Последний монолог Чатского “Горе от ума” найдите пожалуста)))буду признателем и лутший ответ дам первому!АКЦИЯ!!!!
Лена Кузьменкова Мастер (1898) 9 лет назад Чацкий (после некоторого молчания) Не образумлюсь.. . виноват, И слушаю, не понимаю, Как будто всё еще мне объяснить хотят, Растерян мыслями.. . чего-то ожидаю. (С жаром. ) Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!. . летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о Боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что всё прошедшее вы обратили в смех? ! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Сказали бы, что вам внезапный мой приезд, Мой вид, мои слова, поступки — все противно, Я с вами тотчас бы сношения пресек, И перед тем, как навсегда расстаться Не стал бы очень добираться, Кто этот вам любезный человек?. . (Насмешливо. ) Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом, Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей. — Довольно!. . с вами я горжусь моим разрывом. А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам: Желаю вам дремать в неведеньи счастливом, Я сватаньем моим не угрожаю вам. Другой найдется благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный. Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой, и спала пелена; Теперь не худо б было сряду На дочь и на отца, И на любовника-глупца, И на весь мир излить всю желчь и всю досаду. С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором. Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! —
Карету мне, карету! Павел Иванов Знаток (358) 9 лет назад Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – * Высокий идеал московских всех мужей. – Довольно!. . с вами я горжусь моим разрывом. А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам: Желаю вам дремать в неведеньи счастливом, Я сватаньем моим не угрожаю вам. Другой найдется, благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный. Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена; Теперь не худо б было сряду На дочь и на отца И на любовника-глупца, И на весь мир излить всю желчь и всю досаду. С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором, – Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!. . Карету мне, карету! В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит) . Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет» , — характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.
В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий по-знанья»). Вика Рудковская Профи (847) 9 лет назад Монолог Чацкого начинается немного раньше.. . Вот начало: Не образумлюсь.. . виноват, И слушаю, не понимаю, Как будто все еще мне объяснить хотят. Растерян мыслями …чего-то ожидаю. (С жаром) Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! Спешил!. . летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давеча так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о Боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех? ! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Сказали бы, что вам внезапный мой приезд, Мой вид, мои слова, поступки – все противно, – Я с вами тотчас бы сношения пресек, И перед тем, как навсегда расстаться, Не стал бы очень добираться, Кто этот вам любезный человек?. . (Насмешливо)
Продолжение – у Павла Иванова. тамерлан каирбай 2 Ученик (142) 2 года назад Чацкий (после некоторого молчания) Не образумлюсь.. .виноват, И слушаю, не понимаю, Как будто всё еще мне объяснить хотят, Растерян мыслями.. .чего-то ожидаю. (С жаром. ) Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!. .летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давиче так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о Боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что всё прошедшее вы обратили в смех? ! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Сказали бы, что вам внезапный мой приезд, Мой вид, мои слова, поступки — все противно, Я с вами тотчас бы сношения пресек, И перед тем, как навсегда расстаться Не стал бы очень добираться, Кто этот вам любезный человек?. . (Насмешливо. ) Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом, Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей. — Довольно!. .с вами я горжусь моим разрывом. А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам: Желаю вам дремать в неведеньи счастливом, Я сватаньем моим не угрожаю вам. Другой найдется благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный. Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой, и спала пелена; Теперь не худо б было сряду На дочь и на отца, И на любовника-глупца, И на весь мир излить всю желчь и всю досаду. С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором. Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! —
Карету мне, карету!
Dasha Dasha Знаток (329) 1 год назад (действие IV явление 14) Не образумлюсь… виноват, И слушаю, не понимаю, Как будто всё еще мне объяснить хотят, Растерян мыслями… чего‑то ожидаю. Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давеча так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что всё прошедшее вы обратили в смех?! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Сказали бы, что вам внезапный мой приезд, Мой вид, мои слова, поступки – всё противно, Я с вами тотчас бы сношения пресек, И перед тем, как навсегда расстаться, Не стал бы очень добираться, Кто этот вам любезный человек?.. Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж‑мальчик, муж‑слуга, из жениных пажей – Высокий идеал московских всех мужей. – Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом. А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам: Желаю вам дремать в неведеньи счастливом, Я сватаньем моим не угрожаю вам. Другой найдется благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами наконец Он будущему тестю равный. Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена; Теперь не худо б было сряду На дочь и на отца, И на любовника глупца, И на весь мир излить всю желчь и всю досаду. С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором, – Безумным вы меня прославили всем хором. Вы пра́вы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету! Это был текст последнего монолога Чацкого “Не образумлюсь…” из комедии “Горе от ума” Грибоедова. егор первухин Ученик (139) 5 месяцев назад Не образумлюсь… виноват, И слушаю, не понимаю, Как будто всё еще мне объяснить хотят, Растерян мыслями… чего‑то ожидаю. Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давеча так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что всё прошедшее вы обратили в смех?! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Сказали бы, что вам внезапный мой приезд, Мой вид, мои слова, поступки – всё противно, Я с вами тотчас бы сношения пресек, И перед тем, как навсегда расстаться, Не стал бы очень добираться, Кто этот вам любезный человек?.. Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж‑мальчик, муж‑слуга, из жениных пажей – Высокий идеал московских всех мужей. – Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом. А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам: Желаю вам дремать в неведеньи счастливом, Я сватаньем моим не угрожаю вам. Другой найдется благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами наконец Он будущему тестю равный. Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена; Теперь не худо б было сряду На дочь и на отца, И на любовника глупца, И на весь мир излить всю желчь и всю досаду. С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором, – Безумным вы меня прославили всем хором. Вы пра́вы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!
Источник: https://otvet.mail.ru/question/35073860
Явление 14 | Действие IV | Горе от ума | Читать онлайн, без регистрации
Явление 14
Чацкий, София, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами.
Фамусов
Сюда! за мной! скорей! скорей!
Свечей побольше, фонарей!
Где домовые? Ба! знакомые всё лица!
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь – уж где-нибудь с мужчиной!
Побойся бога, как? чем он тебя прельстил?
Сама его безумным называла!
Нет! глупость на меня и слепота напала!
Всё это заговор, и в заговоре был
Он сам, и гости все. За что я так наказан!..
Чацкий (Софии)
Так этим вымыслом я вам еще обязан?
Фамусов
Брат, не финти, не дамся я в обман,
Хоть подеретесь, не поверю.
Ты, Филька, ты прямой чурбан,
В швейцары произвел ленивую тетерю,
Не знает ни про что, не чует ничего.
Где был? куда ты вышел?
Сеней не запер для чего?
И как недосмотрел? и как ты недослышал?
В работу вас, на поселенье вас:
За грош продать меня готовы.
Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в и́збу, марш, за птицами ходить;
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Еще дни два терпение возьми;
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
А вас, сударь, прошу я толком
Туда не жаловать ни прямо, ни проселком;
И ваша такова последняя черта,
Что, чай, ко всякому дверь будет заперта:
Я постараюсь, я, в набат я приударю,
По городу всему наделаю хлопот
И оглашу во весь народ:
В Сенат подам, министрам, государю.
Чацкий
(после некоторого молчания)
Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто всё еще мне объяснить хотят,
Растерян мыслями… чего-то ожидаю.
(С жаром.)
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал,
близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что всё прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки – всё противно,
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..
(Насмешливо.)
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами наконец
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой – и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца,
И на любовника глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы пра́вы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
(Уезжает.)
Источник: https://velib.com/read_book/griboedov_aleksandr/gore_ot_uma_sbornik/gore_ot_uma/dejjstvie_iv/javlenie_14/
Тест по литературе (9 класс) на тему: Тест по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
Тест по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Вариант I
- Вставьте пропущенные слова
а) Чацкий о Молчалине:
А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят____________.
б) Первыми на вечер к Фамусову приехали _________(фамилия).
в) Дом Хлестовой находится на ____________(улица).
г) Фамусов Софии:
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в _____________.
д) Князь Фёдор, племянник княгини Тугоуховской, учился в ____________(название) институте в Петербурге.
- Кто так характеризуется в комедии?
а) Я от него было и двери на запор;
Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье
Двоих арапченков на ярмарке достал….
б) Вот эдаких людей бы сечь-то,
И приговаривать: писать, писать, писать…
в) Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрёт,
В нём Загорецкий не умрет!…
г) Чиновные и должностные
Всё ей друзья и все родные…
д) Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…
а) Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
б) Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед.
в) И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их…
г) Приданного взял – шиш, по службе – ничего.
Тесть немец, а что проку?
д) А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
- Дайте название эпизода, сцены, фрагмента.
а) Помада есть для губ, и для других причин,
С духами сткляночки: резеда и жасмин.
б) Представьте, я заметила сама;
И хоть пари держать, со мной в одно вы слово.
в) Да, счастье у кого есть эдакий сынок;
Имеет, кажется, в петличке орденок?
г) Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! Дрожал! Вот счастье, думал, близко.
д) Покойник был почетный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат…
Вариант II
- Вставьте пропущенные слова
а) Фамусов Лизе:
То_________слышится, то фортопьяно;
Для Софьи слишком было б рано??.
б) Чацкий Софии:
В ___________лет ва расцвели прелестно…
в) В комедии несколько раз упоминается________(название) клуб, членом которого был Чацкий.
г) Молчалина Фамусов перевел в Москву из______(город).
д) Чацкий о Москве:
Господствует ещё смешенье языков:
Французского с ____________?
а) Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки!
б) И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник…
в) Когда ж об честности высокой говорит,
Каким –то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.
г) Не в прошлом ли году, в конце,
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце…
д) При нем остерегись: переносить горазд;
И в карты не садись: продаст.
а) Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей,
Высокий идеал московских всех мужей.
б) Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцовать.
в) С другими я и так и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.
г) Возьмите вы от головы до пяток,
На всех московских есть особый отпечаток.
д) Чины людьми даются;
А люди могут обмануться.
- Дайте название эпизода, сцены, фрагмента.
а) Прозябли вы, согреем вас;
Отдушничек отвернем поскорее.
б) Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету…
в) Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев…
г) Поздравь меня, теперь с людьми я знаюсь
С умнейшими!! – всю ночь не рыщу напролет.
д) Помилуйте, мы с вами не ребяты;
Зачем же мнения чужие только святы?
Вариант III
- Вставьте пропущенные слова
а) Молчалин о собачке Хлестовой:
Ваш___________, прелестный_________.
б) Фамусов Лизе:
Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он, _______(улица), наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить…
в) Первыми уезжают от Фамусова _____________(фамилия).
г) Хлестова утверждает, что ей _____ лет.
д) Репетилов приехал к Фамусову после «заседанья» в ______(название) клубе.
- Кто так характеризуется в комедии7
а) Скромна, а ничего кроме
Проказ и ветру на уме.
б) Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный…
в) Лечился, говорят, на кислых он водах,
Не от болезни, чай, от скуки, – повольнее.
г) … к занятьям склонен разным,
Которых нет теперь; к ученьям и смотрам,
К манежу … иногда скучает по утрам.
д) Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
а) А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
б) В мои лета не должно сметь
свое суждение иметь.
в) Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!
г) На басни бы налег; ох! басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
д) что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
- Дайте название эпизода, сцены, фрагмента.
а) Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй, ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
б) Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери
Нас врознь – и мучили сидевшего со мной.
в) Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
г) Вы ради? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?
д) Другие у меня мысль эту же подцепят,
И вшестером глядь водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают.
ОТВЕТЫ
Вариант I
б) Горичи
в) Покровке
г) Саратов
д) педагогическом
б) Ипполит Удушьев
в) Молчалин
г) Татьяна Юрьевна
д) дядя Максим Петрович
б) Фамусов
в) Хлестова
г) Репетилов
д) Фамусов
- а) диалог Молчалина и Лизы (2 действие)
б) распространение слуха о сумасшествии Чацкого (3 действие)
в) диалог Фамусова и скалозуба (2 действие)
г) заключительный монолог Чацкого «Не образумлюсь… виноват…» (4 действие)
д) монолог Фамусова «Петрушка, вечно та с обновкой…» (2 действие)
Вариант II
б) семнадцать
в) Английский
г) Твери
д) нижегородским
б) князь Федор, племянник княгини Тугоуховской
в) Ипполит Удушьев
г) Платон Михайлович Горич
д) Загорецкий
б) графиня внучка
в) Репетилов
г) Фамусов
д) Чацкий
- а) диалог Фамусова и Скалозуба (2 действие)
б) монолог Чацкого «А судьи кто?..» (2 действие)
в) монолог Чацкого о «французике из Бордо» (3 действие)
г) диалог Чацкого и Репетилова (4 действие)
д) диалог Чацкого и Молчалина (3 действие)
Вариант III
б) Кузнецкий мост
в) Хрюмины
г) шестьдесят пять
д) Английском
б) Скалозуб
в) Чацкий
г) Платон Михайлович Горич
в) двоюродный брат Скалозуба
б) Молчалин
в) Фамусов
г) Загорецкий
д) Чацкий
- а) монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» (2 действие)
б) рассказ Софии о своем «сне» (1 действие)
в) монолог Чацкого о «французике из Бордо» (3 действие)
г) появление Чацкого (1 действие)
д) монолог Репетилова (4 действие)
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/04/24/test-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma
Ключевые сцены «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является классицистическим произведением, следовательно, в ней соблюдены многие жанровые законы комедии. Однако не все, т.к. на творчество Грибоедова в то времясильно влиял романтизм. (История создания комедии «Горе от ума»).
Во-первых, в этом произведении автор не соблюдает одно из “трех единств” комедии – единство действия. В «Горе от ума» сталкиваются два конфликта, любовный и социальный. Также нарушается требование пяти актов – здесь нет развязки комедии, поскольку не понятно, за кого в итоге выйдет замуж Софья.
Однако другие законы комедии соблюдены. Например, используются герои-маски: госпожа-Софья, отец-Фамусов, субретка-Лиза и три жениха – Молчалин, Чацкий и Скалозуб. Присутствуют обязательные для комедии говорящие фамилии. Но, тем не менее, и здесь есть отступления от канонов комедии.
Во-первых, субретку-Лизу вовсе не волнует выбор ее госпожи-Софьи, служанка живет своей жизнью. Во-вторых, сама госпожа должна симпатизировать “положительному” жениху, а Софья влюблена в отрицательного – Молчалина. В-третьих, в комедии отсутствует герой-резонер.
Многие критики считают «Горе от ума» произведением не комическим, а сатирическим. Поэтому в нем по-своему значим и принципиален каждый эпизод. Можно выделить те сцены, которые являются своего рода вехами сюжета.
Первая такая сцена – приезд Александра Андреевича Чацкого в дом Фамусовых. “Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног!” – так приветствует он Софью Павловну, дочь Фамусова, в которую был влюблен в детство.
Собственно, ради встречи с этой девушкой он и возвращает из-за границы, так спеша попасть в гости. Чацкий еще не знает, что за три года разлуки чувства Софьи к нему остыли, и теперь она увлечена Молчалиным, секретарем своего отца.
Однако Чацкий, приехав к Фамусовым, не ограничивается попытками любовных объяснений с Софьей.
За годы, проведенные за границей, он воспринял множество либеральных идей, которые казались бунтарскими в России начала XIX века, особенно для людей, большая часть жизни которых прошла еще в екатерининскую эпоху, когда процветал фаворитизм. Чацкий начинает критиковать образ мысли старшего поколения.
Поэтому следующие ключевые сцены этой комедии – спор Чацкого с Фамусовым о “веке нынешнем и веке минувшем”, когда оба они произносят свои знаменитые монологи: Чацкий вопрошает “А судьи кто?..”, недоумевая, на чей авторитет так ссылается Фамусов. Он считает, что герои XVIII века вовсе не достойны такого восхищения.
Фамусов же, в свою очередь, указывает, что “Смотрели бы, как делали отцы!” – по его мнению, поведение фаворитов екатерининской эпохи было единственно верным, прислуживать власти похвально.
Следующей ключевой сценой комедии является сцена бала в доме Фамусовых, на которых приезжает много близких хозяину дома людей.
Это общество, живущее по правилам екатерининской эпохи, показывается очень сатирически – подчеркивается, что Горич под каблуком у своей жены, старуха Хлёстова даже не считает свою арапку-служанку человеком, а нелепый Репетилов на самом деле ничего собою не представляет.
Чацкий, будучи либералом, не понимает таких людей. Особенно задевает его принятая в обществе галломания – подражание всему французскому.
Он вступает в образ “проповедника на балу” и произносит целый монолог (“В той комнате незначащая встреча…
“), суть которого сводится к тому, что многие крестьяне в России считают своих господ едва ли не иностранцами, ведь в тех не осталось почти ничего исконно русского.
Однако публике, собравшейся на балу, вовсе не интересно слушать его рассуждения, все предпочитают танцевать.
Последним же ключевым эпизодом стоит назвать развязку комедии. Когда Чацкий и Фамусов застают Софью на тайном свидании с Молчалиным, в жизни всех героев происходит крутой поворот: Софью отец собирает отослать из Москвы “в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов”, ее служанку Лизу хочет также отправить в село “за курами ходить”.
А Чацкий в шоке от такого поворота событий – он никак не мог представить себе, что любимая им Софья может увлечься нищим услужливым секретарем Молчалиным, могла предпочесть его самому Чацкому.
После такого открытия ему нечего делать в этом доме. В финальном монологе (“Не образумлюсь, виноват…”) он признает, что его приезд и поведение, возможно, были ошибкой с самого начала. И покидает дом Фамусовых – “Карету мне, карету!”.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: История создания комедии «Горе от ума»
Следующая тема: Антитеза как основа построения «Горя от ума»: одиночество Чацкого
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/klyuchevye-sceny-komedii
Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума. А. Грибоедов «Горе от ума». Анализ монолога Чацкого «А судьи кто
Роль монолога в драматургии. В драматическом произведении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог становится ведущей формой представления системы ценностей персонажа.
Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя.
Проследим, чему посвящены ораторские высказывания этого персонажа и какую роль они играют.
Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (д.2, явл.2). Этот монолог становится завязкой центрального конфликта пьесы, т.к. здесь обозначаются разногласия общественного порядка между «веком нынешним» и «веком минувшим»:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
Чацкий, представитель «века нынешнего», не принимает «добрых советов» Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побывав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной традицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.
Монолог «А судьи кто?» (д. 2, явл. 5). Углубление конфликта происходите появлением полковника Скалозуба, расположение которого значимо для Павла Афанасьевича Фамусова.
Пылкий монолог главного героя «А судьи кто? — За древностию лет…» (д. 2, явл.
5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и «все также осуждают»), становится настоящим обличением крепостного права и «рассудка нищеты», царящих в фамусовском обществе:
Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обличает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает несоответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Такое подражание вызывает только смех и глубокое сожаление:
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..
На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:
Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Показательна ремарка в окончании этого монолога («Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам»): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопределяется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом.
Монолог «Не образумлюсь… виноват…» (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыслие воспринимается как сумасшествие:
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…
В этом же монологе получает развязку и любовный конфликт Чацкого, пребывавшего до последнего момента в неведении относительно выбора Софьи.
На этой странице искали:
- анализ монолога чацкого
- все монологи чацкого
- монолог чацкого и точно начал свет глупеть
- анализ монолога чацкого не образумлюсь виноват
- монологи чацкого горе от ума
Написал после войны, в период, когда в стране происходили изменения социально-политической направленности.
Очень много проблем поднято в произведении. Это и крепостное право и свобода личности, поднят вопрос просвещения, образованности, открыты проблемы карьеризма и чинопочитания. Здесь столкнулись два уклада: старое, крепостническое или же век минувший с новым и прогрессивным веком нынешним.
И определенную роль в произведении играет монолог Чацкого.
Представитель нынешнего века Чацкий. Он является человеком новых взглядов и за это в фамусовском обществе его считают сумасшедшим. Однако, своими монологами в Горе от ума показывает свое отношение к обществу старых взглядов.
Монолог Чацкого а судьи кто..
Работая над анализом монологов Чацкого, среди которых монолог «и точно начал свет глупеть», а также «в той комнате незначащая встреча», можно выделить наиболее значимый монолог в произведении Горе от ума.
Это вопрос Чацкого: А судьи кто? Неужели судить могут те, кто черпает свои знания из забытых старых газет? Кто может быть примером для подражания? Чацкий отзывается с презрением о фамусовском обществе, он с сарказмом говорит о крепостничестве и беззаконии.
Чацкий в своих монологах обличает невежество, он говорит о том, что пора менять жизнь, нужно позаботиться об образованности общества, однако фамусовское общество уверенно, что все беды как раз в стремлении к знаниям.
Героя угнетает жизнь, которая идет по кругу, где нет нового, а если и встречается что-то новаторское, то оно воспринимается чуждо и тут же отвергается обществом.
Но Чацкий пока ничего сделать не может, ведь таких, как он очень мало, а как говорится, один в поле не воин.
Вот поэтому его пока просто считают сумасшедшим, но как сказал критик Гончаров, герой пьесы нанес смертельный удар старой Москве качеством силы новой.
Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение: Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
Сочинение «Почему Чацкий обречен на одиночество»
Смысл названия «Горе от ума» Грибоедова
Сочинение на тему: мое отношение к Чацкому
Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» является самым известным произведением Александра Грибоедова. В ней он раскрыл много интересных и важных тем, дал оценку своим современникам.
Себя самого автор ассоциирует с главным героем – Александром Чацким, именно в его репликах звучат мысли писателя. Главные идеи чаще всего звучат в монологах персонажа. Они играют очень большую роль в идейном смысле комедии.
Во всем произведении представлено шесть монологов, и каждый из них с новой стороны характеризует героя и развивает сюжет.
Один здравомыслящий человек на 25 глупцов
Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, насколько этот отрывок отличается от обычных речей героев.
Высказывание главного персонажа выходит далеко за рамки ситуации, в которой он оказался, и предназначается оно не «фамусовскому» обществу, а читателю.
Этот монолог является чуть ли не самым важным во всем произведении, потому что в нем выражается развитие общественного конфликта, и появляется идейный смысл всей комедии.
Писатель создал определенную в которой данный отрывок объясняется с психологической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» говорит о том, что он по своей идейно-художественной роли намного «шире».
Александр Андреевич мог ограничиться язвительными репликами и ими отбиваться от своих противников. Чацкий же пожелал произнести развернутую, обличительную речь.
«А судьи кто?» – спрашивает главный герой у Скалозуба и Фамусова, но его реплика в основном касается не их, а все «фамусовское общество».
«Смех сквозь слезы»
Единственным разумным человеком во всем произведении остается один Александр Андреевич, со всех сторон его окружают глупцы, и в этом заключается беда главного героя.
Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что Александр Андреевич не может найти общего языка не с отдельными личностями, а со всем консервативным обществом.
Реплики главного героя не делают его смешным, комичную ситуацию, скорее, создает Скалозуб своей реакцией на ответ Чацкого. Читатель сочувствует Александру Андреевичу, в этом случае комедия уже переходит в драму.
Противостояние обществу
Анализ монолога Чацкого говорит о том, насколько сложно человеку прижиться в обществе, в котором царят другие настроения и идеи.
Грибоедов в своей комедии предупредил читателей об изменениях, произошедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать со своими речами на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась.
Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в соответствии с новыми правилами.
Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что подобную речь можно было произносить только на закрытых заседаниях тайных обществ в кругу единомышленников, а не в гостиной барина.
К сожалению, Александр Андреевич об этом не догадывается, поскольку последние годы странствовал и пребывал далеко от родины.
Ему не известны настроения, царящие в обществе, не знает он и о реакции властей и окружения на такие смелые речи, поэтому он произносит свой монолог перед глупцами, которые не хотят, да и не могут его понять.
Источник: https://kerchtt.ru/the-role-of-monologues-of-chatsky-in-the-comedy-of-assss/
Урок “Мильон терзаний” .Анализ IV действия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.Смысл названия пьесы
«Мильон терзаний»
(Анализ 4 действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Смысл названия пьесы.
Цели урока.
Образовательная.
Продолжать работу над анализом драматического произведения, анализом эпизода, углубить знания о характеристике персонажей пьесы, овладеть литературоведческими терминами (развязка, второстепенные персонажи, персонаж- пародия).
Развивающая.
Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, умение создавать социально- психологическую характеристику персонажей; продолжать работу над связной монологической речью ; обогатить лексикон девятиклассников .Развивать воображение , вызвать у детей сопереживание героям комедии А. С. Грибоедова. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности учащихся, актерских задатков.
Воспитательная.
На примере жизни главного героя способствовать воспитанию высших нравственных качеств. Формировать собственное мнение о поступках героев литературных произведений.
.
Эпиграф к уроку.
Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой- и спала пелена…
А. С. Грибоедов
Словарная работа.
Сарказм- язвительная насмешка, злая ирония.
Пародия- 1. Комическое или сатирическое подражание кому- либо.
2. перен. неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь.
Развязка- заключительная часть литературного произведения.
Разоблачение- раскрытие чьих- либо тайных замыслов, лжи, злоупотребления.
План урока.
-
-
Оргмомент.
-
Сообщение целей урока.
-
Объяснение нового материала.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
-
Содержание урока.
Объявление темы урока. Постановка его целей и задач.
Слово учителя.
– В центре нашего урока- анализ четвертого действия комедии А. С. Грибоедова.
Какие события произойдут с нашими героями? Каково их поведение в трудных ситуациях? Что нового мы узнаем об их характере? Логична ли такая развязка? – вот вопросы, на которые мы сегодня ответим.
А также нам предстоит познакомиться с новыми, второстепенными персонажами пьесы, задуматься над смыслом названия грибоедовской комедии.
По ходу анализа четвертого действия мы будем составлять его цитатный план.
Работа с текстом. Аналитическая беседа по 3 явлению.
– Какое чувство испытывает Чацкий после бала?
(Разочарование, боль, одиночество) .
– Где находится Чацкий, опишите его позу?
– Почему Грибоедову надо изобразить героя недвижимым и в сенях фамусовского дома?
Анализ монолога.
Ну вот и день прошел, и с ним
Все призраки, весь чад и дым надежд…
Чего я ждал? Что думал здесь найти?
Где прелесть встреч? Участье в ком живое?
Крик! Радость! Обнялись!Пустое…
И пусто, и мертво…
Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.
Учащиеся анализируют монолог главного героя: «Ну вот и день прошел…», обращают внимание на языковые средства, передающие состояние Чацкого: парцелляция, ряды однородных членов, наличие восклицательных предложений, риторических вопросов. Все это свидетельствует о неудовлетворенности Чацкого людьми, которых он встретил на балу.
Работа над составлением плана четвертого действия.
– Как бы вы озаглавили этот эпизод, используя цитаты?
(Дети говорят варианты. Запись на доске, например: «Ну вот и день прошел, и с ним все призраки», или : «Крик!радость!обнялись!- Пустое!», или: «И пусто, и мертво…»)
Работа с текстом. Аналитическая беседа по 4,5 явлениям.
– Но вот интонация комедии меняется. Почему? ( на сцене появляется новый персонаж- Репетилов.)
Учащимся предлагается
1. сыграть появление Репетилова;
2. выразительно зачитать несколько его реплик, помогающих раскрыть суть персонажа. (При этом важно обратить внимание на тот факт, что при появлении на сцене герой падает, речь его чрезмерно напыщенна, тороплива. После признаний достоинств Чацкого , он с тем же подобострастием обращается и к Скалозубу).
Сообщение учащегося. Характеристика Репетилова.
-Каков Репетилов?
-Почему Грибоедов не привел его на бал?
– С какой интонацией описан этот персонаж?
-Что он олицетворяет ?
-Для чего Репетилов введен в пьесу?
Вывод: Репетилов- болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж- пародия на главного героя Введение этого образа подчеркивает одиночество Чацкого.
Работа с текстом. Аналитическая беседа по 6-10 явлениям.
– Какой темой объединены эти три явления ? ( Из них мы видим, как быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова)
-Почему так быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова?
Работа над составлением плана четвертого действия.
Озаглавьте эту часть комедии. ( Возможные варианты: «С ним говорить опасно», « А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?»
-Как к этой сплетне относится Чацкий?
Сообщение учащегося. Анализ монолога Чацкого «Что это? Слышал ли моими я ушами?»( Герой испытывает горечь, он потрясен, но более всего его интересует вопрос: « А Софья знает ли?»)
Слово учителя.
А вот следующий эпизод я бы назвала так: « Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить…»Удары продолжают сыпаться на нашего героя : верно говорится, что беда не приходит одна.
– Какие новые потрясения ждут самого «умного» героя грибоедовской комедии? ( Во- первых, он узнаёт, что Софья любит Молчалина; во- вторых, что именно она распустила слух о безумии друга детства)
– Как вы думаете, какое из этих событий страшнее для Александра Андреича? Почему?
– Страшно, ужасно, тяжело… Войдите в положение героя! Почувствуйте глубину его потрясения. Одновременно быть отвергнутым обществом и узнать о нелюбви и предательстве девушки, из- за которой он и приехал в Москву. «Мильон терзаний»…
Эти слова произнес Чацкий на балу в доме Фамусова. Эти слова можно отнести и к настоящему положению героя. « Мильон терзаний»- вот итог нахождения героя в родных местах, городе своего детства, юности- Москве.
И вот последний монолог Чацкого ( явление 14): «Не образумлюсь…, виноват».
Сообщение учащегося . Выразительное чтение и анализ монолога.
– Что чувствует герой?
-Против кого и чего направлены его упреки?
– Каким чувством проникнуты его слова? (сарказм)
– Справедлив ли Чацкий в своих обвинениях?
Работа над составлением плана четвертого действия.
Озаглавьте этот эпизод.( Возможные варианты: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!», «…с вами я горжусь своим разрывом», « Так, отрезвился я сполна», «Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!»)
Подведение итогов.
Слово учителя.
– Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше .А лжец,хитрец – и тут «вывернется».Подумайте, как Молчалин выйдет из сложной ситуации? Легко, вероятно.
А Софья? Чацкий? Они честны, прямолинейны. И долго им еще нести тяжелый крест свой из- за отсутствия житейской мудрости, житейской наблюдательности. Финал не как в классической трагедии- нет счастливой развязки. Но это правда. Так бывает в жизни чаще всего .Горе от ума- это реализм, это правда жизни.
Быть умным, честным, отстаивающим своё мнение, не отступающим от своих принципов- это правильно, по- человечески. Но… Лучшие люди всегда страдают больше других. Правдолюбов не любят, их гонят. В истории- и физически уничтожают. Вспомните Исуса Христа! Разве вы не видите сходные черты в характере, судьбе богочеловека и Чацкого?
Примеров достаточно и в литературе: это и писатель из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, и Авдий Каллистратов из романа Ч. Айтматова «Плаха». Все эти люди- лучшие, но все они страдают и даже гибнут. Цена победы- в страдании лучших людей. Таков закон жизни .Это люди- первопроходцы, им всегда тяжело, в отличие от тех, кто прячется за спинами других, как ,например ,Молчалин.
Таков смысл бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Бессмертной, потому что Фамусов, Молчалин, Чацкий- вечные образы. Как жить вам, какую дорогу избрать- решайте сами…
Домашнее задание. Подготовка к семинару «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал А. С. Грибоедова». Индивидуальные задания: характеристика персонажей, анализ эпизодов.
Источник: https://infourok.ru/urok-milon-terzaniy-analiz-iv-deystviya-komedii-asgriboedova-gore-ot-umasmisl-nazvaniya-pesi-464086.html
Ключевые сцены в комедии Грибоедова
Ключевые сцены в комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума». Комическое и сатирическое
начало в пьесе.
Цели урока:
Образовательные:
-
расширить знания о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»;
-
научиться анализировать список действующих лиц;
-
проанализировать ключевые действия комедии;
-
выявить особенности конфликта, раскрыть основные этапы сюжета комедии.
Развивающие:
-
развивать умение доказательно обосновывать свою точку зрения;
-
формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Оборудование: текст пьесы А.С. Грибоедова
«Горе от ума» у каждого ученика на парте.
– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке
мы говорили о личности Александра
Сергеевича Грибоедова, его необычайных
талантах и выдающихся способностях, о
судьбе этого человека. Апогеем литературной
деятельности Грибоедова стала пьеса в
стихах «Горе от ума», о которой и пойдёт
речь сегодня.
Итак, для начала вспомним определение
драмы.
Драма – один из основных видов
литературы, наряду с эпосом и лирикой,
предназначенный для постановки на
сцене.
Грибоедов стал создателем одной из
самых величайших драм всех времен.
Давайте же прикоснемся к этому величию,
попробуем составить собственное мнение
о пьесе и ее героях.
Нам необходимо понять, в какой исторический
период происходит действие комедии.
Это нетрудно определить, проанализировав
исторические события, обсуждаемые
персонажами пьесы.
Итак, война с Наполеоном
уже закончена, но еще свежа в памяти
героев. Прусский король Фридрих-Вильгельм
побывал в Москве. Известно, что этот
визит состоялся в 1816 г. Герои обсуждают
обвинение трех профессоров Педагогического
института в «призвании к покушению на
законную власть», их изгнание из вуза
произошло в 1821 г. Закончена комедия в
1824.
Следовательно, время действия –
первая половина 20х гг XIXвека.
Открываем афишу. На что мы в первую
очередь обращаем внимание? (Название,
перечень действующих лиц и место
действия)
Прочитайте афишу комедии. Подумайте,
что в её содержании напоминает элементы
классицизма? (Единство места, «говорящие»
имена)
Мы сказали о говорящих именах. О чём же
они нам говорят? Прокомментируем.
Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий
в казенном месте – лат. fama – «молва»
или англ. Famous – «знаменитый». Государственный
служащий, занимающий довольно высокое
положение.
Софья Павловна, его дочь– Софиями
часто называют положительных героинь,
мудрость (вспомним «Недоросль» Фонвизина)
Алексей Степанович Молчалин,
секретарь Фамусова, живущий у него в
доме – молчалив, «враг дерзости», «на
цыпочках и небогат словами», «дойдет
до степеней известных – ведь нынче
любят бессловесных».
Александр Андреевич Чацкий–
изначально Чадский (в чаду, Чаадаев);
неоднозначная многогранная личность,
чей характер не выразишь в одном слове;
существует мнение, что имя Александр
автор дал, чтобы подчеркнуть некоторую
схожесть с собой. Сам Грибоедов говорил,
что в его пьесе «двадцать пять глупцов
на одного здравомыслящего человека»,
коим он считал Чацкого.
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный
намек на имя одного из интереснейших
людей той эпохи: Петра Яковлевича
Чаадаева.
Дело в том, что в черновых
вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал
имя героя иначе, чем в окончательном:
«Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже
нередко произносили и писали с одним
«а»: «Чадаев».
Именно так, к примеру,
обращался к нему Пушкин в стихотворении
«С морского берега Тавриды»: «Чадаев,
помнишь ли былое?..»
Чаадаев участвовал в Отечественной
войне 1812 года, в заграничном
антинаполеоновском походе. В 1814 году
он вступил в масонскую ложу, а в 1821
внезапно прервал блестящую военную
карьеру и дал согласие вступить в тайное
общество.
С 1823 по 1826 годы Чаадаев
путешествовал по Европе, постигал
новейшие философские учения, познакомился
с Шеллингом и другими мыслителями.
После
возвращения в Россию в 1828-30 годах написал
и издал историко-философский трактат:
«Философические письма».
Взгляды, идеи, суждения – словом, сама
система мировоззрения тридцатишестилетнего
философа оказалась настолько неприемлема
для николаевской России, что автора
«Философических писем» постигла
небывалое и страшное наказание: высочайшим
(то есть лично императорским) указом он
был объявлен сумасшедшим.
Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич– часто неадекватно реагирует на слова
героев, «скалозубит».
Наталья Дмитриевна,молодая дама,Платон Михайлович, муж ее, –Горичи– не первом месте женщина (!), Платон
Михайлович – друг и единомышленник
Чацкого, но невольник, находится под
давлением жены и общества – «горе».
Князь ТугоуховскийиКнягиня,
жена его, с шестью дочерями – опять
много женщин, на самом деле плохо слышат,
мотив глухоты.
Хрюмины– фамилия говорит сама за
себя – параллель со свиньями.
Репетилов– (от фр. Repeter – «повторять»)
– несет образ псевдооппозиционера. Не
имея своего мнения, Репетилов повторяет
чужие мысли и выражения. Его автор
противопоставляет Чацкому, как внутренне
пустого человека, примеряющего на себе
«чужие взгляды и мысли».
-
Попробуйте по названию комедии и афише определить ее ключевые темы.
При чтении драматического произведения
очень важно уметь выделять отдельные
сцены, следить за общим развитием
действия.
Сколько ключевых сцен примерно можно
выделить в комедии «Горе от ума»? Какие
это сцены?
15 ключевых сцен:
1 – события в доме Фамусова утром в
день приезда Чацкого глазами Лизы;
2 – приезд Чацкого в дом Фамусова;
3 – утренние события и их развитие
глазами Фамусова;
4 – первое столкновение Чацкого с
Фамусовым;
5 – сцена со Скалозубом;
6 – размышления Чацкого о холодности
Софьи;
7 – обморок Софьи, объяснение Молчалина
в любви Лизе;
8 – объяснение Софьи и Чацкого;
9 – словесный поединок Чацкого и
Молчалина;
10 – гости в доме Фамусова, зарождение
сплетни о сумасшествии Чацкого;
11 – распространение сплетни;
12 – «схватка» Чацкого со своими
противниками;
13 – разъезд гостей с бала;
14 – столкновение Чацкого с Репетиловым;
15 – отъезд Чацкого из дома Фамусова.
А теперь вспомните основные компоненты
сюжета драматического произведения.
Завязка – развитие действия –
кульминация – развязка.
Какую сцену в комедии «Горе от ума»
можно считать завязкой? Приезд Чацкого,
так как завязываются основные конфликты
– любовный и общественный.
Кульминацией?Последняя сцена (непосредственно
перед развязкой — финальным монологом
и отъездом Чацкого), в которой выясняется
притворство Молчалина по отношению к
Софье и Чацкий узнает, что слухам о своем
сумасшествии он обязан Софье. Развязка?Отъезд Чацкого, его сильнейшее
разочарование.
Даже краткое содержание выделенных
сцен позволяет сказать, что в основе
произведения лежат минимум 2 интриги.
Какие? (Любовная – Чацкий любит Софью,
она любит Молчалина, и общественная –
столкновение Чацкого и фамусовского
общества).
Первая такая сцена – приезд Александра
Андреевича Чацкого в дом Фамусовых.
“Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших
ног!” – так приветствует он Софью
Павловну, дочь Фамусова, в которую был
влюблен в детство.
Собственно, ради встречи с этой девушкой
он и возвращает из-за границы, так спеша
попасть в гости. Чацкий еще не знает,
что за три года разлуки чувства Софьи
к нему остыли, и теперь она увлечена
Молчалиным, секретарем своего отца.
Однако Чацкий, приехав к Фамусовым, не
ограничивается попытками любовных
объяснений с Софьей.
За годы, проведенные
за границей, он воспринял множество
либеральных идей, которые казались
бунтарскими в России начала XIX века,
особенно для людей, большая часть жизни
которых прошла еще в екатерининскую
эпоху, когда процветал фаворитизм.
Чацкий начинает критиковать образ мысли
старшего поколения.
Поэтому следующие ключевые сцены этой
комедии – спор Чацкого с Фамусовым о
“веке нынешнем и веке минувшем”,
когда оба они произносят свои знаменитые
монологи: Чацкий вопрошает “А судьи
кто?..”, недоумевая, на чей авторитет
так ссылается Фамусов. Он считает, что
герои XVIII века вовсе не достойны такого
восхищения.
Фамусов же, в свою очередь, указывает,
что “Смотрели бы, как делали отцы!”
– по его мнению, поведение фаворитов
екатерининской эпохи было единственно
верным, прислуживать власти похвально.
Следующей ключевой сценой комедии
является сцена бала в доме Фамусовых,
на которых приезжает много близких
хозяину дома людей.
Это общество, живущее
по правилам екатерининской эпохи,
показывается очень сатирически –
подчеркивается, что Горич под каблуком
у своей жены, старуха Хлёстова даже не
считает свою арапку-служанку человеком,
а нелепый Репетилов на самом деле ничего
собою не представляет.
Чацкий, будучи либералом, не понимает
таких людей. Особенно задевает его
принятая в обществе галломания –
подражание всему французскому.
Он
вступает в образ “проповедника на
балу” и произносит целый монолог (“В
той комнате незначащая встреча…
“),
суть которого сводится к тому, что многие
крестьяне в России считают своих господ
едва ли не иностранцами, ведь в тех не
осталось почти ничего исконно русского.
Однако публике, собравшейся на балу,
вовсе не интересно слушать его рассуждения,
все предпочитают танцевать.
Последним же ключевым эпизодом стоит
назвать развязку комедии. Когда Чацкий
и Фамусов застают Софью на тайном
свидании с Молчалиным, в жизни всех
героев происходит крутой поворот: Софью
отец собирает отослать из Москвы “в
деревню, к тетке, в глушь, в Саратов”,
ее служанку Лизу хочет также отправить
в село “за курами ходить”.
А Чацкий в шоке от такого поворота
событий – он никак не мог представить
себе, что любимая им Софья может увлечься
нищим услужливым секретарем Молчалиным,
могла предпочесть его самому Чацкому.
После такого открытия ему нечего делать
в этом доме. В финальном монологе (“Не
образумлюсь, виноват…”) он признает,
что его приезд и поведение, возможно,
были ошибкой с самого начала. И покидает
дом Фамусовых – “Карету мне, карету!”.
Комическое и сатирическое начала в
пьесе
Во-первых, в этом произведении автор не
соблюдает одно из “трех единств”
комедии – единство действия. В «Горе от
ума» сталкиваются два конфликта, любовный
и социальный. Также нарушается требование
пяти актов – здесь нет развязки комедии,
поскольку не понятно, за кого в итоге
выйдет замуж Софья.
Однако другие законы комедии соблюдены.
Например, используются герои-маски:
госпожа-Софья, отец-Фамусов, субретка-Лиза
и три жениха – Молчалин, Чацкий и Скалозуб.
Присутствуют обязательные для комедии
говорящие фамилии. Но, тем не менее, и
здесь есть отступления от канонов
комедии.
Во-первых, субретку-Лизу вовсе не волнует
выбор ее госпожи-Софьи, служанка живет
своей жизнью. Во-вторых, сама госпожа
должна симпатизировать “положительному”
жениху, а Софья влюблена в отрицательного
– Молчалина. В-третьих, в комедии
отсутствует герой-резонер.
Многие критики считают «Горе от ума»
произведением не комическим, а
сатирическим. Поэтому в нем по-своему
значим и принципиален каждый эпизод.
Можно выделить те сцены, которые являются
своего рода вехами сюжета.
Источник: https://StudFiles.net/preview/3912018/