Мораль басни “лев и барс” крылова (анализ, суть, смысл)

Басня Крылова Лев и Барс

«Лев и Барс» – басня Крылова, хорошо сложенная, написанная острым языком маленькая история, над которой есть о чем подумать и взрослому и ребенку.

Когда-то, в старину,Лев с Барсом вёл предолгую войнуЗа спорные леса, за дебри, за вертепы.Судиться по правам — не тот у них был нрав;Да сильные ж в правах бывают часто слепыУ них на это свой устав:Кто одолеет, тот и прав.

Однако, наконец, не вечно ж драться —И когти притупятся:Герои по правам решились разобраться;Намерились дела военны прекратить,Окончить все раздоры,Потом, как водится, мир вечный заключитьДо первой ссоры.«Назначим же скорейМы от себя секретарей, —Льву предлагает Барс, — и как их ум рассудит,Пусть так и будет.

Я, например, к тому определю Кота:Зверёк хоть неказист, да совесть в нем чиста;А ты Осла назначь: он знатного же чина,И, к слову молвить здесь,Куда он у тебя завидная скотина!Поверь, как другу, мне: совет и двор твой весьЕго копытца вряд ли стоят.Положимся ж на том,На чемС моим Котишком он устроит».

Обратите внимание

И Лев мысль Барса утвердилБез спору;Но только не Осла, Лисицу нарядилОн от себя для этого разбору,Примолвя про себя (как видно, знал он свет):

«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет»

Мораль басни Крылов традиционно высказывает в самом конце произведения словами: «Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет». Что ж, это действительно так. Читая басню, обратите внимание на многие другие наставления, не менее важные. Есть над чем подумать, например, в выражениях «мир вечный заключить до первой ссоры» или «сильные ж в правах бывают часто слепы».

Басни Крылова известны своей проницательностью. Животные и их диалоги подобраны так, что смысл басни становится четче и яснее. Лев и Барс властны, известны своим умом и силой. Однако, как и многим, власть имущим, им не чужды дерзость и хитрость. Даже если на первый взгляд, разговоры сладки и нежны, не стоит им доверять.

С другой стороны, анализируя басню «Лев и Барс», нельзя не заметить, насколько осторожным нужно быть в разговорах и договоренностях с врагом.

Не стоит забывать, что, даже придя к общему решению и «пожав руки», стоит быть начеку, ведь даже самая незначительная ссора приведет к однозначному разрыву отношений.

К тому же каждая из сторон непременно пытается хитростью добиться своего, считая именно свою сторону правильной и своё видение лучшим.

Первая половина басни посвящена также теме решения вопросов по принципу «кто сильнее, тот и прав». Со стороны такие ситуации всегда смешны и нелепы, правду говорят, что силой меряются те, кому не хватает ума решить спор словами.

Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/lev-i-bars/

В какой басне крылова среди действующих лиц есть человек?

Снова на дворе выходные, мы снова рады видеть вас у нас на сайте, ведь на дворе суббота, 16 марта 2019 года и на Первом канале традиционно в это время в эфир выходит знаменитое во всем мире интеллектуальное телешоу, игра “Кто хочет стать миллионером”. Игроков и телезрителей приветствует ее ведущий Дмитрий Дибров, который дает возможность каждой паре гостей в студии заработать своим умом и не без помощи везения три миллиона рублей.

Для этого нужно всего лишь ответить на 15 вопросов. Игроки могут воспользоваться подсказками, коих у каждой пары 4 штуки. Можно звонить другу, спросить у зала, выбрать право на ошибку, или убрать два заведомо неверных ответа. Получится ли у сегодняшних гостей программы выиграть заветную сумму? И насколько интересные вопросы в игре? Вот один из них:

В какой басне крылова среди действующих лиц есть человек?

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Важно

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале.

Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

В какой басне крылова среди действующих лиц есть человек?

  • “Лягушка и Вол”
  • “Свинья под Дубом”
  • “Осел и Соловей”
  • “Волк на псарне”

Басни Крылова увлекательны, интересны, написаны от души для детей и взрослых. Они знакомы людям других стран и переведены более чем на пятьдесят языков мира.

Сегодня я решила познакомить вас с некоторыми произведениями (а кому-то помочь освежить их в памяти) нашего великого баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Эти басни, которые практически не изучаются в школе и редко включаются в избранное.

Слон в случае

Когда-то в случай Слон попал у Льва. В минуту по лесам прошла о том молва, И так, как водится, пошли догадки, Чем в милость втёрся Слон? Не то красив, не то забавен он; Что за приём, что за ухватки! Толкуют звери меж собой. “Когда бы,- говорит, вертя хвостом, Лисица,- Был у него пушистый хвост такой, Я не дивилась бы”.

– “Или, сестрица,- Сказал Медведь,- хотя бы по когтям Он сделался случайным, Никто того не счёл бы чрезвычайным: Да он и без когтей, то всем известно нам, Да не вошел ли он в случай клыками?” Вступился в речь их Вол: “Уж не сочли ли их рогами?”- “Так вы не знаете,- сказал Осёл, Ушами хлопая,- чем мог он полюбиться И в знать добиться? А я так отгадал – Без длинных бы ушей он в милость не попал”.

Нередко мы, хотя того не примечаем,

Себя в других охотно величаем.1816

Волк и Кот

Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал: Охотники за ним гнались и гончих стая. Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота, Да то лишь горе, Что все ворота на запоре.

Вот видит Волк мой на заборе Кота И молит: “Васенька, мой друг! скажи скорее, Кто здесь из мужичков добрее, Чтобы укрыть меня от злых моих врагов? Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов! Все это ведь за мной”. – “Проси скорей Степана; Мужик предобрый он”, – Кот-Васька говорит. “То так; да у него я ободрал барана”. – “Ну, попытайся ж у Демьяна”.

– “Боюсь, что на меня и он сердит: Я у него унес козленка”. – “Беги ж, вон там живет Трофим”.

– “К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним: Он на меня с весны грозится за ягненка!” – “Ну, плохо ж! – Но авось тебя укроет Клим!” – “Ох, Вася, у него зарезал я телёнка!” – “Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, – Сказал тут Васька Волку, – Какую ж ты себе защиту здесь сулил? Нет, в наших мужиках не столько мало толку, Чтоб на свою беду тебя спасли они.

И правы, – сам себя вини: Что ты посеял – то и жни”.1830 Белка У Льва служила Белка. Не знаю, как и чем; но дело только в том, Что служба Белкина угодна перед Львом; А угодить на Льва, конечно, не безделка. За то обещан ей орехов целый воз. Обещан – между тем всё время улетает; А Белочка моя нередко голодает И скалит перед Львом зубки свои сквозь слёз.

Посмотрит: по лесу то там, то сям мелькают Её подружки в вышине; Она лишь глазками моргает; а оне Орешки знай себе щелкают да щелкают. Но наша Белочка к орешнику лишь шаг, Глядит – нельзя никак; На службу Льву её то кличут, то толкают. Вот Белка, наконец, уж стала и стара И Льву наскучила: в отставку ей пора. Отставку Белке дали, И точно, целый воз орехов ей прислали. Орехи славные, каких не видел свет; Все на отбор: орех к ореху – чудо ! Одно лишь только худо –

Давно зубов у Белки нет.1829

Читайте также:  Анализ рассказа "антоновские яблоки" бунина: особенности произведения

Осёл

Совет

Был у крестьянина Осёл, И так себя, казалось, смирно вёл, Что мужику нельзя им было нахвалиться; А чтобы он в лесу пропасть не мог – На шею прицепил мужик ему звонок.

Надулся мой Осёл: стал важничать, гордиться (Про ордена, конечно, он слыхал), И думает, теперь большой он барин стал; Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком).

Сказать вам должно наперёд: В Осле не много чести было; Но до звонка ему всё счастливо сходило: Зайдёт ли в рожь, в овёс иль в огород, – Наестся досыта и выйдет тихомолком. Теперь пошло иным всё толком: Куда ни сунется мой знатный господин, Без умолку звенит на шее новый чин.

Глядит: хозяин, взяв дубину, Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка, Ослу колом ворочает бока. Ну, так, что бедный наш вельможа До осени зачах, И кости у Осла остались лишь да кожа. И у людей в чинах С плутами та ж беда: пока чин мал и беден, То плут не так ещё приметен; Но важный чин на плуте, как звонок:

Звук от него и громок и далёк.1829-1830

Лиса-строитель Какой-то Лев большой охотник был до кур; Однако ж у него они водились худо: Да это и не чудо! К ним доступ был свободен чересчур. Так их то крали, То сами куры пропадали. Чтоб этому помочь убытку и печали, Построить вздумал Лев большой курятный двор И так его ухитить и уладить, Чтобы воров совсем отвадить, А курам было б в нём довольство и простор.

Вот Льву доносят, что Лисица Большая строить мастерица – И дело ей поручено, С успехом начато и кончено оно; Лисой к нему приложено Всё: и старанье и уменье. Смотрели, видели: строенье – загляденье! А сверх того, всё есть, чего ни спросишь тут: Корм под носом, везде натыкано насесток, От холоду и жару есть приют, И укромонные местечки для наседок.

Вся слава Лисаньке и честь! Богатое дано ей награжденье И тотчас повеленье: На новоселье кур немедля перевесть. Но есть ли польза в перемене? Нет: кажется, и крепок двор, И плотен и высок забор – А кур час от часу всё мене. Отколь беда, придумать не могли. Но Лев велел стеречь. Кого ж подстерегли? Тое ж Лису-злодейку.

Хоть правда, что она свела строенье так, Чтобы не ворвался в него никто, никак,

Да только для себя оставила лазейку.1815

Мельник

У Мельника вода плотину прососала; Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить; А течь день ото дня сильнее становится: Вода так бьёт, как из ведра. “Эй, Мельник, не зевай! Пора, Пора тебе за ум хватиться!” А Мельник говорит: “Далёко до беды, Не море надо мне воды, И ею мельница по весь мой век богата”.

Обратите внимание

Он спит, а между тем Вода бежит, как из ушата. И вот беда пришла совсем: Стал жернов, мельница не служит. Хватился Мельник мой: и охает, и тужит, И думает, как воду уберечь. Вот у плотины он, осматривая течь, Увидел, что к реке пришли напиться куры.

“Негодные! – кричит, – хохлатки, дуры! Я и без вас воды не знаю где достать; А вы пришли её здесь вдосталь допивать”. И в них поленом хвать! Какое ж сделал тем себе подспорье? Без кур и без воды пошёл в свое подворье.

Видал я иногда, Что есть такие господа (И эта басенка им сделана в подарок), Которым тысячей не жаль на вздор сорить, А думают хозяйству подспорить, Коль свечки сберегут огарок, И рады за него с людьми поднять содом.

С такою бережью диковинка ль, что дом Скорёшенько пойдет вверх дном?1821 Дерево Увидя, что топор Крестьянин нёс, “Голубчик, – Деревцо сказало молодое, – Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес, Я не могу расти в покое: Ни солнца мне не виден свет, Ни для корней моих простору нет, Ни ветеркам вокруг меня свободы, Такие надо мной он сплесть изволил своды! Когда б не от него расти помеха мне, Я в год бы сделалось красою сей стране, И тенью бы моей покрылась вся долина; А ныне тонко я, почти как хворостина”. Взялся Крестьянин за топор, И Дереву, как другу, Он оказал услугу: Вкруг Деревца большой очистился простор; Но торжество его недолго было! То солнцем Дерево печёт, То градом, то дождём сечёт, И ветром, наконец, то Деревцо сломило. “Безумное! – ему сказала тут Змея, – Не от тебя ль беда твоя? Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало, Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли, Тебя бы старые деревья берегли; А если б некогда деревьев тех не стало, И время их бы отошло, Тогда в свою чреду ты столько б возросло, Усилилось и укрепилось, Что нынешней беды с тобой бы не случилось,

И бурю, может быть, ты б выдержать могло!”1814

Лев и Барс

Когда-то, в старину, Лев с Барсом вёл предолгую войну За спорные леса, за дебри, за вертепы. Судиться по правам — не тот у них был нрав; Да сильные ж в правах бывают часто слепы. У них на это свой устав: Кто одолеет, тот и прав. Однако, наконец, не вечно ж драться — И когти притупятся: Герои по правам решились разобраться.

Намерились дела военны прекратить, Окончить все раздоры, Потом, как водится, мир вечный заключить До первой ссоры. «Назначим же скорей Мы от себя секретарей, — Льву предлагает Барс, — и как их ум рассудит, Пусть так и будет.

Я, например, к тому определю Кота: Зверёк хоть неказист, да совесть в нём чиста; А ты Осла назначь: он знатного же чина, И, к слову молвить здесь, Куда он у тебя завидная скотина! Поверь, как другу, мне: совет и двор твой весь Его копытца вряд ли стоят. Положимся ж на том, На чём С моим Котишком он устроит».

И Лев мысль Барса утвердил Без спору, Но только не Осла, Лисицу нарядил Он от себя для этого разбору, Примолвя про себя (как видно, знал он свет):

«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет».1815

Пёстрые овцы

Лев пёстрых не взлюбил овец.

Их просто бы ему перевести не трудно; Но это было бы неправосудно — Он не на то в лесах носил венец, Чтоб подданных душить, но им давать расправу; А видеть пёструю овцу терпенья нет! Как сбыть их и сберечь свою на свете славу? И вот к себе зовёт Медведя он с Лисою на совет — И им за тайну открывает, Что, видя пёструю овцу, он всякий раз Глазами целый день страдает, И что придёт ему совсем лишиться глаз, И, как такой беде помочь, совсем не знает.«Всесильный Лев! — сказал, насупяся, Медведь, — На что тут много разговоров? Вели без дальних сборов Овец передушить. Кому о них жалеть?» Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови, Смиренно говорит: «О, царь! Наш добрый царь! Ты верно запретишь гнать эту бедну тварь — И не прольёшь невинной крови. Осмелюсь я совет иной произнести: Дай повеленье ты луга им отвести, Где б был обильный корм для маток И где бы поскакать, побегать для ягняток. А так как в пастухах у нас здесь недостаток, То прикажи овец волкам пасти. Не знаю, как-то мне сдаётся, Что род их сам собой переведётся. А между тем пускай блаженствуют оне, И что б ни сделалось, ты будешь в стороне». Лисицы мнение в совете силу взяло И так удачно в ход пошло, что, наконец, Не только пёстрых там овец — И гладких стало мало. Какие ж у зверей пошли на это толки? —

Что Лев бы и хорош, да всё злодеи волки.1823

Соловьи

Важно

Какой-то птицелов Весною наловил по рощам Соловьёв. Певцы рассажены по клеткам и запели, Хоть лучше б по лесам гулять они хотели: Когда сидишь в тюрьме до песен ли уж тут? Но делать нечего: поют, Кто с горя, кто от скуки. Из них один бедняжка Соловей Терпел всех боле муки: Он разлучён с подружкой был своей. Ему тошнее всех в неволе.

Читайте также:  История создания поэмы "василий теркин" твардовского: прототипы и история написания

Сквозь слёз из клетки он посматривает в поле; Тоскует день и ночь; Однако ж думает: “Злу грустью не помочь: Безумный плачет лишь от бедства, А умный ищет средства, Как делом горю пособить; И, кажется, беду могу я с шеи сбыть: Ведь нас не с тем поймали, чтобы скушать, Хозяин, вижу я, охотник песни слушать.

Так если голосом ему я угожу, Быть может, тем себе награду заслужу, И он мою неволю окончает”. Так рассуждал – и начал мой певец: И песнью он зарю вечерню величает, И песнями восход он солнечный встречает. Но что же вышло, наконец? Он только отягчил свою тем злую долю.

Кто худо пел, для тех давно Хозяин отворил и клетки и окно И распустил их всех на волю; А мой бедняжка Соловей, Чем пел приятней и нежней,

Тем стерегли его плотней.1822

Источник: https://www.zdesvoprosy.ru/teleigry/v-kakoj-basne-krylova-sredi-dejstvuyushhih-lits-est-chelovek.htm

Лев и Барс. Басня Крылова

Басня «Лев и Барс» – небольшое сатирическое произведение, посвященное способам решения споров, поэтому перечитать его полезно не только детям, но и взрослым.

Басня «Лев и Барс»

Когда-то, в старину,
Лев с Барсом вёл предолгую войну
За спорные леса, за дебри, за вертепы.
Судиться по правам — не тот у них был нрав;
Да сильные ж в правах бывают часто слепы
У них на это свой устав:
Кто одолеет, тот и прав.

Однако, наконец, не вечно ж драться —
И когти притупятся:
Герои по правам решились разобраться;
Намерились дела военны прекратить,
Окончить все раздоры,
Потом, как водится, мир вечный заключить
До первой ссоры.
«Назначим же скорей
Мы от себя секретарей, —
Льву предлагает Барс, — и как их ум рассудит,
Пусть так и будет.

Я, например, к тому определю Кота:
Зверёк хоть неказист, да совесть в нем чиста;
А ты Осла назначь: он знатного же чина,
И, к слову молвить здесь,
Куда он у тебя завидная скотина!
Поверь, как другу, мне: совет и двор твой весь
Его копытца вряд ли стоят.
Положимся ж на том,
На чем
С моим Котишком он устроит».

И Лев мысль Барса утвердил
Без спору;
Но только не Осла, Лисицу нарядил
Он от себя для этого разбору,
Примолвя про себя (как видно, знал он свет):

«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет»

Мораль басни Крылова «Лев и Барс»

Мораль басни «Лев и Барс» Крылов традиционно вынес в конец произведения (последнюю строку) и заключил в слова, с которыми, пожалуй, согласиться каждый: «кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет». Хотя одновременно с ней в поучительном стихотворении можно выделить еще 2 «науки»:

  • те, кто обладает силой и властью, очень часто ошибаются в определении границ своих прав;
  • все «вечные перемирия» в современном мире, как правило, длятся лишь до «до первой ссоры».

Анализ басни «Лев и Барс»

Басня «Лев и Барс» представила нам два образа в лицах Льва и Барса, которые, собственно, можно встретить в любое время жизни и развития общества.

Это две мощи, два врага, наделенных силой и хитростью, способные свернуть все на своем пути любыми известными им способами: войной, дракой, бесконечными стычками и разборками.

К сожалению, в басенной истории, как и в жизни, подобные «вершители» судеб, наделенные некой властью, зачастую просто не способны на мирное решение вопросов и конфликтов. И когда победа, казалось бы, так близка, в ход идут «скрипки» – хитрость и подлость, скрытые за выставленной наигранной смиренностью и добрым словом.

Подобное поведение «крыловского» Барса, который пытался «подвести» глупого осла в качестве советника Льва в улаживании спорных моментов их существования, говорит лишь о типичном использовании предполагаемой наивности своего врага, дабы одержать победу его же руками. Однако Лев оказался не так глуп и податлив, что и послужило уроком «смиренному» Барсу.

Современное общество, к сожалению, наполнено такими «Барсами» по уши, главное – ошибочно не распознать во враге друга, за которым хочется идти и в горы, и в непроходимые джунгли.

Крылатые выражения из басни «Лев и Барс»

В настоящее время ни одна из фраз басни «Лев и Барс» не используется вне авторского текста Крылова.

Читать все басни Крылова

Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/lev-i-bars-basnya-krylova/

Мораль басни Синица и ее анализ (Крылов И. А.)

Одна из ранних басен, басня 1811 года, – “Синица”. В ней обличается хвастовство.

… делом не сведя конца,

Не надобно хвалиться.

Такова мораль басни. Она совершенно очевидна. “Море синица не зажгла” – стало крылатой крыловской фразой. Заклейменные и посрамленные хвастуны, вероятно, боятся моря как огня, боятся Крылова, избегают встречи с синицами – двойниками своими.

Синица, обещав зажечь море, не зажгла его.

Что можно сделать вокруг этого замысла, который, кстати, осмеивает так называемые “общечеловеческие”, к тому же “невинные” пороки – хвастовство? Возможности очень ограниченны.

Но не забудем, что перед нами Крылов. Особенность его творчества состоит в том, что, какие бы “общечеловеческие пороки” он ни высмеивал, предметом его сатиры было всегда современное ему общество.

Совет

Все “общечеловеческое” для Крылова было современным, злободневным. Он не думал о пороках как таковых, вне их конкретного преломления, вне конкретных носителей этих пороков.

Хвастливая Синица разболтала, что она зажжет море, но моря не зажгла. Подобный

замысел многого не обещал. Но вот Крылов принимается за работу. Его творческая фантазия “приведена” в состояние активности, и замысел быстро обрастает такими подробностями, которые не придумаешь, “хоть проглоти перо”.

Кстати, осмеяние хвастовства в басне Крылова целит не только в легкомыслие хвастунов, но и в легковерие людей, поддающихся обману, слуху, гипнозу молвы крылатой… Впрочем, подлинное произведение искусства, говорит Белинский, пересказать нельзя, оно не поддается пересказу. Не поддаются пересказу и басни Крылова, ибо это произведения искусства в высшем смысле слова.

“Содержание” басни “Синица” мы уже передали. Нам ясны цель и мораль ее. И при всем том мы даже не прикоснулись к рассказу. Он остался за пределами нашего пересказа. Ибо суть басни, мораль ее живет у Крылова во всем – в каждом образе и деталях, составляющих целое. И не мораль это, не вытяжка, не экстракт, а идея произведения в богатстве живой жизни и живых проявлений.

Идея произведения, по Добролюбову это не то, что хотел сказать автор, и не та мысль, которую он ведет. Идеей великий критик называет все то, что несет образная система как целое в естественности и непринужденности своего движения. Не то, что хотел сказать автор, а то, что сказалось (слово, на котором настаивает Добролюбов) в его книге.

Даже порой помимо воли автора, но в силу верности картин жизненной правде.

Это одно из ведущих положений эстетики реализма, которое одновременно является и принципом анализа реалистических произведений. Заранее, наперед заданная цель и полное соответствие заданному – такое Добролюбов называл чуть ли не ловкостью рук. О творчестве здесь говорить не приходилось… Басенный сюжет обрастает реальными жизненными подробностями. Подробностями социально значимыми.

“Стада птиц” предстают перед нами в качестве “любителей таскаться по пирам”, к которым, кстати говоря, Крылов не скрывает своего презрения. К слову, во всем этом нельзя не видеть сатиры на паразитизм.

Но поэт не останавливается на этом. Используя “фигуру” сравнения, он вводит в свой рассказ еще одну “деталь”, которая стоит всего рассказа, не исключая и “любителей таскаться по пирам”.

…Чтоб похлебать ухи такой богатой,

Какой-де откупщик и самый тороватый

Не давывал секретарям.

Диву даешься, что делает художник с помощью невинного, казалось бы, сравнения. Он вводит в басню две значимые фигуры крепостнического общества и государства: откупщика и секретаря. Вводит, не прибегая ни к каким аллегориям. Бьет прямо, в лоб. Откупщик – лицо страшное.

Он покупал у государства право грабежа населения. Будучи временщиком (откупа сдавались на время) и получая неограниченные права, он драл шкуру с живого и мертвого.

Обратите внимание

Никакая стихия, никакой мор и эпидемия не опустошали деревни и села так, как это делал временщик-откупщик, наживая свои миллионы.

Откупщик у Крылова выступает в паре с секретарем. Секретарь – частый гость крыловских басен. Мы встречаемся с ним в баснях “Лев и Барс”, “Оракул”, “Водолазы”, “Вельможа”, в знаменитых “Рыбьих плясках” и многих других.

Читайте также:  История создания "повестей белкина" пушкина: замысел, история написания и публикации

Секретарь умен, хитер, пронырлив, он работает за начальника и подменяет его, голосует в совете, судит в суде, торгует законом и правом, выступает в роли Оракула,- словом, он является центральной фигурой крепостнического государства. Потому-то и “жалует” его Крылов.

“В судах скривилися весы” – дело секретаря, Оракул умно прорицает – у него умный секретарь. Без помощи секретаря Лиса и та не может “обойтиться”. И если рыбы на сковородке пляшут, то ищите где-то рядом Главного секретаря.

В рассказ о Синице Крылов вводит откупщика и секретаря в паре: секретарям откупщик дает обед. Картина привычная и обычная по тем временам: речь идет о взятке. Как о чем-то обязательном, что подчеркнуто и многократным “не давывал”. Иными словами, обед, который откупщик дает секретарям, стал абсолютной мерой.

Она входит в состав басенного гиперболического образа! Только с этой ухой и можно в какой-то мере и степени сравнить уху, что сварит Синица, поджегши целый Океан.

Но если обычные земные вещи можно соотносить, хотя бы в приближении, с гиперболой басни и первыми измерять вторую, то в данном случае и басенная гипербола не может не выступить в роли меры земных вещей и земных отношений. Такова поэтика басни Крылова.

Крылов начал и задумал очень простое: он решил написать басню, осуждающую общечеловеческий, пожалуй, невинный порок – хвастовство.

Но в процессе развертывания темы басенный сюжет стал обрастать подробностями и реалиями из жизни крепостнического общества, вовлек в сферу повествования таких “героев времени”, которые направили развитие сюжета по пути, первоначально не предусмотренному.

Важно

Басня – сатира на “общечеловеческий” порок – хвастовство, оставаясь собой, вместе с тем вышла из своих рамок. Она переросла в социальную сатиру на крепостническое общество и государство, точно попадая в цель.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/moral-basni-sinica-i-ee-analiz-krylov-i-a/

Сочинение по литературе. Значение басен крылова

    Забавой он людей исправил.

     Сметая с них пороков пыль;

    Он баснями себя прославил,

     И слава эта наша быль.

     И не .забудут этой были.

     Пока по-русски говорят:

    Ее давно мы затвердили,

     Ее и внуки затвердят.

    Кн. П. Вяземский

    Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет. В это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне,

    В 1808 году вышло первое издание его “Басен”, Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. В это время он был милостиво принят при царском дворе.

    Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа. Лафонтена, Марциала, его произведения абсолютно самостоятельны. Басен на заимствованные сюжеты только 30, остальные принадлежат собственно ему и по вымыслу, и по рассказу.

    И. А. Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил сам Державин.

    Иностранцы, так же как и русские, почитали талант Крылова. Басни его, особенно те, в которых больше национальной прелести, были переведены на разные европейские языки. Особенно знаменательны были почести, оказанные баснописцу в 1831 году. Император Николай в числе своих подарков на Новый год прислал сыну (впоследствии императору Александру I) бюст Крылова. . .

    Наверное, высшая награда для человека пишущего — полное принятие его произведений народом, когда его “литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами. Басня — это небольшой аллегорический рассказ, чаще стихотворный, имеющий целью нравоучение.

    Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. Но мастерство Крылова-баснописца, конечно, состоит не в подражании этой традиции.

Совет

    Как классицист, Крылов считал, что искоренять пороки человечества следует смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

    Басни Крылова”имеют не только бытовой характер, у него есть басни на исторические темы (“Волк на псарне”, “Щука и кот”) и социальные басни (“Воспитание Льва”).

    Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова.

Например, в басне “Лев и Барс”, где лев ' и барс — высшие слои общества, лиса и кот — чиновничество. Сюда же можно отнести басню “Волк и ягненок”. “У сильного всегда бессильный виноват” — гласит мораль.

Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами.

Для этого используются образы животных. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента:

    Проказница-Мартышка, Осел, Козел

    Да косолапый Мишка Затеяли сыграть

    Квартет,.. Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

    Действительно, что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если во главе его поставлены столь разные животные.

    Эту же тему продолжает Крылов в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему — это совсем небольшое произведение, но это не умаляет его достоинств. Мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, высказанные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта:

    Однажды Лебедь, Рак да Щука

     Везти с поклажей воз взялись

    И вместе трое все в него впряглись;

     Из колеи лезут вон, а возу все нет ходу!

     Поклажа бы для них казалась и легка.

     Да Лебедь рвется в облака.

    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Обратите внимание

    Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу басни. Для обрисовки русского национального характера Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа.

Баснописец вкладывает в уста животных разговорную речь разных сословий того времени. В крыловских баснях слышится яркая живая народная речь.

Именно благодаря басням Крылова она стала одним из необходимейших источников русского литературного языка.

    Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим тон рассказчика с присущими ему одному формами и оборотами речи. Постараемся его себе представить. “Лебедь, Рак да Щука”, взявшись за дело, “из кожи лезут вон”. “Механик пуще рвется”, чтобы открыть ларец.

Лягушка, захотевшая сравняться с Волом, вначале стала “топорщиться, пыхтеть”, а затем “с натуги лопнула и — околела”. Бедняк, увидев Смерть, “оторопел”. Моська появляется “отколе ни возьмись”. “Свинья на барский двор когда-то затесалась”. Другая свинья, выспавшись под дубом, “продирает глаза”.

    Встречаются в баснях такие обороты: “зима катит в глаза”, “с ним была плутовка такова”. Рассказчик как бы находится среди своих персонажей, говорит о них как о знакомых, дает им прозвища: попрыгунья Стрекоза, проказница Мартышка, Повар-грамотей, Механик-мудрец.

Лягушку, захотевшую сравняться с Волом, он называет “моя затейница”, музыкантов, горланящих вздор,— “молодцами”. Иногда в самих обращениях выражено отношение рассказчика: “мой бедный соловей”, “бедный Фока мой”, “мой хитрец” (“Волк на псарне”).

Но такое приближение к персонажам не мешает давать им справедливую оценку: “Избави Бог и нас от этаких судей”.

    Юно про свои дела кричит всем без умолку.

    В том, верно, мало толку…

    Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка:

    Кто виноват из них, кто прав — судить не нам,

     Да только воз и ныне там.

    Это как раз и есть то “веселое лукавство ума”, о котором писал Пушкин.

    Крылов широко использует в своих баснях пословицы и поговорки: “Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова” (“Музыканты”).

Важно

    То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность. И наоборот, многие выражения стали восприниматься как пословицы: “А Васька слушает да ест”, “А ларчик просто открывался”. “Слона-то я и не приметил”.

    Некоторые выражения стали популярными в частично измененном виде: “Кукушка хвалит Петуха за то. что хвалит он Кукушку”.

    Это позволяет сказать, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, внеся вклад в формирование русского литературного языка.

    Басни И. А. Крылова — совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку.

    Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1955.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]