Образ и характеристика хариты игнатьевны огудаловой в пьесе “бесприданница” островского

Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы (по пьесе А. Островского « Бесприданница »)

В народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко па­дает», но, видно, на всякое правило бывает исключе­ние. Таким исключением являются мать и дочь Огу­даловы. И чем настойчивее автор подчеркивает их разность, тем ярче выступает перед читателем харак­тер главной героини — Ларисы.

«Бойкая женщина»,— говорит о Харите Игнатьев­не Кнуров, и ему вторит Вожеватов: «Уж очень про­ворна». Такая характеристика не случайна. С ловко­стью Хариты Игнатьевны у Огудаловых «всегда по­лон дом холостых».

Подыскивает заботливая мать для своей дочери подходящую пару, а заодно и средст­ва к существованию добывает, ведь «средства у нее так невелики, что даже и на такую жизнь недостает», Огудалова-старшая «любит… пожить весело».

Ловко одурачивает Харита Игнатьевна многочисленных «женихов» Ларисы: «Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай». Недешево обхо­дится посещение Огудаловых и самым именитым жи­телям Бряхимова.

Обратите внимание

Впрочем, они не в обиде, ведь, как говорит Вожеватов, «за удовольствия платить надо, они даром не достаются…».

Не впрок пошла ловкость Огудаловой старшим до­черям. Их она выдала замуж, только слаще жить им оттого не стало. Старшую увез кавказский князек, он же ее и зарезал от ревности. Младшая вышла за «ино­странца», оказавшегося обыкновенным шулером. Драматично складывается и судьба Ларисы.

Лариса Дмитриевна — полная противоположность своей матери. «…Не в матушку,— замечает Вожева­тов. — У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Лариса бесхит­ростна.

Она не умеет и не старается скрывать свои чувства и намерения. Она открыта сердцем и просто­душна. Если любит, то всем сердцем, если презирает, то говорит об этом напрямую.

Лариса — человек с тон­кой душевной организацией.

Харита Игнатьевна не вполне одобряет линию по­ведения дочери. «Без хитрости на свете не прожи­вешь»,— наставляет она ее. А узнав, что дочь собира­ется отправиться с Карандышевым на жительство в Заболотье, иронично замечает: «Ты уж и шляпу соло­менную с широкими полями заведи, вот и будешь пас­тушкой».

«Матушка, голубушка, солнышко мое, Пожалей, родимая, дитятко твое»,— напевает Лариса, устав­шая от жизни по материным правилам.

Однако Харита Игнатьевна глуха к просьбам доче­ри.

Она не хочет понять того унизительного положе­ния, в котором находится Лариса, окруженная «бле­стящим обществом», ищущим в ее лице только раз­влечения и не способного увидеть в ней личность, человека.

«Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь»,— с легкостью заявляет Харита Игнатьевна и тут же добавляет: «Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

Тяжело приходится Ларисе с матерью, не способ­ной понять и пожалеть ее. «И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бега­ешь»,— настоятельно учит Огудалова дочь. Разногла­сия с матерью еще больше усугубляют личную драму Ларисы. Героиня совершенно одинока. С ней рядом нет близкого человека, способного дать ей душевное тепло и покой.

Островский — мастер подбирать своим героям «го­ворящие» имена. Так, и в «Бесприданнице» имена и фамилии героев глубоко символичны. В фамилии, имени, отчестве Хариты Игнатьевны значимо все. Ха­рита — в переводе с греческого означает «изящество, прелесть, красота».

Важно

Кроме того, Харитами звали по традиции цыганок из хора, а Игнатами — почти каж­дого московского цыгана. В пьесе не раз о доме Огуда­ловых говорится как о цыганском таборе. Фамилия Огудалова происходит от слова «огудать», что значит «обмануть, обольстить, надуть, объегорить».

Огудалой в народе называли шута, обманщика, мошенника.

Если говорить о Ларисе, то ее имя в переводе с гре­ческого означает «чайка». Уже читая список дейст­вующих лиц, вдумчивый читатель заострит внимание на таком резком контрасте имен дочери и матери, а приступив к чтению пьесы, убедится в правильном выборе писателем имен для своих героинь.

Источник: http://5litra.ru/soch/206-larisa-dmitrievna-i-harita-ignatevna-ogudalovy-po-pese-a-ostrovskogo-bespridannica-.html

Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского «Бесприданница»

/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского «Бесприданница»

  Скачать сочинение

    Островский написал замечательную пьесу «Бесприданница». В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств.
    «Бесприданница» схожа по смыслу с драмой «Гроза».

В этих пьесах, даже главные героини похожи характером и пьесы заканчиваются одинаково трагично. И нам, безусловно, очень жалко обеих героинь. Если Катерина погибает от любви (с любовью в сердце), то Лариса, наоборот, умирает без любви в сердце, так и не найдя настоящей взаимной любви.

    Если мы возьмёмся описать, в чём же трагедия Ларисы, то мы сможем увидеть, как глубока это «кроличья нора».
    У Ларисы не было ни какого приданного, а таких, в то время, называли бесприданницами. Бесприданницам было крайне сложно выйти за муж. Не один мужчина не хотел, что бы девушка жила исключительно за его счёт.

Поэтому пожениться на ней могли только очень богатые или люди, оказавшиеся в ситуации, подобной Ларисиной.
    Её мать – Харита Игнатьевна, была не очень бедной, но и не очень богатой.

Эта семья, была семьёй «среднего класса», поэтому Харита Игнатьевна не хотела выдавать свою дочь за мужчину «класса» ниже своего, а это грозило остаться дочери в старых девах.
    Из всех знакомых мужчин, Ларисе больше всего нравился Сергей Сергеич Паратов, который, в свою очередь, был блестящим барином, да и деньги у него водились большие.

Но Лариса опоздала – он успел пожениться на другой. Сергей Сергеич Паратов был очень хитрым и гнусным типом. Он не тот, кто должен быть рядом с Ларисой.
    Был у неё ещё один поклонник, единственный, кто предложил ей руку и сердце – Юлий Капитоныч Карандышев. Но он был далеко не идеален.

Совет

Мать была не очень им довольна из-за того, что у него тоже нет приданного, да и богатым он тоже не был. Сама же Лариса, прекрасно понимала, что это он ей делает такое одолжение.

Карандышев это и не скрывает: « … Только венчаться непременно здесь, чтобы не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий».
    Здесь, безусловно, произошла трагедия, разрушение человеческой жизни. Бедная Лариса оказалась слабее той ситуации, которая сложилась вокруг неё. Она не смогла противостоять обстановки, царящей вокруг неё.

    Нам жаль, что всё так случилась. Что Лариса так и не смогла найти счастья. Но это жизнь, здесь нет правых и виноватых.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского «Бесприданница»

Смотрите также по произведению “Бесприданница”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00099001184864178824

Бедная бесприданница Харита Игнатьевна

?

Ольга Щёлокова (regenta) wrote,
2005-09-12 06:55:00 Ольга Щёлокова
regenta
2005-09-12 06:55:00 Categories:

  • отношения
  • общество
  • музыка
  • Cancel

Вот, перечитала вчера любимую пьесу Островского — «Бесприданница» — и прониклась глубоким сочувствием к… Харите Игнатьевне Огудаловой. Бедная женщина! Мужественная женщина! И вообще, можно сказать, страдалица. Ларису, конечно, тоже жалко, этого не отнять (ну да, быть жертвой плейбоя-динамщика — в этом, понятное дело, радости мало), но вот маменьке-то кто посочувствует?! Это ж ужас сплошной! Сама она, как говорится в ремарке, «вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам». А почему не по летам-то: ей, скорее всего, едва-едва за сорок: вполне ещё может нравиться (что, в принципе, и было продемонстрировано в «Жестоком романсе» неувядаемой Алисой Фрейндлих). И тем не менее вместо того чтобы устраивать собственную жизнь, она самоотверженно хлопочет о дочерях, потому что больше о них позаботиться некому: её бывший супруг их только наплодил, а потом благополучно сыграл в ящик. Ну и что ей прикажете делать с тремя капризулями, едва-едва вышедшими из пубертатного возраста? На какие средства их содержать? Да нет их, средств-то. И ведь всё равно — приходится крутиться, чтобы последняя из незамужних бесприданниц была одета «богато, но скромно». И выдавать дочерей замуж — это просто требование жизни, грубой социальной жизни. Не выдашь — жрать просто нечего станет. Не говоря уж о том, чтобы одевать дочурку «богато, но скромно». А ведь иначе-то её одеть никак нельзя, вот ведь в чём фишка, потому что, как говорит Кнуров, «Огудаловы всё-таки фамилия порядочная». Понимаете, это ведь сам социум этого требует — хорошо одевать девицу «порядочной фамилии». Требует, но ничего для этого не предлагает — вот в чём ужас-то! И романтическая Лариса, при её девической эфирности, этого не понимает, полагая, что все эти богатые туалеты, гитары с бантиками, обеды и фуршеты для потенциальных женихов как-то так, сами собой, естественным образом образуются. И ещё, при этом, пеняет маменьке: ах, зачем, мол, она её заставляет гостям улыбаться, когда у неё в глазах стоят слёзы страдания по безвременно отсутствующему, но обожаемому Сергею Сергеевичу!Она-то не понимает, а вот умные, прагматичные люди понимают.

К н у р о в. Огудалова разочла не глупо: состояние небольшое, давать приданое не из чего, так она живёт открыто, всех принимает.В о ж е в а т о в. Любит и сама пожить весело. А средства у неё так невелики, что даже и на такую жизнь недостаёт.К н у р о в. Где же она берёт?

В о ж е в а т о в. Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся… Потом на приданое возьмёт с жениха, а приданого не спрашивай.

Понимаете, в чём дело? Умные-то люди понимают, что Харита Игнатьевна не от хорошей жизни «крутится» и что это оно само, общество, поставило ей такие издевательские, в общем-то, условия.

Ну и, соответственно, вряд ли осудили бы её за то, что за подарок, который Вожеватов сделал ко дню рождения Ларисе, она, Харита Игнатьевна, взяла деньги с Кнурова под предлогом того, что вот-де, хотела подарить эту вещицу от себя лично, да, увы, средств нет. Ничего, они мужички богатые, ушлые, не обеднеют — для себя самих, в общем-то, и стараются.

Они же сами на бесприданнице жениться не станут, не так ли? А удовольствий они хотят: сначала, так сказать, эфирных, а потом — и более существенных.

Ну и Харита Игнатьевна, соответственно, принимает, вынуждена принимать правила игры, которые были придуманы не ей, а магнатами мачистского общества, которым, с одной стороны, надо, чтоб было чистенько и девственно, а, с другой стороны, чтобы с интересной барышней в Париж съездить.

Это же им нужно, а не Харите Игнатьевне, правда же? А ей нужно только одно: сесть, наконец, за покрытый скатертью столик и неторопливо выкушать свою чашку кофею.

И чтобы вокруг было тихо и чисто — ни романсов под гитару, ни разбросанных повсюду шмоток, ни сомнительных ценителей юной красоты, ни слёз, ни истерик, ни, самое главное, расходов, расходов, расходов…А они, разумеется, снова возникли бы, если бы Лариса вышла замуж за душевно тупого Карандышева, но очень скоро всё равно возвратилась бы к матери — чтобы опять страдать, вздыхать, петь романсы, красиво одеваться и опять требовать расходов, расходов, расходов, плохо соображая, откуда они, деньги, берутся. Ну и на кого тогда надеяться? Понятно на кого — на «доброго друга», на «солидного, прочного друга». И ничего возмутительного, в общем-то. «Содержанка»? А кто произнёс это слово — «содержанка»? Никто его и не произносил. Просто солидный мужчина Кнуров, Мокий Пармёныч, излагает Харите Игнатьевне неизбежные перспективы, с которыми та не может не согласиться. Ну да, ей, Ларисе, будет не обойтись без «солидного, прочного друга». «Что вы улыбаетесь?» — спрашивает Кнуров, излагая свою мысль госпоже Огудаловой. Так улыбается — потому что понимает, о чём речь. Не от хорошей жизни, понятное дело, улыбается. И, тем не менее, говорит: «Я очень рада, Мокий Пармёныч, что вы так расположены к нам». Ну, и далее… образец дипломатичной беседы, доложу я вам.

К н у р о в. Вы, может быть, думаете, что такие предложения не бывают бескорыстны?О г у д а л о в а. Ах, Мокий Пармёныч! К н у р о в. Обижайтесь, если угодно, прогоните меня!

О г у д а л о в а (конфузясь). Ах, Мокий Пармёныч!

Обратите внимание

Нет, а в самом деле, что ещё можно сказать, кроме этого выразительного «Ах, Мокий Пармёныч!»? Зачем он вообще такие вещи спрашивает, если всё и так, без слов, понятно? Конечно, Харита Игнатьевна может встать в позу и сказать: «Ах вы негодяй!» А почему — «негодяй»? Разве что было сказано непотребного? Но даже если она и скажет «негодяй», то что это решит? Да ничего. В итоге ей придётся тогда и дальше мыкаться со своей романтичной дочерью — будет ли она замужней, останется ли старой девой и оттого будет действовать ей на нервы ещё больше.В общем, строго говоря, во всей этой замечательной пьесе есть только два разумных, здравомыслящих персонажа — уже упомянутые Мокий Пармёныч (в фильме «Жестокий романс» его блистательно и адекватно сыграл замечательный Алексей Петренко) и Харита Игнатьевна. Только эти двое и понимают, что «этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной» — в нём действуют жестокие законы детерминизма — непреодолимые, как земное тяготение. Все остальные — или пройдохи типа Паратова, или нежные и трепетные цветочки типа Ларисы, которая, строго говоря, хорошо умеет делать только одно — петь романс со словами «Матушка, голубушка, солнышко моё, пожалей, родимая, дитятко твоё».Ну так она, по-моему, его, дитятко, и пожалела.«Нет, не могу, тяжело, невыносимо тяжело», — сказала Лариса и пошла своим путём.Тем же, что и Катерина из «Грозы».Но вот только никому от этого не стало лучше.

А маменьке — так очередные хлопоты.

Источник: https://regenta.livejournal.com/79215.html

Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница»

Любовь. Она как птица, свободная и непредсказуемая. Она парит высоко в чистом, безоблачном небе. Ты будто ощущаешь её присутствие над собой, протягиваешь к ней руки – она взмахивает крылом и уплывает в бесконечные просторы неба.

Пространство, в котором она живёт, увлекает тебя, и, когда вдруг удаётся взлететь вслед за этой птицей, тебя охватывает чувство блаженства. Ты свободен, ты летишь, охваченный ощущением легкости, спокойствия. Но лишь немногим удаётся взлететь вслед за птицей. Немногим удаётся обрести могучие крылья.

И немногим удаётся удержаться на волнах небесного океана.

Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка: «Е в глубине низкая чугунная решётка, за ней – вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла и проч.». В этом городе своя жизнь.

Лариса Дмитриевна Огудалова, чьё имя переводится как «чайка», будто птица в этой клетке. Её душа рвётся в родную стихию – стихию свободы, покоя, – счастья. Она мечтает расправить свои крылья и окунуться в небесные воды.

Мечтает о чистом чувстве, она ищет любовь.

Ларису окружают циничные люди, для которых истинное значение имеют деньги, власть и положение в обществе. Те люди, которые из-за корыстных побуждений могут пожерт-вовать своими чувствами, продать себя.

Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, предлагая дочь в качестве товара, ловит богатеньких женихов. «Любит и сама пожить весело, – говорит Василий Данилыч Вожеватов, – как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся». Лариса красива, неглупа, талантлива, «обращение свободное, оно и тянет».

Читайте также:  Мораль басни "вельможа и поэт" крылова (анализ, суть, смысл)

Эти качества – очень дорогой товар, за который не каждый может заплатить. Харита Игнатьевна наживается на своей дочери, собирая со всех Ларисиных ухажёров понемногу. Ларису Огудамову окружают мужчины. Мужчины разных лет, с разными состояниями и разным положением в обществе.

Важно

Среди всех женихов, которые ходят к Ларисе («старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный», или кассир, который просто засыпал Хариту Игнатьевну деньгами и которого арестовали у них же в доме), выделяется Сергей Сергеич Паратов. «Блестящий барин» затмевает всех.

Сергей Сергеич для Ларисы – идеал мужчины. Красивый, мужественный, смелый. Мужчина, у которого доброе сердце и в котором она, по её словам, не может быть уверена. Но мы видим, что Паратов далёк от идеала. Он, конечно же, смел и рискован, он общителен, он уважаем в обществе, но, мне кажется, слишком сильна в нём корысть.

Возможно, в его сердце живёт любовь к Ларисе. Он, по крайней мере, очень увлечён ею, но Паратов отказывается от непорочной, искренней Ларисы, от её чистой любви в пользу низменных ценностей – денег. Он говорит о себе: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно».

Сергей Сергеич собирается жениться на очень богатой девушке. Он нашёл выгоду: ради золотых приисков он готов продать свою свободу, продать себяЕ

Чувство же Ларисы к Паратову чистое и светлое. Она не отрицает своих чувств и прямо говорит, что если бы явился Сергей Сергеич, то было бы достаточно одного его взгляда, чтобы она вновь принадлежала ему.

А Сергей Сергеич будто специально мучает Ларису Дмитриевну: добивается признания, что она его любила и любит по-прежнему. Лариса ждала ответного чувства от Паратова, но он ответил ей лишь мимолётной страстью, увлечением. Ведь для Паратова не существует чувства идеального. «В любви равенства нет», – говорит он.

И если случается равная с обеих сторон любовь, то «это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безе».

Лариса готова бежать с Паратовым: «Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает ради него жениха, с которым ей жить всю жизнь». Паратов будто оказывает на Ларису колдовское воздействие. Своими словами, своими обещаниями он заставляет её поверить ему вновь, простить, забыть обиду. Она вновь принадлежит ему. «Вы – мой повелитель», – говорит Лариса Паратову.

«Я брошу все расчёты и уж никакая сила не вырвет вас у меняЕ» Все эти обещания были пустыми. Паратов хотел уговорить Ларису поехать с ним за Волгу. Последние дни своей холостяцкой жизни он собирался провести как можно веселей и для этого пригласил Ларису Дмитриевну.

Совет

Лариса поверила обещаниям Паратова, а он убил в ней последнюю веру в то, что настоящая любовь существует.

«Угар страстного увлечения скоро проходит, – говорит Паратов, – остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывныЕ» А знающие Паратова люди, такие как Вожеватов и Кнуров, утверждают, что каким бы смелым Сергей Сергеич ни был, а миллионную невесту на Ларису не променял бы.

Романс, который Лариса пела гостям, очень точно характеризовал состояние героини:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей

Паратов вновь возбудил в Ларисе чувства к нему, хотя она уже смирилась со своим положением.

Она решила выйти замуж за Карандышева, мечтала о простой жизни в Заболотье, мечтала гулять по лесам, собирать ягоды, грибы.

«Я по крайней мере душой отдохну, – говорит Лариса, – пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем.

Юлий Капитоныч Карандышев, возможно, любит Ларису. Он восхищается ею, боготворит её. Три года он ухаживал за Ларисой. Терпел Юлий Капитоныч и насмешки, и то, что придерживали его в женихах на всякий случай. И награждён он был за постоянство, за терпение.

Лариса же собирается за него замуж от безысходности: «Не приписывайте моего выбора своим достоинствамЕ» – говорит Лариса Дмитриевна. Она не отрицает, что Карандышев для неё – соломинка, за которую хватается утопающий». Но Карандышев самолюбив. Для него неважно, что Лариса его не любит.

Главное, чтобы посторонние думали, что выбор Ларисин был свободен, что она предпочитает его другим ухажёрам. Лариса для Карандышева является как бы ступенькой в высшее общество города. Он хочет добиться уважения Кнурова, Вожеватова, Паратова…

В то время как Лариса Дмитриевна хочет уехать в Заболотье, хочет тишины и уединения, Юлий Капитоныч специально водит её по улицам. «Ему покрасоваться хочется. Да и не удивительно: из ничего да в люди попал», – говорит Харита Игнатьевна. Ему хочется повеличаться, погордиться, ведь он «влезает в лучшее общество».

Ларисе Карандышев неприятен: «Е как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» Она стыдится за Юлия Капитоныча. Тем, что Паратов, Вожеватов да Кнуров издеваются над Карандышевым, они терзают Ларису.

Обратите внимание

Василий Данилыч Вожеватов является другом семьи Огудаловых. Он знает Ларису с малых лет. И она ему тоже нравится. Но, как человек с положением в обществе, с ценностями вроде купеческого слова, он не даёт волю своим чувствам.

Даже когда Лариса Дмитриевна просит его о помощи, когда его поддержка необходима ей как никогда, он отказывается помочь ей всего лишь потому, что проиграл её в споре с Кнуровым.

Вожеватов даже видит определённую выгоду в том, что проиграл: расходов меньше.

Мокий Пармёныч Кнуров считает, что они, близкие друзья Ларисы, обязаны принять участие в её судьбе. Кнуров сразу определяет Ларису как вещь: «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку».

Он считает, что не создана Лариса для бедной семейной жизни, в ней нет земного, житейского. «Эта женщина создана для роскоши, – говорит Кнуров. – Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует». Мокий Пармёныч предлагает Ларисе своё покровительство.

Он как бы хочет выступить в роли ювелира, который и камень отточит, и оправу подберёт дорогую.

Лариса понимает, что все воспринимают её как вещь: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

В конце концов Лариса Дмитриевна оказывается на развилке. У неё три пути.

Первый – смириться с унизительным положением, выйти замуж за Карандышева, который простит ей всё, уехать в Заболотье, где продолжать тихо жить и вести домашнее хозяйство; второй – признаться себе, что является вещью, причём дорого вещью, и быть под покровительством Кнурова. Окунуться в роскошь, блеск.

И третий – самоубийствоЕ Во время разговора с Паратовым Лариса упоминала о самоубийстве: «Для несчастных людей много простора в божьем мире; вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге – выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет».

Важно

Ларисе не пришлось выбирать один из путей. Юлий Капитоныч застрелил её. Он освободил её от душевных мук и тем самым совершил для неё благодеяние. Лариса Огудалова страдала, терпела много унижений, искала чистое и прекрасное чувство. Она не нашла любви, но её душа вырвалась наружу.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/mat-larisy-xarita-ignatevna-v-pese-bespridannica/

Характеристика образа Ларисы Огудаловой

Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело».

Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается».

Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Но Лариса – натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это.

Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее.

Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя.

Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Совет

Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», – говорит она, стоя у решетки.

Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, – человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь».

Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.

Никогда ник^о не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к.

каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «…смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть.

Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Этот выстрел возвращает Ларису к самой себе, она, умирая, прощает всех.

Источник: http://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-larisy-ogudalovoj/

Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

У драматурга Островского имеется много достойных работ, с разными героями, но больше всего запоминаются те, где в качестве главных героинь выступают женщины с мятежным характером. Одна из них, замечательная работа Островского Бесприданница, которая знакомит нас с Ларисой Огудаловой и ее образом. А над ее характеристикой нам предстоит поработать.

Образ Ларисы Огудаловой

Лариса Огудалова является главной героиней в Бесприданице. Благодаря ее матери дом полон холостых ребят, которым женщина предлагает получить удовольствие, правда за все придется раскошелится. В отличие от матери, которая готова на любые жертвы и траты, лишь бы подобрать дочке богатого жениха, Лариса Огудалова ее совершенная противоположность.

Лариса талантлива и романтична, верит в чувство любви и не принимает ту жизнь, которую в ее доме устраивает мать. Конечно по приказу матери девушка любезничает, раздаривает улыбки и ведет светские беседы, но все это ей не по душе. Она чужая в мире, где на первом месте стоят деньги, вокруг сплошные эгоисты и копеечные страсти.

Обратите внимание

Ее любовь к Паратову оказалась надуманной и не настоящей. Избранник предпочел другую, более богатую, и попросту обманул Ларису. А сосватанный маменькой Карандышев был не мил. Лариса терпела, а душа хотела свободы. Осознав, что к ней все относятся как к вещи, девушке не хотелось жить. Подумывала она и о самоубийстве, но не решалась.

Ее освобождением стала пуля, выпущенная Карандышевым. За это освобождение девушка была благодарна, а смерть для нее стала спасением.

Характеристика Ларисы Дмитриевны Огудаловой

Если остановится подробнее на характеристике нашей героини, то по описанию мы увидим молодую девушку, чей возраст был подходящим для заключения брака. Росла Лариса Огудалова в бедной семье, приданное за ней не значилось, поэтому и выбирать женихов не приходилось. В отчаянии она решает выйти замуж на нелюбимого Карандышева, ведь ее идеал Паратов сбежал.

Паратов возвращается, как и возвращается ее надежда. Лариса решается на прогулку по ночной реке. Она надеялась, что тот предложит воссоединить сердца, но вместо этого он сообщает о своей женитьбе. После ночи с Паратовым, девичья честь потеряна навсегда и теперь она не видит жизни даже Карандышевым, поэтому соглашается стать содержанкой.

Но Карандышев из ревности убивает девушку.

Лариса Огудалова девушка открытая и простая, привыкла всегда говорить правду. Она очень чувствительная, впечатлительная и очень страдает оттого, что ни один мужчина ее не полюбил по-настоящему. Все воспринимают ее как вещь, поэтому даже ставку на нее могут спокойно сделать.

Такая жизнь для нее была невозможной. Вокруг непонимание и унижение, а ее душа не может существовать в мире денег и примитивности, где материальное затмило душевное, вытеснило любовь и другие человеческие чувства.

Эта девушка не из тех, кто приспосабливается к подобной жизни, поэтому смерть стала для нее избавлением. Очень жаль, что данное произведение актуально и в наше время.

Расчетливость и выгода сегодня у многих также на первом месте, но радует что существуют и Ларисы Огудаловы, которые вопреки всему ищут свое счастье не среди денег, а ради настоящих чувств.

Источник: http://sochinyshka.ru/obraz-i-xarakteristika-larisy-ogudalovoj-bespridannica-ostrovskogo.html

Жизненная позиция и нравственный облик Огудаловой в драме «Бесприданница» – Сборник сочинений

Нравственный облик Огудаловой, как и других героев Островского, предопределяется её общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна — приживалка при знатных господах.

Очевидно, в молодости она роскошествовала на счет своих поклонников, под старость же торгует красотой и обаянием своей дочери.

Чтобы вести образ жизни, к которому она привыкла, и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться и подличать: «Экое страшное слово сказала: «унижаться»! Испугать, что ли, меня вздумала? — возражает она Ларисе. — Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь».

Важно

Жизненная позиция Огудаловой обусловила её отношение к поклонникам Ларисы. К каждому из них она находит свой подход.

К Мокию Парменычу Кнурову она относится крайне предупредительно: «На чем записать такое счастье! Благодарна, Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили. Я так рада, растерялась, право…

не знаю, где и посадить вас». Она во всем соглашается с Кнуровым, угодливо повторяет его слова:

  • Кнуров. Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет. Ну, понимаете, тривиального, что нужно для бедной семейной жизни.
  • Огудалова. Ничего нет, ничего.
  • Кнуров. Ведь это эфир.
  • Огудалова. Эфир, Мокий Парменыч.
  • Кнуров. Она создана для блеску.
  • Огудалова. Для блеску, Мокий Парменыч.
Читайте также:  Описание гранатового браслета в повести "гранатовый браслет" куприна

С Паратовым Огудалова ведет непринужденную, дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Молодец мужчина» «Экой сокол!» «Ах ты, проказник!» Весьма характерна и ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо». И совершенно иная манера держаться и разговаривать с Карандышевым. С ним Огудалова говорит пренебрежительно, с явной иронией. Ведь Караидышев — бедный жених. Поживиться от него печем.

Её отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека…» Хитрая Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет, поощряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Она невольно улыбается, прекрасно понимая замысел коварного старика.

Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это те 30 сребреников, за которые она продает свою дочь. И все это делается за спиной Ларисы. Её судьбу решают без неё. После разговора с Кнуровым Харита Игнатьевна исподволь готовит Ларису к разрыву с Карандышевым, к жизни на содержании у Кнурова.

Она говорит о ничтожестве Карандышева, о непривлекательных сторонах жизни в деревне. А Лариса? Чувства Ларисы выражены в романсах, которые она поёт. Лариса просит пожалеть её, не подвергать новым испытаниям, «не искушать». Но Харита Игнатьевна остается верна себе.

В сцене званого обеда она снова рисует Карандышева в самом невыгодном для него свете; а когда Лариса решает ехать за Волгу, на пикник, Харита Игнатьевна ничего не предпринимает, чтобы её остановить.

Источник: http://schooltask.ru/zhiznennaya-poziciya-i-nravstvennyj-oblik-ogudalovoj-v-drame-bespridannica/

“Бесприданница” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание

Меню статьи:

Пьеса Александра Островского «Бесприданница», созданная автором в 1874 – 1878 годах, – яркое повествование, касающееся проблемы «маленького человека».

Её действующие лица, в основном, люди, для которых превыше всего стоит земное богатство, и только дочь Огудаловой Лариса пытается противостать общепринятым нормам поведения и мыслит иначе.

Ознакомившись с главными героями и описав краткое содержание, можно глубже понять то, что хотел сказать автор в своем произведении.

Главные герои пьесы

Лариса – главное действующее лицо, девушка из небогатой семьи, желающая выйти замуж. Преданная богатым барином Паратовым, она соглашается на брак с Карандышевым, человеком ревнивым и неумным, хотя совсем его не любит. Это, в конце концов,  приводит к трагедии.

Харита Игнатьевна Огудалова– вдова, мать Ларисы, женщина властная, которой девушка с детства привыкла подчиняться.

Юлий Капитонович Карандышев – жених Ларисы, эгоистичный, ревнивый и мстительный человек. Чтобы отстоять свою правоту, хватается за оружие. Производит очень неприятное впечатление.

Сергей Сергеевич Паратов – богатый барин, бывший возлюбленный Ларисы. Предпочел ей невесту с большим состоянием.

Василий Данилыч Вожеватов – друг детства Ларисы, богатый юноша.

Мокий Парменыч Кнуров– пожилой человек, в руках которого – огромное состояние. Дает советы матери Ларисы по поводу женитьбы дочери на Карандышеве.

Действие первое: Карандышев – жених Ларисы

Большой город Бряхимов, на Волге. По одну сторону входа в кофейную находится бульвар, по другую – деревья, в глубине – низкая чугунная решетка, за которой открывается  вид на Волгу.

Явление первое
На площадке перед кофейной ведут диалог Гаврило – буфетчик и Иван – слуга. Они рассуждают о жизни, о своеобразии поведения богатых, в частности Мокия Парменыча Кнурова, человека в летах, обладающего огромным состоянием и Василия Даниловича Вожеватова, юноши, представителя богатой торговой фирмы.

Явление второе
В кофейню заходят Вожеватов и Кнуров, которые беседуют друг с другом, к разговору иногда подключаются Гаврило и Иван.

Сначала речь идет о покупке парохода, затем, собираясь  пить шампанское и чай, рассуждают об этих напитках и постепенно переходят к теме, касающейся замужества Ларисы Дмитриевны, дочери Хариты Игнатьевны Огудаловой.

Все присутствующие в кофейне считают, что жених – Юлий Капитоныч Карандышев – совершенно не пара девушке.

Совет

Конечно, были те, кто сватался к ней раньше, но ни один не удержался. Например, девушка сильно унывала, когда в прошлом году Сергей Сергеевич Пиратов «месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда».

А Карандышев, по утверждению Вожеватова и Кнурова, ведет себя странно.

Явление третье
Среди присутствующих появляются Огудалова Харита Игнатьевна и её дочь Лариса. Мать девушки соглашается выпить чашечку чая. Карандышев приглашает Василия Даниловича и Мокия Парменыча на обед, но последний соглашается только тогда, когда узнает, что на самом деле предложение исходит от Огудаловой, и обед устраивают для Ларисы.

Вдруг Иван говорит, что подходит корабль под названием «Ласточка», но ни Кнуров, ни Вожеватов не желают спуститься к пристани.

Огудалова, подойдя к Кнурову, сообщает ему, что, во-первых, свадьба требует многих расходов, а во-вторых, у её Ларисы завтра день рождения, и она не знает, что подарить.

Мокий Парменыч понимает намек, обещает зайти. Наконец, Харита Игнатьевна, Кнуров и Вожеватов покидают сцену.

Явление четвертое
Лариса любуется видом на Волгу и вдруг обращается к Карандышеву с просьбой уехать в деревню. Однако, в женихе взыграла ревность, и он задает вопрос: о чем она говорила с Вожеватовым, да еще и называла его просто по имени – Васей.

Карандышева не интересуют оправдания Ларисы, что она знакома с Василием Данилычем с детства, что у них ничего плохого не было. Но Юлий Капитонович заявляет, что нужно бросать старые привычки. И попрекает невесту прошлым, говоря, что у них был в доме «цыганский табор». Девушка возражает, что не по своей воле это происходило, так нужно было маменьке.

Она изо всех сил пытается полюбить своего жениха, и открыто ему в этом признается, желая поддержки. Карандышев вдруг понимает, что обидел любимую девушку и сконфуженно произносит: «…Это я сказал так…» Лариса просит его быть осторожнее в словах, потому что она очень впечатлительная и ранимая.

Девушка боится осуждать даже Сергея Сергеевича, хотя по всему видно, что этот человек в прошлом поступил с ней нехорошо, – и пытается пресечь вопросы, которые по этому поводу задает Карандышев. Но жених не унимается. Тогда Лариса открыто признается: Сергей Сергеевич лучше него.

И приводит в пример историю о том, как однажды они с кавказским офицером стреляли из пистолетов – сначала офицер по стакану, который Сергей Сергеевич держал на голове. И выбил его, но побледнел. «Я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего – и не побледнею» – заявил Паратов. И выбил монету, вложенную в руку Ларисы.

Обратите внимание

Карандышев скрепя сердце согласен признать некоторые достоинства Сергея Сергеевича, ведь, кроме всего, Лариса рассказала, что он помогал бедным, но продолжает ревновать невесту.

Однако, она честно говорит, что не любит и никогда не полюбит Юлия Капитоныча, а чувства продолжает испытывать только к Сергею Сергеевичу. Раздается выстрел из пушки в честь Паратова.

Нервничая, Лариса собирается домой.

Явление пятое
Иван и Гаврило радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Господа – Паратов с Робинзоном, своим другом, Вожеватов и Кнуров – заходят в кофейную. Иван пытается всячески угодить Сергею Сергеевичу.

Явление шестое
За свою услужливость слуга получает от Паратова рубль.

Сергей Сергеевич сообщает, что продал баржи, затем представляет Кнурову и Вожеватову своего друга, актера Аркадия Счастливцева, которого называет Робинзоном, и не без причины.

Оказывается, он великодушно подобран на острове, где очутился со своим другом, купеческим сыном: их высадили за непристойное поведение. Теперь артист находится в полном подчинении у Паратова.

Явление седьмое
Робинзон недоволен тем, что Вожеватов обращается к нему на «ты», но узнав о том, что он богат, смиряется и говорит: «Вот это в моем вкусе». А затем предлагает дружбу Василию Данилычу.

Сергей Сергеевич приглашает друзей на обед, но и Вожеватов, и Кнуров вынуждены отказаться, потому что их позвали в дом Ларисы, которая выходит замуж. Узнав эту новость, Паратов падает духом, но делает вид, что искренне рад за бывшую возлюбленную. Что касается обеда, беседующие уверены: на него будет приглашен и Сергей Сергеевич.

Действие второе: отношение окружающих к замужеству девушки

Явление первое

Действие происходит в доме Огудаловой. Мать Ларисы находится в хорошо обставленной комнате с мебелью и фортепиано, на котором лежит гитара. Она держит в руках коробочку и зовет дочку, чтобы показать подарок от Васи. Лариса переодевается, поэтому говорит: «Позже посмотрю». Вдруг в комнату заходит Кнуров.

Явление второе
Огудалова очень обрадована неожиданному визиту Кнурова, не знает, куда его посадить. Они начинают беседовать, и главная тема разговора – замужество Ларисы.

Мокий Парменыч убежден в том, что мать Ларисы в корне неправа, выдавая дочь за человека бедного. Лариса, по мнению Кнурова, создана для блеску, а Карандышев не способен обеспечить достойное существование.

Он советует в этом случае опереться на сильное плечо богатого человека.

Затем Мокий Парменыч задает Огудаловой вопрос по поводу коробочки, которую она держит в руках.

– Это я хотела дочери подарок сделать – отвечает мама Ларисы. Кнуров советует обеспечить девушку, в первую очередь, хорошим гардеробом и обещает оплатить все покупки. После этого он уходит.

Явление третье
Появляется Лариса, которая, кажется, не разделяет восторг матери по поводу подарка Василия.

Важно

Огудалова предлагает поблагодарить и Вожеватова, и Кнурова, хотя Лариса не догадывается о том, что Мокий Парменыч хочет для нее сделать.

  Главное желание Ларисы, о котором она говорит маме – пока не прошло лето, вырваться из города в село, гулять по лесу, собирая ягоды и грибы… «До деревни ли ему?» – возражает Огудалова, зная характер Карандышева.

Явление четвертое
Входит Илья-цыган. Лариса просит его наладить гитару. Илья сожалеет, что у них в цыганском хоре много басов, но только один тенор, Антон, но он теперь заболел. Вдруг сообщают, что приехал барин, и обрадованный цыган поспешно уходит.

Явление пятое, шестое
Ларисе надоело унижаться, и она говорит об этом матери. Когда заходит Карандышев, Огудалова сообщает ему, что Лариса очень хочет уехать из города. Однако, жениху абсолютно не понятно, куда она торопится и зачем. Юлий Капитонович уверяет, что они обязательно будут жить в деревне, но только после того, как станут мужем и женой.

Лариса, желающая, чтобы свадьба была скромной и слышащая возражения и от матери, и от Карандышева, сокрушается, говоря, что все играются с ней, как с куклой.

Юлий Капитонович осуждает нравы горожан. Ему непонятно, что все люди радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Испугавшаяся Лариса, узнав, что это не кто иной как Паратов, и сейчас он приближается к их дому, снова начинает уговаривать Юлия Капитоновича уехать в деревню. Она желает исчезнуть, спрятаться от бывшего жениха.

Явление седьмое
Паратов заходит в дом и подает ручку Огудаловой. Они обнимаются и целуются. Харита Игнатьевна делает вид, что несказанно рада визиту Сергея Сергеевича. Барин сообщает, что намерен выгодно жениться, но ни за что не хочет сообщить, кто его избранница. Затем он желает увидеть Ларису Дмитриевну. Огудалова зовет дочь.

Явление восьмое
Лариса и Сергей Сергеевич остаются наедине. Между ними происходит диалог, в котором Лариса упрекает Паратова, что раньше его ждала, но уже устала.

Сергей Сергеевич, в свою очередь, тоже предъявляет претензии девушке, говоря, что она многое потеряла в его глазах. Главная героиня возражает, что выходит замуж не по своей воле. Паратов догадывается, что Лариса все еще любит его, но так сложились обстоятельства.

Кроме того, девушка утверждает, что Карандышев питает к ней искренние чувства.

Явление девятое
Огудалова знакомит Карандышева и Паратова. И тот, и другой вроде бы вежливо говорят друг с другом, но в речи сквозит плохо скрываемая ревность. Атмосфера постепенно накаляется.

Огудалова пытается примирить господ, каждый из которых испытывает неприязнь к другому. Следуя правилам этикета, Карандышев, по совету Хариты Игнатьевны, приглашает Паратова на обед.

Тот холодным тоном произносит, что согласен.

Явление десятое
В комнату неожиданно входит Вожеватов, который спрашивает разрешения у Ларисы и Огудаловой впустить Робинзона. Василий сильно командует Аркадием, и это сразу бросается в глаза. Карандышев приглашает друга Василия на обед.

Явление одиннадцатое
Вожеватов спрашивает у Паратова, понравился ли ему жених Ларисы и получает отрицательный ответ: «кому он может нравиться». Сергей Сергеевич придумывает план, как посмеяться над Карандышевым.

Действие третье: Лариса сбегает с Паратовым, бывшим возлюбленным

Явление первое
Действие происходит в комнате Карандышева, обставленной без вкуса. Ковер на одной стене, оружие – на другой. Появляется еще одно действующее лицо – тетя Карандышева, Евросинья Потаповна, женщина властная и жадная. Иван просит у нее лимонов к чаю, она проявляет недовольство и дает вместо этого клюквенный морс.

Явление второе
Во время обеда у Карандышева Лариса сгорает от стыда. Но Юлий Капитонович будто бы ничего не замечает, кроме того, его стараются специально подпаивать, чтобы посмеяться. Девушка болезненно переживает такой позор.

Явление третье
Заходит Евдокия Потаповна, спрашивая, закончился ли обед. Она упрекает, что напрасно переводят купленные дорогие продукты. Лариса остро ощущает удушливую атмосферу происходящего вокруг и снова хочет бежать. Ефросинья Потаповна уходит считать серебро.

Явление четвертое
Кнуров собирается идти кушать в клуб, потому что после так называемого обеда у Карандышева остался голодным. Такое, по его словам, происходит впервые.

Присутствующие делают вывод, что Юлий Капитонович глупец. Но Паратов раскрывает замысел: Карандышева специально напоили, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

А вот Робинзону, которого тоже хорошо угощали вином, вроде бы все нипочем.

Явление пятое
Робинзону после такого бурного возлияния становится плохо. Он говорит, что отравился каким-то непонятным вином. Паратов обещает его вылечить.

Явление шестое
Робинзон рассматривает комнату Карандышева и спрашивает по поводу оружия, которое висит на стене. Оно, оказывается, турецкое. Юлий Капитонович снимает со стены пистолет, но Паратов говорит, что он все равно не выстрелит, даже если сейчас применить в действие. Карандышев возражает. Затем речь заходит о качественных и некачественных сигарах.

Явление седьмое
Огудалова упрекает Карандышева за нетрезвый вид, но он сам себя пьяным отнюдь не считает.  Паратов предлагает Юлию Капитонычу выпить с ним на брудершафт. Тот соглашается и велит Ивану принести коньяк. Робинзон оживляется, когда слышит, что у хозяина дома есть такой напиток, с которым он умеет обращаться.

Явление восьмое
Робинзон заявляет, что пьянкой Карандышева они добили: он начал, а Сергей Сергеевич докончит.

Явление девятое
Появившийся Илья-цыган предлагает поехать с ними, все готовы и ожидают на бульваре. Паратов, Кнуров и Вожеватов соглашаются, но Робинзона на прогулку брать совсем не хотят. Вожеватов придумывает способ, как отделаться от навязчивого попутчика.

Явление десятое
Вожеватов, чтобы избавиться от Робинзона, притворяется, что он едет в Париж и берет Аркадия с собой, только по дороге предлагает заехать к нему домой, чтобы тот отдохнул перед дорогой. Хитрый план удается.

Явление одиннадцатое
Появляется Лариса. Ей нездоровилось – так она объясняет причину, по которой не была с гостями. Паратов сообщает девушке, что они с Карандышевым пили на брудершафт. Сергей Сергеевич зовет Илью в их общество, объясняя это тем, что он его друг.

Ларису просят спеть что-нибудь, но она поначалу отказывается, а потом соглашается – противясь Карандышеву, пытающемуся  запретить будущей, как он считает, жене. Вместе с Ильей и Робинзоном, который подключился во втором куплете, они поют «Не искушай меня».

Читайте также:  Краткое содержание "капитанская дочка" пушкина: пересказ сюжета, роман в сокращении

Паратов и Вожеватов в восторге от голоса Ларисы.

Карандышев теперь просит шампанского, но Ефросинья Потаповна наотрез отказывается подавать напиток. Наконец, все расходятся. Лариса остается с Сергеем Сергеевичем.

Явление двенадцатое
Паратов корит себя за то, что в прошлом потерял такое сокровище, как Лариса. Он предлагает девушке ехать с ним на Волгу кататься на катерах – и получает согласие.

Явление тринадцатое
Все радуются, что в их компании будет Лариса. В её адрес поют дифирамбы, Карандышев заявляет, что гордится своей невестой. Наконец, собираются ехать. Девушка прощается с мамой.

Явление четырнадцатое Карандышев сильно расстроен бегством невесты. Он не подозревал, что Лариса уедет на Волгу без предупреждения и требует у Огудаловой отчитаться, где её дочь. Не получая ответа, в порыве лютой злобы Юлий Капитоныч хватает пистолет и убегает. Харита Игнатьевна говорит Ивану, чтобы остановил его.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/bespridannica.html

Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Обзорное изучение «Бесприданницы» основан на самостоятельной работе учеников над пьесой В.П.Медведев предлагает учителю, разбив класс на группы, предложит им подготовить сообщения о героях пьесы и их взаимоотношениях.

По каждой теме можно дать план или поставить ряд вопросов, на которые ученики ответят в своих сообщениях. На уроке одни ученики выступают как докладчики, другие как их оппоненты.

1.

Тема «В цыганском таборе (Лариса и её мать)»-

1. Что узнаем мы о нравственном облике и жизненных принципах Хариты Игнатьевны Огудаловой?

Совет

2. Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется её речь при раз-говоре с разными людьми? Прочтите и прокомменти-руйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

– 3. Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в её судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в третьем явлении второго действия о жизни в деревне, о Карандышеве?

4. С какой целью вводит Островский в текст вто-рого действия романсы «Не искушай меня без нужды…» и «Матушка-голубушка…»?

Нравственный облик Огудаловой, как и других ге-роев Островского, предопределяется её общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна — приживалка при знатных господах. Очевидно, в моло-дости она роскошествовала за счет своих поклонников, под старость же торгует красотой и обаянием своей до-чери.

Жизненная позиция Огудаловой обусловила от-ношение к поклонникам Ларисы. К каждому из них она находит свой подход. К Кну-рову она относится крайне предупредительно: «На чем записать такое счастье! Благодарна, Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили. Я так рада, растеря-лась, право… не знаю, где и посадить пас».

Она во всем соглашается с Кнуровым, угодливо повторяет его слова:

С Паратовым Огудалова ведет непринужденную, дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Молодец мужчина» «Экой сокол!» «Ах ты, проказник!» Весьма характерна и ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо».

И совершенно иная манера держаться и разговари-вать с Карандышевым. С ним Огудалова говорит пре-небрежительно, с явной иронией. Ведь Карандышев — бедный жених. Поживиться от него нечем.

Её отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие силь-ного, богатого человека…» Хитрая Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет, поощ-ряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Она невольно улыбается, прекрасно понимая замысел коварного старика.

Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гар-дероб, а Огудалова 300 рублей. Это те 30 сребреников, за которые она продает свою дочь.

И все это делается за спиной Ларисы. Её судьбу решают без нее.

II. Тема «Я любви искала и не нашла» (Паратов и Ла-риса).

Обратите внимание

1. Кто такой Паратов? Как характеризуют его дру-гие действующие лица — Кнуров, Вожеватов, Каранды-шев?

2. За что полюбила Паратова Лариса?

3. Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются в его взаимоотношениях с Ларисой?

Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в восьмом явлении второго действия, в двенадцатом явление третьего действия и в седьмом явлении четвертого действия.

4. В чем сходство и в чем разница между Паратовым и Печориным?

Объемность характеристики Паратова достигается тем, что эта характеристика дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», — с известной долей осуждения говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно»,–соглашается с ним Вожеватов.

Ка-кой переполох поднялся в городе перед приездом Паратова. Его встречают салютом — выстрелом из пушки.. Цыгане, слуги, кучера — все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с веничком и бросается обметать Паратова».

И тому приятны знаки подобострастия.

О человеке мы судим прежде всего по его поступ-кам. Как же характеризует Паратова его поведение во время путешествия по Волге и пари, о котором Ла-риса рассказывает Карандышеву?

В том и другом эпизоде перед нами азартный игрок, идущий ва-банк. Ставка – своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. Конечно, в этих поступках есть удаль, лихость, молоде-чество, но нельзя не согласиться и со словами Каранышева: «Сердца нет, оттого он так и смел».

Да и сам о себе Паратов говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокии Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Как легко расстался он с «Ласточкой», так же легко оста-вил он и Ларису.

Обратим внимание на это сближение: «Ласточка»- чайка (перевод имени Ларисы).

Важно

Жизненная философия Паратова особенно отчетли-во раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею поль-зоваться».

По так ли уж он свободен и независим? Ради чего он бросил Ларису и что его ожидает в будущем?

Оказывается, для Паратова, как и для купцов, главное — деньги, богатство. Ради денег он жертвует своей любовью, ради них готов продать свою свободу.

Сопоставляя Паратова и Печорина, можно прийти к выводу, что тот и другой герой — эгоисты, которые несут страдания и даже смерть любящим их женщи-нам. Это люди, выделяющиеся смелостью, дерзостью, широтой натуры. Но Печорин — натура несравненно более глубокая.

Это страдающий эгоист, человек, не удовлетворяющийся мелкой и пошлой жизнью об-щества, не находящий дела по своим силам. Паратов же — самовлюблённый, торжествующий эгоист. Он при-нимает позу романтического героя и напоминает не столько Печорина, сколько Грушницкого.

Деньги, по-ложение в обществе, — то, мимо чего с иронической усмешкой проходил Печорин, — составляют цель жиз-ни и определяют линию поведения Паратова.

III. Тема «Я вещь, а не человек» (взаимоотношения Ла-рисы с Кнуровым и Вожеватовым).

1. Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображённых в драме «Гроза»? Сопоставьте облик-артистов И. В.

Самарина (на рисунке Шустова) и К. Н. Рыбакова в роли Кнурова.

Совет

Кто из артистов по своему внешнему облику более соответствует образу пьесы? Какой отпечаток накладывает общественное по-ложение на характеры, психологию, поведение купцов?

2. Как рисует А. Н. Островский взаимоотношения между купцами?

3. Как характеризует Кнурова и Вожеватова их отношение к Ларисе? В чём выразились бездушие, расчётливость и цинизм этих отношений? (проследить по тексту четвертого действия).

Кну-ров и Вожеватов. В отличие от других они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать па выставку в Париж. Сопоставляя портреты И. В. Самарина и К, Н. Рыбакова в роли Кнурова, мы придем к выводу, что облик Н. Рыбакова более соответствует замыслу Островского.

На рисунке Шустова перед нами традиционный облик купца с окладистой бородой, в поддевке. В его внешности есть что-то медвежье, неуклюжее. Рыбаков и роли Кнурова — европеец, джентльмен в пальто и шляпе, с небольшой расчесанной на стороны бородкой, в очках.

Кряжистая, хотя и несколько тучная фигура, волевое лицо, жесткий взгляд — во всем чувствуется твердо стоящий на ногах, самоуверенный человек.

Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кну-ров замкнут, неразговорчив. «Как же ты хочешь, чтобы он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними разговаривает, а больше не с кем; ну он и мол-чит»,– говорит о нем Гаврило.

Эта характеристика потверждается во втором явлении. Гаврилу и Ивана Кнуров просто не замечает, на их поклоны не обращает никакого внимания, да и с Вожеватовым держится несколько покровительственно и снисходительно.

При встрече с Кнуровым Вожеватов почтительно кланяется, Кнуров же ограничивается рукопожатием.

Обратите внимание

Диалог Кнурова и Вожеватова дает возможно судить о взаимоотношениях между самими купцами. Купцы составляют единый лагерь по отношению к зависимым от них людям.

Но внутри этого за внешним благодушием скрывается настороженность и недоверие друг к другу.

Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о коммерческих делах, и в частности о покупке парохода Вожеватов дает самые общие, уклончивые ответы. Нравственный облик купцов раскрывается прежде; всего в их взаимоотношениях с Ларисой.

Обратим внимание на то, цинизм Кнурова прикрывается маской почтительно и показного доброжелательства: «Я все думал о Ларисе Дмитриевне, — обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий.–Мне кажется, она теперь; находится в таком положении, что нам, близким лю-дям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в её судьбе».

Итак, не воспользо-ваться безвыходным положением Ларисы, а «принять участие в её судьбе». Та же фразеология в разговоре Кнурова с Ларисой: «Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете… Я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным ис-полнителем всех ваших желаний и даже капризов…

» В такой форме изложено предложение идти к нему на содержание. В этом обращении нет ни одного слова о любви. Это деловое предложение, и высказано оно деловым языком.

Кнуров не сомневается в том, что его предложение будет принято. Откуда же такая самоуверенность?

Кнуров знает меру власти своей над людьми. «Для меня невозможного мало», — говорит он Ларисе. В царстве чистогана покупаются и любовь, и уваже-ние: «Стыда не бойтесь, осуждений но будет. Есть гра-ницы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что са-мые злые критики чужой нравственности должны бу-дут замолчать и разинуть рты от удивления».

Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пе-ние для Вожеватова большое удовольствие, но не более. Он никогда не потеряет голову, «не зарвется», «лиш-него не передаст».

Важно

Даже в разговоре о самых интим-ных человеческих отношениях Вожеватов пользуется лексикой и фразеологией дельца, коммерсанта. Свои чувства Вожеватов подчиняет трезвому расчету.

Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживаются в четвертом дей-ствии. «Вася, я погибаю! — в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. — …

мы с тобой с детства зна-комы, почти родные; что мне делать–научи!» И слышит в ответ: «Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то? Ничего не поделаешь».

Почему же Вожеватов отказался ей помочь? Во-первых, потому, что здесь каждый за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес, во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести.

Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Это верность законам корпорации. Честное сло-во –марка купца. Нарушившим его нет веры, нет кредита.

Таковы рыцари нового времени, для которых ка-питал стал богом, коммерция — содержанием жизни, нормы морали–средством выгодного предпринима-тельства. И не замечают они, как обкрадывают себя, как пуста, бессодержательна их жизнь.

Здесь можно провести аналогию с сегодняшним днем. Ученикам можно дать мини – сочинение на эту тему.

Самое главное для учителя в этой ситуации, чтобы дети не остались безучастными к этой проблеме, так как и в нашем нынешнем обществе всем зависит от того положения, которое занимает человек. Деньги и власть – составляющие основы современного общества.

IV. Тема – «Я ваш хозяин» (Лариса и Карандышев).

Совет

1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Во-жеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими героями?

2. Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? Проследите по тексту драмы (четвер-тое явление первого действия; шестое явление второго действия; одиннадцатое, тринадцатое, четырнадцатое явления третьего действия; десятое — одиннадцатое явления четвертого действия).

3. В чем сложность образа Карандышева? Какие, чувства он у вас вызывает?

Карандышев вырос в мещанской среде, он с детства испытывал на себе унижения со стороны сильных мира сего. Однако, осуждая их нравы, их поведение, Карандышев, в то же время мучительно завидует им и сам претендует на положение хозяина жизни. это человек с болезненным самолюбием и крайне светолюбивый.

Мелкий чиновник с небольшим достат-ком, Карандышев из кожи лезет, чтобы показать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает настав-ления. Его любимое присловие–«Что за…» («Что за странная фантазия пить чай в это время? Удивляюсь» ;Что за фамильярность с молодым человеком» «…Что за ребячество!»).

Заметим, однако же, что речь Карандышова резко меняется, в зависимости от того, к кому он обращается.

С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!» Формы разговорной речи «вот что», «приезжайте-ка», небрежная расстановка слов в предложении придают обращению Карандышева непринужденность и даже фамильярность. Он как бы похлопывает Вожеватова по плечу.

Иначе он беседует с именитым купцом Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?» Со слугами Карандышев барски высокомерен. В этом из-менении оттенков обращения невольно и незаметно для самого Карандышева раскрывается его низкая, холоп-ская, чиновничья натура.

Карандышев смешон и жалок. Над ним явно издеваются и купцы и слуги, а Кнуров просто игнорирует Карандышева и даже закрывается газетой, когда тот пытается с ним заговорить.

Обратите внимание

Взаимоотношения Карандышева и Ларисы были рассмотрены в первом варианте урока. Заметим лишь, что женитьба на Ларисе для Карандышева средство самоутверждения и в то же время средство поднять свой престиж в глазах окружающих. «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь, — «сквозь слезы» говорит он Ларисе. — Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен».

Средством самоутверждения является для Каран-дышева и званый обед и тост в честь Ларисы за этим обедом: Карандышев благодарит Ларису за то, что та предпочла его всем другим своим поклонникам, сумела «отличить золото от мишуры».

Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Постепенно мы начинаем понимать, что за самоуверенностью скрывается внутренняя робость незащищенность. Конечно, претензии Карандышева стать вровень с Паратовым, Кнуровым и Вожеватовым нелепы, и все же мы с горечью следим за наглым из-девательством над ним хозяев жизни.

Бегство Ларисы за Волгу с теми, кому Карапды-шев завидовал и перед кем хотел «повеличаться», для него страшная катастрофа.

В конце третьего действия раскрывается целая гамма чувств и настроений, ко-торые владеют теперь его душой: это и растерянность, и глубокая горечь, и чувство оскорбленного человечен ского достоинства, и бессильная злоба.

Карандышов ре-шает мстить своим обидчикам. Чем кончается этот бунт маленького, униженного жизнью человека, мы; узнаем в четвертом действии.

Каждый докладчик рассматривал взаимоотношения Ларисы с тем или иным героем и таким образом раскрывал одну из сторон жизненной драмы бесприданницы. Обобщить эти сведения можно при работе с домашними сочинениями по Островскому.

Источник: https://studbooks.net/720881/literatura/tematicheskoe_planirovanie_pese_ostrovskogo_bespridannitsa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector