Сон Святослава в «Слове о полку Игореве»
«Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве». Единственным источником, который может дать нам некоторые сведения об авторе «Слова», остается само его творение, его текст.
Мы не можем пренебречь малейшей возможностью, верно, прочесть не совсем ясные места текста «Слова», образовавшиеся, из-за неправильно раскрытых его первыми исследователями букв, произвольно в достаточно большом числе случаев расставленных знаков препинания и т. п.
Сон великого князя Святослава Всеволодовича, как он изображен в «Слове», это представшая ему (в тревоге за свою власть) картина собственной смерти. Традиционное в литературе определенно «вещим» требует уточнения в том смысле, что это по сон, почто «предсказывающий», «исполненный загадочных образов».
Сои Святослава – это четкое описание обрядов князем в древней Руси. Это не «смутный» сон в современном нам значении слова. В своем «Объяснительном переводе» памятника Д. С. Лихачев отметил переносное значение этого слова: «тяжелый… сон», или в другом толковании – «неясный», «неспокойный».
«синее вино» – это спирт (слово «спирт» – заимствование не ранее конца XVII в.), может быть с чем-то смешанный. Вливание спирта – одно из важнейших действий, представлявших собой первичное бальзамирование тела князя. М. М.
Герасимов обнаружил на мумифицированных трупах почитаемых людей тех времен («мощи») надрезы на покровных тканях, через которые, по-видимому, и вводился спирт. Использование спирта (водки высокой крепости) для этой же цели на Руси в сочетании с настоями трав подтверждается двояко – упоминанием «хлебного» вина в «Изборнике» 1076 г.
5 и советами лечебника, указывающего на следующее употребление водки: «Вино жжено горячее ив человека умершего налияти того же вина и воня зла не исходит от него».
В истории развития каждого национального общества бывают моменты, когда сознание его представителей вдруг сразу, скачкообразно поднимается на новую ступень, приобретая способность для более широких и глубоких обобщений, выводов.
В развитии нашего общества одним из таких моментов становится опубликование в 1800 г. «Слова о полку Игореве».
Событие это имело огромное значение не только для расширения существовавших тогда горизонтов художественной культуры нашего народа, но и для развития всей нашей науки о литературе.
«изящная словесность», поэзия как искусство появились в России где-то на рубеже XVII-первой трети XVIII вв. В. Тредиаковский считает первым русским поэтом Симеона Полоцкого.
Несмотря на некоторые расхождения в определении времени появления в России первого поэта, наши историки литературы того времени сходились в одном, что по крайней мере до второй половины XVII в.
в нашей стране не было письменной изящной словесности, не было поэзии, не было подлинно художественного письменного творчества.
«Слова», поразили достоинства произведения, созданного в XII в. безымянным русским поэтом. Он увидел, что автором «Слова» был великий поэт. Но еще больше поразило его обращение автора «Слова» к неизвестному дотоле Бояну.
Эта «дань уважения» была реальным свидетельством современника о том, что «и до него на Руси были великие певцы», а значит, он читал или слышал их великие творения. Наглядным ручательством тому, что эти творения несомненно были великими, являлись высочайшие художественные достоинства самого «Слова о полку Игореве».
И древнерусская литература предстала перед глазами Карамзина в совершенно ином свете, во всем возможном ее художественном богатстве и своеобразии, заставляя его сокрушаться о невосполнимых утратах.
«Слова о полку Игореве» было открытием древнерусской литературы как поистине великого искусства, о чем и спешил поведать европейскому читателю Карамзин. Три года спустя «Слово» было опубликовано и стало достоянием всего образованного человечества.
Уже фактом своего появления «Слово о полку Игореве» перечеркнуло существовавшие в то время представления о нашем национальном литературно-художественном богатстве и его историческом объеме, в основе которого, как полагали паши историки литературы тех лет, лежали исключительно творческие достижения русских писателей XVIII в.
Оказалось, что русская письменная литература – одна из древнейших в современной Европе, что ее произведения могут стоять на равных с виднейшими литературными памятниками народов Европы и Азии.
Перед взорами наших читателей и писателей открылись широкие исторические дали, которые манили к себе исследователей, вызывая неизвестный до того интерес к нашей национальной литературе, побуждая на поиски новых, веками сокрытых художественных ее сокровищ: может быть не все «погребено в веках»?
представлено лишь летописями да переводными книгами религиозного содержания, которые так же, как и народные песни, былины, сказки, нельзя было никак отнести к разряду «изящной словесности».
«Слово о полку Игореве» воочию показало всем, что наши предки имели и свою оригинальную, подлинно художественную письменную, а не только Все это приводит к качественным изменениям нашего историко-литературного сознания.
«изящная словесность», русская поэзия начались где-то в конце XVII-первой трети XVIII в. Истоки ее отодвигались, по крайней мере, к XII в. – времени создания «Слова о полку Игореве».
Одновременно вставал вопрос: неужели за пять последующих веков в русской литературе не было создано ничего примечательного, не уступающего в художественном отношении «Слову»? В сознании нашей литературной общественности не укладывалось, что такое действительно могло быть.
Но тогда, где же все это богатство? Погибло, или лежит никому неизвестное в библиотеках – частных, государственных, церковных? Делами первостепенной важности становятся поиски памятников художественного наследия «древней» и «средней» литературы нашей и исследование всего многовекового – а не столетнего, как полагали до этого, – исторического пути ее развития.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/268/267782.htm
Сон Святослава в “Слове о полку Игореве”
Каждого, любящего русскую литературу, интересует вопрос о том, кем написано гениальное “Слово о полку Игореве”. Единственным источником, который может дать нам некоторые сведения об авторе “Слова”, остается само его творение, его текст.
Мы не можем пренебречь малейшей возможностью, верно, прочесть не совсем ясные места текста “Слова”, образовавшиеся, из-за неправильно раскрытых его первыми исследователями букв, произвольно в достаточно большом числе случаев расставленных знаков препинания и т. п.
Сон великого князя Святослава Всеволодовича, как он изображен в “Слове”, это представшая ему (в тревоге за свою власть) картина собственной смерти. Традиционное в литературе определенно “вещим” требует уточнения в том смысле, что это по сон, почто “предсказывающий”, “исполненный загадочных образов”. Сон Святослава – это четкое описание обрядов князем в древней Руси.
Это не “смутный” сон в современном нам значении слова. В своем “Объяснительном переводе” памятника Д. С. Лихачев отметил переносное значение этого слова: “тяжелый… сон”, или в другом толковании – “неясный”, “неспокойный”.
Ряд сопоставлений приводит нас к выводу, что “синее вино” – это спирт (слово “спирт” – заимствование не ранее конца XVII в.), может быть с чем-то смешанный. Вливание спирта – одно из важнейших действий, представлявших собой первичное бальзамирование тела князя. М. М.
Герасимов обнаружил на мумифицированных трупах почитаемых людей тех времен (“мощи”) надрезы на покровных тканях, через которые, по-видимому, и вводился спирт. Использование спирта (водки высокой крепости) для этой же цели на Руси в сочетании с настоями трав подтверждается двояко – упоминанием “хлебного” вина в “Изборнике” 1076 г.
5 и советами лечебника, указывающего на следующее употребление водки: “Вино жжено горячее ив человека умершего налияти того же вина и воня зла не исходит от него”.
В истории развития каждого национального общества бывают моменты, когда сознание его представителей вдруг сразу, скачкообразно поднимается на новую ступень, приобретая способность для более широких и глубоких обобщений, выводов.
В развитии нашего общества одним из таких моментов становится опубликование в 1800 г. “Слова о полку Игореве”.
Событие это имело огромное значение не только для расширения существовавших тогда горизонтов художественной культуры нашего народа, но и для развития всей нашей науки о литературе.
К концу XVIII в. у наших историков литературы складывается представление, что собственно письменное художественное творчество, “изящная словесность”, поэзия как искусство появились в России где-то на рубеже XVII-первой трети XVIII вв. В. Тредиаковский считает первым русским поэтом Симеона Полоцкого.
Несмотря на некоторые расхождения в определении времени появления в России первого поэта, наши историки литературы того времени сходились в одном, что по крайней мере до второй половины XVII в.
в нашей стране не было письменной изящной словесности, не было поэзии, не было подлинно художественного письменного творчества.
Правда, во второй половине XVIII в. было открыто и стало достоянием науки немало имен древнерусских писателей. В основном это были летописцы, составители хроник, авторы исторических сочинений и житий.
Н. М. Карамзина, одного из первых читателей “Слова”, поразили достоинства произведения, созданного в XII в. безымянным русским поэтом. Он увидел, что автором “Слова” был великий поэт. Но еще больше поразило его обращение автора “Слова” к неизвестному дотоле Бояну.
Эта “дань уважения” была реальным свидетельством современника о том, что “и до него на Руси были великие певцы”, а значит, он читал или слышал их великие творения. Наглядным ручательством тому, что эти творения несомненно были великими, являлись высочайшие художественные достоинства самого “Слова о полку Игореве”.
И древнерусская литература предстала перед глазами Карамзина в совершенно ином свете, во всем возможном ее художественном богатстве и своеобразии, заставляя его сокрушаться о невосполнимых утратах.
Открытие “Слова о полку Игореве” было открытием древнерусской литературы как поистине великого искусства, о чем и спешил поведать европейскому читателю Карамзин. Три года спустя “Слово” было опубликовано и стало достоянием всего образованного человечества.
Уже фактом своего появления “Слово о полку Игореве” перечеркнуло существовавшие в то время представления о нашем национальном литературно-художественном богатстве и его историческом объеме, в основе которого, как полагали паши историки литературы тех лет, лежали исключительно творческие достижения русских писателей XVIII в.
Оказалось, что русская письменная литература – одна из древнейших в современной Европе, что ее произведения могут стоять на равных с виднейшими литературными памятниками народов Европы и Азии.
Перед взорами наших читателей и писателей открылись широкие исторические дали, которые манили к себе исследователей, вызывая неизвестный до того интерес к нашей национальной литературе, побуждая на поиски новых, веками сокрытых художественных ее сокровищ: может быть не все “погребено в веках”?
В историко-литературном сознании России в это время начинает возникать и формироваться совершенно новое понятие – древнерусская художественная литература.
До этого литературное наследие Древней Руси было представлено лишь летописями да переводными книгами религиозного содержания, которые так же, как и народные песни, былины, сказки, нельзя было никак отнести к разряду “изящной словесности”.
“Слово о полку Игореве” воочию показало всем, что наши предки имели и свою оригинальную, подлинно художественную письменную, а не только Все это приводит к качественным изменениям нашего историко-литературного сознания.
Уже невозможно было утверждать, что русская “изящная словесность”, русская поэзия начались где-то в конце XVII-первой трети XVIII в. Истоки ее отодвигались, по крайней мере, к XII в. – времени создания “Слова о полку Игореве”.
Одновременно вставал вопрос: неужели за пять последующих веков в русской литературе не было создано ничего примечательного, не уступающего в художественном отношении “Слову”? В сознании нашей литературной общественности не укладывалось, что такое действительно могло быть.
Но тогда, где же все это богатство? Погибло, или лежит никому неизвестное в библиотеках – частных, государственных, церковных? Делами первостепенной важности становятся поиски памятников художественного наследия “древней” и “средней” литературы нашей и исследование всего многовекового – а не столетнего, как полагали до этого, – исторического пути ее развития.
Загрузка…
Сон Святослава в “Слове о полку Игореве”
Другие сочинения по теме:
- Понятие Родины в “Слове о полку Игореве” Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В…
- Своеобразие описания исторического прошлого в “Слове о полку Игореве” Своеобразие исторического прошлого нашей страны необходимо предполагало существование особого пути развития русской литературы, непохожего на историю развития западноевропейских литератур. Это…
- Образ Родины в “Слове о полку Игореве” Восемь веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве” – гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней…
- Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве” Поэма “Слово о полку Игореве” небольшая по объему, но в этом произведении смешивается столько мыслей, столько тем, так тонко воспроизведено…
- Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве” Историчность, документальность “Слова…”. “Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его выдуман, а герои его никогда…
- Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” 1. “Слово о полку…
- “Слово о полку Игореве”; Создатель “Слова о полку “Слово о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь…
- Полемика о времени написания “Слова о полку Игореве” “Слова о полку Игореве” было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого…
- Когда было написано “Слово о полку Игореве” Когда было написано “Слово о полку Игореве” 1. Своеобразие “Слова”. 2. Главная мысль произведения. 3. Величайший памятник древнерусской литературы. “Слово…
- Раскрытие основной идеи “Слова о полку Игореве” Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь…
- Исследование текста “Слово о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого…
- Время написания “Слово о полку Игореве” и вопрос о его авторе Исследования последних лет убедительно доказали, что “Слово” могло быть написано вскоре после изображенного в нем события – похода Игоря на…
- Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный…
- История открытия и изучения “Слова о полку Игореве” Перед учителем стоит сложная задача: важно не просто дать ученикам информацию об этом памятнике древнерусской письменности, приблизив это произведение к…
- “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством “Слово…” выросло на плодородной почве русской культуры XII века. “Слово…” глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением….
- Открытый урок по “Слову о полку Игореве” НА ДОСКЕ: 1) Тема – “Значение “Слова о полку Игореве” для развития (русской) культуры; 2) Рисунки-символы Юрия Селиверстова (6 шт.);…
- Описание сюжета произведения “Слово о полку Игореве” Композиция “Слова” необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях…
- Кто же он, создатель “Слова о полку Игореве”? Сочинение подойдет так же на тему: Образ русской земли в памятнике древней Руси “слово о полку Игореве”. Загадка его личности…
- Поэтика “Слова о полку Игореве” Поэтика “Слова” настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что “Слово”…
- Нравственно-символическое значение “Слова о полку Игореве” За последнее время понимание слова “дивъ” в “Слове о полку Игореве” как будто определилось: большинство исследователей сошлись на том, что…
Источник: https://ege-russian.ru/son-svyatoslava-v-slove-o-polku-igoreve/
Образ и характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве” | Отдых и развлечения за 05.03.2019 (Март 2019 год)
Характеристика Святослава играет большую роль в знаменитом памятнике древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”. В основе сюжета этого произведения реальные события – провалившийся поход князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь. Предположительно, “Слово о полку Игореве” было написано в 1185 году, когда и состоялся этот поход.
Роль Святослава в тексте
Характеристика Святослава дается и в самом тексте “Слова о полку Игореве”. Стоит отметить, что в этом произведении не только описывается неудачный поход русских князей, но и подробно рассказывается о междоусобицах между ними. Также внимание уделяется их походам и военным удачам, начиная с древнейших времен. В “Слове…” разворачивается настоящая народная эпопея.
Святослав выходит на первый план в повествовании уже после того, как князья терпят поражение. Многие плачут по павшим. При этом автор “Слова…” отмечает, что всему виною стали неблагоразумные молодые князья, которые увлеклись спорами за чужое имущество и крамолами друг на друга.
После громкой победы Святослава над половцами, которая произошла в 1184 году, контраст просто поразителен.
Выступление Святослава в Киеве
События в “Слове о полку Игореве” переносятся в Киев. Там все обсуждают удачи Святослава и провал Игоря. Результат сражений оказался тем более удручающим, что сразу четыре русских князя попали в плен. Это сам Игорь, а также Всеволод, Владимир Игоревич и Святослав Ольгович.
Бояре обращаются к собравшимся с речью, которая постепенно переходит в настоящий плач. Именно тогда князь Святослав произносит свое знаменитое “золотое слово”, это одно из самых значимых мест в произведении.
В своей речи он осуждает и упрекает Всеволода и Игоря, которые были слишком самонадеянны, отправившись в далекий и опасный поход.
В заключение он отмечает, что готов был бы встать за свою семью и близких, но надо спешить на помощь Владимиру Глебовичу, который уже сражается с половцами.
Князь Святослав
Характеристику Святослава следует начать с того, кем был этот русский князь. Это отец Всеволода и Игоря, имя которого на Руси было у всех на слуху. Популярность он заработал благодаря тому, что сумел остановить бессистемные набеги половцев на Русь. Это значительно облегчило жизнь всего народа.
На протяжении многих лет половцы не давали спокойной жизни многим населенным пунктам, расположенным у границы. Только Святослав дал им понять, что не потерпит такого. Он решительно дал им отпор с помощью силы и меча.
При этом сумел между собой объединить некоторые приграничные города, чтобы им было проще обороняться. Это явно свидетельствует о его организационном таланте и сообразительности.
Ему удалось оставить после себя в княжестве мир и покой.
Воспитал талантливых сыновей, которые неплохо до поры до времени управлялись со своими землями. Пока не отправились в самостоятельный поход против половцев.
Опрометчивый поход
Ведь по большому счету поход, который описан в “Слове…”, нельзя назвать умным и расчетливым поступком. Лучше всех это понимал как раз князь Святослав. В “Слове о полку Игореве” подробно описывается, к чему привела такая недальновидность.
Отец тяжело переживал поражение своих сыновей. Кроме того, волновался за будущее русской земли, на которой только все стало налаживаться после набегов половцев. Он осознает, что так половцы получают силу и уверенность в себе, о которой уже успели подзабыть. Победив сыновей Святослава, они начинают подозревать, что вполне в состоянии справиться и с их отцом.
Святослав понимает, что Русь может спастись, только объединившись, но его мало кто слушает.
Характеристика Святослава
В данном произведении герой нашей статьи предстает истинным патриотом, сильным и смелым человеком. Именно такой его образ сохранился и в летописях.
Образ Святослава в “Слове о полку Игореве” исключительно положительный. Его яркие и неординарные качества подчеркивает один из самых известных исследователей этого произведения академик Лихачев.
Примечательно, что к моменту описываемых событий Святославу около 60 лет. Это весьма почтенный возраст для того времени. Именно поэтому автор “Слова…” изображает его как старца, убеленного сединами.
Великий князь
Характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве” вполне однозначна – его называют исключительно великим князем. Причем в конкретном случае понятие “великий”, скорее всего, отражает не величие самого князя, а величие и значимость города, в котором он правил – Киева. На тот момент это, пожалуй, главный город славян, исторический и религиозный центр всей Руси.
Описание Святослава в “Слове о полку Игореве” неизменно сопровождается его значимостью. Ведь в то время киевский князь фактически был главою всех русских князей.
Патриот и защитник
Давая характеристику Святослава в “Слове о полку Игореве”, автор всегда его представляет как патриота и защитника своей Отчизны. Несмотря на преклонные годы, он не намерен давать в обиду Русь, на страницах произведения он часто называет ее своим “гнездом”.
В описании Святослава в “Слове о полку Игореве” его сравнивают со старым соколом, который с виду слаб. Но при этом заставляет высоко летать всех окружающих его птиц.
Еще один исследователь этого памятника древнерусской литературы Булахов пишет о патриотизме Святослава, что князь в первую очередь заботился о безопасности своей страны, ратовал за ее единство. Все это характеризует образ Святослава в “Слове о полку Игореве” как настоящего патриота. Эту же черту отмечают и многие летописцы, которые отражали в своих трудах его значения для своего народа.
Цитаты про мужество Святослава
Многие цитаты о Святославе в “Слове о полку Игореве” свидетельствуют о нем как об отважном, грозном и беспощадном к врагам воине. Например, автор “Слова…” пишет, что князь “поганых ратей не щадил”.
Но грозность Святослава не следует понимать как грозность Ивана Грозного. Тот же Лихачев отмечает, что Святослав при всех своих достоинствах был чрезвычайно слабым князем из тех, которые когда-либо правили в Киеве.
Отмечая, какой Святослав в “Слове о полку Игореве”, Лихачев пишет, что он не был по-настоящему грозным, владея только одним Киевом.
Оценка Святослава современными исследователями
Интересно, что нынешние исследователи, в отличие от современников князя, воспринимают его неоднозначно. Например, историк Рыбаков называет его, пожалуй, наиболее крупной фигурой среди всех русских князей того временного периода.
А вот другой исследователь Каллаш пишет, что авторы “Слова…” были наверняка необъективными в описании образа Святослава. Он считает, что они явно хотели угодить действующему правителю или его ближайшим родственникам и приближенным. Идеализация Святослава кажется этому историку слишком надуманной.
Отдает должное важности фигуры князя Святослава академик Дмитрий Лихачев. Он утверждает, что его “золотое слово” имело огромное значение для того времени, он господствовал над всеми князьями, все происходило так, как он повелевал.
Мудрым правителем называет Святослава и историк Яценко. Он считает его обладателем государственной мудрости, положившим начало будущему объединению Руси. С ним солидарен и исследователь “Слова о полку Игореве” Барсов, который пишет, что Святослав – редкий на то время представитель идеи единства Руси.
А вот историк Древней Руси Булахов невысоко оценивает достижения Святослава. По его мнению, он вовсе не был выдающейся личностью. Но при этом умудрился играть важную роль в истории своего и соседних княжеств.
Сон Святослава
Важное место отводится в “Слове о полку Игореве” сну Святослава. Анализ его приведен в этой статье. Он важен для понимания того, как рассказчик оценивает последствия поражения Игоря от половцев.
Необычный сон он видит, когда находится в Киеве. Автор так описывает его, будто князя накрыли черным покрывалом, угощали вином, смешанным со страданиями и горем. При этом на кровать, где спит князь, сыпется жемчуг. При этом крыша в его тереме остается без князька.
Для того чтобы разобраться в значении этого сна, для начала отметим, что князек – это специальная балка, которая призвана скреплять обе половины крыши жилого дома.
Пытаясь растолковать сон Святослава, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что в то время под Киевом наши предки понимали примерно то же самое, что сегодня все христиане подразумевают под Иерусалимом. То есть это Небесный Град или Небо, самое святое место.
Естественно, что править в этом Граде может только Бог, некий Высший Разум. Именно с ним и сравнивается Святослав в этом сне. Он как бы считается главным в Граде Божьем, которым фактически является Киев.
В христианстве существует убеждение, что именно Разум имеет всесветную славу, которая способна охватить весь свет. Среди исследователей существует мнение, что Игорь в этом произведении олицетворяется с Иисусом Христом. А так как Иисус создал учение об Уме, то он и должен являться истинным сыном Разума.
Отмечается, что Святослав видит мутный сон. Таким он стал после того, как Игорь потерпел поражение от половцев. Поэтому, когда Святослава накрывают черным покрывалом, это означает, что разум покидает его.
Вино во сне князя символизирует не только хмельное опьянение. Уточняется, что оно было черным, то есть похожим на густую человеческую кровь. Это последствия кровопролитного и неудачного походя Игоря против половцев.
Подводя итог, стоит признать, что после князя Игоря Святослав – один из ключевых и центральных персонажей “Слова о полку Игореве”. Образ князя в этом произведении максимально идеализирован.
Хоть на самом деле, возможно, он был и не таким грозным и великим, но его роль в общем противостоянии половцам, а также в первых шагах, сделанных для объединения Руси, отнять нельзя. В наше время изучать личность и образ князя Святослава важно и интересно.
Это противоречивая, но, безусловно, значимая личность в истории Древней Руси.
Источник
Источник: https://kwoman.ru/obraz-i-harakteristika-sviatoslava-v-slove-o-polky-igoreve.html
Капканы ЕГЭ и ГИА
Задание 8.
Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?
Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно.
Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева. Выражение «седьмой век» использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век — это последний век существования мира.
Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед¬нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о полку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.
В интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.
Задание 8.
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?
Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.
Она носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли.
Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва.
В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.
Задание 8.
Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным?
Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.
С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени.
Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины.
Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Задание 8.
Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц.
Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся.
Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины.
Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.
Задание 9.
Как автор «Слова» относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?
Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».
Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом.
Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.
Задание 9.
Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?
Сон Святослава — это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря.
Символическая система сновидения опирается на древние верования славян: жемчужины во сне предвещают скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с княжеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждебным силам.
Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за¬кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.
Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.
Задание 9.
В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?
Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внутренний мир героини и предвещает будущие сюжетные события — ссору Онегина с Ленским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспоминание, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку.
Сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М.
Достоевского, с одной стороны, вплетаются в реальность (избиение упавшей лошади на петербургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Раскольников не может убить) и своей кошмарностью опровергают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.
Задание 9.
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
Сон – это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего.
Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна. В качестве примеров можно назвать сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого “Война и мир”, сон Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.
Повесть “Гробовщик” у Пушкина полностью строится на приеме сна.
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века используется об¬раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слове о полку Игореве»?
Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представлениями народов. Эти образы получили художественное осмысление в литературе.
Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Автор не романтизирует образ Акбары, но мифологически насыщает его: волчица-мать противостоит человеку, который несёт в природу разрушение и смерть.
Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.
В «Слове о полку Игореве», в отличие от названных произведений, звучит мотив оборотничества. Следовательно, в основе образа волка здесь лежат языческие и мифологические представления.
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)
Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика (прославление воинской доблести), воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой.
«Слове» тоже используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк. Автор прославляет воинскую доблесть русских князей.
Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20-ого века является патриотическая тема в самом важном и высоком значении этого слова.
Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников),их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру – таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в «Слове» и в целом ряде произведений о Великой Отечественной войне: Шолохов «Судьба человека», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Бондарев «Батальоны просят огня».
Составитель: С.Н.Мищенко
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-ochinenij-dlya-ege/nravstvennaya-problematika/1824-sochinenie-po-tekstu-demoversii
Сон Святослава в «Слове о полку Игореве» – Пример сочинения
Каждого, любящего русскую литературу, интересует вопрос о том, кем написано гениальное «Слово о полку Игореве». Единственным источником, который может дать нам некоторые сведения об авторе «Слова», остается само его творение, его текст.
Мы не можем пренебречь малейшей возможностью, верно, прочесть не совсем ясные места текста «Слова», образовавшиеся, из-за неправильно раскрытых его первыми исследователями букв, произвольно в достаточно большом числе случаев расставленных знаков препинания и т. п.
Сон великого князя Святослава Всеволодовича, как он изображен в «Слове», это представшая ему (в тревоге за свою власть) картина собственной смерти. Традиционное в литературе определенно «вещим» требует уточнения в том смысле, что это по сон, почто «предсказывающий», «исполненный загадочных образов». Сон Святослава – это четкое описание обрядов князем в древней Руси.
Это не «смутный» сон в современном нам значении слова. В своем «Объяснительном переводе» памятника Д. С. Лихачев отметил переносное значение этого слова: «тяжелый… сон», или в другом толковании – «неясный», «неспокойный».
Ряд сопоставлений приводит нас к выводу, что «синее вино» – это спирт (слово «спирт» – заимствование не ранее конца XVII в.), может быть с чем-то смешанный. Вливание спирта – одно из важнейших действий, представлявших собой первичное бальзамирование тела князя. М. М.
Герасимов обнаружил на мумифицированных трупах почитаемых людей тех времен («мощи») надрезы на покровных тканях, через которые, по-видимому, и вводился спирт. Использование спирта (водки высокой крепости) для этой же цели на Руси в сочетании с настоями трав подтверждается двояко – упоминанием «хлебного» вина в «Изборнике» 1076 г.
5 и советами лечебника, указывающего на следующее употребление водки: «Вино жжено горячее ив человека умершего налияти того же вина и воня зла не исходит от него».
В истории развития каждого национального общества бывают моменты, когда сознание его представителей вдруг сразу, скачкообразно поднимается на новую ступень, приобретая способность для более широких и глубоких обобщений, выводов.
В развитии нашего общества одним из таких моментов становится опубликование в 1800 г. «Слова о полку Игореве».
Событие это имело огромное значение не только для расширения существовавших тогда горизонтов художественной культуры нашего народа, но и для развития всей нашей науки о литературе.
К концу XVIII в. у наших историков литературы складывается представление, что собственно письменное художественное творчество, «изящная словесность», поэзия как искусство появились в России где-то на рубеже XVII-первой трети XVIII вв. В. Тредиаковский считает первым русским поэтом Симеона Полоцкого.
Несмотря на некоторые расхождения в определении времени появления в России первого поэта, наши историки литературы того времени сходились в одном, что по крайней мере до второй половины XVII в.
в нашей стране не было письменной изящной словесности, не было поэзии, не было подлинно художественного письменного творчества.
Правда, во второй половине XVIII в. было открыто и стало достоянием науки немало имен древнерусских писателей. В основном это были летописцы, составители хроник, авторы исторических сочинений и житий.
Н. М. Карамзина, одного из первых читателей «Слова», поразили достоинства произведения, созданного в XII в. безымянным русским поэтом. Он увидел, что автором «Слова» был великий поэт.
Но еще больше поразило его обращение автора «Слова» к неизвестному дотоле Бояну. Эта «дань уважения» была реальным свидетельством современника о том, что «и до него на Руси были великие певцы», а значит, он читал или слышал их великие творения.
Наглядным ручательством тому, что эти творения несомненно были великими, являлись высочайшие художественные достоинства самого «Слова о полку Игореве».
И древнерусская литература предстала перед глазами Карамзина в совершенно ином свете, во всем возможном ее художественном богатстве и своеобразии, заставляя его сокрушаться о невосполнимых утратах.
Открытие «Слова о полку Игореве» было открытием древнерусской литературы как поистине великого искусства, о чем и спешил поведать европейскому читателю Карамзин. Три года спустя «Слово» было опубликовано и стало достоянием всего образованного человечества.
Уже фактом своего появления «Слово о полку Игореве» перечеркнуло существовавшие в то время представления о нашем национальном литературно-художественном богатстве и его историческом объеме, в основе которого, как полагали паши историки литературы тех лет, лежали исключительно творческие достижения русских писателей XVIII в.
Оказалось, что русская письменная литература – одна из древнейших в современной Европе, что ее произведения могут стоять на равных с виднейшими литературными памятниками народов Европы и Азии.
Перед взорами наших читателей и писателей открылись широкие исторические дали, которые манили к себе исследователей, вызывая неизвестный до того интерес к нашей национальной литературе, побуждая на поиски новых, веками сокрытых художественных ее сокровищ: может быть не все «погребено в веках»?
В историко-литературном сознании России в это время начинает возникать и формироваться совершенно новое понятие – древнерусская художественная литература.
До этого литературное наследие Древней Руси было представлено лишь летописями да переводными книгами религиозного содержания, которые так же, как и народные песни, былины, сказки, нельзя было никак отнести к разряду «изящной словесности».
«Слово о полку Игореве» воочию показало всем, что наши предки имели и свою оригинальную, подлинно художественную письменную, а не только Все это приводит к качественным изменениям нашего историко-литературного сознания.
Уже невозможно было утверждать, что русская «изящная словесность», русская поэзия начались где-то в конце XVII-первой трети XVIII в. Истоки ее отодвигались, по крайней мере, к XII в. – времени создания «Слова о полку Игореве».
Одновременно вставал вопрос: неужели за пять последующих веков в русской литературе не было создано ничего примечательного, не уступающего в художественном отношении «Слову»? В сознании нашей литературной общественности не укладывалось, что такое действительно могло быть.
Но тогда, где же все это богатство? Погибло, или лежит никому неизвестное в библиотеках – частных, государственных, церковных? Делами первостепенной важности становятся поиски памятников художественного наследия «древней» и «средней» литературы нашей и исследование всего многовекового – а не столетнего, как полагали до этого, – исторического пути ее развития.
Источник: https://schooltask.ru/son-svyatoslava-v-slove-o-polku-igoreve/
Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
«Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно.
Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль.
Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими шедеврами человечества.
Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный «серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее процветании.
Игорь не внял советам мудрого Святослава Всеволодовича, и тем самым подверг Русь великой опасности. Но киевский князь, как мудрый и добрый отец, не держит на него зла.
, хотя прекрасно понимает всю серьезность ситуации. В трудные времена обвинения не помогут, только прощение и понимание способно исправить ошибки.
Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»
«Золотое слово» является образцом и эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный поступок «дети мои» . Он понимает и любит их: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены», но так же понимает и то, что молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь опасности.
Автор «Слова о полку Игореве», без всякого сомнения, был очень образованным и мудрым человеком. Он прекрасно понимает исконные причины бедственного положения России. «Золотое слово» Святослава на самом деле является выражением главной идеи произведения, которую его создатель пытался донести всем россиянам.
Лишь в единстве, взаимном уважении и общих целях заключается сила государства. Распри, вражда способны уничтожить его изнутри. Даже сильнейшая в мире вражеская армия не сможет нанести урон, сопоставимый с тем вредом, что мы можем причинить себе сами. Глупость и жадность делает людей слабыми и.
в результате, превращает в рабов.
Характеристика князя Игоря в «Слово о полку Игореве» с цитатами
Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами
Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами
Источник: https://resoch.ru/xarakteristika-knyazya-svyatoslava-v-slovo-o-polku-igoreve/