История создания поэмы “мертвые души” гоголя: творческая история, замысел

История создания «Мёртвых душ»

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна.

Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся.

Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги.

Обратите внимание

Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Кстати, в те времена эта история была не единственной.

О героях вроде Чичикова говорилось постоянно, поэтому можно сказать, что в своём произведении Гоголь отразил реальность. Гоголь считал Пушкина своим наставникам в вопросах писательства, поэтому первые главы произведения читал ему, ожидая, что фабула вызовет у Пушкина смех.

Однако великий поэт был мрачнее тучи – слишком безнадёжна была Россия.

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты.

В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича.

В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!..

Вся Русь явится в нем!» Николай Васильевич всячески старался показать все стороны русской жизни, а не только негатив, как это было в первых редакциях.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать.

Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы.

Важно

Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг! В 1841 году рукопись была готова к печати, однако цензура в последний момент изменила своё решение. Гоголь был подавлен. В расстроенных чувствах он пишет Белинскому, который соглашается помочь с изданием книги.

Через время решение было принято в пользу Гоголя, однако ему было поставлено новое условие: сменить название с «Мёртвые души» на «Похождения Чичикова, или мёртвые души».

Это было сделано с целью отвлечь потенциальных читателей от актуальных общественных проблем, сделав акцент на приключениях главного героя.

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться.

Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, — положительных.

А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить.

Совет

Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/istoriya-sozdaniya-poemy.html

История создания Мертвых душ кратко

Гоголь — прекрасный писатель, который мечтал создать большое эпическое произведение, посвященное родной стране и жизни в ней. С этой целью он и принялся писать работу, что получила в последствии название Мертвые души, став знаменитой и известной поэмой писателя. Какова же история появления Мертвых душ, его замысел и композиция? Об этом мы и поговорим в нашем сочинении.

История создания Мертвых душ Гоголя

Над своим детищем Гоголь начал работать в 1835 году и продолжал трудиться до конца своей жизни. Он потратил на нее семнадцать лет, но так и не сумел воплотить задуманное. Обо всем этом я расскажу по порядку, рассматривая историю создания и публикации поэмы с ее интересными фактами.

Замысел и композиция

Считается, что именно Пушкин подсказал сюжет произведения Мертвые души. На тот момент Пушкин в полной мере оценил талант Гоголя, посчитав, что из-под пера данного писателя образы скупщиков получатся ярче.

Он рассказал своему товарищу историю о том, как в городе Бендеры мошенник попытался разбогатеть путем скупки мертвых душ, закладывая их в дальнейшем в опекунском совете под видом живых людей. Так что, сюжетная линия работы Гоголя — это отображение действительности.

И вот писатель продумал сюжет и начал работу. Однако с каждой строчкой замысел расширялся, и Гоголю захотелось создать шедевр, подобный Божественной комедии.

Писатель хотел создать композицию из трех частей, где в первых двух он планировал показать эпоху цинизма и бездушия, некий ад с последующим чистилищем, а вот в третьем томе должно наступить возрождение. Главным замыслом писателя было отображение человеческой души.

Он пытался указать на ее ценность, выбирая фоном черствых, бездушных людей, которые населяли страну. Гоголю хочется рассказать в своей трилогии, насколько важна душа, без которой жизнь тут же становится мертвой, и только благодаря ей можно обрести спасение. Да вот только не сумел автор воплотить задуманное до конца.

Интересные факты

Написать полностью Гоголю удалось лишь первый том, над которым писатель начал работу в Петербурге, и впоследствии продолжил ее в Италии. Его черновой вариант был готов уже к 1839 году, однако писателю еще несколько раз пришлось переписывать произведение, дополняя композицию и совершенствуя образы героев.

В итоге к печати работа была готова лишь в 1841 году, но ее не пропустила цензура. Гоголь обращается за помощью к Белинскому, благодаря которому и удается добиться разрешение на печать. Но, задуманное название пришлось изменить, и работа вместо Мертвых душ стала называться Похождение Чичикова или Мертвые души.

К тому же была переделана и Повесть о капитане Копейкине, где изначальная вина за бедствия капитана была переложена с плеч царского министра на плечи самого Копейкина.

Обратите внимание

И вот книга в печати. Раскупается она очень быстро, а читатели поделились на два лагеря.

Одни разделили взгляды писателя, другие увидели в героях себя, поэтому обрушились с нападками на автора.

Над вторым томом автор хоть и начал работу в 1840 году, и даже сумел написать черновые варианты продолжения поэмы, но заметил несовершенство произведения, да и сама работа показалась ему недостаточно правдивой, поэтому в обострение его болезни он сжигает второй том. Замысел перерождения людей наставлениями, их воскрешения не удался. Из его продолжения были найдены лишь четыре главы второго тома, да и то в черновом варианте.

Вот такая краткая история создания Мертвых душ.

  • история создания мертвые души кратко

Источник: https://sochinyshka.ru/istoriya-sozdaniya-mertvyx-dush-kratko.html

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко

«Мёртвые души» являются одним из самых известных произведений, созданных Н.В.Гоголем. Первый том книги был выпущен в 1842 году, но работу над ним он начал ещё в 1835. Автор потратил на работу целых 17 лет упорного труда. Автор мечтал о создании большого эпического произведения, которое было бы посвящено России.

Идею для «Мёртвых душ» Гоголю подкинул Пушкин. Стоит упомянуть, что молодой писатель боготворил Александра Сергеевича. Он рассказал историю о помещике, который продавал мёртвые души, за что получал неплохие деньги.

Первоначально это была задумка к сатирическому произведению, но в течение всего времени создания сюжет, характеры героев усложнялись. Так, данное произведение стало отражением самых разнообразных характеров, которые можно встретить в поездке по России.

Об этом Николай Васильевич писал в своём дневнике. Русская широкая душа со всеми положительными и отрицательными чертами раскрывалась в каждом из героев. Три тома в планируемом произведении были отсылкой к «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Они должны были повторить концепцию запечатление грехов – очищение и воскрешение.

Пушкин был для гоголя неким учителем и помощником в писательстве, поэтому автор зачитывал поэту первые главы, ожидая от второго смех. Но ему было совсем не до забавы: проблемы России вводили его в глубокие раздумья и даже тоску. Безнадёжность убивала.  «Боже, как грустна наша Россия!» – восклицал Пушкин.

Первые главы автор писал в России, но всё же большая часть произведения была написана за границей, в Риме. Только его неразрывная связь, которую он ощущал вдали от родины, была единственным источником мыслей.

За всё время написания произведение претерпело немало правок, переписываний. Автор часто шёл на уступки, удалял некоторые сцены.

Например, цензура не могла пропустить «Повести о капитане Копейкине» в печать, так как в ней ясно обличались многие пороки современной России: злоупотребление властью, высокие цены.

Гоголь ни при каком условии не хотел убирать эту часть, поэтому практически убрал в ней комичные мотивы. Проще было переделать и оставить смысл, чем совсем удалить из романа.

Важно

С выходом книги в печать народ ополчился на Гоголя. Его обвиняли в сплетнях в сторону России. Но на сторону автора встал известный литературный критик Белинский.

Гоголь снова уехал за границу и продолжил работу над произведением. Однако работа над вторым томом шла будто «из-под палки». Автор не мог справиться с внутренним конфликтом, история создания полна душевных страданий. Христианские идеалы Гоголя не совпадали с реальным миром.

Изначально, второй том задумывался как некое очищение главного героя – Чичикова – среди положительных помещиков. Это была полная противоположность первому тому.

В итоге автор сделал вывод, что в нём совершенно отсутствует правда, том был сожжён в 1845 году во время обострения болезни.

Несмотря на всю историю романа «Мёртвые души», оно играет значительную роль в истории русской литературы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Скребицкий Четыре художника
    Осень-художник выбрала для себя очень необычные и светлые краски, отправившись с ними к природе. Она начала рисовать свое произведение.
  • Краткое содержание Три мушкетёра в одном купе Алексина
    Молодая учительница уезжала из командировки в курортном городке в Москву. В купе она познакомилась с актером Вадимом Померанцевым, который играл в фильме роль учителя.
  • Краткое содержание Чехов Юбилей
    Банку некоего Общества взаимного кредита предстоит годовщина – пятнадцать лет. Сотрудники банка нарядно одеты, а вокруг обстановка праздника и роскоши.
  • Краткое содержание Чехов Беглец
    Мать ведет своего сына Пашу к доктору. Дорога в больницу была долгой и запоминающейся для мальчишки. Пашка с матерью долго ждали своей очереди. Наконец назвали их фамилию, это было для них обоих неожиданно. Впервые в том странном месте мальчик узнал
  • Краткое содержание книги Гарри Поттер и Тайная комната Роулинг
    Это вторая книга о приключениях Гарри Поттера и его друзей. Повествование начинается с в доме Дурслей, родственников Гарри, у которых он проводит летние каникулы. Мальчик все лето не получает никаких известий от друзей

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol-kratko/mertvye-dushi-istoriya-sozdaniya-poehmy-kratko

История создания Мёртвых душ Гоголя (поэма)

Николай Васильевич Гоголь начал писать Мертвые души в 1835 году. Писал, находясь в сильнейшем душевном смятении и переживая драму в личной жизни.

Полотно об российской действительности он, задумал еще в начале 30-х годов 19 века, наблюдая за жизнью провинции и деятельности чиновничества.

Глубоко переживая бытовой ад российской провинции, с ее коррупцией,  невежественным населением и духовным застоем, писатель и задумал опус.

Совет

Работа проходила в постоянных разъездах писателя – Швейцария, Петербург, Германия, Италия.

Постепенно, Гоголь сформулировал свою творческую задачу в опусе- написать произведение состоящее из трех частей, наподобие Божественной комедии Данте.

Первые два тома должны были погрузить читателя во мрак российской провинции эпохи Николая 2, а главный герой Чичиков- символом всего наиболее отвратительного в России. Третий же том должен был поведать об духовном возрождении России.

Первый том опубликовали в 1842 году. Книга, моментально взбудоражила благородные сословия.  Реакция коллег оказалась полярной- от восторженных откликов до резкого неприятия.  Цензоры, старались вымарать из поэмы наиболее острые моменты повествования. Несмотря на всю противоречивость, все как один отдавали должное автору.

Работа над вторым томом началась сразу после публикации первой части. К 1845 году Гоголь, закончил несколько черновых вариантов второй книги, однако в порыве сильнейших сомнений и духовного кризиса Николай Васильевич сжег все рукописи.

Потомки могут только строить догадки, каким бы вышел цельный опус. Удалось бы Гоголю реализовать весь творческий замах, неизвестно. Сегодня возможна лишь констатация факта- Мертвые души по праву входят в сокровищницу мировой литературы. И пускай что неоконченное, но наше родное и удивительно правдивое полотно, погружающий нас в тьму человеческой души.

9 класс кратко

История создания поэмы Гоголя Мёртвые души

Гоголь принадлежал к тому типу творческих личностей, у кого время от времени возникают проблемы с замыслами новых произведений. Он не стеснялся в письмах обращаться к коллегам по писательскому «цеху»: мол, поделитесь темой или замыслом, а уж за мной дело не постоит.

В двух случаях – с комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души» – помог сам Пушкин, уже находившийся в расцвете таланта и в зените славы. Причем наброски ненаписанных самим Пушкиным произведений, действительно, были потом найдены в его бумагах.

Получая творческий толчок извне, Гоголь работал чрезвычайно быстро. Он и не думал скрывать, что замыслом «Мертвых душ» обязан Пушкину. Сохранилось даже свидетельство Гоголя о том, что Пушкин успел послушать первые главы поэмы в авторском чтении, после чего сразу заметно погрустнел и сказал о том, что Россия грустна.

Обратите внимание

Но если «Ревизор» был написан за считанные месяцы, то работа над «Мертвыми душами» растянулась на годы. И причина была та, что первоначальный замысел невероятно разросся.

Первый том «Мертвых душ» был опубликован в 1842-м году. Конечно, возникли проблемы с цензурой и с названием. Была выброшена «Повесть о капитане Копейкине». И все же произведение увидело свет при жизни автора. Первый том вполне можно воспринимать как законченное произведение.

Сам же замысел заключался в том, чтобы, подражая великому Данте Алигьери, создать трилогию, состоящую из частей про ад, чистилище и рай.

Читайте также:  Грустилов в "истории одного города": образ, характеристика эраста андреевича грустилова

Для первой части нужны были именно персонажи отрицательные, «небокоптители», у которых примитивные вкусы и интересы, у которых нет цели в жизни, они просто пассивно плывут по ее течению. «Один пошлее другого» – как выразился сам Гоголь.

Что же касается второго тома, то Гоголь несколько раз сжигал уже написанное. Сделал он это и перед тем, как отказаться от пищи и впасть в глубочайшую апатию, из которой его уже не смогли вывести никакие врачи и никакими мерами. От второго тома сохранились только отдельные главы в черновом варианте. По ним трудно судить, что собой представляло бы законченное целое.

Одно очевидно – планировалось появление положительных персонажей: помещика, священника и др. Вот только российская действительность не давала поводов для подобного оптимизма.

И, наверно, Гоголь сам чувствовал в своих логических построениях глубокую ложь, потому и раз за разом бросал рукопись в огонь. Третий том, который не был написан, должен был содержать раскаяние Чичикова в совершенных преступлениях.

Причем прощение этот «приобретатель и подлец» должен был получить из рук самого царя. Что на это скажешь? Чистой воды утопия.

Важно

Еще одна особенность таланта Гоголя заключалась в том, что писать о России сильно и проникновенно он мог только находясь за ее пределами. Конкретно – в столице Италии Риме. Именно там были написаны «Мертвые души», а также ряд других «петербургских» повестей.

Писательский труд Гоголь всегда воспринимал как высокое гражданское призвание. У него не было никакой личной жизни – все ушло в литературу.

9 класс кратко

История создания Мёртвых душ Гоголя

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Комарова Наводнение 5 класс
    Алексей Комаров был величайшим русским художником. Он хорошо показывал мельчайшие особенности каждого вида животных в своих произведениях. Художник любил рисовать картины о природе. К написанию своих шедевров Комаров
  • Сочинение на тему Комната моей мечты 6 класс
    Комната моей мечты – это уютное место, свой личный уголок, в котором можно на время спрятаться. Она не должна быть слишком большой, но при этом должна иметь определенное свободное пространство
  • Сочинение по картине Пластова Первый снег 2, 4, 5, 6, 7 класс
    А.А. Пластов – советский живописец и народный художник СССР, прославившийся множеством значительных работ. В творениях автора чаще всего изображен труд советских людей, детей и стариков в годы войны.
  • Сочинение Про путешествие 4 класс
    Человек всегда хотел путешествовать. В давние времена люди открывали для себя новые земли и даже целые материки. Да и сейчас на планете полно загадочных мест, в которые не ступала нога человека. Рассказы о путешествиях заполонили теле- и радиоэфир,
  • Сочинение на тему Почему нужно беречь книгу 5 класс
    Книга – это мудрость и память веков, собранная воедино. Если только на минуту представить себе, что на всей земле исчезли все книги, то сразу начнётся хаос. Нет книг, нет ценных уникальных сведений о том, что и как делать. Человеку придётся начинать всё
  • Сочинение Книга в современном мире 7 класс
    Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. В поисковых системах интернета можно найти много разнообразной информации. Но ведь книга не только источник информации, книга – это верный надёжный друг, который никогда не изменит и не предаст.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/istoriya-sozdaniya-myortvyh-dush-gogolya

История создания поэмы Гоголя «Мёртвые души»

«Мёртвые души» — произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения.

К работе над «Мёртвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвящённого России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьёзное сочинение и подсказал интересный сюжет.

Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мёртвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мёртвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя.

Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

«Пушкин находил, — писал Гоголь, — что такой сюжет „Мёртвых душ“ хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь считал, что для того, «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому».

В октябре 1835 года Гоголь сообщал Пушкину: «Начал писать „Мёртвые души“. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнёс: «Боже, как грустна наша Россия!».

Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал.

В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести «Мёртвые души» — перемежал смешные явления с грустными.

Большая часть произведения создавалась за границей, главным образом в Риме, где Гоголь старался избавиться от впечатления, произведённого нападками критики после постановки «Ревизора». Находясь вдалеке от Родины, писатель ощущал неразрывную связь с ней, и только любовь к России была источником его творчества.

В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись…

Совет

Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения — поэма, и ее герой — вся Русь.

В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.

После гибели Пушкина, явившейся для Гоголя тяжёлым ударом, работу над «Мёртвыми душами» писатель считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

Пушкин и Гоголь. Фрагмент памятника Тысячелетию России в Великом Новгороде.
Скульптор. И.Н. Шредер

Осенью 1839 года Гоголь вернулся в Россию и прочитал несколько глав в Москве у С.Т. Аксакова, с семьёй которого в это время подружился. Друзьям понравилось услышанное, они дали писателю несколько советов, и он внёс в рукопись необходимые поправки и изменения.

В 1840 году в Италии Гоголь неоднократно переписывал текст поэмы, продолжая напряжённо работать над композицией и образами героев, лирическими отступлениями. Осенью 1841 года писатель вновь вернулся в Москву и прочитал друзьям остальные пять глав первой книги.

На этот раз они заметили, что в поэме показаны только отрицательные стороны русской жизни. Прислушавшись к их мнению, Гоголь сделал важные вставки в уже переписанный том.

В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он пришёл к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал. Свою идею он решил воплотить в трех томах «Мёртвых душ».

В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской жизни, а во втором и третьем показаны пути воскресения «мёртвых душ». По словам самого писателя, первый том «Мёртвых душ» — лишь «крыльцо к обширному зданию», второй и третий тома — чистилище и возрождение.

Но, к сожалению, писателю удалось воплотить только первую часть своей идеи.

Обратите внимание

В декабре 1841 года рукопись была готова к печати, но цензура запретила ее выпуск. Гоголь был подавлен и искал выход из создавшегося положения. Втайне от московских друзей, он обратился за помощью к Белинскому, который в это время приехал в Москву.

Критик пообещал помочь Гоголю, и через несколько дней уехал в Петербург. Петербургские цензоры дали разрешение напечатать «Мёртвые души», но потребовали изменить название произведения на «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

Таким образом они стремились отвлечь внимание читателя от общественных проблем и переключить его на похождения Чичикова.

«Повесть о капитане Копейкине», сюжетно связанную с поэмой и имеющую большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения, цензура категорически запретила.

И Гоголь, дороживший ею и не жалевший от нее отказываться, был вынужден переработать сюжет. В первоначальном варианте вину за бедствия капитана Копейкина он возлагал на царского министра, равнодушного к судьбе простых людей.

После переделки вся вина была приписана самому Копейкину.

Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова, или» и крупными «Мёртвые души».

11 июня 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу же разделились на два лагеря — сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.

После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым ещё в 1840 году). Каждая страница создавалась напряжённо и мучительно, все написанное казалось писателю далёким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжёг рукопись этого тома.

Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путём прямого наставления, но не смог — он так и не увидел идеальных «воскресших» людей.

Важно

Однако его литературное начинание было позднее продолжено Достоевским и Толстым, которые смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь.

Черновые рукописи четырёх глав второго тома (в неполном виде) были обнаружены при вскрытии бумаг писателя, опечатанных после его смерти. Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года С. П. Шевырёв, граф А. П.

 Толстой и московский гражданский губернатор Иван Капнист (сын поэта и драматурга В. В. Капниста). Перебеливанием рукописей занимался Шевырёв, который также хлопотал об их издании. Списки второго тома распространились ещё до его издания.

Впервые сохранившиеся главы второго тома «Мёртвых душ» были изданы в составе Полного собрания сочинений Гоголя летом 1855 года.

Источник: https://omiliya.org/article/istoriya-sozdaniya-poemy-gogolya-myortvye-dushi

Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме: Николай Васильевич Гоголь. Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя

Открытый урок по литературе

               10 класс  (2 часа)

Тема: Николай Васильевич Гоголь.

Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

                             «Чичиков… нашел, что город ничем    

                     не уступал другим губернским городам.

                     (Все города были тогда примерно  

                      такими же).

                                                    Н.В.Гоголь.

                         Учитель русского языка и литературы

                                   Сушкова Неля Александровна.

              Цели урока:  1. напомнить учащимся о важнейших событиях в

                                            период создания «Мертвых душ».

                                         2. познакомить с творческой историей поэмы

                                             «Мертвых душ»; вызвать интерес к этому

                                             произведению;

 3.познакомиться с главным героем – Чичиковым в

    в процессе работы над первой главой.

4. помочь учащимся увидеть губернский город NN/

            Предварительная подготовка к уроку (вопросы  для самостоятельной работы ):

  1. Какие события общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.В.Гоголя и его современников?
  2. Рассказать о взаимоотношениях Н.В.Гоголя с А.С.Пушкиным.
  3. Какие произведения создал  Н.Гоголь по совету А.Пушкина.

 Поисково-творческая работа с текстом: на протяжении урока ведется работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

  Работа с перфокартами: контрольный срез знаний по теме урока.   

                                          Ход урока:

1. Беседа по вопросам домашнего задания:

                       Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

                        Мы познакомимся с историей создания поэмы, а также с главным героем Чичиковым. Определим роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

                        Итак, обратимся к вопросам домашнего задания.

             1. Какие события в общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.Гоголя?

                           30-е годы 19 века – это время реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания, расправы царизма с восставшими, крушения всяких надежд на свободу.

      – М.Лермонтов в стихотворении «Дума», обращаясь к своим современникам, дал общественно-политическую характеристику эпохе 30-х годов: духовный застой, равнодушие к царящему в жизни злу.

      – Современник Н.Гоголя А.Герцен  писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны.

Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». А.

Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования…?»

            – В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи.

Он писал:»Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!…

Совет

И кто же из  людей нового поколения  не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»

                      В такой обстановке Н.Гоголь решил написать «Мертвые души», которые «потрясли всю Россию».

           2. Каковы были взаимоотношения Пушкина с Гоголем. Какие произведения написаны Гоголем по совету А.Пушкина?

            – В 1831 году Гоголь познакомился с друзьями  Пушкина – А.Дельвигом, В.Жуковским, П.Плетневым, а затем и с самим А.Пушкиным.

Гоголь читал все произведения своего кумира, для него много значило дружеское внимание Ии одобрение Пушкина. Замысел и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю помог найти Пушкин.

             

                В 1837 году Гоголь находился за границей в Париже, где его и застало известие об убийстве Пушкина, что явилось для него тяжелейшим потрясением.

2.

Слово учителя об истории создания «Мертвых душ».

                Да, ребята, действительно,  Пушкин высоко ценил  талант Гоголя , и он посоветовал ему заняться литературой.

       Запишите тему урока и эпиграф.

Читайте также:  Критика о "слове о полку игореве": отзывы критиков о произведении

                  Гоголь приступил к написанию «Мертвых душ» в 1835 году. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», – писал он. А чтобы показать всю Русь, надо ее хорошо знать.

                Он наблюдает жизнь, собирает различные материалы, изучает русскую действительность, видит в ней много подлецов, казнокрадов, взяточников.

Обратите внимание

             В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Все социальные слои крепостной России: чиновники, помещики, крепостные крестьяне. Да и сам автор выступает как действующее лицо.

               «Мертвые души» были задуманы трехчастным произведением по налоги с «Божественной комедией» Данте: ад,, чистилище, рай..

        –  На уроках культурологи вы изучали «Божественную комедию» Данте, вспомните, каков ее сюжет?

        – Коли мы говорим об аналогии, как выдумаете, кого из героев поэмы Гоголь задумал провести через чистилище к нравственному и  духовному возрождению?

                 Безусловно, вы  правы. Только Чичикова и Плюшкина автор хотел провести через чистилище к духовному и нравственному возрождению Ведь только эти герои имеют биографию. Если есть прошлое, значит, есть и будущее. Остальные герои статичны, в них нет движения, а если нет движения – нет жизни. Гоголь как бы воплощает христианский завет: «…и последние будут первыми».

              6 лет Гоголь работал над 1 томом. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение Чичикова. Этого писателю не удалось. 2 том Гоголь сжег, а к 3 так и не приступил. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои ему не удались.

                Гоголь очень любил Россию и свято верил в ее достойное будущее, но пути преобразований он не видел.

  «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ.  – Не дает ответа».

                 Изначально «Мертвые души» были задуманы как роман, но позже Гоголь определяет жанр своего произведения как эпическая поэма.

                  – Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?

     В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор передает сои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.

                 – Какова композиция этого произведения?

       Замысел изъездить с Чичиковым всю Русь определил и характер композиции. Она построена как история похождений приобретателя Чичикова, покупающего «мертвые» души.

                     1 глава  – губернский город

                      2-6 гл.  – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:

                                           2гл. -Манилов

                                           3 гл. – Коробочка

                                           4 гл. – Ноздрев

                                           5 гл. – Собакевич

                                           6 гл. Плюшкин

                     7-10 гл. – губернское общество

                      11 гл. – биография Чичикова.

            Говоря о Гоголе, мы не можем не остановиться на художественной особенности его творчества. Гоголь – гениальный  русский сатирик. Сила Гоголя – в его юморе. Это «смех сквозь слезы». И с первых страниц поэмы мы слышим эту горькую иронию, переходящую в сатиру.

3.Аналитическая работа с текстом произведения.

           Итак, мы приступаем к работе над 1 главой. Ее можно считать

экспозицией поэмы и в то же время завязкой, так как здесь мы знакомимся с главным героем, который приехал в губернский город N.

      – С какой целью  герой приехал в город? Подтвердите текстом.

                   (У  него есть какой-то замысел. Это и является завязкой действия.)

          А теперь нам понадобятся таблицы, положите их перед собой и будем одновременно работать с тестом и с таблицей.

                                   Анализ 1 главы. «Знакомство с городом N».

          – Кто приехал в город N?   (какой-то господин).

           – Чем он так замечателен? Что вы о нем можете сказать?  (..ничего нельзя о нем сказать определенного, он никакой: «ни толстый и ни тонкий, ни стар, ни молод, недурен, но и не красавец»).

           – Обратил ли кто-нибудь внимание на нового человека в городе? (никто, обратили внимание только на его бричку),

          – Почему на бричку? (потому что по экипажу мужики судят о человеке).

          – Далее мы следуем за своим  героем и оказываемся в гостинице. Какое впечатление оставляет описание гостиницы? Ощущение запущенности, заброшенности, разрухи… Но она была такая, какие бывают гостиницы в любом губернском городе: ни лучше, ни хуже.)

         – Вот наш герой осматривает свою комнату, может быть, мы сейчас с ним познакомимся поближе, узнаем, что это за человек? ( нет, вместо героя мы опять видим только его вещи6 чемодан, ларчик, колодки, жареная курица, которые много говорят о свеем хозяине).

        – Во всякой гостинице есть общая зала, куда и отправляется наш герой. Какое впечатление произвело на вас это описание? ( Опять же запущенность, кругом грязь и самое главное, такую залу можно найти в любом губернском городе .В тексте много слов, которые подчеркивают типичность явления: те же, та же, все то же, что и везде.)

        -Куда отправляется Чичиков дальше? (обедать).

      – Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Гоголь опять подчеркивает типичность явления, но самое главное, что поражает, нигде нет людей, а только перечисляются наименования блюд).

      – Продолжаем следовать за Чичиковым. Куда он отправляется после обеда?

(посмотреть город).

      –  Остался ли Чичиков доволен осмотром города? (да, город никак не уступал другим губернским городам).

      – Далее Чичиков заглянул в городской сад. Что вы можете сказать об этом эпизоде?  (Здесь особенно чувствуется  присутствие автора. Только здесь  уже не добрый юмор, а едкая ирония. Ведь сад имеет очень жалкий вид, а как расписан в газетах. Гоголь обличает и лицемерие  и чинопочитание граждан.)   

      -И вот наступил следующий день! Куда же отправился Чичиков? (наносить визиты городским сановникам).

      – Кого он посетил первым ? (губернатора).

      – Что мы можем сказать о губернаторе? (был ни толст, ни тонок, был большой добряк, сам вышивал по тюлю) 

      – Достаточно ли это для характеристики главы города? (Нет, губернатор должен заботиться о благосостоянии своих граждан, а город в запущенном состоянии и жителей мы не видим вообще.)

         – Кого он еще посетил? (прокурора, вице-губернатора…)

        -Как эти визиты характеризуют Чичикова? (Чичиков хорошо знает людей, он знает, как кому польстить, как создать о себе благоприятное впечатление. В итоге его все приглашали в гости. Так было получено и приглашение на бал в дом губернатора).

Чичиков, как глиняный сосуд, принимает обличие, которое в нем хотят видеть. Он, как зеркало, отражает все, что видит.

         – Понаблюдаем за героем, когда он готовится к вечеринке. Чем вызвана такая внимательность к своему внешнему виду? (Чтобы должным образом решить свои дела, он должен был производить на всех хорошее впечатление. И он знал, как это сделать.)

           – Следуя за Чичиковым, мы оказываемся у губернаторского дома.И что же мы видим? (Только что Чичиков ехал по темным, безлюдным улицам, а губернаторский дом освещен как для бала, словом, все как нужно. Опять типичность явления: губернаторский дом в любом городе должен выделяться своим богатством.)

           – И вот мы с Чичиковым на балу. Как характеризует Гоголь гостей на вечеринке? Что это за люди, похожие на мух? Чем они занимаются? (Ничем. Они бестолково носятся врозь и кучами. Они хотят, чтобы их заметили.

Важно

Может удастся занять какую-нибудь должность, хоть немного, но выше той, которую они имеют. В развернутой метафоре дается характеристика их жизненных целей. И неважно, кто в этих фраках.

Они все обезличены, главное – одежда, мундир, фрак – показатель социальной принадлежности).

           – А какие здесь мужчины? В чем суть сопоставления «Толстых» и «Тонких»?

(Опять же, мужчины здесь как и везде, обезличены, они разделяются только по габаритам. Одни – толстые, другие – тонкие. Толстые – это почетные чиновники города, они заботятся о своем благополучии. А тонкие, наоборот, с радостью проматывают состояние, оставленное им в наследство. Это те, кто управляет городом и которые ни на минуту не задумывались о благосостоянии города и его жителей.

           – С кем еще знакомится Чичиков на вечеринке? (С помещиками Маниловым и Собакевичем).

Ребята, вот мы с вами и закончили анализ 1 главы. Подведем итоги.

          – Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?  (Комментарий учащихся.)

             Итак, мы познакомились с историей создания «Мертвых душ», определили жанр произведения, познакомились с композицией, с главным героем Чичиковым и губернским городом.

              Нам осталось  с вами определить роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя. Это вы сделаете самостоятельно.

               Но прежде, чем вы приступите к творческой работе, мы проведем небольшой тест на выявление знаний по истории создания поэмы.

  1. Закрепление. Контрольный срез по изученному материалу.

                          (Работа с перфокартами).

  1. Назовите эпоху, отраженную в поэме «Мертвые души».

А) конец 20-х – начало 30-х гг. 19 века.;

Б) 30 – 40-е гг. 19 в.,

В) Отечественная война 1812 г.

  1. Сюжет «Мертвых душ» был подсказан:

          А) В.А.Жуковским;

          Б) А.С.Пушкиным;

          В) В.Г.Белинским.

  1. В основе сюжета «Мертвых душ» лежит:

А) конфликт между помещиками и городскими чиновниками;

Б) драматическая судьба капитана Копейкина;

В) авантюра Чичикова с покупкой «Мертвых душ».

4.Известно, что замысел Гоголя – «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» – предопределил композицию поэмы. Она построена:

          А) как любовные похождения Чичикова, занятого поисками богатой невесты;

          Б) как история похождений «предпринимателя» Чмчмкова, покупающего «мертвые души»;

          В) как попытки главного героя найти свой путь деятельности и смысл жизни.

5.Какое впечатление вначале произвел Чичиков на жителей губернского города:

Совет

А) человека, с которым «никак нельзя говорить, как с человеком близким… никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!»;

Б) опытного светского человека, умеющего поддержать разговор на любую тему, говорящего «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»;

В) человека-манекена, «ни то ни се».

6. Укажите, в чем суть аферы Чичикова:

А) «мертвые души» нужны Чичикову для приобретения весу в обществе;

Б) «мертвые души» нужны Чичикову для удачной женитьбы;

В) Чичиков хотел заложить умерших крестьян в Опекунский совет под видом живых, а затем, получив под залог ссуду, скрыться.

7.Какова судьба второго и третьего томов «Мертвых душ»:

       а) были написаны и опубликованы при жизни автора;     

        б) не были написаны Гоголем;

          в) написан второй том, белову4ю рукопись которого Гоголь сжег за девять дней до смерти; к третьему писатель не приступал.

           8. Кого из писателей можно сравнить с Н.В.Гоголем (по стилю, характеру обличительного смеха, способу отражения действительности);

           А) А.П.Чехова;

           Б) М.Е.Салтыкова-Щедрина;

           В) Ф.М.Достоевского.

        9. Н.В.Гоголь скончался 21 февраля 1852 года. Царское правительство запретило писать о его смерти. И все же появился небольшой некролог: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?!..»

           А) В.Г.Белинский;

           Б) Н.Г.Чернышевский;

           В) И.С.Тургенев.

Проверить тесты во время выполнения творческого задания и объявить в конце урока.)

          5. Творческая работа.  Наблюдение над стилем писателя.

                           Наступило время для творческой работы. Вам нужно еще раз обратиться к тексту 1 главы и выписать слова, словосочетания, синтаксические фигуры и тропы, которые говорят  о типичности явлений, описанных в 1 главе и сделать выводы.

6.Итоги урока:

       –  объявить оценки за контрольный срез;

        – заслушать 1-2 творческие работы;

Вывод : Мир Гоголя – это предметный мир, вещественный. Вещи громко заявляют о себе, они независимы, самодостаточны. А материальный мир у Гоголя пустой. Чем он наполнен? Чем живут чиновники? Ничем. Сплетни, пересуды, обман, стремление к самообогащению.

        – прокомментировать и объявить оценки, полученные в ходе работы на уроке.

Обратите внимание

7. Домашнее задание:   Перечитать 2-3 главу, сделать сравнительную характеристику 2-х помещиков: Манилова и Коробочки, руководствуясь планом сравнительной характеристики героев.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/20/nikolay-vasilevich-gogol-tvorcheskaya-istoriya-mertvykh-dush

История создания романа “Мертвые души”

Из писем Николая Васильевича Гоголя следует, что первоначально произведение создавалось как легкий юмористический роман. Однако, по мере написания, сюжет представлялся автору все более оригинальным.

Примерно через год после начала работы, Гоголь окончательно определил другой, более глубокий и обширный литературный жанр для своего детища – «Мертвые души» стали поэмой. Писатель делит произведение на три части.

В первой он решил показать все недостатки современного общества, во второй – процесс исправления личности и в третьей – жизнь уже изменившихся в лучшую сторону героев.

Читайте также:  Характеристика мальчиков из рассказа «бежин луг» тургенева в таблице: образы героев, портреты детей, описание внешности и характера (список)

Работа над первой частью произведения велась около семи лет. Гоголь начал писать ее в России осенью 1835 года. В 1836 году он продолжает свою работу за границей: в Швейцарии и в Париже.

Однако основная часть произведения была создана в столице Италии, где Николай Васильевича творил в 1838 по 1842 годы. На доме номер 126 римской улицы Систина (via Sistina) есть мемориальная доска, увековечивающая этот факт. Гоголь тщательно работает над каждым словом своей поэмы, помногу раз переделывая написанные строки.

Рукопись первой части произведения была готова к печати в 1841 году, однако она не прошла этап цензуры. Издать книгу удалось со второго раза, в этом Гоголю помогли влиятельные друзья, но с некоторыми оговорками. Так, писателю было поставлено условие изменить название. Поэтому первые публикации поэмы назывались «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Таким образом цензоры надеялись сместить акцент повествования с общественно-политической системы, которую описывает Гоголь, на главного героя. Еще одним требованием цензуры было внесение изменений или удаление из поэмы «Повести о капитане Копейкине». Гоголь согласился значительно изменить эту часть произведения, чтобы не потерять его. Книга вышла в печать в мае 1842 года.

Выход в свет первой части поэмы вызвал много критики.

На писателя обрушились как чиновники, которые обвиняли Гоголя в том, что он показал жизнь в России сугубо негативной, каковой она не является, так и приверженцы церкви, которые считали, что душа человека бессмертна, поэтому по определению не может быть мертвой. Однако коллеги Гоголя сразу высоко оценили значимость произведения для отечественной литературы.

Сразу после выхода первой части «Мертвых душ», Николай Васильевич Гоголь начинает работать над продолжением поэмы. Вторую главу он писал почти до самой смерти, однако так и не смог ее закончить.

Важно

Произведение казалась ему несовершенным, и в 1852 году, за 9 дней до смерти, он сжег чистовой вариант рукописи. Уцелевшими оказались лишь первые пять глав черновиков, которые сегодня воспринимаются как отдельное произведение.

Третья часть поэмы осталась лишь задумкой.

Видео по теме

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-838770-istoriya-sozdaniya-romana-mertvye-dushi

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Замысел, творческая история, жанровое своеобразие

Поэма «Мертвые души» создавалась Гоголем 17 лет. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Сам Пушкин узнал её во время своей кишинёвской ссылки. Пушкину якобы рассказали, о чём свидетельствует полковник Липранди, что в местечке Бендеры (где Пушкин был дважды) никто не умирает.

Дело в том, что начале 19 века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно – они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти.

Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю. Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года.

В письме Пушкину, датированном этим днём, Гоголь впервые упоминает «Мёртвые души»: Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Вначале Гоголь мыслил свой сюжет в форме сатирического романа. В том же письме читаем: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

К отказу от сатирической одностронности привел Гоголя опыт с «Ревизором», после которого у писателя возникла идея ввести в свои труд лирическое начало.

«После Ревизора я почувствовал, более нежели когда-либо прежде, потребность сочиненья полного, где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться», — писал он в «Авторской исповеди» Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии.

К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира. Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме с конца сентября 1840 года по август 1841 года.

Вернувшись в Россию, Гоголь читал главы романа в доме Аксаковых и готовил рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 года выяснились препятствия к публикации рукописи, переданной на рассмотрение цензору Ивану Снегирёву, который, по всей вероятности, ознакомил автора с могущими возникнуть осложнениями.

Совет

Опасаясь цензурного запрета, в январе 1842 года Гоголь через Белинского переправил рукопись в Санкт-Петербург и просил друзей А. О. Смирнову, Владимира Одоевского, Петра Плетнёва, Михаила Виельгорского помочь с прохождением цензуры. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова или» и крупными «Мертвые души».

В письмах В. Жуковскому он восклицает: “Клянусь, я что-то сделаю, чего не сделает обыкновенный человек… Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!” Действительно, замысел произведения был чрезвычайно сложен и оригинален.

Он во многом требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения замысла. Привычные рамки жанров становились для него слишком тесными. А потому Н. В. Гоголь ищет новые формы для завязки сюжета и его развития. В начале работы над произведением в письмах Н. В. Гоголя часто фигурирует слово “роман”.

В 1836 году Гоголь пишет: “…вещь, над которой я сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная…” И все же впоследствии Н. В. Гоголь склоняется к следующему определению жанра своего произведения: поэма.

Разобраться в столь необычном определении жанра “Мертвых душ” нам помогают сделанные позже наброски Н. В. Гоголя к “Учебной книге словесности для русского юношества”. Н. В. Гоголь признает существование повествовательной поэзии и выделяет в ней несколько жанров.

“Величайшим” из них писатель считает эпопею, в которой отражается целая историческая эпоха, жизнь народа или всего человечества (“Илиада” Гомера). Роман Н. В. Гоголь называет “слишком условленным” и считает, что его предмет — не вся жизнь, а лишь “замечательное происшествие в жизни”. Внимание автора должно быть сосредоточено на характерах, и прежде всего на главном герое.

Кроме этого, Н. В. Гоголь выделяет еще один жанр — “меньший род эпопеи”, стоящий посередине между эпопеей и романом. Малая эпопея не имеет “всемирный” характер, но содержит “полный эпический объем замечательных частных явлений”. Ее герой — “частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой”.

И далее: “Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени”. Кроме того, Н. В. Гоголь особо выделяет сатирическую и обличительную направленность “меньшего рода эпопеи”.

Как видим, именно эти сформулированные Гоголем характеристики малой эпопеи наиболее точно описывают характер “Мертвых душ”. Можно упомянуть и еще некоторые признаки этого жанра: более свободная, по сравнению с романом, композиция, стремление автора отыскать в прошлом “живые уроки для настоящего”. Возникает впечатление, что, описывая жанр малой эпопеи, Н. В.

Обратите внимание

Гоголь во многом анализировал главное произведение своей жизни. Действительно, Чичиков, герой “Мертвых душ”, — лицо незаметное, не выделяющееся, но именно такой человек представляет для автора огромный интерес как герои нового типа, герой своего времени, выходящий на арену общественной жизни “приобретатель”, который опошлил все, включая даже саму идею зла.

Именно похождения Чичикова являются связующим элементом сюжета. Проводя героя по русским дорогам, автору удается показать огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое.

Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует страшную картину нравов современной ему России и, главное, исследует душу народа. Рассуждения Гоголя могут подниматься на общечеловеческий уровень, и судит он своих героев судом истории.

И кроме того, действительность писатель изображает с “сатирической стороны”, а именно это, по его мнению, позволяет писателю создать значительное произведение, “несмотря на мелочь взятого случая”. Н. В. Гоголь никогда не относился к писателям, которые стремились “уложить” свое произведение в рамки какого-либо общепринятого жанра.

Творческое воображение могло диктовать ему свои законы. А потому, начав с жанра традиционного авантюрного романа, Н. В. Гоголь, следуя все более и более расширяющемуся замыслу, выходит за рамки и романа, и традиционной повести, и поэмы. И в результате писатель создает, по словам Л. Н.

Толстого, “нечто совершенно оригинальное”, не имеющее аналогов — масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и связано с сюжетом.

Лирическое начало, присутствие которого становится все более и более значимым по мере развертывания событий, выражено в лирических авторских отступлениях, когда мысль писателя уходит далеко от событий с жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, “всю Русь”, и даже выходит на общечеловеческий уровень. И тогда “Мертвые души” действительно становится поэмой, посвященной пути автора в этом мире, процессу познавания им действительности и человеческой души. Итак, мы можем сказать, что в том виде, в котором “Мертвые души” предстали перед читателем, это произведение соединило в себе элементы различных жанров. Это и эпическое масштабное произведение, и плутовской роман, и лирическая поэма, и социально-психологический роман, и повесть, и сатирическое произведение — а в целом — единое произведение, которое еще долгое время будет поражать нас глубиной анализа русского характера и удивительно точным предсказанием будущего Руси, России.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21

1. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Основной конфликт и композиция трагедии. Проблема историзма. Народ в трагедии.

Пушкин задумал “Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма “Борис Годунов” противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.

Важно

С “Бориса Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика: автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в постановке вопроса, а не в решении его.

Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература “сообщала мысли”.

С Пушкина способность литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства.

В “Борисе Годунове” переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории….

Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного.

Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.

Пушкин избрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.

Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, — ступени трона всегда в крови.

Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от “царя Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном.

Венец его политического опыта циничный урок:

Милости не чувствует народ:

Твори добро — не скажет он спасибо:

Грабь и казни — тебе не будет хуже.

Совет

Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность (“… государь досужною порою/Доносчиков допрашивает сам”). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной.

Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление — потеря народного доверия — тирания гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.

Но путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.

Однако позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,

Никто тебе не смеет и напомнить

О жребии несчастного младенца —

А между тем отшельник в темной келье

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда.

Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.

Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, “потехам юных лет”.

Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.

С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: “… то ведают бояре, / Не нам чета”. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем “царя Ирода”.

Обратите внимание

Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца.

Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос — Мужика на амвоне

Народ, народ! В Кремль!

В царские палаты! Ступай!

Вязать Борисова щенка!

Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам “гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.

В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами “Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите да здравствует царь Димитрий Иванович!”

Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя Ирода.

Финальная ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.



Источник: https://infopedia.su/1×1111.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]