Крестьяне в поэме “кому на руси жить хорошо”: образы, характеристика, описание характеров и внешности мужиков

Крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: образы и характеристика, описание характеров и внешности мужиков в цитатах

Поэма “Кому на Руси жизнь хорошо” была написана Некрасовым после реформы 1861 года, проведенной правительством, по отмене крепостного права. Царизм сделал этот шаг, чтобы предотвратить народное возмущение, которое могло бы вылиться в восстание.

Однако, закон об отмене крепостного права был принят в интересах господствующего класса, практически у крестьян не было шансов освободиться от крепостной зависимости. Первые общественные деятели были возмущены равнодушием правительства к судьбе народа.

Некрасов приступил к созданию поэмы в 1863 году и работал над ней до конца своей жизни. Ему не удалось ее закончить, но несмотря на это, данная поэма – значимое произведение.

Обратите внимание

С первых строк можно определить, какие бедствия испытывали крестьяне, по названиям деревень, например Горелова, Неелова, Неурожайка и другие.

Чтобы читатель лучше узнал о жизни, занятиях и судьбах крестьян, автор рисует нам портреты различных героев, с которыми встречаются “семь временнообязанных из смежных деревень”.

Их мучает вопрос “Кому на Руси жить хорошо?”, потому они и решили странствовать, пока не найдут ответ.

Первый герой, с которым нас знакомит Некрасов- это пахарь, Яким Нагой. Многое испытал он на своем веку и говорит от имени всего русского народа, о его бедности и бесправии, в его словах стремление к справедливости.

Матрена Корчагина поведала странникам свою судьбу. Из ее рассказа мы узнаем о бесправии женщин в то время. Немало Матрена стерпела обид, но она не хочет покориться судьбе, в ее словах выражается великая обида и гнев.

Савелий – святорусский богатырь. Он верит в силу народа, утратив веру в доброго царя, он понял, что смирением воли добиться невозможно.

Ермил Гирин – выходец из крестьянской среды, борец за народное дело. Он правдой и умом заслужил почет и любовь крестьян.

Гриша Добросклонов – разночинец. По образу мыслей он более всего схож с революционерами, он вспоминает различные народные песни, в которых отразилась крестьянская жизнь. В его мыслях не чувствуется обреченности.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана о народе и для народа. В ней запечатлены картины из жизни крестьян, которые по-прежнему оставались в кабале у помещика после отмены крепостного права.

Сила духа народа не иссякла, не исчезла бесследно, в его сознании рождается протест против угнетателей. В произведении ясно отразилось наступление нового этапа освободительного движения.

Источник: https://sochinenieliteratura.com/2301

Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

В основном замысле поэмы Некрасова легло отображение русских крестьян со времени, когда было отменено крепостное право.  В течении всей поэмы герои путешествуют по всей Руси в целях ответа на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”, кто находится в полном достатке, счастлив, а кто нет.

Мужики, ищущие правды

Вперёд выходят главные герои произведения, семеро мужиков, странствующие по русским посёлкам и деревням, ища ответа на весьма трудный вопрос.

В образе крестьян находятся основные черты бедности простых русских мужиков, такие как: нищета, любопытство неприхотливость. Эти мужики задают один и тот же вопрос всем, кто встречается у них на пути.

Важно

В их представлении счастливчиками выдвигаются поп, купец, помещик, дворянин и сам царь батюшка. Однако основное место в творчестве автора уделено крестьянскому сословию.

Яким Нагой

Он работает до самой смерти, но живет бедно и постоянно голодает, как и основная масса жильцов Босово. Яким понимает, что крестьяне великая сила и он гордится, что принадлежит к ним, он знает слабые и сильные места характера крестьян. Предполагает, что главная враг мужиков – алкоголь, губящий их.

Ермила Гирин

Ермила получил от Некрасова честность и ум. Живет он для населения, справедливый, не оставит в горе никого. Было одно нечестное дело, сберег он племянника она набора в рекруты.

Но это сделал не ради себя, а ради семьи. Отправил вместо племянника сына от вдовы. Его так замучила собственная ложь, что чуть не довела его до повешения.

Потом он поправил ошибку и выступил вместе с бунтарями, после этого его посадили в острог.

Савелий-богатырь

Автор допускает замысел, как то, что обычные мужики сроду богатырям русским. Здесь появляется образ Савелия – святорусского богатыря. Савелий от всего сердца сопереживает Матрене, тяжело переносит смерть Демушки. Данный герой содержит в себе доброту, искренность, подмога другим людям в трудной ситуации.

Матрена Тимофеевна

Все женщины-крестьянки показаны в облике этой женщины. Она имеет мощную душу и силы воли. На протяжении все своей жизни борется за свободу и радость женщины. Жизнь её подобна множеству тогдашним крестьянкам. Учитывая то, что после брака попадает в семейство, презирающее её. Муж однажды побил её, первого ребенка сожрали поросята, а оставшуюся жизнь она работает в поле.

Сочинение Крестьяне (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов поднимает и рассматривает одну из главных проблем Российского государства, которая актуальна и по сей день. Образы крестьян, как главных героев этой проблемы и соответственно поэмы раскрывает всю ее суть.

Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов. Автор обозначает черты странников: бедность, любознательность, независимость.

Некрасов четко указывает на неприязнь крестьян к тем, кто живет и богатеет за их труд, в то время как бедные крестьяне чистые сердцем, честные трудом, добрые душой.

Совет

Это можно увидеть в описываемом случае с Матреной Тимофеевной, когда на помощь с урожаем к ней пришли обычные мужики.

Благодаря путешествию семерых крестьян автор раскрывает суть жизни не только крестьянства, но и купечества, дворянства и духовенства. При этом главной точкой внимания все же являются крестьяне.

Образ Якима Нагой олицетворяет всех крестьян, которые работают не покладая рук а живут в голодной бедности.  ОН настолько много работает, что уже сливается с землей, которую опахивает день и ночь.

И сам на землю-матушкуПохож он: шея бурая,Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо…

Миф о том, что все крестьяне бедны из-за пьянства не подтверждается, на самом деле причина в судьбе работать на хозяина.

Ермила Гирин располагает к себе читателя своей честностью и великим умом. После того, как он подставил в солдаты соседского паренька, вместо своего брата его мучает совесть. Его посещает мысль о самоубийстве, но все же он идет покаяться к народу. Образ Савелия автор вводит для демонстрации мысли о том, что народ – это богатыри.

Несмотря на свою болезнь он умеет сопереживать другим. Некрасов дает ему роль философа.

Женскую долю модно увидеть в Матрене Тимофеевне. Она сильная духом и стойкая. Ее внутреннему стержню может позавидовать любой успешный купец. Ее судьба настолько типична для всех русских женщин, что она не советует среди них искать счастливую.

Она как кормилица семьи обязана работать и не жалеть себя и своих сил.

Такие образы крестьян возникают как последствие реформы 1861 года. Крестьяне пытаются не смотреть на жестокую действительность и живут в своем религиозном и человечном мире, который все равно жестоко к ним относится.

Вариант 3

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествуется о трудностях жизненного пути крестьян после крепостной реформы Александра II. Обычные мужики, крестьяне, решаю выяснить, кому же на Руси живется лучше всех, кто по-настоящему счастлив: помещик, купец, поп, а может быть счастлив только сам царь?

В поисках правды и ответа на свой вопрос семеро странников шагают по русской земле. На пути им встречаются самые различные герои, и странники всем помогают и оказывают всевозможную поддержку. Так странники помогают Матрене Тимофеевне, у которой погибал урожай. Также оказывают посильную подмогу мужики-крестьяне и Безграмотной губернии.

Показывая путешествия героев, автор поэмы тем самым знакомит читателей с самыми разными слоями общества. Встречаются странники с купечеством, дворянством, духовенством. В сравнении всех этих сословий крестьяне ярко выделяются своим поведением и чертами характера.

Обратите внимание

При прочтении поэмы читатель знакомится с бедным крестьянином, которого зовут Яким Нагой. Несмотря на то, что Яким трудился всю жизнь, он ничуть не разбогател, оставшись среди самых бедных людей общества. Многие жители деревни Босово такие же, как персонаж Яким Нагой.

Автор произведения сравнивает персонажа с матерью-землей. Его шея – бурая, а лицо – кирпичное. Из этого описания становится понятно, каким трудом занимается Яким. Но нашего героя его положение немало не расстраивает, потому что он искренне верит в светлое будущее всех крестьян.

Еще один крестьянин в поэме, который совершенно не похож на Якима – это Ермила Гирин. Ермила отличается умом, а также кристальной честностью.

Раскрывая образ этого персонажа, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне, насколько они были сплоченными.

Например, народ доверяется Ермиле при приобретении мельницы, а Гирин в ответ поддерживает бунт, тем самым принимая сторону крестьян.

Множество раз в тексте, при описании крестьян, Некрасов сравнивает их с богатырями. Например, Савелий – сильный мужчина.

Однако, несмотря на сильно выраженные черты сурового мужика, Савелий очень светлый и искренний. К Матрене Тимофеевне он относится с нежным трепетом.

Савелия преследуют раздумья на тему того, почему народ должен сносить все тяготы, которые валятся на него и вообще, должен ли он это терпеть?

Важно

Все женские образы в поэме Некрасов воплотил в героине Матрене Тимофеевне. Эта женщина всю жизнь изо всех сил стремилась к свободе и счастью. Можно предположить, что в ее понимании свобода уже была воплощением счастья. Она была необычайно сильной и стойкой женщиной. Выйдя замуж, она стойко восприняла все испытания, доставшиеся ей, а в конце взялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

В поэме Некрасов показывает обычных крестьян и пытается рассказать читателям, что крестьяне – это не рабочая сила, а люди со своими стремлениями, чувствами и мечтами. И, конечно же, эти люди должны быть свободными, к их мнениям тоже нужно прислушиваться.

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obrazy-krestyan-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Образ крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» очень двоякий, сам автор как будто бы делит всех крестьян на тех, кто готов к свободной жизни после отмены крепостного права и на тех, кто настолько привык пресмыкаться перед своими хозяевами, что по-другому и жить не могут.

С самого начала читатель встречает семь главных героев, освободившихся после отмены крепостного права крестьян, которые решили поспорить, кому же на Руси жить хорошо. Отдельно о каждом из них говорить попросту нет смысла, потому что Некрасов вкладывал в их образы частичку истинного русского крестьянина, совокупность их характеров — это и есть один большой образ русского крестьянства.

Мужики эти были рослые, здоровые, богатырские. Исходя из того, что они очень интересуются, как же другим людям живётся, можно сделать вывод об их любознательности. Они добродушные и искренние, неподкупные и ценящие свободу, уставшие от постоянного гнёта.

Однако не стоит преувеличивать положительность образа крестьян, ведь они вовсе не такие уж идеальные: они любят приложиться к стакану, видят счастье в достатке, а не в духовных вещах, они постоянно спорят, а споры их доходят до рукоприкладства. Главные герои также не наделены умением грамотно писать, один лишь из них Демьян способен читать по слогам. Самым упрямым из крестьян является Лука, который был глуп и раньше служил у попа.

Некрасов с помощью других людей, которых главные герои встречают по дороге, рассказывает нам о том, как действительно жилось крестьянам того времени.

Например, Яким, который все свои силы и душу вкладывал в землю, жил очень бедно и не имел за душой ни копейки, хотя был очень трудолюбивым крестьянином.

Яким потерял последние деньги, когда судился в Питере с купцом и суд проиграл. Некрасов говорит, что в то время таких судов была масса.

Совет

Положительные стороны крестьян проявляются также и в двух других повстречавшихся героях — Трофиме и Агапе. Агап не хочет преклоняться перед барином Утятиным и не хочет устраивать для него представление, а когда его всё-таки заставляют это делать, то на следующий день он умирает. Это показывает, что русскому крестьянину легче умереть, чем покориться.

Трофим же выступает квинтэссенцией терпимости и выдержки, он смог перенести четырнадцать пудов, после чего еле живой дополз до дома.

Абсолютной честностью наделен другой герой поэмы, крестьянин Гирин, которого народ избирает бургомистром, но за свою честность и идейность Гирин отплачивает свободой — попадает в тюрьму.

Читайте также:  Образ и характеристика ильиничны в романе "тихий дон": описание внешности и характера (мать григория мелехова)

Сочинение Крестьяне в произведении Кому на Руси жить хорошо

Произведение Некрасова стало заключительным этапом в его творчестве. Данную поэму можно по праву назвать романом о жизни народа. Поэт четко и правдиво изобразил картину России до и после реформы 1861 года и произошедшие перемены. Автор создавал поэму в то время, когда перемены были неизбежны, и все понимали, что крестьян ждало разорение и кабала.

В самом начале видно, как мужики начали спорить о том, кому же живется хорошо. Это наводит на мысль, что именно у них, то несладкая судьба. Они же, чтобы еще раз найти ответ на свой вопрос отправляются по деревням. Они хотят посмотреть, где же живется счастливо.

Мужики пройдут через Испуганную губернию, поговорят с крестьянами многих деревень, где узнают о том, что тяжело русскому народу. По дороге они встретят батюшку и барина. Именно здесь автор дает противопоставление двух миров – народа и господ.

Беспощадность помещиков и их деспотизм, превративших села в «Нееловы» и «Разутовы» дает четкий контраст с широтой и высокой нравственностью крестьян. Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, Яким Нагой -эти и другие крестьяне изображены более подробно.

Поэт показывает красоту их души и благородство. Но в то же время Некрасов подмечает у них и недостатки.

Он пишет о том, что русскому мужику нравится пить, а потом и погулять с размахом. Так, Яким Нагой говорит про себя, что он работает из последних сил, но пьет потом до одурения. Но не все крестьяне терпят издевательства господ.

Так, например, Агап Петрову надоело слушать речи барина за каждое его недовольство и он высказывает ему прямо все то, что думает. В итоге он погибает, не перенеся надругательств над его человеческими чувствами. Еще один правдолюбец изображен в поэме особенно четко – это Яким Нагой.

Обратите внимание

Тот живет такой же ничтожной жизнью, как и все крестьяне. Но он намерен вступиться за свои права. Тяжко живет и Матрена Тимофеевна. С малолетства она работала, как проклятая. В браке у нее ничего не изменилось, только стало хуже.

Каторжный труд, издевательства мужа и смерть младенца выпали на ее участь. И хотя ее жизнь была полна лишений и невзгод, женщина осталась доброй и великодушной.

Показывая мужика неграмотным и грубоватым, автор отметил, что он не утратил своей сообразительности и находчивости. Одним из таких персонажей является Клим Лавин, сумевший хитростью добиться расположение помещика и занять должность бурмистра, чтобы помочь своим сельчанам.

Борцами за права униженных можно с достоинством назвать разбойника Кудеяра и Ермила Гирина, которые оказались в тюрьме, защищая интересы крестьян. В поэме Некрасова показано не только время, когда крестьянам жилось особенно тяжело, но и пути борьбы за народное счастье.

← Характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо
← Образ князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовЕрмила Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо →
Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо →

  • Сочинение Есть ли сейчас хамелеоны подобные Очумелову
    В этом, я думаю, даже не нужно сомневаться! Они не переводятся в нашем мире! Это, если бы спросили, есть ли до сих пор Чацкие… Все типажи, как мне кажется, существуют.
  • Сочинение Образ Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир Толстого
    Толстой в своем произведении Война и мир знакомит читателя с массой ярких и красочных героев. Но стоит отдать должное и второстепенным персонажам, которые тоже сыграли здесь немаловажную роль
  • Анализ произведения Анна Каренина Толстого
    Роман одного из титанов русской литературы Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» является популярным по сей день. Как повествуют некоторые источники, влияние на появление романа на свет оказал интерес Толстого
  • Характеристика и образ Юрия Живаго в рассказе Докторе Живаго Пастернака сочинение
    Прежде всего стоит отметить небольшие очевидные сходства между Живаго и Пастернаком: это любовь к стихотворениям, литературе, воспитание в интеллигентной семье и профессия врача
  • Характеристика и образ Черта в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение
    Николай Васильевич Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» использует поверья и фольклор, он описывает образ черта, который считается злым духом.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/obraz-krestyan-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Кому на руси жить хорошо жизнь народа и образы крестьян в поэме

ПРОДОЛЖЕНИЕ  АНАЛИЗА ПОЭМЫ ЖИЗНЬ НАРОДА И ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

При всём многообразии типов, выведенных в Жизнь народа поэме, её главным героем является народ,  –  в поэме Правдиво изооражая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым?

Положение народа с предельной отчётливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели. Они – «временно обязанные», «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».

Странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через Испуганную, Подстреленную и Безграмотную губернии, встречаются с жителями деревень: Босово, Адовщина, Столбняки, Дымоглотово, Наготино и т. п. Эти названия говорят сами за себя.

На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Деревни – «селенья незавидные, что ни изба – с подпоркою, как нищий с костылём; а с крыш солома скормлена скоту». У мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть». Немудрено, что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут».

Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Счастливых среди крестьян нет.

Жизнь народа красноречиво обрисована в песнях  «Барщинная», «Солдатская»

Реформа 1861 г. не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота.

Да не про нас ты писана-

Как и прежде, крестьяне – люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что теперь их «вместо барина драть будет волостной».

Безмерны народные страдания. Тяжёлый, изнурительный труд не спасает от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. Но «почва добрая душа народа русского», и как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт: трудолюбия, отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности к борьбе с ними.

В рабстве спасённое

Сердце свободное

Золото, золото

Сердце народное!

Важно

Только крестьяне помогают отставному солдату, которому «тошен свет», потому что у него «хлеба нет, крова нет». Они же выручают Ермила Гирина, который «бился» с купцом Алтынни-ковым. Крестьяне – «люди… великие» в работе; «привычка… к труду» никогда не покидает мужика.

Поэт показал, как недовольство народа своим положением начинает переходить в открытое возмущение:

…иногда пройдёт Команда.

Догадаешься:

Должно быть, взбунтовалося

В избытке благодарности

Селенье где-нибудь!

С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием.

Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда.

К тому же типу крестьян принадлежит и «непокорный» Aran, который на брань князя Утятина – «последыша» – ответил гневными словами:

Цыц! Нишкни!

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка – и кончен бал.

Особое место в поэме занимают образы борцов за народное дело. Таковы Ермил Г и р и н, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий, богатырь святорусский, и разбойник Кудеяр.

Савелий – один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнётся, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «в землю немца Фогеля…

живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» – говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохранил твёрдость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, нравственное достоинство, гордость и благородство. «Клеймёный, да не раб»,-отвечает он домашним, которые «честят» его «клеймёным», «каторжным».

Совет

Савелий – олицетворение лучших черт характера народа: трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Его «слова любимые»: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть»; «Наддай! Наддай! Наддай!» – звучит призывом к борьбе за народное счастье.

Люди, подобные Савелию, достойны славы, и недаром Матрёне Тимофеевне памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия:

Стоит из меди кованный.

Точь-в-точь Савелий дедушка,

Мужик на площади.

Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Убийство угнетателя, по мнению Некрасова,-святое дело; Кудеяру, убившему угнетателя, пана Глуховского, прощаются все грехи.

Кудеяр убивает пана «богатого, знатного, первого в той стороне».

В сказе «О двух великих грешниках» можно видеть замаскированный призыв не только к паноубийству, но и к цареубийству, ибо «первыми панами» страны были русские самодержцы.

Некрасов видел и теневые стороны крестьянской жизни: суеверие, невежество, пьянство. Они порождены «коепью» и исчезнут, когда исчезнут последние остатки крепостного права.

Не все крестьяне являются протестантами и бунтарями, есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Некрасовская муза была «музой мести и печали», и поэта не могло не возмущать долготерпение части народа.

Особенно много таких добровольных рабов среди дворовых:

Люди холопского звания

– Сущие псы иногда…

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

С негодованием рисует Некрасов таких холопов: в главе «Счастливые» – дворового князя Переметьева, в главе «Последыш» – Ипата, слугу князя Утятина. Первый «счастлив» тем, что у князя Переметьева он был «любимый раб». Этому «счастливцу» странники сурово заявляют:

«Проваливай! У нас вино мужицкое,

Простое, не заморское.

Не по твоим губам!»

Образ Ипата, лакея князя Утятина, прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп – и весь тут сказ!» Образ этого «чувствительного холуя», с восторгом вспоминающего об издевательствах барина над ним, вызывает отвращение поэта.

Обратите внимание

Ипат -один из тех, по выражению Герцена, «фанатиков рабства», о которых Ленин впоследствии писал: «Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» (В. И. Ленин, Сочинения, т.

13, стр.38).

С особенным гневом писал Некрасов о тех крестьянах, которые способны предать своих братьев по классу. Таков староста Глеб, из корысти согласившийся уничтожить вольную, данную его барином крестьянам:

На десятки лет, до недавних дней,

Восемь тысяч душ закрепил злодей…

«Иудин грех не прощается»,- говорит поэт. С удовлетворением отмечал Некрасов, что сам народ беспощадно расправляется с предателями и шпионами из собственной среды. Так, Егорку Шутова, шпиона, крестьяне, как сквозь строй, прогоняют через четырнадцать деревень. «Гнус-человек!» – говорят мужики о нём и добавляют: «Не бить его, так уж кого и бить?»

Еще по данной теме::

  • ЭЛЕГИЯ Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течени…
  • ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА   ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА Отличительной чертой поэзии Некрасова является то, что она служила …
  • ПОЭТ И ГРАЖДАНИН В том же году в глубоком по мыслям стихотворении «Поэт и гражданин», открывавшем…
  • ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» АНАЛИЗ   ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»  АНАЛИЗ Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершин…
  • ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА   ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА Некрасовские стихи становились любимыми песнями молодёжи. «Песня Ер…

Источник: https://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/56-nekrasov-n-a-russkaya-literatura/295-komu-na-rusi-zhit-xorosho-zhizn-naroda-i-obrazy-krestyan-v-poeme.html

Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Глубоко и всесторонне изучая, жизнь российского крестьянства Н.А. Некрасов создал серьезный и основательный литературный «труд», где показывает жизнь землепашцев после реформы 1861года.

В ней он ярко описал тружеников земли русской: правдоискателей, «временно-обязанных», любознательных, очень терпеливых, много перенесших, сильных людей. Но, почти всех, их объединяет одна беда- пьянство.

Сюжет же, поэмы держится на группе мужиков-хлебопашцев, которые из родных деревень, отправляются выяснять: есть на Руси – счастье и кому в ней, хорошо живется. Уже их фамилии, данные по названиям тех мест, где они живут, например, Горелово, Заплатово, Босово, и так далее, говорят об их жизни и труде.

Тяжелая работа, несладкая, впроголодь бытие, несправедливость, побои и унижения, вот, что окружает этих крестьян ежедневно.

Еще в произведении представлены образы положительных крестьян, это – Яким Нагой, отрицает, что пьют, потому, что бедны и Ермил Гирин, которому доверяют односельчане и даже во время бунта он выступает на их стороне.

Читайте также:  Смысл поэмы "мертвые души" гоголя: суть, идея и цель произведения

К ним же относятся :Трофим , Агап и Савелий. Они защищают своих «братьев и сестер» от зверств хозяев. Эти, сильные люди, отличаются острым умом, выдержкой и долготерпением. Они пытаются объяснить своим попутчикам, о достойной, без побоев и угнетения, жизни .

Их внимательно слушают, но не все верят. Но не верят, что это возможно, что такая жизнь наступит. Всем этим мужикам противопоставлены образы, холопов-мужиков. Крепостное право изломало их судьбу. Они смерились и согласились «нести свой тяжкий крест» до конца.

Важно

Они бояться и не хотят перемен. Их представители: староста Клим, которого презирают в его деревне, крестьяне Ипат и Яков, преданные исполнители желаний своих « хозяев» – дворян.

Одним из ярчайших образов является введение в действие русской женщины Матрены Тимофеевны. Это сильная и статная личность.

Жизнь приготовила ей много испытаний, через которые она прошла, не опустив голову и не уронив своего достоинства. Это настоящая русская баба, крепкая и мощная.

В своей поэме Н.А.Некрасов показал всю жизнь бесправного русского крестьянства, которые в своем большинстве, и после отмены права владения живыми людьми, не почувствовали себя мощными, свободными, гордыми за родную землю и людей- мужиков, живущих на ней.

Кому на Руси жить хорошо. Образы крестьян

В одной из самых известных поэм “Кому на Руси жить хорошо”, которую произвел на этот свет Николай Александрович Некрасов, знаменитый русский писатель, создавший не одно уникальное произведение, показана жизнь русского крестьянства в старинной России. Не просто жизнь, а тяжелый, ежедневный труд, который и является смыслом жизни этих людей, причем труд это очень часто был направлен на обогащение других людей, считавшихся более значимыми и успешными.

Самой главной и важной проблемой этого произведения стал ответ на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто же заслуживает счастья в этом мире, а кто не совсем? Стоит отметить, что эта проблема была актуальной не только в те времена, она очень часто просвечивается и в наши дни, конечно совершенно под другим видом, но тем не менее она существует и именно поэтому постоянно придается огласке многих людей, в том числе и писателей.

Что касается данного произведения, то автор решает сделать в поэме главными образы семерых крестьян-странников, которые отправились в длительное путешествие в поисках настоящих счастливчиков этой жизни, и собственно тех людей, которые попадаются им на пути.

Очень открыто и прямо автор показывает отношение крестьян к тем людям, которые живут богатой жизнью по сути за их счет, в поэме не один раз заостряется на этом внимание.

Совершая путешествие по нашей большой стране, мужики знакомятся на своем пути с различными людьми.

Раскрывая образ каждого, из встреченных этими путешественниками героев автор может подробно охарактеризовать не только общую жизнь крестьянства, но и жизнь более успешных слоев населения, таких как купечество, духовенство, дворянство и так далее…

Но, стоит заметить что главное внимание все же писатель отдаеткрестьянам, этим простым людям, которые несмотря на ежедневную тяжелую работу, не видя не выходных, ни передышек знают и умеют ценить настоящее счастье, которое не доступно богатым людям.

Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему 12 апреля день космонавтики
    Одним из моих любимых праздников является день космонавта. У нас в стране, как и во всём мире, его отмечают 12 апреля. Почему именно двенадцатого?
  • Сочинение Мой родной язык русский рассуждение
    Русский язык самый богатый и один из самых сложных языков в мире, это конечно давно всем известный факт, но почему бы не похвастаться достоянием нашей родины, лишний раз. Я очень горжусь тем, что я живу в России, такой великой,
  • Береги честь смолоду Капитанская дочка сочинение
    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» говорится о чести и достоинстве. А пословица береги платье снову, а честь смолоду, каждый русский человек узнает не задумываясь. Об этом автор начинает рассуждать в самом начале произведения
  • Образ Григория Мелехова в романе Тихий Дон сочинение
    Данный роман является культовым и знаковым для всей российской литературы. Он показывает жизнь русских людей, такой, какой она является на самом деле. В этом произведение и в его героях сошлись множество противоречий, которые по сей день
  • Сочинение на тему Преступление и наказание Раскольникова (Достоевский) 10 класс
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, показывает читателю всю сущность человеческой души и совести, так как в нем мы прослеживаем и переживаем судьбу одного молодого человека, который по своей алчности и глупости,
  • Характеристика и образ Кутейкина в комедии Недоросль сочинение
    Кутейкин является второстепенным действующим лицом в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Он входит в число учителей, нанятых Простаковой для обучения Митрофанушки. Кутейкин преподает нерадивому ученику грамоту, пытаясь на протяжении трех лет научить

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Образы крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

С раннего детства Н.А. Некрасов был погружен в атмосферу тяжелого труда крестьян и гнета тех, кто живет за счет крестьян. Писатель желал изложить все накопленные им знания по теме крестьянской жизни.

Данная поэма была написана Н.А. Некрасовым как демонстрация крестьянской жизни на Руси. Тяжелое положение людей в послереформенный период особо ярко раскрывается именно в этом произведении. В основу сюжета заложен вопрос счастья. Некрасов смог показать разные грани понимания данного чувства. Автор постарался показать нам кто же достоин счастья, а кто нет.

Одним из ключевых в поэме является образ крестьян-странников, которые несут общую смысловую и характерную нагрузку. Все они составляют целостный образ, а по отдельности их практически не описано.

Совет

Автор дает по каждому герою только общие черты, характеризующие истинного русского крестьянина. Некрасов дает нам картину ненависти крестьянина к помещику, где первый видит свое превосходство над вторым.

Крестьяне-странники видели свое счастье в духовенстве, дворянстве и купечестве, но никак не среди трудового народа.

Тематика крестьян только лишь ключевая, но никак не единственная. В поэме описана жизнь разных сословий. Тут мы можем узнать и о дворянстве, и о купечестве, и о духовенстве как об образе жизни. Но все это Некрасов относил к вспомогательным сюжетным линиям, которые должны лишь полнее раскрыть главную тему.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” описаны различные сцены, но самые яркие из них – это пир, ярмарка и дорога, где идут люди. В них автор подчеркивает целостность и единство крестьянства.

У Некрасова народ мыслит одинаково и желает схожего. Но несмотря на все это, сами образы трудового народа четко разделены в поэме на два вида.

Мы можем наблюдать за жизнью крестьян-холопов и честного народа, который трудиться и ценит свои силы и свой труд.

Николай Алексеевич так же в поэме не забыл упомянуть и о духовной силе рабочего народа. Он описывает в тексте крестьян как очень религиозных людей. Вера для них была силой и опорой. Народ обращался к Богу в самые сложные периоды жизни, люди находили в нем поддержку и защиту. Именно Вера помогла крестьянам идти вперед и бороться за свое счастье.

Некрасов поставил перед собой сложную задачу, но блестяще с ней справился. Образы крестьян вышли весьма типичными и реалистичными. Автор постарался донести до читателя, что крестьяне были не рабами, они были мощью. И в конце концов эта мощь и сила проявила себя. Именно этот факт и дал толчок к тому, что с трудовым народом начали считаться.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html

Образы крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Введение Образ главных героев-странников Положительные образы крестьян Образы Матрены и Савелия Образ крестьян-холопов

Введение

Начиная работу над поэмой ” Кому на Руси жить хорошо “, Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь.

С раннего детства перед глазами поэта проходило “зрелище бедствий народных”, и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни.

Обратите внимание

Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме “Кому на Руси жить хорошо” образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев.

Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.

Образ главных героев-странников

Первые крестьяне, с которыми знакомится

читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси.
Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился.

И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик.

Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты.

Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

Крестьянская тема в поэме “Кому на Руси жить хорошо” не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.

В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает.

Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы.

В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.

Положительные образы крестьян

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на “землю-матушку”, на “пласт, сохой отрезанный”.
Всю свою жизнь он работает “до смерти”, но при этом остается нищим.

Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда “как липочка ободранный” – ничем не удивляет слушателей.

Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди “в работе и в гульбе”. Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни (“надо бы громам греметь”) – вот основные составляющие образа Якима.

Важно

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой.

Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: “крестьянских душ владение окончено!”. Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром.

Он “душой не покривил”, а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние.

Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Образы Матрены и Савелия

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия “женской доли”, которая “горе – не житье!” автор выбрал образ Матрены Тимофеевны.

“Красивая, строгая и смуглая”, она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в “девичей холе”. После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца.

Читайте также:  Сон святослава в "слове о полку игореве" (текст отрывка)

Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью.

Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

Совет

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены (“он жил сто семь годов”), Савелий не раз задумывается: “Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?”.

Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь.

Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Образ крестьян-холопов

Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа.

Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: “Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать”. Однако нельзя жить с барином “ладком” – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику.

Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: “Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!”. На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей.

Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.

Итак, из различных образов крестьян “Кому на Руси жить хорошо” складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Типы крестьян в поэме Н.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг. ). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо?

Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после “освобождения”. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: “Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана”. Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ.

Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями.

Обратите внимание

Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.

Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам.

Выслушав рассказ попа о его “счастье”, получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали: Ты мимо их, помещиков! Известны нам они!

Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно “слово христианское”.

Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!

Они обладают чувством собственного достоинства.

В главе “Счастливые” сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: “Проваливай!” Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему:

На, выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего: Ты счастлив слова нет.

Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают: А мы на что, кума? Давай серпы! Все семеро Как станем завтра, к вечеру Всю рожь твою сожнем!

Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии:

Как зубы с голоду. Работает у каждого Проворная рука.

Однако более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово.

Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

Важно

Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле…

Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля.

Яким признает, что большая часть его труда присваивается “дольщиками”, которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян.

Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, “как липочка ободранный, вернулся он на родину”. Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту.

Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос голос самых решительных крестьян. У

У каждого крестьянина Душа что туча черная Гневна, гроза и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…

С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян,

В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил…

Совет

Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный “ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой”.

Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ер-милу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда…

Бунтовалась вотчина Помещика Обрубкова…

Ермил Гирин защитник крестьянских интересов.

Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.

Савелий, богатырь святорусский борец за народное дело. Тяжела была жизнь Савелия. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего.

Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живого немца Фогеля. “Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения” получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. “Клейменый, да не раб!” говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель:…

Наши топоры Лежали до поры!

О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их “погибшие… пропащие”.

Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.

Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера.

Большая часть поэмы посвящена русской женщине. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина.

Обратите внимание

В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демуш-ки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство.

Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федо-тушку, когда вздумали наказать его розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием.

О себе Матрена Тимофеевна говорит:Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!. . По мне обиды смертные Прошли неоплаченные…

Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что “не дело между бабами счастливую искать!”В последней главе, названной “Бабья притча”, крестьянка говорит об общей женской доле:Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого.

Но Некрасов уверен, что “ключи” должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья.

Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:Еще ты в семействе покуда раба, Но мать уже вольного сына!С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель нс закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства.

В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе “Счастливые” крестьяне-правдоискатели встречаются с “раз-битым на ноги дворовым человеком”, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева.

Дворовый гордится тем, что его “дочка вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны”. А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится “близостью” к господам и своей “почетной” болезнью подагрой.

Важно

Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена “воля”:А я князей Утятиных Холоп и весь тут сказ! С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом.

Все это лакей принимал как должное… .

Выкупал Меня, раба последнего, Зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: В одну опустит в неводе, В другую мигом вытянет И водки поднесет.

Не мог Ипат забыть господских “милостей”: того, что после купанья в проруби князь “водки поднесет”, то посадит “рядом, недостойного, с своей персоной княжеской”.

Покорный раб показан также в образе “холопа примерного Якова верного”. Яков служил у жестокого господина Поливанова, который “в зубы холопа примерного… походя дул каблуком”. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу.

Яков “задурил”: сначала “мертвую запил”, а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб.

Он, подкупленный наследником, уничтожил “вольную”, данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем “на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей”. Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:Люди холопского звания Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены креп ного права по-прежнему обездоле-ны и обескровлены, изменю только формы угнетения крестьян. Но среди крестьян появляв люди, способные к сознательному, активному протесту, и ) верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем б; хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь русского народа.

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь.

Список литературы

Источник: https://www.neuch.ru/referat/8085.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]