Мораль басни “голик” крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Осел и Соловей» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Осел и Соловей» заключается в том, что невежественные люди нередко судят о вещах, в которых ничего не понимают; самоуверенные невежды смело критикуют и дают советы там, где их мнение мало интересно.

В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, ограниченность, высокомерие, раздутое самомнение, самоуверенность. «Осел и Соловей».

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последней строке: «Избави, бог, и нас от этаких судей.»

Обратите внимание

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем: «Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. …

Невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет („Осел и Соловей“), — эти невежды только смешны.

Гораздо хуже тот грубый и чувственный невежда, который свою темноту ставит себе как бы в достоинство, называя глупцами всех, кто знает цену не одним материальным благам („Петух и Жемчужное Зерно“)…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Литератор А. С. Павлов комментирует мораль басни так: «В обществе встречаются различные пороки и недостатки. Писатели очень часто в своих произведениях указывают на эти недостатки и смеются над ними.

В данном рассказе писатель выставляет нам также людские недостатки: часто встречаются люди, которые самоуверенно, с видом знатока судят о делах и предметах, не имя о них ни малейшего понятия; таких-то людей Крылов и желал изобразить.» (А. С.

Павлов, «Русская хрестоматия с выводами по теории словесности, разборами и задачами…», Москва, изд-ль Н. В. Любенков, 1880 г.)

Педагог Г. К.

Дорофеев видит суть и смысл басни в следующем: «Не одобряя суемудрия и ученого педантизма, он [Крылов] в то же время осмеивает невежд, пренебрежительно относящихся к „жемчужным зернам“ истинного знания, их недоброжелательство, неблагодарность к науке и искусству, их злословие, невежественный суд и неумелое, хотя под час и ретивое вмешательство в дела, в которых нужны еще знания и просвещенный ум.» (о баснях «Свинья», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Голик») (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)

Авторы книги “И. А. Крылов и его басни” поясняют суть и смысл басни таким образом: «…Невежество само по себе еще не так смешно, когда оно бывает скромно и когда невежда не старается выказать себя, берясь за дело, которое не по его разуму.

Важно

За то заслуживает невежда жестокой насмешки, когда он, не понимая дела, берется о нем рассуждать и вкривь и вкось, толкуя при этом такой вздор, что уши вянут и высказывая тем свое полнейшее невежество. Такие наглядные примеры приведены в баснях „Осел и Соловей“ и „Петух и Жемчужное Зерно“.» («И. А.

Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.) 

По словам В. Ф. Кеневича, поводом к написанию этой басни послужил случай из жизни Крылова: «Нам неоднократно случалось слышать от разных лиц, в том числе и от В. Т.

Плаксина, имевшего возможность узнать истину из ближайших источников, конечно устных, следующий рассказ о происшествии, подавшем повод к сочинению этой басни. — Какой-то вельможа… просил прочитать две-три басенки.

Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Ла Фонтена. 

Вельможа выслушал их благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо; но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не умею», скромно отвечал поэт. Тем разговор и кончился. Возвратись домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей».» (В. Ф. Кеневич, Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)

Источник: https://rulit.online/articles/moral-basni-osel-i-solovej-krylova-analiz-sut-smysl/

Какие басни Крылова есть?О чем они?

У Крылова очень много басен, список:

Алкид

Апеллес и Осленок

Бедный Богач

Безбожники

Белка

Белка

Богач и Поэт

Бочка

Бритвы

Булат

Булыжник и Алмаз

Бумажный Змей

Василек

Вельможа

Вельможа и Философ

Водолазы

Водопад и Ручей

Волк и Волченок

Волк и Журавль

Волк и Кот

Волк и Кукушка

Волк и Лисица

Волк и Мышонок

Волк и Пастухи

Волк и Ягненок

Волк на псарне

Волки и Овцы

Ворона

Ворона и Курица

Ворона и Лисица

Вороненок

Воспитание Льва

Голик

Госпожа и две Служанки

Гребень

Гуси

Два Голубя

Два Извозчика

Два Мальчика

Два Мужика

Две бочки

Две Собаки

Демьянова уха

Дерево

Дикие Козы

Добрая Лисица

Дуб и Трость

Заяц на ловле

Зеркало и Обезьяна

Змея

Змея и Овца

Камень и Червяк

Квартет

Клеветник и Змея

Колос

Комар и Волк

Комар и Пастух

Конь и Всадник

Кот и Повар

Котел и Горшок

Котенок и Скворец

Кошка и Соловей

Крестьяне и Река

Крестьянин в беде

Крестьянин и Змея

Крестьянин и Змея

Крестьянин и Змея

Крестьянин и Лисица

Крестьянин и Лисица

Крестьянин и Лошадь

Крестьянин и Овца

Крестьянин и Работник

Крестьянин и Разбойник

Крестьянин и Смерть

Крестьянин и Собака

Крестьянин и Топор

Кукушка и Горлинка

Кукушка и Орел

Кукушка и Петух

Купец

Лань и Дервиш

Ларчик

Лебедь, Щука и Рак

Лев

Лев и Барс

Лев и Волк

Лев и Комар

Лев и Лисица

Лев и Мышь

Лев и Человек

Лев на ловле

Лев состаревшийся

Лев, Серна и Лиса

Лещи

Лжец

Лиса

Лиса-Строитель

Лисица и Виноград

Лисица и Осел

Лисица и Сурок

Листы и Корни

Любопытный

Лягушка и Вол

Лягушка и Юпитер

Лягушки, просящие Царя

Мальчик и Змея

Мальчик и Червяк

Мартышка и Очки

Медведь в сетях

Медведь у Пчел

Мельник

Механик

Мешок

Мирон

Мирская сходка

Мор Зверей

Мот и Ласточка

Музыканты

Муравей

Муха и Дорожные

Муха и Пчела

Мыши

Мышь и Крыса

Напраслина

Недовольный гостьми Стихотворец

Обезьяна

Обезьяны

Обоз

Овцы и Собаки

Огарок и Подсвечник

Огородник и Философ

Оракул

Орел и Крот

Орел и Куры

Орел и Паук

Орел и Пчела

Осел

Осел

Осел и Заяц

Осел и Мужик

Осел и Соловей

Откупщик и сапожник

Охотник

Павлин и Соловей

Парнас

Пастух

Пастух и Море

Паук и Гром

Паук и Пчела

Пестрые Овцы

Петух и Жемчужное Зерно

Пир

Пловец и Море

Плотичка

Подагра и Паук

Пожар и Алмаз

Похороны

Прихожанин

Прохожие и Собаки

Пруд и Река

Пустынник и Медведь

Пушки и Паруса

Пчела и Мухи

Разбойник и Извозчик

Разборчивая Невеста

Раздел

Роща и Огонь

Ручей

Рыбья пляска

Рыцарь

Свинья

Свинья под Дубом

Синица

Скворец

Скупой

Скупой и Курица

Слон в случае

Слон и Моська

Слон на воеводстве

Собака

Собака и Лошадь

Собака, Человек, Кошка и Сокол

Собачья дружба

Совет Мышей

Сокол и Червяк

Соловьи

Сочинитель и Разбойник

Старик и трое Молодых

Стрекоза и Муравей

Стыдливый Игрок

Судьба Игроков

Тень и Человек

Три Мужика

Тришкин кафтан

Троеженец

Трудолюбивый Медведь

Туча

Филин и Осел

Фортуна в гостях

Фортуна и Нищий

Хмель

Хозяин и мыши

Цветы

Червонец

Чиж и Голубь

Чиж и Еж

Щука

Щука и Кот

Ягненок

Наверное, не буду описывать все басни. Но, например:

Басня “Апеллес и Ослёнок” была создана, чтобы осмеять писателя П. А. Катенина.

“Ворона и лисица” о том, что не стоит верить чужой лести.

“Волк и ягнёнок” о верховенстве сильных, об их безнаказанности перед слабыми.

“Две бочки” рассказывает, что тот, кто делает своё дело – делает молча, а тот, кто кричит об этом всему миру, тот бездельник и бахвал.

“Кукушка и орёл” о том, что как бы тебя не называли, ты – есть ты.

“Парнас” о том, что каким бы твоё место ни было, оно не изменит твой ум.

“Червонец” о том, что важнее содержание, чем внешний вид.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2671088-kakie-basni-krylova-esto-chem-oni.html

referat5vip.ru

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

В цикле социально-бытовых, нравоучительных басен главнейшими являются Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное зерно», «Свинья под Дубом», «Голик», «Волк и Журавль», «Лжец» и др. В «Мартышке и Очках», «Свинье под Дубом» осмеиваются невежество, глупость и высоко ставятся ум, здравый смысл, ясное понимание жизни. Отвлеченную книжную ученость, пустое теоретизирование Крылов осуждает в басне «Огородник и Философ». Порицая общечеловеческий порок – ложь, Крылов придал своему Лжецу черты социальные. Его Лжец – дворянин, князь, чернящий свою страну. «Вот там-то», за границей, все прекрасно, и огурец там «с дом величиной». Живым предстает перед нами космополит Лжец. Крылов выступает здесь и против «пустого, рабского, слепого подражанья». Зазнайство, высокомерие, спесивость изображаются в басне «Мешок». Деньги, золото обеспечили Мешку поклонение, ласковое заискивание. В обществе чистогана это естественно. Но вслед за взлетом наступает падение: пустой Мешок «выброшен, и слуху нет о нем». Баснописец резюмирует: «Велико дело – миллион!» Зависть осмеяна в баснях «Лягушка и Вол», «Прохожие и Собаки». Захотевшая сравниться в объеме с Волом Лягушка так раздувалась, что с «натуги лопнула и околела». А мораль второй басни поэт сформулировал кратко: * Завистники, на что ни взглянут, * Подымут вечно лай; * А ты себе своей дорогою ступай: * Полают, да отстанут Хвастовством иногда прокладывают путь к жизненным успехам («Заяц на ловле»). Неблагодарность разоблачена в баснях «Свинья под Дубом» и «Волк и Журавль», а скупость и жадность в «Скупом» и «Бедном Богаче». Несогласованность в делах осуждается в басне «Лебедь, Щука и Рак». Невежество – в баснях «Петух и Жемчужное зерно», «Мартышка и Очки». Неумение разбираться в жизни осмеяно в баснях «Ларчик», «Любопытный». Особое место в творчестве баснописца занимает басня «Мор Зверей» как атеистическое произведение. Крылов показал, что все грешники и нечестивцы оказываются не только правыми, но и святыми. Ведь они были богаты «когтем или зубком». Здесь осуждено всё: ад, жертвоприношение, грешники, гнев бога. Обращение Льва к зверям – это обычная церковная проповедь: * Итак, смиря свой дух, * Пусть исповедует здесь всякий вслух. Художественные особенности басни. Как и все басни, басни Крылова основаны на аллегории. И его иносказание лишь прикрывает истину, но раскрывает суть действительности. В высокой концентрации баснописец дает типическое событие, обобщенный образ. Одновременно аллегорический образ обнажает отрицательное явление. Подлинный аллегорический образ максимально убеждает своей наглядностью, осязаемостью. Крылов был гением аллегории. Еще Белинский подчеркнул, что Крылов занял выдающееся место в истории русской литературы и что его творчество образовало бы целый период ее развития, если бы его талант проявился не только в жанре басни. Великого критика в равной мере удовлетворяли содержание и форма крыловских созданий. Белинский восторгался поэтическими достоинствами басен, видя в Крылове «истинно гениального творца народных басен, в которых выразилась вся полнота практического ума, смышлености, по-видимому, простодушной, но язвительной насмешки русского народа». Белинский отмечал обширность содержания басен Крылова, он считал, что басня Крылова более, чем басня: «…басни Крылова – не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня». В басне Крылова сочетаются три жанровых разновидности: рассказ, драматическая сценка, нравоучение. Автор всегда стремится к лаконизму, насыщая огромным содержанием каждый образ, каждую сценку. В басне все жанровые разновидности соединились в единую систему, «работая» в одном направлении, глубже проникая в суть характера, в действительность. Баснописец рисовал не просто жанровые сценки, а создавал широкую картину общественных отношений России не только того времени, но и последующего. Он возводил отдельные картины и эпизоды в степень всеобщности, ибо сохранялась антагонистическая основа отношений в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком. Крылов создает в жанре басни широкую картину народной, национальной жизни – нравов, быта России, но рисует по преимуществу животных, птиц, рыб. Точно сказал о нем Гоголь: «Поэт и мудрец слились в нем воедино. У него живописно все, начиная от изображенья природы… до передачи малейших оттенков разговора, выдающих живьем душевные свойства. Все так сказано метко, так найдено верно, и так усвоены крепко вещи, что даже и определить нельзя, в чем характер пера Крылова». Образы животных всегда типизированы. И в народе стали укореняться представления о лисице, медведе, волке, осле, слоне, обезьяне, стрекозе по крыловским басням. Вольный или басенный стих Крылова предельно выразителен, помогает картинности описаний. Баснописец часто использует звукопись: так, кукование кукушки передается звуками: * Кукушка на суку печально куковала. * Передается и мычание вола: * И мы Грешны. * Тому пять лет, когда зимой кормы * Нам были худы… Достигается подвижность, сочность, богатство картины. Басенный стих помогает ритмической выделенное речевой единицы, приближает стихотворную речь к разговорной, устной. Все басни Крылова (за исключением «Стрекоза и Муравей») написаны разностопным ямбом, сохранены интонационное и ритмическое богатства метра. Крыловский вольный стих резко отличался от вольного стиха Сумарокова – неповоротливого, тяжеловесного, а также от стиха Дмитриева – с другой интонационной системой. Басенный стих Крылова связан с фольклором, народным лубочным стихом. Он богат разными оттенками, то идет как монологический «сказ», то как «диалог».

Читайте также:  Петруха в повести "прощание с матерой" распутина: характеристика в цитатах

Басни Крылова композиционно крепко и изящно «сколочены». Они отличаются соразмерностью, в них нет ничего лишнего. Белинский называл басни Крылова «маленькими комедиями». Действительно, они близки к пьесам напряженностью конфликта, острым диалогом. Их легко инсценировать. Басня – жанр сюжетный. Крылов умело сочетал аллегорическую обобщенность с жизненной конкретностью своих персонажей. ActionTeaser.ru – тизерная реклама

ActionTeaser.ru – тизерная реклама 
 “Гроза” — одна из тех пьес А. Н. Островского, которые и в наши дни пользуются неизменной популярностью. В центре авторского внимания находится кризис патриархального мира и патриархального сознания. Но вместе с тем пьеса оказывается гимном живой душе, которая отважилась на смелый протест, на противостояние окаменевшему миру. А эта проблема будет актуальна во все времена.     Классицистическая “окаменелость” персонажей глубоко соответст
Наступила зима, самая любимая пора года детей, так можно на санках покататься и на лыжах и на коньках. Особенно хорошо, когда зима снежная, когда вокруг много сугробов. Здесь можно и замков настроить, и снежных баб налепить, поиграть в снежки, ну, в общем, есть чем заняться детям.Еще зима очень красивая пора года. Иногда утром выходишь на улицу и не узнаешь родные места: все укрыто белым полотном, а на деревьях серебристый иней, который
Какая прекрасная пора — зима! Закружи­ло, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Засты­ли берёзы в белоснежной бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припоро­шённые снегом шишки на ветвях елей. Кругом студёная тишь. Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно укрыл землю. Выхо­дишь из елового сумрака — дух захватывает: та­кое сияние снега, неба, солнца! Просто чудо!Особый характер имеет зима в городе. Со свистом несёт
Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А. Н. Островского значительно различаются по социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” — жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери. Лариса в “Бесприданнице” — красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной и к самодурству,
Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в последние годы Гражданской войны, когда было уже понятно, что власть останется в руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том, какое будущее ждет Россию, и многие писатели и общественные деятели пытались дать на него свой ответ. Среди них был и Евгений Замятин, представивший собственный взгляд на проблему в своем романе-антиутопии «Мы». Он высказал сомнение по поводу возможност
Природное стремление человека к свободе неистребимо, его можно подавить, но нельзя уничтожить. Человек добровольно не откажется от свободы. В. Гроссман “Рукописи не горят…” Сколько раз уже цитировали эту фразу Воланда, но хочется повторить ее вновь. Наше время — время открытий, возвращенных мастеров, ждавших своего часа, наконец увидевших свет. Роман В. Гроссмана “Жизнь и судьба”, написанный тридцать пять лет назад, пришел к читателю
Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это про
Каникулы, а в особенности летние, лучший праздник для ученика. Ведь в это время не нужно сдавать экзамены, сидеть за учебниками и решать задачи. Все проводят свои каникулы по-разному: одни едут на дачу, другие в летние лагеря, а третьи просто остаются дома, читают книги, смотрят телевизор и гуляют с друзьями. Есть и те, кто уезжает за границу. Так, например, моя подруга этим летом была на Украине. Я же провела почти все каникулы у б
В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии.     В основе композиции комедии лежит приём антитезы. Противопоставляются
М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека. Поэма «Песня про… удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в

Источник: https://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/sochineniya-po-basnyam-krylova-i-a-zhizn-i-tvorchestvo-krylova/6057-tsikl-nravouchitelnykh-basen-krylova

Иван Крылов “Басни. Книга седьмая” (1811-23)

Среди мышей порядки таковы, ранжиром служат лишь одни хвосты. Чей хвост длиннее, та мышь более в почёте. Ищите, но важнее мыши той вы не найдёте. Да на беду мышиной братии стоит сказать, не умеют они себе подобных понимать. Не им равняться на длину хвоста, без оного мышей рожают иногда. А вот у крысы точно длинный хвост.

Вопрос ранжира кажется теперь нам прост. Важнее крыса средь мышей, никто с сим не поспорит, и крыса важная всё под себя подстроит. Мыши вдруг окажутся забыты, их интересы воплощают ныне крысы. Да знает мышь, что мышь она, пусть и бесхвостой рождена.

Стоит ли удивляться, что “Совет мышей” – воплощение породивших его крысиных идей?

Совет

Не то вкруг нас, чему мы верим. Не теми категориями мерим. Коль нет воды, сломалась мельница посколь, чья смерть смягчит огорчения “Мельника” боль? Он глупый, ежели всех куриц перебил, тем будто бы он воду сохранил. Теперь без кур и воды без, не по уму он в дело влез.

Причину бед ему исправить полагалось, он же уничтожил, от чего вода в объёме уменьшалась. Он был должен думать наперёд. Разве теперь кто это учтёт? Он прежде кур ценил, берёг их и жалел, не ведая, как плотину делать срок поспел.

Не сделал большее, из скупости видать, вот скупому пришлось за кур приняться, безвинных убивать.

Представление о мире пора поменять. Не под длиною хвоста важность мыши понимать. Не за благом кур видеть благо курятника в целом, а заняться мира понимания делом. Вот есть “Булыжник и Алмаз”, ценой отличные они. В одних условиях росли, одна дорога им: алмаз с булыжником почти сравним.

Так думает и сам булыжник, чем он хуже побратима? Он столь же гладок, твёрд. Пройдёт кто мимо? А ведь проходят, не желают оценить. Где тут завистливым булыжнику не быть? Такая уж судьба – украшать дорогу у моста. Не надо на других смотреть. Не даст то ничего. И схожие черты искать не надо.

Они есть, и что с того?

Все ошибаются. Приметы – яркая черта. Ласточки прилетают, значит будет весна. Не важно, ежели осень по календарю, значит март скоро, не бывать декабрю. Басня “Мот и Ласточка” как раз о том, что нужно прежде думать о благе своём. Допустим, ласточка прилетела и свила гнездо.

Значит ли это хотя бы нибудь-что? Вроде бы значит – не будет зимы. Об этом мысли довольно просты. Да бывать зиме, не обойтись без неё, ласточка замерзнет, заледенеет гнездо. Останется пенять на других. Хотя о глупости человека Крыловым был составлен стих.

Доверие – такая вещь, даже про “Плотичку” похожая басня есть.

Ещё про “Крестьянина и Змею” Крылов раз сказал. С иной стороны отношение к друзьям змеи он показал. Дружна змея, на зависть всем, только не желают дружить прежние друзья с крестьянином тем.

Обратите внимание

Человек хороший он, жаль не видит, кем он окружён. Потому все от него в стороне, никто не желает по зубам прийтись его змее. Это не свинство, так спокойнее всем, крестьянину самому выбирать дружить с кем.

Нет, не свинство, но невежество точно. На ногах он стоять будет не прочно. Ведь змея сама не лучше свиньи, разрывающей корни дуба, находя там жёлуди свои. “Свинья под Дубом” питается, спит, проводит дни и ночи напролёт.

Не думает она, какая судьба её и плоды дающего ей вскоре ждёт. Такому зверю всё равно, оно не понимает – кормит его кто. Готова она уничтожить весь дуб, даже точит на дерево зуб. А рухнет тот дуб, не станет и жёлудей.

Как же не понимает то свинья и понимает мало кто из людей?

Превозносит себя человек, как паук превозносит, паутину лучшую плетя на весь свет. Хороша паутина, хоть продавай. Купят её, а ты новой давай. И станет паук навар иметь.

Как о таком мечтать не посметь? Да сметут метлою с прилавка товар с самим пауком, в басне “Паук и Пчела” как раз написано о том. Не нужна человеку паутина, ведь она – ненужный товар.

Потому паук прядёт её не на продажу, а просто для себя или в дар.

Надежды разрушены. Всё не так. Печаль и только. Лучше алмазом быть в мире камней или среди зверей львом жить, не зная слова “горько”. Всему свой удел: не станет нужным алмаз, лев пред смертью устанет, не сомкнув до конца глаз. Что увидит лев? Он увидит осла, чья доля отныне злой воли полна.

Некогда унижаемый, теперь осёл может воздать, льва он сможет без боязни сам унижать. О том после расскажет лисице осёл, как с царём зверей себя он дерзко повёл. Басни “Лисица и Осёл” таково содержание, всем сильным мира сего она дана в назидание.

В басне “Муха и Пчела” мораль обратная Крыловым дана.

Придёт момент, всякий лев повержен будет. Но пока он в силе, подобного обидчику лев не забудет. Иначе змея себя ведёт, она сразу, ещё до нанесения обиды, нападёт.

Важно

А если не желал обиду наносить, то как тогда ужаленному быть? Всё просто – рядом со змеёй не ходи, тогда не столь скоротечны будут отпущенные тебе дни. Змея подозрительна, не ведает она, как мало думает оскорбить её овца.

Басня “Змея и овца” каждому в дом – не с подлым человеком дружите, дружите лучше со львом. Тот хоть не станет понапрасну кусать, задуманное им заранее можно узнать.

Равнозначного нет – всё разнится. В басне “Алмаз и булыжник” это разъяснится. А в басне “Котёл и Горшок” вроде в равном положении все: оба постоянно пребывают в огне. Котлу и горшку друг без друга не обойтись, довелось же счастливым им вместе сойтись. Лишь время не щадит, не оспоришь его, горшок рассыпется. Вот, пожалуй, и всё.

Ежели с “Дикими Козами” труднее обходиться, лучше домашних взять, с ними меньше возиться. И “Соловьи” не доставят стольких хлопот – тому, кто их содержать в клетке начнёт. Слава соловья за песни его, не пой он звучно – не держал бы никто.

Кажется, усталость от басен Крылова накопилась, к басне “Голик” читательское восприятие утомилось. Но вот Иван про невежду начал сказ, как тот берётся исполнить научный заказ. Будет он править чужое, либо начнёт исполнять с нуля, пусть хоть гений он – брать чужое нельзя. Впрочем, про осуждение уже пытались говорить, постараемся, это вспомнив, забыть.

Читайте также:  Сперанский в романе "война и мир": образ и характеристика, описание в цитатах

Тут, стоило мысли возникнуть, Крылов басней “Крестьянин и Овца” дал мысли сникнуть. Согласно текста её, очень уж дивно, крестьянин овцу в поедании кур обвинил, ибо то так ему видно. Всякий раз, стоило курам пропасть, рядом овца находилась, потому и немудрено думать, в чьём чреве птица растворилась.

Не отбиться овце от обвинений, отчего-то не опасался Крылов таких стихотворений.

И что же, как не дать полёт возникшей мысли? Зачем мы к баснописцу с осуждением прилипли? Он не “Скупой”, дабы тайно мысли держать, если желание имеет жизнь им новую дать.

Допустимо роптать, если сам на такое не способен, в басне “Богач и Поэт” Крылов столь же условен. Нет тех, кто мог кричать: “Караул”. Ни Эзоп, ни Федр, ни Лафонтен: каждый из них до рождения Крылова навечно заснул.

“Волк и Мышонок” потому пришлись в пору теперь. Всякий баснописец – волк. Читатель, этому верь! Всякий баснописец, к тому же, мышонок, у волка стащить кусок добычи ловок. Без свечи всем тяжко впотьмах, со свечою худо, если пьян и ходишь на рогах.

Басня “Два Мужика” к месту тут будет. На всякий случай, если кто источник истины, где искать, забудет.

Совет

Оправдан Крылов. Как в басне “Котёнок и Скворец” оправдан он. Или сюжет каждой тут басни во имя оправдания умело сложён? Сильному – власть, голодному – обед: с таким девизом избежишь всех бед.

Нет гуманизму, пост не нужен человеку! Соблюдая благое, воплощаешь калеку. Головою ли болен или тела лишён – живя среди зверей, быть ими пожранным быть обречён.

К такому не призывает Крылов, но если голодом томим, забудь о предрассудках – ешь скворцов.

Зачем такой поворот в мысли творца? Он о благе заботился. Тут же портрет подлеца. Хорошо, басню “Две собаки” в пример приведём, она о тех, кто на диване нежится, и тех, кто охраняет дом. Для первого пса – диван всего милее. Второй же без дивана на улице сидит, собаки нету злее.

Всё почему? Почему в конуре так плохо ему? Почему не быть на диване и данному псу? Всё просто. Не смириться собаке такой, если хозяин будет всегда стоять над душой. И не просто стоять, а глядеть на тебя, как ты, извините, кидаешь леща. Ходишь на задних лапах, во всём человеку годна, потому для дивана такая собака и была рождена.

Посему в конуре лучше лежать, хоть и на цепи, зато без нужды угождать.

Пусть выйдет пёс из конуры, пусть человеку угождает, если басни “Кошка и Соловей” не знает. Кидать леща надо уметь, иначе легко и погореть. Вот поймала кошка соловья и сказала ему петь, ведь тому для того не надо таланта иметь.

Соловей же задушен кошкою был, петь ему не хватала воздуха и сил. Сей урок отсюда нужно извлечь, подумать над ним, вернуться в конуру и рядом с цепью снова возлечь.

Иначе получится, как в “Рыбьей пляске” показано, о жаренной рыбе лев будет думать, будто, подпрыгивая на сковороде, честь ему рыбой специально оказана.

Обратите внимание

Да, жизнь не так сложна для понимания. Коли кому друг, так гений для него – достоин почитания. Если недруг ему – примешь позор, говори ты хоть мудрые слова, хоть вздор.

В басне “Прихожанин” ведётся речь такая, в басне “Ворона” – речь о том же, но немного другая. Будь ты хоть птицей простой, а павой не станешь, как себя ты не строй.

Конечно, обрядишься, наполнишь перьями хвост, поведением останешься всё равно прост. Засмеют друзья и враги, весело им наблюдать ухищренья твои.

“Пёстрых овец” хватает, куда не взгляни. В мире волков много, будто волки одни. Но не волки таскают овец, надо понять. Злодеи другие – их надо знать. Кто же они? Они рядом с тобою. Смириться нужно с такою судьбою. Не могут все люди мыслями схожими быть, потому ни одна басня миру не поможет горестей забыть.

Дополнительные метки: крылов басни критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Ivan Krylov The fables analysis, review, book, content

Басни Крылова вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Перечень критических статей на тему творчества Ивана Крылова

Источник: http://trounin.ru/krylovb7/

Книга «Басни (сборник)»

Я с детства люблю басни Крылова, хотя назидательность всегда резала меня без ножа.

Но Крылов поступал честно, совсем как блогеры, которые ставят значок «Реклама» на рекламных сообщениях, — почти всегда выносил скучную и очевидную (для маленькой меня) мораль в отдельную часть, которую можно было со спокойной душой пропустить и наслаждаться дальше описаниями антропоморфных (далеко не всегда) животных и странных чудаков. Приятно было представлять, что тебя окружают животные типажи. Сосед Лёшка — типичный телок-губошлёп, дядя Миша похож на бульдога, а Клавдию Семёновну под определённым углом света и внешне не отличить от мартышки, а уж если начнёт визжать по поводу якобы потоптанной на её лужайке травы, так хоть сейчас за деньги показывай. Самонадеянно для шкета? Ну да, но я и сама была не прочь представить себя в виде животного, поэтому смотрела все выпуски передачи «Джунгли зовут» и мечтала там оказаться в команде хищников (а кто тогда не мечтал? и кто вообще хотел быть травоядным?). Мама рубила мои мечты на корню, авторитетно утверждая, что если и есть во мне что-то от животного, то только от слона, не топочи тут и хватит жрать. Шах и мат, мама, я выросла в эталонного ленивца, все зоопарки мира дрались бы за меня, если бы были в курсе.

Во взрослом возрасте Крылов как-то отошёл из литературного поля зрения, хотя в университете он был значимой фигурой. Во-первых, все изучали его журнал «Почта духов», прозванный кем-то «Почка мухов», зазубривая имя философа Маликульмулька (даже сейчас не полезу проверять написание в википедию, потому что уверена в правильности имени, навеки выжженного в мозге первокурсника).

Во-вторых, про него ходил отменный анекдот (в первозданном значении этого слова), что Крылов был чревоугодником до умопомрачения, поэтому как-то раз начал вкушать пирожки прямо из кастрюли на кухне. Съел один пирожок, второй, третий. Призадумался. «Ого!» — воскликнул он в интерпретации нашего преподавателя именно так разудало.

«Да пирожки-то испортились!» После этого он съел ещё шесть пирожков и страшно мучился животом, но это подробности уже совсем не для басни. Наконец, портрет Ивана Андреевича Крылова висел в нашей университетской столовке и отличался одной странной особенностью. Существуют портреты, которые смотрят зрителю прямо в глаза, куда бы бедный зритель по комнате не переместился.

Может иногда нервировать трепетные души. У портрета Крылова особенность была идеально состыкующейся с моим «во-вторых» — казалось, что он пристально и с некоторым удовольствием смотрит в столовой прямо тебе в тарелку.

Важно

Так как умер Крылов от переедания, то злые университетские языки шутили, что этот картинный эффект сделан специально для увеличения количества продаж божественного «Пюре картоф.», игривого «Супа-щи» и апокалиптической «Котлеты мяс.».

Последний раз я столкнулась с ним (Крыловым, не супом-щи) в мою практику преподавания литературы в школе пару лет назад. Пятиклассники с удовольствием учили басни после занудных древних исторических текстов и фольклора, а потом с большим воодушевлением писали по моему заданию псевдобасни на своих одноклассников.

Выходило не так красиво, как у Крылова, зато очень злободневно: не тырь мои ручки, Богомазов Антон, иначе придумаю рифму к твоему имени и будет род твой опозорен, совсем как в исландской саге. Ладно, про род и сагу я привираю, но в целом посылы у басен были такие вот конкретные и почти все с угрозами.

Зато повеселились от души.

Перечитать свежим взглядом задолго после собственных школьных лет — довольно интересно, особенно если брать малоизвестные вещи.

Дарю идею: заменяйте старинные реалии на современные и издавайте хоть сейчас, потому что ядро человеческого несовершенства остаётся неизменным, и в наших силах только лишь слегка замедлить энтропию, бросившись всем телом с размаху под колёса этического прогресса. Начав с себя, само собой.

Богомазов Антон, кстати, в итоге всё-таки был опозорен одноклассницей, но это совершенно неприличная история, не имеющая никакого отношения к литературе.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000746776-basni-sbornik-ivan-krylov

Урок №4. Художественный мир И. А. Крылова

Урок

4.

Художественный мир И. А. Крылова.

Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и бога­тый язык в устах великого и могучего народа русского. Басня как жанр.Басня — это небольшой аллегорический рассказ, содержащий нравоучение.Из этого определения видно, что в басне име­ются три основных элемента:

  1. рассказ,
  2. аллегория, т. е.

    иносказание,

  3. мораль, или нравоучение.

Все эле­менты эти слиты в басне в единое художественное целое.Бывает иногда так, что помимо общего нравоучительного смысла, скрытого в басне, в начале или в конце её имеется осо­бое нравоучение. Этим отчётливее подчёркивается нравоучитель­ная идея басни.

Из истории басни.

Басня как литературный жанр появилась давно и вылилась в современ­ную форму не сразу. Так, известны басни, приписываемые Эзопу, грече­скому баснописцу, жившему около двух с половиной тысяч лет назад (в VI в. до нашей эры). Басни Эзопа написаны прозой и представляют собой небольшие рассказы о жизни животных.

К I веку до пашей эры отно­сятся басни римского баснописца Федра, написанные ямбическим стихом. В баснях Федра нравоучение обычно выделено как особая часть. Замечатель­ного расцвета басня достигла в Западной Европе в творчестве французского баснописца Лафонтена (1621—1685).

В баснях Лафонтена повествова­тельный и нравоучительный элементы слиты в единое целое. Следующий бле­стящий этап развития басни — творчество И. А. Крылова. Лафонтен и Крылов справедливо считаются величайшими баснописцами мира.

Совет

В XVIII веке, в период господства классицизма, басня считалась «низ­ким» жанром по сравнению, например, с одой или элегией. Для басни допу­скались и «низкий штиль», приближающийся к разговорному языку, и воль­ный стих. Но именно эти «вольности» в построении басни и привлекалик этому жанру писателей.

В России до Крылова басни создавали многие писа­тели: Антиох Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Хемни-цер, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов и др. Сумароков, на­пример, написал 378 басен, или притчей, — огромное количество! В XVIII веке эти притчи ценились очень высоко. Хемницер написал 104 басни.

Большой успех в своё время выпал на долю басен И. И. Дмитриева (1760—1837). Однако и притчи Сумарокова, и басни Хемницера и Дмитриева теперь почти забыты. Стать подлинно народным русским баснописцем суждено было И. А. Крылову.

Самостоятельная работа.

Вспомните содержание басен указанных авторов. Что их объединяет?

Содержание и тематика басен И. А. Крылова.

И. А. Крылов написал 205 басен. Основное, что характеризует их содержание, — это замечательная широта изображения жизни.Басни Крылова — целый мир жизненных явле­ний и образов. В его добродушно-наивных, простых и бесхитро­стных рассказах перед нами проходят и люди, и звери, и птицы, и насекомые. Но эти рассказы только кажутся наивными и бес­хитростными.

Мы видим, что волки, львы, лисицы, обезьяны, щуки, стрекозы и муравьи его басен удивительно похожи на лю­дей и что нравы их — нравы человеческого общества.Перед нами раскрываются картины и общественно-политиче­ской, и литературной, и домашней жизни русского общества.

Мы легко угадываем в образах зверей и птиц представителей и выс­ших классов (царей, вельмож), и чиновничьего общества (судей, бюрократов разного типа), и купечества, и крестьянства— ко­роче говоря, всех классов от царя и вельможи до пастуха. Басня с её аллегорией дала Крылову возможность самой разносторон­ней критики социальных явлений.

Это определяет вторую особен­ность басен Крылова — их острую сатирическую на­правленность.

Тематика басен Крылова.

Чрезвычайно важное место в баснях Крылова занимает тема изображения русскогообщественного быта.

Обратите внимание

В басне «Листы и Корни» сатира направлена непосредственно против господствующего класса — дворянства.

Листы, хвалив­шиеся своей густотой и зеленью и гордо считавшие себя «красой долины всей», — это дворянство. Корни — трудовой народ, кре­стьянство. Указывая, что дерево питают и кормят корни, Крылов недвусмысленно разоблачал паразитическую роль дво­рянства. Симпатии его на стороне трудовой массы.

Разобла­чая паразитизм господствующего класса, Крылов ставит в то же время тему о социальном неравенстве. Эта же тема раскрывается у него в баснях «Собака и Лошадь» и «Крестьянин и Лисица», где подчёркнуто тяжёлое положение крестьянства.

Мысль о равенстве сословий, о гармонии общественного строя развита также в басне «Пушки и Паруса».

Тема воспитания и образования.

Есть у Крылова басни, посвященные вопросам воспитания и образования.Крылов был убежденным защитником просве­щения. Об этом свидетельствуют прежде всего басни, направлен­ные против невежества: «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом», «Голик».

В них ука­зывается на последствия невежества как для отдельных людей, так и для общества.Крылов не ограничивается общими нравоучениями о вреде невежества. В ряде басен он высказывает свои взгляды на спе­циальные вопросы воспитания и образования.

К таким басням относятся «Бочка», «Кукушка и Горлинка», «Крестьянин и Змея», «Червонец», «Воспитание Льва» и др.

Общежитейская мудрость.

Басни Крылова ценны в воспитательном отношении тем, что содержат в себе много мудрых советов и практических правил «на каждый день».Это обобщения векового опыта народа, результат наблюдений и размышлений целого ряда поколений. Белинский писал о бас­нях Крылова: «В них вся житейская мудрость, плод практиче­ской опытности и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род».

То же говорил и Гоголь: «Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».Вот образцы житейской мудрости в баснях Крылова, если выразить её в форме сжатых правил и наставлений:

  • Будь терпелив в труде («Трудолюбивый Медведь»).
  • Не смейся чужой беде («Чиж и Голубь»).
  • Не отвергай совета, не продумав его («Орёл и Крот», «Лев и Мышь»).
  • Не берись за дело, которое тебе не под силу («Скворец», I «Щука и Кот»).
  • Не полагайся на «авось успею» («Мельник»).
  • Не поднимай шума и крика понапрасну («Мыши»). Не берись за несколько различных дел разом («Крестьянин и Собака»).
  • Не сваливай свою вину на другого («Напраслина”).

Значение Крылова в русской и мировой литературе.

Роль басен Крылова в истории русской литературы можно рассматривать с двух сторон: со стороны общественной и со стороны литературной.Общественно-воспитательное значение басен Крылова определяется прежде всего их подлинным, глубоким патрио­тизмом и демократизмом.

Воспитательное значение басен Крылова определяется ещё и тем, что недостатки людей, которые осмеивает Крылов во многих баснях, — невежество, неблагодарность, зависть и пр. — ещё продолжают иметь место и в наше время. Отсюда непреходящая злободневность басен Кры­лова.

Важно

Белинский правильно сказал о Крылове: «Слава его будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звуч­ный и богатый язык в устах великого и могучего народа рус­ского».Известность Крылова за границей началась ещё при его жизни. С 1817 по 1844 г. произведения Крылова были уже пе­реведены на десять языков мира.В 1825 г.

в Париже вышло двухтомное издание 86 басен Кры­лова. Тексты басен в этом издании даны параллельно на рус­ском, французском и итальянском языках. В переводах участво­вало 57 поэтов Франции и 30 поэтов Италии. Это был замечательный поэтический турнир, подобного которому не знает история мировой литературы.

Во второй половине XIX века басни Крылова были переве­дены на все славянские языки. Во Франции, в Англии, в Герма­нии, в США имеется целый ряд отдельных изданий басен Крылова.

В настоящее время басни Крылова переведены свыше чем на пятьдесят языков мира, в том числе на языки арабский, турец­кий, японский и др.

Источник: http://l.120-bal.ru/literatura/25160/index.html

Презентация к уроку по чтению по теме: Басни и их виды

Слайд 1

Басни и их виды 3 класс

Слайд 2

Цели: раскрыть понятие – басня, мораль; сформировать опыт творческой деятельности ; развивать творческое воображение и логическое мышление; воспитывать нравственные качества личности.

Слайд 3

Басня как особый вид литературного произведения появилась очень давно. Отцом басни считается Эзоп, раб-грек, живший около двух с половиной тысяч лет до нашей эры. Он писал небольшие рассказы нравоучительного характера, в которых действующими лицами были животные . Под именем Эзопа сохранился сборник басен из 426 коротких произведений.

Слайд 4

Басня – небольшой повествовательный рассказ нравоучительного х арактера в стихах или в прозе с прямо сформулированным моральным выводом.

Слайд 5

Основные элементы в басне: Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом; Аллегория – изображение предмета , за которым скрывается другое понятие или другой предмет; Олицетворение – животные говорят , думают, чувствуют;

Слайд 6

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», – писал он.

Слайд 7

Басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова .

Произведения Крылова не просто басня – это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира .

Совет

В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность – главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

Слайд 8

Типы басен животные; бытовые; морально-философские; исторические; социально-политические

Слайд 9

Животные Басни Э то басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове — мудрость. Гусь считается глупым, лев мужественным, змея коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определенные характерные черты людей.

Слайд 10

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь , Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась , а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, – И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Ворона и лисица

Слайд 11

Бытовые Басни В цикле этих басен главнейшими являются «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное зерно», «Свинья под Дубом», «Голик», «Волк и Журавль», «Лжец» и др. В них осмеиваются невежество, глупость и высоко ставятся ум, здравый смысл, ясное понимание жизни.

Слайд 12

Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит», Ей с Дубу ворон говорит: «Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

– «Пусть сохнет», говорит Свинья: «Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».- «Неблагодарная!» промолвил Дуб ей тут: «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут».

______ Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их

Слайд 13

Обратите внимание

морально-философские В данных баснях отчетливо проявляется мужицкий демократизм, симпатии к народу-труженику, воспеваются труд, труженики и высмеиваются бесполезная трата сил, симуляция работы. «Обезьяна»; «Туча»; «Две Бочки»; «Белка»; « Стрекоза и Муравей»; «Огородник и Философ»; «Листы и Корни»

Слайд 14

Как хочешь ты трудись; Но приобресть не льстись Ни благодарности, ни славы, Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы. Крестьянин на заре с сохой Над полосой своей трудился; Трудился так крестьянин мой, Что градом пот с него катился: Мужик работник был прямой. Зато, кто мимо ни проходит, От всех ему: спасибо, исполать! Мартышку это в зависть вводит.

Хвалы приманчивы,— как их не пожелать! Мартышка вздумала трудиться: Нашла чурбан, и ну над ним возиться! Хлопот Мартышке полон рот: Чурбан она то понесет, То так, то сяк его обхватит, То поволочет, то покатит; Рекой с бедняжки льется пот; И наконец она, пыхтя, насилу дышит: А всё ни от кого похвал себе не слышит.

И не диковинка, мой свет! Трудишься много ты, да пользы в этом нет. ОБЕЗЬЯНА

Слайд 15

Исторические басни Эти басни высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных. Но во многих исторических баснях в персонажах животных угадывается уже целый характер, дается намек на определенного человека. «Воспитание Льва»; «Водолазы »; «Бочка»; «Конь и Всадник », «Волк и овцы».

Слайд 16

ВОЛКИ И ОВЦЫ Овечкам от Волков совсем житья не стало, И до того, что, наконец, Правительство зверей благие меры взяло Вступиться в спасенье Овец,— И учрежден Совет на сей конец. Большая часть в нем, правда, были Волки; Но не о всех Волках ведь злые толки. Видали и таких Волков, и многократ .

— Примеры эти не забыты,— Которые ходили близко стад Смирнехонько — когда бывали сыты. Так почему ж Волкам в Совете и не быть? Хоть надобно Овец оборонить, Но и Волков не вовсе ж притеснить. Вот заседание в глухом лесу открыли; Судили, думали, рядили И, наконец, придумали закон.

Вот вам от слова в слово он: «Как скоро Волк у стада забуянит, И обижать он Овцу станет, То Волка тут властна Овца, Не разбираючи лица, Схватить за шиворот и в суд тотчас представить, В соседний лес иль в бор». В законе нечего прибавить, ни убавить.

Да только я видал: до этих пор, — Хоть говорят, Волкам и не спускают,— Что будь Овца ответчик иль истец, А только Волки все-таки Овец В леса таскают.

Слайд 17

социально-политические басни Данный тип басен составляют большинство. Среди них видное место занимают басни на тему «правители и народ»: «Лев на ловле»; «Слон на воеводстве»; «Рыбья пляска». Социально-политически басен отличается явно сатирическим направлением. В них высмеивается лицемерие власть имущих, циничное «право сильного».

Слайд 18

Важно

ЛЕВ НА ЛОВЛЕ Собака, Лев да Волк с Лисой В соседстве как-то жили, И вот какой Между собой Они завет все положили: Чтоб им зверей собща ловить, И что наловится, всё поровну делить.

Не знаю, как и чем, а знаю, что сначала Лиса оленя поймала, И шлет к товарищам послов, Чтоб шли делить счастливый лов: Добыча, право, недурная! Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая И озираючи товарищей кругом, Делёж располагает И говорит: “Мы, братцы, вчетвером. — И начетверо он оленя раздирает.

— Теперь давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет, Тот с места жив не встанет”.

Слайд 19

вывод: Басня — один из древнейших литературных жанров, но и поныне в нашей многонациональной литературе басня продолжает жить как сатирический жанр, где словам тесно, а мыслям просторно.

Слайд 20

Подготовили: Ефанова Кристина Кузьмина Вера Полякова Вера Семянникова Елена Тамбовская Ирина

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/12/20/basni-i-ikh-vidy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector