Образ и характеристика дмитрия ионыча старцева в рассказе “ионыч”: описание внешности и характера, этапы жизни в цитатах

Ответы@Mail.Ru: Опишите 4 этапа деградации доктора Старцева!

ассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа “Ионыч”, Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии (“…

Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе.

Обратите внимание

Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична. И это — лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев.

Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п. Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира.

Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.

Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: “Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.

Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной.

И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен.. . Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.

Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а “языческим богом”, А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.

На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал. Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей.. . В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

Важно

вот даже больше. . ДЕГРАДАЦИЯ Девушка Отец! Еда чужая сколько ни люба тебе – Неужто для желудка продаешь ты дочь? Тит Макций Плавт. Перевод А. Артюшкова ПЕРС ДЕГРАДАЦИЯ На руки твои взираю, Свершившие дело злое, На место сие роковое – И рук твоих избегаю. Сехизмундо Прежде без них я жил И дальше прожить бы мог.

Если отец так строг, Что меня вдалеке растил И, ненавистью горя, В душу мою не веря, Выкармливал словно зверя. Воспитывал как дикаря И жизнь у меня отнимал, То как могу ожидать я Отеческого объятья От того, кто мне смерти желал? Педро Кальдерон. Перевод Инны Тыняновой Жизнь – это сон 1635 ДЕГРАДАЦИЯ Вы себялюбьем вашим туполобым Самим себе вредите.

Разуметь Способны, только ощутив на шкуре. И впредь своих защитников гоните, Покуда не окажетесь в рабах Униженнейших и без боя взятых. Уильям Шекспир. Перевод Осии Сороки КОРИОЛАН ДЕГРАДАЦИЯ Потомки Брута и Камилла {3} 30 Сокрылися в стенах; Уже их нега развратила, Нет мужества в сердцах.

Кондратий Рылеев 1825 ДУМЫОлег Вещий ДЕГРАДАЦИЯ В посмешище веку, в укор одноверцам, Он будет чужим для отчизны своей. Он чужд будет братьям, он чужд будет веку, Он чужд будет детям своей же семьи – Бездушный свидетель для дел человека, Ненужное бремя родимой земли.

Петр Лавров 1857 ВПЕРЕД! ДЕГРАДАЦИЯ до безобразия истонченное солнечное существо прощается с этим светом легко и быстро Сергей Зубарев ЗИНЗИВЕР № 1 (9) (208) ПОЭЗИЯ ОДУВАНЧИКА ДЕГРАДАЦИЯ Но чтобы я, говоря, Авзонии речь не утратил, Чтобы для звуков родных не онемел мой язык, Сам с собой говорю, из забвенья слова извлекаю, Вновь повторяю и вновь этот зловещий урок.

Публий Овидий Назон. Перевод С. В. Шервинского СКОРБНЫЕ ЭЛЛЕГИИ КНИГА ПЯТАЯ 7 ДЕГРАДАЦИЯ Везет на матерей на одиночек, На их сопливых пацанов и дочек, Что поутру, вползя ко мне в кровать, Все норовят папашею назвать. Борис Камянов 1966 Везет на матерей на одиночек деградация – Он и сейчас не емший ходит даже – Из хитрости и подлости своей!..

– Сермяжный деградировал! – Сермяжный рожает недоношенных детей!. . Владимир Парамонов ДЕГРАДАЦИЯ Потерял он коня в сече, Меч каленый заковал, Его латами играет Голубой, далекий вал.. .

Сергей Клычков 1910, 1918? БОВАПоэма ДЕГРАДАЦИЯ 115 В стране, где По и Адиче струятся, Привыкли честь и мужество цвести; В дни Федерика стал уклад ломаться; 118 И что теперь открыты все путиДля тех, кто раньше к людям честной жизниСтыдился бы и близко подойти. Алигьери Данте. Перевод М.

Лозинского БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ ПЕСНЬ ШЕСТНАДЦАТАЯ ДЕГРАДАЦИЯ И вот народ, вчера великий, Стал хил; могила перед нимРаскрыла жадно пасть: безликий, Он сер и стелется как дым. Лютея, ночь осатанела, Судьбу и души тьмой одела, Укрыла вороватый шаг. Толпа спит, ест, поет, хлопочетВ низкопоклонстве. И не хочетЗаря рассеять этот мрак. Виктор Гюго 1870 Перевод Н. Вольпин Из книги «ВСЕ СТРУНЫ ЛИРЫ» 1888—1893 (Посмертное) Ты, ясный ум иль мощный гений, деградацияА он смеялся, как забавно На деградацию смотреть Эксперимент прошел спонтанно А резу

Совет

1-й этап – 100 граммов 2-й этап – 200 граммов 3-й этап – 300 граммов 4-й этап – не рекомендую.

Это – этапы деградации центрального образа рассказа А. П. Чехова «Ионыч». С чего же все началось? Дмитрий Иванович, служивший земским врачом в городе С., знакомится с семейством Туркиных, семейством якобы образованным и интеллигентным.

При первом посещении новых знакомых Старцев помалкивает, предоставляет им выговорится, выслушивает чтение романа и исполнение на рояле «трудного пассажа» Котика. И только после этого он задает вопросы, из которых сразу же видно, что его демократические взгляды далеки от представлений Туркиных. С точки зрения Старцева, искусство – явление общественное.

Вера Иосифовна же думает, что искусство – удел избранных и прячет свои романы от непосвященных в шкаф. В ответ на вопрос Старцева о публикации романов она явно колет простого врача словами: «Для чего печатать? Ведь мы имеем средства». И гости, не вздыхавшие при прочтении «трогательных» мест ее творения, дружно вздыхают при мысли о больших средствах.

В двух вопросах Старцева Кате также высказаны его просветительские взгляды о необходимости светского, систематического образования. Но Туркины ограждают дочь от общества с его «дурным влиянием». Уже в этом эпизоде видно отличие Старцева от Туркиных. Но отличают Дмитрия Ивановича от них еще и те общественные цели, ради которых он служит и живет.

Земский врач, Старцев, имеет хорошую практику: в больнице «было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа». Но герой выбирал время для того, чтобы посетить Туркиных, и теперь уже не только из-за мигрени Веры Иосифовны, которая просила доктора помочь ей. Дмитрия Ивановича привлекала ее дочь.

В праздничный день у Старцева состоялось объяснение с Екатериной Ивановной: «Я не видел вас целую неделю… а если бы вы знали, какое это страдание!». В Котике герой видел «что-то необыкновенно милое, трогательное своей простой и наивной грацией». Свидания их не были продолжительными, и Дмитрий Иванович не мог сказать Котику самого главного.

Но неожиданно для него, возлюбленная «сунула ему в руку записку», в которой он причел: «Сегодня, в одиннадцать часов вечера будьте на кладбище возле памятника Деметти». Сцена ожидания Котика в назначенном месте имеет большой символический смысл и важное значение в изменении мироощущения Старцева. Из псевдоживого мира города С. мы переносимся в мир умерших.

Обратите внимание

Старцев только «на минуту» поднялся над обаянием кладбищенского покоя. Глубинным смыслом этих сцен является идея бессмертия: ведь «в каждом тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Здесь герою вдруг захотелось закричать, что «он ждет любви во что бы то ни стало». Но девушка не пришла.

Очень важно обратить внимание на такую деталь: казалось бы, Старцев должен быть огорчен злой шуткой девушки, расстроен тем, что его надежды не оправдались. Тем более, что «он ждет любви во что бы то ни стало». А между тем, садясь в коляску, Дмитрий Иванович думает: «Ох, не надо бы полнеть!» И восклицательный знак в конце предложения.

Может быть, это знак перехода на другой уровень жизненных ценностей? Прошло еще четыре года. Рассудочные рассуждения, ранее занимавшие «кусочек» души Старцева, теперь заняли в ней основное место. Эпизоды последнего объяснения с Екатериной Ивановной обрамлены сценами, в которых Старцев одержим другой страстью – к деньгам. Эта художественная связь объясняет драматический поворот сюжета.

Но все же Старцев еще жив. Его замкнутая ото всех душа на миг распахивается, явной становится внутренняя борьба, неудовлетворенность собой: «Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Но мысль о деньгах вновь ошеломляет его. Это объяснение Чеховым драмы Старцева как драмы скупца

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/71052473

«Ионыч». Образ доктора Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Подробности Категория: Чехов, Антон Павлович Опубликовано: 31 августа 2015

Одна из главных тем творчества Чехова — разоблачение «пошлости пошлого человека», особенно в быту и настроениях интеллигенции.

Тема «Ионыча»— изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста.

Действие рассказа развивается на фоне провинциального городка с его однообразной и скучной обывательской жизнью. Показывая постепенное перерождение своего героя, Чехов дает только переломные эпизоды его жизни, три нисходящие ступени.

В начале рассказа, когда Старцев только назначен земским врачом, он молод, бодр, жизнерадостен. Он любит труд и свою профессию доктора. Старцев по своему развитию и интересам много выше городских обывателей. Он способен к искренним чувствам, любви, понимает поэзию природы, ему доступны романтические настроения.

Но уже тогда Чехов намеками указывает на те черты своего героя, которые получат развитие и затем превратят его в «Ионыча», прежде всего — практицизм и расчетливость. Так, например, когда в разгар своей любви к Котику Старцев приезжает к Туркиным делать предложение, он не забывает материальной стороны дела.

«А приданого дадут, должно быть, немало», — думал он. Чувство любви было искренним, но неглубоким. Получив от Екатерины Ивановны неожиданный отказ, ему «жаль было своего чувства, этой своей любви», но тяжелое его настроение быстро прошло.

Старцев за один год в земстве успел развить частную практику, и его тянет к спокойной жизни.

Прошло четыре года. Чехов берет те стороны жизни Старцева, о которых говорил ранее, и показывает, как происходит увядание, опустошение человеческой души. Раньше Старцев любил труд и с большим удовольствием работал в земской больнице, теперь у него большая практика в городе, и он гоняется лишь за рублем, потеряв интерес и сострадание к больным.

Важно

Круг его интересов чрезвычайно сузился, и теперь волнуют лишь картежная игра и нажива. Глубину его душевного опустошения показывает его отношение к девушке, которую он недавно любил.

Теперь при встречах с Екатериной Ивановной он чувствует лишь беспокойство и безотчетный страх за себя, за свою сытую, размеренную жизнь: «А хорошо, что я на ней не женился».

Прошло еще несколько лет жизни «без впечатлений, без мыслей». Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и ходит, «откинув голову назад». Жажда наживы окончательно овладела им и вытеснила другие чувства.

Читайте также:  Княжна алина в романе "евгений онегин" пушкина: характеристика в цитатах

Ему «некогда вздохнуть», он, несмотря на громадную частную практику, не бросает и земского места: его одолела жадность, «хочется поспеть и здесь и там». Он стал толстокожим и нечувствительным к чужому горю.

Проходя через комнаты предназначенного для продажи дома, он, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, тычет палкой и спрашивает: «Это кабинет? Это спальня? А тут что?»

Когда в клубе кто-нибудь заговаривает о Туркиных, он спрашивает: «Это вы про тех, что дочка играет на фортепьянах?» Так говорить о девушке, которую когда-то любил, пусть даже любовь и прошла, может только человек, дошедший до последней степени духовной опустошенности.

Что привело Старцева к этому? Чехов утверждает: обывательская среда, пошлая и ничтожная, губит лучшее, что есть в человеке, если в самом человеке нет некоего «идейного противоядия» и внутреннего осознанного протеста. История Старцева заставляет нас задуматься о том, что превращает человека в духовного урода. По-моему, страшнее всего в жизни — падение личности в трясину обывательства и пошлого мещанства.

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/chekhov/937-obraz-doktora-startseva.html

Готовые школьные сочинения

Авг
19 2010

Дмитрий Старцев в рассказе «Ионыч»

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы.

Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не думал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, не мечтал о труде на пользу общества. Но проходят годы, и человек внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни.

Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе «Ионыч».

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. и находит себе место в Дялиже, в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе.

Совет

Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много трудится, не зная отдыха. Но Чехов в другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева.

Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту «талантливость».

Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать.

Лишь через год приехав к ним снова, Старцев затем все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которувд в семейном кругу называют Котиком. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного.

Старцев понимает, что ему, взрослому человеку, неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной.

Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало»). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь «немного стыдно», что все так глупо и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе.

Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, обывателями все воспринималось как личная обида.

Обратите внимание

Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День за днем у них уходил на карты, сборища, безделье.

Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: «Сколько хлопот, однако». С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты.

Он по вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой.

В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым принимая его в свою среду.

Чехов, показывая «лучшую»- в городе семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым к выводу: «Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?» Еще хуже, чем Туркины, потому что.

в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость.

Чехов нас предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека». Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева.

Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней – дело в том, что Старцев уже давно умер душою, и ничто не может вывести его из духовной спячки.

Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Важно

Чехов написал историю тяжелой социальной болезни новой формы, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни – духовная деградация личности.

Как опытный врач Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов.

Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пэшлости человеческого существования».

Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал: «Чехов – это Пушкин в прозе». И я думаю, что с этим утверждением нельзя не согласиться.

Художественные открытия Чехова, мастера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехову. «Какой превосходный язык!..

Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать», – утверждал Лев Толстой.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Дмитрий Старцев в рассказе «Ионыч» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/dmitrij-starcev-v-rasskaze-ionych/

Образ доктора Старцева в рассказе “Ионыч”

В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А. П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, – духовной деградации личности.

Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни.

В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его “дорогу вниз”.

Совет

Рассказ “Ионыч” – это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать.

Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Это семейство и в самом деле блистало “талантами”.

Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря “на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку…”. Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, “чего никогда не бывает в жизни”.

А дочь Туркиных, которую все ласково звали “Котик”, по слухам, собиралась стать великой пианисткой и “удивляла” гостей своим умением “ударять изо всей силы” по кланишам. На фоне этого, в высшей степени “интеллигентного” и “одаренного “, семейства жизнь остальных обитателей города С.

протекает однотонно, в безделье, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев.

В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой.

Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”, потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой).

Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей.

Обратите внимание

Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, “упрямоударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля”. Но Старцеву было приятно “смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо”. И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных.

Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: “она казалась ему очень умной и развитой не по летам”.

Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его “нежному, радостному, мучительному чувству…” примешивается испуг. “К чему поведет этот роман?” – размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же “что скажут товарищи, когда узнают?”.

Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого “дадут, должно быть, немало”. Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает.

“Дня три” Старцев “не ел, не спал”, а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: “как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак “. Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она однаи удерживала его от духовной деградации.

По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и “тройка с бубенчиками”) его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. “Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” – жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.

Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения “о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…”. И сам Ионыч поначалу трудится каждый день.

Однако его труд не одухотворен “общей идеей”, цель труда в одном – “по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой”, и периодически отвозить их в банк. Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении; У Ионыча есть прошлое, настоящее, налет будущего.

Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели.

Важно

По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним.

Читайте также:  Мораль басни "водолазы" крылова (анализ, суть, смысл)

Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости.

Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться.

И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/obraz-doktora-starceva-v-rasskaze-ionych/

Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч»

Отчего-то в большинстве случаев А.П. Чехов воспринимается читателем как гениальный комедиограф, в то время как комедийных произведений в его творчестве очень и очень немного. Куда больше творчеству классика соответствуют слова «драматург», «новеллист» — трагик.

В своих рассказах писатель часто оставляет своих героев «у разбитого корыта» с той лишь разницей, что некоторым из них он даёт шанс на спасение себя и собственной жизни. К сожалению, главный герой рассказа «Ионыч», одной из частей «Маленькой трилогии», такой возможности не получил.

Но почему?

Подобно таким титанам русской литературы «золотого века» как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, Антон Павлович стремился изучить психологию человеческой жизни, суть и сущность его бытия.

Но если уже упомянутым «титанам» объём их произведений позволяли пространно анализировать волнующие их проблемы, распластывая душу героя перед читателем, точно лягушку на анатомическом столе, то Чехову приходилось изобретать новые, крайне лаконичные формы психологизма.

Да и его герои есть люди обыкновенные, не исключительные. Сам классик посвятил себя изучению нравственного движения так называемого обыденного сознания. И писатель пришёл к выводу, что в некоторых случаях это движение происходит, а в некоторых — нет.

Этим и объясняется то, как безжалостно Чехов уничтожает господина Старцева, превратившегося в человека, уничижительно называемого просто «Ионыч».

Чехов на страницах рассказа старательно боролся с «пошлостью пошлого человека». Именно поэтому для него так важна тема отказа от полноценности человеческой жизни. В рассказе «Ионыч» Чехов рассуждает о том, что может привести к нравственному разложению личности.

Совет

В самом начале произведения Дмитрий Ионыч предстаёт перед читателем человеком деятельным, трудолюбивым, самоотверженным. Пусть автор не даёт описания его внешности, кажется, будто это сильный, полнокровный человек, стремящийся «светить другим, сгорая самому».

Он много ходит пешком и не гонится за прибылью. В городе его очень уважают, ценят, им восхищаются. Доктор живёт полноценной жизнью, полной новых открытий и впечатлений. Однако чем больше этот человек вливается в обыденное общество, скучное и безынтересное, тем больше его захлёстывают тоска, отчаяние.

В его душе поселяется гнилостное семя разложения — и Дмитрий Старцев начинает превращаться в Ионыча. Человек, призванный служить людям, начинает… служить самому себе. Неспроста Чехов показывает нам сцену на кладбище, служащую переломным моментом в жизни доктора.

Именно там человек понимает, что его засасывает в болото, в трясину обыденности, «футлярности».

Уже в следующих сценах читатель видит, что Старцева куда больше волнует прагматическая сторона жизни, нежели духовная, нравственная, религиозная. Он, например, размышляет, дадут ли за Котика большое приданое. Именно из-за прагматических убеждений доктор так быстро находит утешение после отказа Катерины Ивановны в азартных играх, чревоугодничестве и алчности.

Физическим проявлением деградации Ионыча становится его полнота. Он жиреет, кажется всё более и более бесформенным. Он ищет утешения в низменных, никчёмных удовольствиях — играх, покупках, прибыли. Ионыча не интересует духовная сторона жизни. В своём грехопадении он отказывается от традиционных нравственных категорий, отворачивается от Бога — и лишает свою душу возможности спастись.

В литературе 19 века принято обращаться к теме «маленького человека». Дмитрий Ионыч Старцев — один из представителей этой плеяды литературных героев. Однако у Гоголя и Пушкина, например, «маленький человек» — это несчастный персонаж, измученное существо, не имеющее возможности изменить общество, в котором живёт.

Однако «маленький человек» борется с судьбой, он противостоит целому миру — и неизменно погибает. Так, например, Акакий Акакиевич отбирает шинель у своего обидчика, а пушкинский Евгений бунтует против самого Медного Всадника. Общество погубило героев, но они остались нравственно чистыми и, как ни странно, сильными.

Обратите внимание

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

А что же Ионыч? Этот человек, оказавшийся в угнетающей среде, всего-навсего покорился ей, позволил выплыть самым худшим своим чувствам, привычкам. Его гибель есть внутреннее гниение его нравственности, своего рода самоубийство. Причём Ионыч убивает не своё тело — он убивает бессмертную душу в тот самый миг, как презирает Бога.

Именно таким отношением к теме «маленького человека» отличается А. П. Чехов. Заполонивший русскую литературу низменный герой у него больше не является объектом жалости и сострадания. Это бесхребетное, жестокое, безликое существо, серая масса, которая определяет, как правильно и как неправильно жить.

Такие «маленькие люди» не собираются расти нравственно — им хочется загнать целый мир в рамки своей «футлярности». Несмотря на то, что у них исчезло раболепие, они не сумели «выдавить из себя раба». Их низость компенсируется бесконечной мстительностью всему, что выше их в этом мире. «Маленький человек» — враг общества, а не его жертва.

Именно поэтому так трагичен и омерзителен финал чеховского рассказа «Ионыч».

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/obraz-doktora-starceva-v-rasskaze-chehova-ionych.html

Образ доктора Старцева в рассказе Чехова “Ионыч”

Категория: Сочинения по рассказу “Ионыч” (Чехов А.П.) Actionteaser.ru – тизерная реклама

Антон Павлович Чехов был непримиримым врагом умственной лени, пошлости, примиренческого отношения к обывательской жизни.

Все это он показывал в своих рассказах, емких по объему, но масштабных по содержанию     В рассказе “Ионыч” Чеховым изображена “самая образованная и талантливая” семья городе С. – семья Туркиных. Изо дня в день они только и делают, что демонстрируют всём свои таланты, благодаря чему, конечно, и “прославились” С этой семьей автор знакомит главного героя – Дмитрия Ионыча Старцева.

В их взаимоотношениях автор раскрывает и показывает нам духовное развитие Старцева. Но какое это развитие? Наверное, в данном случае уместнее было бы говорить о нравственном разложении, деградации.

    Каким же Старцев был вначале, пока еще не превратился в Ионыча? Автор не дает нам подробной характеристики героя, но мы замечаем одну важную деталь: “Своих лошадей у него еще не было” Он ходит пешком, напевает романсы, гуляет в саду. Казалось бы, что и солнце светит над ним каждый день, если бы не это маленькое, но очень многозначительное слово “еще”.

Да и говорящая фамилия Старцева его никогда не оставит.     Обратимся к его первому посещению дома Туркиных. Как мы знаем, “у каждого члена семьи был какой-нибудь талант”. Они все были представлены и Старцеву. Герой сперва воспринял этот спектакль так же, как и все. “Недурственно”, – говорил он словами Ивана Петровича о новом бездарном творении его супруги.

И, несмотря на то, что игру Екатерины Ивановны Старцев сравнивал с камнями, бесконечно падающими со скалы, несмотря на то, что он от всей души желал, “чтобы они поскорее перестали сыпаться”, по окончании музицирования герой вторил всем голосам – “Прекрасно”. Выйдя на улицу, Старцев сделал общую оценку всему произошедшему: “Занятно “.

Он приемлет данную обстановку, но только лишь потому, что это для него ново. Старцев не осознает еще, что увиденное им в доме Туркиных происходит постоянно, изо дня в день.     Новая встреча с Котиком – Екатериной Ивановной – пробуждает любовь молодого врача.

Важно

Его восхищало все, что было с ней связано: “Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией” Казалось, это было настоящее, сильное чувство. И действительно, огонь в душе Старцева разгорался.

Не любовь ли заставляет человека творить безумные вещи? Ведь именно из-за любви земский врач, интеллигентный человек, пошел ночью на кладбище, надеясь увидеть там ее… Этот момент – несостоявшееся свидание – оказывается очень важным в жизни героя.     На кладбище Старцеву открывается “мир, не похожий ни на что другое”. Пейзаж поражает его.

Таинственное безмолвие охватывает все вокруг: лунный свет, тополя, могилы, опавшие листья и даже небо со звездами. Когда Старцев гулял по аллеям кладбища, ему “хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало”.     Это нестерпимое желание самого светлого в мире чувства оказалось высшим проявлением в жизни героя. Выше уже не могло быть.

Ведь даже этот порыв, пусть даже омраченный обманом Котика, закончился слишком быстро: “Садясь с наслаждением в коляску, он подумал “Ох, не надо бы полнеть”     Несколько минут назад Старцев уносился мыслями к высоким мечтам, его одолевало желание страсти, а теперь он думает о лишнем весе.

Что может быть зауряднее и обыденнее? Композиция рассказа позволяет нам лучше осознать всю мимолетность состояния героя. В одной главе автор показал, как огонек в душе героя вспыхнул – и тут же погас. С этого момента Старцев начинает соответствовать своей фамилии. К тому же у него появились лошади и даже коляска к ним в придачу. Он теперь может не утруждать себя ходьбой.

А процесс деградации начал уже набирать обороты.     На следующий день Старцев поехал делать Котику предложение. Но о любви он и думать забыл. Его уже посещают мысли о приданом. Пара ли она ему или нет – вот о чем печется герой. А после отказа “у Старцева перестало беспокойно биться сердце”, он “сорвал с себя жесткий галстук и вздохнул всей грудью”.

Кажется, что и любовь его тяготила, как этот галстук, он стыдился ее. “Хлопотным” делом оказалась она для Старцева. Мы понимаем, что герой не выдержал испытания любовью.     За четыре года Старцев постарел, кажется, лет на двадцать: “пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.

Он опустился до того, что завел себе еще одну лошадь, “уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками”. Теперь жизнь Старцева – не жизнь, а бессмысленное праздное существование. Единственным плюсом для него было то, что он не терпел обывателей: они “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его”. Но, если разобраться, этот плюс ничего не стоит.

Совет

Он подавляется большим минусом: Старцев не пытался уйти из этой среды. Напротив, он мало-помалу сам стал втягиваться в такие развлечения, как игра в винт, и совсем сторонился театров и концертов. Герой с наслаждением стал считать свои деньги – страсть к накопительству завоевала и его душу.     Старцева снова пригласили к Туркиным. Там он вновь встретился с Екатериной Ивановной.

К несчастью опускающегося доктора, это уже была не Котик: в ней не было “прежней свежести и выражения детской наивности”. Таланты Веры Иосифовны, Ивана Петровича и кривляния Павы уже только раздражали Старцева. Он теперь ощущал, насколько они пошлы. Одна Екатерина Ивановна осознавала, что ее талант – не больше, чем обыденное, заурядное увлечение.

Она, вероятно, хотела намекнуть Старцеву, что хотела бы жить по-другому, с ним вместе, с “лучшим из людей”, который “помогает страдальцам служить народу”… Но что сам Ионыч думает о своем существовании? “Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…

Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу”, – вот что говорит герой Екатерине Ивановне. Старцев сам осознавал бессмысленность всего этого, но, как мы уже сказали, бороться не захотел. Он смирился.     Во время разговора с Екатериной Ивановной в душе Старцева теплился огонёк, ему было “жаль прошлого”.

Но к этому времени герой деградировал уже изрядно, и страсть к накопительству вытеснила из его сердца другую страсть… Он “вспомнил про бумажки, которые … по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе его погас”. Надежды Екатерины Ивановны рухнули, она искала опоры в Старцеве – и не нашла.

Она останется в рутине и будет “играть на фортепьянах” до самой смерти: у нее, как и у доктора, нет воли.     Старцев точно подметил: “Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то какое же должен быть город”. Но, как говорится, кто бы говорил… Через несколько лет Старцев сам становится не лучше самого заурядного обывателя.

Он “еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит…” Когда он, “пухлый и красный”, едет на тройке с бубенчиками, то похож на языческого бога. А языческий бог, идол – мёртвая душа. Старцев полностью превратился в Ионыча, у которого и имени-то нет – одно прозвище. А человек без имени уже не человек. Он ноль, часть толпы, несмотря на то, что стал такой же достопримечательностью города, как и семья Туркиных.

    Старцев мог изменить свою жизнь. Но он был слаб. Путь духовного становления казался ему “беспокойным” – и он выбрал дорогу к материальному благополучию. Герой достиг высокого положения в обществе – но что оно ему дало? Безрадостное одинокое существование – вот, в сущности, чего достиг Ионыч. Он не смог противостоять влиянию среды – она убила в нем человека. 

Читайте также:  Негодяев в "истории одного города": образ и характеристика онуфрия ивановича негодяева

Есть ли на свете мальчишка, который бы не мечтал стать сильным, мужественным, готовым без стона снести любые муки?.. Лично на меня, когда мне было лет одиннадцать, огромное впечатление произвел роман Николая Островского, а жизнь этого писателя-мученика неразрывно связан с образом Павки. Любимыми стали книги, которыми восхищался Корчагин. Разумеется, я мечтал стать похожим на него. С романом Александра Фадеева “Разгром” я познакомился позже, но образ маленького неказистого человека с рыжей бородо

Обратите внимание

По моему мнению, совесть – это определенная преграда в душе человека, которая помогает наблюдать за моральными принципами. Но это чувство не каждый может понимать. Человек решает для себя сам : быть честным и справедливым, или попасть в ловушку лицемерия и обмана.

Ведь доброта является наилучшим товарищем совести!

План1. Початок поїздки.2. В аквапарку.3. Мої враження.Цього літа ми їздили з батьками на море. Там було здорово. В один із днів ми вирішили відвідати аквапарк. Я хотів, щоб цей день прийшов швидше.

Адже я давно мріяв побувати в аквапарку.Там я вперше проїхався на дуже великих і незвичайних гірках, поплавав в глибокому басейні, купувався в джакузі. Кататися на гірках дуже весело і страшно. Але я поборов свій страх і спустився з однією з найвищих гірок.

 Відвідування аквапарку подарувало мені позит

  Скарбниця творчості Миколи Васильовича Гоголя збиралася на народ­ному підґрунті. Саме тому його твори сповнені водночас і гніву, і любові. Гніву — до тих, хто нівечить людські долі, любові — до народу. Ці парадоксальні суперечності простежуються протягом усього тво­ру.

Адже суперечливим є вже те, що поема має назву «Мертві душі», те, що сатиричне і ліричне в ній виступає в єдності. Проте з кожною главою твору наростає викривально-сатиричний пафос.

Якщо звернутись до образів твору, то можна

Когда я прочитала два перевода Жуковского элегии «Сельское кладбище», я поняла, насколько разным может быть ощущение от разных стилей изложения.

Свой первый перевод он написал когда ему было 20 лет, и он читается легко, но при этом заставляет задуматься о теме, которая затронута в Элегии. Вторый перевод был написан, когда Жуковскому было более 50 лет, когда он понял некоторые вещи, которые он не мог понять в 20 лет. Он, читается сложнее, но зато он более красивый. Когда читаешь этот перевод боль

Лидин Владимир Германович (1894 – 1979), прозаик. Родился 3 февраля (15 н.с.) в Москве в купеческой семье.

Важно

Получил хорошее домашнее образование, что дало возможность успешно учиться в московском университете, где он изучал ориенталистику (востоковедение) и юриспруденцию. В студенческие годы время от времени публиковал небольшие рассказы.

В 1905 окончил университет. В 1916 вышел в свет первый сборник рассказов Лидина – “Трын-трава”, в 1917 – “Полая вода”. Во время гражданской войны был в рядах Кр

Смирнова Вера Васильевна (1898-1977). Писательница, литературный критик, переводчик. Родилась в Петербурге. Училась на Высших (Бестужевских) женских курсах. Печатается с 1924 г.

Основная тематика произведений писательницы — книги для детей, литературная и театральная критика, переводы с узбекского и таджикского.

Смирнова долгое время считалась главным авторитетом по всем вопросам советской детской литературы, но авторитет ее был своеобразен: Смирнову боялись. Ей ничего не стоило, например, в кон

Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются — и чем дальше, тем больше — признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены.

Свою роль в эволюции мировоззрения Гоголя сыграли его длительная оторванность от России, воздействие его новых друзей из славянофильских и консервативных кругов общества, что содействовало укреплению в нем иллюзорных надежд на «просвещенного монарха», росту религио

Болконский Андрей — один из главных героев романа, князь, сын Н. А. Болконского, брат княжны Марьи. «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами».

Совет

Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли», он сдержан, образован, практичен и обладает сильной волей. Б.

по происхождению занимает одно из самых завидных мест в обществе, но несчастлив в семейной жизни и не удовл

Выражение «лишние люди» впервые употребил именно Тургенев.

Фигуры «лишнего человека» и «героя времени» в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определенным набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов, конечно же, эпохой.

    Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда и формальное сходство образа Базарова с образами «лишних людей». Если вспомнить историю литературы, то к таким образам можно отнести Евгения Онег

Сейчас смотрят:{module Чехов:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-chekhova-a-p/sochineniya-po-rasskazu-ionych/15541-obraz-doktora-startseva-v-rasskaze-chekhova-ionych.html

Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

| Печать |

Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству.

Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени.

Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей города, которые раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он понял, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах.

А если заговорить с ними «о чем-нибудь несъедобном, например о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».

В городе С. он познакомился с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой», по мнению остальных обывателей.

Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести «о том, чего никогда не бывает в жизни», и читала их гостям.

Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую все по-домашнему звали Котик, играла на рояле и мечтала о блестящем будущем пианистки. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован этим милым семейством. Он влюбился в Екатерину.

Казалось, что ради своей любви он был готов на многое.

Обратите внимание

Но после отказа Котика выйти за него замуж он страдал ровно три дня, а потом успокоился и зажил по-прежнему, и, вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях о чувствах, он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!» Старцев не выдержал испытания чувством, он просто оказался неспособным к настоящей, сильной любви. Он восхищался Котиком, но в то же время размышлял про себя: «А приданного они дадут, должно быть, немало».

Старцев – человек, всем своим внутренним миром отвергавший мелкие обывательские интересы, – в итоге из-за стремления к спокойной и удобной жизни стал таким же развращенным и мелочным, как все жители города С. Он привык к пошлой и бессмысленной обывательской жизни и втянулся в нее. Со временем охладел и его пыл в работе. И теперь он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт.

Котик вернулась домой, избавившись от заблуждений по поводу своего таланта, теперь уже она живет надеждой на любовь Старцева, но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он сам понимает, что обленился и опустился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он думает: «Хорошо, что я тогда не женился».

В результате его одолевает только жадность и страсть к приобретению капитала (у него есть усадьба, два дома в городе, и он присматривает третий). Он стал «своим» среди обывателей, которые раньше держались с ним отчужденно и называли «поляк надутый». Теперь доктора зовут просто Ионычем.

Он растерял все лучшее, что было в нем, и больше ничем не выделяется среди обывателей, ведущих сытое, самодовольное существование. Его жизнь так же пуста и бессмысленна.

Если мы обратим внимание на пейзаж в рассказе, то заметим, что любовь Дмитрия Старцева и Екатерины Туркиной сопровождает мотив увядания природы: «Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные листья.

Уже рано смеркалось». Было темно и шел дождь, когда Старцев провожал Котика в клуб, собираясь сделать ей предложение. Было темно, когда они встретились через четыре года и Екатерина говорила Старцеву о своих чувствах.

И в душе Старцева было темно так же, как и вокруг.

Чехов считает, что только благородные устремления, труд и любовь могут победить пошлость и противостоять пагубному влиянию среды. Утрата этих высоких целей привела Старцева к духовному падению, деградации личности. Над этим должно задуматься наше поколение, чтобы сохранить в себе человечность, доброту, способность любить и быть любимыми.

Важно

Похожие сочинения: Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова “Дама с собачкой” и тема любви в творчестве А. П.

Чехова В чем трагизм большинства героев пьесы “Вишневый сад”? Еще сочинения:
Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Человек и среда в рассказах А. П.

Чехова Рекомендуем:
Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова

вишневый сад”: комедия или трагедия”>

Источник: https://www.school-essays.info/obraz-doktora-starceva-v-rasskaze-a-p-chexova-ionych/

Сочинение «Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч»»

Имя Антона Павловича Чехова навсегда останется в русской литературе как одно из самых громких. Его рассказы и пьесы отразили жизнь русского общества конца XIX – начала XX века.

Проблемы, о которых писал Чехов в своих произведениях, не утратили актуальности и в современное нам время, поскольку писателя изобличал извечные человеческие пороки: лень, пошлость, раболепие.Еще в начале творческого пути Чехова занимала проблема духовного перерождения человека.

С течением времени произведения писателя становились более злободневными, но отношение автора к проблеме духовной деградации личности остается неизменным. Чехов занимает позицию обвинителя мерзостей жизни.

Уже в ранних рассказах чеховская сатира не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и ужаснуться. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» автор критикует рабскую психологию человека: радостная картина встречи двух давних приятелей перерастает в комическую в тот момент, когда тонкий узнает о том, что толстый уже дослужился до тайного советника.

Тонкий вдруг «съежился, сгорбился, сузился… Его чемодан, узлы и картонки съежились, поморщились…» Подхалимство и пресмыкание тонкого настолько отвратительно, что вызывает тошноту не только у толстого, но и у самого автора и читателя.Той же теме посвящен и рассказ «Смерть чиновника».

Чиновник Червяков, маленький человек, случайно в театре чихнул на лысину генерала.

Это происшествие произвело на чиновника ужасающее впечатление. Червяков очень напугался. Он несколько раз пытается принести извинения генералу в и конце концов статский советник раздражается.

Совет

Червяков «придя машинально домой, не снимая вицмундира, легнадиван'и… помер». Маленький человек так и не сумел справиться со страхом.

Нужно сказать, что отношение Чехова к человеку всегда было взыскательным.

Особенно возмущает писателя факт бессмысленного прозябания человека, утраченные возможности, рассеянные впустую способности.Именно об этом пишет Чехов в рассказе «Ионыч». Герой рассказа – молодой доктор Дмитрий Ионыч Старцев обладает огромным потенциалом.

Он полон сил и устремлений, но поставлен в неизменные, ежедневно повторяющиеся обстоятельства. В городе С, куда попадает Дмитрий Ионыч, царит застой, быт горожан скучен и однообразен. «Самая талантливая семья», с которой познакомился Старцев, разочаровывает героя: «…

Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город!

» Любовь к Екатерине Ивановне Туркиной так же заканчивается разочарованием – Старцев со временем понимает, что Котик ограничена. Однако с течением времени обывательская атмосфера понемногу затягивает героя. Старцев превращается в Ионыча.

Он радуется, что не женился в свое время на Туркиной. В его жизни появляется новое и единственное развлечение – считать полученные деньги от клиентов.

Он с удовольствием играет в карты и «закусывает» с обывателями, но каких-либо отвлеченных бесед с горожанами Старцев избегает.

Ионыч неохотно ходит пешком, он обзавелся уже не парой, а тройкой лошадей. Порывы юности остались в прошлом.Человеческая личность распалась.

В финале доктор предстает ожиревшем, краснолицым, не церемонящимся с пациентами и лишенным понятия о чести и совести. Ионыч постоянно раздражается. Доктор абсолютно ничем не отличается от других обывателей.

Обратите внимание

Доктор Старцев не способен сопротивляться окружающей среде, он уподобляется остальным горожанам.

Вина героя усугубляется тем, что он все прекрасно осознает, но не пытается ничего делать. Таким образом происходит духовный распад личности.Чехов не просто изображает в рассказе «Ионыч» типичное явление жизни – деградацию личности.

Он отслеживает этот процесс двупланово: на первом плане поступательное развитие – от молодости героя к зрелости.

Глубинный же план отслеживает регресс – движение назад, вспять, потерю Старцевым всего человеческого, его постепенное и окончательное опустошение.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-doktora-starceva-v-povesti-a-p-chexova-ionych/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector