно. Почему?

-Сопоставьте жизнь Зинаиды в доме матери, её окружение с мечтами девушки.«Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху донизу, от потолка до полу; а за ними тёмное небо с большими звёздами да тёмный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад…» (гл.16) О чём  вам говорит это сопоставление?

Оно раскрывает нам  Зинаиду.

Её возвышенные  романтические фантазии далеки от того, что окружает княжну в реальности. Это унизительная бедность (мать Зинаиды разорена), грубость матери, её откровенные заискивания перед богатыми благодетелями. Мечтательность, утончённость, аристократизм девушки резким диссонансом выбиваются из её весьма приземлённого окружения.

Володя слишком юн, гусар Беловзоров добр, но глуп, граф Малевский – откровенно фальшив и  подл, талантливость поэта Майданова сомнительна, Нирманский – шут, доктор Лушин умён, но сам не верит, что в его «прокалённой» душе осталась любовь к женщине. Это разные люди, но объединяет их одно: заурядность. Как раз этого бежит уставшая от пошлости и грубости княжна.

В этих людях всё высказано, всё очевидно, они не подходят на роль романтических героев.

– Кто же герой княжны Зинаиды? Встречи с кем ждёт королева из её фантазий? Кто тот таинственный незнакомец в плаще, которого выслеживает Володя в ночном саду?

«Показался человек… боже мой! это был мой отец!» Загадка разрешена, но ценой какого разочарования! Каких душевных  мук!

2 Характер Петра Васильевича

-А такого человека может полюбить княжна?

Без сомнения. Этот человек отвечает всем девичьим мечтам Зинаиды: он не молод, но утончён, красив, статен, умён и, самое главное, он не такой, как все. Пётр Васильевич – сплошная загадка. Даже наивный Володя понимает, что Зинаида влюблена. Но как можно понять, что отец Володи тоже любит, что и он, зрелый сорокалетний человек, тоже переживает свою первую любовь, ведь И.С.

Тургенев нигде не анализирует душевного состояния своих героев, ничего о нем не говорит.

– Подумаем, где же Володин отец выдаёт себя?  Поищем «улики» в тексте.

Конец 5гл.

, когда Пётр Васильевич «быстрой и лёгкой » походкой проходит по дорожке сада мимо Зинаиды: «Отец мой всегда одевался очень изящно, своеобразно и просто; но никогда его фигура не показалась мне более стройной, никогда его серая шляпа не сидела красивее на его едва поредевших кудрях». В 14 гл.

Обратите внимание

Володя становится свидетелем их прогулки верхом: «Отец говорил ей что – то, перегнувшись к ней  всем станом и опершись рукой на шею лошади…», княжна слушает его, сжав губы. При появлении Беловзорова «отец  подобрал поводья,…она медленно подняла на него глаза – и оба поскакали…»

О глубоких чувствах Петра Васильевича сначала можно догадываться только по этим косвенным свидетельствам, но они красноречивее слов любви.

Отчего он помолодел, отчего так легка его походка, отчего его тянет разговаривать с девушкой, низко нагнувшись к ней? Отчего так медленно поднимаются глаза княжны? Ответ один: они любят и скрывают свою преступную любовь, но внутреннее состояние героев, их душевные переживания выдаёт внешний жест, движение, которые многое делают понятным. В этом особенность психологизма Тургенева. (Психологизм – изображение внутренней, скрытой жизни человеческой души).

Попросим ребят привести ещё один пример такого «скрытого» психологизма.

Конечно, вспоминается сцена подсмотренного свидания героев в домике у реки, в которой всегда спокойный и ироничный Пётр Васильевич теряет самообладание и бьёт Зинаиду хлыстом по руке (гл.21).

– Как он может так поступить с той, которую любит?

Удар хлыстом – это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи.

Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке – нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

– А нужны ли такие загадки и сложности в выражении любовных чувств? Нужна ли тайна в любви (всё равно какой: запретной или разрешённой)?

Над этим стоит подумать и поговорить с ребятами, тем более что тема урока выводит на такой разговор.

Не слишком ли нас приучили к откровенной прямоте в выражении доверительных чувств? Всё выплеснуто, вывернуто, всё выставлено на всеобщее обозрение – никаких тайн! И только бедная, забытая всеми русская классика ненавязчиво учит: истинное глубокое чувство стыдливо, оно не выставляется напоказ.

И если бесстыдство (само слово такое непопулярное!) никого уже не смущает, то почему не озаботиться мыслью хотя бы  о том, как безгранично  упрощает и обедняет мужчин и женщин жизнь без тайны в выражении самого сокровенного.

Важно

Нужно обратить внимание учащихся  на то, как деликатен Тургенев в изображении откровенных сцен, ведь в повести представлена не только любовь духовная (Володя), но и любовь плотская, физическая (Пётр Васильевич). Глазами Володи мы видим, как тихо опустилась белая штора в окошке спальни Зинаиды, когда туда входит под покровом сумерек её возлюбленный, и всё…Остальное – тайна только этих двух людей.

3 Испытание любовью для героев повести.

 Жизнь не роман, всё в ней грубее и проще. Рядом с возвышенными чувствами – мелкие страстишки, рядом с героями – мерзавцы. Их стараниями тайна перестала быть тайной.  Происходит унизительная для Петра Васильевича ссора с женой,  мучительное расставание с Зинаидой, для которой их любовь имела трагичные последствия. Испытание любовью герой однозначно не выдерживает.

– Почему?

Ради любимой Пётр Васильевич готов на унижение: он плачет, умоляет жену отпустить его. Это уже много для такого гордого человека, но условности той среды, к которой принадлежит он от рождения, (а может и боязнь остаться без средств) оказываются сильнее чувств. Верность долгу оборачивается предательством той, кого он любил. Любовь преобразила отца Володи, но показала всю его слабость.

Для Володи первая любовь обернулась жестокой драмой: «Все цветы мои были вырваны разом и лежали истоптанные». Он сразу повзрослел и очень переменился. Но она же стала и величайшей ценностью его жизни, даром судьбы, который покупается в страданиях, хотя понять это он может лишь став взрослым.

– Мог ли быть иной исход?

Конечно, нет. Эта любовь беззаконна. Каждый из героев по-своему расплатился за минуты счастья в ней: от удара умер Пётр Васильевич, в обстановке кажущегося благополучия внезапно умирает княжна, лишается всех юношеских иллюзий Володя.

Любовь, по мысли писателя, не только бесценный дар судьбы, но и тяжелейшее испытание, не каждому даётся выдержать его и реализовать в ней своё счастье.

Источник: https://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/all/2011/03/18/zagadki-i-tayny-pervoy-lyubvi-urok-literatury

Реферат – Авторская позиция в повести Первая любовь Тургенева – Рефераты на репетирем.ру

АВТОРСКАЯ
ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ “ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ”

Создавая
произведение, автор материализует свои
переживания, раскрывает ту или иную
идею, привязывается к своему труду и
со­чувствует героям — в его сознании
они живут своей жизнью, явля­ясь
носителями определенных мыслей.

Раскрывая
смысл произведения, автор готовит героям
судьбы, которых они заслуживают. Так
рождается отношение автора к ге­роям
— авторская позиция в произведении.
Каковы же основные способы ее выражения?
Это портрет, пейзаж, взаимные характерис­тики
героев — словом, все детали, влияющие
и на наше отношение к главной идее
произведения.

Рассмотрим
конкретные примеры из повести Тургенева.
Само название “Первая любовь” говорит
о трепетном отношении автора к предмету
повествования. Можно предположить, что
Тургенев, вспоминая об этом увлечении,
не жалеет о нем и думает о чувстве с
нежностью.

Совет

Здесь надо сделать оговорку:
Тургенев как сторонний наблюдатель
описывает разговор между “не старыми,
но и не моло­дыми холостяками” —
Сергеем Николаевичем и Владимиром
Пет­ровичем. Далее рассказ о первой
любви ведется от лица Владимира Петровича.

Читайте также:  Характеристика мальчиков из рассказа «бежин луг» тургенева в таблице: образы героев, портреты детей, описание внешности и характера (список)

Хозяин дома, где встречаются холостяки,
и Сергей Ни­колаевич считают свою
первую любовь недостойной всеобщего
вни­мания и почти ничего не говорят
о ней. Этот факт подчеркивает, насколько
исключительной история Владимира
Петровича кажется Тургеневу.

О позиции
автора в произведении можно судить и
по приводимому им портрету персонажей.
Вот Зинаида, какой ее уви­дел Владимир
в первый раз:

“В
нескольких шагах от меня — на поляне,
между кустами зе­леной малины, стояла
высокая стройная девушка в полосатом
розо­вом платье и с белым платочком
на голове; вокруг нее теснились четыре
молодые человека, и она поочередно
хлопала их по лбу теми небольшими серыми
цветками, которых имени я не знал. В
движе­ниях девушки было что-то такое
очаровательное, повелительное, ласкающее,
насмешливое и милое, что я… кажется,
тут же бы отдал все на свете, чтобы и
меня эти прелестные пальчики хлопну­ли
по лбу…”

Описание
Зинаиды свидетельствует об ее
романтичности, юнос­ти; Владимир видит
девушку среди зелени, в саду — это
обнаружи­вает связь Зины с природой,
гармоничность ее образа. Все в ней
хо­рошо, и Владимир готов все отдать,
чтобы и его “эти пальчики хлопнули по
лбу”.

Вокруг пока еще не знакомой
главному герою девушки толпятся
поклонники — видно, что Тургеневу она
кажет­ся загадкой, и он бы, может быть,
покорился ее воле. Через некото­рое
время после знакомства Владимир
влюбляется в Зинаиду.

Чув­ство юноши
очевидно: он пытается выделиться из
массы поклонни­ков перед ней, исполняет
многие ее желания, которые Зинаида
бес­сознательно высказывает; в конце
концов, это лишь первая его лю­бовь,
и “что в душе, то и на лице”.

Зинаида
видит эту любовь; она разрывается между
Владимиром и его отцом, который также
увлечен ею. Тургенев подчеркивает
способность Зины понимать чужие
переживания, ее рассудитель­ность.
Она хорошенько взвешивает ситуацию,
прежде чем прийти к решению: стать
любовницей женатого мужчины, разрушив
его семью, или любить его сына, еще
мальчика?

Тургенев
передает и мучения перед выбором,
подчеркивая ее че­ловечность,
искренность. “Все мне опротивело, —
прошептала она, — ушла бы я на край
света, не могу я это вынести, не могу
сладить… И что ждет меня впереди!.. Ах,
мне тяжело… боже мой, как тяжело!”

Обратите внимание

Мать
Владимира не любит княгиню и княжну:
девушку она на­зывает гордячкой и
гризеткой, а ее мать —
“une femme capable de tout”,
женщиной, способной на что угодно.

Но
это не роняет Зинаи­ду в глазах читателя
— ведь мать беспокоится за сына, который
влюбился в бедную девушку со множеством
поклонников, она не хочет, чтоб мальчик
был несчастным. Бедная женщина ревнует
к молодой соседке и своего мужа.

Тургенев
жалеет матушку Влади­мира: она не
нужна своему мужу, который женился на
ней по рас­чету, будучи младше ее на
десять лет; она ни разу не называет его
по имени — этим подчеркивается ее
ненужность грубому мужу. Автор понимает
ее чувства.

На
всю ситуацию Тургенев смотрит не как
на отжившие воспо­минания; он будто
сам все переживает, сочувствует Владимиру,
его матери, Зине! В его отношении к
Владимиру — а это проявляется в описании
черт, поступков — нет иронии. И хотя
Владимир Петро­вич сам излагает
события, он не высмеивает свои ошибки,
не осуж­дает кого-либо.

Если образ
Зины написан с благоговением, то
Вла­димиру автор симпатизирует.
Портрет его не приводится, так как
повествование ведется от первого лица.
Мы можем судить о неопыт­ности юноши,
он еще совсем ребенок: лишь месяц назад
его поки­нул гувернер, мальчик стреляет
ворон в саду, он не знает, как реа­гировать
на слезы Зинаиды, на бесчестный поступок
отца.

Влади­мир искренне любит Зину,
он исполняет ее причуды: прыгает с
вы­сокой стены, участвует в нелепых
играх. В своем отношении к герою Тургенев
демонстрирует сочувствие, сопереживание
— на его голову свалились проблемы,
которые подчас не разрешит и взрос­лый.

Глубину чувства Владимира автор
подчеркивает полным от­сутствием у
него эгоизма — юноша желает лишь счастья
своей лю­бимой, он хочет, чтоб она не
мучилась и была вместе с тем, кто ей мил.

Благодаря
своеобразному ведению сюжетной линии
в повести, изображению героев автором,
читатель смотрит на события глазами
шестнадцатилетнего мальчика.

Итак,
чистый образ этого молодого человека
написан с сочувст­вием и симпатией.

Важно

Каково
же отношение автора к отцу юноши, Петру
Васильеви­чу? По всему видно, что
Владимир, а значит, и Тургенев сдержанно
осуждают его.

Вот что говорит рассказчик
о своем отце: “Мой отец, человек еще
молодой и очень красивый, женился на
ней (матери) по расчету; она была старше
его десятью годами.

Матушка моявела
печальную жизнь: беспрестанно волновалась,
ревновала — но не в присутствии отца;
она его очень боялась, а он держался
строго, холодно, отдаленно…”

Эти
строки и объясняют жесткий характер,
холодность с сыном и женой, бесчестность
Петра Васильевича. Лишь алчность и
эгоизм управляют им — но автор не говорит
об этом напрямую; он лишь рассказывает
о поведении этого персонажа, не комментируя
его по­ступков.

Трудно
не заметить, что Тургенев ждет от читателя
оценки ин­триги повести, близкой к
главному герою, мальчику, — значит, мы
не найдем в произведении открытого
осуждения отца сыном.

Одновременно
с любовью Владимира к Зинаиде девушкой
увле­кается и Петр Васильевич. Однако
его не интересуют чувства не­счастной
жены, влюбленного сына и Зины. Между
супругами вспы­хивают ссоры, страдает
Владимир, Зинаида мечется между отцом
и сыном — а Петр Васильевич хладнокровно
использует ситуацию в своих целях.
Страдания и боль близких его не волнуют.

Владимир
до последней минуты не верит в то, что
отец обманы­вает его и мать, хотя все
вокруг и говорят об этом. Однажды Воло­дя
видит отца в ночном саду, идущего к
княжне, но оправдывает его в своих
глазах. Для мальчика он неоспоримый
идеал.

В
конце повести Петр Васильевич берет с
собой сына на конную прогулку и заезжает
к княжне, думая, что Володя не видит его.
Вот когда рушатся надежды юноши.

Совет

Может
быть, прообразом Петра Васильевича
явилась мать Тур­генева, жестокая и
властолюбивая женщина? Если так, именно
из-за этого автор уважает, но не любит
отца Владимира.

Петр
Васильевич и сам знает, что делает больно
всем: жене, сыну, Зине. Его жестокость
подчеркивается и тем, что он способен
причинять не только нравственные
страдания, но и физическую боль близким:
“отец внезапно поднял хлыст, которым
сбивал пыль с полы своего сюртука, — и
послышался резкий удар по этой обна­женной
до локтя руке.

Я едва удержался, чтоб не
вскрикнуть, а Зи­наида вздрогнула,
молча посмотрела на моего отца и, медленно
под­неся руку к губам, поцеловала
заалевший на ней рубец”. Этот эпи­зод
происходит во время конной прогулки
Владимира и его отца. Чтобы убедить
юношу в жестокости отца, автор дал ему
возмож­ность оказаться рядом именно
в эту минуту.

Читая
любое талантливое произведение, мы
невольно проника­емся чувствами
автора, без труда видим его позицию.

Причем авто­ру достаточно описать
несколько черт героя, а не говорить
открыто о качествах персонажа — и
читатель поймет, как автор относится к
своему герою или его идее, а значит,
построит на этом собственное суждение.

Мы скоро узнали об отношении Тургенева
к юному, не­оперенному Владимиру; к
Зинаиде, находящейся в смятении и
по­ставленной перед сложным выбором,
к Петру Васильевичу, сухому и жестокому
разрушителю.

Мастерство
Тургенева-писателя проявляется, видимо,
в том, что при чтении повести не
задумываешься о том, какими именно
худо­жественными приемами автор
добивается желаемого эффекта.

Ни один
нормальный человек, наверное, не
задумается о том, что сценаунижения
Зинаиды в эпизоде с хлыстом написана
для того, чтобы продемонстрировать
жестокость и бесчеловечность Петра
Василье­вича.

Обратите внимание

Вместе с тем этот эпизод,
как и вся повесть, несет в себе опре­деленный
эмоциональный заряд — трепетное
отношение автора к искреннему чувству
юного героя, презрение Тургенева к
расчетли­вости, холодности, эгоизму.

Воистину, несмотря на миновавшее столетие
с момента написания повести, несмотря
на значительно изменившиеся отношения
между людьми, позиция автора “Первой
любви” остается понятной и близкой
современному читателю. Может быть,
оттого, что первая любовь — понятие,
существующее вне времени, талант и
мастерство Тургенева позволяют нам
убе­диться, что чувства, испытанные
его героями в прошлом веке, вполне
актуальны и сегодня.

Источник: http://referat.store/referat/avtorskaja-pozicija-v-povesti-pervaja-ljubov-turgeneva

И. С .Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств

МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск

Открытый урок

И. С .Тургенев «Первая Любовь».Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Учитель: Федяева Л.

Саранск 2011

Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Цели урока:

биография обзорно (история семейных отношений);

беседа по содержанию повести «Первая любовь»;

анализ эпизодов повести.

Оборудование урока:

портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, плакат с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви.

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!..

Автор неизвестен

  1. Слово учителя об изучении повести И.С. Тургенева «Первая любовь» учащимися 9-х классов. Обращение к эпиграфу, который отражает двойственное отношение Тургенева к проблеме любви.

  1. Обращаем внимание на цитаты Тургенева о любви, которые написаны на доске или на плакате:

«Чужое я внедрилось в твое… и твое я умерщвлено».

(И.С. Тургенев «Любовь».)

«Любовь даже вовсе не чувство – она болезнь… Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка…» («Переписка», 1856)

«Любовь – цепь, и самая тяжелая… По крайней мере я дошел до этого убеждения… Купил это убеждение ценой жизни, потому что умираю рабом». («Переписка», 1856)

«Нет, в любви одно лицо – раб, а другое – властелин…»

(«Переписка», 1856)

Вывод учащихся, затем учителя.

Вывод по цитатам:

Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и

бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Любовь, по

Тургеневу, – сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и

обреченное на заведомую гибель. Любовь против воли человека захватывает его душу,

подчиняет его другому человеку, делая его слабым и превращая в раба.

Вы можете испугаться этого чувства, как тёмной и страшной силы, но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону – светлую. И такая её сторона представлена в «Первой любви», о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

«Первая любовь» – «единственная вещь», доставлявшая удовольствие писателю, находящемуся в конце своего пути, одно из самых любимых его произведений.

И это потому, что он этой повести не придумывал: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью», «Первая любовь – это пережито», – так напишет Тургенев в год своей смерти.

Тем самым посылая привет своему отцу, которого бесконечно обожал, незаурядному, глубоко чувственному, тому, с кем всегда мечтал быть рядом…

Ученики, получившие индивидуальные задания, рассказывают об отце И. С. Тургенева и их семейных взаимоотношениях.

1 ученица: Ко времени знакомства с Варварой Петровной Лутовиновой за плечами двадцатилетнего кавалергарда поручика Сергея Николаевича Тургенева ничего не было, кроме 140 крепостных в деревеньке его отца, родословной, герба, знания языка и редкой красоты.

Известен случай, когда уже после смерти мужа Варвара Петровна встретилась за границей с владетельной немецкой принцессой и та, увидев браслет с портретом Сергея Николаевича, сказала: «Вы – жена Тургенева, я его помню; после смерти императора

Важно

Александра 1 я не видела никого красивее вашего мужа».(Учитель обращает внимание учеников на портрет С.Н. Тургенева).

2 ученик: Отец И.С.Тургенева принадлежал к роду, в котором были стольники, воеводы, начальники приказов, капитаны – исправники, ревностно и верно стоящие на службе Отечеству.

Сергей Николаевич участвовал в Бородинском сражении, «храбро врезался в неприятеля и поражал оного с неустрашимостью». Волевой, с сильным характером, прекрасно образованный, аристократичный, он состоял в дружеских отношениях со многими известными людьми своей поры – писателями М.Н. Загоскиным и Ф.Н. Глинкой, поэтом И.И.

Дмитриевым, драматургом А.А.Шаховским.

3 ученица. В 1816 году Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей со Спасского конного завода для полка.

Встреча с хозяйкой, некрасивой, сутуловатой, старше его на 6 лет, могла даже не задержаться в сознании молодого красавца, если бы не хваткость Варвары Петровны. Очарованная нечаянным гостем, она вместе с тем понимала, что шансов на ответную симпатию у нее нет никаких.

И тогда Варвара Петровна, уже будучи осведомленной о материальном положении поручика (Тургенево находилось в 18 верстах от Спасского), решила пустить в ход свой главный козырь -богатство. Прощаясь с Сергеем Николаевичем, она пригласила его вновь посетить Спасское.

Читайте также:  Князь тугоуховский в комедии "горе от ума": образ, характеристика, описание в цитатах

И почувствовав уклончивость в ответе молодого красавца, оставила в залог его портупею. Рассказывают, что старый Тургенев на коленях просил сына согласиться на брак с Лутовиновой. (Портрет на доске).

4 ученик. 14 января 1816 года в церкви Спасо – Преображенья, в селе Спасском -Лутовинове состоялось венчание Сергея Николаевича и Варвары Петровны. Выбором места венчания невеста дала понять, каковы будет распределение ролей в будущей семье. Она богата и потому имеет право претендовать на управление всеми хозяйственными делами и на распределение доходов.

Тем более, что за женихом, кроме родословной и красоты, ничего не стояло. Женившись на Варваре Петровне по расчету, он никогда так и не смог полюбить ее. Она же любила мужа безгранично и тяжело переживала многочисленные романы своего мужа.

Время спустя каждый из супругов стал жить собственной жизнью: он – покорствуя своему любвеобильному характеру, она – властной хозяйкой усадьбы.

5 ученица. Но сыновей Сергей Николаевич никогда не обходил вниманием. Особенно вдумчиво и взыскательно он относился к их образованию. Именно он решает отдать Ивана и Николая в пансион Вайденгаммера, в котором они находились до лета 1830 года.

Уже тогда тяжело больной желчнокаменной болезнью и отправившийся весной 1829 года за границу на операцию, Сергей Николаевич осенью этого же года вернулся в Россию с единственной целью – решения дальнейшей судьбы мальчиков, их окончательного устройства.

6ученик: Отец писал письма своим мальчикам, «Строгие и участливые». Он внушал им высокие понятия благородства, порядочности, умение быть самим собой, не пытаться оригинальничать. Судя по поведению отца, он будто знал, что ему остается недолго пробыть с детьми.

Совет

Поэтому Сергей Николаевич максимально стремился участвовать в их взрослении и одновременно «хоть отчасти увековечить себя в детях». Будучи глубоким, незаурядным человеком, он, вероятно, не довольствуется утвердившейся в отношении себя ролью «ловца женских сердец».

А ведь об отце Тургенева зачастую мыслят именно в этом роде.

Учитель: Мы рассказали об отце Тургенева потому, что и о нем пойдет речь в повести «Первая любовь». Приступаем к анализу данной повести. – Назовите героев повести. Запись в тетради.

Герои Прототипы

Владимир ' Иван Сергеевич Тургенев

Его отец Сергей Николаевич Тургенев

Его мать Варвара Петровна

Зинаида Поэтесса Екатерина Шаховская (В

замужестве Владимирова)

Предоставление портретов учителем

1)Счастъе:

Предчувствие любви (чтение эпизода) Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

(В нем живут два чувства, грусть и радость, но он ждет радости и осознает, что они связаны с женщиной).

– Встреча с девушкой (чтение эпизода)

(Любовь пришла, пришла и радость, и счастье, он радовался, как ребенок, и боялся, что это сон).

– Прокомментируйте сцену – проснулся перед утром…

Завязка сюжета

-Зинаида у окна (чтение эпизода). -Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

(Влюбленный Володя – юноша – рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит перед собой женщину- ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника.

Он опять счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он боготворит девушку, по – рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый кровью спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы).

«Жизнь отдать, лишь бы она не горевала ».

– Первый поцелуй (прокомментировать) чтение. (Он по-рыцарски, соблюдая придворный этикет , по всем правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) – поцелуй неловкий, но искренний и благородный – в итоге он опять счастлив – « Но я чувствовал себя …»).

-Второй поцелуй (кульминация) – пик счастья – чтение эпизода. («Мне казалось …»)

Вывод: любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий мир прекрасным, и природу, и людей и т.д.

2) Душевная боль.

Но наш влюбленный герой как счастлив, так и несчастлив. По каким причинам?

Ревность(примеры цитат: «Мне вдруг стало очень грустно… Я силился не плакать… Я ревновал к гусару…».Холодность( «Обращение Зинаиды со мной меня окончательно убило»).

  1. Ревность к тому, кого она полюбила.

Как герой относится к своему отцу? (« Он казался мне образцом мужчины…»).

– Какие советы давал отец сыну?

( «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать- в этом шутка жизни». «Умей хотеть – и будешь свободным…». «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…»).

– А что надобно Зинаиде?

– кого любит Зинаида?- чтение эпизода « Я услал Филиппа…»

Развязка.

-Изменилось ли отношение к отцу?

– Нет. («.. .я даже не роптал на отца…». «Напротив: он как будто вырос в моих глазах…».

(Опять перед нами благородный мальчик – рыцарь, с достоинством переживает боль

утраченной любви)).

– К Зинаиде ?

– Нет («… я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».

Об обоих вместе ?- чтение.)

– Почему?

( За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою будущность»).

Автор любил своего отца и Зинаиду, преклонялся перед ними, уважал их любовь, считая ее идеалом большим, незнакомым, красивым, неизвестным чувством, которое могло сломить таких умных и сильных людей, заставляя их плакать, хотя они ждали его и готовы были бороться с ним и победить его, но … Чем сильнее люди, тем сильнее и беспощадней любовь, и люди в этом совсем не виноваты.

Вывод: Любовь подарила автору счастье, радость, восторг, душевную боль, заставила героя повзрослеть и узнать, что есть любовь, по сравнению с которой его любовь «детская и мизерная …».

Первую любовь пережили и сын, и Зинаида, и отец (В 40 лет!).

Р.s. Зинаида – Е. Шаховская ровно через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж за некоего Владимирова, а через 9 месяцев и 11 дней умерла после родов. Похоронена на Волковом кладбище в г. Петербурге недалеко от могилы отца И.С. Тургенева. Надпись на надгробии стала эпиграфом к нашему уроку.

– Выводы учащихся.

Д/з: Пейзажные зарисовки в повести И.С. Тургенева (найти и прочитать).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/i-s-turghieniev-piervaia-liubov-gieroi-poviesti-i-ikh-prototipy-vospitaniie-chuvstv

«Первая любовь»

«У меня не было первой любви, – сказал он наконец, – я прямо начал со второй», – такой странной и даже, на первый взгляд, абсурдной мыслью практически начинается повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь».

Конечно, этот прием – лишь дополнительная изюминка произведения, слова эти звучат из уст второстепенного героя, который больше в повести и не появляется. Но эта фраза способна удивить, заставить задуматься или, как минимум, заинтересоваться. Читатель думает: у всех была первая любовь.

Но писатель, обогащенный ярким жизненным опытом, как бы отвечает своей повестью: у всех, кто любил.

Повесть «Первая любовь» – реальная история любви писателя. Причем история настолько нежная, трогательная и настоящая в своей противоречивости, что стоит огромного внимания всех, кто хочет прочувствовать вместе с главным героем первую любовь шестнадцатилетнего юноши и его первые шаги в познании взрослой любви, правда, не собственной, а дорогих ему людей.

Иван Сергеевич Тургенев не скрывал, что история его повести «Первая любовь» была его собственной историей. Что прототипом главного героя Владимира Петровича выступает он сам, прототипом Петра Васильевича – его отец, а прототипом прекрасной Зинаиды Александровны – первая любовь Тургенева и любовница его отца княжна Екатерина Львовна Шаховская.

По сюжету повести, главный герой Владимир Петрович, шестнадцатилетний молодой человек, влюбился в очаровательную двадцатиоднолетнюю девушку, дочь обедневшей княгини, Зинаиду Александровну, переехавшую жить во флигель, который сдавала семья Владимира.

Как оказалось в дальнейшем, Зинаида тайно встречалась с отцом Владимира – Петром Васильевичем, который женился по расчету и не любил мать Владимира.

Между отцом главного героя и Зинаидой были взаимные чувства, но законный брак, денежный вопрос и, возможно, другие жизненные препятствия, на которых не акцентируется внимание в повести, не могли позволить этой истории счастливо закончиться.

Обратите внимание

За то, что писатель не скрывал этой семейной правды, его осуждали, общественность не хотела принимать такую настоящую историю. Сам же Тургенев считал, что ничего такого, что стоило бы скрывать, в этой истории не найти:

«Описано действительное происшествие без малейшей прикраски,… я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет».

В самом произведении писатель, посредством главного героя, тоже показывает, что «дурного в этом ничего нет».

Более того, важная особенность отношений между отцом, сыном и их такой разной любовью к одной и той же женщине раскрывается в повести через чувства сына к отцу.

Они не изменились после того, как Владимир узнал об отношениях отца и Зинаиды Александровны, наоборот, он стал еще больше уважать отца:

«Рана моя медленно заживала; но, собственно, против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах… Пускай психологи объяснят это противоречие как знают».

Действительно, объясняйте, как хотите. Это есть, и писатель этого не скрывает. Его чувства к отцу – не случайность, в них заключается нечто важное: о каких предрассудках, обязательствах, семейных узах или цепях можно говорить, если наряду с этим, совсем рядом, существует настоящая любовь? Кто будет против искреннего страстного чувства, кто осмелится осуждать его?

С женской стороны этой истории любви выступает образ молодой княжны Зинаиды Александровны. Это светлый и в то же время грешный ангел, жертвенность и преданность которого вызывает восхищение. В княжну, кажется, влюблены все вокруг. На ней готовы жениться богатые и талантливые люди. Но она любит одного-единственного, с которым счастье совместной жизни не суждено.

Как только Зинаида переехала во флигель у дома Владимира, его молодое горячее сердце, ищущее любви, не устояло перед чарами прекрасного существа. Но и после того, как Владимир узнал об отношениях Зинаиды и отца, он не только продолжает любить ее своей особенной любовью, но и начинает действительно понимать Зинаиду по-человечески и даже восхищаться ее жертвенными чувствами:

«Одна мысль не выходила у меня из головы: как могла она, молодая девушка – ну, и все-таки княжна, – решиться на такой поступок, зная, что мой отец человек несвободный, и имея возможность выйти замуж хоть, например, за Беловзорова? На что же она надеялась? Как не побоялась погубить всю свою будущность? Да, думал я, вот это – любовь, это – страсть, это – преданность… и вспоминались мне слова Лушина: жертвовать собою сладко для иных».

Так, благодаря стечению обстоятельств, Владимир Петрович начал понимать настоящее взрослое чувство. Но не через свою собственную, первую, нежную влюбленность, а через взаимные сильные чувства его отца и этой самой «первой любви» главного героя.

Важно

Переосмысляя отношения Зинаиды Александровны с отцом и свой собственный опыт любви, Владимир, понял, что его чувства – это лишь прелюдия чего-то более великого и могучего:

«Последний месяц меня очень состарил – и моя любовь, со всеми своими волнениями и страданиями, показалась мне самому чем-то таким маленьким, и детским, и мизерным перед тем другим, неизвестным чем-то, о котором я едва мог догадываться и которое меня пугало, как незнакомое, красивое, но грозное лицо, которое напрасно силишься разглядеть в полумраке…»

Отец Владимира, оказавшийся в трагичной ситуации, в последнем своем письме сыну написал такую строчку: «Сын мой, – писал он мне, – бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…» Но главный герой, вспоминая о своих первых сильных чувствах, которые несомненно крепко связаны с образами и судьбами Зинаиды Александровны и Петра Васильевича, говорит:

«И теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что у меня осталось более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе?»

И если это только первая любовь, то, что говорить о тех мгновениях счастья, которые испытывают люди, любящие друг друга не «быстро пролетевшей», а такой, ради которой и жизнь отдать не страшно, любовью? Возможно, именно такой и была любовь отца Тургенева и молодой княжны. И именно об этом чувстве в противовес «утренней, весенней грозе» и рассказывает писатель в своей повести.

«Первая любовь» – это произведение искусства, способное учить чувствовать. Это красота формы и правда жизни. Не каждый свою личную историю сможет преподнести так живо, интересно и со вкусом.

Не каждый сможет заметить в ней главное и второстепенное, не каждый найдет подходящие нюансы, правильно расставит акценты и добавит нужные «аксессуары». Не говоря о том, что не у каждого и жизнь окрашена такими яркими, контрастными красками. А, может быть, не каждый хочет увидеть в своей жизни что-то такое, что может заинтересовать других.

Одним словом, Иван Сергеевич – классик литературы, мастер своего дела. И его история любви, изложенная в повести, – еще одно доказательство этого.

Источник: http://spinoza.in/culture/pervaya-lyubov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector